План по самообразованию воспитателя по теме сказкотерапия. Проект сказкотерапия подготовила: воспитатель первой квалификационной категории юсупова а.р. сказкотерапия – это прежде всего, язык, на котором можно вести. Выводы по анализу

Государственное автономное учреждение Амурской области «Шимановский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
УТВЕРЖДАЮ: Директор государственного автономного учреждения Амурской области «Шимановский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" ______________________Шагибекова О.Г.
«___» ______________ 2017 г.
План по самообразованию
«Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»
Подготовил:
педагог – психолог
отделения социальной реабилитации
Иваненко Светлана Ивановна
Шимановск, 2017 год
Тема: «Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение своего профессионального уровня; предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников;
2. овладение новыми формами, методами и приемами работы
3. изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.
«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.
Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.
Этапы реализации Задачи Сроки
Подготовительный Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом).
Изучение психолого – педагогической,
методической литературы
по теме самообразовании.
Изучение материалов на интернет ресурсах www.cka3ka-iks.ru, vashpsixolog.ru,
Онлайн семинар «Сказкотерапия в работе с детьми» Института психотерапии и клинической психологии, г.Мосвка
Просмотр видео тренинга «Обыкновенное Чудо Сказкотерапии»
Январь - март
Диагностический Создание программы коррекционных занятий для дошкольников с использованием п-Ранняя диагностика, выявление нарушений и отклонений в развитии дошкольников;
-Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития;
-Коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей дошкольного возраста;
- Профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников.
риёмов и методов сказкотерапии.
«Лесенка» - исследование самооценки.
Тест «Дорисовывание» - исследование образного мышления.
Беседа о страхах. Модификация по: Захаров А. И.
Апрель - июнь
Практический Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии.
Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников основанных на содержании сказок, для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.
Обобщение собственного опыта психологической деятельности. Июль - октябрь
Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования. Ноябрь – декабрь 2017 года
Список литературы:
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. - М. Генезис. 2011 г.
Н.А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.


Приложенные файлы

План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Степаненко Дарья Викторовна

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны ,которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине . Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных инравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего,поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показатьнравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории ,как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок , в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми , особенно в дошкольном возрасте ?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринемая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством ввоспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка . Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга , справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ . На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей , установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка . Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка , ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Цели :

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки .

3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания) .

4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки .

Для достижения цели я определила, следующие задачи :

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей , формированиенравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни , умение делать нравственный выбор .

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев , учить давать оценку поведению своему и других.

6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками .

7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровнявоспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок .

8. Помочь родителям понять ценность сказки , ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки . Они сопереживают положительным героям,подсказывают им , как надо и не надо поступать,у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят всказку , а значит, через нее легче обучать и воспитывать . Таким образом, сказка жила , живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль .

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям :

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями :

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальнык консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему : «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников ».

4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.

5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

Образовательные области :

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно – эстетическое.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

Перспективный план по самообразованию по теме :

«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников »

Составил : воспитатель 1 категории

Степаненко Д.В.

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания »: постановка целей и задач по даннойтеме .

2. Родительское собрание : « Сказка ложь – да в ней намек» : (цель : познакомить с предметно-развивающей средой группы, познакомить с развлечениями, утренниками, театрализованными праздниками проводимые в течение года).

3. Консультация для родителей : .

1. Изучение темы : « Роль народной сказки в развитии речи детей» .

Методические приемы :

Чтение детям и пересказ сказки : «Волк и семеро козлят» , рассматривание иллюстрации.

- Консультация для родителей : « Роль сказок в развитии детей » , « Сказки помогут справиться с детским непослушанием» .

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народнымисказками , дисками.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми .

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах .

Методические приемы :

Чтение и пересказ детям сказки : «Бычок, смоляной бочок» .

-Дидактическая игра : «Угадай сказку » .

Консультация : «Особенности чтения сказок о животных » .

3. День матери : организация конкурса для мам «Маму очень я люблю» .
4.Проведение открытого занятия по духовно нравственному развитию детей "В ПОИСКАХ СУНДУЧКА С СОКРОВИЩАМИ "

1. Изучение темы : «Использование сказок в работе с детьми . Методические приемы :

- Дидактическая игра : «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) .

В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы : «Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр» .

2. Родительское собрание : проведение мастер – класса по теме « Сказочная книга » .

3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки » .

1. Изучение темы : «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы :

Чтение детям сказки : «Три медведя» .

Прослушивание аудиозаписи сказки .

-Консультация для родителей : «Почитай мне сказку » .

Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему : «Как подружить ребенка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

1. Роль сказки в воспитании детей .

Методические приемы :

Обустроить уголок ряженья.

- Консультация для родителей : «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказку ».

1. Изучение темы : «Влияние сказок на психику ребенка » .

Методические приемы :

-Дидактическая игра : «Из какой сказки герой » .

Приобрести в группу раскраски по народным сказкам .

-Консультация для родителей : «Как выбрать полезную сказку для малыша » .

В уголке для родителей поместить книжку – раскладку : «О чем и как беседовать с детьми после чтения» .

1. Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей ».

Методические приемы :

Учить детей обыгрывать знакомые сказки .

Добавить материал в театральный уголок.

2. Театрализация сказки В.Сутеева " Под грибом"

1. Самоанализ плана по самообразованию .

Методические приемы.

Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки .

2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки » .

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующуюлитературу :

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки » .

3. Зинкевич – Евстигнеева : «Практикум по сказкотерапии » .

4. Э. И Иванова : «Расскажи мне сказку » . Литературные сказки для детей . Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева : «Иное царство русских сказок » .

Гурнова Валентина Трофимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1467 Дошкольное отделение № 2
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Метод сказкотерапии - принцип целостного развития личности"
Дата публикации: 21.09.2016
Раздел: дошкольное образование

ГБОУ Школа №1467

Дошкольное отделение №2

Сообщение для педагогов по теме самообразования

«Метод сказкотерапии-

основной принцип целостного развития личности»

Воспитатель: Гурнова Валентина Трофимовна
«Через сказку, фантазию, игру, Через неповторимое детское творчество - Верная дорога к сердцу ребенка. Сказка - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, И они забьют животворными ключами» В.Сухомлинский В последнее время в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовно- нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, компьютера, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о том, что ребенок должен быть всесторонне развит. ФГОС в дошкольном образовании нацелен на главный результат – социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха, целостность развития личности. Но о таком развитии можно говорить только тогда, когда в ребенке развиты такие жизненно важные качества, как Доброта, Взаимопомощь, Сочувствие. Закладывать предпосылки данных качеств в самом раннем возрасте начинают родители, даря свою заботу и тепло, а продолжает педагогический коллектив детского сада.
Воспитатели и родители дошкольников довольно часто обращаются к педагогу-психологу с жалобами, что некоторые дети бывают агрессивными, плаксивыми, либо у них появилась излишняя тревожность, страхи. Проведя диагностику и наблюдение за детьми имеющие данные проблемы по следующим диагностическим методикам: «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С.Кауфмана; « Выявления наличия страхов» Захарова А.И.; «Тест тревожности» В.М.Астапова; и анкетирование родителей педагог-психолог выявила, что агрессия, тревожность и страхи занимают одно из наиболее важных мест в эмоционально-поведенческом развитии этих детей. Все это свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки (32%), у 42% детей отмечается высокий уровень тревожности, 24% детей высокий уровень агрессивности. Изучив научно-методическую литературу, результаты деятельности и опыт работы педагогов по данной проблеме учёные выяснили, что проявление детской агрессивности в данное время является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. Что касается тревожности у ребенка дошкольного возраста - то это то же самое, что и тревожность взрослого человека, то есть предчувствие грозящей опасности и связанного с этим дискомфорта и неблагополучия. По результатам анкетирование родителей
«
Сказка в жизни ребенка», выяснили, почему родители не читают детям книжки: Родители забывают об одной важной области в воспитании детей – умственной поддержки. Одним из главных способов этой поддержки это совместное чтение с ребенком, а как показали результаты анкетирования – регулярно читают лишь 22% родителей. Не знание родителями книг, которые можно и интересно читать ребенку в определенном возрасте (43%). Не обсуждают содержание прочитанной сказки с ребенком (52%). Чтение заменяют просмотром телепередач (39%). Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно- нравственных качеств детей. Вопросами эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие зарубежные и отечественные ученые (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, З.Фрейд, А.И. Захаров). Они предлагают разнообразные методы коррекции эмоциональных нарушений в поведении детей с помощью разных средств, таких как игры, игрушки, изобразительная деятельность ребенка, музыка и музыкально-пластическая деятельность, театр и в целом искусство. Однако самым, на наш взгляд, эффективным и доступным для дошкольников средством является сказка. Рассматриваемый нами в данной направлении вопрос – обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на наш взгляд, интересным и актуальным, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Использование данного средства в работе с детьми для нас стало возможным при применении сказкотерапии - метода, использующего сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказкотеррапия –один из видов здоровьесберегающих технологий и является инновационным методом в работе с детьми. Сказкотеррапия –метод, использующий сказочную форму для
интеграции личности, развития творческих способностей, для расширения сознания и совершенствования взаимодейсокружающим миром.душе. Забота о Душе (в переводе греческого) – и есть терапия. Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей. Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптации их к психике ребенка. Необходимо подчеркнуть, что метод сказкотерапии применяется в совокупности с другими методами и приемами воспитательно-образовательной работы. Передо мной возникла проблема: Как использовать ресурсы сказок как средства и познавательно- речевых способностей в формировании и развитии личности дошкольника? С этой целью была разработан план по схеме темы самообразования на каждый месяц, до конца учебного года. Это –проведение досуга «В мире доброты». Конкурс «Отгадайка», выставка «В гости к доброму волшебнику»,проведение экскурсий в уголки книги по группам доу, также планируется использовать цветные мнемотаблицы при помощи ИКТ. Далее открытый показ «Сказочное путешествие» Все мероприятия ориентированы на использование в таком воспитательно-образовательном процессе участие педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителе).При взаимодействии со всеми перечисленными, сказки, игры и упражнения воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, проведению с ними коррекции эмоционально - волевой сферы, развитие их произвольного внимания и обучения процессу расслабления, поспособствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют познавательно-речевое общение детей со сверстниками. Также планируется применение сказкотерапии - метода, использующего сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром,прогрессивного развития языковой личности ребенка дошкольного возраста. Кстати, можно разработать целый цикл занятий и предложить детям и родителям. Цикл занятий поможет эффективно организовать работу по развитию устного словесного творчества, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию хорошо знакомых детям сказок и последующего сочинения собственных сказок и их постепенной драматизации(это уже для старших дошкольников) План всех занятий разработан с учётом возрастных особенностей, будет проводится 1 раз в неделю в течении всего учебного года. Большое значение имеет размещение детей в комнате. Сказкотерапия проводится по подгруппам, для детей 4-5 лет – 20 минут. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Как показывает опыт, именно в этом диапозоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздрожительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка. Поставлена перед собой цель: -гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств, творческих способностей, познавательно-речевых. Для достижения цели намечены следующие задачи: -разработать содержание различных форм организации работы с детьми по использованию Сказкотерапии; -пополнить предметно-пространственную среду -корректировать и развивать психомоторную сферу, коммуникативные навыки; -развивать диалогическую, монологическую речь; -расширять кругозор детей, формировать знания об окружающем мире -воспитывать чувство доброты, взаимопомощь, сочувствие -развивать воображение, мышление, память, внимание; -содействовать сплочению детского коллектива -укрепить союз «Ребенок-Родитель -Педагог»
Предполагаемый комплект подхода, обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: -социально-коммуникативное развитие, -познавательное развитие,речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие. На родительском собрании будет обсуждение с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации такой работы, определение содержания, длительности плана и участия в нем родителей. С моей стороны будет изучение методической литературы по данной теме. Основной этап реализации –это роль воспитателя в совместной деятельности с детьми при работе со сказкой. Самое главное –это вовлечение ребенка в мир игры, сказки. Использовать можно буквально все – песок, воду, крупу, мелкие игрушки, конструктор, бросовый материал, разные виды театров. Вся работа будет проходить в форме игровых занятий, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. по принципу «от простого к сложному». Главное. чтобы ребенок понял смысл того, что хотели до него донести. Итак сказкотерапия (игры-занятия): С использованием методик необходимо сделать диагностику, подготовить достачно материала, дополнить уголки атрибутами, самостоятельная деятельность такжне предусматривается в сказкотеррапии,далее на родительском собрании провести треннинг по этой теме, нужно добиться чтобы родители стали единомышленниками с педагогами по использованию сказкотерапии в работе с детьми, получили необходимые знания по данной теме, Введение элементов сказкотерапии в воспитательно-образовательный процесс привлекает тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сказкотерапия – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных задач педагогом. Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка. Таким образом, саморегуляция своего поведения, повышение самооценки, самостоятельность, переживания, обогащение новыми чувствами и мотивами, творческое самовыражение – вот неполный перечень особенностей личностного развития дошкольников, сформированных в процессе использования сказкотерапии. В соответствии с ФГОС, по завершению дошкольного образования, воспитанник должен соответствовать Модели выпускника ДОУ. Использование в воспитательно-образовательном процессе метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип сказкоторапии – целостное развитие личности. Соблюдение определенных правил при работе со сказкой, желание родителей, усердие и неравнодушие педагогов, несомненно, дадут хорошие результаты. Педагоги, работающие с детьми – это творческие люди, которые постоянно что-то придумывают, стараются сделать мир детей краше и интереснее. Поэтому, педагог, в принципе, и сам в состоянии придумать сказку для ребенка, главное желание. И неважно, в стихах или прозе, важен смысл сказки, важен результат. А если есть результат, значит все, что мы делаем для детей – это не напрасно. Стоит всего один раз попробовать придумать самостоятельную сказку и желание возвращается снова и снова. «Пригласите в мир «СКАЗКИ» малыша И он узнает, как «СКАЗКА» хороша
Проникнется и мудростью и добротой И с чувством сказочным Пройдет он жизненной тропой»

Тема моего плана самообразования « Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников.

Над этой темой я работаю первый год. Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем. В настоящее время у детей заметно снизился интерес к чтению художественной литературы, интерес к книге заменяется просмотром телевизора и компьютерными играми, непонимания родителями значения чтения сказок для воспитания ребенка. Родители испытывают затруднения в создании условий для приобщения ребенка к книге.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений. Чем больше мы читаем ребенку сказок, обсуждаем происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться художественная литература, тем больше он начинает любить книгу. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе.

Выбор темы обусловил постановку следующей цели:

Создать условия для развития связной речи детей посредствам сказкотерапии.

По данной теме я изучаю литературу.

Сказкотерапия -это метод, направленный на решение каких-либо проблем используя ресурсы сказки

Суть сказкотерапии

Суть метода состоит в том, что ребенок пытается анализировать ситуацию, полученную из той или иной сказки . Он как бы ставит себя на место главного героя, рассуждает, как поступил бы в похожем случае. Сказкотерапия помогает детям увидеть свои собственные проблемы и найти способы их решения. Она помогает организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций.

В чем отличие сказкотерапии от обычных сказок?

В данном случае используются не просто всем известные литературные сказки, а подбираются они или сочиняются для конкретного ребенка и для решения одной конкретной проблемы.

  1. Она может быть любой: ребенок боится темноты, разбрасывает игрушки, дерется, ругается с родителями, не хочет ходить в садик, обижает кошку т.д. (Мы с детьми придумывали такие сказки как «О брошенной игрушке», «Анфиска-капризка»

Впрочем, помочь скоректировать поведение ребенка могут и всем известные народные и авторские художественные сказки.

Например:

  • ребенку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун»;
  • легкомысленному и шаловливому – «Приключения Незнайки»;

С детьми были проведены развлечение «В гости к сказке мы пойдем»,» Зайка -зазнайка», «В стране доброты» в ходе которых дети отгадывали сказочные загадки, возвращали героев в свою сказку, угадывали из какой сказки герои по иллюстрациям, изображали героев сказки и.т.д.

Использую пальчиковый,настольный театр для развития мелкой моторики,инсценировки стихотворения и сказок..У детей развивается воображение,речь,мышление.

Например:Обыгрывая сказку «Кот,петух и лиса»,поговорили не только о безопасной жизнедеятельности (не впускать в дом незнакомца,но и о том какие должны быть друзья. -драматизация сказок с передачей в мимике и движениях эмоциональных состояний: радость, горе, просьба, утешение;

За время работы у нас в группе приобретены немало дидактических игр на тему «Сказки» , в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр : закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.

В конце октября у нас проходил проект «Книжкина неделя». И мы в нашей группе оформляли выставку «Моя любимая книга»,дети нас знакомили с любимыми книгами.

В познавательном развитии проводилось много бесед о сказках. Проведена деятельность «Путешествие в страну сказок» , «Путешествие по сказке» , «Наши добрые сказки» . Лепили : «Мой любимый сказочный герой» , рисовали «Нарисуем сказку» :Изготовляли маски для игр –драматизаций.

Артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке» ….

Разучивали физкультминутки : «Буратино потянулся» ,

«Иван –Царевич» , «Шёл король по лесу» , «Заячья зарядка»

Имитировали упражнения : «Изобрази героя сказки» .

Также, дети совместно с родителями участвовали в выставке рисунков на тему: «Моя любимая сказка»,

Слайд 6 .Дети принимали участие в конкурсе чтецов «Как хорошо здоровым быть», где Вероника А. Заняла 3 место в нашем саду.

В конкурсе чтецов посвященных юбилею Э.Успенского, Алиса М.Заняла 3 место в нашем саду и участвовала в муниципальном конкурсе в детском саду «Чебурашка» где заняла 3 место среди детских садов.

Так же работа проведена с родителями :

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании детей» .

Буклет для родителей «Сказка в жизни ребенка» . В январе планирую провести встречу с родителями на тему «Сказка ложь -да в ней намек».

В работе с педагогами я раздала консультации «Роль сказки в воспитании детей», »Использование сказкотерапии в развитии связной речи дошкольников»

В нашей группе так же ведется кружок «Юный книголюб»

Целью которого является :

Развитие литературного интереса и связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Развиваем речь детей с помощью:

Пересказывания сказок; Заучивание ситихов наизусть,

Рассказывания сказок по кругу;

Сказка на новый лад;

Изменение сказок (Жила-была в лесу злая коза и было у нее семеро козлят)

Смешивание сюжетов;

Новое название;

Новый персонаж (Не колобка испекла бабка,а другого героя).Использую такие нетрадиционные методы развития речи как сказкотерапия, синквейн.

Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята учатся вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творчеству.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №350 присмотра и оздоровления» Кировского района г. Казани

«План по самообразованию педагога»

Липовцевой Евгении Викторовны

Тема: «Сказкотерапия как средство развития детей

дошкольного возраста»

учебный год.

Тема самообразования воспитателя МБДОУ № 350

«Сказкотерапия как средство развития детей

Онлайн семинар «Сказкотерапия в работе с детьми» Института психотерапии и клинической психологии, г.Мосвка

Просмотр видео тренинга «Обыкновенное Чудо Сказкотерапии»


Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010

Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. - М. Генезис. 2011 г.

Н.А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь