Творческая работа на тему правила этикета. Исследование в проекте что такое этикет. Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

ПРОЕКТ

Волкова Анна, Гарина Оксана,

Журилова Майя, Мосина Ксения

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:

г. Юрьевец 2010

1) определение целей и задачи проекта «Школа этикета»;

3) анкетирование учащихся с целью изучения уровня воспитанности и анализ анкет;

4) план проведения воспитательных мероприятий для повышения культуры поведения учеников;

5) разработка воспитательного мероприятия «Поговорим о вежливости », составление к нему презентации;

6) проведение мероприятия «Поговорим о вежливости» в 3 классе МОУ СОШ № 1 им.

7) заключение.

Ребенок в момент рождения лишь кандидат

в человека, но он не может им стать в изоляции:ему

нужно научиться стать человеком в общении с людьми.

А. Пьерон

1.Определение целей и задачи проекта «Школа этикета»

Проблема формирования культуры поведения школьника является одной из самых актуальных проблем для учителя. Классный руководитель проводит различные воспитательные мероприятия, беседы, исследует уровень воспитанности учеников. Ведь необходимо научить ребенка уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе. Правило очень простое, но, увы, в повседневной практике такие формы работы являются не всегда действенными . А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни.

Предлагаемый нами проект «Школа этикета», рассчитанный на полугодие, поможет улучшить культуру поведения школьников. Для этого нами разработана система внеклассных мероприятий для учащихся младшего и среднего звена. Такие мероприятия будут проводить старшеклассники. Принципиально в методике проведения в данном случае ничего не меняется. Но общий настрой учеников становится совершенно иным: они с радостью встречают новое лицо, совсем по-другому воспринимают информацию и готовы все исполнить, чтобы только послушать своего гостя, если это даже и ученик старших классов.

Цели нашего проекта:

повышение культуры поведения учеников;

знакомство с правилами этикета.

Задача:

Улучшение дисциплины учащихся.

Предполагается, что после проведения подобных мероприятий действительно изменится манера общения ребят и улучшится дисциплина на уроках, переменах, в столовой, на улице. Повышение культуры поведения можно отследить через дежурство по школе.

2. Изучение форм воспитательной работы

Для реализации проекта выбраны следующие формы работы: урок-знакомство, урок-тренинг, игра.

В основе всех разработанных мероприятий лежит игра как одна из форм организационного обучения, воспитания и развития личности. Возможности игры очень велики: во-первых, воссоздаются межличностные отношения, моделирующие условия социальной жизни, во-вторых, активизируется процесс обучения посредством стимуляции мотивов учебной деятельности . Игра не только способствует активному взаимодействию учащихся, но и повышает их эмоциональное напряжение, чем расширяет и углубляет процесс творческого самоопределения. Игра обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

3.Анкетирование учащихся с целью уровня воспитанности и анализ анкет

В начале исследования учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Всегда ли ты здороваешься при встрече

А) со своим учителем;

Б) с учителем, не работающим в вашем классе;

В) с одноклассниками?

2. Говоришь ли «спасибо», когда встаешь из-за стола

А) дома родителям;

Б) в школе работникам столовой?

3.В переполненный автобус заходит пожилой человек. Ваша реакция?

А) останусь сидеть;

Б)предложу свое место.

4. Всегда ли ты стоишь в очереди

А) в школьной столовой;

Б) в магазине?

5.Ты пришел к приятелю в гости, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

А) извинишься и уйдешь;

Б) поздравишь именинника, извинишься и, если пригласят, останешься;

6. Нужно ли здороваться со всеми пассажирами, когда ты входишь в автобус?

7. Можно ли прийти в гости за час до назначенного времени?

8. Куда деть жевательную резинку, если ты находишься в гостях за столом?

Анализ анкет:

А) 100%; Б) 30 %; В) 80%; А) 80%; Б) 60%; А) 60%; Б) 40%; А) 100%; Б) 80%; А) 20%; Б) 80%; Да – 10%; Нет – 90%; Да - 20%; Нет – 80%; Выкинуть – 60%; Оставить на столе – 40%.

4. План проведения воспитательных мероприятий для повышения культуры поведения учеников

1) «Поговорим о вежливости» 3 класс

2) «О, этот славный этикет» 4 класс

3) «Роскошь человеческого общения» 5 класс

4) «Искусство дарить и принимать подарки» 5 класс

5) «Наш дар бесценный - речь» 6 класс

6) Заседание клуба этикета «Факультет забытых истин» 7 класс

5. Разработка воспитательного мероприятия

Воспитательное мероприятие "Поговорим о вежливости"

google_protectAndRun("ads_core. google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Цели:

1) Знакомство с традициями приветствия разных народов

2) Обучение правилам этикета

3) Воспитание речевой культуры младших школьников.

Слайд 1

Старшеклассник: Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Дорогие ребята! Сегодня на нашем занятии мы с вами вспомним некоторые правила этикета и поговорим о вежливости.

Что же такое этикет?

(ответы детей)

Слайд 2

Старшеклассник : Этикет – это слова французского происхождения, оно вошло в лексикон со времен французского короля Людовика XVI, имевшего громкое прозвище “король солнца”, необычайную любовь к роскоши. На приеме у короля гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – этикеток и произошло слова “Этикет”

(Толковый словарь Н. Ожегова)

Что же такое вежливость?

(ответы детей)

Старшеклассник: Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века “Вежа” означало “знаток”, – тот кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Сегодня мы поговорим об одном из правил вежливости, а о каком вы сейчас догадаетесь.

Ребята, давайте с вами представим, что мы заблудились в чужом городе, а там царит жесткий мороз, очень холодно. Покажите, какие действия помогут нам понять, что вокруг холод и стужа.

(Все ребята вместе с ведущим поеживаются, обхватывают себя руками, дрожат, делают вид, что стараются согреться, притопывают ногами, прихлопывают руками, дуют на руки, потирают ладоши и т. д.)

А теперь мы подходим с вами к красивому большому дому, дверь которого приоткрыта, мы вошли и сразу же почувствовали тепло, добрый голос хозяина дома сказал!” Проходите, гости дорогие!” Что же мы должны сказать хозяину этого дома при встрече?

Старшеклассник: Мы в ответ скажем “спасибо”, а потом слово “здравствуйте”.Так принято во всем мире здороваться, когда входишь в чей-то дом или встречаешься с добрым человеком.

Слайд 3

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы,
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “Здравствуйте” больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же так радостней сделалась жизнь?

Да, ребята, вы поздоровались, и на капельку радостней сделалась жизнь. А ведь иногда вы прокричите или пробурчите что-то невнятное: не то «брысть», не то «дрысть».

Говоря: « Здравствуйте»,- мы желаем здоровья.

Слайд 4

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Ребята, а вы знаете, как приветствовали раньше друг друга в разных странах?

Слайд 5

Тибетцы, например, здороваются, снимая свой головной убор , левую руку они закладывают за ухо да еще высовывают свой язык.

На Крайнем Севере охотники, встречаясь, терлись носами.

Доблестные мушкетеры изящно склонялись, помахивали шляпами с длинными перьями.

На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу .

- А какие жестовые приветствия знаете вы?

- Представляете, если бы мы тратили столько времени на поклоны и реверансы?

- Что бы из этого вышло?

- Все это делается в соответствии с традициями и должно соответствовать ситуации и времени.

Приветствия всегда существовали у всех народов. В наше время разные народы здороваются по - разному:

Слайд 6

    В России говорим: “Здравствуйте!” Китайцы кланяются друг другу Эскимосы в знак приветствия трутся носами В Англии говорят: “Hello” Во Франции здороваются так: “Bonjour” В Германии говорят “ Здравствуйте”так: “Guten Tag”.

Что же объединяет все эти народы в приветствиях?

Да, по – разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И все - таки общее тут есть. Уклониться от приветствия, не ответить на него во все времена, у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в словах привета, заключено очень большое и важное содержание: “Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю, хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе самого доброго”. Вот что означает простое и обычное слово “здравствуйте”.

Слайд 7

«Здравствуйте»,- ты скажешь человеку.
«Здравствуй»,- улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Вспомните, пожалуйста, словесные приветствия, какие вы знаете.

(ответы детей)

Старшеклассник: Салют! Привет! Чао! Доброе утро! Добрый день! Что означает слово “здравствуйте” вы уже знаете. Сейчас обратимся к русским народным сказкам и выясним, когда там встречается это слово, кто и в каких случаях его употребляет.

    Встретились кума лиса да серый волк. Здравствуй, лисонька, здравствуй, куманек. (Лиса и Волк) По мачехиному велению привез старик дочку зимой в лес, под старой елью оставил. Приходит Морозко, по елкам попрыгивает, на красную девушку поглядывает. «Здравствуй, девица». “Здравствуй, Морозушко, здравствуй, батюшка”.А тепло ли тебе, красная?” – “Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!” (Морозко)

Старшеклассник: Что же это за слово: здравствуй, здравствуйте. Почему персонажи этих сказок употребляли его во время встреч? Кто-нибудь сможет объяснить?

Верно, это слова приветствия, знак доброго уважения людей друг к другу, а означает оно все то же пожелание здоровья.

Будь здоров, не болей,
Это просьба всех людей.
Здравствуй стоит лишь сказать,
И не надо объяснять:
Быть здоровыми хотим
И об этом говорим.

Мне кажется, что “здравствуй” – лучшее из слов,
Потому что “здравствуй” – будь здоров
Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра.
Значит, слово “здравствуй” говорить пора.

Сейчас мы проверим, насколько вы владеете искусством этикета, и откроем небольшие секреты поведения. Объясните, как себя вести в данной ситуации:

    Вы идете по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым вам человеком. Надо ли здороваться вам? Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними и как это сделать? В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы увидели своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказали: “Здравствуйте, Мария Ивановна!”. Правильно ли вы сделали?

Слайд 8

Игра “Вежливо – невежливо”

Если вы посчитаете, что поступок вежливый - хлопните в ладоши.

Если невежливый - топните ногой.

· Поздороваться при встрече

· Обозвать обидным словом одноклассника

· Не уступить место пожилому человеку

· Толкнув, не извиниться

· помочь поднять упавшую вещь

· громко разговаривать в общественных местах.

Молодцы, ребята!

Золотые правила:

    всегда здороваться первым, особенно если ты присоединяешься к какой–нибудь компании или встречаешься со старшими по возрасту; не смущайся, если поздороваешься по случайности дважды, лучше сделать это повторно, чем ни разу; помни о традициях того общества, в которое попадаешь; всегда прощайся, независимо от того, какого пола и возраста собеседник.

Поздороваться с человеком так, чтобы ему стало радостно и солнечно, тоже надо уметь. Обращали ли вы внимание, со сколькими оттенками можно произнести простое слово “здравствуйте”? – тепло, официально, холодно. Все зависит от интонации, “подвластной” человеку.

Если относиться друг к другу вежливо, можно многих неприятностей избежать. О правилах вежливости сейчас мы узнаем из стихотворения С. Маршака “Ежели вы вежливы”.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

Старшеклассник: Что при входе в автобус прежде надо пропускать пожилых, стареньких людей. Так как они уже слабенькие, не сильные, а молодые крепкие, удалые.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

Что вы поняли из этих слов? (ответы детей)

Старшеклассник: Ну, это совсем просто! На урок мы идем для того, чтобы учиться, получать знания, а не баловаться и разговаривать, как сороки.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьете.

Есть такое выражение; уметь слушать. В разговоре со взрослыми это особенно ценится. Если взрослый говорит, значит надо быть внимательным, а не перебивать его.

6) Проведено воспитательное мероприятие «Поговорим о вежливости» в 3 классе МОУ СОШ № 1 им. .

В ходе мероприятия были использованы наглядность (рисунки, плакаты) и ИКТ (презентация).

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. При использовании наглядных методов нами соблюдался ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

Заключение

В процессе работы над проектом «Школа этикета» мы убедились в том, что старшеклассники могут помочь в решении проблемы формирования культуры поведения учащихся младшего и среднего звена. В результате анкетирования было выяснено, что не все ребята в повседневной жизни ведут себя в соответствии с правилами этикета, да многие и не знают этих правил. С помощью данного проекта можно изменить манеру общения школьников.

Так как наш проект рассчитан на полугодие, выводы делать рано. Но даже после проведения одного мероприятия можно отметить, что здороваться учащиеся 3 класса стали не только со своим учителем, но и с другими учителями, с обслуживающим персоналом. Нами будет продолжена работа с проектом «Школа этикета», планируется организация еще 6 воспитательных мероприятий. Через анализ дежурства по школе и последнего анкетирования можно подвести окончательный итог нашей работе.

Литература

1. Воспитание школьников.2003.№10; 2005.№4.

2., Шкатова ли вы общаться? М., 1991

3.Современный этикет. М: ЭКСМО,2005

4.Черных мероприятия 6 класс. М. «ВАКО» 2008

5.Этикет на все случаи жизни. М. АСТ-пресс, 1999

Лисицкая Наталья Николаевна
учитель начальных классов
ЧОУ «Лицей-интернат №5 ОАО «РЖД»
Email: [email protected]
Саратовская обл., г. Красный Кут

Рецензия: Проект «Речевой этикет» носит информационно - исследовательский, практико-ориентированный характер. Проблема речевого этикета так же актуальна сегодня, как и много лет назад, и требует пристального внимания. Речевой этикет сопровождает человека всю его жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости». Первые уроки культуры мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, воспитателя, учителя… «Что надо сказать?»- с этого вопроса – напоминания каждый из нас осваивал жизненно необходимые правила поведения, общественные обычаи. И чем раньше наши дети поймут необходимость знания и применения правил речевого этикета, тем доброжелательнее, вежливее, скромнее и учтивее будут они с окружающими людьми. Данная проблема интересует как учеников, так и их родителей. В своем проекте ребята попытались проследить историю возникновения слова «здравствуйте», познакомить одноклассников с традициями приветствий разных народов и выяснить насколько вежливыми себя считают учащиеся лицея.

    Обучающая: обобщить и систематизировать знания о правилах приветствия, полученные в процессе изучения раздела "Речевой этикет" дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры».

    Развивающая: привить культуру речи, обогатить словарный запас учащихся.

    Воспитательная: воспитать вежливость, доброту, внимание к окружающим людям.

    доказать актуальность проблемы речевого этикета;

    рассказать о приветствиях у разных народов;

    познакомить с результатами анкетирования обучающихся в лицее.

В работе применялись следующие методы:

    Метод анкетирования,

    Метод причинно-исторического анализа (при работе с теоретической литературой).

Основная часть.

Что такое “этикет”? Это каждый знает:

То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.

А теперь серьёзное дадим определенье.

Немного истории: На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, французского названия карточек - "этикетки" и произошло слово "этикет", вошедшее впоследствии в языки многих стран. Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Сначала все эти правила пересказывали устно. А потом эти правила стали записывать.

Считается, что первая книга по этикету была написана в Египте около 2350 года до н.э. Она так и называлась: "Инструкция по поведению". Она до наших дней не сохранилась.

А вот книга по этикету, которая дошла до нас из 1240 года, называлась "Дисциплина Клерикалис" испанского священника Педро Альфонсо. Книга предназначена была для священнослужителей и монахов. Позже стали издаваться пособия по этикету в Голландии, Франции, Англии и других странах Европы. В основном там говорилось о порядке приёма гостей, ведению бесед и поведению за столом.

Чем чаще, к месту и искреннее употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее относятся к нему окружающие. Общение начинается с приветствия. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны. Люди начинают знакомиться со слова "здравствуйте". Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни "здравствуйте", ни "до свидания". Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья?

Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово "Здравствуйте" - это значит будьте здоровы. "Здравствуйте"- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово "здравствуйте" - это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

А есть еще такая история: Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда–то давно люди желали друг другу быть крепкими, как дерево (например, дуб, кедр). Они говорили: «Будь с дерево!» Потом стали произносить здраво, здравие, здоровье. Значит и мы, произнося «здравствуйте», желаем человеку здоровья.

В рыцарские времена, снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно! Эта традиция перешла и в наши времена – при рукопожатии, воспитанные люди всегда снимают перчатки. А еще, был обычай снимать доспехи и шлем, входя в дом, рыцарь, как бы говорил хозяевам: «Я не опасаюсь вас». Это тоже стало правилом в наше время – снимать головной убор при входе в помещение.

Как же приветствовали друг друга люди, жившие в разных странах, в разные времена?

    Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую они закладывают за ухо, еще высовывают язык.

    У японцев для приветствия применяют три вида поклонов.

    Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

    Лапландцы трутся носами.

    Молодой американец, приветствуя приятеля, хлопает его по спине.

    Французы целуют друг друга в щеку.

    Самоанцы обнюхивают друг друга.

    В племени масаи перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки.

    Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются.

    На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу.

    В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди.

    Туркмены засовывают руки в длинные рукава.

    Китайцы кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.

    В Англии говорят “Hello!”.

    Во Франции они здороваются так: “Bonjour!”.

    В Германии говорят “Guten Tag!”.

    В России говорим: “Здравствуйте!”

В разных уголках нашей страны по-разному приветствуют друг друга. Например, на Урале приняты интересные приветствия. Если хозяйка доит корову, ей скажут: «Море под кормилицу!» - желают надоить побольше молока «целое море молока». «Свеженько» - говорят женщине, достающей из колодца воду. Семье, собравшейся покушать, скажут: «Сладко кушать!»

Исследование:

1. Работа в библиотеке.

Обучающиеся заинтересовались вопросом, с каких пор «вежливые» слова употребляются людьми. И оказалось, что очень и очень давно. Ещё в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Обратившись к книге «Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства 14-17 веков» под редакцией С.Ф. Егорова, мы обнаружили, что эти слова употреблялись ещё в берестяных грамотах Древней Руси, летописях и в произведения устного народного творчества. Так в былине «Илья Муромец и Калин Царь»: « Говорит Илья да таковы слова: - Хлеб да соль, богатыри да святорусские…».

«Вежливые» слова встречаем мы и в сказках.

    Встретились кума лиса да серый волк. Здравствуй, лисонька, здравствуй, куманек (Лиса и Волк)

    По мачехиному велению привез старик дочку зимой в лес, под старой елью оставил. Приходит Морозко, по елкам попрыгивает, на красную девушку поглядывает. «Здравствуй девица», “Здравствуй, Морозушка, здравствуй, батюшка”.

2. Анкетирование.

Ребята задали вопрос ученикам начальной школы (40 человек):

« Какие слова приветствия вы знаете и как часто вы их произносите?»

И вот что они узнали:

Употребляют слово

«Здравствуйте» - 40 человек;

«Салют» – 5 человек;

«Привет» – 15 человек;

«Чао» – 3 человека;

«Доброе утро» – 20 человек;

«Добрый день» – 12 человек.

Еще участники проекта посчитали, сколько раз в день произносят слово «здравствуйте» учителя и ученики. Они выяснили, что перед началом урока этикета каждый из учеников, входя в класс, произнес «здравствуйте» по одному разу, а учителю пришлось ответить 20 раз. Если учесть, что ребята здороваются с каждым учителем и техническим персоналом в день 5 раз, учителю приходится здороваться в среднем 40 раз, что намного больше, чем ученикам.

Вывод: этикетные слова в речи учащихся употребляются не достаточно часто, надо чаще их использовать в своей речи; необходимо расширять словарный запас приветствий.

Заключение:

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
- Доброе утро, солнце и птицы!
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Цель проекта

  • Формировать у детей представление о этикете.
  • Формировать у детей навыки вежливости.
  • Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.
  • Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
  • Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.
  • Знакомить с правилами этикета.

Краткое содержание проекта

В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление о этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества. Повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.

В процессе поиска дети совместно с родителями приобретают информационные навыки: учатся анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Группа

Старший дошкольный возраст 5-6 лет, (законные представители, воспитатель).

Приблизительная продолжительность проекта — 2 месяца.

Образовательные стандарты:

«Познавательное развитие», «Ребёнок и окружающий мир», «Развитие речи.», «Изобразительная деятельность» «Ручной труд».

Познавательное развитие: задача – воспитание гуманных чувст и положительных взаимоотношений, этических представлений, расширить кругозор и знание детей.

Ребёнок и окружающий мир: Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, воспитывать уважение к старшим.

Развитие речи: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.

Изодеятельность: Развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики.

Ручной труд: формировать необходимую для жизни ручную умелость, развивать творчество, эстетический вкус, способность к приобретению материалов.

Ожидаемые результаты

  • Воспитание нравственных и эстетических чувств
  • Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.
  • Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми
  • Снижение агрессивности

После завершения проекта воспитанники смогут:

  • Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  • Уметь общаться, обмениваться идеями.
  • Уважать старших

График оценивания

До работы над проектом:

Разработка модели мини — доклада

Анкетирование родителей

Дети работают над проектом и выполняют задания

Занятия по изодеятельности, ознакомление с окружающим, домашнее задание, консультации, папки передвижки,беседы

После завершения работы над проектом

Заслушивание мини – доклада, выставка детских рисунков, альбомов, оформление стенгазет.

Родительское собрание.

Организация досуга

Описание методов оценивания

Перед началом работы над проектом проводится родительское собрание, основным разделом которого является представление воспитателем краткой информации о проектном методе воспитания и обучения, о целостности его применения.

Проводится анкетирование родителей по теме проекта, разделение на группы (семья), круглый стол.

«Самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно показывать пример»

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.

Технологии и оборудование:

Компьютер, телевизор, магнитофон, принтер, сканер, мультимедио, фотооппарат.

Технологии и программное обеспечение:

Программы обработки информации и изображений.

Электронные книги, энциклопедии.

Разделение функций участников проекта

Воспитатель:

Диагностика уровня знаний и умения детей.

Самообразование по данной теме.

Разработка и составление перспективного плана, конспектов занятий, досугов, развлечений, этических бесед.

Оформление плакатов, стенгазет.

Подбор детской литературы

Дети:

Разучивание стихов, пословиц, поговорок.

Рисование рисунков.

Изготовление поделок.

Занятия познавательного цикла.

Развлечение, досуг на тему «Этикет»

Игры, викторины.

Закрепление правил хорошего тона

Родители (законные представители)

Помощь в оформлении стендов, стенгазет.

Участие в фотовыставке.

Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома.

Участие в родительском собрании, деление опытом (по воспитанию детей), в развлечении.

I этап – подготовительный

Занятие «Что такое этикет?» — дать детям понятие слова « Этикет», рассказать детям, какие бывают виды этикета (придворный, дипломатический, воинский, общегражданский).

Беседа «История этикета»

Игра «Приятного аппетита»

Занятие «Наш помощник — этикет»

Занятие «Путешествие в страну этикета»

Игра «Волшебные слова»

Беседа «Каким я хочу быть» — Учить детей избавляться от своих недостатков.

Занятие «Давайте познакомимся».

Чтение «Сказки – кладезь народной мудрости и этикета» — вспомнить правила гостеприимства.

Игры: «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба».

Чтение стихотворения В. Левина «Аппетитная песенка для Лёшки», Э. Мошанской «Маша и каша», В. Левина « Размышление после очень вежливого разговора», А. Кондратьева « Пожалуйста», И.Токмакова «Счастливого пути».

Этические беседы: «Уроки вежливости», пословицы « О дружбе»

Чтение произведений В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче», «До первого дождя», «Почему», С.Я. Маршака « Ежели вы вежливы»

Занятие – беседа: «В стране вежливых слов»

II этап – творческий

Слушанье стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Заучивание пословиц о дружбе, честности.

Подбор рисунков на выставку, стенгазету.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Отправляемся мы в гости», «Театр», «Путешествие в общественном транспорте» — закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом.

Изготовление поздравительной открытки.

Оригами (Салфетки для сервировки стола)

Рисование « Нарисуй настроение», « Как я с мамой или с папой иду из детского сада домой, « Цветные страницы» — через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.

Аппликация «Пригласительный билет родителям на родительское собрание»

Лепка «Красная шапочка несёт бабушке гостинцы» воспитывать уважение к старшим, заботиться о них.

Пение песен «От улыбки станет всем светлей», « Голубой вагон бежит качается».

Игра приветствие «Хэй, хэй, привет тебе», «Нам здороваться не лень»

III этап — заключительный

Игры «Кто больше знает вежливых слов», «Доброе утро».

Рисование «Волшебный цветик – семи цветик»

Занятие — развлечение «В королевстве кривых зеркал»

Игры – инсценировки «Телефонный разговор», « Невоспитанный Незнайка»,

«Пойдём и поищем волшебное слово», «Наша дружная семья»

Развлечение «Секрет волшебных слов»

Родительское собрание «Азы воспитания» (деление опытом) – формироване норм культуры поведения ребёнка, доброжелательности, честности, правдивости, воспитании культуры общения.

Стенгазета «Уроки этикета»

Консультации для родителей «Весёлый этикет», « Формирование культуры поведения за столом» , «Едем в общественном транспорте»

Литература на печатной основе

«Азбука общения» Л.М. Щиплицина, О.В.Защиринская

«Детский этикет» О.В.Корчинова.

«Уроки этикета и вежливости для детей» Е.Черенкова.

«Этикет от А до Я» Н.В.Чудакова.

«Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» С.О.Николаева.

«Новые правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёва.

«Это Вам родители» А.О.Пинт

«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С.В.Петерина

«Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 Г.АПШЕРОНСК АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Этикет и этика»

(организация деятельности школы для успешной реализации школьной программы самоуправления «Школьный экспресс»)

Составитель: учитель начальных классов

учитель первой категории

Утвержден на заседании педсовета

Протокол № от

г. Апшеронск

2010 год

    Введение
    Содержание инновационного проекта «Этикет и этика», концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта
    Проблема, объект, предмет исследования
    Гипотеза, цель и задачи проекта
    Основные принципы реализации проекта
    Механизм реализации проекта
    Этапы реализации проекта
    Оценка эффективности реализации проекта
    Значение ожидаемых результатов для развития общеобразовательной системы

    Введение

Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, учитывать множество предписаний и правил. Исходя из этого, важное психолого-педагогическое значение приобретает развитие у ребенка нравственных качеств. Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Предупредить такие проблемы разумнее, чем устранять их последствия. Школьники непростительно мало знают о правилах поведения в современном обществе. А между тем школа должна стать гарантом культурного, нравственного развития граждан. Культура общения, от которой во многом зависит, как относятся к нам окружающие, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом, которые регламентируют, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Конечно этикет определяет лишь формы, «технику» общения и поведения, потому самого по себе знания правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и этикой. Наши манеры – отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека – это высокие этические качества, лежавшие в основе нравственного поведения, находят отражение в простых нормах этикета.

Инновационный проект «Этикет и этика» разработан в 2010 году. Хотя работа ведется по этому направлению с 2008 года. В младшем школьном возрасте дети особое внимание уделяют нравственной стороне поведения, им свойственно желание получить положительную оценку окружающих, т.е. этот период является оптимальным для усвоения правил культурного общения. Разнообразные приемы и методы формирования мотивов нравственного поведения младших школьников и соблюдения этических норм (добро и сострадание, гостеприимность и милосердие, внешний вид и культура речи; личная гигиена и профилактика вредных привычек; взаимоотношение в семье, с ровесниками, младшими и старшими; правила поведения в классе, в школе, общественных метах, на улице, в транспорте, театре, за столом). Инновационный проект «Этикет и этика» включает в себя программу занятий для классных часов и внеклассной работы на четыре года.

3.Проблема, объект, предмет исследования

Проблема – поиск наилучших средств и способов в повышении внимания к вопросам нравственного воспитания детей в тесном сотрудничестве с семьей.

Объект – учащиеся начальной школы

Субъект – администрация гимназии, учитель начальных классов

Предмет исследования – деятельность МОУ Г № 5 по формированию комплексной, целенаправленной работы по формированию высоких норм общечеловеческой нравственности через систему внеклассных мероприятий и классных часов

4. Гипотеза, цель и задачи

инновационного проекта «Этикет и этика»

Гипотеза – если сформировать комплексный, целенаправленный подход к воспитательной работе по инновационному проекту «Этикет и этика», то это повысит уровень воспитанности учащихся

Цель : создание условий для решения проблемы приобщения детей к формированию положительного нравственного поведения в семейном общении и общении с окружающими людьми, чувства удовлетворения оттого, что он делает хорошие дела, приносит пользу близким, окружающим, радует их добрыми поступками в тесном сотрудничестве с семьей.

Задачи:

Разработать инновационный проект по повышению уровня воспитанности учащихся;

Воспитать стремление быть порядочными людьми;

Следовать общечеловеческим ценностям и благородным идеалам;

Освоить нормы правильного поведения в обществе;

Воспитать негативное отношение к вредным привычкам;

Сформировать у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни;

Предоставить возможность для дополнительного общения детей и родителей в неформальной обстановке.

Приоритетные направления:

    Формирование духовной личности, здорового образа жизни

    Воспитание человека-гражданина

    Создание системы воспитания личности, заинтересованной в развитии у ребенка нравственных качеств

    Обеспечение единства семейного и школьного воспитания личности, создание сбалансированной деятельности родителей, детей, учителей, образующих коллектив гимназии, призванный заботиться о формировании нравственного воспитания школьника.

Формы работы: классные часы, театрализованные беседы и представления, конкурсные и развлекательные программы, инсценировки, викторины и праздники, родительский лекторий по нравственному воспитанию младших школьников.

Исходя из цели и задач инновационного проекта «Этикет и этика» определены направления деятельности МОУ Г № 5

    Просвещение детей и родителей по инновационному проекту «Этикет и этика».

    Привлечение к этой деятельности зав. библиотекой гимназии, педагогов дополнительного образования, родителей.

    Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие нравственных качеств младших школьников.

    Информирование родителей о важности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте на родительских собраниях.

ЭТИКЕТ

1-2 классы

Пояснительная записка

Целью предмета задач:
Программа курса этикета для 1-2 классов разработана на основе поурочной учебной программы «Веселый этикет» О.И. Фроловой На изучение программы предусмотрен 1 час в неделю за счет классных часов, программа рассчитана на 34 часа.

Список литературы :

«Веселый этикет» авторы Н.Е.Богуславская, Н.А.Куприна, рецензенты Т.А.Ладыженская, В.Н.Маров Екатеренбург «Арго» 1997 год.

Тематическое планирование

1 класс

Тематическое планирование

2 класс

ЭТИКЕТ

3 класс- 34 часа

Пояснительная записка

Целью предмета этикет – развитие коммуникативных способностей, нравственной культуры человека Этикет предполагает решение следующих задач: - понятие сути морального выбора человека в различных ситуациях - введение в активный словарь учащихся достаточного количества этикетных стереотипов - правильное использование этикетных формул в речи, которое помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что облегчает взаимопонимание между людьми
Программа курса этикета для 3-х классов разработана на основе программы Э.Г.Ериной г. Ставрополь, Л.И.Лаврентьевой директора школы № 34 г. Ставрополь «Этика» В.М.Мирошниченко
  1. Введение. Нравственная культура человека - 2 часа
- Понятия «культура», «нравственная культура», «культура поведения». Связь нравственной культуры и поведения – 1 час - Правила приличия. Зачем необходимо знать и выполнять правила поведения и нормы нравственности – 1 час
    Мое Отечество – 6 часов
а - Понятия «Родина». «Родина-мать», почему мы так говорим- 1 час - Подвиг во имя Родины – 1 час. б) - Понятия «труд», «воля», «ответственность», «уважение». Воля и труд все перетрут – 1 час - Отношение к учению. Уважение труда других людей -1час в) - Понятия «гражданин», «страна», «закон», «паспорт». Свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство об окончании школы – документы, рассказывающие о личности человека – 1 час - Юридическая и моральная ответственность за совершенные проступки в школе. Поощрения и наказания – 1 час
    Нравсвенное сознание – 10 часов
а) Простые нормы нравственности – 4 часа - Понятия «забота», «уважение к чужому времени», «уважение к себе», «зло», «равнодушие», «терпимость» и «нетерпимость». Нормы нравственности- 1 час - Забота о детях как о будущем страны – 1 час - Забота о людях старшего поколения – 1 час - Умение бережно относиться к своему и чужому времени, культурным ценностям страны. Что значит уважать себя – 1 час? б) Нравственные нормы жизни в семье – 3 часа - Понятия «семья» «традиция», «взаимовыручка», «жестокость», «бестактность», «грубость», «доброта», «одиночество». Традиции в семье. Праздники в семье. – 1 час - Русские национальные традиции родственных отношений – 1 час - Обязанности членов семьи и ответственность человека. Поощрение и наказание в семье – 1 час в) Семейные праздники - 1 час - Праздники семьи как традиции. День рождения - я особый праздник. Развлечения на семейных праздниках – 1 час г) Нравственные нормы жизни в школе – 2 часа - Уважение к одноклассникам, учителям, работникам школы. Забота о своих друзьях и одноклассниках -1 час - Умение дорожить своим временем и временем учителя на уроках. Помощь в учебе и других делах – 1 час
    Нравственные отношения - 6 часов
а) Человек и его имя – 2 часа - Понятия «отчество», «фамилия». Указы Ивана Грозного и Петра 1 относительно фамилий и отчеств. Имена по святцам и месяцеслова – 1 час - Не имя красит человека, а человек имя – 1 час б) Отношение человека к своему телу и душе, природе и здоровью – 3 часа - Этика о душе и теле человека. Стремление человека сохранить здоровым свое тело – 1 час - Что такое духовность человека? Зависимость здоровья человека от его нравственной культуры – 1 час - Отношение человека к природе и здоровью – достояние страны – 1 час в) Отношения с одноклассниками и одноклассницами – 1 час - Мальчики и девочки. Почему мальчики должны уделять внимание девочкам – 1 час
    Нравственная деятельность и этикет – 10 часов
а) Правила приличия – 1 час - Понятия «приличие», «вежливость», «правила приличия» и «правила этикета». Какие правила приличия нужны нам и почему – 1 час б) Знакомство и представления, приветствия – 2 часа - Правила представления и знакомства со сверстниками, со старшими, младшими. Рукопожатие и его история. Обращение на «ты», на «вы». Приветствие сверстников, старших и младших. Приветствие незнакомых людей – 1 час - Мимика и ее роль в приветствии. Роль улыбки. Общепринятые формы обращения при приветствии. Недопустимость вульгарных и жаргонных приветствий – 1 час в) Этикет на улице и в общественных местах – 2 часа - Необходимость создания и соблюдения правил поведения в общественном транспорте. Вход в общественный транспорт и выход их него. Расположение и предназначение мест в общественном транспорте – 1 час - Отношение к старшим и младшим при пользовании общественным транспортом. Особенности отношений между людьми в поезде, самолете, на пароходе, автобусе – 1 час. г) Этикет покупателя и продавца – 1 час - Основные правила поведения и общения в магазинах разного типа и на рынке – 1 час д) Если ты заболел – 2 часа

- Понятия «поликлиника», «врач», «пациент», «посетитель». Правила поведения в поликлинике и в больнице – 1 час

- Посещение больных: уважение и ответственность – 1 час ж) Этикет за столом – 2 часа - Уважение себя и других за столом. Что, где и когда едят? Правила использования сервировочных предметов – 1 час - Обращение за столом. Беседа за столом. Поведение в школьной столовой – 1 час

Требования к подготовке учащихся по предмету этикет

Учащиеся должны усвоить: - сущность понятий: «норма», «нравственная норма», «культура поведения» - «товарищи», «бескорыстие», «забота», «уважение - «чуткость», «взаимовыручка», «грубость», «бестактность» -«одиночество», «хамство», «страх», «гость», «хозяин», «визит», «приветствие», «представление», «герой», «гражданин»
Учащиеся должны знать: - как помочь товарищу в учебе, труде - как увидеть прекрасное в книге, жизни, человеческих отношениях - как вести себя за столом, что и как едят - как представиться при знакомстве - как приветствовать друг друга и старших - простые нормы нравственности
Учащиеся должны уметь: - оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу и учителю - пользоваться столовыми приборами - давать элементарные оценки поступкам и делам - правильно представляться при знакомстве - выполнять правила этикета в общественном транспорте

Тематическое планирование

3 класс


ЭТИКЕТ

4 класс- 34 часа

Пояснительная записка

Целью предмета этикет – развитие коммуникативных способностей, нравственной культуры человека
Этикет предполагает решение следующих задач: - понятие сути морального выбора человека в различных ситуациях - введение в активный словарь учащихся достаточного количества этикетных стереотипов - правильное использование этикетных формул в речи, которое помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что облегчает взаимопонимание между людьми
Программа курса этикета для 4-х классов разработана на основе программы Э.Г.Ериной г. Ставрополь, Л.И.Лаврентьевой директора школы № 34 г. Ставрополь «Этика». В.М.Мирошниченко. На изучение программы предусмотрен 1 час в неделю за счет классных часов, программа рассчитана на 34 часа. План составлен на 34 учебные недели, поэтому количество часов распределено следующим образом.
  1. Введение. Этика общения и правила этикета в жизни человека -2 часа
- Уточнение понятий «этика» и «этикет». Этика, этикет и жизнь человека – 1 час. - Религиозная этика. Заповеди Божьи – нравственные корни человека – 1 час
    Мое Отечество – 7 часов
а) Человек и Родина 2 часа - Понятия «Отечество», «патриотизм», «гражданин» - 1 час - Хорошее отношение к Родине начинается с добросовестного отношения к учебе и труду - 1 час б)Нравственные традиции России – 1час - Понятия «традиция». «Домострой» и первые правила, записанные на Руси. «Юности честное зерцало», или Показание к житейскому обхождению». Правила приличия 1880 года. Правила хорошего тона 1889 года -1 час в) Традиции семьи и быта на Кубани – 4 часа - Понятие «быт», «культура быта», «бытовые традиции», «традиции в семье» - 1 час - Казачество – коренное население Кубани – 1час - Быт и традиции Казачества. Одежда, особенности речи, занятия – 1 час - Отношение казачества к Отечеству – 1 час
    Нравственное сознание человека – 6 часов
а) Добро, зло – 1 час - Сущность понятий добра, зла, справедливости, несправедливости, хорошего и плохого. Особенности понимания добра и зла в России – 1 час б) Долг – важнейшее качество человека – 1 час - Понятие долга. Долг как потребность. Долг и обязанность. Долг в повседневной жизни. Долг и отношение человека к себе – 1 час в) Совесть – чувство ответственности перед самим собой -2 часа - Понятия «совесть», «вина», «стыд», «страх». Чувство совести и чувство вины. Совесть как средство самоконтроля – 1 час - Чувство долга и совесть: их формирование и развитие – 1 час г) Честь и достоинство – 2 часа - Понятие «честь» и «достоинство», их общие и отличительные признаки – 1 час - Честь, достоинство человека и его поступки – 1 час 4. Нравственные отношения -8 часов
а) Межличностные отношения -2 часа - Понятия «общение», «межличностные общения», «личность», «индивидуальность». Виды и формы межличностных отношений – 1 час - Вежливость, любезность, корректность в межличностном общении - 1 час б) Дружба как форма нравственных отношений- 2 часа - Дружба как особый вид межличностных отношений. Избирательность, индивидуальность и сокровенность дружеских отношении – 1 час. - Возраст и дружба. Бескорыстие, преданность, честность, верность. Что значит «старый друг лучше новых двух»? – 1 час в) Нравственные отношения в коллективе – 2 часа - Понятия «коллектив», «класс», «школа». Личность и коллектив - 1 час - Эгоизм, одиночество, одиночество и коллектив – 1 час г) Отношение к старшему поколению как хранителю традиций народа – 2 часа - Старшее поколение как хранители духовной и материальной культуры, традиций народа – 1 час - Забота о людях старшего поколения – необходимость жизни общества – 1 час 5. Этикет в жизни человека – 11 часов аА) Основные правила этикета – 2 часа - Из истории этикета – 1 час - Правила этикета. Вежливость – закон для всех – 1 час б) Праздники в жизни человека – 1 час - Роль праздников в жизни человека. Основные праздники в нашей стране 1 час в) Визит в гости- 2 часа - Понятия «хозяин», «гость», «внешний вид», «тактичность», «настроение», «бестактность», «шутка», «комплимент». Тебя пригласили в гости. Прием и отказ от предложения. Отношения между гостями – 1 час - Настроение, развлечения в гостях, угощение. Прощание, уход из гостей – 1 час г) Прием гостей- 2 часа - Приглашение гостей. Одежда к приему гостей – 1 час - Угощение гостей, развлечение гостей. Завершение приема гостей. Прощание – 1 час д) Подарки в жизни человека – 2 часа - Виды подарков (литературные, музыкальные, живые, съедобные и др.) – 1 час - Правила дарения и приема подарков у разных народов – 1 час ж) Цветы в жизни человека - 2 часа - Легенды о цветах. Цветы как символы в жизни человека – 1 час - Цветы и традиции. Цветы как подарок, украшение интерьера – 1 час

Требования к подготовке учащихся по этикету

Учащиеся должны знать : - сущность понятий «добро», «зло», «долг», «честь», «совесть», «обязанность - «межличностные отношения», «страх», «личность», «дружба» - «бестактность», «эгоизм», «одиночество» - «Отечество», «хозяин», «гость» - содержание и уметь правильно объяснять нравственные понятия, правила поведения на празднике, в гостях и дома, нравственные нормы в отношениях между людьми Учащийся должен уметь: - следовать основным нравственным требованиям к себе - выбрать подарок и подарить его - правильно вести себя в гостях и принимать гостей - организовать игру со сверстниками - пригласить на танец и ответить на приглашение

Список используемой литературы

Научно-методический журнал «Классный руководитель»» для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы № 3 Москва 2007 год.

Тематическое планирование

4 класс


5.Основные принципы реализации инновационного проекта «Этикет и этика»

Принцип гуманно-личностного подхода к детям

Принцип ориентации ребенка на самосовершенствование

Получение удовольствия и удовлетворения ответственности за свои поступки, дела перед близкими, окружающими и обществом.

6.Механизм реализации инновационного проекта «Этикет и этика»

Координацию деятельности по реализации проекта осуществляет администрация гимназии

Главными исполнителями проекта являются:

Заместитель директора по УВР

Учитель начальных классов

Преподаватели дополнительного образования

Заведующая библиотекой гимназии

Родительский комитет класса

    Этапы реализации инновационного проекта

«Этикет и этика»

1 этап – проектно-мобилизационный август 2010 год

Целью этого этапа является разработка проектного замысла инновационного проекта «Этикет и этика» в воспитательной системе.

2 этап – поисково-преобразовательный с 1.09.2010 г. по 1.09.2014 г.

Целью этого этапа является - реализация инновационного проекта «Этика и этикет»

3 этап – обобщающий 2014г.

На завершающем этапе будет рассматриваться осуществление намеченного, обобщение выполненного, презентация опыта работы

    Оценка эффективности реализации инновационного проекта «Этикет и этика»

В результате осуществления инновационного проекта «Этикет и этикет» ожидаются результаты:

Учащиеся будут верить в свои силы и возможности

Повышение уровня воспитанности образования у детей

Успешная адаптация ребенка в обществе

Усвоение правил и норм поведения в обществе

    Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы

Создание системы воспитательной работы начальной школы по реализации закона Краснодарского края № 1539

Разработка новых форм и методов работы с детьми и родителями по воспитанию у ребенка высоких нравственных качеств

Осуществление правильного нравственного воспитания детей

Обобщение и распространение передового опыта работы гимназии по организации работы с детьми и родителями по повышению уровня воспитанности учащихся младших классов

Предложения по возможному распространению результатов в системе образования эксперимента

Вышеизложенные результаты предлагаем распространить через цикл семинаров для педагогических работников.