Оформление групп в детских садах финляндии. Детский сад на улице — финское изобретение. В Финляндии горячо обсуждают удачный эксперимент, начатый прошлой осенью

В жизни практически каждой семьи наступает тот момент, когда малыш идет в ясли или детский сад. Момент не всегда простой и, как правило, сопровождается слезами, цеплянием за ногу уходящего родителя и массовыми семейными переживаниями. Вот и наша дочка Софья сделала свой первый шаг во «взрослую» жизнь, а именно с января этого года начала посещать детский сад.

Из моей прошлой вы узнали, КАК должно быть в финском детском саду, в этой статье я расскажу, ЧТО же там на самом деле.

Для начала немного рутины. В столичном регионе очередь в детский сад (далее-ДС) от 2-х до 4-х месяцев. Для того, чтобы получить место, нужно заранее зарегистрироваться:

Электронно : если у ребенка есть henkilötunnus, а у вас доступ к интернет-банку.

Заполнить анкету и отправить ее по почте или отнести лично в выбранный детский сад.

Через несколько дней с вами свяжется заведующая ДС и расскажет о дальнейших действиях: сколько ждать места, когда прийти к ней на беседу и т.д..

Есть из этого правила исключения: если срочно нужно выходить на работу или учебу, то место в ДС могут найти и за 2-3 недели, но попасть именно в выбранный вами ДС будет сложновато. Могут предложить место в близлежащем районе, что не всегда удобно. Но опять-таки, как повезет. Например, моя подруга забронировала место для ребенка в конце августа, а через месяц пришло приглашение на курсы от биржи труда. В тот же день она сходила к заведующей ДС и ребенка взяли на следующий же день! Так что всегда имеет смысл пойти лично и спросить что да как.

Могу сказать, что наша квартира расположена просто замечательно: рядом не только несколько прекрасных детских площадок, но и 5 детских садов. Все ДС в 3-5-7-15 минутах ходьбы. Я выбрала ближайший к нам, тот, что в 3-х минутах ходьбы. Мы изначально планировали отдавать Софью, во-первых, в муниципальный, а, во-вторых, в финноязычный ДС, чтобы она быстрее освоила язык. Ну и с виду мне этот садик всегда импонировал: аккуратный, не большой, но и не маленький, хорошая площадка во дворе.

1 сентября я забронировала место на январь, т.к. никак не думала, что мне дадут место на курсах раньше августа. Таким образом, думала я, мы без особых слез и нервов адаптируем ребенка, пару недель похожу с ней, а еще через пару она совсем привыкнет. Через несколько дней мне позвонила заведующая и сказала, что все в порядке, место будет даже возможно с ноября, а уж в январе-то Софью точно возьмут.

В конце ноября она мне прислала электронное письмо с просьбой прийти к ней на беседу. Там мы уточнили некоторые детали: заведующая предложила начать 12 января, выдала мне бумагу, где были данные нашей группы (название, телефон, имена воспитателей), сказала, что если я хочу, то мы можем с ребенком прийти к ним в гости, посмотреть что к чему, познакомиться с воспитателями и детьми. Этот визит я запланировала на середину декабря, ибо перед Рождеством они закрывались на каникулы. Но, как говорится, хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах…

11 декабря я получила письмо с приглашением на курсы финского языка от биржи труда с ….12 января! То есть ясное дело, что времени на адаптацию ребенка у меня просто не было: садик закрывался 20 декабря, а открывался только 7 января. Я в панике прибежала в садик, объяснила ситуацию воспитателю Анне. Она у нас очень молодая и красивая девушка, очень добрая, дети ее любят, я ее тоже люблю Анна меня успокоила, сказала, что, конечно, хорошо, если есть возможность дать ребенку привыкнуть к новой ситуации, но так, как Софья у них только одна новенькая и до августа новых детей не будет, то ей уделят предельное внимание и все будет хорошо. Мне выдали много разных анкет, причем Анна сто раз извинилась, что сейчас нет анкет на английском языке. Дома я заполнила эти бумаги: сведения о родителях и наши контактные данные, подробные вопросы о ритме дня ребенка, что ест, аллергичен или нет, что для ребенка важно, что умеет и т.д.

Всего три дня я смогла походить с дочкой в ДС, мы там проводили пол-дня до сна, потом шли домой. В первый день Анна провела со мной беседу на основании заполненных анкет, очень подробно расспрашивала о ребенке, сказала, что если у меня какие-то пожелания и т.д, то обязательно ей сказать. Также она предложила мне сделать фото-коллаж: на картоне формата А4 нужно было разместить фотографии мамы-папы-бабушек-дедушки, любимых животных, чтобы когда ребенок тоскует, показывать ей. Меня познакомили с персоналом: воспитательница Анна, няни-Суви и Лена. Все они прекрасно говорят по-английски, так что никаких проблем с коммуникацией. Няни и воспитатель выполняют совершенно одинаковую работу: моют детей, кормят, играют. Еще у нас есть уборщица, которая, кстати, знает всех детей по именам. Кабинет заведующей находится рядом с нашей группой, она тоже знает всех деток и иногда играет с ними, читает книжки.

В нашей группе 15 детишек, возраст от 1.10 до 4-х лет. У них много разных игрушек, большая игровая комната - трансформер: утром они там играют, днем там же спят, она же и спортивный зал. У каждого ребенка свое полотенце, висит на крючке, который подписан имененем ребенка. Полотенца каждое утро меняют. Само собой у каждого есть шкафчик. В нашем садике своя кухня, питание очень разнообразное.

ДС работает с 6.15 до 17.30, мы водим Софью с 9.00 до 16.00, т.е. на 7 часов в день. За это мы платим 230 евро. Стоимость рассчитывается с учетом дохода семьи, например, малообеспеченные семьи могут платить всего 15-20 евро в месяц, и кол-ва часов в саду, чем меньше часов, тем меньше плата. Кстати, крайне рекомендую сразу принести в ДС бумагу о своих доходах, чтобы они правильно все рассчитали. А то получите довольно большой счет! Режим дня примерно такой:

8.00 завтрак

8.30-10.00 игры в помещении

10.00-11.15 прогулка

12.00-14.00 сон

14.30 полдник

15.00 прогулка

Гуляют они и в дождь, и в снег, и в ветер, так что очень нужна хорошая одежда и обувь, чтобы было удобно и тепло.

Итак, в понедельник я отвела Соню в садик, переодела ее, но уйти было сложно. Рыдала она очень сильно, цеплялась за мою ногу и не хотела отпускать. Но воспитатель сразу же ее взяла на руки и стала успокаивать, мне же сказала, что если буду переживать, то позвонить им, они расскажут, что да как. Причем сразу же в первый день Соня осталась с 9 до 16.00, т.е. на целый день. В общем, дочери я не показала своих слез, но по пути домой рыдала, уж очень было ее жалко. Хотя я вообще не сентиментальна. На следующий день в садик она идти не хотела категорически и плакать начала уже дома, а уж в саду концерт был в самом разгаре. Через 2 недели мне стало казаться, что это не кончится никогда, несмотря на все уверения воспитателей, что это абсолютно нормально. В саду она практически не ела и не спала. Но волшебным образом к концу третьей недели это прекратилось. Она спокойно меня поцеловала, помахала ручкой и не пролила ни слезинки! Потом постепенно начала кушать и спать днем.

Я считаю, что такая быстрая адаптация без помощи мамы - это заслуга наших воспитателей, они действительно очень внимательные и заботливые. Софья просто обожает Анну, в садик ходит с удовольствием, ей там интересно. Они там поют, лепят, рисуют, есть занятия физкультурой, очень много гуляют, причем не только на площадке садика, но и ходят на городские детские площадки, в библиотеку, то есть малышовая жизнь весьма насыщенная! Детей учат хорошим манерам: здороваться, благодарить, прощаться, учат ждать своей очереди, обязательно моют руки и высаживают на горшок. Раз в 2 недели на эл. почту нам приходит отчет о событиях, что делали, куда ходили, как реагировали дети на разные события. Раз в месяц в группе вешают «стенгазету»: там фото детишек с описанием, например, «Посетили библиотеку», «играли в рыцарей и принцесс» и т.д. Каждый вечер воспитатель рассказывает, что и как делал ребенок в течение дня, как ел, как спал, что понравилось или не очень. Если рисовали или делали аппликацию, то шедевры можно забрать из своего шкафчика домой на память. Кстати, очень мило: Соне на ее день рождения подарили красивую аппликацию, которую делали всей группой, на обратной стороне воспитатели написали пожелания всего самого хорошего.

Некоторые правила в нашем ДС:

1. Обязательно сообщать, если ребенок не придет в (можно просто отправить смс).

2. Если ребенка забирает кто-то из незнакомых коллективу, например, бабушка-дедушка-подруга, тоже предупредить. Документов никаких не надо.

3. Принести kura vaatteet, резиновые сапоги, сменную одежду (пара футболок, штаны, колготки, носки и т.д.)

4. Можно (и нужно) принести любимую игрушку и соску, если это важно для ребенка.

5. Обратить внимание воспитателей на вкусовые пристрастия ребенка: например, Софья дома не пьет молоко, зато ест кефир, а в саду-наоборот. Я также сразу сказала, что если она плохо ест или вовсе отказывается от еды, то не надо заставлять.

6. Одевать ребенка удобно: я вот очень люблю платья, у Сони их много, но в садик в основном одеваю ей брючки-джинсы, она ведь постоянно там носится, ползает, лазает.

7. В пижаму детей на сон не переодевают: просто снимают верхний слой «одежды» и в постель, поэтому под кофточку я ей надеваю футболку, под штаны-колготки. Думаю, что летом будет спать просто в памперсе и футболке.

8. САМОСТОЯТЕЛЬНО подумать об уличной экипировке: лучше всего купить тонкую шапку-шлем под основную шапку, чтобы уши и шея были закрыты. В группе 15 детей и воспитатель не всегда может проследить, насколько качественно надета шапка, а так уж точно в уши не надует. Это же касается и перчаток, и теплых носков в сапоги.

9. На день рождения ребенка в нашем садике можно принести фрукты (бананы, яблоки, груши) и печенье. Есть дети с аллергией, поэтому домашнюю выпечку нельзя, т.к. воспитатель должен прочитать состав печенья.

10. Нужно подписать бумаги, в котрых разрешаешь/запрещаешь фотографировать ребенка и водить его в церковь (они там само собой не молятся, там часто бывают детские тусовки, а перед Рождеством поют для детей песни). По этой причине не могу сделать фото в садике: нужно собрать на это разрешение всех родителей.

Порой бывает, что ребенку надевают чужие варежки или кофточку, или не очень хорошо вымоют, или, например, неделю не могли найти Сонины варежки, пришлось купить новые (старые потом нашлись), но я не обращаю внимания на такие мелочи.

Через 2.5 месяца у нас состоялась беседа VASA, для нас пригласили переводчика. Воспитатель очень подробно рассказала, как развивается Софья, задавала много вопросов о ее поведении дома, вместе обсудили процесс приучения к горшку. Беседовали целый час, Анна еще раз напомнила, что все пожелания или вопросы обязательно говорить ей, чтобы совместно мы смогли сделать как можно лучше для развития ребенка.

Софья на удивление быстро осваивает финский язык: какие-то слова она и дома говорит по-фински, я это не пресекаю, хотя должно быть железное правило, что дома говорим только по-русски, но она пока еще маловата для этого. Анна сказала, что Соня понимает по-фински очень хорошо и никаких проблем в общении с ней не возникает.Выходит, что больше всех переживала за Софью я, а она довольно быстро привыкла к садику да и с языком потихоньку осваивается.

Подводя итоги, хочу заметить, что мне очень нравится позиция воспитателей: ни разу мне не сказали, что мой ребенок орет и мешает спать другим, что постоянно носят на руках (а первое время так и было), что нужно менять памперсы, т.к. на горшок она не ходит. Когда я благодарю за весь этот труд, они просто улыбаются и говорят: «Все ОК, это наша работа». Я не могу утверждать, что все детские сады именно такие, но наш мне очень нравится и я очень благодарна воспитателям за то, что они заботятся о моем ребенке и помогают ей адаптироваться во взрослом мире.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ФГАОУВО «Южный Федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра дошкольного образования Система дошкольного образования Финляндии В ыполнила: Нестерова Е.Ю. Проверила: доктор педагогических наук, профессор Куликовская И.Э.

Достижения Финляндии в области образования принято считать образцовыми.

Это - результат проведенных исследований качества образования PISA, в которых Финляндия стабильно показывает высокие результаты. Финский опыт анализируется мировой образовательной общественностью. Какие особенности финской системы образования привели к столь высоким достижениям? Маленькая северная страна сделала ставку на образование - и победила…

У жителей Финляндии отношение к ребенку с момента его появления на свет – как к полноправному гражданину страны. Сразу после рождения он получает паспорт. Родители не имеют права повышать голос на ребенка в общественных местах – это его унижает. «Воспитывать» можно только дома. А за попытку отшлепать чадо при всем честном народе можно схлопотать солидный штраф или даже срок.

Главной задачей «дневного ухода за маленькими детьми» (именно в такой формулировке в Финляндии был принят закон о дошкольном воспитании в 1973г.) является поддержка родителей в воспитании ребенка. А основное требование к детскому саду – создание надежных и доброжелательных отношений и разнообразной развивающей среды обучения. Развивая ребенка физически, интеллектуально, социально, необходимо уважать религиозные воззрения родителей или опекунов ребенка. В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание в Финляндии – платное. Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик.

Право на детский сад имеют все малыши страны по достижении ими 10 месяцев жизни. Большой популярностью в Финляндии пользуется идея интегрированного воспитания, когда вместе воспитываются больные и здоровые дети, дети разных национальностей и социального происхождения. Дети с ущербным здоровьем тянутся за сверстниками, а в итоге многим из них еще в раннем возрасте удается восстановить жизненные функции. Однако существуют и специализированные дошкольные учреждения. Одни из них обслуживают детей с недостатками физического, психического, когнитивного и социального развития (в одной группе такого сада может быть, например, 8 детей и 4 воспитателя). Другие дошкольные учреждения имеют ведущий «профиль». Там, например, очень много времени могут уделять занятиям искусству, иностранным языком и даже футболу. В каждой группе может быть от 12 до 21 ребенка, в зависимости от возраста. Считается, что каждый ребенок младше трех лет «занимает» два места, так как требует двойного внимания.

Детский сад открыт обычно с 6.30 или 7.00 до 17.00 или 18.00; ранние приходы и задержки обговариваются между членами коллектива (выпадают несколько раз в год каждому). Все взрослые работают в три смены, по очереди приходя в свою группу к 7.30, 8.00 или 10.00. Этот график позволяет одновременно находиться в группе в наиболее ответственную часть дня всем взрослым сразу. Обед входит в рабочее время: воспитатель питается вместе с детьми, иногда сидя с ними за одним столом. Кроме того, есть два кофейных перерыва. Их можно провести в комнате для персонала. Такие комнаты есть во всех детских садах. В них находится все необходимое для приготовления кофе или чая. В специальной комнате («учительской») педагоги не только собираются для обсуждения педагогических проблем, но и могут по очереди в течение рабочего дня отдыхать 15-20 минут в свободные от занятий часы, выпить кофе, пообщаться с коллегами, поговорить по телефону. В это время дети остаются под присмотром других взрослых. Это не только выражение уважения к труду педагогов со стороны администрации (несомненно, способствующее большему взаимопониманию и повышению общего уровня культуры в учреждении), но и производственная необходимость. Согласно исследованиям, уровень шума в детском учреждении очень высокий. Он является стрессогенным фактором и снижает работоспособность. Поэтому от постоянного гула детских голосов требуется время от времени отдыхать.

Единственным критерием отбора персонала дошкольного учреждения является полученное образование (высшее - у воспитателей и среднее специальное - у помощников воспитателей). Работники дошкольных учреждений должны повышать свою квалификацию по крайней мере каждые пять лет; в бюджете на это выделены средства. Во время обучения воспитатели знакомятся не только с теорией ухода за детьми и их воспитания, но и с новейшими исследованиями и практикой их использования. Помимо сугубо профессиональных навыков, от воспитателей требуется умение ориентироваться в социальной, политической и культурной реальности, в которой живут дети и их семьи. Должностей врача, медсестры, музыкального руководителя, логопеда нет. Регулярно проводятся только осмотры у зубного врача.

На каждого воспитателя детского сада, по закону, приходится по 4 ребенка. Картина, когда на улице играет 20 детей, а между ними гуляет 3-4 воспитателя – привычное дело. В 6-летнем возрасте дошколят бесплатно готовят к школе. В Финляндии принят закон, по которому все шестилетние дети имеют право на место в подготовительной группе детского сада или подготовительном классе школы.

Подходы к воспитанию детей в детских садах определяются опытом и традициями финского общества. Однако единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета. Воспитатели и помощники воспитателей руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности. Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников. В Финляндии именно родители отвечают за воспитание детей (их права и обязанности законодательно закреплены). Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Поощряется участие родителей в детско-родительских проектах.

Некоторые детские сады участвуют в исследовательских проектах совместно с университетами, в рамках которых изучается эволюция спонтанных игр, освоение компьютера, обучение рисовальной технике, математике, игре на музыкальных инструментах. Детей в финских садиках поощряют к самостоятельности, к самостоятельному выбору занятий. Финны считают, что ребенок как можно раньше должен начинать сам себя обслуживать. Детям поручают делать только то, с чем они уже могут справиться, обеспечивая им уверенность в своих силах.

Умение работать в малых группах считается чуть ли не основным для будущих школьников. И шестилеток, готовящихся к школе, обучают в первую очередь этому социальному навыку. Кроме этого, шестилетки должны научиться понимать инструкции педагога, сидеть на месте и слушать, отвечать на вопросы. Однако совершенно не обязательно, чтобы дети до поступления в школу овладели какими-то конкретными знаниями. От них не требуют заучивать наизусть тексты или правильно держать карандаш или ручку. Во время тихого часа дети сами выбирают, чем они будут заниматься: спать, слушать музыку или сказку на кассете, играть в тихие игры, рассматривать книги. Воспитатели всегда готовы делать что-нибудь с детьми руками, играть в настольные или ролевые игры, рисовать и лепить. Как правило, дети занимаются разными видами деятельности внутри одной темы, которая осваивается на протяжении недели, месяца или даже года.

Еще одно своеобразие финской системы дошкольного образования связано с погодой. «Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда», - гласит девиз детсадов. Финляндия – северная страна, а, значит, подрастающее поколение с детства закаляют и приучают к суровой финской природе.

По данным социологов, большинство финских семей довольны дошкольными учреждениями. Наибольшее удовлетворение вызывают сами воспитатели, характер и содержание деятельности, количество и качество детских игр.

Спасибо за внимание!


Екатерина Астапчик
Дошкольное образование в Европе. Финляндия

1 Слайд. Дошкольное образование в Европе . Финляндия .

2 Слайд. Детский сад

В отличие от среднего и высшего образования , дошкольное воспитание в Финляндии – платное . Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик. Оплата зависит не от престижности дошкольного учреждения , а от доходов семьи. В больших городах бывает, что мест не хватает, тогда местные муниципальные власти идут на всяческие уловки. Например, ежемесячно выплачивают из бюджета дополнительную сумму семье, лишь бы один из родителей оставался с ребенком дома. Детский сад является частью системы дошкольного воспитания . Его назначение- создать детям и их семьям достаточно высокий уровень для роста и развития, а также осуществлять уход, воспитание и следить за безопасностью, когда родители не могут делать этого сами, например, будучи на работе.

3 Слайд. Виды садов

Муниципальный : государственный детский сад, очередь в столичном регионе от 2-х до 4-х месяцев, но если нужно срочно выйти на учебу или работу, то место могут найти и за 2 недели.

Частные : как правило, сюда проще попасть, разная направленность - языковая, методика Монтессори, искусство и т. д. Стоимость посещения такого детского сада совпадает со стоимостью муниципального.

Детский сад семейного типа : это детский сад, который организован, например, в частном доме, квартире. Несомненно, есть определенные условия, которые должны быть соблюдены :

Должны быть организованы спальные места, место для игр, приема пищи;

Питание может быть или привозным (есть специальные службы по организации питания, хозяйка готовит сама или нанимает для этого повара.

Такие детские сады идеально подходят для деток, которым трудно привыкнуть к большим группам людей, им психологически проще находится практически в семье.

Детский сад группового типа. Это то же самое, что и семейный, только в здании, который выделил муниципалитет.

Открытый детский сад. Детский сад для всех детей дошкольного возраста , бесплатный. Дети находятся вместе с родителями, это своего рода семейный клуб, куда можно прийти с ребенком, чтобы пообщаться, поиграть, выпить кофе.

Специализированные дошкольные учреждения : в таких учреждениях воспитываются дети с недостатками психического, физического, когнитивного развития (в таком саду может 4 воспитателя обслуживать 8 детей, так же присутствуют смешанные, в которых воспитываются здоровые детки и с нарушением умственного или физического развития. Дети с нарушениями нуждаются в постоянном внимании и уходе, поэтому в группе, где, например, присутствуют шесть таких деток, работают шесть специалистов (два педагога, две няни и еще два помощника) . Детей инвалидов привозят на такси, которое оплачивает город, и он же обеспечивает всем необходимым учреждение, где обучаются дети.

Так же стоит отметить, что в основном дошкольные учреждения Финляндии двуязычные . Основной язык финский, а вторым языком может быт английский, немецкий, шведский или французский языки. Это зависит от сада и желания родителей, так что к школе дети свободно владеют двумя языками. Если в Финский сад принимается русский ребенок не понимающий финский или английский язык (воспитатели, как правило, обязаны знать два языка, то ребенку предоставляется бесплатный переводчик.

4 Слайд. Обслуживающий персонал.

Единственным критерием отбора персонала является полученное образование (высшее – у воспитателей, среднее специальное – у помощников воспитателей). Специальное обучение в колледжах и университетах продолжается три или четыре года. Помощник воспитателя учится 2,5 года. Работники дошкольных учреждений должны повышать свою квалификацию минимум каждые пять лет; в бюджете на это выделены средства. Во время обучения воспитатели знакомятся не только с теорией ухода за детьми и их обучения, но и с новейшими исследованиями и практикой их использования.

Должностей врача, логопеда, музыкального руководителя, медсестры нет. Рабочий день воспитателя длится 7 часов, помощника-8. В рабочее время входит обед. Воспитатель кушает вместе с детьми за одним столом. Во всех садах есть комнаты для персонала, в которых они могут провести 2 кофейных перерыва по 20 мин.

5 слад. Режим посещения.

Чаще всего детей отдают в садик на весь день, то есть с 6.30 до 17.00. Но есть варианты посещение садика на неполный день, а иногда всего на пару-тройку часов. Все зависит от того, в какой садик ходит ребенок. В муниципальном саду – самые жесткие правила, в семейном – самые либеральные. Для родителей, работающих посменно, по ночам и выходным предусмотрены специальные сады. В садах есть завтрак, обет, полдник.

6 слайд. Количество детей.

В Финских садах важно не количество детей в группе, а соотношение числа педагогов к числу детей. На одного взрослого по закону должно приходиться не более 4-х детей в возрасте до трех лет, и не более семи старше трех лет.

7 Слайд. Группы

В детские сады Финляндии принимают детей с 9-ти месячного возраста до 7-8 лет.

Дети младше 3 лет Маленькая группа и максимально устойчивые человеческие отношения. Достаточное количество времени и спокойная обстановка для усвоения нового в индивидуальном темпе, являются основными потребностями детей младше 3-х лет. Отдельные помещения, которые в то же время сообщаются с помещениями старших детей, являются одной из практических предпосылок для плодотворной деятельности детей младше 3-х лет.

Дошкольное обучение 6-леток –может осуществляться в детском саду или школе. Содержание дошкольного обучения составляет язык и коммуникация, математика, этика и мировоззрение, окружающая среда и природоведение, здоровье, физическое и моторное развитие, а также искусство и культура. Игра занимает центральное место в дошкольном обучении , осуществляемом как в детских садах, так и в школах. Важно заботиться о том, чтобы дошкольное обучение не стало школярским. Основным средством в решении этого вопроса является развитие творческого воображения ребёнка . Развитие готовности к учебной деятельности не должно основываться на изучении научного содержания и фактов. В детских садах дети 6-летнего возраста размещаются либо в своих группах, либо в совместных группах с 3-6-летними детьми. В группах 3-6-летних детей часть деятельности является общей для всех, часть – дифференцируется для осуществления целей дошкольного обучения 6-летних детей.

Предметно пространственная среда в группах создана так, чтобы, с одной стороны дать наибольшую возможность развития самостоятельности и творчества детей (все в свободном доступе, высокие стулья с подножкой, а с другой оградить от вероятных опасностей-нет дверок у шкафчиков.

8 Слайд. Игра.

Финская пословица гласит : «Игра-работа ребенка» . Что важно для развития Игра и подражание – это способ развиваться и учиться для маленьких детей. Играть тоже учатся сначала вместе со взрослыми. Игра приобретает новые формы при взаимных контактах детей. Согласно исследованиям, уже годовалые дети получают удовольствие от общества других и могут устанавливать устойчивые дружеские отношения со своими сверстниками. Совместное пение - является незаменимым инструментом для изучения азов коммуникации. Исследование предметов и игра с ними является существенной с точки зрения развития маленького ребёнка. Умения играть 3-5-летних детей развиваются в коллективе, где для игры предоставляется время, место и увлекательная обстановка. Сказки, истории и беседы являются существенной помощью в развитии словесной и письменной речи. Разновозрастные группы полезны для развития и старших и младших детей.

9 слайд. «Не бывает плохой погода – бывает неподходящая одежда»

Еще одно своеобразие финской системы дошкольного образования связано с погодой . «Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда» , - гласит девиз детсадов. А это значит, что финские дети гуляют на улице даже в непогоду : будь то проливной дождь или мороз. Финская одежда позволяет. Но если одежда промокла, то у ребенка есть запасная, которая лежит в корзинке.

Различные походы и культурные мероприятия осуществляют разработанной программе. Рабочий ритм в каждом детском саду немного отличается. Обычно в детских садах ребенок учится ходить на лыжах, кататься на коньках и плавать, ходить в поход- как правило это прогулка в ближайший парк или лес, либо в библиотеку. Расписание составляется каждую неделю.

10 Слайд. Система образования .

Финская система образования нацелена на развитие у воспитанника когнитивных функций :

Память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность , восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков.

Когнитивный резерв формирует не только личностные качества, но развивает и ключевые структуры мозга.

Принципы работы детского сада :

Уход, Воспитание, Обучение, Особая поддержка (при необходимости) Основной принцип таков, с помощью игры учимся новому.

12 Слайд. Воспитание.

Подходы к воспитанию детей в детских садах определяются опытом и традициями финского общества. Однако единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета. Воспитатели и помощники воспитателей руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности.

Главной задачей «дневного ухода за маленькими детьми» (именно в такой формулировке в Финляндии был принят закон о дошкольном воспитании ) является поддержка родителей в воспитании ребенка. А основное требование к детскому саду – создание надежных и доброжелательных отношений и разнообразной развивающей среды обучения. Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников. В Финляндии именно родители отвечают за воспитание детей (их права и обязанности законодательно закреплены) . Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Поощряется участие родителей в детско-родительских проектах.

13 Слайд. «Научиться учиться» .

Дошкольное образование является первым и наиболее важным этапом обучения в течении жизни. Основное внимание в детском саду Финляндии – «научится учится» . Уроки на природе, материала-ориентированное обучение. Чтение для удовольствия активно поощряются (Финляндия издает книги для детей больше, чем в любой другой стране). В основном на занятиях дети поют, играют, читают сказки, готовятся праздникам.

Отличительной особенностью финских детских садов, в том, что присутствует свобода выбора, заведующим и воспитателям ничего не навязывается сверху. Они не должны писать отчеты и к ним не приходят с проверкой инспекторы, даже финансовые вопросы решают больше органы власти, чем заведующие.

Несмотря на то что Финляндия как независимое государство существует всего 100 лет, её образовательная система заслуженно считается одной из самых лучших в мире. Эта страна традиционно занимает первые места по индексу образованности населения, а обладатели дипломов её высших учебных заведений пользуются большим спросом во всех странах Западной Европы. Качественное и, что очень важно для молодёжи, бесплатное образование привлекает в Финляндию студентов со всего мира. Не являются исключением и граждане России. Особенно популярно обучение в Финляндии среди жителей Северо-Западного региона, в отношении которых действует упрощённая система выдачи виз.

Особенности финского образования

Действующая сегодня в Финляндии образовательная система была сформирована в 60-х годах прошлого века. Она включает в себя 4 ступени:

  • дошкольное образование;
  • общеобразовательная школа;
  • средние учебные заведения;
  • высшие учебные заведения.

На каждой ступени обучение ведётся на двух государственных языках: финском и шведском. В северных районах страны к ним прибавляется язык коренных народов – суоми.

Дошкольное обучение

Детские сады Финляндии принимают детей с 9 месяцев до 5 лет. Их главная задача – уход за детьми в течение дня и помощь родителям в воспитание ребёнка. В отличие от всех остальных ступеней образования этот этап стоит денег. Причём размер оплаты зависит не от престижности или лучшего оснащения детского сада, а от размеров дохода родителей ребёнка. Максимальный платёж равен 254 евро, а минимальный – 23 евро.

В группе детского сада может быть от 12 до 21 ребёнка в зависимости от их возраста. Чем младше дети, тем больше воспитателей с ними работают. В больших городах часто встречается нехватка мест в дошкольных учреждениях, поэтому государство выплачивает пособие тем родителям, которые самостоятельно занимаются ребёнком.

В 6 лет начинается подготовка к школе, которая длится один год. Её посещение бесплатно и обязательно для всех детей. Группы для занятий формируют в детском саду или школе.

Общеобразовательная школа

Школьное образование в Финляндии состоит из двух уровней и продолжается 9-10 лет. Причём ученики не сдают экзамены даже после окончания школы. Дневников у них тоже нет. Родители могут узнать об успехах ребёнка из электронного классного журнала в национальной системе Wilma. Кроме того, один раз в месяц куратор класса передаёт им табель, где зафиксированы все оценки ученика.

Видео: обзорная экскурсия с директором общеобразовательной школы в Финляндии

Учебный год начинается в середине августа (точную дату назначает администрация школы) и продолжается до конца мая или начала июня. За это время школьники три раза уходят на каникулы. Все школы страны работают в первую смену, 5 дней в неделю.

Начальный уровень

В 7 лет дети идут в начальную школу (alakoulu), обучение в которой длится 6 лет. Младшие классы всё время проводят в одном кабинете с постоянным преподавателем. Первые два года школьники изучают четыре основных предмета:

  • математика;
  • чтение;
  • родной язык;
  • природоведение.

Дополнительно с ними занимаются физкультурой. Большое внимание уделяют и творческому развитию детей: их обучают игре на различных музыкальных инструментах, хоровому пению, рисованию и лепке. На одном уроке малыши могут одновременно изучать несколько дисциплин.

С каждым годом прибавляются новые уроки, и к окончанию шестого класса ученики имеют начальные знания по всем основным предметам, в число которых обязательно входят финский, шведский и два иностранных языка. Оценки в финской начальной школе появляются после 3 класса и выносятся только в устном виде.

Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, всем финнам ещё с раннего возраста объясняют, что детки с дефектами речи, инвалиды - это полноценные люди, к которым надо относиться на равных.

Верхняя ступень

С 7 класса ученики переходят в старшую школу. Обычно она находится в отдельном здании. На этом этапе каждый учитель преподаёт отдельный предмет. В классе он находится вместе с помощником, что значительно упрощает процесс обучения.

Старшеклассники вправе самостоятельно выбирать дополнительные дисциплины. Обучение на этом уровне длится 3 года. При желании дети могут улучшить свои знания, посещая дополнительный десятый класс. После окончания старшей школы её выпускники могут продолжить образование или пойти работать. Их знакомству с профессиями уделяют достаточно много внимания в девятом классе. Ученики самостоятельно выбирают себе желаемое место для трудоустройства и знакомятся с его особенностями.

Школьникам практически не задают домашних заданий. Финские педагоги считают, что для детей полезнее гулять и проводить свободное время с родителями, а не сидеть над уроками.

В старшей школе принята десятибалльная система оценок, в которой самой низкой является четвёрка. Если ученик получил такую оценку в качестве итоговой, то он должен в начале следующего учебного года доказать, что его знания улучшились.

Принципы финского школьного образования

Согласно исследованиям международной организации PISA, финские школьники стабильно занимают первые места по уровню образованности. Специалисты всего мира пытаются разгадать загадку такой эффективности обучения. Большинство из них считает, что во многом это стало возможным благодаря ряду принципов, на которых основано финское образование.

  1. Равенство. В Финляндии нет элитных или простых школ. Все общеобразовательные учреждения одинаково хорошо финансируются и имеют одинаковые возможности. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. В одном коллективе обучаются и гении, и заметно отстающие. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы и уровнем дохода родителей.
  2. Бесплатность. В финских школах категорически запрещены любые сборы денег с родителей. Помимо самого обучения, ученикам бесплатно предоставляются: обеды, экскурсии и любая внеклассная деятельность, учебники и все необходимые принадлежности, включая планшеты или электронные книги; транспорт, который развозит детей, если расстояние от дома до ближайшей школы более 2 км.
  3. Индивидуальность. Для каждого ребёнка учителя разрабатывают особый учебный план. Ученик может попросить дополнительного объяснения материала в конце урока. Репетиторов в Финляндии не существует. С их обязанностями отлично справляются учителя. Для детей, у которых постоянно возникают проблемы в усвоении материала, существует коррекционное обучение. Его проводят в небольших группах или индивидуально.
  4. Добровольность. Педагоги стараются заинтересовать ребёнка изучением тех или иных предметов, но если у него отсутствует желание или не хватает способностей, то его сориентируют на получение хорошей рабочей специальности. Выявлением склонностей к определённой деятельности занимается особый школьный специалист – «учитель будущего».
  5. Практичность. Финские школы готовят учеников к жизни, а не к экзаменам. Важно не запомнить формулы, а научиться пользоваться справочниками и правильно применять полученную информацию. Детей не вызывают к доске, учитель объясняет тему урока и вместе с помощником контролирует выполнение заданий.

Среднее образование - лицеи и колледжи

После школы финны могут продолжить образование в лицее (lukio) или профессиональном колледже (ammattikoulu). Отбор в учебные заведения этой ступени происходит по среднему школьному баллу. Слабые ученики поступают колледж, в котором получают рабочую специальность, а более сильные – в лицей, где совершенствуют свои знания в различных дисциплинах.

В зависимости от будущей профессии обучение в колледжах длится от одного года до четырёх лет. В них можно получить специальность практически в любой отрасли: от сельского хозяйства до искусства или спорта. Во время обучения особое внимание уделяют практическим знаниям. Выпускники при желании могут поступить в любое высшее учебное заведение.

Видео: система профессионального образования в Финляндии

В лицее обучение продолжается в течение 3 лет. Оно ведётся по курсовой системе, поэтому обычного разделения на классы не существует. После окончания лицея выпускники сдают экзамены по следующим дисциплинам:

  • родной язык (финский или шведский);
  • второй государственный язык;
  • иностранный язык;
  • математика или гуманитарные предметы (по выбору).

После успешного прохождения этих испытаний выпускники в торжественной обстановке получают белые фуражки, которыми очень гордятся, и начинают считаться абитуриентами. Сдача экзаменов позволяет выбирать для дальнейшего обучения любой институт или университет страны.

Высшее образование

ВУЗы Финляндии делятся на две категории:

  • университеты (yliopisto)
  • политехнические институты, или если дословно переводить их название с финского языка «институты прикладных наук» (ammattikorkeakoulu).

Главное отличие политехнических институтов – большое количество практических занятий, которые вводятся в учебный план уже в начале первого курса.

Финская система научных степеней включает в себя следующие уровни:

  1. Бакалавр (kandidaatti). Присваивается после 3-4 лет обучения в любом ВУЗе страны. На некоторых факультетах необходима защита выпускной работы или углублённое изучение нескольких предметов.
  2. Магистр (maisteri). Для получения степени магистра необходимо учиться ещё 2 года в университете. Выпускники политехнических институтов, решившие стать магистрами, должны отработать три года по выбранной специальности и посетить годичные подготовительные курсы.
  3. Доктор наук (tohtori). Обладателем этого звания студент становится после 4 лет обучения в докторантуре, проведения научного исследования и защиты диссертации. В середине этого срока соискателям присваивается степень лецинциата, не имеющая аналогов в других странах Европы.

Основные языки и принцип бесплатного обучения

Обучение в ВУЗах страны ведётся на финском и шведском языках. Но существуют программы для иностранных студентов и на английском языке. Большинство из них рассчитано на получение степени магистра в области бизнеса и IT-технологий. В зависимости от программы, преподавание на английском может длиться весь курс или только первые два года.

Все этапы финского высшего образования бесплатны как для местных жителей, так и для иностранцев, включая граждан России, Украины и Казахстана.

Популярные учебные заведения и образовательные программы для русских

Долгое время финские родители не имели права выбирать школы. Несмотря на то, что сейчас этот запрет снят, большинство учеников продолжает ходить в ближайшие школы, так как все они практически одинаковы. Но есть учебные учреждения, в которых программа заметно отличается от других. Так, среди иммигрантов из нашей страны популярна Русская Школа Восточной Финляндии, основанная в 1997 году. Её филиалы расположены в трёх городах: Йоэнсуу, Лаппеэнранте и Иматрее.

Обучение в этой школе ведётся на финском языке, но некоторые предметы преподают на русском. Кроме того, дети иммигрантов получают помощь на родном языке во время уроков и могут посещать дополнительные занятия для изучения финского языка.

Выпускники Русской Школы без экзаменов поступают в её гимназию, где из них формируют особые группы, обучающиеся в лицеях города. Профильные предметы они изучают отдельно от остальных лицеистов, а обязательные – на общих занятиях.

В Финляндии расположено около 50 высших учебных заведений. Самый большой и престижный из них – университет города Хельсинки. В нём преподают только высококлассные специалисты. Здесь изучают практически все возможные дисциплины, особенно ценится образование, полученное на медицинском факультете этого университета. Обучение на бакалавриате проходит только на финском и шведском языках, но многие магистерские и докторские программы преподаются на английском.

Большинство российских студентов выбирает для себя программы, ориентированные на бизнес, информационные технологии и туризм. Это обусловлено тем, что именно данные направления обычно преподаются на английском языке. В некоторых вузах существуют программы, в которых часть предметов читают на русском языке. Так, университет прикладных наук Миккели (Ammattikorkeakoulu) обучает на курсе гостиничного бизнеса и туризма. Здесь можно получить как степень бакалавра, так и магистра.

Как поступить в вуз?

Прежде всего необходимо определиться с выбором университета и узнать о действующих в нём правилах приёма абитуриентов. Все вузы самостоятельно определяют сроки подачи документов, их список и способ сдачи вступительных экзаменов.

Видео: как поступить в университет прикладных наук Финляндии

Большинство университетов принимает документы с начала декабря по конец марта. Чаще всего будущие студенты должны представить следующие бумаги:

  • заполненное заявление с просьбой о приёме в вуз (образец можно найти на сайте Universityadmissions.fi – для университетов или Admissions.fi – для политехнических институтов);
  • копия аттестата о полученном среднем образовании, переведённая на финский язык;
  • сертификат, подтверждающий успешную сдачу международного экзамена по английскому языку (TOEFL или IELTS);
  • мотивационное письмо на английском языке, в котором абитуриент рассказывает, почему он выбрал именно этот университет.

Некоторые вузы самостоятельно проверяют уровень знания английского языка на очном экзамене.

Ученики 11 класса, ещё не получившие аттестат, могут поступить в финские университеты по программе discretionary admission. Для этого им потребуется приложить к пакету документов справку, подтверждающую обучение в 11 классе и табель с оценками за первое полугодие.

При положительном результате рассмотрения документов абитуриент получает письменное приглашение на вступительные испытания. На основании этого документа будущий студент получает разрешение на въезд в Финляндию.

В некоторые вузы необходимо сдать экзамены по профильным предметам, а в другие – достаточно успешно пройти собеседование. В приграничные области России часто приезжают приёмные комиссии из Финляндии и проводят вступительные испытания на месте.

После получения подтверждения о зачислении в ВУЗ, необходимо оформить студенческую визу. Для этого необходимо предоставить в посольство Финляндии пакет документов, в который входят:

  • анкета, заполненная по форме OLE_OPI (её можно скачать на сайте migri.fi);
  • две фотографии размером 47 мм на 36 мм;
  • действующий заграничный паспорт;
  • справка, подтверждающая зачисление в финское учебное заведение;
  • свидетельство о полученном в России образовании;
  • справка из банка о наличии средств, достаточных для проживания в Финляндии (не менее 560 евро в месяц);
  • медицинский страховой полис;
  • свидетельство о рождении и разрешение родителей на выезд в Финляндию (для студентов младше 18 лет).

Студенты, приехавшие в Финляндию на срок более года, обязаны получить регистрацию в полицейском отделении. Она включает в себя предоставление основных анкетных данных и продлевается каждый год.

Стоимость обучения в Финляндии для иностранцев

Высшее образование в Финляндии бесплатно, но потратиться студентам все же придётся. Во время обучения в университете необходимо оплачивать учебные пособия и обязательные членские взносы в профсоюз. Обычно эти платежи не превышают 90 евро в месяц. Кроме того, студент самостоятельно оплачивает жилье и питание.

В каждом городе Финляндии есть организация, занимающаяся распределением общежитий. Желающих получить в них жильё очень много, поэтому обращаться к ним лучше сразу после поступления. Заявки подают на сайт организации. Стоимость отдельной комнаты в трехкомнатной квартире составляет от 150 до 300 евро в зависимости от размера города.

Иностранным студентам, получающим первое высшее образование, никаких стипендий не предоставляется. На различные гранты могут рассчитывать только соискатели степени магистра или доктора наук.

Студенческая виза даёт право работать не более 20 часов в неделю. На время каникул это ограничение снимается. В крупных городах Финляндии найти работу студенту, свободно владеющему финским языком, достаточно легко. Без этого умения часто приходится довольствоваться должностью уборщика или разнорабочего.

Власти Петербурга ответили на пробелы в развитии города, призвав застройщиков к возведению инфраструктуры, в первую очередь - строительству детских садов в новых кварталах. По просьбе «Фонтанки» специалисты петербургской строительной компании «Ленстройтрест» рассказывают о самых необычных и радующих глаз детских садах мира.

Власти Петербурга ответили на пробелы в развитии города, призвав застройщиков к возведению инфраструктуры, и в первую очередь - к строительству детских садов в новых кварталах. По просьбе «Фонтанки» специалисты петербургской строительной компании «Ленстройтрест» рассказывают о самых необычных и радующих глаз детских садах мира.

1 Taka-Tuka-Land , Берлин, Германия

В берлинском детском садике Taka-Tuka-Land архитекторы решили акцентировать внимание на том, что дети очень подвижные. Они так и норовят побегать туда-сюда с бешеными скоростями, а это чревато серьезными травмами. Поэтому в Taka-Tuka-Land тяжело найти твердые поверхности (кроме пола) и острые углы. Ну а назван он в честь идеальной для детей страны Така-Тука из сказки про Пеппи Длинныйчулок.

Экстерьер и интерьер этого дошкольного учреждения решены в ярких салатово-желтых тонах, а вход оформлен в форме гигантского шалаша, сколоченного из деревянных реек. Внутри здания таких шалашей, только выполненных из мягкой ткани и батута, еще больше. Они построены вдоль стен, а также оформляют изнутри некоторые окна. Забавны и конструкции шведских стенок: это не привычные для нас деревянные перекладины, закрепленные у стен, а целые городки из лесенок, арок и качелей. Коридор садика превращен в небольшое выставочное пространство, в котором экспонируются детские рисунки, фотографии, поделки. Стенды также выкрашены в светло-желтый цвет и подсвечены лампами.

2 Парижский детский сад Ecole Maternelle Pajol

Ecole Maternelle Pajol, детский сад с 4 учебными комнатами, который находится на улице Pajol в 18-м парижском округе, сочетает в себе множество вещей, которые так любимы и желанны в детстве. Каждый шаг и поворот открывает очередную грань удивительного, яркого, цветного мира, который никогда не становиться унылым и скучным.

Вот что говорят его создатели:

"Мы любим цвет, особенно когда он применяется с целью осветить и придать яркость серому и скучному окружающему пространству. И этот детский сад определенно говорит на языке радостных цветов.

Нам нравится, когда публичное искусство, публичные здания и пространства используются для игр, выражения радости, а не только для показа помпезного «приемлемого» искусства и архитектуры. И разве не должен детский сад соответствовать настроению именно детей, а не взрослых?"

3 Детский сад "Кекец" (Kekec) от Архитектура Юрэ Котник. Любляна, Словения

Детский сад "Кекец" находится в одном из жилых районов Любляны. Его появление было обусловлено растущей потребностью в новых детских садах, так как население столицы значительно увеличилось, и плотность застройки внутри кольцевой дороги города также возросла. Идея подобного дизайна возникла из-за нехватки оборудования детских игровых площадок в уже существующих детских садах. Новый фасад помогает справиться с этой проблемой, потому что сам является игровым элементом. С одной стороны доски, прикрывающие застеклённый фасад, раскрашены в один из девяти ярких цветов, а с другой – дерево оставлено неокрашенным.

У подобного решения есть несколько функциональных назначений: оно служит как элемент, создающий тень, а также как развивающая игра для детей. Во время игры с этими заслонками дети узнают различные цвета и постоянно изменяют внешний вид своего детского сада.

4 Segrt Hlapic, Загреб, Хорватия

Архитектурная компания Radionica Arhitekture, создавшая детский садик Segrt Hlapic в хорватской столице Загребе, решила, что детям вовсе не обязательно осваивать сложности лабиринтов коридоров больших зданий.

В итоге у них вышел просто вытянутый детский сад, где каждой группе детишек доступно огромное помещение, объединяющее в себе и спальню, и игровую, и учебный класс.

5 Fagerborg Kindergarten, Осло (Норвегия)

Fagerborg Kindergarten – уникальный детский сад, построенный в Осло (Норвегия) по проекту норвежской архитектурной студии RRA.

Общая площадь необычного здания составляет около 1000 квадратных метров. Учитывая пожелания местных властей, авторы проекта разработали экологически устойчивый объект с современной архитектурой и позитивным демократичным "содержанием". Интерьеры выполнены в натуральном дереве, которое чередуется с яркими веселыми включениями в самых неожиданных местах.

6 Детский сад в Тромсе, Норвегия

В результате конкурса на создание нового дошкольного учреждения, объявленного местными властями, в городе Тромсе, Норвегия, появилось целых два новых детских сада. Архитекторам была предоставлена полная свобода в организации пространства, что позволило компании 70°N arkitektur as создать веселые, цветные и, что немаловажно, интерактивные интерьеры.

Попав внутрь детского сада, можно подумать, что ты оказался в увеличенном в несколько раз детском селекторе. В стенах комнат проделаны отверстия разных размеров, через многие из которых детишки могут беспрепятственно пролезть. Также наличие отверстий облегчает работу воспитателей, ведь им не нужно постоянно бегать из комнаты в комнату в надежде уследить сразу за всеми. В двух садах предусмотрено большое количество цветных элементов, что способствует развитию детей.

Предусмотрена возможность двигать некоторые из внутренних стенок, что позволяет легко реорганизовывать помещения под конкретные задачи. При такой планировке детского сада можно смело сказать, что маленьким сорванцам не придется скучать.

7 Детский сад в «Финском городке Юттери» (Колпино, Россия) и детский сад в «Нью-Тоне» (С.-Петербург, Россия)

В России тоже есть необычные и прекрасные проекты детских домой. Так, строительная компания «Ленстройтрест» в рамках проекта застройки нового жилого комплекса в Колпино, который получил название "Финский городок Юттери", построит детский сад мечты. Как говорят специалисты компании: "В детский сад надо ходить с удовольствием! Поэтому мы решили оформить его в виде сказочного замка, который сможет принять 120 маленьких жителей "Юттери"."

Комплекс "Юттери" строится в лучших традициях жилкомплексов Европы – когда сочетаются красота и строгость внешнего вида строений, удобство и безопасность квартир внутри. А одним из основополагающих принципом философии "Живи", по которой разработаны все проекты компании, является социальная инфраструктура. Согласно ей и строится сказочный замок посреди финского городка, а по соседству с ним возводится большая и уютная школа с бассейном и спортплощадкой.

Примечательно, что сказочный дворец в "Юттери" не единственный проект компании "Ленстройтрест" в наших краях. Так, в 2016 году в жилом комплексе "Нью-Тон", что строится близ ст. м. "Ладожская", будет построен еще один необычный детский сад, с музыкально-эстетическим уклоном.

При проектировании детского сада строители стремились создать такое место, куда дети будут с удовольствием приходить каждый день, поэтому сделали акцент на яркую архитектуру. Новый детский сад в "Нью-Тоне" – это эллипсовидное здание с разноцветными стенами, фасад которого будет украшать большой декоративный скрипичный ключ. Радовать глаз детский сад будет и в тёмное время суток, благодаря художественной подсветке фасада.

"Наша главная задача – не просто построить детский сад, а создать все условия для обеспечения маленьких жителей "Нью-Тона" качественным образованием. Как родитель я понимаю, насколько важно быть уверенным в том учреждении, куда вы отдаете ребенка: на что делается акцент в программе обучения, насколько серьезно руководство относится к выбору курса развития, существуют ли дополнительные образовательные возможности, каково материально-техническое и медико-социальное обеспечение детского сада. В нашем проекте ЖА "Нью-Тон" в решении всех этих вопросов мы принимаем непосредственное участие. Нам удалось договориться об утверждении творческой направленности для будущего детского сада, т.к. мы понимаем, что музыкальное образование и развитие творческих способностей необходимо начинать в раннем возрасте. Впоследствии детский сад будет оснащен всеми необходимыми музыкальными инструментами для детей, а в преподавательский состав войдут лучшие педагоги города", – отмечает директор проекта "Нью-Тон" Виктор Лебедев.

8 Aadharshila Vatika (Нью-Дели, Индия)

В столице Индии находится замечательным детский сад. Его дизайн отражает важность веселья и игр в дошкольном воспитательном процессе. Также он призван стимулировать детскую любознательность. А специальные навигационные средства помогут детям самостоятельно ориентироваться на территории садика.

Проект детского сада Aadharshila Vatika был осуществлен фирмой Spaces Architects. Архитекторы воплотили в реальность все требования заказчиков по строительству этого дошкольного центра. Смелые цвета, пространства различных форм, нестандартная мебель – все эти факторы создали уникальную атмосферу детского сада.

Снаружи детский сад имеет форму неправильного шестиугольника, огражденного по периметру забором. Внутри же архитекторы постарались максимально просто спроектировать расположение игровых комнат, чтобы дети не растерялись, находясь там.

Помимо всех обязательных условий, обеспечивающих необходимое развитие детей, дизайнеры оформили игровые комнаты таким образом, чтобы стимулировать детскую любознательность. Для этого на поверхностях пола и стен внутри и снаружи здания они расположили графические вывески, следы от рельсов, рельефно-точечный шрифт Брайля. Специалисты утверждают, что такие навигационные средства помогут детям самостоятельно ориентироваться на территории садика.

9 Loop Kindergarten (Тяньцзинь, Китай)

Данный детский сад построили в 2012 году. Сад имеет округлые края, вкрапления яркого цвета, форму "пончика" - всё это и многое другое формирует эстетическое, позитивное пространство для игры и обучения, создает иллюзию движения, помогает развитию воображения и общению.

Много окон впускают естественный свет, а крыша с искусственной травой – еще одна площадка для игры.

10 Kindergarten Wolfartsweier (Карсруэ, Германия)

Kindergarten Wolfartsweier – новый детский сад в виде кота находится в Вольфартсвайере, районе немецкого города Карлсруэ, недалеко от французской границы.

Архитекторы Томи Унгерер и Айла-Сюзан Йондель выбрали для воплощения замысла форму игривого кота, готовящегося к прыжку. Детский сад открылся в 2002 году. Дети входят в «рот» по красному ковру-языку, как послушные мыши, готовые быть проглоченными. Внутри "лап" находятся игровые площадки. А в "животе" – раздевалка, учебная комната, кухня, столовая и лестница. Второй этаж - "голова". В ней разместился зал, в котором днем всегда светло благодаря огромным окнам-глазницам.

Позади здания есть металлическая труба-горка, замаскированная под кошачий хвост. На крыше посеяна трава – подразумевается, что это «шерсть» животного.