Занятие снег и его свойства подготовительная группа. ООД в старшей группе тема «Снег и его свойства. Опыт «Определение тяжести»

Татьяна Николаевна Демидова

Программное содержание :

1. Образовательные :

Формировать способы зрительного и тактильного обследования.

Продолжать знакомить детей со свойствами снега и льда : тают в тепле- образуется вода.

Проверить на практике правильность загадки «В огне не горит, в воде не тонет.»

Закреплять навыки организованного поведения.

Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

2. Развивающие :

Развивать у детей познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности, умение анализировать события и делать выводы.

Развивать умение слушать и понимать заданный вопрос.

Развивать мелкую моторику руки ребёнка.

Развивать творческое воображение

3. Воспитательные :

Воспитывать заботливость, ответственность, умение договориться и действовать согласованно, доброжелательность, активность.

Оборудование для педагога :

Тазик со снегом , таз с водой, тарелка для колобка. формочки со льдом, свеча, молоточек, спички, поднос. угольки, палочки, музыкальный центр, аудиозапись А. Повилайтис «Вальс снежинок» , рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок»

Оборудование для детей :

Подносы с геометрическими фигурами. Снежинки разные по форме, вырезанные из бумаги разных тонов.

Ход НОД:

Воспитатель : - Дети, подойдите ко мне. Послушайте загадку :

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь :

В спячку впал в бору медведь.

Кто ответит, кто знает?

Когда это бывает?

Воспитатель : - Верно зимой, а сейчас какое время года? Правильно, зима. А вам нравится зима? Почему? Давайте подойдём к окну и полюбуемся, как кругом всё бело и красиво. Попробуйте отгадать загадку :

Бел, да не сахар- нет ног, а идёт.

Что это? Правильно- снег .

(Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова «Зима» ).

Воспитатель : А как вы думаете, чем зима отличается от других времён года? (ответы детей)

Да, только зимой бывает снег . Посмотрите ещё раз в окно, везде лежит снег : и на деревьях, и на крышах домов. Снег , как одеяло- покрыл всю землю.

А вы знаете, что со снегом случаются чудесные превращения? Хотите узнать какие?

Давайте сядем на стульчики, а я вам расскажу одну историю.

(Воспитатель читает произведение Н. Калининой «Про снежный колобок» ).

Воспитатель : - Как вы думаете, что же случилось с колобком? А почему он растаял? А хотите проверить, действительно ли колобок растаял? Давайте проведём опыт.

(воспитатель вносит таз со снегом )

Воспитатель : - Посмотрите, что лежит в тазике? Верно, снег . А как вы догадались, может быть это вата? Потрогайте пальчиком. Какой снег ? Холодный. А ещё какой? Белый, мягкий, липкий. А когда снег мягкий и липкий , что с ним можно делать? Правильно, лепить. И сейчас мы с вами попробуем слепить снежного колобка. Какой колобок получился? Круглый. Я беру в ладони снег и со всех сторон его прижимаю, приглаживаю. А что же не хватает колобку? Да глазки у него угольки, Маша помоги мне сделать глазки.

Молодец, помогла. Колобок уже может видеть. А чего ещё не хватает? Ротика и носика. А из чего они сделаны? Верно - из палочек. Серёжа делай рот и нос.

Вот какой у нас колобок снежный получился! Дети, а как вы думаете, похож он на Алёшиного колобка?

В рассказе Алёша положил своего колобка в карман, а мы нашего посадим на тарелочку, ему будет удобно. Подумайте, куда можно поставить тарелочку, чтобы он не убежал?

Давайте поставим его в шкаф, договоримся с вами дверцу не открывать, в шкаф не заглядывать, потому, что мы проводим опыт. А перед обедом откроем шкаф и посмотрим, что же с колобком произойдёт?

Физкультминутка

Раз, два, раз, два- (хлопаем в ладоши)

Начинается игра.

Разгребаем снег лопатой , (имитируем движения)

Строим горку во дворе.

Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)

Двор украшен в феврале.

Раз, два, раз, два (ритмично топаем)

Вот и кончилась игра.

Воспитатель : -А сейчас отгадайте загадку.

Не драгоценный камень, а светится? Молодцы, отгадали- это лёд. Помните мы вчера с вами налили в формочки воду и поставили за окно. Давайте посмотрим, что стало с водой.

(Воспитатель показывает формочки. Переворачивает их, выкладывает лёд на поднос).

Воспитатель : - Да, вода замёрзла и превратилась в лёд. А почему вода замёрзла? Потому что на улице холодно, мороз. Потрогайте лёд пальчиками и скажите, какой он? Верно, он холодный, скользкий, блестящий. Посмотрите, через него всё видно, какой можно сделать вывод - правильно, лёд прозрачный. А сейчас я возьму молоточек и постучу по льду?- что с ним произошло? Правильно. - лёд раскололся на кусочки. Что можно сказать?- Лёд хрупкий. А сейчас я лёд возьму в руку. Смотрите, что это капает? Да, вода. А почему? Молодцы, правильно. - рука тёплая, а лёд в тепле тает и образуется вода.

Воспитатель : - Про лёд есть много загадок, но вот одна из них :

В огне не горит, и в воде не тонет. Давайте поверим, так ли это- проделаем с вами опыт со льдом. Сейчас я зажгу свечу и попробую лёд от свечи зажечь.

(воспитатель подносит лёд к свече) .

Смотрите, капает вода, лёд тает, а свеча погасла. Как вы думаете? Правильно - от огня лёд не загорелся, а стал от тепла таять и вода погасила огонь. Мы узнали, что лёд в огне не горит, а только тает от тепла.

(воспитатель ставит на стол таз с водой) .

Воспитатель : - у меня в тазике вода. Я беру лёд и кладу его в воду. Посмотрите, что с ним происходит? Да, лёд в воде плавает и не тонет. А весной, когда тает лёд на реках- плывут большие льдины- это называется ледоход. А в морях и океанах плавают огромные льдины- они называются- айсберги.

Как называют огромные льдины в океане? Айсберг.

Вот мы с вами убедились, что лёд в огне не горит, и в воде не тонет.

А вот ещё одна загадка :

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все- сквозные- вырезные,

А возьмёшь- вода в руке.

Что это? Снежинки. А вы видели снежинки? Какие они? Белые, лёгкие, пушистые, все в иголочках, разной формы, очень красивые, вырезные. Давайте попробуем выложить красивые снежинки из геометрических фигур, которые лежат на столах.

(Звучит музыка, дети за столами выкладывают снежинки) .

Воспитатель : - рассмотрите снежинки- все они очень красивые, разной формы, ни одна не похожа на другую.

Закружились, завертелись (покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки вверх)

Легкие пушинки. (покружиться на носочках)

Чуть затихла злая вьюга (встать прямо и опустить ручки вниз)

Улеглись повсюду. (присесть, руки опустить к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вытянуть вперёд)

Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали белые подружки.

(руками выполнить движение "ножницы")

Заспешили на прогулку детки и старушки.

(шагаем на месте)

Воспитатель : Молодцы, снежинки- очень красиво танцевали- легко кружились и плавно опускались на землю.

Скажите, что мы сегодня делали? Опыты со снегом и льдом .

Что нового узнали?

Сегодня на прогулке каждый сделает своего снежного колобка. А вечером, когда придёте домой, расскажите своим родителям, что интересного сегодня вы узнали!



Занятие в подготовительной группе

познавательно-исследовательской деятельности

на тему: «Тайны снега и льда»

воспитатель: Попова Е.Н.

Цель : Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.

Задачи:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ : Продолжать формировать знание дошкольников о зиме. Формировать начальное представление об экспериментировании со снегом и льдом. Познакомить детей со свойствами льда и снега. Развивать познавательную активность, мышление.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ : Активизировать и расширить словарный запас детей (прозрачный, бесцветный, хрупкий, рыхлый);

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ : Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива; Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу, уметь слышать и слушать педагога.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и просмотра картин в ходе проведения образовательной деятельности.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами игры «Что нам нравится зимой».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие , социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы:

Снежинки с загадками, емкости со льдом и снегом, по два стакана на каждого ребенка, листы цветной бумаги, салфетки, соль, металлические ложки, ноутбук; проектор; презентация; аудиозапись звуков природы "Хруст снега", значки смайлики.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Методы и приемы используемые в ходе НОД:

1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям);

2. Наглядно - демонстрационный (снежинки с загадками, картинки слайды, символы со свойствами снега и льда);

3. Практический (проведение опытов со снегом и льдом);

4. Игровой (подвижная игра "Что нам нравится зимой", игра на внимание с сигнальными карточками);

Используемые современные образовательные технологии:

 ИКТ-технологии;

технология исследовательской деятельности;

игровые технологии;

здоровьесберегающая;

личностно-ориентированные технологии.

Предварительная работа : беседа, рассматривание картинок, наблюдения в природе.

Ход НОД

(слайд 1) (узор на окне)

Вот к нам и пришла зима

На деревьях бахрома.

Из окна не виден двор.

Все стекло покрыл узор.

Наступил первый месяц зимы и последний месяц года – декабрь.

( слайд 2) (снегопад)

Холодно, в воздухе кружатся снежинки, и несколько из них залетело к нам в группу. Вот какие они красивые, резные (показывает детям). Они замечают, что с обратной стороны на них что – то написано.

Действительно. Давайте прочитаем: так это же загадки принесли нам снежинки.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз) .

Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… (снег) .

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет . (Сосулька)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь -вода в руке . (Снежинки)

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима) .

Правильно, зима.

Ребята, скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)

    День становится короче, а ночь - длиннее. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.

    Понижается температура воздуха.

    Идет снег. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников.

    Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни.

    Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом.

Молодцы! А что происходит с живой природой?

    В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.

    Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Какие птицы зимой остаются в наших краях? (зимующие - воробьи, вороны, синицыи др.)

А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? (ответы детей) .

Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища.

А вы любите играть зимой? А в какие игры вы играете зимой?

(в хоккей, на лыжах катаемся, на санках, на коньках, строим горку, снеговика, играем в снежки)

Физминутка «Если нравиться тебе»

Воспитатель поет песню и показывает движения. Дети подпевают и повторяют движения.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!».

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Воспитатель : Ребята. У вас сейчас какое настроение? (Хорошее)

Тогда сейчас мы с вами станем настоящими учеными – исследователями. Зима приглашает нас в свою лабораторию, где приготовила для нас опыты, которые помогут нам узнать больше о свойствах снега и льда. (проходят садятся за столы)

Уважаемые коллеги, скажите, снег хорошо или плохо (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)

Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)

Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

ОПЫТ №1. Сравнение свойств снега и льда.

Воспитатель.

А теперь проходите на свои места. Посмотрите в стаканы, которые перед вами, что в них находится? (снег, лед)

Возьмите в одну ладошку немного снега, а в другую кусочек льда. Что вы чувствуете? (холод) Что у вас осталось на ладошке? (вода) Какой можно сделать вывод?

Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды.

Какого цвета снег? (белый)

А лед имеет цвет? (нет) Значит, он какой? (бесцветный)

Вывод: Снег- белого цвета, лед - бесцветный.

Возьмите полоску красного картона и положите её под снег. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? - Значит снег, какой? (Непрозрачный).

А теперь положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (Прозрачный).

Вывод: Снег- непрозрачный, лед - прозрачный.

- - Возьмите палочки. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег? (Дети: Снег рыхлый).

Про лёд мы такого сказать не можем. Но лёд мы можем разбить. Значит он какой? (Дети: Лёд хрупкий).

Вывод: Снег - рыхлый, лед - хрупкий.

Вывод:

Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.

Лед - прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Опыт № 2. “Почему лед не тонет?”

А сейчас возьмите стакан с водой, положите туда кусочек льда. Посмотрите, что происходит со льдом? (плавает) Если лед оставить в воде, что с ним произойдет? (растает)

Вывод: что лед не тонет, потому что он легче воды, постепенно лед в воде растает.

Опыт № 3. “Почему снег хрустит?”

(слайд 3) (хруст снега)

Воспитатель: Ребята, что это за звук? А вы когда-нибудь слышали, как хрустит снег? А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами?

Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда мы в морозный день идём по заснеженной улице, под нашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда мы и замечаем, что снег скрипит.

Воспитатель: Ребята, в озьмите соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Ребята, что вы слышите?

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли) . Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Теперь вы знаете почему хрустит снег.

Воспитатель.

Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Вам понравилось делать опыты? Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.

(Воспитатель раздает цветные сигнальные карточки - смайлики, грустный поднимают при ответе (нет), улыбающийся при ответе (да))

Снег при таянии превращается в воду? (да)

Если вода замерзает, она превращается в лед? (да)

Снег бесцветный? (нет)

Лед прозрачный? (да)

Лед рыхлый? (нет)

Снег белый? (да)

Лед тяжелее воды? (Нет).

Лед тает в воде? (Да)

Снежинки и соль - это кристаллы? (Да).

Молодцы! А вы хотите еще вернуться в лабораторию волшебницы зимы? Зима приготовит нам еще много интересных и занимательных опытов.

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной группе на тему «Лед и его свойства»

Цель: создание условий для познавательной и исследовательской деятельности детей в процессе изучения свойств льда.

Задачи:

- формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда;

- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;

- обогащать словарный запас детей;

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: снежинки с загадками, льдинки, светящийся шар, аудиозапись звуков природы, ноутбук, картинки с изображением зверей, ватман, картинки с изображением свойств льда, мяч, соль, фольга, перчатки, варежки, платок, стаканы с водой, салфетки.

Ход занятия

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Игра с детьми «Давайте познакомимся»

Встанем в круг, возьмемся за руки. Воспитатель называет детям свое имя, игра продолжается по кругу.

Ребята, вы любите мультфильмы?

Я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Ледниковый период»

Введение в ситуацию.

Вы знаете, как называется этот мультфильм? (Ледниковый период)

А как называется это животное? (саблезубая белка)

Какая проблема у белки? (не может добраться до ореха)

Что произошло? (лед на шее застрял)

Давайте мы ей поможем освободиться ото льда.

Чтобы ей помочь, нам надо оказаться в этом ледниковом периоде и узнать, какими же свойствами обладает лед.

Игровое упражнение.

Садимся удобно, закрываем глаза и представляем, что вокруг нас только лед. Он красиво переливается на солнце разными цветами радуги, становится холодно, дует ветер.

(звучит музыка, работает светящийся шар, на столах появляются фигурки животных).

Ребята, откройте глаза. Смотрите, мы оказались в мире наших героев. Здесь красиво.

И они ждут нас с интересными заданиями.

- Пойдемте к мамонту, его зовут Мэни. Он предлагает нам, познакомится со свойствами льда.

Наблюдение за свойствами льда.

Возьмите в руки по одному кусочку льда.

Потрогайте его, опишите какой он (гладкий, шершавый, холодный, мокрый, скользкий, прозрачный, бесцветный, хрупкий)

Через лед можно что-то увидеть?

Что происходит со льдом у вас в руках? (он начинает таять, потому что руки теплые)

Из чего же получается лед? (из воды). Лед - это замерзшая вода.

Вывод: лед-это замерзшая вода, лед гладкий, холодный, блестящий, хрупкий, бесцветный-прозрачный, прочный)

Давайте с помощью рисунков, покажем, какие свойства у льда (интеллект-карта)

Опыт «Тонет ли лед в воде»

Ребята, следующий персонаж - это тигр, которого зовут Диего.

У него возникли трудности. Ему надо перепрыгнуть с одной льдинки на другую. Но он не знает, тонет лед в воде или нет. Тем более что тигры не любят купаться в воде.

Давайте это проверим. Возьмите по льдинке и опустите в воду.

Что мы видим (лед не тонет, потому что он легче воды, вода его выталкивает на поверхность)

Вывод: лед не тонет, потому что он легче воды, вода его выталкивает на поверхность. Прикрепить картинку на карту.

Физкультминутка игра «Вода - не вода»

Ленивец по имени Сид предлагает нам поиграть, на то он и ленивец, не хочет он придумывать никакие задания!

Если слово связано с водой - мы поднимаем обе руки вверх, если нет - садимся на корточки.

Слова: лужа, камень, компот, снег, стол, чай, бумага, лед, часы, суп, карандаш, ухо.

Молодцы! Вы были внимательными!

Опыт «Как быстрее растаять лед»

А сейчас давайте подойдем к нашей саблезубой белке, которую зовут Скрэт.

Он уже очень долго пытается заполучить этот орех. Но ничего не выходит.

Давайте поможем ему опытным путем.

Перед вами лежат разные предметы, посмотрите на них. Давайте вслух проговорим их (варежки, перчатки, бумага, фольга, соль, платок, стаканы с холодной и теплой водой)

Возьмите по льдинке. Посмотрите внимательно на нее. Ничего странного не замечаете, она с секретом.

Да, внутри нее лежит орех.

Нам нужно найти способ, который быстрее растопит лед.

Выбирайте сами, что вам нравится.

Пока льдинки у нас таят, давайте подойдем к снежной стене.

Отгадывание загадок «Снежная стена». Снежинки висят на стене, на каждой снежинке указана цифра, ребенок называет цифру, воспитатель читает загадку.

Картинки, связанные со льдом, клеем на карту.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Бел как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал. (снег)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Туча в небе, дождь идет,

Падать стал вдруг с неба лед,

Крупный, словно виноград

Называется он …..(град)

С крыши медленно стекала

Маленькая струйка,

Видно, холодно ей стало,

Выросла ……

(сосулька)

Мороз на лужу опустился

И мир вокруг преобразился.

Там где раньше все текло,

Превратилось все в стекло.

(Лед на луже)

На радость местной детворе

Залит зимой он во дворе.

Я позову друзей пяток,

Возьмем коньки, нас ждет …

(Каток)

Белой глыбой ледяной,

В океане встал стеной,

Знает каждый капитан,

Как опасен великан

(айсберг)

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(зимой)

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша - толстое стекло?

(лед на реке)

Ой, болит, болит нога,

Дайте холодка сюда,

Положите лед на ранку,

Чтобы я встал спозаранку

(лед на рану)

Не конфета, не печенье

В рот положишь-наслаждение,

Тает замороженное

Вкусное ……(мороженое)

Ответы-картинки на загадки мы крепим на карту.

Молодцы, ребята!

Теперь давайте вернемся к нашим льдинкам.

Что изменилось? Где растаял лед?

Можно положить нерасстаявшие льдинки в теплую воду или посыпать солью.

Если орешки полностью оттают, положить их в тарелочку для белки. Вот мы и помогли белочки найти способ, как растопить лед.

Вывод: лед тает быстро в теплой воде и с помощью соли, соль его разъедает.

Прикрепляем на интеллект-карту: картинка с солью, стакан с теплой водой.

Заморозка ягод

- Ребята. Белочке мы помогли.

Давайте мы сделаем нашим героям подарки.

Смотрите, у нас есть ягода. Как она называется? (земляника)

Что с ней надо сделать, чтобы она сохраняла свои свойства надолго и оставалась свежей?

(заморозить)

Берите по одной ягодке и опускайте на дно формочки и заливаем водой.

А что нужно сделать, чтобы вода замерзла? (убрать в холод)

У вас в группе есть холодильник? (нет)

Мы пока поставим его на подоконник, а потом вы вместе с воспитателем уберете в морозилку на кухню. К вечеру они замерзнут, и вы их подарите нашим героям.

Работа с интеллект-картой.

Давайте подойдем к нашей интеллект-карте и посмотрим, все ли мы правильно приклеили.

Посмотрите на нашу схему. Давайте расскажем о свойствах льда с помощью ее.

С помощи этой карты, можно легко понять, какими свойствами обладает лед.

Ребята, дома спросите у родителей, где еще встречается и применяется лед, а завтра расскажете и приклеите картинку на схему.

РМБДОУ «Знаменский детский сад «Ромашка» филиал №3 “Звёздочка”

«Тайны снега и льда»

ООД с элементами экспериментирования

подготовительная группа

Воспитатель: Шлыкова Г.В.

2015-2016 уч. г.

Цель:

ознакомление с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления детей о свойствах снега и льда;

Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

Учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом;

Учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе;

Обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный;

Повторить правила поведения на прогулке, на льду;

Продолжать активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать;

Закрепить знания о правилах безопасности в природе (водоемах, в зимнее время);

Формировать умение оказывать элементарную первую помощь.

Развивающие:

Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

Развивать мышление, память, умение выслушать товарища, не перебивая

Развивать связную речь;

Развивать мелкую моторику;

Способствовать развитию осторожности.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы;

Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

Оборудование и материалы: снег, лёд, ёмкости с водой, бумажные салфетки, формочки со льдом, вода, гуашь, формочки, тарелочки.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за снегом, льдом; чтение стихотворений о зиме; рассматривание иллюстраций на зимнюю тему.

Живет на земле Матушка Водица. У нее большая семья: сыновья - Туман,

Дождь, Снег, Лед; дочери - Роса, Снежинки. У всех разные характеры, все

любят разные времена года (кто весну и лето, кто осень и зиму).

Хочу загадать вам загадку.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

С кем из детей Матушки Водицы мы встречаемся зимой? (снег, лед, снежинки)

Мы сегодня узнаем, что такое снег и лёд. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть свою исследовательскую лабораторию и стать её лаборантами, а я, с вашего разрешения, буду научным сотрудником. (Прикрепить значок - бейджик.)

– О чем говорилось в начале загадки?

(Внесение снега, его исследование.)

– Послушайте еще одну загадку: «Белое одеяло землю укрыло». Почему так говорят?

– Что вы знаете о снеге? Какой он? (Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т.п.)

– Откуда он берётся? (Педагог выслушивает рассказ одного из детей.)

– Пришло время еще одной загадки. Слушайте внимательно: «Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд.)

(Внесение льда, его исследование.)

– Что такое лёд? Как он получается?

– Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.)

– Как вы думаете, коллеги, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату?

– Что быстрее растает? Почему? Давайте проверим.

(Деление детей на три подгруппы.)

– Для изучения свойств снега и льда предлагаю разделиться на 3 группы: три старших лаборанта набирают себе команду.

Опыт «Что быстрее растает?»

(Оборудование и материалы: тарелочки, снег, лёд.)

У каждой группы на столе - рыхлый снег, комок снега, лёд.

– Куда лучше поставить тарелочки, чтобы опыт пошел быстрее? (Предложить детям варианты: у открытого окна, около батареи, в комнате, где падают лучи солнца.)

Опыт «Определение тяжести»

(Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.)

– Давайте определим время: 3 минуты (Выставить песочные часы.) Пока время идёт, нам нужно узнать, что тяжелее: снег или лёд?

Первая группа, ваша задача – опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?

(Объяснения старших лаборантов после наблюдения и обсуждения с командой.)

Вывод:

Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.

Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.

Третья группа - лёд не тонет, он ещё тяжелее.

(Проверка времени, затраченного на первый опыт.)

– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?

Вывод : Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

Игра «Хорошо – плохо»

– Уважаемые коллеги, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?

– Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)

– Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)

– Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)

– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

Если увидишь лед - ступай по нему осторожно, а лучше обойди! (Лед гладкий, скользкий. Можно поскользнуться и упасть).

Нельзя ходить по льду на реках! (Лед может подтаять и тогда он теряет свою прочность. Можно провалиться в воду).

Как определить прочность льда?

(Лёд можно считать прочным, если его толщина не менее 7 сантиметров – это лёд зеленоватого оттенка. А матово-белый или с желтоватым оттенком – ненадёжен. Тонкий лёд бывает вблизи кустов, камыша, где в него вмёрзли водоросли, около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи. Следует обходить площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лёд всегда тоньше. Очень осторожным следует быть в местах, где лёд примыкает к берегу – возможны трещины, подо льдом может находиться воздух. Особенно опасен лёд во время оттепели.)

Что делать, если вы провалились под лёд, а помощи ждать неоткуда?

(Во-первых, ни в коем случае не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания. Необходимо удержаться от погружения в воду с головой. Во-вторых, без резких движений нужно постараться выбраться на лёд, широко раскинув руки, наползая на край льда грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Выбравшись из пролома, нужно откатиться, а затем ползти в ту сторону, откуда вы пришли, где прочность льда проверена. Несмотря на то, что сырость и холод толкают вас ускорить движение, подняться, побежать, будьте осторожны до самого берега. Ну а там уж не останавливайтесь, пока не окажетесь в тепле.)

Что делать, если кто-то другой на ваших глазах провалился под лёд?

(Позвать взрослых на помощь. Взрослому нужно помнить, что приближаться к полынье можно только ползком, широко раскинув руки. Будет лучше подложить под себя лыжи, доску, фанеру. Подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Поэтому нужно протянуть тонущему лыжу, лыжную палку, доску, верёвку или ремень, связанные шарфы. Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и ползти к полынье. Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухое.)

Физкультминутка «Пушистый снег»

Снег над нами кружится –

Белая вся улица.

Собрались мы в кружок,

Закружились, как снежок.

(Дети изображают зимние фигуры.)

Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»

– Сегодня нам предстоит узнать, имеют ли снег и лёд форму?

– Посмотрите на снег. Имеет ли он форму?

– Давайте поместим снег в формочки и осторожно достанем. (Дети пробуют это сделать.)

– Одинаковой формы они у вас получились? А почему? (Разные формочки.)

Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.

– Как вы думаете, что произойдёт, если сильно надавить на сделанные снежные фигурки?

Вывод: Снег непрочный, рыхлый.

– А лёд прочнее снега? Почему? (Он твёрдый.)

– Лёд имеет форму? Можно ли сделать фигурный лёд? Как?

(Воспитатель вносит цветную льдинку.)

– Как вы думаете, почему она цветная?

– Предлагаю вам самим сделать цветные фигурки.

(Оборудование и материалы: вода, гуашь, формочки

– Куда поместить необходимо наши формочки, чтобы получился лед?

(Воспитатель подводит итог.)

– Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.

Общие свойства снега и льда:

Холодные на ощупь;

Сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду;

Не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.

Различия снега и льда:

Снег белый и рыхлый:

Лед прозрачный и хрупкий.

Назовите правила безопасности на льду. Хочу подарить вам снежинки. Можно загадать желание и повесить на новогоднюю ёлку. Пусть оно сбудется в Новом году!

Неля Карабанова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Свойства воды, льда и пара»

Задачи : Уточнить знания детей о свойствах твердых , жидких и газообразных тел. Дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое.

Оборудование : тарелочки с цветным льдом, салфетки, металлические пуговицы, матрешки, баночки с водой, белые листы бумаги.

У воспитателя : пустая банка, банка с водой, кипятильник, кусок стекла, молоточек, не цветной лед, 2 матрешки, металлические пуговицы, салфетка.

Ход занятия

Дети сидят за столами

Воспитатель : Ребята, что лежит у вас на столах?

Дети : Тарелочки со льдом, банки с водой, листы бумаги, матрешки, пуговицы.

Воспитатель : Возьмите льдинки в руки, погрейте их.

Дети берут лед в руки.

Воспитатель : Что можно сказать про лед? Какой он?

Дети : Он очень холодный, мокрый, твердый, гладкий, скользкий, он тает.

Воспитатель : А когда лед тает, что остается на ладонях и тарелочке?

Дети : Вода, цветная вода.

Воспитатель : Почему лед тает?

Дети : Теплые руки.

Воспитатель : Бросьте лед в банку с водой. Что вы видите?

Дети : Он плавает

Воспитатель : Посмотрите на мой лед. Какого он цвета?

Дети : Он белый.

Воспитатель : Такой же белый, как эта бумага? (воспитатель показывает листок ватмана)

Дети : Нет, лед прозрачный.

Воспитатель : Давайте убедимся в том, что лед прозрачный. Вот две матрешки, одну я спрячу за кусок льда , а другую за лист бумаги. (воспитатель прячет)

Дети делают вывод, что лед прозрачный, а не белый.

Воспитатель : Возьму я сейчас молоточек и постучу по льду. Какой он?

Дети : Твердый.

Воспитатель стучит сильнее – лед раскалывается.

Воспитатель : Что произошло?

Дети : Лед разбился.

Воспитатель : Почему?

Дети : Он хрупкий.

Воспитатель : А сейчас давайте заглянем в свои баночки. Куда делся лед?

Дети : Лед растаял, его совсем нет. Это же была замерзшая вода.

Воспитатель : В моей баночке ручеек. Послушайте как он поет.

Воспитатель тонкой струйкой переливает воду из одной банки в другую.

Воспитатель : Что делает вода?

Дети : Переливается, журчит, льется, шумит, разговаривает.

Воспитатель : Какого цвета вода?

Дети : Прозрачная

Воспитатель : Как проверить?

Дети : Бросить туда что – нибудь.

Воспитатель : У меня есть пуговицы. Можно их бросить в банку?

Дети : Да

Воспитатель бросает гвоздик, пуговицы в банку с водой.

Воспитатель : Что произошло?

Дети : Их хорошо видно. Вода прозрачная

Воспитатель : Вода чистая, прозрачная, а можно ли этой водой, например помыть голову?

Дети : Нет.

Воспитатель : А почему?

Дети : Она холодная

Воспитатель : А что нужно сделать, чтобы вода была теплая?

Дети : Подогреть ее.

Воспитатель : На чем?

Дети : На костре, на плитке.

Воспитатель : А можно кипятильником?

Воспитатель включает кипятильник, для подогрева воды в своей банке .

Воспитатель : Что происходит с водой?

Дети : Она становиться теплой, горячей.

Воспитатель : Вот вода закипела. Что это из банки идет?

Дети : Дым, пар.

Воспитатель : Правильно дети, идет пар.

Воспитатель над кипящей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды .

Воспитатель : Ребята, был пар, а откуда вода на стекле появилась?

Дети : Вода в паре, вот она и собралась на стекле.

Воспитатель : Так что же получается, лед – это вода и пар – это вода?

Дети : Да, и лед, и пар – все это вода. Лед – холодная вода, которая замерзла. Пар – горячая вода.

Воспитатель : И так, напомните мне, чем может быть вода?

Дети : Паром, льдом, просто водой.

Воспитатель : Я расскажу вам сейчас, почему так происходит. И в паре, и в воде, и во льду живут маленькие человечки, живут они только по – разному. Во льду человечки твердо стоят на ногах и крепко держатся за руки, вот так (показывает с 2-3 детьми) . Сейчас мы человечки льда . Давайте наш лед покажем. (Дети встают и крепко держатся за руки. Воспитатель пытается «разбить» лед, но не получается).

Воспитатель : Вот видите, какой у нас твердый лед на реке.

Воспитатель : Ребята наступила весна, стало тепло. Что произойдет с нашим льдом?

Дети : Лед начнет таять.

Воспитатель : Ой, наши человечки уже не так твердо стоят на ногах. Они опускают руки и становятся человечками воды .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какие человечки у пара бывают ? Они спокойно в банке живут?

Дети : Нет, они из банки выбегают.

Воспитатель : Вот вы теперь человечки пара – разбегайтесь по всей комнате.

Дети бегают.

Воспитатель : Где наши человечки льда ?

Дети берутся за руки и твердо стоят на ногах.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами узнали много интересного. Мы узнали, что вода это лед и пар. А кем мы были?

Дети : Человечками льда , воды и пара