НОД «Одежда». Развитие речи. Старшая группа. План-конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему:«Наша одежда. Сезонная одежда Нод старшая группа на тему одежда

Конспект НОД в старшей группе

по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Коррекционно-образовательные цели:

Расширить и активизировать словарь по теме. Познакомить с назначением одежды.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонема тического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания , доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением одежды, мяч.

Словарь: Предметы: ситец, лен, шелк, кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки , шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; шапка, шляпа, кепка; сапоги, туфли, ботинки, сандалии, валенки; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; швея, сапожник, обувщик.

Действия: шить, пришивать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить.

Признаки: ситцевый, шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, резиновое, сменная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…

1. Организационный момент.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, сегодня утром к нам в группу принесли разноцветные конверты. А что в конвертах вы узнаете сами, разобрав картинки так, чтобы получилось три общих слова. Собирать их вы будете по компаниям.

Педагог раздает фишки трех цветов, поделив детей на 3 компании.

Педагог: Ребята, что изображено на ваших картинках?

Игра «Лови и отвечай»

Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

Кто шьет одежду и где? Шьет одежду швея на швейной фабрике.

Кто и где шьет обувь? На обувной фабрике обувщик.

Какая одежда бывает по времени года? Летняя, зимняя, весенне - осенняя.

Игра «Разложи одежду по сезону» по компаниям.

Педагог: Ребята, как вы думаете, для чего нужна одежда? (Чтобы защищать тело от холода, жары, грязи, пыли. дождя; чтобы было удобно и красиво).

Где продают одежду? Обувь? (В магазине «Одежда», «Обувь»)

Кто покупает одежду?

Какую одежду купит себе папа? Мама? Дети? (папа - мужскую, мама - женскую, дети - детскую)

Как называется одежда для дома? (Домашняя)

Одежда для работы? Рабочая

Одежда для праздника? Праздничная

Одежда для занятий спортом? Спортивная.

Физкультминутка.

Мы зимой гуляли – шубы надевали,

Шубы надевали и в снежки играли.

Мы весной гуляли – плащи надевали,

Плащи надевали – лужицы считали.

Летом мы гуляли – шорты надевали,

Летом мы гуляли – платья надевали.

По лугу ходили – бабочек ловили.

Упражнение «Назови и покажи части»:

рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли, пуговицы;
обувь – подошва, каблук, шнурки, язычок

Игра « Из чего шьют одежду?»

Перчатки из кожи, какие? Кожаные.

Шуба из меха, какая? Меховая.

Шапка из шерсти, какая? Шерстяная.

Майка из хлопка, какая? Хлопковая.

Сарафан из ситца - …

Платье из шелка – шелковое

Сапоги из резины - …

Игра «Кто подберет больше слов» - Давайте еще раз посмотрим, кто во что одет. Отвечайте на мои вопросы. Картинки вам в этом помогут.

Что можно обуть?

Что можно надеть?

Что можно связать?

Что можно завязывать?

Что можно застегнуть?

Пальчиковая гимнастика «Аленка»

Аленка-маленка

Шустра, быстра: 2 раза.

Воды наносила, Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

Везде поспела. Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга

Упражнение «Скажи наоборот»

Я назову слова, а вы скажете наоборот.

Надевать -…(снимать)

Расстегивать -…(застегивать)

Завязывать -…(развязывать)

Мять -…(гладить)

Белая -…(черная)

Новый - …(старый)

Чистая -…(грязная)

Педагог: Ребята, как нужно ухаживать за одеждой, чтобы она была чистая? (стирать, чистить)

- Чтобы она была аккуратной (гладить, складывать, не разбрасывать)

Упражнение найти «лишний предмет» и объяснить почему он лишний.

Платье, шорты, брюки, ботинки.

Куртка, шапка, шарф, шорты.

Сандалии, кепка, туфельки, сапоги

Итог занятия.

Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

Что понравилось?

Конспект НОД по развитию речи: в подготовительной группе «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Программное содержание:

Активизировать и закрепить у детей словарь по теме: одежда, обувь, головные уборы.

Учить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Закрепить в словаре детей правильное употребление слов надеть и одеть.

Учить образовывать прилагательные от существительных.

Продолжать учить образовывать множественное число существительных.

Развивать фонематическое восприятие.

Учить согласовывать речь с движением.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Учить работать детей парами.

Активизация словаря: по теме.

Оборудование : предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.

Ход занятия

Организационный момент.

Беседа. Ребята, где-то в группе воспитатель спрятала какой-то конверт. Нам его нужно найти. А чтобы легче было искать, я буду вам подсказывать.

Дети начинают вместе с педагогом играть в игру «Горячо-холодно» пока не найдут конверт. Молодцы, ребята, вы очень быстро нашли конверт (конверт открывается). А в конверте загадки. Отгадывая их, вы сможете узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии. Посмотрим, какие вы сообразительные и догадливые.

Основная часть

Лексико-грамматические игры и упражнения

    «Отгадай загадку»

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно отселился. (ВАРЕЖКИ)

Я как зонт не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою.

Ну, так что же я такое? (ПЛАЩ)

Я с полями, с козырьком.

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и холода. (ПАНАМА, КЕПКА, ШАПКА)

Зимой протянулся,

Летом свернулся (ШАРФ)

А как, ребята, одним словом можно назвать плащ, шарф, варежки (Одежда.)

А как одним словом можно назвать панаму, кепку, шапку (Головные уборы.)

Но в конверте не только загадки, но и небольшое стихотворение, в котором потерялись последние слова в каждой строчке. Помогите мне подобрать нужные слова.

Дети договаривают подходящие по смыслу слова.

    «Договори слово»

Полюбуйтесь-ка на нас: мы сегодня первый раз

В магазин ходили сами и купили туфли маме.

Моднице Иринке – новые……………… ботинки.

Братику Антошке – новые……………….сапожки.

Маленькому Леше – блестящие…………калоши.

Футболисту Вовке – удобные…………..кроссовки.

А милому папочке – домашние…………тапочки.

Догадались, ребята, о чем мы еще сегодня будем говорить на занятии кроме как об одежде и головных уборах. (Сегодня на занятии мы будем говорить еще и об обуви.)

    «Что наденем на прогулку?»

(Усвоение глагола надеть)

Педагог показывает картинки и задает вопрос: «Что наденешь ты, а что Таня?» Ребенок отвечает: «Я надену рубашку, а Таня – платье» и т.д.

    Физкультминутка.

« Новые кроссовки»

Как у нашей кошки (загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с большого, приседая на каждую строчку).

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

У сыночка Вовки – новые кроссовки

Вот так, вот так (Попеременно стучат то ладошками, то кулачками).

Новые кроссовки.

Вот так, вот так (делают выпады ногами на пятки, наклоняются).

Новые кроссовки.

    «Скажи по – другому»

Шляпа из соломы – соломенная

Шапка из меха – меховая

Шарф из шерсти – шерстяной

Ботинки из кожи – кожаные

Платье из шелка – шелковое

Сарафан из ситца – ситцевый

Сапоги из резины – резиновые

    «Один – много».

Тюбетейка - тюбетейки - тюбетеек.
Пилотка - пилотки - пилоток.
Каска - каски - касок.
Шапка - шапки - шапок.
Кепка - кепки - кепок.
Платок - платки - платков.
Панама - панамы - панам.
Шаль - шали - шалей.
Шляпа - шляпы - шляп.
Фуражка - фуражки - фуражек.
Косынка - косынки - косынок.
Берет - береты - беретов.
Колпак - колпаки - колпаков.
Шлем - шлемы - шлемов.

    «Назови ласково»

Шапка - шапочка.
Пилотка - пилоточка.
Платок - платочек.
Шлем - шлемик.
Панама - панамка.
Шляпа - шляпка.
Косынка - косыночка.
Берет - беретик.

    «Времена года»

Ребята, а какое сейчас время года?

А за осенью придет…

Раз скоро наступит зима, значит какая нам вскоре понадобится одежда?

Зимняя, теплая…

    «Скажи наоборот»

Надевать - снимать

Обувать - разувать

Покупать - продавать

Завязать - развязать

Застегнуть - расстегнуть

Гладить - мять

Повесить - снять

Обуваться - разуваться
Развитие связной речи

Составление описательных рассказов

«Платье – это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застежка. Оно красное с белыми цветочками».

«Рубашка – это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».

«Сапоги – это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голеница, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».

Итог занятия

О чем, ребята, мы сегодня с вами говорили на занятии? (Об одежде, обуви и головных уборах.)

Цель: закрепить знания детей об одежде и обуви.

Программные задачи:

1. Расширить представления детей о названиях предметов одежды и обуви.

2. Учить сравнивать, группировать, классифицировать.

3. Закрепить сезонные понятия: зимняя, весенняя, летняя, осенняя одежда; мужская, женская, детская одежда и обувь.

4. Упражнять в образовании относительных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

5. Развивать связную речь, зрительное восприятие, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

6. Воспитывать бережное отношение к одежде и обуви.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением одежды и обуви.

2. Загадывание и отгадывание загадок по теме.

Оборудование:

1. Предметные картинки с изображением предметов одежды и обуви.

2. Разноцветная гуашь, ватные палочки, салфетки.

3. Контурные рисунки одежды и обуви, разрезные картинки.

Ход занятия.

Беседа на тему: «Наша одежда»:

Что вы видите на мольберте? (платье, юбка, кофта, брюки, шуба).

А как можно назвать одним словом? Правильно, одежда.

А что вы видите на другом мольберте? (сапоги, туфли, тапочки, босоножки).

А как можно назвать одним словом? Правильно, обувь.

Как называется одежда, которую носят мужчины, женщины, дети? Правильно, мужская, женская, детская.

Какое сейчас время года? (зима) Значит нужна какая одежда в это время года? (зимняя)

А летом, весной, осенью? (летняя, весенняя, осенняя).

Дети, из чего шьют одежду? (из шерсти, хлопка и др.)

Где шьют одежду? (на швейной фабрике).

Сейчас поиграем в игру «Самый внимательный продавец».

Ребята, я буду покупателем, называть то, что хочу купить. А вы, как хорошие продавцы, должны запомнить все мои покупки, то есть повторить и положить картинки, которые назвала.

Начало игры:

Тапки, туфли, кроссовки.

Сапоги, ботинки, туфли.

Туфли, сланцы, босоножки.

Кроссовки, ботинки, сапоги.

Ботинки, тапки, туфли.

Дети, как можно эти предметы назвать одним словом? Правильно, обувь.

Пальчиковая гимнастика.

Посчитаем в первый раз (хлопки ладонями)

Сколько обуви у нас (удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки (загибаем по 1 пальчику)

Для Наташки и Сережки.

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки.

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Загадывание загадок об обуви.

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом за столом,

А ночью под кроватью (тапки).

Чтобы прыгая по лужам, не промокли ножки

Надо на ноги надеть новые (сапожки).

Зимой затянулся,

А летом свернулся (шарф)

Работа с раздаточным материалом «Разрезные картинки».

Ребята, у вас на столах лежат разрезные картинки. Давайте попробуем их собрать. Ребенок собирает картинку и называет ее части. Например: это рукав, это воротник и т.д. Воспитатель следит, чтобы ребенок правильно называл части одежды и обуви.

Игра с мячом «Какой одежды много продается в магазине».

Необходимо назвать одежду во множественном числе. Например: юбка-юбки, кофта-кофты, шуба-шубы и т.д.

Игра «Мы – модельеры».

Дети садятся за стол. У каждого гуашь разного цвета и ватные палочки, рисунки с изображением контурной одежды. Представьте, что вы модельеры, которые будут придумывать новую одежду и обувь. Нужно раскрасить рисунки и рассказать, как выполнили работу. За контуры стараться не выходить, аккуратно пользоваться красками, салфетками. После выполнения, рассказать о том, что дорисовали. Например: у моего платья есть рукава, они зеленого цвета. Так же есть манжеты, они белые, воротничок, пояс, пуговицы – это так же части платья.

Итог занятия: О чем мы сегодня разговаривали? Что вам больше всего понравилось на занятии?

Раздается стук в дверь. Под музыку входит снеговик. Он поздравляет детей с первым днем зимы и угощает их.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшей группы «Одежда».

Задачи:
1.Развивать умения детей внимательно слушать воспитателя, отвечать на заданные вопросы.
2. Побуждать детей называть предметы одежды.
3.Формировать навык рисования кистью.
4. Развивать интерес к изобразительной деятельности.
Ход занятия (входит воспитатель с посылкой, в которой лежит одежда детская, карточки с изображением одежды и листы бумаги на каждого ребёнка в виде платья).
Воспитатель: Ребята, к нам в группу принесли посылку, на которой написано: «Самым маленьким детям детского сада». Как вы думаете, это в нашу группу прислали?
Дети: Да, потому, что мы самые маленькие дети в детском саду.
Воспитатель: Ну, тогда я открою эту посылку (открывает, а в ней разная одежда). Ребята, что это?(показывает детям предметы одежды).
Дети: Это платье, штаны, кофточка, шапка, шорты, джинсы, футболка, куртка, варежки.
Воспитатель: Правильно, а как одним словом всё это можно назвать?

Дети: Одежда.
Воспитатель: А кто будет носить эту одежду?
Дети: Эту одежду носят мальчики и девочки.
Воспитатель: Назовите одежду, которую могут носить девочки.
Дети: Платье, футболка, юбка, сарафан.
Воспитатель: Правильно, а какую одежду носят мальчики?
Дети: Джинсы, футболки, шорты.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А ещё есть одежда, которая предназначена для каждого времени года. Сейчас мы поиграем в игру, в которой нужно распределить одежду на зимнюю и летнюю. На мольберт, где изображена снежинка, нужно прикрепить зимнюю одежду. А на мольберт с солнцем, нужно прикрепить одежду летнюю (дети берут карточки с изображением одежды и распределяют их на мольберты).
Игра: «Распредели одежду».
Воспитатель: Вы правильно распределили одежду, молодцы. Но я вижу в посылке лежат какие –то листочки, написано, что их нужно красиво раскрасить. На что похожи эти листы бумаги?
Дети: На платье.
Воспитатель: Правильно, но девочки носят красивую, яркую одежду. Давайте наши платья раскрасим в яркие краски, но сначало разомнём наши пальчики, сделаем гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: «Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики.

(Дети садятся за столы и раскрашивают платья, используя яркие краски, воспитатель помогает им применять знакомые узоры).
Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас получились очень красивые и яркие платья для девочек. Вам понравилось раскрашивать? А одежду рассматривать понравилось? Давайте ваши платья повесим на нашу выставку.

Ход познавательного занятия

— Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. А необычное потому, что к нам в группу пришло много гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга.

— Предлагаю вам встать в круг, опустить руки и повторить за мной слова и движения. (Дети встают в круг, руки опущены, повторяют слова и движения).

Что за чудо-чудеса:

Вот тебе моя рука,

(Каждый протягивает по очереди руку соседу справа и слева)

Вот ладошка правая, вот ладошка левая!

(Берутся за руки).

Скажем вам не тая: это все мои друзья!

(Произносят хором, стоя в кругу).

— Ребята, а теперь подойдите ко мне, станьте вокруг стола и возьмите в руки .

(Дети должны закончить начатые воспитателем предложения в соответствии с названием изображенной на картинке одежды)

— У меня на картинке нарисовано пальто, а у тебя?

— У меня на картинке нарисовано платье и т.д.

(Воспитатель предлагает детям поставить картинки на мольберт).

— Как можно все эти предметы назвать одним словом? (Одежда).

— Что можно делать с одеждой? (Одевать, снимать, гладить, стирать, выжимать, пачкать, носить, сушить, рвать, складывать и.т.д.)

Игра «Собери вместе»

— Ребята, вспомните, какая бывает одежда? (Летняя, зимняя, домашняя, спортивная, рабочая, мужская, женская, детская, праздничная, повседневная и т.д.).

— Я предлагаю вам разложить картинки с изображением одежды по двум обручам. В первый обруч следует положить всю женскую одежду, во второй обруч – всю мужскую одежду. А вот это вам небольшая подсказка. Здесь у нас будет сидеть мальчик, а здесь – девочка.

— Рассмотрите рисунки, придумайте детям имена. Покажи, что наденет мальчик, а что – девочка. (Юля наденет сарафан).

Физкультминутка

Ритмический танец “Большая стирка” (под музыку в стиле диско).

  • Движение “Стираем” – дети сгибают руки в локтях, поднимают кулаки до уровня талии, затем опускают вниз. Повторяют движение несколько раз.
  • Движение “Полощем” – слегка наклонившись вперед, отводят руки вправо, пальцы сжаты в кулаки. Повторяют то же движение влево.
  • Движение “Выжимаем” – руки, слегка согнутые в локтях, ставят перед грудью и делают винтообразные движения кулаками.
  • Движение «Встряхиваем» — взять воображаемое полотенце двумя руками и энергично встряхнуть 2 раза с поворотам вправо, 2 раза с поворотом влево.

— Ребята, как нужно ухаживать за одеждой, чтобы она дольше сохранялась и была всегда красивой и аккуратной. (Чистить, гладить, аккуратно складывать, вешать на вешалку, не пачкать).

Игра «Скажи правильно»

— Ребята, я предлагаю вам посмотреть, какие бывают виды тканей, из которых можно пошить одежду. (Показываю разную ткань).

— Если одежда из меха, значит она (меховая); из шерсти (шерстяная); из кожи (кожаная); из шелка (шелковая); из ситца (ситцевая); из льна (льняная); из джинса (джинсовая); из хлопка (хлопчатобумажная).

Игра с мячом «Скажи наоборот»

— А чем же одежда отличается? Давайте поиграем в игру.

Одежда бывает летняя, а бывает (зимняя).

Одежда бывает детская, а бывает (взрослая).

Одежда бывает теплая, а бывает (холодная).

Одежда бывает светлая, а бывает (темная).

Одежда бывает мягкая, а бывает (колючая).

Одежда бывает нарядная, а бывает (рабочая).

Одежда бывает большая, а бывает (маленькая).

— Мы поиграли с вами в игру и узнали, какая же бывает одежда.

Творческая игра «Дизайнеры одежды»

— Рассмотрите иллюстрации из журналов моды, обращая внимание на цвет, фасон одежды, дополнительные детали на одежде – пуговицы, замки, петли, кнопки, крючки и т.д.

— Я предлагаю вам выбрать выкройки различной одежды и украсить ее, используя разные материалы.

Воспитатель подводит краткие итоги, отмечает особенно умелые действия каждого ребёнка