Тренировка памяти: Как помочь ребенку лучше запоминать информацию. Почему вы думаете, что это тема актуальна? Благоприятный климат в семье

Мальчишки и девчонки, прошедшие курс специального тренинга, получают огромное преимущество перед сверстниками

Проблемы с памятью являются основной проблемой современных школьников. Введение ГИА и ОГЭ продемонстрировало низкий уровень знаний и усвоения школьной программы детьми. Как научить ребенка впитывать знания вне зависимости от их объема и почему школьная система обучения не работает, рассказал психолог, автор трех десятков методик экспресс-обучения Шамиль Ахмадуллин.

НАС НЕ УЧИЛИ ЗАПОМИНАТЬ

Шамиль Тагирович, вы открываете новое направление - по тренировке памяти у детей. Как долго разрабатывали новую методику?

Примерно два года (для сравнения: на разработку тренинга по скорочтению ушло чуть более шести месяцев), и лишь недавно закончил тестировать контрольную группу. Мы получили великолепные результаты, даже лучше, чем ожидали. В этом тренинге я собрал самые лучшие российские и мировые технологии обучения, соединил их с мнемотехническими приемами и создал свою систему. Далее мы провели колоссальную работу по апробации и тестированию этой ситемы.

- Почему вы думаете, что это тема актуальна?

Система образования не учит детей впитывать знания. Взять, например, историю или географию. Кто из родителей сейчас сможет осмысленно рассказать что-нибудь о земной коре? А ведь это тема по географии 6-го класса, которую проходили почти целый год. Или за пару минут кто-то из взрослых сможет рассказать историю России - пройтись по основным событиям, начиная с Крещения Руси и заканчивая революцией 1917 года? Думаю, если вы не учились в вузе по этим направлениям или ваша работа непосредственно не связана с данными темами, вероятность этого крайне мала. Говорить о таких предметах, как физика и химия, вообще не стоит. И не надо оправдываться тем, что прошло 15 - 20 лет со школы и память уже не та. Проблема именно в том, что вас не научили запоминать!

Ребенок в школе не имеет технологий обучения и запоминания, не знает, как структурировать информацию. А ведь основная задача образования - научить ребенка учиться самостоятельно, дать ему инструменты, которыми он сможет пользоваться всю жизнь. Еще Альберт Эйнштейн говорил: «Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто».

- А как же репетиторы? Утверждают, что их помощь весьма эффективна…

Да, это вариант. Главное, чтобы репетитор учил ребенка именно тому, как правильно учиться, а не был просто помощником в выполнении домашних заданий. Я могу взять, к примеру, посредственного ученика 6-го класса и за две недели занятий (по два часа в будни) пройти с ним, скажем, биологию за 7-й класс. При этом ребенок сдаст экзамен лучше, чем 95 процентов семиклассников. При этом из 20 часов обучения 10 - 12 уйдут не на биологию, а на освоение технологии обучения. Результаты потрясающие. При этом я не обладаю уникальными педагогическими способностями, просто у меня есть система.

- Направление скорочтения продолжает развиваться? Есть что-то новое в этой линейке обучения?

Да. Книга «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное?» номинирована на премию «Золотой медвежонок» как лучшее учебное пособие. Эта главная премия товаров для детей России, и для меня большая честь быть представленным на нее. Продажи этой книги бьют все рекорды, а мне на почту ежедневно приходят десятки писем от родителей, живущих там, где нет наших школ. Специально для них я разработал систему, по которой заниматься удобнее, чем по книге.

- Не опасаетесь, что люди, читая ваши книги, перестанут ходить на тренинги?

Нет. Если бы можно было по учебникам достигать тех же результатов, что и вживую, все спортсмены занимались бы по книгам, а все образование давно бы стало дистанционным. Кстати, моя система прошла экспертный совет и рекомендована как эффективное средство обучения. Лестно, что даже традиционные институты образования понимают всю ценность новых технологий.

- Расскажите подробнее о том, как проходят тренинги…

Тренинг состоит из трех основных блоков, всего - 12 занятий. Первый блок - тренировка систем восприятия: слуха, кинестезии, обоняния, осязания, зрения. У большинства ребят они находятся в атрофированном состоянии. Второй блок - конкретные технологии запоминания всего, что нужно школьнику: дат, событий, формул, названий, определений. Третий блок - работа с текстами. Это самое важное, ведь любой родитель понимает, что умение ухватывать главное, пересказывать и понимать суть любого предмета - 90 процентов успеха в обучении. Представьте, какое грандиозное преимущество получит ребенок, который может за 10 - 15 минут разобрать параграф, а за пару дней - целый учебник! Учитывайте, что это навык, который останется с человеком на всю жизнь. При этом, если ребенок уже владеет скорочтением, эффективность обучения выше.

- На какой возраст рассчитана система?

Возраст участников - 9 - 12 и 13 - 17 лет.

- Когда стартует тренинг?

Он начинается с 28 сентября. При этом на обучение мы возьмем только 25 ребят: пригласить больше не имеем возможности. Естественно, предпочтение отдаем нашим клиентам, уже прошедшим скорочтение. Следующий запуск состоится не ранее ноября.

- Как попасть на тренинг?

Необходимо записаться и пройти собеседование по телефону 239-22-91 либо оставить заявку на сайте turboread.ru .

Естественно, как и всегда, мы даем гарантию результата, и если в течение первых 4-х занятий вы не видите результатов, то можете уйти, забрав деньги

6+

Главная трудность ребенка в первом классе - большой объем информации. Как помочь ему справиться с нагрузкой?

Может быть, со стороны объемы школьных знаний и не кажутся ужасными, да в большинстве случаев родители и не особенно давят на ребенка. Они стараются найти подход, объяснить некоторые школьные темы подробнее и понятнее, в крайнем случае ищут репетиторов или специальные группы подготовки к школе. Но после первого сентября информация все равно захлестывает ученика с головой. Как справиться с этим потоком?

Учиться тоже нужно уметь

Нередко ребенок приходит в первый класс довольно оптимистически настроенным. Он верит в себя и ожидает, что станет отличником. Но все оказывается не так легко, не все получается. «Как же так? Неужели я не настолько хорош?» - думает ребенок. Те же вопросы задают себе и родители. Ведь до первого класса все было замечательно. Ребенок мог и читать, и писать, и хорошо рассуждал. А теперь слова - школа и стресс - стали почти синонимами. Почему?

С давних времен учеников делили на способных и отстающих. Насчет последних полагали, что либо такой ученик ленив, либо у него не хватает ума. Педагоги видели из этого положения единственный выход: ученика надо заставить учиться. Как именно? Все в основном сводилось к усилению учебной нагрузки и наказаниям. В XX веке было установлено, что дети могут отставать в учебе не только из-за нерадивости и нехватки способностей. Большинство детей не имеет навыка учебы. У них нет опыта того, как в голове можно организовывать материал, и нет алгоритмов запоминания. Со временем они появятся, но до этого времени еще придется ждать и ждать, учиться и учиться.

Запомнить сейчас или выучить на потом?

Как известно, существует два основных вида памяти - краткосрочная и долгосрочная. Краткосрочная память требуется только для того, чтобы ориентироваться в текущих событиях. Когда мы приходим домой, то можем пока поставить сумку рядом с порогом, чтобы снять верхнюю одежду и обувь. После переодевания человек точно помнит, где сумка, и переставляет ее на нужное место.

Но помнить до конца жизни информацию о местоположении сумки нет никакого смысла. Поэтому уже через несколько часов мозг избавляется от лишнего груза. Чаще всего забывается даже сам факт, что сумку куда-то ставили.

Другое дело - важные дела и информация. Их нужно постоянно держать в надежном месте. И это место - долгосрочная память.

Основная проблема с запоминанием происходит из-за незнания особенностей работы этих двух видов памяти. Краткосрочная память имеет небольшой объем. Например, за один раз человек может запомнить всего 7–9 цифр или слов.

Но даже эта информация не полностью переходит в долгосрочную память. Если по прошествии некоторого времени человека попросить припомнить те цифры или слова, которые он недавно запоминал, он сможет назвать всего 3-4. И не факт, что даже эти 3-4 объекта перейдут в долгосрочную память.

В долгосрочной памяти не хранится все подряд. Мозг сохраняет только то, что счел главным, а детали может выкинуть как несущественные. Для долгосрочной памяти главное - «скелет», а «мышцы»-подробности она может нарастить при необходимости. Но только если у нее есть на это время.

Но и это еще не все! Мало положить в долгосрочную память, нужно еще оттуда и достать. И тут снова могут быть проблемы. Память не отдает все сразу, а только по частям, и то не всегда полностью. При быстром ее наполнении без возможности все переварить она может выдать только 30 % из своих запасов.

Как упорядочить архивы памяти

Представьте себе, что вы работник архива. Вам необходимо перенести на хранение документы. У вас небольшой кабинет, где вы работаете. И вдруг вам начинают с неистовой силой приносить и приносить материалы. Ваш кабинет наполняется бумагами до потолка. Что вы скажете? Наверное, вы закричите: «Стоп! Я не могу так работать, мне повернуться негде! Я не могу обработать ни одной бумаги! Давайте-ка вынесите все лишнее и подавайте ваши документами небольшими партиями».

С памятью тоже самое. Если вы будете пихать в область краткосрочной памяти все без разбора, то она просто начнет все выбрасывать. Пропускная способность в «архив» значительно снизится. Да и из архива мало что будет выходить при такой запарке.

Для того чтобы «архив» работал нормально, необходимо организовать правильную и последовательную поставку информации. Затем дать возможность нашему внутреннему архивариусу поработать. Как это сделать? Обеспечьте «правильную поставку информации в архив».

1. Задайте формат доставки. Прежде чем начать что-то доставлять и раскладывать, в архиве надо разметить место, где все это будет лежать. Для этого, прежде чем читать текст, стоит прочитать заголовки, посмотреть картинки, прочитать подписи под картинками. По этой информации будет уже приблизительно ясно, о чем пойдет речь и в какой отдел памяти его лучше отнести, сколько нужно будет «полок» для разделов.

2. Уточните содержание. Ребенок должен прочитать текст один раз и тут же рассказать своими словами, о чем там говорится. Это позволит создать более точные границы для того материала, который надо запомнить. Не важно, что ребенок скажет не все или не совсем точно. Особой точности не требуется, да и если он факты будет вспоминать не по порядку - не беда. Единственное, можно поправить ребенка с тем, чтобы правильнее выделить основную идею текста.

Так мы положили первую порцию информации в краткосрочную память. Теперь можно дать ребенку немного отвлечься на что-то другое, не связанное с прочитанной темой. В это время краткосрочная память начнет постепенно пропускать информацию в хранилища.

3. Разложить по кусочкам. Теперь, когда известно, о чем текст, можно прочитать его более внимательно и разложить на части то, что происходит. Что случилось сначала, что потом? Если текст про зиму, то какие признаки зимы описывает автор?

4. Воспользоваться ментальной картой. Это довольно простой метод - информацию представляют в виде схемы алгоритма, который помогает затем быстро вспомнить все содержание. Мозг сам по себе при запоминании создает такие алгоритмы, но можно ему в этом помочь.

Карту рисуют в виде «дерева». В его основании лежит тема, а от нее отходят «ветви». Что описывается в тексте про зиму? Погода - природа - люди. Что о погоде? Снег - иней - метели - мороз. Что о природе? Реки замерзли, медведи заснули, зайцы поменяли цвет. Что о людях? Оделись тепло - занимаются зимними видами спорта - готовятся к Новому году.

После создания ментальной карты снова стоит отключиться и отдохнуть минут 15. Можно просто дать ребенку подвигаться, можно дать время положить в портфель вещи для следующего дня, а можно начать делать какой-то другой урок, который ребенку нравится или не сильно напрягает.

5. Проверить усвоенное. Теперь, когда мы все разложили по полочкам, остается только один шаг. Попробовать, как информация будет извлекаться из хранилищ. Для этого ребенка нужно протестировать. Не надо устраивать экзаменационную процедуру, просто задайте несколько ключевых вопросов по пройденной теме. Сделайте упор на то, что ребенку не очень хорошо запомнилось. Если есть какие-то заминки, то нужно это место еще раз проговорить. А через 1,5–2 часа еще раз пройтись по теме.

Это лишь одна из многих методик, которые помогут вашему ученику лучше справляться с заданием. Не стоит ждать, что ребенок схватит алгоритм на лету. Поначалу ментальные карты придется чертить вам, чтобы ваш школьник ухватил суть. Но с каждым разом его нужно все больше привлекать к построению карт, чтобы через какое-то время он начал делать это сам.

Вся процедура может казаться довольно долгой, но на самом деле она значительно экономит время в целом, за счет того, что память начинает работать более эффективно.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Простые правила для родителей, что нужно делать, чтобы не потерять малыша в общественном месте

Просмотрено

Мама спасла ребенка ценой своей жизни

Советы родителям

Просмотрено

3 ошибки родителей, которые они совершают в воспитании ребенка с ограниченными возможностями

Советы родителям

Просмотрено

Какие действия следует предпринять родителям, если ребенок все еще плохо говорит

Подростки, Советы родителям

Просмотрено

Половое созревание мальчиков и девочек

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Папина дочка: воспитательные подвиги и промахи

Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

Язык без слов, или о чем молчат дети?

Как правило, дети младшего возраста очень хорошо запоминают небольшие тексты механическим способом. Но когда ребенок пойдет в школу, такой способ выучивания необходимого материала рано или поздно вызовет затруднения с запоминанием школьной программы. Информация, предназначенная для изучения в среднем школьном возрасте, более сложна и для ее усвоения потребуется развивать другие навыки запоминания. Как же научить ребенка за короткое время правильно усваивать нужный объем знаний? Приведем несколько важных советов:

Самым лучшим временем для выполнения школьного домашнего задания является тот же день, в который ребенок данное задание получил. Дело в том, что в этом случае кратковременная память работает только в течение первых суток, по истечении которых школьник может легко забыть информацию, объясненную или уже выученную на уроке. Для того чтобы полученные знания могли быть закреплены, следует не откладывать выполнение домашней работы на длительный срок.

Тот материал, который следует выучить, необходимо разбить на несколько равных частей. Каждую часть ученик будет запоминать отдельно, имея перерывы между учебной деятельностью (небольшое время, в течение которого можно активно отдохнуть, подвигаться, заняться какой-либо физической работой в свое удовольствие). Таким образом, информация будет усваиваться гораздо легче, чем при попытке сразу же, в один присест освоить весь заданный материал.


Также нужно постоянно следить за правильной организацией распорядка дня школьника. К выполнению домашних заданий желательно приступать каждый день в одно и то же время, причем наилучшим вариантом будут дневные часы. В светлое время дня материал будет запоминаться лучше, а вечером его останется только однажды повторить при необходимости.

Естественно, для того чтобы ребенок мог легко и быстро запоминать необходимую учебную информацию, он должен хорошо понимать смысл всего, что нужно выучить. Бывает, во время уроков школьнику не удается вникнуть в какой-то материал и усвоить его – помогите ребенку разобраться в этом дома. Внимательно изучите заданную тему и поясните все непонятные места. Запомнить непонятное весьма непросто.

Также для того чтобы помочь детям быстро и хорошо запоминать, стоит научить их правильно работать с текстами. Как известно, каждый человек обладает своим, более близким ему способом запоминания (кому-то требуется наличие зрительных образов, кто-то лучше воспринимает информацию на слух, и так далее). В соответствии с этим существуют и различные способы работы с текстами. Познакомьте ребенка со всеми существующими основными видами работы с учебным материалом, научите его использовать на практике каждый из них, а школьник затем уже самостоятельно выберет именно тот, который будет ему наиболее близок и поможет максимально эффективно справиться с поставленной задачей. Так, можно читать текст несколько раз подряд для его визуального запоминания или же прочесть и воспроизвести информацию вслух. Можно прочесть информацию и выделить наиболее важные мысли текста или же набросать его краткий план на бумаге.


Для того чтобы школьник мог без особых усилий усваивать необходимый ему учебный материал, следует тренировать память ребенка регулярно. Для этой цели можно использовать разнообразные специальные пособия, направленные на тренировку памяти. Такие дидактические материалы весьма занимательны и интересны и могут стать полезным и веселым досугом не только для самого школьника, но и для остальных членов семьи.

Так как программный материал в школе не всегда может быть интересным, часто ребенку приходится учить скучную информацию, не воспринимая полноценно ее смысла. Такой способ запоминания, естественно, нельзя назвать эффективным. Для того чтобы избавить детей от необходимости зубрить школьную программу, желательно заранее познакомить их с принципами произвольного запоминания. Для этого можно пользоваться различными ассоциациями. Допустим, если нужно запомнить какое-то новое, незнакомое слово или абстрактное понятие, можно найти подходящие к нему ассоциации, которые будут напоминать привычные образы. При знакомстве с иностранными словами можно использовать созвучия (например, английское слово look переводится как «смотреть» и созвучно русскому «лук»). Из слова-созвучия и перевода можно даже составить небольшой сюжет (к примеру, из приведенных выше слов составить что-то вроде этого: «Когда я режу ЛУК, я не могу СМОТРЕТЬ»).

Научите ребенка выделять и фиксировать в представленной информации самое основное. Для лучшего запоминания можно придумывать специальные напоминающие элементы, при помощи которых можно будет без труда вспомнить изученный материал. К примеру, попросите ребенка подобрать несколько слов или же изображений, подходящих к тексту по смыслу.


Одним из наиболее важных элементов обучения и развития памяти у детей является выучивание стихотворений наизусть. Запоминание текстов в стихотворной форме весьма полезно и важно для умственного развития ребенка и успешного обучения. Тем не менее, учитывая тот факт, что в школе процесс изучения стихов зачастую преподносится в виде своеобразного испытания, как некая устная форма контрольной работы, следует заранее позаботиться об успешном освоении школьником такой информации. Совместное чтение стихотворных произведений в кругу семьи поможет не просто облегчить процесс запоминания, но и разовьет в ребенке любовь к поэзии. Можно время от времени устраивать интересные семейные беседы, обсуждать не только стихотворения, но и биографии их авторов. Такие мероприятия, а самое главное поддержка со стороны родителей, станут отличным вкладом как в развитие способности осмысленно запоминать, так и в общее развитие детей.
Если у ребенка появится желание самостоятельно читать стихи, если его привлечет мир литературы, то проблем с запоминанием стихотворных произведений в школе не возникнет. Кроме того, такая любовь к стихам со временем даже может перерасти в нечто большее, чем просто элемент учебы или хобби, развиться в талант. Так или иначе, выучивание стихотворений наизусть является одним из лучших способов тренировки памяти. Имея, как правило, стройный ритм и строгую рифму, стихи усваиваются без особого труда, особенно же в том случае, если родители занимаются совместно со своим чадом, подбирая наиболее интересный и подходящий для конкретного возраста материал. Для еще более продуктивного запоминания необходимо сделать сюжет выбранного стихотворения максимально интересным для детского восприятия, добавить при чтении текста больше лиричности и образности. При желании даже можно время от времени устраивать нечто вроде семейных литературных вечеров, где каждый из членов семьи будет декламировать полюбившееся ему стихотворение. Это не только развитие памяти, но и развитие хорошей, правильной дикции, и любви к искусству.


Человеческая память поистине уникальна, так как она позволяет не только накапливать нужную информацию, но и продуктивно использовать ее в процессе деятельности, накапливать опыт, пользоваться опытом и знаниями других людей в различных жизненных ситуациях. Залогом быстрого и хорошего развития интеллекта является наличие отличной памяти. Тренируя память ребенка с самого раннего возраста, можно добиться довольно внушительного ее объема, который в дальнейшем поможет успешно учиться и работать. Тренировать способность запоминания возможно при помощи регулярной интеллектуальной зарядки – выполнению специально разработанных упражнений.
Одним из таких упражнений может быть следующее, под названием «Опиши картинку». Чтобы провести это занятие с малышом, нужно взять знакомые для него изображения: журнальные нарезки, книжные иллюстрации или что-то подобное. Будет просто здорово, если используемая картинка изображала не менее пяти-шести различных предметов. От ребенка требуется внимательно рассматривать изображение в течение 30 секунд, стараясь запомнить в деталях все, что присутствует на нем. После, нужно закрыть глаза и сначала представить рисунок по памяти мысленно а потом постараться как можно подробнее описать все увиденное и запомненное. После того как рассказ ребенка будет окончен, опять показывается изображение, и обсуждаются все упущенные моменты. В том случае, если дети будут без труда справляться с простыми изображениями, наглядный материал можно усложнять, увеличивая количество мелких деталей, используя разнообразные цветовые оттенки. В свою очередь чадо может составить аналогичное задание и для родителей, и занятие превратится в интересную семейную игру, в которой проверка детьми рассказа взрослых будет занимательна, полезна и поучительна.

Фото: Sergey Nivens/Rusmediabank.ru, Dmytro Vietrov/Rusmediabank.ru, Sergey Nivens/Rusmediabank.ru, ximagination/Rusmediabank.ru, Nagy-Bagoly Ilona/Rusmediabank.ru

3 3 105 0

Современная школа требует от школьника множество усилий, особенно это касается способности запоминать большие объемы информации. Однако для того, чтобы подготовить к такому испытанию, следует немного поработать – и родителям, и ребенку. Идеальный возраст для развития памяти у детей – дошкольный, поэтому не стоит ждать, пока ваше чадо принесет первую «тройку». Берем малыша и активно с ним занимаемся.

Применяем мозговые ресурсы

Мозг человека нейропластичен, а значит, может меняться под действием опыта. Это превосходное качество человеческого органа помогает без проблем адаптироваться к любой среде, а детскому мозгу это сделать на порядок проще. Поэтому стоит расширять круг занятий и увлечений ребенка: если он умеет танцевать, рисовать – это восхитительно, однако не забывайте, что это только небольшой процент возможностей мозга вашего чада. Приучите его к еще каким-нибудь ремеслам: пение, языки, музыка, атлетика, плавание и многое-многое другое.

Не отбирайте у ребенка возможность заниматься тем, что ему нравится, добавьте к этому еще одно интересное занятие.

Да, возможно малышу будет сложно, но что в этом мире бывает легко, – объясните чаду обратную сторону медали, чтобы он усвоил, что все новое – интересно.

Активная физическая деятельность и полноценный отдых

Умеренные занятия на физкультуре или в спортивном кружке обеспечивают организм необходимой порцией кислорода, который благоприятно влияет на работу и здоровое состояние мозга. Однако, в это же время не стоит забывать об отдыхе. Да, у детей молочная кислота быстрее выводится из мышц, что позволяет им много двигаться и не уставать, но мозг малыша требует хорошего сна в достаточном количестве.

Любящие родители также учтут важность некоторых продуктов для стимуляции памяти своего чада, не говоря уже о полноценном питании малыша. Строительный материал для мышц крохи – белок должен присутствовать в рационе обязательно. Он содержится в любом мясе (говядина, телятина, курица, свинина, утка, гусь), а также в бобовых. Чтобы активизировать память очень важно употреблять рыбу, в частности ее жирные сорта (семга, тунец, скумбрия, угорь, форель), достаточное количество орехов (особенно полезные в этом плане грецкие), чеснок, брокколи, тыква, фасоль, свежие фрукты и зеленый чай.

Благоприятный климат в семье

Результаты исследований показали, что дети, живущие в благоприятных полноценных семьях, имеют лучшую успеваемость на школьных занятиях. Поэтому настолько важно, чтобы ваш ребенок чувствовал себя любимым, защищенным и полноценным членом семьи.

Избегайте ссор при вашем чаде, уделяйте ему достаточное внимание, заботу, почаще обнимайте, целуйте его и говорите слова любви.

Когда малыш будет уверен, что его любят, он сможет расслабиться и идти навстречу новым знаниям. Это, пожалуй, самое простое, что вы можете сделать для своей кровинки, но самое необходимое, ведь родительскую ласку человек помнит на протяжении всей жизни.

Обеспечиваем смехом

Смех заставляет активизироваться самые разные части мозга сравнительно с другими эмоциями, которые, как правило, влияют только на одну зону. Смеясь, слушая веселые истории и шутя, дети активизируют зоны мозга, которые отвечают за способность обучения и творчество. Поэтому старайтесь, чтобы ваше чадо как можно больше смеялось, научите его самоиронии, не унывать и не впадать в отчаяние, когда что-то с первого раза не получилось, переводите все в шутку, пусть он смотрит на свои ошибки с юмором и пробует их исправить. Веселите ребенка и давайте повод для шуток.

Учимся запоминать

Существует большое количество приемов, которые помогают ребенку запоминать информацию, полученную на школьных занятиях. Вот несколько из них.

Ищем образы. Если ребенку трудно запомнить какое-то слово или действие, помогите ему связать это название с хорошо знакомой вещью, явлением, а также человеком. Лучше, чтобы это сравнение было как можно красочнее и ярче. Это может быть его любимая игрушка, друг, место, где он любит больше всего проводить время, персонаж из фильма, супергерой.

Акростих и акроним. Акростих – стих, с начальных букв всех строчек которого получается слово. Предложите своему чаду запомнить необходимое предложение по начальным буквам каждого названия. Так ему будет легче воспроизвести его в памяти. Также вы можете использовать акроним и помогать ребенку запоминать названия стран, гор, животных в такой последовательности, чтобы получилось слово со смыслом.

Способ локусов. Этот метод отлично подойдет тем ученикам, которым трудно запомнить весь список дат и битв по истории. Выберите комнату, где ваше чадо любит больше всего проводить время, и в каждом месте воспроизведите необходимое событие. Например, на столе – подписание важного договора или принятие закона, на кровати – важнейшее сражение и т.д.

Развитие малыша – это интересное и плодотворное занятие для любящих родителей. Их умственные и психические процессы настолько подвижны, а жажда познать мир столь велика, что в обучении дошколят можно достичь невероятных результатов. Знать, как научить ребёнка запоминать цифры – важная задача родителей.

Среди общих развивающих задач для детей дошкольного возраста запоминание цифр должно быть увлекательным процессом. Для этого нужна правильная методика раннего развития, помогающая заинтересовать малышей и сделать эффективным этот процесс.

Множество наглядных материалов и игровая форма – это главные составляющие продуктивного обучения ребенка. Это должны быть развивающие игры, несущие информацию о показателях числа. В счете узнавание цифр является начальным этапом обучения.

Вот некоторые заметки для родителей, которые помогут им в процессе образования их ребенка:

  1. Чем раньше начинать обучение, тем легче оно будет проходить в дальнейшем.
  2. Дети должны запоминать показатели количества предметов при помощи разных рецепторов: слуха, зрения и осязания.
  3. Научить детишек цифрам нисколько не труднее, чем помочь им освоить буквы алфавита или название животных и растений.
  4. Какая бы методика ни использовалась, активное участие родителей в играх необходимо. Чтобы помочь малышу быстро запомнить цифры, родитель должен включать совместную с ним деятельность.
  5. Наши крошки намного логичнее, чем мы думаем.

Условия для запоминания и обучения

Они неограниченны. Это не только специально подготовленные уроки, но и обучение в повседневной жизни. Стоит родителю проявить свою творческую способность, и обнаружатся безмерные возможности окружающего мира для этого обучения.

Можно считать любые окружающие предметы, гуляя на улице, покупая продукты в магазине. Запоминание чисел будет успешнее, если для этого заготовить карточки с цифрами и носить их с собой. Ожидая с малышом очереди в поликлинике, можно с пользой провести время: считать людей, стоящих впереди и сзади, сверяя их количество с карточками. Будет еще лучше, если сравнивать число очередных детей до и после, соотнося их с карточками. Так же весело будет сравнивать, у кого больше пуговиц на одежде: у мамы или ребенка.

Самое простое — счет пальчиков при помощи считалочки с их одновременным разгибанием: «Раз, два, три, четыре, пять; пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять; будем радоваться вместе» Можно положить стишок на любую мелодию и пританцовывать пальчиками. Эта методика поможет ребенку запомнить цифры, начиная с младенческого периода. Через два-три года можно будет увидеть результат, малыш запомнит цифровую последовательность. Здесь задействована и слуховая и зрительная память.

Научить маленького различать цифры можно и через запланированные коротенькие пятиминутки, которые должны быть регулярными. Распространенное занятие: карточки, на которых изображены числа. Нужно быстро показывать карточки с обозначением цифр и кружков, обозначающих состав данного числа. Одновременно должно называться это число. Занятие продолжается, пока малыш внимателен. Постепенно он будет понимать цифры и соответствующие им числа. Позднее можно усложнить занятие, раскладывая карточки в разброс и прося ребенка подавать любую из них, по названию числа, которое он слышит.

Занимательные циферки

Карточки с цветными цифрами можно развесить на видных местах во всех комнатах. Их запоминание будет легче, если просить малыша принести столько, к примеру, фасолинок, сколько изображено на картинке, спрятанной на дверце, внутри шкафа или на потолке в спальне. Неожиданные задания вызывают огромный интерес и облегчают запоминание цифры и соответствующий ей состав числа. Даже просто висящие в разных местах на уровне их глаз разноцветные яркие цифровые знаки обеспечат их запоминание.

Магниты на холодильник – большое подспорье для родителей. С магнитными цифрами можно играть, проявляя много фантазии.

Можно делать из конструктора паровозик , в вагонах которого будут кататься цифры, обозначающие порядковый номер вагончика. А вырезанные из мягкого материала шуточные цифры могут танцевать, оживляя детское восприятие и запоминание. Для желающих совершенствовать своего ребенка в математическом плане полезным будет чтение детских обучающих книжек и просмотр мультфильмов по счету. Это очень наглядное обучение.

Необходимо научить малыша, что цифра «говорит» о количестве чего-то. Самое простое упражнение – писать на отдельном листке цифру и строить соответственно ей башню из кубиков. Цифра два «говорит» о том, что башню нужно построить из двух кубиков, а пять требует для башни пять штук. После этого ребенку весело будет это сооружение уронить.

Различные аппликации, рисунки своими руками, лепка из теста или пластилина разных цифр и элементов, входящих в их состав, дадут толчок для творчества и постижения науки о цифрах и счете.

Научить можно в любом возрасте

Малыш 1-3 лет проявляет живой интерес к цифрам. Важно поддерживать и развивать это любопытство, произнося их вслух, показывая наглядно, прося повторять за взрослыми. Дети от трех до пяти уже могут узнавать цифры и владеть последовательным счетом.

В этом полезном деле важно помнить уникальность каждого ребенка и характерные особенности его психических процессов. Его нельзя сравнивать с другими детьми, а необходимо понимать, какая ведущая память у малыша, слуховая или зрительная, и использовать это в научении. Родители должны ценить и одобрять его усилия по освоению цифр. Такой индивидуальный подход, постоянство и заинтересованность родителей в скором времени помогут ему запомнить все цифры и оперировать ими в жизни.

Автор статьи: Сюмакова Светлана