Правовое регулирования приемной семьи. Приемные родители вкладывают в чужих детей больше, чем в своих Приемные родители беларусь

"К 2015 году в Беларуси не должно остаться детских домов и интернатов. ... Такую задачу поставил президент еще в 2008 году"

Времени осталось мало, работы много. Чиновники свою работу знают. Меня вот вызвали в центр завтра:), давно не вызывали, а тут что-то важное. Сказали составить план развития приемной семьи. Еще так сухо и жестко проехались, что у меня всего один приемный ребенок. Предлагали взять двоих детей, видимо дают шанс исправиться. Что, думаю, такое происходит... Ведь же до сих пор все были предельно корректны, с опекой у нас любовь и дружба, ничего кроме уважения и внимания (при невозможности нам помогать, все же внимание есть) я от органов опеки в свой адрес не чувствовала. Пошла спросила интернет. И вот первая же статья на Тут.бай

Стало все понятно. Статья правдивая, мне по крайней мере изнутри видно то же самое, что и журналисту увиделось. Лично я как-то выскальзываю пока. Но описанные процессы наблюдаю. Но я тут не борец, мне Ирушки хватает. И получается, что я не то что каких-то там прав не отстаиваю, а просто рада, что нас не трогают и не угрожают ребенка забрать. Вот такая малодушная позиция. Забылась я, что у нас в стране просто быть не получится. Или ты убитый герой или малодушный молчун. Прикольно все же. Как можно любой процесс извратить.
Пару цитат:

"Год назад в "Положение о приемной семье" внесли изменения. "Раньше приемным семьям разрешалось иметь не более 4 детей: включая и своих, и приемных. Теперь приемных может быть до 4-х, это плюс к родным и усыновленным. При этом приемная семья не считается и не будет считаться многодетной, не будет иметь такие льготы, как многодетные семьи" О! вот. вот отукуда звонки.

"Весной нас собрали в отделе образования всех и объявили: "Готовьтесь: будем давать до 4-х детей в семью. Сказали, что будут давать и грудных, и больных - любых. Как мы все поняли, наше согласие спрашивать особо не будут" , - рассказывает возмущенная женщина, которая сейчас воспитывает одного ребенка и больше брать не планирует. По ее словам, уже в некоторых деревнях в их районе чуть ли не силой добавляют в приемные семьи новых детей. "Одна мама-воспитатель на собрании тогда сказала: "А если я не согласна?" Ей ответили: "Пишите заявление на увольнение по собственному желанию" очень эгоистично надеюсь, что мы свои полгода дотянем, и меня не уволят по собственному.

" Приемные дети часто имеют и наследственные заболевания, и как их лечить - большой вопрос , - продолжает Елена Кашина. - Последними изменениями в "Положение о приемной семье" обязанность возмещать расходы на лечение возложили почему-то на Советы депутатов. Раньше это, правда, прописано вообще не было. Но как это будут делать депутаты? У них сессия дважды в год. При каждом новом заболевшем ребенке внеочередную сессию проводить? И ведь еще не указан критерий, когда возмещаться будет, а когда - нет."

это правда, денег на лекарства нет и не верю что будет. и подтверждаю, что денег на не побоюсь этого слова реабилитацию ребенка после детдома - надо как на домашнего ребенка умножить на 5-7. потмоу что "летит" все подряд, нам дороже всего встали зубы. и микрофлора кишечника. если бы не иришкины американские пробиотики и ферменты - чтобы было с тем животом. а так ничего... как-то налаживается.

"Понятно, что это делается, чтобы деньги в бюджете сэкономить. До четырех детей отдавать в семью - это, опять-таки, делается в целях экономии. Таким образом поднимается престиж нашей деятельности? Как с этим быть на практике? - задается вопросом один из родителей. - Ка ждый приемный родитель имеет по закону 56 дней отпуска, а на время отпуска его функции по договору выполняет другой супруг. Но теперь это ему оплачиваться никак не будет. Это что, рабство?" Читать полностью:

Минчанам, усыновившим детей, нужна поддержка психологов.

– По сей день сожалею, что не прислушалась когда-то к словам воспитателей Дома ребенка, – признается Наталья Степановна, которая 16 лет назад взяла опекунство над трехлетней Сашенькой (имена собеседницы и ребенка изменены по этическим соображениям. – Прим. авт. ). – Мне говорили: характер у девочки сложный, подумай хорошенько, прежде чем брать ее в семью. Я же верила, что справлюсь, не зря ведь педагогическое образование получала. Но, увы…

На первых порах все складывалось вроде бы неплохо: родственники женщины поддержали ее благой порыв, 6-летний сын Владик с радостью воспринял появление сестрички. Даже соседи и знакомые не досаждали вопросом: «Откуда взялась дочь?». Предположили, что девочка жила у бабушки с дедушкой, и в подробности не вдавались.

Активная? Так ведь детям положено быть непоседами! Упрямая? Попробуем договориться. Любит драться? Ничего, перевоспитаем. Однако корректировать поведение Саши с каждым днем становилось все труднее.

– Через четыре года мне предложили стать приемным родителем, – вспоминает Наталья Степановна. – На специальных подготовительных курсах узнала много полезного для себя. С облегчением вздохнула, когда поняла, что не у меня одной такие проблемы с ребенком. Своими переживаниями делилась с другими родителями, брала на заметку их опыт. Опять стала верить, что все получится. А потом Саша пошла в школу…

Учителя плакали, пытаясь воспитывать непослушную ученицу. Влад, стыдясь за сестру, стал ее избегать. Итальянская семья, приняв у себя однажды Александру на летние каникулы, через неделю отправила ее назад. В 2008 году за хулиганские выходки девочка попала в воспитательное учреждение закрытого типа в Гомельской области, где пробыла 2 года. Вернувшись в Минск, поступила в технологический колледж. От общежития отказалась – с просьбой приютить пришла к бывшей приемной матери.

– И я приняла ее снова, ведь сердцем уже прикипела к ребенку, – говорит Наталья Степановна. – Просила только остепениться, вести себя хорошо.

Однако уговоры на Александру не подействовали. За грубые нарушения дисциплины и хроническую неуспеваемость ее вскоре исключили из колледжа.

Уже больше года девушка живет одна – став совершеннолетней, получила социальное жилье как сирота. Ее образ жизни далек от праведного: не работает, состоит на учете в наркодиспансере. Правда, Наталью Степановну Александра навещает регулярно, по-прежнему зовет мамой.

– Ведь у Саши больше и нет никого, кроме меня и Влада, – вздыхает женщина. – Родная мать отказалась от нее еще в роддоме. Бабушка с дедушкой даже увидеть внучку не захотели в свое время. Желающих удочерить тоже не нашлось. Так что это мой крест, и мне его нести до конца жизни… Очень хотелось помочь ребенку. Если бы тогда знала, что ожидает впереди, возможно, не решилась бы на такой шаг…

Учиться рад – признаться стыдно

Подобных историй немало, но широкой огласки они, как правило, не получают: среди обывателей как-то не принято обсуждать, насколько тяжело воспитывать чужих детей. Не в материальном плане, нет: тут и так все понятно – дополнительные финансы лишними не бывают. Речь о принятии чужого ребенка таким, каков он есть, умении найти с ним контакт, увидеть и понять его проблемы.

Приемным родителям все-таки немного проще: они, как состоящие в штате управлений образования, периодически собираются на методические объединения, имеют возможность высказаться и получить нужный совет. Усыновителям сложнее. В первую очередь потому, что многие из них стараются скрывать факт усыновления ребенка, стремятся быть как все и умалчивают о возникающих трудностях. Одним из тяжелых последствий «тайной» семейной жизни усыновителей бывает отказ от ребенка. К счастью, такое случается нечасто.

– Не принято у нас выносить сор из избы, – замечает заведующая сектором социально-педагогической работы и охраны детства комитета по образованию Мингорисполкома Зинаида Воробьева. – Любим создавать видимость благополучия, к тому же по умолчанию считаем, что умеем воспитывать детей. Но ведь нужно еще и понимать, что поведение ребенка, который жил в детдоме, однозначно будет отличаться от поведения домашнего чада. Эти дети уже приходят с проблемами и просто вынуждены вести себя иначе. Ожидания родителей не оправдываются, а принять помощь со стороны готовы далеко не все.

Между тем поддержка психологов (причем опытных специалистов, а не вчерашних выпускников вузов) усыновителям требуется обязательно и на протяжении длительного времени. Это касается и родителей-воспитателей детских домов семейного типа.

– Представьте себе маму и папу, у которых 2 своих детей и еще как минимум 8 чужих, – говорит Зинаида Васильевна. – Они живут в постоянном страхе – не повлияют ли приемные на родных? На мой взгляд, было бы хорошо иметь еще и психотерапевта, хотя бы одного на 10 детских домой семейного типа.

Слово за кадрами

В социально-психологических центрах (СПЦ), которые более 10 лет назад открылись в каждом районе Минска, никогда не откажут в необходимой помощи. Там же проходят обучение и кандидаты в усыновители и опекуны.

– Один раз в неделю проводим групповые и индивидуальные занятия, – поясняет директор СПЦ с приютом Первомайского района Елена Шалаева. – Ведем дневники наблюдения и даем заключение, насколько человек психологически готов к усыновлению. Обучение длится 1,5 месяца; основная цель – безусловное принятие детей. Стараемся донести до обучающихся, что процесс адаптации ребенка в семье может затянуться надолго и родителям нельзя замыкаться в себе. Пройти соответствующее обучение будущие усыновители могут и в Национальном центре усыновления.

К слову, специалисты СПЦ готовят к проживанию в замещающих семьях и детей, которые получили статус нуждающихся в государственной защите.

Таким образом, условия для подготовки и поддержки усыновителей созданы, единственная проблема – постоянный дефицит кадров.

– У нас, например, работают 3 педагога-психолога: 1 в приюте и 2 в центре, – рассказывает Елена Шалаева. – Не могу сказать, что этого количества достаточно, но наши специалисты имеют большой стаж и богатый жизненный и профессиональный опыт. Они справляются, но стоит это, конечно, немалых усилий.

С видом на жительство

По показателям усыновления Минск – аутсайдер среди других регионов Беларуси. И это при том, что количество населения в столице огромное и средний доход у жителей города значительно выше, чем на периферии.

– Мне кажется, минчан останавливает квартирный вопрос: построить жилье в столице сложно, – предполагает директор СПЦ Первомайского района. – У людей, может, и есть душевный порыв, но отсутствие необходимых квадратных метров часто все портит. Да и общественное мнение играет большую роль. Супруги, например, решают взять ребенка, а родственники и знакомые, как правило, начинают отговаривать: зачем вам это нужно?

Зинаида Воробьева, в свою очередь, обращает внимание на то, что жители Минска часто усыновляют детей из регионов, дела рассматриваются по месту проживания ребенка, и показатели, соответственно, приписываются не Минску.

– Есть еще один момент, – замечает специалист. – Потенциальные усыновители могут обращаться в управление образования своего района или в Национальный центр усыновления. Во втором случае они получают направление на знакомство с конкретным ребенком, который может проживать в любом регионе страны. А вот в первом случае направление выдается только на ребенка, проживающего на территории района, где находится управление образования. То есть минчанин, проживающий во Фрунзенском районе, не может усыновить ребенка, например, из Ленинского района. На мой взгляд, этим созданы искусственные границы. В то же время под опеку можно брать ребенка, проживающего в любом районе.

К сведению

В 2013 году минчане усыновили 81 ребенка. В основном это дети в возрасте до 6 лет.

Беларусь – единственная страна на постсоветском пространстве, где выплачивают пособие на усыновленных детей (по заявлению усыновителя) до достижения ими 16 лет.

Всю информацию, касающуюся усыновления детей, можно найти на сайте Национального центра усыновления (http://child.edu.by/) и на портале Dadomu.by (http://dadomu.by). Там же размещены фото ребят, которым нужна семья.

Приемная семья - это один из самых лучших вариантов (разумеется, кроме усыновления) ухода за детьми без попечения родителей и детей-сирот. Супруги или отдельные люди принимают в семью одного или несколько подопечных, между ними и органом опеки и попечительства заключаются:

В документах обязательно должен быть указан срок воспитания. Приемным родителям гарантирована оплата труда, стаж и отпуск.

Приемные родители: какими они должны быть?

Любой совершеннолетний человек (пол не важен) может стать приемным родителем. Исключение по закону составляют:

  • недееспособные и ограниченно дееспособные (по решению суда) лица;
  • лишенные род.прав или ограниченные в них люди;
  • отстраненные от попечительских обязанностей опекуны;
  • бывшие усыновители (с принудительной отменой усыновления);
  • люди с определенными заболеваниями (лица с инвалидностями I и II групп).

Приемные дети в семье: особенности передачи

  • Один из главных принципов - принцип территориальности: семья должна находиться в пределах ведомства определенного отдела образования.
  • Ребенок с особенностями физического и психического развития приедет в семью, если приемные родители выразили свое согласие и могут обеспечить должные условия.
  • Мнение детей по поводу переезда в новый временный дом учитывают: с 10 лет ими дается письменное согласие.
  • В приемном доме не должно быть больше 4 детей (считая с родными).

Как образуется приемная семья в Беларуси?

Если вы хотите стать приемной семьей, подготовьте документы: заявление, паспорт, свидетельство о браке, мед. справки, письменное согласие членов семьи, информацию о доходах. Будьте готовы к проверке условий проживания и освоению образовательной программы! После оформления договоров и приезда ребенка в новый дом

В Беларуси 18 179 детей живут в замещающих семьях, больше половины из них могут быть усыновлены. Постепенный отказ от интернатного содержания детей в пользу замещающих семей или детских домов семейного типа - целенаправленная государственная политика. Однако, говорят приемные мамы, ребенку нужна хорошая, а не любая семья.

Среди детей, которые живут в замещающих семьях, на воспитании в опекунских семьях находятся 9700 детей, в семьях усыновителей - 7064 ребенка, в приемных семьях - 6800 детей, в детских домах семейного типа - почти 2000 детей.

В детских интернатных учреждениях находится 4902 ребенка.

По словам заместителя начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елены Головневой , устройство вновь выявленных детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатные учреждения уменьшилось с 50% в середине 1990-х годов до 17% в 2013-м. За последние три года в Беларуси закрыты 12 детских интернатных учреждений системы Минобразования.

Как сообщила директор Национального центра усыновления Министерства образования Наталья Поспелова , почти четыре тысячи детей, которые могут быть усыновлены, находятся в интернатных учреждениях, а девять тысяч - в семьях.

172 из 551 усыновленного в прошлом году ребенка были выходцами из приемных семей. «И я убеждена, что наступят времена, когда каждое усыновление будет проходить из приемной семьи, потому что интернатная система просто перестанет существовать как способ ухода за детьми», - отметила Наталья Поспелова.

Государство заинтересовано в том, чтобы дети воспитывались в семьях, а не в интернатах. Однако, говорит приемная мама из Орши Елена Кашина, ребенку нужна хорошая, а не любая семья. У Елены трое своих и двое приемных детей.

Недавно из ее семьи ушли трое выросших приемных детей - двое молодых людей и девушка, которая сама недавно стала мамой.

«Когда я вижу, как она трясется над своим ребенком, - рассказала Елена Кашина, - хотя у нее значительная задержка развития, осознаю: мы достигли того, что она понимает ценность семьи. Мои приемные дети не звонят подолгу только тогда, когда у них все хорошо. И я узнаю об их жизни в соцсетях, где они меня указывают как маму. Проблем, пока росли старшие, у нас было очень много: и воровство, и побеги из дома, и бродяжничество. Дети, воспитывавшиеся в асоциальных семьях, очень сложные. С младшими тоже всякое бывает, но легче».

Два брата-погодки Стас и Влад живут в семье Елены с двух и трех лет, теперь им 9 и 10 лет. Елену называют мамой: «Я же их вырастила, совсем маленькие были, когда ко мне попали. Со своей биологической мамой дети знакомы, правда, родительско-детской связи с ней у них нет».

Сама встреча с ней стала для детей стрессом, потому что контакта не получилось. Мама (лишена родительских прав в отношении Стаса, Влада и старшего мальчика, живущего в другой приемной семье) сейчас не пьет - закодировалась. Однако живет в ужасных условиях, в неприспособленном помещении, без электричества.

Любопытно, что она заявила о планах восстановить материнство в отношении старшего ребенка.

«Ни старший мальчик, ни мои дети не считают эту женщину мамой, много лет жили, не зная ее. Отдать детей этой женщине - означает вырвать их из привычной среды», - уверена Елена Кашина.

Насколько ей известно, биологическая мама мальчиков обратилась к местным властям в Дубровно, где живет, с просьбой помочь привести жилье в порядок перед тем, как вернуть ребенка в семью.

«Скажите, мальчику нужна такая семья?» - задается вопросом Елена.

По ее словам, «женщина выплачивает средства на содержание детей, а ее сожитель - их отец - нигде не работает и в этом не участвует» . «Мне непонятно, почему государство не заинтересовано в установлении отцовства? - удивляется Елена Кашина. - Таких случаев, когда женщины, лишенные родительских прав, в одиночку возмещают государству расходы на детей, очень много. Приемным родителям внушают, что у государства нет средств платить им нормальную зарплату и пособие на детей, а этот ресурс не используется».

Зарплата Елены как приемного родителя - 2 млн. 600 тыс. рублей (у нее большой стаж работы и высшее образование). На каждого приемного ребенка выплачивается еще около 1 млн. 500 тыс. рублей:

«Труд приемных родителей не оплачивается в должной мере, а суммы, которую государство выделяет на детей, не хватает на то, чтобы содержать их достойно. Дают на детей полтора миллиона, а спрашивают за три. Чтобы не ходить с протянутой рукой, приходится подрабатывать. Вот и получается, что надо или смотреть детей, или деньги зарабатывать. Не удивительно, что приемные родители рассказывают, что вкладывают в приемных детей больше, чем в своих - и морально, и материально. Скажите, в чем виноваты родные дети?».

Елена Кашина считает, что приемная семья должна быть профессиональной, так как только обогреть и пожалеть детей недостаточно. Чтобы растить сразу многих детей разного возраста и разного уровня социальной адаптации детей, надо иметь соответствующие знания и опыт.

«У нас органы опеки исходят из того, чтобы «было тихо, - отметила приемная мама. - В результате дети оказываются в приемных семьях, где с ними . Или попадают к людям, не готовым к такому испытанию, в результате их часто тасуют по разным семьям. Родители не справляются, а дети страдают».

Кроме того, существует проблема юридических коллизий между трудовым и семейным законодательством при регулировании деятельности приемных семей. Приемные родители - это наемные работники, но реализовать им элементарные трудовые права трудно.

«Например, практически невозможно реализовать право на отпуск, на перерыв, на определенное рабочее время. Таким образом, трудовой договор не дает ничего, кроме возможности получить заработную плату. Материальная поддержка семей с приемными детьми недостаточна, как юридическая, так и психологическая», - отмечает Елена Кашина.

У многодетной мамы из Бобруйска Ольги Казначеевой трое родных и пятеро приемных детей - от полутора до 17 лет. Несколько месяцев назад семья получила статус детского дома семейного типа, где Ольга работает воспитателем.

«Моя зарплата, - говорит она, - как у воспитателя детского сада. Получается чуть больше 3 млн. рублей. На каждого приемного ребенка получаю пособие».

О материальных проблемах Ольга не рассказывает. Их семья очень довольна домом, который предоставило им государство. Чтобы иметь статус семейного детского дома, детей должно быть не меньше десяти, поэтому у Ольги скоро появятся еще двое ребятишек. Пока Ольга будет работать воспитателем, семья будет жить в большом доме. Если же уйдет с работы, то придется вернуться в свою квартиру.

Поддержкой специалистов отдела образования, психологов в частности, Ольга довольна: «В нашем регионе с этим всё хорошо. Я всегда могу рассчитывать на помощь. Сложности с детьми серьезные, но решаемые. Действительно, для того, чтобы растить столько детей, мало быть доброй и хорошей, надо быть образованной, строгой и любящей».

Ольга уверена, что для детей важна семья не сама по себе, а хорошая семья. Она считает, что определенные требования к биологическим, когда им возвращают детей, вполне оправданы и не должны снижаться.

Ольга сама выросла в неблагополучной семье и хотела создать такую семью, которой у нее не было, хотела помочь детям состояться.

«Для меня важно дать им ресурс для того, чтобы налаживать самостоятельную жизнь. Понимаете, я вижу, как из очень тяжелых детей, которых некоторые окружающие называли последними словами, мои дети становятся обычными. Я понимаю, что наследственность может выстрелить в любой момент, но условия, в которых воспитывается ребенок, меняют его, приспосабливают к жизни, дают ему возможность стать счастливым и создать в будущем благополучную семью», - уверена Ольга Казначеева.

Приемная семья является относительно новой, но перспективной формой устройства детей. Понятие "приемная семья" было введено в Республике Беларусь в 1999 году в связи с принятием Кодекса о браке и семье, а так же Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 года. Но в законодательстве отсутствует правовое определение термина "приемная семья". Представляется, что приемную семью можно определить как социальное образование, состоящее, как минимум из одного родителя и ребенка, не связанных кровным родством, созданное на основании норм действующего законодательства с целью обеспечения максимально благоприятных условий для воспитания детей, оставшихся без родительского попечения .

На современном этапе приемная семья является наиболее популярной формой семейного устройства. Более 3000 детей воспитывается в приемных семьях в Беларуси. Более 400 родителей-воспитателей и приемных родителей объединены в ассоциацию приемных родителей. В настоящее время в приемных семьях воспитываются более 3 тыс. 730 детей. В Республике Беларусь насчитывается уже свыше 2.5 тыс. приемных матерей. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание приемным родителям, именуется приемным ребенком (детьми), а такая семья - приемной семьей.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора. Договор о передаче ребенка и трудовой договор заключаются между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). На воспитание в приемную семью передается ребенок, не достигший (не достигшие) совершеннолетия, т.е. восемнадцати лет, на срок, предусмотренный указанным договором. Срок воспитания ребенка (детей) в приемной семье должен быть предусмотрен в договоре. Соглашение сторон о сроке передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является существенным условием договора.

Приемным родителем может стать как семейная пара, так и человек, не состоящий в браке. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать четыре человека. Подобная формулировка нормативного предписания позволяет сделать вывод о возможном превышении указанного числа (например, когда в семье воспитываются двое родных детей и родители изъявляют желание взять на воспитание четверых или более детей (братьев, сестер из одной семьи), оставшихся без попечения родителей. Поскольку минимальное количество детей в приемной семье не оговорено, можно допустить, что в такой семье может быть и один приемный ребенок. Ограничение по общему правилу количества детей, воспитываемых в приемной семье, призвано обеспечить им прежде всего семейное воспитание, основанное на личных взаимоотношениях детей и родителей, что отличает в принципе приемную семью от детских учреждений, сориентированных в силу специфики организации воспитательного процесса на общественное воспитание. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж .

Согласно ст. 170 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье на воспитание в приемную семью передаются:

1) дети-сироты;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей;

3) дети, находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;

4) государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования .

Подбор детей для передачи в приемную семью осуществляют органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по согласованию с лицами, желающими принять детей в семью. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.

Сегодня можно с уверенностью говорить о двух огромных преимуществах приемной семьи перед другими формами замещающего родительства. Во-первых, профессиональный родитель не выбирает себе детей, принимая и подростков с асоциальным поведением, и детей с особенностями развития, и "временных", родители которых попадают в места лишения свободы. Во-вторых, приемная семья, которая живет в том же районе, что и биологическая, дает ребенку право на постоянство территории. Кроме всех известных бед, которые выпадают на долю сироты по определению, есть еще одна - постоянные и не всегда оправданные перемещения. По банку данных Центра усыновления подсчитано, что дети-сироты, пока повзрослеют, до шести раз меняют интернатное учреждение, а вместе с ним город, друзей, привычную обстановку. Им приходится постоянно приспосабливаться к новым людям и условиям .

Положением о приемной семье регламентирован порядок организации приемной семьи. В соответствии с данным положением, лица, желающие принять детей на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой об образовании приемной семьи. К заявлению прилагаются следующие документы:

Копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

Медицинское заключение о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью;

Согласие других совершеннолетних членов семьи лица (лиц), обратившегося с заявлением об образовании приемной семьи;

Документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

Копия декларации либо иной документ о доходах за предшествующий образованию приемной семьи год, удостоверенные в установленном порядке;

Паспорт заявителя .

Орган опеки и попечительства изучает условия жизни и состояние здоровья лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивает готовность всех членов их семьи удовлетворить жизненные потребности приемного ребенка и реализовать план защиты его прав и законных интересов, составляет акт обследования условий жизни кандидатов в приемные родители в течение месяца с момента подачи ими заявления.

При подборе лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей и отражает в заключении информацию об успеваемости, уровне воспитанности и социализации родных и усыновленных детей.

Для подготовки заключения о возможности заявителей стать приемными родителями органы опеки и попечительства истребуют из соответствующих органов и организаций следующие документы и сведения:

Копия документа, подтверждающего право собственности лица (лиц), желающего принять детей на воспитание в приемную семью, на жилое помещение или право пользования жилым помещением;

Справка о месте работы, службы и занимаемой должности лица (лиц), желающего принять детей на воспитание в приемную семью;

Справка о размере заработной платы (денежного довольствия) за предшествующий образованию приемной семьи год;

Сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица (лиц), желающего принять детей на воспитание в приемную семью;

Сведения о том, лишалось ли лицо (лица), желающее принять детей на воспитание в приемную семью, родительских прав, было ли ограничено в родительских правах, было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавалось ли недееспособным или ограниченно дееспособным;

Сведения о том, отстранялось ли лицо (лица), желающее принять детей на воспитание в приемную семью, от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей;

Сведения о том, признавались ли дети лица (лиц), желающего принять детей на воспитание в приемную семью, нуждающимися в государственной защите .

На основании акта обследования и всех необходимых документов лица (лиц), желающих принять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в месячный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями. При этом учитываются личные качества заявителей, их взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно. В случае желания взять на воспитание больного ребенка в заключении должно быть указано наличие у приемных родителей необходимых для этого условий. Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в месячный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Одновременно заявителю возвращаются все документы. Органы опеки и попечительства организуют обучение лиц, в отношении которых принято положительное заключение о возможности стать приемными родителями по программам, рекомендованным Министерством образования Республики Беларусь, например "Программа профессиональной подготовки приемных родителей и родителей-воспитателей". Орган опеки и попечительства представляет кандидату в приемные родители информацию о состоящих на учете детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и установления контакта с ними. При подборе ребенка из детских интернатных учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо, желающее принять ребенка на воспитание, с личным делом ребенка и информацией о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений о ребенке .

На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, его опекун, попечитель представляет в районный, городской, районный в городе орган опеки и попечительства, следующие документы:

Свидетельство о рождении ребенка;

Медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;

Документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителей, копию решения суда о лишении родителей родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и другие) .

При подробном рассмотрении вопроса о сущности и организации приемной семьи, я считаю необходимым рассмотреть такой вопрос, как порядок заключения и прекращения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Каждый ребенок независимо от того, проживает он совместно с родителями или раздельно, имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического и умственного развития, реализации природных наклонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества .

Так, необходимым условием содержания детей, переданных на воспитание в приемную семью, является надлежащее материальное обеспечение этой семьи. Поэтому статьей 172 Кодекса о браке и семье предусмотрено, что приемной семье на содержание каждого ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства. Законодатель также определил, что порядок выплаты таких средств определяется Правительством Республики Беларусь .

При помещении ребенка в приемную семью с родителей взыскиваются денежные средства в размерах, предусмотренных ст. 93 Кодекса, т.е. взыскиваются в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание детей. Закон (ч. 3 ст. 82 Кодекса о браке и семье) не освобождает родителей, лишенных родительски прав, от обязанностей по содержанию своих несовершеннолетних детей.

Действующее брачно-семейное законодательство предусматривает взыскание на детей алиментов и взыскание средств на содержание детей, помещенных в детские интернатные учреждения. Средства на возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, перечисляются в доход бюджета, из которого финансируются детские интернатные учреждения, государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, детские деревни (городки), опекунские семьи, приемные семьи .

Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей). Существуют некоторые обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье в сфере материального обеспечения. К ним в частности относятся следующие обязанности:

* перечисление ежемесячно не позднее 20-го числа предыдущего месяца на банковские счета приемных родителей денежных средств в размере, установленном Министерством образования и Министерством финансов исходя из установленных норм материального обеспечения. При этом размер денежных средств, необходимых для содержания приемных детей, пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги;

* ежемесячно производить оплату труда приемных родителей в соответствии с действующим законодательством;

* в установленный срок выделять (отремонтировать) приемным родителям служебную квартиру (дом) для осуществления ими обязанностей по воспитанию и содержанию приемных детей;

* прикреплять приемную семью для приобретения продуктов питания к базе (магазину) с оплатой, как по безналичному, так и наличному расчету для приемных родителей, взявших на воспитание не менее 3 детей в соответствии с долгосрочным договором;

* выделять на каждого приемного ребенка денежные средства на оплату отопления, освещения, текущий ремонт жилья, приобретение мебели, оплату услуг бытового обслуживания для приемных родителей, взявших на воспитание не менее 3 детей в соответствии с долгосрочным договором .

На период ежегодного отпуска приемных родителей орган опеки и попечительства организуют летний отдых приемных детей. Следует отметить, что в случае госпитализации приемных родителей либо длительного их отсутствия в семье по иным уважительным причинам орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство приемного ребенка (детей) на воспитание либо заключает договор с другими приемными родителями.

Также ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающуюся ему пенсию (по случаю потери кормильца, по инвалидности). Выплата пенсии производится по выбору приемного родителя через организацию почтовой связи, банк, организацию, осуществляющую деятельность по доставке пенсий. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется также право бесплатного проезда независимо от места жительства на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат. Имущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства .

Итак, рассмотрев основные положения о приемной семье выяснилось, что на современном этапе приемная семья является наиболее популярной формой семейного устройства, которая образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью и трудового договора, заключаемые между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Нормы о приемной семье закреплены законодательно, в частности, они регулируются Кодексом Республики Беларусь о браке и семье и Положением о приемной семье. Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, желающие взять на воспитание ребенка. При этом существует исчерпывающий перечень обстоятельств, препятствующих тому или иному лицу стать приемными родителями.

Лица, желающие принять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление и прилагающиеся к нему необходимые документы. Для подготовки заключения о возможности заявителей стать приемными родителями органы опеки и попечительства истребуют из соответствующих органов и организаций определенные документы и сведения об этих лицах. В свою очередь на каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения системы образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания также передают приемным родителям необходимые документы. В отличие от опекунов и попечителей приемные родители получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию приемного ребенка. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства. Также существуют некоторые обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье в сфере материального обеспечения. Согласно договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, приемные родители должны исполнять определенные обязанности в отношении этого ребенка .

Таким образом, существует несколько форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых усыновление, установление опеки, приемная семья, патронатное воспитание. Общество берет курс на увеличение возможностей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, и на развитие такой формы как патронатное воспитание, которая не до конца оформилась в нашей стране.