Традиционная одежда удмуртов. Удмуртский национальный костюм (фото). Головные уборы южных удмурток

Клетчатые платья и рубашки, тканные вручную пестрые пояса, стилизованные мониста, расшитые монетками и пуговками съёмные воротнички, футболки с профилем Кузебая Герда и символическими орнаментами. Этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты.

Особым спросом у молодежи пользуются легкие и нарядные платья из демократичных, недорогих тканей – штапеля и льна, которые одновременно отражают и удмуртский народный стиль, и мировые подиумные тенденции. Они уместны не только для семейных праздников, но и для работы в офисе и похода в театр. Сложный традиционный костюм богатый на интересные детали с каждым годом вдохновляет все больше современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имен модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценно то, что всякая дизайнерская вещь, картина, подвеска, сумка, созданная вручную, существует в единственном экземпляре.

– Совсем непросто вписать традицию в современную моду, – подчеркивает ижевский искусствовед, исследователь истории и символики удмуртского народного костюма Людмила Молчанова . Будучи преподавателем института искусств и дизайна Удмуртского госуниверситета, Людмила Анатольевна разработала специальный курс по моделированию современного национального костюма. Вдохновила и воспитала не одно поколение дизайнеров. После знакомства с ней многие молодые авторы ощутили в себе интерес к родному национальному костюму, глубинным корням, семантике и символике народного костюма и выбрали своей специализацией этническое направление.

Сама модельер мотивами древне-удмуртского эпоса заразилась много лет назад на съемках первого удмуртского художественного фильма "Тень Алангасара", где была гримером и художником по костюмам. С тех пор изучила массу трудов по археологии, собрала уникальный этнографический материал по символике костюмов в полевых экспедициях и живом общении с носителями традиций. "Если костюм будет выполнен по традиционным мотивам, но не будет модным, кто же тогда его будет носить? Какой в нем смысл? Необходимо, чтобы традиция вписалась в моду. Этим я и занимаюсь со своими студентами, этому их и учу", – говорит дизайнер.

Компетентность в искусстве и истории позволяет Людмиле Анатольевне воссоздавать костюмы разных эпох и народов. Специалистов такого уровня, как она, в Удмуртии практически больше нет. Поэтому театральные и творческие коллективы наперебой приглашают ее к работе над сценическими костюмами. Она создала прекрасные коллекции для детского театра "Школа юных принцесс", Театра обско-угорских народов, ансамблей "Италмас", "Айкай", "Катанчи".

Людмила Молчанова глубоко изучает не только народный, но и модный современный костюм. По ее словам, этническая тема сейчас на пике популярности: такие признаки народного костюма, как многослойность, декоративность, цветность, давно вошли в моду. Порой опосредованно, не напрямую, традиционный крой, символика вышивок, узор, пестрядь, использование натуральных тканей и особый способ ношения костюма указывают на удмуртскую традицию и органически вписываются в современный костюмный ансамбль.

Молодо-зелено

Экспериментировать с народной одеждой и не терять при этом национальный колорит, сможет только человек, хорошо знающий традицию. Как это делают в своем творчестве ученицы Молчановой – Полина Кубиста и Вера Кузнецова . Обеим мастерицам удалось снискать народную славу. Вера много лет работает над сценическими костюмами исполнителей удмуртской эстрады (ансамбль "Шулдыр ӝыт", "Малпан", Анна Плотникова), а в шоу-рум Полины приходят городские модницы, которые ценят удмуртскую идентичность и модный крой ее изделий.

Прежде чем браться за работу, Вера Кузнецова тщательно изучает, какой фасон характерен для данного исполнителя, смотрит все его концертные выступления, – в каких нарядах артист обычно выступает, какие песни исполняет – чтобы как можно точнее представить модель будущего изделия, ткань, отделку, и максимально соответствовать сценическому образу исполнителя. Во время концерта, когда певец уже в готовом костюме выходит на сцену, Вера волнуется так, словно сама собирается петь, словно это на нее наведены десятки софитов и смотрят тысячи зрительских глаз, – потому что все видят ее работу, оценивают сшитый ею наряд.

Любителям удмуртских трендов запомнилось выступление дизайнера Кузнецовой на фестивале удмуртской моды "Эль Ныл" с коллекцией "Кечато", которую Вера создавала в паре смастерицей Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел Светланой Мельниковой. Это был своеобразный эксперимент с пестрядью и широкими поясами, выполненными в различных техниках удмуртского узорного ткачества. Такие пояса в шестнадцать сантиметров шириной, украшенные мелкими бусинами и нашивками из разноцветных тканей, в начале XX века встречались у некоторых групп удмуртов.

Вера Кузнецова больше модельер-конструктор, нежели швея. По ее эскизам шьют портнихи в ателье, а она разрабатывает силуэт будущего костюма, готовит вышивку, украшения, придумывает декор, подбирает цветовые сочетания. Впрочем, как и Полина Кубиста. Полина следит, чтобы все швеи ее мастерской во время работы пребывали в хорошем расположении духа, иначе плохое настроение, досада или раздражение передадутся изделию, призванному все-таки защищать человека, а не разрушать его.

– Если у кого-то из моих мастериц что-то не получается, я сразу говорю – или переключайтесь на позитив или ступайте отдыхать домой, – делится секретами Полина, – В плохом настроении за работу никогда не беремся. Потому что одежда, которая делается руками человека, в любом случае несет в себе его энергетику. Если человек по-доброму настроен, сшитая им одежда всегда будет оберегом. Этот принцип следует учитывать даже тем дизайнерам, которые не стремятся наделить современный удмуртский костюм защитной символикой.

К примеру, дизайнер-самоучка Руслана Улмо считает, что все удмуртские новоделы несут не столько обережный, сколько декоративный характер. Сама Руслана пришла к удмуртскому платью из желания необычно выглядеть на удмуртской дискотеке. После того, как наряды Русланы по-достоинству оценили на тематических вечеринках, девушке посыпались заказы: то на свадебные платья удмуртского кроя, то на стилизованные наряды для повседневной носки. Настоящим хитом ее коллекции стало ярко-алое платье, с имитацией мониста у горловины и широкой бело-красной орнаментальной вставкой от воротника до подола. Клетка, монисто, свободный крой и восьмиконечная удмуртская звезда – вот основные индикаторы "удмуртскости", которые использует в своих коллекциях Руслана. Для девушки, которая кройке и шитью училась после университетских занятий на худграфе, а основы построения удмуртского костюма выхватывала из учебников и этнографических книг, двенадцать моделей в этнической стилистике – неплохой результат и вполне приличная заявка в мир удмуртского дизайна.

Другой молодой дизайнер Яна Баймурзина создала свои коллекции этно-костюмов благодаря фотосессии в Париже, которую в социальных сетях ей предложили московские фотографы. За две недели студентка Института искусств и дизайна создала пять моделей в удмуртской стилистике, взяв за основу эффектное цветовое сочетание – небесно-голубого и благородного бежевого. Свою первую коллекцию девушка создавала как раз в тот момент, когда Удмуртия испытала подъем национального самосознания после успешного выступления Бурановских бабушек на Евровидении.

Сама Яна – марийка, но Удмуртия за годы учебы стала для нее настолько близкой и родной, что девушке захотелось создать молодежную одежду, чтобы тинэйджеры и студенты не стеснялись своей национальности и с удовольствием носили этнические вещи.

Несмотря на финно-угорское родство марийцев и удмуртов, Яна видит несколько различий в символике двух костюмных ансамблей: "Во-первых, марийская одежда не пестрит разноцветьем, как удмуртская. В ней чаще преобладает сочетание красного и белого цветов, – отмечает дизайнер, – Во-вторых, клетка, ставшая столь популярной среди молодежи по всему миру, есть только в удмуртской традиции. Это добавляет актуальности удмуртскому костюму. В-третьих, свободный крой традиционных удмуртских платьев, которые могут быть впору моднице любой фигуры".

После Парижа и успешной защиты творческого диплома, молодая художница стала активно показывать свою коллекцию на различных показах – Эль Ныл, Воршуд, проект Красное яблоко, выставка "Туризм. Спорт. Отдых". В планах Яны в начале нового 2015 года сделать новую этническую коллекцию. Окончательно отойти от озорного тинэйджерского casual-стиля и обратиться к роскоши – коктейльным, вечерним платьям в удмуртском стиле.

Опасные платья

Известно, что удмурты вкладывали глубокий смысл в создание своей одежды. Подходили к этому разумно, с душой. Женщины носили закрытые платья и облачали себя в них, словно в раму. Одежда соответствовала возрасту, семейному положению и месту рождения носительницы. Ткани были исключительно натуральными.

По словам Людмилы Молчановой, одна из грубейших ошибок, которую допускают в работе неопытные удмуртские дизайнеры, – пошив изделий из дешевых искусственных тканей. "Скорее всего, это связано с финансовыми затруднениями начинающих дизайнеров, – поясняет исследователь. – Вообще для того, чтобы сшить современный национальный костюм, в первую очередь важно изучить традицию, почитать этнографические книги о традиционных узорах и орнаментах. Зачастую в современных удмуртских нарядах меня раздражает безвкусица и так называемый гламур: когда слишком ярко, крупно, навязчиво изображают удмуртский узор или грубо нашивают его на тканевую основу. Подобная небрежность настораживает. Платье с нарушенной символикой, как правило, работает против хозяина. Носить такие вещи никому бы не советовала, – опасно".

Дизайнер Вера Кузнецова разделяет мнение о том, что работать с сакральной символикой в удмуртском костюме нужно очень осторожно. Нередко по незнанию неопытные дизайнеры нашивают защитные символы, куда им вздумается – в те части наряда, где, согласно традиции, их в принципе быть не должно. "К примеру, ни в коем случае нельзя нашивать удмуртскую звезду на подол, – говорит дизайнер, – Только на грудь в качестве женского оберега. Ромб – более универсальный орнамент. Его без зазрений можно использовать в украшении фартуков или пустить по подолу. Ну а если в центр ромба добавить точку – она будет символизировать плодородие и благополучие. Стоит всегда помнить о том, что каждый удмуртский костюм несет в себе особый смысл, тайное послание. По желанию заказчиков, в защитных символах своих нарядов я зашифровываю именно те идеи, о которых человек часто думает и мечтает – элементы силы, здоровья, богатства, успеха, благополучия или семейного счастья".

Самым древним и вместе с тем самым модным в современной Удмуртии оберегом считаются мониста – нагрудные украшения из монет. Мониста – один из немногих бытующих в наше время оберегов, который с древности и до наших дней сохранил охранительную функцию удмуртского наряда. Чем ярче монисто блестит, чем громче звенит, тем надежнее защищает человека, тем лучше отпугивает от него злых духов.

Новую жизнь традиционным монистам подарила дизайнер Полина Степанова, известная широкой публике как Полина Кубиста ("кубиста" в пер. с удм. "капуста", – прозвище одноклассников за любовь к многослойности в одежде). Колоритные воротнички с рядами цветных пуговок, имитирующих монисто, стали узнаваемой фишкой удмуртского бренда Polina Kubista. Съемные воротнички с контрастной отделкой – самое сильное защитное украшение в платьях современных удмурток. Поклонникам одежды от Кубисты импонирует, что съемные воротнички подходят под любой элемент гардероба, превращая простую футболку, блузку, джемпер или платье в симпатичный удмуртский наряд. Стилизованные мониста часто можно увидеть на модницах в сочетании с современным платьем. По словам модных экспертов, удмуртское платье все больше молодеет и пытается обрести casual-статус.

Casual-стиль или многослойность изначально были присущи мастерской Полины Кубиста. Увлечение удмуртским костюмом девушка превратила в семейный бизнес. Открыла мастерскую и магазин, где продаются не только стилизованные удмуртские коллекции, но и модные аксессуары: украшения и бусы из керамики (их делает мама Полины), кулоны и подвески в технике перегородчатой эмали (творчество крестной Полининого мужа).

– Ни один мой комплект не обходится без оберега, – говорит Полина, – символическими элементами выступают не только съемные воротнички, но и моя любимая трехчастная композиция из цветных ленточек по подолу платья, а так же ряды пуговиц у горловины, отдаленно напоминающие монисто. Поскольку удмуртская женщина при изготовлении платья всегда большое внимание уделяла защите подола, рукавов, груди, пояса (мест, через которые могли проникнуть злые духи), – с внутренней стороны манжетов, воротничков, планок рубашки или платья я обязательно делаю контрастную отделку. Что это такое? К примеру, основной цвет изделия – бирюза, а края швов обшиваются оранжевой тканью – это и есть контрастная отделка. Постороннему глазу она не видна, однако исподволь, тайно, все равно приносит своему хозяину защиту. Этот старинный ритуал кодировки одежды не столь известен среди дизайнеров-самоучек и часто не берется ими в расчет. Однако я стараюсь соблюдать традицию: даже если в изделии нет обтачек, обязательно обрабатываю швы оверлоком из контрастной нити или обшиваю контрастной бейкой.

Как прилежная ученица Людмилы Молчановой Полина Кубиста использует в работе исключительно натуральные ткани (чаще всего корейский или американский хлопок) и теплые, естественные, как бы слегка состаренные, сложные цвета (кирпичный, приглушенный бирюзовый, глубокий зеленый, спокойный желтый и т.д.).

Девушку всегда восхищало то, как грамотно и талантливо подобраны цветовые сочетания в костюмном комплексе южных удмуртов – каким образом в разнообразной цветовой гамме бесконфликтно сосуществуют совсем, казалось бы, несочетаемые оттенки. И каким многослойным, богатым на мелкие детали и элементы одежды может быть удмуртский костюм ("платье, сверху фартук, монисто, тут же черезплечное украшение, дополнительные шумящие подвески, айшон, бахрома, оборки!").

– Трудно поверить, что эту одежду создавали люди без специального образования! – изумляется Полина. – Исключительно вручную, по интуиции и зову своего природного, внутреннего чутья! Насколько тонко создателям удмуртской традиционной одежды удавалось чувствовать композицию и правильные пропорции. На какой костюм не взглянешь, просто диву даешься! Есть чему поучиться у наших предков, есть, где черпать вдохновение для новых коллекций.

Юлия Караваева

Удмуртский костюм является культурным достоянием финно-угорской народности. Это не только символ трудолюбия, но и защита от сглаза. Приданое девочки начинали готовить с 6–7 лет. Постепенно сундук наполнялся повседневными и праздничными платьями, обувью, украшениями, нарядами для будущего мужа. Всего можно насчитать в припасах больше 40 изделий.

Удмуртский народ воспитывал детей в лучших традициях трудолюбия. К замужеству девочек начинали готовить с 6 лет . Если детально рассмотреть национальный костюм, то заметно, сколько внимания было уделено работе, продуманы мельчайшие нюансы.

В каждом доме имелся ткацкий станок, на котором и шили одежду. Постепенно девушки мастерски владели устройством и могли создавать действительно впечатляющие наряды.

Традиционная одежда по внешнему виду напоминает современные туники . Одежда северных и южных удмуртов имеет определённые отличия, которые проявляются в фасоне, тканях, цветовой раскраске. Северянины использовали лён для костюмов, а южане – коноплю. Традиционный наряд выполнялся с элементами из овечьей шерсти и шёлка.

Какие фасоны в традиции?

Традиционный мужской фасон отличался простотой . Повседневный костюм включал рубаху-косоворотку, полосатые штаны и пояс. Сначала рубаха была белой с небольшой вышивкой, но потом её вытеснила клетчатая ткань. Фасон брюк напоминал фабричный. Для зимней одежды использовали шерсть.

В холодное время года мужчины носили приталенный шортдэрем, кафтан, дукес. Согревались шубой из овчины, плетёным поясом. Когда намечалась длинная дорога, надевали тулуп, который имел большой воротник.

Особенности формирования различий в женской одежде:

  • принадлежность к северным или южным народам;
  • семейный статус;
  • возраст.

Традиционный женский фасон – длинная рубаха, напоминающая тунику . Наверх надевали нагрудник с вышивкой, халат, пояс, передник. Зимой удмуртки спасались от холодов кафтаном или шубой из овчины. Праздничный свадебный наряд был выполнен в белых цветах, а для повседневной жизни использовали яркие насыщенные оттенки.

Национальная обувь, головные уборы и украшения

О семейном положении женщины можно было судить по головному убору . Незамужние девушки носили круглую или овальную шапку из холста. Сверху она украшалась бисером, монетами. В девичьем возрасте можно было просто носить украшенную бисером, вышивкой, лентами, блёстками повязку или платок из кумача, холста. Некоторые девушки носили повязку с огромным бантом.

Северные замужние удмуртки использовали вышитое полотенце в качестве головного убора. На юге надевали налобную декорированную повязку поверх полотенца, покрывала, айшона.

Важно! Праздничные костюмы обрабатывались бисером, монетами, ракушками, которые использовались для изготовления украшений (серёжек, ожерелье).

В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти. Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги . Зимой все носили валенки.

Современный мужской, женский, детский костюмы

Сейчас удмурты не используют традиционную одежду в повседневной жизни. Наряды надевают во время праздников, обрядов, церемоний. Но элементы национальных костюмов дизайнеры пытаются внедрить в современную моду. Так можно увидеть рубашку и платье, которое украшено символическими орнаментами, монетами . Нередко для нарядов применяют традиционную клетку и яркие пояса, который изготавливают исключительно вручную.

Важно! Этно-мода обрела популярность благодаря театралам, которые самостоятельно изготавливали национальные костюмы для спектаклей, основываясь на описаниях или музейных экспонатах.

Популярными являются лёгкие летние платья, для шитья которых используют лён и штапель. Они подчёркивают принадлежность наряда к удмуртскому народу и одновременно соответствуют мировой моде. Женщины могут смело носить платья в повседневной жизни. Разработаны наряды в офисном и официальном стиле как для женщин, так и для мужчин.

Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины, до нач. XX в. почти вся была домашнего производства. Можно выделить несколько вариантов - северный, южный, срединный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов.
Северноудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи одевался кафтан или холщовый белый халат с поясом, передник без грудки. На северных удмуртов значительное влияние оказал русский север. Праздничная одежда северных удмуртов изготовлялась из отбеленной домотканины, украшалась вышивкой.

Праздничный костюм молодой замужней женщины. Вятская губерния. Удмурты. XIX в.


Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Поверх этой одежды женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы – платки, шапочки, повязки и др. - отличались большим разнообразием. Они отражали возрастное и семейное положение. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет и т.п. Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе. Головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

Костюм молодой девушки.
Вятская губерния. Удмурты. XIX в.


Одежда срединных удмуртов впитала в себя некоторые черты северных и южных удмуртов. Основу костюма составляла рубаха с декоративным аппликативным нагрудником, поверх надевали распашной кафтан из белой льняной домотканины. Спинка кафтана отрезная и присборенная в талии, полы прямы, рукава втачные. Женский головной убор – аппликативный треугольный платок. Его надевали поверх шапочки.
Одежда бесермян близка по своему покрою к южноудмуртской. Она туникообразного покроя, грудной разрез прямой, вокруг него пришивались полосы цветастого ситца, с небольшой оборкой. Шилась в основном из клетчатой домотканины. Носилась в паре с распашным кафтаном из клетчатой или продольнополосатой домотканины красных тонов.
Особенно активно украшалась праздничная одежда удмуртов. Она включала в себя нагрудные, наплечные и поясные украшения, богатую вышивку, разнообразные декоративные детали: тесьму, позумент, монеты, и т.д.

Утямышева Юлия

Одежда и праздники удмуртского народа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средней

общеобразовательной школы с. Новая Смаиль Малмыжского

района. Учебно-исследовательская работа.

Одежда и праздники

удмуртского народа.

Работу выполнила ученица 9

Класса Утямышева Юлия

МКОУСОШ с. Новая Смаиль

ул. Школьная,2.

Руководитель:

Гильмутдинов Ильяс Гайфуллович

учитель географии МКОУСОШ

с. Новая Смаиль

2012 год.

Стр.

Введение 3

I. Национальный удмуртский костюм 4-5

Одежда южных и северных удмуртов Слободского района

И Кировской области в сравнении 6-7

II. Календарно - обрядные праздники:

А) Великий пост. Пасха; 8

Б) Троицкая неделя. Семик. 8

III. Традиционные блюда. 9

IV. Песни и пляски в жизни удмуртов. 10

Заключение. 11

Приложение.

Литература. 12

Введение.

На пригорке - родная деревня.

Хорошо у меня на душе.

Речка Китячка меж старых деревьев

Деловито шуршит в тишине.

Наслаждался простором и тишью,

И чувствовал сердцем, что я

В этом радостном крае - не лишний

И душа отдыхала моя. (ФедорВасильев).

Во все времена люди трепетно сохраняли и оберегали, как наивысшую святыню, сведения о прошлом своего народа, о его истории и культуре, о природе родного края, о талантах, прославивших его своими трудами, знаниями, искусством. Цель жизни каждого поколения - создание и передача потомкам материальных и духовных ценностей. Я считаю, что люди, благодаря немалым трудам, в какой - то мере выполнили свой долг перед прошлым и будущим и внесли достойный вклад в копилку ценностей, жизненно необходимых каждому поколению.

Я провела исследовательскую работу о традициях, обычаях и национальной одежде удмуртов. Также, я в своей работе отметила важнейшие обрядовые праздники удмуртского народа. Я горжусь своим народом и считаю, что мы должны знать и помнить быт и религию наших предков.

Я выбрала эту тему, так как считаю, что одежда и праздники занимают важное место в жизни каждого удмурта. Меня завлекают эти таинственные украшения из серебра, загадочные головные уборы.

Исходя из этого, объект моей работы - традиционная одежда удмуртов.

Предмет моей исследовательской работы - исчезновение удмуртских обрядов и традиций.

Цель исследования - изучить обычаи удмуртского народа, путем сравнения одежды и традиций северных и южных удмуртов.

Для достижения результата, я ставила перед собой следующие задачи:

Расспросить жителей моей деревни, записать интересные факты;

Мой народ очень богат своими традициями. На сегодняшний день, не только обряды уходят в прошлое, но и мы сами забываем свой язык. Я написала эту работу, чтобы затронуть забытые народом праздники и традиции. На мой взгляд, выбранная мною тема, актуальна на сегодняшний день. Я могу предположить, что особенности удмуртского костюма зависят от местных условий, диалекта, верования. При написании этой работы возникли небольшие трудности при сборе материала. При написании работы мне очень помогли заведующая Пор - Китякской библиотекой Трухина Алевтина Николаевна, моя бабушка Асанова Евдокия Тихоновна и долгожительница нашей деревни Камаева Татьяна Семёновна (1915).

Национальный удмуртский костюм.

Важное место в материальной и духовной сферах народной культуры отводится традиционному костюму, под которым понимается набор предметов одежды, головные уборы, обувь и украшения. К одежде относятся все вещи и предметы, которые надевает человек, чтобы защитить свое тело от жары, холода, дождя и других неблагоприятных явлений природы, а также, чтобы обезопасить себя от воздействия сверхъестественных сил и энергии злых людей. Удмуртская одежда отличается локальным разнообразием, множественностью элементов, составляющих народный костюм, вариативностью видов декора. Известный писатель - этнограф Всеволод Лебедев не случайно, наверное, писал: «Когда взглянешь на этот холст, чувствуешь, что кто-то запел на нем песню и песня эта осталась.» Художественное вышивание и ткачество считались обязательными, общепринятыми и традиционными занятиями. Вышивку и тканьё должна была уметь создавать и иметь любая уважающая себя женщина. Удмурты бережно относились к одежде, особенно к той, которую надевали по праздникам. Тканые и вышитые рубашки (дэремы) и верхние рубашки (шортдэремы) укладывались в сундуки, чтобы не мялись, их обычно зажимали лубяными или деревянными пластинами. Под особым семейно - родственным надзором находилась обрядовая одежда (нерге дись). Её надевали только в момент совершения обрядовой церемонии. Обычай требовал, чтобы каждый человек определенного возраста носил одежду соответствующего цвета и покроя. Молодые женщины, например, и на работу должны были ходить нарядными. Каждая возрастная группа имела несколько комплектов одежды, у неё была и будничная, и праздничная, и обрядовая. К обрядовым относится свадебная (сюан дись) и погребальная (кулэм мурт дись).

Есть три великих вечных цвета.

Красный, черный, белый.

Солнце красное,

Земля чёрная,

И всё это - белый свет.

Божественные три цвета -

Белый, красный, чёрный.

Национальный удмуртский костюм состоит из платья, фартука с вышивкой удмуртского орнамента и монисто. На голову платок. Платье издревле богато украшалось вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели свое название: крылья утки, след курицы, глаз голубя, рога барана. Всё в женском костюме: бусы, амулеты, шумящие подвески, вышивка, пояс и фартук - служило оберегом от несчастья. Оберег - предмет, оберегающий человека от болезней и несчастий. Монисто - ожерелье, нагрудное украшение из бус, монет, разноцветных камней. Мне хочется расск азать и про мужской костюм, который во многом был сходен с русским. Он состоял из рубашки в полоску, воротник у которой был вышит узорами, как на женском костюме. Штаны были холщовые. На ногах мужчины

носили лапти с цветными завязками, а кто побогаче, у того обувь была кожаная с украшениями. Мужчины носили обрядовый, красиво вытканный пояс - оберег.

Ремень у талии со многими приспособлениями для топора, ножа, а также сплетённые специфично лапти, придавали мужскому костюму национальный колорит. Любимый цвет в узорах - красный в сочетании с чёрным и синим. Гораздо реже встречаются жёлтый и зелёный цвета. В качестве верхней одежды носили «зыбын» и камзол, сшитые в талию, из цветной шерстяной ткани, зимой - суконный кафтан «дукес» и шубу «пась». Головные уборы сохраняют возрастные отличия. Девушки носили шапочку такъю и различные головные повязки; замужние женщины - сложный головной убор, состоящий из нескольких отдельных элементов: налобной повязки «йыркерттэт», полотенца - «чалмы», высокой шапки из бересты - «айшона» со спадающим на спину покрывалом - «сюлыкош». Пожилая женщина вместо «чалмы» и «айшона» носила «пелькышет» - холщовую шапочку с двумя длинными концами, которую покрывала платком. Свадебные покрывала были из крашеного в синий цвет холста, с квадратиками и треугольниками по всему полотнищу и кистями по краям. В более поздние времена в качестве таких покрывал использовались и покупные платки.

Зато удмуртские лапти имеют особые черты. Они остроносы, на личике представлено как прямое, так и косое плетение. Оборы к лаптям делались из пестрых шерстяных и других ниток. Довольно много до наших дней сохранились удмуртские традиционные украшения. Кроме колец, серег, браслетов, бус носили еще и нагрудные украшения из монет, полудрагоценных камней, бусин, подвесок - оберегов. Украшения передавались по наследству: от бабушки к матери, потом к дочери и дальше. Подновлялись лишь при необходимости. Вот почему в них есть и архаичные черты - не только нагрудная, но и наспинная части, родовые амулеты (талисманы).

Внешне удмурты не богатырского телосложения, однако, крепки и удивительно выносливы. Среднего роста, с белой, реже смуглой кожей, часто с голубыми глазами, слегка уплощенным лицом. Я могу утверждать, что удмурты, в большинстве случаев, миролюбивы, доброжелательны, гостеприимны, «склонны более к веселию, нежели к печали». Подчеркивается их стеснительность до робости, сдержанность чувств до скрытности и замкнутости, бережливость до скупости, терпеливость до самопожертвования, настойчивость до упрямства.

Одежда северных и южных удмуртов в сравнении.

Одежду удмурты шили из домашних материалов: холста, сукна, овчины. В традиционной одежде выделяют северные, южные варианты, которые подразделяются на ряд локальных костюмных комплексов, отличающихся деталями покроя, орнаментацией, украшениями. Женский костюм северной удмуртки состоял из белой холщовой туникообразной рубахи (дэрем) с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи надевали холщовый белый халат (шортдэрем) с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником (азькышет) без груди. У южных удмуртов к этому времени одежда сохранялась лишь в качестве ритуального, для остальных случаев шили дэрем (платье) из пестряди, расширяющейся к низу и оканчивающейся оборкой. Рукава и кисти сужались. Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку (саестэм). Передник южные удмурты шили с высокой грудкой. Теплой верхней одеждой повсеместно были шерстяные и полушерстяные кафтаны (зыбын, дукес, сукман) и шубы (пась). Обувь - узорные чулки, вязаные (пыдвыл) или сшитые холщовые носки (чуглэс), лапти (кут) с узорными шерстяными оборами, башмаки (ката), валенки (гын сапег). Праздничные кафтаны и шубы шили отрезными по талии и со сборками, будничные - неотрезными и без сборок, но приталенными.

В наборе удмуртских головных уборов - налобная повязка (йыр керттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (чалма, весяк кышет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами (айшон). На него накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи головные уборы - платок (кышет), налобная повязка (уко туг), небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами (такъя). У северных удмуртов девичьи шапочки были круглые и овальные для разных возрастов. Удмуртские женщины носили нагрудные украшения из монет, бисера (чыртывесь, чыртыкыш, уксе тирлык); чересплечные перевязи (камали, бутьмар); серьги (пель угы); цепочки (жильы); кольца, перстни (зундэс); браслеты (поскес); бусы, ожерелья (весь). Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах . Девушки вплетали косники (йырси пунэт) с монетами и бусами. В украшениях северных удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных - монеты.

Мужская одежда была менее разнообразной: белая, позднее пестрядинная рубаха - косоворотка без завязок и пуговиц, позднее с завязками, заменёнными затем крючками и пуговицами; штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами (кускерттон, путо). Мужские головные уборы - валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь - холщовые или шерстяные онучи (бинялтон, ыштыр), лапти (кут), сапоги (сурон сапег), валенки (гын сапег). Верхняя теплая одежда не отличалась от женской. Мужской костюм в настоящее время утратил своеобразие и заменился костюмом промышленного производства. Женщины южных районов шьют удмуртские

платья (дэрем) из современных фабричных тканей на кокетке, с широкими оборками, с воротником и манжетами, которые носят с однотонными вышитыми передниками. Сохранившуюся домотканую одежду и традиционные украшения надевают редко. Большинство носит одежду городского тип а.

Календарно - обрядные праздники.

Важную роль в жизни удмуртов играют календарно - обрядные праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ (началом и окончанием весенней посевной, сенокоса, уборки хлебов). Обрядное содержание календарных праздников состояла из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний (куриськон), различных магических действий, призванные отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Весенне-летний цикл (гырыны потон, акашка, гербер, куарсур) был связан с подготовкой и проведением земледельческих работ и нацелен на дружные всходы нового урожая. В основе осенних обрядов (виль жук, сизьыл юон, кутсан быдтон) - благодарение в честь собранного урожая, утверждение дальнейшего благополучия. Новый год удмуртского земледельца начинался весной, с началом нового земледельческого сезона.

Великий пост. Пасха.

Пасха - главный удмуртский праздник. К ней готовятся заранее: копят яйца, которые красят луковой шелухой, накануне пекут куличи, варят пшеничную кашу. Празднуют его неделю. Первый день ходят по родству, один род к другому не заходит. Во второй день пожилые уходят в Пор - Китяк, в гости, а молодежь из двух деревень в Удмурт - Китяк с песней и пляской, ходят по домам, а в третий день меняются местами. Во время этих пасхальных праздников устраивают соревнования на лошадях и бег среди населения, хороводы, игры, качания на качелях. Обычно хороводы водит молодежь.

Троицкая неделя. Семик.

После пасхи седьмая неделя называется Троицкой. Каждый вечер молодежь собиралась возле качели до Троицы. Вечером, перед Троицей их снимали. Мероприятие было очень зрелищным. Снимать качели доставалось самому ловкому. После снятия молодежь шла обходить поля с песнями и плясками и возвращалась только под утро, где их встречало старшее поколение.

Основная обрядность этой недели связана с растительностью, а также с поминанием умерших предков. Поминки устраиваются в Семик (четверг на Троицкой неделе). Ходят на кладбища, едят поминальную еду: блины, рыбные пироги, яйца, конфеты, оставляют эту еду на могилах. Возможно, древние корни Троицкой и Семицкой обрядности связаны с принесением жертвы предкам.

Традиционные блюда удмуртов.

Основу питания удмуртов составляют растительные продукты в сочетании с животными. В рацион включают дикорастущие дары природы: грибы (губи), ягоды (будос емыш), различные травы (турын - куар). В сушёном и солёном виде их заготавливают на зиму. Традиционные хлебные изделия: подовый хлеб (нянь), кислые лепёшки с молочной подливой (зыретэн табань), в прошлом из гречишной и овсяной муки, теперь чаще пшеничные, блины с маслом и кашей (жуко мильым), ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками - мясной, грибной, капустной; всевозможные пироги из кислого и пресного теста. Одно из любимых блюд - пельмени (пельнянь), мясные, капустные, творожные. Варят различные супы (шыд): с лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой, уху; весной - щи из дикорастущей зелени, например, крапивы (пушнерен шыд). Популярны окрошки с хреном, редькой. Традиционны каши (жук) из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные блюда: простокваша, ряженка (йолпыд, чырс йол). Как и блюда из яиц, масло (вой) и сметана (йолвыл, нокы) в прошлом были ритуальной пищей.

Приложение № 1

Песни и пляски в жизни удмуртов.

Я считаю, что песня, как никакой другой жанр фольклора, занимает исключительно важное место в жизни удмуртов. Песня сопровождала удмурта с рождения до самой смерти. «Улон - вылон» - цикл жизненного бытия, все его важнейшие этапы были отмечены песенными ритуалами, признанными способствовать успешному прохождению человеком его кругооборота жизни. Цикл жизни удмурта включал три свадьбы: свадьбу младенца, когда человек обручается со всем белым светом; свадьба в обычном понимании, когда человек обручается со своим суженым; свадьба - похороны, когда человек обручается с землей, с потусторонним миром. Появление человека отмечали песнями. Приходили родственники, соседи с вкусными подарками в честь новорожденного, одним из самых дорогих подарков считалась специально сложенная песня, в которой славили родившегося младенца, желали ему добра, радости.

С достижением возраста «быдэ вуэм» (когда человек считался готовым к семейной жизни), начинали готовиться к свадьбе. Много было разных хлопот, важное место среди них занимали песенные. Весь свадебный ритуал строился как своего рода состязание двух хоров: со стороны жениха и со стороны невесты. Лишь в конце свадьбы оба хора могли спеть общую мелодию, символизируя единство семьи.

Когда человек завершал свой жизненный цикл, готовили последнюю, безвозвратную свадьбу - похороны. Часто хоронили в подвенечном платье, пели любимые песни покойного.

Когда парень достигал совершеннолетия, он отправлялся в армию, перед этим юноша вбивал в матицу дома серебряную монету, а по возвращении выдергивал ее оттуда зубами. Считалось, что он теперь достиг возраста «кын корт куртчан дыр», «возраста, когда он может перекусить стылое железо», то есть в расцвете сил. Пока солдат находился на службе, его портрет берегли, не забывали. Ведь человек живет до тех пор, пока его помнят, пока не умолкла, не потерялась его песня. К сожалению, многие удмуртские песни сейчас уже безвозвратно умолкли, навсегда затерялись в океане забвения. И все - таки, думается, народная песня не умолкнет, пока живет народ. Вопреки многому мой народ ещё поет. Хочется верить, надеяться, что все к лучшему. Мы, удмурты, совсем немногочисленный народ, очень не многое, наверное, зависит не от нас в мире.

По народным представлениям, человек, умеющий говорить, должен и петь и танцевать.

Популярные удмуртские танцы - хождение по кругу с танцевальными движениями (кругэн эктон), парный перепляс (ваче эктон), женский танец покаток (ширъян), мужской танец (тыпыртон), фигурные танцы типа кадрили. Удмуртские танцы исполнялись с магическими словами и песнопением во время праздников и были слиты в единое целое, из которого постепенно выделились хороводы и пляски. Существовали ритуальные танцы календарных обрядов. Пение и танцы сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Во время праздников, вся деревня собиралась возле какого - нибудь двора и пела песни, плясала под гармошку. 10

Приложение № 3.

ШУДОН ПОЛ ГУРЪЁЗ.

1. Ай - кай но арлэн ортчемез, ай - кай, -

Кускись путолэн но юсьтэмез, ай - кай.

2. Посьтоно но путо мед ик посьтоз,

Ортчонтэм ик но даур лусал ке, ай - кай.

3. Гурезь но бамын сьод пушнер, ай - кай,

Солэн гынэ шараз сьод сутэр, ай - кай.

4. Сьод сутэр кадь ик синъёсыд, ай - кай,

Горд намер но кадь ик бамъесыд, ай - кай.

ПЕРЕВОД:

ХОРОВОДНО - ИГРОВЫЕ ПЕСНИ.

  1. Ай - кай год, да проходит (так быстро), ай - кай,-

Словно кушак изнашивается, ай - кай.

2. Кушак (который должен износиться) пусть износится,

Лишь бы годы наши (молодые) не проходили, ай - кай.

3. На склоне горы оза густая крапива, ай - кай,-

В ее зарослях черная смородина, ай - кай.

4. Глаза твои, словно черная смородина, ай - кай,

Щеки твои, словно ягоды костяники, ай - кай.

СЕМЫК СЯЛЕ.

1. Тэтэ сяськадэ бичатэк кыли,

Али уз тоизы шуыса,

Верано кылме вератэк кыли,

Али уз кошкы шуыса.

2. Кыдёкык адске, чиль - дол адске

Та кебитэдлэн тунганэз.

Кыдёкын кылиське, мусо кылиське

Милям туганлэн куараез.

ПЕРЕВОД:

ТРОИЦКАЯ ПЕСНЯ .

1. Цветы, не собрав, оставила,

«Еще не отцветут,» - думала.

Желаемые слова недосказала,

«Еще не уйдет,» - думала.

2. Издалека виден, блестит - переливается,

Замок на этом магазине,

Издалека слышны, милыми кажутся

Заключение.

Когда я начала писать эту работу, я не предполагала, что обычаи и традиции моего народа настолько богаты, своеобразны, редки. Я считаю, что каждый народ создавал свою культуру по - разному, в зависимости от тех материальных и социальных условий, от той природы, среди которой протекала его жизнь. Моя работа - культурное наследие народа. Я убедилась, что работа над этой темой оказалась для меня увлекательным открытием одной из страниц истории моего народа. В своей работе я особое внимание уделила удмуртской одежде и праздникам. Изучив культуру своего народа, я выяснила, что старинные обряды и традиции остаются в прошлом, забываются и редко кто может их вспомнить. При работе над этой темой, я пришла к такому выводу: для того чтобы узнать свой народ, его духовное наследие, как он развивался, жил и живет, мы должны изучать его прошлое, настоящее. Я считаю, что нам надо не только изучать, уважать культуру своего народа, но и приумножать его духовное богатство, его письменность, быт. Я очень довольна, что смогла приложить к этому хоть капельку своих сил и знаний, но я думаю, что найдутся такие ученики, которых заинтересует моя работа и они продолжат изучение праздников и национального удмуртского костюма.

Я думаю, что при работе над этой темой, я смогла заглянуть в прошлое своего народа. К сожалению, мы - удмурты, совсем немногочисленный народ, но мы сделаем все возможное, чтобы сохранить наши обычаи, традиции и в частности народ. Я очень благодарна тем, кто помогал мне при написании этой работы и от всей души желаю им крепкого здоровья, семейного благополучия и долгих лет жизни.

Литература.

I. 1. Мон. О себе и других, о народах и человеках. Ижевск: Удмуртия, 2007г.

2. Удмуртский фольклор, Ижевск 2000г.

3. Энциклопедия. Удмуртская республика, 2004г.

4. «Кенеш», 2007г.

5. В.Лебедев. «Удмуртская народная одежда». Ижевск: Удмуртия.

II. При сборе материала мне помогли:

1. Асанова Евдокия Тихоновна;

2. Камаева Татьяна Семеновна;

3. Трухина Алевтина Николаевна.

Красный сюлык. Женские нагрудные украшения.

Южные удмурты. Серебро, кораллы, бисер, стекло.

Южные удмурты.

Нагрудное чересплечное

женское украшение.

Женщины в национальных одеждах.

Серьги. Серебро, литье. Женская рубаха.

Дэрем. Платье - рубашка. Северные удмурты .

Приложение № 2

СЮАН ЗОУТ.

1. Жужыт но жужыт гурезь но йылад

Озорник чожед пи поттэ, ай,

Пиез Бен вуоз но, лобзоз но кашкоз,

Анаез кылёз бордыса, ай.

2. Кубиста вылэ ву ин кисьталэ,

Кубиста вуэз яратэ, ай.

Анай - атайлы зёч кыл вералэ,

Анай соос зёч кылэз ярато, ай.

3. Бончае кешыр пунтытэн гинэ,

Ой тод бакчалэсь небытсэ, ай.

Ачим Бен анай луытэк гинэ,

Ой тод анайлэсь кадырдэ, ай кай.

ПЕРЕВОД:

СВАДЕБНАЯ ПЕСНЯ.

  1. На вершине высокой да высокой горы

Озерная утка птенцов выводит, ай.

Детки да подрастут, да улетят, да насовсем,

Мать останется в слезах, ай.

  1. Капусту водой поливайте,

Капуста воду любит, ай.

Отцу с матерью добрые слова говорите,

Мать доброе слово любит, ай.

  1. Не посадив в огороде морковь,

Не узнала, какая мягкая в огороде земля.

Пока сама да матерью не стала,

Не познала материнского уважения, ай хай.

Приложение № 4.

СЕМЫН ДЫРЬЯ ВОЗЬ ВЫЛЫН КЫРЗАН.

1. Жужыт, жужыт юртъёстыно,

Югыт жуась тыльёсты,

Ортчыса кошким, шултыса кошким,

Секыт вылэм умъёсты.

2. Вало дурти, возьёс вылти

Ветли огнам кырзаса,

Киям бычай льомпу сяська,

Ас гажанли малпаса.

ПЕРЕВОД:

ЛУГОВАЯ ПЕСНЯ (ТРОИЦА).

1. Высокий, высокий ваш дом да,

Ярко горящие ваши огни

(Ваш дом) когда прошли, свистнули,

Крепкий («тяжелый), оказывается, ваш сон.

2. Вдаль Валы по лугам

Бродила я, песню напевая,

Собирала черемуховый цвет,

О своем любимом думая.

Приложение № 5.

ЧАСТУШКАОС.

1. Ву Берга но, ву Берга но,

Ву вылын шукы Берга.

Сюлмы малпаса бордэ но,

Синкыми уг поты.

  1. Кошкись вуэ кошкисько вал

Чабкас пасьта боз понна.

Пинал дырли быдтисько

Сьод синкашо пи понна.

3. Голькыт, чагыр сяська пушкын

Жот - жот кырза учыед

Жот - жот кырзась учыед казь,

Жот - жот гажа сюлэмы.

ПЕРЕВОД:

ЧАСТУШКИ.

  1. Вода кружит да, вода кружит да,

По воде пена кружит.

Душа в раздумьях плачет да,

А слезы не идут.

2. В бурный поток чуть не не упала было

Из - за ткани шириной в ладонь.

Молодость свою гублю

Из - за чернобрового парня.

  1. Среди розовых, голубых цветов

Громко поет соловей,

Как громко поющий соловей,

Сильно любит мое сердце.