Модель центра исследовательской деятельности в доу. Организация центров экспериментирования в доу. Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

МБДОУ Д\С «Солнышко»

Модель центра исследовательской деятельности в ДОУ

(подготовительная группа)

Воспитатель: Капичникова.Е.А.

«Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить «почемучек», а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране» (А. Г. Асмолов, председатель рабочей группы по разработке ФГОС, руководитель Федерального института развития образования.)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н Подъякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

В ходе экспериментально-исследовательской деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, считаем основной задачей ДОУ поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, создать необходимые условия для этого. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада должны быть созданы детские лаборатории, научные центры, уголки экспериментальной деятельности. Они должны развивать не только познавательный интерес, но и служить специфической базой игровой деятельности. Дети проводят опыты, эксперименты и наблюдения по разной тематике. Детское экспериментирование – это не изолированный вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими как наблюдение и труд. Так же тесная связь прослеживается с развитием речи, изобразительной деятельностью, ФЭМП.

Экспериментальная работа вызывает интерес к следованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.

В уголке исследовательской деятельности (мини-лаборатория, центр науки и т.д.) должны быть выделены:

  • место для выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (камни, ракушки и т.д.);
  • место для приборов;
  • место для хранения материалов (природного, бросового);
  • место для проведения опытов;
  • место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки и т.д.);
  • место для выращивания растений).

Материалы данной зоны должны располагаться по следующим направлениям: «Песок-вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Резина», «Свет», «Стекло и пластмасса».

При оборудовании лабораторий, должны быть учтены следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.

Детей нужно познакомить с учёными и их основными трудами, в доступной для детей форме, для этого в центре экспериментирования и исследования необходимо расположить их портреты, где данные люди находятся в работе, проводят опыты и эксперименты.

Всё групповое пространство желательно распределить на центры, которые доступны детям. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В старшем дошкольном возрасте это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Примерное оборудование центров для детского экспериментирования

(подготовительная группа)

Центры «Вода Песок» и «Наука и Природа»

Колбы, пробирки, резиновые груши, разного размера, баночки и бутылочки, крышки, ведёрки, тазы, ванночки, бисер, весы, воронки, глобус, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневники наблюдений за посадками растений, иллюстративный материал, календари природы и погоды, карта мира, картотеки опытов, клеёнчатые фартуки, коллекция ракушек, коллекция семян, коллекция трав, коллекция крупы, мерные ложки, лупа, фонарик, шприцы без игл, зеркало, лампа, магниты, мерные чашки и стаканы, микроскоп, монеты, железные предметы, деревянные палочки, бруски, дощечки, песчаные часы, пипетки, природный материал (жёлуди, шишки, семена, ракушки, пробки, крышки, пуговицы, сито, дуршлаг, трубочки, соль, сахар, тёрка, пищевые красители, резиновые перчатки, тематические материалы, материал для игр со снегом и льдом, формочки для льда, материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел), материал для игры с мыльной пеной, мыльные пузыри.

Центр «Кулинария».

Картографы «Повар», кондитерский шприц, консервный нож, контейнеры, миски, деревянная лопатка, поварёшка, мука, соль, сахар, подсолнечное масло, кухонные ножи, вилки, ложки, овощерезка, разделочные доски, подносы, книга рецептов, сто, дуршлаг, скалка, тёрка, шинковка, толкушка, фартуки, косынки, духовка, формы для печенья, и кексов, венчик, пищевые красители, тарелки, кастрюля, сковорода.

Центр «Книги».

Алфавит, буквы, бумага, ручки, прописи, игры для занятий по звуковой культуре речи, картотека скороговорок, чистоговорок, разрезные картинки, упражнения для пальцев рук, книжки самоделки, кроссворды, ребусы, загадки, комплекс артикуляционной гимнастики, кубики с азбукой, магнитофон, аудиокассеты, различные виды театра.

Центр «Искусство».

Краски, гуашь, акварель, миски, палитры, кисточки, карандаши, восковые мелки, бумага разного размера и текстуры, свечи, газеты, губки и штампы, дырокол, зубные щётки, клей, нитки, коробочки, крупы, ножницы, трафареты, пенопласт, пластилин, тесто для лепки, пуговицы, синтепон, степлер, тряпочки, фломастеры, художественная литература по ИЗО, цветная бумага, цветной картон, тушь, чернила, копировальная бумага.

Центр «Манипуляторный»

Балансовые весы, геометрические фигуры, домино, шашки, игры Монтессори, коллекция крышек, коллекция часов, конструкторы, кубик Рубика, кубики Никитина, линейки, ручки, лото, настольно-печатные игры, пазлы, мелкие игрушки (матрёшки, грибочки и т.д.), мерные ёмкости, монеты, пуговицы, палочки Кюизенера, счётные палочки, песочные часы, рабочие листы с заданиями, разрезные картинки головоломки, семена, природный материал, счёты, тетради в клетку, цифры, ящик ощущений или чудесный мешочек, блоки Дьёнеша.

Весь предложенный материал должен использоваться с учётом техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей.


Модель

центра познавательной деятельности

в подготовительной группе

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразования, экспериментирования. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.

Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

Комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно -гигиенических норм;

Соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;

Учет всех направлений развития ребенка;

Разнообразие сред, их рациональное расположение;

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

Обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

Доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

Создание условий для изменения среды.

Цель взрослого в предметной среде - содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

Обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;

Формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.

Основными направлениями при проектировании предметно - развивающей среды в группе являются:

Всестороннее развитие детей;

Психологический и физический комфорт детей и взрослых.

При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

Так, в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и задача воспитателя – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, воспитатель должен создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества.

Развитию познавательной активности дошкольников старшего возраста в полной мере способствует создание центров науки и природы, которые развивают интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; воображение и творческую активность; формируют представления об объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.)

Центр науки

1 зона – мини - лаборатория «Почемучка».

Вас здесь встречает Почемучка.

Он помогает знания добыть,

На все "почему" ответ получить.

Он хозяин этой лаборатории.

Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох,

кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.);

Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);

Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);

Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);

Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);

Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).

В лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:

-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды);

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-"Звук" (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др.), колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т.е. материалы для изучения свойств звука);

-"Запах" (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы), т.е. материалы для изучения свойств магнита.

В мини - лаборатории находятся:

* коллекции:

Коллекции семян.

Гербарий.

Коллекция тканей.

Коллекция ниток.

Коллекция ракушек.

Коллекция камней.

*модели:

Алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.

*макеты (выставляются соответственно темам недели) :

Царство льда и снега;

Кто живет в жарких странах;

Животные наших лесов;

Пресмыкающиеся;

Насекомые.

2 зона –методический центр.

В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.

3 зона – центр «Хочу всё знать».

Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.

Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы,

альбомы - картинки:

Времена года,

Деревья,

Растительный мир, грибы,

Природные явления,

Насекомые,

Птицы,

Животные жарких стран,

Домашние животные и птицы,

Дикие животные,

Животные Севера.

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию. Хозяин этого центра Буратино, с которым дети часто отправляются в страну знаний и чудес.

Уголок природы

Уголок природы позволяет успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

1 зона комнатные растения На комнатные растения оформлен паспорт уголка природы. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

2 зона тематические альбомы:

Луговые цветы,

Садовые цветы,

Комнатные растения,

Насекомые,

Кузнечики.

модели:

Календарь природы (времена года), дни недели;

Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;

3 зона материалы для ухода за растениями В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель.

4 зона - наша игротека.

В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры по валеологии. Создана картотека игр:

-"Кто где живет?"

-"О животных"

-" О растениях"

-"Хочу все знать!"

-"Ассоциации"

-"Зоологическое лото"

Домино "на море, на суше"

-"Большие и маленькие"

-"Кто чем питается"

-"Как растет живое"

-"Кто как появился"

-"Что из чего сделано"

-"Времена года"

-"Развиваем наблюдательность"

В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

5 зона - «Огород на окне».

На окне весной обустраивается огород. Посадки: овес, лук, салат, фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород можно оформит по сюжету сказки. с детьми можно сделать бабочек, ласточек, тучки и солнышко и украсить ими окно! Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.

Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.


Першина Татьяна Васильевна
Наш центр исследовательской деятельности

Пояснительная записка к презентации

«Наш »

Эпиграф : Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». (Конфуций) .

Актуальность : С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность , способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность .

Цель : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи :

Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности .

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать.

Подписи к слайдам

2 слайд : Одним из условий решения задач по познавательной деятельности в детском саду является организация развивающей среды - создание центра исследовательской деятельности , наполнение его необходимыми материалами и оборудованием.

Наш центр исследовательской деятельности состоит из нескольких зон :

3 слайд : 1 зона - уголок природы. Комнатные растения подобраны с учетом возраста детей. На них оформлен паспорт комнатных растений. В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, губки, рыхлители. Есть тематические альбомы : садовые и луговые цветы, комнатные растения, насекомые.

4 слайд : 2 зона – огород. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом и условиями роста растений. Дети с удовольствием участвуют в посадке огорода, ухаживают за ним, ведут наблюдения и делают зарисовки.

5 слайд : 3 зона – мини - лаборатория «Почемучки» . Хозяева этой лаборатории мальчик и девочка - «Всезнайки» , которые помогают детям найти ответы на все интересующие их вопросы. В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов; материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы :

Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

Различные крупы (гречка, манка, горох, фасоль) ;

Природный материал (камешки, песок, глина, семена деревьев и цветов, ракушки, шишки разных хвойных деревьев, кора дерева, гербарии);

Приборы – помощники (лупы, компас, зеркала, различные виды весов) ;

Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, термометр) ;

Мир материалов (виды тканей, бумаги) ;

Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.) .

разделам :

6 слайд : «Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды).

В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам :

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки, т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок, т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-"Звук" (колокольчики, дудочки, маракасы, бубен, трещотки, т. е. материалы для изучения свойств звука);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.

7 слайд : В мини - лаборатории находятся коллекции : коллекция тканей, коллекция пуговиц, коллекция ракушек, коллекция бумаги, коллекция камней.

8 слайд : В этом блоке находятся модели :

Календарь природы (времена года, дни недели, частей суток, календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе, атласы, глобус, алгоритмы опытов и экспериментов.

9 слайд : Здесь же помещены различные макеты (выставляются соответственно темам недели) : домашние и дикие животные, саванна, рыбы, насекомые, птицы, рыбы.

10 слайд : Так же здесь помещены лэпбуки («Экспериментальная деятельность » , Времена года : «Осень» , «Лето» , Зима», «Весна» , «Почему вода не исчезает» , «Камни» , «Берегите природу» ).

11 слайд : 4 зона - наша игротека. В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры как покупные, так и игры, сделанные самими воспитателями.

12 слайд : 5 - зона – «Хочу всё знать» . В этой зоне нашего центра находится познавательная литература. В него входят разные книги и энциклопедии. Сюда же мы поместили исследовательские проекты , выполненные родителями и детьми : семья Панягиных «Мое генеалогическое древо» , Семья Шабаевых «Мои меньшие братья» , семья Решетовых «Маленькие огородники» .

Вывод : Грамотное сочетание материалов и оборудования в исследовательском центре способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности , способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта

Публикации по теме:

Центры активности в ДОУ. Центр театрализованной деятельности «Театрикум» Организация центра активности – «Театрикум» Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря.

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей.

Презентация «Центр опытно-экспериментальной деятельности» Цели опытно-экспериментальной деятельности 1. Развитие познавательной деятельности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями.

Дети, по своей натуре, - это любознательные исследователи, шаг за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Поддержать.

Предметно – развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства, она предполагает развитие широкого круга детских.

Наполнение центров активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы.

Программа ФГОС направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Более подробно мы будем рассматривать познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Таким образом, познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательного деятельности к другой.
В нашей группе находятся следующие центры активности по познавательному развитию:
Центр природы
Центр экспериментирования
Центр сенсорного и математического развития
Центр конструирования
Центр безопасности
Центр познавательного развития
Центр патриотического воспитания
Наполняемость центров активности:
Центр природы и экспериментирования:
- комнатные растения;
- календарь природы;
- материалы для развития трудовых навыков;
- паспорта растений;
- папка-передвижка на экологическую тематику;
- макеты,
- материал для проведения элементарных опытов;
- обучающие и дидактические игры по экологии;
- природный и бросовый материал;
- литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы;

Материалы для опытнической работы, мини-лаборатории;
- аудио материал на природоведческую тематику.
Центр сенсорного и математического развития:
- дидактический материал;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
- познавательный материал;
-материал для детского экспериментирования.
Центр конструирования:
- мягкие строительно-игровые модули;
- напольный строительный материал;
-пластмассовый конструктор;
- крупные объемные геометрические формы 4-х цветов;
-схемы для моделей из конструктора и деревянных кубиков.
Центр безопасности:
- дидактический материал;
- дидактические игры;
- дорожные знаки;
- макет дороги;
- материал по ОБЖ и ПДД;
-атрибуты для сюжетно-ролевой игры;
-настольно-печатные игры.
Познавательное развитие:
- материал по теме недели.
Патриотический центр:
- государственная символика РФ и Томской области;
-предметы народно-прикладного искусства жителей народов, проживающих в Томской области;
- образцы народных костюмов Томской области – наглядный материал;
- подборка детской художественной литературы и книги о Томске;
- подборка коллекции полезных ископаемых, добывающихся Томской области;
- материалы по г. Томску.
Развитие в дошкольном возрасте - это совместное движение педагога и ребёнка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.
Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.
Такая работа возможна в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.
Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
Главная цель педагога - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе непринужденного обучения.
Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах всё полностью доступно. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. Центры работают практически все каждый день. Иногда некоторые центры могут быть закрыты.
Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.
В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.
Для того, чтобы ребенок мог свободно выбирать и проявлять свою инициативу, он должен чувствовать себя в группе комфортно.
Для того, чтобы он мог реализовать свое право на выбор, этот выбор должен быть ему предоставлен, т.е. развивающая среда должна обеспечивать ему широкий спектр вариантов (игрушек, материалов, видов деятельности). Развивающая Среда группы должна быть вариативной.
Для того, чтобы детям было интересно и они поступательно развивались, сама развивающая среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением его интересов и образовательных потребностей.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
- проявляют способность к принятию собственных решений.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
1) Дидактическая игра.
2) Продуктивные виды деятельности.
3) Самоорганизованная деятельность.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
4) Трудовая деятельность.
5) Метод «проектов».
6) Развитие коммуникативных качеств.
7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Оксана Лобова
Модель центра познавательной деятельности в ДОУ

«Центр - это специально оборудованное образовательное пространство для организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей , направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность . Педагоги нашего дошкольного учреждения считают, что «Центр экологии и экспериментирования» создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении . Уже сам факт того, что в «Центр экологии и экспериментирования» нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к образовательной деятельности . Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид «центра » действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. «Центр экологии и экспериментирования» создан для развития у детей познавательного интереса , повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке .

В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) «Центре экологии и экспериментирования» подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения хорошо освещена. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.

Зона библиотеки - уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания. В зоне библиотеки находятся куклы - сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же расположен технический комплекс - телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр ) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты, пластинки.

На стенах «Центра экологии и экспериментирования» вывешены физико-географическая карта мира, России, региона, картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении выставлены различные макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы.

Личность развивается в деятельности . Присвоение алгоритмов и норм исследовательской деятельности должно быть направлено на переустройство мировоззрения, внутренней позиции ребенка. Именно благодаря развитию исследовательской позиции ребенок получает возможность самостоятельно решать проблемные ситуации. Таким образом, организация зоны исследовательской деятельности воспитанников – наиболее эффективный способ построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в условиях изменяющихся реалий.

Одной из ряда функциональных зон «Центра экологии и экспериментирования» является Зона коллекций, которая предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка).