Образовательная программа ритмика 5 6 лет. Веселая ритмика для детей. Будет детство где-то, но не здесь –

Предисловие

В предложенных программе особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей путем совершенствования процесса исполнения и слушания музыки, умения сочинять и импровизировать.

Занятия в танцевальных коллективах совершенствуют координацию движений, способствуют укреплению мышечного аппарата, дают возможность овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов и современной хореографии.

Благодаря систематическим занятиям в кружке (объединении) учащиеся приобщаются к искусству хореографии в широком смысле, осваивая азбуку классического танца, приобретают специальные умения и навыки. Развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию искусства, формирует эстетический вкус, музыкальную и танцевальную культуру.

Чрезвычайно важен в учебно-воспитательной работе с детьми репертуар коллектива. Отобранный педагогом музыкальный и хореографический материал должен помогать ему системно, последовательно, терпеливо, увлекательно проводить занятия, что, в свою очередь, дает широкие возможности для эффективного и естественного музыкального и хореографического развития учащихся.

Программа кружка «Акварельки»

Карекина Юлия Геннадьевна

руководитель кружка «Акварельки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение детей дошкольного возраста танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога, руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.

Танец– это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.

На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

Еще раз следует упомянуть, что танцу присущи образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей.

Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения и игры.

Возможность раннего знакомства детей 5 – 6 лет с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение детей языку танцевальных движений с целью формирования у них творчества в танце – вот сущностная основа программы кружка «Акварельки».

Данную образовательную программу можно классифицировать следующим образом:

ðпо целевому назначению – общекультурная;

ðпо срокам реализации – одногодичная;

ðпо уровню развития детей – общая.

Программа разработана на основе типовой программы «Ритмика» (сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением»/ Под ред. О.А. Петрашевича. – Мн.: Национальный институт образования, 2005)

Ведущие педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы, – это:

ØЛичностно-ориентированный подход. Принцип предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов.

ØПреемственность. После изучения элементарных движений танца задания осторожно усложняются. Освоение последующих заданий гораздо легче на основе предыдущих.

ØСистематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком танцевальных движений. Понимание семантики, значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа, а также умение связывать эти «единицы» языка движений в «речевые» построения, включая их в контекст танца. И здесь главное для педагога – целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети знакомятся не только с семантикой отдельных движений, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.

Ø«Обучение - творчество». Творчество рассматривается в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода». Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений до «жестких» стереотипов. При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольное изменение. В тоже время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал, становятся дополнительным путем его изучения.

Б.В. Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений. Аналогичный подход может быть применим и к танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на самых ранних этапах обучения танцу.

Цель программы: формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.

Задачи программы:

ð Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.

ð Развивать воображение и фантазию детей в танце.

ð Познакомить детей с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.

ð Познакомить дошкольников с простейшими правилами поведения на сцене.

ð Воспитывать любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической ценности.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей – 5-6 лет, воспитанников ДОУ.

Общее количество часов – 64 часа.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 час (30 мин.).

Нормы наполнения групп – 15 детей.

Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.

Санитарно-гигиенические требования.

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие:

Раздевалки и шкафов для хранения личных вещей;

Аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Для проведения занятий необходимо следующее материально-техническое оснащение: игрушки, другие атрибуты в необходимом для занятий количестве, магнитофон и прочее.

Кадровое обеспечение: педагог, руководитель кружка, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специализации «хореография», а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Общее
количество часов

В том числе

практики

Вводное занятие

Азбука музыкального движения

Танцевально-образные движения

Основные виды движения

Портерная гимнастика

Пространственные перестроения. Рисунки танца

Танцевально-образная импровизация

Простые элементы танца

Учебно-тренировочная работа

Обобщающее занятие. Праздник «Раскрасим красками наш танец»

Итого:

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Знакомство детей с учебным кабинетом, его оборудованием. Знакомство с правилами поведения в учреждении и в кабинете. Игровой тренинг «Давайте познакомимся».

АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

ØПонятие осанка.Постановка корпуса. Положения головы. Поклон-приветствие. Позиция ног – VI.

ØХлопки в ладоши– простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.

ØПоложения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).

ØМузыкальные темпы:вальс, полька. Импровизационные движения в соответствии с каждым темпом.

Ø«Пружинка»- легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания, на один такт.

Ø«Мячик»- прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2 \4. Темп умеренный. Прыжок на два такта, затем на один такт и четыре и более прыжков на один такт.

ØУпражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.

ØУпражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.

ØПонятия: «птичка», «утюжок», «флажок». «Птичка»- оттянутый носок вперед, в стороны. «Утюжок» - стопа сокращена, вынос ноги на пятку вперед и в стороны. «Флажок» - поднимание ноги до колена с натянутой стопой.

ØУпражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны могут как по VI позиции, так и по IIпозиции.

Ø«Топотушки» -притопы в небольшом приседании на месте и в продвижении.

ØТройные притопы с остановкой.

ØЛогика поворотов вправо и влево.Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.

ØПоднимание на полупальцы по VI позиции.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

«Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии с четверостишьями.

ØКошка села на окошко,

Стала кошка лапки мыть,

Понаблюдав за ней немножко,

Мы все движенья можем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях, изображаем кошку, которая моет лапки).

Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)

ØЗмея ползет тропой лесной,

Как лента по земле скользит,

А мы движение такое,

Рукою сможем все изобразить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).

Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

ØСтоит цапля на болоте,

Ловит клювом лягушат,

И так стоять совсем не трудно

Для нас, для тренированных ребят.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).

Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)

Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

ØВетер деревце качает,

ØХочет ветку наклонить,

ØПонаблюдав за ним немножко

ØМы все движенья сможем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

ØМартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышку надо уважать

Ведь обезьяны наши предки,

А предкам детки, надо подражать.

Раз, два, три – ну-ка повтори.

Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

Ø Этюд, имитирующий действия человека.

Жила была бабка (руками изображаем как «бабка» надевает платок) у самой речки (правая рука перед собой делает волнистые движения). Захотелось бабке («бабка» надевает косынку) искупаться в речке (руки выводим вперед, затем в стороны, изображая плавание). Она купила себе мочало (на высоких полупальцах на месте разворачиваем пятки то вправо, то влево, при этом кулачками трем животик круговыми движениями). Наша песня хороша (разводим руки в стороны через I позицию) начинай сначала!(топнуть правой ногой и руки закрыть на пояс).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ

ØШаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.

ØШаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.

ØШаги на полупальцах.

ØШаги на пятках.

ØШаги в комбинации с хлопками.

ØПрыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и на прямых ногах.

ØБег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).

ØГалоп (лицом в круг).

ПОРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота.

ØУпражнение для подъема стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, стараемся коснуться большим пальцем пола.

ØУпражнение для выворотности стопы.Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, разворачиваем стопы так, чтобы коснуться мизинцами пола.

Ø«Буратино» - ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 2/4:

1 - 2 такты – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, руками коснуться носка;

3 - 4 такты – вернуться в исходное положение.

Ø«Солнышко» – ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 4/4:

1 такт – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, левой рукой коснуться носка правой ноги, правой рукой дотронуться до левой ноги.

Движение повторить с левой ноги.

Ø«Складочка» – ноги на полу вытянуты вперед, руки на поясе. Музыкальный размер 4/4:

1 такт – наклон корпуса вперед, руками стараемся достать до носков, подбородок тянуть вперед.

2 такт – вернуться в исходное положение.

Ø«Бабочка» - ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья».

Ø«Лодочка» –лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся лодочку.

Ø«Рыбка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, руки вдоль корпуса.

Ø«Русалочка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, ладошки возле плеч прижаты к полу, руки согнуты в локтях. Музыкальный размер 3/4:

1 – 2 такты – выпрямляем руки и прогибаем корпус назад, запрокинуть голову.

3 – 4 такты – вернуться в исходное положение.

Ø«Колечко» – упражнение для мышц спины.Музыкальный размер 4/4. Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

Ø«Ушастый заинька» –упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 2/4. лечь на спину, руки вдоль корпуса, поднять прямые ноги вверх и опустить их вниз за голову, достать носками до пола. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

Ø«Корзиночка» –упражнение для мышц спины. Лечь на живот, руками взяться за щиколотки с внешней стороны, ноги потянуть вверх. Слегка покачаться на животе, голова поднята вверх.

Ø«Дощечка» –упражнение для укрепления мышц живота. Стоя на коленях, руки прижаты к корпусу. Исполняются покачивания корпуса вперед-назад, не садясь на ноги.

РИСУНКИ ТАНЦА. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПЕРЕСТРАИВАНИЯ

Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг.

ØКруг. Отработка навыковдвигаться по кругу:

Лицом и спиной;

По одному и в парах.

Собираться в маленький круг и расходиться в большой круг.

Перестроения из свободного расположения в круг и обратно.

ØЛиния. Движения в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо и влево, вперед и назад. «Змейка» - движение по линии друг за другом, перестраиваясь в круг.

ØКолонна.Понятие «колонна». Движение в колонне вперед. Движения в колонне на месте: наклоны в стороны через одного и все вместе.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов.

Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.

Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д.

Через танцевальные элементы предложить детям изобразить как помогают дома маме, папе (например: забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и т.д.).

ПРОСТЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦА

Изучение комбинаций из основных, ранее выученных движений.

Комбинации движений на месте.

2 такт – вернуться в исходное положение.

3 – 4 такты – упражнение «тик-так» головой.

5 такт – отвести левую ногу на носок вперед («птичка»).

6 такт – вернуться в исходное положение.

7 – 8 такты – упражнение «тик-так» головой.

II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – шаг правой ногой в сторону, корпус наклонить вперед, шею вытянуть вперед.

2 такт – вернуться в исходное положение.

3 – 4 такты – то же повторить еще раз.

III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).

2 такт – перевести правую ногу на пятку («утюжок»).

3 такт – поднять правую ногу согнутую в колене («флажок»).

4 такт – вернуться в исходное положение.

Комбинацию повторить с левой ноги.

IV комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены вдоль корпуса. Музыкальный размер 2/4.

1 – 2 такт – правая рука изображает волнистые движения справа налево.

3 – 4 такты – левая рука изображает волнистые движения слева направо.

5 – 6 такты – руки перед собой согнуты в локтях, кисти в кулачках. Исполняются круговые движения «кулачок за кулачком».

7 – 8 такты – руки разводим в стороны.

Комбинации движений в продвижении по кругу.

I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

Три шага с правой ноги – приставить. Три хлопка в ладоши – исходное положение.

II комбинация.Исходное положение – ноги вместе, руки свободно вдоль корпуса. Музыкальный размер 4/4.

Четыре шага со свободными движениями рук, затем поворот вправо на полупальцах, руки поднять вверх («раскрытый цветок»).

III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки в стороны. Музыкальный размер 2/4.

1 – 4 такты – мелкий бег на полупальцах.

5 – 8 такты – присесть в глубокое приседание, руки опустить вниз.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА

Направлена на отработку и закрепление полученных умений и навыков.

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

Проводится в форме итогового праздника «Раскрасим красками наш танец».

МЕРОПРИЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

ðигровой тренинг «Давайте познакомимся»;

ðвикторина-конкурс «Наш друг - светофор»;

ðигра «Ты и я – вместе мы друзья»;

ðвикторина «Все зверюшки, все птицы – хотят веселиться»;

ðконкурсно-игровая программа «Испекли мы каравай»;

ðигра – конкурс «Угадай-ка любимые мультфильм»;

ðконкурс красоты «Кто на свете всех милее»;

ðигра «Путешествие в страну Бережливию»

ПРОГНОЗИРУЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

К концу учебного года кружковцы должны уметь:

1. Ориентироваться в характере, темпе, ритме музыки.

2. Уметь свободно и легко исполнять упражнения на координацию корпуса, рук, ног, головы.

3. Уметь сочинять элементарные образные движения.

4. Владеть простейшими правилами поведения на сцене.

Занятия по данной программе будут способствовать: развитию координации движений дошкольников, воображения, отработке механизмов межличностной коммуникации, воспитанию внимательного отношения друг к другу, умению искренне радоваться достижениям своих товарищей, желанию помочь им в преодолении встречающихся трудностей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Направленность и содержание программы носят практический характер и определяются задачами творческого и духовно-нравственного развития ребенка.

Уровень умений двигаться зависит от качества представлений о реальных вещах. Задача руководителя – развивать детские представления, прежде всего путем наблюдения, и на их основе строить обучение, последовательно ведя детей к овладению основами изображения художественных образов языком танца.

Осмысление, переживание и воспроизведение художественного образа активизирует процесс творческого, духовного развития. Поэтому при организации учебной деятельности важный аспект – опора на эмоциональную сферу:

ðувлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т.п.);

ðвызов удивления, восхищения;

ðвызов заинтересованности в изучении языка танца;

ðэстетическое оформление кабинета;

ðстимулирование положительных переживаний, связанных с передачей художественных образов посредством танцевальных движений;

ðиспользование игр и игровых приемов; музыки.

Иными словами, для реализации программы используются следующие методы обучения и воспитания:

Øнаглядные: объяснительно-иллюстративные;

Øпрактические: упражнения, этюды;

Øпознавательные игры;

Øсоздание «ситуации успеха»;

Øсловесные;

Øнаблюдение;

Øрассказ;

Накопление эстетических впечатлений и воплощение собственных художественных образов являются средствами самовыражения и развития нравственно-эстетической сферы. При этом выбор заданий определяется направленностью на развитие творческих способностей через следующие способы организации педагогического взаимодействия:

Øстимулирование проявлений образного мышления, эмоционально окрашенной интуиции, воображения;

Øсоздание условий, позволяющих детям проявить инициативу к творчеству и поиску;

Øучет психологических особенностей, индивидуальных предпочтений, интересов и склонностей кружковцев;

Øвключение в работу эффективных методов и приемов;

Øсоздание особого психологического климата в детском коллективе, способствующего свободному обмену мнениями, формированию чувства внутренней свободы;

Øсоздание условий для правильной организации творческой деятельности.

Методы диагностики личностного развития кружковцев:

ðнаблюдение;

ðсравнение и анализ выполняемых упражнений, этюдов; итоговый анализ полученных умений и навыков кружковцев за период обучения.

Виды и формы контроля освоения программы:

ðтекущий (после каждой темы);

ðитоговый (в конце учебного года проводится обобщающее занятие).

Формой проведения обобщающего занятия является праздник «Раскрасим красками наш танец». Организуется с использованием театрализации и приглашением родителей.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Литература для педагога:

1. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.

2. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.

3. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.

4. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.

5. Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. – Дошкольное воспитание, 1991. – №12.

6. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. – М., 1973.

7. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М. Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. – Национальный институт образования. – 2005.

Для проведения занятий понадобятся:

ðиллюстрации с изображением животных;

ðсказки, стихи;

ðподборка музыкальных произведений;

ðподборка упражнений и этюдов;

ðвидеофильмы;

ðкомплекс игр и заданий по разделам тем.


Карекина Юлия Геннадьевна

Гузяль Назырова
Дополнительная образовательная программа для детей 4–7 лет «Ритмика и хореография»

Пояснительная записка.

Программа «Ритмика и хореография » для детей 4-7 лет направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами , а так же запрос родителей.

Актуальность программы состоит в том , что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.

Цель программы : развитие артистичности, внутренней свободы, рас-крытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Задачи :

1. По развитию творческих способностей.

Развивать творческое воображение и фантазию ;

Развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце;

Развивать способность импровизировать;

Воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе во время движения, чувство такта и взаимоуважения;

Развивать двигательные навыки, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;

Развивать гибкость, ловкость, пластичность;

Формировать правильную осанку, красивую походку;

Расширять музыкальный кругозор;

Дать детям знания о танцевальных жанрах и направлениях;

Обогащать двигательный опыт разнообразными видами танце-вальных движений.

2.По развитию музыкальности :

Умению слушать и понимать музыку;

Умению двигаться под музыку в соответствии с характером му-зыкального произведения;

Развитию чувства ритма ;

Развитию способности различать жанры и стили танцев.

3.По развитию двигательных навыков :

Умению точно исполнять танцевальные движения;

Действовать синхронно и выразительно в группе;

Умению ориентироваться в пространстве;

Умению запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без подсказки.

4.По развитию нравственно-коммуникативных качеств :

Умению вести себя в паре (пригласить, проводить, подать руку, приветствие, поклон) ;

Умению сочувствовать, сопереживать другим людям.

5.развитию психических процессов : восприятия, мышления, внимания, памяти, воли и др.

Диагностика.

Составлены критерии диагностики по усвоению задач данной про-граммы.

Средства диагностики : психолого-педагогическое наблюдение, упражнения, задания на занятиях

1. Групповая - занятия проводятся со всем танцевальным коллективом.

2. Подгрупповая - занятия проводятся по группам с использованием дифференцированного подхода.

3. Индивидуальная - занятия проводятся с учетом возрастных и личностных особенностей.

Формы занятий :

Традиционное занятие

Комбинированное занятие

Практическое занятие

Репетиция

Открытый урок

Концерт.

Учебно-тематический план

для детей 5-6 лет

Сентябрь-ноябрь

«Поскоки»

«Поскачем»

«Буратино я Мальвина»

Упражнение

«Гусеница»

Упражнение

«Топотушки» р. н. м.

«Не опоздай»

«Марш»

Упражнения для рук

«Попрыгунчи ки»

«Великаны и гномы»

Пальчиковая

гимнастика

Учить реагировать на

начало и окончание звучания музыки.

Передавать в движе-нии различный ха-рактер музыки.

Учить ориентиро-ваться в простран-стве, реагировать

на смену частей му-зыки.

Начинать и заканчи-вать движения в со-ответствии с

началом и оконча-нием музыки.

Учить детей четко

останавливаться с

окончанием музыки

Развивать гибкость и пластику руки, отме-чать акцент в музыке

Самостоятельно ме-нять движение в соответствии с 2-х частной формой произведения.

Передавать в движении характер музыки. Танцевальный этюд «Цыплята» Музыкально-

ритмическая

композиция «Упражнения с

осенними ли-стьями»

Танцевальная композиция «Осенний

Танцевальный этюд

«Мячик»

Танцевальный этюд

«Кошки - мышки»

Танцевальный этюд «Озорники»

Танцевальная композиция «Озорные лягушата» Развитие музыкаль-ности, умения коор-динировать движе-ния с музыкой. Способствовать развитию координации движений, подвиж-ности нервных про-цессов, внимания, памяти.

Способствовать развитию умения

ориентироваться, перестраиваться.

Способствовать развитию

выразительности движений, образно-го мышления , чув-ства ритма , способ-ности к импровиза-ции.

Развитие внимания, скорости реакции,

точности и ловкости движений, а также развитие эмоциональной сферы и

выражение эмоций в мимике.

Формирование навыков кружения на месте на подско-ках, развитие памя-ти и внимания, умение сочетать движения с музыкой в бысгром темпе.

Развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания.

Декабрь-февраль

Развитие двигательных навыков Танцевальное творчество

«Пружинки»

«Попрыгаем- побегаем»

«Марш»

Упражнения для рук

Упражнение «Мячики» (муз. Чайковского)

Шаг поскок (муз. Ломовой)

«Веселые нож-ки»

«Ковырялочка» , и т. д.

Чувствовать и пере-давать в движении изменения харак-тера и форм музыка-льного произведе-ния (2-х частная форма)

Самостоятельно ориентироваться в пространстве.

Начинать и закан-чивать движение с началом и оконча-нием музыки.

Свободно ориенти-роваться в про-странстве, перестраиваться из различных положений (круг, врассыпную и т. д.)

Развивать гибкость и пластику руки, отмечать акцент в музыке.

Менять движения в соответствии с изме-нением вариации музыки

Упражнять в выпол-нении танцевальных движений.

Передавать в движе-нии характер музыки

Начинать и закан-чивать движение с началом и оконча-нием музыки. Танцевальная

композиция «Кукла»

Танцевальная

композиция «Озорные

лягушата»

Танцевальный этюд

«Марш»

Танцевальная

композиция «Море

волнуется.» Способствовать развитию вырази-тельности движе-ний, образного мышления , чувства ритма .

Развитие творческих способностей,

Потребности само-выражения в дви-жении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии . Форми-рование навыков кружения на месте на подс-коках, раз-витие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания, способ-ности к импровизации.

Формирование пра-вильной осанки, красивой походки, эмоциональной вы-разительности дви-жений.

Закрепить получен-ные навыки, разви-вать умение дви-гаться в соответ-ствии с музыкой, обогащение двига-тельного опыта разнообразными видами движений .

Развитие двигательных навыков Танцевальное творчество

Пружинящий шаг и бег

Упражнение для рук «Раз-решите пригла-сить»

«Отойди и по-дойди»

«Марш»

«Кто лучше скачет» «Побе-гаем»

«Спокойный шаг»

Развивать четкос ть, координацию дви-жений рук и ног. Разл ичать двух-частную форму

Развивать гибкость и пластику руки от-мечать акцент в му-зыке. Воспринимать легкую, подвижную музыку, ритмично хлопать в ладоши .

Учить детей перехо-дить от одного вида движений к другому в соответствии с му-зыкой.

Уметь начинать движение после вступления.

Согласовывать дви-жения с музыкой.

Развивать движения кисти,

упражнять в выпол-нении

танцевальных дви-жений. Танцевальный этюд «Подарок маме»

Танцевальный этюд «Бабочка»

Танцевальный этюд

«Чудесные

превращения»

Танцевальный этюд «Оранжевое лето.»

Танцевальный этюд

«Капельки»

Музыкально-

ритмическая

композиция

«Упражнения с цветами»

Танцевальный этюд «После дождя»

Танцевальная

композиция «Вальс

цветов» Способствовать развитию выразительности движений, чувства ритма , способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике.

Развитие умения ориентироваться в пространстве; обо-гащение двигатель-ного опыта разно-образными видами движений , переда-вать в танце харак-терные виды дви-жений.

Способствовать развитию умений воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение, ха-рактер и понимать ее содержание; раз-витие музыкальной памяти, внимания; развитие координа-ции движений, пла-стичности, мягко-сти,

Развитие творческих способностей, по-требности самовы-ражения в движении под музыку; развитие творческого во-ображения и фанта-зии .

Развитие музыкаль-ности, умения

координировать движения с музы-кой.

Способствовать развитию точности

движений, мягко-сти, плавности дви-жений.

Способствовать развитию координации

движений, подвиж-ности психических

процессов, внима-ния, памяти.

Способствовать умению ориентиро-ваться, перестраи-ваться.

Конспект открытого занятия творческого объединения «Ритмика с элементами хореографии»

Название работы: Конспект открытого занятия творческого объединения «Ритмика с элементами хореографии»
Автор: Петрова Марина Геннадьевна, педагог дополнительного образования, хореограф, МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»
Описание работы: конспект итогового занятия по хореографии детей первого года обучения (5-6 лет). Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования, воспитателям, музыкальным руководителям.

Цель: проверить глубину и прочность знаний детей в партере и на середине зала
Задачи:
1. Развить пластичность
2.Добиться правильности выполнения упражнений.
3. Укрепить мышцы позвоночника и всего тела.
Оборудование:
1. Фортепиано
2. Магнитофон, диски
3. Красные рукавички
4. Коврики для партерной гимнастики

Ход занятия
1.Поклон
- для девочек
-для мальчиков
2. Постановка корпуса:
-ноги вместе (пяточки и носочки)
-колени вытянуть и соединить вместе
-руки лежат на талии ладонями вниз, пальцами вперёд, локти в сторону.
-Лопатки соединить и опустить вниз
-Плечи опустить вниз и вытянуть шею вверх.
-Живот - втянуть пупочек
3. Разминка по кругу. (дети на музыкальное вступление из колонн перестраиваются в круг простым шагом с носка)
-шаг с вытянутым носком и коленом, носок указывает ширину шага, руки на поясе.
-шаги на высоких полу пальцах, колени предельно вытянуты, корпус вытянут вверх (несём воображаемый стакан с водой на голове и не проливаем).
-шаги на пяточках, колени вытянуты, руки на поясе.
-бег по кругу, колени держим вместе (колено у колена), пятки поднимаем высоко назад почти до ягодиц, носочки вытянуты. Шаги маленькие, прыгаем вверх, руки на поясе, локти в сторону.
-прыжки ножницы по кругу, выносим ноги вперед, прямые в коленях и с вытянутыми носочками, ноги меняются прыжком. Руки на поясе, спина ровная.
- «галоп» правым плечом вперёд, встать лицом в круг, руки на поясе, локти в сторону, голову повернуть в правую сторону. Смотреть на свой локоток и на соседа с право, прыгаем приставными шагами по кругу.
- «галоп» левым плечом вперёд, встать спиной в круг, руки на поясе, локти в сторону, голову повернуть в левую сторону, прыгаем приставными шагами с левой ноги.
- подскоки, повернуться по линии танца лицом. Подпрыгиваем на одной ноге, вторая поднимается высоко согнутым коленом вверх носок у колена опорной ноги.
- шаги с вытянутым носком
Этим шагом выстраиваемся по линиям как в начале занятия на свои места.
4. Разминка на середине зала (постановка корпуса, руки опущены вдоль корпуса, локти и кисти рук сильно вытянуты)
- наклоны и повороты головы
- «цапля» голова вперёд- назад
- «Незнайка» поднимание и опускание плеч
- «качеля» поднимание плеч по очереди
- круговые движения плечами
- махи руками в стороны
- наклоны корпуса в стороны «неваляшки», ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоняемся в стороны сгибаясь в талии.
- «крышечка стола» ноги, вытянутые в коленях, стоят на ширине плеч, наклоняемся вперёд и тянем руки вперёд изображая крышку стола
- наклоны в перёд кладём руки на пол, на два счёта руки на пол на два счёта руки на пояс.
- поднимание и опускание на полупальцы, пятки и носки стоят вместе, колени вместе, встаём на полупальцы пяточки держим вместе.
- «Пружинка» приседаем пятки давим на пол.
- «велосипед» поднимание и опускание пяток по очереди
- прыжки по шестой позиции, пятки и носки вместе, в воздухе колени вытянуть, приземляемся в «пружинку». Прыжки затяжные, затем мелкие быстрые.
5. Выразительная пластика –партерная разминка (на полу).

- «Упор сидя» - постановка корпуса, ног, рук, головы.
Сидя на полу вытянуть ноги вперёд вместе, колени прижать к полу, пальцы ног сильно вытянуть. Спина ровная, поясница затянута вверх, руки на поясе, локти в сторону, плечи опущены в низ, лопатки в поясницу, шея предельно вытянута вверх. Голова смотрит прямо.
- «Упор сидя» - работа стоп.
Сокращаем и выпрямляем стопы поочерёдно, круговые движения стопами. Обращаем внимание на положение спины и вытянутость колен.

- «Комочек» - подтянуть колени к груди, обхватив руками коленки, собраться в комочек, принять исходное положение.

- «Самолётик» - поднять руки в стороны изображая крылья самолёта, ноги при этом поднимаются от пола под углом 45 градусов, вытянутые в коленях и носках, спина ровная, плечи опущены, шея открыта. Опускаем ноги на пол, руки на пояс в исходное положение.

- «Крестик» -лежим на полу на спине, руки разведены в стороны, ноги вместе, колени и носки вытянуты. В точку №2 (чуть-чуть от пола) поднимаем одновременно руки, ноги и голову, затем опускаем в исходное положение.


- «Радуга» -лежим на полу на спине, руки разведены в стороны, ноги вместе, колени и носки вытянуты, сильно напрячь руки. Оторвать от пола плечи, поднимаемся от пола пока не встанем на макушку головы, лопатки соединены, руки сильные. Принять исходное положение.


- «Уголок» - лежим на полу на спине, руки разведены в стороны, ноги вытянуты в коленях и носках соединены в вместе. Поднимаем прямые ноги вверх в точку №2 (чуть-чуть от пола), затем в точку №4 (до положения угол 90 градусов, снова в точку №2 и кладём ноги на пол. (в этом упражнении ягодицы от пола не отрываются, колени всегда прямые)


- «Бабочка» - исходное положение сидя полу, ноги соединены стопами, колени лежат на полу, руками держимся за ноги. Спина прямая, плечи опущены в поясницу, поясницу сильно подтянуть вверх. Наклоняемся вперёд на ноги, стараемся достать подбородком пол, локти при этом стараемся положить на пол. Поднимаемся с пола с прямой спиной в исходное положение.


«Гусь» - исходное положение сидя на коленях, стопы развести в стороны до тех пор, пока ягодицы не окажутся на полу, руками взяться за пятки, локти согнуть, спина ровная, плечи опущены вниз, колени сильно развести в стороны. Наклоняемся вперёд, кладём подбородок и грудь на пол, затем поднимаемся в исходное положение.


- «Солдатик» -исходное положение стоя на коленях, колени на ширине плеч, руки прижаты вдоль туловища (смирно), спина ровная, плечи опущены вниз, лопатки отведены назад. Наклоняемся плечиками назад (дощечкой) как можно ближе к полу и возвращаемся в исходное положение.


- «Мостик» - исходное положение стоя на коленях, колени широко разведены. Прогибаемся в талии назад кладём руки на стопы образуя мостик. Голова запрокинута назад. Возвращаемся в исходное положение.


- «Брёвнышко» - исходное положение лёжа на полу на животе, руки вытянуты вперёд за голову, ноги вместе. Предельно вытянуться. Ягодицы втянуть в себя образуя комочки. Поворачиваемся на бочок в правую сторону, нога лежит на ноге, руки не соединяем. Затем переворачиваемся на другой бочок через живот, голову держим прямо не запрокидываем.


- «Лодочка» - исходное положение лежа на полу на животе, руки вытянуты вперёд за голову, ноги вместе, ягодицы и живот втянуты. Одновременно поднимаем вверх руки, ноги и голову изображая лодочку, затем в исходное положение. Поднять лодочку и раскачиваемся в перёд, назад – лодочка плывёт.


- «Кольцо» - исходное положение лежа на животе, согнуть ноги в коленях и взять их руками за стопы. Поднимаем сцепленные руки и ноги вверх образуя кольцо. Опускаем в исходное положение.


- «Калачик» - исходное положение лёжа на животе, ноги вытянуты, руки лежат возле груди на ладонях. Выпрямляя локти поднимаемся на руках, упираясь ладонями о пол, одновременно сгибая колени понимаем ноги и приближаем их к голове образуя калачик. Пальцами ног нужно достать макушку головы и в исходное положение.
- «Отжимания» -для мальчиков.
Исходное положение лёжа на животе, руки лежат ладонями на полу возле груди, локти согнуты, ноги вместе упираются носками в пол. Туловище как «дощечка», выпрямляем руки до упора, поднимая при этом туловище – дощечку, опускаем туловище стремясь коснуться подбородком пола. Живот не провисает, ягодицы не поднимаются вверх.

- «Отжимания» - для девочек.
Исходное положение «Упор сидя», руки положить на пол назад чуть дальше бедра. Поднимаем ягодицы от пола с вытянутыми коленями и носками образуя «горочку», ягодицы сильно втянуть в себя, голову запрокинуть назад. Вернуться в исходное положение.
6.Танцы- игры
- «Стирка» - дети в танце изображают процесс ручной стирки, этот танец развивает внимание и координацию движений, все движения повторяются по 4 раза, трудность соединить движения руками и ногами.
Движения руками – исходное положение ноги вместе, руки собраны в кулачки, спина ровная, голова смотрит прямо.
-4 раза- кулачками изображаем стирку поочерёдно то в одну сторону, то в другую
-4 раза- кулак на кулак, изображаем выжимание, то в одну сторону то в другую
-4 раза- опустить руки вниз и машем руками из стороны в сторону изображая полоскание
-4 раза- кулак на кулак, выжимание
-4 раза- поднять руки на уровне груди прямые в локте, кисточками рук изображаем встряхивание
-4 раза-поднять вверх правую руку и опустить кисть руки вниз, затем тоже самое левой рукой. Повторить. Изображаем – вешаем бельё.
-8 раз –поднять обе руки вверх и движением кистей рук изображаем прищепки.
-4 раза- вытираем согнутой рукой пот со лба, устали.
Движения ногами – пятки стоят на полу, сгибаем в колене 2 раза левую ногу, затем 2 раза правую ногу. Колени сгибаются по одному разу, когда изображаем «полоскание» и «прищепки». Движения ногами и руками соединяем вместе.
- Игра «Красные сапожки»
Исходное положение, дети встают в круг, берутся за руки и двигаются подскоками против часовой стрелки, поют песню:
Скачут по дорожке
Красные сапожки
Это не сапожки
Леночкины ножки (если Леночка очень хорошо выполняла подскоки по кругу), эти слова говорит педагог.
Все дети останавливаются, поворачиваются в круг и хлопают в ладоши, а тот, кого назвали выходит в круг и показывает своё умение делать подскоки, снова встаёт в круг, игра начинается с начало.
- Танец «Утят»
Дети приглашают своих родителей потанцевать с ними, встают в круг парами, у каждого ребёнка на правой руке красная рукавичка. Все движения выполняются по 3 раза.
Исходное положение лицом в круг, ноги вместе, руки подняты в стороны и согнуты в локте, кисти рук изображают клювики уточки.
-3 раза- работаем кулачками
-3 раза- предплечьями
-3 раза- коленками
-3 раза- хлопаем
Затем все берутся за руки и подскоками идут по кругу.
Снова повторяем движения первой части танца, только хлопаем над головой и идём подскоками по кругу, но уже парами (каждый ребёнок с родителем).
Третий раз выполняя движения хлопаем впереди, наклонив туловище вперед и кружимся парами подскоками.
Четвёртый раз выполняем движения танца стоя лицом в круг. Поклон.
Дети провожают родителей на свои места.
7. Поклон

«Утверждаю» заведующая
Д/с №89 «Парус» ГО «город Якутск»

Филиппова П.И._______

Рабочая программа

кружка «Ритмика и танец»

для старшей и подготовительной групп

на 2015 -2016 учебный год.

Педагог дополнительного образования:

Борисова К.Ю.

Пояснительная записка.
Программа «Ритмика и танец» является дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической направленности в образовательной области музыкальное искусство. Ритмике и танцу - как учебно-воспитательной дисциплине должно отводиться значительное место в системе общего музыкального образования.

Ритмика - специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Научить ребёнка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку - именно на это направлены занятия ритмикой и танцем, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с самого раннего возраста.

Настоящая программа по ритмике и танцу предназначена для старших и подготовительных групп детского сада. Программа рассчитана на 2 года обучения детей от 5 до 6 лет.
Цель программы - приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыв перед ними его многообразие и красоту, воспитать эмоциональную отзывчивость, привить основные навыки в умении слушать музыку и передавать её образное содержание.
Задачи программы.

1 . Образовательные:

Развитие физических данных;

Развитие понимания языка музыки и выражение его в танце;

Формирование навыков самостоятельной работы.

2.Воспитательные:

Формирование общей культуры личности ребёнка, способной адаптироваться в современном обществе;

Формирование уверенности в своих силах; -воспитание культуры движения.

3. Развивающие:

Формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку;

Развитие творческих способностей, выдумки, фантазии;

Развитие образного мышления.

Все эти задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе.

Отличительной особенностью данной программы является-организация поиска новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний.) Путём танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение формировать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию танцевальных навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность программы связана с ростом числа детских танцевальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, постановками концертных номеров для детей дошкольного возраста.

Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков танцевального мастерства, подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и танцевальным концертам.

Следует учитывать, что азбука танца, его выразительные средства требуют определенного уровня физической подготовленности. Поэтому в работе с детьми можно использовать только те движения и образы, которые способны заложить основы красоты, здоровья и доброты, и не помешают естественному развитию растущего организма.

Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста. Этот период в жизнедеятельности ребенка не предполагает глубокого проникновения в школу танца. Ему лишь закладываются основы музыкальности, культуры движения и исполнительской выразительности. Поэтому и занятия называются «Ритмика и танец».

2. Танцевальные ритмические упражнения.

3. Самостоятельная работа над созданием музыкально-двигательного образа. Танцы-импровизации.

4. Танцы и пляски.

5. Музыкально-танцевальные игры. Первые два раздела преследуют обучающую цель, а один последний -развитие творческих способностей.

Ожидаемые результаты:

Примерный объём навыков и умений к концу 1 года обучения :


  1. Знать простейшие музыкальные понятия.

  2. Соблюдать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

  3. Знать простейшие шаги, прыжки, бег.

  4. Уметь создать заданный образ в танцевальных движениях.

  5. Знать простейшие массовые танцы (народные, бальные, современные).

Примерный объем навыков и умений к концу 2 года обучения:


  1. Уметь ориентироваться в пространстве (шеренга, колонна, круг, врассыпную).

  2. Исполнять танцы-импровизации (изображение предметов, животных, растений, явлений природы).
3. Уметь выразительно исполнять танцевальные комбинации и танцы (в паре
и соло).

4. Освоить музыкально-танцевальные игры, тренирующие внимание, быстроту, реакцию и воображение.

5. Уметь образно, актерски выразительно исполнить танец на празднике, концерте, тематическом занятии.

Итогом работы является создание творческих программ, праздников, уроков-концертов, тематических занятий, где дети используют не только полученные двигательные навыки, но демонстрируют способность исполнить движение, танец образно, эмоционально, выразительно в соответствии как с темпом, характером, так и стилем музыкального и танцевального произведения.

1. Основная установка работы с детьми - не стремиться к высоким исполнительским достижением, как самоцели, а использовать навыки, знания и умения, полученные на занятиях по ритмике и танцу для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу.

2. Основными методами в работе с дошкольниками являются показ и словесно-образное объяснение, базирующееся на взаимодействии и органическом слиянии музыки и движения.

3. Основными принципами планирования, организации и проведения занятий по ритмике и танцу являются: систематичность, последовательность доступность, перспективность, повторяемость, заинтересованность.

При проведении танцевальных занятий нужно разумно дозировать нагрузку на организм школьников. В большинстве случаев физическая и эмоциональная нагрузка соответствует времени звучания, темпу и характеру музыкального сопровождения. Быстрые по темпу и эмоциональные по характеру музыкальные произведения нужно чередовать с более спокойными.

На каждом уроке необходимо умело сочетать материал из всех трёх разделов программы. Все эти разделы должны чередоваться не механически, а соединяться органично, быть пронизаны единым педагогическим замыслом урока.


Учебно-тематический план.



1 год обучения (5-6 лет)

Наименование разделов


Количество

занятий


1

Музыкально- ритмическая деятельность

30

2

2 Танцы и пляски

32

3 Творческая деятельность

10

Общее количество занятий

72

1 год обучения.

Раздел «Музыкально-ритмическая деятельность».

Тема № 1. Знакомство с основными понятиями предмета.

Тема включает в себя понятия: линия танца, интервал, дистанция. Знакомство с точками класса . Знакомство с темпами музыки: медленный, умеренный, быстрый, а также, с характерами музыкальных произведений и динамических оттенков.

Тема №2. Подготовительные упражнения.

Комплекс подготовительных упражнений, направленных на работу правильной постановки корпуса, знакомство с исходными положениями ног, позициями рук, также порядковых упражнений.

1. Подготовительные упражнения для постановки корпуса:


  • основное положение, стоя в свободной позиции;

  • «Вдох-выдох»;

  • «Деревянные и тряпочные куклы»;
- упражнение «ронять корпус» (расслабление и напряжение мышц корпуса).

2. Подготовительные упражнения для изучения позиций рук (свободная,
подготовительная и 1):

- «Большие крылья»;


  • «Поющие руки»;

  • «Бабочка»;
- упражнение «Твердые и мягкие руки» -упражнение «Мельница» (круговые движения рук) -круговые движения кистями рук.

3. Подготовительные упражнения для изучения позиций ног (свободная и 6) :
- упражнение «твердые и мягкие ноги» (напряжение и расслабление тазобедренных и голеностопных мышц); - «Круговые движения стопами» -полуприседания («напряженное» и «пружинное»).

Тема №3. Танцевальные ритмические упражнения.

Комплекс упражнений, помогающий развивать музыкальное восприятие, совершенствовать движения, развивать способность творчески воплощать музыкально- двигательный образ.

Упражнение №1:

Танцевальный шаг с носка;

Шаг с подскоком;

Приставной шаг;

Шаг с притопом.

Упражнение№2:

Ходьба под музыку;

Ходьба с хлопками;

Ходьба с движением рук;

Ходьба со сменой мест;

Хлопковая комбинация.

Упражнение№3:

Бег легкий и энергичный;

Бег по кругу;

Бег на месте с хлопками;

Бег со сменой мест.

Тема № 4. Самостоятельная работа над созданием музыкально-двигательного образа. Танцы- импровизации.

Исполнение учащимися танцевальных движений или комбинаций под музыкальное сопровождение, характер и темп которых может варьироваться.

По данной теме учащимся предлагается: 1.Создать музыкально- двигательный образ на предложенное педагогом музыкальное сопровождение, при этом характер и темп музыки может варьироваться.

3.Танцы- импровизации. «Тихий и громкий танец», «Медленный и быстрый», «Большой и маленький».

Раздел «Танцы и пляски»

Тема№5. Изучение танца «Полька».

Тема включает в себя танцевальные комбинации, развивающие у детей умение легко переходить от одного движения к другому в связи с изменением характера музыки.

«Полька» (музыкальный размер 2/4)

Танцевальная комбинация «Найди свое место».

Тема №2. Самостоятельная работа над созданием музыкально- двигательного образа. Танцы- импровизации.

Исполнение учащимися танцевальных движений или комбинаций под музыкальное сопровождение, характер и темп которых может варьироваться. Возможно использование предметов (веер, платок, зонт и др.)

По данной теме учащимся предлагается:

1.Создать музыкально- двигательный образ на предложенное педагогом музыкальное сопровождение, при этом характер и темп музыки может варьироваться.

2.Показ конкретно заданного образа в импровизированных танцевальных комбинациях учащихся.

3.Танцы- импровизации. Изображение предметов, животных, растений.

Раздел «Танцы и пляски».

Тема №3. Изучение танца «Вальс».

Танцевальная комбинация, сочетающая в себе плавные мягкие движения:

Танцевальный шаг «вальсовая дорожка»;


  • покачивание «качели»;

  • положение в паре «лодочка»;

  • свободные вращения.
Тема №4. Изучение танца «Чунга-чанга».

Танцевальная комбинация, сочетающая в себе быстрые, ритмические движения. Движения исполняется в умеренном и быстром темпе:

Подскоки;


  • положение рук наверх;

  • повороты;

  • перестроения;

  • хлопки.
Тема №5. Изучение танца «Ах, вы сени».

Танцевальная комбинация, сочетающая в себе чередование элементарных движений руками, ногами, корпусом, головой:

- «ковырялочка»;


  • повороты;

  • положение в паре;

  • приставные шаги.
Тема №6. Изучение танца «Веселый танец».

Тема включает в себя танцевальную комбинацию, развивающую координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, а также умение передавать в движении веселый характер украинской музыки:

Легкий бег;


  • кружения в парах;

  • подскоки;

  • воротца;

  • ковырялочка.
Тема №7. Изучение танца «Танец птиц».

Тема включает в себя танцевальную комбинацию в паре. Танец исполняется энергично, весело.

Шаг галопа и притоп;


  • повороты в паре;

  • подскоки.
Тема№8. Изучение танца «Аннушка».

Тема включает в себя танцевальную комбинацию в паре развивающую координацию и передачу в движении ритмического рисунка:

Хлопки;


  • 6 шагов в повороте;

  • прыжки.
Тема №9. Изучение танца «Танец снежинок».

Тема включает в себя танцевальную комбинацию, сочетающую в себе лёгкий полётный бег, движения руками с лентами, умение двигаться легко и ритмично.

Лёгкий бег;


  • взмахи руками;

  • кружение в звёздочках;

  • перестроение в цепочку.
Тема №10.

Тема включает в себя разнообразные игры, тренирующие у учащихся устойчивость, внимание, быстроту и воображение:

Музыкальные игры с элементами хореографии: «Круг и кружочки», «Цапля», «Передача мяча по кругу», «Проверь товарища и помоги», «Попрыгунчики».


  • имитационные игры: «Создай свой образ», «Говорящие руки», «Статуи».

За период обучения педагог должен:
научить ребенка самостоятельно, грамотно разучивать и выразительно исполнять предлагаемый хореографический текст;


  • давать определенный программный объем знаний, умений и навыков;

  • способствовать формированию музыкально-эстетических чувств ребенка.
Преподавателю необходимо правильно распределить учебную нагрузку и грамотно спланировать формы работы на уроке, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка. Пути развития ребенка определяются в процессе занятий. Применяя дифференцированные методы обучения, можно варьировать программные требования по усмотрению преподавателя.
Методическое обеспечение.

Прохождение программы должно опираться на следующие основные принципы:


  • постепенность в развитии природных данных детей;

  • строгая последовательность в овладении танцевальной лексикой и техническими приемами;

  • систематичность и регулярность занятий;

  • целенаправленность учебного процесса.
Для эффективности занятий следует постоянно ориентироваться на основные принципы дидактики (сочетания сознательного и эмоционального, теоретического и практического, последовательности, наглядности, творческого подхода к изучаемому материалу). Хореография дает широкий простор для использования в процессе занятий всех названных принципов обучения и воспитания, и чем гармоничнее они увязаны в материале и разнообразной деятельности учащихся, тем эффективнее будет результат работы с учащимися.

Сочетание эмоционального и логического является непременным условием ведения уроков. Например, разучивание движений закрепляется легче в том случае, когда они от непроизвольного рефлекса подражания проходят стадии прочувствования и осознания, закрепляясь, таким образом и в мышечном ощущении («отпечатываясь» в качестве стереотипа в коре головного мозга). Выученные таким образом движения надолго остаются в памяти и значительно легче поддаются интерпретации в различном танцевальном образе .

Процесс обучения музыкально- ритмическим движениям можно разделить на 3 этапа:

1. Начальное обучение музыкально ритмическим движениям.

2. Углублённое разучивание движений и усвоение навыков для его качественного исполнения.

3. Повторение и закрепление навыков движения.


Формы контроля и критерии оценивания детей.

В подготовительных и старших группах детского сада применяется безоценочная система, так как главная цель обучения- способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей ребёнка.

Основной критерий оценки качества выполненной работы-выразительное, согласованное исполнение детьми упражнений и танцев, которые в таком законченном варианте могут быть исполнены на вечерах развлечений, праздниках, концертах.

Перечень программно-методического обеспечения:


  • Просторный кабинет с высокими потолком и зеркальными стенами.

  • Помещение для переодевания учащихся.

  • Видео и аудиоаппаратура.
- Наглядные пособия.

Нотная литература.

Учебная форма учащихся.

Условия эффективности реализации программы:


  • наличие технического обеспечения;

  • гибкость, вариативность программы в зависимости от способности и уровня развития детей;

  • использование эффективных методик обучения;

  • создание психологических условий;

  • создание обстановки доверия (ребенок - педагог - родитель);

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Календарно-тематическое планирование. Группа5-6 лет.


занятия


Дата

Название темы

Кол-во

1

Что такое «Ритмика»? Основные понятия.

1

2-4

Разминка. Поклон. Линия. Танец.

3

5-7

Постановка корпуса. Основные правила.

3

8-9

Позиции рук. Основные правила.

2

10-13

Позиции ног. Танец.

4

14-16



3

17-19



3

20-23

Основные шаги в танце.

4

24-26

Движения по линии танца.

3

27-30

Ходьба. Бег. Комбинации. Танец.

4

31-32

Поскоки. Комбинация. Танец.

2

33-34

Приставные шаги. Комбинация.

2

35-38

Ритмико-гимнастические упражнения.

4

39-41



3

42-44

Танец по выбору педагога.

3

45-48

Упражнения для улучшения гибкости.

4

49-52



4

53-56

Танец по выбору педагога.

4

57-59

Ритмико-гимнастические упражнения.

3

60-63

Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений.

4

64-66

Общеразвивающие упражнения.

3

67-70

Музыкально-танцевальные игры.

4

71-72

Имитационные игры.

2

ИТОГО __72___Календарно-тематическое_планирование._Группа_6-7_лет.">ИТОГО

72

Календарно-тематическое планирование. Группа 6-7 лет.



Дата

Название темы

Кол-во

1-3

Поклон. Интервал. Линия. Танец.

3

4-6

Разминка. Колонна. Круг.

3

7-8

Постановка корпуса. Позиции рук.1,2.3.

2

9-11

Позиции ног.1 свободная,2.6.

3

12-15

Позиция рук 4, на поясе. Танец.

4

16-19

Ритмико-гимнастические упражнения.

4

20-24

Движения на развитие координации. Бег и подскоки.

5

25-27

Основные шаги в танце.

3

28-31

Движения в парах. Танец.

4

32-34

Ходьба Бег. Комбинации.

3

35-37

Чередование шагов. Комбинация.

3

38-39

Острый и мягкий шаг. Комбинация.

2

40-42

Ритмико-гимнастические упражнения.

3

43-44

Создание музыкально-двигательного образа.

2

45-48

Танец по выбору педагога.

4

49-51

Упражнения на перестроение.

3

52-53

Ритмическая комбинация «Ладошки».

2

54-57

Танец по выбору педагога.

4

58-61

Музыкально-ритмические упражнения.

4

62-65

Разминка. Основные движения танца по выбору педагога.

Разучивание движений.



4

66-68

Общеразвивающие упражнения.

3

69-70

Музыкально-танцевальные игры.

2

71-72

Имитационные игры.

2

ИТОГО

72

Список литературы:

1.А.Е.Чибрикова-Луговская. Ритмика.-Л.,2003 г.

2. Т.В.Пуртова. Учите детей танцевать.-М.,2003 г.

3. М.А. Михайлова. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.-Я., 2001г.

4. Г. Франио. Методическое пособие по ритмике.- М., 1995 г.

5. Е.В. Горшкова. От жеста к танцу. М., 2002 г.

6. И.Бурмистрова. Школа танцев для юных.- М., 2003 г.

7. Г.П. Гусев. Методика преподавания народного танца.- М., 2004 г.