Презентация доклада на тему "устранение заикания дошкольников в игровых ситуациях". Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Доклад «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» И.Г.Выгодская, Выполнила: Е.Л.Пеллингер, Марковская Л.С. Л.П.Успенская 2415з

2 слайд

Описание слайда:

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Внешне оно проявляется вне произвольных обстановках в моменты высказывания, а также вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Таким образом, заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном (в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном.

3 слайд

Описание слайда:

Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит. В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода: – лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания); – коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).

4 слайд

Описание слайда:

Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы. Существует много методик и систем работы с детьми страдающими заиканием. Рассмотрим методику Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”

5 слайд

Описание слайда:

Курс занятий с заикающимися рассчитан лишь на 2–3 месяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях. Авторы данной методики предлагают методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий), также дают план логопедических занятий каждого этапа, приводят специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация).

6 слайд

Описание слайда:

Методические указания Выделяют 3 этапа: I этап 1. Организовать щадящий режим. 2. Обучать детей технике правильной речи во время специальных игр. 3. Побуждать детей к правильной речи при общении с логопедом и друг с другом. 4. С первых занятий работать над выразительностью речи. 5. Обучать детей релаксации мышц по контрасту с напряжением.

7 слайд

Описание слайда:

II этап 1. Рекомендовать родителям поддерживать щадящий речевой режим дома. 2. Постепенно активизировать речь детей на занятиях и дома. 3. Продолжать контроль за соблюдением всех правил речи на занятиях и дома. 4. Работать над выразительностью речи. 5. Вызывать релаксацию мышц по представлению. 6. Побуждать детей к творчеству закрепляя навык свободного речевого общения.

8 слайд

Описание слайда:

III этап 1. Рекомендовать родителям соблюдать общий щадящий режим дома 2. Продолжать активизировать правильную речь детей 3. Работать над выразительностью 4. Закреплять новый речевой навык, вызывая правильную спонтанную речь 5. Проводить внушение спокойствия и формул правильной речи

9 слайд

Описание слайда:

Расслабляющие упражнения (релаксация) Процесс обучения релаксации делится на 3 этапа 1 этап Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. 2 этап Мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности. 3 этап Внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.

10 слайд

Описание слайда:

Режим относительного молчания Щадящий режим Общий щадящий режим зависит от уклада жизни в семье: Взаимоотношения между взрослыми членами семьи и их отношение к детям Отношение взрослых к речевому дефекту ребенка Общий режим дня Ограничение общения с детьми и взрослыми Сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий Организация досуга заикающегося ребенка

11 слайд

Описание слайда:

Щадящий речевой режим Ограничение речевого общения детей Пример спокойной, четкой речи взрослых Организация игр-молчанок Проявление тонкого педагогического такта

12 слайд

Описание слайда:

Речевое дыхание Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная речь. Общение короткими фразами На протяжении всего периода создается игровая ситуация «В стране кратких ответов». Активизация развернутой речи Дети учатся строить свои высказывания, употребляя полные распространенные предложения. Сначала они опираются на наглядный материал, а затем в процессе специальных игр переходят к речи по собственным представлениям.

Всем доброго дня! Знаете ли вы, что упражнения от заикания у детей приносят почти 50% результата в лечении этого недуга? Главное тут регулярность занятий и упорство. Но, разве захочет ребёнок выполнять что-то, если ему не хочется? Да и однообразие его угнетёт. Но выход есть! И сейчас я о нём расскажу.

Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.

Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.

Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:

  • Дыхательной.
  • Артикуляционной.
  • Мышечной (учиться расслабляться).
  • Голосовой.
  • Развитие чувства ритмики.

Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.

Дыхательная гимнастика

Вообще, дыхательная методика — штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.

Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.

  • Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
  • Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
  • А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
  • Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?

Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:

  • Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
  • Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
  • Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
  • Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
  • Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
  • Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.

Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.

Мышечная гимнастика

Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч... Причём неважна причина заболевания.

Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.

Голосовая гимнастика

А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.

Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.

Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:

  • Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
  • Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
  • Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.

И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.

Ритмическая гимнастика

Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.

Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.

Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка...». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.

При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!

А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Внешне оно проявляется вне произвольных обстановках в моменты высказывания, а также вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Таким образом, заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном (в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном. Это приводит к периодическому “застреванию” на отдельных звуках, а значит, и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.

Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что заикание внешнее проявление невротических, эмоциональных речевых нарушений. В некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого – неправильность речи, а подводная часть – различные причины, приведшие к этому.

В большинстве случаев заикание возникает в детском возрасте (от 2 до 5 лет), когда ребенок начинает употреблять целые фразы. Обычно ребенок сам чувствует затруднения в речи и часто жалуется на это. Он боится говорить или говорит шёпотом, в основном ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать. Изменяется и поведение ребенка. Он становится раздражительным, капризным, пугливым, сторонится детей и предпочитает одиночество. Чаще всего заикание возникает у нервно ослабленных детей. Оно может появиться после перенесенного испуга.

Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью и дефектами воспитания.

Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода:

– лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания);
– коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).

Комплексная медико-педагогическая проблема восстановления коммуникативной функции речи при заикании привлекает ученых и практиков на протяжении вот уже многих веков. Исследователи и практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно его “лечить” или “устранять”.

Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы.

Столкнувшись в практике с детьми страдающими заиканием, мной были изучены многие методики и системы работы с ними.

Свой выбор я остановила на трех методиках.

1. Система Соловьевой Е.А. “Путь к преодолению заикания” , она предлагает работу по преодолению заикания у взрослых. Книга отличается неординарным комплексным подходом к проблеме логоневрозов и сочетает в себе медицинское и психолого-педагогическое воздействие. В издании представлены 10 детально разработанных занятий, включающих в себя материал по психотерапевтическому внушению, артикуляторную и дыхательную гимнастику, точечный массаж и способы фитолечения в виде наборов целебных трав для питья.

Занятия по данной системе проводились в группах по 10 человек в возрасте от 14-ти лет и старше.

Весь курс занятий состоит из 3 этапов, по 10 занятий на каждом этапе. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между каждым этапом 1 месяц. Это позволяет проследить эффективность лечения и дает возможность избежать рецидивов заикания на 1-м и 2-м этапах. Рецидивы заикания устраняются в основном самими больными, использующими упражнения данной методики.

Дома участники группы продолжают отрабатывать данные на занятии задания и на следующем занятии отчитываются о своих успехах и неудачах, поддерживают друг друга, ищут причины успеха и неудач. Эта совместная работа очень сплачивает коллектив, создает положительный настрой. Каждым участником обязательно ведется дневник.

Книга представляет собой обобщение многолетнего опыта работы по восстановлению коммуникативной функции речи у заикающихся.

Перед началом занятий пациенты заполняют анкету, которая поможет определить общее состояние речи при поступлении в группу.

2. Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”

В методике этих выдающихся ученых и дефектологов собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы. Целенаправленные игровые ситуации формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогают им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях. Курс занятий с заикающимися рассчитан лишь на 2–3 месяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях.

Авторы данной методики предлагают методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий), также дают план логопедических занятий каждого этапа, приводят специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация).

Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции так и во всем теле. Чтобы помочь себе он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что нужно ему делать в данной ситуации. Для этого учеными И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской были разработаны специально для дошкольников системы расслабляющих упражнений, которые помогают снять у ребенка чрезмерное напряжение. Все упражнения проводятся в игровой форме, в сопровождении рифмованных фраз, которые доступны и интересны детям. Эти расслабляющие упражнения условно названы “Волшебным сном” . Так же для заикающихся детей используются игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирования нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить, а игра поможет включить ребенка в режим относительного молчания. Условно эти игры называются “Молчанки”.

Для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говори четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

Для начального периода работы по устранению заикания, игры и игровые приемы помогают обучить ребенка правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Такие игры носят название “В Стране коротких ответов”.

Для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Такие игры помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми распространенными предложениями. Игровое название таких игр – “В Стране полных ответов”.

Такие игрушки как куклы с ручным управлением , или бибабо помогают логопедам от первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.

Иры “Инсценировки” и “Сюжетно ролевые” посвящены играм – драматизациям, в которых используется способность детей к творчеству перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети – “артисты” – учатся не принужденно говорить и действовать, исполняя выученные роли. В сюжетно ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, “В магазине”, “В парикмахерской”, “День рождения” и т. д.) у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Становясь “взрослым” во время игры, они обретают уверенность речевого общения.

В устранении заикания у дошкольников играет важную роль“Заключительные занятия” – организация и проведение праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и подготовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т. д.

И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская в своей методике предлагают формы работы с родителями заикающихся детей, где рассказывают родителям как важно, чтобы и дома соблюдалось правильное общение с заикающимся ребенком.

3. Методика Л.Н.Смирнова “Логопедия при заикании” представляет систему игровых упражнений, речевой материал, которые тесно связаны с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т.д. Эти движения – своеобразные синхронизаторы речи, которые облегчают речевой процесс и обеспечивают благоприятную речевую динамику. В процессе многочисленных игровых упражнений ребенок перестает заикаться, у него вырабатывается рефлекс плавной речи. Он убеждается, что может говорить без заикания. У ребенка постепенно снижается фиксированность на акте речи, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и восстанавливается здоровая динамика речи.

Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер:

  • обеспечивает коррекцию речи и личности;
  • развивает чувство темпа и ритма;
  • активизирует внимание и память;
  • растормаживает мышечный тонус;
  • развивает речедвигательную координацию;
  • развивает мелкую моторику;
  • формирует навык грамотной связной речи.

На первых занятиях желательно использовать облегченные формы речи: сопряженную (взрослый проговаривает фразы вместе с ребенком) и отраженную (ребенок повторяет текст вслед за взрослым). Затем по мере улучшения речевого акта детей логопед вводит вопросно-ответную форму речи. Во втором полугодии дошкольники уже самостоятельно пересказывают услышанное, описывают увиденное или картинку, беседуют со взрослыми и другими детьми.

Данное пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5–7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения занятий по заданию логопеда.

Занятия очень интересны и система их проведения последовательно охватывает все стороны восстановления правильной речи.

Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер.

Первые две методики по их системе работы очень схожи, единственная разница их в том, что разный возраст заикающихся, а третья методика хороша тем, что в ней представлены многочисленные игровые упражнения. Эти методики очень заинтересовали меня и послужили основой в использовании их систем в работе с детьми страдающими заиканием на коррекционных занятиях.

Учитывая проблему заикания, возраст детей, программное содержание по коррекции речи детей была разработана система на основе выше перечисленных методик, весь курс которых состоит из 3 этапов и между каждым этапом перерыв 1 месяц, чтобы проследить эффективность лечения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, а устранение отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях. Разработанная поэтапная система коррекции заикания оказалась результативна. На каждом этапе все занятия с детьми дошкольниками проводились в игровой форме, что позволяло наиболее эффективно осуществить коррекцию речи заикающихся детей, без принуждения, в благоприятной обстановке, без утомления, с положительными эмоциями.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним “на равных”, завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

Многие заикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками, книжками, животными и т. д. Этим необходимо воспользоваться и всеми средствами поддерживать спокойную речь ребенка, строя логопедическую работу не в форме занятий, а в форме интересной игры с опорой на картинки, игрушки, предметы, рифмовки, движения. В процессе игры у ребенка вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания. Игра, основанная на положительных эмоциях, помогает ребенку выработать алгоритм бессудорожной речи.

Перед началом занятий проводится беседа с родителями, в ходе которой устанавливаются причины возникновения заикания у детей, затем родителей знакомят с правилами и условиями при которых можно преодолеть недуг и исправить речь заикающих. Родителям рассказывается, что такое заикание и от чего оно происходит, а также им рассказывается об общем оздоровлении нервной системы детей с заиканием, объясняются условия при которых поможет данная система, и рассказывается каждая ступень работы с детьми по предложенной системе и плану, почему и для чего надо пройти эти ступеньки.

В приложение (таблица 1) приведены методические указания по предложенной по этапной системе и план занятий.

В приложении предлагаю вашему вниманию конспект одного из занятий “Системного устранения заикания у дошкольников в игровых ситуациях”.

Аннотация: игровые технологии успешно применяются на всех этапах коррекции заикания в детском возрасте, направлены на повышение мотивации ребенка в процессе занятия, обеспечивают минимизацию эмоционального напряжения, способствуют улучшению восприятия занимающегося ребенка, усвоению необходимого материала и упражнений.

Ключевые слова: коррекция заикания в детском возрасте, игровые технологии, мотивация ребенка, расслабление, релаксация.

Игра является ведущим видом деятельности детского возраста. Играя, ребенок познает окружающий мир в доступной и интересной для себя форме.

Игровые технологии и приемы используются не только в обучении современных детей, но и в логопедической коррекции.

Логопеды, работающие в области коррекции заикания детского возраста, с успехом применяют игровые техники. Речь заикающегося ребенка дизритмична, голос слабый, дыхание поверхностное (ключичное), координация движений и мелкой моторики нуждаются в развитии. Эмоциональный фон снижен или лабилен.

Игра способствует раскрепощению и снятию эмоционального напряжения ребенка с заиканием. Помогает формированию навыков плавной красивой речи.

На этапе обследования используется красочный дидактический материал, с помощью которого ребенок лучше адаптируется в незнакомой обстановке, идет на контакт с логопедом. Для этого используются карточки, картины, игрушки, сказки «на ладошке», сказки из деревянного материала («Репка», «Теремок» и др.)

На этапе коррекции в процессе логопедической работы для повышения интереса к артикуляционной гимнастике, к дыхательным упражнениям и тренировке длинного речевого выдоха используются ватные шарики (давай поиграем в снежок, забьем гол в ворота), свежие фрукты, цветы, листья, ароматный ванильный сахар (давай понюхаем, как пахнет, скажем на выдохе протяжный «Ах!», «Ах, какой душистый сахар!»

При работе над косто-абдоминальным типом дыхания включаем в работу мягкие игрушки, выкладывая их на живот ребенку в положении лежа на ковре. При правильном диафрагмальном дыхании мягкая игрушка поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Мягкий помощник не только помогает контролировать правильность дыхания, но мотивирует к данным упражнениям, способствует уменьшению эмоционального напряжения, которое характерно для детей с заиканием.

Игровые технологии широко применяются и в логоритмических упражнениях, которые направлены на ритмизацию речи заикающегося ребенка. Флажки, мячи с успехом применяются при выполнении упражнений на координацию движений общей моторики и стихотворных текстов.

Например:

Игра с флажками

Флажки в руках, выполняются соответствующие тексту движения руками, ногами, корпусом с произнесением текста на пословном ритме:

Вверх, вниз,
Вверх, вниз,
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
И др.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся,
Кулачками ток, ток, ток.
Ножками топ, топ, топ.

С успехом применяются детские музыкальные инструменты к качестве шумового оркеста (бубны, барабаны, колокольчики и др.), способствуя тем самым работе над ритмом мелодии. Например, озвучиваем «Турецкий марш» Моцарта.

Детские ударные инструменты применяются и в логоритмических упражнениях для лучшей координации послогового ритма и движений общей моторики (хлопки в бубен, барабан). Такие упражнения повышают эмоциональный фон детей, мотивацию к занятиям, снятию эмоционального напряжения.

Различные прыжки с ножки на ножку за флажками с произнесением логоритмических текстов, хождение по веревочке («дорожке») способствуют улучшению координации движения и развитию общей моторики в сочетании с паралельной работой над ритмичностью и плавностью речи. Например,

Игра «Вперед за флажком»

Ребенок, прыгая с ноги на ногу, в семь прыжков преодолевает расстояние и выбирает понравившийся флажок.

Прыг, скок, прыг, скок, вот мой флажок!

Для работы над ритмизацией речи и двигательной активностью хорошо применяются различные инсценировки: «Зайчики», «Тихо, тихо снег идет», «Игра в паровозик».

Речь заикающегося ребенка отличается скудной выразительностью и бедностью интонационной окраски. Для работы над просодической стороной речи при заикании применяются различные диалоги: «Заяц серый, куда бегал?», «Курочка-рябушечка», «Кто живет под потолком?» и многие др.

С этой же целью можно и нужно применять такой игровой прием как сказкотерапию. Это могут быть настольные сказки «на ладошке», сказки из деревянных материалов и др. Таким образом можно работать и над отраженной речью, и над самостоятельной монологовой речью ребенка.

При работе над плавностью речи применяются настольные игры: Лото, Домино, Фишки . Дети с удовольствием играют и озвучивают игру, повторяя плавную речь логопеда.

Я ставлю домино с машинкой!

И я ставлю домино с машинкой!

Игровые технологии применимы и в таком разделе логопедической работы с заикающимися детьми как музирование (пение). Логопед настраивает ребят не только на исполнение песни, но и эмоциональное включение в пение. Это необходимо для минимизации эмоционального и мышечного напряжения. Таким образом логопед и дети творчески обыгрывают исполняемую песню. Можно использовать игрушки (елочку, зайчиков, лошадок, зонтики) по время пения. Ребята вместе с логопедом совершают танцевальные и игровые движения под музыку.

С детьми младшего школьного возраста можно разучивать коллективный танец , например, Сиртаке. Коллективные танцевальные движения способствуют развитию чувства ритма, координации движений, умению работать и действовать в команде. Детьми танец воспринимается как своего рода веселая игра и возможность проявить себя в творчестве.

Работа над развитием мелкой моторики тоже не обходится без игровых моментов. Такие речевые упражнения для мелкой моторики как «Мы делили апельсин», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Рыбка» и многие другие способствуют не только сенсомоторному развитию, но и ритмизации речи.

Важность игровых технологий в работе с заикающимися детьми велика. При комплексном подходе они с успехом помогают в коррекции детского логоневроза.

Список используемых источников:

  1. Рождественская Вера Ивановна, Павлова Анна Илларионовна «Игры и упражнения для исправления заикания». – М., 1978, 64 стр.
  2. Волкова Галина Анатольевна «Логоритмическая ритмика». – М., 1985, 291 стр.
  3. Анищенкова Елена Степановна «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников». – М., 2006 – 60 стр.
  4. Архипова Елена Федоровна «Логопедическая работа с детьми раннего возраста» М., 2007, 224 стр.
  5. Визель Татьяна Григорьевна «Основы нейропсихологии». – М., 2005, 383 стр.

Щепина Л.Н.,
логопед