Как научить ребенка пользоваться часами понимать время. Как научить ребенка определять время по часам

Наглядность и увлекательность — два кита, на которых основано успешное обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учитывая это, научить ребенка понимать по часам время можно легко и просто! Оговоримся, что речь идет о часах со стрелками — электронные часы нужно показать ребенку после того, как он освоит навык определения времени по обычным часам.

  • Научите ребенка считать!

Значение времени на часах — это цифра. Без знания цифр ничего не получится! Беглый счет от 1 до 60 — половина успеха! Используйте любой способ для тренировки счета — обсуждайте ценники в магазине, возраст родственников, даты на календаре, учитесь определять и писать разные числа. Сделайте плакат с цифрами, красиво раскрасьте его вместе с ребенком и повесьте на дверь или стену — даже случайный взгляд на него будет помогать запомнить цифры на уровне подсознания.

  • Сколько будет пять плюс пять?

…а еще и еще плюс пять? Счет пятерками также очень важен. Выучите последовательность сумм от 1 до 60, для облегчения запоминания используйте мнемотехнику, придумайте смешную песенку или считалочку. Она нам понадобится на следующем этапе, без этого научить ребенка часам будет довольно сложно.

  • Как ориентироваться во времени?

Чтобы , нужно, чтобы он имел некоторое представление о том, что вообще такое время. Самый наглядный пример — годовой и суточный цикл. Попутно можно обсудить очень важное и полезное понятие распорядка дня. Зима и лето, день и ночь — ребенок должен ориентироваться в этих понятиях, и знать, в какое время какие процессы происходят в природе и в его собственной жизни.

2 этап. Наглядно-познавательный

На этом этапе мы создадим свои собственные часы со стрелками. Часы мы будем изготавливать из пары одноразовых тарелок. Заинтересуйте ребенка! Пусть ему станет интересно, так будет намного проще научить ребенка определять время по часам.

Для начала пусть малыш аккуратно согнет тарелочку пополам. Потом сложенную тарелку нужно будет сложить еще раз, в результате чего линии сгиба образуют крестик.

Затем нам понадобится самоклеющаяся цветная бумага, из которой нужно «выкроить» подходящие по размеру цифры от 1 до 12 — это и будут значения времени на часах. Поставьте рядом с рабочим местом обычные часы со стрелками для сравнения. Ориентируясь на них, пусть ребенок приклеит числа 12, 6, 3 и 9 на правильные места. Приклеить оставшиеся цифры будет намного проще! Можно нарисовать линии, ведущие из центра круга к приклееным цифрам, отделяя секторы-часы. Так будет нагляднее. Теперь пришла очередь часовых стрелок — мы изготовим их из картона и зафиксируем силовой кнопкой в центре тарелки. Попросите ребенка сравнить получившиеся часы с образцом — все ли правильно? Это очень важно для того, чтобы правильно научить ребенка часам.

3 этап. Феерично-заключительный!

На этом этапе ребенок, собственно и учится определять время. Для этого надо разобраться со стрелками — покажите малышу, что они разной длины, а следовательно, указывают на разные промежутки времени. Объясните, что они помогают определять время и научить ребенка часам. Выучите их названия, можете подписать их, если ребенок знает буквы.

Часовая стрелка

Начните передвигать часовую стрелку по кругу. Проговаривайте полученное значение времени. Постарайтесь сопоставить сведения о времени с привычными ребенку действиями — «в это время мы просыпаемся», «в это — ты идешь в садик, а мама — на работу», «в это время все кушают» и т.д.

Усложните задачу. Попросите ребенка самому показывать нужное время. Например так: «подскажи мне, когда дети уходят в детский сад?» или «покажи на часах, когда мы ложимся спать».

Минутная стрелка

А вот на этом шаге нам понадобится ноу-хау — новый способ, как научить ребенка определять время по часам, ведь основная сложность для детей заключается в том, что им непросто сопоставить цифру на часах с количеством минут.

Редкий ребенок в наше время не в курсе кто такой Человек-паук. Предложите ему вспомнить как его звали (Питер Паркер, если вы сами забыли!). Расскажите, что цифры на часах, так же как и супергерои, имеют второе имя и значение. Цифра 1 означает не 1 минуту, а 5; цифра 2 обозначает 10 минут и так далее. Подпишите эти вторые имена рядом с цифрами, вспомните песенку или считалочку, которую вы вместе с ребенком придумали, когда осваивали «счет пятерками».

Объясните ребенку, что минутная стрелка обладает волшебной способностью высвобождать «супергероя», который таится в каждой цифре. Как только она указывает, например, на цифру 6, эта цифра начинает обозначать не просто число 6, но и временной отрезок в 30 минут. Передвигайте стрелку по кругу, комментируйте каждую цифру, предложите ребенку попробовать самому.

Объединяем!

А теперь покажите ребенку как определять и часы и минуты одновременно! Двигайте обе стрелки по кругу, проговаривайте полученные значения.

Высший пилотаж

Добавьте на циферблат метки для остальных минут. Поучитесь выставлять на часах сложные значения времени, например, «два часа сорок две минуты» или «одиннадцать часов семь минут».

Предложите ребенку рассказать о своем распорядке дня с точностью до минут. Скажите ему, что именно этим знамениты супергерои! Пусть покажет на часах чем и когда он занимается!

А ведь есть еще часы со стрелками, где деления не подписаны, или же подписаны не все! Если в доме есть такие — обязательно потренируйтесь на них тоже.

Определяем время по часам (видео):

И самое главное!

Хвалите! Хвалите, восторгайтесь, умиляйтесь каждому верному шагу! Перехвалить ребенка сложно, а вот недостаток похвалы фатально влияет на самооценку малыша и его тягу к знаниям. Хвалите — и у вашего чада все получится! Ну и расскажите ему, что электронные часы он освоит гораздо быстрее!

Изучите систему деления циферблата. Циферблат аналоговых часов разделен на 12 секторов. Сверху на циферблате должна стоять цифра "12". Справа от "12" вы увидите цифру "1". Если продолжать дальше двигаться по кругу или по часовой стрелке, то вы дойдете до "12" и снова вернетесь к цифре "1".

  • Цифры, обозначающие каждый сектор, являются часами.
  • Маленькие секторы между соседними часовыми отметками разделены на пять минутных делений. Порой они отмечаются едва заметными черточками, которые делят циферблат на минуты (либо не отмечаются совсем).

Используйте короткую стрелку часов, чтобы узнавать часы. У часов есть две основные стрелки: короткая и длинная. Положение короткой стрелки определяет часы. На какое число она указывает, такой сейчас и час.

  • Например, стрелка может показывать на цифру "1". Это означает, что сейчас один час.
  • Используйте длинную стрелку часов, чтобы узнавать минуты. Длинная стрелка отмеряет уже не часы, а минуты. Используйте ее для того, чтобы понять, сколько минут уже прошло с момента наступления последнего часа.

    • Когда длинная минутная стрелка указывает на "12", это говорит о том, что сейчас на часах круглый час. Например, Если короткая часовая стрелка стоит на "1", а длинная минутная - на "12", то текущее время ровно "один час".
    • В ином случае в качестве ориентира можно умножать число, на которое указывает минутная стрелка, на пять, чтобы получить минуты. Например, если минутная стрелка указывает на "3", это говорит о том, что сейчас пятнадцать минут с момента наступления конкретного часа. Если у вас трудности с умножением чисел, попробуйте просто прибавлять по пять минут с каждой часовой отметкой, которую прошла минутная стрелка от двенадцатичасовой отметки. Если длинная стрелка указывает на единицу, то это пять минут. Если часовая стрелка смотрит на двойку, то это уже десять минут, и так далее.
    • Если минутная стрелка расположена между отметками часов, оцените примерное количество минут. Например, когда длинная стрелка находится где-то посередине между тройкой и четверкой, то она указывает на 17 или 18 минут, которые прошли с момента наступления последнего часа.
  • Соедините полученную информацию воедино. Как только определите час и количество минут, можно будет назвать точное время. Например, если часовая стрелка указывает на единицу, а минутная - на тройку, то сейчас один час пятнадцать минут (или в цифровом формате 1:15).

    Умейте различать время до обеда и после обеда. По аналоговым часам нельзя узнать, какое время они показывают (до полудня или после него). Вам нужно самостоятельно знать время дня. При этом в цифровых часах время от полуночи до полудня обозначается "AM" (лат. ante meridiem дословно - "до полудня"). Время от полудня до полуночи обозначается "PM" (лат. post meridiem дословно - "после полудня").

    Время - странное понятие, имеющее абстрактную природу: его нельзя увидеть или потрогать. А ведь определять время, понимать часы и пользоваться ими должен научиться каждый ребёнок. Не научившись это делать вовремя, ребёнку трудно будет придерживаться режима дня и планировать своё время, когда он пойдёт в школу. Умение определять время - важная и необходимая составляющая развития ребёнка. Из нашей статьи вы узнаете, как научить этому малыша.

    Учим часы

    Понимать время - не простое умение. Когда новорождённый подрастёт и сам будет ощущать течение времени, например, кушать в одно и то же время, распознавать, где день, а где - ночь. Окрепший малыш вскоре овладеет понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь», а немного позже научится узнавать времена года, месяцы, а также дни недели. Все названные категории очень нужны, чтобы начать понимать часы. Ведь часы - это средство, посредством которого ребёнок будет уметь ориентироваться во времени, правильно определять его. С чего же начать родителям, чтобы в домашних условиях познакомить малыша с часами?

    Формируем подготовительные навыки

    Итак, для того, чтобы начать лёгкое, ненавязчивое и интересное обучение малыша понимать часы, нужно разобраться, какие навыки у него уже сформированы. Если вы выясните, что ребёнок овладел ещё не всеми необходимыми навыками, то нужно сосредоточить своё внимание на то, чтобы он приобрёл их прежде, чем приступать к активному обучению определения времени.

    Ребёнок должен:

    • от 1 до 12
    • распознавать цифры 1 -12
    • считать по порядку от 1 до 12
    • узнавать часовую и минутную стрелки
    • показывать направление движения стрелок
    • считать до 30
    • считать до 30 «пятёрками» - 5, 10, 15.

    «Если вы начнёте учить ребёнка понимать часы, одновременно обучая его счёту от 1 до 12, то не справитесь с поставленной задачей».

    Начинаем учить часы

    1. Шаг первый. В начале обучения можно взять часы крупного размера (лучше круглые, без лишних декоративных элементов, или детские, игрушечные). Можно использовать макет часов, изготовив его из картона или бумажной тарелки. На часах должны быть крупно и чётко изображены цифры - пока только часы, без минут. Стрелки должны легко вращаться. Сначала нужна только часовая стрелка.

    Макет учебных часов легко сделать своими руками

    1. Шаг второй. Покажите и расскажите, что такое «циферблат».
    2. Шаг третий. Расскажите малышу, что стрелка указывает на часы, а потому имеет название «часовая». Продемонстрируйте, в какую сторону она движется и поясните, что такое движение имеет название «по часовой стрелке». Предложите ребёнку закрепить полученное знание, покрутив стрелку в нужную сторону. Объясните, что часовая стрелка отсчитывает часы.
    3. Шаг четвёртый. Потренируйтесь с малышом в закреплении понятия «ровно час». Для этого нужно установить часовую стрелку на любую цифру, озвучить значение (например, «ровно два часа»), а потом пробовать выставлять её на разное время. Научите ребёнка двигать часовую стрелку по цифрам и называть время: «Один час, два…» и далее. Расскажите и покажите ребёнку, что означает понятие «час назад».

    «Совет. Лучшее, что можно сделать для того, чтобы заинтересовать малыша учиться понимать часы, - это смастерить их вместе с ребёнком. В процессе совместного творчества кроха поймёт, для чего предназначены те или иные элементы часов».

    Ориентируемся во времени

    Для того чтобы малышу легче и приятнее было приобретать умение легко ориентироваться во времени, родителям нужно показать его ценность. Например, временем можно заинтересовать, связав его с важными для ребёнка событиями: прогулкой, походом в кукольный театр или цирк, просмотром вечерней сказки по телевизору. Сделайте упор на том, что время нужно знать, чтобы никуда не опоздать и ничего интересного не пропустить.

    Красочный плакат поможет ребёнку осознать ценность понимания времени

    Как это просто донести ребёнку?

    Можно нарисовать красочный плакат, на котором будут отмечены на часах важные для малыша события: во сколько прогулка, во сколько поход в гости, во сколько начинается любимая телепередача. Снабдите плакат не только крупными изображениями часов и времени на них, но и красочными картинками, символизирующими те или иные события. Такой же плакат можно изготовить для запоминания режима дня ребёнка. Кроха, глядя на плакат-подсказку, будет учиться не только никуда не опаздывать и делать всё вовремя, но и начнёт ориентироваться во времени. Видя, что малыш понимает, далее можно будет менять события и время: так он, не особо напрягаясь, освоит и закрепит основные навыки ориентации во времени. А дальше можно будет смело переходить к изучению минут.

    Определяем время по часам и стрелкам

    Познакомив с часовой стрелкой, начинаем изучать минутную

    Если малыш уже понял, что показывает часовая стрелка, то можно знакомиться с минутной:

    1. Добавьте минутную стрелку в ваши учебные часы или их макет.
    2. Расскажите, что минутная стрелка - тоньше и длиннее, чем часовая. Пусть ребёнок потренируется и хорошенько запомнит различия между двумя стрелками.
    3. Объясните крохе, что за один час минутная стрелочка проходит весь круг.
    4. Покажите, что если часовая стрелка чётко показывает один час (два, три, четыре…), то минутная стрелка всегда вверху на отметке 12. Потренируйтесь, закрепляя это понятие.
    5. Приступая изучать половину, покажите, где расположена стрелка на циферблате, в том случае, когда прошла только половина часа. Пусть ребёнок сам поместит минутную стрелку на половине часа (на цифре 6) и потренируется называть время.
    6. Далее можно переходить к изучению положения минутной стрелки, когда прошло 5, 10, 15 минут и т. д. Тут уже нужно, чтобы на учебных часах или макете часов появились изображения цифр, показывающих минуты.

    Что такое сутки?

    Ребёнку важно научиться узнавать разное время суток

    Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь легко отвечать на вопрос: «Какое сейчас время суток?».

    Как этому научить?

    1. Используйте красочные (картинки), где доступно показано, что дети обычно делают в то или иное время.
    2. Тренируйте этот навык в повседневном общении с ребёнком: «Утром ты просыпаешься и завтракаешь, днём - играешь, обедаешь и спишь, вечером - смотришь сказку, ужинаешь и готовишься ко сну, а ночью - спишь». Предлагайте ребёнку составлять свои варианты, чем обычно занимаются утром, днём, вечером и ночью. Перечисляйте время суток в прямом и обратном порядке, вразброс.

    После того, как кроха будет хорошо понимать и различать время суток, можно начать учить его дням недели :

    1. Расскажите ребёнку, что такое неделя.
    2. Учите ребёнка отвечать на вопрос «Какой сегодня день недели?».
    3. Объясните ребёнку о порядке дней недели. Для этого существует множество детских стихов, песенок и считалок.
    4. Тренируйтесь запоминать дни недели, используя термины «вчера», «сегодня», «завтра». Чаще спрашивайте ребёнка: «Какой день недели был вчера?», «А какой день будет завтра?». Общайтесь ежедневно на тему, что было вчера, а что собираемся делать завтра.

    Игры с часами

    «Игр для обучения ребёнка пониманию времени великое множество: словесные, с картинками, компьютерные. Все они будут эффективны, если их подобрать в соответствии с уровнем развития ребёнка и его предпочтениями».

    Смотрите обучающее видео, которое поможет вашему ребёнку научиться понимать по часам

    Предлагаем ознакомиться с простыми играми, в которые вы можете поиграть с ребёнком дома:

    1. «Который час?» Возьмите учебные часы или их картонный макет, установите на них какое-то время, допустим, семь. Попросите малыша назвать, где расположена часовая стрелка (короткая). Спросите его, который час? Помогите малышу, если он не может ответить сразу, а потом спросите опять.
    2. «Который час – 2». Меняйте положение часовой стрелки и задавайте вопросы о том, сколько времени. Сначала идите вправо, по часовой стрелке, а потом, когда вы увидите, что навык закрепляется, меняйте положение стрелки в произвольном порядке.
    3. «Понарошку». Скажите ребёнку, что сейчас понарошку нужно прожить весь день. Задавайте вопросы, чем в разное время будет заниматься малыш. Пусть он связывает утренние, вечерние, дневные и ночные часы с типичными для него видами деятельности.
    4. «Сейчас шесть?». Задайте ребёнку череду вопросов: «Сейчас шесть часов?» или «Сейчас восемь?» и т. д. Ребёнок должен отвечать утвердительно или отрицательно. Можно помогать малышу наводящими вопросами. Так он будет учиться ориентироваться во времени.

    «Совет. Чтобы упражнения и игры по пониманию времени не утомляли ребёнка и не навевали на него и скуку, старайтесь вводить их в реальную жизнь. Допустим, подросшему малышу можно поручить проследить за временем, собираясь куда-то: «Напомнишь мне, что через 20 минут мы должны выйти из дому, чтобы не опоздать на представление» или «Скажешь, когда будет три часа?». Когда готовите на кухне: «Я ставлю пирог на 30 минут. Посмотри на часы и скажи, когда он будет готов?»

    Здорово понимать время и уметь пользоваться часами

    Дорогие родители, не заставляйте ребёнка учить понимать по часам, пока он сам не проявит интерес. А чтобы он проявил интерес – нужно ему помочь: дать информацию для размышления – показать весёлые тематические картинки или познакомить с забавными стихами. Во время обучения старайтесь связать задания с реальной жизнью. Пусть ребёнок как бы напоминает, который сейчас час, какое время суток и т. д. Самое лучшее – когда вам удастся выработать свой ребёнка. Тогда малышу будет интересно, и он достаточно быстро научится понимать по часам и пользоваться ими. Помните, что этот навык не приобретается за один день, а формируется постепенно. Так что будьте терпеливы, последовательны и тогда всё получится.

    Время - деньги. Время - сущность бытия. Время имеет важное значение. Вы взрослеете, у вас появляется больше дел - настала пора научиться определять время. Эта статья для тех, кто хочет знать, как определять время по часам. Прочтите некоторые полезные советы и подсказки.

    Шаги

    Основные навыки

      Найдите исправные часы. На этих часах вы заметите много цифр и три стрелки.

      • Одна стрелка очень тонкая и движется очень быстро. Она называется секундной. С каждым ее движением проходит секунда.
      • Другая стрелка более широкая и длинная, как секундная, она называется минутной. Каждый раз, когда она передвигается на одно маленькое деление, проходит минута. Каждые 60 раз, когда она проходит целый круг, проходит час.
      • Последняя стрелка тоже широкая, но она меньше минутной. Она называется часовой. Каждый раз, когда она проходит одно большое деление, проходит час. Каждые 24 раза, когда она проходит полный круг, проходят сутки.
    1. Знайте соотношение между секундами, минутами и часами. Секунды, минуты и часы - это все мера измерения одного и того же: времени. Они не то же самое, но они измеряют одно и то же.

      • Каждые 60 секунд считаются одной минутой. 60 секунд, или 1 минута, - это время, которое требуется секундной стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12.
      • Каждые 60 минут считаются одним часом. 60 минут, или 1 час, - это время, которое требуется минутной стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12.
      • Каждые 24 часа считаются одними сутками. 24 часа, или сутки, - это время, которое требуется часовой стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12, а затем еще один круг.
    2. Посмотрите на цифры на часах. Вы заметите, что на часах есть много цифр, расположенных по кругу. Они расположены в порядке возрастания, то есть увеличиваются по мере движения по кругу. Цифры увеличиваются от 1 до 12.

      Знайте, что каждая стрелка на часах движется по кругу в одном и том же направлении. Мы называем это направление «по часовой стрелке». Оно идет в порядке возрастания цифр от 1 до 12. Стрелки на часах всегда движутся в этом направлении, когда часы работают должным образом.

      Как определить, который час

      1. Посмотрите на число, на которое показывает часовая стрелка (маленькая широкая стрелка). Так можно определить, который сейчас час. Часовая стрелка всегда указывает на большие числа на часах.

        Знайте, что часто часовая стрелка будет находиться между двумя числами. Когда она показывает между двумя числами, текущим часом является меньшее число.

        • Если часовая стрелка показывает между 5 и 6, это значит, что сейчас около 5, потому что 5 является меньшим числом.
      2. Знайте, что, если часовая стрелка показывает точно на число, то именно столько сейчас часов. Например, если маленькая широкая стрелка направлена непосредственно на цифру 9, сейчас ровно 9 часов.

        Когда часовая стрелка находится ближе к большему из двух чисел, минутная стрелка приближается к числу 12. Когда минутная стрелка показывает на 12, начинается следующий час.

        Как определить, сколько минут

        1. Посмотрите на число, на которое указывает минутная стрелка (длинная толстая стрелка). Она показывает, сколько сейчас минут. Обратите внимание на маленькие деления между большими числами. Они обозначают минуты. Чтобы определить, сколько сейчас минут, надо посчитать каждое маленькое деление как одну минуту, начиная с числа 12.

        2. Используйте числа, кратные пяти. Когда минутная стрелка указывает на большое число на часах - используйте кратные пяти числа, чтобы сказать, сколько сейчас минут.

          • Например, если минутная стрелка указывает непосредственно на 3, умножьте 3 на 5, получится 15. «15» - именно столько минут сейчас.
        3. Определите, сколько минут с помощью чисел, кратных пяти, и количеством маленьких делений между большими цифрами. Когда минутная стрелка указывает между большими цифрами на часах, найдите ближайшую большую цифру, которую она прошла, умножьте это число на 5 и добавьте число оставшихся маленьких делений. Между каждым большим числом есть четыре маленьких деления.

          • Например, если минутная стрелка указывает прямо между 2 и 3, сначала выберите меньшую цифру. Это цифра «2». Умножьте 2 на 5, что дает нам 10. Затем отсчитайте количество делений от 10 минут до того места, где сейчас находится минутная стрелка: получаем два, то есть еще 2 минуты.
    Для взрослых определение времени по часам не составляет труда, но для ребенка это совсем незнакомый механизм, который показывает непонятные цифры.

    Зачем нужно ребенка учить определять время?

    Представьте, что вы совсем не можете ориентироваться во времени. Вы не знаете, когда вам нужно выходить на работу, когда возвращаться домой, когда наступит обед или же, во сколько ложиться спать и просыпаться.

    Также и ваш малыш не понимает, как долго нужно ждать, чтобы мама забрала его из садика. Он может капризничать, если вы говорите ему подождать пять минут, ведь он не понимает - сколько это, может ждать придется целый день.

    Если малыш подрос до того возраста, когда его можно оставлять одного дома, вы скажите ему, что вернетесь через два часа, а без умения определять время по циферблату ребенок будет растерян, он не будет знать, насколько долго мамы не будет рядом.

    Чтобы ваш малыш мог ориентироваться во всех этих вещах, а также был более дисциплинированным, а также готовым к школе, его необходимо обучить определению времени по часам.

    С какого возраста ребенка можно начинать знакомить с часами?

    Нет определенного возраста, начиная с которого следует учить ребенка определять время по часам. Основным фактором тут является умение считать и визуально распознавать цифры хотя бы до 60.

    Некоторые детки могут это делать в пять лет, другие - в шесть или семь.

    С чего начать? Основные принципы обучению времени

    Для начала объясните крохе общее понятие времени. Скажите, что оно движется только вперед, а также имеет свои составляющие: годы, месяцы, недели, дни, часы, минуты, секунды.

    Вспомните о тех понятиях, с которыми малыш знаком - день и ночь. Объясните, что в совокупности день и ночь представляют собой сутки, которые каждый день длятся одинаковое количество времени - 24 часа.

    Расскажите, что есть утро, когда кроха просыпается и завтракает, день, когда малыш обедает и ложиться поспать, вечер, когда нужно ужинать и готовиться ко сну, а также целая ночь, когда ребенок спит.

    Объясните, что родители определяют, когда пора вставать, кушать или ложиться при помощи часов.

    Покажите ребенку часы, расскажите, что на них есть. Посчитайте вместе с малышом все черточки, объясните, что каждая из них - минута. Сколько же минут вы насчитаете на циферблате? Правильно, 60. Когда длинная стрелка проходит 60 черточек, проходит один час, а сколько часов прошло, показывают большие цифры.

    Занятия с часами

    Смастерите с малышом часы из разноцветного картона. Стрелки можно прикрутить при помощи гайки и болта, или же придумать другой способ.
    В процессе изготовления часов рассказывайте малышу, что означают все эти черточки и цифры; что маленькая стрелка - часовая. Она двигается медленно от цифры к цифре; большая - минутная, она двигается быстрее, и когда она проходит полный круг, это значит, что прошел час.