Представления древних греков. Представление мира Древних Греков

Древнейший начальный период развития греческого искусства носит название гомеровского (12 - 8 вв. до н.э.). Это время отразилось в эпических поэмах - «Илиаде» и «Одиссее», автором которых древние греки считали легендарного поэта Гомера. Хотя поэмы Гомера сложились в своем окончательном виде позднее (в 8 - 7 вв. до н.э.) - в них рассказывается о более древних общественных отношениях, характерных для времени разложения первобытно-общинного строя и зарождения рабовладельческого общества.

В гомеровский период греческое общество в целом сохраняло еще родовой строй. Рядовые члены племени и рода были свободными земледельцами, отчасти пастухами. Некоторое развитие получили ремесла, носившие преимущественно сельский характер.

Но постепенный переход к железным орудиям, улучшение методов ведения сельского хозяйства повышали производительность труда и создавали условия для накопления богатств, развития имущественного неравенства и рабства. Однако рабство в эту эпоху носило еще эпизодический и патриархальный характер, рабский труд применялся (особенно вначале) преимущественно в хозяйстве племенного вождя и военного предводителя - басилевса.

Басилевс являлся главой племени; он объединял в своем лице судейскую, военную и жреческую власть. Басилевс управлял общиной совместно с советом родовых старейшин, - называемым буле. В наиболее важных случаях созывалось народное собрание - агора, состоявшее из всех свободных членов общины.

Племена, расселившиеся в конце 2 тысячелетия до н.э. на территории современной Греции, находились тогда еще на поздней ступени развития доклассового общества. Поэтому искусство и культура гомеровского периода складывались в процессе переработки и развития тех, по существу еще первобытных, навыков и представлений, которые принесли с собой греческие племена, лишь в малой степени усвоившие традиции более высокой и зрелой художественной культуры Эгейского мира.

Однако некоторые сказания и мифологические образы, сложившиеся в культуре Эгейского мира, вошли в круг мифологических и поэтических представлений древних греков, так же как различные события истории Эгейского мира получили образно-мифологическое претворение в сказаниях и в эпосе древних греков (миф о Минотавре, троянский эпический цикл и др.). Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура древнегреческих храмов использовала и по-своему переработала сложившийся в Микенах и Тиринфе тип мегарона - зала с сенями и портиком. Некоторые технические навыки и опыт микенских зодчих также были использованы греческими мастерами. Но в целом весь эстетический и образный строй искусства Эгейского мира, его живописный, утонченно экспрессивный характер и орнаментальные, узорные формы были чужды художественному сознанию древних греков, первоначально стоявших на более ранней ступени общественного развития, чем перешедшие к рабовладению государства Эгейского мира.

12 - 8 вв. до н.э. были эпохой сложения греческой мифологии. Мифологический характер сознания древних греков получил в этот период свое наиболее полное и последовательное выражение в эпической поэзии. В больших циклах эпических песен нашли отражение представления народа о его жизни в прошлом и настоящем, о богах и героях, о происхождении земли и неба так же, как и народные идеалы доблести и благородства. Позже, уже в период архаики, эти устные песни были сведены в большие художественно завершенные поэмы.

Древний эпос наряду с неразрывно связанной с ним мифологией выразил в своих образах жизнь народа и его духовные стремления, оказав огромное влияние на все последующее развитие греческой культуры. Его темы и сюжеты, переосмысленные в соответствии с духом времени, разрабатывались в драме и лирике, отражались в скульптуре, живописи, рисунках на вазах.

Изобразительные искусства и архитектура гомеровской Греции при всем их непосредственно народном происхождении не достигли ни широты охвата общественной жизни, ни художественного совершенства эпической поэзии.

Самыми ранними (из дошедших до нас) художественными произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледножелтоватому фону глиняного сосуда. Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Наиболее полное представление о «геометрическом стиле» дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к 9 - 8 вв. до н.э. и найденные археологами на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах. Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор состоит чаще всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранялся в качестве орнаментального мотива и на всем протяжении развития греческого искусства). Кроме геометрического орнамента широко применялся схематизированный растительный и животный орнамент. Фигуры животных (птиц, зверей, например лани и др.) многократно повторяются на протяжении отдельных полос орнамента, придавая изображению ясный, хотя и однообразный ритмический строй.

Важной особенностью более поздних дипилонских ваз (8 в. до н.э.) является введение в узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными, сведенными почти к геометрическому знаку фигурами людей. Эти сюжетные мотивы очень разнообразны (обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т. п.). При всей своей схематичности и примитивности фигуры людей и особенно животных обладают известной выразительностью в передаче общего характера движения и наглядностью рассказа. Если по сравнению с росписями крито-микенских ваз изображения на дипилонских вазах более грубы и примитивны, то по отношению к искусству доклассового общества они безусловно знаменуют шаг вперед.

Скульптура гомеровского времени дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера. Эти небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, делались из терракоты, слоновой кости или бронзы. Найденные в Беотии терракотовые статуэтки, сплошь покрытые орнаментом, отличаются примитивностью и нерасчлененностью форм; отдельные части тела едва намечены, другие непомерно выделены. Такова, например, фигура сидящей богини с ребенком: ее ноги слиты с сиденьем (троном или скамьей), нос огромен и подобен клюву, передача анатомического строения тела совершенно не интересует мастера.


Наряду с терракотовыми статуэтками существовали и бронзовые. «Геракл и кентавр» и «Конь», найденные в Олимпии и относящиеся к концу гомеровского периода, дают очень наглядное представление о наивной примитивности и схематизме этой мелкой бронзовой пластики, предназначавшейся для посвящений богам. Статуэтка так называемого «Аполлона» из Беотии (8 в. до н.э.) своими вытянутыми пропорциями и общим построением фигуры напоминает изображения человека в крито-микенском искусстве, но резко отличается от них фронтальной застылостью и схематической условностью передачи лица и тела.

Монументальная скульптура гомеровской Греции до нашего времени не дошла. О ее характере можно судить по описаниям древних авторов. Основным видом Этой скульптуры были так называемые ксоаны - идолы, выполненные из дерева или камня и представлявшие собой, повидимому, грубо обработанный ствол дерева или блок камня, завершенный еле намеченным изображением головы и черт лица. Некоторое понятие об этой скульптуре могут дать геометрически упрощенные бронзовые изображения богов, найденные при раскопках храма в Дреросе на Крите, построенного в 8 в. до н.э. дорийцами, уже задолго до того поселившимися на этом острове.


Чертами более живого отношения к реальному миру обладают лишь некоторые терракотовые статуэтки из Беотии, относящиеся к 8 в., как, например, статуэтка, изображающая крестьянина с плутом; несмотря на наивность решения, эта группа сравнительно более правдива по мотиву движения и менее связана неподвижностью и условностью искусства гомеровского периода. В такого рода изображениях можно видеть некоторую параллель созданному в то же время эпосу Гесиода, воспевающему крестьянский труд, хотя и здесь изобразительное искусство выглядит очень сильно отставшим от литературы.

К 8 в., а возможно еще и к 9 в. до н.э., относятся и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры (храм Артемиды Орфии в Спарте, храм в Термосе в Этолии, упоминавшийся храм в Дреросе на Крите). В них использовались некоторые традиции микенской архитектуры, главным образом общий план, подобный мегарону; очаг-жертвенник помещался внутри храма; на фасаде, как и в мегароне, ставились две колонны. Наиболее древние из этих сооружений имели стены из сырцового кирпича и деревянного каркаса, поставленные на каменном цоколе. Сохранились остатки керамической облицовки верхних частей храма. В целом архитектура Греции в гомеровский период находилась на начальной ступени своего развития.

Что касается собственно религии древней Греции , то (если не брать во внимание удивительно яркую и тщательно разработанную мифологию) она не содержала в себе ничего оригинального. У греков никогда не было ни священных книг, ни богословия, ни религиозно-нравственных заповедей. Жрецы не составили здесь могущественной корпорации и не играли значительной политической роли, как это было, например, в Египте .

Если египетское духовенство являлось средой, в которой культивировалась богословская мысль, медицина, математика, если израильское духовенство боролось за нравственное воспитание народа, то греческие жрецы были только совершителями ритуалов, произносителями заклятий и устроителями жертвоприношений. Поэтому многие религиозные представления были оформлены здесь не богословами в подлинном смысле слова, а поэтами - прежде всего Гомером и Гесиодом.

Геродот впоследствии писал, что до Гомера греки не имели ясного представления о богах, их жизни, отношениях и сферах деятельности. Можно таким образом говорить о своеобразном феномене – «гомеровской религии », для которой поэмы ионийского певца послужили чем-то вроде священной книги.

Олимпийские боги в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера

Действительно, в «Илиаде» и «Одиссее» содержится очень много сцен, рисующих жизнь и отношения семейного клана Олимпийских богов. Возглавлял его, как известно, Зевс, деливший власть с двумя своими братьями - владыкой моря Посейдоном и правителем преисподней Аидом. Большую роль наряду с ними играли жена-сестра Зевса Гера, его дети:

  • Аполлон
  • Гермес
  • Гефест
  • Афродита
  • Артемида, а также некоторые другие божества (например, богиня плодородия Деметра)

Рисуя богов, Гомер в качестве образца для них брал людей. В этом был огромный шаг вперед по сравнению, например, с древнеегипетскими звероподобными богами. Но одновременно такой взгляд на богов таил в себе большую опасность - угадывая в божественном разумное начало, греки вкладывали в него все многообразие чисто человеческой ограниченности и чисто человеческих слабостей.

По большому счету гомеровские боги не несли в себе фактически ничего сверхчеловеческого. Прежде всего, они не были подлинно духовными существами, так как обладали телом пусть особым, исполинским, но все же телом. Они нуждались в сне и отдыхе, любили веселые пиршества и охотно предавались любовным играм.

Кроме того, боги были жадны до приношений, завистливы, коварны, ревнивы и мелочны. Единственное принципиальное отличие олимпийцев от людей заключалось в их бессмертии, но и оно было не изначально присуще их природе, а поддерживалось принятием волшебного напитка нектара. Особенно чувствительным недостатком Зевсова пантеона стало отсутствие в нем ясных этических принципов.





С первобытной древности этика шла рука об руку с религией. Нравственный же идеал олимпийцев был настолько шаток, что уже через несколько поколений вызывал протесты и насмешки у самих греков.

У Гомера мы находим также сложившееся представление о загробном мире - оно было мрачным и безнадежным. Яркое описание его содержится в «Одиссее». Поэт наделяет сонное царство Аида чертами кошмарного сновидения. Это - обиталище полубессознательных теней, блуждающих в черных подземных безднах, вход в которые окутан вечной ночью. В этом скорбном мире ревут адские реки, в которых отражаются голые мертвые деревья и бледные цветы. Здесь пребывают чудовища и казнятся преступные титаны.

Мифология древней греции

Помимо поэм Гомера религиозные представления древних греков были суммированы в «Теогонии» Гесиода. Поэт собрал в ней сказания и мифы, касающиеся происхождения богов и мира. Мы не будем подробно говорить об этом творении добросовестного мифографа - в нем нет никаких особенных религиозных откровений.

Как и многие восточные народы, греки не знали единого творческого начала, стоящего у истоков бытия. В начале мироздания они видели только слепую безликую громаду, которую называли хаосом. Божественное начало, растворенное в ней, проявлялось лишь в результате акта рождения. Поэтому Гесиод начинает свое сказание с хаоса и вечной Матери-Земли.

Дальше огромную роль в устройстве мироздания играет сексуальный элемент - боги вступают друг с другом в браки и рождают других богов. Так Земля породила своего супруга - блещущего звездами Урана, который осенил ее. Их связала сила Эроса - предвечного начала любви животворящей и плодящей.

Потом идет рассказ о смене поколений богов - как Уран был оскоплен и свергнут своими детьми-титанами во главе с Кроном, а те, в свою очередь, после тяжелой битвы оказались побеждены богами-олимпийцами. С тех пор миром начал править Зевс.

Древний культ Дионисия

Наряду с олимпийской религией Гомера и Гесиода, в Древней Греции существовали другие религиозные культы, лишь отчасти связанные с ней поздними мифами. Религия древней Греции зачастую строилась на приданиях и художественных произведениях.

Совершенно особенным по своему духу и очень древним был культ Диониса, оказавший глубокое влияние на все эллинское сознание. Его яркой отличительной чертой являлись дионисии - разнузданные женские оргии.





В определенные дни почтенные матери семейства, женщины и девушки уходили в глухие леса и здесь, опьяненные вином, предавались диким иступленным пляскам. Считалось, что в эти минуты они всецело принадлежали божеству производительной силы природы - Дионису или Вакху.

Отдаваясь власти Диониса, человек стряхивал с себя путы повседневности, освобождаясь от общественных норм и здравого смысла. Опека разума исчезала, вакханка как бы сливалась с потоком божественной жизни и включалась в стихийные ритмы мироздания. Позже буйное божество было введено в семью олимпийцев - его объявили сыном Зевса и смертной женщины Семелы.

В классическую эпоху, когда древние примитивные представления перестали удовлетворять пытливую греческую мысль, появились новые религиозные учения.

Орфическая доктрина

Наиболее ранним из них был орфизм, названный так по имени своего основателя Орфея - легендарного провидца и музыканта, олицетворявшего собой гармонию божественного духа.

По свидетельству мифов, этот пророк был выходцем из Фракии и жил в ахейскую эпоху. Матерью его считалась муза Каллиопа.

Игра и пение Орфея были настолько совершенны, что им покорялись даже стихии; когда он путешествовал с аргонавтами, волны и ветер смирялись, зачарованные его дивной музыкой.

Самый знаменитый миф об Орфее повествует о том, как, пытаясь вернуть свою горячо любимую жену Эвридику, погибшую от укуса змеи, он спустился в Преисподнюю. И даже там его лира творила чудеса: чудовища, услышав его дивную музыку, закрывали свои пасти, успокаивались злобные эринии, сам властитель Аида был покорен Орфеем.





Он согласился отдать ему Эвридику, но с тем условием, чтобы певец шел впереди и не оглядывался на нее. Но Орфей не смог преодолеть беспокойства и обернулся. Из-за чего Эвридика опять была увлечена в бездну- на этот раз навсегда. Безутешный певец после этого долгое время скитался по земле, не находя покоя Однажды во Фракии он встретил толпу безумствующих вакханок, которые в припадке исступления растерзали его.

Такова, если верить преданиям, была судьба основателя орфизма, погибшего в глубокой древности, еще до начала Троянской войны. Однако у современных историков есть все основания считать, что учение это появилось гораздо позже.

Главным источником для знакомства с ним служат так называемые «Орфические гимны». Полагают, что их записи относятся к V в. до Р.Х., а окончательно они сложились не ранее II в. до Р.Х. Сами греки были уверены, что Орфей научился тайной мудрости в Египте .

Согласно космогоническим и теогоническим положениям орфизма в основе мироустройства лежат два начала: женское материнское естество и оплодотворяющая сила Диониса. Но в то же время в орфизме имела место идея верховного единства, заключавшаяся в некой божественной стихии, предвечном мировом лоне. В некоторых текстах оно именовалось Хроносом, Временем.

Хронос породил светлый Эфир неба и клокочущий Хаос. Из них родилось космическое яйцо, которое содержало в себе все зародыши Вселенной:

  • Богов
  • Титанов
  • Людей

Когда гигантское яйцо раскололось, из него вышел сияющий Протогонос, то есть Первородный - бог, объемлющий собой все природное многообразие. В некоторых чертах орфическая теогония следовала поэме Гесиода. Но это было не главное.

Орфей учил, что Зевс, поглотив Первородного, стал тождественным ему. Зевс в религии орфиков - единственное мировое божество, являющееся во многих ликах. Единая есть Сила, единое Божество, всему великое Начало. Но этим история богов не заканчивается.

Громовержец вступает в союз с Преисподней и от ее царицы Персефоны родит сына - Диониса-Загрея. Появление этого божества не означает отказа от веры в единую силу, пронизывающую космос. Дионис-Загрей для Орфея был как бы ипостасью Зевса – его мощью, его силой. Таким образом, Дионис есть Зевс, а Зевс - не кто иной, как Первородный.





Наиболее оригинальной частью орфической доктрины было учение о человеке. Миф повествует, что однажды титаны ополчились против Диониса, который, пытаясь ускользнуть от них, принимал различные облики. Когда он обернулся быком, враги настигли его, растерзали и пожрали. Нетронутым осталось лишь сердце - носитель Дионисовой сущности.

Принятое в лоно Зевса, оно возродилось в новом Дионисе, а небесные громы спалили мятежников. Из оставшегося пепла, в котором божественное было перемешано с титаническим, возник человеческий род. Это означает, что человек имеет двойственную природу - божественную и титаническую. Последняя приводит людей к озверению, и она же безжалостно ввергает их в темницу тела.

Душа в учении Орфея считалась высшим началом. Подавленная телом и заключенная в него как в гробницу, она принуждена влачить в его границах жалкое существование.

Образ жизни орфиков

Даже смерть не приносит освобождения от тисков титанической природы. Орфей учил, что после смерти душа - эта дионисова искра - под гнетом низменной природы вновь возвращается на землю и вселяется в другое тело.

Цель человеческой жизни состоит в том, чтобы освободить душу из плена материального мира - выйти из бесконечной цепи перевоплощений и вновь вернуться к божеству.

Для этого человек должен развивать в себе божественную сторону бытия - Дионисово начало. Этому служили особые мистерии орфиков и весь их образ жизни.

Прежде всего от вступающего на путь просвещения требовалось блюсти заветы добра. Орфик был обязан вести неустанную борьбу с титанизмом в своем сердце. И мысли и дела его должны были оставаться чистыми. Были и другие правила поведения. Так, Орфею приписывался запрет употреблять в пищу животных. Были отвергнуты кровавые жертвы. Вся жизнь орфиков проходила в сложных магических обрядах.

Отдельные идеи орфизма были близки многим грекам. В VI-V вв. до Р.Х. это вероучение, по-видимому, было широко распространено, однако подлинно народным оно так и не стало.

Общины орфиков - маленькие замкнутые кружки - существовали вплоть до начала нашей эры. Целостная религия древней Греции так и не сформировалась в плоть до прихода Христианства.

Основа текста - Кун Н.А. "Легенды и мифы Древней Греции"
Источник сюжета - Гесиод, "Труды и дни"

Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром, а смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. При жизни все у них было в изобилии: земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им трудиться, возделывая поля и сады. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле закончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.

Второй людской род уже не был таким счастливым, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях. Великий сын Крона Зевс разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе и уничтожил род их на земле. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей, но им тоже воздают почести люди.

Отец Зевс создал третий род и третий век - век медный. Не похож он был на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожали друг друга люди медного века и быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. Но и они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыв на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед.

Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд, а боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, и царит оно всюду: не чтут дети родителей, друг не верен другу, гость не находит гостеприимства, нет любви между братьями, не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают они города. Всюду властвует насилие и ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.
__________

Источники информации: Кун Н.А., Нейхардт А.А. "Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима" - СПб.: Литера, 1998

ТОГДА И ТЕПЕРЬ
(Материал рассчитан на 2 - 3 учебных часа)

Основная гуманистическая идея раздела:
- человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей. Уважение правил, в том числе и таких, которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное условие сохранения человечества.

Этическая цель раздела:

Подвести учеников к пониманию значения правил, регулирующих поведение людей в целом и ограничивающих насилие в их силовом соперничестве в частности.

Тексты для чтения с последующим анализом или обсуждением
миф "Пять веков" (пересказ историком Н.А. Куном фрагмента поэмы Гесиода "Труды и дни" ), в котором отражено представление древнегреческого поэта о тенденции развития человеческого общества в сторону неуважения установленных правил;
сказка Р. Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе" , которая позволяет обсудить возможность разумного сосуществования различных индивидуальностей, способных уважать права и обязанности друг друга.

Словарь понятий:

Обычай - общепринятый порядок, традиционно установивший правила общественного поведения.

Правило - положение, установка, принцип, служащие руководством чем-либо; принятый кем-либо образ мыслей, действий.

Договор - письменное или устное соглашение, условие о взаимных обязательствах.

Если учитель считает возможным начать работу по усвоению понятий "гуманный", "гуманистический", "гуманитарный" уже на первых уроках по данному УМК, он может обратиться к определениям данных понятий на стр.70 методических рекомендаций.

К УРОКУ ПО МИФУ "ПЯТЬ ВЕКОВ"

Цели:

общие - познакомить учеников с представлениями древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества; обсудить проблему, отраженную в мифе: "По какому пути движется человечество: по пути уважения общепринятых правил или же пренебрежения ими";

частные - познакомить с новым видом мифологического повествования; продолжить формирование навыков лексической работы; обогатить представления учащихся о таких художественных средствах, как эпитет, аллегория, метонимия.

Возможный ход урока

"Дела давно минувших дней..."

Учитель заранее готовит на доске запись условного названия урока.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой...

Эти пушкинские строчки позволят нам начать разговор о действительно далеком времени, о делах настолько давних, что представляются нам сейчас мифическими...

Однако чуть позже я попрошу вас снова обратиться к этим строчкам и ответить на вопрос: "Те вопросы, которые мы будем обсуждать после знакомства с произведениями, созданными давным-давно, - это действительно "дела давно минувших дней", которые были важны и интересны ТОГДА? Или они по-прежнему волнуют и нас, живущих ТЕПЕРЬ?"

Подготовка к восприятию текста

На доске учитель записывает слова "серебряный, железный, золотой, медный". Затем он просит учеников расположить эти слова в логической последовательности и объяснить, почему именно такое расположение слов они предлагают. Возможны следующие цепочки: золотой-серебряный-медный-железный или наоборот - слова в таком случае располагаются по мере убывания или возрастания степени ценности природных материалов.

Далее учитель может обратиться к ученикам со словами:
- Сегодня нам предстоит познакомиться с древнегреческим мифом - называется он "Пять веков" . Его пересказал для нас историк Н.А. Кун по поэме Гесиода "Труды и дни" .

(Можно вспомнить о содержании термина "миф": его надо представить как "дологическое", а не "алогическое" осознание мира. В мифах больше эмоций, чем логики. В них отражены первоначальные представления людей о мироздании и связях в нем, основанных на поведении богов, обладающих человеческими свойствами - эмоциями прежде всего. Все повествование Гесиода, с которым чуть позже будут знакомиться дети, основано на эмоциональном постижении мира и его изменений. Этот тип повествования близок к сказке тем, что в изложении событий отсутствуют точная датировка (время в мифе неопределенное) и доказательства. Однако он отличается от сказки ориентированностью на важнейшие события, проблемы в жизни людей.)

В этом мифе особым образом располагаются, "обыгрываются" слова, из которых вы выстраивали логические цепочки. Можете ли вы по названию мифа предположить, как именно будут обыгрываться в нем слова золотой, серебряный, медный, железный? (Ученикам дается возможность высказать свои предположения, учитель может кратко зафиксировать их догадки на доске.) Прочитайте текст, убедитесь в правильности или ошибочности вашей догадки.

Гесиод (конец VIII-VII в. до н.э.) - родоначальник дидактического эпоса в древнегреческой литературе. Основные сведения о Гесиоде почерпнуты из его поэмы "Труды и дни" . Несмотря на горечь, пронизывающую поэму, ее настроение не безысходно. Поэт стремится найти в своем веке черты добра, указать источник надежды. Прежде всего он верит в богов и человеческий труд. Другой своей поэмой, "Теогония" , Гесиод утверждает мысль о могуществе и славе Зевса, не только наиболее сильного, но и мудрого управителя мира. Порядок мироздания помогают поддерживать Зевсу его супруги: богиня плодородия Деметра и олицетворяющая естественный порядок вещей Фемида, которая, в свою очередь, рождает трех Ор - богинь сменяющихся времен года: Евномию, Дику, Ирину (Законность, Справедливость, Мир), обозначающих основы этических общественных норм. Эти имена многозначительны: они указывают как раз на те явления, соблюдение которых, по мнению Гесиода, было поставлено под угрозу.

По М. Никола

Чтение текста

На этапе подготовки к уроку учителю может пригодиться дополнительная информация о Гесиоде.

В книге для ученика объясняются не все слова, называющие древнегреческие реалии, так как часть из них уже знакома ученикам из курса истории. Помимо указанных в детской книге могут также нуждаться в объяснении и такие слова:

Кадм - герой древнегреческих мифов, основатель Фив. После похищения Европы Зевсом ее братья, в том числе и Кадм, были посланы отцом на поиски сестры. Дельфийский оракул приказал К. прекратить поиски, следовать за коровой, которую он встретит, и построить город там, где она остановится. Выполняя это повеление, К. прибыл в Беотию (наряду с Аттикой, наиболее значительную область Древней Греции), где основал Кадмею - цитадель, вокруг которой впоследствии выросли Фивы - крупнейший город Беотии, у Гомера - "семивратные" Фивы.

Эдип - сын фиванского царя Лая. Дельфийский оракул предсказал, что Эдип в будущем станет убийцей своего отца и супругом матери, поэтому по приказанию отца он еще ребенком был брошен на съедение зверям. Найденный пастухами, Эдип был передан бездетному коринфскому царю Поливу, который воспитал его как своего сына. Выросший Эдип встретил на перекрестке дорог своего отца Лая и убил его, не зная, что это его отец. Эдип освободил Фивы от Сфинкса, решив его загадку, стал там царем и, ничего не подозревая, женился на своей матери. Узнав истину, он ослепил себя.

Кронос (Крон) - один из древнейших доолимпийских богов, сын Урана (Неба) и Геи (Земли), младший из титанов, низвергший и искалечивший своего отца. Мать Кроноса предсказала, что, подобно своему отцу, он будет низвергнут одним из своих детей. Поэтому Кронос проглатывал всех своих новорожденных детей. Этой участи избежал только младший сын Кроноса Зевс, вместо которого был проглочен завернутый в пеленки камень. Впоследствии Зевс низверг отца и заставил его изрыгнуть всех проглоченных им детей. Под предводительством Зевса дети Кроноса объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Вместе с другими побежденными титанами Кронос был низвергнут в Тартар.

Первоначально Кронос, по-видимому, был богом земледелия, жатвы (в некоторых мифах оружием и атрибутом Кроноса считался серп). С Кроносом связана легенда о золотом веке, во время которого Кронос управлял миром.

Народная этимология сблизила имя Кроноса с греческим обозначением времени - хронос, и Кроноса стали рассматривать как бога времени.

Океан. 1. Согласно Гесиоду - сын Урана и Геи, титан, брат Кроноса, супруг Тефиды, которая родила ему три тысячи сыновей - речных божеств и три тысячи дочерей - океанид. Океан живет уединенно в подводном дворце и не появляется на собрании богов. В позднейших мифах вытесняется Посейдоном. 2. Мифическая река, окружающая землю. В Океане, по представлениям древних, берут начало все морские течения, реки и источники. Из Океана восходят и в него опускаются солнце, луна и звезды (кроме созвездия Большой Медведицы).

1. Назовите пять веков в том порядке, в каком они перечисляются в мифе. (Золотой, серебряный, медный, век героев, железный.) Какое название века нам встретилось впервые (Век героев.) Известны ли вам мифы, которые рассказывали бы о жизни людей и богов в век героев? (Некоторые мифы об Ахилле, Геракле, аргонавтах.)
Выпишите названия всех пяти веков. Подберите слово для емкой, обобщающей характеристики каждого века. (Счастливый, жестокий, героический, трагический, благородный, радостный, тяжелый и т.п.)

2. Как вы думаете, на что в характеристике веков обращается наше внимание с появлением в логической цепочке названия век героев? Найдите в описании каждого века слова и выражения, характеризующие жизнь людей каждого века. Выпишите их.
(Золотой :безболезненная и счастливая жизнь;безмятежно жили люди.
Серебряный : "неразумные" люди...
Медный : страшные и могучие люди; возлюбили войну, обильную стонами; уничтожали друг друга.
Век героев : род людской более благородный, более справедливый, однако и они погибли в войнах и кровопролитных битвах.
Железный : изнурительный труд, тяжкие заботы; не чтят люди друг друга, гость не находит гостеприимства, не соблюдают данной клятвы, не ценят правды и добра; друг у друга разрушают города, всюду властвует насилие; нет у них защиты от зла...).

Как, по Гесиоду, менялась жизнь людей на Земле со сменой веков? Почему? Какой прием помогает сделать такой вывод? Как, по вашему мнению, меняется эмоциональная окраска слов, характеризующих жизнь людей разных веков? (Названия веков даны по аналогии с металлами, сравнительная ценность которых различна: золото дороже серебра, серебро дороже меди, медь - железа.)

3. В жизни людей почти каждого века, о котором рассказал Гесиод, были свои светлые и темные стороны: радость и горе. Какой из веков оценивается Гесиодом как самый безоблачный, самый счастливый для живущих в нем людей? Почему? Перечитайте описание их жизни. Какие синонимы, исходя из этого описания, вы могли бы подобрать к слову "счастливый"? (Безмятежный, спокойный, тихий.) Найдите в тексте метонимии, сравнения, помогающие создать ощущение счастливой, спокойной жизни людей в золотом веке. ("Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром"; "смерть... спокойный, тихий сон"; "Сами боги приходили к ним советоваться".)

4. Можно ли назвать жизнь последующих человеческих родов спокойной, безмятежной? В какие века, созданные, согласно мировосприятию древних греков, богами Олимпа, у людей была возможность выбирать ту или иную линию поведения? Какой выбор они делали? Каковы были последствия этого выбора?

5. Чем завершается рассказ о жизни людей железного века? Кто или что могло бы изменить их жизнь? (В железном веке на земле царит насилие, потому что сами люди ведут себя не так, как должно. Совесть и Правосудие покинули Землю. Следовательно, позитивные изменения зависят прежде всего от самих людей: станут они уважать установленные, общепринятые правила - Совесть и Правосудие смогут вернуться.)

7. Представьте, что вас попросили дать характеристику прошедшим векам и времени, в котором вы живете сейчас. Придумайте, если хотите, свои названия веков и их временные границы. Охарактеризуйте жизнь людей, живущих в этих веках. Постарайтесь описать "свой век" (то есть время, в которое вы живете) с самых разных сторон, не упуская ни светлые его стороны, ни какие-либо волнующие вас проблемы.

Выводы по уроку делают сами ученики, отвечая на вопросы учителя:
Сегодня разговор шел об организации жизни людей по правилам. Можно ли эту тему отнести к числу "вечных" тем? Почему?

Объяснение домашнего задания

Прочитайте этот миф своим родным или знакомым, которые старше вас по возрасту. Расспросите их о том "веке", то есть времени, в котором они жили, будучи в вашем возрасте. Каким оно им представляется теперь? А как они характеризуют время, в которое живут сейчас? Запишите определения, эпитеты, которые они будут использовать для характеристики прошлого и настоящего. Подготовьте рассказ о состоявшемся разговоре.

К УРОКУ ПО СКАЗКЕ Р. КИПЛИНГА "КОШКА, ГУЛЯВШАЯ САМА ПО СЕБЕ"
(Материал рассчитан на 1-2 учебных часа)

Цели:

общая - побудить учащихся задуматься о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать различным индивидуальностям;

частные - углубить представление школьников о жанре литературной сказки; продолжить работу по формированию навыков лексического анализа текста; обратить внимание школьников на роль лексических и композиционных повторов.

Возможный ход урока

Подготовка к обсуждению центральной проблемы произведения (2 мин.)

Из Древней Греции перенесемся в другое время - рубеж XIX и XX веков. Именно в этот период создавал свои произведения английский писатель Редьярд Киплинг. Наряду с самыми разными проблемами его также занимал вопрос о возможности разумного сосуществования различных индивидуальностей, способных уважать права и обязанности друг друга. Размышления по этому поводу нашли отражение в его сказке " Кошка, гулявшая сама по себе".

На этапе подготовки к уроку учителю может понадобиться дополнительная информация о писателе.

Редьярд Киплинг - английский писатель (1865-1936). Он родился и провел раннее детство в Индии. В то время Индия находилась в зависимости от Великобритании, была ее колонией. В древней прекрасной стране распоряжались английские чиновники. На службе в Индии состоял и отец Редъярда Киплинга. Он был директором музея искусств в Бомбее. В этом большом индийском городе и прошли детские годы будущего писателя. А когда Редьярд Киплинг подрос и пришло время поступать в школу, его отправили в Англию...

В Англии Киплинг жил не у родственников, а у незнакомых людей, которых нашли по объявлению. Вскоре жизнь мальчика сделалась невыносимой: хозяйка дома совсем затравила его: била, запирала в темной комнате, всячески унижала... Он очень поздно и с большим трудом научился читать, а получая плохие отметки, старался скрыть их. Хозяйка нашла, как ей казалось, способ борьбы с этим. Однажды, когда Киплинг выбросил свой дневник с отметками за месяц, она наклеила мальчику на спину листок с надписью "лжец" и в таком виде отправила его в школу. Но и это не помогло...

Единственное, в чем со временем он нашел спасение, было чтение. Редьярд читал запоем все подряд, каждую печатную страницу, попадавшуюся ему. Но его мучительница стала отнимать у него книги.

У мальчика началось нервное истощение, он быстро терял зрение.

Узнав о происходящем, его мать приехала в Англию, и когда она зашла в комнату сына и наклонилась к нему, чтобы поцеловать его на ночь, он инстинктивно загородился от удара. Это решило дело. Мальчика отдали в другую школу, по окончании которой он вернулся в Индию.

По Н.П. Михальской и Ю.И. Кагарлицкому


Выйдя из колледжа, Киплинг стал журналистом в Индии, прославился как писатель и поэт. В нашей стране особую известность получили его "Книги джунглей" и "Сказки просто так" . "Сказки" сочинялись в семейном кругу, в прямом смысле у домашнего очага. Поэтому, наверное, в них столько домашнего тепла. Первыми их слушателями были дети Киплинга. Сказки писались для них и в некотором смысле о них. "Сказки" проникнуты домашним духом, а точнее - идеей Дома.

На протяжении многих лет менялось отношение к личности и творчеству Киплинга у него на родине и в нашей стране. Тем не менее время - лучший критик. Пала Британская империя, но лучшее из написанного Киплингом живет. Это не только " Книги джунглей" и "Сказки просто так". Т.С. Элиот, иронизировавший над Киплингом накануне первой мировой войны, в ходе второй издал его избранные стихотворения, сопроводив том большим предисловием, в котором признал его большим Мастером Слова. С. Моэм издает в середине столетия антологию рассказов Р. Киплинга и завершает свое эссе о нем категоричным высказыванием: "Редьярд Киплинг - единственный автор в нашей стране, которого можно поставить рядом с Мопассаном и Чеховым. Он - наш величайший мастер рассказа". Таким он и войдет в XXI век.

По Г. Ионике


Чтение текста по ролям

В тексте сказки есть продолжение - стихотворение в переводе С. Маршака, с которым заинтересовавшиеся школьники могут познакомиться самостоятельно, обратившись в библиотеку.

Аналитическая работа по тексту:

После чтения сказки ученикам предлагается ответить на вопросы, помогающие выявить их восприятие, например: "Понравилась ли сказка? Какой из эпизодов, персонажей запомнился ярче всего?" и т.п.

1. Почему в тексте сказки так часто повторяется слово "дикий"? Подберите синонимы к этому слову.

2. Каждому из вновь приходящих животных Женщина ставит условие, соблюдение которого гарантирует ему определенные блага. Почему животные соглашаются выполнять эти условия? Каким путем добивается женщина этого - мирным или насильственным? (У каждого животного есть причина, по которой оно добровольно принимает предложение Женщины; каждое животное получает вознаграждение за соблюдение условий. Если позволит время, можно задать вопрос: "Почему именно Женщину заставляет автор изменить жизнь данного мира и заключить договор?" Обсуждение этого вопроса связано с сопоставлением мужского и женского начал (матриархального и патриархального) в организации жизни человеческого общества.)

3. В сказке встречаются несколько договоров: Кошка заключает договоры с Женщиной, Мужчиной и Собакой; Женщина заключает договоры животными. Из каких пунктов состоят эти договоры? Чем они похожи и чем отличаются? (Важно выявить типологическое сходство всех договоров: они состоят из формулировки прав и обязанностей каждой из договаривающихся сторон.)

4. Мы уже понаблюдали за "превращениями" трех персонажей - Пса, Коня. Коровы. Какова роль Кошки в сказке?
Кошка "бродит где вздумается и гуляет сама по себе". Как ты понимаешь выражение "сам по себе"? Как ты думаешь: быть "самим по себе" - это всегда хорошо, всегда плохо или как-то иначе?

5. Почему же Кошка, так ценящая свободу, стремится проникнуть в пещеру? Как удается Кошке получить право сидеть у огня и лакать молоко? Изменилась ли Кошка после заключения договора с Женщиной?

6. С помощью каких художественных средств автор подчеркивает в начале сказки существование животных и людей по принципу "каждый сам по себе"?

Возможна работа на доске или в тетрадях:
Как?
- слово "дикий"

Можно ознакомить учащихся со значением этого слова:

" Дикий : 1. Находящийся в первобытном состоянии (о людях), некультивируемый (о растениях), неприрученный, неодомашненный (о животных). 2. перен. Грубый, необузданный. 3. перен. Нелепый. 4. Не связанный ни с какими организациями, действующий самостоятельно (разг.)".

Но лучше сначала выслушать высказывания учащихся и опираться на них при аналитической работе. Знакомство со словарной статьей обобщает, но отнюдь не заменяет высказывания школьников. Важно подчеркнуть то, что "дикий" -хаотичный, неорганизованный;

Повтор слова "дикий": "Собака была дикая, и Лошадь была дикая, и Корова была дикая, и Овца была дикая, и Свинья была дикая..." (лексический повтор);

Повтор слова "дикий" с эпитетами, усиливающими эмоционально негативную оценку: "Человек, конечно, был тоже дикий, страшно дикий, ужасно дикий"; "дикий-предикий, самая дикая";

Противопоставление "ручной - дикий" (антитеза).

Для того чтобы запись на доске выглядела завершенной, ученикам предлагается ответить на следующий вопрос:

Можно ли найти литературоведческий термин, общий для всех перечисленных приемов? (Ученики назовут эпитет.)

7. С помощью каких художественных средств автор подчеркивает переход от одного уровня взаимоотношений людей и животных к другому уровню?

В результате работы на доске появляется запись:
Дикий Домашний
Враг мой Друг мой
Жена моего Врага Жена моего Друга
Дикий Пес Первый Друг
Дикий Конь Первый Слуга
Дикая Корова Подательница Хорошей Еды

8. Найдите в тексте и выпишите все слова, которые называют всех участников происходящих событий.

Учитель записывает слова на доске вслед за учениками таким образом, чтобы в результате получилась следующая запись:

Пещера
Женщина Пес Занавеска Огонь
Мужчина Кошка Молочная Крынка Колдовство
Ребенок Конь Песня
Корова
Летучая мышь

Изменилось бы что-нибудь в сказке, если бы эти же самые слова были написаны не с заглавной, а со строчной буквы? (Использование заглавной буквы усиливает символическое значение сказки.)

Почему Дикая Кошка стала называться просто Кошкой и не получила нового имени, как остальные дикие животные после заключения договора с Женщиной?

9. Похожа ли эта сказка на известные вам народные сказки? Чем? Какого эффекта добивается Киплинг, неоднократно используя характерный для жанра сказки прием троекратного композиционного повтора?

Объяснение домашнего задания

1. Известна ли эта сказка вашим родным? Если нет, кратко перескажите ее содержание (не забудьте передать ее основную мысль). Какие эпизоды вы обязательно включите в свой пересказ? Узнайте отношение своих слушателей к необходимости соблюдать общепринятые правила во взаимоотношениях между людьми, пусть даже очень непохожими друг на друга. Поинтересуйтесь, что для ваших собеседников сложнее: пользоваться своим правом или выполнять свои обязанности.

2. Подготовьте ответ на вопрос: "Может ли жизнь человеческого общества быть организована по принципу "каждый сам по себе"?"

Итоговая работа по разделу

1. Вам представилась возможность познакомиться с размышлениями Гесиода и Р. Киплинга. Эти люди жили давно, "тогда".
Вы сами размышляли, слышали мнения одноклассников. Это происходило только что, "теперь".
Что в давних, "тогдашних" размышлениях Гесиода и Киплинга представляется вам важным, актуальным в сегодняшнем, "теперешнем" дне?

2. Порассуждайте письменно на одну из тем:
Моя гипотеза о причинах появления правил в жизни людей. Зачем нужны людям правила?
Опишите те ситуации, в которых правила обязательно должны соблюдаться, и те ситуации, в которых они не нужны.

На следующих уроках вы познакомитесь с теми произведениями (или фрагментами из них), в которых будут обсуждаться различные проблемы, в частности такие, как:

Роль правил в жизни людей;

Уязвимое, беззащитное положение людей, которые оказываются во власти природных сил или же во власти произвольных действий других людей (в том числе и во время вооруженных конфликтов) и необходимость защиты жертв таких обстоятельств;

Последствия совершаемых поступков и ответственность за них и многие другие.

Подготовьтесь к началу такого разговора и прочитайте фрагменты из романа В. Скотта "Айвенго" , из романа А. Дюма " Три мушкетера", которые вы найдете в разделе "Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?".

Греки относятся к великой индоевропейской семье народов. Это означает, что их представления о мире, богах и людях имеют единое происхождение с такими же представлениями в славянской, скандинавской, индийской, кельтской и многих других культурах. Греческих богов можно сравнить с богами славян и скандинавов по их атрибутам и той роли, которую они играли в мифах. Это отразилось даже в названиях дней недели. Например, четверг у всех перечисленных народов был посвящен богу грома. Но греческая мифология обладала и ярким своеобразием.

Прежде всего остального в мире существовал бесконечный Хаос. Это не была пустота - он содержал в себе истоки всех вещей, богов и людей. Вначале из Хаоса возникла мать-земля - богиня Гея и небо - Уран. От их союза произошли циклопы - Бронт, Стероп, Арг (“гром”, “блеск”, “молния”). Высоко посреди лба сиял их единственный глаз, превращая подземный огонь в небесный. Вторыми Уран и Гея породили сторуких и пятидесятиголовых великанов-гекатонхейров - Котта, Бриарея и Гиеса (“гнев”, “сила”, “пашня”). И наконец, на свет появилось великое племя титанов.

Их было 12 - шесть сыновей и дочерей Урана и Геи. Океан и Тефия породили все реки. Гипперион и Тейа стали предками Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и розоперстой зари (Эос). От Иапета и Асии произошел могучий Атлант, держащий ныне небесную твердь на своих плечах, а также хитроумный Прометей, недалекий Эпиметей и дерзкий Менетий. Еще две пары титанов и титанид произвели на свет горгон и другие удивительные существа. Но будущее принадлежало детям шестой пары - Крона и Реи.

Не понравилось Урану его потомство и он сбросил циклопов и сторуких великанов в Тартар, ужасную бездну (которая одновременно являлась и живым существом и имела шею). Тогда Гея, вознегодовав на супруга, уговорила титанов восстать против Неба. Все они напали на Урана и лишили его власти. Владыкой мира отныне стал Крон - самый хитрый из титанов. Но он не выпустил из Тартара прежних пленников, опасаясь их силы.

Греки называли период правления Крона золотым веком. Однако этому новому владыке мира было предсказано, что он в свою очередь будет свергнут своим сыном. Поэтому Крон решился на ужасную меру - стал проглатывать своих сыновей и дочерей. Первой он проглотил Гестию, затем Деметру и Геру, далее Аида и Посейдона. Само имя Крон означает “время” и не зря люди говорят, что время поглощает своих сыновей. Последнего ребенка - Зевса его несчастная мать Рея подменила завернутым в пеленку камнем. Крон проглотил камень, а юный Зевс был спрятан на острове Крит, где его вскормила своим молоком волшебная коза Амалфея.

Когда Зевс стал взрослым, он сумел хитростью освободить своих братьев и сестер и они начали борьбу с Кроном и титанами. Десять лет они сражались, но победа не давалась, ни той, ни другой стороне. Тогда Зевс по совету Геи освободил томящихся в Тартаре сторуких и циклопов. Отныне циклопы стали ковать Зевсу его прославленные молнии. Сторукие же обрушили на титанов град камней и скал. Зевс и его братья и сестры, которые стали называться богами, одержали победу. Они, в свою очередь сбросили титанов в Тартар (“туда, где скрыты корни моря и земли”) и приставили стеречь их сторуких великанов. Сами же боги начали править миром.