Конспект НОД в старшей группе
по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Коррекционно-образовательные цели:
Расширить и активизировать словарь по теме. Познакомить с назначением одежды.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонема тического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания , доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением одежды, мяч.
Словарь: Предметы: ситец, лен, шелк, кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки , шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; шапка, шляпа, кепка; сапоги, туфли, ботинки, сандалии, валенки; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; швея, сапожник, обувщик.
Действия: шить, пришивать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить.
Признаки: ситцевый, шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, резиновое, сменная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…
1. Организационный момент.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, сегодня утром к нам в группу принесли разноцветные конверты. А что в конвертах вы узнаете сами, разобрав картинки так, чтобы получилось три общих слова. Собирать их вы будете по компаниям.
Педагог раздает фишки трех цветов, поделив детей на 3 компании.
Педагог: Ребята, что изображено на ваших картинках?
Игра «Лови и отвечай»
Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.
Кто шьет одежду и где? Шьет одежду швея на швейной фабрике.
Кто и где шьет обувь? На обувной фабрике обувщик.
Какая одежда бывает по времени года? Летняя, зимняя, весенне - осенняя.
Игра «Разложи одежду по сезону» по компаниям.
Педагог: Ребята, как вы думаете, для чего нужна одежда? (Чтобы защищать тело от холода, жары, грязи, пыли. дождя; чтобы было удобно и красиво).
Где продают одежду? Обувь? (В магазине «Одежда», «Обувь»)
Кто покупает одежду?
Какую одежду купит себе папа? Мама? Дети? (папа - мужскую, мама - женскую, дети - детскую)
Как называется одежда для дома? (Домашняя)
Одежда для работы? Рабочая
Одежда для праздника? Праздничная
Одежда для занятий спортом? Спортивная.
Физкультминутка.
Мы зимой гуляли – шубы надевали,
Шубы надевали и в снежки играли.
Мы весной гуляли – плащи надевали,
Плащи надевали – лужицы считали.
Летом мы гуляли – шорты надевали,
Летом мы гуляли – платья надевали.
По лугу ходили – бабочек ловили.
Упражнение «Назови и покажи части»:
рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли, пуговицы;
обувь – подошва, каблук, шнурки, язычок
Игра « Из чего шьют одежду?»
Перчатки из кожи, какие? Кожаные.
Шуба из меха, какая? Меховая.
Шапка из шерсти, какая? Шерстяная.
Майка из хлопка, какая? Хлопковая.
Сарафан из ситца - …
Платье из шелка – шелковое
Сапоги из резины - …
Игра «Кто подберет больше слов» - Давайте еще раз посмотрим, кто во что одет. Отвечайте на мои вопросы. Картинки вам в этом помогут.
Что можно обуть?
Что можно надеть?
Что можно связать?
Что можно завязывать?
Что можно застегнуть?
Пальчиковая гимнастика «Аленка»
Аленка-маленка
Шустра, быстра: 2 раза.
Воды наносила, Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала,
Песню допела,
Везде поспела. Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга
Упражнение «Скажи наоборот»
Я назову слова, а вы скажете наоборот.
Надевать -…(снимать)
Расстегивать -…(застегивать)
Завязывать -…(развязывать)
Мять -…(гладить)
Белая -…(черная)
Новый - …(старый)
Чистая -…(грязная)
Педагог: Ребята, как нужно ухаживать за одеждой, чтобы она была чистая? (стирать, чистить)
- Чтобы она была аккуратной (гладить, складывать, не разбрасывать)
Упражнение найти «лишний предмет» и объяснить почему он лишний.
Платье, шорты, брюки, ботинки.
Куртка, шапка, шарф, шорты.
Сандалии, кепка, туфельки, сапоги
Итог занятия.
Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
Что понравилось?
Конспект НОД по развитию речи: в подготовительной группе «Одежда. Обувь. Головные уборы».
Программное содержание:
Активизировать и закрепить у детей словарь по теме: одежда, обувь, головные уборы.
Учить правильно употреблять существительные в родительном падеже.
Закрепить в словаре детей правильное употребление слов надеть и одеть.
Учить образовывать прилагательные от существительных.
Продолжать учить образовывать множественное число существительных.
Развивать фонематическое восприятие.
Учить согласовывать речь с движением.
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Учить работать детей парами.
Активизация словаря: по теме.
Оборудование : предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.
Ход занятия
Организационный момент.
Беседа. Ребята, где-то в группе воспитатель спрятала какой-то конверт. Нам его нужно найти. А чтобы легче было искать, я буду вам подсказывать.
Дети начинают вместе с педагогом играть в игру «Горячо-холодно» пока не найдут конверт. Молодцы, ребята, вы очень быстро нашли конверт (конверт открывается). А в конверте загадки. Отгадывая их, вы сможете узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии. Посмотрим, какие вы сообразительные и догадливые.
Основная часть
Лексико-грамматические игры и упражнения
«Отгадай загадку»
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно отселился. (ВАРЕЖКИ)
Я как зонт не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою.
Ну, так что же я такое? (ПЛАЩ)
Я с полями, с козырьком.
С лентой алой и цветком.
Я защищаю голову
От солнца и холода. (ПАНАМА, КЕПКА, ШАПКА)
Зимой протянулся,
Летом свернулся (ШАРФ)
А как, ребята, одним словом можно назвать плащ, шарф, варежки (Одежда.)
А как одним словом можно назвать панаму, кепку, шапку (Головные уборы.)
Но в конверте не только загадки, но и небольшое стихотворение, в котором потерялись последние слова в каждой строчке. Помогите мне подобрать нужные слова.
Дети договаривают подходящие по смыслу слова.
«Договори слово»
Полюбуйтесь-ка на нас: мы сегодня первый раз
В магазин ходили сами и купили туфли маме.
Моднице Иринке – новые……………… ботинки.
Братику Антошке – новые……………….сапожки.
Маленькому Леше – блестящие…………калоши.
Футболисту Вовке – удобные…………..кроссовки.
А милому папочке – домашние…………тапочки.
Догадались, ребята, о чем мы еще сегодня будем говорить на занятии кроме как об одежде и головных уборах. (Сегодня на занятии мы будем говорить еще и об обуви.)
«Что наденем на прогулку?»
(Усвоение глагола надеть)
Педагог показывает картинки и задает вопрос: «Что наденешь ты, а что Таня?» Ребенок отвечает: «Я надену рубашку, а Таня – платье» и т.д.
Физкультминутка.
« Новые кроссовки»
Как у нашей кошки (загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с большого, приседая на каждую строчку).
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
У сыночка Вовки – новые кроссовки
Вот так, вот так (Попеременно стучат то ладошками, то кулачками).
Новые кроссовки.
Вот так, вот так (делают выпады ногами на пятки, наклоняются).
Новые кроссовки.
«Скажи по – другому»
Шляпа из соломы – соломенная
Шапка из меха – меховая
Шарф из шерсти – шерстяной
Ботинки из кожи – кожаные
Платье из шелка – шелковое
Сарафан из ситца – ситцевый
Сапоги из резины – резиновые
«Один – много».
Тюбетейка - тюбетейки - тюбетеек.
Пилотка - пилотки - пилоток.
Каска - каски - касок.
Шапка - шапки - шапок.
Кепка - кепки - кепок.
Платок - платки - платков.
Панама - панамы - панам.
Шаль - шали - шалей.
Шляпа - шляпы - шляп.
Фуражка - фуражки - фуражек.
Косынка - косынки - косынок.
Берет - береты - беретов.
Колпак - колпаки - колпаков.
Шлем - шлемы - шлемов.
«Назови ласково»
Шапка - шапочка.
Пилотка - пилоточка.
Платок - платочек.
Шлем - шлемик.
Панама - панамка.
Шляпа - шляпка.
Косынка - косыночка.
Берет - беретик.
«Времена года»
Ребята, а какое сейчас время года?
А за осенью придет…
Раз скоро наступит зима, значит какая нам вскоре понадобится одежда?
Зимняя, теплая…
«Скажи наоборот»
Надевать - снимать
Обувать - разувать
Покупать - продавать
Завязать - развязать
Застегнуть - расстегнуть
Гладить - мять
Повесить - снять
Обуваться - разуваться
Развитие связной речи
Составление описательных рассказов
«Платье – это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застежка. Оно красное с белыми цветочками».
«Рубашка – это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».
«Сапоги – это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голеница, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».
Итог занятия
О чем, ребята, мы сегодня с вами говорили на занятии? (Об одежде, обуви и головных уборах.)
Цель: закрепить знания детей об одежде и обуви.
Программные задачи:
1. Расширить представления детей о названиях предметов одежды и обуви.
2. Учить сравнивать, группировать, классифицировать.
3. Закрепить сезонные понятия: зимняя, весенняя, летняя, осенняя одежда; мужская, женская, детская одежда и обувь.
4. Упражнять в образовании относительных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
5. Развивать связную речь, зрительное восприятие, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
6. Воспитывать бережное отношение к одежде и обуви.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением одежды и обуви.
2. Загадывание и отгадывание загадок по теме.
Оборудование:
1. Предметные картинки с изображением предметов одежды и обуви.
2. Разноцветная гуашь, ватные палочки, салфетки.
3. Контурные рисунки одежды и обуви, разрезные картинки.
Ход занятия.
Беседа на тему: «Наша одежда»:
Что вы видите на мольберте? (платье, юбка, кофта, брюки, шуба).
А как можно назвать одним словом? Правильно, одежда.
А что вы видите на другом мольберте? (сапоги, туфли, тапочки, босоножки).
А как можно назвать одним словом? Правильно, обувь.
Как называется одежда, которую носят мужчины, женщины, дети? Правильно, мужская, женская, детская.
Какое сейчас время года? (зима) Значит нужна какая одежда в это время года? (зимняя)
А летом, весной, осенью? (летняя, весенняя, осенняя).
Дети, из чего шьют одежду? (из шерсти, хлопка и др.)
Где шьют одежду? (на швейной фабрике).
Сейчас поиграем в игру «Самый внимательный продавец».
Ребята, я буду покупателем, называть то, что хочу купить. А вы, как хорошие продавцы, должны запомнить все мои покупки, то есть повторить и положить картинки, которые назвала.
Начало игры:
Тапки, туфли, кроссовки.
Сапоги, ботинки, туфли.
Туфли, сланцы, босоножки.
Кроссовки, ботинки, сапоги.
Ботинки, тапки, туфли.
Дети, как можно эти предметы назвать одним словом? Правильно, обувь.
Пальчиковая гимнастика.
Посчитаем в первый раз (хлопки ладонями)
Сколько обуви у нас (удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки (загибаем по 1 пальчику)
Для Наташки и Сережки.
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки.
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Загадывание загадок об обуви.
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом за столом,
А ночью под кроватью (тапки).
Чтобы прыгая по лужам, не промокли ножки
Надо на ноги надеть новые (сапожки).
Зимой затянулся,
А летом свернулся (шарф)
Работа с раздаточным материалом «Разрезные картинки».
Ребята, у вас на столах лежат разрезные картинки. Давайте попробуем их собрать. Ребенок собирает картинку и называет ее части. Например: это рукав, это воротник и т.д. Воспитатель следит, чтобы ребенок правильно называл части одежды и обуви.
Игра с мячом «Какой одежды много продается в магазине».
Необходимо назвать одежду во множественном числе. Например: юбка-юбки, кофта-кофты, шуба-шубы и т.д.
Игра «Мы – модельеры».
Дети садятся за стол. У каждого гуашь разного цвета и ватные палочки, рисунки с изображением контурной одежды. Представьте, что вы модельеры, которые будут придумывать новую одежду и обувь. Нужно раскрасить рисунки и рассказать, как выполнили работу. За контуры стараться не выходить, аккуратно пользоваться красками, салфетками. После выполнения, рассказать о том, что дорисовали. Например: у моего платья есть рукава, они зеленого цвета. Так же есть манжеты, они белые, воротничок, пояс, пуговицы – это так же части платья.
Итог занятия: О чем мы сегодня разговаривали? Что вам больше всего понравилось на занятии?
Раздается стук в дверь. Под музыку входит снеговик. Он поздравляет детей с первым днем зимы и угощает их.
Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшей группы «Одежда».
Задачи:1.Развивать умения детей внимательно слушать воспитателя, отвечать на заданные вопросы.
2. Побуждать детей называть предметы одежды.
3.Формировать навык рисования кистью.
4. Развивать интерес к изобразительной деятельности.
Ход занятия (входит воспитатель с посылкой, в которой лежит одежда детская, карточки с изображением одежды и листы бумаги на каждого ребёнка в виде платья).
Воспитатель: Ребята, к нам в группу принесли посылку, на которой написано: «Самым маленьким детям детского сада». Как вы думаете, это в нашу группу прислали?
Дети: Да, потому, что мы самые маленькие дети в детском саду.
Воспитатель: Ну, тогда я открою эту посылку (открывает, а в ней разная одежда). Ребята, что это?(показывает детям предметы одежды).
Дети: Это платье, штаны, кофточка, шапка, шорты, джинсы, футболка, куртка, варежки.
Воспитатель: Правильно, а как одним словом всё это можно назвать?
Дети:
Одежда.
Воспитатель:
А кто будет носить эту одежду?
Дети:
Эту одежду носят мальчики и девочки.
Воспитатель:
Назовите одежду, которую могут носить девочки.
Дети:
Платье, футболка, юбка, сарафан.
Воспитатель:
Правильно, а какую одежду носят мальчики?
Дети:
Джинсы, футболки, шорты.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. А ещё есть одежда, которая предназначена для каждого времени года. Сейчас мы поиграем в игру, в которой нужно распределить одежду на зимнюю и летнюю. На мольберт, где изображена снежинка, нужно прикрепить зимнюю одежду. А на мольберт с солнцем, нужно прикрепить одежду летнюю (дети берут карточки с изображением одежды и распределяют их на мольберты).
Игра: «Распредели одежду».
Воспитатель:
Вы правильно распределили одежду, молодцы. Но я вижу в посылке лежат какие –то листочки, написано, что их нужно красиво раскрасить. На что похожи эти листы бумаги?
Дети:
На платье.
Воспитатель:
Правильно, но девочки носят красивую, яркую одежду. Давайте наши платья раскрасим в яркие краски, но сначало разомнём наши пальчики, сделаем гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: «Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики.
(Дети садятся за столы и раскрашивают платья, используя яркие краски, воспитатель помогает им применять знакомые узоры).
Воспитатель:
Молодцы, ребята, у вас получились очень красивые и яркие платья для девочек. Вам понравилось раскрашивать? А одежду рассматривать понравилось? Давайте ваши платья повесим на нашу выставку.
Ход познавательного занятия
— Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. А необычное потому, что к нам в группу пришло много гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга.
— Предлагаю вам встать в круг, опустить руки и повторить за мной слова и движения. (Дети встают в круг, руки опущены, повторяют слова и движения).
Что за чудо-чудеса:
Вот тебе моя рука,
(Каждый протягивает по очереди руку соседу справа и слева)
Вот ладошка правая, вот ладошка левая!
(Берутся за руки).
Скажем вам не тая: это все мои друзья!
(Произносят хором, стоя в кругу).
— Ребята, а теперь подойдите ко мне, станьте вокруг стола и возьмите в руки .
(Дети должны закончить начатые воспитателем предложения в соответствии с названием изображенной на картинке одежды)
— У меня на картинке нарисовано пальто, а у тебя?
— У меня на картинке нарисовано платье и т.д.
(Воспитатель предлагает детям поставить картинки на мольберт).
— Как можно все эти предметы назвать одним словом? (Одежда).
— Что можно делать с одеждой? (Одевать, снимать, гладить, стирать, выжимать, пачкать, носить, сушить, рвать, складывать и.т.д.)
Игра «Собери вместе»
— Ребята, вспомните, какая бывает одежда? (Летняя, зимняя, домашняя, спортивная, рабочая, мужская, женская, детская, праздничная, повседневная и т.д.).
— Я предлагаю вам разложить картинки с изображением одежды по двум обручам. В первый обруч следует положить всю женскую одежду, во второй обруч – всю мужскую одежду. А вот это вам небольшая подсказка. Здесь у нас будет сидеть мальчик, а здесь – девочка.
— Рассмотрите рисунки, придумайте детям имена. Покажи, что наденет мальчик, а что – девочка. (Юля наденет сарафан).
Физкультминутка
Ритмический танец “Большая стирка” (под музыку в стиле диско).
- Движение “Стираем” – дети сгибают руки в локтях, поднимают кулаки до уровня талии, затем опускают вниз. Повторяют движение несколько раз.
- Движение “Полощем” – слегка наклонившись вперед, отводят руки вправо, пальцы сжаты в кулаки. Повторяют то же движение влево.
- Движение “Выжимаем” – руки, слегка согнутые в локтях, ставят перед грудью и делают винтообразные движения кулаками.
- Движение «Встряхиваем» — взять воображаемое полотенце двумя руками и энергично встряхнуть 2 раза с поворотам вправо, 2 раза с поворотом влево.
— Ребята, как нужно ухаживать за одеждой, чтобы она дольше сохранялась и была всегда красивой и аккуратной. (Чистить, гладить, аккуратно складывать, вешать на вешалку, не пачкать).
Игра «Скажи правильно»
— Ребята, я предлагаю вам посмотреть, какие бывают виды тканей, из которых можно пошить одежду. (Показываю разную ткань).
— Если одежда из меха, значит она (меховая); из шерсти (шерстяная); из кожи (кожаная); из шелка (шелковая); из ситца (ситцевая); из льна (льняная); из джинса (джинсовая); из хлопка (хлопчатобумажная).
Игра с мячом «Скажи наоборот»
— А чем же одежда отличается? Давайте поиграем в игру.
Одежда бывает летняя, а бывает (зимняя).
Одежда бывает детская, а бывает (взрослая).
Одежда бывает теплая, а бывает (холодная).
Одежда бывает светлая, а бывает (темная).
Одежда бывает мягкая, а бывает (колючая).
Одежда бывает нарядная, а бывает (рабочая).
Одежда бывает большая, а бывает (маленькая).
— Мы поиграли с вами в игру и узнали, какая же бывает одежда.
Творческая игра «Дизайнеры одежды»
— Рассмотрите иллюстрации из журналов моды, обращая внимание на цвет, фасон одежды, дополнительные детали на одежде – пуговицы, замки, петли, кнопки, крючки и т.д.
— Я предлагаю вам выбрать выкройки различной одежды и украсить ее, используя разные материалы.
Воспитатель подводит краткие итоги, отмечает особенно умелые действия каждого ребёнка