Головная боль у детей: почему болит голова у ребенка и как лечить. Любят ли дети болеть? Почему некоторые дети не болеют

Часто болеющий ребёнок - что делать? Для начала, понять, что это совсем не диагноз. Это группа диспансерного наблюдения. В нее входят дети, которые часто болеют респираторными инфекциями, и это не связано с явными врожденными и наследственными патологиями. Формально, группа "часто болеющих" определяется так:

    если ребенок в возрасте от 3 до 4 лет – болеет чаще 6 раз в год;

    если ребенок в возрасте от 4 до 5 лет – болеет чаще 5 раз в год; - если ребенок старше 5 лет - болеет чаще 4 раз в год.

    Когда такое происходит, родители часто винят "плохих врачей" и начинают самостоятельно мучить детей новыми и новыми лекарствами - чем могут только усугубить проблему. Если ребенок часто болеет, это означает, что он постоянно сталкивается с источниками инфекции. Они могут находиться внутри самого организма или во внешней среде - например, при большом числе контактов с людьми. Не случайно многие родители связывают всплеск заболеваний именно с началом посещения ребенком детского сада. Но причины могут быть и дома, в семье.

Внешние факторы

  • отсутствие санитарной культуре в семье, дефекты ухода, например, нерациональное питание, с ребенком не гуляют, не занимаются физкультурой;
  • материальное неблагополучие, плохие санитарно-бытовые условия, а во вполне благополучных семьях наоборот – гиперопека над ребенком;

    бесконтрольное применение антибиотиков, жаропонижающих средств, которые нарушают работу защитных факторов организма ребенка;

    наличие хронических заболеваний лор-органов у родителей и других членов семьи, которые проживают вместе с ребенком; пользование общей посудой и т.д.;

    проведение прививок перед началом посещения детского учреждения. Многие родители зачастую откладывают вакцинацию до момента поступления детсад, а вакцины ослабляют работу иммунной системы – в результате ребенок заболевает через несколько дней после начала адаптации к условиям детского учреждения;

    родители не провели профилактических мероприятий перед началом посещения детсада, в результате организм ребенка не справляется с переутомлением и перевозбуждением нервной системы;

    начало посещения ребенком детского сада (особенно в возрасте до 3 лет). В этом возрасте дети очень восприимчивы к респираторным заболеваниям.

    большое количество контактов в местах с массовым пребыванием людей: транспорт, супермаркеты и др.

Лор-врач двух моих детей Светлана Данилова обычно категорично заявляет родителям, дети которых страдают синуситами, отитами, аденоидитом – нужно срочно забирать детей из учреждения домой хотя бы на пару месяцев. "Была бы моя воля - все бы садики закрыла",- категорично заявляет Светлана Владимировна.

Но у родителей зачастую нет возможности оставить ребенка дома: или не с кем, или финансовое положение не позволяет трудиться только папе или маме.

Внутренние факторы частой заболеваемости ребенка:

  • До- и послеродовые неблагоприятные сценарии развития ребенка, например, гипотрофия, рахит, анемия, недоношенность, гипоксия в родах, энцефалопатия;
  • раннее искусственное вскармливание влияет на созревание иммунной системы;

    аллергия, особенно та, которая передалась по наследству;

    наличие у ребенка очагов хронической инфекции в рото- и носоглотке;

    на слизистой оболочке носоглотки ребенка могут находиться вирусы и патогенная флора;

    плохо работает «местный» иммунитет слизистой оболочки дыхательных путей;

    у ребенка нарушены процессы терморегуляции и термоадаптации;

    нарушение состава микрофлоры кишечника.

    Комментирует Иван Лесков , отоларинголог:

“Настоящая проблема начинается тогда, когда ребенка приходится отдавать в детский сад, где в группе 20-25 человек. Из них трое-четверо всегда находятся в продромальном периоде инфекции, или приходят в детский сад после больничного – не долеченными. И хотя 3-4-летний ребенок уже может выработать антитела к инфекции, главное звено иммунитета – Т-система - еще не работает (она формируется к 5-6 годам). А это значит, что с 3 до 6 лет есть опасность формирования у ребенка хронических бактериальных очагов инфекции (тонзиллит, аденоидит), или персистирующих (лат. «постоянно пребывающих») хронических вирусов, к которым, в частности, относятся вирус Эпштейна-Барр, аденовирусная и цитамегаловирусная. Если ребенок часто болеет, простая стимуляция его иммунитета не даст желаемых результатов».

Что делать?

Три грамотных шага позволят вам разорвать порочный круг:
1. Выявить и санировать хронические очаги инфекции;

    Сдать анализы на антитела к вирусам;

    После выполнения двух первых пунктов – начать реабилитацию иммунной системы ребенка

    Надо показать ребенка не только педиатру, но и отоларингологу. Именно лор-врач может оценить состояние миндалин, аденоидов, придаточных полостей носа и барабанной перепонки уха. Именно заболевания лор-органов является причиной частых болезней детей.

    Лор-врач должен дать направление на анализ – посев со слизистой оболочки зева и носа для оценки микробного состояния. В слизистой носоглотки у часто болеющих детей зачастую мирно « живут» грибы рода Candida, стафилококки, гемофильная палочка (кстати, с прошлого года детям из группы риска прививку от гемофильной инфекции стали делать бесплатно), энтеробактерии. Они-то и являются источником воспалительного процесса.

В результате оценки анализов – назначается адекватное лечение. И только после того, как ребенок полностью выздоровеет, можно приступать к реабилитации иммунной системы.

Как проводить реабилитацию иммунной системы ребенка?

Сегодня очень часто педиатры используют в своей практике препараты растительного происхождения и гомеопатические препараты. Большинству из нас известны растения-адаптагены. Для стимуляции иммунитета используются элеутерококк, эхинацея, заманиха, левкой, лимонник китайский, родиола розовая, аралия маньчжурская. В аптеках продаются экстракты и настойки этих растений. В практике обычно применяют такую дозировку: 1 капля настойки на 1 год жизни. В эпидемический период иммунномодуляторы дают ребенку в течение недели – исключая выходные – в течение месяца.

Знатоки пчелиной продукции утверждают, что иммунитет можно поднять маточным молочком, пчелиным молочком, прополисом.

Если ребенок постоянно мучается насморками, отитами, у него необходимо стимулировать местный иммунитет. Необходимо применение препаратов (по рекомендации лор-врача и после сдачи анализов), которые нормализуют иммунитет в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. Эти лекарства содержат лизаты бактерий. Они помогают предупреждать инфекции в носоглотке. Известны рибосомальные иммуномодуляторы, бактериальные лизаты и мембранные фракции и их синтетические аналоги. Специально не называю сами препараты, их должен назначить только доктор, желательно хороший иммунолог .

Комментирует Федор Лапий , иммунолог-инфекционист:

“Перед тем, как назначить препарат, необходимо оценить состояние здоровья ребенка. Для начала смотрится общий анализ крови – в норме ли содержание клеток-лимфоцитов. Их количество свидетельствует о том, есть ли у ребенка грубое нарушение иммунной системы (норма для детей в возрасте от 4 лет - 6,1 – 11,4х109/л). Выясняется, перенес ли ребенок пневмонию, гнойные отиты, менингит и другие тяжелые заболевания. После этого могут потребоваться другие исследования – иммунограммы. Они бывают разными. Иногда для того, чтобы правильно оценить происходящее с ребенком и назначить адекватное, эффективное лечение – иммунолог может назначить очень узконаправленный тест. При этом сама иммунограмма будет показывать норму. Но это не будет означать, что проблема снята».

Хорошо проводить интерферонопрофилактику . Даже новорожденным педиатры назначают в период сезонной заболеваемости нативный лейкоцитарный альфа-интерферон (в ампулах). Есть рекомбинантные виды интерферона – гриппферон и виферон (свечи), анаферон и афлубин. Индуктором интерферона является арбидол, помимо этого это еще и противовирусный препарат. Не стоит забывать оксолиновую мазь. Утром и вечером после того, как очистили нос ребенка от слизи и просто от корочек – аккуратно смазывать слизистую ватной палочкой с нанесенной на нее мазью.

Есть также физиотерапевтичксие варианты восстановления иммунитета. В многих пульмонологических отделениях и в центрах здоровья детей есть так называемые галакамеры , они моделируют основные параметры соляных пещер. Очень рекомендуются детям с бронхолегочными заболеваниями, аллергикам, да и просто часто болеющим детям. Нахождение в галокамере активизирует Т-клетки, повышается синтез эндогенного интерферона и уровень иммуноглобулинов. Обычно проводят два курса в год. Например, осенью и весной.

Ароматерапия – физиотерапевтическая процедура с использованием летучих биологически активных веществ. В зависимости от использования эфирного масла определенного растения – будет и соответствующий эффект. Широко известны противовоспалительные и антибактериальные свойства масла хвои, лаванды, лавра, фенхеля и базилика. В ароматерапии обязательно строго индивидуальный подбор эфирного масла.

Чуть подзабытое УФО – ультрафиолетовое облучение . Физиотерапевтические кабинеты детских поликлиник обычно оборудованы этими аппаратами. В результате воздействия ультрафиолетовых лучей не только возрастает бактерицидная активность крови, также усиливается фагоцитарная активность, происходит рост антимикробных антител.

При этом надо не забывать выполнять другие «немедикаментозные» мероприятия по оздоровлению. О них все знают или хотя бы слышали, но выполнение этих абсолютно грамотных инструкций требует от взрослых педантичной постоянности. Правила должны стать нормой жизни.

    Правильно организовать режим дня ребенка. Он должен и погулять, и поиграть, и вовремя лечь спать.

    Избегать стрессов. Потушить все конфликтные ситуации в семье. Как правильно замечают психологи: очень часто ребенок заболевает в тех семьях, где есть неразрешенные ситуации между родителями. Малыш таким образом привлекает внимание противоборствующих сторон на себя. В другом варианте –иммунитет ребенка падает из-за постоянного стресса в связи с ситуацией в семье.

    Сделать правилом несколько раз в день промывать нос раствором поваренной соли (0, 9 %) или физраствором (стоит копейки). Многие родители покупают спреи, например, «Аква-Марис». Чтобы сэкономить – после того, как раствор в покупном препарате заканчивается, можно аккуратно плоскогубцами снять крышку и залить в бутылочку физраствор. Дешево и сердито. Другие спрей-системы не позволяют использовать их повторно.

    - Применять адаптагены. Они помогут ребенку восстановить иммунитет.

    - Обеспечить доступ к чистому воздуху. Чаще проветривайте, хотя бы перед сном делайте в комнате ребенка влажную уборку пола. Если есть возможность – уберите ковры-пылесборники. Или часто и очень тщательно чистите их.

    • Очень хорошая традиция – хотя бы раз в год вывозить ребенка на море , желательно на две недели (не меньше). Если такой возможности нет – отправляйтесь в деревню, открывайте нынче тоже модный дачный сезон. Ребенку надо дать возможность прочистить бронхи от городского воздуха, квартирных аллергенов. Лето для начала закаливающих процедур – самое благоприятное время. Что может быть лучше - облить ножки малыша холодной водой на траве или пробежаться с ним вдоль берега реки, а потом и искупаться с солнечными брызгами…

    - Составить график посещения специалистов. Для часто болеющего ребенка очень важна такая педантичность. Основные - педиатр, отоларинголог, стоматолог, физиотерапевт. По дополнительным показаниям: врач ЛФК, аллерголог, иммунолог, невропатолог.

«Вот заболею и умру, - решил мальчик (а может быть, девочка). - Умру, и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо».

(Из тайных мыслей многих мальчиков и девочек, а также - невзрослых дядей и тетей)

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых тоже.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и тем более что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то ангины. Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, «мама - барыня такая» (из реплики маленькой девочки, приведенной К. И. Чуковским в книге «От двух до пяти») в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (то есть дающим выгоду) симптомом.

Один мой коллега описал однажды клинический случай с молодой женщиной, заболевшей бронхиальной астмой. Случилось это следующим образом. Муж ее оставил и ушел к другой. Ольга (так мы ее назовем) была очень привязана к мужу и пришла в отчаяние. Тут она простудилась, и впервые в жизни у нее разыгрался астматический приступ, настолько тяжелый, что испуганный неверный супруг вернулся к ней. С тех пор у него время от времени случались такие попытки, но решиться оставить больную жену, приступы у которой становились все тяжелее, так и не смог. Так они и живут рядом - она, распухшая от гормонов, и он - понурый и раздавленный.

Если бы у мужа хватило мужества (в другом контексте это бы назвали подлостью) не возвращаться, не устанавливать порочной и прочной связи между болезнью и возможностью обладания объектом привязанности, у них могло бы получиться, как у другой семьи в аналогичной ситуации. Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась умом, а потом просветлела разумом. У нее даже открылись способности, о которых раньше не знала, - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит в пути, а помогает идти.

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не столько в мужьях, сколько в той различной позиции, которую заняли женщины. Одна из них пошла по пути невольного и неосознанного эмоционального шантажа, другая - использовали возникшую трудность как шанс стать самой собой, настоящей. Она своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни как о пути к ее сердцу.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка или он в угоду им запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его?

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест? Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой.

Моя специальность - психотерапия. Более чем двадцатилетний врачебный и материнский опыт, опыт совладания со своими собственными многочисленными хроническими болезнями позволил сделать вывод:

Большинство детских болезней (разумеется, не врожденного характера) носит функциональный, приспособительный характер и человек из них постепенно вырастает, как из коротких штанишек, если у него появляются другие, более конструктивные способы отношений с миром. Например, с помощью болезни ему не нужно привлекать к себе внимания мамы, мама и так научилась замечать его здорового и радоваться ему такому. Или не нужно своей болезнью мирить родителей. Я лет пять работала подростковым врачом, и меня поразил один факт - несоответствие между содержанием амбулаторных карт, которые мы получали из детских поликлиник, и объективным состоянием здоровья подростков, за которым велись регулярные наблюдения в течение двух-трех лет. В картах значились гастриты, холециститы, всевозможные дискинезии и дистонии, язвы и нейродермиты, пупочные грыжи и прочее. Как-то на медосмотре у одного мальчика не оказалось описанной в карте пупочной грыжи. Он говорил, что маме предлагали операцию, но она все не могла решиться, а он начал тем временем заниматься спортом (ну не терять же, в самом деле, времени). Постепенно грыжа куда-то делась. Куда делись их гастриты и прочие хворости, жизнерадостные подростки тоже не знали. Вот и выходит - переросли.

Простуда — это распространённое наименование для инфекции дыхательной системы вирусного или бактериального генеза. Иными словами, когда у ребёнка насморк, кашель и он часто чихает, это, наверное, простуда. Врачи часто предлагают мамам проверять цвет слизи ребёнка. Если он изменяется от водянистого до жёлтого или зеленоватого, более вероятно, что это простуда.

Почему ребёнок часто болеет простудными заболеваниями?

Если ребёнок часто болеет простудными заболеваниями, это означает, что защиты организма ещё недостаточно для охраны от неблагоприятных условий окружающей среды.

Кашель, простуда, рвота и диарея — детская иммунная система учится самостоятельно справляться.

Болезнь — это способ малыша укреплять свои иммунные системы для своего будущего здоровья.

Когда дети рождаются, они берут силы иммунной системы от своей матери. Антитела — это специальные белки, которые борются с инфекцией, а дети рождаются с большим их количеством в крови. Эти материнские антитела дают хорошее начало, помогая бороться с инфекциями.

Когда ребёнок на грудном вскармливании, этот эффект увеличивается, потому что в материнское молоко также входят антитела, которые попадают к малышу и помогают в борьбе с болезнью.

По мере взросления ребёнка антитела, которые мама давала, умирают, а детский организм начинает создавать свои собственные. Однако этот процесс требует времени. Кроме того, ребёнок должен вступать в контакт с болезнетворными организмами, чтобы создавать факторы защиты.

Более 200 разнообразных вирусов и бактерий являются причиной простуды, и ребёнок формирует иммунитет к ним по одному. Каждый раз, когда в организме появляется возбудитель, детская иммунная система увеличивает способность распознавать патогенный организм. Тем не менее вокруг так много возбудителей, что, когда организм преодолевает одно заболевание, приходит другая инфекция. Иногда кажется, что ребёнок постоянно болеет одним и тем же недугом, но обычно это несколько разных возбудителей.

К сожалению, это нормально, когда ребёнок болеет. Малыш болеет чаще, чем взрослые, потому что его иммунная система ещё не функционирует на полную мощность. Кроме того, у него ещё нет иммунитета к разнообразным вирусам и бактериям, вызывающим простуду.

Нахождение вокруг других детей также повышает риск простуды. К переносчикам вирусов и бактерий относят также старших братьев и сестёр, которые приносят домой инфекцию из школы или детского сада.

Исследования показали, что у детей, посещающих образовательные учреждения, больше простудных заболеваний, ушных инфекций, насморков и других респираторных проблем, чем у «домашних» детей.

В холодные месяцы ребёнок часто болеет простудными заболеваниями, так как вирусы и бактерии распространяются по всей стране. Это также время, когда включается отопление в помещении, которое сушит носовые проходы и позволяет простудным вирусам процветать.

Какова нормальная частота простудных заболеваний?

Казалось бы, что норму следует рассматривать как отсутствие заболевания, но в медицинской статистике установлено, что нормальное развитие ребёнка после рождения не исключает рецидив заболевания.

Если ребёнок до года, по крайней мере, 4 раза переболел простудой, его уже можно отнести к часто болеющим. От 1 до 3 лет эти дети простужаются 6 раз за год. От 3 до 5 лет частота простуды снижается до 5 раз за год, а затем — 4 — 5 острых респираторных заболеваний каждый год.

Индикацией ослабленной иммунной системы является частота и продолжительность заболевания. Если острая респираторная инфекция и простуда не исчезают через 2 недели, значит, у ребёнка иммунитет ослаблен.

Подрывает здоровье и иммунную систему ребёнка ряд условий:

Частые простуды могут привести к довольно серьёзным осложнениям у ребёнка. Хотя эти осложнения не очень распространены, но важно быть осторожными и помнить о них.

Осложнения, которые могут возникнуть вскоре после того, как ребёнок простудился:

  • есть риск, что у младенцев, страдающих от обычной простуды, разовьётся ушная инфекция. Эти инфекции могут поражать, если бактерии или вирус переходят в пространство позади барабанной перепонки ребёнка;
  • простуда может привести к хрипам в лёгких, даже когда у ребёнка нет астмы или других респираторных заболеваний;
  • простуда иногда приводит к синуситу. Воспаление и инфекция пазух являются распространёнными проблемами;
  • другие серьёзные осложнения, вызванные простудой, включают пневмонию, бронхиолит, крупозный и стрептококковый фарингит.

Как помочь ребёнку?

Известно, что здоровье ребёнка будет зависеть от поведения мамы в течение беременности и её планирования. Своевременное выявление и лечение существующих инфекций и правильное питание, хорошее здоровье и успешные роды благоприятно воздействуют на здоровье ребёнка. Это также важно во время младенчества.

К примеру, не все родители понимают, что для ребёнка опасно не только курение мамы, но также и летучие вещества из табачных изделий, приносимые членами семьи на волосах и одежде. Но эти меры являются идеальными в качестве профилактических мер.

Что делать, если ребёнок часто болеет простудными заболеваниями:

  1. Правильное питание. Необходимо приучить ребёнка к здоровой пище, потому что правильная диета позволяет получать требуемые витамины и минералы. Различные закуски не только вредны по своему составу, но и подавляют естественное чувство голода, вынуждая ребёнка отказаться от полезной и здоровой еды.
  2. Организация бытового пространства. Частая ошибка мам – организация полной гигиенической стерильности, которая могла бы конкурировать с условиями операционной. Но для поддержки здоровья ребёнка достаточно влажной уборки, проветривания, удаления пылесборников.
  3. Правила гигиены. Выработать у ребёнка привычку мыть руки после улицы, использования туалета и перед едой — главнейшее правило. Чем скорее ребёнку будут привиты навыки гигиены, тем более вероятно, что он начнет соблюдать их, не находясь под контролем родителей.
  4. Закаливание, которое здоровый ребёнок получает естественным образом – лёгкие сквозняки, ходьба босиком, мороженое и напитки из холодильника. А ведь это запрет для постоянно болеющего ребёнка. Однако чтобы приучить его к природным условиям, необходимо проводить каникулы на море или в сельской местности, а утреннее обтирание холодной водой не выглядит таким страшным.

Ребёнок часто болеет в садике

Эта проблема почти у всех. Когда малыш сидит дома, он почти никогда не болеет, и как только ребёнок пошел в садик, диагноз острая респираторная инфекция (ОРИ) ставится каждые 2 недели.

И это явление зависит от целого ряда причин:

  • этап адаптации. Во многих случаях ребёнок часто болеет в детском саду в течение первого года его посещения, причем независимо от возраста малыша. Для большинства родителей есть надежда, что период привыкания пройдёт, стресс уменьшится, а постоянные отпуска по болезни прекратятся;
  • инфекция, полученная от других детей. Не желая уходить на больничный (или не имея возможности), многие родители приводят в группу детей с первичной симптоматикой простуды, когда ещё не повышена температура. Насморк, лёгкий кашель — верные спутники посещающих образовательное учреждение. Дети легко заражают друг друга и чаще болеют;
  • несоответствующая одежда и обувь. В детский сад дети ходят ежедневно, кроме особенно холодных дней и выходных.

Удостоверьтесь, что одежда и обувь ребёнка всегда соответствуют погоде и комфортна для него. Обувь и верхняя одежда должны быть водонепроницаемыми и тёплыми, но не жаркими.

Если ребёнок очень часто болеет в детском садике, единственный способ — попытаться укрепить его иммунитет. Начните поэтапное закаливание, проветривайте комнаты, запишите ребёнка в секцию плавания, соблюдайте принципы полезного питания и давайте витамины. Касательно последних предварительно проконсультируйтесь с педиатром.

Идеальный путь к правильной адаптации к садику – это постепенное привыкание. В первые 2 — 3 месяца маме или бабушке лучше взять отпуск или работать неполный день, чтобы не оставлять ребёнка в группе надолго. Поэтапно увеличивайте время, чтобы уменьшить уровень стресса.

А когда ребёнок заболел, не спешите выходить на работу и возвращать ребёнка в группу. Важно дождаться абсолютного выздоровления, чтобы не было рецидивов или осложнений.

Почему ребёнок часто болеет ангиной?

Обычная простуда, по сути, представляет большую угрозу.

Отсутствие надлежащей терапии и отказ от постельного режима чреваты осложнениями.

Наиболее распространённым типом осложнений респираторных заболеваний является ангина или, медицинское определение, тонзиллит.

Тонзиллит — это воспаление ткани миндалин из-за инфекции бактериального и вирусного генеза.

Миндалины являются частью лимфатической системы и составляют первую линию защиты организма. Они присутствуют на левой и правой стороне внутри горла и представляют собой два розовых образования в задней части полости рта. Миндалины защищают верхнюю дыхательную систему от возбудителей, которые проникают в организм через нос или рот. Однако это делает их уязвимыми к инфекциям, что приводит к тонзиллиту.

Как только миндалины поражаются и воспаляются, они становятся огромными, красноватыми и покрываются беловатым или желтоватым налетом.

Существует два типа тонзиллита:

  • хронический (длится более трёх месяцев);
  • рецидивирующий (частое заболевание, многократно за год).

Как упоминалось ранее, преобладающей причиной тонзиллита является инфекция вирусного или бактериального происхождения.

1. Вирусы, которые обычно приводят к ангине у детей:

  • вирус гриппа;
  • аденовирусы;
  • вирусы парагриппа;
  • вирус простого герпеса;
  • вирус Эпштейна-Барра.

2. Бактериальная инфекция является причиной 30 % случаев тонзиллита. Основной причиной являются стрептококки группы А.

Некоторые другие бактерии, которые могут вызывать тонзиллит — это chlamydia pneumoniae, streptococcus pneumoniae, staphylococcus aureus и mycoplasma pneumoniae.

В редких случаях тонзиллит вызывается фузобактериями, возбудителями коклюша, сифилиса и гонореи.

Тонзиллит довольно заразен и легко распространяется от инфицированного ребёнка к другим детям воздушно-капельным и бытовым путем. В основном эта инфекция распространяется среди маленьких детей в школах и среди членов семьи дома.

Причины рецидива инфекции включают ослабленную иммунную систему ребёнка, резистентность (устойчивость) бактерии или наличие члена семьи, который является носителем стрептококка.

Одно исследование показало генетическую предрасположенность к развитию рецидивирующего тонзиллита.

3. Зубной кариес, воспалённые десны вызывают накапливание бактерий во рту и гортани, вследствие чего также возникает ангина.

4. Инфицированное состояние синусовых, гайморовых, лобных пазух носа быстро провоцируют воспаление миндалин.

5. Из-за грибковых заболеваний в организме скапливаются бактерии, которые трудно поддаются лечению, что снижает сопротивляемость и вызывает частый рецидив тонзиллита.

6. Реже воспаление может быть вызвано травмой. Например, химическим раздражением от тяжёлого кислотного рефлюкса.

Когда у ребёнка частая ангина, вы должны понимать, что каждый раз он получает большой ущерб. Миндалины настолько ослаблены, что они не могут противостоять микробам и защищать от инфекции. В результате патогены начинают цепляться один за другим.

У ребёнка, часто болеющего ангиной, могут возникнуть множество осложнений.

Тонзиллит может привести к следующим последствиям:

  • аденоидная инфекция. Аденоиды являются частью лимфатической ткани, как и миндалины. Они расположены в задней части полости носа. Острая инфекция миндалин может заразить аденоиды, вызывая их разбухание, что приводит к обструктивному апноэ сна;
  • перитонзиллярный абсцесс. Когда инфекция распространяется от миндалин к окружающей ткани, это приводит к образованию заполненного гноем кармана. Если инфекция впоследствии распространяется на десну, это может вызвать проблемы во время прорезывания зубов;
  • отит. Возбудитель может быстро найти свой путь к уху от горла через евстахиевую трубу. Здесь он может поражать барабанную перепонку и среднее ухо, что вызовет совершенно новый набор осложнений;
  • ревматическая лихорадка. Если стрептококки группы А вызывают тонзиллит и состояние игнорируется в течение очень долгого времени, это может вызвать ревматическую лихорадку, которая проявляется сильнейшим воспалением различных органов тела;
  • постстрептококковый гломерулонефрит. Бактерии стрептококка могут найти свой путь к различным внутренним органам тела. Если инфекция попадает в почки, то она вызывает постстрептококковый гломерулонефрит. Кровеносные сосуды в почках воспаляются, что делает орган неэффективным для фильтрации крови и образовании мочи.

Что делать, если ребёнок часто болеет ангиной?

Постоянная ангина может влиять на питание, образ жизни и даже на образование и развитие ребёнка. Поэтому обычной практикой является удаление миндалин, если их воспаление создает регулярную проблему.

Тем не менее тонзилэктомия (хирургическое удаление миндалин) не является предпочтительным вариантом лечения. Если у ребёнка частый тонзиллит, есть некоторые способы её предотвратить.

1. Частое мытьё рук.

Многие из микробов, вызывающих тонзиллит, очень заразны. Ребёнок может легко подхватить их с воздуха, которым дышит, и это часто неизбежно. Однако передача микробов через руки — ещё один общий путь, его можно предотвратить. Ключ к профилактике — хорошая гигиена.

Приучите ребёнка часто мыть руки с мылом и водой. Используйте антибактериальное мыло, насколько это возможно. Антибактериальные средства для рук хорошо подходят, когда вы находитесь в дороге. Приучите ребёнка всегда мыть руки после использования туалета, перед едой и после чихания и кашля.

2. Избегайте совместного использования продуктов питания и напитков.

Слюна содержит микробы, которые могут вызвать инфекцию. Разделяя пищу и напитки с инфицированным человеком, ребёнок неизбежно позволяет микробам проникать в свой организм. Иногда эти микробы находятся в воздухе и могут приземляться на продукты и напитки, что неизбежно. Но обмен продуктами и напитками необходимо исключить. Приучите ребёнка не делиться пищей и напитками, чтобы это не привело к перекрестному загрязнению. Лучше разделите или разрежьте пищу, разлейте напиток по стаканчикам, но избегайте совместного использования.

3. Минимизирование контактов с другими.

Вы должны попытаться помешать малышу заразиться инфекцией, которая приведет к тонзиллиту. Когда у ребёнка тонзиллит, вы должны минимизировать его контакт с другими. Это относится к любой инфекции, особенно если вы знаете, что она очень заразная. Пусть ребёнок на время болезни не посещает школу или детский сад, не подходит слишком близко к остальным членам семьи дома, которые могут заразиться инфекцией. Даже поездка в торговый центр или другие прогулки означает, что ребёнок может заразить других. Пусть ребёнок отдохнет в это время и сведет контакт с людьми до минимума.

4. Удаление миндалин.

Тонзиллэктомия — очень эффективный способ остановить частые рецидивы ангины. Это не значит, что у ребёнка больше никогда не будет болеть горло. Но это даст ему лучшее качество жизни. Существуют некоторые мифы и неправильные представления о тонзиллэктомии, но это очень безопасная процедура, и осложнения встречаются редко. Операция особенно необходима, если тонзиллит не реагирует на антибиотики или развиваются серьёзные осложнения (например, тонзиллярный абсцесс).

5. Полоскание солёной водой.

Это одно из простых решений, но также очень эффективное. 1 чайная ложка обычной столовой соли в стакане воды объёмом 200 мл делает этот метод быстрым и недорогим.

Его следует использовать только детям, достигшим того возраста, когда полоскание безопасно. Помните, что, хотя полоскание может быть полезным, оно не заменяет лекарства, назначенные врачом. Полоскание солёной водой успокаивает горло и может дать ребёнку краткосрочное облегчение от симптомов тонзиллита, но отпускаемые по рецепту лекарства, такие как антибиотики, уничтожат бактерии, которые вызывают проблему.

Известно, что воздушные раздражители, такие как сигаретный дым, повышают шансы ребёнка на развитие тонзиллита.

Курение сигарет должно быть однозначно устранено из дома, но также необходимо быть осторожным с чистящими средствами и другими сильными химикатами, пар которых также бывает воздушным раздражителем. Даже сухой воздух, который не содержит суровых паров химикатов, может быть раздражающим. Увлажнитель увеличивает содержание влаги в воздухе и помогает при тонзиллите, если вы проживаете в сухих климатических условиях.

7. Отдых и обильное питьё.

Полноценный отдых для ребёнка с ангиной может повлиять на продолжительность и тяжесть его состояния. Необходимо не только находиться в стороне от школы или детского сада и спать весь день.

Давайте ребёнку много жидкости. Жидкие продукты лучше переносятся по сравнению с твёрдой пищей, которая будет натирать миндалины и раздражать их дальше. Сохраняйте хорошее питание, чтобы поддерживать иммунную систему, помогающую в борьбе с болезнью наряду с лекарствами, которые ребёнок принимает.

8. Будьте внимательны к кислотному рефлюксу.

Кислотный рефлюкс — распространённое пищеварительное заболевание. Кислотное содержимое желудка поднимается в пищевод и может достигать горла и носа. Поэтому кислота будет раздражать миндалины и даже повреждать их, что увеличивает вероятность заражения. Изжога является типичным симптомом кислотного рефлюкса, но иногда её не бывает.

Всегда следите за ребёнком. И если у него есть кислотный рефлюкс, измените его питание и образ жизни.

Почему ребёнок часто болеет бронхитом?

Бронхит – воспаление стенок бронхов — дыхательных путей, соединяющих трахею с лёгкими. Стенка бронхов тонкая и вырабатывает слизь. Она отвечает за защиту дыхательной системы.

Бронхит относится к болезням верхних дыхательных путей. Особенно часто это затрагивает детей от 3 до 8 лет из-за незрелого иммунитета и структурных особенностей верхних дыхательных путей.

Причины частого бронхита

Основной причиной, приводящей к развитию бронхита, является вирусная инфекция. Патоген попадает в верхние дыхательные пути, потом атакует. Это вызывает воспаление слизистой оболочки дыхательных путей.

Другие причины частого бронхита:

Бронхит сам по себе не заразен. Однако вирус (или бактерии), вызывающий бронхит у детей, является контагиозным. Следовательно, лучший способ предотвратить бронхит у ребёнка — убедиться, что он не заражается вирусом или бактерией.

  1. Научите ребёнка тщательно мыть руки мылом и водой перед едой.
  2. Давайте ребёнку питательную и здоровую пищу, чтобы его иммунитет был достаточно сильным для борьбы с инфекционными возбудителями.
  3. Держите своего ребёнка подальше от членов семьи, которые болеют или простужаются.
  4. Как только вашему ребёнку исполнится шесть месяцев, делайте ему вакцину против гриппа каждый год, чтобы защитить от подобной инфекции.
  5. Не позволяйте членам семьи курить в доме, поскольку пассивное курение может привести к хроническому течению болезни.
  6. Если проживаете в сильно загрязнённом населённом пункте, приучите ребёнка носить маску для лица.
  7. Чистите нос и пазухи ребёнка с помощью солевого назального спрея для удаления аллергенов и патогенов со слизистой и носовых ворсинок.
  8. Дополните диету ребёнка витамином С, чтобы усилить его иммунную систему. Проконсультируйтесь с педиатром, чтобы узнать правильную дозировку для ребёнка, поскольку высокая доза витамина может привести к .

Родители не должны ограничивать воздействие микробов и болезней на малыша. В конце концов, все дети подвержены классическим болезням детства — либо путём естественного инфицирования, либо вакцинацией.

Ваш малыш часто болеет сейчас, потому что это первое естественное воздействие детской болезни на него, а не потому, что с иммунной системой что-то не так.

Построение и укрепление его иммунной системы в течение этих ранних лет помогает предотвратить будущие осложнения от заражения этими болезнями позже, когда они могут иметь более серьёзные последствия.

Лучший способ сохранить здоровье детей — следовать графику вакцинации, рекомендованному вашим врачом, часто мыть руки, правильное питаться и не избегать физических нагрузок, а также дать малышу время для построения здоровой иммунной системы.

"Вот заболею и умру", - решил мальчик (а, может быть,
девочка, а, может быть, это я - маленькая
или ты, человек, читающий эти строчки).
"Умру и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо".
(из тайных мыслей многих мальчиков и девочек,
а также - невзрослых дядей и тетей).

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну, разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых то же.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и, тем более, что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают, и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то . Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу, и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например, работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и ходят по дому, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, "мама - барыня такая" (из реплики маленькой девочки, приведенной К.И. Чуковским в книге "От двух до пяти") в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть, ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем, у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (т.е. дающим выгоду) симптомом. Таким способом можно получить много желанного, например, удержать мужа от попытки уйти к другой женщине "сердечным" приступом - и он останется, раздавленный, покоренный, даже научившийся быть довольным этой жизнью, пока не уйдет из жизни первым от какой-то внезапной сосудистой катастрофы. Бывают и другие судьбы.

Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась, а потом просветлела умом. У нее даже открылись способности, которых раньше не было - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит, а помогает нести.

У Агаты Кристи, по свидетельству одного из своих биографов, сложилась судьба, похожая на эту. Ее оставил муж, когда она хоронила свою мать. И, еще находясь в одном горе, она потеряла память от второго. Где она блуждала, потом сама вспомнить не могла. А, придя в себя, вспомнила детские стишки про Шалтая-Болтая:

Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
И вся королевская конница,
И вся королевская рать,
Не могут Шалтая, не могут Болтая,
Шалтая-Болтая собрать.

Это она сама - Шалтай-Болтай. И нет никого, кто бы смог ее собрать. Собирать себя надо было самой. Вот выдержка из биографии Агаты Кристи Маргариты Ковалевой.

"И вот я осталась одна. Теперь мне следовало выяснить, что я за человек - и не стала ли я непоправимо зависимой от других, как я боялась... Теперь мне не о ком думать, не с кем считаться, кроме себя самой".

Это не приступ эгоизма. Наоборот, это признание в зависимости от других. Агата хорошо понимала себя: "По характеру я относилась к собакам: собака сама не пойдет на прогулку, если ее кто-нибудь не возьмет с собой, не выведет. Возможно, мне предстояло остаться такой на всю жизнь. Но я надеялась на лучшее".

Ее бегство из дома - поступок человека, потерявшего себя... Но она решила обрести собственный облик. Два года после смерти матери она не писала. Она собирала себя после "великого падения".

Речь шла почти что о воскрешении из мертвых. Сказать заранее - она вышла победительницей? Да, потому что она сохранила способность меняться, побеждая обстоятельства, она получила свой жизненный урок, стала сильной, и эту ее новую изменчивость я сравню скорее с умением античного божества, Протея, менять облик по собственному желанию.

Агата Кристи отлично отдавала себе отчет в своих возможностях и способностях. "Я никогда не старалась во что бы то ни стало заниматься тем, что у меня получается плохо, к чему у меня нет способностей от природы". Составила длинный список того, что не может делать и что может. Второй начинался так: "Ну что ж, я могу писать". У нее был отличный девиз: "Не можешь вести поезд - смазывай колеса!"

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не только в мужьях, а в той различной позиции, которую заняли женщины. Одни из них пошли по пути эмоционального шантажа, другие - использовали возникшую трудность как шанс стать самими собой, настоящими. Кстати, Агата Кристи вышла замуж потом, на сей раз счастливо. Они своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

"Людям нужна сила трения, которая их останавливает, чтобы они хотели двигаться вперед, и сила тяжести, которая придавливает их к земле, чтобы они мечтали взлететь". (Наталья Дарьялова).

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни, как о пути к ее сердцу. Одна мама покончила с простудами дочери следующим образом. Ее поступок выглядел жестоко. Она просто выставила дочь на балкон, предложила постоять ей на холоде: уж болеть, так болеть, в смысле, любить - так королеву, украсть - так миллион. Болезнь очень быстро кончилась. И, вообще, дальше болела редко. Не испортило ли это их отношений? Нет, сейчас, через много лет, дочь уже взрослая, и они с мамой лучшие подруги.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка, или он, в угоду им, запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его.

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все, как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест. Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а, чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой. Кто узнал себя и обиделся, закройте немедленно книжку - она не для вас. Кому интересно стать хорошим и здоровым и вырастить таких же детей, можете продолжать. А болеют время от времени все, в том числе и автор строк. Потому что слабаками оказались в какой-то момент. Но если живы остались, есть шанс подумать, хочется ли снова наступать на те же грабли?