Открытое занятие в подготовительной группе по речевому развитию. Открытое занятие в старшей группе по развитию речи Открытое занятие по развитие речи старшая группа

Выполнил: воспитатель первой квалификационной категории Васильева Светлана Юрьевна

Цели:

1. Совершенствовать умение классифицировать, подбирать антонимы, образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, образовании однокоренных слов и прилагательных от существительных.

4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее. Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки», пальчиковая гимнастика «Замок», колокольчик.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Воспитатель: - Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

2. Основная часть.

Вот мы и прибыли. Садитесь на стульчики. Посмотрите, ребята, что это? Ворота.

А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

Замок, мы открыли, молодцы! Дети садятся на стульчики.

Ой, ребята, а здесь письмо! Дорогие любимые ноши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну: Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать нам нашу страну!

Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? Да.

Тогда, отгадайте загадку: Среди поля голубого яркий блеск огня большого Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит, Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Найдите их. дети встают по одному и находят лучики и приносят воспитателю.

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания. Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.

1. задание. «Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково. Примерные слова. Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.

Зима - (зимушка), мороз – (морозец), лёд – (ледок), холод – (холодок), снежинка – (снежиночка), метель – (метелица), снег – снежок, санки – саночки, снеговик – снеговичок, валенки – Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

2задание «Назови одним словом» (презентация)

3. задание. «Что лишнее? » (презентация)

4. задание «Противоположности» Примерные слова. большой, громко, грустный. Высокий, открыть, легко, сильный, тепло, чистый.

5. «Что из чего сделано»

Материал: мяч.

Гвоздь из железа. Железный гвоздь.

Доска из дерева. Деревянная доска.

Ножницы из металла. Металлические ножницы.

Сапоги из резины. Резиновые сапоги.

Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.

Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.

Горшок из глины. Глиняный горшок.

Стакан из стекла. Стеклянный стакан.

Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.

6. задание «Кто,где живет» (Презентация)

7. задание «Сок какой» (Презентация)

8. задание «Чья мама, чей детеныш»(презентация)

3. Физ. минутка. Игра с колокольчиком.

В стране Красивой речи живут жители, которые очень любят играть. Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по ковру, колокольчик не звенит- дети садятся на корточки. Воспитатель показывает одному ребенку иллюстрацию, он называет предмет, затем все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги. Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.

4. Продолжение закрепления

Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно? .

Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все.

3. Итог.

Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо! »

Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка. -Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось. -Что вам больше всего понравилось? - Что было особенно трудно?

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

Shape {behavior:url(#default#VML);}

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:6.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

text-align:justify;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Verdana","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Verdana;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Verdana;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Открытое занятие по «Развитию речи»

Тема: «В гостях у бабушки и дедушки»

Цель:

Закрепить правильное произношение звуков: ч, ш, с, з.

Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, мур-мур, гав-гав, му-му, бе-бе, ме-ме.

Учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы обозначающие характерные действия животных. Познакомить с обобщающим понятием “домашние животные”. Формировать заботливое отношение к домашним животным.

Развивать связную речь детей.

Связь с другими видами деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, музыкальное развитие, физическое развитие

Формы организации совместной деятельности: индивидуальная, подгрупповая, игровая.

Оборудование: письмо в конверте, цветы, ворона, воробей, ёлка, игрушки домашние животные: кошка, собака, корова, коза, петух, курица, изображение леса, деревни на интерактивной доске, музыкальное сопровождение, дидактические картинки птиц, корм для животных: косточка, пшено, молоко, трава, геометрические фигуры и 2 дорожки широкая и узкая.

Методические приемы: беседа – диалог, физкультминутка, вопрос – ответ, анализ, подведение итогов.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята! Подойдите все ко мне. Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем: “Доброе утро” нашим гостям, а теперь скажем шепотом. Ребята, давайте поиграем нашими пальчиками.

Ребята, посмотрите нам пришло письмо. Скажите в чем находится письмо?

Дети : в конверте

Воспитатель: давайте посмотрим от кого пришло письмо. А письмо нам прислали дедушка и бабушка. Давайте прочитаем что же они нам пишут.

«-Ребята, мы выпустили погулять наших животных, а они потерялись. Очень ждем от вас помощи, приезжайте скорей!»

" Ребята, мы должны помочь дедушке и бабушке, давайте сначала поиграем нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

“В гости к пальчику большому”

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный и последний

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог

Вместе пальчики друзья

Без друзей прожить нельзя

Воспитатель: Вот какие дружные наши пальчики и мы с вами тоже дружные!

А сейчас поедем к дедушке и бабушке в гости. А на чем мы поедем?

Дети: на поезде.

Воспитатель : Для того, чтобы поехать на поезде нам необходимо купить билеты, которые я вам сейчас раздам.

На стульчиках предварительно наклеены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Детям раздать такие же фигуры

Воспитатель: На что похожи наши билеты?

Они все одинаковые?

Какого они цвета?

Занимаем места иотправляемся в путь!

На постовом (ч-ч-ч)

Выпускаем пар (с-с-с)

Тормозим (з-з-з)

Воспитатель: Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов? Давайте понюхаем их аромат.

Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А – ах!”.

(Подходят к дереву и садятся около него)

Воспитатель: ребята посмотрите, кто-то сидит на дереве? (воробей)

А на каком дереве он сидит? (На ёлке)
-Как чирикает воробей? (Чик-чирик)
- А это кто? (Ворона)
-А ворона где сидит? (Под ёлкой)
-А как кричит ворона? (Кар-кар)
Воспитатель: Ребята, а сколько всего птиц? Давайте посчитаем (Одна, две).

А на соседней елочке тоже сидят птички, сколько их? Правильно много.

Воспитатель: посмотрите воробей и ворона волнуются, крыльями машут. (Дети показывают движения птиц). Около дерева много животных, они потерялись, не знают где их дом. Давайте ребята, отгадаем какие животные заблудились.

Это домашнее животное, у которого пушистый хвост, она ловит мышей (кошка). Как она мурлычет? (мур-мур) , а как она кричит? (мяу-мяу), а как она шипит? (ш-ш-ш).

Давайте ласково назовем кошку (Кошечка, кисонька).
-А что любит делать кошка (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет)
- А какая кошка? (Мягкая, пушистая).

Это большое домашнее животное с длинным хвостом, у нее есть рога? (Короава)

Давайте ласково назовем корову (Коровка, коровушка)
-Как мычит корова (Му-му)
-А что она делает? (Пасется на лугу)
- А что дает корова? (Молоко).

Это домашнее животное, которое охраняет дом? (Собака)

Назовем собаку ласково (Собачка)
- Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)
- Как она гавкает? (Гав-гав).

Воспитатель: Ребята, как можно одним словом назвать этих животных? (Домашние)

А почему домашние? (Потому что они живут дома)
-Ребята, посмотрите, а кто же здесь лишний? (Зайчик)
- А почему он лишний? (Он дикое животное, живет в лесу).

Этюд на имитацию (музыка дождя и грома)

Ой ребята, набежала тучка (сидя на полу), закапал дождь (стучат пальцами по полу), засверкала молния (ладошками), загремел гром (кулачками) , дождь стал затихать и совсем прекратился.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки).

Бабка: Ой спасибо ребята, нашли наших животных. Сейчас я их накормлю, ой, а я весь корм перепутала, вы мне поможете накормить животных?

Ну вот молодцы, а вода ребятки нужна животным?

Вот вам баночки, надо налить воду для животных

Воспитатель: Какие вы у меня дружные, вот теперь дедушка с бабушкой спокойны, попрощаемся с ними. Возвращаться к поезду будем по тропинке

Предварительно из рулонов обоев нарезать 2 полоски узкую и широкую.

Воспитатель: Я одна пойду по узкой тропинке, а вас много по какой вы пойдете?

(по широкой )

Воспитатель: Занимаем места в поезде

Поехали на скором поезде (ш-ш-ш)

На постовом (ч-ч-ч)

Выпускаем пар (с-с-с)

Тормозим (з-з-з)

Ну вот мы и приехали в детский сад, устали ваши ножки давайте сядем на ковер.

Где мы с вами были? (в деревне, в лесу)

На чем мы ехали? (на поезде)

А что мы у них делали? (кормили и поили животных)

А кого мы кормили? (корову, кошку и т.д.)

Чем мы кормили и поили домашних животных? (перечисляют)

Какие были животные дикие или домашние? (домашние)

По какой дорожке вы шли? (по широкой )

«Совместное рассказывание сказки «Волк и козлята»

(старшая разновозрастная группа)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми.

Программное содержание:

1. Развивать и активизировать речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, побуждать их проговариванию и повторению за воспитателем отдельных слов и фраз.

2. Формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал, умение пересказывать вместе с воспитателем сказку.

3. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

4. Упражнять в ходьбе с перешагиванием через предметы, в прыжках с продвижением вперед.

5. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать героям, разделять их чувства.

6. Способствовать оздоровлению детей с помощью совершенствования основных видов движений.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, театрализованные игры «Теремок», «Колобок»;

Материал: шаблоны кувшинчиков, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), клеенка, клей, кисточки, салфетки.

Воспитатель: Ребята вы любите слушать сказки?

Предлагаю вам отправиться в путешествие к героям одной интересной сказки. А что это за сказка, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (козлята)

Как называется сказка (Волк и козлята)

В хорошем настроении, с улыбкой на лице отправляемся путешествовать. Путешествие будет необычным, на пути будут встречаться препятствия, но вы смелые, ловкие, у вас все получится. В путь!

Воспитатель:

В лес ребята мы пойдем, (дети встают друг за другом)

Друг за другом мы встаем,

По дорожке мы идем,

Прямо в сказку попадем.

Мы пойдем по тропочке, (идут по узкой тропинке)

Мы пойдем по узенькой,

По траве, по песочку,

По камушкам, по кочкам. (прыжки на двух ногах)

Прыгнем раз, прыгнем два,

Прыгать рады мы всегда.

По дорожке мы шагаем,

Тишину не нарушаем.

Ой, какое трудное препятствие (тоннель для подлезания)

(дети выполняют движения по указанию воспитателя)

Стой, ребята, мы пришли

И поляночку нашли.

Вот мы и пришли к домику, где живет коза с козлятами.

Посмотрите, а на полянке цветочки, давайте присядем и отдохнем, и послушаем сказку «Козлята и волк». Вы слушайте, запоминайте, и мы с вами вместе ее еще раз расскажем.

Воспитатель: Кто герои этой сказки? (волк, коза и козлята)

Какой волк в этой сказке? (злой, хитрый)

Давайте вместе с вами изобразим, каким сердитым был волк.

А какая была коза? (добрая)

Изобразите добрую козочку.

А как вы думаете, почему коза уходила из дома? (ходила за кормом)

Что наказывала коза козлятам? (дверь никому не открывать)

Ребята, помните, что в отсутствие взрослых детям нельзя даже подходить к дверям, может случиться беда.

А теперь давайте с вами встанем и споем песенку, какую пела коза. (дети встают около стульчиков)

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мама пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Кто подслушал козу? (волк)

А сейчас все вы будете козлятками. Хотите? (да) Тогда побежали, поскакали, попрыгали козлятки по полянке. (прыгают, резвятся)

Ребята, когда волк заходил в дом к козлятам, то он все кувшинчики с молоком разбил. И теперь им некуда наливать молоко. Давайте мы им подарим новые кувшинчики, но только их нужно украсить, чтобы они были красивыми. Хотите? (да)

(Воспитатель предлагает пройти к столам, где лежат шаблоны)

Ребята, посмотрите, а чем мы будем украшать, что лежит у вас в розетках? (геометрические фигуры)

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы с клеем.

Дети приступают к работе (звучит музыка)

Андрей, чем ты украсил?

Ксюша, покажи мне треугольник?

Варя, какого цвета у тебя круг?

Воспитатель: - Молодцы! Теперь козлята будут рады новым кувшинчикам.

Какую сказку мы сегодня рассказывали?

Кто герои сказки?

Спасибо вам ребята за общение.

Программное содержание.

Цель : Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».

Задачи:

Образовательные:

  • Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
  • Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками;
  • Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Добрые слова»;
  • Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их;
  • 5. Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, разобрать их значение, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной жизненной ситуацией;

    6. Закрепить знания о «добрых словах», используя игровую ситуацию.

    Развивающие:

  • Развитие диалогической речи на основе общения с педагогом в процессе работы;
  • Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия;
  • Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
  • Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.
  • Воспитательные:

    1. Воспитывать внимание к собственной речи;

    2. Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;

    3. Формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о доброте и дружбе.

    Предварительная работа.

    1. Чтение В.Осеевой «Волшебное слово»

    2. Заучивание наизусть пословиц и поговорок о добрых делах.

    3. В вечернее часы разучили песню «Дружба».

    Материалы. Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; кружки 3 цвета: зеленый, оранжевый, голубой; презентация «Добрые слова», «Добро и зло в сказках».

    Дети сидят на стульях.

    Воспитатель : Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному...

    Дети: Привет!

    Воспитатель: Небу ясному...

    Дети: Привет!

    Воспитатель : Люди взрослые и малыши...

    Дети: Вам привет от всей души!Здравствуйте!(гостям)

    Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу. Дети стоят в кругу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Я прошу вас присесть на свои места.

    Беседа.

    Дети, а кто из вас помнит пословицы и поговорки о добрых словах?

    Доброе слово дороже богатства.

    Слово

    Доброе слово

    «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

    Доброе слово дороже богатства.

    Доброе слово окрыляет

    Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

    Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

    Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.

    Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

    Хорошие слова всегда к месту.

    Что общего в этих пословицах?

    (Они говорят о слове)

    Какие бывают слова? (хорошие и плохие, обидные, добрые, …)

    Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека.

    Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова являются важными для каждого человека.

    Чтение стихотворения и заучивания наизусть С.Я. Маршак «Добрые слова».

    Добрые слова не лень,

    Повторять мне трижды в день.

    Только выйду за ворота,

    Всем идущим на работу,

    Кузнецу, ткачу, врачу,

    «С добрым утром!» - я кричу.

    «добрый день!» - кричу я вслед

    Все идущим на обед.

    «Добрый вечер!» - так встречаю

    Всех домой спешащих к чаю.

    Сообщение темы занятия

    Какие слова запомнили?

    Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?

    («Волшебные слова»).

    Разговор о волшебных словах

    Давайте, разделим эти слова на группы.

    Их мы назовём: Слова – приветствия

    Слова-просьбы

    Слова – благодарности

    Слова - пожеланий

    Слова-извинения

    Слова-прощания

    Давайте поговорим о каждой из этих групп.

    Просмотр презентации «Волшебные слова».

    Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

    Кто не забывает говорить их?

    Послушайте стихи об этих «волшебных» словах.

    (Читают подготовленные дети)

    Солнышко ясное встало,

    Доброе утро!- сказало.

    Доброе утро!- кричу я прохожим,

    Весёлым прохожим,

    На утро похожим.

    Но, если проснёшься, а дождик в окно

    Стучит да стучит,

    А без солнца темно?

    Доброе утро, друзья, всё равно!

    Придумано мудро- Доброе утро!

    Добрый день! - тебе сказали.

    Добрый день! - ответил ты.

    Как две ниточки связали

    Теплоты и Доброты.

    Что такое

    Лучшее из слов.

    Потому что

    Значит – будь здоров.

    Правило запомни

    Знаешь – повтори

    Старшим это слово

    Первым говори.

    Вечером расстались

    Встретились с утра

    Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

    Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

    Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.

    И, наверно, не пойдёт в аптеку

    И здоровым будет много лет.

    Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

    Какие слова благодарности говорите вы?

    Кто не забывает говорить эти слова?

    (Читают подготовленные дети)

    За что мы говорим «спасибо»?

    За всё, что сделали для нас.

    И мы припомнить не смогли бы,

    За что сказали, сколько раз.

    Слова - пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

    Когда вы говорите эти слова?

    Какие из этих слов говорите вы?

    Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи»

    Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

    Когда мы говорим эти слова-извинения?

    Почему человек должен уметь извиняться? (уметь признать свою ошибку)

    Простите! - я больше не буду

    Нечаянно бить посуду

    И взрослых перебивать.

    И что обещал – забывать.

    А если я всё же забуду-

    Простите, я больше не буду.

    Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

    Физминутка

    Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

    Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.

    Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

    Встаньте, пожалуйста!

    Поднимите руки.

    Поднимите, пожалуйста, руки!

    Будьте добры, похлопайте!

    Потопайте.

    Попрыгайте, пожалуйста!

    Тихо сядьте.

    Тихо сядьте, пожалуйста!

    Слова-прощания : до свидания, до скорой встречи, прощайте….

    Какие говорите слова-прощания?

    Когда их говорят?

    Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела, поступки, пользуется добрыми словами, какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите!

    Дети: Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом.

    Упражнение «Презентации эмоций».

    Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция.

    А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? (Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия)

    Воспитатель: Все вы, наверное, хорошо знакомы с некоторыми из сказок. Какие сказки вы знаете? Во всех сказках добро борется со злом. И не всегда эта борьба бывает легкой. Иногда сказочные герои вынуждены пройти серьезные испытания, прежде чем добро восторжествует.

    Интересно, а вы сможете сразу определить добрый человек или злой?

    Мы сейчас поиграем в игру «Выбери себе в друзья сказочных героев».

    Дети выбирают, называют их качества.

    Остаются отрицательные герои.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ по сказкам.

    Воспитатель: Почему вы не хотите дружить с оставшимися сказочными героями?

    Дети называют их отрицательные качества.

    Воспитатель: Как им помочь исправиться?

    Дети: Нужно научить их не совершать плохих поступков, почаще улыбаться, не сердиться, использовать добрые слова.

    Воспитатель: Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?

    Дети: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении.

    Воспитатель: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?

    Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.

    Воспитатель: Молодцы! Доброта - это важное человеческое качество.

    А в каких случаях и при каких обстоятельствах необходимо извиняться? За что надо извиняться?

    Дети: За плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул или был невежливым.

    Воспитатель: Верно! Вы назвали немало случаев, когда необходимо извиняться. А вы оказались в таких ситуациях? Расскажите о них, пожалуйста.

    Дети: Рассказы детей.

    Воспитатель: Вы правильно сказали, что надо извиняться за ложь и обман. Почему?

    Дети: Ответы.

    Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «За ложь надо извиняться, потому что».

    Дети: Если ты солгал один раз, второй раз тебе не поверят. С обманщиком никто не дружит, не играет. Лживых людей не уважают, их называют «врун», «лжец», «обманщик». Если ты солгал, необходимо извиниться как можно скорее! Но лучше никогда не лгать и всегда говорить правду.

    Воспитатель: Теперь рассмотрим такую ситуацию. Вы вошли в автобус, но не успели сесть, автобус тронулся с места, и вы нечаянно кого-то задели, толкнули или наступили кому-то на ногу. Что необходимо сделать?

    Дети: Извиняться!

    Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «Извиниться надо и тогда, когда кого-то нечаянно задел или толкнул, потому что»

    Дети: Признаешься в том, что доставил неприятность случайно и жалеешь об этом. Нужно снять обиду, напряжение Чтобы стало легче находиться вместе.

    Воспитатель: Что чувствует человек, перед котором извинились?

    Дети: Ему приятно, что перед ним, извинились.

    Воспитатель: И как правило, он отвечает с улыбкой: «Ничего, ничего, пожалуйста. Ничего страшного!» Надо уметь извиняться, но при этом нельзя забывать, что делать это надо вовремя.

    Воспитатель: Предлагаю вам игру «Добрые слова»-

    Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова, а чтобы они сопутствовали вам всегда. Поиграем в другую игру.

    Игра «Вежливость»

    В руках у меня 3 кружка: голубой, оранжевый, зеленый.

    Голубой - означает слово «спасибо», зеленый - «пожалуйста», оранжевый - «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова.

    У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко- вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали, потому что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие.

    На столах у вас лежат солнышки. Нарисуйте, пожалуйста, на них то выражение лица от которого всем станет тепло и радостно. Пусть солнышко улыбнётся каждому из вас.

    Обсуждение рисунков детей.

    А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.

    · Дома, в садике и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день».

    · Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.

    · Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».

    · Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».

    · Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.

    Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

    6. Закрепление

    Что нового и интересного узнали сегодня?

    Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова» слова?

    Я вам желаю, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…!


    Аржановская Татьяна Анатольевна

    Юлия Кругликова
    «Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе

    Тема: «Путешествие в страну сказок»

    Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература.

    Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками.

    Задачи:

    Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.

    Формировать эмоциональную отзывчивость

    Развивать воображение, память, внимание; речь детей, инициативу.

    Активизировать в речи детей: название сказок, имена сказочных героев.

    Воспитывать любовь и интерес к сказкам.

    Материалы и оборудование: видеопроектор, флешка с презентацией, карта (пустая, записка, две разрезные картинки-пазлы, мяч, книжки по кол-ву детей.

    Ход занятия:

    Под весёлую музыку дети входят в зал,приветствуют гостей и встают в круг взявшись за руки.

    Мы все за руки возьмемся

    И друг другу улыбнёмся.

    Справа друг и слева друг,

    Улыбнемся всем вокруг!

    Замечательно! От ваших улыбок в зале стало светлее.

    Ребята, вы готовы поиграть? (Да)

    Тогда я предлагаю вам удобно расположиться на стульях.

    Много сказок есть на свете

    Сказки очень любят дети.

    Все хотят в них побывать

    И конечно поиграть.

    А вы, любите сказки? (Да) Замечательно!

    Сказка – это счастье и тому, кто верит, сказка непременно отворит все двери.

    Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна Сказок.

    Воспитатель: Хотите отправиться в сказочное путешествие? Как же нам добраться в эту Страну Сказок? Предложения детей.

    Хорошо, я вас выслушала, но сегодня предлагаю добраться в эту страну по волшебной карте, где указан нам путь.

    (Воспитатель разворачивает карту, а это не карта, а пустой лист)

    Воспитатель: Что это! Посмотрите, ребята, вы что-нибудь видите, здесь же ничего нет! Диана, посмотри, ты что-нибудь видишь? Ничего не понимаю, кто это так пошутил. Как же нам быть, что делать?

    А вот какая-то записка. Сейчас узнаем, от кого она и о чём в ней говорится.

    Это я украла у вас волшебную карту, больше вы её не увидите. Есть у меня одна книга, не простая, волшебная книга Сказок, в которой находятся для вас трудные задания. Если вы выполните все задания правильно, то я вам помогу попасть в страну Сказок. Баба яга!

    Воспитатель:

    Ну что, ребята, выполним задания Бабы - Яги, не испугаемся трудностей? Тогда, вперёд! (Слайд № 2)

    Ребята, что вы видите на экране? (Книгу). Какая книга? (Ответы детей). Много в ней страниц? (Много). Значит, заданий будет много! Готовы ли вы их выполнять? (Да). Хорошо! Отправляемся в страну Сказок!

    1 задание: “Ушки на макушке” (Слайд № 3)

    Летела стрела и попала в болото.

    А в том болоте поймал её кто-то.

    Кто, распростившись с зеленою кожею

    Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка) – Слайд № 4

    Нет ни речки, ни пруда.

    Где воды напиться?

    Очень вкусная вода

    В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) – Слайд №5

    Отворили дверь козлята

    И пропали все куда-то. (Волк и козлята) – Слайд № 6

    На окошке он студился

    Взял потом и укатился

    На съедение лисе. (Колобок) – Слайд № 7

    Что за чудо, что за диво

    Едут сани без коней? (По-Щучьему велению) – Слайд №8

    Заигралась сестрица.

    Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди) – Слайд № 9

    2 задание: «Угадай название сказки?» (Слайд № 10)

    Вам нужно посмотреть внимательно на иллюстрацию и назвать название сказки?

    Сказки просят: «Друзья, узнайте нас!»

    – «Красная Шапочка» (Слайд № 11)

    – «Приключения Буратино» (Слайд № 12)

    – «Три Медведя» (Слайд № 13)

    3 задание: “Угадай-ка” (Слайд № 14)

    (Слайд № 15)

    1 – Какую песенку пел Колобок?

    2 – Что пела коза своим козлятам?

    3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

    4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

    5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

    6 – Что говорила в это время лиса?

    7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

    8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

    4 задание: «Что напутал художник в сказке?» (Слайд № 16)

    Старик поймал Колобка. (Слайд № 17)

    Буратино и золотое яичко. (Слайд № 18)

    Коза и 7 цыплят. (Слайд № 19)

    Разминка «Баба Яга» (Слайд № 20)

    (Слайд № 21) - Баба Яга

    В тёмном лесу есть избушка (шагают на месте)

    Стоит задом наперёд (поворачиваются)

    В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

    Бабушка Яга живёт (грозят другим пальцем)

    Нос крючком (показывают пальцем)

    Глаза большие (показывают)

    Словно угольки горят (покачивают головой)

    Ух, сердитая такая (бег на месте)

    Дыбом волосы стоят (руки вверх)

    5 задание: «Сказочное лото» (Слайд № 22)

    Детям предлагаются разрезные картинки-пазлы: разделиться на 2 подгруппы, собрать картинку и сказать название сказки.

    Трудно сказочку сложить,

    Но не надо нам тужить,

    Дружно, смело и умело,

    С вами мы взялись за дело!

    Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.

    6 задание: «Какому сказочному герою принадлежит этот предмет?» (Слайд № 23)

    Слайд № 24 –золотой ключик; Слайд № 25 – Буратино.

    Слайд № 26 – шапочка красного цвета; Слайд № 27 – Красной шапочке.

    Слайд № 28 – золотое яичко; Слайд № 29 – курочке Рябе.

    7 задание: игровое упражнение с мячом «Дополни имя сказочного героя» (Слайд № 30)

    Для выполнения этого задания, давайте ребята встанем в круг. У сказочных героев есть двойные имена и названия. Поэтому сейчас будем передавать мяч по кругу и дополнять имена. Я говорю первое слово, например, Елена, а вы следующее – Прекрасная и т. д.

    (Елена – Прекрасная, Василиса – Премудрая, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Змей – Горыныч, Крошечка – Хаврошечка, Мальчик – с – пальчик, Иван – Царевич, Лягушка – Царевна, Змей-Горыныч и т. д.)

    (Слайд № 31) Нужно проговорить заклинание:

    Лорики, скорики, бумс!

    Дети хором повторяют заклинание.

    Слайд № 32 - волшебная книга

    Слайд № 33 – страна сказок (замок)

    Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, в какие игры вы играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания? (Ответы детей)

    Что было интересно и запомнилось больше всего? (Ответы детей)

    Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать! А за ваши старания страна Сказок дарит вам волшебный сундучок со сказками. (Слайд № 34)

    Сказочная Страна дарит вам книжки, на страницах которых вы встретитесь со сказочными героями.

    Нам сказки дарят чудо,

    А без чудес нельзя!

    Они живут повсюду,

    И нам они друзья!

    Под весёлую музыку дети отправляются в группу.