Родительское собрание воспитание дружеских отношений в игре. Конспект родительского собрания на тему "дружба". Мастер – класс

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №98»

Конспект родительского собрания

в средней группе

на тему: «Дружба»

Составила: воспитатель

Колос М.Е

Братск 2015г

Цель собрания:

Привлечь внимание родителей к проблеме общения детей.

Задачи:

показать значимость общения со сверстником для развития ребёнка;

обратить внимание на проблемы общения детей;

формировать родительские установки на оказание эмоциональной и когнитивной (обучение социальным навыкам) помощи детям.

Форма: дискуссионно - игровая

Участники: воспитатели и родители средней группы « Незабудка»

Предварительная работа: изготовление памяток для родителей; оформление группы: фотовыставка « Наш детский сад», плакаты с высказываниями о дружбе; ТСО; видеоклип « Дружные ребята»; видео-интервью с детьми « Что такое дружба».

План проведения:

1 .Игра на формирование межличностных отношений «Друг»

2 .Упражнение « Пословица»

3 . Видео-интервью «Говорят дети»

4. Игра « Волшебный микрофон»

5. Лекционный материал

6. Физкультминутка «Ладошки»

7. Показ видеоклипа «Дружные ребята».

8 .Игра «Пожелания» , раздача памяток

Ход собрания:

Родители заходят в группу, рассаживаются. (Звучит произведение В. Шаинского. «Когда мои друзья со мной».) В группе оформлена фотовыставка « Наш детский сад». Плакаты с высказываниями о дружбе: «Друзья - это люди, с которыми нам интересно и комфортно». «Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу». «Дружба- главное чудо всегда, сто открытий для всех нас таящее, и любая беда - не беда, если рядом друзья настоящие.)

Организационный момент:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. А чтобы нам было легко и удобно общаться, давайте с вами поиграем.

1.Коммуникативная игра Друг»

Встаньте, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди

Вы наверно уже догадались, какова цель нашей с вами сегодняшней встречи? Тема родительского собрания: « Учимся дружить», она действительно заслуживает особого внимания. Сегодня мы хотим поговорить о наших с вами детях. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения. Как вы думаете почему? (ответы родителей)

2.Упражнение «Пословицы»

Народная мудрость ярко отражает значение дружбы в жизни человека. Предлагаем вам соединить части пословиц и вдуматься в мудрые суждения (на листах половинки пословиц).

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Есть пирожки - есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков.

С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.

Итак, дружеские отношения – важная составляющая жизни наших детей.

Сейчас предлагаем вам послушать, что думают ваши дети о дружбе

3.Видео-интервью «Говорят дети»

4. Игра « Волшебный микрофон».

А теперь предлагаем вам оказаться на месте ваших детей и ответить на вопрос: « Как вы думаете, зачем нужна дружба в дошкольном возрасте?»

5. «Общение ребёнка 4-5 лет со сверстниками»

Уважаемые родители! Предлагаем вам послушать о том, как в среднем возрасте начинают формироваться предпосылки к дружбе.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Девочки и мальчики отдают предпочтение лидерам в группе. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми. В основном у нас преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Но уже у нас в группе появляется и парная дружба, которая характеризуется глубокой симпатией. Дети дружат с теми, кому испытывают симпатию и уважение. И уже возрастает избирательность дружеских контактов, например: Вася Ч. дружит с Ромой Р, Соня П с Яной Е, Паша Н с Денисом Б… Полина С с Лерой С, Даша Я с Лерой К……

А сейчас давайте с вами разомнемся и помогут нам в этом наши ладошки. Нужно встать парами, лицом друг к другу и повторять за нами.

6.Физкультминутка « Ладошки»

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая

Правой, правая ладошка

Мы похлопаем немножко.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай

А потом, потом, потом

По коленкам шлёп-шлёп

По бокам себя похлопай

По плечам теперь пошлёпай

Можешь хлопнуть за спиной

Хлопни и перед собой.

Вправо можем, влево можем

И крест-накрест руки сложим

7. Показ видеоклипа « Дружные ребята»

Мы приготовили для вас небольшой видеоклип, в котором мы, как могли, попытались вам показать, как ребята умеют и любят играть дружно в нашем детском саду.

Вот и подошло к концу наше собрание. Мы старались, и надеемся вам понравилось, и мы еще не раз встретимся с вами в такой теплой атмосфере. Хотим вам и вашим деткам пожелать благополучия в семье, взаимопонимания и любви друг к другу .

А напоследок хотим вручить вам памятки «Первые уроки дружбы» но прежде и вы скажите свои пожелания нам.

8.Упражнение «Пожелание»

(Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.)

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пожелание скажет нам.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Аньковский детский сад

«О детской дружбе»

Конспект родительского собрания

составитель:

А.В.Беляева

воспитатель

ноябрь 2014г.

предварительная работа:

    Совместно с детьми оформила « карту дружбы» группы.

    Подготовила выставку детских рисунков на тему «Мой самый лучший друг».

    Записала высказывания детей о дружбе.

    Подготовила список литературы о дружбе для чтения детям «в родительскую копилку».

Ход собрания:

Под музыкальное сопровождение детских песен о дружбе родители входят в группу, оформленную детскими рисунками на тему «Мой самый лучший друг»; рассматривают «Карту дружбы» группы, на которой фотографии детей соединены линиями со стрелками на конце, указывающими, кто с кем дружит. (Такая карта ярко показывает лидеров группы и детей, испытывающих затруднения в общении).

Читаю стихотворение Н.Саконской:

Накрылись две подружки

Резиновым плащом.

Две пары быстрых ножек

Мелькают под дождём.

Под мокрым капюшоном видны издалека

Четыре синих глаза.

Четыре василька, две пёстрые косынки

На русых волосах.

Лукавые смешинки в прищуренных глазах.

Уже вода стекает за ворот в три ручья.

Девчонкам не хватает короткого плаща.

А им и горя мало: промокнут – ну и что ж!

У них такая дружба – водой не разольёшь.

    Доклад «Уроки дружбы».

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребёнка очень рано, на третьем году жизни. К 6 годам оно уже носит осознанный характер и просто необходимо для нормального развития ребёнка. Дети вместе играют, обмениваются мнениями о просмотренных мультфильмах, рассуждают о событиях, услышанных ими из разговоров взрослых, сравнивают свои умения и знания, выражают своё отношение к другим детям. Но самое главное в этом возрасте – стремление завоевать уважение сверстников. Это даёт ребёнку ощущение психологической стабильности и эмоционального комфорта.

С детьми ребёнок ведёт себя иначе, чем со взрослыми: он более раскрепощён, так как не боится неправильной оценки своих действий со стороны взрослых, более самостоятелен, потому что рядом нет заботливых родителей. Совместная с другими детьми игра – это условие формирования чуткости, взаимопомощи, справедливости, доброжелательных, дружеских взаимоотношений. Для ребёнка дошкольного возраста особенно полезно общение со сверстниками, которое способствует его полноценному развитию, учит взаимодействию с окружающими. Контакты со сверстниками положительно влияют на социальное развитие ребёнка, помогают ему обрести самостоятельность.

Первоначальное отношение ребёнка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную основу личности ребёнка – положительное отношение к себе, ощущение безопасности, чувство доверия к людям. По мере взросления и появлении первых требований к ребёнку, он ради поддержания этого главного для себя позитивного отношения взрослых будет активно использовать новые способы поведения и действий, чтобы преодолеть их недовольство и вернуть столь необходимое восхищение собой.

Впервые опыт общения с родителями подвергается серьёзному испытанию в детском саду. То внимание, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при общении с новыми взрослыми и сверстниками, необходимо заслужить. Новые отношения обогащают жизненный опыт ребёнка новыми знаниями о себе. Ребёнок, не прошедший « школу общения» со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с её неписанными правилами. Не научившись говорить со сверстниками на их языке, он, скорее всего, будет отторгаем ими.

Зачастую общению ребёнка со сверстниками нужна помощь взрослых. Иногда во взаимоотношения детей необходимо вмешаться напрямую: ребёнка нужно учить как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимые и недопустимые способы воздействия на агрессивного сверстника. В дошкольном возрасте дети начинают понимать, что друг – это не только тот, с кем играешь. Настоящие друзья всегда помогают друг другу, делятся игрушками, не ссорятся.

Часто дети жадничают. Иногда это вызвано примером взрослого, иногда – эгоизмом ребёнка. Жадность вызывает резкую критику со стороны других детей. С жадными не хотят играть, с ними не дружат. Но стремление к общению со сверстниками поможет жадине преодолеть это отрицательное качество.

Дошкольнику легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств у сверстника, чем у себя. Помогите ребёнку в осознании своих нравственных качеств, оценивая его действия и поступки.

Ребёнок, пользующийся популярностью среди детей, обычно инициативен в контактах, доброжелателен, чувствителен к переживаниям других. Другими словами, популярный ребёнок умеет общаться и неэгоистичен.

Лидерами в коллективе могут стать только уверенные в себе люди. А детям помочь укрепить веру в себя можем мы – взрослые. Если вовремя не обратить внимания на замкнутость необщительного малыша, из него может вырасти неуверенный в себе человек.

    Уделяйте ребёнку как можно больше внимания. Чаще хвалите его. Не стесняйтесь открыто проявлять свои чувства – дети любого возраста нуждаются в родительской нежности и ласке.

    Чаще приглашайте к себе гостей с детьми.

    Общайтесь с ребёнком на равных. Старайтесь внимательно его выслушивать. Спокойная беседа с ребёнком будет способствовать созданию между вами атмосферы доверия и станет источником новой информации об окружающем мире.

    Не кричите на ребёнка, даже если он не прав. Подобное поведение лишь ступенька к взаимному отчуждению. Пусть тон общения будет решительным, но не крикливым.

Ребёнку с дошкольного возраста жизненно необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.

Ежедневное доброжелательное общение родителей друг с другом – необходимое условие позитивного отношения детей друг к другу.

    «Не секрет, что друзья не растут в огороде…». Радиостанция «Малышок».

Предлагаю родителям прослушать высказывания детей о дружбе. Дети отвечали на следующие вопросы:

    Что такое дружба?

    У тебя много друзей?

    С кем ты дружишь?

    Зачем человеку друзья?

    Как подружиться с человеком?

    Что такое настоящий друг?

    «В родительскую копилку».

Предлагаю родителям литературу о дружбе для чтения детям:

    А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон».

    А. Милн. «Винни-Пух и Все-Все-Все».

    П. Ершов. «Конёк-Горбунок».

    Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева».

    А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

    Д. Родари. «Приключения Чиполлино».

    А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

    Л. Толстой. «Лев и собачка».

    Другое:

    Выборы родительского комитета группы (2 человека); из них один в общий.

    О безопасности вблизи водоёмов, на дороге.

    Об участии в конкурсах.

    Напомнить сообщать об отсутствии детей в ДОУ.

    Поблагодарить за активное участие в конкурсах, помощь в оформлении группы, участков.

Родительское собрание

ТЕМА

«О детской дружбе»

Составлено:

Учителем начальных классов

М.В. Капраловой

Санкт-Петербург

2014 г.

Цели:

    выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

    способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха.

Участники: учащиеся 4-го класса, родители и классный руководитель.

Подготовка.

    За две - три недели до собрания классный руководитель приглашает членов родительского комитета и вместе с ними обсуждает замысел собрания и содержимое материалов книг и журналов, предполагаемых для использования при подготовке и проведении совместного собрания родителей и учащихся.

    Одному из членов родительского комитета поручается изучить статью «Снова о драках» (журнал «Семья и школа») и познакомить с её содержанием на родительском собрании всех родителей.

    С детьми читаются и обсуждаются тексты из книг «Азбука нравственного воспитания» и «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками».

- «Один за всех и все за одного» М. Водопьянова;

- «Пёрышко» В. Осеевой;

- «Высшая мера наказания» Б. Никольского;

- «Терёшка» В. Косова;

- «Мои друзья Колька и Сергей» В. Клевцова;

- «Над кем лучше смеяться» Л. Сергеева;

- «Требуется друг» А. Барто.

IV . За неделю до собрания родителям раздаются бланки анкеты, ответы на вопросы которой анализируются членами родительского комитета вместе с классным руководителем.

Оформление, оборудование, инвентарь:

    В классной комнате оборудуются рабочие места для четырёх микрогрупп и ведущих собрания. На столах, за которыми будут работать члены той или иной микрогруппы родителей и учащихся, лежат: текст для коллективного обсуждения, фломастеры и половинка листа ватмана.

    Классная доска условно разделена на три части. На первой части выписано определение понятия «дружба» из «Толкового словаря» В.И. Даля: «Дружба - … бескорыстная стойкая приязнь», а на второй помещены следующие пословицы о дружбе:

    Без беды друга не узнаешь.

    Друг познаётся в несчастии.

    С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

    Недруг поддакивает, а друг спорит.

    Дружба дружбе рознь, а иную брось.

Третья часть доски остаётся свободной, так как на это место микрогруппы в ходе собрания будут прикреплять листы ватмана с ответами на полученные ими задания.

Ход проведения.

П е р в а я ч а с т ь

    Родители и их дети занимают отведённые места для работы микрогрупп. В каждую микрогруппу входит один из членов родительского комитета. Он выполняет роль организатора работы группы.

    Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему собрания, называет причины, побудившие его провести, знакомит с регламентом совместной работы, а затем предоставляет слово классному руководителю.

    Классный руководитель: Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, - эгоизм. Если человек – эгоист, то у него не может быть настоящего друга… Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» проводит такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, на доске.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки – буду с ним дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть по-настоящему счастлив… Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.

    Работа в микрогруппах. Каждая группа получает один или два текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные в конце них вопросы и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывает на листе ватмана.

Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие тексты:

Первая микрогруппа – «Как на свете жить?» В. Сухомлинского;

Вторая микрогруппа – «Надёжный человек» Е. Пермяка;

Третья микрогруппа – «Дружба» И. Туричина;

Четвёртая микрогруппа – «Одинаковые» Н. Чабаевского.

V . Защита правил. Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, даёт на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.

Правило ещё раз читается хором всеми участниками собрания. Среди пословиц учащиеся находят ту, которая подходит к данному правилу, читают её хором и объясняют её смысл.

Затем учитель зачитывает подходящее к данному правилу ответы на вопросы анкеты детей.

Слово предоставляется следующей микрогруппе и т.д.

В конце представления правил дружбы дети читают последние две пословицы, объясняют их смысл, приводят примеры из жизни класса.

Правила дружбы ещё раз читают учащиеся хором. Делается обощение. Принимается решение собрания: ежедневно жить по правилам дружбы. В качестве возможного варианта таких правил могут быть опубликованные в книге «Азбука нравственного воспитания» следующие правила товарищества:

    Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.

    Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями – всем, что могло бы помочь другу.

    Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.

    Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.

В т о р а я ч а с т ь

    Родители читают и обсуждают статью «Снова о драках» из журнала «Семья и школа». Эту работу организует заранее подготовленный член родительского комитета.

    Другой член родительского комитета информирует о результатах анкетирования родителей. Наиболее интересные анкеты, в которых родители очень подробно отвечали на вопросы, высказывали полезные для жизни класса предложения, зачитываются. При этом фамилии авторов этих анкет не называются.

Список использованной литературы

    Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой.

    Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками.

    Семья и школа.

Приложене №1.

Анкета для родителей

    Есть ли друзья у вашего ребёнка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?

    Знаете ли вы друзей вашего ребёнка?

    Как вы встречаете друзей своего ребёнка?

всегда доброжелательно, приветливо;

в зависимости от настроения;

Сухо, с недовольным видом.

4. Нравится ли вам друг вашего ребёнка? Если да, то чем? Если нет, то почему?

5. Кого бы вы хотели видеть другом своего реб ёнка?

Только отличника;

Хорошего ученика, спокойного, уступающего во всём вашему ребёнку;

Вам всё равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребёнку.

6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребёнка?

7. Дружите ли вы семьями?

8. Замечали ли вы, что у вашего ребёнка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?

9. Как вы считаете, ваш ребёнок – хороший друг? Почему?

10. Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?

Приложение №2

Анкета для детей

(можно использовать не все вопросы, а выборочно)

    Есть ли у тебя в классе друг?

    Что ты больше всего ценишь в своём друге?

    Какие радости и огорчения бывают в дружбе?

    Что значит дружить хорошо?

    Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил?

    Когда мы говорим «ябеда», а когда – «хороший товарищ»?

    Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?

    Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?

Отличника;

Хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всём подчиняться;

Тебе всё равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.

9. Приходит ли друг к тебе домой?

10. Как его встречают твои родители?

Приветливо;

По настроению;

С недовольным видом.

11. Бываешь ли ты в гостях у друга?

12. Как тебя там встречают?

Приветливо;

По настроению;

С недовольным видом.

13. Ты считаешь себя хорошим другом?

14. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?

15. Что можешь сделать для этого ты?

Приложение № 3

Тексты для работы микрогрупп

В. Сухомлинский

КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?

У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять в мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».

Наш папа выздоровел, - сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила.

Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатывается тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

Вопрос для коллективного обсуждения: почему заплакала Катя?

Е.Пермяк

НАДЁЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК

На первой парте и в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.

Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, - с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.

Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А ёё не пересаживали.

Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

С этого и началось… Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
- Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.

- Что ж, верю тебе, - сказала Анна Сергеевна, - Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.

Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом - на Асино.

- Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку - Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа…» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!». С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.

- А кем? - нетерпеливо спросил Андрюша.

- Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.

Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.

Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.

- Доброе утро, - сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. - Если хочешь, пойдём в школу вместе.

Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:

- С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.

- Да, - тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.

И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.

Рядом с Андрюшей она вдруг чувствовала себя сильной и смелой.

Вопросы :

    Действительно ли вначале Андрюша хотел помочь Асе избавиться от трусости?

    О чём рассказала Андрюше учительница Анна Сергеевна?

    Почему после рассказа Анны Сергеевны Андрюша изменил своё отношение к Асе?

    Почему рассказ называется «Надёжный человек»?

И.Туричин

ДРУЖБА

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Серёжа:
- Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных!

Давай! – согласился Вася.

Серёжа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

Пожар! Пожар! – кричит.

Подбежали другие ребята:

Мы тоже пожарные!

Серёжа заслонил машину от ребят.

Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками.

Подбежал к нему Серёжа.

Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

Давай, – согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришёл Вася.

И меня примите.

Не примем, – сказал Серёжа.

Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.

То – вчера, – сказал Серёжа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

Вопросы :

    Почему Серёжа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?

    Можно ли назвать Серёжу настоящим другом?

Н.Чабаевский

ОДИНАКОВЫЕ

Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки.

Мы во всём, во всём одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

Я получила по математике пять, а Вера – только тройку.

Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

Да, ты хуже стала…

Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку получила не я!.

Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела.. А ты…

Вопросы:

    За что мама осудила Соню?

    Что бы вы сказали Соне?

    Какие качества характера проявились в поступке девочки?

    Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?

107.63kb.

  • , 205.06kb.
  • Трудности адаптации пятиклассников к школе. Штурмуйте , 53.88kb.
  • В. А. Сухомлинский писал: Отец и мать величайшие авторитеты для ребенка. Существует , 94.86kb.
  • Название мастер-класса , 53.18kb.
  • Рассказывает , 157.39kb.
  • Родительское собрание, 3б класс , 99.15kb.
  • Родительское собрание-праздник «За чашкой чая» , 154.5kb.
  • Родительское собрание

    на тему:

    «Детская дружба»

    Провела:

    Воспитатель гр.№7

    Ежова И.Н.

    Ноябрь

    Предварительная работа:

    • Подготовить выставку детских рисунков на тему « Мой самый лучший друг»
    • Подготовить памятку «Если у вас застенчивый ребенок».
    • Запись на видео высказывания детей о дружбе
    • Провести анкетирование родителей на тему «Нужны ли ребенку друзья»

    Ход собрания

    Родители приглашаются в группу, оформленную детскими рисунками на тему «Мой самый лучший друг».Воспитатель объявляет тему собрания,читает стихотворение о дружбе.

    Накрылись две подружки

    Резиновым плащом.

    Две пары быстрых ножек

    Мелькают под дождем.

    Под мокрым капюшоном

    Видны из далека.

    Четыре синих глаза.

    Четыре василька,

    Две пестрые косынки

    На русых волосах

    Лукавые смешинки

    В прищуренных глазах.

    Уже вода стекает

    За ворот в три ручья.

    Девченкам не хватает

    Короткого плаща.

    А им и горя мало:

    Промокнут – ну и что ж!

    У них такая дружба –

    Водой не разольешь.

    Н.Саконская.

    1. Беседа: «Воспитание дружеских отношений в игре» см. Приложение №1)

    2.Радиостанция «Малышок»

    Воспитатель предлагает родителям прослушать высказывния детей о дружбе.

    Вопросы детям:

    1.Что такое дружба?

    2.У тебя много друзей?

    3.С кем ты дружишь?

    4.Зачем человеку друзья?

    5.Как подружиться с человеком?

    6.Что такое настоящий друг?

    3.Выступление воспитателя «Юмор в общении детей»

    «Юмор – оборотная сторона мышления, а его проявление – радостное удивлеие,которое стимулирует творчество,необычное видение окружающего мира Через добрую улыбку,незлобивый смех входит в сердце ребенка понятие человечности, любви и благородства.»

    В.А. Сухомлинский.

    По тому как смеется человек,можно судить о его характере, достоинствах и недостатках.

    Юмор способствует не только углублению представлений об окружающем мире, развитию интеллекта, критического мышления, наблюдательности, но и формирует такие качества личности, как открытость, раскрепощенность. помогает установить дружеские взаимоотношения.

    Дошкольник с развитым чувством юмора может:

    • Понимает шутки взрослого и сверстников.
    • Замечать комичность чужих и собственных действий,высказываний.
    • Относиться с юмором к своим неудачам.
    • Понимать комическое в художественном слове (потешках, небылицах, сказках)
    • Отражать смешное в изодеятельности
    • Сочинять забавные истории.

    При чтении литературных произведеий следует обратить внимание на средства выразительности, использованные автором, и предложить ребенку придумать продолжение или сочинить свой вариант стихотворения, рассказа или небылицы, а так же нарисовать к тексту иллюстрацию.

    Поменяйте стиль общения с ребенком, уйдите от заорганизованности, серьезности, постоянной ответственности за вас.чаще шутите с детьми, создавайте при общении с ними атмосферу веселья.включитесь в эту радостную игру, и ваши дети станут добрее, умнее,талантливее.

    Чувство юмора –замечательный помощник в трудных ситуациях и порой единственный способ достойного выхода из неудобного положения: метко сказанное слово или шута в ответ на обидное прозвище, ироничное отношение к себе и насмешнику способны разрядить обстановку. Люди любого возраста тянуться к веселым. добродушным людям, отличающимся особой отзывчивостью.

    4.Тест-шутка для родителей

    «Есть ли у Вас чувство юмора?»

    1. Любите ли вы смеяться?
    2. Умеете ли вы с юмором выходить из неприятных ситуаций?
    3. Согласны ли вы с мнением, что брак самая смешная вещь в мире?
    4. Смеётесь ли вы наедине с самим собой, когда читаете или смотрите по телевизору что-нибудь смешное?
    5. Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида?
    6. Рассказывают ли ваши родные, друзья анекдоты весёлые истории?
    7. Если вы находитесь в компании, то хотите ли вы выглядеть самым остроумным, быть центром внимания?
    8. Когда вы в плохом настроении, Вас не раздражает смех окружающих.
    9. Из всех жанров вы предпочитаете комедию.
    10. Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?

    Если вы утвердительно ответили на 6 и более вопросов, то у вас с чувством юмора все в порядке.

    Если же у вас 5 и менее ответов - у вас проблемы.

    А ведь улыбка, смех - это показатели здоровья, стабильности и успеха в жизни.

    С ним легче преодолевать неприятности.

    « Это было очень смешно….»

    6.Знакомство с содержанием памятки «Если у вас застенчивый ребенок».

    (Приложение№2)

    7. Вопросы по анкетированию

    8. « В родительскую копилку»

    Воспитатель предлагает родителям литературу о дружбе для чтения детяА. Линдгрен.»Малыш и карлсон».

    • А.Милн. «Вини-Пух и Все -Все –Все».
    • П.Ершов. «Конек –Горбунок».
    • Г.-Х.Андерсен. «Снежная королева».
    • А.Волков. «Волшебник изумрудного города».
    • Д.Родари. «Приключение Чипполино».
    • А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключение Буратино».
    • Л.Толстой «Лев и собачка».
    • Русские народные сказки.

    9.Обмен мнениями, подведение итогов собрания.

    Приложение №1

    Беседа «Воспитание дружеских отношений в игре»

    Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.

    Такие игры не могут двигать вперёд физическое. Нравственное и умственное развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

    Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая.» Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку – тянут-потянут … вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»

    Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.

    У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.

    Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.

    Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

    В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.

    Родительское собрание на тему:

    «Детская дружба»

    Цель: сформировать у родителей правильное представление о детской дружбе, о путях её воспитания и коррекции.

    Задачи: демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье; дать возможность родителям познакомиться с рассуждениями детей о дружбе; выработать свои правила дружбы, вежливости .

    Вопросы для обсуждения: акцентирование внимания родителей на воспитании у детей бережного отношения к дружбе.

    Ход собрания:

    I .Вступительное слово.

    Уважаемые мамы и папы! Ваш ребенок подрос. Перед школой и семьей возникают актуальные задачи нравственного воспитания детей. Особого внимания заслуживают вопросы воспитания коллективизма , дружбы, взаимопомощи , гуманных чувств. Особенно важным это становится сейчас, в такое сложное время. Важно, чтобы родители не упустили момент, когда ребенок начинает находить себе друзей, были ближе к нему, откровеннее, знали, с кем он проводит время.

    II .Советы родителям .

    Родителям необходимо серьезно и внимательно относиться к детской дружбе. Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе переживать радость и огорчения.

    Знаете ли вы друзей своего ребенка? А если у него нет друзей? Не виноваты ли вы в этом? Вспомните, как вы встречаете друзей своего ребенка? Всегда ли вы доброжелательны к ним и приветливы?

    Родителям необходимо беречь чувство дружбы, возникшее у ребенка, поддерживать и развивать это чувство: ведь с друзьями легче и радостнее жить.


    Иногда взрослые лишают своих детей права выбирать себе друга. Родителей не устраивает, что ребенок, с которым дружит их сын или дочь, из неблагоприятной семьи, плохо учится или недостаточно дисциплинирован. В таких случаях недостаточно просто запретить дружить, постарайтесь лучше узнать друзей своего ребенка, проявите заботу об их разумном досуге, играх, помогите им организовать полезные дела. Хорошо бы познакомиться с семьей этого ребенка. Детям бывает особенно приятно, когда дружат их семьи.

    Родителям нужно знать, умеет ли их ребенок быть хорошим товарищем, ценит лион дружбу, на чем основывается его понимание дружбы, часто ли ссорится с друзьями. Необходимо внушать детям, что в совместных играх не следует ссориться по пустякам, зазнаваться, если у тебя получается что-то лучше, чем у друга. Уметь радоваться успехам друзей и не завидовать.

    В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее. Чуткость, внимание к людям проявляются не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Детей надо учить умению обращаться друг к другу, прислушиваться к тому, что говорят. В случае конфликта надо посмотреть, как они сами найдут выход из создавшегося положения. При необходимости помогите детям решить спор по справедливости, если вы находите общий язык с вашим ребенком, то он обязательно придет к вам за помощью. Замечаете ли вы, что ваш ребенок неспокоен, что у него какие-то неприятности?

    Уделите время, попытайтесь поговорить, как говорится, по душам, и обязательно все неприятности будут ваши общие, а значит и преодолимые.

    Ваш ребенок обращается к вам с просьбой отнести книгу другу – обещал. Вы не разрешаете, спокойно занимаясь своими делами, и тем самым приносите вред своему ребенку: показали, что вам безразличны его интересы, и этим оттолкнули его от себя. Родителям необходимо уважительно относиться не только к своим детям, но и к друзьям своих детей.

    3.Роль семьи .

    Большое значение имеет семья в формировании коллективизма у детей. Семья как коллектив объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем. Когда мать и отец делят между собой хлопоты и трудности, радости и невзгоды, всегда готовы прийти на помощь друг другу и людям, ребенок не вырастает эгоистом.

    Воспитанию коллективизма способствует и привлечение ребенка к общим, доступным для него делам семьи, участие в труде по домашнему хозяйству, в решение некоторых хозяйственных вопросов, в организации семейных прогулок и развлечений. Дети убеждаются, что коллективная работа спорится, все веселее и легче делать сообща,

    вместе отдыхать, посещать кино, театры и т. д.

    Сила семейного коллектива – в общих переживаниях. Каждое событие в семье воспринимается как радость, общее событие, у всех приятное настроение. День рождение детей нужно отмечать всем вместе с друзьями детей.

    Родителям надо помнить всегда, что с ними рядом живут дети, которые слышат каждое их слово, даже тогда, когда заняты своими делами.

    В семье дети обмениваются впечатлениями от увиденного, прочитанного, услышанного. Нередко дети всерьез воспринимают неправильные сведения, слухи или суждения. Если вы слышите это от своих детей или их товарищей, тактично вмешайтесь в разговор, рассейте заблуждения ребят, помогите им увидеть события и факты правильно.


    Гуманные чувства, доброта, доброжелательность – эти нравственные качества являются неотъемлемыми чертами нравственно воспитанных детей.

    4.О правилах дружбы, вежливости.

    Очень хорошо, если вы выработаете свои правила дружбы . Они могут быть примерно такими:

    1. Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

    2. Делись с другом: если у тебя есть интересные игрушки, книжки, поделись с другими ребятами. Играй с ними так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

    3. Останови друга, если он делает что-то плохое.

    4. Не ссорься с друзьями: старайся не спорить по пустякам, не зазнавайся, не завидуй, а если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и извинись.

    5. Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

    Выработайте с детьми и правила вежливости . Они могут быть и примерно такие:

    1. Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим с тобой приятно.

    2. Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, прощайся.

    3. Старшим и больным уступай место, постарайся делать это не напоказ.

    4. Упавшему помоги встать, старому помоги перейти дорогу. Делай это сердечно, от души.

    5. Никогда и никуда не опаздывай. Береги время других людей.

    6. Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел и зачем вернешься.

    7. Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим.

    5.Анкетирование.

    Для определения, на сколько родители знают своих детей, их друзей, их интересы было проведено анкетирование, в котором родители должны были ответить на следующие вопросы:

    1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время ?

    2. Какие игры предпочитает?

    3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?

    4. С кем чаще играет?

    5. Как ведет себя в детском коллективе?

    6. Какие обязанности имеет дома?

    7. Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности необходимоучесть при вхождении его в новый коллектив?

    8. Кто в семье занимается непосредственно воспитанием ребенка?

    9. Где чаще всего проводите совместно с ребенком досуг?

    10. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?

    11. Приходят ли к вам в гости друзья вашего ребенка?

    12. Что вас затрудняет в воспитании вашего ребенка?

    13. Какие методы воспитания вы предпочитаете?

    Достоверность этих сведений была проверена анкетированием детей:

    1. Чем любишь заниматься в свободное время?

    2. Какие игры предпочитаешь?

    3. Какие виды спортивных развлечений любишь?

    4. С кем чаще играешь?

    5. Кто тебя чаще воспитывает?

    6. Где чаще проводите досуг с родителями?

    7. Знают ли ваши родители ваших друзей?

    8. Их родителей?

    9. Приходят ли к тебе в гости твои друзья?

    10. Какие методы воспитания, на твой взгляд, применяют к тебе твои родители?

    6.Анализ анкетирований.

    Проанализировав результаты анкетирования, я пришла к выводу о том, что большая часть родителей интересуется жизнью своих детей, знают их друзей, их интересы, участвуют в формировании чувства дружбы и коллективизма. Несколько родителей в своих ответах показали, что они мало обращают внимание на воспитание своих детей, аргументируя этот факт своей занятостью, что является причиной проблемности их детей. Результаты анализа анкетирования помогут мне, как учителю, правильно направлять работу по воспитанию этих детей по пути компенсации невнимания их родителей.

    7.Мнение родителей.

    8.Подведение итогов.