Путешествие в прошлое предмета» (счетные устройства). Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Снег и вода

Воспитатель: Бакушкина Светлана Александровна МАДОУ ЦРР-д/с№18 города Кропоткин, Краснодарского края.

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Программное содержание

Образовательные задачи: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

Развивающие: развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать уважение к человеку труда.

Предварительная работа:

Словарная работа: узелковые счеты, Абак, ячейка, счеты, калькулятор, компьютер, компьютерные игры, компьютерные программ, математические знаки, сложение, вычитание, умножение, деление.

Материалы и оборудование: макеты счетных, устройств, карточки-схемы (с изображением счетных устройств, д/и , набор математических задач, набор компьютерных игр, набор предметных картинок, д/и «Что было, что будет» .

Ход деятельности: (воспитатель с детьми сидит за столом)

Воспитатель: Ой, ребята! Что это за конверт и кто его принес?

Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо,
Может это лучик солнца
Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,
Пролетая обронил?
Может, кто письмо, как мышку,
На оконце заманил?

Читает письмо: Детям группы «Полянка» детский сад №18. Это письмо для нас. Ребята, нам приглашают, совершить увлекательное путешествие в волшебную страну «Математических исчислений» . В этом путешествии мы узнаем о том, как возник математический счет и какую вычислительную технику придумали люди, чтобы усовершенствовать его. А чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо выполнить следующее задание.

(проводится д/и «Узнай предмет, соединяя точки» )

Воспитатель: Молодцы! С заданием мы справились. Посмотрите в конверте есть что-то еще.

(достает из конверта золотой ключик, звучит голос, фонограмма)

Он откроет тайны дверь, отправляйтесь поскорей.

Воспитатель: Так вот же волшебный замок, который мы можем открыть нашим золотым ключиком.

(звучит музыка, открывается замок, ширма, за ширмой стоит Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я вас приветствую в стране математических исчислений. Я здесь самый главный, все знаю, все умею. Вот, например, недавно научился считать на пальцах до 10. Хотите посчитаю (считает) .

Незнайка: Эх, это я быстро. Раз-два и готово. (начинает считать, ему не хватает пальцев, считает и на ногах, на хватает опять, задумывается)

Воспитатель: Ну, Незнайка, что же ты остановился?

(выходит Знайка)

Знайка: Незнайка, что здесь происходит? Здравствуйте, ребята, вы наверное из Д/с №18, я вас давно жду.

Незнайка: Да это же наш великий Знайка, он в нашей стране самый умный. Знайка ребята мне предложили посчитать до 50, а пальцев у меня не хватает.

Знайка: Это очень просто! В нашем музее счетных устройств, находятся разные предметы, с помощью которых считали в древности. Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног, как наш Незнайка. Это были первые счеты. Можно еще для счета использовать различный природный материал: камешки, кости и т. д. Затем быт человека развивался, стал усовершенствоваться счетный материал. Использовались узелки на веревке, и назывались они «узелковые счеты» . Широко использовались семена сельскохозяйственных культур.

(задание детям: решить задачу с помощью узелковых счет)

Задача: Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке
Тут одна к ним прибежала
Сколько вместе кошек стало?

Дети: четыре. (завязывают четыре узелка на веревочке)

Знайка: Молодцы! Умеете пользоваться «узелковыми счетами» .

Знайка: А это деревянная счетная доска – Абак. Она разделена на ячейки, в которые выкладывались мелкие предметы в количестве 10 штук (косточки, бабы, горох) затем их пересчитывали.

Незнайка: Интересно, что же это такое? (берет счеты) . А я у ребят спрошу. Вы знаете, что это такое?

Дети: Это счеты!

Незнайка: А для чего они нужны?

Знайка: А мы сейчас проверим умеете ли вы считать на счетах?

(Знайка дает карточку-задание, задача в стихах, ребенок выходит выполнять)

Задача: Сколько маленьких утят,
Плавать и нырять хотят?
Три уплыли далеко,
Два нырнули глубоко?

Дети: пять (отсчитывают пять косточек на счетах)

Знайка: И с этим задание вы хорошо справились! Но, чтобы считать большие числа, на этих счетах человеку требовалось много времени. И поэтому он изобрел счетную машинку. Эту счетную машину вы наверное знаете (показывает) . Как она называется?

Дети: Калькулятор.

Знайка: А что можно делать на калькуляторе?

Дети: На калькуляторе можно выполнять различные действия: складывать, отнимать, делить, умножать, решать сложные примеры и задачи. На кнопках калькулятора написаны математические знаки (показывают + -: * =) и цифры (от 0 до 9) Незнайка играет с калькулятором.

Знайка: А теперь подойдем к последнему экспонату. Как вы думаете что это?

Дети: Компьютер.

Знайка: Что можно делать с помощью компьютера?

Знайка: Чем компьютер отличается от калькулятора?

Знайка: Предлагаю вам познакомиться с работой компьютера.

(дети играют в обучающую игру «Найди предмет» )

Знайка: Ребята, и ты Незнайка теперь вы знаете, как люди считали раньше и какую вычислительную технику используют сейчас. В нашем цветочном городе есть необычные сладости, в форме счетных предметов. Мы с Незнайкой приготовили сладкий сюрприз. (Дети получают сладости, ширма закрывается)

Воспитатель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну математических исчислений. А чтобы вы запомнили историю математического счета, я предлагаю вам игру «Что было, что будет»

(детям предлагается набор предметных картинок, дается задание разместить их в домики соответственно времени их создания человеком)

Надо все предметы эти,
В нужный домик поселить:
В первый мы отправим вещи,
Что давно уже живут,

Тех, что созданы недавно

Во втором домишке ждут.

Воспитатель: Молодцы! С игрой справились и теперь можно попробовать необычные сладости.

Создано 07.10.2014 16:15 Обновлено 07.10.2014 17:20 «Путешествие в прошлое счетных устройств»

(экскурсия в музей «Математических исчислений»)

Цель: познакомить детей со счетными устройствами прошлого.

Задачи:

  • воспитываем уважение к человеку труда;
  • развиваем ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;
  • знакомим детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;
  • углубляем и расширяем знания детей о создании компьютера;
  • закрепляем умения выделять некоторые особенности, части, свойства компьютера.

Материал:

  • схемы: стая волков; стадо оленей; берлога, люди;
  • цифры от 1 до 20;
  • картинки с изображением устаревших вычислительных устройств (доска – абак, счеты, узелковые счеты, счетные палочки, калькуляторы, компьютер);
  • камешки, шишки, счетные палочки, деревянные счеты, узелковые счеты, доска – абак;
  • калькуляторы;
  • компьютер, составные части компьютера;
  • смартфон;
  • планшет;
  • ноутбук;
  • карточки с цифрами (5, 17);
  • конфеты;
  • аудиозапись для смс;
  • аудиозапись «Фиксики» - песня « Компьютер»;
  • портреты Б. Паскаля, Ч.Бэббиджа.

Ход занятия:

Плывем на корабле в страну Китай. Звучит аудиозапись смс.

Воспитатель:

Это у Вас пришла смс.

Воспитатель: (достает телефон), читает:

Приглашаем Вас посетить необыкновенный музей «Математических исчислений».

Воспитатель:

Ну, что ребята посетим музей?

Воспитатель:

Все пойдем в музей?

Воспитатель:

А сколько нас человек? (считают). Сколько мальчиков? (считают). А девочек? (считают).

Приезжаем в музей.

Звучит музыка. Дети исполняют китайский танец.

Воспитатель перевоплощается в «Математику – царицу наук».

Воспитатель:

Я «Математика – царица наук» вместе с моими помощниками рады видеть Вас в нашем музее. В музее вы узнаете о том, как возник математический счет и какую вычислительную технику придумали люди, чтобы усовершенствовать его.

Царица – математики:

В древни времена первобытные люди не умели считать. Учителем была сама жизнь. Сначала наши предки научились из многих предметов выделять один. Из стаи волков – вожака, из стада оленей – одного оленя (показ слайдов). Добывая пищу людям приходилось охотиться по нескольку человек. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой, трех – с одной стороны, трех – с другой (показ слайда). Для этого он должен был считать.

1.Ребенок – помощник:

Самыми древними устройствами для счета были пальцы рук и ног. Сначала они считали по фалангам (показывает).

Царица – математики: (обращается к помощникам)

Сколько фалангов на указательном пальце?

Сосчитай, сколько фалангов на среднем?

Сколько фалангов на безымянном?

На мизинце?

Сколько фалангов на каждом пальце? (отвечают).

Корреспондент:

Скажите, пожалуйста, а сколько пальцев на вашей руке?

Ребенок – помощник:

На моей руке 5 пальцев

5 хватальцев, 5 держальцев

Чтоб хватать и чтоб пилить

Чтобы брать и чтоб дарить

1,2, 3,4,5 – это на одной

1,2,3,4,5 – это на другой (дети считают все вместе)

А всего их 10.

Царица – математики:

Быт человека развивался. Стал усовершенствоваться счетный материал, так как пальцев не хватало и стали использовать палочки, камушки, шишки (обращается к помощникам 2, 3, 4).

Отсчитай, столько камушек, сколько показано на карточке.

Отложи на две шишки больше, чем отсчитал Степан камушек?

Отсчитай столько палочек, сколько было у Захара камушек, а у Степана шишек.

Царица – математики:

Обратите внимание на следующий экспонат.

5. Ребенок – помощник:

Стали использовать доску – абак. Абак получила широкое распространение в Египте, Греции, Риме. Она разделена на ячейки, в которые выкладывались предметы (косточки, бобы, горох) по 5 штук. А мы изучая счет используем линейку – абак.

Корреспондент:

А вы, не могли бы нам показать, как ею пользоваться?

Ребенок – помощник: (показывает).

Царица – математики:

Нами порванную нить

Сможет он соединить

Очень быстро и без клея,

А бумагу не сумеет (Узелок)

6.Ребенок – помощник:

Узелковые счеты сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. При помощи этих узелков люди считали (показывает).

Царица – математики:

Сколько у кошки хвостов?

Сколько у кошки лап?

Сколько у кошки ушей?

Царица – математики:

На Руси долгое время считали по косточкам, раскладываемым в кучки. Затем «дощаный счет», который не отличался от обычных счетов и представлял собой рамку с укрепленными горизонтальными веревочками, на которые были нанизаны просверленные сливовые или вишневые косточки. Современные счеты долгое время использовали бухгалтера, в магазинах, при помощи этих счет считали копейки и рубли.

Корреспондент:

А, что Вам, известно про деревянные счеты?

7. Ребенок – помощник:

Деревянные счеты -

Деревянные счеты –

Без них счетоводом не стать,

Кто – то, когда – то в начале веков

Камешки мелкие на нитку нанизывал

И стал вожаком с харизмою.

Годы проходят и нитки заменены

На металлические прутки,

Камни посчитаны, ровно обрезаны

На деревянные взяты колки

Вот и еще достижение техники

Что покорило наши сердца

Стало проще учить арифметику

Числа складывать без конца

А потом к нам пришли калькуляторы

Нашей жизни сменив алгоритм

Пропал стук костяшек и косточек

Звон электроники их заменил

Но все, же сегодня скажу, не скрывая

Ностальгической нотки в словах

Деревянные счеты, штука такая,

Что заслужили память в веках (отсчитывает).

Царица – математики:

Отсчитай число 17.

Царица – математики:

Считая на счетах человеку необходимо было много времени. Обращает внимание своих помощников на экран (слайд – схема калькулятора), дети отгадывают, что показано на экране. И поэтому изобрели счетную машину ЭВМ или как сейчас ее называют калькулятор.

Корреспондент:

Расскажите, пожалуйста, по подробнее о машине ЭВМ.

8. Ребенок – помощник:

Дважды два кажись… четыре,

Пятью пять прибавить три…-

И скребли затылок в мире

Счетоводы до зари

И теперь не надо даже

Умножение учить

И тетрадок нет в продаже

С той таблицей! Как же быть?

Плюсы, минусы, две точки

А умножить - просто крестик

Спать спокойно можно ночью!

Уместилось все в «конвертик»

В калькулятор мозг вложили

Только пальцем нажимать. (показывает и решает задачу).

Царица – математика: (читает задачу)

Я вошла в тенистый бор

И увидела мухомор

Два опенка, два сморчка

Три масленка, два строчка

У тебя ответ готов?

Сколько я нашла грибов? (10)

Царица – математики:

Уважаемые гости нашего музея прежде, чем мы рассмотрим следующий экспонат мои помощники загадают Вам загадки, а Вы попробуйте их отгадать.

1. Ребенок – помощник:

По ковру зверек бежит

То замрет, то закружит

Коврика не покидает

Что за зверь, кто угадает? (компьютерная мышь)

2. Ребенок – помощник:

На доске по строчечке

Разместились кнопочки

Догадайтесь – ка вы гости,

Как здесь тыкать пальчиком? (клавиатура)

3. Ребенок – помощник:

Наверху машины - всей

Размещается - … (дисплей)

Словно смелый капитан

А на нем горит - … (экран)

4. Ребенок – помощник:

Чудо – юдо чемодан

Лампа, кнопка, да карман

Он окутан проводами

Словно город Амстердам (системный блок)

5. Ребенок – помощник:

Он уже не по годам

И похож на чемодан (ноутбук)

Корреспондент:

Вы столько много и интересного рассказали о вычислительной технике, а кто ее изобрел?

Царица – математики:

Блез Паскаль – французский ученый изобрел в 17 веке первый компьютер. Он был очень большой, назывался суммирующий компьютер (показ слайдов). А вот в 19 веке Чарльз Бэббидж первый переделал компьютер в усовершенствованную машину. Компьютер не только вычитал и складывал, но и выполнял разные команды (показ слайдов).

Корреспондент:

А для чего нужен компьютер?

9. Ребенок – помощник:

Компьютер – друг детей и взрослых

Он создан был давно

Пришел из Франции далекой

Огромный и простой,

Но шли года, века, эпохи

Компьютер стал другим

Он вычитает, прибавляет

Рисует с нами, говорит!

Передает, хранит, стирает,

Играет, учит, развивает

Всем этим занимается глава –

Микропроцессор – голова

Отсюда, следует друзья,

Компьютер, нужен для труда,

Обогащения ума

С ним просто весело всегда.

Помощники: исполняют песню «Компьютер» - Фиксики.

Корреспондент:

Молодцы! Я опубликую наше интервью на страничке журнала «Хочу все знать».

Ребята, а еще знаю современную вычислительную технику. Смотрите, у меня есть смартфон очень умный телефон. Он всегда везде со мной, настоящий помощник мой. На нем тоже можно прибавлять и вычитать, умножать, делить, считать. А вот планшет тоже современная техника, удобен в обращении и его можно всегда носить с собой.

Понравилось ли Вам ваше путешествие? По вашему мнению нужно уметь считать?

Дети – помощники читают стихотворение:

Запомните все, что без точного счета

Не двинется с места любая работа

Без счета не будет на улице света

Без счета не сможет подняться ракета

И в прятки сыграть не сумеют ребята

Беритесь, ребята, скорей за работу

Корреспондент:

Спасибо! Благодарю за внимание! Было приятно с Вами побеседовать.

Царица – математики:

Уважаемые помощники спасибо Вам за работу. Хочу подарить Вам волшебные, сладкие браслеты, но прежде, чем испробовать их, необходимо сосчитать, сколько конфет нанизано на ниточке.

Программное содержание. Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

Материал. Макеты счетных устройств; карточки, на которых изображены счетные устройства.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям: «Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства: машины и приборы».

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята. Чем вы тут занимаетесь? А я все знаю, все умею. Вот, например, научился вчера считать на пальцах до десяти. Хотите посчитаю? (Считает.)

Воспитатель. Молодец, Незнайка. До десяти считать умеешь, а наши ребята считают и до двадцати. А ты сможешь посчитать до двадцати?

Незнайка. Это я быстро, раз-два – и готово. (Начинает считать, не хватает пальцев, раздумывает.)

Воспитатель. Ну, Незнайка, что же ты остановился? Может, тебе этот предмет поможет? (Достает счеты.)

Незнайка (радуется). Поможет! Поможет! А как он мне поможет? (Вертит счеты в руках.) Интересно, что это такое? (Шепотом.) А я у ребят спрошу. Ребята, вы знаете, что это за предмет? (Это счеты.) А для чего они нужны и как помогут мне? (Они необходимы для того, чтобы что-то считать.)

Незнайка. Это я понимаю. Ну а как на них считать?

Выходит ребенок (по желанию) и показывает, как считают на счетах.

Незнайка. Так интересно, а я и не знал!

Воспитатель. Эх, Незнайка, ничего ты не знаешь, а только хвастаешь. А хочешь знать, как люди считали раньше? Тогда пойдем с нами в музей счетных устройств, в котором находятся разные предметы, с помощью которых люди считали в древности. Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног. Это были первые счеты. Но они были неудобными, потому что нельзя было посчитать больше, чем до двадцати, как не смог это сделать Незнайка. И тогда человек изобрел другие счеты. А какие – мы сейчас увидим. Пройдем к первому экспонату. Это костяные счеты. Как вы думаете, на них можно было считать? (Ответы детей.) А это узелковые счеты. Как ими пользовались? (Ответы детей.) Посмотрите, это деревянная счетная доска – абак. Она разделена на полоски. На полоски выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали. Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку требовалось много времени. И поэтому изобрели счетную машину. Пройдем к следующему экспонату. Эту счетную машину вы, наверное, знаете. Как она называется? (Калькулятор.) Как им пользуются? (Ответы детей.) А теперь пройдем к последнему экспонату. Как вы думаете, что это? (Компьютер.) Что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора? (Ответы детей.) Незнайка, теперь ты знаешь как люди считали раньше и как считают теперь.

Незнайка. Подождите, я что-то забыл… На чем люди считали сначала, а на чем потом?

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Незнайке. Как люди считали сначала, что использовали? Какие счеты появились потом? Из чего они были сделаны? Что люди используют для расчетов теперь? Представителям каких профессий необходимы счетные приборы? (Ответы детей.)

Проводится игра «Что было – что будет». Дети раскладывают картинки с изображением счетных приборов в нужном порядке (по хронологии их создания).

Педагог проверяет правильность выполнения задания.

Незнайка прощается: «До свидания, ребята! Вы меня многому научили. Спасибо!»

«Вычисления в доэлектронную эпоху» - Персональные компьютеры могут быть различного конструктивного исполнения: настольные, портативные (ноутбуки) и карманные (наладонники). На песке проводились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Создатели. Потребность счета предметов у человека возникла еще в доисторические времена. ЭВМ первого поколения.

«ЭВМ поколения» - Ключевое решение в ПО: универсальные языки программирования, трансляторы; Режимы работы ЭВМ: однопрограммный; Быстродействие: 103-104; Количество в мире: десятки; Цель использования: научно-технические расчеты. Поколения ЭВМ. Ключевое решение в ПО: интерактивные ОС, структурные языки программирования; Режимы работы ЭВМ: разделение времени; Быстродействие: 105-107; Количество в мире: десятки тысяч; Цель использования: управление и экономические расчеты.

«Компьютерные машины» - Первую клавиатуру и первый монитор выпустила компания Teletype в 1962 году. 1774 г. – Первая массовая «счётная машина» - механический калькулятор. Первая программа для электронной почты. Выполняла сложение и вычитание с 7 – значными числами. ? Что за человек. Что же такое «ИНФОРМАТИКА»??? Способы передачи.

«Поколения компьютера» - ЭВМ пятого поколения. Компьютер будущего облегчит и упростит жизнь человека ещё в десятки раз. Есть ли предел совершенству? От абака до компьютера. ЭВМ первого поколения. Первые счетные устройства. Машины второго поколения. ЭВМ третьего поколения. ? Когда персональные компьютеры стали доступны простому обывателю?

«Первые механические машины» - Следующая машина Цузе - Z3, была завершена в 1941 году. О компьютерах на транзисторах обычно говорят как о «втором поколении», которое доминировало в 1950-х и начале 1960-х. В 1801 году Жозеф Мари Жаккар разработал ткацкий станок, в котором вышиваемый узор определялся перфокартами. Домашние компьютеры стали более удобными и требовали от своих пользователей уже гораздо меньшего количества технических навыков.

«История ЭВМ» - V – VI век до нашей эры. Быстродействие – сотни тысяч – миллионы оп./с. Что такое ЭВМ? Чарльз БЭББИДЖ (26.12.1791 – 18.10.1871). Программирование – появились алгоритмические языки. Элементная база – сверхбольшие интегральные схемы (СБИС). Древнегреческий абак. Быстродействие – сотни тысяч – 1 млн. оп./с.

Всего в теме 14 презентаций

Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в прошлое счетных устройств"

Программное содержание. Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

Материал. Макеты счетных устройств; карточки, на которых изображены счетные устройства.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям: «Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства: машины и приборы».

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята. Чем вы тут занимаетесь? А я все знаю, все умею. Вот, например, научился вчера считать на пальцах до десяти. Хотите посчитаю? (Считает.)

Воспитатель. Молодец, Незнайка. До десяти считать умеешь, а наши ребята считают и до двадцати. А ты сможешь посчитать до двадцати?

Незнайка. Это я быстро, раз-два – и готово. (Начинает считать, не хватает пальцев, раздумывает.)

Воспитатель. Ну, Незнайка, что же ты остановился? Может, тебе этот предмет поможет? (Достает счеты.)

Незнайка (радуется). Поможет! Поможет! А как он мне поможет? (Вертит счеты в руках.) Интересно, что это такое? (Шепотом.) А я у ребят спрошу. Ребята, вы знаете, что это за предмет? (Это счеты.) А для чего они нужны и как помогут мне? (Они необходимы для того, чтобы что-то считать.)

Незнайка. Это я понимаю. Ну а как на них считать?

Выходит ребенок (по желанию) и показывает, как считают на счетах.

Незнайка. Так интересно, а я и не знал!

Воспитатель. Эх, Незнайка, ничего ты не знаешь, а только хвастаешь. А хочешь знать, как люди считали раньше? Тогда пойдем с нами в музей счетных устройств, в котором находятся разные предметы, с помощью которых люди считали в древности. Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног. Это были первые счеты. Но они были неудобными, потому что нельзя было посчитать больше, чем до двадцати, как не смог это сделать Незнайка. И тогда человек изобрел другие счеты. А какие – мы сейчас увидим. Пройдем к первому экспонату. Это костяные счеты. Как вы думаете, на них можно было считать? (Ответы детей.) А это узелковые счеты. Как ими пользовались? (Ответы детей.) Посмотрите, это деревянная счетная доска – абак. Она разделена на полоски. На полоски выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали. Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку требовалось много времени. И поэтому изобрели счетную машину. Пройдем к следующему экспонату. Эту счетную машину вы, наверное, знаете. Как она называется? (Калькулятор.) Как им пользуются? (Ответы детей.) А теперь пройдем к последнему экспонату. Как вы думаете, что это? (Компьютер.) Что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора? (Ответы детей.) Незнайка, теперь ты знаешь как люди считали раньше и как считают теперь.

Незнайка. Подождите, я что-то забыл… На чем люди считали сначала, а на чем потом?

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Незнайке. Как люди считали сначала, что использовали? Какие счеты появились потом? Из чего они были сделаны? Что люди используют для расчетов теперь? Представителям каких профессий необходимы счетные приборы? (Ответы детей.)

Проводится игра «Что было – что будет». Дети раскладывают картинки с изображением счетных приборов в нужном порядке (по хронологии их создания).

Педагог проверяет правильность выполнения задания.

Незнайка прощается: «До свидания, ребята! Вы меня многому научили. Спасибо!»