Ф. И.О. родителя_____________________________________________________________
Ф. И.О., возраст вашего ребенка________________________________________________
1. Интересует ли вас речевое развитие вашего ребенка_______________________________
2. Как Вы считаете, речь Вашего ребёнка развивается в соответствии с возрастом? ______
_____________________________________________________________________________
3. Есть у вашего ребенка нарушения в развитии звуковой стороны речи________________
_____________________________________________________________________________
4. Как вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в будущем:_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Какими способами Вы развиваете речь ребёнка? _________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Как часто Вы беседуете со своим ребёнком? _____________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Чаще всего, каким образом происходит Ваше общение с ним? _____________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Как Вы отвечаете на его просьбу?_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. Вашему ребёнку нужна помощь учителя-логопеда? Почему Вы так думаете? ________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12. По Вашему мнению, учитель-логопед это человек, который… .
Исправляет звукопроизношение;
Развивает речь;
Развивает память и мышление;
Учит различать звуки;
Учит выговаривать «букву» «Р»;
Занимается устранением недостатков речи;
Играет с детьми;
· готовит к школе;
другое________________________________________________________________________
13. Какой результат вы бы хотели получить после работы учителя-логопеда с вашим ребенком?____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
14. Имеете ли вы возможность и желание выполнять тренировочные и творческие задания по развитию речи дома? (подчеркните один из вариантов)
Да, регулярно. Да, иногда. Редко. Нет.
15. Вы готовы посетить врача-специалиста и выполнить его рекомендации, если это потребуется для более успешной работы по исправлению речевых недостатков ребенка?__
_____________________________________________________________________________
16. Какая консультация логопеда была бы Вам интересна?___________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
17. Сколько раз в месяц (в неделю) вы бы хотели встретиться с учителем - логопедом для обсуждения вопросов успешности речевого развития вашего ребенка?_________________
_____________________________________________________________________________
18. Какая форма информирования по вопросам речевого развития дошкольников была бы для Вас наиболее удобной:
· персональный сайт, (или блог) учителя-логопеда;
· сайт детского сада;
· информационный стенд в приемной группы детского сада;
· индивидуальная тетрадь (блокнот) вашего ребенка;
· групповая беседа с учителем – логопедом;
· индивидуальная беседа с учителем-логопедом;
· беседа с воспитателем;
· родительское собрание;
19. Какое время для встреч – пятиминуток с учителем – логопедом по вопросам речевого развития вашего ребенка для вас наиболее удобно:
· утренний отрезок времени при приеме ребенка в группу детского сада (8.00-8.30);
· утренний отрезок времени при приеме ребенка в группу детского сада (9.00-9.30);
· вечернее время при уходе ребенка домой (16.00-17.00);
· вечернее время при уходе ребенка домой (17.00-18.00);
другое_______________________________________________________________________.
20. Как Вы считаете, кто несет ответственность за результат работы по исправлению речевых недостатков вашего ребенка:
· учитель-логопед;
· родители;
· учитель-логопед и родители;
· воспитатели;
· учитель-логопед, воспитатели и родители;
· детский сад;
· сам ребенок;
другое_______________________________________________________________________.
(для определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.)
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
1. Фамилия, имя ребенка.............................................................................................
Ф.И.О. родителя.........................................................................................................
2. Дата рождения ребёнка...........................................................................................
3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?
4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)
5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 7 лет) (да, нет)
.................................................................................................................................
6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?
7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, учителя, логопед)
..................................................................................................................................
8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?
..................................................................................................................................
9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз)
..................................................................................................................................
10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)
..................................................................................................................................
11. Как вы оцениваете работу логопеда, довольны или недовольны результатами
.................................................................................................................................
12. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от учителя, воспитателя)
.................................................................................................................................
13. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):
Формирование правильного звукопроизношения;
Развитие фонематических процессов;
Работа над слоговой структурой слова;
Развитие лексики;
Развитие грамматического строя речи;
Развитие связной речи;
Развитие мелкой моторики:
Развитие артикуляционной моторики;
Развитие психических процессов.
14. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед в общеобразовательной школе:
Формирование правильного звукопроизношения
Коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение)
15. Знакомы ли Вы с понятием «Фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие?)
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
16. Знакомы ли Вы с понятиями «Дисграфия», «Дислексия» (нет, да, что означает данные понятия?)
.................................................................................................................................
17. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)
.................................................................................................................................
18. Знакомы ли Вы с требованиями, предъявляемые к учащимся, посещающим логопедические занятия.
.................................................................................................................................
19. Требуются ли Вам консультации логопеда (да, нет, по какому вопросу).
.................................................................................................................................
20. Ваши вопросы и предложения. ................................................................................
................................................................................................................................
.................................................................................................................................
................................................................................................................................
Дата............................................. Подпись родителя: ..............................................
Благодарим за сотрудничество!
Анкеты для родителей ребенка,
Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. Рекомендуется начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Не писать: “нас интересует то-то”, поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например: “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”. Далее идёт инструкция к выполнению. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, с помощью анкет мы узнаём сведения о детях. Которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.
Уважаемые родители!
Заполнение данной анкеты поможет в определении верных направлений
коррекционной работы с Вашим ребёнком.
1. Анкетные данные
Фамилия, имя ребёнка______________________________________________________________
Дата рождения_______________________________
Домашний адрес__________________________________________Телефон_____________________
Сведения о родителях:
Мать (Ф.И.О., возраст на момент родов)__________________________________________________
Отец (Ф.И.О. возраст)__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Место работы________________________________________________тел______________________
2. Анамнез
Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребёнка:
мать_________________________________________________________________________________
отец_________________________________________________________________________________
От которой по счёту беременности ребёнок_______________________________________________
Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания)_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные)________________
_____________________________________________________________________________________
Когда закричал ребёнок________________________________________________________________
Вес и рост при рождении_______________________________________________________________
Вскармливание_______________________________________________________________________
3. Раннее психомоторное развитие
Голову держит с ____________________________Сидит с ___________________________________
Ползает с ___________________________Стоит с __________________________________________
Ходит с _______________________________Появление первых зубов_________________________
4. Перенесенные заболевания
До года______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
После года___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Ушибы, травмы головы________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Наличие оперативного вмешательства____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5. Раннее речевое развитие (со слов матери)
Гуление______________________________ Лепет (4-8 мес.)_________________________________
Первые слова (1 г)_____________________Первые фразы (1,5-2 г)____________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине______________________________________
_____________________________________________________________________________________
Использование жестов_________________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Занятия с логопедом___________________________________________________________________
Результаты занятий с логопедом_________________________________________________________
Лечение у других специалистов_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
посещающего логопедический пункт детского сада.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Анкета для родителей ребенка,
посещающего логопедический пункт детского сада.
1.Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?______________________________________
_____________________________________________________________________________________
2.Какие звуки ваш ребенок не умеет произносить?_________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.Всегда ли выполняете с ребёнком задания логопеда?______________________________________
4.Сколько раз в неделю удается позаниматься?____________________________________________
5.Что вам мешает в этом?_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6.Пользуетесь ли вы тетрадью для занятий?_______________________________________________
7.Нужна ли вам тетрадь для домашних заданий?___________________________________________
8.Что она вам даёт?____________________________________________________________________
9.Требуется ли вам для занятий с ребенком консультация логопеда?__________________________
10.Сколько раз вы побывали на консультации у логопеда?___________________________________
Анкета для родителей ребенка,
посещающего логопедический пункт детского сада.
1.Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?______________________________________
_____________________________________________________________________________________
2.Какие звуки ваш ребенок не умеет произносить?_________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.Всегда ли выполняете с ребёнком задания логопеда?______________________________________
4.Сколько раз в неделю удается позаниматься?____________________________________________
5.Что вам мешает в этом?_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6.Пользуетесь ли вы тетрадью для занятий?_______________________________________________
7.Нужна ли вам тетрадь для домашних заданий?___________________________________________
8.Что она вам даёт?____________________________________________________________________
9.Требуется ли вам для занятий с ребенком консультация логопеда?__________________________
10.Сколько раз вы побывали на консультации у логопеда?___________________________________
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
1. Фамилия, имя ребенка.............................................................................................
Ф.И.О. родителя.........................................................................................................
2. Дата рождения ребёнка...........................................................................................
3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?
4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)
5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 7 лет) (да, нет)
.................................................................................................................................
6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?
7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, учителя, логопед)
..................................................................................................................................
8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?
..................................................................................................................................
9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз)
..................................................................................................................................
10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)
..................................................................................................................................
11. Как вы оцениваете работу логопеда, довольны или недовольны результатами
.................................................................................................................................
12. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от учителя, воспитателя)
.................................................................................................................................
13. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):
Формирование правильного звукопроизношения;
Развитие фонематических процессов;
Работа над слоговой структурой слова;
Развитие лексики;
Развитие грамматического строя речи;
Развитие связной речи;
Развитие мелкой моторики:
Развитие артикуляционной моторики;
Развитие психических процессов.
14. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед в общеобразовательной школе:
Формирование правильного звукопроизношения
Коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение)
15. Знакомы ли Вы с понятием «Фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие?)
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
16. Знакомы ли Вы с понятиями «Дисграфия», «Дислексия» (нет, да, что означает данные понятия?)
.................................................................................................................................
17. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)
.................................................................................................................................
18. Знакомы ли Вы с требованиями, предъявляемые к учащимся, посещающим логопедические занятия.
.................................................................................................................................
19. Требуются ли Вам консультации логопеда (да, нет, по какому вопросу).
.................................................................................................................................
20. Ваши вопросы и предложения. ................................................................................
................................................................................................................................
.................................................................................................................................
Дата............................................. Подпись родителя: ......................................
Благодарим за сотрудничество!
Материал для тематического родительского собрания
Анкета для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» (3-4 года)
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям спланировать работу с учетом индивидуальных особенностей развития речи Вашего ребенка.
1. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад)
2. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и общается с ним? ___
3. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет) Какую?
4. Как вы оцениваете речь вашего ребенка в целом? (правильное отметьте)
Имеются незначительные отклонения
Ребенок владеет речью в соответствии с возрастом
Имеются серьезные нарушения речи
5. Что беспокоит Вас в речи Вашего ребенка? ___
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет)
7. Сформирована ли у ребенка пассивная (понимание) и активная (разговорная речь? (правильное отметьте)
Только пассивная
Только активная
В полной мере пассивная и активная
8. Достаточно ли сформирована и развита у ребенка диалогическая и монологическая сторона речи? (правильное отметьте)
Достаточно развита
Частично развита
Не развита совсем
9. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (да, нет)
10. Читаете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома? ___
11. Как по Вашему мнению, родители могут повлиять на овладение ребенком правильной речи? ___
12. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? ___
13. Ваши замечания, предложения, пожелания ___
www.maam.ru
Анкета для родителей по развитию речи дошкольника
Анкета для родителей
1. Задумывались ли Вы о том, как говорит Ваш ребёнок? ___
2. Слушаете ли Вы, что говорит Ваш ребёнок? ___ 3. Всё ли Вам нравится в речи ребёнка? ___
4. Поправляете ли Вы речь своего ребёнка? ___
5. Делает ли Ваш ребёнок грамматические ошибки? Какие? (нужное подчеркнуть)
согласование слова в роде, числе, падеже;
согласование слов;
употребление глаголов;
употребление существительных множественного числа;
употребление несклоняемых существительных.
6. Как Вы реагируете, если ребёнок ошибается? ___
7. Играете ли Вы со своим ребёнком? Какие игры для развития речи есть у вас дома? ___
8. Компетентны ли Вы в вопросах формирования у детей дошкольного возраста грамматически правильной речи или вам необходима помощь педагога? ___
9. Какая форма методической помощи Вас бы устроила? (нужное подчеркнуть)
Обзорная консультация специалиста;
Индивидуальная консультация
Спасибо за участие!
Выводы по результатам анкетирования родителей
Вопросы анкеты ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ
Вторая младшая № 1 Вторая младшая № 2
Всего приняли участие в опросе 12 родителей
1 вопрос. Задумывались ли Вы о том, как говорит Ваш ребёнок
да – 6 да – 5
2 вопрос. Слушаете ли Вы, что говорит Ваш ребёнок да - 6 да – 6
3 вопрос. Всё ли Вам нравится в речи ребёнка
5-нет, 1-да 3-нет, 2 – да, 1 –в основном
4 вопрос. Поправляете ли Вы речь своего ребёнка
5 вопрос. а) согласование слова в роде, числе, падеже
б) согласование слов
в) употребление глаголов
г) употребление существительных множественного числа
д) употребление несклоняемых существительных
6 вопрос. Как Вы реагируете, если ребёнок ошибается исправляю
6 исправляю
7 вопрос. Играете ли Вы со своим ребёнком. 6 6
8 вопрос. Компетентны ли Вы в вопросах формирования у детей дошкольного возраста грамматически правильной речи или вам необходима помощь педагога нужна помощь 6 нужна помощь
не нужна - 2
9 вопрос. Какая форма методической помощи Вас бы устроила обзорная консультация специалиста
индивидуальная консультация
www.maam.ru
Анкета для родителей по развитию речи ребенка
1. Фамилия Имя Ребенка___
2. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) читаем очень много, постоянно;
б) читаем, но редко;
в) не читаем.
3. Какие сказки, стихи, рассказы вы читаете ребенку?
4. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?
а) любит и подолгу слушает;
б) когда как;
в) не любит.
5. Что больше нравиться вашему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) сказки;
в) рассказы.
6. После чтения рассказа или сказки может ли ребёнок ее рассказать?
а) да рассказывает как ему читали;
б) рассказывает, но на свой лад;
в) частично рассказывает сказку;
г) не рассказывает.
7. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?
б) проявляется, но изредка;
в) очень редко.
8. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?
а) да (перечислить)
www.maam.ru
Анкета логопеда для родителей “Речевое развитие ребенка”
3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?
................................................................................................................................
4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)
5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 7 лет) (да, нет)
.................................................................................................................................
6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?
7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, учителя, логопед)
..................................................................................................................................
8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?
..................................................................................................................................
9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз)
..................................................................................................................................
10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)
..................................................................................................................................
11. Как вы оцениваете работу логопеда, довольны или недовольны результатами
.................................................................................................................................
12. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от учителя, воспитателя)
.................................................................................................................................
13. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку) :
Формирование правильного звукопроизношения;
Работа над слоговой структурой слова;
Развитие лексики;
Подробней logoped18.ru
__________
_____________________________________________________________________________________
Анкета для родителей ребенка,
посещающего логопедический пункт детского сада.
1. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?______________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Какие звуки ваш ребенок не умеет произносить?_________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Всегда ли выполняете с ребёнком задания логопеда?______________________________________
4. Сколько раз в неделю удается позаниматься?____________________________________________5. Что вам мешает в этом?_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6. Пользуетесь ли вы тетрадью для занятий?_______________________________________________
7. Нужна ли вам тетрадь для домашних заданий?___________________________________________
8. Что она вам даёт?____________________________________________________________________
9. Требуется ли вам для занятий с ребенком консультация логопеда?__________________________
10. Сколько раз вы побывали на консультации у логопеда?___________________________________
Анкета для родителей ребенка,
посещающего логопедический пункт детского сада.
1. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?______________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Какие звуки ваш ребенок не умеет произносить?_________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Всегда ли выполняете с ребёнком задания логопеда?______________________________________
4. Сколько раз в неделю удается позаниматься?____________________________________________5. Что вам мешает в этом?_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6. Пользуетесь ли вы тетрадью для занятий?_______________________________________________
7. Нужна ли вам тетрадь для домашних заданий?___________________________________________
8. Что она вам даёт?____________________________________________________________________
9. Требуется ли вам для занятий с ребенком консультация логопеда?__________________________
10. Сколько раз вы побывали на консультации у логопеда?___________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
родителей детей, занимающихся на логопедическом пункте.
В анкете приняло активное участие 13 родителей. Часть родителей, а именно 7 семей, отказались заполнять бланк ответа, либо отнеслись к анкетированию безответственно и не вернули анкеты логопеду.
1. На первый вопрос анкеты «Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?» 100 % родителей ответили утвердительно.
2. «Какие звуки ваш ребенок не умеет произносить?» - адекватно состоянию звукопроизношения своего ребенка ответили 61,5 % родителей, тогда как 38, 5 % не верно оценивают нарушенные звуки у ребенка.
3. 100 % родителей всегда выполняют задания логопеда.
4. 23 % родителям удается позаниматься с детьми каждый день, 30, 7 % - 3 раза в неделю и 46, 3 % - лишь 2 раза в неделю, когда ребенок получает тетрадь с домашним заданием от логопеда.
5. Чаще заниматься с ребенком родителям мешает «трудовая занятость», работа, «не всегда хватает времени», нежелание ребенка, подготовительные курсы, посещаемые ребенком в вечернее время, позднее возвращение домой.
6. 100 % родителей ответили, что регулярно пользуются тетрадью для домашних заданий, которая по их мнению обязательно им нужна.
7. «Что дает тетрадь для домашних заданий?»: варианты ответов из анкет –
- У ребенка успешно развивается речь
- Повторяем пройденное, закрепляем
- Правильный подход к исправлению речи ребенка
- Знаешь, в каком направлении работать
- Минимум для занятий
- Желание самого ребенка заниматься, задания по существу
- План для занятий дома
- Правильно проводить занятия с ребенком
- Помогает в подготовке.
8. 77 % родителей побывали на консультациях логопеда и считают, что консультация необходима ещё. Тогда как 23 % - ни разу не были на консультации и считают, что сейчас она уже не нужна.
Дата: _____________________________
__________________/учитель-логопед Гладких Т. В./
Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа.
При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.
Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”.
Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. Рекомендуется начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос.
Не писать: “нас интересует то-то”, поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”. Далее идёт инструкция к выполнению.
Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, с помощью анкет мы узнаём сведения о детях. Которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.
По теме:
Подробней nsportal.ru
Предварительный просмотр:
Далеко не каждый родитель догадывается, что задержка в формировании речи часто возникает не столько в связи с патологиями или незрелостью органов речи, сколько вод воздействием неблагоприятной речевой среды. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими по принципу подражания, поэтому необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она должна быть четкой, неторопливой, грамматически правильной.
Любое нарушение речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Он может стать молчаливым, застенчивым, нерешительным, даже агрессивным, расторможенным. Наличие своевременной и правильной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения в речевом развитии.
Но если у вашего ребенка есть проблемы в развитии речи, то очень важно не растеряться в этой ситуации. Реально помочь ребенку может только спокойный, образованный, уверенный в себе родитель. Если вы хотите избежать печальных последствий и научить ребенка правильно говорить, то отнеситесь с вниманием к следующим советам:
Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Смягчайте речевые неудачи малыша, внося в них долю юмора. Хвалите даже за самый маленький успех.
Внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы он чувствовал вашу заинтересованность.
Не критикуйте, а корректно исправляйте неправильную речь.
Не искажайте слова при общении с ребенком, не имитируйте детскую речь.
Задав вопрос, делайте паузу, оставляя место для ответа.
Проговаривайте вслух то, что вы видите и слышите; описывайте действия ребенка, как бы подсказывая ему нужные слова.
Уделяйте детям как можно больше внимания для общения, игр, массажа, упражнений и это окупится с лихвой.
Нередко у детей возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. В этом случае можно предложить несколько упражнений, которые помогут снять это напряжение, научат детей ощущать движени языка, губ, челюсти. При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
Занимайтесь ежедневно по 10-15 минут перед зеркалом;
Движения проводите неторопливо, четко, ритмично;
Сравнивайте образец своих действий с действиями ребенка;
Следите, чтобы ребенок не уставал от гимнастики.
Некоторые несложные и полезные упражнения для губ и языка
«Лопаточка» (положить широкий язык на нижнюю губу)
«Иголочка» (высунуть узкий язык вперед)
«Качели» (широкий язык поднимается на верхнюю губу - опускается на нижнюю, верхнюю - нижнюю; затем так же на зубы; верхние - нижние, потом за зубы: верхние - нижние) .
«Вкусное варенье» (облизывать кончиком языка верхнюю губу)
«Лошадка» («поцокать», пощелкать языком) .
«Трубочка» (несомкнутые губы вытянуть вперед, как для звука «у»)
«Улыбка» (губы растянуть в улыбке, как для звука «и») .
«Чашечка» (положить широкий язык на нижнюю губу и приподнять края языка) .
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхания. Развитие мелкой моторики очень важно, потому что центры ответственные за движение руки, за артикуляционные движения губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, вы готовите почву для правильного выполнения артикуляционных движений, для этого есть множество пальчиковых игр («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока», можно собирать мозаику, перебирать крупу, пуговицы) .
Очень хорошо проводить массаж пальчиков, особенно тщательно массируя их кончики. Ребенку будет веселей и интересней, если вы при этом будете рассказывать стихи:
«Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик - я, вот и вся моя семья», Или: «Этот пальчик - в лес пошел, этот пальчик - гриб нашел, этот пальчик - чистить стал, этот пальчик - жарить стал, этот пальчик -все съел, от того и потолстел», начиная с мизинца.
Как видите - ничего сложного! Желаем вам удачи, успехов в занятиях с вашими детьми. Главное, любите их, знайте, что вы им нужны, и никто не сможет им помочь так, как вы, самые близкие люди.
По теме:
Подробней nsportal.ru
Предварительный просмотр:
Анкетадля родителей: «Развитие мыслительных операций у дошкольников»
Уважаемые родители, с целью создания условий для всестороннего развития личности воспитанников, мы проводим анализ работы по развитию у детей мыслительных операций. Нам очень важно Ваше мнение по данному вопросу. Просим Вас ответить на следующие вопросы.
- Знаете ли Вы, что такое «мыслительные операции»?
- Считаете ли Вы, что развитие мыслительных операций необходимо у детей дошкольного возраста?
- Развиваете ли Вы мыслительные операции у своего ребёнка (умение анализировать, обобщать, сравнивать предметы и явления) ?
- Умеет ли Ваш ребёнок сравнивать предметы, находить общие признаки и различия?
- Возможно ли развивать мыслительные операции у детей в игровой деятельности?
- Играете ли Вы с ребёнком в игры по развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез, обобщение) ?
- Покупаете ли Вы игры и игрушки по развитию мыслительных операций у ребёнка?
- Возможно ли развивать мышление детей на занятиях математикой?
- Считаете ли Вы, что развитием мыслительных операций должны заниматься педагоги детского сада?
- Считаете ли Вы, что развитием мыслительных операций должны заниматься родители?
Благодарим за сотрудничество!
Итоги анкетирования родителей «Развитие мыслительных операций у дошкольников».
Интерпретация:
ответы «да» оцениваются в 2 балла,ответы «частично (иногда) » -1 балл,«нет» - 0 баллов
Если количество баллов больше 13 баллов – родители отмечают важно развития мыслительных операций, стимулируют мыслительную активность детей, опираясь на мыслительные операции. Обеспечивают подбор математических игр по развитию таких мыслительных операций ребёнка, как анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение.
От 5 до 13 баллов – родители понимают важность стимулирования мыслительной активности ребёнка, но недостаточно уделяют внимания организации математических и развивающих игр. Приоритет в формировании мыслительных операций у дошкольников отдают педагогам детского сада.
Менее 5 баллов – родители не имеют представление о теме анкетирования, не считают важным развитие мыслительных операций у ребёнка. Не уделяют достаточного внимания организации игровой и математической деятельности для обучения ребёнка умению сравнивать, обобщать, анализировать предметы и явления.
По теме:
Подробней nsportal.ru
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет нам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.
- Ф. И ребенка_____________________________________________________________
- Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?____________________________________________________________________
- Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка?________________________________
___________________________________________________________________________
- Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая) .
- Задает ли вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?
___________________________________________________________________________
- Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?__________________________________________________________________
- Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом? ________________________________________________________________________
- Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»_________________
- После чтения рассказа или сказки может ее рассказать?__________________________
- Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях?_______________________________________________________________
- Участвует в длительных и подробных беседах?________________________________
- Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?___________________________________________________________________
- В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?___________________________________________________________________
- Компетентны ли вы в вопросах формирования у детей дошкольного возраста правильной речи или вам необходима помощь воспитателей ________________________________________________________________________
- Какая форма педагогической помощи вас бы устроила? (собрания, консультации, открытые занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация) ?
- Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании, консультации?___________________________________________________
________________________________________________________________________
- В каком виде деятельности проявляются творческие способности Вашего ребенка? (напишите свой вариант ответа)
- Принимаете ли вы участие с детьми в творческих конкурсах учреждения?
а) часто б) иногда в) не участвуем
- Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?
Источник nsportal.ru
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлениюего деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада - вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.
Для этого можно использовать различные формы работы. Коллективные формы. На групповых собраниях родителей в начале года педагог знакомит их с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени, знакомит с основными ошибками в речи детей.
Важно, чтобы на одном из родительских собраний воспитатель заострил внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том, какую помощь в овладении ребенком звуковой стороны речи может оказать семья. Он должен довести до сведения родителей, как развивается речь их ребенка, указать какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается.
Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своими впечатлениями о развитии речи в условиях семьи сами родители. Воспитатель может заранее договориться с некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно с педагогами детского сада устраняли те или иные недостатки в речи своего ребенка.
Можно использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи. В беседах и консультациях воспитатель знакомит родителей с вопросами речевого развития детей.
Полезно ознакомить родителей с процессом формирования речи детей. Лучше всего для этого показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений (в старших группах - словесные упражнения, звуковой анализ слов) , которые родители могут повторить в семье.
Родителей старших детей следует познакомить с содержанием работы по подготовке детей к школе. Полезны и открытые занятия по развитию речи, где могли бы участвовать родители.
Эффективны организации стендов, где даются сведения сформированности звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; небольшие заметки, статьи, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста.
В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе, на примере показан уровень речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть, и т. п.) .
Необходимо составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.
В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений) , которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.
Вопросы методики развития речи находят свое место и в таких сложных формах педагогической пропаганды, как родительские конференции, «круглые столы», устные педагогические журналы, организуемые сотрудниками детского сада на производстве.
Взаимодействие по развитию речи с родителями можно реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:
- информационно – аналитические формы организации общения с родителями;
- досуговые формы организации общения с родителями;
- познавательные формы организации общения с родителями;
- наглядно- информационные формы организации общения.
Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.
Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями. Формы работы:
- составление социального паспорта семьи;
Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.3.
Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________6.
Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________9.
Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________11. Присутствуете ли на дет. праздниках?______________________________12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________
Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет специалистам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.
1. Фамилия, имя ребенка 2. Кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку и как занимается с ним? 3. Много ли вопросов задает Ваш ребенок? Что его интересует? 4. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?5. Исправляете ли Вы его речевые ошибки?6.
Как ребенок относится к своему речевому дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает) ?_______________________________________________7. Согласны (не согласны) повторять пройденный на занятиях логопеда материал и закреплять пройденные логопедом звуки.__________________________________________8.
Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели бы обсудить?9. Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации логопеда, совместные логопедические занятия, наблюдение за ребенком на обычном логопедическом занятии, печатная информация) 10. Консультации каких специалистов Вы хотели бы получить? (логопед, психолог, воспитатель, медицинский персонал) .Спасибо!
Источник nsportal.ru
ФИО ________________________________________________________________________
Возраст ______________________________________________________________________
№ ОУ _____________________________________________________________________
Образование (с указанием вуза, специальности, квалификации, формы обучения, года окончания):
вуз
ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»
ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГИ им. В.И. Ленина)
ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (СПб)»
иные________________________________________________________________________
специальность
Дефектология (олигофренопедагогика с доп. спец. логопедия)
Дошкольная дефектология
031700 – «Олигофренопедагогика» с доп. спец. 031800 – «Логопедия»
031800 – «Логопедия»
квалификация
учитель и логопед специальной (вспомогательной) школы; олигофренопедагог дошкольных учреждений
учитель специальной (вспомогательной) школы; учитель-логопед
учитель-логопед
иные________________________________________________________________________ форма обучения
год окончания вуза ____________________________________________________________
Стаж работы (с указанием общепедагогического стажа и стажа в должности учителя-логопеда)
общепедагогический стаж ____________________________________________________
стаж в должности учителя-логопеда
до года до 3 лет
от 3 до 5 лет
от 5 до 10 лет
свыше 10 лет
Повышение квалификации
время прохождения __________________________________________________________________
база повышения квалификации ________________________________________________________
проблематика _______________________________________________________________________
Контингент детей логопедической группы ДОУ (в данном учебном году):
количество детей __ _______________________________________________________
педагогическая квалификация речевой недостаточности детей (! указать количество детей):
ОНР III уровня
ОНР IV уровня
Фонем. НР
клинический диагноз
дизартрия
стертая дизартрия
ринолалия
иные _______________________________________________________________________
Общеобразовательная программа, определяющая стратегию и тактику педагогической работы в контексте реализации образовательного процесса в ДОУ_________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Программа, определяющая стратегию и тактику логопедической работы__________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Учебно-методические пособия, определившие особенности организации Вашей педагогической работы в ДОУ:
Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособ. / авт.-сост. Л. Н. Зуева, Е. Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
11 . Пособия, ставшие для Вас руководством по реализации диагностико-прогностической деятельности:
Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста. – СПб.: Речь, 2006.
Калягин, В. А., Овчинникова Т. С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. – СПб.: КАРО, 2005.
Методы обследования речи детей/ под ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003.
иные____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пособия, ставшие для Вас руководством по реализации комплексного подхода к логопедическому сопровождению образовательного процесса:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебно-методические пособия, изученные Вами в последнее время
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специализированные периодические издания, изучаемые Вами:
«Дефектология»
«Логопед»
«Дети с проблемами в развитии»
изучение осуществляется:
систематически
периодически
по мере возможности
Степень успешности процесса преодоления у воспитанников трудностей в овладении программным материалом
высокая результативность
достаточная
Степень Вашего участия в работе психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения
систематически
не участвую
Формы организации взаимодействия со специалистами медицинского профиля
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Степень взаимодействия со специалистами медицинского профиля для решения диагностико-прогностических задач
систематически
в соответствии с потребностями
не взаимодействую
Степень взаимодействия со специалистами медицинского профиля для решения методических задач комплексного воздействия
систематически
в соответствии с потребностями
не взаимодействую
Мера реализации медицинского сопровождения воспитанников логопедической группы
достаточная
удовлетворительная
неудовлетворительная
Успешность проведения мероприятий медицинского сопровождения
высокая результативность
достаточная
низкая
Формы организации взаимодействия с психологом
Степень взаимодействия с психологом для решения диагностико-прогностических задач
систематически
в соответствии с потребностями
не взаимодействую
Степень взаимодействия с психологом для решения методических задач в контексте реализации комплексного воздействия
систематически
в соответствии с потребностями
не взаимодействую
Мера реализации психологического сопровождения воспитанников логопедической группы
достаточная
удовлетворительная
неудовлетворительная
Успешность проведения мероприятий психологического сопровождения
высокая результативность
достаточная
Формы организации взаимодействия с специалистами иных педагогических профилей (воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по ФК и иными)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Степень взаимодействия с педагогами
систематически
в соответствии с потребностями
не взаимодействую
Оценка степени успешности взаимодействия с педагогами
высокая результативность
достаточная
Степень удовлетворенности воспитателей результатами логопедического сопровождения образовательного процесса
достаточная
удовлетворительная
неудовлетворительная
Формы организации взаимодействия с родителями детей
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ иные формы, используемые Вами в рамках данной деятельности на уровне ДОУ
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Степень взаимодействия с родителями детей
систематически
в соответствии с потребностями
не взаимодействую
Оценка степени успешности взаимодействия с родителями детей
высокая результативность
достаточная
Степень удовлетворенности родителей результатами работы логопеда
достаточная
удовлетворительная
неудовлетворительная
Уровень материально-технического оснащения логопедической группы ДОУ
максимальная обеспеченность
удовлетворительная
неудовлетворительная
Степень использования технических средств обучения для решения методических задач логопедического сопровождения образовательного процесса
в соответствии с потребностями
достаточно часто
крайне редко
Наличие в логопедической группе ДОУ технических средств обучения
звуковые устройства ПК
программное обеспечение
«интерактивная» доска
метроном, секундомер и т.п.
магнитофон и аудиозаписи
проигрыватель и фонозаписи
диапроектор (или фильмоскоп) и слайды
кодоскоп
видеомагнитофон и фильмы
персональный компьютер
иные________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Успешность использования технических средств обучения
высокая результативность
достаточная
низкая
Использование компьютерных технологий осуществляется с целью
информационного обеспечения организация учебного процесса (подготовка расписания, электронных документов, баз данных по детям, родителям и т.д.)
подготовки учебных пособий и дидактических материалов
диагностики индивидуальных данных воспитанников логопедической группы
организации контроля результативности учебного процесса и контроля знаний детей
компьютерное обучение – формирование предпосылок для преодоления трудностей в овладении родным языком с помощью специально разработанных программ
расширение информационной поддержки – работа с информацией из сети Интернет
иные цели____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Применение компьютерных обучающих игр в логопедической работе (! Указать, какие именно, желательно, уточнить достоинства и недостатки):_______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Степень обеспечения наглядно-дидактическими пособиями
достаточная
удовлетворительная
неудовлетворительная
Степень обеспечения научно-методической литературой
достаточная
удовлетворительная
неудовлетворительная
Пути и формы совершенствования материально-технического обеспечения логопедической группы ДОУ_____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Формы организации взаимодействия с населением города, используемые Вами в рамках деятельности по пропаганде логопедических знаний
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
Степень Вашего участия в логопедической пропаганде
систематически
в соответствии с потребностями
не участвую
Уровень проведения мероприятий пропаганды логопедических знаний
на уровне логопедической группы
на уровне ДОУ, района
на уровне города, республики