Потешки для новорожденных. Стихи для массажа Прибаутки для массажа малышей

Массаж полезен в любом возрасте: он улучшает кровообращение кожи, снимает напряжение мышц, нормализует деятельность центральной нервной системы. Во время массажа ребенок получает удовольствие и успокоение. А если массаж превратить в веселую игру, то ребенок получит двойную радость. Игровой массаж способствует социализации детей, развивает у них внимание, терпение и чувство юмора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой массаж для дошкольников

Стихи и песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать. В семье или детско-родительской группах игровой массаж можно проводить с 12 месяцев
Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких.

Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки и др. Малыши также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. На занятиях в группе дети с 3-4 лет с большим интересом не только выполняют массаж сами, но и наблюдают за проведением массажа другими детьми.
При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.
Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям, проводящим и «получающим» игровой массаж
Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.

МАССАЖ РУК.

1. Упражнение «Петушиная семья»

Петя, Петя – петушок, (Дети качают головой вправо-влево)

Поднял красный гребешок, (Прижимают ладони друг к другу,

раздвинув пальцы, и приставляют их к голове – «гребешок»).

Громко-громко закричал, (Поглаживают левую руку от кисти к

К себе курочек позвал плечу, затем правую руку).

Курочки-пеструшки (Похлопывают правую руку в том же

Петю услыхали , направлении ладонью левой, затем

Петю услыхали , левую руку ладонью правой)

Быстро прибежали.

А за ними и цыплятки («Пробегают» по правой руке

Побежали без оглядки. пальцами левой, затем по левой руке

пальцами правой.)

Стали зёрнышки клевать: (Поколачивают по правой руке пальцами

Клю-клю-клю… левой, затем по левой руке пальцами

правой.)

Травку сочную щипать: (Пощипывают правую руку пальцами

Щип-щип-щип… левой, затем левую руку пальцами правой.)

А потом давай плясать: (Поглаживают правую руку левой,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля… затем левую руку правой.)

2. Упражнение «Блины»

Ой, лады! Ой, лады! (Дети хлопают сверху по левой,)

Мы блинов напекли! (а затем по правой руке.)

Первый дадим зайке, (Массируют большой палец.)

Зайке-попрыгайке.

А второй лисичке,

Рыженькой сестричке.

Третий дадим мишке, (Массируют средний палец.)

Бурому братишке.

Блин четвёртый - котику, (Массируют указательный палец.)

Котику с усами,

Пятый блин поджарим (Массируют мизинец.)

И съедим мы сами!

3. Упражнение «Строим дом»

Целый день тук да тук, (Дети похлопывают ладонью руки от

кисти к плечу сначала по левой, а затем по правой руке.)

Молоточки стучат, (Поколачивают кулаком сначала по

левой, а затем по правой руке от кисти к плечу.)

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат, (Поколачивают кулаком левой руки по

Строим домик для бельчат. кулаку правой руки или наоборот.)

Этот дом для белочек, (Растирают кулаком левой руки правую руку.)

Этот дом для зайчиков, (Растирают кулаком правой руки

левую руку.)

Этот дом для девочек,

плечу по левой руке.)

Этот дом для мальчиков, (Пробегают» пальцами от кисти к

плечу по правой руке.)

Вот какой хороший дом, (Поглаживают ладонью левую

руку от кисти к плечу.)

Как мы славно заживём! (Поглаживают ладонью правую

руку от кисти к плечу.)

Будем песни распевать, («Тарелочки» - вид танцевальных

движений, имитирующих скользящие движения оркестровых

тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука –

снизу вверх.)

4. Упражнение «Умывальная песенка».

Хуже наказанья - (Дети качают головой вправо-влево.)

Жить без умыванья,

Все ребячьи лица (Мягкими движениями проводят

Обожают мыться. пальцами по лицу.)

Без воды, без мыла (Растирают ладонями нос.)

Всех бы грязь покрыла.

Чудно, чудно - (Растирают уши.)

Вымыться не трудно!

Честно, честно – (Растирают ладони друг о друга.)

Чистым быть чудесно.

Теперь нос чистый, (Указательным пальцем касаются

носа.)

Теперь рот чистый, (Показывают на рот.)

И подбородок чистый, (Прикасаются к подбородку.)

И глазки блестят, (Прикасаются к внешним уголкам глаз.)

Весело глядят! (Протягивают ладони вперёд.)

5. Упражнение «Зимняя разогревалочка»

Если замерзают руки, (Дети медленно растирают одну

Начинаем их тереть. ладонь о другую.)

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке, разогреть.

Сначала ладошки (Растирают их всё быстрее.)

Совсем как ледышки,

Потом как лягушки,

Потом как подушки.

Но вот понемножку

Согрелись ладошки.

Горят, и взаправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня, (Вытягивают вперёд раскрытые

Вот, потрогайте меня! ладони.)

МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ

1. Упражнение «Овощи»

Выросли у нас чесночок, (Дети растирают фалангу

Перец, томат, кабачок. указательного пальца от ногтя к

основанию.)

Лук и немножко горошка, (Растирают фалангу среднего

Тыква, капуста, картошка. пальца от ногтя к основанию.)

Овощи мы собирали, (Растирают фалангу безымянного

Ими друзей угощали. пальца.)

Квасили, ели, солили, (Растирают фалангу мизинца.)

С дачи домой увозили.

2. Упражнение «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка: (Дети сжимают и разжимают

Десять птичек – стайка. пальцы рук.)

Это птичка соловей, (Массируют мизинец левой руки.)

Это птичка воробей, (Массируют безымянный палец

левой руки.)

Это птичка совушка, (Массируют средний палец левой

Сонная головушка. руки.)

Это птица коростель,

левой руки.)

Это птица свиристель, (Массируют большой палец левой

руки.)

Это птичка скворушка, (Массируют мизинец правой руки.)

Серенькое пёрышко.

Это зяблик, (Массируют безымянный палец

правой руки.)

Это стриж, (Массируют средний палец

правой руки.)

Это развесёлый чиж. (Массируют указательный палец

правой руки.)

Ну а это злой орлан! (Массируют большой палец

правой руки.)

Птички, птички, по домам! (Прячут пальцы за спину правой

руки.)

3. Упражнение «Шёл медведь».

Шёл медведь к своей берлоге (Дети поочерёдно массируют

Да споткнулся на дороге. пальцы левой руки.)

«Видно, очень мало сил (Пальцами одной руки придерживают

Я на зиму накопил»- палец другой руки, нажимая сверху.)

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл. (Поочерёдно массируют пальцы

Все медведи – сладкоежки, правой руки.)

Любят есть медок без спешки.

А наевшись, без тревоги,

До весны сопят в берлоге.

4. Упражнение «Сорока».

Сорока – белобока (Дети водят указательным пальцем

Кашку варила. по ладони.)

Детушек кормила.

На порог скакала,

Гостей поджидала.

Этому дала, (Поочерёдно массируют пальцы,

Этому дала, начиная с мизинца.)

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! (Скользят пальцами друг о друга.)

Он дров не носил,

Он печку не топил,

Он кашу не варил.

Вот тебе горшок пустой! (Сжимают в кулак пальцы одной руки.)

Иди в угол и постой!

5. Упражнение «Воробьи»

Пять воробьёв на заборе сидели, (Дети показывают пять пальцев

левой руки.)

Один улетел, а другие запели. (Массируют большой палец.)

И пели, пока не сморила усталость, (Загибают большой палец.)

Один улетел, а трое остались. (Массируют указательный палец.)

Сидели втроём и немного скучали, (Загибают указательный палец.)

Один улетел, а двое остались. (Массируют средний палец.)

Сидели вдвоём и снова скучали, (Загибают средний палец.)

Один улетел, и остался один. (Массируют безымянный палец.)

Один посидел… Взял и улетел! (Массируют мизинец.)

(В конце все пальцы зажимают в кулак.)

МАССАЖ СПИНЫ

1 .Упражнение «Дятел».

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют массаж.)

Дятел жил в дупле пустом, (Дети похлопывают ладонями

Дуб долбил, как долотом. по спине.)

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (Поколачивают по спине пальцами.)

Долбит дятел крепкий сук.

Клювом, клювом он стучит,

Дятел ствол уже долбит.

Дятел в дуб всё стук да стук, (Постукивают по спине рёбрами ладоней.)

Дуб скрипит: «Что там за стук? »

Дятел клювом постучал,

Постучал и замолчал,

Потому что он устал!

2. Упражнение «Кто пасётся на лугу? »

Далеко, далеко (Дети встают «паровозиком»,

кладут руки на плечи и похлопывают по плечам впереди стоящего.)

На лугу пасутся ко…. (Загибают большой палец на правой руке и рисуют четырьмя пальцами «змейку» вдоль позвоночника.)

Козы? (Наклоняют голову вперёд.)

Нет, не козы! (Качают головой влево-вправо.)

Далеко, далеко (Поворачиваются на 180 градусов и

На лугу пасутся ко… повторяют движения.)

Кони? Нет, не кони!

Далеко, далеко (Снова поворачиваются на 180 градусов

На лугу пасутся ко… и повторяют движения.)

Коровы?

Правильно, коровы! (Поворачиваются на 90 градусов, качают головой, руки на поясе.)

Пейте, дети, молоко, (Постепенно медленно приседают,

Будете здоровы! на последний слог быстро встают и поднимают руки вверх.)

3. Упражнение «Дождь»

Дождь, дождь целый день (Дети похлопывают по спине

Барабанит в стёкла. ладонями.)

Вся земля, вся земля

От воды промокла.

Воет, воет за окном (Растирают кулаками спину

Недовольный ветер, круговыми движениями.)

Хочет двери он сорвать

Со скрипучих петель.

Ветер, ветер, не стучи (Постукивают по спине кулаками.)

В запертые сени!

Пусть горят у нас в печи

Жаркие поленья!

Руки тянутся к теплу, (Поглаживают спину ладонями.)

Стёкла запотели,

На стене и на полу

Заплясали тени.

Игровой массаж для детей 2-3 лет

Массаж полезен в любом возрасте: он улучшает кровообращение кожи, снимает напряжение мышц, нормализует деятельность центральной нервной системы. Если мама сама делает своему малышу несложный массаж, то это становится дополнительным поводом для эмоционально–физическим общения матери и ребенка, способствует укреплению чувства доверия и взаимопонимания. Во время массажа ребенок получает удовольствие и успокоение. А если массаж превратить в веселую игру, то ребенок получит двойную радость.

Игровой массаж способствует социализации детей, развивает у них внимание, терпение и чувство юмора. Массаж можно делать руками, кисточкой, ваткой и т.п.

«Ехала машина»

Поставьте два пальца над переносицей малыша и проделывайте легкие массирующие движения:

Ехала машина,

Ехала, ехала,

С горки съехала - (пальцы массируя, разъезжаются, спускаются и поглаживают кожу ррррррррррррррррр - под глазами)

Буксует, буксует, (вокруг крыльев носа массируем подольше)

Снова поехала, (спускаемся к губе под дырочками)

В тоннель уехала. (немного массируем дырочки изнутри)

Веселый массаж

Поглаживайте называемые части тела и лица:

Тут лес, (пальчиком гладит по чёлке малыша)

Тут поляна, (по лобику)

Тут бугор, (носик)

А тут яма, (ротик)

Тут грудь,

Тут живот,

А тут сердечко живёт.

«Кузнец»

Рассказывая слова стихотворения, нежно постукивайте по ступне малыша:

"Эй, кузнец – молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять! "

"Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь,

Вот подкова,

Раз, два -

И готово!"

«Рельсы – рельсы»

Кладем ребенка на животик и делаем ему массаж спины:

Рельсы, рельсы, (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)

Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)

Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)

Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)

Пришли гуси, пощипали. (пощипываем спинку)

Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)

Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньшим усилием)

Прошёл маленький слонёнок, («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)

Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)

Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)

Поставил стол, (изображаем стол кулаком – ставим его на одну из лопаток)

Стул, (стул изображаем щепотью – ставим ее на другую лопатку)

Печатную машинку. (печатную машинку - пальцем)

Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)

«Жене и дочке. -

Дзинь - точка. - (на этих словах каждый раз нежно щекочем бочок)

Шлю вам чулочки». -

Дзинь - точка.

Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)

Помял, разгладил, (щиплем, а затем поглаживаем спинку)

Прочитал,

Помял, разгладил,

Сложил,

Отправил.

«Зайки»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки (слегка постукиваем пальцами по спинке малыша)

И катались по траве

От хвоста и к голове ("прокатываем" ладони от попы к шее)

Долго зайцы так скакали, (слегка постукиваем пальцами по спинке малыша)

Но, напрыгавшись, устали. (кладём ладони на спинку малыша)

Мимо змеи проползали,

"С добрым утром!"- им сказали. (делаем волнообразные движения ладонями по спине)

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать. (гладим малышу спинку)

«Ёжик-чудачок»

Этот массаж можно делать резиновым мячиком с «шипами»:

Хитрый ежик-чудачок

Сшил забавный пиджачок: (ребенок катает мячик–ежик между ладонями)

Сто иголок на груди, (мама катает мячик-ежик по груди малыша)

Сто булавок позади. (мама катает мячик-ежик по спине малыша)

Ходит еж в лесу по травке,

Натыкает на булавки (мама катает мячик-ежик по верхней части ножек малыша)

Грушу, сливу

– всякий плод,

Что под деревом найдет. (мама катает мячик по ступням малыша)

И с подарочком богатым (мама катает мячик-ежик между двумя ступнями малыша)

Возвращается к ребятам. (мама катит мячик-ежик от ног малыша к его шее)

«Чух – чух»

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, (проводим ладошками по спинке малыша)

Стоять на месте не хочу!

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу!

Колесами стучу, стучу, (осторожно постукиваем по спинке малыша)

Колесами стучу, стучу,

Колесами стучу, стучу,

Садись скорее, прокачу! (разглаживаем спинку малыша)

Чу, чу, чу!

«Дождик»

Дождик бегает по крыше -

Бом! Бом! Бом! (нежно водите пальчиками по спинке малыша)

По веселой звонкой крыше -

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите, (постукивайте пальчиками по спинке малыша)

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, (постукивайте кулачками по спинке малыша)

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте (поглаживайте ладошками)

Бом! Бом! Бом!

А уйду - тогда гуляйте

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше -

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!


Массаж очень полезен для детей. А еще он доставляет радость не только ребенку, но и маме, которая его делает. Правда, иногда данная процедура является для детей слегка болезненной или пугающей. Для того чтобы успокоить или увлечь малыша в этот момент, мама может читать ему детские стихи для массажа.

Стихи, сопровождающие детский массаж рельсы-рельсы

Эта потешка многим из вас знакома с детства. Вот пошаговая или построчная инструкция, с помощью которой вы сможете использовать эти детские стихи для массажа:


Этот детский массаж со словами в стихах поможет вам с легкостью справиться с поставленной задачей и расслабить мышцы новорожденного без криков и истерик. Ведь нелюбимая процедура детей с помощью этих стихов может превратиться в веселую игру.

Другие потешки для детского массажа

У детей на первом году жизни, особенно в возрасте до пяти месяцев очень часто болит животик. Заботливые мамы, чтобы унять приступы, как правило, сразу бегут в аптеку и скупают там все нужные и не очень препараты. Пережить колики менее болезненно вам помогут легкие поглаживания животика и боков малыша теплыми руками. При этом можно использовать стихи для массажа новорожденных. Разденьте грудничка и положите его на спинку. Улыбайтесь крохе и говорите ровным и спокойным голосом:


Детский массаж со стихами можно делать также и с использованием следующих слов и движений:

  • Как к нашей Варе две сороки прилетали,
  • Да по спинке поскакали (стучите подушечками пальцев по спине),
  • Да они же нашу Варю обокрали, обобрали (легкие щипки ладошками),
  • А еще плутовки Варю обклевали, общипали (стучите подушечками пальцев, имитируя клювы сорок).
  • Лежит Варя наша плачет и рекою слезы льет (плавными движениями пальцев вдоль позвоночника изображаете реку).
  • Тут жалеть ее приходит добрый-добрый рыжий кот.
  • Слезы Варе он утрет, лапкою погладит, да сорок отвадит (гладите грудничка по спинке, завершая массаж).

При помощи этих несложных стихов можно обычный массаж превратить в своеобразный ритуал, который дети будут ждать с нетерпением.

Стихи для массажа Если мама делает массаж своему ребенку(неважно какого возраста) это способствует лучшей эмоциональной связи между ними, повышает уровень доверия, способствует выработке гормонов счастья(эндорфинов) . И для физического развития массаж очень полезен. Особенно в возрасте до года.Речь идет о профилактическом массаже, который не требует особых знаний и умений или даже о массаже в форме игры. 1.Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы Рельсы, рельсы Шпалы, шпалы Ехал поезд запоздалый Из последнего вагона Вдруг просыпалось зерно. Пришли куры – поклевали, поклевали. Пришли гуси – пощипали, пощипали. Пришел слон – потоптал, потоптал. Пришла слониха – потоптала, потоптала. Пришел слонёнок – потоптал, потоптал. (Кулачком по спине постукиваем с убыванием силы) Пришел дворник, все подмёл, Поставил стол, Поставил стул И начал писать письмо: «Дорогие жена и дочка – вжик, точка, вжик, точка (справа, слева). высылаю вам чулочки – вжик, точка, вжик, точка. а чулочки не простые – вжик, точка, вжик, точка. В них застёжки золотые – вжик, точка, вжик, точка. Запечатал и отправил его по почте. 2. Жили были дед и баба. Жили не тужили, но как-то ночью закрутил у бабы живот И крутит, и крутит (крутим руками по окружности). Вставай дед, – говорит бабка, – Вези меня к врачу. Запряг лошадей дед и поскакали они Скок-скок- скок (скачем пальчиками). И вдруг рев из леса УУУУУУУУУУУУУУУУ, испугались лошади рванули вперед, а дед с бабкой вывалились. Что делать? Видят стоит черепаха, комар, слон – На чем поедишь? (тот кому массаж делают – отвечает) – (например) Комар (вы делаете укольчики пальчиком) Дальше, все комар не летит, стоят тигр, слон и пчела. … И так до бесконечности. Главное разнообразить щипательное движение и преподносить с юмором. Закончить можно так. Бабка закричала – Ой – дед все прошло, не болит у меня больше живот. Обрадовались они и как в сказке оказались дома на своей теплой печи. И заснули мирным сном. 3. Массаж спинки(поглаживание) На малышку глядя, Спинку мама гладит: Рыбка по морю плывет, Белка хвостиком метет, Как по небу облачка Мы погладили бочка. Как летят снежинки, Так мы гладим спинку! 4. Массаж животика (или при коликах). Нужно гладить живот по часовой стрелке, приговаривая: Розовый животик Мурлычет, словно котик, Заурчал щеночком, Забулькал ручеечком. Ах животик ты, живот, Кто же там внутри живет? Кто мешает баиньки Маленькому заиньке? Мы погладим пузики, Толстые арбузики. Спит щеночек, спит котенок. Улыбается ребенок. 5. На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке) Стоит миска творогу (кладем ладонь на животик), Прилетели две тетери (пощипываем бочка снизу вверх) Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) Улетели (поглаживаем малышку) У оленя дом большой (поднимаем ручки вверх и разводим) Он глядит в свое окно (подтягиваем за ручки) Зайка по лесу бежит (топаем ножками) В дверь ко мне стучится (ручками стучим) Тук-тук, дверь открой (ручки сводим к груди и разводим) Там в лесу охотник злой (ручками вверх и вниз машем) Зайка, зайка забегай (сгибаем и разгибаем ручки) Лапу подавай! 6. Массаж медвежий. Сельскохозяйственный. Шееел медведь. Большооооой медведь (топчемся ладонями по спине)… Шла медведица… (топчемся меньшей площадью, кулаком, например). Шел мааааленький медвежонок (пальцами идем по спине). Нашли они большоооое поле (растираем ладонью спину). Медведь сказал: «Моееее поле» (говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине). Медведица сказала: «Моеее поле» (повыше голосом и шаги помельче). Медвежонок закричал: «Мое» (тоненьким голоском, мелкимипрыжками). Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит. И решили они посадить пшеницу. Вспахали поле (производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз), разровняли (растираем ладонями) и посадили зернышки (стучим меленько концами пальцев по всей спинке). Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине), солнышко согрело, и пшеница взошла… Выросли большие и красивые колоски… Пришло время и стали они жать пшеницу (левой рукой берем складку кожи как бы щипая, правой реброй ладони подрезаем). Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось (низом кулака ставим плотненько отметины по спинке). «Ура! Ура! Ура! (разными голосами) Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!..» обрадовались медведи… Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу… Лошадка повезла пшеницу на мельницу (скачем по спинке четырьмя копытами). Осталось поле чистое-чистое (гладим ладонью круговыми движениями по спинке). А медведи смололи зерна пшеницы – получилась мука. Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек! 7. Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) Поперек толстунюшки, А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки) А в ушки - слышунюшки, (мягко нажать на ушки) А в глазки - глядунюшки, (мягко нажать на глазки) А носику - сопунюшки, (мягко нажать на носик) А в роток - говорок, (мягко нажать на ротик) А в головку - разумок! (мягко нажать на лобик) 8. Ручку ручкою погладим, Пальчик пальчиком потрём, Отдохнём совсем немножко, А потом опять начнём 9. Били лён, били (стучим кулачками по спине) Топили, топили (растираем ладонями). Колотили, колотили (похлопываем). Мяли, мяли (разминаем пальцами) Трепали, трепали (трясём за плечи) Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней) На столы накрывали (поглаживаем ладонями) 10. Как на этой на неделе Прилетали две тетери: Походили – пощипали, Походили – поклевали. Посидели-посидели И обратно улетели. Прилетят в конце недели Наши милые тетери. Мы тетерок будем ждать – Дадим им крошек поклевать. Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки. 11. Ручки-рученьки, да у деточки. Потягушеньки – словно веточки, Тянем к мамочке – потянушечки, И ладошечки, и подушечки. Ах вы, плечики, мои пышечки, Потягушеньки, да малышечки. Потянушечки – локотулечки, Потягушечки у лапулечки. Ножки-ноженьки, потягушечки, По дороженьке побегушечки, Ножки сладеньки, да ножулечки, Ножки маленьки, крохотулечки. На колешечках – сладка ямочка, Вот как солнышко любит мамочка! 12. Массаж стоп – растирание. Пяточки-топтаточки, Шекотки-щекотаточки, Розовы, да гладеньки, Как конфетки сладеньки. Маленькие стопочки, Стопочки-топ-топочки, До чего прекрасны. Шелковы-атласны. Маленькие пальчики, Девочки и мальчики. Розовы подушечки, Крохотны ногтюшечки, Пальчики-горошинки, До чего ж пригоженьки. Вот какие ножки Ходят по дорожке! 13. Рыбки плавали, плескались В чистой тепленькой воде (разводите руки ребенка как будто плывете) То сожмуться (прикладываете ручки ребенка, как будто он обнимает себя сам) Разожмуться (распахиваете ручки) То зароются в песке («зарываетесь в песок») 14.для самостоятельных Ветер дует к нам в лицо (Ребенок машет ручками на себя) Закачалось деревцо (качается из стороны в сторону) ветерок все тише тише (присаживается) а деревце все выше выше (потягивается на мысочки)

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах, животик ты, живот!
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек,
спит котенок,
Улыбается ребенок.

Потешка для массажа стоп - растирание

Пяточки-топтаточки,
Щекотки-щекотаточки,
Розовы да гладеньки,
Как конфетки, сладеньки,
Маленькие стопочки,
Стопочки-топтопочки,
До чего прекрасны!
Шелковы, атласны!
Маленькие пальчики,
Девочки и мальчики.
Розовы подушечки,
Крохотны ногтюшечки,
Пальчики хорошеньки,
До чего ж пригоженьки!
Вот какие ножки
Ходят по дорожке!

Потешка для массажа рук и ног - поглаживание

Ручки-рученьки,
Да у деточки,
Потягушеньки,
Словно веточки,
Тянем к матушке,
Потягушечки,
И ладошечки,
И подушечки.
Раскрасивые
Мои плечики,
Шаловливые,
Как кузнечики.
Потягушечки,
Локотулечки.
Потягушечки
У лапулечки.
Ножки-ноженьки,
Потягушечки,
По дороженьке
Побегушечки,
Ножки сладеньки
Да ножулечки,
Ножки маленьки,
Крохотулечки.
Да колешечки -
Сладки ямочки,
Да малешечки
Любит мамочка!

Потешка для массажа спины

На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет.

Потешка для массажа-оглаживания

Как по небу облачка,
Мы погладили бочка.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

***

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки - слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки - глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику - сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток - говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку - разумок! (мягко нажать на лобик)

***

Поглаживаем спинку.
Идёт бай по стене,
Несёт лапти на спине,
Детёнкам по избёнкам,
Дарит по лаптёнкам…

***

Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено. (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Пришла лисичка, (гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем - стол кулаком)
Стул, (стул - щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку - пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил. («кладем письмо» за шиворот)

***

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём

***

Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)

***

Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки.