Этикет для самых маленьких: как вести себя в общественных местах. Информационная карта проекта «Этикет для самых маленьких Гостевой - На день рождения друзей

Этикет – обычно мы подразумеваем под этим словом правила поведения в общественном месте. Все эти правила появились не просто так, это все никоим образом не было придумано по чьей-то прихоти, каждому из этих правил предшествовала своя история, которая диктовала свою необходимость. Пытаясь научить наших детей чему-то хорошему, мы иногда забываем о важном. Когда мы уступаем кому-то место в общественном транспорте – это по большому счету не просто вежливость, это больше похоже на акт сострадания, ведь никакая вежливость не заставит подняться и уступить свое место женщине с малышом на руках, для этого нужно понять, насколько тяжело стоять в движущемся транспорте держа в руках ребенка. Поэтому, когда мы учим наших детей правилам поведения в обществе, мы должны осознавать, что это не простые условности, а необходимый этап духовного развития, без которого из вашего сына или дочери никогда не вырастет настоящий человек.

Нужно научить проявлять благодарность

Стараясь дать своим детям все самое лучшее, мы упускаем все самое главное. Важно, чтобы вы дали понять вашему малышу: все что он получает от вас, он получают не как должное, а потому что вы ему это даете. Если ребенок получил в подарок игрушку, а к концу дня она отправилась в мусорное ведро, то у него нет чувства благодарности, и он вряд ли в будущем будет ценить ваши старания.

Можно провести простой тест, спросите у своих детей, чем их сегодня или вчера обрадовали. Зачастую вы не получите вразумительного ответа. Прогулка в парке, поход в кино, даже покупка любой новой вещи не в счет, все это воспринимается нашими детьми как естественный процесс, это уже не наше желание – это наша обязанность!!!

Очень умиляет, когда малыш, выходя из такси или маршрутки, говорит водителю спасибо: в данном случае он вероятно просто лишь копирует ваше поведение; польза от этого несомненно есть, но она не будет настолько действенной, если ребенок прежде не начнет испытывать чувство благодарности. Когда наши дети посещают детский сад, они несколько раз в году ходят на утренники. Иногда утренники превращаются в настоящий праздник, иногда больше вызывают грусть, но воспитатель организовывает этот утренник в первую очередь для детей, и слова благодарности, которые произнесет ваш малыш (пускай этому и способствуют ваши уговоры), заставят его смотреть на действия окружающих с гораздо большей ответственностью.

Уважение к старшим и взаимная отдача

Последние десятилетия полностью убили у нас уважение к старшим. Это все складывается из сотни моментов, но сначала мы, а потом и наши дети, постепенно теряем уважительное отношения к людям старшего возраста. Вы поспорили со старушкой в автобусе? Учительница на уроке в школе сказала глупость? Да мало ли что!? Просто оставьте свои мысли при себе, авторитет старших должен быть незыблемым, а любое ваше неосторожное слово, может оставить в душе ребенка негативный опыт!!! Когда при большом скоплении народа вас толкнули, и вы наступили кому-то на ногу, не нужно оправдываться и отстаивать свою невиновность, тем самым раскручивать конфликт, гораздо проще извиниться. Да, учительница в школе была неправа, но можно найти более оправданную формулировку, чем констатация ее невежества – скажите просто, что ваше объяснение более полное и все. Но если вы не видите в этом проблему, то не удивляйтесь, если через некоторое время поведение ваших детей покажется вам слишком грубым. Ведь все взаимосвязано, если ребенок потерял уважение к старшим, то вскоре он перестанет уважать и вас.

А если говорить про этикет, то есть не одна сотня вещей, которую нужно исправить в поведении наших детей, да и в нашем поведении тоже. Но всё, чему вы учите своего ребенка, он должен осознавать, а не принимать как должное. Рюкзак нужно снимать в общественном транспорте не потому, что так принято, а потому, что так удобнее окружающим. Если мы просим у кого-то прощение, то это не из-за того, что этот человек может рассердится, а потому, что нам действительно жаль, что так произошло. А вот спасибо лучше говорить и без дополнительного повода, может этот человек и не заслужил благодарности, но вы даете ему понять – все, что он делает, очень важно для окружающих, возможно в следующий раз о сделает это лучше. И не забывайте лишний раз благодарить своих детей.

#воспитание Пока ребенок маленький, и пока ему приятно вас радовать своими успехами, поспешите обучить его основным правилам поведения за столом. 1. Первые навыки «этикета» необходимо прививать на собственном примере. Ежедневно старайтесь устраивать семейный обед или ужин. Пусть он длится не долго, хотя бы полчаса, но это очень многое даст ребенку: он привыкнет находиться за столом в окружении других людей, увидит, как окружающие пользуются столовыми приборами, как они едят. 2. Даже, если вы еще кормите малыша сами, все равно дайте ему в руки ложку. Он должен привыкнуть ее держать, а со временем и понять, что есть ложкой гораздо удобнее, чище и красивее, чем лазить в тарелку руками. 3. Покажите ребенку на примере, что каждое блюдо едят по-разному: суп едят столовой ложкой, вторые блюда – вилкой и ножом, маленькая ложечка нужна, чтобы кушать десерт. 4. Необходимо для еды использовать различную посуду. И малышу надо показать, что суп едят из глубоких тарелок, более мелкие тарелки используют для второго, а блюдца и розетки для варенья и десерта. 5. Не позволяйте ребенку играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест. 6. Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Помойте малышу ручки, наденьте нагрудник и только после этого усадите его за стол. 7. После еды не выпускайте кроху из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками – они всегда должны быть на столе. 8. Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом. Имейте терпение и не ругайте малыша, если он вдруг прольет компот или залезет рукой в тарелку. 9. Старайтесь чаще позволять ребенку есть самому. Научите его правильно держать сначала ложку, затем вилку и позже – нож, обязательно показывая, как ими правильно пользоваться. 10. Накрывая на стол, привлекайте к этому процессу и ребенка: попросите малыша принести к столу салфетки и ложки и покажите, как их надо правильно разложить, за одно расскажите ему доступно о сервировке стола. 11. Дети очень восприимчивы, поэтому не подавайте им дурных примеров: сами никогда не пейте из бутылок или банок, не ешьте прямо из кастрюли. Помните, что дети такие примеры очень легко усваивают. Уроки этикета для дошколят (этап II) 1. Дети должны усвоить, что за столом надо сидеть прямо, нельзя шалить, облокачиваться на стол – это мешает их соседям. 2. Детей нужно учить не растопыривать локти за столом. Можно предложить такое «упражнение»: садясь дома обедать, положите под мышки небольшие книги или другие легкие предметы. Придерживая книги, вы невольно будете есть с прижатыми локтями. Детей можно учить этому с 5–6 лет. 3. Следует объяснить ребенку, что нельзя качаться на стуле, играть со скатертью – можно упасть со стула, потянуть за собой скатерть со всеми приборами и даже опрокинуть на себя тарелку с горячим супом. Не следует закидывать одну ногу на другую, некрасиво обхватывать ножки стула ногами или вытягивать ноги под столом. 4. Нужно научить ребенка держать ложку тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки, и объяснить, как следует есть с ложки: не засовывать ее целиком в рот, не всасывать пищу с самого кончика. С ложки едят, поднося ее ко рту боковой стороной. Зачерпывают пищу можно как к себе, так и от себя, как удобнее. 5. Нужно также приучить ребенка держать вилку наклонно, а не перпендикулярно к тарелке, для того, чтобы она не соскальзывала и не разбрасывала пищу тремя пальцами правой руки, упираясь указательным в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок. 6. Когда ребенок научится пользоваться ножом, объясняют, что вилку удобнее держать левой рукой, а нарезать пищу ножом – правой. Если едят только вилкой, ее держат в правой руке. Следует также объяснить, что мягкую пищу, которую можно отделить вилкой, не нарезают. Вилкой без ножа едят такие блюда, как котлеты, вареные овощи и рыбу (ножом только отделяют кости). 7. Покажите ребенку, что если сразу нарезать кусочками все кушанье, которое лежит на тарелке, оно быстро остынет и примет неаппетитный вид, поэтому отрезают по одному кусочку и сразу же съедают его. 8. Не разрешается брать нож в рот: можно порезать язык и губы. 9. Ребенок должен знать, что ложкой едят только жидкую пищу, а рассыпчатые каши, яичницу, запеканки, отварные овощи и т. д. едят только вилкой. Следует помнить, что все использованные приборы кладут не на стол, а на свою тарелку или специальную подставку. 10. Никогда и ничего нельзя брать с блюда своими приборами. Необходимость строгого соблюдения этих правил диктуется элементарными и понятными для всех правилами гигиены. Закончив еду, ребенок должен положить ложку, вилку и нож на тарелку, а не на скатерть. 11. Категорически запрещается извлекать остатки пищи, застрявшие в зубах, вилкой или чем-либо иным, кроме зубочистки (и то не за столом). После еды хорошо прополоскать рот теплой кипяченой водой, можно с питьевой содой. 12. Нельзя тянуться за угощением через стол – нужно попросить, чтобы его передали. 13. Надо приучить детей тщательно разжевывать пищу, есть не торопясь, не брызгая, чтобы у них не создалось привычки есть некрасиво и шумно; это неприятно и неудобно для них самих и для окружающих. За «взрослым» столом 1. Принято считать, что за «взрослым» столом дети должны молчать. Это не совсем верно. Даже маленький ребенок, который еще не научился говорить, требует к себе внимания. Он обязательно что-нибудь сделает, чтобы добиться своего: бросит ложку на пол, разольет молоко. Это нужно знать и никогда не наказывать детей за кажущиеся беспричинными капризы. Однако от чрезмерного внимания взрослых или от длительного застолья ребенок может утомиться и начать капризничать. В этом случае лучше отсесть со своим ребенком от общего стола, но не в качестве его наказания, а для спокойствия всех. Вообще, если собирается исключительно «взрослая» компания и ваш ребенок будет единственным, лучше оставить его дома. Скучающий и капризничающий ребенок может испортить вечер всем. 2. Подросших детей за «взрослым» столом могут попросить рассказать о чем-то, тогда они вежливо должны отвечать на вопросы гостей. Следует научить детей, что самим начинать разговор с взрослыми невежливо. В свою очередь взрослые должны быть внимательны и вежливы с детьми. Нельзя призывать сделать что-то криками, понуканиями, указующими жестами. Не следует также бранить детей и часто извиняться за их поведение. Дети очень чувствительны к бестактности на людях. Воспитывать детей нужно дома. Кроме того, от постоянных замечаний и придирок даже у взрослого человека неловкость усиливается, а у ребенка вообще может развиться комплекс неполноценности. 3. Если вы приглашаете в гости друзей с детьми, организуйте для них отдельный стол и подумайте, чем можно было бы их занять. Хорошо, если дети окажутся примерно равного возраста и интересов.

Воспитание детей - дело трудное и почетное. Маленькие граждане всегда являются отражением своих родителей и зеркалом того, как общаются и насколько нежно относятся к другу другу в конкретной семье. Как привить хорошие манеры с самого раннего детства, рассказывает Татьяна Полякова, консультант по деловому, светскому и межнациональному общению.

На какие светские мероприятия можно брать с собой детей? И с какого возраста?

Детские мероприятия обычно регламентируются. В случае, если дети приглашены, это прописывается отдельно. Если не прописано - то нет: дети - это центр внимания. Мероприятия бывают или детскими, или такими, куда можно прийти с детьми. Я, например, читаю курс, адресованный детям и их родителям. Это в младшей группе. A в старшей - это уже не курс, а «время вместе»: родители и тинейджеры. Моя роль - донести слова родителей, а часто получается, что и родителям. Дети мне, кстати, помогают и приятно удивляют своих родителей!

На показы мод, коктейли, вернисажи, в гастрономические рестораны лучше детей не брать. Итальянские рестораторы и добродушны, и циничны одновременно. Вечером детей они особенно не ждут. Но понятно, что самим итальянцам нанять бэбиситера дороже, чем купить порцию еды ребенку. Тем более, не одной мне кажется, что все итальянские няни работают в Восточной Европе.

Как себя вести, если у твоего ребенка началась истерика, а ты не можешь покинуть помещение вместе с ним (как, например, в самолете)?

Сделать все, чтобы ребёнок успокоился. У каждой матери есть свои слова и уловки. Самолет - вынужденная ситуация. И для детей, и для родителей, и для всех пассажиров. И это все чаще и чаще испытание. Звон детских погремушек, как и надрывный крик, не входят в цену билета, так что родителям придется проявить изобретательность, чтобы для остальных пассажиров путешествие не превратилось в испытание.

Можно ли делать замечания чужим детям?

Нет. И, поверьте, даже иносказательные рассказы и метафоры не помогают. Дети чаще всего более восприимчивы к замечаниям и смущаются возникших ситуаций. Невысокий рост, распахнутые глаза на мир, который предстоит познать, отсутствие опыта, новизна или стресс от всего происходящего - все сказывается.

Как реагировать, если родитель обижает своего ребенка, а ты свидетель этого?

Не вмешиваться! А это так сложно. Глаза детей и ситуации у меня всякий раз перед глазами. Мне всегда жаль детей. Но теплый взгляд поддержки и даже просто внимание к ситуации считывается детьми. Они ценят поддержку. Мир не жесток. В этом нужно убеждать. Подержать ребенка в этом момент необходимо. Мимикой. Просто взглядом.

Прилично ли кормить грудью в общественных местах?

Нет. Tакже как менять памперсы. Это деликатные моменты. И, прежде всего, это комфорт самого ребенка. Приватность и деликатность - все прививается. Как умение представиться, уместный костюм и слова благодарности.

Можно ли детям разрешать ставить локти на стол?

Локти не так важны. Главное - не класть на стол гаджеты. И следить за выражением лица! Публичный выход - это не одолжение, а роль. Локти? Локти - нет! Этикет же застольный. НЕ настольный. Взрослым после десерта ставить локти на стол позволяется. Нужно же дамам показать кольца, браслеты, статусные символы и семейные раритеты, посверкать каратами и огранками. Свет люстр и свечей работают на ювелиров, стол становится рампой. Поэтому ошибки детей - это ошибки родителей, а не тьюторов, нянь и учителей. Но и замечания прилюдно - тоже недопустимы. Застолье ведь не про еду, а про общение. И это почти как показательное выступление, презентация диалога и взаимодействия с детьми. Не ожидайте, что кто-то будет проводить конферанс для ваших детей. Общение прежде всего ваше! У французов, кстати, в ресторанах традиционно не было детского меню. Все позволялось пробовать, дегустировать. Развивать вкус. А соответственно и навыки поведения. И здесь все зависит от родителей, на них и ответственность, и ошибки. Все на их плечах. А у детей же на голове невидимая корона. Корона - фамилия семьи. И имя отца, поддерживающее имя собственное. По жизни.

С какого возраста нужно начинать учить детей этикету?

Этикет не бывает детским. Бывает один и на всю жизнь. Правила одни. Чем раньше, тем лучше! И главное - не учить, а показывать пример и проговаривать ситуации. Правила ведь полезно знать, чтобы нарушать! И лучший выход из ситуации - умение пошутить над собой. Поэтому и здесь пример подают родители. Дети любят шутить. Пусть шутят! Но только над собой. Никогда над родителями!

Татьяна Полякова, консультант по деловому, светскому и межнациональному общению - @tatyanapolyakova_etiquette.​

Покажите ребенку на примере, что каждое блюдо едят по-разному: суп едят столовой ложкой, вторые блюда – вилкой и ножом, маленькая ложечка нужна, чтобы кушать десерт.

Пока ребенок маленький, и пока ему приятно вас радовать своими успехами, поспешите обучить его основным правилам поведения за столом.

1. Первые навыки «этикета» необходимо прививать на собственном примере. Ежедневно старайтесь устраивать семейный обед или ужин. Пусть он длится не долго, хотя бы полчаса, но это очень многое даст ребенку: он привыкнет находиться за столом в окружении других людей, увидит, как окружающие пользуются столовыми приборами, как они едят.

2. Даже, если вы еще кормите малыша сами, все равно дайте ему в руки ложку. Он должен привыкнуть ее держать, а со временем и понять, что есть ложкой гораздо удобнее, чище и красивее, чем лазить в тарелку руками.

3. Покажите ребенку на примере, что каждое блюдо едят по-разному: суп едят столовой ложкой, вторые блюда – вилкой и ножом, маленькая ложечка нужна, чтобы кушать десерт.

4. Необходимо для еды использовать различную посуду. И малышу надо показать, что суп едят из глубоких тарелок, более мелкие тарелки используют для второго, а блюдца и розетки для варенья и десерта.

5. Не позволяйте ребенку играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

6. Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Помойте малышу ручки, наденьте нагрудник и только после этого усадите его за стол.

7. После еды не выпускайте кроху из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками – они всегда должны быть на столе.

8. Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом. Имейте терпение и не ругайте малыша, если он вдруг прольет компот или залезет рукой в тарелку.

9. Старайтесь чаще позволять ребенку есть самому. Научите его правильно держать сначала ложку, затем вилку и позже – нож, обязательно показывая, как ими правильно пользоваться.

10. Накрывая на стол, привлекайте к этому процессу и ребенка: попросите малыша принести к столу салфетки и ложки и покажите, как их надо правильно разложить, за одно расскажите ему доступно о сервировке стола.

11. Дети очень восприимчивы, поэтому не подавайте им дурных примеров: сами никогда не пейте из бутылок или банок, не ешьте прямо из кастрюли. Помните, что дети такие примеры очень легко усваивают.

Уроки этикета для дошколят

1. Дети должны усвоить, что за столом надо сидеть прямо, нельзя шалить, облокачиваться на стол – это мешает их соседям.

2. Детей нужно учить не растопыривать локти за столом. Можно предложить такое «упражнение»: садясь дома обедать, положите под мышки небольшие книги или другие легкие предметы. Придерживая книги, вы невольно будете есть с прижатыми локтями. Детей можно учить этому с 5–6 лет.

3. Следует объяснить ребенку, что нельзя качаться на стуле, играть со скатертью – можно упасть со стула, потянуть за собой скатерть со всеми приборами и даже опрокинуть на себя тарелку с горячим супом. Не следует закидывать одну ногу на другую, некрасиво обхватывать ножки стула ногами или вытягивать ноги под столом.

4. Нужно научить ребенка держать ложку тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки, и объяснить, как следует есть с ложки: не засовывать ее целиком в рот, не всасывать пищу с самого кончика. С ложки едят, поднося ее ко рту боковой стороной. Зачерпывают пищу можно как к себе, так и от себя, как удобнее.

5. Нужно также приучить ребенка держать вилку наклонно, а не перпендикулярно к тарелке, для того, чтобы она не соскальзывала и не разбрасывала пищу тремя пальцами правой руки, упираясь указательным в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок.

6. Когда ребенок научится пользоваться ножом, объясняют, что вилку удобнее держать левой рукой, а нарезать пищу ножом – правой. Если едят только вилкой, ее держат в правой руке. Следует также объяснить, что мягкую пищу, которую можно отделить вилкой, не нарезают. Вилкой без ножа едят такие блюда, как котлеты, вареные овощи и рыбу (ножом только отделяют кости).

7. Покажите ребенку, что если сразу нарезать кусочками все кушанье, которое лежит на тарелке, оно быстро остынет и примет неаппетитный вид, поэтому отрезают по одному кусочку и сразу же съедают его.

8. Не разрешается брать нож в рот: можно порезать язык и губы.

9. Ребенок должен знать, что ложкой едят только жидкую пищу, а рассыпчатые каши, яичницу, запеканки, отварные овощи и т. д. едят только вилкой. Следует помнить, что все использованные приборы кладут не на стол, а на свою тарелку или специальную подставку.

10. Никогда и ничего нельзя брать с блюда своими приборами. Необходимость строгого соблюдения этих правил диктуется элементарными и понятными для всех правилами гигиены. Закончив еду, ребенок должен положить ложку, вилку и нож на тарелку, а не на скатерть.

11. Категорически запрещается извлекать остатки пищи, застрявшие в зубах, вилкой или чем-либо иным, кроме зубочистки (и то не за столом). После еды хорошо прополоскать рот теплой кипяченой водой, можно с питьевой содой.

12. Нельзя тянуться за угощением через стол – нужно попросить, чтобы его передали.

13. Надо приучить детей тщательно разжевывать пищу, есть не торопясь, не брызгая, чтобы у них не создалось привычки есть некрасиво и шумно; это неприятно и неудобно для них самих и для окружающих.

За «взрослым» столом

1. Принято считать, что за «взрослым» столом дети должны молчать. Это не совсем верно. Даже маленький ребенок, который еще не научился говорить, требует к себе внимания. Он обязательно что-нибудь сделает, чтобы добиться своего: бросит ложку на пол, разольет молоко. Это нужно знать и никогда не наказывать детей за кажущиеся беспричинными капризы.

Однако от чрезмерного внимания взрослых или от длительного застолья ребенок может утомиться и начать капризничать. В этом случае лучше отсесть со своим ребенком от общего стола, но не в качестве его наказания, а для спокойствия всех. Вообще, если собирается исключительно «взрослая» компания и ваш ребенок будет единственным, лучше оставить его дома. Скучающий и капризничающий ребенок может испортить вечер всем.

2. Подросших детей за «взрослым» столом могут попросить рассказать о чем-то, тогда они вежливо должны отвечать на вопросы гостей. Следует научить детей, что самим начинать разговор с взрослыми невежливо. В свою очередь взрослые должны быть внимательны и вежливы с детьми. Нельзя призывать сделать что-то криками, понуканиями, указующими жестами. Не следует также бранить детей и часто извиняться за их поведение. Дети очень чувствительны к бестактности на людях. Воспитывать детей нужно дома. Кроме того, от постоянных замечаний и придирок даже у взрослого человека неловкость усиливается, а у ребенка вообще может развиться комплекс неполноценности.

3. Если вы приглашаете в гости друзей с детьми, организуйте для них отдельный стол и подумайте, чем можно было бы их занять. Хорошо, если дети окажутся примерно равного возраста и интересов.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Приматенные ингаляторы вернулись, но не одобрены для детей до 12 лет!

Все о воспитании

Просмотрено

День, когда я перестала говорить своему ребенку “Давай скорее!”

Детская психология

Просмотрено

33 ответа на «мне скучно», которые ваши дети наверняка ненавидят!

Советы родителям

Просмотрено

Дорогие друзья, я обещаю, что вернусь, но сейчас у меня есть маленькие дети, которые нуждаются в моей заботе!

Вряд ли кто из родителей мечтает, чтобы их ребенок капризничал за столом. Однако дети со свойственной им непосредственностью могут в самый неподходящий момент вести себя просто ужасно. Чтобы этого не произошло, важно с малых лет прививать правила этикета. И делать это лучше всего на собственном примере.

С чего начать

Приучать ребенок к правильному поведению за столом нужно с того времени, как он научится принимать пищу самостоятельно. Самый подходящий возраст для этого - 12-14 месяцев. Кажется, что кроха не сможет усвоить никаких правил. Но от него многого и требуется. Достаточно в этом возрасте запомнить только основы этикета за столом.

Перед каждым приемом пищи следует мыть малышу ручки и тщательно их вытирать. В дальнейшем уже не потребуется объяснить, зачем это делать. Это станет хорошей привычкой. На колени следует расстилать салфетку. Она защитит одежду от крошек и пятен. Если он еще очень маленький, можно дополнительно повязать слюнявчик на шею.

В этом возрасте уже следует давать малышу ложку в руку. Пусть приучается есть самостоятельно, даже если поначалу будет плохо получаться. Маме следует только докармливать малыша, если это необходимо. Вилку ребенку следует предлагать после 3, а нож – в возрасте 5 лет. И только ближе к школе, если это принято в семье, можно рассказать про различные столовые приборы и когда их следует использовать.

Правила поведения за столом

В возрасте 3-4 лет ребенок уже в силах освоить больше правил поведения за столом. Здесь важно непросто им следовать от случая к случаю. Сказанное второпях, моментально улетучится у малыша из головы, и в гостях он будет себя вести так, как привык. Этикет должен соблюдаться каждый день дома.

Прежде всего, его следует научить культуре поведения:

  • первыми за стол садятся взрослые, а затем только дети;
  • к еде следует приступать после того, как все члены семьи и гости займут свои места;
  • нельзя хватать куски, едят за столом и только за ним;
  • перед приемом пищи следует пожелать всем приятного аппетита;
  • если что-то стоит далеко от ребенка, следует вежливо попросить подать ему нужное блюдо;
  • нельзя съедать последний кусок, не предложив его другим;
  • нельзя чавкать и говорить с набитым ртом, это невежливо;
  • не стоит перебивать взрослых и других детей и громко разговаривать;
  • за столом запрещается качаться на стуле и вертеться;
  • запрещено ставить локти на стол, это некрасиво;
  • нельзя облизывать нож и есть с него, также как и тыкать в других столовыми приборами (это опасно!);
  • не стоит набивать едой полный рот и откусывать большие куски;
  • выходить из-за стола можно с разрешения взрослых.

Как приучить

Однако сколько бы родители не твердили ребенку об этикете, без личного примера тут не обойтись. Они сами должны следовать тем нормам поведения, которые требуют от своего отпрыска. Только в этом случае можно ожидать, что он будет вести себя в гостях подобающим образом.


Важно еще быть последовательным в обучении правилам поведения за столом. И в гостях, и дома должен соблюдаться этикет. Это одна из основных ошибок родительского воспитания. Зачастую в стенах своего жилища ребенку разрешается все. Однако малышу еще сложно понять, почему в гостях следует вести себя по-другому.

Следует благодарить детей за каждый успех в освоении этикета за столом. Это поможет малышу понять, что хорошее поведение вознаграждается. Если же ребенок ведет себя неподобающе, следует ему спокойно, без крика, объяснить это. Однако нужно избегать длинных нотаций и лекций. Малыш просто не в состоянии их усвоить. Достаточно 2-3 коротких предложений.

Помните, что ребенок только познает мир. Не стоит слишком сильно усердствовать в прививании хороших манер. Пусть это превратиться игру.

С возрастом усвоенные в детстве нормы поведения за столом станут хорошей привычкой. Возможно, что в будущем это пригодиться во время корпоративного вечера или знакомства со второй половинкой.