Дом моды на кузнецком мосту. История создания одмо кузнецкий мост. Ателье класса "люкс"

Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО)

История

Основан в 1944 году, еще во время Великой Отечественной войны , по решению Правительства СССР.

Знаменитый дом мод манил женщин показами моделей и особенно продажей готовых выкроек. Его верхний зал украсили 50 деревянных фигур, представлявших историю костюма со времен древнейших цивилизаций.

Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту пользовался большой известностью во всём мире. У его истоков стояла Надежда Ламанова . Она сумела обобщить исторический путь развития моды в России, соединить его в единое целое с творческими направлениями и принципами организации работы ведущих дореволюционных и современных известных Домов высокой моды и pret-a-portee. Она создала особый мир творческого интеллектуального исследования образа современности. Надежда Ламанова имела общественное признание, являясь «Поставщиком Двора Ея Императорского Величества». В 1925 году совместно со скульптором Верой Мухиной Н. Ламанова была удостоена Гран-при

Часть первая улица Кузнецкий Мост

Когда моя мама, Маргарита Белякова, только начинала работать в Доме Моделей, она застала там еще прежних, художников-модельеров: «стариков». Это были те, кто создавал в 1944 году, еще во время войны, когда правительством СССР было принято решение создать ОДМО- Общесоюзный Дом Моделей в Москве. Что само по себе поразительно-1944 год!
Идет война, но перелом уже наметился. И уже тогда стало очевидно, что наше появление в будущем послевоенном Мире потребует осознания, поиска и создания достойного образа страны- победительницы.
Тогда же было выбрано и место, где должно было развиваться это удивительное искусство –создание образа современника. Выбор пал на знаменитую, еще с ХVIII века московскую «улицу моды»- Кузнецкий Мост в доме № 14. Выбор этот не был случайным, поскольку это исторически сложившийся центр пересечения торговли, модных домов моды, магазинов и еще в старину находившихся именно здесь на Кузнецком Мосту самых модных европейских Домов Моды и, конечно, это всегда было излюбленное место прогулок состоятельных москвичей с самых стародавних времен. Поэтому отвлекусь, чтобы дать небольшую историческую справку по истории московской улицы Кузнецкий Мост. Кузне;цкий Мост - улица в Мещанском и Тверском районах Центрального административного округа города Москвы. Проходит от улицы Большая Дмитровка до Большой Лубянки.

Улица Кузнецкий Мост идёт с юго-запада на северо-восток, начинаясь от Большой Дмитровки и заканчиваясь у Большой Лубянки. Пересекает улицы Петровка, Неглинная и Рождественка. Нумерация домов ведётся от Большой Дмитровки. На углу Кузнецкого Моста и Большой Лубянки находится площадь Воровского. Но это современная информация, а история этой улици в буквальном смысле слова уходит в глубь веков.

Ранняя история улицы

А. М. Васнецов Пушечный двор в XVI в.
В конце XV века Иван III основал в этом районе на берегу реки Неглинки, ранее не застроенном и именовавшемся «Неглинный верх», слободу кузнецов и конюхов основанного тут же Пушечного двора. Через Неглинку был перекинут мост, который и дал название улице (о Пушечном дворе ныне напоминает название соседней Пушечной улицы). Вскоре после этого его сын Василий III поселил рядом выведенных из Пскова псковичей, в 1514 г. построивших церковь, долгое время носившую название «Введения во Псковичах» (архитектор Алевиз Фрязин Новый; снесена в 1922 г., после чего на ее месте установлен памятник Воровскому). В XVII в. на улице, кроме дворов ремесленников, отмечены уже дворы князей и монастырские подворья.
Кузнецким мостом тогда назывался лишь собственно мост и его окрестности (между Рождественкой и Петровкой); улица, ведшая к мосту от Лубянки, именовалась Введенским переулком, а улица, ведшая от моста к Большой Дмитровке - Кузнецким переулком, при чем последний объединен с Кузнецким Мостом только в 1922 году.
Улица в XVIII-XIX веках

Мост в XVIII веке
В 1754 г. деревянный Кузнецкий мост был заменен белокаменным трёхпролетным, шириной около 12 м и длиной 120 м, по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского.

Кузнецкий мост во время коронации Николая II
К тому времени (после большого пожара 1737 г.) Кузнецкий мост превращается в торговый район, застроенный лавками. Во второй половине века (после указа Екатерины II о привилегиях иностранным торговцам, 1763), его облюбовали французы, открывшие на нем свои лавки (главным образом модных и галантерейных товаров), так что Кузнецкий мост стал центром французской колонии в Москве. Это спасло улицу во время пожара 1812 г.: на ней были выставлены караулы французской гвардии, тушившие огонь. Улицей магазинов, в основном иностранных, Кузнецкий мост оставался вплоть до 1918 года. В 1843 г. по инициативе славянофила Алексея Хомякова возмущенного «засильем французов», на углу Рождественки был открыт «магазин русских товаров», и исключительно русским ассортиментом и прислугой.
В XVIII веке северную часть улицы от Рождественки до Петровки по обоим берегам Неглинной занимала усадьба Артемия Волынского, после его казни перешедшая к графу И. Л. Воронцову, разбившему на берегах реки сады и построившему каменные дома для сдачи внаем. После смерти графа в 1780 г. его дом и половину усадьбы между Рождественкой и Неглинной купила помещица Бекетова, пасынок которой Платон Петрович Бекетов, впоследствии председатель Общества истории и древностей Российских, устроил в одном из флигелей дома лучшую в Москве типографию, а в другом - открыл книжную лавку (1801).
Владение № 20 принадлежало тогда же Дарье Салтыковой («Салтычихе») (впоследствии в здании - перестроенном строении 1780-х гг. - жил Фёдор Гааз).
В 1817-1819 гг. Неглинка была заключена в трубу, мост засыпан, а на его парапете выстроен дом (№ 7).
Застройка улицы была главным образом двухэтажной; однако во второй половине XIX века на улице появляется все больше многоэтажных зданий пассажей, доходных домов и банков. В настоящий момент улица практически сохранила ту застройку, которая сложилась к 1917 г. - только в самом конце ее в 1982 г. воздвигнуто новое здание КГБ.

Часть вторая –архитектор дома Кузнецкий Мост 14 А.Э. Эрихсон
1. Иллюстративный материал по улице Кузнецкий Мост 14
2.
Прогулки по Старой Москве и не только - Кузнецкий мост д. 14
23 июн 2010 ... В 1883 году дом Ермоловой арендует, а потом приобретает 1-й гильдии купец-меховщик Алексей Михайлович Михайлов. ...
il-ducess.livejournal.com/163219.html - Сохраненная копия

Адольф Эрихсон
Годы жизни
Гражданство Россия
Дата рождения 1862 год

Место рождения Москва

Современный Дом Моделей разместился в здании, построенном в начале ХХ века, по проекту замечательного и знаменитого архитектора Адольфа Эрнестовича (Адольф Вильгельм) Эрихсона, родившегося в Москве в 1862 году.
После окончания в 1883 году Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) со званием классного художника архитектуры, он был отправлен пенсионером за границу, где изучал архитектуру североевропейских стран, в основном Дании. В 1891-1896 годах состоял архитектором Московской казённой палаты. Вступил в Московское архитектурное общество в 1894 году. В числе лучших московских архитекторов Эрихсон участвовал в 1896 году в подготовке Москвы к коронации царя Николая II, оформив Пречистенский, Тверской и Никитский бульвары. Архитектор много проектировал в Москве для купцов П. И. Щукина и И. Д. Сытина.
В начале творческого пути А. Э. Эрихсон создавал архитектуру в стиле эклектики, стиль- владевший умами современников. Стиль эклектики аккумулировал в себе целые исторические пласты разных направлений и эпох. Но в конце уходящего 19 века, примерно к 1890-м годам,А.Э. Эрихсон увлекся зарождавшимся новым яркоокрашенным национальным стилем ля рюс, и во всем его творчестве пробудилась яркая национальная стилевая тенденция, в основе которой лежало ярославское зодчество XVII века. Первым проектом архитектора в стиле модерн стало здание Торгового дома И. В. Юнкера на Кузнецком Мосту. Одновременно с проектами в стиле модерн, А.Э. Эрихсон использовал в архитектурной практике и готические формы. Творчество А.Э. Эрихсона в разные его периоды всегда отличало удивительно гармоничное сочетание и единство стилистической строгости и невероятной, порой живописной раскрепощенности форм и деталей. Ему было свойственно -некое единство противополжностей, но всякий раз целостный и убедительный образ его творений. Так обогативший Москву неотъемлемыми от ее облика архитектурными шедеврами, являющими ее историческое лицо и нам - современникам..
После революции 1917 года А. Э. Эрихсон покинул Россию и жил в эмиграции в Швейцарии. Дальнейшая судьба зодчего и год его смерти не известены.

Арнольд Эрнестович Эрихсон - русский архитектор, мастер и один из создателей стиля русского модерна. Он работал в стиле Модерн,еще только рождающегося в те годы.В период 1901-1903 годов А. Э. Эрихсон по заказу купца А.М. Михайлова, большого знатока мехового дела и ценителя нового стиля – яркого, интеллектуального, но демократичного Арт-Деко создал проект здания по адресу Кузнецкий Мост 14. Купец А.М. Михайлов был не просто владельцем, но прежде всего именно создателем Дома Моды европейского размаха в России того времени, сочетавшего в себе единство принципов работы; салона, коммерческого предприятия - роскошного мехового магазина, помещения которого, были специально спланированны для проведения просмотров-дефиле, предназначенные для примерок, пошивочные мастерские,- все было продумано основательно, что не утратило своей функциональности ни в 20 веке, ни в наступившем 21-ом веке. Моя мама, Белякова Маргарита Андреевна- замечательный художник-модельер головных уборов, проработавшая там 42 года, мне рассказывала,что где-то в подвалах здания были даже оборудованы специальные холодильники для хранения мехов. Во всяком случае так говорили старики, рассказывая насколько передовым и продуманным был проект, созданный общими усилиями исторически значимого архитектора А.Э. Эрихсона и талантливого, с тем особым русским размахом молодого капиталиста-купца А. М. Михайлова, основателя Торгового дома в 1901 -1903 годах Москве по адресу Кузнецкий Мост, 14
Существенных успехов в хранении мехов добился купец А.М. Михайлов – поставщик Двора Его Императорского Величества. Зная, что мех хорошо храниться при низких температурах, купец А.М. Михайлов по проекту инженера Н.Г Лазарева строит и в 1912 году открывает «Первый и Единственный в России ХОЛОДИЛЬНИК, приспособленный для хранения исключительно меховых вещей, платья и ковров, Москва, Большая Дмитровка, дом №11».
Купец Михайлов фигура исторического маштаба.Его передовые взляды помогали вести дела с размахом, во многом опережая своё время.
В здании по улице Кузнецкий Мост 14 разместился целый комплекс, в котором было предусмотрено все для различных этапов деятельности в области работы с мехами и авангардной по тем временам Моды, и ее восхождение в этом блистательном салоне европейского уровня. То есть было создано не просто здание, в котором разместились и уживались Салон Моды и различные цеха, в которых ее создавали, обрабатывали меха, создание хранилищ для изделий, то есть система логистики тут же на месте. И безусловно мощная творческая лаборатория – кузницы талантов России того времени. - и все это, как единый комплекс. Ультра современный подход,кстати! Здесь создавался новый, передовой комплекс нового типа архитектуры, целиком отвечающий задачам находящегося внутри производства. Великолепное архитектурное и прицельно-функциональное решение, значительно опередившее своё время и предвосхитившее многие аспекты современной архитектуры.
Знаменитый Зеленый зал,с высокими, украшенными лепниной потолками, широкие закругленные беломраморные лестницы, даже кресла в зале, украшенные резьбой двери с золочеными ручками, огромные зеркала – и,отвечающий и современным требованиям проведения дефиле.
Удобный высокий подиум. Он рассекал зал пополам,или,как называли его тогда между собой сотрудники Дома Моделей «Кузнецкий Мост»-«язык».
Всё это великолепие практически в неизменном виде сохранялось и в советское время. И в детстве и потом, когда я подросла, и в старших классах,когда моя мама брала меня время от времени с собой на просмотры, проводимые в ОДМО «Кузнецкий мост», когда ей хотелось показать мне какую-нибудь из удачных и ей самой понравившуюся коллекций, в которую были включены и ее работы прекрасный Зелёный зал всякий раз восхищал меня свой торжественностью и благородной гармонией своих пропорций.

Часть третья –создание ОДМО.Модельеры

Пишет ziggyibruni (ziggyibruni)
@ 2009-03-18 14:06:00

Метки данной записи: история костюма, персона

Русский модельер Надежда Ламанова

Валентин Серов. Портрет Н.П.Ламановой. 1911

Необходимость создания Дома Моды, отвечающего принципу устройства советского строя, и представляющего всему миру лицо нового строителя
общества, социализма и предполагаемого в последствии коммунизма- назрела ещё до войны, в тридцатые годы. После того, как не осталось в стране и следа от независимости НЭПа. А значит исчезли, как форма частного предпринимательства и Модные собственные ателье.
По преданиям о истории создания ОДМО после 1944 года, бродившие среди стен Дома Моделей «Кузнецкий Мост», были и рассказы о том, что среди вдохновителей идеи создания Общесоюзного Дома Моделей была и великая Надежда Петровна Ламанова. Но, принять непосредственное участие ей не пришлось. Она умерла осенью 1942 года. Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в русской провинции, в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец – Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника.
Надежда Петровна Ламанова была кутюрье еще Его Величества, некогда и она была владелицей одного из именитый Домов Моды в Москве в районе Тверской, а позже ул.Горького. Она еще с юности проявила свое яркое дарование и вскоре покорила своими смелыми решениями и предложениями в работе с образами нового времени даже великосветское общество тогдашней России. Каждую ее модель отличало единство обостренного чувствования образа современности, тонкое чувствование моды и характера личности и облика заказчика, выраженные в изысканности творческого личного почерка мастера. Она практически не занималась выкройками, почитая это занятие пустой затеей, и наказывала модель прямо по фигуре заказчика. Отчего ее вещи по воспоминаниям современников были не только произведениями искусства, но сидели всегда великолепно! Это было созданное ею целое целое направление в моделировании. Даже мне удалось застать рассказы об этой «школе Надежды Ламановой», бытовавшую среди конструкторов верхней одежды многие годы проработавших в ОДМО «Кузнецкий Мост».Об этом рассказывала и даже показывала Мочалова Лидия Николаевна, конструктор верхней одежды ОДМО «Кузнецкий Мост» мамина подруга и сотрудница.
Но и организаторские способности у нее были просто уникальные: в 1885 году-великая Надежда Ламанова открыла свою фирму на Большой Дмитровке. А в 1900 году она была удостоена звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества» за платья для императрицы Александры Федоровны. Творчество Надежды Ламановой- сам вопрос о приоритетах некоторых стран в области моды в начале 20 века свело эту тему на нет, громко заявив о направлении русской моды. Но,не как о продолжательнице традиций или подражания французской и европейской моды в целом, а как о совершенно самобытном искусстве, имеющее свое русло, задачи и направления. Значительно пошатнула она наличие у именитых французских модисток. высокопоставленной клиентуры, даже из числа придворный и богатейшей молодой российской буржуазии, И пробудила в обществе живой интерес в отечественному искусству и в этой области творчества. Она была подлинно русской художницей. И то, что она отвергала все предложения переехать в Париж, не удивительно, для художника так глубоко осознававшего всю ответственность в деле развития русского искусства.
Ее творчество достойно представляло и сверкающий стиль придворного бального костюма во времена, когда царил модерн. Творила она, неподражаемо, сплавив: свой личный изысканный почерк и стиль изысканного арт-дэко. Замечательную выставку Надежды Ламановой, которую мне посчастливилось увидеть в Эрмитаже в 1975 году невозможно забыть и сегодня. Размах ее таланта простирался до смелости новаций конструктивизма, не теряя с годами яркости артистического накала, который она сохранила до конца своих дней.
Ее смерть в начале Великой отечественной Войны 15 октября 1941 года, в возрасте 80 лет оборвала блистательный путь мастера. Ее талант организатора и понимание того, как должен быть устроен процесс работы для наиболее полного раскрытия дарований всех участников, актуален и по сей день. В своей деятельности она сумела обобщить исторический путь развития Моды в России, соединить его в единое целое с деятельностью, творческими направлениями и принципами организации работы ведущих дореволюционных Домов Моды и современных знаменитых Домов Высокой Моды и pret-a-portee своего времени.
То есть -она обладала реальным опытом ведения Дома Моды на самом высоком уровне. Надежда Ламанова- прекрасный художник, многогранный талант которой позволил ей работать и, как театральный художник. Именно, как театральный художник осенью 1941, когда фашисты были уже под Москвой году, она подошла к зданию театра, в котором она работала, но он был уже пуст. Театр выехал в эвакуацию. Сердечный приступ, начался внезапно. И последнее, что увидела Надежда Петровна Ламанова в своей жизни – это театр, тонущий в густых сумерках тревожной осени 1941 года, когда судьба Москвы и всей страны была подвешена на весах истории.
То есть сама она лично не принимала участия в создании ОДМО, но некоторые из её идей и рекомендации об устройстве Дома Моды тем не менее воплотились в принципах жизни самого Дома Моделей «Кузнецкий Мост» и жили очень долго с 1944 года по 2003 год.
Она еще с юности проявила свое яркое дарование и вскоре покорила своими смелыми решениями и предложениями в работе с образами нового времени даже великосветское общество тогдашней России. Каждую ее модель отличало единство обостренного чувствования образа
современности, тонкое чувствование моды и характера заказчика, выраженные в изысканности творческого личного почерка мастера. Она практически не занималась выкройками, почитая это занятие пустой затеей, и наказывала модель прямо по фигуре заказчика. Отчего ее вещи сидели великолепно! Но и огранизаторские способности у нее были просто уникальные: в 1885 году- великая Надежда Ламанова открыла свою фирму на Большой Дмитровке. А в 1900 году она была удостоена звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества» за платья для императрицы Александры Федоровны. Творчество Надежды Ламановой- сам вопрос о приоритетах в области моды свело на нет, громко заявив о направлении русской моды, не как о продолжении традиций или подражания французской и европейской моды в целом, а как о совершенно самобытном искусстве, имеющее свое русло.Значительно пошатнула она наличие высокопоставленной клиентуры, даже из числа придворный и богатейшей буржуазии,у именитых французских модисток. И пробудила в обществе живой интерес в отечественному искусству и в этой области творчества. Она была подлинно русской художницей.И то, что она отвергала все предложения переехать в Париж,не удивительно, для художника так глубоко осознававшего всю ответственность в деле развития русского искусства.
Ее творчество достойно представляло и сверкающий стиль придворного бального костюма во времена, когда царил модерн. Творила она, неподражаемо, сплавив: свой личный изысканный почерк и стиль изысканного арт-дэко-, выставку, которой мне посчастливилось увидеть в Эрмитаже в 1975 году.Размах ее таланта простирался до смелости новаций конструктивизма, не теряя с годами яркости артистического накала, который она сохранила и в после военные годы, когда она создавала ОДМО- Общесоюзный Дом Моделей. Ее талант организатора и понимание того, как должен быть устроен процесс работы для наиболее полного раскрытия дарований всех участников, актуален и по сей день. В своей деятельности она сумела обобщить исторический путь развития Моды в России, соединить его в единое целое с деятельностью, творческими направлениями и принципами организации работы ведущих дореволюционных Домов Моды и современных знаменитых Домов Высокой Моды и pret-a-portee своего времени. Она создала особый мир творческого интеллектуального исследования образа современности в предчувствии наступающего дня. Представляющий новый и еще не прожитый образ жизни, такой желанной и долгожданный, особенно остро в последние дни войны и вскоре, в только, что наступившей, долгожданной мирной жизни. Но, разумеется, создание такого мощного флагмана Советского Моделирования, как «ОДМО «Кузнецкий Мост» требовало невероятных усилий, социального оптимизма, таланта и опыта многих выдающихся личностей в самых разных областях деятельности. И честь и хвала тем титанам своего времени. создавших это удивительное явление в отечественном искусстве. И надеюсь, что найдутся среди наших современников и их потомков те, кто одарит нас воспоминаниями о их деятельности. К сожалению, я не располагаю такой информацией о этих людях.
И описала только то, что разными путями и отголосками удалось собрать.
Но честь и хвала им, пусть и остающимися пока для нас безымянными.
Что ж!…Как говорится - у Бога все живы!

Иллюстративный материал –портреты и модели Надежды Ламановой

Результаты поиска
1. Надежда Петровна Ламанова / Nadegda Lamanova: ДВЕ КАПЛИ «КОТИ»
14 мар 2003 ... Это имя - Надежда Ламанова - в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно...
www.peoples.ru/art/fashion/.../lamanova/ - Сохраненная копия - Похожие
2. ziggyibruni: Русский модельер Надежда Ламанова
18 мар 2009 ... Надежда Петровна Ламанова – один из самых талантливых русских художников-модельеров, человек интересной судьбы, прожила долгую творческую...
ziggyibruni.livejournal.com/24397.html - Сохраненная копия - Похожие
3. Passion.ru:: Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)
Надежда Ламанова Кто они - гении мирового и российского модного Олимпа? Почему мы знаем о них так мало? Они творили долгие годы для того, чтобы сейчас мода...
www.passion.ru/s.php/8338.htm - Сохраненная копия - Похожие
4. Картинки по запросу надежда ламанова
- Пожаловаться на картинки
5. Судьба Надежды Ламановой - afield.org.ua
Материалы о Надежде Ламановой я собирала более 20 лет по частным и государственным архивам, вела поиски в музее МХАТа, в фондах других московских музеев и в...
afield.org.ua/mod3/mod28_1.html - Сохраненная копия - Похожие
6. Русская мода и Надежда Ламанова.
13 сен 2007 ... Это имя - Надежда Ламанова - в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно...
www.styleway.ru/.../russkaja_moda_i_nadezhda_lamanova.html - Сохраненная копия - Похожие
7. Надежда Ламанова (знаменитые женщины)
Профессия портной или модистки - одна из самых древних в истории человечества, и во все эпохи она считалась уважаемой и почетной.
www.wild-mistress.ru/.../2008-10-28-521228.html - Сохраненная копия - Похожие
8. Надежда Ламанова Платья от НАДЕЖДЫ ЛАМАНОВОЙ. Комментарии...
16 июн 2009 ... Платья от НАДЕЖДЫ ЛАМАНОВОЙ - показатель тонкого вкуса и состоятельности. Надежда Петровна Ламанова - один из самых талантливых...
www.liveinternet.ru/.../post104709374/ - Сохраненная копия - Похожие
9. Журнал Антураж Журнал Надежда Ламанова – первый русский модельер
26 сен 2009 ... Родилась Надежда Ламанова 14 декабря 1861 года в русской провинции – деревне Шутилово Нижегородской губернии. ...
anturagstudio.com/modules.php?... - Сохраненная копия - Похожие
10. Первый канал. Официальный сайт. Телепроекты. Гении и злодеи...
В 1901 году Надежда Ламанова получает предложение от Станиславского работать... В 1941 году 80-летняя Надежда Ламанова должна была эвакуироваться из Москвы...
www.1tv.ru/anons/id=156105 - Сохраненная копия
11. Ирина Асланова - Они создавали моду. Надежда Ламанова - надежда и...
Надежда Ламанова считается создательницей русской модной школы 20 столетия и лучшим в истории России художником-модельером. Ее имя мы уже однажды упоминали...
55irina.livejournal.com/47346.html - Сохраненная копия

В XVII веке на месте нынешних владений №№ 12 и 14 по Кузнецкому мосту располагался двор стольника И. М. Ведеревского. Позже хозяева менялись. В начале XIX века владение принадлежало купцу Францу Гутту, а потом его вдове Елизавете. В марте 1813 года газета «Московские ведомости» извещала, что «Елисавета Гутт, по возвращении своём в Москву, живущая на Кузнецком мосту, в собственном доме, в западном флигеле войдя на двор, продолжает делать разные дамские уборы. Претерпев также разорение при нашествии неприятеля, она покорнейше просит господ должников об уплате ей долгов в непродолжительном времени».

В середине XIX столетия участок был приобретён Севером Алексеевичем Ермоловым, сыном знаменитого полководца А. П. Ермолова.

А в 1880-е годы его покупает первогильдейский купец-меховщик Алексей Михайлович Михайлов. Начав свою карьеру «мальчиком» при магазине, Михайлов со временем стал владельцем одной из крупнейших в России меховых фирм, основателем Сибирского торгового дома по продаже меховых товаров.

Вскоре он возводит во дворе своего владения на Кузнецком мосту четырехэтажное здание фабрики меховых изделий по проекту архитектора В. В. Баркова.

В 1901-1903 годах на месте старого двухэтажного, выходящего на улицу дома, известным московским зодчим был построен современный дом. Нижний этаж получил отделку полированным темно-красным гранитом с колоннами тосканского ордера из чёрного лабрадорита и бронзовыми деталями. Второй и третий этажи оформлены лепниной в стиле декоративного модерна. Обращают на себя внимание изящные решётки балконов второго и четвёртого этажей.

Интерьеры торгового зала были оформлены художником В. А. Фаворским.

В 1906-1907 годах здание было надстроено дополнительным пятым этажом по проекту всё того же зодчего.

Позже Эрихсон перестраивал и доходный дом А. М. Михайлова на Большой Дмитровке – хорошо известный в Москве «египетский» дом.

Умер А. М. Михайлов в 1916 году, а через полтора года его фирма была национализирована. Меховая фабрика на Кузнецком мосту продолжала долгое время работать и в советские годы. А михайловский меховой холодильник на Большой Дмитровке (во дворе дома № 11) действует до сих пор.

В здании на Кузнецком мосту в середине 1940-х годов разместился знаменитый Общесоюзный дом моделей одежды. Дом моделей создавал коллекции одежды для многих швейных фабрик СССР. Помимо этого здесь выполнялись индивидуальные заказы на пошив одежды. Среди клиентов дома моделей были известные политики, артисты. В частности, здесь себе шил костюмы Л. И. Брежнев. В 1950-е годы здание частично перестраивалось.

В 2002 году Дом моделей «Кузнецкий мост» был закрыт. Сейчас здесь располагается крупный магазин по продаже одежды премиум-класса.

Здание стоит на государственной охране.


Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком Мосту (ОДМО) – знаменитый советский дом моделей.

В 1930-е годы в СССР появилось понятие советский Дом мод, изначально, по сути, это были просто модные ателье, или распространенные в тот период опытно-технические лаборатории, например - Дом Моделей Мосторга, располагавшийся на Большой Дмитровке, открывшийся в 1933 году; отдел модельных платьев при Центральном универмаге Наркомвнутторга СССР; небольшой Дом моделей треста «Мосбелье»; отдел модельных платьев опытно-технической фабрики треста «Мосшвея», и пр.

В 1934 году на базе опытно-технической лаборатории треста «Мосбелье», во многом благодаря управляющей трестом «Мосбелье» Инне Ефимовне Бамдас, был создан первый в СССР Дом моделей, расположившейся на Сретенке в доме № 22. Руководителем Дома моделей стала племянница Надежды Ламановой , модельер Надежда Макарова. Сама Ламанова долгие годы являлась художественным консультантом Дома моделей.

В системе треста «Московшвей» (не путать с Москвошвеем - московским государственным трестом швейной промышленности, с 1922 года объединявшим швейные фабрики Москвы) находились предприятия, изготовляющие верхнюю одежду, а в системе треста «Мосбелье» - платья и белье. В 1938 году Дом моделей при тресте «Мосбелье» объединили с опытно-технической швейной фабрикой треста ««Московшвей», так появился Московский Дом моделей (МДМ). С 1938 года Московский Дом моделей через издательство Гизлегпром начал выпускать собственный журнал мод.

С 1936 года стали появляться первые советские журналы мод не с рисунками, а с фотографиями.

Среди создательниц советской моды тех лет было немало талантливых мастеров, одна из них, безусловно, Надежда Макарова, кроме неё в Доме моделей трудились такие замечательные профессионалы как - Фекла Гореленкова, ученица самой Надежды Ламановой, Елена Федотова, Александра Лямина, Елена Райзман. Самобытные туалеты создавала актриса немого кино Анель Судакевич, работавшая в те годы в Московском Доме моделей.

К концу 1930-х годов в стране встал вопрос об организации единой системы конструирования модной одежды в масштабах страны и необходимости специального моделирования одежды для швейных предприятий. Но создать централизованную систему моделирования одежды удалось только в 1940-е годы.

На исходе войны, в 1944 году, советское правительство решило открыть в Москве новый Дом моделей на знаменитой еще с ХVIII века «улице моды» - Кузнецком Мосту, в доме № 14.

Новый советский Дом моделей разместился в здании, построенном в начале ХХ века, по проекту Адольфа Эрихсона, выдающегося русского архитектора, мастера стиля модерн. В период 1901-1903 годов Эрихсон по заказу купца Алексея Михайлова, большого знатока мехового дела создал проект здания по адресу Кузнецкий Мост, 14, где расположился «Магазин сибирских и американских меховых товаров» А. М. Михайлова.

Алексей Михайлов практически создал меховой Дома Моды европейского размаха в России того времени, сочетавший в себе единство принципов работы коммерческого предприятия - роскошного мехового магазина, помещения которого были специально спланированы для демонстрации моделей, для примерок, а также для пошивочных мастерских. Все было продумано настолько основательно, что не утратило своей функциональности долгие годы.

Начался новый важный этап в истории советской модной индустрии. Разрабатывать перспективные модели одежды для советских людей должны были лучшие художники-модельеры страны, а швейные фабрики собирались обязать производить продукцию не по собственному усмотрению, а только по лекалам самых успешных модельных образцов.

Кроме Москвы, в 1940-е годы Дома моделей были открыты в Киеве, Ленинграде, Минске, Риге. В конце войны у государства, ратовавшего за возрождение моделирования одежды, не было средств на моду. Поэтому Московский Дом моделей был обязан работать на принципах самоокупаемости. Планировалось, что швейники будут заказывать и оплачивать в Московском Доме мод конструирование моделей модной одежды, для внедрения их на фабриках.

Московский Дом моделей был обязан в инициативном порядке разрабатывать и предлагать швейникам новые модели одежды, работая себе в убыток. Поскольку моделирование оказалось убыточным, главным источником существования стали заказы структуры под названием Главособторг. Московский Дом моделей не только разрабатывал новые модели модной одежды, но и шил их малыми партиями, которые затем успешно реализовывались через коммерческие магазины столицы и образцовые спецунивермаги, появившиеся в стране ещё в 1930-е годы.

В 1945 году для пропаганды советской моды Московский Дом моделей начал проводить открытые показы мод для населения с привлечением манекенщиц, сопровождавшиеся комментариями искусствоведов, рассказывающих о модных тенденциях. Кроме этого, в специальном выставочно-демонстрационном зале периодически проводились экспозиции новых моделей одежды, где любой посетитель мог рассмотреть надетые на манекенах модные образцы и получить у дежурного художника-модельера консультацию по поводу модных направлений.

с 1945 года Дом моделей на Кузнецком мосту начал самостоятельную издательскую деятельность. «Журнал мод» с 1945 года становится регулярным изданием Минлегпрома СССС, и выходит четыре раза в год. Долгие годы редакция этого журнала располагалась в самом Доме моделей, а его главным редактором была художник-модельер Антонина Донская. Работу Дома моделей освещал еще один старейший журнал мод «Модели сезона», появившийся в СССР в 1920-е годы. С 1959 года начался выпуск журнала «Мода стран социализма», с той же редколлегией, что и у «Журнала мод», под руководством все той же Антонины Донской, располагалась редакция журнала «Мода стран социализма», там же на Кузнецком мосту.

До 1947 года изготовление одежды постоянно расширялось. Создание пошивочных цехов при Домах моды могло бы стать удачным дополнением для массового фабричного производства. Однако после ликвидации системы коммерческой торговли и переводе Московского Дома моделей с 1948 года на государственное финансирование, последовало прекращение мелкосерийного и экспериментального производства новых моделей модной одежды.

В военные годы на многих швейных фабриках были полностью ликвидированы или сокращены творческие отделы, занимавшиеся, так называемой, «доводкой» моделей, изготовлением лекал и прочей работой, требующей навыков моделирования. Кроме того, в стране были большие проблемы с тканями. По этим причинам фабрики отказывались от изысканных разработок Дома Моделей и предпочитали выпускать более простую в изготовлении одежду.

В 1947 году чиновники в сфере легкой промышленности во главе с А.Н. Косыгиным, занимавшим в это время пост Председателя Бюро по торговле и легкой промышленности при Совете Министров СССР, решили бороться с засильем на полках немодных, низкокачественных вещей. Ведущим сотрудникам Московского Дома моделей было поручено провести обследование и дать оценку продукции, выпускаемой швейными фабриками. Длилась эта проверка до 1948 года. В результате многие изделия были сняты с производства. Ряду фабрик было запрещено самостоятельное моделирование. С 1947 года столичному Дому моделей было поручено контролировать деятельность периферийных швейных предприятий, а также системы ателье индивидуального пошива одежды.

К концу 1940-х годов Московский Дом моделей фактически превратился в своеобразный советский институт модыс множеством служб и подразделений. В 1948 году Московский Дом моделей был реорганизован в Общесоюзный Дом моделей одежды (ОДМО). К началу 1949 года было организовано уже 12 республиканских и областных Домов моделей и произошло их объединение в единую систему во главе сОбщесоюзным Домом моделей одежды. Созданная в конце 1940-х годов единая система модельных домов во главе с ОДМО сохранилась вплоть до 1990-х годов.

В послевоенное десятилетие коллектив Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком Мосту пополнился целой плеядой отличных профессионалов, пришедших создавать советскую моду. Многие из них были выпускниками первого в стране Московского текстильного института.

В 1930 году в связи с потребностью в стране подготовки специалистов-художников для производства текстильной и легкой промышленности, из ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские – московское учебное заведение, созданное в 1920 году) в Москве были выделены эти специальности и переданы в Текстильный институт. Как самостоятельная, кафедра художественного проектирования костюма была организована в 1965 году. До этого времени она входила в состав кафедры спецкомпозиции, возглавляемой профессором П.П Пашковым, где с 1938 года осуществлялась подготовка как художников-технологов по ткачеству, печатному рисунку и трикотажу, так и художников по костюму.

Война прервала подготовку художников, и только в 1947 году возобновился прием абитуриентов на специальность художник-модельер.

На факультете и кафедре работали многие знаменитые художники, в том числе и художники Общесоюзного Дома моделей - А.И. Черемных, В.Д Горовец, И.Л. Леонидова, А.Ф. Куличев, Л.Ф. Турчановская, А.В Космачева и др. Эти педагоги заложили блестящий фундамент школы искусств, связанный с подготовкой художников-технологов в области легкой промышленности.

Среди пионеров были - Анна Бланк, которая с 1944 по 1948 год являлась главным художественным руководителем Московского Дома моделей, а с 1948 по 1958 года - Общесоюзного Дома моделей одежды, Вера Аралова , Валерия Горовиц, Тамара Файдель, Антонина Донская, Людмила Турчановская, Татьяна Ксенофонтова, Тамара Кузнецова, Алла Левашова, Валерия Николаевская, и др.

В дальнейшем коллектив Дома моделей на кузнецком Мосту пополнился целой плеядой талантливых художников – модельеров, таких как: легендарный Вячеслав Зайцев, Александр Игманд (1991 - 2002 - главный художественный руководитель Дома моделей), Светлана Качарава, Тамара Мокеева, Юлия Денисова, Татьяна Осьмеркина, Наталия Орская, Галина Гагарина, Елена Стерлигова, Елена Иванова, Лина Телегина, Татьяна Большакова, Галина Крохмалева, Галина Чернопятова, Магда Андреева, Валерия Чекунина, Татьяна Франк, Наталья Штофф, Ирина Крутикова, искусствоведы Алла Щипакина, Ирэн Андреева и др. Директором Общесоюзного Дома моделей на Кузнецком Мосту долгие годы был В. Ягловский.

С 1953 года принимает участие во всех отечественных выставках, на многих международных выставках и конгрессах мод. После международных конгрессов мод редакцией «Журнала мод», работающей при ОДМО, подготавливаются к печати специализированные издания - альбомы с фотографиями моделей одежды из разных стран, принимавших участие в конгрессе. В 1958 году Общесоюзный Дом моделейпровел первое заседание по вопросам культуры одежды совместно с СЭВ (Советом экономической помощи социалистических стран), такие мероприятия, целью которых являлся обмен опытом и обсуждение перспектив моды стали ежегодными.

В 1957 году Международный конгресс мод впервые проводился в Москве. Одним из устроителей конгресса являлся ОДМО. Дом моделей на Кузнецком Мосту регулярно принимал участие в организации показов зарубежной моды. В 1967 году при помощи ОДМО был проведён Международный фестиваль мод, который проходил на территории Лужников. Главным событием этого фестиваля стал приезд в Москву Дома Шанель. Гран-при фестиваля получила модельер Татьяна Осьмёркина за платье «Россия».

С 1960-х до конца 1980-х годов ОДМО - Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком Мосту являлся главным моделирующим центром советской легкой промышленности.

В советское время все коллекции Дома моделей выходили под маркой: «Авторский коллектив Дома моделей «Кузнецкий мост». Имен мастеров не знали. В 1974 году Славу Зайцева включили в галерею лучших модельеров мира последнего столетия, но выехать за пределы СССР он смог только в 1988 году.

Дом моделей создавал две основных коллекции в год. Каждую в двух вариантах. Первый вариант служил образцом для промышленности, поскольку Дом моделей изначально создавался специально для помощи швейникам и был методическим центром всех Домов моды в СССР. Вещи из коллекций должны были соответствовать возможностям швейных фабрик. Но проблема тотального дефицита не позволяла швейным фабрикам в точности выполнять задумки модельеров. От них постоянно можно было услышать: «Таких пуговиц у нас нет, поменяйте, такую деталь не сошьем, упростите, с такой подкладкой получится дорого, измените», и так по каждой модели. После чего покупатели смотрели на готовые изделия, которые доходили до магазинов с полным недоумением, задавая один вопрос: «Что же это за специалисты трудятся в Доме моделей?».

Второй вариант коллекции предназначался для показов за рубежом. Его выполняли для достойной демонстрации советской моды. Было и одно неизменное требование - часть вещей в каждой коллекции для внешних показов обязательного должна была продемонстрировать национальный колорит какой-нибудь из республик СССР.

Одежда с подиума Общесоюзного Дома моделей никогда не поступала в продажу, её раскупали жены и дети кремлевской верхушки и крупных номенклатурных работников, командированные за границу члены делегаций, творческая элита страны. Уникальные вещи из дорогих материалов делались исключительно для престижа СССР, для демонстраций на международных промышленных выставках.

В 1990-е годы существование Дома моделей на Кузнецком Мосту было критическим, из шестидесяти художников-модельеров осталось всего шесть. Практически не осталось искусствоведов, проработавших в Общесоюзном Доме моделей одежды долгие годы.

В 2002 году владельцем Дома моделей стала группа МДМ. Большинство из 150 сотрудников Дома моделей было уволено, а спустя год здание было продано компании «Подиум» - российскому ритейлеру модной одежды. В настоящее время в доме располагается магазин одежды премиум-класса «Podium concept store». Здание является объектом культурного наследия.


Как жили модели в эпоху "хрущевской оттепели"? Чем покорила иностранцев простая манекенщица из СССР Регина Збарская? За что ее прозвали "советской Софи Лорен"? И как из манекенщиц делали советских шпионок? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала "Москва Доверие".

Советская Софи Лорен

1961 год. В Париже проходит международная торгово-промышленная выставка. Павильон СССР пользуется большим успехом у публики. Но влекут парижан не комбайны и грузовики, а достижения советской легкой промышленности. На подиуме блистают лучшие демонстраторы одежды московского Дома моделей.

На следующий день в журнале "Пари Матч" появляется статья, в центре которой не вождь страны Советов Никита Хрущев, а Регина Збарская. Французские журналисты называют ее самым красивым оружием Кремля. Недоброжелатели в СССР тут же обвиняют успешную манекенщицу в связях с КГБ. До сих пор судьба красавицы с Кузнецкого моста окутана тайной.

Федерико Феллини называет Регину Збарскую советской Софи Лорен. Ее красотой восхищаются Пьер Карден, Ив Монтан, Фидель Кастро. А в 1961-ом ей стоя аплодирует Париж. Манекенщица из СССР появляется на подиуме в сапогах от модельера Веры Араловой. Через несколько лет в таких будет ходить вся Европа, а западные кутюрье будут мечтать работать с Региной.

Регина Збарская

"Она была, действительно, очень классная. Знала несколько языков, великолепно играла на фортепиано. Но у нее была особенность – ноги кривоваты. Она умела поставить их так, что никогда никто этого не видел. Великолепно показывала", - рассказывает демонстратор одежды Лев Анисимов.

В Общесоюзный Дом моделей Лев Анисимов приходит в середине 1960-х, по объявлению. И остается на целых 30 лет. Конкуренции эффектный блондин не боится – желающих ходить по подиуму немного, профессия демонстратора одежды в СССР в числе порицаемых. Эффектные манекенщики и манекенщицы с Кузнецкого моста моментально становятся объектом слухов и сплетен.

"Мужчина-манекенщик – конечно, представление было, что это легкий труд, легкие деньги. Причем, считали, что очень большие деньги. Считали почему-то фарцовщиками, хотя их было огромное количество в Москве, не манекенщиков", - говорит Анисимов.

Анисимов входит в состав всех советских делегаций. Среди девушек этим может похвастаться только Регина Збарская. За ее спиной шепчутся: какая-то провинциалка, а за границу выезжает чаще всех, и там одна, без сопровождения, гуляет по городу.

"Кто знает, может, ее поставили в группу, чтобы она сведения давала, как кто себя ведет, – если человек связан с КГБ, он же не говорит об этом", - считает Лев Анисимов.

"Естественно, был стереотип, что самые красивые модели, которые на этих выставках были моделями, имели прямую связь с шпионским делом", - говорит историк спецслужб Максим Токарев.

Александр Шешунов знакомится с Региной в Доме моды Вячеслава Зайцева. Тогда, в начале 1980-х, Збарская уже не выходит на подиум, живет одними воспоминаниями. И самые яркие из них связаны с поездками за границу.

"Мало того, ее выпускали одну! В Буэнос-Айрес она летала. У нее два чемодана соболиных шуб было и платьев. Без таможни, как личные вещи. Она ехала как "стройная посланница Хрущева", как ее пресса называла", - утверждает Александр Шешунов.

Догнать и перегнать

В конце 50-х в СССР разгар "хрущевской оттепели". Железный занавес приоткрывается для Запада. В 1957 году Никита Сергеевич на совещании работников сельского хозяйства произносит свое знаменитое "догнать и перегнать!". Призыв Хрущева подхватывает вся страна, включая конструкторов Дома моделей на Кузнецком мосту.

"Задача Дома моделей была не просто создание модных, красивых вещей. Это была интеллектуально-творческая работа над созданием образа современника. Но художники Дома моделей не имели права на свое имя. Было одно имя: "Творческий коллектив Дома моделей "Кузнецкий мост", - рассказывает художник Надежда Белякова.

Москва. Во время демонстрации моделей одежды, 1963 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Надежда Белякова выросла в мастерских Дома моделей. Именно там ее мама, Маргарита Белякова, создавала свои шляпки. В 1950-х годах демонстраторы одежды блистают в них на показах. Частые гости дефиле, представители фабрик, тщательно отбирают модели для производства. Но на местах ценится не оригинальный фасон, а простота исполнения. Долой все ненужные детали – замысел художника меняется до неузнаваемости.

"Они выбирали модели в том виде, как их создавал художник, а потом думали, как сэкономить, как заменить материал, как убрать отделку. Поэтому у них бытовало неприличное, но очень известное выражение: "Внедрить твою… модель на фабрику!", - утверждает Белякова.

Алла Щипакина, одна из легенд советского подиума. 30 лет она комментировала все демонстрации Дома моделей.

"Хлястик не пойдет – большой перерасход ткани, клапан тоже – делайте прорезной карман" - мы были очень зажаты, поэтому мозги работали очень здорово", - рассказывает искусствовед Алла Щипакина.

"Работали очень талантливые художники, но их работа оставалась в русле просмотров, чтобы представлять во всем мире СССР как страну, где живут интеллектуалы, прекраснейшие женщины (что, на самом деле, чистейшая правда), то есть это была идеологическая работа", - говорит Надежда Белякова.

Никаких коммерческих целей Общесоюзный Дом моделей не ставит. Одежда с подиума никогда не поступает в продажу, зато в ней щеголяют жены и дети кремлевской верхушки и командированные за границу члены делегаций.

"Эксклюзивное производство, на грани творчества, немножко антисоветчины, и вообще закрыто, элитарно, то, что для массового производства не нужно вовсе. Делались уникальные вещи из дорогих материалов. Но все это делалось для престижа страны, для демонстрации за рубежом на международных промышленных выставках", - рассказывает Алла Щипакина.

Идея вывозить советскую моду, а с ней и наших красавиц на международные выставки принадлежит Хрущеву. Завсегдатай закрытых показов Дома моделей, Никита Сергеевич понимает: сформировать позитивный образ страны красивым девушкам будет несложно. И это действительно работает – посмотреть на русских манекенщиц приходят тысячи иностранцев. Познакомиться с ними мечтают миллионы.

"Естественно, они там наряду с дефиле, как правило, групповыми, несли и другую нагрузку. Если это была международная выставка, в свободное время девушки для привлечения взглядов находились на стендах, участвовали в протокольных мероприятиях и приемах", - утверждает Максим Токарев.

"Я видел часто, что на приемах в первом ряду как фон сидят красивые женщины. На иностранцев это действовало – девушек приглашали для подписания договоров", - говорит Лев Анисимов.

Мнимая роскошь

Для самих девушек поездка за рубеж – едва ли не единственный плюс в работе. Похвастаться легким хлебом манекенщицы не могут. Три раза в день они выходят на подиум, по 8-12 часов проводят в примерочных, а по уровню зарплаты в 70 рублей демонстратор одежды приравнивается к рабочему пятого разряда, то есть к путеукладчику. Меньше в те годы получает только уборщица – 65 рублей.

"Когда я пришел в 1967 году, я получал 35 рублей, плюс прогрессивка – 13 рублей, плюс выезды по 3 рубля. В общем, до 100 рублей у меня доходило", - вспоминает Анисимов.

Показ мод в Москве, 1958 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Нет женщины в Советском Союзе, которая не мечтает о французских духах и импортном белье. Доступна эта роскошь лишь звездам балета, кино и красавицам с Кузнецкого моста. Они в числе тех немногих, кто выезжает за границу, только берут в эти поездки не всех.

"Ездили очень мало за границу, с трудом, это было несколько комиссий: у большевиков, в торговой палате, в ЦК, в райкоме – 6 или 7 инстанций надо было пройти, чтобы выехать. Манекенщицы даже писали анонимки друг на друга", - рассказывает Алла Щипакина.

В конце 50-х Регина Колесникова (это ее девичья фамилия) не пропускает ни одной пробы на Мосфильме. Дочь отставного офицера, она с детства мечтает о сцене. Но идти на актерский девушка из Вологды не решается, поступает на экономический факультет ВГИКа. Провинциальное происхождение не дает ей покоя, и она сочиняет себе легенду.

"Она рассказывала, что ее мама была циркачка, и что она разбилась. Регина, действительно, была сирота, и у нее было трудное детство. Она была из тех, о ком говорят "сделавшая себя сама", - рассказывает Надежда Белякова.

Регину замечает модельер Вера Аралова и предлагает попробовать себя в качестве демонстратора одежды в Доме моделей на Кузнецком.

"Она увидела в ней новый рождающийся образ. Регина, действительно, как актриса, примеряет образ, и он становится ее сутью, так Регина Збарская воплотила образ женщины середины 60-х", - рассказывает Белякова.

Этот образ советская власть умело эксплуатирует на международных показах. Кандидаток на заграничные выезды участников Московского Дома мод утверждает майор КГБ Елена Воробей.

"Она была замдиректора инспектора по международным связям. Такая смешная тетка, с юмором, кругленькая такая, толстенькая. Конечно, она была стукачка, за всеми следила, за дисциплиной. Очень смешно докладывала о своем прибытии: "Воробей прилетел", - вспоминает Алла Щипакина.

Колыхание железного занавеса

Накануне отъезда Елена Степановна лично инструктирует девушек. Все отобранные манекенщицы не только хороши собой, они владеют одним или несколькими иностранными языками, и с легкостью могут поддержать любой разговор, а по возвращении на родину - дословно пересказать его.

"Она говорила: "К нам подходят иностранцы, ты мне потом должна предоставить подробное досье, что они говорили". Я отвечаю: "Я не умею этого делать". Она: "Что тебе, трудно записать, что они говорят, что они спрашивают, что им нравится, что не нравится? Ничего трудного, это творческая работа", - рассказывает Щипакина.

"Знакомства, которые девушки могли даже не по своей инициативе завязать, в дальнейшем становились предметом использования спецслужб, просто в целях лоббирования каких-то сделок внешторговых организаций", - утверждает Максим Токарев.

Лев Збарский

Но были случаи, когда спецслужбы делали все, чтобы запретить девушкам общаться с иностранцами. Во время поездки в США в манекенщицу Марину Иевлеву без памяти влюбился племянник Рокфеллера. Он дважды приезжает в Москву, чтобы добиться расположения красавицы. Через некоторое время Марина получает предупреждение: поедешь на Запад - твои родители окажутся в тюрьме. Не хотела советская власть так просто расставаться со своим секретным оружием - самыми красивыми женщинами страны.

Судьба Регины Колесниковой сложилась проще. "Она увидела где-то Леву Збарского - это была элита московская, потрясающие, замечательные художники. И Регина сказала: Я хочу познакомиться с Левой", - говорит Алла Щипакина.

Лев Збарский тут же делает Регине предложение. Одни восхищаются ими, называют самой красивой парой Москвы, другие завидуют.

"Разговоры были, потому что она нравилась - раз, много изделий шили художники на нее - два, говорили, что у нее был роман с Ивом Монтаном. Но в то же время тогда встречаться с иностранцем было так сложно, что стали говорить о ее связях с КГБ", - рассказывает Лев Анисимов.

Слухи о романе Регины с известным актером и частые измены Збарского постепенно разрушают их брак. Вскоре Лев уходит от жены, а она заводит роман с югославским журналистом. После их короткой связи выходит книга "Сто ночей с Региной Збарской". Недавний поклонник цитирует негативные высказывания манекенщицы о советской власти.

"Книжку мы никто не читали, но что в ней - знали. Может, она что-то ему и говорила, но не надо было это писать - он знал прекрасно советскую жизнь. Ее стали регулярно вызывать по этому поводу. Она несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством, а потом начались проблемы с психикой. Она осталась одна, Левка ее бросил, ушел к Максаковой, потом уехал. Все как снежный ком закрутилось", - говорит Алла Щипакина.

В 70-е годы демонстраторы одежды уходили на пенсию в 75 лет. Наравне с худышками по подиуму ходили женщины 48 и даже 52 размера. После курса лечения постаревшая и располневшая Регина пытается вернуться на Кузнецкий мост, но это уже невозможно. Регину вызывают в КГБ. После очередного допроса она предпринимает вторую попытку суицида и вновь попадает в больницу.

"Хотели ее завербовать, а как? Это была двойная работа, нужно было давать информацию, а какую? Чтобы никто не пострадал. Это было внутреннее самоуничтожение", - рассуждает Щипакина.

Надежда Жукова пришла в Дом моделей в конце 70-х. В то время в моду входили новые типажи.

"Когда я только пришла, девочки были чуть ли не на полголовы меня меньше, миниатюрные, хрупкие, с небольшими плечами, женственные. И как раз в тот период стали проводить отбор девочек более спортивных, крупных, высоких. Наверное, это была подготовка к Олимпиаде", - вспоминает демонстратор одежды Надежда Жукова.

Надежда вспоминает, что в те годы ни одна из советских манекенщиц не становится невозвращенкой, чего не скажешь о звездах балета. Так, в 1961 году отказывается возвращаться из Парижа солист Ленинградского театра Рудольф Нуреев, а в 70-е театр теряет Наталью Макарову и Михаила Барышникова - они тоже предпочли заграницу.

"В основном, манекенщицами были замужние женщины, состоявшиеся, умеющие себя вести, благонадежные. Конечно же, они не преследовали цели эмигрировать, им это позволяло быть милыми, улыбчивыми, знающими себе цену", - утверждает Жукова.

Безвестная кончина

Советские манекенщицы эмигрируют официально. Так, в 1972 покинула Родину главная конкурентка Регины - Мила Романовская. Когда-то, на выставке легкой промышленности в Лондоне, ей доверили надеть знаменитое платье "Россия". А в 70-е Березка (как ее называют на Западе) вслед за мужем, знаменитым художником-графиком Юрием Куперманом, уезжает в Англию. Перед отъездом супругов приглашают на Лубянку.

"Была заинтересованность, чтобы эмигранты там воздержались от громких антисоветских компаний. Красивая женщина, если бы выступила с лекцией об ограничении прав человека или выезда евреев из СССР, могла бы нанести серьезный ущерб советским интересам. То есть, скорее всего, с ней вели беседу, чтобы она так не вредила", - считает Максим Токарев.

Другая блондинка из Дома моделей, русская Твигги, Галина Миловская оказалась на Западе не по своей воле. Белокурая красавица стала первой советской моделью, чья фотография была напечатана на страницах "Вога". На одном из снимков Галина сидит в брюках на Красной Площади спиной к портретам вождей. Такой вольности девушке не простили и отлучили от подиума.

Регина Збарская

"После этой фотосессии ее не просто уволили из Дома моделей, она была вынуждена покинуть СССР", - рассказывает Токарев.

В 1987 году из жизни уходит примадонна советского подиума Регина Збарская. По одной из версий, она скончалась в психиатрической больнице от сердечного приступа, по другой - умерла дома в полном одиночестве. В последние годы рядом с бывшей манекенщицей были только самые близкие друзья. В их числе - Вячеслав Зайцев.

"Вячеслав Михайлович взял ее к себе, в свой Дом моделей, когда она вышла из психиатрической больницы", - говорит Лев Анисимов.

Где и когда хоронили королеву Дома моделей Регину Збарскую, неизвестно. После смерти каждый факт ее биографии становится легендой.

"Она была обычной девочкой, Колесникова фамилия, назвали Региной, а может, из Катерины переделала. Но фантастической красоты! Может, это ее удел был столько страданий за свою красоту вынести", - считает Алла Щипакина.

В конце 80-х подходит к концу холодная война. Чтобы выехать за рубеж, больше не нужно получать одобрение ЦК Партии и проходить инструктаж в КГБ. Уходит в прошлое и поколение первых топ-моделей. Именно они открыли Западу красоту советских женщин.

Но пока им стоя аплодировали Париж, Берлин, Лондон, на родине девушек с Кузнецкого моста за глаза называли доносчицами. Зависть коллег и постоянный контроль со стороны спецслужб - вот цена, которую каждой из них пришлось заплатить.