Образовательный портал. Образовательный портал Тема осенняя одежда обувь головные уборы

Леше 2 г 3,5мес.
Одежда
Начали с просмотра различных презентаций одежда.
Поговорили, что такое – одежда, зачем она нужна. Одежда - это те вещи, которые мы на себя надеваем. Одежда защищает нас от жары летом и от холода зимой. Одежда защищает нас от комаров и мошек, чтобы они не кусали. Еще, чтобы показать человека красивым. Красивая одежда дарит нам хорошее настроение.
Затем стали смотреть, какая одежда есть у Леши, потом у мамы, у папы, у Иры.
Сделала картинки детали одежды, обуви, шляпы (идея Жени(Левон)).

Смотрели на картинках и на реальной одежде.
Смотрели чего не хватает на картинках с изображением брюк без одной штанины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.

Смотрели чем отличаются и чем похожи пуховик мамы и дубленка папы (отличия: пуховик - синтетическая ткань, дубленка - кожа, дубленка - мужская одежда, данный пуховик – женская, цвет, длина, вес; сходства: теплые, есть рукава, карманы, пуговицы, воротник).
Загадывала загадку. Что я загадала: пуховик или дубленку? Это одежда теплая, она сделана из кожи, черного цвета, ее носит папа. Признаки называла постепенно, давая возможность угадать раньше.
Также смотрели чем отличаются и чем похожи куртка Леши и комбинезон Иры(отличия: длина, цвет, комбинезон одевается на руки и на ноги и имеет штанины, а куртка нет; сходства: теплые, капюшон, рукава, молния, карманы).
Загадывала загадку. Что я загадала: комбинезон или куртку? Эта одежда имеет капюшон, она длинная, имеет штанины, она светлая, ее носит Ира.
Проводилки на доске. Леша помогал маме, папе, Леше пройти по дороге в магазин.


Разложить трусы))


Рассмотрели виды одежды: верхняя, зимняя, летняя, демисезонная. На настоящих вещах и на картинках в книге Первая книга для самых маленьких


мужская, женская и детская одежда. Леша зачеркивал/ обводил называемое/показываемое мной слово.


Сортировали по картинкам. Сделала по три штуки.

Один-много. Развозили пассажиров –картинки по остановкам Один, Много.


Почтальон. Развозили на самосвале почту-картинки по адресам-словам в ед. или мн. числе. Фото нет.

При настоящей стирке делили одежду на светлую и темную. После развешивали сушиться.


Играли в стирку со словами (Идея Любы (Сеня)). Что не одежда не стираем.


Смотрели презентацию Из чего сделана наша одежда и показывала на настоящих вещах.
Ввели кучу новых слов-карточек.
Занимались по лексической тетради №1 Косиновой. Там целых семь страниц на тему одежды, обуви и головных уборов.

Играли в магазин. Подробнее и видах магазина и как играть здесь Игра Магазин

Одеть-надеть. Оказывается, я сама неправильно употребляю эти слова.

Цитата:

Глаголы одеть и надеть - многозначные. Значения, в которых обозначаются действия по отношению к человеку, следующие:
Одеть - кого, что. 1. Облечь кого-л. в какую-л. одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен…
Надеть - что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…
Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть - с неодушевлёнными.

Теперь слежу, как я говорю.
Играли с этими словами так:
1. Одевали на собаку шапку, носки.


Это Леша решил покормить грудью собаку)) Ну и Ира в кадр попала))
2. Я жестами показывала, что одеваю на собаку, Лешка пытался угадать.
3. Я жестами показывала, что надеваю на себя. Это было посложнее, но вместе мы отгадывали. Также Лешка показывал, что он на себя надевает, а я отгадывала.

Обувь, Головные уборы.
Смотрели презентации.
Подбирали пару для игрушек. Сложность в том, что вид обуви разный: сбоку и прямо. Но Леша справился легко.


Раскладывали карточки-слова к настоящей обуви.
Ориентирование в пространстве. Из Чудообучайки сделанной Марией Костюченко. Разложить обувь вниз, а шапки вверх.


Положить правильную цифру к количеству головных уборов.


и такой вариант. Я называла гараж "5 шлемов" и Леша ставил рядом машинку. Тоже фото нет.

Разложить шапки по количеству точек. Это попроще, чем с трусиками, т.к. шапки разные.

Творчество.
Аппликация. Составить из частей целую куртку. (Идея Жени(Левон)).


Футболка для папы. Предполагалось украшать пластилином, но Лешка не захотел,поэтому просто разрисовали разными карандашами.


Платье для мамы. Посыпали цветным пшеном.

Шуба для Иры.


Аппликация. Надеть мужчинам галстуки.


Шарф для Леши. В возрасте 2лет и 3 мес. Леша освоил ножницы.))


Украшали пластилином и пуговицами пластилиновый шарф. Фото нет, не успела.

Советы родителям детей дошкольного возраста по теме
«Одежда, ткани. Головные уборы, обувь».

Рассмотрите с ребёнком одежду, обувь, головные уборы;

Знает ли ребёнок, что одежда (обувь) бывает: детская, женская, мужская, сезонная. Пусть ребёнок назовёт женскую (зимнюю и т. д.) одежду;

Побеседуйте с ребенком о назначении и деталях одежды, обуви и головных уборов. Закрепите в речи эти обобщающие понятия. Покажите и назовите детали своей одежды и обуви (воротник, манжеты, брючина, рукав, карманы, каблук, подошва и т. д.).

Грамматика.

Поиграйте с ребенком в словесные игры.

Упражнение «Из чего - какой?» (для развития грамматического строя речи).

Пиджак сшили из шерсти. Он... (шерстяной).

Платье сшили из шёлка. Оно... (шёлковое).

Куртку сшили из кожи. Она... (кожаная).

Шубу сшили из меха. Она... (меховая).

Шляпу сделали из соломы. Она... (соломенная).

Сапоги сделали из резины. Они... (резиновые).

Пальто для зимы - ... (зимнее).

Куртка для осени - ... (осенняя).

Халат для дома - ... (домашний).

Упражнение «Скажи наоборот».

Плащ длинный, а куртка... (короткая).

Брюки грязные, а комбинезон... (чистый).

Носки новые, а колготки... (старые).

У туфель высокий каблук, а у сандалий - ... (низкий).

У ботинок широкие носы, а у туфель - ... (узкие).

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай».

Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-действий).

Покупая в магазине одежду, покупатель (что делает?) ... (рассматривает, выбирает, примеряет, покупает).

Ухаживая за одеждой, человек (что делает?) ... (стирает, чистит, гладит, вешает, складывает).

Упражнение «Один - много».

Плащ - ... (много плащей).

Платье - ... (много платьев).

Носки - ... (много носков).

Туфли - ... (много туфель).

Сапог - ... (много сапог).

Ботинок - ... (много ботинок).

Шляпа - ... (много шляп).

Упражнение «Чего не хватает?».

Закройте любую деталь одежды и спросите у ребенка, чего не хватает.

Упражнение «Что с чем?».

У меня рубашка с воротником. У меня юбка с поясом. У меня шапка... (с кисточками). У меня туфли... (с каблучком).

Развитие мелкой моторики.

Нарисуйте или приклейте один предмет одежды, одну пару обуви и один головной убор.

Развитие связной устной речи.

Составьте рассказы о предметах, которые вы нарисовали, по предложенному плану:

1. Название.

3. Из каких частей состоит?

4. Из какого материала сделана?

5. Для кого предназначена?

Цели:

  • Закрепить знание и представление детей об одежде, обуви, головных уборах.
  • Совершенствовать навыки описания фасона одежды; обуви, головных уборов.
  • Учить составлять описательный рассказ по заданным вопросам и по зрительной опоре.
  • Обогащать и активизировать словарь по данной теме.
  • Продолжить работу по развитию общих речевых навыков.

Ход занятия.

1. Организационный момент

2. Упражнения на расслабление.

  • «Намотать клубочек». Имитировать наматывание нитки на один клу-бочек одной рукой, затем - другой рукой. (Повторить 5 6раз.)
  • «Размотать клубочек». Имитировать разматывание нитки одной ру-кой, затем - другой рукой. (Повторить 5 6раз.)
  • «Швейная машина». Сначала одной рукой «крутить» ручку швей-ной машины, затем -другой. (Повторить 3 4раза.)

1. Стоя — вдох, присесть — выдох. (Повторить 5 6раз.)

2. Стоя — вдох, наклониться к одной ноге — выдох. (Повторить 5 6 раз.)

3. Стоя — вдох, наклониться к другой ноге — выдох. (Повторить 5 6 раз. )

4. «Портные». Вдох, на выдохе многократно произнести слова «чик-чик», сопровождая выдох движением руки вперед, имитирующей движе-ние ножниц. (Повторить 5 6 раз.)

4.. Упражнения на координацию движений.

В одной стране жил царь-Горох,

И делал он зарядку.

Он головой крутил, вертел. (Вертеть головой.)

И танцевал вприсядку.

(Руки на поясе, сначала одна нога вперед, потом другая.)

Плечами уши доставал. (Поднимать плечи.)

И сильно прогибался. (Наклон вперед.)

Руками небо доставал (Руки вверх.)

И славно улыбался. (Руки в стороны.)

5. Артикуляционная гимнастика.

  • Беззвучная артикуляция гласных звуков: а-у-о-и; о-ы; ы-у. (Повто- рить каждый ряд 3 4 раза.)
  • «Часики». Язык двигается из одного уголка рта в другой. (Повто- рить 5 -6раз.)
  • «Качели». Язык тянется к верхней губе, затем опускается на ниж-нюю губу. (Повторить 5 6раз.)
  • «Спрячь конфетку». Язык «прячет» конфетку за верхнюю губу, за-тем — за нижнюю. (Повторить 5 6раз.)
  • «Иголочка — чашечка». Чередовать язык тонкий и в виде чашечки. (Повторить 5 6 раз.)
  • «Вкусное варенье». Широким языком облизать верхнюю губу и уб-рать ее за верхние зубы. (Повторить 5 б раз.)

6. Сообщение темы занятия.

7. Основная часть.

Назовите двумя словами (шляпа, шапка, кепка). Головные уборы

Назовите одним словом (куртка, пальто, плащ, рубашка). Одежда

Назовите одним словом (сапоги, туфли, ботинки). Обувь

Диалог о головных уборах.

Давайте поговорим о головных уборах

Почему головные уборы так называются?

Для чего нужны головные уборы?

Какие вы знаете головные уборы?

Какие головные уборы носят девочки и женщины, мальчики и мужчины?

Назовите летние головные уборы? (предъявляются картинки)

Назовите зимние и демисезонные, т.е. те, которые носят весной и осенью?

Детям предъявляются картинки одежды и обуви, головных уборов. Ребята должны выбрать только головные уборы.

Логопед. У многих народов, проживающих в других странах, есть свои национальные головные уборы.

На востоке женщины носят чадру (это такой большой платок, который полностью закрывает голову и лицо), мужчины - чалму, для чего обматывают особым образом ткань вокруг головы. Есть маленькие национальные шапочки - ермолка, тюбетейка, а есть большие - это шляпы мексиканцев, которые называются сомбреро, и вьетнамцев, похожие на перевёрнутый широкий конус. На Руси женским национальным убором считается кокошник, который похож на корону, но без зубчиков. (Дефектолог показывает картинки).

Игра «Найди для героя головной убор».

Картинки (или напечатанные слова) с головными уборами (корона, шлем, колпак, пилотка, фуражка). Герои (повар, солдат, мотоциклист, король, капитан).

Для чего нужен шлем мотоциклисту (для защиты), колпак повару (чтобы волосы не попали в еду), пилотка солдату - …, фуражка - капитану - …, корона - королю?

Из чего делают головные уборы? Из соломы, из ткани, из фетра, из меха, из пластмассы, из кожи).

Образование прилагательных.

Шляпа из соломы (какая?) - соломенная,

Кепка из шерсти - …

Из каракуля - …

Из кожи - …

Платок из шёлка - …

Из фетра - …

Из меха кролика -…

Лисы - …

Норки - …

Соболя - …

Зайца - …

Беседа об обуви

Какую обувь вы знаете?

Для чего нужна обувь?

Какую обувь носят зимой? (Сапоги, валенки и др.)

Какую обувь носят летом? (Сандалии, босоножки, туфли и т.д.); весной и осенью (Сапоги, ботинки, полусапожки).

Назовите домашнюю обувь (Тапочки, шлёпанцы); спортивную (Кроссовки, шиповки, чешки, кеды и т.д.);

Из чего делают обувь? (Из кожи, резины, материи, войлока);

Как ухаживают за обувью (Её моют, чистят, сушат, смазывают кремом).

Где хранят обувь? (В шкафу, на полке, в обувной тумбочке)

Игра «Какая обувь»

Обувь из кожи (какая?) - кожаная.

Из резины -

Из вельвета -

Из материи -

Из замши -

Покрытая лаком -

Какую обувь делают из резины (сапоги, галоши); из войлока (валенки); из кожи (туфли, ботинки, сапоги, сапоги, босоножки, сандалии, кроссовки), из материи (тапки, шлёпанцы, кеды).

8. Физкультминутка

А) Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки,

По ровненькой дорожке

Б) Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Усвоение глагольного словаря.

Надевать - снимать, обувать - разувать, покупать - продавать, завязать - развязать, застегнуть - расстегнуть, гладить - мять, повесить - снять, обуваться - разуваться.

Игра «Договори слово».

Усвоение словаря по изученной теме:

Брю…, рубаш…, юб…, шап…, шуб…, панам…, колгот…, шляп…, пла…, кеп…, туф…, сапо…, паль…, ботин… и т.д.

Закрепление представления о рабочей одежде.

Для работы люди надевают специальную рабочую одежду. По ней можно узнать, где и кем работает человек. По картинкам дети определяют, люди каких профессий нарисованы на них в своей рабочей одежде.

Русланова Н.С.

Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Одежда. Обувь. Головные уборы . — М.: АРКТИ, 2007. ил. (Библиотека практикующего логопеда: Учим произносить правильно)

Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Пособие предназначается воспитателям старших и подготовительных групп (некоторые задания можно использовать в работе и с детьми младшего дошкольного возраста), учителям начальных классов коррекционных школ, а также дефектологам для подготовки и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

ВВЕДЕНИЕ

Представленный дидактический материал один из комплекта пособий по закреплению лексико-грамматической стороны речи при подготовке детей к школе по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

— пополнение словарного запаса детей различными частями речи — существительными, прилагательными, глаголами и др.;

— формирование различных способов словообразования и словоизменения;

— построение предложений разных типов и составление рассказов по плану-схеме.

В альбоме также содержатся задания на развитие логического мышления, зрительного внимания, памяти и пространственной ориентировки.

Задания располагаются с постепенным усложнением речевого материала и могут изменяться на усмотрение педагога в зависимости от возраста и уровня развития детей.

1.
Рассмотри картинки.

Куртка, платье, брюки... — это ОДЕЖДА.

Майка, трусы — это БЕЛЬЁ.

Расскажи, какая одежда для чего нужна?

Вспомни, где хранят одежду и бельё?

2.
Рассмотри картинки.

Назови, что на них нарисовано:

Шапка, шляпа, берет, бейсболка... —

это ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ .

Расскажи, какие головные уборы для чего нужны?

3.
Рассмотри картинки.

Назови, что на них нарисовано:

Ботинки, сандалии, сапоги, валенки... — это ОБУВЬ .

Расскажи, какая обувь для чего нужна?

Вспомни, какая бывает одежда, обувь, головные уборы

(летняя, зимняя, демисезонная; детская, взрослая; женская, мужская)?

4. Назови части:

Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопросы (подбор признаков к предметам):

Куртка какая? — ... Шапка какая? — ...

Платье какое? — ... Ботинок какой? — ...

5. Подумай, какая одежда для мамы, а какая — для дочки (образование уменьшительной формы существительных):

Назови каждую пару предметов, одним словом.

6. Назови предметы по контурам.

Про что можно сказать мой, моя, моё, мои

(согласование существительных с притяжательными местоимениями:

моя юбка, мои носки, мой шарф, моё пальто...):

7. Определи, кто из детей что наденет

(употребление винительного падежа существительных:

Витя наденет футболку шорты...; Маша наденет кофту куртку..):

8. Назови, много каких предметов нарисовано на картинках

(образование родительного падежа существительных

во множественном числе: на картинке нарисовано много курток):

Посчитай предметы

(согласование количественных числительных с существительными:

одна куртка — две куртки — ... — ... — пять курток).

9. Назови предметы одежды и обуви и их цвет (согласование прилагательных с существительными жёлтая куртка — жёлтый фартук — жёлтое бельё — жёлтые брюки и т.д.):

10. Расскажи, из каких материалов шьют одежду, обувь и головные уборы (образование относительных прилагательных):

Одежда из ситца — ситцевая из льна — ...

из трикотажа — ... из шёлка — ...

из байки — ... из драпа — ...

из кожи — ... из пуха — ...

из меха — ... из шерсти — ...

Шляпа из фетра—... из соломы — ...

Сапоги из резины — ... Валенки из войлока — ...

Назови предметы на картинках.

Подумай, из каких материалов они сделаны.

11. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: какой?
(образование отглагольных прилагательных:

надеть надетый, сложить — сложенный...):

Надеть — ... снять — ... одеть — ...

раздеть — ... сложить — ... сшить — ...

распороть — ... вязать — ... подшивать — ...

заштопать — ... расстегнуть — ... застегнуть — ...

вдеть — ... зашнуровать — ... завязать — ...

12. Сравни по образцу (подбор антонимов):

Брюки длинные, а шорты КОРОТКИЕ. Пояс узкий, а шарф... .

Панама летняя, а шапка.... Куртка короткая, а плащ....

Сарафан ситцевый, а шуба.... Кофта вязаная, а рубашка

Сапоги резиновые, а валенки.... Бельё нижнее, а платье....

13. Подумай, какой картинки не хватает

(подбор слов по аналогии: шапка из шерсти, а перчатки из кожи...):

14. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: что? (образование существительных от глаголов: одеть — одежда):

Ткать — ткань вязать — ... прясть — ...

шить—... штопать — ... чистить—...

строчить — ... застёгивать — ... примерять — ...

обмётывать — ... шнуровать — ... завязать — ...

15. Подбери как можно больше слов к действиям

(подбор предметов к действиям;

закрепление формы винительного падежа существительных):

Что можно сшить?

Что можно связать?

Что можно заштопать? Что можно подшить?

Что можно завязать?

Что можно надеть?

Что можно обуть?

Что можно чистить?

Что можно стирать?

Что можно гладить?

16. Измени слова с помощью приставок (образование приставочных глаголов совершенного вида):

ПО-ПЕРЕ-ВЫ-ПОД-

ПЕРЕ-ЗА-ПОД-ПРО-

ПЕРЕ-ПОД-РАЗ-ПРИ-

17. Измени предложения так, чтобы можно было спросить: что делает?
(дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

Саша пришил пуговицу. — Саша пришивает пуговицу):

Бабушка заштопала шерстяные носки. — Марина надела пальто. —

Дима помог раздеться братишке. — Даша постирала бельё. —

Катюша связала кофту для куклы. — Папа подшил новые брюки. —

Маша примерила праздничное платье. — Лёня вдел шнурки в ботинки. —

18. Скажи наоборот (подбор антонимов):

Надевать — снимать зашнуровать —

раздевать — смять —

застёгивать — повесить —

обувать — высушить —

завязывать — купить —

19. Посмотри на недорисованные Машины рисунки, скажи, о чём она думает

(закрепление формы предложного падежа существительных: Маша думает о платье...):

19. Закончи предложения по образцу
(образование сравнительной степени прилагательных):

Шнурок длинный, а пояс ещё ... (длиннее). Пиджак плотный, а куртка ещё ... .

Пальто тёплое, а шуба ещё .... Ботинки тяжёлые, а сапоги ещё ....

Платье лёгкое, а сарафан ещё ... . Костюм нарядный, а платье ещё ... .

Кофта мягкая, а халат ещё .... Юбка короткая, а шорты ещё ....

Колготки тонкие, а чулки ещё .... Кроссовки чистые, а туфли ещё ....

Шапка маленькая, а берет ещё .... Валенки высокие, а сапоги ещё ....

21. Измени словосочетания

(закрепление падежных форм существительных и прилагательных во множественном числе):

Меховая шуба — меховые шубы Видим меховую шубу —

Нет меховой шубы — Довольны меховой шубой —

Рады меховой шубе — Говорим о меховой шубе —

По образцу изменить: спортивный костюм, нарядная юбка, тёплое пальто.

22.Закончи предложения, называя картинки

. Предметный: одежда, брюки , рубашка, футболка, шорты, свитер, платье, юбка, сарафан, пальто, плащ, шуба, куртка, трусы, плавки, майка, воротник, штанина, подол, спинка, рукав, пояс, манжет, застёжка, костюм, жакет, жилет. обувь, сапоги, тапочки, босоножки, кеды, валенки, туфли, шлёпанцы, пинетки, унты, панама, шляпа, косынка, платок, бейсболка , шаль, чепчик, пилотка, Глагольный: Признаков: Наречия:

Скажи наоборот

Высокие - низкие.

Чьи вещи?

Сарафан сестры (чей?) - сестрин. Пальто тёти (чьё?) - - тётино. Шорты Вовы (чьи?) -Вовины Футболка Ани (чья?) -- Анина.


Платье мамы (чьё?) - - мамино. Рубашка папы (чья?) - папина.

Брюки сына (чьи?) -- сыновьи. Плащ дедушки (чей?) - - дедушкин.

Закончи предложение

Шапку надеваем на... Носки надеваем на...

Рукавицы надеваем на... Перчатки надеваем на...

Кепку надеваем на...

Измени по образцу

Юбка из шерсти - шерстяная юбка. Халат из ситца - ...

Платье из шелка - ... Рубашка из фланели -

Подбери признак

Расхвали одежду (подбери как можно больше определений).

Рукавички - новые, красивые, шерстяные, вязаные,...

Пальто -...

Платье - ...

Что лишнее?

Шапка, косынка, волосы, кепка. Платье, юбка, брюки, сарафан. Шорты, шуба, футболка, сарафан.

Колготки, носки, гольфы, тапки. Тапки, тапки, тапки, шапки. Обувь, обруч, обувь, обувь.

Валенки, сандалии, босоножки, туфли

Измени по образцу

Туфли - ... Кроссовки- ...

Какое слово самое короткое?

Кроссовки, сапоги, туфли, ботинки

Собери предложение

Чистит, Паша, щеткой, ботинки. Любе, новые, мама, купила, туфли.

В, малыш, шлепает, лужам, по, сапогах

Хитрые вопросы

Кому нужно больше тапочек: человеку или слону?

Какую обувь не носят взрослые?

Что лишнее? Объясни почему

Подумай, какая обувь нужна на разную погоду. Соедини стрелочками

Повтори рисунки по клеточкам

Домашнее задание тема «ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Уважаемые родители, закрепите словарь . Предметный: одежда, брюки, рубашка, футболка, шорты, свитер, платье, юбка, сарафан, пальто, плащ, шуба, куртка, трусы, плавки, майка, воротник, штанина, подол, спинка, рукав, пояс, манжет, застёжка, костюм, жакет, жилет. обувь, сапоги, тапочки, босоножки, кеды, валенки, туфли, шлёпанцы, пинетки, унты, панама, шляпа, косынка, платок, бейсболка, шаль, чепчик, пилотка, Глагольный: одеть, надеть, снять, застегнуть, расстегнуть, постирать, гладить, пачкать, ухаживать, покупать, наряжаться, модничать, фасониться, штопать, выворачивать, зашивать, чистить, вешать, снимать, покупать, носить, стирать, чинить, мыть, ремонтировать, зашивать, дарить, модничать, выбирать, прятать, вешать. Признаков: красивая, новая, старая, нарядная, демисезонная, весенняя, зимняя, осенняя, летняя, детская, взрослая, мужская, женская, испачканная, постиранная, выглаженная, сшитая, повседневная, домашняя, головной, красивая, тёплая, модная, лакированная, резиновая, маленькая, детская, взрослая, поношенная, грязная, чистая, рваная, мужская, женская, меховая, кожаные, льняная, нарядная. Наречия: красиво, добротно, нарядно, чисто, грязно.

Скажи наоборот

Летняя -- зимняя. Тёплая -- легкая. Глаженая - мятая.

Грязная - - чистая (постиранная). Большая -- маленькая.

Старая - новая. Длинные -- короткие.

Парадная - - повседневная. Легкие - тяжёлые.

Белая - - чёрная. Модная - обычная.

Высокие - низкие.

Чьи вещи?

Сарафан сестры (чей?) - сестрин. Пальто тёти (чьё?) - - тётино. Шорты Вовы (чьи?) - Футболка Ани (чья?) -- Анина.

Платье мамы (чьё?) - - мамино. Рубашка папы (чья?) - папина.

Брюки сына (чьи?) -- сыновьи. Плащ дедушки (чей?) - - дедушкин.

Измени по образцу

Ботинки - ботинок. Сапоги - ... Валенки - ...

Туфли - ... Кроссовки- ...

Повтори рисунки по клеточкам