Актуальность.
Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все и млад и стар, ждут с нетерпением встречи нового года, и каждая семья занята предновогодними хлопотами, покупками. Яркие, красочно сверкающие витрины магазинов приглашают нас приобрести эксклюзивные новогодние товары, а ведь когда то самым дорогим и желанным новогодним украшением считалась игрушка, сделанная своими руками. Процесс изготовления игрушек объединял, сплачивал всю семью, каждый старался сделать, что то, особенное, неповторимое для украшения своей ёлки и дома.
Тип проекта.
Познавательно-творческий, долгосрочный (ноябрь-декабрь)
Цель проекта.
К Новому году украсить группу, ёлку и участок игрушками сделанными руками воспитанников. Создать радостное, мажорное настроение в преддверии Нового года, вызвать у детей интерес к истории Новогодней игрушки и желание самостоятельно изготавливать и украшать ими не только детский сад, но и свои квартиры совместно с родителями.
Образовательные области:
познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, музыка, физическая культура, труд, здоровье, безопасность.
Задачи.
Дать детям представление об истории возникновения праздника в нашей стране, его традициями.
Формировать у детей социально-духовные качества через организацию разных видов деятельности.
Познакомить с разновидностью и этапами изготовления новогодних игрушек в разные временные отрезки.
Формирование коммуникативных навыков детей, умений поддерживать доброжелательные отношения между детьми в совместной деятельности.
Развитие связной речи, расширение словарного запаса детей, фантазии, творчества.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Этапы реализации.
1 этап подготовительный.
Как называется самый любимый зимний праздник?
Как он возник в нашей стране?
Какие персонажи являются главными в Новогодний праздник?
Откуда появился Дедушка Мороз и Снегурочка?
Чем украшают ёлку на Новый год?
Какие новогодние игрушки вы знаете?
Из чего делают новогодние игрушки?
Как мы можем подготовиться к встрече Нового года?
2 этап разработка.
Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
Организация мини-музея «Ёлочной игрушки».
Составление конспектов занятий, подбор презентации и видеороликов.
Подбор стихов, физкультминуток, малых форм фольклора.
Подбор книг, иллюстративного материала.
Подбор дидактических игр.
Подбор музыкального репертуара.
Привлечение родителей к текущему проекту.
3 этап формирующий (познавательно-творческий).
Познание. Коммуникация. ФЦКМ.
| Чтение художествен. Литературы.
| Художественное творчество.
|
Социализация.
| Физическая культура.
| Музыка.
|
Труд в природе. Строительство из снега снежных построек и раскрашивание гуашевыми красками. Украшение участка и ёлкой с новогодними гирляндами и игрушками. | Безопасность.
| Работа с родителями.
|
4 этап заключительный (подведение итогов).
Оформление мини-музея «Новогодние игрушки наших родителей».
Оформление книжной выставки и альбома на новогоднюю тему.
Выставки творческих работ детей.
Выпуск новогодней стенгазеты.
Оформление группы и участка игрушка сделанными руками детей.
Участие в фотовыставке поделок и рисунков на сайте http://www.maaam.ru/
Проведение семейной выставки-конкурса «Новогодняя игрушка на ёлку» и украшение поделками садовской ёлки на улице.
Проведение новогоднего утренника (совместная подготовка с музыкальным руководителем)
Ожидаемые результаты.
Расширение кругозора детей в области истории Новогоднего праздника.
Развитие интереса детей к поисковой деятельности.
Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детьми.
Развитие у детей художественного творчества, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.
Проявление доброты к окружающим и бережного отношения к игрушкам.
Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.
Участники проекта.
Дети подготовительной логопедической группы №10, родители и воспитатель группы Егорова А.В., музыкальный работник.
Используемые интернет ресурсы.
МБОУ «Баунтовский эвенкийский район»
Районная научно – практическая конференция школьников «Будущее Баунта»
Направление исследовательской работы по технологии
«Новогодняя игрушка:
меняется дизайн, традиция остаётся»
Адрес название учебного заведения:
с. Романовка, ул. Почтовая 24
Ф.И.О. исполнителя: Нестерова Галина Олеговна.
МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа».
Домашний адрес:
Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район,
с. Романовка, ул. Почтовая
контактный телефон: 8 924-658-6602
Ф.И.О. руководителя: Карпова Людмила Анатольевна
Учитель технологии.
МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа».
Романовка – 2018 г.
Введение__________________________________________________________________
История одной традиции
Новогодняя игрушка – свидетель ушедшей эпохи______________________________
Практическая часть
Изготовление игрушек для елки из подручного материала_________________________
Заключение_______________________________________________________________
Список литературы________________________________________________________
Приложение______________________________________________________________
Введение
Русская история и культура знает множество традиций, которые являются духовной памятью народа. Такие праздники как Масленица, день Ивана Купала прочно вошли в жизнь русского народа и получили развитие в сказках, преданиях, легендах.
Одной из наиболее значимых традиций, несомненно, является празднование Нового года. Каждый календарный год заканчивается и начинается тем, что мы любуемся нарядами пушистой ёлочки: то на ней заполыхают красные шары, то она приоденется в золото, то выберет себе серебряный наряд, то станет переливаться всеми цветами радуги - так сверкают гирлянды, мишура, и, конечно, елочные игрушки. Ёлочная игрушка имеет свою историю. Меняется эпоха, власть и игрушка тоже претерпевает изменения, отражая определенные исторические периоды и нравы общества.
С детства я увлекаюсь разными видами декоративно-прикладного искусства: бисероплетением, вязанием, вышиванием, лоскутной техникой, оригами и т.д. Самое любимое занятие, это рисование. Я второй год посещаю кружок «Клуб юных художников», где учимся рисовать рисунки в технике «графика», «живопись» и т.д. но особенно мне нравиться рисовать на стекле, расписывать стеклянные бутылки, создавать картины в технике «витраж». Своим родным, друзьям в праздники преподношу подарки из собственной коллекции. Ежегодно в нашей школе нам дают задание изготовить новогодние украшения для оформления зала к празднику нового года. В этом году проводился конкурс на лучшее украшение новогодней елки, и мне пришла идея изготовить своими руками елочные игрушки из электролампочек, так как в наше время купленные в магазине лампочки часто перегорают, а чтобы их не выбрасывать, можно создать оригинальные новогодние игрушки. Для начала я решила изучить историю новогодней игрушки, а затем создать игрушки своими руками, чтобы украсить лесную красавицу.
На сегодняшний день цель моего проекта: Изготовить елочную игрушку для школьного праздника и конкурса «Лучшее украшение новогодней елки».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть и отобрать необходимую литературу.
Изучить историю возникновения елочной игрушки;
Изготовить елочную игрушку своими руками;
Представить коллекцию новогодних ёлочных игрушек.
Провести мастер-класс для учителей, учащихся и родителей.
Объект исследования : Традиция – украшение интерьера дома к новогодним и рождественским праздникам.
Предмет исследования : Новогодняя ёлочная игрушка.
Актуальность темы:
Традиция (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Самыми яркими, сказочными праздниками, частью русской календарной обрядности являются праздники Новый год и Рождество. Они приходят вот уже на протяжение многих лет, а вместе с ними традиционно - украшение дома.
Атрибутом новогодних праздников и знаком наступающего нового года была и остаётся елка. Всякий раз мы достаем ёлочные украшения, развешиваем их на лесной красавице или мастерим эксклюзивные, фантазийные игрушки своими руками. Нарядно украшенная ёлка не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. И какое бы историческое время не вызванивали куранты разных стран, ни что не может прервать эту традицию - украшать новогоднюю или рождественскую елку.
Гипотеза проекта:
Мы предположили, что, возможно, если мы сделаем новогодние игрушки своими руками и подарим им частичку своего тепла, сердца и фантазии, то наша ёлка станет такой же доброй, интересной и сказочной в рождественские праздники.
История одной традиции
Обычай украшать деревья существовал у наших предков ещё более двух тысяч лет назад. В те далёкие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи – как добрые, так и злые, и, чтобы поладить с ними и добиться их помощи в повседневной жизни, приносились обильные дары, которые развешивались на ветках. (Приложение1, рис.1.) В новое время, в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середину стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду мелкими яблочками, сливами, грушами. И лишь XVIII век выбрал ель королевой праздника. (Приложение1, рис.2..)
Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет, свою чрезвычайно интересную историю. Классические правила украшения «рождественского» дерева – «Вифлеемская звезда» на макушке, «яблоки» - сегодня это шары – олицетворяющие библейский «запретный плод», горящие свечи – сегодня это всевозможные электрогирлянды. В средние века на ветки новогоднего дерева обязательно вешались фигурки из вафель - как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. До середины XVIII века украшения были исключительно съедобными, добавились ещё орехи, сладости, конфеты
В 1807 году на Дрезденской рождественской ярмарке уже продавалось очень много ёлок, их охотно раскупали. Так появилась необходимость в изготовлении специальных игрушек. Стали изготавливать многоразовые ёлочные украшения. Это были позолоченные шишки и орехи, бумажные цветы о поделки из ваты, звёзды из серебряной и золотой фольги, животные из скрученных проволок и многое другое. Большой популярностью пользовались свечки, которые прикручивали к еловым веткам тонкими проволочками.
Новогодняя игрушка – свидетель ушедшей эпохи
Елочные игрушки, история и политика неразрывно связанны между собой. По игрушкам можно проследить все события, происходящие в стране. Для доказательства верности высказывания проведено исследование «Новогодняя игрушка – свидетель ушедшей эпохи».
Дореволюционная Россия (до 1917 года)
В Древней Руси Новый год отмечали в марте. Только в 1700 году по указу Петра I Новый год стали отмечать зимой. В царском документе повелевалось встречать Новый год 1 января: «По знатным и проезжим улицам у ворот учинить украшение от дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». При Николае I, его супруга, императрица Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла из Европы обычай украшать жилище ёлочкой с горящими свечами. В XVIII веке самыми любимыми ёлочными игрушками в России на протяжении долгих лет были опять же, съедобные изделия. На Руси влияние на такие игрушки оказало ремесло выпечки пряников. Остывшие сладости вешали на ёлку, обернув в золотую, серебряную или цветную фольгу. Многие игрушки делались из подручных материалов. Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, были немецкого производства.
В дореволюционной России праздновалось, в основном, Рождество, а не Новый год, поэтому в елочных игрушках этого периода делался акцент на сюжеты Библии. (Приложение1, рис.4.)
Довоенная Россия (1917г. – 1941г.)
Развитие отрасли елочных украшений в России прервалось после революции 1917 года, точнее, сначала 1927 года, когда в новогодней елке усмотрели идеологическую угрозу советской власти. До 1935 года празднование Рождества, и Нового года было под запретом. В 1935 году, 28 декабря, в газете «Правда» появилась статья: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С этого момента началась «реабилитация» незаслуженно отнятого у народа праздника. Новый год, елки и выпуск елочных игрушек вновь вернулись в жизнь советских граждан. В 1935 году вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы. Игрушки-подвески с серпом и молотом. Эра воздухоплавания отразилась на елочных игрушках – дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крохотными парашютистами. В 1937 году была даже выпущена серия елочных шариков с изображением членов Политбюро и портретами вождей революции – Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. В конце 30-х годов появились герои детской литературы. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тему. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой. В 1935 – 1940 годах появились ватные игрушки «в память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке» - животные, фрукты, овощи. Появились ватные Дед Мороз и Снегурочка. (Приложение 1, рис.5.)
Россия во время Великой отечественной войны (1941г. – 1945г.)
Во время Великой Отечественной войны в фронтовые годы елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Фабричные игрушки выпускались в ограниченном количестве, но елку украшали обязательно – этот обряд напоминал о мирной жизни и предавал сил надеяться на скорую победу. «Военные елки» украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами». (Приложение1, рис..)
Советская Россия (1950г. – 1990г.)
После войны елочные игрушки снова стали мирными.
В 1949 году, к юбилею А.С.Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта.
В начале 50-х годов, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много стеклянных игрушек в виде фруктов, ягод и овощей. С начала 50-х годов стали изготавливать подарочные наборы игрушек – «малюток». Ими украшали маленькую настольную елку. Это было очень удобно, потому что большинство людей того времени жили в коммуналках. В 50-х годах появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и стекляруса. После выхода знаменитого фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положение «без пяти двенадцать».
В СССР 1950-60 годах в ассортименте елочных изделий ватные игрушки занимали одно из первых мест. Благодаря своему яркому цвету, разнообразию форм и легкости. Деды Морозы из ваты и папье-маше относились к подставочным фигурам. Подставочными они назывались потому, что укреплялись на деревянной подставке и устанавливались обычно под елкой.
Начало 60-ых годов - период наивысшего расцвета советской промышленности, он отразился и на производстве елочных украшений. Игрушки этих лет отличаются разнообразием сюжетов, очень популярны фигурки сказочных персонажей на прищепке: Айболит, Дед Мороз и Снегурочка, Чиполино, различные звери: белочки, медведи, зайцы совы, цыплята. После полета Гагарина в космос в 1961 году на елках появились космонавты, спутники Земли. В 60-е годы в эпоху правления Хрущева преобладали игрушки на сельскохозяйственную тему, часто встречалась в ёлочных игрушках царица полей - кукуруза. В 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды.
В 1965 году производство елочных игрушек поставлено на поток. В моде минимализм, все максимально упростилось. Исчезла скульптурность фигурок, росписи на игрушках стали простыми. Активно используется в производстве елочных игрушек поролон, пластмасса.
В 1970-80 годы, во времена правления Брежнева, ничего существенного в истории страны не происходило, тематических игрушек стало меньше. Игрушки стали более абстрактными. В эти годы стал популярен «дождик» из фольги и пушистая разноцветная мишура.
Таким образом, по-своему уникальный дизайн «советской ёлки» - богатое, сверкающее убранство, отражающие политическую и культурную жизнь страны сюжетные игрушки плюс красная пятиконечная звезда на макушке. (Приложение1, рис.7.)
Постсоветская Россия
В 1990 годы появились елочные шары с изображением животных – символов наступающего года, т.к. с 1980-го года страну завоевала мода на всевозможные гороскопы. Популярно течение – искусственные елки ненатуральных оттенков – белого, синего, красного и т.д. и украшение шарами одного цвета и размера. В 1990-е годы была модной западная традиция, украшать елки шарами двух цветов, сочетающимися между собой, например, красный – золотой, синий – серебряный, а также завязывать на ветвях парчовые банты и никакой мишуры и «дождя». Правда, эта мода недолго увлекала наших соотечественников и вскоре домашние елки вернулись к традиционному виду: как можно больше украшений, чтобы зелёной хвои на дереве не было видно. В 90-е годы рынок заполнили западные и китайские ёлочные игрушки – появились всевозможные шары, сердечки, Санта-Клаусы, постепенно вытесняющие нашего Деда Мороза. (Приложение1, рис.8.)
Современная Россия, XXI век
С начала 2000-х годов стали популярны оригинальные «самодельные» игрушки – своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани. А мода на советские ретро игрушки заставила многих забраться в недра бабушкиных антресолей и старинных комодов.
Новинки 2005 года, елочные украшения из акрила – пластика высокого качества, имеющего свойство отражать даже самые мельчайшие детали фигурки. Акриловые игрушки своим видом напоминают изделия из венецианского стекла.
Каждый год дизайнеры создают очередную коллекцию одежды, украшений, парфюма и … ёлочных игрушек. Сегодня в дизайне ёлочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными пейзажами, картинками русской зимы, а также государственной символикой. На новогодних ярмарках присутствует также большое количество разнообразных ёлочных украшений китайского производства. Тем временем европейцы производят более разнообразные елочные игрушки – из проволок и цепочек, из всевозможных тканей и мехов, пуха и пера, бумаги, бисера, пайэток, стразов, даже драгоценных металлов и камней.
Все течет, все меняется и подчас елка уже сама по себе считается украшением праздника: она может быть с листьями вместо иголок, с блестящими ветками, сделанная из страусинных перьев, сложенная из значков на стене, составленная из книжных полок подход. Что же касается современных елочных украшений, то каждый год появляются новые тенденции: технодерево – елка украшенная компакт дисками; елка в стиле кантри, украшенная пряничными домиками с глазурью, печеньем в виде снеговиков и настоящими шишками, фруктовые елки, конфетные елки и т.д. Каждую зиму дизайнеры создают очередную коллекцию одежды, украшений, парфюма и … елочных игрушек. (Приложение1, рис.9.)
III. Практическая часть
Изготовление игрушек для ёлки из подручного материала
В наши дни сохранилась традиция изготовления игрушек своими руками. Это очень увлекательное и интересное занятие. В настоящее время в России проводятся всевозможные конкурсы на лучшую новогоднюю игрушку, сделанную своими руками. Приступая к работе по созданию новогодней игрушки, ознакомилась с историей новогодней игрушки во всем мире. Красота игрушек доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить сообразно ее законам. Народная игрушка выражает стремление ее носителя, воспитывает возможность находить меру предметов как соответствия их свойств общественным потребностям человека, формирует эстетически ценную ориентацию человека в мире и, следовательно, не только отражает мир, но и преображает, творит его.
Для изготовления игрушек нам понадобятся: электролампочка, акварельные краски и гуашь, водоэмульсионная краска и кисточки, картон, ножницы, клей, пряжа, цветочки, бантики.
Последовательность изготовления новогодней игрушки представлено в таблице «Технологическая карта». (Приложение 2)
Заключение
Мы узнали, что новогодняя игрушка это не только элемент зимнего праздника, но и часть истории нашей страны и всего мира. С начала елочные украшения были только съедобными: яйца и вафли качались на ветке рядом с фруктами, сладостями и орехами. Но позже стали изготавливать более нарядные украшения: золотили еловые шишки, были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты. Появились стеклянные игрушки самые разнообразные, их внешний вид менялся с годами, и они становились все более доступными для большинства жителей нашей страны.
Новогодняя игрушка менялась в связи с изменениями, происходившими во всем мире и в нашей стране. В ней отражались многие исторические события того времени и достижения человечества того времени: освоение космоса, юбилеи писателей, продовольственный кризис, война и т.д. Сейчас же игрушки делают из разного материала: из проволоки, металла, стекла, пластика, перьев, засушенных фруктов и пряных специй. А так же в 2000-х годах появились игрушки с изображением животного – символа наступающего года.
А самое главное, я получила подтверждение тому, что осуществление мечты, дело наших собственных рук. А впереди у меня новые мечты, изготовления разных видов игрушек из другого подручного материала. Меняется дизайн новогодней игрушки, а традиция – наряжать ёлку остается!
Список литературы
Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Книга 1. - М. : Художественная литература, 1998.
Анисонян М. Как новый год к нам пришел... Природа и человек (Свет). - 2005. - № 12.
Душечкина Е.В. Русская ёлка: История, мифология, литература. - СПб., 2002,Русская ёлка.-
Овешкова Ф.И., Данилевсий В.Г. Производство елочных украшений из ваты. М., КОИЗ, тип. "Гудок, 1950 г., 104 с
Сальникова А. «История ёлочной игрушки, или как наряжали советскую ёлку».- Издательство «Новое литературное производство». М.;. -2010 г.
Близнюк А. Новогодняя и рождественская игрушка. Наука и жизнь. - 2003. - № 12
Интернет ресурсы
http://www.christmasheaven.ru/articles.php?article_id=103
http://www.christmasheaven.ru/forum/index.php?showtopic=44
http://www.klinvk.ru/history.html.
http://www.kostromama.ru/articles/holidays/article/Istoriia_novogodneii_igruschki.html История новогодней игрушки
https://www.litmir.co/br/?b=7095 -Библиотека Чарльз Книга: "Рождественская елка"
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Новый_год_в_России
Приложение 1
В данном творческом проекте по технологии на тему "Ёлочные игрушки" представлены варианты ёлочных игрушек, а также способы их изготовления, которые отлично подойдут для украшения новогодней ёлки, а также в качестве подарка в канун Нового года.
Данная работа воспитывает у школьников добрые традиции рукотворного мастерства и погружает их в предпраздничную атмосферу.
Созданный учащейся творческий проект по технологии "Ёлочные игрушки " во 2 классе начальной школы содержит интереснейший анализ истории возникновения и эволюции внешней оболочки и технологии создания ёлочной игрушки, что в очередной раз доказывает, какое важное место на протяжении веков в душе человека занимает праздник Новый год и все, что с ним связано.
Введение
1. История и современность ёлочной игрушки.
2. Изготовление ёлочной игрушки.
2.1. Что я могу сделать своими руками?
2.2. Каким требованиям должны отвечать мои игрушки?
2.3. Выбор формы игрушек.
2.4. Звездочка обдумывания.
3. Технология изготовления.
4. Экологическое обоснование.
5. Материальные и финансовые затраты.
6. Оценка качества.
Вывод
Литература.
Введение
Вот и упал последний лист с деревьев. В воздухе запахло снегом и хвоей. Приближаются волшебные самые красивые, светлые праздники - Новый год и Рождество. В эти дни все наполнено сказкой, ожиданием чудес.
В комнате вдруг появляется елка, украшенная игрушками и мишурой. Сейчас очень много продаётся красивых сувениров и подарков, которые можно приобрести в магазине. Но я очень хочу доставить радость моим родным и сделать игрушки своими руками.
А еще меня заинтересовал вопрос: откуда появилась новогодняя игрушка? Ответ на этот вопрос я нашла в интернете.
Цель проекта - изготовить елочные игрушки своими руками.
Задачи проекта:
- Изучить историю и современность ёлочной игрушки.
- Определить форму игрушки.
- Определить конкретные требования к игрушке.
- Изучить технологию изготовления новогодней игрушки.
- Изготовить ёлочную игрушку своими руками.
- Дать экологическое и экономическое обоснование проекта изготовления новогодней игрушки.
- Оценить качество изделия и сделать выводы.
Методический паспорт проекта.
1. Название проекта: «История новогодней игрушки».
2. Руководители проекта: воспитатель Кривая Нина Валентиновна; воспитатель Мицура Наталья Сергеевна.
3. Тип проекта: творческо-информационный.
4. Вид проекта: групповой.
5. Продолжительность проекта: среднесрочный.
6. Участники проекта: дети 3-5 лет, родители, педагоги.
7. Цель проекта : приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; расширение, обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки.
8. Задачи проекта.
- Познакомитиь с разнообразием новогодних игрушек и традицией украшать новогоднюю елку.
- Развивать художественно-эстетические способности, умения и навыки продуктивной деятельности.
- Способность взаимодействию детей и родителей в изготовлении, коллекционировании и хранении новогодних игрушек.
- Воспитывать детей дошкольного возраста в духе взаимодействия при создании детских коллекций.
9. Актуальность проекта. Дети-наше будущее, а значит они должны знать историю нашей страны (историю Новогодней игрушки). Показать детям красоту Новогоднего праздника (главный элемент елки-игрушка). Воспитывать бережное отношение к новогодним украшениям.
10. Проблема проекта. Мало игрушек на елку. Решили изготовить игрушки своими руками.
11. Предполагаемые продукты проекта.
Для детей:
- Поделка своими руками «Елочная игрушка» (аппликация, лепка). Рисование.
Для педагога:
- Организация выставки «Новогодняя игрушка».
Для родителей:
- Участие в выставке «Новогодняя игрушка» (из различных материалов).
12. Основные формы реализации проекта: беседы, образовательная деятельность, детское творчество, игры, работа с родителями.
13. Этапы проекта:
I этап - подготовительный.
- Выставка новогодних игрушек (старых-современных), принесенных из дома.
- Беседа о новогодних праздниках, их истории и разнообразии.
- Загадки по теме «Зима. Новый год».
- Выставка книг «Новый год».
II этап - исследовательский.
- Новогодняя игрушка: совершение исследовательских действий, рассматривание по цвету, форме, материалу, образу; простейшие манипуляции с игрушками, отражающими предметный и окружающий мир.
III этап - основной.
- Беседы по истории новогодней игрушки.
- Рассматривание старинных новогодних игрушек.
- Изготовление новогодних игрушек детьми: лепка, аппликация, рисование.
- Чтение стихов: В. Степанов «Новогодние игрушки», И. Гурина «Снегурочка», А. Мецгер «Наряжаем елку», «Как звери елку наряжали».
- Совместная деятельность с детьми «Новогодняя расота». Занятие с детьми «Осторожно елка». Знакомить детей с правилами безопасности и поведения на новогодних праздниках. Знакомить детей со способами изготовления елочных игрушек своими руками.
- Разучивание стихов и песен о Новом годе.
- Взаимодействие со специалистами.
Работа с родителями:
- Конкурс «Новогодняя игрушка своими руками (дети, родители).
- Повышать творческую активность родителей, вовлекать их в работу ДОУ.
- Оформление группы и групповой елки самодельными игрушками.
IV этап - итоговый.
- Создание коллекции новогодних игрушек, изготовленных вместе с родителями дома своими руками.
- Рассказы детей о том, как они украшали новогоднюю елку дома.
- Новогодние хороводные игры.
- Проведение новогоднего утренника.
- Путешествие к новогодней игрушке-экскурсии-беседы для детей других групп (группа «Радуга», группа «Капитошки»).
- Фотоотчет.
14. В ходе проекта дети заинтересовались историей возникновения новогодней игрушки, узнали какие они были раньше и из чего их делали. Научились отличать старинные и современные игрушки. Родители принимали активное участие в проекте: изготовили игрушки своими руками совместно с детьми. Была организована замечательная выставка. Проведенный проект считаем удачным, интересным и познавательным.
Новый год – самый любимый, чудесный, семейный праздник. Праздник с чудесными превращениями и подарками Деда Мороза. Наряжать елку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как правило, участвуют практически все члены семьи – родители, дети, бабушки и дедушки. И, как правило, у каждого члена семьи есть
любимые елочные игрушки и конечно интересная история, связанная с появлением
этих игрушек. В ходе этого проекта я познакомлю дошкольников с возникновением традиции празднования Нового года, с историей появления первой ёлочной игрушки. «Откуда берется новогодняя игрушка? Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками? Из чего можно сделать елочную игрушку своими руками?» Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «Новогодняя игрушка».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Копьевский районный Дом детского творчества»
Муниципальный заочный Конкурс профессионального мастерства для педагогов дополнительного образования
"Сердце отдаю детям!"
Номинация: педагогический проект
Проект
«Новогодняя игрушка»
Выполнил педагог
Дополнительного образования:
Тайдынова Елена Викторовна
2017 год
Актуальность:
Новый год – самый любимый, чудесный, семейный праздник. Праздник с чудесными превращениями и подарками Деда Мороза. Наряжать елку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как правило, участвуют практически все члены семьи – родители, дети, бабушки и дедушки. И, как правило, у каждого члена семьи есть
любимые елочные игрушки и конечно интересная история, связанная с появлением
этих игрушек. В ходе этого проекта я познакомлю дошкольников с возникновением традиции празднования Нового года, с историей появления первой ёлочной игрушки. «Откуда берется новогодняя игрушка? Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками? Из чего можно сделать елочную игрушку своими руками?» Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «Новогодняя игрушка».
Проблема:
Всем известно, что один из самых любимых праздников дошкольников – Новый год! Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение елки игрушками,
Долгожданные подарки под ёлкой, волшебные превращения – всё это не
Сравниться даже с Днём Рождения. Но в ходе работ с детьми выяснилось, что большинство не спешат делать новогодние игрушки и никогда не делали,
А предпочитают попросить родителей чтобы они их купили.
Цель: повысить интерес к истории елочной игрушки, нового года. Активизировать поисковую деятельность дошкольников, развивать познавательные навыки и способы применения их на практике.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения новогодней игрушки;
Развивать познавательную активность дошкольников;
Воспитывать интерес к народному творчеству и любовь к ручному труду;
Создать елочную игрушку – символ нового года «Петух»
Участники: педагоги, дети.
Место проведения: МБУДО «Копьевский районный Дом детского творчества»
Детское объединение «Солнышко»
Тип проекта:
По составу участников – групповой;
По целевой установке – исследовательский, творческий.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный:
Сбор информации;
Подготовка оборудования.
2. Основной:
Работа с детьми (организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных занятий соответствующей тематики) ;
Оснащение предметно-развивающей среды
(оформление группы в соответствии с темой).
3. Обобщающий:
Систематизация материалов;
Оповещение родителей через сайт о проведённом проекте.
Ожидаемый результат:
Повышение интереса дошкольников к истории новогодних традиций;
Развитие творческих способностей детей.
Планирование:
Подготовительный этап
Подбор информации и создание презентации, о истории новогодней игрушке.
Основной этап
- Беседа с детьми «Твоя любимая новогодняя игрушка»
- НОД «Моя новогодняя игрушка» дети рисуют новогоднюю игрушку.
- НОД «Знакомство с елочной игрушкой». Познакомить детей с историей возникновения елочной игрушки и из каких материалов их изготавливали (презентация)
- Экологическая беседа, «Какая ёлка лучше – искусственная или живая»
И почему?
- Совместная деятельность с детьми по ручному труду «Символ года - петух».
- Изготовление детьми «Снежинок» совместно с родителями.
Обобщающий этап
Украсить ёлку в группе самодельными елочными игрушками.