«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ»
Занятие №8 для средней группы
Звучит рус.нар. музыка. Дети входят в избу.
Хозяйка:
Здравствуйте мои детушки-малолетушки! Проходите в горницу, рассаживайтесь. Сегодня хочу я вам рассказать историю про предмет, который пришел к нам из далекой –далекой старины. Начну рассказ с загадки: «Сама не ем, а всех людей кормлю». Что это? (ложка)
А вот еще загадка: «Всех кормлю с охотой, а сама без ротая»
И это про ложку. Правильно. (Достает из ларца ложку)
А для чего нам этот предмет? (Для того, чтобы есть) Что можно ложкой кушать? (Щи, кашу). Какие по размеру бывают ложки? (Большие и маленькие). Правильно: для чая-маленькие чайные, для каши-десертные, для супов и борщей-большие столовые (показать образцы)
Давным-давно на Руси не было у людей ложек совсем. Жидкую пищу пили через край, а гущу доставали со дна руками. И вот одному гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка лучше, чем пить через край и доставать руками со дна то, что там осталось, например, мясо, овощи. И вытесал древний человек свою первую ложку из камня.(показать камень)
Ложка получилась очень неровная и тяжелая.
А однажды ел древний человек большой кусок мяса, и когда обглодал кость, то обратил внимание, что она была ровная, гладенькая и совсем не тяжелая. И тогда он решил сделать ложку из этой белой красивой косточки. Такие ложки он сделал для всей семьи. Они были легкими, гладкими и уже не обжигали губы во время еды, как каменные.
Прошло много времени. Люди многому научились. И ложки стали изготавливать металлические -из бронзы, серебра.(показать) Но такие
Ложки могли купить только богатые люди. Простые же люди, бедные ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из разных деревьев: липы, ольхи, березы, осины.(показать иллюстрации деревьев) Такие ложки имелись в каждой семье. Эти ложечки были совсем легкие, удобные и совсем не нагревались от горячей пищи.
Их украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком.
(показать образцы) Вот такими они становились яркими, красивыми,Расписными. Мастера-умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли про них песенки и потешки. Вы ведь тоже знаете потешки про ложки? Расскажите.
Реб: В плошку налей окорошку Возьми ложку, хлебай понемножку.
Реб: Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к вам идут матрешки
Ложки деревянные, матрешечки румяные
Реб: Озорные ложкари ударяли в ложки, в звонкие ладошки
Ой, жги-говори, заиграли ложкари!
(Выходят по двое детей, разыгрывают диалоги)
-Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?
-Да прошлой ночью я во сне нашел горшок с медом.
А вдруг и сегодня во сне найду?
-Тит, а Тит! Пойдем зерно молотить!
-Живот болит.
-Тит, пойдем кашу есть!
-Где моя большая ложка?
Хозяйка:
А еще, ребятки, ложки можно превратить в самый простой русский народный музыкальный инструмент. Вот и мы сейчас с вами возьмем по две ложки и устроим концерт. (раздать детям из ларца деревянные ложки)
У ложек есть черпачок и черенок. Возьмем ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом.
Педагог играет на двух ложках и напевает:
Ложки две чудеса творят,
Стоит в руки взять-весело стучат!
Дети напевают вместе с Хозяйкой и следующую песенку:
На дворе у нас играют, ребятишек забавляют:
Гуси -в гусли, утки –в дудки,
Чайки – в балалайки, свинки – в скрипки,
Бараны – в барабаны, кони – в гармони.А бык в бубен – бух, бух! Бьет копытом во весь дух!
(«Муз. руководитель» 1-2004, стр 26)
Далее педагог демонстрирует прием игры «Лошадка»:
-Ну, а если ложки я вот так возьму-
Кони рвутся вскачь, я их не сдержу!
(поет)Слышен, слышен стук копыт, по мосточку конь бежит!
-А теперь я и вас так научу играть. Выставите перед собой ладошку и представьте, что в ней лежит яблоко. В эту круглую ладошку положите ложку черпачком вниз, а черенком к себе. Аккуратно пальчиком зажмите ложку и ударьте сверху другой ложкой. Звук получился глухой и низкий. А теперь откроем два пальчика: указательный и средний.
Получилась «норка для мышки-норушки». Опять ударим и сравним звук. Звук получился более звонкий, яркий, громкий и высокий.
А сейчас будем ударять два раза по закрытой ложке и два раза по открытой.
Дети сначала под счет выполняют задание, затем под аккомпанемент педагога.
Звучит рус.нар. песня «Коробейники».
Давайте поиграем в игру «Эхо». Разделимся на две команды и посмотрим, какая команда дружнее. Для каждой команды я буду простукивать ритмический рисунок и его нужно точно-точно повторить.
Внимание, начинаем!
К вечеру уж день клонится, и пора нам расходиться.
До свидания, ребятки!
Кристина
Развлечение в средней группе «Страна фольклора»
МКДОУ «Куртамышский детский сад №8»
Развлечение в средней группе
«Страна фольклора »
Шерстнева К. И. ,
воспитатель средней группы .
2017-2018 уч. год.
Программное содержание.
Закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества.
Познакомить с характерными чертами русского фольклора .
Развивать любознательность , речевые умения.
Воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Предшествующая работа.
Знакомство с жанрами фольклора .
Заучивание потешек, считалок, песен, игр, хороводов.
Знакомство с пословицами и поговорками, скороговорок.
Чтение русских народных сказок.
Отгадывание загадок.
Оборудование. Костюм для дедушки Фольклора , задания для детей, сундучок.
Ход мероприятия.
Дети вместе с воспитателей входят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель.
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь еще с колыбели.
Раздается стук в дверь, вносят сундучок.
Воспитатель (удивленно) .
Дети, нам сундучок принесли. Посмотрите, какой он большой и красивый! Кто мог его передать? Давайте откроем его и узнаем, от кого он (воспитатель пытается его открыть, но не может) . Наверное, он заколдован?
Ребята, чтобы открыть волшебный сундучок, нужно произнести «волшебные заклинания» , но я забыла эти заклинания. Ребята, помогите мне.
Воспитатель. Дети, а какие «волшебные заклинания» вы знаете? (Ответы детей : абракадабра; сим-сим, откройся; эники-беники; по щучьему велению, по моему хотению.)
Воспитатель. Я тоже вспомнила волшебное заклинание : крэкс, пэкс, фэкс.
После этих слов сундучок открылся.
Воспитатель. Что же там в сундучке? А там лежит письмо. Давайте, прочитаем его и узнаем от кого оно? (Читает письмо.)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю что вы любите путешествовать. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну фольклора . Я приготовил для вас задания. Ваш дедушка Фольклор ».
Очень странное послание . И имя очень странное у дедушки - Фольклор . Что такое «фольклор » ? (Ответы детей : потешки, прибаутки, считалки, заклички, загадки, игры, хороводы, сказки, дразнилки.)
Воспитатель.
А кто их сочинял? (Ответы детей.)
Дети. Народ!
Воспитатель. Ребята, слушайте первое задание дедушки Фольклора : «Сейчас вы сделали остановку в стране «Загадка» . Отгадайте мои загадки :
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака.)
2. Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка.)
3. Приезжайте в Антарктиду!
На родном материке
Я гуляю с важным видом
В черно-белом сюртуке. (Пингвин.)
4. Вот пернатый сел на сук
И колотит : тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой. (Дятел.)
5. До чего нарядный хвост -
Пышный, разноцветный.
Он сверкает ярче звезд
В парке заповедном.
А хозяин - чудо-птица -
Оперением гордится. (Павлин.)
6. Полюбуйтесь поскорей!
Перед вами - царь зверей,
Всколыхнулась чудо-грива,
Шелковиста и красива. (Лев.)
7. В зоопарке я найду
Зверя этого в пруду.
Если выйдет он на сушу,
Станет очень неуклюжим. (Бегемот.)
Ребята, мы все загадки отгадали. Молодцы!
Воспитатель (читает письмо) :«Продолжаем путешествие и следующая остановка в стране «Скороговорки» . Какие вы знаете скороговорки? Проговорите их».
Ехал грека через реку.
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека - цап!
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет,
Кукушка кукушонку купила капюшон.
В капюшоне кукушонок смешон.
Белые барабаны били в барабаны.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение.
Воспитатель.
Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.
Воспитатель (читает письмо) : «Продолжаем путешествие. Ребята, а вы любите русские народные сказки? (ответы детей) . А какие сказки вы знаете? (ответы детей) . Следующая остановка «Страна сказок » . И задание для вас приготовила Бабушка-Загадушка. Никто на свете не знает так много сказок, как она. Каждый день перед сном она рассказывает их своим внукам. Слушайте внимательно сказочные загадки».
1. В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь» .)
2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята.)
3. Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой» .)
4. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. («Красная шапочка» .)
5. Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил? (Папа Карло.)
6. Дом построили друзья, жили весело, пока не пришел под вечерок Мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и высок, расчудесный… («Теремок» .)
7. Носик круглый, пятачком.
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)
8. Назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга.)
Воспитатель. Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть.
Проводится физкультминутка «Бабушка Яга» .
В темном лесе есть избушка,
Встала задом наперед.
В той избушке есть старушка –
Бабушка Яга живет.
Дети водят хоровод сначала спиной к центру круга, потом лицом.
Нос крючком, глаза в полоску
И, как уголь, все горят.
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят!
Ух, сердитая какая!
Дети показывают длинный нос, щурятся, руки сжимают в кулаки, подносят к глазам. Резко выпрямляют пальцы, хмурятся, широко, широко раскрывают пальцы над головой, хмурятся.
И поломана нога,
Не простая – костяная…
Вот вам Бабушка Яга!
Дети прыгают на одной ноге. Прихрамывают, топают, разводят руки в стороны .
Воспитатель (читает письмо) .«Следующая остановка страна «Поговорок и пословиц» .
Ой, здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
1. Терпение и труд… (всё перетрут)
2. Была бы охота … (заладится любая работа)
3. Как аукнется, так… (и откликнется)
4. Что посеешь… (то и пожнешь)
5. Все хорошо, что хорошо… (кончается)
6. Делу время… (потехе час)
7. Кончил дело… (гуляй смело) .
Воспитатель. Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор . Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы. Продолжаем путешествие.
Воспитатель (читает письмо) . «Следующая остановка «Страна потешек » . Дедушка Фольклор предлагает вам почитать потешки.
Кто знает потешки?
Дети по желанию рассказывают потешки.
Воспитатель (читает письмо) . «Следующая остановка «Страна народных игр » .
Пришло время поиграть. Какие народные игры вы знаете? (Ответы детей : «Ворон» , «Прятки» , «Салки» , «Жмурки» , «Горелки» , «Красочки» , «У медведя во бору» , «Кошки мышки» .)
Давайте поиграем в игру «Горелки с платочком» . Воспитатель напоминает правила игры и предлагает водящего выбрать считалкой.
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Нам водилку выбирать!
Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Играющие говорят хором :
Гори, гори, масло,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!
После слов «Птички летят!» игроки последней пары бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим в пару впереди колонны, а опоздавший «горит» (водящий) .
Воспитатель. Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу.
В зал входит дедушка Фольклор .
Дедушка Фольклор . Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рад нашей встрече. Вы отлично справились с моими заданиями.
Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются .
Цель:
- учить детей слушать и слышать музыку;
- сформировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора;
- развить творческие способности детей.
Задачи:
- формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
- развить активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- воспитывать любовь к русской народной сказке. Способствовать развитию творческих произведений.
Музыкальный материал:
- «Теремок» - слушание, исполнение.
- «Со вьюном я хожу» - исполнение, пение с движением.
- «Уж, как шла лиса» - разучивание, исценирование.
- Плясовые наигрыши.
- Приложение: «Слайды»
Оформление:
Зал оформляется атрибутами русского народного быта. Ведущая в русском костюме играет роль сказочницы. Сказка читается в былинном стиле немного на распев. Хорошо использовать в качестве музыкального фона «Былинные наигрыши» на гуслях.
Ход занятия
I Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необыкновенное музыкальное занятие. Сегодня мы побываем в гостях у сказки.
«Приложение: Слайд - №2»
На море океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зеленый
Под ним стол золоченный.
На столе бык печенный
Садись кушай
Мою сказку слушай.
Это еще не сказка - это присказка. Откуда пришли к нам волшебные сказки? Какую долгую жизнь они прожили до встречи с нами? (Берет книгу) Посмотрите, как скучно им на страницах книжки. Вслушайтесь в слова «сказки» (выделяет интонацией). Сказка - сказывается. Рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.
Любит народ своих героев. В сказке происходят самые невероятные чудеса; разговаривает река, деревья, звери лесные, а если беда случиться - помогут Солнце, Ветер, Месяц.
Вот как это было в одной старинной сказке.
II. Основная часть занятия:
1. Введение в тему:
«Приложение слайд №3, «Теремок».
Кто же помнит, как начинается сказка?
(Дети рассказывают, как начинается сказка)
А теперь послушайте. Как можно спеть основные слова сказки, «Стоит в поле теремок».
2. Слушание и разучивание песни « Теремок ».
Разучивание начинается с запева, проходит по фразам, с соблюдением последовательности разучивание песни. Обращаем внимание на дикцию.
Это основная тема сегодня будет звучать несколько раз, а именно, перед каждым повелением нового персонажа. Итак, начинаем сказывать сказку, сядьте как исполнители.
(Дети поют выученный запев, муз. руководитель, продолжает; «Как по полю – полю муха летит, у дверей остановилась и стучит»)
«Приложение: Слайд- №3»
Муз.руководитель, продолжает; « Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? »
Никто не ответил мухе и стала она жить в теремочке одна.
3. Дети опять начинают петь основные слова: « Стоит в поле теремок, теремок Он не низок, не высок, не высок » муз. руководитель, продолжает,
«Приложение: Слайд -№3»
Дружно жили муха с комаром, веселые песни пели, хороводы водили. Вот сейчас и мы выучим песню про муху и комара, а называется она «.Как у наших у ворот ».
4. Слушание и разучивание песни « Как у наших у ворот ».
Песня разучивается по фразам (метод музыкального эхо)
«Приложение: Слайд - №4»
1- й куплет Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай люли, у ворот,
Ай люли, у ворот.
2 - й куплет Муха песенки поет,
Муха песенки поет,
Ай люли, вот поет,
Ай люли, вот поет,
3- й куплет Комар муху ведет,
Комар муху ведет.
Ай люли, вот ведет,
Ай люли, вот ведет.
А сейчас попробуем спеть эту песню в движении, в хороводе.
(Дети выходят в центр зала, образуют хоровод, поют)
5. Продолжаем путешествие в сказку «Теремок».
А тем временем к нашему теремку еще кто – то приближается:
(Дети садятся на стульчики, исполняют запев: «Стоит в поле теремок, теремок». Муз. руководитель, поет о том, что к теремку прибежала мышка.
«Приложение: Слайд- №5»
Так же к теремку прискакала лягушка.
«Приложение: Слайд - №5»
Мышка и лягушка – большие затейницы, мастерицы придумывать игры, забавы, загадывать загадки. Вот и сегодня каждая из них приготовила для вас по загадке. Но загадки будут не простые, а музыкальные.
6. Музыкальные загадки:
«Приложение: Слайд - №6»
(Муз. руководитель, поет музыкальную загадку про балалайку. Дети отгадывают. Затем исполняется загадка про гармошку.)
А как звучит гармошка, мы с вами сейчас прослушаем.
В аудиозаписи дети слушают «Плясовые наигрыши» исполняемые на саратовской гармошке.
Анализируют прослушанную музыку.
Какой характер музыки?
Почему вы решили, что музыка танцевальная? (быстрый темп, танцевальный ритм)
Что особенного вы услышали в игре этой музыки, только ли гармошка исполняет эти наигрыши? (Слышно и другой инструмент, похожий на колокольчики.)
Совершенно верно. Это звучала саратовская гармошка, это своеобразный вид гармошки с колокольчиками.
7. Возвращение к сказке «Теремок».
(Дети поют выученный запев «Стоит в поле теремок, теремок».
Муз. руководитель, поет, о том, что к теремку прискакал заяц.)
«Приложение: Слайд - №7»
Вспомните, какую песню про веселого зайца - музыканта мы учили. («Веселый музыкант»)
На каких инструментах играл заяц? (на скрипке, на балалайке, на барабане)
«Приложение: Слайд - №8»
А теперь исполним эту песню, но будем не просто петь, но показывать движением игру зайца - музыканта.
Исполнение песни. Двигательная импровизация детей - имитация игры на скрипке, барабане, балалайке.
8. Возвращение к сказке «Теремок».
(Дети поют выученный запев: «Стоит в поле теремок, теремок».
Муз. руководитель, отвечает пением Последней в теремке появляется лиса.)
«Приложение: Слайд - №9»
Разучивание попевки: «Уж как шла лиса».
С ее появлением дети разучивают попевку: «Уж как шла лиса».
Дети самостоятельно определяют, что вся попевка построена на двух звуках.
(Разучивая попевку, Муз. руководитель, следит за четкой дикцией)
Выученную попевку исполняют с инсценировкой.
III. Творческая работа: «Расскажи окончание сказки».
Какую сказку мы сегодня вместе рассказали с помощью музыки?
Какие песни помогли совершить путешествие в сказку «Теремок»?
С какими новыми музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?
В чем его особенности?
К работе прилагается презентация, которую можно .
Конспект открытого занятия в
средней группе «К бабушке Варварушке»
Тема: Народное творчество.
Цель: Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России.
Задачи:
- Познакомить детей с народным бытом (полотенцем, наперстком, деревянной ложкой, гребешком, русской матрёшкой).
- Активизировать словарь детей с помощью стихотворений, потешек, загадок.
- Формировать познавательную активность.
Материал: Русская изба, деревянная матрёшка, корзинка, кот(мягкая игрушка),шкатулка, полотенце, наперсток, деревянная ложка, гребешок, русские народные костюмы для детей и воспитателя.
Предварительная работа: Беседа о русской народной игрушке-матрёшке, заучивание стихотворений, потешек.
Ход занятия
Воспитатель приносит в группу письмо.
Воспитатель.
Принесла я вам письмо,
Вот (показывает), от бабушки оно.
В гости к ней вы собирайтесь,
Быстро-быстро наряжайтесь.
Читает письмо-приглашение.
«Ко мне в гости собирайтесь
Да в дорогу отправляйтесь,
Жду вас с нетерпением,
Уж готово угощение!
Бабушка Варварушка».
Дети и воспитатель наряжаются в русские народные костюмы.
Воспитатель. Поехали скорей к бабушке. Раньше, в старину люди ездили на лошадях, а по праздникам запрягали тройки. Чтобы наша тройка помчалась нужно сказать волшебные слова:
Едем, едем на лошадке,
На лошадке в красной шапке
К бабушке Варварушке
В гости на оладушки.
Дети произносят волшебные слова и, держась за удила, отправляются к бабушке в гости.
Воспитатель. Тпру, стой, лошадка! Ребята, посмотрите какой лужок. Давайте остановимся, отдохнём, поиграем.
Пальчиковые игры.
«Ехал Грека через реку…»
«Шла коза рогатая…»
Воспитатель. Поехали дальше, домик бабушки совсем близко.
Дети.
Едем, едем на лошадке
На лошадке в красной шапке
К бабушке Варварушке
В гости на оладушки.
Воспитатель.
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над тубой,
Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет?
Выходит бабушка в русском сарафане (взрослый), встречает детей.
Бабушка. Детушки - малолетушки мои пришли! Здравствуйте! Будьте гостями! А мои детки, детки - малолетки, уселись, расселись кто на лавочку, кто на табуреточку. А я чай заварю, печенья напеку! Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого - видимо, не видимо. И лавочки есть, и стол. А что ещё есть?
Дети. (Перечисляют предметы домашней утвари). Самовар, деревянная посуда, половики, икона, матрёшки, икона…
Воспитатель. Ой, ребята, а что это за корзина тут стоит. Давайте посмотрим, что в ней.
Воспитатель загадывает загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружки.
Все они живут в друг дружке,
А всего одна игрушка!
Что это за подружки?
Дети отгадывают загадку, и вдруг появляется матрёшка из корзины.
- Ребята, а кто мне скажет, матрёшка – это русская народная игрушка? (Выслушиваются ответы детей)
- А во что одеты матрёшки? (В сарафаны)
- А какого цвета сарафан у этой матрёшки? (Желтый)
- А кто мне скажет, что у матрёшек одето на голове? (Платочки, они тоже разного цвета)
Выслушиваются ответы детей, и заслушиваются стихи детей о матрёшке (3-4).
Бабушка. А я не одна в доме живу. Живёт со мной кот Васька, ночью он мышей ловит, а днём на печке греется и мурлычет.
Дети.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя в огород,
Всполошится весь народ:
И петух, и курица,
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
Кот, котенка, коток,
Котя, серенький лобок!
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать!
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Бабушка. Ещё живут у меня курочки, уточки, петушок, и гуси.
Проводится словесная игра: Бабушка говорит первую строчку, дети – вторую и т.д.
Наши курочки в окно
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Наши уточки с утра
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора
Бал-бал-бал! Балды-балда!
А как Петя-петушек,
Раным-рано по-утру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
Бабушка. Вот как я весело живу! А ещё у меня в огороде репка растёт. Есть у моей репки подружка мышка. Они вместе играю, пойдёмте и мы с ними поиграем.
Хоровод «Репка»
Бабушка. Ох, и весело поиграли. Устали, садитесь, отдохнём. Есть у меня шкатулка, давайте её откроем, и загадки отгадаем.
На пальце одном
Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)
Сама не ем,
А людей кормлю. (Лодка)
Для кудрей и хохолков,
Целых 25 зубков.
И под каждым под зубком,
Лягут волосы рядком. (Расческа)
Говорит дорожка –
Два вышитых конца –
Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце)
Выслушиваются ответы детей, показ предметов, заслушивается короткий рассказ детей о предметах.
Бабушка. Молодцы ребятки, все загадки знаете. Ой, засиделись мы, давайте хоровод поводим.
Хоровод «Золотые ворота»
Бабушка. А где же мой клубочек? Потеряла мой клубочек. И кто же его взял?
Воспитатель. Катал котик клубочек своими острыми коготками и все ниточки разорвал, рассыпались они по всему полу. Пойдём бабушка собирать ниточки, а ребятки тебе помогут.
Дети - ниточки свободно рассаживаются на ковре.
Игра «Клубочек»
Воспитатель.
Шла я улочкой,
Улочкой – переулочком,
Клубочек ниточек нашла.
Клубочек катиться,
Нитка тянется.
Клубок – дали – дали.
Нитка – доли – доли.
Воспитатель подходит по очереди к каждому ребёнку. Дети берут друг друга за руки «цепочкой» и закручивают клубок
Бабушка . Большое спасибо, что помогли мне ниточки собрать. А я напекла для вас вкусные оладушки.
Бабушка угощает детей оладушками.
Результат: Создали у детей интерес к народному творчеству.
Приложение.
Вос- ль Глущенко Н.И. Дни недели Вторник «___» «____».
Ұйымдастырылған оқыту қызметінің технологиялық картасы.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Білім саласы / образовательная область: Коммуникация, Познание, Творчество, Здоровье.
Оқу қызметін ұйымдастыру /ОУД: Развитие речи, Драма, Художественная литература, Физкультура, Музыка.
Тақырыбы / тема: Интегрированное занятие по художественной литературе с использованием фольклора.
«Путешествие по фольклорным дорожкам».
Мақсаты/ цели: обогащение знаний детей о народном фольклоре.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с характерными чертами народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах народного творчества , учить эмоционально воспринимать и понимать содержание сказки.
Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения , развивать чувство эмпатии, образность речи, воображение.
Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей; формировать умение подбирать слова обозначающие качества, признаки и свойства предметов; упражнять в согласовании существительных с прилагательным; учить чётко произно сить е звук и , слов а , предложени я .
Воспитательные: воспитывать чувство уважения к народной культуре , умение видеть красот у расписной деревянной посуды; воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.
Материалы: игрушки лисы, кота, петуха, иллюстрации к сказкам «Жихарка», хохломская ложка, аудиозапись русской народной мелодии , картинк а «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10
Екітілдік компонент/ билингвальный компонент: Күз- осень, листья – жапырак, лиса- түлкі, кот-мысык, петух- әтеш.
Сөздік жұмыс/ словарная работа: фольклор, пословицы.
ТәсілдерКезеңдері
Этапы деятельности
Мұғалімнің іс- әрекеті
Управленческие действия педагога
Балалардың
іс-әрекеті
деятельность детей
1 этап
Мотивациялық
қозғаушы
мотивационно-побудительный
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Предлагает поздороваться с гостями на казахском и русском языках.
Воспитатель.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, я вас сегодня приглашаю на необычный, интересный разговор, но сначала вам нужно пройти в волшебные ворота
Воспитатель накидывает платок на плечи
Дети встают в круг.
Приветствуют гостей.
Д евочки накидывают на плечи платки, мальчики надевают фуражки и проходят в ворота.
2 этап
Іздену
ұйымдастырушы
проблемно-поисковый
В от теперь вы готовы гулять по фольклорным дорожкам. Что такое фольклор? Фольклор – это потешки, скороговорки, пословицы, считалочки, загадки, сказки, написанные народом. С чего нам начать наш путь, куда идти. Смотрите камень лежит. Что за камень? Как вы думаете? (Обращаю внимание на стрелки). На стрелках написано:
-«Прямо пойдешь – чудо дивное найдёшь».
-«Направо пойдёшь - на лесную полянку попадёшь».
-«Налево пойдёшь – в сказочный дом попадёшь».
Что будем делать, куда пойдем, к чуду хотите пойти ? Кто запомнил, какого цвета стрелочка нас к чуду приведет.
Что за диво дивное, чудо чудное, вот так ларец. Интересно кто в таком живет?
Заглянем в ларец? Не боитесь?
Никого нет, а вот записочка - кленовый листок лежит, да не простая, а с заданием:
- «Назовите пословицы и поговорки о Осени ». (называют с объяснением) Теплая осень - к долгой зиме .
До ждь мелко сеется, да долго тянется.
Холоден сентябрь, да сыт .
Упал с дерева один лист – жди осени .
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
- Д/и «Скажи какая?»
Осень какая ?
Билингвальный компонент: Күз- осень, листья – жапырак.
Листья какие? Погода какая осенью?
- Э ту дорожку мы с вами прошли на отлично . Возвращаемся к камню, чтоб веселее было идти пойдем как матрешки, дробным шагом.
Идем на право. Кто помнит куда попадем? На лесную полянку. Смотрите кто это ? (муравей)
Муравей, муравей дай задание скорей.
Читаю задание «Прочесть скороговорк и .» Веселое задание. Давайте поупражняем наши язычки.
Сю-сю-сю,Су-су-су- не заблудимся в лесу.
Давайте попробуем сказать правильно и быстро.
Отлично, мы выполнили задание муравья.
Возвращаемся к камню, муравьи не очень любят когда их тревожат, давайте пойдем тихо, на носочках.
Кто помнит, в какую сторону теперь нам идти? Куда придем?
Идем. Ой, дети с моими ногами что-то непонятное происходит, ой помогайте мне.
На левой ножке поскачи - 1,2,3
На правой ножке поскачи - 1,2,3
На ладошки подыши - 1,2,3
Вокруг три раза обернись и друг другу поклонись.
Ну и чудеса, вот так дорожка. А вот и сказочный домик. Кто же там живет?
Воспитатель: Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?
Мальчик Я Жихарка
Дети из какой сказки этот мальчик? Предлагаю послушать Жихаркины загадки.
Загадывает загадку про петушка.
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?
(петушок - әтеш.)
Цель: уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (лиса) лиса- түлкі,
Воспитатель. Ребята посмотрите на лису. Какая она?
Цель: учить сравнивать внешний вид домашней птицы и .
- . Петух – птица, а лиса?
- Петух – домашняя птица, а лиса?
- У петуха тело покрыто перьями, а у лисы?
- У петуха две ноги, а у лисы?
- У петуха есть крылья, а у лисы?
- Вот следующая загадка от Жихарки .
Этот зверь живет лишь дома.все знакомы.
У него усы как спицы. Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится… Угадали? Это - кот-мысык.
- Чем вам нравится кот? Он какой?
. - Какие клички бывают у кота?
- Для чего коту усы?
- Дети , усы коту помогают ощущать запахи - нюхать.
Загадка:
Жихарка. Сама точеная, А ручка золоченая .
Предложить ребятам рассмотреть, обследовать, полюбоваться неповторимым узором ложки .
- Ребята, ложки у нас не простые, а музыкальные. Хотите на них поиграть?
Музыкальная игра с ложками .
- Ребята, не знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?
- Про него говорят: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал», потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. А кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?
- Предлагаю описать героев сказки «Жихарка», какими они были.
Психогимнастические упражнения.
- Сейчас я попрошу вас показать, изобразить эмоции, движения героев сказки, как настоящие артисты.
- Покажите веселое, испуганное выражение лица Жихарки.
Покажите, как свернулась кольцом на лопате лиса.
Вот коварная лиса собирается поджарить Жихарку, а кот да петух в это время плачут. Как про это сказано в сказке?
- Какое у них было настроение?
- Расскажем, дети, Коту и петуху потешки , чтоб им не было грустно.
Потешки: (читают потешки)
Петух и котик благодарят детей за то что они их развесилили.
Ответы детей
Определяют куда лучше пойти.
Называют пословицы и поговорки.
Дети называют прилагательные к словам, произносят фразы, предложения.
Повторяют слова на казахском языке.
Узнают насекомое- муравья.
Произносят скороговорку, в медленном и быстром темпе, произносят четко звуки.
Возвращаются к камню на носочках.
Дети: В сказочный домик попадем.
Скачут на одной ножке.
Дети узнают знакомую сказку.
Отгадывают загадки
Дети собирают разрезную картинку «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10).
Сравнивают домашнюю птицу и дикого животного.
Отгадывают загадку и отвечают на вопросы.
Дети. Отгадывают загадку, воспитатель раскладывает ложки Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая, пластмассовая, деревянная.
З вучит русская народная песня, дети выходят в круг и играют на ложках в такт музыке. .
Дети. Рассказывают, что это ложка, из сказки Жихарка
Дети рассказывают
О Жихарке.
О сказке опираясь на иллюстрации к сказке.
Дети изображают эмоции, движения героев сказки.
Дети рассказывают потешки.
«Как у нашего кота»
«Петушок петушок золотой гребешок»
3 этап
Рефлексивті коррекциялаушы
Рефлексивно-корректирующий
Ну вот дети пора и нам домой возвращаться.
Ну вот и кончилось наше путешествие по фольклорным дорожкам Что мы делали на занятии?
Грустных мы развеселили, загадки отгадали, язычок наш научился правильно говорить. Ребята какое у вас настроение.
Как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело!
Преодолевая препятствия вы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, чистоговорки, научились отгадывать загадки.
Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Проходят через ворота, снимают фуражки, платки.
Дети рассказывают, что они делали на занятии.
Показывают своё настроение.
Принимают угощение.
Күткен нәтеже/ ожидаемый результат:
Жаңғыртады/ воспроизводит: знани я о народном фольклоре.
Түсінеді/ понимает: умение подбирать слова обозначающие качества, признаки и свойства предметов Қолданады/ применяет: навыки в согласовании существительных с прилагательным , знания о осени., о сказке, изображают эмоции, движения героев сказки.