Почувствуй мир вокруг себя (развитие тактильной памяти с элементами психо-эмоцианольных ощущений). Тактильная память Что такое тактильная память

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР (англ. olfactory system ) - сенсорная система , осуществляющая анализ пахучих веществ, которые воздействуют на слизистую оболочку носовой полости. О. а. состоит из периферического отдела (обонятельные рецепторы ), специфических проводящих нервных путей (обонятельный нерв и центральный обонятельный путь), подкорковых нервных структур (сосковидные тела) и коркового отдела (извилина морского коня).

Периферическим отделом О. а. служат рецепторные поверхности, расположенные в слизистой оболочке верхней части носовой перегородки. Обонятельный рецептор состоит из т. н. биполярного нейрона размером 5-10 мкм и периферической части - палочкообразного отростка (шириной ок. 1 мк и длиной 20-90 мкм), заканчивающегося обонятельным пузырьком, на котором симметрично расположены 9-16 ресничек (диаметром 0,1-0,2 мкм), непосредственно вступающих в контакт с пахучими веществами. Аксоны биполярных нейронов, собираясь в пучок обонятельного нерва , проникают через отверстия в продырявленной пластинке решетчатой кости в полость черепа и входят в обонятельную луковицу . Из митральных клеток обонятельной луковицы начинается центральный обонятельный путь , который заканчивается в височных базальных отделах мозга в области извилины морского коня. Подкорковыми нервными структурами являются т. н. сосковидные тела .

Пахучие вещества проникают в слизистую оболочку носа при вдыхании через нос или через рот. Минимальная концентрация пахучего вещества, вызывающего обонятельное ощущение, называется абсолютным порогом чувствительности. О. а. человека имеет высокую чувствительность, в частности запах «искусственного мускуса» ощущается при наличии 5× 10 - 15 г его в 1 см 3 воздуха. Некоторые пахучие вещества (ванилин, валерьяновая кислота) вызывают чисто обонятельные ощущения . Др. пахучие вещества вызывают наряду с обонятельными также и температурные, тактильные, болевые и вкусовые ощущения (напр., хлороформ - сладкий вкус, ментол и камфора - холод и др.).

Важное свойство О. а. - адаптация (уменьшение чувствительности) к длительному раздражению пахучим веществом. Одновременное действие нескольких пахучих веществ приводит к их смешению. В некоторых случаях происходит подавление одного запаха др. Возможны нейтрализация запахов, когда смесь не вызывает обонятельного ощущения; появление нового запаха; последовательная смена запахов; увеличение чувствительности к одному запаху после действия другого и др. явления, возникающие при смешении запахов.

Перед тем как описывать нахождение телесной линии времени, я считаю необходимым внести некоторые разъяснения в употребляемую терминологию.

В рамках данной работы под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания об ощущениях прикосновений. Другое название того, с чем нам предстоит иметь дело, – тактильная память. Неважно какой части тела – прикосновения ладоней, спины, ног, живота и т.д. Но не ощущения внутренних органов и не ощущения мышц. Это будет другая линия времени. Для улучшения памяти она на первом этапе освоения голограммы не имеет сколько-нибудь серьёзного значения, а путаницу внести может весьма основательную. Поэтому, какие бы слова и термины (телесная память, память тела и т.д.) не употреблялись в этой работе, мы подразумеваем память на прикосновения.

Вообще, что касается чувств, а точнее видов ощущений, то подавляющее большинство психологических школ придерживается позиции, что у человека есть 8 различных видов ощущений. Мы выяснили, что для стандартного развития памяти оптимально выставлять 4 вида ощущений: зрительные, тактильные, слуховые, обонятельные. Другие не дают столь серьёзного улучшения памяти, чтобы тратить на работу с ними время непосредственно на тренингах, а нахождение их обычно представляет для новичков трудновыполнимую задачу (за исключением вкусовой линии времени, она находится довольно просто). Если хотите, можете попробовать после выставления четырёх основных линий времени найти, к примеру, ещё и линию времени ощущений равновесия.

В рамках этой работы под улучшением памяти я подразумеваю ту память, которая требуется для запоминания и вспоминания основных видов учебной и рабочей информации. А с другими видами ощущений мы начинаем работать спустя некоторое время, когда человек освоился с новым для себя алгоритмом работы памяти и хочет получить доступ к возможностям голограммы более высокого уровня.

В случае дефицита времени выставляем только три: зрительную, тактильную и слуховую. Во время презентаций я ограничиваюсь выставлением одной (основной) линии времени, что уже даёт значительный и наглядный эффект.

Практика показывает, что все воспоминания одинаково хорошо подходят для выстраивания линии времени телесной памяти (как впрочем, и любой другой из тех, с которыми мы работаем на данном этапе), но лучше всё-таки вспоминать что-то хорошее, по возможности избегая негативных воспоминаний. Не стоит лишний раз портить себе настроение, не так ли?

Телесная линия времени, как выяснилось, у подавляющего большинства людей не совпадает в пространстве со зрительной линией времени. Как результат – внутренняя разорванность памяти, не позволяющая порой вспоминать нужную информацию так хорошо, как хотелось бы.

За несколько минут до работы с воспоминаниями полезно сделать гимнастику на повышение кровоснабжения соответствующих отделов мозга:

1. Встаньте прямо, плечи расправлены, позвоночник прямой. Наклоняем голову вниз, словно стараясь дотянуться подбородком до живота. Выполняется 10-15 наклонов.

2. Также в положении стоя поднимаем голову вверх, стараясь поднять подбородок как можно выше. Выполняется 10-15 раз.

3. Вращения головой вокруг горизонтальной оси, мысленно проведённой через кончик носа и затылок. 10-15 вращений.

Эту гимнастику можно делать хоть каждый день, она благотворно влияет на процессы памяти.

Когда на занятиях мы приступаем к нахождению телесной линии времени, я стараюсь создать все условия для повышения концентрации внимания обучающихся на «внутренней зоне», выражаясь терминами гештальта.

Упражнение на концентрацию № 2

Совершенствуем упражнение на управление вниманием, которое мы делали, когда находили зрительную линию времени. Безоценочно воспринимаем всё то, что попадает в наше поле зрения и столь же безоценочно ощущаем все ощущения своего тела. Если это упражнение вами уже достаточно хорошо освоено, начинайте ощущать всё своё тело не просто так, а с любовью. Постарайтесь посылать любовь каждой клеточке своего организма, напитывая себя радостью, теплом, благодатью.

· У кого есть навык сверхобучаемости (или КЛЮЧ Алиева), берут соответствующий настрой на нахождение телесной линии времени, и внутренний разум начинает им помогать.

Затем я предлагаю вспомнить то, что было с участниками 5-15 минут назад. Люди вспоминают, и многие обычно начинают видеть картинку. Я предлагаю, продолжая вспоминание, выключить изображение, сосредоточившись на ощущениях прикосновений. И после этого почувствовать, с какой стороны от себя они воспринимают воспоминание об этом ощущении.

Как только локализация воспринимаемых воспоминаний, ощущений об этом событии установлена, я прошу перенести это ощущение на левый луч линии времени (на расстояние примерно в девять сантиметров от лица) и закрепить ощущение мысленным физическим усилием, фиксируя его в этом месте в течение 10-15 секунд. Затем включаем и зрительное изображение в этом месте пространства.

Я понимаю, что при заочном обучении это упражнение почти невыполнимо без дополнительных аналогий с чем-то, что подсказало бы человеку, что именно требуется ощутить, чтобы найти, где воспринимаются телесные воспоминания. И как вообще их можно ощутить.

Поэтому я предлагаю простое дополнительное упражнение. Представьте, что перед вашим лицом примерно в сорока сантиметрах кто-то держит щипчиками раскалённый докрасна кусок металла. Вы закрываете глаза и человек отводит раскалённый металл на несколько сантиметров то в одну, то в другую сторону. Вы сможете примерно определить, где находится металл, слева или справа, даже не открывая глаз, не правда ли? Как у вас это получится? Скорее всего, вы почувствуете металл как некий источник тепла, расположение которого может нами ощущаться даже с закрытыми глазами.

Примерно так же большинство людей воспринимают локализацию воспоминания о том или ином телесном ощущении.

Где вы воспринимаете телесное ощущение о том, что чувствовали 10 минут назад?

Наташа : Я воспринимаю ощущение в руках, точнее в пальцах в тех местах, где я касалась стола. Это правильно?

Не следует путать воспоминание о телесном прикосновении и ощущения в той части тела, которой вы непосредственно касались чего-либо.

Я понимаю, что она нашла не то, что требуется, и прошу сосредоточиться на других ощущениях при воспоминании:

Представьте, что вы несколько минут назад сидели и держали карточки тренажёров в руках, но с закрытыми глазами. Теперь сосредоточьтесь и почувствуйте то самое ощущение еле уловимого тепла (или ещё чего-то другого).

Наташа : Да, я стала ощущать что-то мягкое, примерно в двадцати сантиметрах прямо перед лицом! Это так необычно!

Вот и хорошо, именно такого рода ощущения телесных воспоминаний вы и будете находить и переставлять на левый луч на соответствующие расстояния.

Виктор : А я почувствовал как будто ощущение ветерка. Как будто что-то подуло передо мной на уровне живота.

Мария : Я просто вижу свет справа и немного впереди.

Александр : Вот теперь мне понятно, что значит воспринимать воспоминания об ощущении. Я чувствую это как мягкую сладкую вату. Знаете, как раньше продавали, съедобную, из сахара. И как будто она передо мной на уровне солнечного сплетения на расстоянии около тридцати сантиметров.

Анжела : Я воспринимаю это как что-то вроде шарфика с обеих сторон головы. Такое может быть?

Да, такое бывает. Мы говорим “локализация ощущений”, но ощущения не всегда воспринимаются в одном месте в пространстве. Это может быть по форме как мячик от пинг-понга или как варежка, как нечто мягкое и пушистое, размером с котёнка, так и как два ощущения одновременно в двух разных местах. Если это два ощущения, что само по себе бывает довольно редко, то чаще всего они воспринимаются симметрично, слева и справа.

Люди могут воспринимать воспоминания о телесных ощущениях как сгусток тепла, как комочек чего-то мягкого, как дуновение ветерка. Кто-то говорит, что почувствовал, как будто что-то вот здесь прошло. Кто-то как едва ощутимую вибрацию или как свет. Многие ощущают что-то, но словами описать это ощущение не могут.

Вполне естественно, что это действительно сложно описать, поскольку открывается совершенно новая, неизвестная ранее сфера ощущений воспоминаний о прикосновениях.

Поэтому ничего страшного, если у вас с первого раза не получилось, попробуйте ещё раз. Выберите недавнее воспоминание, в котором вы что-то трогали и, мысленно “выключив” картинку, сосредоточьтесь на телесных ощущениях этого воспоминания. Найдите, где оно вами воспринимается, и перенесите мысленно на левый луч, на расстояние, соответствующее этому временному промежутку.

У вас получилось – позвольте вас поздравить с открытием для себя целого мира незнакомых вам ранее ощущений – ощущений воспоминаний ментального (мысленного) плана.

Аналогичным образом находим, где хранятся другие воспоминания о прикосновениях, соответственно отстоящие от настоящего времени на 3-4 часа, сутки, неделю, месяц, год и на 9 лет и последовательно переносим их на левый луч голограммы памяти (кто постарше – могут взять ещё 25 лет назад).

Сразу же после выставления телесных воспоминаний на голограмму выполняем следующее упражнение:

Максимально сконцентрировавшись (упражнение на концентрацию № 2), представляем левый луч голограммы с воспринимаемыми нами воспоминаниями об ощущениях. И сразу же начинаем представлять, как все воспоминания о телесных прикосновениях, когда либо нами воспринимавшихся в жизни, начинают собираться на левый луч голограммы. Одна–две минуты – и все телесные воспоминания собираются на левый луч.

На нахождение и выставление телесной линии времени у нас в группах уходит в среднем около тридцати минут. Причём довольно часто у ярко выраженных кинестетиков телесная линия времени бывает основной, то есть они именно её выставляли в первый раз. И вспоминая во второй раз телесные воспоминания, эти люди обнаруживают, что всё вроде бы и так находится на месте.

Что делать? В таком случае я предлагаю вспоминать просто изображения (как на фотографии). Причём вспоминать, максимально отстраняясь, без ощущений и звуков. И уже затем находить в пространстве и выставлять свои «зрительные файлы» по порядку на левый луч голограммы.

Если у вас получилось именно так и первоначально была выставлена не зрительная, а телесная линия времени, спокойно выставляйте зрительную. Порядок выставления большого значения не имеет. Главное - выставить все основные компоненты голограммы.

Структуризация телесной памяти очень благотворно сказывается на выработке любых моторных навыков, освоении различных упражнений в спортивной практике, танцах, улучшении навыков игры на музыкальных инструментах, овладении десятипальцевым методом работы за компьютером и во многом другом. Несмотря на то что для нахождения этой составляющей голографической памяти требуется несколько больше усилий, само упорядочивание информации в памяти помогает оптимальному включению целого ряда процессов ментального плана.

Возможно, что в случаях органических повреждений мозга, когда страдают отдельные блоки памяти, выстраивание единой голограммы из воспоминаний различных органов чувств может позволить быстрее выработать компенсаторные механизмы восстановления нарушенной функции.

Ещё несколько немаловажных моментов относительно нахождения и выстраивания телесной линии времени.

· Необходима максимальная концентрация: или упражнение из гештальта, которое рассмотрено в начале книги, или настрой на концентрацию в нейтральном состоянии, или применение сверхобучаемости.

· При нахождении телесной линии времени желательно перевести свой организм в режим кинестеника: дыхание животом, взгляд вниз прямо перед собой или вправо вниз, положение тела на стуле слегка округлое.

Упражнение по переходу в режим кинестетика я рекомендую начинать за две – три минуты до начала нахождения телесной линии времени и советую продолжать находиться в таком режиме во время всего поиска телесной линии времени.

В случае, если вам в таком положении некомфортно, можно ограничиться обычным: сядьте так, чтобы вам было удобно, позвоночник прямой.

| | |

ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ

(англ. tactile memory ) - хранение информации, полученной путем осязания . Относится к «профессиональным» видам памяти, поскольку особенно интенсивно развивается в связи со специфическими условиями деятельности. Высокого уровня развития достигает в условиях, когда она должна компенсировать недостающие типы памяти (напр., у слепых). Использование методики частичного воспроизведения для исследования П. т. позволило обнаружить наличие иконической П. т. Установлено, что объем иконической П. т. на 50% больше, чем объем тактильной кратковременной памяти . Информация в тактильной иконической памяти стирается на 50% через 1,3 с. См. , . (Т. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ" в других словарях:

    Сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая: 1) имеет большую емкость; 2) быстро угасает во времени (около 0.25 с.); 3) работает с сенсорным кодом; 4) сознательно не… …

    Память - У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия

    ПАМЯТЬ - способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… … Философская энциклопедия

    ПАМЯТЬ - психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний … Российская педагогическая энциклопедия

    Память - способность человека к закреплению, сохранению и воспроизведению воспринятой информации. Виды П.: словесно логическая, двигательная (моторная), образная, тактильная (осязательная), эмоциональная. Различают также П. долговременную (подсистема П … Криминалистическая энциклопедия

    - (англ. kinds of memory) различные формы проявления мнемической деятельности. Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями. 1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности,… … Большая психологическая энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЯ - наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    Иммунная система человека - Лимфоцит, компонент иммунной системы человека. Изображение сделано сканирующим электронным микроскопом Иммунная система подсистема, существующая у большинства животных и объединяющая органы и ткани, которые защищают организм от заболеваний,… … Википедия

    Информация - (Information) Информация это сведения о чем либо Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    ДПДГ - ДПДГ(EMDR) Десенсибилизация и переработка движением глаз (англ.EMDR (англ.)русск. Eye Movement Desensitization and Reprocessing) метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для терапии пост травматических расстройств (ПТСР) … Википедия

Книги

  • Клавиатурный набор , Шклярова Татьяна Васильевна. Уметь быстро и правильно (и, очень желательно, грамотно!) набирать текст на компьютере сейчас должен уметь каждый человек с шести- или семилетнего возраста. Это пособие научит Вас и Ваших… Купить за 77 руб
  • Клавиатурный набор для детей учителей и родителей Методика обучения слепому десятипальцевому методу Упражнения , Шклярова Т.. Уметь быстро и правильно (и, очень желательно, грамотно!) набирать текст на компьютере сейчас должен уметь каждый человек с шести- или семилетнего возраста.. Это пособие научит Вас и Ваших…

Перед тем как перейти к телесной линии времени, я считаю необходимым внести некоторые разъяснения по поводу употребляемой терминологии.

В рамках данной работы под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания о прикосновениях. Другое название того, с чем нам предстоит иметь дело, – тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях к ладоням, спине, ногам, животу и т. д. Обратите внимание: мы не рассматриваем ощущения во внутренних органах и мышцах. Им соответствует другая линия времени. Для улучшения памяти она на первом этапе освоения голограммы не имеет большого значения, а путаница из-за неточности в терминологии может возникнуть весьма основательная. Поэтому какие бы слова и термины (телесная память, память тела и т. д.) ни употреблялись, имейте в виду: всегда подразумевается тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях.

Что касается ощущений, подавляющее большинство психологических школ считает, что у человека есть восемь видов ощущений. Мы выяснили, что для стандартного развития памяти оптимально иметь дело с четырьмя видами ощущений: зрительными, тактильными, слуховыми, обонятельными. Другие не дают настолько значительного улучшения памяти, чтобы тратить время на работу с ними, а их нахождение обычно представляет для новичков трудновыполнимую задачу (за исключением вкусовой линии времени, она находится довольно просто). Если хотите, можете попробовать после работы с четырьмя основными линиями времени выставить, к примеру, еще и линию времени ощущений равновесия.

В этой книге, говоря об улучшении памяти, я подразумеваю память, которая требуется для запоминания и вспоминания основных видов учебной и рабочей информации. С другими видами ощущений мы начинаем работать спустя некоторое время, когда человек освоил алгоритм работы памяти и хочет получить доступ к возможностям голограммы более высокого уровня.

В случае дефицита времени мы выставляем только три линии времени: зрительную, тактильную и слуховую. Во время презентаций я вообще ограничиваюсь выставлением всего одной (основной) линии времени, что само по себе дает значительный эффект.

Что лучше вспоминать – приятное или неприятное?

Практика показывает, что все воспоминания одинаково хорошо подходят для выстраивания линии времени тактильной памяти (как, впрочем, и любой другой из тех, с которыми мы работаем на данном этапе), но лучше все-таки вспоминать что-то хорошее, по возможности избегая негативных воспоминаний. Не стоит лишний раз портить себе настроение, не так ли?

Линия времени ощущений прикосновения, как выяснилось, у подавляющего большинства людей не совпадает в пространстве со зрительной линией времени. Как результат, имеет место внутренняя разорванность памяти, не позволяющая порой вспоминать нужную информацию так хорошо, как хотелось бы.

Когда на занятиях мы приступаем к нахождению тактильной линии времени, я стараюсь создать все условия для повышения концентрации внимания обучающихся на «внутренней зоне», выражаясь терминами гештальт-терапии.

УПРАЖНЕНИЕ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ № 2

Совершенствуем упражнение на управление вниманием, которое мы выполняли, когда находили зрительную линию времени. Безоценочно воспринимаем все то, что попадает в наше поле зрения, и столь же безоценочно ощущаем свое тело. Если упражнение вами уже достаточно хорошо освоено, начинайте ощущать тело не просто, а с любовью. Постарайтесь посылать любовь каждой клеточке организма, напитывая себя радостью, теплом, благодатью.

Те, у кого есть навык сверхобучаемости (или владеющие методикой «КЛЮЧ» Алиева), пусть используют соответствующий настрой на нахождение и выстраивание тактильной линии времени, и внутренний разум начнет им помогать.

Затем я предлагаю вспомнить то, что было с участниками тренинга пять – пятнадцать минут назад. Люди вспоминают, и многие начинают видеть картинку. Тогда я предлагаю выключить изображение, сосредоточившись на вспоминании прикосновения. После этого нужно перенести это ощущение на левый луч линии времени (на расстоянии примерно в девяти сантиметрах от лица, где расположена первая опорная точка) и закрепить его мысленным усилием, фиксируя в течение двадцати – тридцати секунд. Затем включаем зрительное воспоминание в этом месте пространства.

Непосредственно на занятиях мы выставляем опорные точки ощущений прикосновения на голограмму после нахождения мест, где они воспринимаются разумом каждого человека. Получается интересная картина. Например, несколько минут назад вы взяли в руки эту книгу и начали работать с ней. Зрительное воспоминание у вас может быть уже на левом луче голограммы, либо в другом месте. Например, прямо перед вами, на расстоянии двадцати сантиметров от лица. А воспоминание о прикосновении к книге может восприниматься вашим разумом совершенно особым образом и находиться в другом месте, которое обычно не совпадает с местом расположения зрительной картинки. Налицо некая разорванность, несоответствие друг другу воспоминаний об одном и том же событии.

При заочном обучении я не предлагаю даже пытаться найти места, где разум фиксирует воспоминания об ощущениях прикосновения. Пока что эта задача почти невыполнимая, но это не является препятствием для выстраивания тактильной линии времени в пространстве: просто нужно уделить немного больше времени на фиксирование ощущений прикосновения в опорных точках голограммы.

Аналогичным образом выставляем воспоминания о прикосновениях, бывших за три – четыре часа до настоящего момента, затем за сутки, неделю, месяц, год и девять лет. Последовательно переносим их на левый луч голограммы памяти (те, кто постарше, могут вспомнить о прикосновениях, имевших место двадцать пять лет назад).

Сразу же после выставления телесных воспоминаний на голограмму выполняем следующее упражнение.

Максимально сконцентрировавшись (упражнение на концентрацию № 2), представляем левый луч голограммы с воспринимаемыми нами воспоминаниями об ощущениях. И сразу же начинаем представлять, как все воспоминания о телесных прикосновениях собираются на левом луче голограммы. Одна – две минуты – и все телесные воспоминания расположены на левом луче.

На нахождение и выставление телесной линии времени у нас в группах уходит в среднем около тридцати минут.

У ярко выраженных кинестетиков довольно часто телесная линия времени бывает основной, то есть именно ее они выстраивают в первый раз. Вспоминая во второй раз телесные ощущения, эти люди обнаруживают, что все вроде бы и так находится на месте. Что делать в этом случае? Я предлагаю вспоминать только изображения (как на фотографии), максимально отстраняясь от тактильных ощущений и звуков, а затем находить в пространстве свои «зрительные файлы» и выставлять их по порядку на левый луч голограммы. Если первоначально была выставлена не зрительная, а телесная линия времени, спокойно выставляйте зрительную. Порядок выстраивания большого значения не имеет. Главное – выставить все основные компоненты голограммы.

Структуризация телесной памяти очень благотворно сказывается как на памяти, так и на мышлении. Возможно, что при органических повреждениях мозга, когда страдают отдельные блоки памяти, выстраивание единой голограммы из воспоминаний различных органов чувств позволит быстрее создать компенсаторные механизмы для восстановления нарушенной функции.

Еще два немаловажных момента, которые нужно учитывать при нахождении и выстраивании телесной линии времени.

Нахождение телесной линии времени не рекомендуется делать в тот же день, что и нахождение зрительной линии.

Необходима максимальная концентрация, добиться которой можно с помощью упражнения из гештальт-терапии, рассмотренного в начале книги, а также настроя на концентрацию в нейтральном состоянии. Возможно также применение навыков сверхобучаемости.

И. Ю. Матюгин " Тактильная память", М.: 1991

У меня сегодня немало дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научится жить.

За этими строками Анны Ахматовой, приоткрывается подлинная психологическая правда о внутренней работе самостроительства личности. Каждый из нас занят одним делом - деланием самих себя.

Можно приказать себе забыть, можно убить память, можно наконец овладеть искусством запоминания. Главное, только понять, что подлинная практическая психология является наукой о строительстве, конструировании, возделывании и проектировании мира человека.

Что такое тактильная память? Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

Для занятия нам понадобятся десять карточек с разной шероховатостью.

Игра 1: Разложите карточки в ряд по порядку от 1 до 10 номерами к низу. Теперь закройте глаза и тщательно, не торопясь ощупайте поверхность каждой карточки.

Постарайтесь запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Перемешать карточки.

Попробуйте на ощупь разложить карточки в прежнем порядке с закрытыми глазами.

Проверьте правильность подсчитайте количество ошибок.

Игра 2: Возьмите карточку. Закройте глаза и потрогайте ее. Что Вам напоминает ее поверхность? Прикасайтесь по очереди к каждой карточки, представьте себе, на что они похожи. Напишите на листочке, что Вам напоминает каждая карточка. Оцените в баллах.

Игра 3: Возьмите картинку, на которой немало вещей. Все они разные наощупь: теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твердые. Представьте, что Вы дотрагиваетесь до каждого предмета. Не торопитесь, будьте внимательными, потрогайте все предметы, ничего не пропустите.

Затем уберите картинку. Попробуйте вспомнить вещи, которые были на картинке, напишите их на листочке.

Подсчитайте баллы:

115 -120 баллов, Поздравляем! У Вас отличная тактильная память.

85 -115 баллов, у Вас хорошая тактильная память.

50 -85 баллов, у Вас нормальная тактильная память, обратите внимание на допущенные ошибки.

15 - 50 баллов, не огорчайтесь Вы обязательно улучшите свою тактильную память.