Как называется кольцо вокруг кремля. Зачем обособили Кремлёвское кольцо? От Кремля до Бульварного кольца

Из века в век ты кольцами, кругами Росла вокруг Кремлевского холма.

С течением времени Кремль разрастался, расширялась eго территория, менялись стены: вначале это был обычный частокол, а с 1339 г.- стена из рубленых дубовых бревен. При Дмитрии Донском Кремль был обнесен невысокой каменной стеной, которая впоследствии заменена была мощной белокаменной.

Кремль был густо населен: там находился великокняжеский двор, множество храмов, монастыри, торг, боярские усадьбы с хозяйственными постройками и садами, Жилища горожан и прочие необходимые постройки тоже находились в Кремле. С ростом населения дома горожан вскоре пришлось строить за стенами Кремля. Так появились посады. Историки считают, что первый посад в Москве возник в XII в. Он располагался на подоле - местности между Кремлем и Москвой-рекой, а также по берегу Неглинной. Словом подол в древнерусском языке называлось низкое место под горой, в данном случае под кремлевским холмом. Подол известен и в древнем Киеве. С течением времени слово подол, обозначавшее характер рельефа местности, превратилось в название, в московский топоним. Становясь топонимом, это слово могло присоединять к себе суф. -ск. Именно так образовалось название подмосковного города Подольск (из села Подол) после 1781 г.

Как свидетельствуют документы, вокруг Москвы находились села. Кроме села Кучкова к западу от Кремля было село Семчинское или Семцинское, которое упоминается уже в духовной грамоте Ивана Калиты в 1336 г, Название этого села, вероятно, происходит от имени первопоселенца, некоего Семена (Семки или Семчи; второй вариант его написания - Семцинское - свидетельствует о том, что у того, кто написал его в духовной грамоте, было цокающее произношение). Аналогично можно объяснить и название еще одного подмосковного села того времени - Михайловского на Яузе. Оно происходит или от имени первопоселенца Михаила, или от названия храма, построенного в честь Михаила Архангела. Село стояло на Яузе, что нашло свое отражение в соответствующем дополнении к этому названию. Такое дополнение вполне понятно в условиях тогдашней малой заселенности местности и слабой организации ее как пригорода: оно было своеобразным ориентиром, уточняющим местоположение объекта.

Что же касается значения самого гидронима Яуза, то в настоящее время точно не известно, что значит это слово и каково его происхождение. Необычность его формы дала основание для различных предположений, не достаточно убедительных. Историк И. Е. Забелин считал, что Яуза значит "узкая", основываясь только на совпадении звучания этих слов. По другим версиям, название Яуза, измененное на русской почве, восходит к словам финно-угорских языков со значением "сосновая река" или "приток реки". Есть попытки объяснить этот гидроним на материале балтийских языков.

К северу от Кремля находилось село Напрудское. Это название связано с тем, что село было расположено на пруде, из которого вытекала маленькая речушка - левый приток реки Неглинной, не сохранившая своего имени. Это село находилось в районе современного Рижского вокзала и Трифоновской улицы. В непосредственной близости от Кремля были и другие села, такие как Старое Ваганьково, Высокое, Хвостово (Хвостовское).

Со временем разрастался другой московский посад - на юго-восток от Кремля, в сторону современной гостиницы "Россия" и ГУМа, занимавший территорию, называвшуюся Китай-городом. По сравнению с Подолом этот посад был очень большим и поэтому получил название Великий посад, или Большой посад. Наиболее древняя его часть находилась на территории бывшего Зарядья, там, где сейчас расположена гостиница "Россия". Этот посад сильно разросся в последующие века и именно с ним связывается понятие "московский посад". Подол со временем прекратил свое существование, так как он сослужил плохую службу Кремлю: под укрытием его многочисленных построек враги могли почти незамеченными подходить к невысоким стенам Кремля и проникать внутрь.

Название Китай-город появилось в 1535 г., когда в целях обороны Великого посада его начали обносить хорошо укрепленной стеной. Существует несколько гипотез о происхождении этого топонима. Известный историк Москвы И. Е. Забелин считал, что оно связано со словами кита, кит, сохранившимися в диалектах, и значит "плетенничный", т. е. построенный по принципу плетня (переплетения толстых вертикальных кольев или бревен молодыми гибкими побегами). В доказательство этого он приводил запись, сделанную в летописи: "Устроиша хитрецы велми мудро, наченъ отъ каменыя болшия стъны, исплътаху тонкий лъсъ около болшого древня и внутрь насыпаху землю и велми кръпко" * , Некоторые исследователи считают, что название Китай значит "средний", т. е. "средний, срединный город между Кремлем и Белым городом"; иначе говоря, Китай-город - это средняя по местоположению крепость. Само слово китай в этом значении попало к русским из монгольских языков. Этой версии придерживался исследователь топонимии Москвы историк П. В. Сытин. Эта версия поддерживается гипотезой, согласно которой название Кремль означает "внутренняя крепость" (см. очерк "Кремль"). Согласно другой гипотезе, слово китай является тюркским и переводится на русский язык как "крепость, укрепление, укрепленное место". Оно часто становилось ойконимом, названием населенного пункта, выросшего на месте этой крепости, как и русское городок, городец. Ойконимы от слова китай были известны на юге современной Украины еще в XIX в., там, где древнерусский язык соприкасался с тюркскими языками ** .

* (Полное собрание русских летописей, т. 6. СПб., 1853, с. 292. )

** (Подробнее см.: Романова Г. Я. О названии Китай-города в Москве.- В кн.: Учен. зап. МОПИ им. Н. К. Крупской, 1964, т. 148. Русский язык, вып. 10, с. 434-441. )

По мере роста города Москвы заселялась территория между реками Москвой, Неглинной и Яузой и вдоль дорог, шедших от Кремля в разных направлениях. В XIV-XV вв. на территории Москвы сложились и продолжали застраиваться, совершенствоваться такие ее части, или, как бы мы сказали теперь,- микрорайоны: Кремль (или город), Великий посад, Заречье (за Москвой-рекой) , Занеглименье - территория на северо-запад от Кремля за рекой Неглинной между современными Кропоткинской пл. и ул. Неглинной. В то время названия не были официально закреплены за определенными частями города. Так, Занеглименье иногда называлось Загородьем, и Загородьем же могла называться территория Великого посада.

Названия этих частей, районов города этимологически почти прозрачны. Приставка за- свидетельствует о том, что все эти части города расположены позади объекта, который обозначен корнем слова, т. е. позади реки, города, Неглинной. И все же основа одного названия - Занеглименье - в настоящее время не является до конца выясненной. Некоторые ученые, например В. Н. Топоров, сопоставляют его со схожими названиями в Латвии и Литве. Основываясь на раннем варианте названия реки Неглинной - Неглимна, откуда и Заыеглименье, где сочетание глим- напоминает балтийское gilm, В. Н. Топоров считает название реки Неглинная и местности Занеглименье балтизмом. Но одного этого аргумента едва ли достаточно, так как в русских народных говорах, например в рязанских, наблюдается расподобление звуков нн в мн именно в данном случае: глимяный вместо глиняный. Поэтому вполне реально связать название реки Неглинная с характером окружающей почвы. О том, что почва в Москве и ее окрестностях была не только болотистой, но и глинистой, свидетельствуют ранние топонимы, в частности название местности Глинищи, известное еще в XV в. в районе, близком к современной площади Ногина. Вероятно, река была названа Неглинной по неглинистому дну и берегам, что было ее характерной особенностью.

Разрастаясь, город нуждался в защите. С этой целью уже в 1394 г. начали копать ров от Кучкова поля (район современной ул. Дзержинского) до реки Неглинной и далее. В 1586-1593 гг. по рву была возведена стена, основание которой было сложено частично из белого камня. Это было первое значительное кольцо, точнее - полукольцо вокруг Москвы. Стена Белого города была снесена в конце XVIII в., и он перестал существовать. На месте стены было разбито десять бульваров, которые полукольцом огибают Москву до настоящего времени от станции метро "Кропоткинская" (раньше здесь была площадь Пречистенских Ворот) до Большого Устьинского моста. "Устроение булеваров есть щастливая выдумка, ибо это придало неимоверную красоту древней нашей столице",- было написано в одном из альманахов пушкинского времени.

В настоящее время о стене Белого города напоминают бывшие названия ворот, которые находились в местах пересечения стены с главными дорогами, шедшими от Кремля. Сейчас это названия площадей: площадь Никитских Ворот, площадь Покровских Ворот. В устной же речи москвичей эти названия звучат как Никитские ворота, Покровские ворота и даже Кировские ворота, которых на самом деле никогда не было - были Мясницкие ворота. Последний факт свидетельствует о большой живучести топонимов, связанных с воротами Белого города.

Почти сразу же после возведения стены Белого города появилось следующее кольцо Москвы - Земляной город. Полоса укрепления Земляного города проходила по линии современного Садового кольца. Он имел и другое название - Деревянный город. Земляным (одновременно Деревянным) город назывался потому, что одна его важная составная часть была земляной - вал вдоль рва, а другая-деревянной: вдоль всего земляного вала была сооружена деревянная стена. Эта часть Москвы, заключенная между Белым городом и земляным валом, называлась еще и Скородом. Это имя, как предполагают, связано с тем, что дома здесь строились "на скорую руку". Строить основательно не имело смысла, так как данная часть Москвы постоянно страдала от набегов врагов, которые сжигали все постройки. Есть, правда, и другие версии.

Вначале название Земляной город относилось только к самой крепостной стене, к линии укреплений, состоящей из стены, вала и рва. В этом значении - "ограда, крепостная стена, линия укреплений" - слово город было известно в русском языке с XIII в. * Во второй половине XVII в. Земляным городом стала называться вся часть Москвы, расположенная между стеной Белого города и Земляным городом. После пожара 1812 г. земляной вал и стена были снесены, а ров засыпан. Освободившееся место было застроено маленькими домиками, хозяева которых были обязаны разбивать палисадники и рассаживать сады при домах. Так в 30-х годах прошлого века появилась Садовая улица длиной в 15 км, разделенная на двадцать отдельных улиц и площадей.

* (См.: Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып, IV. М.. 1977, с. 90 (далее - СлРЯ XI-XVII вв.). )

О существовании Земляного города и вала напоминают названия Валовой улицы, Зацепского Вала и некоторые другие.

В XVI-XVII вв. Москва была большим городом с огромным по тому времени населением и многочисленными постройками: в XVI в. в ней было примерно 40 тысяч домов (если верить сведениям путешественника С. Герберштейна), а к концу XVII в. население составляло около 200 тысяч человек. К этому времени в городе было много ремесленных и других слобод, их насчитывалось более 140. Москва расширялась, опоясавшись новым кольцом - Камер-Коллежским валом, возведенным в 1742 г. и имевшим протяженность 35 км. Его постройка была вызвана не только ростом города, но и потребностью установить контроль за провозом в Москву таких товаров, как водка, табак и т. п. Купцы, получившие откуп на продажу этих товаров, боялись, что их будут провозить в город нелегально. Под их давлением правительство приняло решение поручить Камер-Коллегии строительство новой линии укреплений вокруг Москвы, которая и получила название Камер-Коллежского вала по наименованию этого ведомства. В местах пересечения дорог с новой линией укреплений были устроены заставы, где и проводился надлежащий контроль за провозом товаров.

Как и все предыдущие, этот этап в развитии Москвы нашел свое отражение в топонимии. Там, где проходил Камер-Коллежский вал, слово вал входило в названия улиц, многие из которых сохранились до настоящего времени: ул. Бутырский Вал, Грузинский Вал, Даниловский Вал, Лефортовский Вал и др. Факт существования застав тоже оставил свой след в именах московских площадей: площадь Абельмановской Заставы, площадь Крестьянской Заставы. До недавнего прошлого в Москве были еще Бутырская застава, Рогожская застава и др.

Естественная традиционная кольцевая застройка Москвы продолжалась и после возведения Камер-Коллежского вала. Интенсивной она стала в XX в. и особенно после Октябрьской революции. Бурный рост города в первой половине XX в. привел к появлению еще одного кольца - Московской кольцевой автомобильной дороги, которая в настоящее время является административной границей Москвы. Сооружение этой дороги началось в 1956 г., а в 1960 г. было принято решение привести городскую черту Москвы в соответствие с фактическими контурами застройки города и с учетом перспективного развития. Эта черта и была определена кольцевой автомобильной Дорогой. В состав Москвы были включены подмосковные села, деревни, поселки - Медведково, Царицыно, Крылатское, Теплый Стан, Очаково и др. и даже небольшие города - Бабушкин, Кунцево, Перово и др.


Иван Теренин
Сергей Фирсанов
все по 2 Последний победитель Александр Поливода (UKR)

Пять колец Москвы - ежегодная многодневная шоссейная велогонка , проходящая в Москве в начале мая. Считается преемницей велогонки по Садовому кольцу , впервые прошедшей в 1920 году. В 1993 году гонка стала международной, в данный момент входит в многодневки второй категории (класс 2.2) UCI Europe Tour .

Как ясно из названия, маршруты всех этапов гонки представляют собой кольца. В разные годы это были: кольцо вокруг Кремля («Кремлёвское кольцо»), кольцо олимпийской трассы в Крылатском («Крылатское кольцо»), Садовое кольцо, кольцо на Воробьёвых горах («Воробьёвское кольцо»), кольцо по Лужнецкой набережной («Лужнецкое кольцо»).

Первый этап - пролог, индивидуальная гонка с раздельным стартом. Остальные этапы - групповые гонки с массовым стартом. Последний этап - «Садовое кольцо», традиционно проводится 9 мая, в День Победы .

По аналогии с «Тур де Франс » и прочими крупными гонками, на «Пяти кольцах» вручаются цветные майки: жёлтая - майка лидера, фиолетовая - майка самого стабильного гонщика и т. д.

Победители

  • 1993: Юрий Амельхин
  • 1994: Александр Зайцев
  • 1995: Сергей Кузнецов
  • 1996: Роман Фадеев
  • 1997: Олег Гришкин
  • 1998: Дмитрий Галкин
  • 1999: Сергей Куденцов
  • 2000: Дмитрий Горбачев
  • 2001: Иван Теренин
  • 2002: Андрей Пчелкин
  • 2003: Андрей Пчелкин
  • 2004: Иван Теренин
  • 2005: Эдуард Ворганов
  • 2006: Александр Хатунцев
  • 2007: Александр Кучинский
  • 2008: Денис Галимзянов
  • 2009: Тимофей Крицкий
  • 2010: Сергей Фирсанов
  • 2011: Сергей Фирсанов
  • 2012: Игорь Боев
  • 2013: Максим Разумов
  • 2014: Андрей Соломенников
  • 2015: Александр Поливода

Напишите отзыв о статье "Пять колец Москвы"

Примечания

Ссылки

  • на cyclingarchives.com
  • на fvsr.ru (с 2008 г.)

Исторически в Москве сложилась радиально-кольцевая планировка. Такой принцип застройки города формировался на протяжении многих лет. Большинство колец, обозначенных сегодня на карте столицы, когда-то были границами Москвы. Подобная планировка встречается также во многих европейских городах, среди которых Париж и Вена.

Карта Москвы 1638 года, на которой желтым цветом обозначен Белый город.

С древности кольцевой принцип строительства применялся в городах, которые были крупными торгово-транспортными центрами и важными военными объектами. Выстраивая оборонительное сооружение, город просто окружали, что было проще всего.

Кольца появились в Москве не сразу. И первый деревянный Кремль , и каменный, возведенный Иваном Калитой , имели в плане треугольник, расположившийся между реками Неглинной и Москвой . Реки служили тогда естественной преградой во время нападений неприятеля. Долгое время город застраивался в восточном, более безопасном направлении, где в XVI веке выросли стены Китай-города.

Бульварное кольцо

Когда Москва разрослась за обе реки, границы города постепенно стали скругляться. Первым кольцом столицы можно назвать конфигурацию, образованную стенами Белого города . Это кольцо было незамкнутым - его прерывала Москва-река. Белый город стал застраиваться еще в XIV веке, тогда вокруг него был прорыт ров и насыпан вал. В пределах этой местности находился загородный двор великого князя, а также усадьбы бояр. Крепостная стена вокруг Белого города появилась в конце XVI века, после того, как прежние деревянные укрепления сгорели при набеге крымских татар. В конце XVIII века город вырос, Белгородская стена потеряла свое оборонительное значение и в 1770-е-1780-е годы была разобрана, а на ее месте заложили бульвары. Так появилось Бульварное кольцо . Первый бульвар (Тверской) был разбит в 1796 году, кольцо в целом сложилось после 1812 года. О проездных крепостных башнях в бывшей городской стене напоминают названия многих площадей между бульварами, называющихся «ворота».

Бульварное кольцо на карте Москвы 1852-1853 годов.

Садовое кольцо

Первое замкнутое кольцо Москвы было образовано стенами Земляного города . Исторически Москва была окружена рядом фортификационных сооружений, одно из которых — земляной вал, представлявший собою замкнутое кольцо протяженностью 16 км. Вал был насыпан в 1591-1592 годах, по повелению Бориса Годунова , вскоре после набега крымских татар. Поверх него была выстроена дубовая стена. Вал получил название Земляной, а территория между ним и Белым городом стала называться Земляным городом. К концу XVIII века вал постепенно разрушилcя и местами был срыт. Городские власти приняли решение снести остатки вала, а на его месте построить широкую кольцевую улицу, мощенную булыжником. Так было положено начало Садовому кольцу , вплоть до первой четверти XX века считавшемуся границами городской территории Москвы.

Садовое кольцо у пересечения с Новым Арбатом.

Камер-Коллежский вал

Третьим кольцом в Москве стал Камер-Коллежский вал . Это было уже не оборонительное сооружение, а таможенная граница. Вал построили в середине XVIII века для того, чтобы отделить территорию, принадлежащую откупщикам, имеющим право торговать спиртными напитками в пределах Москвы. Кольцо это именно неправильную форму, а в длину достигало приблизительно 37 километров. С северо-западной и юго-западной сторон границы кольца приближались к центру города, а на северо-востоке удалялись от него, охватывая Преображенское и Лефортово . Несмотря на то, что Камер-Коллежский вал фактически стал новой городской чертой, официально это долгое время не признавалось.

Рогожский вал — одна из улиц, входивших в состав Камер-Коллежского вала.

Окружная железная дорога

К 1917 году вокруг Москвы появилось еще одно кольцо - Окружная железная дорога . Москва в то время была огромной товарной «пробкой», и дорогу решено было построить с целью разгрузки железнодорожной сети. После строительства новой трассы столица полностью оказалась в ее границах. Дорога прошла по городским пригородам, полям и дачным участкам, при этом на севере она отстояла от центра на 12 км, а на юге — всего на 5 км, то есть была не совсем круглая. В 1908 году, на момент постройки, окружная железная дорога стала неофициальной городской границей, а в 1917 году эта граница была уже официально оформлена. Сейчас здесь проходит Московское центральное кольцо (МЦК ).

МЦК. Электропоезд "Ласточка".

МКАД

Очередным кольцом в Москве стала Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД ). Эта скоростная магистраль была построена в середине 1950-х годов для того, чтобы вывести за пределы Москвы транзитный транспорт. Длина кольца равнялась 109 метрам, все пересечения дороги были сооружены на различных уровнях. В наши дни МКАД является полноценной участницей внутригородского движения, а границы Москвы шагнули за ее пределы, но на протяжении 25 лет это была административная граница Москвы.

В мае начнется благоустройство десятков центральных улиц города

Летом этого года центр Москвы ожидает глобальный ремонт. После майских праздников начнется благоустройство 59 столичных улиц, в том числе Тверской, Нового Арбата, Моховой, Садового и Бульварного кольца и других. Как пояснил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, работы начнутся одновременно на всех участках. Завершить ремонт планируется к Дню города.

На прошлой неделе был объявлен конкурс на выполнение строительно-монтажных работ по комплексному благоустройству Тверской улицы от Моховой до Пушкинской площади. Начальная стоимость госконтракта – более 951 млн рублей, итоги будут подведены 8 апреля. Общий же бюджет программы «Моя улица» на 2016 год – 22,4 млрд рублей.

Как рассказал Петр Бирюков на пресс-конференции, посвященной реализации программы, всего в ее рамках только в нынешнем году будет благоустроено 59 улиц, площадей и переулков, 49 парков по месту жительства и 14 рекреационных территорий. Адресный список был утвержден после голосования на проекте «Активный гражданин». «Особое внимание уделено центру города. Будут преобразованы такие знаковые московские улицы, как Тверская, Таганская, Большая Якиманка, Моховая и Новый Арбат.

Обустройство затронет часть Бульварного и Садового кольца», – подчеркнул чиновник. Заммэра отметил, что все проекты были разработаны лучшими архитекторами России и Европы. Цель преобразований – сделать город безопасным, экологичным и комфортным.

Груша уссурийская

В центре города на человека приходится 2 кв. метра зелени, тогда как на периферии – 40 кв. метров. Поэтому в рамках программы «Моя улица» центр ждет тотальное озеленение. На Садовом кольце появятся липы, груши уссурийские, вязы, рябины, ольха, ясени, лещины, клены и яблони. На Тверской вновь будут расти липовые аллеи. Более 180 новых деревьев разных пород появятся на Новом Арбате. Их посадят прямо в грунт, а корни защитят бортиком из бетона. Кремлевскую набережную вдоль проезжей части также озеленят. Всего в 2016 году в Москве планируется высадить более 13 тыс. деревьев, которые смогут удержать более 100 тонн пыли. Кроме того, будут высажены кустарники – барбарис, смородина, боярышник и др. На некоторых улицах вместо асфальта появятся газоны и скамейки.

«Мы отремонтируем более 70 фасадов домов, восстановим мощение, поставим скамейки. На улицы, где сохранилось 50% и более исторических зданий, вернем исторические фонари, созданные по чертежам музея «Огни Москвы», – рассказал чиновник. По его словам, воздушные линии электропередачи будут убраны под землю.

Парковка между деревьями

Заммэра, глава департамента транспорта и развития дорожно-транс-портной инфраструктуры Максим Ликсутов рассказал, как изменится транспортная схема в центре города. Так, троллейбусных маршрутов № 1, 2, 9, 12, 15, 31, 33 и 44 Москва все же лишится, «рогатый» транспорт заменят автобусами экологического класса не ниже «Евро-5». «Совместно с правительством Москвы и ГИБДД мы разработали новый маршрут – «Кремлевское кольцо». Будет создана двусторонняя выделенная полоса от улицы Большая Полянка до Лубянской площади, что увеличит пропускную способность наземного транспорта в центре на 30–50%. Для реализации этого проекта город вынужден заменить 89 троллейбусов автобусами», – сказал чиновник. Он подчеркнул, что «оптимизированные» троллейбусы поступят на другие маршруты. Троллейбусы «Б» и «Бк», так называемые «Букашки», на Садовом кольце останутся.

Полосы для движения на ряде улиц, попавших в зону благоустройства, будут сужены, их количество может уменьшиться. Это позволит расширить тротуары и организовать новые парковочные места. Так, в рамках реконструкции появится порядка 80 парковок для такси, рассчитанных более чем на 200 мест. При этом, по словам Максима Ликсутова, количество легальных парковочных мест для личного транспорта не изменится.

Правда, остается вопрос плоскостных парковок закрытого типа (со шлагбаумами) на нечетной стороне Нового Арбата. Сейчас там шесть паркингов, судя по визуализации проекта благо-устройства Нового Арбата, подготовленного немецкой студией Topotek1 и российским архбюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», останется один, а автомобили будут припаркованы прямо между деревьев. «Все эти парковки сохранятся, – пообещал Максим Ликсутов. – Но они будут реконструированы». Также он сообщил, что на время городских мероприятий их планируется закрывать для машин, превращая в общественные пространства.

Ремонт спрячут за баннером

«Мы планируем начать благоустраивать улицы в мае, скорее всего сразу после праздников. Работы будут вестись одновременно по всем проектам. Перед нами стоит задача завершить их к Дню города», – сказал Петр Бирюков. Отвечая на вопрос, а как же там будут передвигаться люди, он сказал, что опыт прошлых лет учтен. В прошлом году москвичи нередко жаловались, что пройти по улицам, где идет реконструкция, невозможно – все разрыто, грязь, дорогу преграждают стопки плиток. «Будут установлены специальные ограждения, места работ закрыты баннерами, на проходах выложим специальные мостки», – пояснил он.

Максим Ликсутов, в свою очередь, сообщил, что, например, на Садовом кольце будут установлены новые знаки для автомобилистов и наземного транспорта, внесена соответствующая корректировка в разметку. Кроме того, по словам чиновника, уже после завершения благоустройства будет обсуждаться вопрос организации новых пешеходных переходов на Тверской.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ян Гейл, архитектор и урбанист:
– Меня познакомили с планами по дальнейшему благоустройству города, я вижу, что это многообещающая работа. Многие города имеют такие программы и каждый год улучшают несколько улиц. Необходимо, чтобы горожане проводили больше времени в общественных местах, использовали велосипеды.
На мой взгляд, основной тренд сейчас – восстановление наземного общественного транспорта в центре города. Это позволит разгрузить метро, людям не придется спускаться под землю, чтобы проехать пару остановок. Также городу необходимы широкие тротуары со скамейками. Нужно, чтобы человек мог спокойно пройтись, сесть отдохнуть, попить кофе. И, конечно, необходимо больше деревьев и зелени на улицах. Во время своей поездки по Москве я увидел чудо – в городе появились велодорожки. Конечно, здесь холодно зимой, но это лишь значит, что можно ехать быстрее. Например, в Копенгагене 45% горожан добираются до работы именно на велосипедах.
У меня есть отдельное пожелание: чтобы все подземные переходы были закрыты. В Москве их очень много – через каждые 300 метров. Это негуманно. Мы заводим семьи, детей, стареем, а маленьким детям и пожилым непросто спускаться под землю. Но в любом случае я поражен, как быстро и качественно меняется Москва. Желаю столичному правительству успехов в последующих шагах.

Москву можно назвать настоящим городом колец – сегодня в столице пять кольцевых улиц и одна кольцевая линия в метро. Но архитекторы не собираются останавливаться и на этом – уже начато сооружение второго кольца подземки. А еще раньше были планы по строительству четвертого транспортного автомобильного кольца. МОСЛЕНТА вспомнила, кто и когда впервые окольцевал столицу, были ли сады на Садовом кольце, и зачем архитекторы хотели замкнуть бульвары.

Кольцо вокруг Кремля

Самое первое московское кольцо появилось одновременно со строительством первого крепостного укрепления на месте современного Кремля. Археологи утверждают, что произошло это в XI веке. В то время крепость была деревянной, поэтому часто страдала от набегов противника и пожаров. Кремль защищало укрепление в виде кольца, которое состояло из вала, рва с водой глубиной до девяти метров и частокола.

В то время рядом с Боровицким холмом на берегу Москвы-реки соединялись две торговые дороги – одна шла в Новгород, а вторая из Киева уходила на северо-восток. Рядом находилась и важная водная торговая артерия – Москва-река. Благодаря такому удачному расположению Москва приобрела большое значение для торговли между востоком и западом.

Поселения росли, их часто перестраивали. Вместе с ними перестраивались и оборонительные сооружения. Летописи гласят, что первое единое и достаточно крупное укрепление возникло здесь в 1156 году. Стены крепости имели протяженность около 850 метров, были окружены рвом и семиметровым земляным валом, который был укреплен дубовыми брусьями.

В 1238 году Кремль был разрушен во время нашествия монголов, затем вновь отстроен из дерева. Однако в середине XIV века великий князь Дмитрий Донской посчитал, что деревянное укрепление ненадежно и распорядился заменить деревянные стены постройками из белого камня. Именно с того момента столицу стали называть «белокаменной».

Репродукция гравюры "Общий вид Москвы", выполненной по рисунку Олеария (1636 год), из коллекции Музея истории и реконструкции Москвы.

Изображение: РИА Новости

Каменные стены дважды выстояли против осады войск князя Ольгерда, который несколько раз покушался на московские земли. Однако постепенно укрепления Кремля приходили в негодность. Летописи XV века упоминают о том, что стены начали разрушаться и «поплыли».

Поэтому при Иване III во второй половине XV века началась полная реконструкция крепости. Перестраивали и соборы внутри Кремля, и крепостные стены.

Для выполнения работ в Москву пригласили архитекторов из Италии. На месте белокаменных стен начали выстраивать новые защитные сооружения из красного обожженного кирпича.

В 1508 году вокруг стен обновленного Кремля выкопали глубокий ров, вода в который попадала из реки Неглинной. Тогда крепость приобрела современный вид.

Китай-город и его стена

Москва росла и уже выходила далеко за пределы кремлевских стен. Вокруг крепости образовался так называемый посад – место рядом с крепостными стенами, где селились торговцы и ремесленники. В случае опасности они покидали свои жилища и прятались в Кремле.

Дороги молодого города стали получать названия. Изначально все они были безымянными. Первая улица протянулась вдоль Москвы-реки от Кремля в Зарядье. Она получила название Великой или Большой. Чуть позже появилась улица, которая вела от Кремля в сторону Ростова, Суздаля и Владимира – ее стали называть Никольской.

Ильинку назвали в честь церкви Ильи-пророка, а Варварку – в честь церкви Святой Варвары Великомученицы. Здесь располагались многочисленные торговые лавки, конторы банкиров и купцов, а также знаменитый Гостиный двор, где останавливались прибывающие в Москву путешественники и послы.

Однако угроза набегов крымских татар привела к тому, что в 1534 году во времена правления Елены Глинской (матери Ивана Грозного) вокруг московского посада стали сооружать еще одну крепостную стену. Она примыкала к Московскому Кремлю, включала в себя 12 башен и имела общую длину более двух с половиной километров.

Стена Китай-города была ниже и толще кремлевской, на ней были сделаны специальные площадки для отражения пушечного огня противника. Китайгородская стена стала вторым настоящим кольцом Москвы.

Впрочем, к Китаю местность и крепостная стена никакого отношения не имели. Есть несколько версий возникновения названия. По одной из них, оно произошло от слова «кита», означающего «вязку жердей», которые использовались при строительстве укреплений. По другой, источником названия стало итальянское слово «citadelle», которое переводится как «укрепление». Также есть версии происхождения Китай-города от тюркского слова «катай» – крепость или английского «city» – город.

Белый город

В столицу продолжали стягиваться купцы и ремесленники, город увеличивался, внутри крепостных стен снова не хватало места, поэтому дома стали появляться и вокруг укреплений. Новую местность стали называть Белым городом, потому что жили здесь в основном дворяне и бояре. Их земля была освобождена от налогов и считалась «белой», в отличие от «черных» земель, на которых жили купцы, крестьяне и ремесленники, исправно уплачивавшие все сборы.

Репродукция картины "Семиверхая башня Белого города" работы художника Аполлинария Михайловича Васнецова из собраний музея истории и реконструкции Москвы.

Изображение: Валентин Черединцев / РИА Новости

В 1593 году Белый город окружила еще одна крепостная стена, ставшая третьим кольцом Москвы. В стене было 27 башен и 11 ворот. После ее появления многие дома Белого города стали перестраивать в камне, а улицы выложили булыжником. Внутри крепости были расположены Охотный ряд, Пушечный и Колымажный дворы, множество монастырей, а также сады, о чем свидетельствует название Старосадского переулка.

С внешней стороны стену окружал ров, вода в него также поступала из реки Неглинной. А под стеной река проходила в трубе – отсюда пошло название Трубной площади и Трубной улицы.

В конце XVIII века стена Белого города потеряла фортификационное значение и ее разобрали. На месте снесенных укреплений стали высаживать деревья, а вскоре здесь создали широкие улицы, которые впоследствии стали Бульварным кольцом.

Земляной вал и Деревянный город

В конце XVI века границы Москвы снова вышли за пределы крепостных стен, и в 1593 году в ее состав вошла территория, находившаяся за Белым городом. Раньше здесь располагались деревни, земли монастырей, дома ремесленников и купцов. Из-за преобладающей деревянной застройки территорию стали называть Деревянным городом. В народе же местность прозвали Скородомом, потому что возводимые здесь дома строились очень быстро.

Для защиты новой городской территории в тот же период были построены деревянные укрепления, общая длина которых достигала 15 километров. Однако постройка была уничтожена пожаром, поэтому в 1630-е годы москвичи возвели на этом месте земляной вал, окруженный рвом.

В границах Земляного вала, который стал четвертым кольцом Москвы, жили крестьяне, ремесленники и мелкие торговцы. В Замоскворечье же обитали стрельцы, поэтому его стали называть Стрелецкой слободой.

Однако после переезда столицы в Санкт-Петербург, окраинные территории Деревянного города начали ветшать. На Земляном валу появились кабаки и ночлежки. К концу XVIII века вал осел, а ров обмелел, в некоторых местах земляные укрепления срыли, в результате образовались широкие свободные площади.

В 1812 году при пожаре многие строения по обе стороны вала сгорели, поэтому территория нуждалась в реконструкции. Остатки Земляного вала решили снести, а на его месте проложить кольцевую мощенную камнем дорогу.

Владельцев участков, которые стояли вплотную к новой улице, обязали разбить на своих землях палисадники. Так практически на всем кольце появились сады, а само оно стало называться Садовым.

В конце XIX на Садовом кольце появилась линия конного трамвая, а в 1912 году его сменили электрические вагоны. Кольцевой маршрут получил наименование «Б».

В таком виде улицы существовали до 1930-х годов. После этого в соответствии с Генеральным планом развития Москвы, улицу расширили, а зеленые палисадники закатали в асфальт.

Камер-Коллежский вал

Еще одним кольцевым сооружением столицы стал построенный в 1742 году Камер-Коллежский вал, который обозначил таможенную границу Москвы. Предшественником таможенного вала стала построенная купцами в 1731 году деревянная стена, которая являлась преградой для ввоза в Москву контрабандной водки. Однако заградительное сооружение предприимчивые москвичи быстро разобрали на дрова.

"План Столичному городу Москве" 1830 года из " Полного собрания законов Российской Империи. Книга чертежей и рисунков. Планы городов."

Изображение: Личная канцелярия ЕИВ / wikimedia.org

Новая границы была учреждена Камер-Коллегией, выполнявшей в городе функции налогового органа, для контроля за ввозимыми в Москву товарами. Вал представлял собой высокую земляную насыпь, с внешней стороны окруженную рвом. На нем соорудили 18 застав, где купцы уплачивали пошлины на свой товар. Все заставы были соединены кольцевой дорогой, по которой регулярно проезжал патруль.

В середине XVIII века таможни внутри империи были устранены, на валу остались только посты полиции, а само укрепление вскоре стало уже полицейской границей города.

Во время эпидемии чумы 1771 года кольцо также обозначило и территории, отведенные для погребения. Все городские кладбища вынесли за пределы вала, а проводить захоронения в Москве строго запретили, чтобы болезнь не распространялась.

Камер-Коллежский вал уничтожили в XIX столетии. Сейчас в городе практически не осталось следов этого укрепления – по его периметру, в отличие от Земляного вала и стены Белого города, не были проложены транспортные артерии.

Железнодорожное кольцо

К концу XIX века растущая Москва столкнулась с серьезными транспортными проблемами: работавшие в городе извозчики и конка не справлялись с потоком пассажиров и грузов.

Вскоре московские власти поняли, что спасти город может только строительство кольцевой железной дороги. Сооружение транспортного комплекса поручили инженеру Петру Рашевскому.

Изначально планировали построить четырехпутную железную дорогу: два пути для пассажирских перевозок, а другие два – для грузовых. Однако такие работы оказались слишком дорогими, поэтому в итоге были построены только два пути.

Движение поездов по Окружной железной дороге открылось в 1908 году. Изначально она перевозила не только грузы, но и пассажиров. Грузовые остановки располагались с внешней стороны кольца, а пассажирские – с внутренней. Все станции считаются уникальными образцами московского модерна.

Линия получилась не идеально круглой – на севере она отстоит от Кремля на 12 километров, а на юге, наоборот, приближается к нему на расстояние пяти километров. Для прокладки железной дороги построили четыре больших моста через Москву-реку.

В 1930-х годах МКЖД перестала выполнять функцию транспортной линии для пассажиров. Долгое время здесь перевозили только грузы, но в настоящее время идет подготовка к запуску пассажирского сообщения, которое должно начаться уже в этом году.

Кольцевые линии метро

Следующее московское кольцо оказалось зарытым глубоко под землю. Кольцевая линия столичной подземки появилась на планах развития метрополитена еще до его открытия – в 1931 году. Однако строить ее начали гораздо позже.

1971 Генеральный план города Москвы. Репродукция.

Изображение: Н. Ладыгин / РИА Новости

Первый участок кольца от «Парка Культуры» до «Курской» сдали в 1950 году. Линия проходила точно под Садовым кольцом и соединяла между собой два московских вокзала. Впоследствии строители метро решили отодвинуть подземное кольцо от наземного, поэтому западный и северный участки линии удалены от Садового примерно на полтора километра.

Кольцевая линия замкнулась в 1954 году. Все ее станции признаны образцами сталинского ампира, каждая из них отражают определенную тему. Например, «Проспект мира» рассказывает об успехах советского сельского хозяйства, «Комсомольская» посвящена эпизодам воинской славы из истории России, а «Парк Культуры» символизирует отдых советских граждан.

Вскоре архитекторы и градостроители заговорили о том, что московскую подземку непременно ждет транспортный коллапс, поэтому необходимо решать проблему перегруженного центра города и плохого обеспечения транспортом окраин.

Одним из вариантов разрешения вопроса стал проект строительства второго подземного кольца. Первые планы по строительству полукольцевой линии и юге и юго-востоке Москвы возникли еще в 1947 году. По плану она должна была пройти на расстоянии двух-трех станций от строившегося тогда первого кольца и в перспективе замкнуться в кольцо.

Однако к реализации проекта долго не приступали, более конкретные планы строительства Большого кольца появились только в Генеральном плане 1971 года. В то время даже начали сооружать заделы новой линии, а на станциях подготовили места для строительства переходов. Но дальше этого дело не пошло – второе метрокольцо так и не выкопали.

Но потребность в его сооружении осталась, поэтому строители решили вернуться к кольцевому плану развития столичной подземки уже в новом веке. В 2011 году началась прокладка тоннелей Третьего пересадочного контура, первый участок которого планируют сдать в 2016 году.

Замкнуть бульвары

Генеральный план развития Москвы 1935 года принес в столицу немало изменений. Для расширения и выпрямления улиц передвинули несколько десятков жилых и административных зданий, с Манежной площади убрали торговые ряды и построили здесь гостиницу «Москва», в разных местах города начали сооружать сталинские высотки.

1978 год. Бульварное кольцо опоясывает центральную часть города.

Владимир Вяткин / РИА Новости

Среди прочего градостроители планировали расширить и замкнуть Бульварное кольцо. Для этого планировалось снести несколько домов в Замоскворечье. Следы этих работ хорошо заметны на Садовническом проезде, где сейчас проходит трамвайная линия – ширина дороги в этом месте больше, чем на других улицах Замоскворечья.

Новый участок Бульварного кольца должен был пройти от окончания Яузского бульвара по мосту мимо станции метро «Новокузнецкая» через все Замоскворечье к началу Гоголевского бульвара.

В 1930-е годы был построен Большой Устьинский мост и начался снос домов по трассе будущего проспекта. Однако вскоре после начала строительства грянула война, и работы пришлось отложить.

После ее окончания строители вновь взялись за разрушение старых зданий, но пробивка новой трассы не пошла дальше Пятницкой улицы – Бульварное кольцо так и не соединилось и сегодня имеет форму подковы, проложенной по периметру стоявшей когда-то на этом месте стене Белого города.

МКАД

Первые проекты строительства большой кольцевой дороги для автомобилей вокруг Москвы появились в 1937 году, через два года проект привязали к местности. Но начавшаяся Великая Отечественная война нарушила планы строителей, и в июне 1941 года Государственный комитет обороны принял решение проложить кольцевую дорогу по упрощенной схеме в максимально сжатые сроки – всего за один месяц.

Строительство окружной дороги было необходимо в военных целях – для переброса войск, обороны Москвы и подготовки контрнаступления. Первое время дорога не имела асфальтового покрытия – ее наскоро залили бетоном.

В 1956 году МКАД начали перестраивать, немного изменяя маршрут, который сохранился до сегодняшних дней. Строительство начали около Ярославского шоссе, а первый участок длиной 48 километров, заканчивающийся на пересечении с Симферопольским шоссе, сдали в ноябре 1960 года.

К тому же из-за отсутствия ограждений, многие москвичи часто перебегали дорогу в тех местах, где нет переходов. По статистике в год под колесами машин на МКАД погибали порядка двухсот человек, и еще около тысячи получали увечья, поэтому кольцо получило название «дорога смерти».

Чтобы привести трассу в соответствие с международными стандартами магистралей высшего класса, дорожное полотно было расширено до 50 метров, теперь в каждом направлении проложили по пять полос для движения. Также были проведены работы по замене трубопроводов и коммуникаций, ремонту мостов и сооружению развязок и пешеходных переходов.

В 2011 году началась вторая глобальная реконструкция автомобильного кольца. В ее рамках до конца 2016 года должно быть перестроено большинство развязок, построены дублеры рядом с крупными торговыми и офисными объектами, а также проложены дополнительные полосы для оптимизации движения.

Третье транспортное кольцо

Впервые о строительстве нынешнего Третьего транспортного кольца заговорили в 1935 году, когда его проект появился в Генеральном плане реконструкции Москвы. В то время магистраль задумывалась как «новое бульварное кольцо» и должна была пройти по линии бывшего Камер-Коллежского вала.

Строительство ТТК начали спустя почти тридцать лет в 1960-е годы: тогда была построена трасса от Беговой до Рижской, тоннель под Ленинградским проспектом, Автозаводский мост и Савеловская эстакада. Однако большая часть магистрали была проложена в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

Изначально в северной части города планировалось создание двух дуг Третьего транспортного кольца – большой и малой. Они должны были соединяться в двух местах: у платформы Тестовская, где сейчас расположен комплекс «Москва-сити» и недалеко от Волгоградского проспекта. При этом малая дуга кольца должна была стать вспомогательной.

На кольце нет светофоров, что позволяет автотранспорту двигаться непрерывно. В разных частях ТТК расположены развязки для съезда на радиальные улицы. Кольцо четыре раза пересекает Москву реку и столько же раз ныряет под землю, проходя под городом в длинных тоннелях.

Вспомогательный характер, а также частые сужения трассы и сложные схемы развязок приводят к тому, что на Третьем транспортном кольце образуются многокилометровые пробки.