Используем папье-маше в интерьере. Разные рецепты массы для папье-маше

В переводе с французского языка папье-маше означает «рваная бумага». А в рукоделии представляет собой создание объемных игрушек и предметов, путем склеивания маленьких кусочков бумаги клейстером. Это оригинальное и увлекательное занятие, которое требует усидчивости и терпения. Техника исполнения таких поделок открывает огромный простор для творчества и позволяет делать из старых газет необычные игрушки, маски и другие предметы.

Насчитывается более тысячи лет. Вещи, изготовленные таким способом, встречались в Египте, Персии и Китае. Египтяне из папируса и клеящего вещества делали посмертные маски. В Персии делали различные бумажные декоративные предметы, в том числе посуду и предметы интерьера, а сверху наносили тонкие металлические пластинки.

В Китае бумагу использовали для создания доспехов и щитов, защищавших воина от стрел и выдерживающих даже удар мечом. Кроме этого, из нее создавались предметы домашнего декора - шкатулки, вазочки и даже пуговицы. А также эти предметы покрывали несколькими слоями лака, чтобы придать им большую прочность.

С XVII века в Англии и Франции бумагу стали применять для создания кукол. Этот материал имел свои преимущества - игрушки получались прочнее фарфоровых и легче деревянных.

В XVIII веке архитектурную лепнину и резное дерево стали заменять более дешевыми аналогами, сделанными из многослойной бумаги. Такие предметы могли заменять элементы мебели или церковную утварь.

Только при Петре I технология изготовления поделок из бумаги стала использоваться в России, а промышленное применение началось с XIX века. По сегодняшний день эта технология используется для создания бутафории в кино и театре. Из нее делают муляжи посуды, оружия и предметы интерьера, а также рельефы ландшафта и архитектурные конструкции. Бумажные маски и головные уборы тоже популярны в театральном деле. Даже при создании деталей театрального грима (накладных носов и подбородков) не обошлось без применения этой техники.

Подготовка к изготовлению своими руками

Чтобы сделать оригинальный сувенир , подарок или другую интересную вещь, необязательно быть великим мастером. Даже ребенок может сделать игрушки из папье-маше своими руками. Для изготовления поделки требуется минимум материалов — тонкие кусочки бумаги и клеящее вещество. Клей можно заменить клейстером, который можно сделать в домашних условиях.

Рецепт клейстера в домашних условиях

Клейстер — хорошая замена обычному клею, особенно если поделкой будет заниматься ребенок. У него есть свои плюсы и минусы в использовании. Главный плюс при создании клейкой массы для детей это то, что его легко отмыть со стола и рук. Но клейстер дольше сохнет и не подлежит длительному хранению. Рекомендуется готовить новую порцию такого клея перед началом каждой работы.

Чтобы сделать клеящую массу необходимо:

  1. Развести крахмал или муку в теплой воде и хорошо перемешать, чтобы он стал густой как сметана.
  2. Продолжаем перемешивать и осторожно доливаем кипяток, пока раствор не станет прозрачным и похожим на кисель.
  3. Дать клейстеру остыть.

Теперь клейстер можно применять для работы.

Существует несколько методик создания поделок из бумаги:

Выбрав методику изготовления, можно приступать к выполнению поделки.

Вот несколько мастер-классов поделок в технике папье-маше своими руками для начинающих, в которых описывается как сделать:

  1. Матрешку.
  2. Северного оленя.
  3. Дом Бабы-Яги.
  4. Кошку-конфетницу.

Игрушка Матрешка

Развить у ребенка интерес к русскому народному творчеству поможет поделка «Матрешка». Она может быть выполнена в классическом стиле, а можно сделать ее в стиле любимых мультипликационных героев.

Для работы потребуется:

  • Пластилин.
  • Бумажные кусочки.
  • Клей или клейстер.
  • Краски и кисточка.
  • Простой карандаш.
  • Нож для бумаги.

Начинаем делать поделку с лепки из пластилина фигурки в форме матрешки. Первые три бумажных слоя выкладываются без применения клея намоченными в теплой воде кусочками бумаги. Это необходимо, чтобы затем было легко отделить матрешку от пластилина.

Затем выкладываем пять слоев из бумаги, промазанной клеем, и оставляем игрушку просохнуть. После этого, с помощью ножа для бумаги, разрезаем фигурку на две половинки вдоль тела и вынимаем пластилин. Детали соединяем кусочками бумаги и проклеиваем. Затем наносим финишный слой.

Как только изделие полностью высохнет, его можно расписывать красками. Для этого простым карандашом намечаем контуры и затем гуашью начинаем разукрашивать фигурку.

Северный олень

На новогодние праздники можно сделать оригинальный сувенир в виде оленя . Для него потребуются следующие материалы:

Из проволки делаем каркас фигурки, на котором формируем тело и рога оленя из фольги. Затем необходимо промазать всю фигуру клеем и обернуть марлей или просто обмотать все детали бумажным скотчем.

Берем заранее заготовленную бумажную кашицу и обмазываем ею оленя, придавая фигуре законченный вид, а также делаем ушки и хвостик. Оставляем поделку высохнуть, после чего ее нужно покрасить.

Дом Бабы-Яги

Домик Бабы-Яги из папье-маше это необычная поделка, которую можно сделать для себя или в подарок. Но чтобы ее полностью сделать, потребуется несколько дней.

Для работы потребуются:

Поделка делается в несколько этапов.

Этап 1 . Первым делом, обклеиваем бутылку салфетками с помощью клея ПВА в один слой. Далее, когда первый слой высохнет, простым карандашом отмечаем очертания будущего домика: рисуем окна, двери и бревнышки.

Из бумажной кашицы формируем бревна избушки и выкладываем рядами на бутылке, начиная снизу.

Работаем над двумя стенами дома одновременно, делая кружочки в виде срезов бревен на углах.

А также выкладываем двери и окна домика. На окошках делаем ставни и раму окна, а на дверях формируем ручку и дверные петли. С помощью стека необходимо сделать фактуру дерева, проводя им небольшие полоски по бревнышкам и другим элементам избушки.

После того как нижняя часть поделки полностью выложена, изделие необходимо оставить просохнуть на сутки.

Этап 2 . Делаем крышу домика. Работу начинаем с формирования треугольного чердака (на фото он имеет розовый оттенок) и вставляем в его серединку цветной камешек.

Далее, выкладываем элементы крыши рядами, начиная снизу, и после каждого даем изделию просохнуть. После третьего ряда начинаем лепить трубу, обклеивая горлышко бутылки небольшим слоем бумажной массы. Используя стек, на трубе отмечаем кирпичики и придаем элементам небольшую окружность.

Этап 3 . Выкладываем последний ряд покрытия крыши и даем изделию высохнуть. Наша избушка почти готова, осталось только покрасить красками все детали и оформить пробку для бутылки.

Такая избушка может стать настоящим украшением праздничного стола и удивить гостей!

Оригинальная поделка в виде кошки будет не только красивым украшением интерьера, но и послужит конфетницей для детей. Изделие полое внутри и поэтому может служить дизайнерской вазочкой или шкатулкой для мелочей.

Для работы потребуются следующие материалы:

Для начала необходимо подготовить рабочую поверхность, застелив ее клеенкой или положив на стол пластиковый поднос. Конфетница выполняется в послойной технике с использованием бумажной кашицы, поэтому материалы для работы лучше подготовить заранее. Кусочки газеты должны быть не более 6 сантиметров в длину, а клейстер перелейте в мисочку, из которой его удобно будет брать.

Приступаем к работе:

Конфетница готова! Осталось наполнить ее сладостями и поставить на стол радовать гостей.

По подобию этого мастер-класса можно сделать кота-копилку. Для этого нужно только прорезать отверстие на макушке, а рот только прорисовать.

Делая фигурки из папье-маше своими руками для детей можно создать свой кукольный театр и разыгрывать в нем маленькие представления для гостей. Кроме того, из этого материала можно делать не только игрушки, но и муляжи фруктов, таких как: яблоко, бананы и другие.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Для детского садика

Как только наше чадо вырастает, первым этапом его жизни является детский сад, в котором конечно есть уроки и задания для работы дома. Одним из таких заданий есть поделки для сада из папье-маше.

Для выполнения данного задания нам понадобится:

  • Бумага;
  • Клей;
  • Краска и кисточки;
  • Фартук;
  • Клеенка для рабочей поверхности;
  • Вода;
  • Спокойствие.

Для поделок из папье-маше в детский сад можно использовать что-то простое, например, тарелки или грибы.

Сделать тарелку в этой технике очень просто, для этого мы используем любую понравившуюся тарелку в виде основы.

Пока ваш малыш рвет бумагу на мелкие клочья, вы наливаете воду и замачиваете их.

Если порезать бумагу, а не порвать, то клочки не так ровно лягут на ваше изделие, это первое правило папье-маше — нет ножницам!

После того как они хорошо размокнут, выжимаем лишнюю воду и наносим слой за слоем. Теперь нашей тарелочке стоит немного отдохнуть и подсохнуть.

Как только бумажная тарелка подсохнет, переходим к этапу проклейки ее клеем и шар за шаром накладываем новые слои бумаги, обильно смазывая клеем. После полного высыхания клея мы убираем стекло остову. Оставшимся этапом изготовления тарелки будет окрашивание. Надеемся, вашему карапузу понравилось изготовление тарелок, и он получил много положительных эмоций.

Видео-подсказки:

«Грибной дождик»

Грибы – это такая красота, которую наши детки так любят находить под листочками в лесу и парке.

Сделать грибок в технике папье-маше своими руками просто при помощи техники папье-маше. Для этого нам понадобится:

  • Бумага — основа любого папье-маше;
  • Клей ПВА или мука, сваренная, как сметана;
  • Половник, как форма грибной шапки;
  • Краска.

Замесив кусочки порванной бумаги в воде, отжимаем лишнюю воду. Берем нашу форму половника, набиваем ее до краев, по центру гриба делаем углубление, и шапочка готова. Делаем ножку для грибочка. Простыми движениями собираем нашу основу в форме колбаски.

Все эти запчасти высыхают на батарее. После полного высыхания оклеиваем при помощи клея более мелкими кусочками и обильно промазываем клеем. Последним этапом станем окрашивание нашего грибного счастья и сбор ножки.

Видео-подсказки для изготовления грибов:

«Яблочки, которые нельзя есть»

Самым простым для малышей есть изготовление фруктов и овощей в технике папье-маше своими руками. Фрукты и овощи возможно сделать при помощи скомканной бумаги в шар и оклейки мелкими лоскутками клеем.

Или же полностью из жидкого теста для лепки — папье-маше.

Простая видео-подборка тут:

Какой бы поделкой для сада вы не занимались, главное — оставаться спокойным и уравновешенным, тогда все у вас получится.

Мастерим животных

Каждая мама, наблюдая за ребенком, делает вывод, что телевизор — это вред. Давайте же рассмотрим, как отвлечь ребенка с помощью мк по изготовлению медведя в технике папье-маше.

Перед началом мастер-класса по изготовлению папье-маше своими руками не забываем о безопасности, для этого мы подготавливаем рабочий стол и накрываем его, например, клеенкой. Для ребенка данная работа поможет выработать усидчивость и сосредоточенность, ну и конечно улучшит мелкую моторику.

Итак, приступим к подготовке нашей бумаги, ее следует порвать на мелкие кусочки, ваш ребенок будет счастлив помочь в этом деле. Делать, как показано на фото.

Затем бумагу стоит замочить в небольшом количестве воды, так как для животного нам понадобится сделать каркас-основу — туловище. Для нашего мишки нам понадобится:

  • бумага, картон;
  • скотч или клеевой пистолет;
  • краски;
  • клей ПВА.

Помните, что чем меньше кусок бумаги, тем лучше и качественней получится ваша игрушка.

Клей может быть разный. Если возраст вашего ребенка позволяет, вы можете использовать любой обойный клей, который есть в каждом доме после ремонта. Но если ваш малыш еще мал, мы варим простой крахмал до состояния клейстера.

Первое — отжимаем бумагу от лишней воды, сворачиваем ее в круг для головы и овал для туловища, хорошенько скрепляем голову и туловище при помощи скотча или клеевого пистолета. Руки и ноги делаем из картона, так прочнее, свернув его плотно на концах, сделать надрезы для крепления к туловищу. Таким не хитрым способом наш медведь почти готов.

И не забывайте об ушах, их можно сделать слой за слоем, между слоями обязательно идет слой клея, тогда медведь будет красиво смотреться. Заключительным этапом изготовления каркаса туловища будет проверка крепления всех частей, так как от крепления зависит качество нашей игрушки. После всех манипуляций приходит этап зачистки изделия от лишних торчащих клочков и, конечно же, покраска.

Если фантазия вам не позволяет сориентироваться, отдайте этап покраски вашему чаду, он с удовольствием придумает цвет медведя и будет счастлив.

Даем просохнуть медведю в теплом месте, например, на окне.

Видео-урок по изготовлению медведя можно найти здесь:

Другие животные из папье-маше, видео-урок:

Помните, каким бы не вышел ваш медведь, в стиле умки или в стиле медведя гризли из мультика, главное, чтобы он нравился вам и вашему малышу.

Скульптуры для сада

Каждая домохозяйка хотела бы добиться чистоты в доме и в саду. И, конечно же, эта статья поможет вам в изготовлении садовых украшений в технике папье-маше.

Для большей оригинальности можно сделать большую муху для сада:

  • Туалетная или газетная бумага;
  • Воздушный шар;
  • Клей;
  • Вода;
  • Скотч;
  • Проволока для лапок и носика;
  • Акриловая краска;
  • Кисточки;
  • Строительный гипс;
  • Перчатки.

Первым этапом приготовления садовой скульптуры есть как всегда разрыв бумаги на мелкие кусочки. После надуйте шар таким размером, которым бы вы хотели видеть вашу муху. Шарик следует промазать влажными руками, чтоб бумага ложилась на него ровным слоем.

Каждый слой изделия обильно смазываем клеем, так повторить около 10-15 раз.

Помните, что чем больше слоев вы сделаете, тем качественнее получится ваша мушка.

После последнего слоя газеты туловище должно хорошо высохнуть. Когда все высохло, не забудьте проколоть шар с помощью гвоздя и можно переходить к изготовлению лапок и хоботка.

Для большей прочности мы делаем каркас с помощью проволоки. Отрезаем равные части проволоки, закрепляем наши ножки и носик молярным скотчем, оставляя на концах голую проволоку для закрепления в саду нашей мушки, чтобы ветер не уносил ее по всему палисаднику.

Крылышки для мухи мы вырезаем из рулонных обоев.

Так как основа готова, мы измельчаем туалетную бумагу при помощи блендера в мелкую крошку и заливаем водой, оставляя всю эту смесь где-то минут на 15.

Садовая скульптура должна быть плотной и непромокаемой, иначе вся работа станет неудачной, поэтому стоит серьезно промазать готовый каркас смесью гипса и туалетной бумаги.

После высыхания гипса мы прокрашиваем нашу мушку акриловой краской в нужный цвет и рисуем ей глазки и крылья.

Видео по теме статьи

Иногда для полноты уюта и стиля нашему дому не хватает какой-то одной детали. Настенные часы, картины, статуэтки — всё это непременно дополнит дизайн жилища. Сегодня специализированные магазины богаты выбором интерьерных украшений. Но ничто не заменит украшения, созданные своими руками. Ведь кто как не сам хозяин знает, чего именно не хватает его дому. Сегодня мы изготовим красивую тарелку в китайском стиле из газеты в технике папье-маше.

На заметку: Техника папье-маше получила своё начало ещё во II веке в Китае. В переводе с французского «papier mâché» означает рваная или жёваная бумага. В древние времена из этой пластичной массы изготавливались различные вещи, начиная с кухонной утвари и заканчивая шлемами, а затем покрывались лаком. Этот несложный мастер-класс с пошаговыми фотографиями познакомит вас с данной техникой, а тарелка папье-маше из газет своими руками украсит ваш интерьер.

Для изготовления тарелки в технике папье-маше нам понадобятся:

  • Газетные листы;
  • Тарелка;
  • Клей ПВА или клейстер;
  • Тарелка с водой;
  • Краски;
  • Кисть.

Мастер-класс «Как сделать тарелку папье-маше из газет»

1) Для начала разорвём газетные листы на маленькие клочки. Но не сильно маленькие, пусть они будут по 2 см. Теперь возьмём блюдце и перевернём дном вверх.

Будем брать по одному клочку газетной бумаги и смачивать их в заранее приготовленной тарелке с водой. Смачиваем так, чтобы клочки были полностью мокрыми. Обкладываем тарелку смоченными клочками, как бы приклеивая их. Обкладываем только наружную часть тарелки. Накладываем так, чтобы газетные клочки выходили за края тарелки. Потом мы их обрежем.

После того, как выложим первый слой, нужно промазать тарелку клеем. Можно обычным ПВА, а можно приготовить клейстер. В данном случаем воспользуемся ПВА. Промазываем тарелку не густым слоем по всему диаметру.

Теперь сверху накладываем ещё один слой газетных клочков, также смоченных в воде. После того, как выложим второй слой, нужно снова промазать тарелку клеем. Далее снова накладываем слой клочков, смоченных в воде.

После того, как будет готов третий слой, нужно снова промазать тарелку клеем и дать ей немного отдохнуть.

Когда тарелка слегка подсохнет, сверху снова наложить слой газетных клочков, смоченных в воде. Так накладываем ещё два слоя. То есть, после того, как тарелка подсохла, снова кладётся три слоя. Обязательно после каждого слоя промазывать клеем, чтобы после высыхания клочки не топорщились и не отходили. После того, как будет выложен шестой слой, снова смазываем клеем и оставляем тарелку подсыхать.

Чем больше слоёв вы наложите, тем толще и плотнее будет ваша тарелка. Лучше накладывать девять слоёв.

Когда вы выложите все слои, нужно оставить тарелку хорошенько просохнуть. Оставьте её на ночь.

2) Когда наша газетная тарелка окончательно высохнет, подрезаем ножницами края, ориентируясь на настоящую тарелку, которую обклеивали. Вынимаем из газетной тарелки настоящую и убираем. Теперь переходим к дизайну. Берём гуашь. Белым цветом хорошенько закрашиваем нашу тарелку. Красим до тех пор, пока текст из газетных клочков станет незаметным.

3) Так как мы будем делать тарелку в китайском стиле, то, после того как белая гуашь высохнет, прокрашиваем красным цветом дно тарелки и кайму. Красим в несколько слоёв. Во время окрашивания желательно использовать как можно меньше воды, чтобы белая гуашь не начала смываться и смешиваться с красной.

4) Теперь берём чёрный цвет и прокрашиваем часть дна и каймы тарелки. Краску так же кладём в несколько слоёв.

5) Теперь будем рисовать веточку сакуры. Для этого сменим кисть на более тонкую. Сначала рисуем саму ветку.

6) Теперь прорисуем произвольно разветвления.

Папье — маше — так называется плотное твердое вещество, получаемое из нескольких слоев бумажной массы, скрепленных между собой гипсом или клеем. Путем прессования материала из него могут быть изготовлены различные предметы.

Для приготовления волокнистой массы используются различные виды бумаги или картона, а также некоторые клеящие вещества — клей, крахмал и . Технология изготовления различных изделий из папье — маше достаточно проста, поэтому из этого вида материала делают елочные игрушки, карнавальные маски, учебные пособия и муляжи, бутафорские предметы для театральных постановок, а также легкие и прочные шкатулки.


Китайская шкатулка для украшений из папье — маше

В истории папье — маше известны случаи, когда из папье — маше делали даже мебель — скорее всего, тоже бутафорскую, но по внешнему виду она практически не отличалась от настоящей.

Кресло из папье — маше, инкрустированной перламутром

Папье — маше применяется в качестве основы для изготовления лаковой миниатюры, которая является одним из видов русского изобразительного искусства и народным промыслом в Федоскино, Палехе, Холуе и Мстере.


История изобретения папье — маше

Название данного вида прикладного искусства имеет французское происхождение. Но впервые изделия из склеенных между собой слоев бумаги были сделаны в Китае, что и подтверждают археологические раскопки, в процессе которых были найдены шлемы и доспехи. Их делали из плотного папье — маше, а для большей прочности покрывали изделие несколькими слоями лака.

То, что доспехи сохранились до настоящего времени, чрезвычайно удивительно, потому что период их изготовления датируется III — II столетиями до нашей эры. Поражает необыкновенная прочность папье — маше, ведь сделанные из нее доспехи могли выдерживать попадание стрелы и удар меча, приходящийся вскользь. Еще одним достоинством доспехов, сделанных на основе бумажных волокон, был совсем небольшой вес, благодаря чему боец мог легко и быстро двигаться, поражая противника.

Китайские средневековые доспехи из папье — маше

В дальнейшем техника изготовления различных предметов из папье — маше распространилась в Греции и во многих арабских странах. Чаще всего из этого материала делали различные атрибуты для праздников и торжественных церемоний.


Маски из папье — маше

Позднее папье — маше распространилось по всему миру, и особой популярностью пользовалось в странах Европы. В середине XVII века во Франции началось массовое производство кукол из папье — маше, а также других видов игрушек.

Кукла, изготовленная в технике папье — маше

В дальнейшем мода на папье — маше пришла и к англичанам, а в Россию изделия из этого легкого и прочного материала попали только в эпоху правления Петра I. И по сей день необычные изделия из этого простого, и одновременно уникального материала продолжают удивлять людей во всем мире.


Гигантские куклы из папье — маше — неотъемлемая часть праздника огня » Лас — Фальяс» в Валенсии (Испания)

Технология изготовления папье — маше

На сегодняшний день существуют три различные технологии изготовления папье — маше, которые имеют значительные отличия:

  • Первый способ изготовления папье — маше предполагает наклеивание маленьких кусочков бумаги слой за слоем на заранее подготовленный макет изделия. Классическая техника изготовления папье — маше предполагает нанесение около сотни бумажных слоев, каждый из которых промазывается клеящими веществами (это может быть или крахмал), а затем оставляется до полного высыхания.

Игрушка из папье — маше
  • Второй способ изготовления папье — маше заключается в том, что изделие формируется из жидкой бумажной массы. Изначально бумага тщательно измельчается, заливается кипятком и на 24 часа помещается в теплое место, чтобы масса могла как следует раскиснуть и размягчиться.

Далее полученную жидкую. массу необходимо прокипятить, затем отжать и высушить. Получается рыхлая однородная бумажная масса, которую нужно перемешать с мелом, измельченным до консистенции порошка. После этого в массу добавляют клей и, постоянно помешивая, делают пластичное тесто, которое по своей консистенции напоминает густую сметану.


Фигурки из папье — маше

Иногда вместо клея применяется клейстер из крахмала или столярный клей. Получившуюся массу наносят слоем на подготовленный макет будущего изделия или заливают в определенную форму. После этого изделие оставляют до полного высыхания.

Предложенный способ характеризуется значительной трудоемкостью, но зато с его помощью можно получить чрезвычайно прочные изделия плотной однородной структуры.


Поделки из папье — маше
  • Третий способ изготовления папье — маше заключается в склеивании отдельных листов плотного твердого картона и дальнейшем прессовании материала. После полного высыхания изделие покрывается слоем грунтовки, и уже после этого раскрашивается.

В качестве основы для создания изделий из папье — маше используются готовые объемные макеты, надутые воздушные шарики для получения изделий сферической формы, а также макеты из гипса.


Бывает так, что между слоями измельченной склеенной бумаги прокладывают слои тончайшей ткани, марли или медицинского бинта. Это делается с целью придать изделиям еще большую прочность и стойкость к механическим повреждениям в процессе эксплуатации. Таким образом, из кусочков обыкновенной бумаги можно получить замечательные декоративные элементы, подходящие для оформления .


Часы, декорированные в технике папье — маше

Сегодня у нас будет сугубо практическая публикация - я покажу, как делаю массу папье-маше для лепки и моделирования. Это будет миллион сто первый мастер-класс в сети на эту тему, но, раз уж я что-то делаю из этого материала, то считаю возможным показать то, как я делаю папье-маше.

А что, есть варианты? - спрашивает Веселина, посматривая на кучу тазиков и банок.

Есть, и их количество сравнимо с числом рукодельников, использующих папье-маше в своей работе.

Но, несмотря на это, существует около десятка основных способов изготовления массы папье-маше своими руками, выбор каждого из них основан на желании получить в результате своей работы определенные эффекты.

Основными параметрами, влияющими на выбор рецепта, являются следующие показатели:

  • гладкость и равномерность получаемой поверхности;
  • степень возможной детализации элементов;
  • восприимчивость готовой поверхности к обработке;
  • степень деформации при сушке.

Ты же сказал, что у нас сегодня не будет разговоров, - перебила Веселина, - давай хоть раз что-то сделаем без этих лекций.

Да уж, слово не воробей, что же, сам напросился. Придется написать другую статью о папье-маше, где подробнее рассмотреть все тонкости и нюансы состава и параметров этого материала.

Ну а мне от папье-маше нужно, чтобы материал был пластичным, не лопался, готовая поверхность была бы относительно гладкой с возможностью незначительной последующей обработки.

Поэтому я выбрал для себя рецепт папье-маше из газет и клея ПВА.

Папье-маше - необходимые материалы

Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • газетная бумага;
  • блендер или миксер;
  • клей ПВА;
  • шпатлевка;
  • тазик и миска;
  • полотенце;
  • вилка;
  • горячая вода.

Поскольку объем работы у меня небольшой, то и папье-маше я делаю одномоментно совсем немного. Мне удобно, чтобы готовый объем массы умещался у меня в руке. Но измельченных сухих волокон можно наделать сразу много - они прекрасно хранятся в сухом месте неограниченно долгое время. Поэтому я сразу делаю сухих волокон с запасом, а массы папье-маше немного больше, чем нужно для работы.

Итак, газеты. Сегодня в процессе участвуют 60 листов размером почти А3.

Инструмент для измельчения бумаги. Так как объем небольшой, то мне подойдет вот такой блендер.


Как говорил вначале, я использую в данном случае клей ПВА.


Нужную степень пластичности придаст шпатлевка.


Любой из перечисленных материалов может быть заменен тем, что есть в наличии. Это может сказаться на характеристиках готового материала, но определить возможно только опытным путем.

Папье-маше из газет и клея ПВА - фото мастер класс

Итак, бумагу рву и замачиваю в горячей воде на сутки. Периодически подхожу и рву бумагу руками, не особо стараясь, ведь у меня есть более квалифицированный по этой части помощник. Но, если ему достанется уже кое-как рваная бумага, будет полегче. Поэтому я стараюсь оказать ему посильную помощь. В общем, я рву бумагу руками, пока не надоест.


Теперь займемся привлечением механизированного инструмента. В этом же тазу я блендером измельчаю бумагу до получения каши с относительно мелкими фрагментами. Особо не перенапрягаю блендер, потому что ему еще предстоит усиленно поработать на благо моих рукоподелок. Блендер мне попался из долгожителей, поэтому я отношусь к аппарату с глубоким почтением и делаю частые и продолжительные перерывы в его работе, чтобы он не перегревался.


Нож у моего блендера двухлопастный, и несмотря на его высокое качество, нужно иногда следить за остротой его лезвий, потому что бумага имеет неприятное свойство усиленно ее снижать. Поэтому, когда я подтачиваю другие режущие инструменты, то стараюсь не забывать и о блендере.


Пришла пора порционной обработки смеси. В комплекте блендера есть замечательная посудина, которую я заполняю на две трети или три четверти, чтобы было меньше брызг. На этом этапе блендер используется до тех пор, пока результат меня не устроит - должна получиться однородная масса с равномерно распределенными волокнами. В идеале нужно добиться полного отсутствия видимых кусочков бумаги, но чаще всего мне терпения не хватает так долго перемалывать смесь.


Впрочем, потом я сам себя за это ругаю, потому что приходится периодически натыкаться при выглаживании поверхности на один-другой бугорок из неразмельченной бумаги, а при высокой детализации изделия это доставляет определенные неудобства, так что, чем лучше будет измельчена бумага на этом этапе, тем легче и приятнее будет работать с массой папье-маше в последующем.


Отделяю воду из смеси, отжимая ее через сложенный вдвое полотенец. Это тоже важный этап, поэтому я стараюсь выполнить его как можно качественней. Дело в том, что я потом буду полностью высушивать размельченные волокна, поэтому, чем сильнее отжать воду сейчас, тем меньше времени потратится на сушку. Важно не перестараться и не порвать полотенчик.







После отжима должна остаться вот такая полусухая масса, которую нужно руками разорвать на мелкие кусочки. Но я просто подстраиваюсь под блендер, чтобы измельченные фрагменты попадали в его рабочую зону.



Пока масса папье-маше влажная, ее нужно размельчить по максимуму, потому что высохшие волокна обработке поддаются весьма неохотно, да и можно просто затупить лезвия.



Следующий этап - сушка измельченных волокон. Я использую естественную сушку, продолжительность которой составляет от одних суток летом в жаркую погоду до нескольких суток зимой. Качеству сушки я придаю большое значение для того, чтобы минимизировать деформацию готовых изделий из папье-маше. Ведь именно от присутствия воды и ее количества и зависит то, как будет изменятся поверхность при окончательной сушке.


По этой же причине я использую не мучной клейстер, в котором много воды, а клей ПВА. Выливаю произвольное небольшое количество клея в миску и тщательно перемешиваю руками. В каких-то случаях приходится добавлять клей, если получается слушком густая масса, или сухие волокна, если налил много клея. После перемешивания должна получиться масса с консистенцией пластилина, то есть нужно прилагать достаточно усилий, чтобы работать с ней дальше.



Для повышения пластичности массы я добавляю шпатлевку. Ее нужно совсем немного, примерные пропорции вы видите на фото. Повторно тщательно перемешиваем смесь, замечая, как меняются ее физические характеристики в сторону смягчения и пластичности. Нужно периодически пробовать массу папье-маше на разрыв. Разделяться такой кусок должен с определенным усилием.


После всех этих манипуляций в толще смеси все равно остаются небольшие фрагменты плохо размельченной бумаги, которые в дальнейшей работе могут причинить большие неприятности. Я пытаюсь их разделить на последнем этапе, во время которого обыкновенной вилкой растираю массу в миске.


Еще раз руками разминаю массу, определяю пластичность и удобство последующей работы. Но сразу я такую массу не использую, потому что волокна должны еще лучше пропитаться клеем. Для этого я оборачиваю папье-маше пищевой пленкой и на сутки прячу в холодильник на нижнюю полку. После этого масса готова к работе.



Папье-маше своими руками - видео мастер класс

Итак, сегодня я показал, а вы увидели, как можно очень просто и относительно быстро своими руками сделать массу папье-маше для лепки и моделирования. Еще одним бесспорным достоинством этого рецепта является его доступность, а этот параметр для начинающих рукодельников имеет важное значение.

Спасибо вам за внимание, желаю всем успехов и хорошего настроения.