Государственное автономное учреждение Амурской области «Шимановский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
УТВЕРЖДАЮ: Директор государственного автономного учреждения Амурской области «Шимановский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" ______________________Шагибекова О.Г.
«___» ______________ 2017 г.
План по самообразованию
«Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»
Подготовил:
педагог – психолог
отделения социальной реабилитации
Иваненко Светлана Ивановна
Шимановск, 2017 год
Тема: «Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение своего профессионального уровня; предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников;
2. овладение новыми формами, методами и приемами работы
3. изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.
«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.
Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.
Этапы реализации Задачи Сроки
Подготовительный Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом).
Изучение психолого – педагогической,
методической литературы
по теме самообразовании.
Изучение материалов на интернет ресурсах www.cka3ka-iks.ru, vashpsixolog.ru,
Онлайн семинар «Сказкотерапия в работе с детьми» Института психотерапии и клинической психологии, г.Мосвка
Просмотр видео тренинга «Обыкновенное Чудо Сказкотерапии»
Январь - март
Диагностический Создание программы коррекционных занятий для дошкольников с использованием п-Ранняя диагностика, выявление нарушений и отклонений в развитии дошкольников;
-Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития;
-Коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей дошкольного возраста;
- Профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников.
риёмов и методов сказкотерапии.
«Лесенка» - исследование самооценки.
Тест «Дорисовывание» - исследование образного мышления.
Беседа о страхах. Модификация по: Захаров А. И.
Апрель - июнь
Практический Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии.
Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников основанных на содержании сказок, для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.
Обобщение собственного опыта психологической деятельности. Июль - октябрь
Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования. Ноябрь – декабрь 2017 года
Список литературы:
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. - М. Генезис. 2011 г.
Н.А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.
Приложенные файлы
План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Степаненко Дарья Викторовна
Пояснительная записка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны ,которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине . Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных инравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего,поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показатьнравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории ,как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок , в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми , особенно в дошкольном возрасте ?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринемая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Проблема
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством ввоспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка . Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга , справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ . На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей , установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка . Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка , ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Цели :
1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки .
3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания) .
4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки .
Для достижения цели я определила, следующие задачи :
1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей , формированиенравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни , умение делать нравственный выбор .
3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев , учить давать оценку поведению своему и других.
6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками .
7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровнявоспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок .
8. Помочь родителям понять ценность сказки , ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Детям интересно слушать сказки . Они сопереживают положительным героям,подсказывают им , как надо и не надо поступать,у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.
После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят всказку , а значит, через нее легче обучать и воспитывать . Таким образом, сказка жила , живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль .
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям :
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями :
1. Проведение родительских собраний.
2. Индивидуальнык консультации и беседы с родителями.
3. Оформление уголка для родителей на тему : «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников ».
4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.
5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.
1. Познавательное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Художественно – эстетическое.
5. Социально-коммуникативное.
Перспективный план по самообразованию по теме :
«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников »
Составил : воспитатель 1 категории
Степаненко Д.В.
Сентябрь.
1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания »: постановка целей и задач по даннойтеме .
2. Родительское собрание : « Сказка ложь – да в ней намек» : (цель : познакомить с предметно-развивающей средой группы, познакомить с развлечениями, утренниками, театрализованными праздниками проводимые в течение года).
3. Консультация для родителей : .
1. Изучение темы : « Роль народной сказки в развитии речи детей» .
Методические приемы :
Чтение детям и пересказ сказки : «Волк и семеро козлят» , рассматривание иллюстрации.
- Консультация для родителей : « Роль сказок в развитии детей » , « Сказки помогут справиться с детским непослушанием» .
2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народнымисказками , дисками.
1. Создание картотеки сказок для работы с детьми .
2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах .
Методические приемы :
Чтение и пересказ детям сказки : «Бычок, смоляной бочок» .
-Дидактическая игра : «Угадай сказку » .
Консультация : «Особенности чтения сказок о животных » .
3. День матери
: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю»
.
4.Проведение открытого занятия по духовно нравственному развитию детей "В ПОИСКАХ СУНДУЧКА С СОКРОВИЩАМИ "
1. Изучение темы : «Использование сказок в работе с детьми . Методические приемы :
- Дидактическая игра : «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок ?»
Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) .
В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы : «Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр» .
2. Родительское собрание : проведение мастер – класса по теме « Сказочная книга » .
3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки » .
1. Изучение темы : «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
Методические приемы :
Чтение детям сказки : «Три медведя» .
Прослушивание аудиозаписи сказки .
-Консультация для родителей : «Почитай мне сказку » .
Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему : «Как подружить ребенка с книгой» - о пользе домашнего чтения.
1. Роль сказки в воспитании детей .
Методические приемы :
Обустроить уголок ряженья.
- Консультация для родителей : «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказку ».
1. Изучение темы : «Влияние сказок на психику ребенка » .
Методические приемы :
-Дидактическая игра : «Из какой сказки герой » .
Приобрести в группу раскраски по народным сказкам .
-Консультация для родителей : «Как выбрать полезную сказку для малыша » .
В уголке для родителей поместить книжку – раскладку : «О чем и как беседовать с детьми после чтения» .
1. Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей ».
Методические приемы :
Учить детей обыгрывать знакомые сказки .
Добавить материал в театральный уголок.
2. Театрализация сказки В.Сутеева " Под грибом"
1. Самоанализ плана по самообразованию .
Методические приемы.
Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки .
2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки » .
При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующуюлитературу :
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
2. Ильин И.: «Духовный мир сказки » .
3. Зинкевич – Евстигнеева : «Практикум по сказкотерапии » .
4. Э. И Иванова : «Расскажи мне сказку » . Литературные сказки для детей . Просвещение 2001г.
5. Ланчеева – Репьева : «Иное царство русских сказок » .
Гурнова Валентина Трофимовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
ГБОУ Школа № 1467 Дошкольное отделение № 2
Населённый пункт:
г.Москва
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
"Метод сказкотерапии - принцип целостного развития личности"
Дата публикации:
21.09.2016
Раздел:
дошкольное образование
ГБОУ Школа №1467
Дошкольное отделение №2
Сообщение для педагогов по теме самообразования
«Метод сказкотерапии-
основной принцип целостного развития личности»
Воспитатель: Гурнова Валентина Трофимовна
«Через сказку, фантазию, игру,
Через неповторимое детское творчество -
Верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка - это ключик, с помощью которого
можно открыть эти истоки,
И они забьют животворными ключами»
В.Сухомлинский
В
последнее
время
в
России
произошли
перемены
социально
-
экономического
и
политического
характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм
поведения
в
обществе.
Специалисты
стали
говорить
о
проблемах
в
воспитании духовно-
нравственных качеств подрастающего поколения.
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на
второй план, их место занял экран телевизора, компьютера, с которого в жизнь ребенка теперь
постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или
нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали
уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе.
Родители
покупают
своим
детям
красочные
энциклопедии, водят
на
дополнительные
занятия
к
педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми
чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное
общение
в
диалоге
«родители-ребенок»
времени
не
хватает.
А
кто
же
даст ребенку
уроки
нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым?
Современные
дошкольные
учреждения
ищут
новые
личностно-ориентированные
подходы
в
образовании.
Сегодня
многие
педагоги
озабочены
поиском
нетрадиционных
путей,
как
сделать
каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи
обучать
дошкольника.
Как
воспитать
и
развить
основные
его
способности:
слышать,
видеть,
чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а
значит оригинально и непривычно?
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
говорит
о
том, что ребенок должен быть всесторонне развит. ФГОС в дошкольном образовании нацелен на
главный
результат
–
социализацию
ребенка,
потребность
в
творчестве,
любознательность,
мотивацию в достижении успеха, целостность развития личности.
Но о таком развитии можно говорить только тогда, когда в ребенке развиты такие жизненно
важные
качества,
как
Доброта,
Взаимопомощь,
Сочувствие.
Закладывать
предпосылки
данных
качеств в самом раннем возрасте начинают родители, даря свою заботу и тепло, а продолжает
педагогический коллектив детского сада.
Воспитатели и родители дошкольников довольно часто обращаются к педагогу-психологу с
жалобами, что некоторые дети бывают агрессивными, плаксивыми, либо у них появилась излишняя
тревожность, страхи.
Проведя
диагностику
и
наблюдение
за
детьми
имеющие
данные
проблемы
по
следующим
диагностическим методикам: «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С.Кауфмана;
« Выявления наличия страхов» Захарова А.И.; «Тест тревожности» В.М.Астапова; и анкетирование
родителей педагог-психолог выявила, что агрессия, тревожность и
страхи занимают одно из наиболее важных мест в эмоционально-поведенческом развитии этих
детей.
Все это свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников.
У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки (32%), у 42% детей отмечается
высокий уровень тревожности, 24% детей высокий уровень агрессивности.
Изучив научно-методическую литературу, результаты деятельности и опыт работы педагогов по
данной проблеме учёные выяснили, что проявление детской агрессивности в данное время является
одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь
дело.
Сюда
относятся
вспышки
раздражительности,
непослушание,
избыточная
активность,
драчливость, жестокость.
Что
касается
тревожности
у
ребенка
дошкольного
возраста
-
то
это
то
же
самое,
что
и
тревожность взрослого человека, то есть предчувствие грозящей опасности и связанного с этим
дискомфорта и неблагополучия.
По результатам анкетирование родителей
«
Сказка в жизни ребенка», выяснили, почему родители не
читают детям книжки:
Родители забывают об одной важной области в воспитании детей – умственной поддержки. Одним
из главных способов этой поддержки это совместное чтение с ребенком, а как показали результаты
анкетирования – регулярно читают лишь 22% родителей.
Не знание родителями книг, которые можно и интересно читать ребенку в определенном возрасте
(43%).
Не обсуждают содержание прочитанной сказки с ребенком (52%).
Чтение заменяют просмотром телепередач (39%).
Наблюдения
за
детьми
дошкольного
возраста,
позволяют
предположить,
что
чаще
всего
гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. В связи с этим
возникает
потребность
в
коррекции
эмоционально-поведенческих
проблем,
развитии
духовно-
нравственных качеств детей.
Вопросами эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста занимались и занимаются
многие зарубежные и отечественные ученые (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, З.Фрейд, А.И. Захаров).
Они предлагают разнообразные методы коррекции эмоциональных нарушений в поведении детей с
помощью разных средств, таких как игры, игрушки, изобразительная деятельность ребенка, музыка
и музыкально-пластическая деятельность, театр и в целом искусство. Однако самым, на наш взгляд,
эффективным и доступным для дошкольников средством является сказка.
Рассматриваемый нами в данной направлении вопрос – обучение и воспитание детей дошкольного
возраста
посредством
сказки
–
является,
на
наш
взгляд,
интересным
и
актуальным,
так
как
обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и
метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и
волшебства. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Встреча
со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости.
Использование данного средства в работе с детьми для нас стало возможным при применении
сказкотерапии - метода, использующего сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений
и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.
Сказкотеррапия
–один
из
видов
здоровьесберегающих
технологий
и
является
инновационным
методом
в
работе
с
детьми.
Сказкотеррапия
–метод,
использующий
сказочную
форму
для
интеграции
личности,
развития
творческих
способностей,
для
расширения
сознания
и
совершенствования взаимодейсокружающим миром.душе.
Забота о Душе (в переводе греческого) – и есть терапия.
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее
эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.
Актуальность
и
новизна
комплексной
сказкотерапии
заключается
в
объединении
многих
методических,
педагогических,
психотерапевтических
приемов
в
единый
сказочный
контекст
и
адаптации их к психике ребенка. Необходимо подчеркнуть, что метод сказкотерапии применяется в
совокупности с другими методами и приемами воспитательно-образовательной работы.
Передо мной возникла проблема: Как использовать ресурсы сказок как средства и познавательно-
речевых способностей в формировании и развитии личности дошкольника?
С этой целью была разработан план по схеме темы самообразования на каждый месяц, до конца
учебного года. Это –проведение досуга «В мире доброты». Конкурс «Отгадайка», выставка «В гости к
доброму волшебнику»,проведение экскурсий в уголки книги по группам доу, также планируется
использовать цветные мнемотаблицы при помощи ИКТ. Далее открытый показ «Сказочное
путешествие»
Все
мероприятия
ориентированы
на
использование
в
таком
воспитательно-образовательном
процессе участие педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителе).При
взаимодействии
со
всеми
перечисленными,
сказки,
игры
и
упражнения
воздействуют
на
эмоционально-поведенческие проблемы детей, проведению с ними коррекции эмоционально - волевой
сферы, развитие их произвольного внимания и обучения процессу расслабления, поспособствуют
снижению
уровня
тревожности,
оптимизируют
познавательно-речевое
общение
детей
со
сверстниками.
Также планируется
применение сказкотерапии - метода, использующего сказочную форму для
коррекции
эмоциональных
нарушений
и
совершенствования
взаимоотношений
с
окружающим
миром,прогрессивного развития языковой личности ребенка дошкольного возраста. Кстати, можно
разработать
целый
цикл
занятий
и
предложить
детям
и
родителям.
Цикл
занятий
поможет
эффективно организовать работу по развитию устного словесного творчества, начиная с обучения
составлению
репродуктивно-творческих
импровизаций
по
содержанию
хорошо
знакомых
детям
сказок и последующего сочинения собственных сказок и их постепенной драматизации(это уже для
старших дошкольников)
План всех занятий разработан с учётом возрастных особенностей, будет проводится 1 раз в неделю
в
течении
всего
учебного
года.
Большое
значение
имеет
размещение
детей
в
комнате.
Сказкотерапия проводится по подгруппам, для детей 4-5 лет – 20 минут. Состав каждой из них не
должен превышать 12 человек. Как показывает опыт, именно в этом диапозоне эффекты групповой
сказкотерапии могут проявляться особенно ярко. Вместе с тем в группе не должно быть более
одного гиперактивного, раздрожительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.
Поставлена перед собой цель:
-гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых
качеств, творческих способностей, познавательно-речевых.
Для достижения цели
намечены следующие задачи:
-разработать
содержание
различных
форм
организации
работы
с
детьми
по использованию
Сказкотерапии;
-пополнить предметно-пространственную среду
-корректировать и развивать психомоторную сферу, коммуникативные навыки;
-развивать диалогическую, монологическую речь;
-расширять кругозор детей, формировать знания об окружающем мире
-воспитывать чувство доброты, взаимопомощь, сочувствие
-развивать воображение, мышление, память, внимание;
-содействовать сплочению детского коллектива
-укрепить союз «Ребенок-Родитель -Педагог»
Предполагаемый комплект подхода, обеспечивает развитие детей во всех пяти
взаимодополняющих образовательных областях:
-социально-коммуникативное развитие, -познавательное развитие,речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,физическое развитие.
На родительском собрании будет обсуждение с родителями, выяснение возможностей, средств,
необходимых
для
реализации
такой
работы,
определение
содержания,
длительности
плана
и
участия в нем родителей.
С моей стороны будет изучение методической литературы по данной теме.
Основной этап реализации –это роль воспитателя в совместной деятельности с детьми при работе
со сказкой. Самое главное –это вовлечение ребенка в мир игры, сказки. Использовать можно буквально
все – песок, воду, крупу, мелкие игрушки, конструктор, бросовый материал, разные виды театров.
Вся
работа
будет
проходить
в
форме
игровых
занятий,
но
при
этом
сохраняются
элементы
познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у
детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех
видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. по
принципу «от простого к сложному». Главное. чтобы ребенок понял смысл того, что хотели до него
донести.
Итак сказкотерапия (игры-занятия):
С использованием методик необходимо сделать диагностику, подготовить достачно материала, дополнить
уголки атрибутами, самостоятельная деятельность такжне предусматривается в сказкотеррапии,далее на
родительском
собрании
провести
треннинг
по
этой
теме,
нужно
добиться
чтобы
родители
стали
единомышленниками с педагогами по использованию сказкотерапии в работе с детьми, получили
необходимые знания по данной теме,
Введение элементов сказкотерапии в воспитательно-образовательный процесс привлекает
тем,
что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам
проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений,
поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Сказкотерапия
–
это
не
только
игра,
но
и
ненавязчивое
осуществление
поставленных
задач
педагогом. Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо
возвысить
его
духовно
и
приобщить
к
творчеству,
удовлетворить
его
внутренние
желания;
потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.
Таким
образом,
саморегуляция
своего
поведения,
повышение
самооценки,
самостоятельность,
переживания,
обогащение
новыми
чувствами
и
мотивами,
творческое
самовыражение
–
вот
неполный перечень особенностей личностного развития дошкольников, сформированных в процессе
использования сказкотерапии.
В соответствии с ФГОС, по завершению дошкольного образования, воспитанник должен соответствовать
Модели выпускника ДОУ.
Использование
в
воспитательно-образовательном
процессе
метода
сказкотерапии
позволяет
реализовать основной принцип сказкоторапии – целостное развитие личности.
Соблюдение определенных правил при работе со сказкой, желание родителей, усердие и неравнодушие
педагогов,
несомненно,
дадут
хорошие
результаты.
Педагоги,
работающие
с
детьми
–
это
творческие люди, которые постоянно что-то придумывают, стараются сделать мир детей краше и
интереснее. Поэтому, педагог, в принципе, и сам в состоянии придумать сказку для ребенка, главное
желание. И неважно, в стихах или прозе, важен
смысл сказки, важен результат. А если есть результат, значит все, что мы делаем для детей – это
не напрасно. Стоит всего один раз попробовать придумать самостоятельную сказку и желание
возвращается снова и снова.
«Пригласите в мир «СКАЗКИ» малыша
И он узнает, как «СКАЗКА» хороша
Проникнется и мудростью и добротой
И с чувством сказочным
Пройдет он жизненной тропой»
Тема моего плана самообразования « Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников.
Над этой темой я работаю первый год. Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем. В настоящее время у детей заметно снизился интерес к чтению художественной литературы, интерес к книге заменяется просмотром телевизора и компьютерными играми, непонимания родителями значения чтения сказок для воспитания ребенка. Родители испытывают затруднения в создании условий для приобщения ребенка к книге.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений. Чем больше мы читаем ребенку сказок, обсуждаем происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться художественная литература, тем больше он начинает любить книгу. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе.
Выбор темы обусловил постановку следующей цели:
Создать условия для развития связной речи детей посредствам сказкотерапии.
По данной теме я изучаю литературу.
Сказкотерапия -это метод, направленный на решение каких-либо проблем используя ресурсы сказки
Суть сказкотерапии
Суть метода состоит в том, что ребенок пытается анализировать ситуацию, полученную из той или иной сказки . Он как бы ставит себя на место главного героя, рассуждает, как поступил бы в похожем случае. Сказкотерапия помогает детям увидеть свои собственные проблемы и найти способы их решения. Она помогает организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций.
В чем отличие сказкотерапии от обычных сказок?
В данном случае используются не просто всем известные литературные сказки, а подбираются они или сочиняются для конкретного ребенка и для решения одной конкретной проблемы.
- Она может быть любой: ребенок боится темноты, разбрасывает игрушки, дерется, ругается с родителями, не хочет ходить в садик, обижает кошку т.д. (Мы с детьми придумывали такие сказки как «О брошенной игрушке», «Анфиска-капризка»
Впрочем, помочь скоректировать поведение ребенка могут и всем известные народные и авторские художественные сказки.
Например:
- ребенку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун»;
- легкомысленному и шаловливому – «Приключения Незнайки»;
С детьми были проведены развлечение «В гости к сказке мы пойдем»,» Зайка -зазнайка», «В стране доброты» в ходе которых дети отгадывали сказочные загадки, возвращали героев в свою сказку, угадывали из какой сказки герои по иллюстрациям, изображали героев сказки и.т.д.
Использую пальчиковый,настольный театр для развития мелкой моторики,инсценировки стихотворения и сказок..У детей развивается воображение,речь,мышление.
Например:Обыгрывая сказку «Кот,петух и лиса»,поговорили не только о безопасной жизнедеятельности (не впускать в дом незнакомца,но и о том какие должны быть друзья. -драматизация сказок с передачей в мимике и движениях эмоциональных состояний: радость, горе, просьба, утешение;
За время работы у нас в группе приобретены немало дидактических игр на тему «Сказки» , в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр : закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.
В конце октября у нас проходил проект «Книжкина неделя». И мы в нашей группе оформляли выставку «Моя любимая книга»,дети нас знакомили с любимыми книгами.
В познавательном развитии проводилось много бесед о сказках. Проведена деятельность «Путешествие в страну сказок» , «Путешествие по сказке» , «Наши добрые сказки» . Лепили : «Мой любимый сказочный герой» , рисовали «Нарисуем сказку» :Изготовляли маски для игр –драматизаций.
Артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке» ….
Разучивали физкультминутки : «Буратино потянулся» ,
«Иван –Царевич» , «Шёл король по лесу» , «Заячья зарядка»
Имитировали упражнения : «Изобрази героя сказки» .
Также, дети совместно с родителями участвовали в выставке рисунков на тему: «Моя любимая сказка»,
Слайд 6 .Дети принимали участие в конкурсе чтецов «Как хорошо здоровым быть», где Вероника А. Заняла 3 место в нашем саду.
В конкурсе чтецов посвященных юбилею Э.Успенского, Алиса М.Заняла 3 место в нашем саду и участвовала в муниципальном конкурсе в детском саду «Чебурашка» где заняла 3 место среди детских садов.
Так же работа проведена с родителями :
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании детей» .
Буклет для родителей «Сказка в жизни ребенка» . В январе планирую провести встречу с родителями на тему «Сказка ложь -да в ней намек».
В работе с педагогами я раздала консультации «Роль сказки в воспитании детей», »Использование сказкотерапии в развитии связной речи дошкольников»
В нашей группе так же ведется кружок «Юный книголюб»
Целью которого является :
Развитие литературного интереса и связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Развиваем речь детей с помощью:
Пересказывания сказок; Заучивание ситихов наизусть,
Рассказывания сказок по кругу;
Сказка на новый лад;
Изменение сказок (Жила-была в лесу злая коза и было у нее семеро козлят)
Смешивание сюжетов;
Новое название;
Новый персонаж (Не колобка испекла бабка,а другого героя).Использую такие нетрадиционные методы развития речи как сказкотерапия, синквейн.
Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята учатся вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творчеству.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №350 присмотра и оздоровления» Кировского района г. Казани
«План по самообразованию педагога»
Липовцевой Евгении Викторовны
Тема: «Сказкотерапия как средство развития детей
дошкольного возраста»
учебный год.
Тема самообразования воспитателя МБДОУ № 350
«Сказкотерапия как средство развития детей
Онлайн семинар «Сказкотерапия в работе с детьми» Института психотерапии и клинической психологии, г.Мосвка
Просмотр видео тренинга «Обыкновенное Чудо Сказкотерапии»
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. - М. Генезис. 2011 г.
Н.А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь