Михаил лабковский о воспитании мальчиков. Лабковский отношения с совершеннолетними детьми. Михаил лабковский об особенностях отношения к детям. Как выстроить доверительные отношения

Психолог с 30-летним стажем Михаил Лабковский руководит собственной консультацией и помогает многим семьям справиться с психологическими трудностями. Также он регулярно пишет и рассказывает об отношениях родителей и детей, используя свои уникальные методики и подходы.

«Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если сами родители психологически благополучны или хотя стабильны».

«Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо».

«Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, “отличник боевой и политической”, а другой - закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили».

Популярные статьи сейчас

«Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен, - это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно».

«Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости».

«Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью… Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа. Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя что, собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком».

«Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя - свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем… Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь».

«Чрезмерные переживания ребенка из-за плохих оценок - это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят: «Мой хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается».

«Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой, если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками, - проблема не в ребенке, а в школе, гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее - не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, Интернета и т.д. В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите».

«Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете. Главное в этот момент - не превращаться в фурию, не орать, что из него вырастет ноль без палочки. Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь». Можно еще выдать телефон nokia типа фонарик. Безо всякого Интернета. А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать - вот этого не надо».

«Карманные деньги должны быть у ребенка уже лет с 6-ти. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения».

«Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?».

«Во всем мире учиться в университеты идут только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?».

«Если ребенка постоянно опекают - он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему ДОВЕРЯЮТ. Вот в этом случае он не свяжется с «плохой компанией» и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье».

«Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется… Требовать «навести порядок» можно только, если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты».

«Если ребенок пытается манипулировать взрослыми - у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют - они решают свои проблемы, действуя прямолинейно».

«В разговоре с ребенком не критикуйте его, не трогайте его личность, не выходите за рамки анализа его поступков. Говорите не о нем, а о себе. Не «ты - плохой», а «я думаю, ты плохо поступил». Используйте формулировки: «Мне не нравится, когда ты…», «Мне бы хотелось, чтобы…». Поменьше критики, побольше конструктива и позитива».

«Ребенок должен ощущать, что родители - это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят».

Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.

Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой — закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.

Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен — это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно.

Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.

Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя — свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем… Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.

Чрезмерные переживания ребенка из-за плохих оценок — это только зеркало реакции взрослых.

Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят: «Мой хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.

Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой, если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками — проблема не в ребенке, а в школе. Сложнее — не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаясь догнать программу, составленную педагогами. В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут.

Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок.

Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.

Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети» и что из вашего ребёнка вырастет ноль без палочки.

Без малейшей агрессии подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты неделю не получишь».

А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать — вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.

Карманные деньги должны быть у ребенка уже лет с шести. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.

Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?

Во всем мире учиться в университеты идут только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?..

Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют. Вот в этом случае он не свяжется с «плохой компанией» и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.

Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.

Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется… Требовать «навести порядок» можно только, если вещи ребенка вываливаются за пределы его комнаты.

Воспитывать — не значит объяснять, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков.

Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает — существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.

Говорить с детьми надо о жизни вообще, а не о том, как надо жить. Если же родитель может говорить с ребенком только о проблемах — у него проблема.

Если ребенок пытается манипулировать взрослыми — у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют — они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.

В разговоре с ребенком не критикуйте его, не трогайте его личность, не выходите за рамки анализа его поступков. Говорите не о нем, а о себе. Не «ты — плохой», а «я думаю, ты плохо поступил». Используйте формулировки: «Мне не нравится когда ты…», «Мне не нравится когда ты…», «Мне бы хотелось, чтобы…»

Ребенок должен ощущать, что родители — это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят

Вопросы воспитания пугают не только молодых и неопытных родителей. От необходимости разбираться в нюансах психологии детей и подростков волосы встают дыбом даже у бывалых мам и пап.

А уж подростковый период даже Михаил Лабковский называет самым тяжелым в жизни человека. «Летидор» внимательно послушал консультацию и выбрал 8 самых интересных и необычных мыслей психолога. Надеемся, его соображения и советы помогут лучше понимать подростков.

По каким критериям понять, готов ли 6-летний ребенок к школе?

В России есть так называемые ЗУМы (сокращенно - знания, умения, навыки). Например, ваш ребенок во второй четверти первого класса должен читать 120 знаков в минуту, отвечать на вопросы о прочитанном и так далее. Я в своей жизни помимо 10 лет работы в школе был также на экскурсиях в двух школах - в израильской и в английской.

У них начальная школа длится 6 лет, а не 4 года. И им совершенно плевать, кто на каком уровне развития. Там есть дети, которые во 2 классе знают программу 6 класса, а есть те, кто в 5 классе не знает программу 1 класса. Они считают, что это особенности возрастного развития, и не считают это проблемой. В России такого нет: здесь очень жесткие правила. Ну, соответственно, на выходе такой же результат: 50% - успеваемость в начальной школе, 11% - в средней. Понимаете, что такое 11%? То есть 89% детей программу вообще не усваивают.

Для мальчика главное, чтобы он был рослый и здоровый. Это все, что от него требуется. Потому что если он будет мелкий, ему просто накостыляют уже 1 сентября.

Я как психолог могу сказать, что для мальчика действительно важную роль играет физическое развитие, а не социальное, психологическое, умственное и так далее. Если он может дать отпор одноклассникам, пусть идет в школу.

Как вести себя с 7-летним ребенком, для которого не существует авторитетов?

Во-первых, его можно наказать. Авторитетов-то нет у ребенка, а ценности наверняка есть. Чтобы понять, что с ребенком - отсутствие авторитетов или проблема с коммуникацией, - нужно попросить его на листке бумаги нарисовать человека. Если вы видите, что на рисунке отсутствуют уши, рот, глаза, пальцы рук или что-нибудь из этого спектра, например, уши, то ребенок реально вас не слышит. Вот так прямо надо это и принимать. Он по своему развитию (7 лет) с точки зрения коммуникации еще младше.

Если ребенок (12 лет) не хочет заниматься спортом, как понять, в какой момент нужно прислушиваться к его желанию, а в какой - настоять на своем?

А что тут понимать? Ребенок же не хочет заниматься! Заставлять вообще не нужно никогда. Сейчас нужно все отпустить и вообще никуда не водить ребенка. Если через какое-то время ребенок изъявил желание, а вы водите его и платите за него деньги, то так прямо ему и скажите: «Что значит «хочу» или «не хочу»? Давай так договоримся: если ты ходишь месяц-два, то мы продолжаем. Как только сказал «не хочу», дальше не делаем ничего». Тогда ребенок хоть какую-то ответственность будет иметь.

По детской психологии, в 12 лет уже формируется круг интересов. Ему не 5 лет и не 8. Но из-за того, что его заставляют, он продолжает вести себя как 5-летний. Потому что он не понимает, что он хочет, ведь с самого начала ему это навязали.

Дайте ребенку возможность самому выбрать, не давите на него. И только после этого не то что призывайте к ответственности, а просто условие поставьте: либо ребенок занимается, либо эта тема будет закрыта.

Насколько важно безусловно принимать все то, что рассказывает ребенок?

Насчет доверия. Если ребенок врет, то у него есть для этого основания. Он так себя чувствует, и это уже правда. Если какого-то события, о котором ребенок рассказывает, не было, но он так говорит, у него есть на то причина. В этом смысле придется ему доверять.

У моего товарища есть маленький ребенок (5,5 лет). Он его водит в подготовительную группу в школу. Ребенок такой хулиган - он стал перекидывать через забор чужие портфели. Его наказали, отца вызвали. Потом отец и сын садятся в машину, а ребенок ему говорит: «Папа, у нас ведь с тобой одна кровь, да? Кому ты верить-то будешь?». Ребенок прав.

Чтобы у вас с ребенком были доверительные отношения, нужно иметь в виду следующее. Во-первых, нужно закрыть свой рот. Нужно дать возможность ребенку говорить столько, сколько он хочет. При этом не вставлять реплики типа «А ты как думал?», «Мы же тебе говорили». Вы должны просто молча слушать, что ребенок говорит.

Это как с кошками и собаками. Если руками не размахивать, то животное подойдет. Как только вы начинаете активность проявлять, то они убегают. С детьми то же самое. Если вы все время перебиваете и рассказывайте, что об этом думаете, когда вас не спрашивают, на этом все замыкается.

Итак, во-первых, вам нужно набраться терпения, закрыть рот и послушать, что ребенок говорит. Во-вторых, это самое сложное: продолжать рот не открывать до тех пор, пока он вас не спрашивает.

Как воздействовать на 10-летнюю девочку, которая склонна к полноте?

Если врач не нашел никаких гормональных нарушений, то единственная причина ее переедания - нервное состояние, которое она заедает. С чем это связано, я не могу сказать. Если нет ожирения и врач не говорит садиться срочно на диету, то пусть ест на здоровье.

Сама идея, что нужно что-то скорее делать, потому что ты вырастешь страшной, это дорога к анорексии.

Вообще никак не акцентируйте внимание на еде. Это не является проблемой по той причине, что у нее еще даже месячные не начались.

Как быть, если ребенок агрессивно реагирует на то, что родители у него забирают телефон и удаляют игры?

Ну, во-первых, его уже нужно вести к детскому психологу, потому что это наркомания началась. На одном из телеканалов есть программа «Дорогая, мы убиваем детей». Там было не так давно показано, как мама забирает у 10-летнего ребенка ноутбук, а он дерется и ругается матом. И это уже наркомания, а точнее лудомания - игровая зависимость. Есть центры, где специалисты занимаются с такими детьми.

Привет, мне 30 лет, пять лет замужем. Детей никогда не хотела, до брака обсуждали эту тему, в общем, мы нашли друг друга. А теперь расскажу, как я окончательно убедилась, что хочу жить только для себя, мужа и родителей.

У моей подруги маленький ребенок, ее муж скоропостижно скончался. Я и мой муж всегда ей помогаем. Она мне как сестра. Однажды муж уехал в командировку, а я отправилась к подруге, чтобы посидеть с малым, а она отдохнула. Я осталась на целый день с ребенком одна (меня хорошо знает, остается всегда со мной спокойно, оооочень активный, крикливый, в общем, именно с ним можно испытать все прелести материнства).

Я максимально вжилась в роль "мамы, хозяйки дома". Играли дома, сходили на прогулку, т.к. подруга приучает самостоятельно есть и ходить на горшок, то никаких подгузов, в общем, стирала его одежку, мыла полы, приготовила нам на вечер с подругой ужин, еда для ребенка была заранее приготовлена.

Короче, старалась делать все, чем каждый божий день занимаются мамочки в декрете. Ночью я также спала в комнате с ребенком, подруга спала в другой комнате. Но это только малая часть, с чем пришлось столкнуться. Для себя сделала вывод: помогать с радостью буду, но себе такой жизни не хочу.

Форумчане, как вы поняли, что не хотите такой ответственности? Пожалуйста, если хотите прокомментирвать, комментируйте только по делу.
Кстати, меня зовут Алина.

233

Аноним

Новость из Самары про 9-летнюю девочку меня снова ввергла в панику. Дочь ходит в школу и из школы одна, дворами и через парк, другой дороги нет. Мне очень страшно за нее. Провожать нет возможности. Она уже видела в парке эксгибициониста в прошлом году. Но это ладно, мелочи. Лишь бы живая. Я каждый раз умираю, когда она не отвечает на звонок. Однажды мне позвонили из школы что ее не на уроках, а из дома она ушла утром, как обычно. Я кажется поседела, пока дозванивалась до нее. Оказалось что они с подружкой просто решили прогулять и пошли к подружке домой.

Мамы. Как вы справляетесь с паникой ща своих детей? Особенно после таких новостей. Как обеспечивает их безопасность? Нанять сопровождающего у меня нет возможности. Живём с дочкой вдвоем. Ей 11 лет. Она - вся моя жизнь, если с ней что-то случится, моя жизнь бессмысленна. Но я же не могу запереть ее дома и никуда не выпускать.

Про всякие опасности рассказывала ей сто раз. Что от одиноких мужчин держаться подальше. Что телефон всегда должен быть заряжен и в кармане под рукой. Что если что-то встревожило надо бежать прочь со всех ног. Что если что надо громко орать и привлекать внимание всех прохожих. Что обращаться за помощью надо к тетенькам. Что ещё я упускаю?

190

В лучах уходящего солнца

Всем доброго дня.
Девочки, может, кому-то покажется смешной тема-*неужели не может сама решить*. Да, не могу, мнусь и сомневаюсь. Всю голову сломала.
Поэтому прошу взгляда со стороны.
Ремарка-есть ребенок 5 лет, в городе одни, никого из родных нет.
Дано - сейчас работаю, работа не очень нравится, условия работы не очень хорошие-шумно, холодно. ЗП 25-28 на руки.
Самые большие плюсы от этой работы--недалеко от дома, несколько остановок на автобусе и заканчиваю в 16.00. в 16.30 я уже в саду, забираю сына. Одного из первых. И можем успеть с ним абсолютно на любые кружки и занятия. Ну или домой рано вернуться.
Сейчас предлагают место-работа, деятельность нравятся, условия труда отличные, ЗП на руки 40. Но находится организация в промзоне, общественный транспорт не ходит, я не водитель. В организации есть корпоративный транспорт, утром и вечером и вроде это же отлично, и проезд бесплатный. Но получается довольно долго. Вот о чем все мои переживания. Сына надо будет приводить в сад самым первым, и забирать одним из последних, около 6ти. Все секции в шаговой доступности начинают занятия раньше(ходили на футбол к 17.30). , значит никуда дополнительно мы не попадем. А водить, как писала в начале, больше некому. Либо иногда, если нужно, я 2 часа после работы (с 16 до 18) могу потратить на себя, пока ребенок в саду, не таская его с собой- в поликлинику, куда-то на другом конце города и т.д.
В общем, не понимаю пока, то ли я дура что могу отказаться от бОльших денег, то ли нехорошая мать, которая планирует меньше времени ребенку уделять, да и себе.
Как бы вы поступили?

175

О-Леся

Честно, хотела воспользоваться правом анонимности, но....
Короче, где брать терпение? Как не терять самообладание, когда все выводит и ребенок (старший) своим поведение в том числе.

Достало каждый день одевать и раздевать ребенка в саду (из сада), достало терпеть его вечные "хочу и точка", достали его психи со швырянием все, что под рукой. Не хватает терпения и времени, чтобы объяснить спокойно ребенку почему нельзя, почему то, почему се. Ну например, собираемся на улицу, собираю младшую, старшему одежду приготовлю и прошу одеться самому. А он "я не хочу на улицу и не пойду"... А мне с младшей на улице спать гулять надо и спать, старшего не с кем оставить. И вот упрется рогом все...Времени на переговоры-уговоры нет.

Начинаются психи с моей стороны, чт ребенок упрямиться... В сад собрать- мама одень, из сада пришли - мама, раздень, покушать "мама покорми". А ребенку, между прочим, скоро 5 лет. Да, понимаю, ревность и все-такое в связи с наличием младшей. Но... Вот сколько это длиться будет?? Я и так взрывная, и когда начинается вынос мозга это все для меня... туши свет.

Читала и общалась с психологом. Вот вроде все красиво говорят. Но по их словам, я должна смотреть на ребенка, который меня толкает, швыряет стулья и т.д. за то, что я запретила ему мульты, и приговаривать как мантру, что "сынок, я понимаю, что ты расстроен" и ждать, что это все пройдет...Вот очень много таких моментов. Когда в настроении - золотой ребенок, но хватает одного запрета (того же мульта) - начинается такое упрямство, что.... р-р-р-р рычать охота.

П.С. вот честно, комменты типа "ребенок разбалованный вот и получайте" - мимо!! Злая, заведенная с утра, могу и не сдержаться, потому что за экраном явно не видно, как воспитываем ребенка.

Админы, перенесите в нужный раздел, пожалуйста, я даже не могу сообразить куда лучше писать.
Мамы, где брать это самое терпение и спокойствие? как не посадить на шею ребенка?

134

Аноним

А что я, лысая? Я тоже хочу поанонимить..
Вот что я только что вычитала. Статейка о зависимости интеллектуальных способностей ребенка от возраста матери на момент его рождения. Забегая вперед (если вдруг кому-то будет лень читать), скажу - британские ученые выяснили, что у более поздние (рожденные после 35) дети получаются более умными.
Итак, статья.
Ученые указали точный возраст, в котором женщина родит самого умного ребенка
Утверждение, о том что первого ребенка нужно родить до тридцати лет, осталось в прошлом? Последние исследования ученых дают новый взгляд на будущее материнство.

Существует ли лучший возраст для родов? Последние исследования британских и шведских ученых вызывают удивление. Речь идет о возрасте, в котором женщина родит самого умного ребенка. Звучит интересно, правда?
До сих пор существовало широко распространенное мнение, что женщина должна родить первого ребенка до тридцати лет. Эта граница за последние годы сместилась. С чем это связывают? Будущие родители в наше время больше осведомлены о материнстве. Они хотят обеспечить соответствующие условия для воспитания, прежде чем они решат родить. И такие пары порадуют новейшие исследования ученых, результаты которых дают пищу для размышлений.
Исследовательская группа из Великобритании опубликовала в «Международном журнале эпидемиологии» исследование. Они наблюдали за детьми в возрасте 10-11 лет, рожденными в 1958, 1970 и 2001 году. Цель этого исследования заключалась в проверке когнитивных способностей детей. Оказалось, что дети 1958 и 1970 годов, которых матери родили в возрасте 25-29 лет, хорошо справлялись с заданиями. Были развиты по своим годам. Сюрпризом были малыши рожденные с 2001 года. Они намного лучше справлялись с тестами. Их когнитивные способности превышали их возраст. Женщины родили их в возрасте от 35 до 40 лет.
Шведское исследование подтверждает этот тезис. Эксперты подчеркивают - дети, рожденные в более позднем возрасте, сильнее и полны решимости учиться, благодаря чему они получают высшее образование и реже бросают школу.

По словам исследователей, есть взаимосвязь между интеллектом ребенка и более поздним материнством. Чем мы старше, тем более осознанно приближаемся к материнству, решению иметь детей. Наша зрелость и жизненный опыт также влияют на то, как мы воспитываем ребенка. Когда родители имеют жизненный опыт, они легче и лучше воспитывают детей.
Но нельзя забывать о важном вопросе - о риске возникновения различных заболеваний у детей, связанных с поздним материнством.

130

Что делать, если ребенок не хочет слышать просьбы родителей?

Во-первых, по моим правилам, вы не должны говорить больше одного раза. Во-вторых, детская психика так устроена, что ребенок действительно может не слышать с первого раза, поэтому надо добиваться, чтобы услышал. Если не помыл посуду, о чем вы просили, то утром получает завтрак в грязной тарелке. Ленится чистить зубы – забираем телефон или компьютер, не повышая голоса. Кстати, некоторые взрослые тоже могут не слышать с первого раза: ответственная за это миелиновая оболочка, обволакивающая нервные волокна, формируется к 30 годам.

Фото Getty Images

Про вранье

Ребенок часто врет. Как с этим бороться?

Прежде всего, нужно выявить причину, почему он на вопрос отвечает неправдой. У детского вранья их три: страх, выгода и немотивированное вранье, когда дети придумывают то, чего не было. Когда вы установите причину, по которой ребенок это делает, вы сможете ее устранить. Тогда сын или дочка перестанет вас бояться. Или же обманывать вас ему станет невыгодно. Если не получается самим найти причину, то рекомендую обратиться к детскому психологу.

Про учебу

Сын заявил, что учиться в школе ему неинтересно, а теперь и вовсе скатился на двойки, грозит неаттестация. Как повлиять на эту ситуацию?

Если ребенок скатился на двойки, ваша задача - прежде всего, отвести его к детскому психологу и выяснить, по какой причине он не хочет учиться. Если специалист определит, что все в порядке, оставьте его в покое. Забудьте про мотивацию, интеллигентные беседы, ограничения – это бесполезно. Пусть неаттестация будет вопросом его выбора, пусть он останется на второй год. Уверен, падать так никзо ему не захочется, и ребенок начнет учиться сам. А выплывет за счет того, что деваться некуда. Еще можете предложить не ходить в школу, но вместо этого перейти на домашнее обучение или систему экстерната. И обязательно сообщите, что по закону РФ каждый гражданин обязан получить образование, иначе придется платить штраф.

Фото Getty Images

Про деньги

Должны ли у ребенка быть карманные деньги и сколько?

С шести лет дети должны иметь карманные деньги, не «привязанные» ни к поведению, ни к оценкам в школе. С этого возраста ребенок постепенно учится распоряжаться деньгами. Сумма должна быть символическая, чтобы можно было купить какую-нибудь мелочевку, самое большее – киндер-сюрприз. Если ему захочется купить что-то по стоимости больше тех денег, которые вы даете в неделю, он начнет откладывать. Таким образом ребенок взрослеет, формирует свои желания и замечает, что вы с ним считаетесь. Исключения могут быть, только если вы заметите сигареты или алкоголь – тогда никаких карманных денег.

Про соперничество

Муж часто недоволен сыном, постоянно делает замечания, повышает голос, а с дочкой так себя не ведет. Как объяснить, что он неправ?

Мой ответ такой: если сказать вашему супругу правду, он не поймет. Согласно психоанализу Зигмунда Фрейда, муж ревнует сына к жене.Как-то на приеме женщина рассказала такую ситуацию: «Мы сидим втроем на диване, с мужем и трехлетним сыном, смотрим телевизор. И тут я замечаю, что он медленно двигается в сторону ребенка и потихоньку сталкивает его с дивана. Когда ребенок оказывается на полу и кричит, я понимаю, что муж сделал это специально». Такое поведение мужчины объясняется тем, что молодое поколение наступает на пятки, тем самым вызывая дикое раздражение. То есть в подсознании отца сын является подрастающим конкурентом, при этом мужчина об этом не подозревает. В таком случае нужно сказать: «Если любишь сына, принимай его таким, какой он есть, несмотря на плохую учебу, вредные привычки и странное поведение».

Фото Getty Images

Про конфликты

Мы постоянно ссоримся, причем нередко при скандалах присутствует и ребенок. Нужно ли мне стараться сохранить семью?

Установка, что надо сохранять семью ради детей, не всегда верная. Сможете ли вы тянуть эту «лямку» – решать вам, но ребенку точно не пойдет на пользу наблюдение скандалов и драк между мамой и папой. Развод, конечно, для ребенка – психотравма, он даже может чувствовать в этой ситуации свою вину, такова его психика. Поэтому родители вместе должны сказать ребенку, что он ни в чем не виноват, это проблемы взрослых и вы по-прежнему будете его любить, только жить станете отдельно. Не нужно быть заложником детей во избежание дальнейших нездоровых отношений с ними, ведь потом могут начаться подобного рода упреки: «Да я тебе свои лучшие годы жизни отдала, а ты хоть бы матери позвонил!»

Про здоровье

У ребенка диагноз - СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, - прим. ред.). Нужно ли помогать ему в учебе и контролировать его успеваемость?

Нет, ни то, ни другое не нужно. Ребенка нужно лечить, причем за границей: в России нет специалистов в этом направлении и запрещены некоторые препараты, которыми успешно лечат СДВГ во всем мире. Не стоит тратить время и деньги на местных специалистов, половина из которых даже не считает, что это диагноз. Заболеванию 25 лет, и болеют им 25 процентов детей всего мира. К счастью, оно очень успешно лечится. Можно найти детского психоневролога, который назначит курс лечения, и вопрос о помощи закроется - ребенок будет справляться с учебой сам.