Скоморох 1:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
Скоморох 2:
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Скоморох 1:
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
Скоморох 2:
Эй, не стойте у ворот,
Заходи сюда народ!
Люди собирается -
Наша ярмарка открывается!
Песня общая «Ярморка» (ср., ст. и подг. гр)
Выходят дети: (коробейники) в это время работники доу раздают инструменты родителям и частушки.
1.Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!
Здравствуйте гости и гостьюшки!
2.Вот и мы пришли к вам на ярмарку сюда.
3. ребенок. На товар посмотреть и себя показать.
4. ребенок. Подходите, ближе подходите и товары наши поглядите!
5.У дядюшки Якова тавару хватит всякого. Тары-бары растабары, расторгуем все товары.
6.Пироги горячи, только что из печи! С пылу, с жару, за копейку пару. Сладкие на меду, давай в шапку накладу.
7.А у меня товар лучше всех. Называется грецкий орех. Тверже столетних дубов. Избавляет от лишних зубов.
8.Шарики, шарики, летают как комарики. За копейку одну улетите на луну.
9.Вот товары хороши - что угодно для души: ленточки в косички, шарфы рукавички. Матрешки, платочки, веночки, цветочки.
10.А вот платочки, прямо как цветочки. А для зимней дорожки - валенки на ножки.
Скоморох 1:(к детям)
Вы на ярмарку ходили, что же там вы накупили?
Ребёнок:
Ложки деревянные,
расписные, разные,
Сами пляшут и играют и народ потешают!
Скоморох 1:
Музыканты выходите,
Да народ развеселите.
Оркестр родителей+частушки
Скоморох 2:Ай, какие, молодцы!
Все такие удальцы!
Приготовим мы сейчас
Игры народные для вас!
Игра «Передай ложки»
Правила: все дети встают в круг. Скоморох дает 10 детям из круга по деревянной ложке. Дети передают ложки по кругу друг другу под стих. Ребята, у которых в руках остались ложки, выходят в центр круга и под музыку пускаются в пляс. Остальные дети им хлопают.
Скоморох1: Это что там за народ к нам на ярмарку идет?
Пестрой юбкою трясет, лихо пляшет и поет?
(Под «Цыганочку» входит Цыганка)
Цыганка: Здравствуйте мои золотые
Счастья вам, мои бриллиантовые!
А то вы сидите, рты разинули? Не торгуетесь, не шумите?
Неужели я опоздала? Или здесь не ярмарка?
Скоморох1: А ты кто такая будешь?
Цыганка: Я цыганка Аза, пою басом, запиваю квасом, заедаю ананасом.
Дай погадаю. Позолоти ручку, всю правду скажу, ничего не утаю.
Скоморох1: Ты мне зубы не заговаривай, говори чего надо, да проваливай!
Цыганка: Слыхала я, что тебе лошадь нужна
Скоморох1: А хороша ли лошадь?
Цыганка: Не лошадь, а диво: и пляшет и поет!
Да вот она! (выходит Лошадь, приплясывая)
Скоморох1: Что-то больно худа!
Цыганка: Зато выносливая!
Скоморох1: Что-то ни одного зуба нет
Цыганка: Дак она еще молодая, не выросли! По знакомству недорого возьму - триста! (Скоморох падает) Ну а ты сколько не пожалеешь?
Скоморох1: Вот тебе ста, вот тебе полста
Цыганка: Забирай!
Скоморох1: (гладит Лошадку) Эх! Да меня теперь любой красавец замуж возьмет! (Уводит Лошадь)
Цыганка: Я цыганка молодая, Я цыганка боевая
Вам сейчас поворожу, все что будет расскажу
(Смотрит по руке, что то говорит 2-3 детям)
Да я смотру линии у вас на руках переплитаются, да в плетень заплетаются.
А ну, ребята, а ну, девчата!
Выходи играть, плетень заплетать!
Игра «Плетень»(все играют - в разных кругах) 4 козы: из ст. и под. групп. Убегать к воспитателю.
Скоморох 2:Хорошо на ярмарке.
Здесь товару видимо-невидимо.
Подходите, посмотрите
Да что-нибудь возьмите.
Ребенок- продавец. Овощи! Овощи!
Свежие овощи!
Не откуда-то привезенные,
А в здешнем саду разведенные,
Выращенные с любовью, с душой!
Нынче урожай большой большой!
Скоморох1:А на ярмарку народ собирается,
А на ярмарке веселье начинается,
Все на ярмарку спешите, и ребят сюда зовите.
Песни дружно заводите, осень славьте, веселите!
Песня про осень (ст,под.)
Скоморох2:А наша ярморка продолжается.
Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет!
С торговыми рядами,
С красивыми дарами!
Пятачок не жалей,
Раскупайте все скорей.
Объяснить как зарабатывать фанты: на нашей ярмарке действуют 4 игровых точки, за победу в играх вы будете получать фанты, которыми можно оплачивать покупки на нашей ярмарке.
Фото с матрешками:Так же на ярмарке за монетку вы можете сфотографироваться в образе русской матрешки.
Предсказания: Не проходите мимо цыганки Азы. Она раскроет тайны вашего будущего. У нее за манетку приобретете конфетку с предсказаниями.
***********************
Цены фантами от 1 до 8 фантов. Например конфета -1фант. Кабачек - 3фанта. Игрушка - 8фантров и т.п.
Игровые точки.
1. «Огородники»Попади картошкой в карзину/ведро.2-3 участника. Участнику дают 3 картошки. Сколько закинет в ведро, столько фантов получит.
2. Эстафета. 2 команды по 5 человек. Команда победителей получает по 1 фанту.
3. «Рукодельники». 3-5участников. Создать апликацию на осеннюю тему за отведенное время (5 мин). Каждому участнику 2 фанта.
4. «Силушка русская» Для родителей и детей. По двое участников соревнуются в силе. Победитель получает фант.1) Отжаться от забора. Кто больше, тот получае 1 фант. 2)Прыжки - кто датьше прыгнит, тот получает 1 фант.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Сценарий
(для школьников средних классов)
Составила: Веснина Марина Валентиновна
педагог-организатор
МКОУ «Новоозерская СОШ».
Ст.Озерки.2014г.
Пояснительная записка.
Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знания. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством воспитания человека: идейно - эстетического, нравственного, патриотического. Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную культуру. Русский фольклор - кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство... Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Вглядываясь в прошлое, представляя себе лица, характеры, судьбы, образ жизни и мысли давно ушедших людей, вчитываясь в строки вековой давности, мальчики и девочки наших дней приучаются к тому, что они продолжатели, продолжающее поколение. Им досталось огромное духовное наследство, и необходимо выбрать, что же в нем дороже всего и ближе, и что из него брать с собой навсегда? Проблема такого выбора, несомненно, существует и составляет, возможно, сердцевину педагогической, социальной и нравственной задачи. Ответственность педагога за такой выбор чрезвычайно высока: будущее страны зависит от культуры еѐ граждан, от зрелости их исторического сознания, от верности идеалам социальной справедливости и гуманизма. Необходимо подчеркнуть, что для России традиционно множество других направлений исторического развития фольклора. И все эти направления должны изучаться с одинаковым вниманием и обязательно во взаимосвязи - точно так, как они развивались в среде своего бытования: календарный фольклор, семейно - родовой (бытовой), театрализованный (жанровый, исполнительский, игровой), включая детский, песенный, изобразительный. Данный сценарий предназначена для учащихся средних классов, где через народное искусство учащиеся познают традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщаются к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с одной из форм коллективного народного творчества – ярмаркой ;
Развивающая: расширить знания учащихся о жанрах устного народного творчества – фольклоре городских праздничных зрелищ;
Воспитательная: показать школьникам богатство народно -поэтического творчества, воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальная аппаратура, презентация “Русская ярмарка” , музыка (Приложение 2), шест с разноцветными лентами, костюмы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(звучат фанфары, на сцене появляется ведущий)
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мне очень приятно видеть вас в этом зале. 2014 год – объявлен годом Культуры. Национальная культура – нашей Великой страны очень самобытна и разнообразна. Наш народ чтит и передает традиции из поколения в поколение, и об этом пойдет наш сегодняшний разговор.
Скажите, ребята, а какие вы знаете русские национальные ценности?
(дети отвечают: гжель, хохлома, матрешка, балалайка, самовар, русские национальные костюмы, русские праздники)
Ведущий: - Хорошо, ребята! А какие русские праздники вы знаете?
(ответы детей: Масленица,Ивана - купало, Рождество, Ярмарка)
- Да вы совершенно правы! Мне хочется сегодня вас пригласить на один из самых ярких и любимых праздников нашего народа – Ярмарку. А сопровождать нас на ярмарке будут скоморохи Фома (1) да Ерема (2)!
(На сцену выходят Скоморохи, говорят поочерёдно.)
Скоморох 1 : - Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! Благодарим за посещение!
Скоморох 2: - Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем.
Скоморох 1 : - В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,
Скоморох 2 : - Скуку да хандру разгоняющих,
Скоморох 1 : - Острое слово любящих,
Скоморох 2 : - На дудках играющих.
Скоморох 1 : - Пришли мы сегодня в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось!
Скоморохи (вместе): - на ЯРМАРКУ!
(На сцену выбегают зазывалы в ярких костюмах, выкрикивают:)
Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка, огневая, ярмарка,
Зазывала 2: - Ярмарка, ярмарка, плясовая, жаркая!
Зазывала 1: - Глянешь налево – лавки с товаром!
Зазывала 2: - Глянешь направо – веселье даром!
Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка! Веселись народ!
Зазывала 2: - Ну-ка, красавица, выходи вперёд! (обращается к ведущему )
Зазывала 1: - Балалайка звонкая, тульский самовар...
Зазывала 2: - Праздник на ярмарке, а вовсе не базар!
Исполняется танец «Русская плясовая»
Ведущий: - Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Троица).
Скоморох 1: - Ярмарка и гулянье были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!
Скоморох 2 : - Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями.
Ведущий: - На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!
Скоморох1: - Музыка, смех, выкрики торговцев, шутки балаганных дедов – всё завораживало и веселило.
Скоморох 2: - Публику веселили скоморохи-поводыри с дрессированным, “учёным” медведем , неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка .
Ведущий: - Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа.
Скоморох 1 : - Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.
Скоморох 2 : - Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи.
Ведущий : - Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки.
Ведущий : - Ребята, хотите побывать на старинной ярмарке?
(Зрители отвечают: “Да!”)
Ведущая : - Эй, зазывалы, собирайте народ!
Начинается театрализованное представление.
Дед-зазывала (в серых лаптях, борода, усы, на кафтане большие заплаты) кричит:
Эй, господа, пожалуйте сюда!
Здравствуйте, жители провинциальные,
Ближние и дальние!
Господам купцам, молодцам,
бледнолицым современным девицам – моё почтение!
Приехал я из Америки
На зелёном венике.
Веник обтрепался,
А я здесь остался.
Скоморохи (вместе ): - Народ собирается, ярмарка открывается!
Дед-зазывала:
Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, весёлые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!
Люди старые и молодые,
женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!
Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы,
Весёлые удальцы!
Почтенные и молодые,
Полные и худые
Мы рады гостям,
Как добрым вестям!
Всех привечаем,
Душевно встречаем,
На ярмарку приглашаем!
Эх-ва! Для ваших карманов
Столько настроено балаганов,
Каруселей и качелей
Для праздничных веселий!
Веселись, веселись,
У кого деньги завелись!
Обращается к Ведущему:
Подходи, душа зазнобушка! Для тебя самый лучший товар выберу!
Ведущий :- Что же у тебя там за товары? Парень ты хваткий и зазываешь без оглядки. А, может, у нас самих есть товары не хуже?
Дед-зазывала кричит: - Тары-бары-растобары, есть хорошие товары!
Скоморох 1: - Ярмарка, ярмарка! Весёлая, яркая.
Скоморох 2: - Заходи, залетай, только рот не разевай!
Звучит мелодия русской народной песни “Коробейники”
(С шумом выходят “продавцы” с лотками, на которых разложен товар для продажи. Театрализованное представление “Коробейники)
Зазывалы говорят поочерёдно :
Зазывала 1: - Ой, ой! Сколько пришло! Ой, сколько привалило!
Зазывала 2: - И седых, и молодых, и красивых, и рябых,
Бледных и румяных, пузатых и поджарых!
Зазывала 1: - Все сюда!
Зазывала 2: - Все сюда!
Зазывала 1: - Здесь распродажа как всегда!
Зазывала 2: - Всем, всем продаём!
Зазывала 1: - По дешёвке отдаём!
Зазывала 1: - Эй, старые, усатые, рыжие, бородатые,
Зазывала 2: - Девки - вострушки, старушки - хлопотушки,
Зазывала 1: - Свахи-сводницы и московские огородницы!
Зазывала 2: - Подваливай валом! По дешёвке продаём!
Вместе: - Чуть недаром отдаём!
Зазывала 1: - Тары- бары - растабары, есть хорошие товары!
Зазывала 2: - Тары- бары - растабары, продаются самовары!
(«Продавцы» выходят вперед, представляют свой товар)
(23 слайд)
Продавец шоколада: - Шоколад! Шоколад! Самый лучший шоколад! Вот шоколад! Купил плитку – будешь рад! Покупай шоколад! Мармелад! Шоколад! Кому надо мармелад? Кому надо шоколад? Вот он! Вот он!
Цирюльник выкрикивает : - Постричь, побрить! Побрить, поголить! Бороду поправить! Ус поставить!
Точильщик выкрикивает: -Точить ножи, ножницы, мясорубки, бритвы править!
Продавцы семечек (лузгают семечки), выкрикивают поочерёдно :
Есть семечки жаренные! Кому семечки?!
Торгуем без обмана, накладываем полные карманы!
Семечки калёны продают Алёны
Нюркам и Шуркам! Сашкам и Пашкам! Варюшкам, Манюшкам! Наташкам, Парашкам!
Тимкам и Мишкам! Ванёнкам, Васёнкам! Гришуткам, Мишуткам! Ганькам и Санькам!
Всем, всем продаём! И всем сдачи даём! Стакан – гривенник цена.
Накладываем сполна! Покупай! Не ленись! И плати, не стыдись!
Дед-зазывала кричит : -Тары-бары-растобары, Есть хорошие товары!
Все сюда! Все сюда! Здесь распродажа, господа!
Зазывалы говорят поочерёдно :
Зазывала 1: - Граждане и гражданочки, рабочие и мещаночки,
Обратите на нас внимание, на наши усиленные старания:
Привезли товару дешёвого, ценой доступного и грошового!
Зазывала 2 : - Не товар, а сущий клад! Забирай нарасхват!
Зазывала 1: - Глядите, не моргайте, рты не разевайте,
Ворон не считайте! По дешёвке покупайте!
Зазывала 2: - Ну что за товар! И тот хорош, и другой хорош! Выбирай который хошь!
Зазывала 1: - Диво дивное, чудо-чудное, а не товар! Гляди не моргай, рот не разевай! Ворон не считай, товар покупай! Вот товары хороши!
Зазывала 1:
-
Подходи, честной народ, дед корову продаёт.
Не корова – просто клад, покупай, коли богат!
Продавщица орешков: - Орешки, орешки - вкусные, на меду!
Продавщица пирожков: - Кому пирожки? Горячие пирожки! С пылу, с жару – Гривенник за пару! Попробуйте, господа почтенные, пирожки у меня горячие, отменные! Такой редкий предмет, что ни одного таракана в них нет.
А если и попадётся иногда муха, так она не проест брюха!
Попробуйте-ка, ну-ка, всего по пятаку штука!
Скоморох 1: - Я разок бабкиного пирога поел, так чуть не околел!
Скоморох 2: - А я как два пирога отведал, так неделю на двор бегал!
Продавщица огрызается: - Полно, насмешник, мои-то пироги – одно удовольствие!
Продавец мыла: - Кому мыльце умыть рыльце! Вот оно, вот оно!
Ай, да мыло-мыльце! На лицо - серенько, а моет беленько!
Продавец кваса: - Кому квасу, холодного квасу? Вот так квас! В самый раз!
Баварский, со льдом, даром денег не берём! Пробки рвёт, дым идёт! В нос шибает, в рот икает!
Торговка фруктами:
- К
ому яблоки продам?! Кому дешево отдам?!
Груши! Ананас! Покупайте про запас!
Продавец селёдки: - Селёдка! Селёдка! Копчёная селёдка! Давай, давай, Любую выбирай! Сам ловил, сам солил, сам продавать принёс! Давай-покупай! Забирай-выбирай!
Ведущий:- Шумит, торгуется ярмарка! Всяк ярмарке рад - и стар, и млад! На ярмарке можно и удаль свою молодецкую, силу, ловкость да сноровку показать!
Выбегает скоморох Тимошка в костюме:
Тимошка
:
- Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Давайте знакомиться.
Я - потешник-скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
Я танцор и певец,
Удалец-молодец.
Ногами пою, голосом пляшу,
В общем, во как живу! (показывает большой палец
).
На игру всех приглашаю!
(проводится игра с залом « Как у дяди Трифона» . Все встают и повторяют движения за Тимошкой, которые он показывает: сначала правая рука, потом левая рука, затем правая нога, потом левая нога, туловище и голова, при этом повторяются слова)
Тимошка: - Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили и не ели,
Друг на друга все глядели,
Разом делали вот так.
Ведущий: - Воти мы с вами, ребята поиграли, косточки размяли! А теперь, гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать?
Скоморохи разыгрывают потешки.
1) - Федул! Что губы надул?
Кафтан прожег.
Зашить можно?
Иглы нет.
А велика ли дыра?
Один ворот остался.
2) - Трошка! Что из леса не идешь?
Медведя поймал!
Так веди сюда!
Да он не идет!
Сам иди!
Да он не пускает!
Ведущий: Вот какая шумная у нас получилась ярмарка. В разгар такой ярмарки всегда появлялся кукольник. У кукольника был целый набор сцен с Петрушкой.
Петрушка - замечательная кукла русского театра - колпачок красный, рубашка яркая, нос длинный и хитрый, и горбик за плечами, а в руке палка. Любимец публики! И сейчас мы попробуем разыграть одну из таких сцен.
(На сцене появляется ширма, представление кукольного театра)
Сценка “Тимошка и Петрушка”
Тимошка : - Вот. Привёз я всем забаву... Да где же он? Неужели сбежал!
Петрушка - Да здесь я! Здесь. Кукареку! Здорово, ребята! Чего ржёте, как жеребята?
Тимошка : - Спешите видеть! Всего за полушку! Неунывающего русского Петрушку!
Петрушка : - Да это я, остроумный весельчак. И это знает всяк!
Тимошка : - Раз пришёл, поздравь публику.
Петрушка : - Не вижу никакого Бублика.
Тимошка : - Петруша, надо публику приглашать.
Петрушка : - Пора бублики жевать!
Тимошка : - Да нет, кричи “Начинаем балаган!”
Петрушка
: - Караул! Нападает хулиган! Спасайся кто может,
А кто не сможет – Милиция поможет.
Тимошка : - Не путай слова! Кричи: “У нас сегодня большое представленье!”
Петрушка
- У нас сегодня большое преступленье...Троих избили, притом каменьями!
Разбегайся народ, а то и вам попадёт!
Тимошка : - Вот баламут! Я сам буду объявлять: «У нас сегодня весёлый балаган!»
Петрушка : - У нас сегодня осёл да баран!
Тимошка : - У кого юмор есть – пожалуйте к нам!
Петрушка : - У кого нет – марш по домам!
Ведущий: - На ярмарке и музыку, и народные песни можно было послушать. Какая же ярмарка без частушек!
Скоморох 1 : - Музыканты выходите,
Инструменты выносите
И сыграйте веселей,
Для народа, для гостей!
Скоморох 2: Эй, девчонки - хохотушки,
Запевайте-ка, частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
(Девочки исполняют частушки)
Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
А у нас во дворе
Квакали лягушки.
Я с печи босиком,
Думала - подружки.
У меня, у боевой
Ухажеров - ой-ёй-ёй!
Гриша, Миша, Сенечка
Не хватает времечка.
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
5. Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Поведу свою хорошую
Всем людям напоказ!
6. Под горой стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.
7. Я работаю, работаю,
Работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь.
8. По деревне я шла
И Петрушу видела.
Под плетнем сидел и плакал
Курица обидела.
9. Самовар, самовар
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.
10. Мы частушки петь кончаем
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.
(на сцене появляются Скоморохи и Зазывалы)
Зазывала 1 :- Кто пришёл повеселиться - хлопайте в ладоши!
Зазывала 2:- Кто пришёл сюда покушать - хлопайте тоже!
Зазывала 1 :- Если вы ученики - хлопайте в ладоши!
Зазывала 2 :- Если вы родители - хлопайте тоже!
Зазывала 1:- Кто из вас не любит скуку - хлопайте в ладоши!
Зазывала 2:- Кто сюда пришёл поспать - хлопайте тоже!
Зазывала 1:- Если кто-то любит холод - хлопайте в ладоши!
Зазывала 2:- Если кто-то любит лето - хлопайте тоже!
Зазывала 1:- Кто пришёл к нам поглазеть - хлопайте в ладоши!
Скоморох 1
: - Эх, честной народ, заводи хоровод,
Просто так не стой, а пляши да пой!
Скоморох 2:- Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.
И мы торговлю закрываем,
В Америку жениться уезжаем!
Под музыку , на сцену выходят участники представления. В руках у юноши шест, на шесте - разноцветные ленты, за их концы держат девочки. Они ходят вокруг шатра из лент. Исполняется флеш-моб.
(ТАНЕЦ)
ВЕДУЩИЙ:- Ребята, вы держите в руках ленты которые символизируют сегодня на нашем празднике - любовь к Родине, родным и близким. миролюбивое отношение к окружающим, любовь к преданьям старины далекой – к русским праздникам. Сохраняйте и приумножайте семейные традиции, традиции своего народа, народное творчество и фольклор, будьте здоровы и счастливы, любите и уважайте друг друга.
Спасибо вам за внимание! До новых встреч!
Литература.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII - начало XX века. - Л., 1988
Некрылова А.Ф.. Савушкина Н.И. Народный театр. - М., 1991
Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. - М., 2000
Хренов Н.А. Земледельческие архетипы на городской площади. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв.: Очерки истории и теории. Сб. ст. под ред. Е.В. Дукова. - СПб., 2000.
Интернет-ресурсы:
Программное содержание : Знакомить детей с фольклорным и музыкальным наследием
русского, народного творчества, познакомить детей с традицией проводить ярмарочный праздник, связанный со временем сбора урожая.
Задачи: Создать у детей радостное, весёлое настроение. Формировать чувство причастности к
духовному наследию прошлого на основе использования его элементов (песни, потешки, прибаутки и т. д.) в речевой, игровой, музыкально-театральной деятельности.
Предварительная работа: разучивание народных игр, элементов русской пляски; разучивание
стихов, песен их обыгрывание. Оформление выставки «Дары осени»: столы, накрытые скатертями, муляжи овощей и фруктов.
Ход праздника:
Дети заходят в зал, рассаживаются по местам.
Ведущая 1-ый воспитатель
Посмотрите, сколько света,
И улыбок и гостей!
Это добрая примета –
Это праздник у дверей.
2-ой воспитатель
Заглянул сегодня праздник в каждый дом,
Потому что бродит осень за окном,
Заглянул сегодня праздник и в наш детский сад,
Чтоб порадовать и взрослых и ребят.
Ребенок
Ветер кружит над землею
Желтых листьев хоровод,
Улетают птичьи стаи –
Это осень настает.
Ребенок
Осень щедрою рукою
Всем подарки раздает.
Хлеб, картофель и арбузы,
Виноград и сладкий мед!
Дети исполняют песню «Осень наступила» С. Насауленко
Дети садятся.
Ведущая 1-ый воспитатель
С давних времён у русского народа был обычай — устраивать к праздникам весёлые ярмарки, на которые съезжались люди даже из далёких деревень. А на ярмарке чего только нет. Вот и у нас сегодня осенняя ярмарка!
Ребенок
Осень яркая пришла,
Урожай нам принесла.
Быстро ярмарку собрали,
И гостей сюда позвали!
2-ой воспитатель
На ярмарку народ собирается,
На ярмарке веселье начинается,
Все на ярмарку спешите,
Приезжайте, приходите,
Всё, что надо, здесь купите!
(Дети «продавцы» занимают свои места, зазывают покупателей)
1 продавец — Здесь на ярмарке игрушки: трактора и погремушки.
2 продавец — Есть и красные платки, расписные все они!
3 продавец — Загляните к нам в палатку!
Вот конфеты, шоколадки.
Ведущая 1-ый воспитатель
И со всех концов земли все на ярмарку пошли!
Звучит р. н. м. «Коробейники», дети свободными группами ходят, разглядывают товар, «покупают».
2-ой воспитатель
Овощи! Овощи!
Свежие овощи!
Не откуда-то привозные,
А здешние, родные,
Выращенные с любовью и душой!
Подходи с корзиной большой!
Выходят дети, берут у продавца шапочки овощей, одевают их.
Капуста — Нарядилась в сто одежек сочная капуста.
Все одежки без застежек, а одежек – густо.
Морковь — Я морковка сладкая. Выросла на грядке я.
Я листву на солнце грела, покраснела и созрела.
Лук — А меня вот все боятся, от меня глаза слезятся.
Огурец — А я зеленый огурец с огородной грядки.
Я пришел на праздник к вам, здравствуйте, ребятки.
Картошка -Я картошка загляденье!
Я -картошка объеденье!
Свекла -Я свекла,и весь тут сказ!
В борщ спешу к вам каждый раз!
Ребенок продавец
Все любят осени дары!
Нет в году щедрей поры!
Соберем мы овощей
Для салатов и для щей!-
Ведущая 1-ый воспитатель
А сейчас веселей
Становись в хоровод!
Оживает на глазах
Наш веселый огород!
Игра-хоровод «Соберем урожай! »
С. Насауленко (с. 20 «Колокольчик» № 23 2001г.)
Дети садятся на стульчики
2-ой воспитатель
А мы ярмарку продолжаем и родителей на веселую игру приглашаем!
Дидактическая игра «Узнай на вкус»(овощи и фрукты) .
Ведущая 1-ый воспитатель
А сейчас отгадайте мою загадку.
Без нее в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под веселую… гармошку.
Громко музыка играет
Танцевать всех приглашает!
2-ой воспитатель
Девочки, подойдите, что вы хотите купить на нашей ярмарке? (выходят девочки)
Вам цветочки иль веночки?
Девочки все вместе
Нам красивые платочки!
Исполняют танец «Калинка» р. н. м. (в руках у девочек платочки)
Ведущая 1-ый воспитатель
Саша, что ты выбрал на нашей ярмарке?
Ребёнок
Расписные наши ложки
Веселее чем гармошки,
Как начнем на них играть,
Так и хочется плясать.
Берет ложки, раздает подгруппе детей.
Ведущая 1-ый воспитатель
Добрыня, а ты, …. что хочешь купить?
Ребенок — Колокольчик мой звенит,
Всех гостей он веселит.
Колокольный перезвон –
Очень задушевный он.
Ребенок — Бубен звонкий, озорной,
Ты звени, стучи и пой,
Заиграй-ка веселей,
Всех развесели детей.
Игра на муз. инструментах (шумовой оркестр)
Ведущая 1-ый воспитатель
Молодцы ребята! Ну,а теперь предлагаю поиграть.
Давайте разделимся на две команды. «Сад», И «Огород»
Дети по одному бегут к корзинке, в которой вместе лежат фрукты и овощи. Каждый ребенок берет фрукт или овощ(в зависимости от принадлежности к команде) и приносит в свою корзину, стоящую рядом с командой.
2-ой воспитатель
Пока наши команды отдыхают,
Я хочу нашим родителям загадать загадку.
У носатого у Фоки,
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
И как зеркало блестит (Самовар) .
— Правильно. Самовар – самый желанный гость в каждом доме.
А вы знаете, чем заканчиваются все праздники на Руси?
Исполняют «Чайные частушки»
Родители (или ведущая)
А вот вам и угощение!
Уж вы пели и плясали
Да трудились, как могли,
И за это вам, ребята
Испекли мы пироги!
Пироги из печи
И румяны, горячи!
Ведущая — На этом наш праздник подошел к концу!
А теперь, ребята
Пора чай с пирогами пить!
И пусть все знают.
Как счастлив тот, кто в нашей стране живет!
Как на ярмарке осенней,
Было целый день веселье,
Мы играли и плясали.
Все товары распродали.
А теперь пришла пора,
Расставаться ребятня.
Вместе:
До новой осени, друзья!
Сценарий ярмарки для детей школьного возраста
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с одной из форм коллективного народного творчества – ярмаркой;
Развивающая: расширить знания учащихся о жанрах устного народного творчества – фольклоре городских праздничных зрелищ;
Воспитательная: показать школьникам богатство народно -поэтического творчества, воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальная аппаратура,презентация “Русская ярмарка” , музыка, шест с разноцветными лентами, костюмы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(звучат фанфары, на сцене появляется ведущий)
(На сцену выходят Скоморохи, говорят поочерёдно.)
Скоморох 1 : - Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! Благодарим за посещение!
Скоморох 2: - Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем.
Скоморох 1 : - В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,
Скоморох 2 : - Скуку да хандру разгоняющих,
Скоморох 1 : - Острое слово любящих,
Скоморох 2 : - На дудках играющих.
Скоморох 1 : - Пришли мы сегодня в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось!
Скоморохи (вместе): - на ЯРМАРКУ!
(На сцену выбегают зазывалы в ярких костюмах, выкрикивают:)
Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка, огневая, ярмарка,
Зазывала 2: - Ярмарка, ярмарка, плясовая, жаркая!
Зазывала 1: - Глянешь налево – лавки с товаром!
Зазывала 2: - Глянешь направо – веселье даром!
Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка! Веселись народ!
Зазывала 2: - Ну-ка, красавица, выходи вперёд! (обращается к ведущему )
Зазывала 1: - Балалайка звонкая, тульский самовар...
Зазывала 2: - Праздник на ярмарке, а вовсе не базар!
Скоморохи (вместе ): - Народ собирается, ярмарка открывается!
Звучит мелодия русской народной песни “Коробейники”
(С шумом выходят “продавцы” с лотками, на которых разложен товар для продажи. Театрализованное представление “Коробейники)
Зазывалы говорят поочерёдно:
Зазывала 1: - Ой, ой! Сколько пришло! Ой, сколько привалило!
Зазывала 2: - И седых, и молодых, и красивых, и рябых,
Бледных и румяных, пузатых и поджарых!
Зазывала 1: - Все сюда!
Зазывала 2: - Все сюда!
Зазывала 1: - Здесь распродажа как всегда!
Зазывала 2: - Всем, всем продаём!
Зазывала 1: - По дешёвке отдаём!
Зазывала 1: - Эй, старые, усатые, рыжие, бородатые,
Зазывала 2: - Девки - вострушки, старушки - хлопотушки,
Зазывала 1: - Свахи-сводницы и московские огородницы!
Зазывала 2: - Подваливай валом! По дешёвке продаём!
Вместе: - Чуть недаром отдаём!
Зазывала 1: - Тары- бары - растабары, есть хорошие товары!
Зазывала 2: - Тары- бары - растабары, продаются самовары!
(«Продавцы» выходят вперед, представляют свой товар)
Продавец шоколада: - Шоколад! Шоколад! Самый лучший шоколад! Вот шоколад! Купил плитку – будешь рад! Покупай шоколад! Мармелад! Шоколад! Кому надо мармелад? Кому надо шоколад? Вот он! Вот он!
Цирюльник выкрикивает : - Постричь, побрить! Побрить, поголить! Бороду поправить! Ус поставить!
Точильщик выкрикивает: -Точить ножи, ножницы, мясорубки, бритвы править!
Продавцы семечек (лузгают семечки), выкрикивают поочерёдно :
Есть семечки жаренные! Кому семечки?!
Торгуем без обмана, накладываем полные карманы!
Семечки калёны продают Алёны
Нюркам и Шуркам! Сашкам и Пашкам! Варюшкам, Манюшкам! Наташкам, Парашкам!
Тимкам и Мишкам! Ванёнкам, Васёнкам! Гришуткам, Мишуткам! Ганькам и Санькам!
Всем, всем продаём! И всем сдачи даём! Стакан – гривенник цена.
Накладываем сполна! Покупай! Не ленись! И плати, не стыдись!
Продавщица орешков: - Орешки, орешки - вкусные, на меду!
Продавщица пирожков: - Кому пирожки? Горячие пирожки! С пылу, с жару – Гривенник за пару! Попробуйте, господа почтенные, пирожки у меня горячие, отменные! Такой редкий предмет, что ни одного таракана в них нет.
А если и попадётся иногда муха, так она не проест брюха!
Попробуйте-ка, ну-ка, всего по пятаку штука!
Продавец мыла: - Кому мыльце умыть рыльце! Вот оно, вот оно!
Ай, да мыло-мыльце! На лицо - серенько, а моет беленько!
Продавец кваса: - Кому квасу, холодного квасу? Вот так квас! В самый раз!
Баварский, со льдом, даром денег не берём! Пробки рвёт, дым идёт! В нос шибает, в рот икает!
Торговка фруктами:
- К
ому яблоки продам?! Кому дешево отдам?!
Груши! Ананас! Покупайте про запас!
Продавец селёдки: - Селёдка! Селёдка! Копчёная селёдка! Давай, давай, Любую выбирай! Сам ловил, сам солил, сам продавать принёс! Давай-покупай! Забирай-выбирай!
ВЕДУЩИЙ:- Шумит, торгуется ярмарка! Всяк ярмарке рад - и стар, и млад! На ярмарке можно и удаль свою молодецкую, силу, ловкость да сноровку показать!
Входит Тит.
Филя: Здравствуй, Тит! Ты куда идешь?
Я иду на ярмарку.
Вот собрался народ
Скоро Ярмарка придет.
Разноцветными флажками!
Нет! Блины и калачи –
В теплой пусть сидят печи!
Наша ярмарка другая,
Мы – с народом поиграем!
Тит: А я думал, здесь товары продают, что-нибудь себе куплю! (плачет)
Думал подарков купить: матери – платок, отцу – сапоги, бабушке – сережки, а сестренке – ленту, по самые коленки!
Филя: Да что ты, Тит, наша ярмарка не простая, она не похожа ни на одну ярмарку в мире.
Это ярмарка народных игр. У каждого народа своя игра. Я сегодня вас приглашаю в игры разных народов. Тит, интересно будет, повеселимся. Приглашаем на игру, карусель я заведу.
Филя:
Песни, игры, хороводы,
Не уйдут из моды,
Собирайся детвора,
Коль играть пришла пора.
Тит:
На празднике нашем скучают ребята,
Выходите, посмелей.
И для вас одна игра,
Вам понравится она!
Тит:
Нам играть и петь не лень,
Мы б играли целый день.
Хантыйская народная игра "Олени и пастухи”.
Каждому участнику дается кольцо (диаметр – 20 см). По очереди каждый набрасывает кольцо – "маут” на палку, которую держат скоморохи, на расстоянии 2.50-3 метра.
(Оценивается меткость).
Филя: Тит, а ты любишь загадки?
Тит: Люблю! Давай загадаем участникам, смогут ли они их отгадать?
Загадки.
Тит:
Растет в поле решето,
Черных зернышек полно.
(Подсолнух)
Филя:
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный..
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино)
Тит:
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…..
(Айболит)
Филя:
Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов.
(Теремок)
Тит:
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит.
(Ежик)
Филя:
Солнце печет, липа цветет,
Бабочки летают. Когда это бывает?
(Летом)
Филя:
Мы время свое проведем здесь чудесно,
Как дети играют смотреть интересно.
Филя:
Приглашаем детвору,
На интересную игру!
Выбегает скоморох Тимошка в костюме:
Тимошка
:
- Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Давайте знакомиться.
Я - потешник-скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
Я танцор и певец,
Удалец-молодец.
Ногами пою, голосом пляшу,
В общем, во как живу! (показывает большой палец
).
На игру всех приглашаю!
Скоморох держит в руках зонт с разноцветными лентами. Дети берутся за ленты и произнося слова, двигаются по тексту.
Подвижная игра "Карусель”.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
ВЕДУЩИЙ: - Воти мы с вами, ребята поиграли, косточки размяли! А теперь, гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать?
Скоморохи разыгрывают потешки.
1) - Федул! Что губы надул?
Кафтан прожег.
Зашить можно?
Иглы нет.
А велика ли дыра?
Один ворот остался.
2) - Трошка! Что из леса не идешь?
Медведя поймал!
Так веди сюда!
Да он не идет!
Сам иди!
Да он не пускает!
Ведущий: Вот какая шумная у нас получилась ярмарка. В разгар такой ярмарки всегда появлялся кукольник. У кукольника был целый набор сцен с Петрушкой.
Петрушка - замечательная кукла русского театра - колпачок красный, рубашка яркая, нос длинный и хитрый, и горбик за плечами, а в руке палка. Любимец публики! И сейчас мы попробуем разыграть одну из таких сцен.
Сценка “Тимошка и Петрушка”
Тимошка: - Вот. Привёз я всем забаву... Да где же он? Неужели сбежал!
Петрушка - Да здесь я! Здесь. Кукареку! Здорово, ребята! Чего ржёте, как жеребята?
Тимошка: - Спешите видеть! Всего за полушку! Неунывающего русского Петрушку!
Петрушка: - Да это я, остроумный весельчак. И это знает всяк!
Тимошка: - Раз пришёл, поздравь публику.
Петрушка: - Не вижу никакого Бублика.
Тимошка: - Петруша, надо публику приглашать.
Петрушка: - Пора бублики жевать!
Тимошка: - Да нет, кричи “Начинаем балаган!”
Петрушка: - Караул! Нападает хулиган! Спасайся кто может,
А кто не сможет – Милиция поможет.
Тимошка: - Не путай слова! Кричи: “У нас сегодня большое представленье!”
Петрушка - У нас сегодня большое преступленье...Троих избили, притом каменьями!
Разбегайся народ, а то и вам попадёт!
Тимошка: - Вот баламут! Я сам буду объявлять: «У нас сегодня весёлый балаган!»
Петрушка: - У нас сегодня осёл да баран!
Тимошка: - У кого юмор есть – пожалуйте к нам!
Петрушка: - У кого нет – марш по домам!
ВЕДУЩИЙ: - На ярмарке и музыку, и народные песни можно было послушать. Какая же ярмарка без частушек!
Скоморох 2:
Эй, девчонки - хохотушки,
Запевайте-ка, частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей
(Девочки исполняют частушки)
Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
А у нас во дворе
Квакали лягушки.
Я с печи босиком,
Думала - подружки.
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
6. Под горой стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.
7. Я работаю, работаю,
Работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь.
8. По деревне я шла
И Петрушу видела.
Под плетнем сидел и плакал
Курица обидела.
9. Самовар, самовар
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.
10. Мы частушки петь кончаем
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.
Тит:
Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: "До свиданья!
До приятных, новых встреч!”
Филя:
Тут и ярмарки конец,
Кто играл, тот молодец!
Дети стоят у входа в музыкальный зал. Под русскую народную мелодию «Коробейники» с разных концов сцены выбегают два скомороха-зазывалы (они же ведущие праздника – взрослые).
1-й скоморох.
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
2-й скоморох.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
1-й скоморох.
Что душа твоя желает —
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
2-й скоморох.
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается —
Наша ярмарка открывается!
Звучат фанфары (фонограмма), дети парами входят в зал, под русскую народную мелодию «Ах вы сени» Часть детей садятся за «прилавки» с вывесками.
Дети читают стихи:
1 ребенок
:
Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!
Мы игрушки продаем!
2 ребенок:
А ну, честной народ,
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей!
Ребята, не зевайте,
Кто что хочет покупайте!
3 ребенок:
Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо — чудное, а не товар!
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Хором:
Тары-бары-растабары,
Расторгуем все товары!
1-й скоморох:
— А товары не простые, покупаются только за вашу смелость, участие в наших веселых играх и забавах.
2-й скоморох:
—
А чтобы у вас было хорошее настроение, к нам на ярмарку пришли гости с веселыми частушками.
Частушки исполняют две группы детей по три человека (группа из трех девочек и группа из трех мальчиков).
Девочка:
Встанем, девицы, рядком
Да частушки пропоем!
Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!
Дети встают полукругом: мальчики — с одной стороны, девочки — с другой.
Хором:
Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!
Мальчики (хором):
Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки:
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!
1-й мальчик:
Вы послушайте, девчата,
Нескладушку буду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
2-й мальчик:
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой сидит корова,
Надевает сапоги!
1-я девочка:
Ты куда, Ванюша, едешь?
Ведь телега без колес!.
А Ванюша отвечает…
3-й мальчик:
Заготавливать овес!
2-я девочка:
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Иван,
Попляши-ка ты со мной!
1-й мальчик:
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку!
Дети танцуют: мальчик вприсядку, девочка вокруг него.
Хором:
Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую!
Исполнители частушек кланяются, цепочкой убегают в разные стороны под русскую народную мелодию «Калинка».
Ребенок:
А на ярмарку народ собирается,
А на ярмарке веселье начинается,
Все на ярмарку спешите, и ребят сюда зовите.
Пляски дружно заводите, осень славьте, веселите!
Дети исполняют песню «Ярмарка»
Дети исполняют стихи об осени (в соответствии с реализуемой образовательной программой).
Ребенок:
—
Все на ярмарку спешите, пляску дружно заводите!
Скоморохи:
1. Посмотрите, с огорода заготовила природа
Массу вкусных овощей для супов и для борщей!
2. Для детей, их пап и мам устроим мы турнир реклам,
Реклам не простых – витаминных, овощных.
1. Во саду ли, в огороде фрукты, овощи растут,
Мы сегодня для рекламы их собрали в зале тут!
2. Для всего честного люда реклама есть к любому блюду.
Слушайте внимательно, запоминайте старательно,
Ребенок:
Подходите, подходите яблочки румяные, сочные берите!
Вот морковка, вот лучок, помидорчик, кабачок,
А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.
Дети исполняют осенние частушки «Во саду ли, в огороде»
Хором:
Во саду ли в огороде были мы, ребятки.
Вам сейчас споем частушки, что растут на грядке.
Урожай у нас хороший уродился густо:
И морковка и горох белая капуста.
1 ребенок:
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко,
А хвалить себя зачем,
Я и так известна всем.
2 ребенок:
Надо свеклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету.
3 ребенок:
Про меня рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок,
Будешь ты здоров, дружок.
4 ребенок:
Самый вкусный и приятный
Наш любимый сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.
5 ребенок:
Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я вам друг –
Я простой зеленый лук.
6 ребенок:
Круглое, румяное яблоко на ветке
Любят меня взрослые и маленькие детки.
7 ребенок:
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
А арбуз – он вместо гири,
Пусть поднимут силачи.
Хором:
Во саду ли в огороде пели вам частушки.
Очень просим извинить, коль устали ушки.
Скоморох.
Мы представили сегодня вам рекламу для борщей,
Для здоровья и для силы ешьте больше
…
Все: О В О Щ Е Й!
Скоморох:
— Фрукты тоже всем нужны, ешьте дети от души!
Скоморох.
— А сейчас посмотрим, как вы умеете варить борщ.
Дети играют в игру «СВАРИ БОРЩ».
В игре участвуют две команды по 7 человек. Перед каждой командой стоит стол с порезанными овощами и фруктами на тарелочках. На противоположной стороне стоит стол и кастрюля. Задача игроков по команде ведущей под музыку, по очереди правильно положить все компоненты для борща в кастрюлю.
1-й скоморох:
— И со всех концов земли все на ярмарку пришли! Вот девчонки-поскакушки и ребята-веселушки!
2-й скоморох: А вы умеете прыгать? А ну, смельчаки, выходите! Кто больше раз на двух ногах попрыгает, тому и товар любой на выбор!
Дети играют в игру «Прыжки через канат».
Звучит веселая русская мелодия, ведущие крутят канат и дают детям различные задания: прыгать парами, вприсядку, втроем, боком и прочие.
1-й скоморох:
— Бубны, румбы, трещотки, ложки! Кто хочет поиграть немножко? Становись в ряд! Выбирай подряд! Красиво — приятно, а для всех занятно!
Дети выбирают русские народные инструменты. Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот», дети подыгрывают.
2-й скоморох:
— Чудаков на свете много, вот и в на шем городе их немало. А где ж мои чудаки? Эй, чудаки!
Ребенок читает стихотворение Ю. Владимирова «Чудаки».
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков.
Один пятак — на кушак,
Другой пятак — на колпак,
А третий пятак — так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки.
Который пятак — на кушак?
Который пятак — на колпак?
А который пятак — так?
Вот ведь глупые чудаки,
Перепутали все пятаки!
1-й скоморох:
А ну, ребята, а ну, девчата! Песню запевай, осень величай!
1 ребёнок: Красива осень, погляди:
И жёлтый лист и красный!
Леса, и рощи и кусты
Наряд надели разный.
2 ребёнок: А рябину ярче всех
Осень нарядила,
Спелых ягод к празднику
Рябине подарила.
Дети исполняют песню «Рябинушка» сл.и муз. Н.Б. Караваевой
2-й скоморох:
А сейчас, ребята, а сейчас, девчата!
Выходи рядком. Играть начнем!
Дети играют в русскую народную игру «Плетень»
1-й скоморох: Я вас буду путать, а вы должны отвечать пра вильно: девочки или мальчики. Договорились?
Дети играют в игру «Путаница»
— Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только…
Болты, шурупы, шестеренки
Найдешь в кармане у…
Коньки на льду чертили стрелочки…
С утра в хоккей играли…
Болтали час без передышки…
В цветастых платьицах…
При всех помериться силенкой,
Конечно, любят лишь…
Боятся темноты трусишки —
Все, как один, они…
Шелк, кружево и в кольцах пальчики —
Выходят на прогулку…
1-й скоморох:
—
«Ой, полным-полна коробушка, есть и ситец и парча» — так поется в песне. Но у нас, у коробей ников, короба уже пусты.
2-й скоморох
:
Вот и солнце закатилось —
Наша ярмарка закрылась!
1-и скоморох:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Звучит русская народная мелодия «Камаринская». Соморохи и дети покидают ярмарку.