Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Россия — Родина моя. Патриотическому воспитанию в подготовительной группе "путешествие по россии" Занятие на патриотическую тему в подготовительной группе

Программное содержание:

1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут(территория, Президент, столица, язык).

2. Закрепить изображение флага и герба родного города, значение символов в нем, символикой цветов (района, области).

3. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе. 4. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; развивать мелкую моторику.

Предшествующая работа: заучивание стихотворений о Родине; пословиц и поговорок о Туле, Родине. Рассматривание иллюстраций о Москве - столице России (метро, Кремль, Красная площадь). Беседы и рассказывания о городах - героях (почему так называются); выкладывание из полосок Государственного флага России. Чтение сказок, былин о победе воинов над чудовищами.

Дидактическая игра "Белый - синий - красный" с цветовыми сигналами.

Рисование на тему "Мой родной город".

Аппликация "Если скажут слово Родина"4 "Моя страна".

Материал к занятию: карта России, карта Тульской области, фломастеры, заготовки Россиских флагов (на каждого), конверты с флагами, гербами Киреевска, Тулы, Болохово, России; портрет Президента, альбомы "Оружие", "Белевские кружева", "Тульские самовары", "Гармошки"; запись песни "Тула - земля моя", кроссворд; запись гимна города Болохово.

Ход занятия

Здравствуйте, дорогие гости!

Дети, а вы любите путешествовать? (где - то бывать, узнавать что - то новое, интересное). Я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие. А вот куда, в какое именно место, давайте разгадаем кроссворд. (дети по очереди достают из мешочка шарики с номерами загадок). Дети пишут отгадки фломастером.

1. Стоят в лугах сестрички -

золотой глазок, белые реснички. (ромашка)

2. В дверь стучать оно не будет,

а взойдет и всех разбудит. (солнце)

3. О чем можно сказать: родной,

отчий, кирпичный, старый? (дом)

4. Отгадайте, что звенит?

младший брат Царь - колокола. (колокольчик)

5. Ростом разные подружки

не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

а всего одна игрушка. (матрешка)

Молодцы, все загадки отгадали. Так куда же мы отправимся? (читаем слово РОДИНА). Правильно, путешествовать по нашей Родине. Как она называется? Да, Россия. А что же это по - вашему? (показываю карту России). Россия огромна и необъятна. А что мы называем своей Родиной? (то место, где родились).

Родиной мы называем эту страну потому, что в ней родились, все в ней для нас родное; матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, своими водами вспоила. Много есть на свете кроме России других государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

Пословицы и поговорки о Родине:

Родина любимая, что мать родная.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Жить - Родине служить.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Стихи о Родине.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идем.

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим - синим

Флаг России над Кремлем.

Наша первая остановка в родном городе - Болохово. Это наша малая Родина (показываю на карте и отмечаю флажком). Городок наш небольшой, живут в нем около 10 тысяч человек. Раньше он был деревней Болохово, в честь князей Болховских, которые жили в ней. Со временем, для благозвучия кто - то вставил гласную "о", и стали называть деревня Болоховка, а теперь город Болохово.

Дети называют улицы города (Корнеева, Луговая, Терешкова, Мира, Ленина)....

Какие памятники есть в нашем городе? (Братская могила, аллея 413 стрелковой дивизии, Вечный огонь, Могила неизвестного солдата).

Вы уже знаете, что каждый город имеет свою государственную символику. Что это такое? Да, это герб, гимн, флаг. Наш город тоже имеет флаг и герб (на столах у каждого ребенка наборы гербов и флагов). Задание: выбрать символику нашего города. На гербе города Болохово изображены 2 кирки и шестеренка. Кирки обозначают город шахтеров, угольников, а шестеренка - город машиностроителей. Дети, а совсем недавно у нашего города появился гимн, он звучит величаво, неторопливо, торжественно. Давайте его послушаем. .. (дети слушают гимн стоя).

Игра "Сороконожка" - (физкультминутка).

Так же как и у Болохово, у города Киреевска тоже есть государственные символы (дети выбирают у себя на столе). Что изображено на гербе и флаге города Киреевска? (булава - символ власти будующего города, кирка - символ мирного труда, земляные и горные работы). Киреевский район, это район угольной промышленности, шахт. В районе всего два шахтерских города: Болохово и Липки.

Наше путешествие продолжается. Речевка: Впереди у нас поход

Раз, два, раз. два.

Позади учебный год

Раз, два, раз, два.

Тот, кто бегал целый год

Раз, два. раз, два.

Тот в пути не устает

Раз, два, раз, два.

Мы находимся в областном центре. А наша область называется..... Тульская, правильно! Главный город? Тула - город - герой. (показываю на карте отмечаю флажком).

Кто знает, почему Тулу называют город - герой? (ответы детей)

1. Мы помним сорок первый свято,

Как помнят Родину свою.

Сложили головы солдаты

За Тулу древнюю в бою.

2. Стояли насмерть туляки,

Не дрогнули в боях.

Поклон вам низкий, земляки.

Презрешим смерть и страх.

3. Как богатырь, встал город русский -

Отчизны грозный арсенал.

Москву от недругов по - тульски,

Как щит надежно прикрывал.

4. Мы помним сорок первый свято,

Как помнят матери детей.

Да будут павшие солдаты

В сердцах и памяти людей.

Поговорим о Туле: чем знаменита и славится тульская земля(самовары, пряники, оружие, гармошки, филимоново, белевские кружева).

О символике - дети выбирают и рассказывают.

Герб - два серебряных клинка, лежащие крестом, всередине ружейный ствол, вверху и внизу по золотому молоту (кузнечные традиции).

Флаг - три скрещенных клинка и два желтых молота вверху и внизу.

Дети, а каких знаменитых людей вы знаете в тульской области? Л.Н.Толстой (Ясная Поляна), Тульский левша (подковал блоху), Мосин (изобрел первую винтовку), Белобородов (создатель тульской гармошки).

Молодцы! Дети, о Туле сложено много прекрасных песен. Послушайте песню "Тула - земля моя". (припев поем вместе).

Пословицы о Туле:

В Туле фашистов вздули.

Тула войну повернула.

Тульская винтовка - стреляет ловко.

С тульской винтовкой в бою не пропадешь.

Игра "Тетера"....

Вот мы и достигли главной цели нашего путешествия, прибыли в главный город нашей страны - Москву - столицу нашего государства.

(показываю на карте и отмечаю флажком).

Все мы гордимся нашей Москвой,

Наша столица - город - герой,

Красные звезды горят над тобой,

Город родной, город - герой.

Смело с врагами ты битву вела

И победила, наша Москва.

Все мы гордимся сегодня тобой,

Город родной, город - герой.

Почему Москва - город - герой? (ответы детей). А какие еще вы знаете города - герои? (Керчь, Брест,...).

Кто же является главой нашего государства? Верно, Президент (портрет Д.А. Медведева).

Назовите государственные символы России (герб, гимн, флаг). Молодцы!

(дети раскрашивают флаг Росии - у каждого на столе заготовки).

Белый цвет - березка,

Синий - неба цвет.

Красная полоска -

Солнечный рассвет.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад. на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он - России дух свободный.

Дети, а как называют людей, живущих в России? (россияне, росичи, росы).

На каком языке говорят все россияне? (на русском).

Назовите место, откуда президент управляет государством? (Кремль). Молодцы!

Дети, а кто из вас назовет интересные места в Москве, памятники, достопримечательности? (Красная площадь, Садовое кольцо, Вечный огонь, Чистые пруды, Храм Христа спасителя, Метро, Мосты, Москва - река, музей оружия, мавзолей и др.).

Наше с вами путешествие по Родине - России закончилось. вам оно понравилось7

Все люди после путешествия возвращаются домой. И мы вернулись в родной город Болохово.

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но всегда на ней найдем

Свою страну - наш общий дом.

На память о нашем путешествии я вам дарю значки (флаг России), а вы подарите гостям свои флаги.

Ковтун Алла
Конспект занятия в подготовительной группе «Мы-патриоты»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №49 «Ладушки»

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе

Тема : «Мы - патриоты»

Направление : «Познавательно-речевое развитие»

«Гражданско-патриотическое воспитание»

«Социально-личностное развитие»

Образовательные области : «Познание» ; «Коммуникация» ; «Социализация» ; «Здоровье» ; ; «Музыка»

Составила :

воспитатель

Ковтун А. Ю.

Программное содержание

Область «Познание»

1. Образовательные задачи :

Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России, о государстве, в котором живут (язык, Президент, столица) ;

Закрепить знания о Родине;

Закрепить изображение герба, знания о флаге родного города;

Обобщить и систематизировать знания о России.

2. Развивающие задачи :

Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, развивать мелкую моторику.

3. Воспитательные задачи :

Воспитывать чувство гордости за Родину;

Воспитывать любовь к Родине;

Патриотизм к своей стране;

Чувство сопричастности к её судьбе;

Поддерживать интерес к истории своей страны;

Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Область «Коммуникация»

Развивать умение слышать и слушать педагога;

Продолжать учить отвечать полным ответом.

Область «Социализация»

Продолжать развивать внимательность, наблюдательность, наглядно-образное мышление, усидчивость;

Развивать умение общаться спокойно;

Формировать умение договариваться, помогать друг другу;

Формировать умение слушать собеседника и не перебивать;

Учить не выкрикивать с места;

Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, уважительное отношение к окружающим, к Родине, к России, к семье и природе.

Область «Здоровье»

Развивать мелкую моторику рук.

Область «Чтение художественной литературы»

Прививать любовь к художественной литературе.

Материалы : карта России, изображение герба России, Серпухова, изображение флага, изображение достопримечательностей столицы, города Серпухова, маленькие флажки России.

Словарная работа : Родина, герб, флаг, символ, россияне, столица, граждане, города России, народы России, народные промыслы

Предварительная работа :

Беседа о столице, о Родине, о России;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание карты России, герба, флага;

Беседа о родном городе Серпухове;

Заучивание стихотворений.

Ход занятия

1. Организационный момент.

В группу входят две команды , встают друг напротив друга и произносят приветствие, садятся полукругом.

Воспитатель : Сегодня у нас необычное занятие , а викторина на тему «Мы- россияне» . В игре участвуют две команды. Команды поприветствуйте друг друга.

Команда «Васильки»

Василёк- цветок России,

Он как небо, синий-синий.

Любит русская душа

Васильковые глаза.

Команда «Ромашки»

Мы- ромашковое поле,

Символ русского раздолья,

Но совсем не горячи

Ромашки белые лучи.

Команды садятся за столы (в центре каждого- цветок символ) .

Воспитатель : Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя- Россия. Давайте проговорим звучное имя Россия вместе- Россия. В нашей стране много всего самого удивительного : необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту (воспитатель показывает детям Россию) . Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом- начинается утро. На одном конце страны может идти снег, а на другом- припекать солнце. Границы России проходят и на суше, и на воде. У нашей страны очень красивое имя РОССИЯ. Давайте посмотрим как пишется слово (воспитатель на доске крупными буквами пишет слово «Россия» )

Россия- необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Как вы думаете что такое Родина?

Ответы детей : Родина –родная, любимая, родная как мама, где мы родились, страна, в которой мы живем.

Воспитатель : Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

Наша страна называется…. (Россия) ;

Граждане России называются…. (россияне) ;

Столица России –город…. (Москва) ;

Самая известная река в России- (Волга)

На берегах Волги стоят города…

Ответы детей : Самара, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Волгоград, Саратов

Воспитатель : А другие города России какие вы знаете?

Ответы детей : Серпухов, Подольск, Иваново и т. д.

Воспитатель : Кто основал Санкт-Петербург?

Ответы детей : Петр I.

Воспитатель : Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре. Прежде чем начать наши конкурсы, вы должны знать, что за каждый правильный ответ- команда получает фишку.

Конкурс №1 «Государственные символы»

Воспитатель : Какие государственные символы вы знаете?

Ответы детей : Герб, флаг, гимн.

Воспитатель : Что такое государственный гимн?

Ответы детей : Главная песня страны, исполняемая в торжественных случаях, слушать её надо стоя, проявляя уважение к своей стране.

Воспитатель : Что изображено на гербе?

Ответы детей : Золотой двуглавый орёл, на щите изображён Георгий Победоносец на коне, он копьём поражает змия.

Воспитатель : Где можно увидеть флаг?

Ответы детей : На государственных зданиях, кораблях, самолётах, жилых домах в дни государственных праздников.

Воспитатель : Какого цвета полоски у флага России, и что каждый цвет обозначает?

Ответы детей : белый-

воспитатель : Молодцы! Переходим ко второму конкурсу.

Конкурс №2 «Литературный»

Воспитатель : Каждая команда подготовила стихотворение о Родине. А Родина, как мы уже говорили, это место, где мы родились и живем. И живем мы в прекрасном городе Серпухов. Вы приготовили стихотворение «Край Серпуховский» .

Ответы детей : Читают стихотворение.

Воспитатель : А кто еще знает стихотворение о Родине?

Ответы детей : Никита П., Настя Р. И т. д.

Воспитатель : в России свыше тысячи городов, много сёл, деревень. Россия- самая большая страна в мире!

Конкурс №3 «Города России»

Воспитатель : Назовите города, которые вы знаете? (команды поочередно называют города)

Физкультминутка

Капитаны команд проводят физкультминутку

Воспитатель : Подумайте и скажите : «Почему мы гордимся Россией?»

Конкурс №4 «Народы России»

Воспитатель : Много разных народов живут на территории России, каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Давайте вспомним, кто живет в России.

Ответы детей : русские, татары, чуваши, башкиры, евреи, якуты, украинцы, белорусы, удмурты и т. д.

Воспитатель : Переходим к следующему конкурсу.

Конкурс №5 «Народны промыслы»

Воспитатель : Я вам предлагаю вспомнить изделия российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке.

Эта роспись- просто чудо.

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком.

Ответы детей : гжель.

Воспитатель : Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке

Ответы детей : Хохлома.

Воспитатель : Из глины козлик в яблоках,

Собою хорошо, очень пригож.

А вот олень на стройных ножках,

Вся краса у оленя в рогах.

Ответы детей : Дымковская игрушка.

Воспитатель : Добрый мастер сделал сказку,

Оживают звери в сказке,

Мишки, зайцы, колотушки-

Деревянные игрушки

Ответы детей : Богородская игрушка.

Дети отгадывают загадки, а воспитатель достаёт из сундучка отгадки.

Воспитатель : Богата наша страна, наша Родина талантами. Сколько замечательных людей прославили Россию своим творчеством и трудом.

Конкурс №6 «Знаменитые россияне»

Воспитатель : Вспомните и назовите наших знаменитых соотечественников :

Писатели?

Ответ детей : А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Л. Толстой

Композиторы?

Ответы детей : П. Чайковский, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков.

Наши современники?

Ответы детей : В. Третьяк, П. Буре, С. Хоркина, А. Пугачева, А. Кабаева, Д. Медведев, В. Путин.

Воспитатель : Молодцы! Теперь подведем итоги, какая команда набрала больше баллов. (подведение итогов конкурсов)

Ребята, я желаю вам, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и тоже прославили нашу страну своим трудом и достижениями.

Все команды получают приз- конфеты фабрики «Россия»

Камышникова Светлана Анатольевна ,

воспитатель первой квалификационной категории

МБ ДОУ Детский сад №1 «Росинка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением познавательно - речевого

направления развития детей

«Мы патриоты»

Комплексное занятие по патриотическому воспитанию

для подготовительной группы

Программное содержание : обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия народных промыслов, имена знаменитых богатырей. Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Оборудование и материалы : изображения гербов и флагов, различные картинки, сундучок, глобус, запись гимна, фломастеры, ватман.

Ход занятия

1 часть.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя - Россия. Давайте повторим его вместе. В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на глобус. (Воспитатель показывает детям Россию.) Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии; омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко.

Ребята, давайте вспомним жителей других стран.

«Кто в какой стране живет»

Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Ход игры

Воспитатель: Давайте вспомним жителей разных стран. Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборное плотно выставляется картинка с изображением ребенка, который держит в руках соответствующий национальный флаг.

Воспитатель:

Кто живет в Америке? - Американцы.

Кто живет в России? - Россияне.

Кто живет в Японии? - Японцы.

Кто живет в Китае? - Китайцы.

Кто живет в Украине? - Украинцы.

Кто живет в Грузии?- Грузины.

Кто живет в Англии? - Англичане.

Кто живет в Испании? - Испанцы.

Кто живет в Литве? - Литовцы.

Кто живет в Бразилии? - Бразильцы.
Воспитатель: Россия - наша Родина. В народе говорят: «Русский человек без Родины не живет». Родина - это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все - россияне, все говорим на одном языке. Все горячо любим свою Родину.

Россия... как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия.

Ну, а сейчас давайте вспомним, какие стихи вы знаете о России.

1 ребенок: стихотворение «Наш дом»

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

2 ребенок: Родина моя - бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал...

Все места для русского святые.

Где бы ты в России ни бывал,

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля -

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба ни заносила,

Не дано забыть нам об одном

Эта ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

Воспитатель : Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей: Родина - значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.,)

Игра «Дополни предложение»

Наша страна называется... Россия.

Граждане России называются... россияне.

Столица России - город... Москва.

Самая известная река России... Волга.

Символ России - дерево… береза.

Символ России – цветок… ромашка.

2 часть.

Воспитатель: Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.) Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.) Прослушивание гимна (Дети слушают стоя).

Воспитатель: Что такое флаг? Флаг - это прикрепленное к древку полотнище определенного размера и цвета. (Воспитатель показывает детям пособие «Флаг России».)

Российский флаг - символ доблести и чести российского народа. Российский флаг развевается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников. Государственный флаг России можно увидеть на военных парадах, на кораблях, изображение флага можно встретить на борту российских самолетов. Во все времена отношение граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.

Современный флаг утвердил великий русский царь Петр I. Полотнище его флага состоит из трех полос белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально. Цвета флага выбраны неслучайно.

Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Посмотрите на русский народный костюм. Какие цвета вы здесь видите? (дети отвечают)

Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме.

Синева неба, рек, морей и озер запечатлена в синей полосе.

Красный цвет всегда считался на Руси самым красивым. Это цвет огня, солнца, тепла, радости.

Проводится игра. «Узнай наш флаг »

Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Есть у России еще один очень важный государственный символ - герб.

Герб - это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Посмотрите на герб России. (Воспита тель показывает детям пособие.)

Государственный герб можно увидеть на границе нашей страны. Его помещают на пограничных столбах, и когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то видят наш герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию.

Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе? Вот золотой двуглавый орел на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе - держава. Скипетр и держава всегда были символами царской власти. Над головой орла - золотая корона. Посмотрите на крылья орла - они тоже золотого цвета, похожи на солнце. А солнце у нас всегда было символом добра, справедливости. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне.


  • Какого цвета конь? (Белого.)

  • Какого цвета плащ у всадника? (Синего.)

  • Какого цвета щит? (Красного.)

  • Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. (Цвета государственного флага России.)
Это не простой всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества!

  • Что в руках у Георгия Победоносца? (Серебряное копье.) Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Змей - символ зла. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче. (Ответы детей.)

  • Чем всегда заканчиваются эти сказки? Правильно, герой всегда побеждает Змея Горыныча и освобождает прекрасную девушку. Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость!
В старину гербы были даже у некоторых семей.

Мы с вами сегодня попробуем придумать герб нашей группы.

Коллективная работа

Герб символизирует самое главное. Что в нашей группе особенное, самое главное, что отличает нас от других? Это наша дружба, доброе отношение друг к другу, взаимопомощь. Как вы думаете, какие символы могут отражать дружбу? (Улыбка, рукопожатие, объятия, сердце.) Вот видите, как интересно придумывать герб. Обычно герб изображается на прямоугольном листе в форме щита. Давайте и мы с вами нарисуем герб нашей группы. (Дети рисуют герб)

3 часть.

Воспитатель:

Россия - самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел, деревень. Назовите города, которые вы знаете. (Дети поочередно называют города.) А теперь я предлагаю вам из пазлов собрать картинки и отгадать, достопримечательность какого города там изображена. (Дети объединяются, собирают пазлы и называют достопримечательности города Москва .)

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком.

(Гжель)


Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке.

(Хохлома)

Из глины козлик в яблоках,

Собою хорош, очень пригож.

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

(Дымковская игрушка)

Добрый мастер сделал сказку,

Оживают звери в сказке,

Мишки, зайцы, колотушки

Деревянные игрушки.

(Богородская игрушка)

Л. Осипова

Дети отгадывают загадки, а воспитатель достает из сундучка отгадки.

Воспитатель: Славилась русская земля мужественными и сильными людьми - богатырями. Народ слагал о них легенды и передавал их друг другу, из уст в уста. Так богатыри стали героями русских былин, которые дошли до наших времен. (Показ картины)

Воспитатель: - Посмотрите, как русский художник В. Васнецов изобразил трех могучих русских богатырей. Это Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. Они настоящие воины, защитники земли русской.


  • Посмотрите, как они одеты? (Ответы детей: у каждого кольчуга, шлем);

  • Какое у них оружие? (Лук, стрелы, копье, меч.)
В самом центре картины - богатырь Илья Муромец. Справа от него на белом коне Добрыня Никитич. Слева от Ильи Муромца. Алеша Попович был самым веселым богатырем.

Во все времена защищать родную землю считалось делом почетным.

Я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и тоже прославляли своим трудом и достижениями Россию.
Литература:


  1. Зеленова, Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа) [Текст] / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М: Издательство Скрипторий 2003, 2008. – 96 с.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша Родина - Россия"

Автор: Ворошилова Анна Самуиловна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №121, города Калининграда
Описание материала: предлагаю вам конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам работающим с детьми 5-6 .
Цель: Систематизация знаний по теме.
Задачи:
Закрепить знания детей о государственных символах России;
Воспитывать чувство любви к своей Родине – России;
Расширять представления о природе России;
Развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;
Развивать познавательные интересы;
Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;
Создать радостное и веселое настроение у детей.
Предварительная работа : рассматривание карт; рассматривание иллюстраций по теме.
Словарная работа: Россия, герб, гимн, булава, скипетр.
Материал: Карты, гербы, флаги, мозаика.
Звучит музыка: «Гимн» А. Александрова
Ход НОД:
Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.
А вы знаете, почему у нашей страны такое название? (ответы детей)
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Как вы думаете, что такое Родина? Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем.
(Родина у каждого человека одна.)
Давайте проверим наши знания о России.
Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
- Наша страна называется… Россия.
- Граждане России называются… россияне.
- Столица России – город… Москва.
- Кто президент в России… Путин.
- Кто выбирал президента… российский народ.
- Какой документ имеет гражданин России… паспорт.
- В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.
- Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве…
соблюдать права и обязанности.
«Государственные символы».
- Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)
- Что такое государственный гимн?
(Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя,
проявляя уважение.) Звучит «Гимн» А. Александрова.
Предлагаю на доске выбрать среди разных флагов российский флаг.
Игра «Узнай наш флаг».
Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России
среди флагов других стран.
Воспитатель: - Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях,
самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.)
Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.
Найдите российский герб среди других стран.
Игра «Узнай наш герб».
Цель: закрепить знания детей о государственном гербе, научить узнавать герб России
среди гербов других стран.
- Что изображено на нашем гербе?
(Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен
Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.)
Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость).
«Города России».
- Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов,
очень много сел и деревень. Назовите города, которые вы знаете.(дети называют)
(Показываю изображение Московского Кремля, рассматриваем, беседуем)
«Народы России».
Воспитатель: -- Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты –
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
- Как вы думаете, сколько народов проживает в России? (Дети называют национальности).
- А чем народы отличаются друг от друга? (Они могут отличаться внешностью.)
У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые
национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная.
Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России –
русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране:
на нем разные народы общаются между собой.
«Главные праздники России».
Мотивационно побудительный Воспитатель: - В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники.
1. Дед Мороз принес подарки, Их под елочку кладет.
Наступил веселый, яркий, Лучший праздник… (Новый год).
2. Чтоб на всей большой Земле Мир настал для человечества,
Отмечаем в феврале День… (Защитника Отечества).
3. Если нам куда-то надо, Путь найти поможет карта.
Если нам нужны награды, Быстрый бег начнем со старта…
А весной мы встретить рады Женский день… (Восьмое марта).
4. Музыка, флаги, шары и цветы, Столько весенней вокруг красоты!
Первого мая отметим всегда Радостный праздник… (Весны и труда).
5. Идет парад, гремит салют, Звучит оркестр там и тут,
Не только прадеды и деды Встречают славный… (День Победы)
6. 12 июня мы отмечаем день Рождения России.
Викторину заканчиваю пословицей «Русский человек без Родины не живет». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.