Консультация для воспитателей. Экологическое воспитание младших дошкольников. Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду Консультация для воспитателей экологическое воспитание в доу

Консультация для воспитателей

Экологическое воспитание в ДОУ

Татанова О.В., воспитатель

МДОУ «Детский сад №81»

г.Ярославль

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Что же такое - экология?

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.

Э
кологическая культура
поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциональные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Комплексные: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха». Парциональные (экологические): «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Мы», «Юный эколог».

Задачи экологического воспитания и образования детей:

    Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;

    Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

    Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;

    Воспитание самостоятельности через общение с природой;

    Воспитание эстетических чувств;

    Воспитание любви к природе, родине;

    Развитие воображения, мышления, внимания, речи.

Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:

    специально организованное обучение в форме занятий;

    совместная деятельность взрослого с детьми;

    свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы по экологическому воспитанию и образованию:

Проведение экологических

праздников

праздников

Наблюдения

на прогулках

Календари

Работа с родителями

Словесные методы:

рассказы воспитателя,

Формы работы

Художественная

литература

Игровая деятельность

Музыкальная

деятельность

Труд в уголке

Организация

исследовательской

деятельности

Экскурсии в

Художественная

деятельность

Занятия по экологии бывают:

    занятия-наблюдения за животными и растениями;

    занятия по классификации представлений о природе;

    занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;

    занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;

    занятия-исследования;

    занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;

    комплексные занятия.

На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:

    решение проблемных ситуаций;

    элементарное экспериментирование;

    работа с моделями;

    моделирование;

    игры;

    наблюдение;

    постановка проблемных вопросов;

    участие детей в уходе за растениями;

    выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д.

В детском саду применяются следующие виды игр:

    Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.

    Предметные игры (с листьями, семенами, цветами) – «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».

    Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

и т. д.

    Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».

    Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.

    Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.

    Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.

    Игры-задания проводятся как итог наблюдений:

    сказки-кроссворды о животных;

    отгадай загадки и узнай героев;

    найди ошибки у художника, поэта;

    может так быть или нет

и др.

Словесные методы:

Чтение художественной литературы:

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.

Литература для чтения и рассказывания детям:

Н. Акимушкин «Это все кошки»;

Н. Акимушкин «Это все собаки»;

В. Бианки «Рыбий дом»;

В. Бианки «Наши птицы»;

Г. Ганейзер «На лугу»;

Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;

Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»;

М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»;

А. Михайлов «Вот так куколка!»;

Н. Осипов «В воде и у воды»;

Н. Павлова «Бабочки»;

Е. Пермяк «Чижик-пыжик»;

М. М. Пришвин «Золотой луг»;

Е. Серова «Наши цветы»;

Н. Сладков «Грачи прилетели»;

Н. Сладков «От зари до зорьки»;

Н. Сладков «Пестрые крылья»;

Н. Сладков «Солнцеворот»

Г. Скребицкий «Четыре художника»;

К. Д. Ушинский «Четыре желания»;

Г. Снегирев «Кто сажает лес»;

В. Чаплина «В зоопарке»;

Э. Шин «Сказки, найденные в стране» и др.

Пословицы, поговорки, загадки, стихи о природе.

Рассказ воспитателя:

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.

Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамический сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего взрослого возраста должна быть не более 10 – 15 мин.

Беседа

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в лесу и др.) другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.

Можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в экспериментах и в наблюдениях:

С растениями;

С животными;

С объектами неживой природы;

Объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов и наблюдений:

В групповой комнате;

На участке.

3. По количеству детей:

Индивидуальные (1 – 4 ребенка);

Групповые (5 - 10 детей);

Коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

Случайные;

Запланированные;

Поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

Эпизодические (проводимые от случая к случаю);

Систематические.

6. По продолжительности:

Кратковременные (от 5 до 15 минут);

Длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные;

Многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

Первичные;

Повторные;

Заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

- иллюстративные (детям все известно, и наблюдение, и эксперимент только подтверждают знакомые факты);

Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

Решение экспериментальных задач.

11. По способу применения:

- демонстрационные;

Фронтальные.

Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.

Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.

Работа с родителями

Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:

    проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др.;

    выезды с детьми на природу;

    участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

    совместное озеленение территории детского сада;

    тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;

    наглядная информация;

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реально осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.



Литература:

Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.

Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М.: Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологическиенаблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2010.

Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М.: АРКТИ, 2005.

Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. – М.: Гном, 2013.

Материалы интернетсайтов

Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2011. - 336 с.

Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 227 с.

Язынина Любовь Юриевна


Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду».

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду».

«Мир, окружающий ребёнка,- это прежде всего мир

природы с бесконечным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский

Дошкольное детство – яркая, неповторимая страница жизни, начальный этап становления человеческой личности. В этот период мы стремимся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, воспитать у детей любовь к своей Родине, приобщении к прошлому настоящему национальной культуры, развитию общих познавательных способностей.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой, начинают выделять себя из окружающей среды, у детей формируются основы нравственно-экологические позиции личности, которые проявляются во взаимодействиях детей с природой, а также их поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего; главное,чтобы ребёнок понял,что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно,действия, в результате которых разрушается общий для всех дом, безнравственны. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны, и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

Представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

Понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

Осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Формы и методы работы с детьми разнообразны. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Особенность экологического воспитания в большом значении положительного примера в поведении взрослого. Поэтому мы должны не только учитывать это сами, но и уделять внимание работе с родителями. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Создайте определенную развивающую среду, подберите необходимую методическую литературу, проявите творчество. измените свое потребительское отношение к природе, своё мировоззрение- и вы воспитаете человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

(все возрастные группы)

® Целевые прогулки в природу.

Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).

Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.

  • Работа с моделями.

® Создание книг - самоделок.

В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением эмоционально - позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения - сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами, составление рассказов о природе.В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия. Анализ практики работы показывает, что педагоги часто испытывают трудности в проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном это проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей. Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей, настраивает их на свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Мишке, Емеле и др. героям, учить, разрешая возникшие у них проблемные ситуации: спорить, доказывая свом> точку зрения, и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними.

Просмотр содержимого документа
«КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Экологическое воспитание дошкольников на занятиях»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Экологическое воспитание дошкольников на занятиях

(все возрастные группы)

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.

Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять родину», Так писал русский писатель М.М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизма, любовь к родине, привязанность к тому месту, где живешь.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и животных).

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.

Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе, при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.).

Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо» - «плохо», «добро» - «зло», «красиво» - «некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.

Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, сел, деревень.

Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.

Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:

    Занятия, как специально организованная форма обучения.

    Совместная деятельность педагога и детей.

    Самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами.

1. Специально организованное обучение, это: Экскурсии, занятия.

® наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием).

® Изодеятельность экологической тематики.

« Ознакомление с трудом взрослых в природе.

® Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.

    Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях - по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).

    Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа).

    Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).

2. Совместная деятельность педагога и детей:

    Диагностика экологической воспитанности детей,

    Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.

® Целевые прогулки в природу.

© Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).

® Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.

© Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.

® Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней..

    Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.

@ Опыты, поисковая деятельность.

® Труд в уголке природы и на участке.

® Просмотр диафильмов, видеофильмов.

    Работа с моделями.

® Ведение календарей природы, дневников наблюдений.

® Различные виды изодеятельности на экологические темы.

® Создание книг - самоделок.

® Экологические досуги и праздники.

3. Самостоятельная деятельность детей:

Самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование, изготовление моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т.д.).

На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению первоначальных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений, систематизация знаний, - но и такие их виды, в которых представлена отражательная деятельность ребенка: по изодеятельности, музыкальные, трудовые.

Широко используются и занятия по развитию речи: составление описательных рассказов и сравнительных рассказов о природных объектах, занятия с детской природоведческой книжкой, беседы о природе и об отношении к ней.

Один из видов занятий по экологическому воспитанию детей - освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность.

Важнейшим компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами.

Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально - положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Это позволяет сделать наблюдения.

В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением эмоционально - позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения - сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами, составление рассказов о природе.В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия. Анализ практики работы показывает, что педагоги часто испытывают трудности в проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном это проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей. Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей, настраивает их на свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Мишке, Емеле и др. героям, учить, разрешая возникшие у них проблемные ситуации: спорить, доказывая свом точку зрения, и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними.

Консультация для воспитателей по теме "Азбука экологии на прогулках"

    Нужно ли задавать детям вопросы о природе?

    Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения в природной среде?

    Что важнее эстетическое воспитание в природе или знание о ней.

    Какое место занимает трудовые обязанности в косвенной жизни, в природе.

    Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы?

    Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

    Про каких животных говорят, что вылезает из кожи вон?

    Какой зверь любит малину?

    Какие жуки носят название того месяца в котором появляются?

    Почему многие растения жарких стран имеют вместо листьев комочки и шипы?

    Почему комнатные растения, особенно зимой, нужно поливать не холодной, а тёплой водой?

    Растёт ли дерево зимой?

    Листья каких деревьев осенью краснеют?

    Куда “лицом” обращена головка подсолнуха в солнечный день?

Да, детям нужно задавать вопросы на различные темы по природе, чтобы выяснить уровень знаний, умений, навыков детей, насколько они близки к природе, а в чём-то отстают.

Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путём формального (учебного заведения и д/с) и неформального образования (разные источники информации, разовые мероприятия). Часто работники детских учреждений в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении. Детям старшего дошкольного возраста уже доступна для понимания сложные разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребёнка, способствующие интеллектуальному развитию, ко второй – знание, определяющие правила поведения человека в природе раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действительной любви к природе.

Человек умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребёнка.

Обогащение представлений о природе познание её запахов и связей невозможно без эмоционального положительного отношения к ней, поэтому всё общение с природой ребёнка должно быть направленно на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально обращаться с природой, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. п.) Основная задача педагогики-воспитания у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотёк, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Прежде всего - пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но и по своей инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомлённости (собирают в коробочку насекомых, составляют букеты из цветущей земляники, обрывают бутоны растений для угощения "куклам" и др.). Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: собирая чернику, затаптывают её кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т.д.. Встречаются дети способные жестоко относится к животным: бить собак, мучить кошек, голубей, топтать дождевых червей.

Исследуя эту проблему, обнаружили интересный факт: оказывается, дошкольники дороже относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина в том, что животное легче, чем растение, идентифицировать с собой, наделить его разумом, переживаниями (как это бывает в сказках), сходными со своими собственными.

Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда они нечутки к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Дети подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Взрослые с умыслом или невольно ранят детские души жестким отношением к природе, наносят вред делу гуманности у детей, травмируют их не зрелую психику. Деятельное правление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Детей надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.

Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом. Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Стимулом к труду может стать интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. В качестве действенного мотива выступает познавательный интерес.

Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычное, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка. Усиление эстетической строки при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства -важный фактор экологического воспитания.

Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты - универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Экологические проекты – универсальная форма

экологического воспитания дошкольников

I. Теоретическая часть

II. Практическая часть

I. Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека. Началом экологического воспитания является работа с детьми в дошкольном учреждении. В условиях пребывания ребенка в детском саду удобно организовывать процесс познания и исследования различных форм природы.

Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявлениях, установка на сбережение природных богатств.

В ходе организации процесса экологического воспитания педагогами решаются как минимум 2 основных

1. Формирование основ общей экологической культуры ребенка.

2. Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальной школе.

Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми!

Экологический проект: во-первых, обязательно предполагает проведение исследования, во-вторых, требует активного вовлечения всех участников в его процесс.

При подготовке и реализации проекта экологической направленности необходимо принимать во внимание следующие условия: возраст детей, уровень их подготовленность к планируемой деятельности и общий план воспитательной работы дошкольного учреждения.

По продолжительности экологические проекты разделяются на:

Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.

Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.

Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.

Более длительные проекты для детей дошкольного возраста планировать нецелесообразно!

С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их уровня понимания (1-3 недели).

Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших или смешанных групп.

Основные методы реализации экологического проекта в детском саду:

Наблюдение

Эксперимент

Способы обобщение и оформление результатов исследований:

Тематические рисунки.

Составление рассказов.

Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.

Составление мини-книжки.

Составление фото-отчета (с помощью родителей) .

Три этапа реализации экологического проекта:

1 этап - Подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями, родителями и самими детьми.

2 этап - Исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме.

3 этап - Завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.

II. Практическая часть.

Педагогам предлагается разделиться на группы по возрастам. 1) воспитатели младших групп; 2) средних групп; 3) старших; 4) подготовительных групп. Каждая группа должна выполнить задание по следующему плану: придумать название проекта, определить сроки реализации, тип проекта, методы и формы работы по его реализации и форму презентации проекта. За тем, каждая группа представляет краткое описание своего экологического проекта с последующим совместным обсуждением.

Необходимо отметить, что в основе успеха всех проектов – хорошая подготовка педагогического состава детского сада!

Формирование у дошкольников экологических начал

С чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с песни соловья, с улицы, поросшей зеленью – со всего того, что нас окружает. Поэтому воспитывать в детях любовь ко всему живому в природе, надо начинать с самого детства. Важными задачами экологического воспитания являются:

* Воспитание гуманного отношения к природе;

* Воспитание любви к животному и растительному миру.

Экологическое воспитание детей необходимо начинать с уголка природы. В группе поместить аквариум с рыбками и ежедневно наблюдать за его обитателями. Рассказать ребятам о том, что у рыбок есть пышные плавники, они очень подвижны, а так же познакомить с условиями их обитания и кормления, научить детей ухаживать за ними.

Для ознакомления с комнатными растениями, можно провести игры: «Цветочный магазин», «Мой любимый цветок». Необходимо научить детей отличать цветы по внешнему виду, закрепить их названия, познакомить с условиями, необходимыми растениям. Дети с удовольствием будут за ними ухаживать: поливать, рыхлить землю, мыть листья, радоваться их цветению. Зимой высаживать на окне лук, пшеницу, овёс, для того, чтобы была зелень. Учить детей сравнивать комнатные растения и растения за окном. Знакомить с тем, что растениям необходим не только свет, земля, вода, но и тепло. Необходимо отвести место, где поместить глину, песок, землю, чтобы ребята могли самостоятельно делать опыты. Научить их отмечать в календаре природы состояние погоды; познакомить с видами животных и растений, занесённых в «Красную книгу». Умелая организация работы с детьми по уходу за животными и растениями в уголке природы позволяет решить задачу воспитания у детей гуманного и бережного отношения к миру природы.

Наблюдения на участке, целевые прогулки дают богатую почву для мышления, побуждают в детях пытливость и любознательность. Ежедневно организовывать наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений и животных.

Весной наблюдать за капелью с крыш, изменением сосулек утром и вечером, за исчезновением снежных построек, появлением проталин, ручейков; обращать внимание детей на набухание почек, появление на них листьев, бутонов, цветков. Весной летят птицы с юга, с раннего утра до ночи они кружатся, кричат, поправляют прошлогодние гнёзда или строят новые. Следует понаблюдать за их поведением, послушать их пение, рассмотреть с детьми, как птицы приносят в клюве различные веточки, мелкие прутья, сухую траву, посмотреть, на каких деревьях строят гнёзда. Можно использовать дидактические игры «Назови и опиши птиц», «Кто улетает, кто остаётся», загадывать загадки, читать стихи и рассказы.

Познакомить с насекомыми, их пользой, объяснить детям, что муравьи охраняют лес, очищая его. Когда цветёт липа, послушать жужжание пчёл возле её душистых цветков. Объяснить детям, зачем пчёлам нужен сок из цветков липы.

Любуясь красотой цветущих плодовых деревьев, нужно, наклонив ветку, рассмотреть с детьми цветки яблони, вишни, понюхать их, сравнить по цвету, величине, расположению цветков на ветках.

Надо обратить внимание детей на то, что в ясный день утром и днём цветки одних травянистых растений раскрываются, а в непогоду и к вечеру – закрываются. У других же растений цветки раскрываются к вечеру, а закрываются утром.

На ежедневных прогулках нужно обращать внимание детей на состояние погоды, приучать детей наблюдать за небом, отмечать его цвет, появление и исчезновение облаков, учить сравнивать их форму со знакомыми предметами.

В ясный летний вечер обратить внимание ребят на то, что на траве бывает роса, а зимой – иней. После грозы надо понаблюдать прояснение неба, игру солнечных лучей на деревьях и траве, обратить внимание на радугу, назвать её цвета.

Учить любоваться осенним пейзажем. Обратить внимание детей на каждый листик, его цвет, сделать букет из листьев, засушить их для поделок. Понаблюдать за отлётом птиц, объяснить, что птицы, питающиеся насекомыми, улетают в начале осени, а те, кто клюёт ягоды – позже, а ещё позже улетают водоплавающие. Учить подкармливать птиц в течение осени и зимы. В погожие осенние дни можно поймать паутинки, летящие по воздуху и понаблюдать за маленькими паучками. Рассказать о пользе паука, уничтожающего мух.

После живых восприятий природы, хорошо предложить детям зарисовать наблюдаемые явления, вылепить некоторые предметы (овощи, фрукты, животных). Провести беседы о том, как готовятся дикие животные к зиме. Можно использовать дидактические игры: «Узнай по вкусу», «Найди по описанию».

Зимой понаблюдать за снегопадом, метелью, узорами на окне. Можно выполнить коллективную работу на тему: «Птицы зимой» или сделать поделки из шишек, желудей, каштанов, аппликацию из засушенных листьев, мха, семян.

Учить детей устанавливать связи между изменениями погоды и жизнью растений и животных, фиксировать наблюдения в календаре природы.

Значительное внимание необходимо уделять работе с родителями. Работу с родителями проводить в форме собраний, тестирований, анкетирований. Проводить консультации по темам: «Зелёная аптека», «Книга в экологическом воспитании детей», «Поклонись ягодке».

Во время походов в лес, парк, на речку надо наблюдать с детьми за состоянием мест отдыха. Объяснять им, что они должны заботиться обо всём живом в природе, а также уметь замечать действия людей и давать им соответствующую оценку.

Таким образом, воспитывая экологические начала, дети будут более внимательными, любознательными, эмоционально – отзывчивыми, усвоят приёмы выращивания растений, ухода за животными. Ребята накопят много ярких конкретных фактов из жизни природы, научатся замечать связи и отношения между ними. Всё это способствует развитию их мышления, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

  1. Консультация для воспитателей по теме "Азбука экологии на прогулках"
  2. Нужно ли задавать детям вопросы о природе?
  3. Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения в природной среде?
  4. Что важнее эстетическое воспитание в природе или знание о ней.
  5. Какое место занимает трудовые обязанности в косвенной жизни, в природе.
  • Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы?
  • Какой зверь спит всю зиму вниз головой?
  • Про каких животных говорят, что вылезает из кожи вон?
  • Какой зверь любит малину?
  • Какие жуки носят название того месяца в котором появляются?
  • Почему многие растения жарких стран имеют вместо листьев комочки и шипы?
  • Почему комнатные растения, особенно зимой, нужно поливать не холодной, а тёплой водой?
  • Растёт ли дерево зимой?
  • Листья каких деревьев осенью краснеют?
  • Куда “лицом” обращена головка подсолнуха в солнечный день?

Да, детям нужно задавать вопросы на различные темы по природе, чтобы выяснить уровень знаний, умений, навыков детей, насколько они близки к природе, а в чём-то отстают.

Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путём формального (учебного заведения и д/с) и неформального образования (разные источники информации, разовые мероприятия). Часто работники детских учреждений в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении. Детям старшего дошкольного возраста уже доступна для понимания сложные разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребёнка, способствующие интеллектуальному развитию, ко второй – знание, определяющие правила поведения человека в природе раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действительной любви к природе.

Человек умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребёнка.

Обогащение представлений о природе познание её запахов и связей невозможно без эмоционального положительного отношения к ней, поэтому всё общение с природой ребёнка должно быть направленно на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально обращаться с природой, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. п.) Основная задача педагогики-воспитания у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотёк, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Прежде всего - пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но и по своей инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомлённости (собирают в коробочку насекомых, составляют букеты из цветущей земляники, обрывают бутоны растений для угощения "куклам" и др.). Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: собирая чернику, затаптывают её кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т.д.. Встречаются дети способные жестоко относится к животным: бить собак, мучить кошек, голубей, топтать дождевых червей.

Исследуя эту проблему, обнаружили интересный факт: оказывается, дошкольники дороже относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина в том, что животное легче, чем растение, идентифицировать с собой, наделить его разумом, переживаниями (как это бывает в сказках), сходными со своими собственными.

Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда они нечутки к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Дети подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Взрослые с умыслом или невольно ранят детские души жестким отношением к природе, наносят вред делу гуманности у детей, травмируют их не зрелую психику. Деятельное правление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Детей надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.

Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом. Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Стимулом к труду может стать интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. В качестве действенного мотива выступает познавательный интерес.

Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычное, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка. Усиление эстетической строки при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства -важный фактор экологического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под редакцией П.Т. Саморуковой.
  2. "Дети, взрослые и мир вокруг". Н.Ф.Виноградова., Т.А.Куликова.
  3. "Родной край". Р.И.Жуковская., Н.Ф.Виноградова., С.А.Козлова.

Егорова Наталья Николаевна старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Росинка» комбинированного вида» Кемеровской области.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

В настоящее время понятие «экология» из сугубо научного превратилась в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности людей. Даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку». Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота, вырубленные леса, опустевшие деревни – вот наше наследство.

Если взглянуть на Землю издалека, то она покажется очень маленькой. Полеты в космос показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем, — нашей планетой, на которой есть уникальное для Вселенной чудо под названием жизнь.

Равновесие – один из основных законов природы. Ведь в животном мире равновесие в огромной степени поддерживают хищники, уничтожая больных и слабых зверей.

За миллионы лет, в течение которых развивалась жизнь на нашей планете, все виды растений, животных, микроорганизмов, удивительно приспособились друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать: каждый живет за счет или с помощью другого и связан с окружающей средой сложной системой взаимоотношений. Исчезнут два- три вида животных или растений – и невозможно предсказать, какие за этим последуют нарушения.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – экологическое воспитание. Велико значение природы для воспитания всей гаммы человеческих чувств: чувства прекрасного чувства доброты и сострадания более слабым. Для воспитания сознательного отношения природе дошкольникам также необходимы знания о природе, о роли человека в ней.

Процесс воспитания начал экологической культуры должен быть интересным, насыщенным, эстетически развивающим, максимально приближенным к объектам живой и неживой природы, что позволит воспитать социально – активных, творческих личностей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относится.

Среди разнообразных средств приобщения детей к природе важная роль принадлежит художественной литературе. Сколько поэзии, подлинной любви природе содержат замечательные «миниатюры» В.Бианки, М.Пришвина, Е. Чарушина, К.Ушинского!

Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать. Уже при первой встрече с весенними цветами напоминайте детям о бережном отношении к ним, о том, что не нужно их рвать, топтать. Цветы будут радовать своей красотой других людей.

Прочитайте рассказ В. Берестова:

«Этот яркий желтый цветок на светлом мохнатом стебельке появляется весной вместе с подснежниками. ……….»

Напоминайте, что нельзя рвать без надобности цветы и траву:

Если я сорву цветок,

Если мы сорвешь цветок,

Если все: И я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Учите детей любить, щадить природу, любоваться ею, подавайте пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащайте ребенка впечатлениями, используя художественную литературу.

Одним из залогов успешного воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного животного организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

Например: сложи картинку – цель игры: закрепить знание детей о животном и растительном мире. Упражнять детей в составлении целого из частей.

Оборудование: разрезные картинки с изображением растений и животных.

Назови имя – цель: уточнить знания детей о внешнем виде и повадках животных (имитировать повадки животных молча).

Каждый грибок в свой кузовок – цель игры: научить детей различать и называть съедобные и несъедобные грибы (картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов) и т.д.

В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу.

Литература:

1.Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с.

  1. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.

3.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).