Сценарий праздника "осенняя ярмарка". Сценарий праздника «Осенняя ярмарка Современный сценарий осенняя ярмарка в школе

Скоморох 1:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

Скоморох 2:

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Скоморох 1:

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

Скоморох 2:

Эй, не стойте у ворот,

Заходи сюда народ!

Люди собирается -

Наша ярмарка открывается!

Песня общая «Ярморка» (ср., ст. и подг. гр)

Выходят дети: (коробейники) в это время работники доу раздают инструменты родителям и частушки.

1.Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!
Здравствуйте гости и гостьюшки!
2.Вот и мы пришли к вам на ярмарку сюда.
3. ребенок. На товар посмотреть и себя показать.
4. ребенок. Подходите, ближе подходите и товары наши поглядите!
5.У дядюшки Якова тавару хватит всякого. Тары-бары растабары, расторгуем все товары.

6.Пироги горячи, только что из печи! С пылу, с жару, за копейку пару. Сладкие на меду, давай в шапку накладу.

7.А у меня товар лучше всех. Называется грецкий орех. Тверже столетних дубов. Избавляет от лишних зубов.

8.Шарики, шарики, летают как комарики. За копейку одну улетите на луну.

9.Вот товары хороши - что угодно для души: ленточки в косички, шарфы рукавички. Матрешки, платочки, веночки, цветочки.

10.А вот платочки, прямо как цветочки. А для зимней дорожки - валенки на ножки.

Скоморох 1:(к детям)
Вы на ярмарку ходили, что же там вы накупили?
Ребёнок:
Ложки деревянные,
расписные, разные,
Сами пляшут и играют и народ потешают!

Скоморох 1:

Музыканты выходите,

Да народ развеселите.

Оркестр родителей+частушки

Скоморох 2:Ай, какие, молодцы!

Все такие удальцы!

Приготовим мы сейчас

Игры народные для вас!

Игра «Передай ложки»

Правила: все дети встают в круг. Скоморох дает 10 детям из круга по деревянной ложке. Дети передают ложки по кругу друг другу под стих. Ребята, у которых в руках остались ложки, выходят в центр круга и под музыку пускаются в пляс. Остальные дети им хлопают.

Скоморох1: Это что там за народ к нам на ярмарку идет?

Пестрой юбкою трясет, лихо пляшет и поет?

(Под «Цыганочку» входит Цыганка)

Цыганка: Здравствуйте мои золотые

Счастья вам, мои бриллиантовые!

А то вы сидите, рты разинули? Не торгуетесь, не шумите?

Неужели я опоздала? Или здесь не ярмарка?

Скоморох1: А ты кто такая будешь?

Цыганка: Я цыганка Аза, пою басом, запиваю квасом, заедаю ананасом.

Дай погадаю. Позолоти ручку, всю правду скажу, ничего не утаю.

Скоморох1: Ты мне зубы не заговаривай, говори чего надо, да проваливай!

Цыганка: Слыхала я, что тебе лошадь нужна

Скоморох1: А хороша ли лошадь?

Цыганка: Не лошадь, а диво: и пляшет и поет!

Да вот она! (выходит Лошадь, приплясывая)

Скоморох1: Что-то больно худа!

Цыганка: Зато выносливая!

Скоморох1: Что-то ни одного зуба нет

Цыганка: Дак она еще молодая, не выросли! По знакомству недорого возьму - триста! (Скоморох падает) Ну а ты сколько не пожалеешь?

Скоморох1: Вот тебе ста, вот тебе полста

Цыганка: Забирай!

Скоморох1: (гладит Лошадку) Эх! Да меня теперь любой красавец замуж возьмет! (Уводит Лошадь)

Цыганка: Я цыганка молодая, Я цыганка боевая

Вам сейчас поворожу, все что будет расскажу

(Смотрит по руке, что то говорит 2-3 детям)

Да я смотру линии у вас на руках переплитаются, да в плетень заплетаются.

А ну, ребята, а ну, девчата!
Выходи играть, плетень заплетать!

Игра «Плетень»(все играют - в разных кругах) 4 козы: из ст. и под. групп. Убегать к воспитателю.

Скоморох 2:Хорошо на ярмарке.
Здесь товару видимо-невидимо.
Подходите, посмотрите
Да что-нибудь возьмите.
Ребенок- продавец. Овощи! Овощи!
Свежие овощи!
Не откуда-то привезенные,
А в здешнем саду разведенные,
Выращенные с любовью, с душой!
Нынче урожай большой большой!

Скоморох1:А на ярмарку народ собирается,
А на ярмарке веселье начинается,
Все на ярмарку спешите, и ребят сюда зовите.
Песни дружно заводите, осень славьте, веселите!

Песня про осень (ст,под.)

Скоморох2:А наша ярморка продолжается.

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовет!

С торговыми рядами,

С красивыми дарами!

Пятачок не жалей,

Раскупайте все скорей.

Объяснить как зарабатывать фанты: на нашей ярмарке действуют 4 игровых точки, за победу в играх вы будете получать фанты, которыми можно оплачивать покупки на нашей ярмарке.

Фото с матрешками:Так же на ярмарке за монетку вы можете сфотографироваться в образе русской матрешки.

Предсказания: Не проходите мимо цыганки Азы. Она раскроет тайны вашего будущего. У нее за манетку приобретете конфетку с предсказаниями.

***********************

Цены фантами от 1 до 8 фантов. Например конфета -1фант. Кабачек - 3фанта. Игрушка - 8фантров и т.п.

Игровые точки.

1. «Огородники»Попади картошкой в карзину/ведро.2-3 участника. Участнику дают 3 картошки. Сколько закинет в ведро, столько фантов получит.

2. Эстафета. 2 команды по 5 человек. Команда победителей получает по 1 фанту.

3. «Рукодельники». 3-5участников. Создать апликацию на осеннюю тему за отведенное время (5 мин). Каждому участнику 2 фанта.

4. «Силушка русская» Для родителей и детей. По двое участников соревнуются в силе. Победитель получает фант.1) Отжаться от забора. Кто больше, тот получае 1 фант. 2)Прыжки - кто датьше прыгнит, тот получает 1 фант.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края

Сценарий

(для школьников средних классов)

Составила: Веснина Марина Валентиновна

педагог-организатор

МКОУ «Новоозерская СОШ».

Ст.Озерки.2014г.

Пояснительная записка.

Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знания. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством воспитания человека: идейно - эстетического, нравственного, патриотического. Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную культуру. Русский фольклор - кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство... Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Вглядываясь в прошлое, представляя себе лица, характеры, судьбы, образ жизни и мысли давно ушедших людей, вчитываясь в строки вековой давности, мальчики и девочки наших дней приучаются к тому, что они продолжатели, продолжающее поколение. Им досталось огромное духовное наследство, и необходимо выбрать, что же в нем дороже всего и ближе, и что из него брать с собой навсегда? Проблема такого выбора, несомненно, существует и составляет, возможно, сердцевину педагогической, социальной и нравственной задачи. Ответственность педагога за такой выбор чрезвычайно высока: будущее страны зависит от культуры еѐ граждан, от зрелости их исторического сознания, от верности идеалам социальной справедливости и гуманизма. Необходимо подчеркнуть, что для России традиционно множество других направлений исторического развития фольклора. И все эти направления должны изучаться с одинаковым вниманием и обязательно во взаимосвязи - точно так, как они развивались в среде своего бытования: календарный фольклор, семейно - родовой (бытовой), театрализованный (жанровый, исполнительский, игровой), включая детский, песенный, изобразительный. Данный сценарий предназначена для учащихся средних классов, где через народное искусство учащиеся познают традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщаются к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Цели:

    Образовательная: познакомить учащихся с одной из форм коллективного народного творчества – ярмаркой ;

    Развивающая: расширить знания учащихся о жанрах устного народного творчества – фольклоре городских праздничных зрелищ;

    Воспитательная: показать школьникам богатство народно -поэтического творчества, воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальная аппаратура, презентация “Русская ярмарка” , музыка (Приложение 2), шест с разноцветными лентами, костюмы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(звучат фанфары, на сцене появляется ведущий)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мне очень приятно видеть вас в этом зале. 2014 год – объявлен годом Культуры. Национальная культура – нашей Великой страны очень самобытна и разнообразна. Наш народ чтит и передает традиции из поколения в поколение, и об этом пойдет наш сегодняшний разговор.

Скажите, ребята, а какие вы знаете русские национальные ценности?

(дети отвечают: гжель, хохлома, матрешка, балалайка, самовар, русские национальные костюмы, русские праздники)

Ведущий: - Хорошо, ребята! А какие русские праздники вы знаете?

(ответы детей: Масленица,Ивана - купало, Рождество, Ярмарка)

- Да вы совершенно правы! Мне хочется сегодня вас пригласить на один из самых ярких и любимых праздников нашего народа – Ярмарку. А сопровождать нас на ярмарке будут скоморохи Фома (1) да Ерема (2)!

(На сцену выходят Скоморохи, говорят поочерёдно.)

Скоморох 1 : - Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! Благодарим за посещение!

Скоморох 2: - Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем.

Скоморох 1 : - В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,

Скоморох 2 : - Скуку да хандру разгоняющих,

Скоморох 1 : - Острое слово любящих,

Скоморох 2 : - На дудках играющих.

Скоморох 1 : - Пришли мы сегодня в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось!

Скоморохи (вместе): - на ЯРМАРКУ!

(На сцену выбегают зазывалы в ярких костюмах, выкрикивают:)

Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка, огневая, ярмарка,

Зазывала 2: - Ярмарка, ярмарка, плясовая, жаркая!

Зазывала 1: - Глянешь налево – лавки с товаром!

Зазывала 2: - Глянешь направо – веселье даром!

Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка! Веселись народ!

Зазывала 2: - Ну-ка, красавица, выходи вперёд! (обращается к ведущему )

Зазывала 1: - Балалайка звонкая, тульский самовар...

Зазывала 2: - Праздник на ярмарке, а вовсе не базар!

Исполняется танец «Русская плясовая»

Ведущий: - Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Троица).

Скоморох 1: - Ярмарка и гулянье были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

Скоморох 2 : - Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями.

Ведущий: - На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Скоморох1: - Музыка, смех, выкрики торговцев, шутки балаганных дедов – всё завораживало и веселило.

Скоморох 2: - Публику веселили скоморохи-поводыри с дрессированным, “учёным” медведем , неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка .

Ведущий: - Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа.

Скоморох 1 : - Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.

Скоморох 2 : - Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи.

Ведущий : - Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки.

Ведущий : - Ребята, хотите побывать на старинной ярмарке?

(Зрители отвечают: “Да!”)

Ведущая : - Эй, зазывалы, собирайте народ!

Начинается театрализованное представление.

Дед-зазывала (в серых лаптях, борода, усы, на кафтане большие заплаты) кричит:

Эй, господа, пожалуйте сюда!

Здравствуйте, жители провинциальные,
Ближние и дальние!
Господам купцам, молодцам,
бледнолицым современным девицам – моё почтение!
Приехал я из Америки
На зелёном венике.
Веник обтрепался,
А я здесь остался.

Скоморохи (вместе ): - Народ собирается, ярмарка открывается!

Дед-зазывала:

Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, весёлые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!
Люди старые и молодые,
женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!

Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы,
Весёлые удальцы!
Почтенные и молодые,
Полные и худые
Мы рады гостям,
Как добрым вестям!

Всех привечаем,
Душевно встречаем,
На ярмарку приглашаем!
Эх-ва! Для ваших карманов
Столько настроено балаганов,

Каруселей и качелей
Для праздничных веселий!
Веселись, веселись,
У кого деньги завелись!

Обращается к Ведущему:

Подходи, душа зазнобушка! Для тебя самый лучший товар выберу!

Ведущий :- Что же у тебя там за товары? Парень ты хваткий и зазываешь без оглядки. А, может, у нас самих есть товары не хуже?

Дед-зазывала кричит: - Тары-бары-растобары, есть хорошие товары!

Скоморох 1: - Ярмарка, ярмарка! Весёлая, яркая.

Скоморох 2: - Заходи, залетай, только рот не разевай!

Звучит мелодия русской народной песни “Коробейники”

(С шумом выходят “продавцы” с лотками, на которых разложен товар для продажи. Театрализованное представление “Коробейники)

Зазывалы говорят поочерёдно :

Зазывала 1: - Ой, ой! Сколько пришло! Ой, сколько привалило!

Зазывала 2: - И седых, и молодых, и красивых, и рябых,

Бледных и румяных, пузатых и поджарых!

Зазывала 1: - Все сюда!

Зазывала 2: - Все сюда!

Зазывала 1: - Здесь распродажа как всегда!

Зазывала 2: - Всем, всем продаём!

Зазывала 1: - По дешёвке отдаём!

Зазывала 1: - Эй, старые, усатые, рыжие, бородатые,

Зазывала 2: - Девки - вострушки, старушки - хлопотушки,

Зазывала 1: - Свахи-сводницы и московские огородницы!

Зазывала 2: - Подваливай валом! По дешёвке продаём!

Вместе: - Чуть недаром отдаём!

Зазывала 1: - Тары- бары - растабары, есть хорошие товары!

Зазывала 2: - Тары- бары - растабары, продаются самовары!

(«Продавцы» выходят вперед, представляют свой товар)

(23 слайд)

Продавец шоколада: - Шоколад! Шоколад! Самый лучший шоколад! Вот шоколад! Купил плитку – будешь рад! Покупай шоколад! Мармелад! Шоколад! Кому надо мармелад? Кому надо шоколад? Вот он! Вот он!

Цирюльник выкрикивает : - Постричь, побрить! Побрить, поголить! Бороду поправить! Ус поставить!

Точильщик выкрикивает: -Точить ножи, ножницы, мясорубки, бритвы править!

Продавцы семечек (лузгают семечки), выкрикивают поочерёдно :

Есть семечки жаренные! Кому семечки?!

Торгуем без обмана, накладываем полные карманы!

Семечки калёны продают Алёны

Нюркам и Шуркам! Сашкам и Пашкам! Варюшкам, Манюшкам! Наташкам, Парашкам!

Тимкам и Мишкам! Ванёнкам, Васёнкам! Гришуткам, Мишуткам! Ганькам и Санькам!

Всем, всем продаём! И всем сдачи даём! Стакан – гривенник цена.

Накладываем сполна! Покупай! Не ленись! И плати, не стыдись!

Дед-зазывала кричит : -Тары-бары-растобары, Есть хорошие товары!

Все сюда! Все сюда! Здесь распродажа, господа!

Зазывалы говорят поочерёдно :

Зазывала 1: - Граждане и гражданочки, рабочие и мещаночки,

Обратите на нас внимание, на наши усиленные старания:

Привезли товару дешёвого, ценой доступного и грошового!

Зазывала 2 : - Не товар, а сущий клад! Забирай нарасхват!

Зазывала 1: - Глядите, не моргайте, рты не разевайте,

Ворон не считайте! По дешёвке покупайте!

Зазывала 2: - Ну что за товар! И тот хорош, и другой хорош! Выбирай который хошь!

Зазывала 1: - Диво дивное, чудо-чудное, а не товар! Гляди не моргай, рот не разевай! Ворон не считай, товар покупай! Вот товары хороши!

Зазывала 1: - Подходи, честной народ, дед корову продаёт.
Не корова – просто клад, покупай, коли богат!

Продавщица орешков: - Орешки, орешки - вкусные, на меду!

Продавщица пирожков: - Кому пирожки? Горячие пирожки! С пылу, с жару – Гривенник за пару! Попробуйте, господа почтенные, пирожки у меня горячие, отменные! Такой редкий предмет, что ни одного таракана в них нет.

А если и попадётся иногда муха, так она не проест брюха!

Попробуйте-ка, ну-ка, всего по пятаку штука!

Скоморох 1: - Я разок бабкиного пирога поел, так чуть не околел!

Скоморох 2: - А я как два пирога отведал, так неделю на двор бегал!

Продавщица огрызается: - Полно, насмешник, мои-то пироги – одно удовольствие!

Продавец мыла: - Кому мыльце умыть рыльце! Вот оно, вот оно!

Ай, да мыло-мыльце! На лицо - серенько, а моет беленько!

Продавец кваса: - Кому квасу, холодного квасу? Вот так квас! В самый раз!

Баварский, со льдом, даром денег не берём! Пробки рвёт, дым идёт! В нос шибает, в рот икает!

Торговка фруктами: - К ому яблоки продам?! Кому дешево отдам?!
Груши! Ананас! Покупайте про запас!

Продавец селёдки: - Селёдка! Селёдка! Копчёная селёдка! Давай, давай, Любую выбирай! Сам ловил, сам солил, сам продавать принёс! Давай-покупай! Забирай-выбирай!

Ведущий:- Шумит, торгуется ярмарка! Всяк ярмарке рад - и стар, и млад! На ярмарке можно и удаль свою молодецкую, силу, ловкость да сноровку показать!

Выбегает скоморох Тимошка в костюме:

Тимошка : - Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Давайте знакомиться.

Я - потешник-скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
Я танцор и певец,
Удалец-молодец.
Ногами пою, голосом пляшу,
В общем, во как живу! (показывает большой палец ).
На игру всех приглашаю!

(проводится игра с залом « Как у дяди Трифона» . Все встают и повторяют движения за Тимошкой, которые он показывает: сначала правая рука, потом левая рука, затем правая нога, потом левая нога, туловище и голова, при этом повторяются слова)

Тимошка: - Как у дяди Трифона

Было семеро детей,

Было семеро детей,

Было семь сыновей.

Они не пили и не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так.

Ведущий: - Воти мы с вами, ребята поиграли, косточки размяли! А теперь, гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать?

Скоморохи разыгрывают потешки.

1) - Федул! Что губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2) - Трошка! Что из леса не идешь?

Медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Сам иди!

Да он не пускает!

Ведущий: Вот какая шумная у нас получилась ярмарка. В разгар такой ярмарки всегда появлялся кукольник. У кукольника был целый набор сцен с Петрушкой.

Петрушка - замечательная кукла русского театра - колпачок красный, рубашка яркая, нос длинный и хитрый, и горбик за плечами, а в руке палка. Любимец публики! И сейчас мы попробуем разыграть одну из таких сцен.

(На сцене появляется ширма, представление кукольного театра)

Сценка “Тимошка и Петрушка”

Тимошка : - Вот. Привёз я всем забаву... Да где же он? Неужели сбежал!

Петрушка - Да здесь я! Здесь. Кукареку! Здорово, ребята! Чего ржёте, как жеребята?

Тимошка : - Спешите видеть! Всего за полушку! Неунывающего русского Петрушку!

Петрушка : - Да это я, остроумный весельчак. И это знает всяк!

Тимошка : - Раз пришёл, поздравь публику.

Петрушка : - Не вижу никакого Бублика.

Тимошка : - Петруша, надо публику приглашать.

Петрушка : - Пора бублики жевать!

Тимошка : - Да нет, кричи “Начинаем балаган!”

Петрушка : - Караул! Нападает хулиган! Спасайся кто может,
А кто не сможет – Милиция поможет.

Тимошка : - Не путай слова! Кричи: “У нас сегодня большое представленье!”

Петрушка - У нас сегодня большое преступленье...Троих избили, притом каменьями!
Разбегайся народ, а то и вам попадёт!

Тимошка : - Вот баламут! Я сам буду объявлять: «У нас сегодня весёлый балаган!»

Петрушка : - У нас сегодня осёл да баран!

Тимошка : - У кого юмор есть – пожалуйте к нам!

Петрушка : - У кого нет – марш по домам!

Ведущий: - На ярмарке и музыку, и народные песни можно было послушать. Какая же ярмарка без частушек!

Скоморох 1 : - Музыканты выходите,

Инструменты выносите

И сыграйте веселей,

Для народа, для гостей!

Скоморох 2: Эй, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка, частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

(Девочки исполняют частушки)

    Мы частушек много знаем
    И хороших, и плохих.
    Хорошо тому послушать,
    Кто не знает никаких.

    А у нас во дворе
    Квакали лягушки.
    Я с печи босиком,
    Думала - подружки.

    У меня, у боевой
    Ухажеров - ой-ёй-ёй!
    Гриша, Миша, Сенечка
    Не хватает времечка.

    Вы послушайте, ребята,
    Нескладуху будем петь.
    На дубу свинья пасется,
    В бане парится медведь.

5. Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Поведу свою хорошую
Всем людям напоказ!

6. Под горой стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.

7. Я работаю, работаю,
Работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь.

8. По деревне я шла
И Петрушу видела.
Под плетнем сидел и плакал
Курица обидела.

9. Самовар, самовар
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.

10. Мы частушки петь кончаем
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.

(на сцене появляются Скоморохи и Зазывалы)

Зазывала 1 :- Кто пришёл повеселиться - хлопайте в ладоши!

Зазывала 2:- Кто пришёл сюда покушать - хлопайте тоже!

Зазывала 1 :- Если вы ученики - хлопайте в ладоши!

Зазывала 2 :- Если вы родители - хлопайте тоже!

Зазывала 1:- Кто из вас не любит скуку - хлопайте в ладоши!

Зазывала 2:- Кто сюда пришёл поспать - хлопайте тоже!

Зазывала 1:- Если кто-то любит холод - хлопайте в ладоши!

Зазывала 2:- Если кто-то любит лето - хлопайте тоже!

Зазывала 1:- Кто пришёл к нам поглазеть - хлопайте в ладоши!

Скоморох 1 : - Эх, честной народ, заводи хоровод,
Просто так не стой, а пляши да пой!

Скоморох 2:- Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.

И мы торговлю закрываем,
В Америку жениться уезжаем!

Под музыку , на сцену выходят участники представления. В руках у юноши шест, на шесте - разноцветные ленты, за их концы держат девочки. Они ходят вокруг шатра из лент. Исполняется флеш-моб.

(ТАНЕЦ)

ВЕДУЩИЙ:- Ребята, вы держите в руках ленты которые символизируют сегодня на нашем празднике - любовь к Родине, родным и близким. миролюбивое отношение к окружающим, любовь к преданьям старины далекой – к русским праздникам. Сохраняйте и приумножайте семейные традиции, традиции своего народа, народное творчество и фольклор, будьте здоровы и счастливы, любите и уважайте друг друга.

Спасибо вам за внимание! До новых встреч!

Литература.

    Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII - начало XX века. - Л., 1988

    Некрылова А.Ф.. Савушкина Н.И. Народный театр. - М., 1991

    Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. - М., 2000

    Хренов Н.А. Земледельческие архетипы на городской площади. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв.: Очерки истории и теории. Сб. ст. под ред. Е.В. Дукова. - СПб., 2000.

Интернет-ресурсы:

Программное содержание : Знакомить детей с фольклорным и музыкальным наследием

русского, народного творчества, познакомить детей с традицией проводить ярмарочный праздник, связанный со временем сбора урожая.

Задачи: Создать у детей радостное, весёлое настроение. Формировать чувство причастности к

духовному наследию прошлого на основе использования его элементов (песни, потешки, прибаутки и т. д.) в речевой, игровой, музыкально-театральной деятельности.

Предварительная работа: разучивание народных игр, элементов русской пляски; разучивание

стихов, песен их обыгрывание. Оформление выставки «Дары осени»: столы, накрытые скатертями, муляжи овощей и фруктов.

Ход праздника:

Дети заходят в зал, рассаживаются по местам.

Ведущая 1-ый воспитатель

Посмотрите, сколько света,

И улыбок и гостей!

Это добрая примета –

Это праздник у дверей.

2-ой воспитатель

Заглянул сегодня праздник в каждый дом,

Потому что бродит осень за окном,

Заглянул сегодня праздник и в наш детский сад,

Чтоб порадовать и взрослых и ребят.

Ребенок

Ветер кружит над землею

Желтых листьев хоровод,

Улетают птичьи стаи –

Это осень настает.

Ребенок

Осень щедрою рукою

Всем подарки раздает.

Хлеб, картофель и арбузы,

Виноград и сладкий мед!

Дети исполняют песню «Осень наступила» С. Насауленко

Дети садятся.

Ведущая 1-ый воспитатель

С давних времён у русского народа был обычай — устраивать к праздникам весёлые ярмарки, на которые съезжались люди даже из далёких деревень. А на ярмарке чего только нет. Вот и у нас сегодня осенняя ярмарка!

Ребенок

Осень яркая пришла,

Урожай нам принесла.

Быстро ярмарку собрали,

И гостей сюда позвали!

2-ой воспитатель

На ярмарку народ собирается,

На ярмарке веселье начинается,

Все на ярмарку спешите,

Приезжайте, приходите,

Всё, что надо, здесь купите!

(Дети «продавцы» занимают свои места, зазывают покупателей)

1 продавец — Здесь на ярмарке игрушки: трактора и погремушки.

2 продавец — Есть и красные платки, расписные все они!

3 продавец — Загляните к нам в палатку!

Вот конфеты, шоколадки.

Ведущая 1-ый воспитатель

И со всех концов земли все на ярмарку пошли!

Звучит р. н. м. «Коробейники», дети свободными группами ходят, разглядывают товар, «покупают».

2-ой воспитатель

Овощи! Овощи!

Свежие овощи!

Не откуда-то привозные,

А здешние, родные,

Выращенные с любовью и душой!

Подходи с корзиной большой!

Выходят дети, берут у продавца шапочки овощей, одевают их.

Капуста — Нарядилась в сто одежек сочная капуста.

Все одежки без застежек, а одежек – густо.

Морковь — Я морковка сладкая. Выросла на грядке я.

Я листву на солнце грела, покраснела и созрела.

Лук — А меня вот все боятся, от меня глаза слезятся.

Огурец — А я зеленый огурец с огородной грядки.

Я пришел на праздник к вам, здравствуйте, ребятки.

Картошка -Я картошка загляденье!

Я -картошка объеденье!

Свекла -Я свекла,и весь тут сказ!

В борщ спешу к вам каждый раз!

Ребенок продавец

Все любят осени дары!

Нет в году щедрей поры!

Соберем мы овощей

Для салатов и для щей!-

Ведущая 1-ый воспитатель

А сейчас веселей

Становись в хоровод!

Оживает на глазах

Наш веселый огород!

Игра-хоровод «Соберем урожай! »

С. Насауленко (с. 20 «Колокольчик» № 23 2001г.)

Дети садятся на стульчики

2-ой воспитатель

А мы ярмарку продолжаем и родителей на веселую игру приглашаем!

Дидактическая игра «Узнай на вкус»(овощи и фрукты) .

Ведущая 1-ый воспитатель

А сейчас отгадайте мою загадку.

Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую… гармошку.

Громко музыка играет

Танцевать всех приглашает!

2-ой воспитатель

Девочки, подойдите, что вы хотите купить на нашей ярмарке? (выходят девочки)

Вам цветочки иль веночки?

Девочки все вместе

Нам красивые платочки!

Исполняют танец «Калинка» р. н. м. (в руках у девочек платочки)

Ведущая 1-ый воспитатель

Саша, что ты выбрал на нашей ярмарке?

Ребёнок

Расписные наши ложки

Веселее чем гармошки,

Как начнем на них играть,

Так и хочется плясать.

Берет ложки, раздает подгруппе детей.

Ведущая 1-ый воспитатель

Добрыня, а ты, …. что хочешь купить?

Ребенок — Колокольчик мой звенит,

Всех гостей он веселит.

Колокольный перезвон –

Очень задушевный он.

Ребенок — Бубен звонкий, озорной,

Ты звени, стучи и пой,

Заиграй-ка веселей,

Всех развесели детей.

Игра на муз. инструментах (шумовой оркестр)

Ведущая 1-ый воспитатель

Молодцы ребята! Ну,а теперь предлагаю поиграть.

Давайте разделимся на две команды. «Сад», И «Огород»

Дети по одному бегут к корзинке, в которой вместе лежат фрукты и овощи. Каждый ребенок берет фрукт или овощ(в зависимости от принадлежности к команде) и приносит в свою корзину, стоящую рядом с командой.

2-ой воспитатель

Пока наши команды отдыхают,

Я хочу нашим родителям загадать загадку.

У носатого у Фоки,

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит (Самовар) .

— Правильно. Самовар – самый желанный гость в каждом доме.

А вы знаете, чем заканчиваются все праздники на Руси?

Исполняют «Чайные частушки»

Родители (или ведущая)

А вот вам и угощение!

Уж вы пели и плясали

Да трудились, как могли,

И за это вам, ребята

Испекли мы пироги!

Пироги из печи

И румяны, горячи!

Ведущая — На этом наш праздник подошел к концу!

А теперь, ребята

Пора чай с пирогами пить!

И пусть все знают.

Как счастлив тот, кто в нашей стране живет!

Как на ярмарке осенней,

Было целый день веселье,

Мы играли и плясали.

Все товары распродали.

А теперь пришла пора,

Расставаться ребятня.

Вместе:

До новой осени, друзья!

Сценарий ярмарки для детей школьного возраста

Цели:

    Образовательная: познакомить учащихся с одной из форм коллективного народного творчества – ярмаркой;

    Развивающая: расширить знания учащихся о жанрах устного народного творчества – фольклоре городских праздничных зрелищ;

    Воспитательная: показать школьникам богатство народно -поэтического творчества, воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальная аппаратура,презентация “Русская ярмарка” , музыка, шест с разноцветными лентами, костюмы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(звучат фанфары, на сцене появляется ведущий)

(На сцену выходят Скоморохи, говорят поочерёдно.)

Скоморох 1 : - Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! Благодарим за посещение!

Скоморох 2: - Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем.

Скоморох 1 : - В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,

Скоморох 2 : - Скуку да хандру разгоняющих,

Скоморох 1 : - Острое слово любящих,

Скоморох 2 : - На дудках играющих.

Скоморох 1 : - Пришли мы сегодня в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось!

Скоморохи (вместе): - на ЯРМАРКУ!

(На сцену выбегают зазывалы в ярких костюмах, выкрикивают:)

Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка, огневая, ярмарка,

Зазывала 2: - Ярмарка, ярмарка, плясовая, жаркая!

Зазывала 1: - Глянешь налево – лавки с товаром!

Зазывала 2: - Глянешь направо – веселье даром!

Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка! Веселись народ!

Зазывала 2: - Ну-ка, красавица, выходи вперёд! (обращается к ведущему )

Зазывала 1: - Балалайка звонкая, тульский самовар...

Зазывала 2: - Праздник на ярмарке, а вовсе не базар!

Скоморохи (вместе ): - Народ собирается, ярмарка открывается!

Звучит мелодия русской народной песни “Коробейники”

(С шумом выходят “продавцы” с лотками, на которых разложен товар для продажи. Театрализованное представление “Коробейники)

Зазывалы говорят поочерёдно:

Зазывала 1: - Ой, ой! Сколько пришло! Ой, сколько привалило!

Зазывала 2: - И седых, и молодых, и красивых, и рябых,

Бледных и румяных, пузатых и поджарых!

Зазывала 1: - Все сюда!

Зазывала 2: - Все сюда!

Зазывала 1: - Здесь распродажа как всегда!

Зазывала 2: - Всем, всем продаём!

Зазывала 1: - По дешёвке отдаём!

Зазывала 1: - Эй, старые, усатые, рыжие, бородатые,

Зазывала 2: - Девки - вострушки, старушки - хлопотушки,

Зазывала 1: - Свахи-сводницы и московские огородницы!

Зазывала 2: - Подваливай валом! По дешёвке продаём!

Вместе: - Чуть недаром отдаём!

Зазывала 1: - Тары- бары - растабары, есть хорошие товары!

Зазывала 2: - Тары- бары - растабары, продаются самовары!

(«Продавцы» выходят вперед, представляют свой товар)

Продавец шоколада: - Шоколад! Шоколад! Самый лучший шоколад! Вот шоколад! Купил плитку – будешь рад! Покупай шоколад! Мармелад! Шоколад! Кому надо мармелад? Кому надо шоколад? Вот он! Вот он!

Цирюльник выкрикивает : - Постричь, побрить! Побрить, поголить! Бороду поправить! Ус поставить!

Точильщик выкрикивает: -Точить ножи, ножницы, мясорубки, бритвы править!

Продавцы семечек (лузгают семечки), выкрикивают поочерёдно :

Есть семечки жаренные! Кому семечки?!

Торгуем без обмана, накладываем полные карманы!

Семечки калёны продают Алёны

Нюркам и Шуркам! Сашкам и Пашкам! Варюшкам, Манюшкам! Наташкам, Парашкам!

Тимкам и Мишкам! Ванёнкам, Васёнкам! Гришуткам, Мишуткам! Ганькам и Санькам!

Всем, всем продаём! И всем сдачи даём! Стакан – гривенник цена.

Накладываем сполна! Покупай! Не ленись! И плати, не стыдись!

Продавщица орешков: - Орешки, орешки - вкусные, на меду!

Продавщица пирожков: - Кому пирожки? Горячие пирожки! С пылу, с жару – Гривенник за пару! Попробуйте, господа почтенные, пирожки у меня горячие, отменные! Такой редкий предмет, что ни одного таракана в них нет.

А если и попадётся иногда муха, так она не проест брюха!

Попробуйте-ка, ну-ка, всего по пятаку штука!

Продавец мыла: - Кому мыльце умыть рыльце! Вот оно, вот оно!

Ай, да мыло-мыльце! На лицо - серенько, а моет беленько!

Продавец кваса: - Кому квасу, холодного квасу? Вот так квас! В самый раз!

Баварский, со льдом, даром денег не берём! Пробки рвёт, дым идёт! В нос шибает, в рот икает!

Торговка фруктами: - К ому яблоки продам?! Кому дешево отдам?!
Груши! Ананас! Покупайте про запас!

Продавец селёдки: - Селёдка! Селёдка! Копчёная селёдка! Давай, давай, Любую выбирай! Сам ловил, сам солил, сам продавать принёс! Давай-покупай! Забирай-выбирай!

ВЕДУЩИЙ:- Шумит, торгуется ярмарка! Всяк ярмарке рад - и стар, и млад! На ярмарке можно и удаль свою молодецкую, силу, ловкость да сноровку показать!

Входит Тит.

Филя: Здравствуй, Тит! Ты куда идешь?

Я иду на ярмарку.
Вот собрался народ
Скоро Ярмарка придет.
Разноцветными флажками!

Нет! Блины и калачи –
В теплой пусть сидят печи!
Наша ярмарка другая,
Мы – с народом поиграем!

Тит: А я думал, здесь товары продают, что-нибудь себе куплю! (плачет)

Думал подарков купить: матери – платок, отцу – сапоги, бабушке – сережки, а сестренке – ленту, по самые коленки!

Филя: Да что ты, Тит, наша ярмарка не простая, она не похожа ни на одну ярмарку в мире.

Это ярмарка народных игр. У каждого народа своя игра. Я сегодня вас приглашаю в игры разных народов. Тит, интересно будет, повеселимся. Приглашаем на игру, карусель я заведу.

Филя:
Песни, игры, хороводы,
Не уйдут из моды,
Собирайся детвора,
Коль играть пришла пора.
Тит:
На празднике нашем скучают ребята,
Выходите, посмелей.
И для вас одна игра,
Вам понравится она!

Тит:
Нам играть и петь не лень,
Мы б играли целый день.

Хантыйская народная игра "Олени и пастухи”.

Каждому участнику дается кольцо (диаметр – 20 см). По очереди каждый набрасывает кольцо – "маут” на палку, которую держат скоморохи, на расстоянии 2.50-3 метра.
(Оценивается меткость).

Филя: Тит, а ты любишь загадки?

Тит: Люблю! Давай загадаем участникам, смогут ли они их отгадать?

Загадки.

Тит:
Растет в поле решето,
Черных зернышек полно.
(Подсолнух)

Филя:
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный..
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино)

Тит:
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…..
(Айболит)

Филя:
Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов.
(Теремок)

Тит:
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит.
(Ежик)

Филя:
Солнце печет, липа цветет,
Бабочки летают. Когда это бывает?
(Летом)

Филя:
Мы время свое проведем здесь чудесно,
Как дети играют смотреть интересно.

Филя:
Приглашаем детвору,
На интересную игру!


Выбегает скоморох Тимошка в костюме:

Тимошка : - Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Давайте знакомиться.

Я - потешник-скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
Я танцор и певец,
Удалец-молодец.
Ногами пою, голосом пляшу,
В общем, во как живу! (показывает большой палец ).
На игру всех приглашаю!

Скоморох держит в руках зонт с разноцветными лентами. Дети берутся за ленты и произнося слова, двигаются по тексту.

Подвижная игра "Карусель”.

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!

ВЕДУЩИЙ: - Воти мы с вами, ребята поиграли, косточки размяли! А теперь, гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать?

Скоморохи разыгрывают потешки.

1) - Федул! Что губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2) - Трошка! Что из леса не идешь?

Медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Сам иди!

Да он не пускает!

Ведущий: Вот какая шумная у нас получилась ярмарка. В разгар такой ярмарки всегда появлялся кукольник. У кукольника был целый набор сцен с Петрушкой.

Петрушка - замечательная кукла русского театра - колпачок красный, рубашка яркая, нос длинный и хитрый, и горбик за плечами, а в руке палка. Любимец публики! И сейчас мы попробуем разыграть одну из таких сцен.

Сценка “Тимошка и Петрушка”

Тимошка: - Вот. Привёз я всем забаву... Да где же он? Неужели сбежал!

Петрушка - Да здесь я! Здесь. Кукареку! Здорово, ребята! Чего ржёте, как жеребята?

Тимошка: - Спешите видеть! Всего за полушку! Неунывающего русского Петрушку!

Петрушка: - Да это я, остроумный весельчак. И это знает всяк!

Тимошка: - Раз пришёл, поздравь публику.

Петрушка: - Не вижу никакого Бублика.

Тимошка: - Петруша, надо публику приглашать.

Петрушка: - Пора бублики жевать!

Тимошка: - Да нет, кричи “Начинаем балаган!”

Петрушка: - Караул! Нападает хулиган! Спасайся кто может,
А кто не сможет – Милиция поможет.

Тимошка: - Не путай слова! Кричи: “У нас сегодня большое представленье!”

Петрушка - У нас сегодня большое преступленье...Троих избили, притом каменьями!
Разбегайся народ, а то и вам попадёт!

Тимошка: - Вот баламут! Я сам буду объявлять: «У нас сегодня весёлый балаган!»

Петрушка: - У нас сегодня осёл да баран!

Тимошка: - У кого юмор есть – пожалуйте к нам!

Петрушка: - У кого нет – марш по домам!

ВЕДУЩИЙ: - На ярмарке и музыку, и народные песни можно было послушать. Какая же ярмарка без частушек!

Скоморох 2:

Эй, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка, частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей

(Девочки исполняют частушки)

    Мы частушек много знаем
    И хороших, и плохих.
    Хорошо тому послушать,
    Кто не знает никаких.

    А у нас во дворе
    Квакали лягушки.
    Я с печи босиком,
    Думала - подружки.

    Вы послушайте, ребята,
    Нескладуху будем петь.
    На дубу свинья пасется,
    В бане парится медведь.

6. Под горой стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.

7. Я работаю, работаю,
Работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь.

8. По деревне я шла
И Петрушу видела.
Под плетнем сидел и плакал
Курица обидела.

9. Самовар, самовар
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.

10. Мы частушки петь кончаем
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.
Тит:
Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: "До свиданья!
До приятных, новых встреч!”
Филя:
Тут и ярмарки конец,
Кто играл, тот молодец!

Дети стоят у входа в музыкальный зал. Под русскую народную мелодию «Коробейники» с разных концов сцены выбегают два скомороха-зазывалы (они же ведущие праздника – взрослые).

1-й скоморох.
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

2-й скоморох.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!

1-й скоморох.
Что душа твоя желает —
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!

2-й скоморох.
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается —
Наша ярмарка открывается!

Звучат фанфары (фонограмма), дети парами входят в зал, под русскую народную мелодию «Ах вы сени» Часть детей садятся за «прилавки» с вывесками.
Дети читают стихи:

1 ребенок :
Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!
Мы игрушки продаем!

2 ребенок:
А ну, честной народ,
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей!
Ребята, не зевайте,
Кто что хочет покупайте!

3 ребенок:
Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо — чудное, а не товар!
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!

Хором:
Тары-бары-растабары,
Расторгуем все товары!

1-й скоморох:
— А товары не простые, покупаются только за вашу смелость, участие в наших веселых играх и забавах.

2-й скоморох:
А чтобы у вас было хорошее настроение, к нам на ярмарку пришли гости с веселыми частушками.

Частушки исполняют две группы детей по три человека (группа из трех девочек и группа из трех мальчиков).

Девочка:
Встанем, девицы, рядком
Да частушки пропоем!

Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!

Дети встают полукругом: мальчики — с одной стороны, девочки — с другой.

Хором:
Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!

Мальчики (хором):
Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?

Девочки:
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!

1-й мальчик:
Вы послушайте, девчата,
Нескладушку буду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!

2-й мальчик:
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой сидит корова,
Надевает сапоги!

1-я девочка:
Ты куда, Ванюша, едешь?
Ведь телега без колес!.
А Ванюша отвечает…

3-й мальчик:
Заготавливать овес!

2-я девочка:
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Иван,
Попляши-ка ты со мной!

1-й мальчик:
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку!

Дети танцуют: мальчик вприсядку, девочка вокруг него.

Хором:
Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую!

Исполнители частушек кланяются, цепочкой убегают в разные стороны под русскую народную мелодию «Калинка».

Ребенок:
А на ярмарку народ собирается,
А на ярмарке веселье начинается,
Все на ярмарку спешите, и ребят сюда зовите.
Пляски дружно заводите, осень славьте, веселите!

Дети исполняют песню «Ярмарка»

Дети исполняют стихи об осени (в соответствии с реализуемой образовательной программой).

Ребенок:
Все на ярмарку спешите, пляску дружно заводите!

Скоморохи:

1. Посмотрите, с огорода заготовила природа
Массу вкусных овощей для супов и для борщей!
2. Для детей, их пап и мам устроим мы турнир реклам,
Реклам не простых – витаминных, овощных.

1. Во саду ли, в огороде фрукты, овощи растут,
Мы сегодня для рекламы их собрали в зале тут!
2. Для всего честного люда реклама есть к любому блюду.
Слушайте внимательно, запоминайте старательно,

Ребенок:

Подходите, подходите яблочки румяные, сочные берите!
Вот морковка, вот лучок, помидорчик, кабачок,
А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.

Дети исполняют осенние частушки «Во саду ли, в огороде»

Хором:

Во саду ли в огороде были мы, ребятки.
Вам сейчас споем частушки, что растут на грядке.
Урожай у нас хороший уродился густо:
И морковка и горох белая капуста.

1 ребенок:
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко,
А хвалить себя зачем,
Я и так известна всем.

2 ребенок:
Надо свеклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету.

3 ребенок:
Про меня рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок,
Будешь ты здоров, дружок.

4 ребенок:
Самый вкусный и приятный
Наш любимый сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.

5 ребенок:
Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я вам друг –
Я простой зеленый лук.

6 ребенок:
Круглое, румяное яблоко на ветке
Любят меня взрослые и маленькие детки.

7 ребенок:
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
А арбуз – он вместо гири,
Пусть поднимут силачи.

Хором:

Во саду ли в огороде пели вам частушки.
Очень просим извинить, коль устали ушки.

Скоморох.
Мы представили сегодня вам рекламу для борщей,
Для здоровья и для силы ешьте больше

Все: О В О Щ Е Й!

Скоморох:
— Фрукты тоже всем нужны, ешьте дети от души!

Скоморох.
— А сейчас посмотрим, как вы умеете варить борщ.

Дети играют в игру «СВАРИ БОРЩ».

В игре участвуют две команды по 7 человек. Перед каждой командой стоит стол с порезанными овощами и фруктами на тарелочках. На противоположной стороне стоит стол и кастрюля. Задача игроков по команде ведущей под музыку, по очереди правильно положить все компоненты для борща в кастрюлю.

1-й скоморох:
— И со всех концов земли все на ярмарку пришли! Вот девчонки-поскакушки и ребята-веселушки!

2-й скоморох: А вы умеете прыгать? А ну, смельчаки, выходите! Кто больше раз на двух ногах попрыгает, тому и товар любой на выбор!

Дети играют в игру «Прыжки через канат».

Звучит веселая русская мелодия, ведущие крутят канат и дают детям различные задания: прыгать парами, вприсядку, втроем, боком и прочие.

1-й скоморох:
— Бубны, румбы, трещотки, ложки! Кто хочет поиграть немножко? Становись в ряд! Выбирай подряд! Красиво — приятно, а для всех занятно!

Дети выбирают русские народные инструменты. Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот», дети подыгрывают.

2-й скоморох:

Чудаков на свете много, вот и в на шем городе их немало. А где ж мои чудаки? Эй, чудаки!

Ребенок читает стихотворение Ю. Владимирова «Чудаки».

Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков.
Один пятак — на кушак,
Другой пятак — на колпак,
А третий пятак — так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки.
Который пятак — на кушак?
Который пятак — на колпак?
А который пятак — так?
Вот ведь глупые чудаки,
Перепутали все пятаки!

1-й скоморох:
А ну, ребята, а ну, девчата! Песню запевай, осень величай!

1 ребёнок: Красива осень, погляди:

И жёлтый лист и красный!

Леса, и рощи и кусты

Наряд надели разный.

2 ребёнок: А рябину ярче всех

Осень нарядила,

Спелых ягод к празднику

Рябине подарила.

Дети исполняют песню «Рябинушка» сл.и муз. Н.Б. Караваевой

2-й скоморох: А сейчас, ребята, а сейчас, девчата!
Выходи рядком. Играть начнем!

Дети играют в русскую народную игру «Плетень»

1-й скоморох: Я вас буду путать, а вы должны отвечать пра вильно: девочки или мальчики. Договорились?

Дети играют в игру «Путаница»

— Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только…
Болты, шурупы, шестеренки
Найдешь в кармане у…
Коньки на льду чертили стрелочки…
С утра в хоккей играли…
Болтали час без передышки…
В цветастых платьицах…
При всех помериться силенкой,
Конечно, любят лишь…
Боятся темноты трусишки —
Все, как один, они…
Шелк, кружево и в кольцах пальчики —
Выходят на прогулку…

1-й скоморох:
«Ой, полным-полна коробушка, есть и ситец и парча» — так поется в песне. Но у нас, у коробей ников, короба уже пусты.

2-й скоморох :
Вот и солнце закатилось —
Наша ярмарка закрылась!

1-и скоморох:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!

Звучит русская народная мелодия «Камаринская». Соморохи и дети покидают ярмарку.