Конспект занятия по познавательному развитию. Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц

Задачи:

  1. Сформировать знания у детей о свойствах воды.
  2. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей.
  3. Познакомить детей стехникой рисования мыльными пузырями .
  4. Продолжать учить выявлять и разрешать проблемные ситуации, противоречия.
  5. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением мыльных пузырей ; загадывание загадок; подвижная игра « Надувайсяпузырь » , пальчиковая гимнастика «Замок», опыты с воздухом.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, коробка, письмо, бутылка воды, краски, мешочек, мыло туалетное детское, мыло жидкое детское, трубочки, салфетки, большие стаканы, тарелки, ложки, альбомные листы, разрезная радуга, сундук, следы.

Ход работы:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости, давайте поздороваемся!

Ребята, вы любите сказки? Хотите послушать?

Сегодня мы отправимся в одну чудесную сказку, а в каких героев вы хотели бы превратиться? (ответы детей)

Сегодня у нас в гостях сказочный герой.

На экране появляется Фея мыльных пузырей.

“В некотором царстве, в некотором государстве, в одном сказочном королевстве живет Фея мыльных пузырей. Всему свету дарит она свое волшебство. Взмахнет волшебной палочкой и по всему свету полетят мыльные пузыри. А вы умеете пускать мыльные пузыри? (Да, умеем.)

Сейчас проверим. Фея передала для вас подарок - мыльные пузыри. Только где же ее подарок? А как вы догадались (смотрят на коробку, на которой изображена фея) (смотрят в коробку, а там письмо)

Ой, ребята, что это в коробке? (ответы детей: письмо). А что могло случиться с подарком?

Давайте прочитаем письмо и может узнаем что случилось с подарком Феи?

Читаю письмо: «Дорогие ребята, я очень хотела вас порадовать и отправила вам мыльные пузыри, но вредный колдун украл ваш подарок и сказал, что вернет мыльные пузыри, только тогда, когда ребята выполнят его задания. Попробуйте выполнить его задания»

Ребята, попробуем справиться с заданиями колдуна? (ответы детей).

А на чем можно отправиться в сказочное путешествие? (ответы детей)

Давайте, поедем на поезде! Занимайте вагоны! Внимание, внимание, поезд отправляется в сказочную страну! (звучит музыка)

Ну вот мы и приехали в сказочную страну.

Посмотрите, следы, как вы думаете, чьи они? (ответы детей)

Может пойдем по следам?

Посмотрите, ребята, что это? (указываю на капельку). А вот и первое задание (написано на капельке) «Отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Правильно, молодцы! Переворачиваю пузырь, а там нарисованная бутылка с водой.

Смотрите, ребята, какой-то мешочек. Как вы думаете, что нужно сделать? Читаю задание на мешочке. «Угадайте, что в мешочке, а помощником вам будут ваши руки. Кто скажет, что мы должны сделать? (ответы детей)

Трогают руками «Чудесный мешочек», что там, ребята, отгадали?

Ответы детей:мыло

А как вы узнали? (ответы детей)

Молодцы!

(На мольберте радуга разложенная в неправильном порядке.) «Соберите радугу!»

(выкладывают радугу в соответствие цветам радуги.

Пока дети выкладывают, ставлю коробку на пол.

Ребята, посмотрите, что это на нашем пути? (коробка)

А почему она опять оказалась здесь? (ответы детей)

А как узнать? (смотрят в коробку)

Дети находят в коробке бутылку воды, мыло, жидкое мыло и краски.

Итак, ребята, что вернул колдун? (ответы детей: воду, мыло, краски). А для чего нужны все эти предметы.(если не ответят, Можно ли сделать из этих предметов мыльные пузыри?)

Как вы думаете, мы все собрали или чего -то не хватает?(ответы детей)

Думаю, не хватает волшебных палочек.

Где же нам их найти.

Идут по следам.

Посмотрите, ребята, что это? (сундучок)

Но на нем висит замок. Как же нам его открыть? (ответы детей)

Ребята, а может быть вы помните пальчиковую гимнастику «Замок»?, давайте попробуем, вдруг откроется?

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Предлагаю ребенку попробовать открыть замок.

Ну вот ребята и замок на сундуке открылся, а что там?

Волшебные палочки (трубочки)

Ну что, ребята, мы собрали все необходимое для изготовления мыльных пузырей. Пора возвращаться в детский сад.

Ребята, посмотрите, как вы думаете, что это? (лаборатория)

Дети встают за столы, на столах тарелочки, стакан, ложечка, салфетка.

Ребята, посмотрите, что у вас на столах? (ответы детей)

Еще я вам раздам мыло, краски, которые нам вернул колдун и волшебные палочки.

Начнем?

Разливаю воду в стаканы.

Ребята, что у вас в стаканах? (вода)

А кто мне сможет описать какая вода?(прозрачная, без запаха…)

А теперь возьмем мыло и опустим его в воду. Что произошло с мылом? (ответы детей, растворилось)

Значит вода растворила мыло. Вода является растворителем.

Пробуем делать мыльные пузыри, не получается?

А давайте попробуем добавить жидкое мыло?

Теперь возьмем краску и добавим немного краски в воду. Как вы думаете, для чего?(ответы детей)

Что случилось с водой?(ответы детей)

Молодцы! Вода может окрашиваться.

А теперь, что нужно сделать, чтобы получить пузыри? (ответы детей)

Правильно, молодцы!

Но прежде, чем мы начнем с вами творить чудеса, предлагаю вспомнить правила как нужно выдувать воздух из палочки.

Делаем глубокий вдох через нос, и медленно выдуваем ртом.

(Дети делают мыльные пузыри).

Ребята, а чтобы у нас осталась память о сегодняшнем путешествии, предлагаю оставить пузыри на бумаге.

Как это сделать?

Выдуваем пузыри и аккуратно с помощью трубочки снимаем пузырь и переносим его на лист бумаги.

Итог:

Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

Что интересного вы узнали?

Что нужно для того, чтобы сделать мыльные пузыри?

А что вы можете рассказать о воде?

Вы хорошо сегодня потрудились, а теперь пора отдохнуть.

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание :

  • Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.
  • Закрепить у детей представление о последовательности роста растения на примере огурца.
  • Дать знания о том, что семена растений тоже живые существа.
  • Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).
  • Развивать у детей умения в проращивании семени.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: питается, дышит, размножается, растет, семена.

Индивидуальная работа : активизировать на занятии (имя ребёнка), воспитывать самостоятельность у (имя ребёнка).

Материал :

  • карточки для игры «Живое – неживое»,
  • разрезные картинки для составления дерева (сосны, ели) для каждого ребенка,
  • карточки для игры «Что сначала, что потом»,
  • карточки для игры «Что нужно для роста и развития дерева»,
  • семена овощных культур,
  • баночки для замачивания семян,
  • ватные диски,
  • вода (для практической работы).

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.

1. Загадывание загадки.

Ребята отгадайте загадку

«Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год». (Ель)

«Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят». (Береза)

«Никто не пугает,
А вся дрожит». (Осина)

«Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи». (Рябина)

«У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке». (Сосна)

Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину (Деревья)

Вот сегодня мы будем продолжать изучать дерево.

А где можно увидеть все это многообразие деревьев? (в лесу)

2. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.

Теперь я вам предлагаю лечь на ковер и закрыть глаза и расслабиться. Сейчас зазвучит музыка, вы будете ее слушать и представлять картину о зимнем лесе.

Что ты (имя ребёнка) услышала? А ты (имя ребёнка)?

Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?

Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.

3. Закрепление знаний и изучение нового материала.

Воспитатель показывает детям игрушечную елочку.

Скажите, а это елочка живая?

Почему? (ответы детей)

А какое дерево можно назвать живым?

(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет модели - дышит, питается, растет, размножается).

4. Игра: «Составь дерево»

- Молодцы, деревья вы знаете хорошо,а теперь я вас попрошу выполнить задание.

- . Для этого возьмите желтый конвертик, там находятся части растения, вот из них составьте целое дерево.

- Какое дерево получилось у (имя ребёнка), а это же дерево у кого получилось, поднимите руки.

- У тебя (имя ребёнка) какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?

Назовите, из каких частей состоит дерево.

(корень, ствол, ветки, листья)

Давайте, вспомним, для чего нужна каждая часть.

(выставляются модели, дети говорят, что эта модель обозначает)

5. Физкульминутка «Елочка»

Есть в лесу три полочки
(стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу)

Ели,
(потянуться вверх, руки поднять вверх)

Елки,
(стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу)

Елочки,
(присесть, руки перпендикулярно туловищу)

На елях висят небеса
(руки вверх)

А на елочке – роса.
Встряхнуть кисти рук.

6. Игра «Живое - неживое»

Возьмите карточки и обведите в кружок, то, что вы считаете живыми существами.

Самостоятельная работа детей.

Назовите, что вы считаете живым на карточке.

(ответы детей)

Ребята, скажите, а деревья сразу стали такими большими?

7. Игра: «Что сначала, что потом»

Возьмите, красный конверт и выложите картинки в правильной последовательности – (имя ребёнка) будет работать у доски, потом проверим, кто, как выполнил задание.

Самостоятельная работа детей.

Проверка выполнения задания.

Теперь вы ученые экспериментаторы и вам предстоит трудная работа, пройдите в исследовательскую лабораторию.

Посмотрите, что вы видите на этом блюде?

Семена разных растений

Как вы думаете, они живые?

(Ответы детей)

Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.

Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему?

За окном зима.

Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить.

8. Практическая работа детей .

Давайте вспомним, что нужно для роста и развития живого существа.

(почва, тепло, свет, вода)

(дети называют, воспитатель выставляет модели)

Чтобы семена разбудить поместим их в волшебные баночки. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена огурца.

Возьмите баночки и на дно положите круглый мягкий диск и увлажните его.

Семена разместите так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу просыпаться. А теперь закройте баночку. Оставим семена просыпаться

9. Итог занятия .

Что вам на занятии понравилось?

Итак, ребята, занятие закончено, теперь возьмите свои волшебные баночки и подскажите мне, куда их нужно поставить?

А почему на окно?

Чтобы семена получали свет, ведь они живые существа, и им нужен свет и тепло.

Ребята, вы сегодня хорошо занимались, знаете основные признаки живых существ, правильно назвали функции каждого органа дерева, знаете, какие деревья живут в лесу. Занятие закончено, теперь возьмите свои баночки и поставьте на окно, чтобы наше растение получало свет.

Непосредственно образовательная деятельность
для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности.

Тема: Что такое воздух?
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;
Задачи:
1.Развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;
2.Обогащать словарь детей: соломинка, невидимый, упругий, легкий;
3.Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Интеграционные области: познание, здоровье, социализация, труд, комму-никация.
Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.

Материал: Вода.
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля, воздушные шары.
Организационный момент:
Перед детьми ставиться исследовательская задача - воспитатель предлагает с помощью разных предметов доказать, что нас окружает воздух.

Ход совместной деятельности:

Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

Дети: воздух
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего нужен?
Дети: чтобы дышать и жить.
Воспитатель: Правильно, воздух нам необходим для жизни, а еще растениям и животным. Сегодня мы с вами узнаем много нового о воздухе.

Опыт № 1. «Без воздуха не прожить»
Зажмите нос и рот.
- Как мы себя чувствуем? (Мы себя чувствуем плохо)
- Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
- Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал? (чтобы мы могли дышать свежим воздухом).
- А как вы думаете, где живет воздух?
-Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Опыт № 2. «Почувствуй воздух»
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
А теперь возьмите листочек бумаги и подуйте на него. Что с ним происходит? (шевелится, колышется). Как будто от ветра.
- Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
- Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

Опыт № 3. «Воздух внутри нас»
Воспитатель предлагает перейти детей к столам. На столах у каждого ребенка стаканчик с водой и коктейльные палочки.
-Что вы видите в стаканчиках? – вода
-Возьмите трубочки и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.
.

Опыт № 4. «Воздух есть в любых предметах»
А теперь положите горошинку в стакан. Что происходит? От них идут пузырьки. Это значит, что в горошинках есть воздух.
А теперь можете оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. Молодцы

Физминутка.
Я с утра сегодня встал (потянуться)
С полки шар воздушный взял. (вверх хватательные движения)
Начал дуть я и смотреть –(сделать руки в трубочку и дуть)
Стал мой шарик вдруг толстеть.(раздвигать руки в сторону, как будто растет шарик)
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок – (развести руки в стороны и изобразить хлопок)
Лопнул шарик, мой дружок.

Опыт № 5. «Поймай воздух».
Возьмите полиэтиленовые пакеты.
Какие они? (пустые, мятые). Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся. Какой стал пакет? (толстый, надутый). Почему он стал таким? Что заполнило пакет? Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели, что он может заполнять емкости.

Опыт № 6. «Увидеть воздух»
Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.

Рефлексия: О чем мы сегодня говорили? (о воздухе)
- Что интересного мы с вами узнали о воздухе?
- Какой он? (невидимый, прозрачный, легкий, нужный для жизни)
- Что вам понравилось больше всего?
- Знаю, что вы эти фокусы покажете своим друзьям. А я вам приготовила сюрприз – воздушные шарики. Надуйте их. И поиграйте.

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.

Кто и как считает и измеряет время.

Цель: Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.

Материал: Игрушка Чебурашка; плетень, петушок. Макет солнечных часов, водяных, будильник, ширма. Магнитофон.

Воспитатель (В): – Тихо-тихо, не шумите, только ушки навострите. Что вы слышите сейчас?

Кто день не спит?
И ночь не спит?
А все стучит, стучит, стучит?
И стук у них все в такт, да в такт
Тик-так, тик-так?

(Звенит будильник)

– Ребята, что это может звенеть? А у кого дома есть будильник? А зачем он нужен?

В. – Мне кажется, что здесь кто-то прячется. Кто это?

Чебурашка (Чеб) – Ой, ой, ой! Раззвенелись, расшумелись, спать не дают.

В. – А за чем ты тут прячешься?

Чеб. – Я пришел к вам отдохнуть, а то крокодил Гена заставляет меня все делать по часам. То надо вовремя проснуться, то поесть, то заниматься.

А у вас, наверное, делай, что хочешь и когда хочешь?

В. – Ребята, а вы согласны с Чебурашкой?

А какой предмет нам помогает делать все вовремя?

Без часов, как без рук. Часы – это прибор для измерения времени.

А часы, которые разбудили, называются – будильник.

Чеб. – Эх, хорошо бы было, если б исчезли все будильники. Раз и нету.

В. – Дети, а что будет, если исчезнут все будильники? Начнётся беспорядок. А, кроме того, есть другие часы. Они не звонят, но тоже показывают время. Посмотрите, а где у нас в группе часы? Они висят на стене, поэтому называются – настенные часы. А вот у меня на руке наручные часы. А часы, которые носят в кармане, называются карманные. А ещё есть часы для игр, они какие? Игрушечные.

Чеб. – Да, но ведь наверно было время, когда не было часов?

В. Ребята, а как вы думаете, всегда ли были часы? А как же измеряли время, когда не было часов? Чтобы это узнать, нужно заглянуть в прошлое, лет на 500 назад. У меня есть волшебные часы, если их стрелки перевести назад, то можно попасть в прошлое и узнать, как люди измеряли время.

– Приготовьтесь, не шалите и тихонечко сидите. Начинаю колдовать.

Раз-два-три-четыре-пять!

Посмотрите-ка, деревня! А где же здесь часы? Кто будил людей по утрам?

Да вот же, часы на заборе сидят. Кто из вас помнит стихотворение о петушке? (Петушок-золотой гребешок).

– Как будет петушок людей? Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь люди добрые, на работу пора.

А можно ли точное время определить по петушку?

А что случится, если ночью упадет петушок с жердочки и закричит во все горло?

– А если лиса унесет петушка, кто разбудит людей? И решили люди другие часы придумать. Они могли время и днем, и ночью показывать. Про такие часы говорят: <<В них время течет>>.

Смотри, Чебурашка, как они устроены. (Показ макета) (Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило). Часы такие работали от воды, а значит, назывались как?

Чеб. – Ура! Мне нравятся такие часы, заводить их не надо, бежит и бежит водичка.

В. – А всегда ли в таких часах будет водичка бежать? Как только вода вся выбежит, надо новую налить, т.е. завести водяные часы.

Чеб. – Заводите их поскорей, я гулять с ними пойду.

В. – Зимой на улице твои часы остановятся. А как вы думаете, почему?

Чеб. – То нельзя, это нельзя. Скучно с вами!

В. – А хочешь, чтобы не скучать, мы научим тебя играть.

Физическая пауза:

Часы нам время измеряют. (Дети стоят)

Стоят на месте, но шагают. (Шагают на месте)

Шагают часики все в такт.

Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы)

И стрелки вертятся вперед. (Круговые движения руками)

За часом час, за годом год.

Чеб. – А как еще узнать время без часов?

В. - По солнцу. Такие часы работали от солнца, а значит, назывались как?

А придумали такие часы в Древнем Риме.

Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой.

И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу.

Как такие часы назывались?

А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?

Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался?

А можно ли время остановить?

Можно остановить часы, но время было и будет всегда.

За утром наступит день, вечер, ночь и снова утро. За зимой придет весна, лето, осень и снова зима. Вы были маленькие, стали большие.

Время идет вперед. (Звучит музыка <<Бьют часы на старой башне>>)

Пора заканчивать наше путешествие во времени. Если хотите, то завтра мы отправимся в музей часов и обязательно возьмем Чебурашку.

А сейчас пришло время заняться другими делами.

2. Конспект занятия по познавательному развитию

Мир вокруг нас

Основы экологического воспитания.

Цель: Заложить основы экологического воспитания. Дать знания в области охраны природы. Активизировать познавательную деятельность в процессе общения с природой. Обогатить эмоционально-чувственную сферу ребенка. Формировать элементарные представления о целостности живой природы и человека.

Материалы к занятию: игрушка Старичок-лесовичок, бумажные муравьи, цветы, бабочка, иллюстрации деревьев. Изображение березок без листьев (один лист на 4 человека.)

Иллюстрации к рассказу: пожилой человек, мальчик, цветок, экскаватор, мотоцикл дом, гусеница, клумба с цветами.

Воспитатель (В) Ребята, я предлагаю отправиться в лес. Я заколдую нашу группу и она превратится в лесную полянку. Вы готовы? Раз, два, три, четыре, пять, начинаю колдовать.

Посмотрите, что за грозный старичок не пускает за порог?

Лесовичок (Лес) Я Старичок-лесовичок. Я к порядку привык. Я по лесу хожу за деревьями слежу, помогаю животным. В лес я вас не пущу.

Вы еще маленькие и порядков моих не знаете.

В. А ты, Лесовик, на нас не кричи, а о порядках своих расскажи.

Лес. Ладно, только сначала мои лесные загадки отгадайте.

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Еж)

Чей домишко из иголок
На земле у старых ёлок? (Муравейник)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом? (Белка)

Зимой спит, летом улья ворошит? (Медведь)

Если этих зверей в лесу встретите, вы их не пугайте, камнями и палками в них не кидайте. Мало их в лесу осталось.

В. Что ты, Старичок-лесовичок. Наши дети зверей обижать не будут.

Лес. Ну, ладно, идите, да под ноги смотрите!

В. А зачем под ноги смотреть?

Лес. А чтоб муравья или цветок какой-нибудь не раздавить.

В. Ребята, что- то я Лесовичка не поняла. А какая польза от муравьев?

Лес. Такая большая и не знаешь! Муравьи гусениц, тлю поедают. А не станет муравьев, гусеницы лес могут съесть.

В. Ну, а цветы, что их жалеть, вон их как много!

Лес. А ты у ребят спроси, может они знают? Запомните! Не станет цветов, Негде будет пчелкам нектар для меда собирать. Бабочкам отдохнуть будет не на чем. Пропадет красота. А без красоты сердце человека станет злым.

В. Пойдемте, ребята за Лесовичком.

Темным лесом, зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом.
Чтоб муравьев не испугать
И цветы нам не помять
Надо ноги поднимать.

(Дети совместно с воспитателем, ходят по ковру, перешагивая цветы, и муравьев)

Посмотрите, какая красивая лужайка, как много здесь деревьев. А какая от деревьев польза? (Дети рассматривают иллюстрации различных деревьев )

Лес. Как, какая? А вы разве не знаете, откуда стол пришел?

В. Стол? Из магазина!

Лес. А вот и нет, стол из леса пришел. И все предметы из дерева. Если вырубить все деревья, то и вещи деревянные пропадут. Посмотрите, сколько вокруг вещей из дерева. Сможете их назвать?

В. Ребята, я только стол деревянный вижу. А какие еще предметы у нас из дерева? Ой, Лесовик, а что случилось с этими березками?

(Воспитатель показывает детям изображение березы без листьев )

Лес. Ой, беда, беда! Недоглядел я старый. Глупые мальчишки птиц распугали вот гусеницы и съели листочки.

В. Ну, не плачь, Лесовик, наши дети сейчас помогут ожить березкам.

(Дети подходят к столам и рисуют листочки путем примакивания, на заготовленных листах бумаги с изображением дерева без листьев.)

В. Ребята, смотрите, цветы!

(На полу разложены цветы из бумаги, дети рассматривают их и говорят названия этих цветов: мак, одуванчик, ромашка, василек)

На лужайке у реки
Собрались в кружок цветы,
Желтые, синие, белые, красивые.

В. Лесовик, а мы знаем, как растут цветы. Сейчас мы тебе покажем.

Вырос высокий цветок на поляне. (Руки вертикально, ладони друг к другу)

Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы, округлить их)

Всем лепесткам красоту и питанье (Движение пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки. (Ладони вниз тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы развести)

(Пальчиковая игра)

Лесовик, я хочу сорвать эти цветы.

Лес. Стойте! Стойте! Вам понравилось в моем лесу гулять, красоту наблюдать?

В. Понравилось!

Лес. Ну вот, а завтра сюда другие придут, а полянка будет пустая. Лучше послушайте,

Я расскажу вам историю, как один цветок вернул радость больному человеку.

(Р ассказ сопровождается показом иллюстраций)

В городе посереди двора, рядом с улицей и большими домами вырос красивый цветок.

Когда он только пророс из земли, он не знал, какие опасности его ждут. То мотоцикл промчится, окутывая его пылью, то дети песком обсыплют, то машины горьким дымом чихнут.

– Фу, какая гадость!

Только в себя пришел, пыль стряхнул. Новая опасность. Экскаватор землю начал копать.

– Ой, упаду! Ой, пропаду!

Махал цветок зелеными листочками, но удержался, не сломался. А тут вдруг на стебелек гусеница залезла.

– Спасите! Помогите!

Но никто его не замечал, и не слышал. Но однажды шел мальчишка, увидел цветок наклонился и прогнал гусеницу.

– Сорву я этот красивый цветок и подарю старичку, который живет в этом доме. Он болен, и гулять не может. Сидит у окна, да за больное сердце держится.

– Не надо! Пожалей меня – прошелестел цветок.

– Полей меня, подсыпь земли, и я одарю тебя.

Жалко стало мальчику цветок. Помог он цветку. Окреп цветок и дал много семян.

Посадил малыш семена в землю, полил их.

Проснулся однажды старый человек, подошел к окну и улыбнулся, отошла боль от сердца. Весь двор был в цветах.

И понял малыш главное правило жизни:

Поймаешь бабочку, и она умрет на ладони.

Сорвешь цветок, и он завянет.

Красоту надо видеть сердцем.

В. Спасибо! Мы запомнили с ребятами, как нужно вести себя в лесу. Зверей не пугать, деревья не ломать, цветы не рвать.

Лес. Ну, тогда вам пора возвращаться в детский сад, а мне в лес!