НОД в старшей группе на тему: «Мой город» с использование развивающих игр В.В.Воскобовича. Конспект нод для детей старшей группы Нод для детей старшей группы

Ирина Михалева
Конспект НОД в старшей группе

"Путешествие по сказкам"

Тема конспекта НОД в старшей группе :

«Путешествие по сказкам»

Образовательная область : Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

Цель : Обобщение элементарных математических представлений через использование художественной литературы.

Задачи :

Закрепить знания детей о порядковом счете используя различные анализаторы, о сравнении чисел, считать предметы в пределах 5;

Закрепить знания о цифрах, геометрических фигурах, о величине предметов;

Устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью слов «впереди» , «сзади» , «вверху» , «внизу» ;

Закрепить с детьми названия осенних месяцев;

Закреплять знания детей о сказках;

Развивать сообразительность, логическое мышление, память, внимание.

Материалы и оборудование : сундук с тканью («ковром-самолетом» , 3 мяча различной величины,

иллюстрации для счета предметов, счетный материал на каждого ребенка.

Ход НОД:

В : Здравствуйте ребята, посмотрите что сегодня я вам принесла (показывает сундук, вам интересно что в нем лежит? Тогда давайте откроем и посмотрим. (открывает сундук) . Ковер- самолет! Мы на нем сегодня отправимся в страну сказок.

Путешествие будет необычное, а с математическими испытаниями. (Раскладывает ковер-самолет на полу) . Занимайте места. Для того чтобы ковер-самолет взлетел мы должны взяться за руки, закрыть глаза и произнести волшебные слова :

«Ты ковер лети,лети, в сказку нас ты отнеси

Мимо радуги -дуги ты по небу пронеси.

Ты неси нас быстро- быстро, чтоб сверкали в небе искры!»

Вот мы взлетели, что мы можем увидеть вверху? (Солнце, небо) А внизу? (землю, дома, машины) . А я представляю внизу море, пальмы, на которых растут бананы. А под пальмой кто-то сидит. Давайте спустимся вниз и сделаем остановку. Садитесь на свои места! (Дети садятся)

Задание1 :Угадайте в какую же сказку мы прилетели и кто сидит под пальмой :

«Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый Доктор …. (Айболит) »

Правильно, Айболит. Кто из вас знает эту сказку?А вот и он сам, посмотрите!

(Воспитатель показывает изображение Айболита) . Сегодня на прием к доктору пришли звери :

«Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица

И жучок, и червячок,

и медведица!

Всех излечит, из целит

Добрый доктор Айболит»!

В : Сколько больных зверей пришли сегодня лечиться к Айболиту? Вы успели посчитать?

Давайте вместе посчитаем. У вас на столе лежат счетные палочки. Я еще раз буду читать стихотворение, а вы будете обозначать каждого зверя или насекомого счетной палочкой у себя на столе, а я на доске. Сколько же всего получилось? Давайте посчитаем хором. (считают) Пять!

Молодцы! А теперь продолжим наше путешествие.

Задание2 : В : Для того чтобы отгадать название следующей сказки, я загадаю загадку :

«Был похож на мяч немножко

И катился по дорожкам.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

Ото всех он убежал.

А к лисе на нос попал

Кто этот румяный бок

Ну конечно. (колобок) .(Вывешивается иллюстрация)

А давайте теперь вспомним кого первым встретил колобок? Правильно зайчика (Воспитатель на магнитную доску прикрепляет изображение зайца) .

В : За зайцем кого?

Д : Волка (изображение волка)

В : Следом за волком кого встретил?

Д : Медведя (изображение медведя)

В : И последнего повстречал?

Д : Лису (изображение лисы)

В : Посмотрите внимательно кто за кем стоит, и скажите мне кто был первым?

Д : Зайчик

В : Кто встретился последним?

Д : Лиса

В : Кто повстречался после волка?

Д : Медведь

В : А кто встретился перед медведем?

Д : Перед медведем встретил колобок волка

В : Молодцы ребята, все сказали верно, а теперь давайте повторим эту сказку,выполняем движения за мной :

Динамическая пауза :Жили-были дед и баба на поляне у реки,

И любили очень-очень на сметане колобки. (Ходьба на месте)

Попросил старик старуху :

«Испеки мне колобка» (Наклоны с вытянутыми руками вперед)

Бабка тесто замесила (Имитация замеса теста)

Колобка она слепила (Круговые движения рук)

В печь его поставила (Вытянуть прямые руки вперед)

Там его оставила. (Руки на пояс)

Вышел он румян - пригож. (Повороты туловища в стороны)

И на солнышко похож. (Поднять руки вверх)

Прощай колобок (Машем руками!

Задание 3 : В : Теперь мы отправляемся к следующей сказке, перед вами на столах лежат елочки и грибочки. Чтобы попасть к следующей сказке нужно выполнить задание. На опушке леса росло четыре елочки (дети выкладывают на вверх елочки) и под каждой елочкой росло по одному грибочку. Сколько было елочек? А грибочков? (по четыре) . Елочек и грибочков было одинаковое количество или по другому их было. (поровну) .Выросла еще одна елочка. Сколько стало елочек? Чего больше и на сколько? Что нужно сделать чтобы елочек и грибочков стало поровну?Д : Нужно поставить еще один грибочек.

В : Давайте выложим из счетного материала пример который у нас получился. Первое, что мы сделаем найдем цифры, обозначающие количество елочек, грибочков. А теперь поставим между ними знак «больше» или «меньше» .Молодцы, и с этим сложным заданием мы тоже справились.

Задание 4 : А в лесу на полянке среди елочек, стоят 3 домика. Посмотрите на столах лежат карточки с изображением домиков. Как вы думаете из какой они сказки? («Три поросенка» ). Правильно ребятки!А давайте вспомним как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф) . А вы помните из чего они построили свои домики?

Д : Ниф- Ниф из соломы, Нуф- нуф из веток, а Наф- Наф из кирпича.

В : А в какое время года они строили?

Д : Осенью

В : А назовите мне осенние месяц, какие в знаете?

Д : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

В : Молодцы ребята, а теперь давайте сделаем сами такие домики как на картинке из счетных палочек. (Дети выкладывают ро образцу) . Назовите фигуры, из каких состоят домики? (квадраты, треугольники) . Сколько квадратов? Сколько треугольников? (три) А вы помните что случилось с домиками поросят?

Д : Их сдул волк

В : Давайте уберем домик Ниф-Нифа, сколько осталось (Два) А теперь Нуф-Нуфа, и что мы видим с вами?

Д : Остался один домик Наф-Нафа.

В : Как вы думаете почему он остался один в сказке?

Д : Потому, что он был сделан из кирпича.

В : Правильно! Молодцы ребята, справились мы и с этим заданием, а теперь посмотрим кто же еще живет в лесу. Отправимся в следующую сказку.

Задание 5 : Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя)

А как звали медведей и какого размера они были? Кто из вас знает эту сказку?

Д :Самый большой медведь папа, Ми хайло-Иванович, мама среднего роста Настасья Петровна, а маленький был Мишутка).

В : Посмотрите сам Мишутка пришел сегодня к вам в гости (игрушка медведя) с мячами (показывает мячи разной величины) .

Как вы думаете, чей это мяч? (Папин) . Почему? (Он самый большой) . А этот чей? (Мамин) Почему вы так думаете? А этот? Почему?Мишутка предлагает с ними поиграть. Выходите, становитесь в круг. Игра называется «Передай мяч» . Надо передавать мячи по очереди друг другу, но делать это очень быстро и стараться не уронить . Будьте внимательны! (Звучит веселая музыка, проводиться физкультминутка) . Понравилось играть? Д : Спасибо Мишутка, до свидания! Вот и закончилось наше путешествие!Пора возвращаться в детский сад. Садимся снова на ковер-самолет. И что нужно сделать чтобы взлететь?

Д : сказать волшебные слова.

В : Правильно, повторяйте за мной :

Ты ковер лети, лети,

В детский сад нас отнеси.

Ты неси нас быстро,быстро,

Чтоб сверкали в небе искры!

Вот мы и прилетели обратно в детский сад! Ну как вам понравилось наше путешествие? В каких сказках мы сегодня с вами побывали? Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Значит, здоровье – то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас. Я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. Первый лучик вашего здоровья – это сила. (Открываю лучик)

Вопрос: Каких людей вы считаете сильными? А твой папа сильный? А где находится ваша сила? (Моя сила в мышцах.) Воспитатель: Давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Какие у вас крепкие мышцы. Самые сильные мышцы у (…), посмотрите, ребята! Расскажи нам, пожалуйста, что ты делаешь, чтобы твои руки были сильными? Ребята, а теперь вы все вместе покажите, как вы тренируете мышцы своего тела (выбегайте, вставайте в круг).

Кто зарядкой занимается,

Тот здоровья набирается!

Дети выполняют комплекс ритмической гимнастики по показу воспитателя под весёлую мелодию.

Вопрос: Добавилось силы у вас после зарядки? Воспитатель: Сразу видно, « силушка по жилушкам огнем бежит». Вопрос: Какие мышцы стали у тебя? Воспитатель: Ребята! А вот и ответ на вопрос: почему человек должен быть сильным? Сила укрепляет здоровье человека! Воспитатель: Скажите, ребята, почему человек должен заниматься физкультурой? Дети: Чтобы не болеть, быть здоровым. Воспитатель: Правильно, ребята. «Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать». Давайте все вместе повторим (повторяем). Помните об этом, ребята. Воспитатель: Чтобы узнать, как называется второй лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус.

Воспитатель: Загляните внутрь этой бутылочки. Что там лежит?

Дети: Ничего нет.

Воспитатель: Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из бутылочки беги. (Опускаю бутылочку в воду и нажимаю на нее, из бутылочки бегут пузырьки).

Воспитатель: Что за невидимка сидел в бутылке?

Дети: Это воздух.

Воспитатель: Правильно, дети.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет,

Дышат птицы и цветы,

Дышит он, и я, и ты.

Воспитатель: В каждом из нас есть воздух. Давайте, дети, проверим, так ли это. Сейчас подойдите к столу возмите коктельные трубочки, опустите в воду и подуйте. Что вы видите? Почему образуются пузырьки?

Где в организме человека находится воздух? Почему мы не сможем долго быть без воздуха? (Суждение детей).

Воспитатель: Правильно, дети. Это каждая клеточка вашего организма говорит: «Пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибаем».

Опыт с салфеткой и спичками.

Воспитатель: Давайте выполним с вами упражнения на дыхание.

(выполняем упражнения на дыхание).

1. «Погреемся». Руки развести в стороны, затем быстрыми движениями скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнести «у-х-х».

2. «Заблудились в лесу». Сделать вдох на выдохе прокричать «а-у-у».

3. «Ежик». Повернуть голову вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом, короткий шумный с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох мягкий произвольный через полуоткрытые губы. (4-8 раз)

4. «Подыши одной ноздрей». Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть праву ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю сделать тихий выдох.(3-6 раз) Воспитатель: Дети, скажите, почему мы выполняли дыхательные упражнения?

Дети: Чтобы организм обогатился кислородом. Чтобы закалять свой организм и т.д.

Воспитатель: Правильно, ребята, воздух насыщен кислородом - это чистый свежий воздух.

Воспитатель: Так как же называется второй лучик здоровья?

Дети: Воздух.

(Открываю второй лучик здоровья)

Воспитатель: Дети, что это? (Показываю модель часов)

Дети: часы.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, зачем нам нужны часы? (суждение детей)

Воспитатель: Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад на утреннюю гимнастику, чтобы знать, когда наступит обед, время прогулки и сна.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что такое режим? (суждение детей)

Воспитатель: Дети, режим – это когда выполняются все дела в течение дня по времени, как в детском саду у нас. У вас есть время для принятия пищи, для занятий, прогулки, сна и ухода домой. С этим режимом детского сада знакомы и ваши родители, папы, мамы, ну а часы показывают время выполнения режима дня. Режим дня помогает быть дисциплинированным, помогает укреплять здоровье, хорошо и качественно выполнять все свои дела и задания. Режим – это когда все твои дела распределены, четко по времени в течение дня.

Воспитатель: А теперь я хочу предложить выполнить задание, которое называется «Разложи по порядку» (ребята выходят и по порядку выкладывают картинки с изображениями детей, занятыми различными видами деятельности в течение дня. По ходу игры обращаю внимание детей на то, чтобы вовремя ложиться спать и вставать, ежедневно делать утреннюю зарядку, необходимо есть в одно и тоже время в течение дня)

Воспитатель: Дети, значит, как называется третий лучик здоровья?

Дети: Режим дня.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

Дети, чтоб здоровым остаться,

Нужно правильно питаться.

Пищей сладкой шоколадной

Ты не увлекайся.

Очень кислого, соленного

Ты остерегайся.

Только овощи и фрукты,

Очень вкусные продукты.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем с вами в словесную игру, и я знаю, что вы знаете о полезной еде. Я зачитываю четверостишье о продуктах. Если они полезные, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно совершенно верно».

Если о том, что для здоровья вредно, вы молчите. (Читаю четверостишие)

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок. И тогда ты точно будешь очень строен и высок (правильно)

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить, ешь конфеты, жуй ирис, строен стань, как кипарис (молчат)

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет, ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и виноград. (правильно)

4. Пейте дети молоко, будете здоровы (правильно)

Молодцы, ребята, я обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезную еду.

Тема: Порядковый счет до 10

Познавательная.

Задачи:

Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Формы организации:

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.

Оборудование: сказочная музыка, геометрические фигуры, карточки с цифрами, магнитная доска, колокольчик, «камни».

Демонстрационный материал: Рисунок замка, вход, заваленный камнями.

Раздаточный материал: Карточки с цифрами, счетные палочки Кюизенера листы разлинованные, конверт с геометрическими фигурами, карандаши цветные, книжки-раскраски.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Дети входят в группу под музыку.
Воспитатель: Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил!

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, вы любите слушать сказки? А сами хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям?
– Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись.” Открываем глаза. Сказка начинается.
Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Пригорюнился Иван Царевич и пошел искать царевну. Идет день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич ответит на ее вопросы.
Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:

– Какой сегодня день недели?
– Какой был вчера день недели?
– Какой будет завтра день недели?
– Какой день недели будет послезавтра?
– Какие времена года знаете? Назовите.
– Сколько месяцев в году? Назовите.
– Назовите части суток. Назовите.

– Справились мы с заданием Бабы Яги. Баба Яга дала клубочек и отправила Царевича к Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и Царевич пошел за ним. Прикатился клубок к болоту. И перед Царевичем появилась Кикимора. Она выслушала Царевича и решила помочь, а чтобы получить карту, надо выполнить её задание.

– Давайте поможем Ивану Царевичу. Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать (графический диктант):
в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
в центре нарисуйте черный овал;
в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.

– А сейчас проверим. Какую геометрическую фигуру нарисовал Ваня в правом нижнем углу. Где нарисовала София желтый круг?
– В каком углу Андрей нарисовал овал?
– Какие фигуры мы не нарисовали? (Ромб, трапеция). Расскажите о них.

– Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану Царевичу можно идти дальше. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес.

– Вот и мы попали в сказочный лес. В лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание.
– Сколько ушей у двух мышей?(4) Почему?
– Сколько животиков у 5 бегемотиков?(5)
– Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы? Сколько птиц?(3) Почему?
– Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?(4) Поясните.
– Сколько домишек у 100 муравьишек?
– Сколько раз в году бывает у Ивана Царевича день рождения? А у вас?
– Жители леса посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.

Физкультминутка

Иван Царевич раз - нагнулся, разогнулся,
Два - нагнулся, разогнулся, руки в стороны развел, и пошел,
пошел, пошел за Царевной в глушь лесную,
вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал.

Воспитатель: Дети, откройте глазки, видите, перед нами стоит замок. Вот вход в замок.
Дверь, за которой спрятана Царевна, завалена камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни. Разберет у доски Рома, а мы ему поможем за столами. Перед вами числовой ряд от 1 до 10 . Все приготовились, начали работать.
– назовите число больше 2 на 1 (3)
– самое маленькое число (1), самое большое (10)
– число, которое меньше 7 на 1 (6)
– назовите соседей числа 6 (5 и 7)
– покажите число больше 3 на 1.(4)
– назовите соседей числа 9.(8 и10)

Воспитатель: Молодцы, дверь в замок мы очистили от камней. Но войти не можем, нужно выполнить еще одно задание, если правильно все сделать, то дверь откроется. Иван Царевич уронил хрустальный ключ на землю, и он, возможно разбился и затерялся.
Ребятишки, чтобы ключик нам найти, нужно нам его собрать. (из палочек Кюизенера.)

– Молодцы. А сейчас мы с вами вставим ключ в замок и освободим Царевну.
(Дети вставляют ключ в замок и открывают ворота) Выходят герои сказки, благодарят детей за помощь и «дарят» детям книжки - раскраски. Сказочные герои прощаются с детьми.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.
(Дети считают хором)
Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.

3. Заключительная часть.

– Где мы сегодня путешествовали, ребята?
– Что вам понравилось?
– Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?

2-й вариант конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»

Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Возрастная группа: старшая

Тема: «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательная

Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10.

Задачи:
Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур; названий дней недели и их последовательность.
Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами.

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий;
поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.
Оборудование: ковер-самолет, сказочная музыка, геометрические фигуры, игрушка-Леший, «дощечки» с цифрами, иллюстрации со сказочными героями, макет платья.

Ход НОД

Вводная часть

Дети вместе с воспитателем встают в круг. Создание игровой мотивации.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло письмо от волшебницы. Добрая Фея приглашает нас отправиться в сказочное путешествие в четверг и прилагает к письму карту.
– Ребята, а сегодня какой день недели? (Четверг.) Значит, нам пора отправиться в путь.
– Но сначала скажите, сколько всего дней в неделе? (7)
– Ребята, назовите дни недели по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
– Какой день недели идет после вторника? четверга? субботы? (Среда, пятница, воскресенье.)
– Какой день недели идет перед вторником? средой? воскресеньем? (Понедельник, вторник, суббота.)
– Какой день недели находится между средой и пятницей? субботой и понедельником? (Четверг, воскресенье.)

Подготовка к путешествию в сказочную страну – выбор волшебного транспорта.

Воспитатель: Молодцы! А на чем же мы отправимся в сказочную страну (Автобус, поезд, самолет.) Ребята, запомните, если мы отправляемся в сказочную страну, то и транспорт наш тоже должен быть сказочным и необыкновенным. Хотите полетать на ковре-самолете? (Да.)

Соотнесение цифр.

– Тогда берите билеты. Теперь занимаем места на ковре-самолете в соответствии с цифрой на билете и цифрой на местах в нашем транспорте.

Основная часть

Путешествие в сказочную страну по карте.

Станция «Геометрические фигуры»

– Ребята, мы летим в сказочную страну, какие сказки вы знаете? (Дети называют любимые сказки.)
– Смотрите, мы оказались на поляне геометрических фигур! Видите, все фигуры перепутаны. По каким признакам можно разделить эти фигуры? И на какие группы их можно разделить? (По цвету, по форме, по величине.)
– Ребята, давайте разделимся на три команды: первая команда будет собирать фигуры красного цвета, вторая- желтого, третья – синего. А как мы можем еще разобрать фигуры? (По форме, величине). А теперь разберите по форме. Молодцы! А сейчас по величине. (Самостоятельная работа детей) .
– Итак, сколько групп у вас получилось? (3)
– Назовите их. (По форме, по цвету, по размеру.)
– Молодцы! Привели поляну в порядок. Идем дальше!

Станция «Ремонт моста»

– Ребята, смотрите, перед нами река, а мост разобран. Давайте отремонтируем его. На каждой дощечке есть цифра. Чтобы наш мост был крепким, дощечки с цифрами надо сложить по порядку, от 1 до 10. (Самостоятельная работа детей) .
– Проверим. Сосчитайте дощечки по порядку. Ничего не пропустили? (Нет) Теперь посчитайте в обратном порядке.
– Назовите, какая цифра стоит перед цифрой 6, 8, 10? (5, 7, 9.)
– Назовите соседей цифр 4, 6, 9? (3 – 5, 5 – 7, 8 – 10.)

Молодцы, все сделали правильно!

Станция «Лесная чаща»

– Ребята, кто это сидит в зеленой чаще на пеньке? (Леший.)
– Какой он? (Грустный.) Наверное, у него что-то случилось. Смотрите, у него в руках конверт, давайте посмотрим, что там. (Дети вскрывают конверт и видят карточки с точками и цифрами.) Как вы думаете, что случилось с лешим (Он не знает цифры, у него не получается рисунок) Ребята, а вы можете помочь ему справиться с заданием. (индивидуальная работа по карточкам). Что хотел нарисовать Леший, но не смог? (Гриб)
– Молодцы, помогли Лешему! Он говорит нам большое спасибо. Пора идти дальше!

Станция «Сказочный город»

– Ребята, мы пришли в сказочный город. Кто здесь живет? (Мальвина, Буратино, Пьеро)
Давайте покажем нашим героям, как мы умеем отдыхать.
Динамическая пауза: «Буратино потянулся»
– Что они делают? (сидят за столом, пишут, рисуют)
– Нет, они решают задачи. Поможем им? (Да)

Мальвина:
Три яблока из сада Ежик притащил,
Самое румяное Белке подарил!
С радостью подарок получила Белка.
Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)

Буратино:
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело!
Сколько всех их прилетело? (7)

Пьеро:
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)
– Молодцы!

Мальвина приглашает вас за стол. Садимся за столы парами в соответствии с номерами на билетах. (Дети рассаживаются.) Мальвина очень любит красивые платья. Давайте нарисуем ей красивое платье и подарим.

Самостоятельная работа за столами, в парах.

Заключительная часть:

– Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Пора отправляться домой.
– Понравилось вам путешествие? Чем понравилось? Какие трудности встречались на пути? Сегодня вы были дружными, помогли сказочным героям справиться с заданиями. Попрощайтесь с друзьями. Нам пора возвращаться домой.
(Дети с воспитателем садятся на ковер-самолет и летят домой.)

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Цель НОД : Организовать деятельность воспитанников с целью обобщения и систематизации изученного материала, посвящённого сказкам.

Интеграция образовательных областей:

  1. Чтение художественной литературы
  2. Социализация
  3. Коммуникация
  4. Художественное творчество
  5. Музыка.

Задачи НОД:

Образовательные:

  • Систематизировать и обогащать знание детей о понятии «сказка»;
  • учить детей передавать характеры персонажей, используя мимику и жесты;
  • поддерживать интерес к рассказыванию по предложению взрослого.

Развивающие:

  • развивать речь, умение поддерживать диалог;
  • обогащать словарь детей русскими речевыми оборотами;
  • развивать артистические способности при рассказывании эпизода сказки по ролям.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению и рассказыванию сказок;
  • отличать добро от зла,
  • доставить детям радость и удовольствие от игры;
  • желание проявлять доброжелательность.

Предварительная работа: чтение и рассказывание сказок; разгадывание загадок о сказочных героях; рисование портретов сказочных героев; сочинение сказок по моделям; знакомство с пословицами и поговорками.

Активизация словаря: ввести слова, обозначающие признаки предметов «волшебная», «чудесная», «поучительная», «загадочная», «ягать».

Ход НОД

Воспитатель: Вы любите сказки? Я принесла вам книгу, которая называется «Книга сказок». Хотите посмотреть?

Дети рассматривают иллюстрации и видят, что все герои из сказок «перепутаны».

Воспитатель: Ничего не могу понять! Что произошло? Ребята, а вы заметили что-то необычное?

Дети высказывают свои предположения: «здесь герои из разных сказок, но они все не в своих сказках». Из книги неожиданно вылетает записка.

Воспитатель:

«Кто на ступе в лесу летает?
И в избушке там живёт?
Кто детей всегда ругает,
Сказки слушать не даёт?» (Баба Яга ).

Воспитатель: Кто это, ребята? Вы догадались? А вы знаете, почему её зовут баба Яга? От слова «ягать», что в старину значило «кричать, ругаться». Ребята, надо навести порядок в сказках, как вы думаете, что нужно для этого сделать? (выслушиваются варианты детей: «надо сделать так, чтобы все герои были в своих сказках», «надо пройти испытание», «надо помочь героям вернуться в свои сказки»).

Дети закрывают глаза, на стене появляется картинка, с изображением эпизодов из разных сказок.

Воспитатель: Интересно, в какую сказку мы попали? (читает загадку)

«По сусекам скребён,
На сметане мешон,
На окошке стужон,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...» (колобок)

Ребята, вы помните эту сказку? Я предлагаю разделиться вам на три команды. Каждой команде я дам картинку с эпизодом сказки. Вы, глядя на картинку, постарайтесь обыграть этот эпизод из сказки «Колобок». Это и будет ваше первое испытание.

После выполнения задания, на одной из первых страничек в «Книге сказок» все герои становятся на свои местаю

Воспитатель:

«Прыгает, скачет,
Горько плачет.
Собака не помогла,
Медведь не помог,
Один петушок Горю помог».

Воспитатель: Ребята, вы узнали сказку? (ответы детей: «эта сказка называется «Лиса и заяц»). Давайте поиграем в эту сказку. Я вам предлагаю вспомнить конец этой сказки.

Дети рассказывают финал сказки, педагог надевает маски - шапочки, проводит драматизацию отрывка). Воспитатель показывает детям одну из первых страничек в «Книге сказок», все герои становятся на свои места.

Воспитатель: Молодцы, ребята, с этим заданием вы хорошо справились. Вот какая поучительная сказка! Вот следующая загадка: «Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила, Девочка имя забыла своё, А ну, подскажите имя её!» Давайте вспомним, как волк притворился бабушкой и разговаривал с Красной шапочкой. Найдите себе пару, договоритесь, кто будет волком, а кто Красной шапочкой.

Разыгрывание диалога по ролям, в «Книге сказок» ещё на одной страничке все герои оказываются на своем месте.

Воспитатель: Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, которые вам знакомы? (дети называют все знакомые сказки). Ребята, какие авторские сказки вы знаете? (дети называют знакомых авторов сказок).

Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? (предполагаемые ответы: «есть в сказках и добро и зло», «добро всегда побеждает зло», «встречаются разные герои - добрые и злые»). Я предлагаю поиграть в игру. В этом волшебном сундучке спрятались персонажи различных сказок, я предлагаю определить, какие герои сказок, по вашему мнению, хорошие, добрые, а какие злые.

Игра «Волшебный сундучок». Давайте сделаем большой круг. Если из сундучка вы достанете «доброго» героя, то вы хлопаете в ладоши. Но, если вы достали «злого» героя, то топаете ногами.

Воспитатель: Как известно, в сказках происходят разные чудеса. Давайте заглянем в «Книгу сказок». Посмотрим, все ли герои сказок на своих местах? Смотрите, ребята, мы расколдовали книги.

Воспитатель: Как вы думаете, почему Баба Яга такая злая? (ответы детей: «она живёт одна в лесу», «её никто не любит», «у неё страшное лицо», «он хочет, чтобы её боялись»). Что сделать, чтобы она не была такая вредная? (ответы детей: «её надо пожалеть», «пригласить в гости», «угостить», «подружиться с ней» и т.д.)

Воспитатель: А давайте нарисуем добрую Бабу Ягу, она увидит себя радостной, красивой, и сердце у неё растает. Мы пошлем бабе Яге её портреты, адрес есть … и давайте скажем ей добрые слова, и я думаю, что от нашего сердечного тепла, характер у нее измениться, она станет добрее. (дети рисуют лицо «доброй» бабы Яги).

Воспитатель: Ребята, чему нас учит сказка? («сказки поучительные», «добро всегда побеждает зло», «сказка учить дружбе», «в сказке можно увидеть чудеса», «сказки загадочные, волшебные»).

Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. А закончить нашу встречу я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.

Конспект НОД по театрализованной деятельности в старшей группе.

«Знакомство детей с видами театров».

Воспитатель 1 квалификационной категории

Яхиббаева В.Д.

Программные задачи :

  • Систематизировать знания детей о некоторых видах театра;
  • Продолжать учить выражать с помощью мимики, жестов, интонации разные эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и т.д.);
  • Совершенствовать партнёрские взаимоотношения;
  • Развивать речевой ритм с помощью дыхательных и фонопедических упражнений, скороговорок;
  • Развивать диалогическую речь детей; вызвать у детей желание участвовать в драматизации;
  • Формировать умения детей импровизировать в танце;
  • Активизировать словарь детей(театр, эмоции, мимика, жесты, куклы «Живая рука», костюмерная, гримерная, театральное фойе);
  • Вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы;
  • Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем;
  • Совершенствовать артистические навыки детей.

Словарная работа: театр, эмоции, мимика, жесты, куклы «Живая рука», костюмерная, гримерная, театральное фойе, пальчиковый театр, театр на магните.

Предшествующая работа: Чтение сказок, заучивание стихотворений, скороговорок, дыхательные и фонопедические упражнения , беседа об эмоциях; знакомство с различными видами кукольных театров, самостоятельная игровая деятельность с театральными куклами,

Материалы и оборудование к занятию :

ТСО, красивая коробочка, рамочка от зеркала, письмо от сказочника, ширма, деревья, пальчиковый театр «Репка», маски-шапочки для импровизации сказки «Красная шапочка», домик-теремок, письмо с загадками, сказка на магните «Три поросенка», куклы с живой рукой «Снегурочка», медальоны – цветы..

Ход занятия:

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Воспитатель:

Я хочу сегодня вам пожелать, чтобы у всех было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, потому что сейчас я приглашаю вас совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Это замечательная страна – театр. Знаете ли вы, что такое театр? Давайте отправимся в театр.

Воспитатель: Но прежде чем мы туда попадем давайте вспомним, и представим что мы видим, когда идем в театр?

Дети:

Само здание театра,

Если войдем внутрь, мы попадаем в театральное фойе, где можем снять верхнюю одежду и пройти в зрительный зал.

В зрительном зале мы должны занять свое место и сидеть тихо, дожидаясь представления.

Воспитатель: В это время артисты готовятся к выступлению, они надевают костюмы в специальной комнате, которая называется костюмерная, но помимо костюмов, они наносят на лицо грим, чтобы ярче представить свой образ, грим наносится в гримерной. А само представление происходит на сцене.

Ребята, как называют людей, которые исполняют роли на сцене?

Дети: артисты!

Воспитатель: А вы хотите стать настоящими артистами?

Дети: Хотим.

Воспитатель: - Чтобы стать артистом, нужно очень многому научиться. Что же должен уметь делать артист?

Дети: - Выразительно, понятно, четко говорить;

Правильно дышать;

Красиво двигаться.

Воспитатель: Верно! Сегодня мы с вами станем настоящими артистами, И я приглашаю вас в удивительный мир театра! (проходят через занавес под музыку)

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это? Уля принеси, то, что лежит на коробочке!

Дети – это письмо от доброго сказочника, он очень хочет помочь, поэтому приготовил для вас интересное задание, которое поможет вам стать настоящими артистами, послушайте.

Дорогие дети! Я узнал, что вы хотите стать артистами, и захотел вам помочь, ведь артисты приносят людям радость, удовольствие, учат добру и справедливости, и им в этом помогают маски. Я дарю вам необычное «зеркальце», которое поможет вам.

Воспитатель: показывает зеркольце - рамку. Да дети, сказочник не зря прислал нам это зеркальце, ведь когда актеры исполняют грустную пьесу какие лица у них, а по- другому можно сказать и так какие маски на их лицах?

Дети: - лицо грустное, хмурое.

Воспитатель: Если на сцене разыгрывается веселая пьеса – комедия, какие маски тогда у актеров?

Дети: веселые, улыбающиеся маски.

Воспитатель: улыбка, радость, удивление или грусть на вашем лице это мимика, это искусство выражать свои чувства, мысли движениями мышц лица и соответствующими жестами.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Зеркальце» и овладеть искусством мимики. Встаньте парами лицом друг к другу. Тот, кому я дам рамочку, будет зеркало. Тот, кто смотрит в зеркало, говорит такие слова: Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня настроение?». Зеркало отражает, то есть повторяет настроение того, кто в него смотрится.

Воспитатель: А сейчас передайте рамку своему другу. Поиграем ещё раз. Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Положите рамочки на стол, продолжим наше путешествие, присаживайтесь.

Воспитатель: Посмотрите а, что в коробочке лежит? маски!

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и прглатил.

Как вы думаете, из какой сказки эти герои?

Дети: Красная Шапочка!

Воспитатель : Хотите попробовать себя в роли артистов и с помощью масок показать нам отрывок из этой сказки?

Давайте вспомним про речевое дыхание, для чего его нужно развивать артистам?

Дети: для того чтобы громко говорить,

И чтобы все зрители хорошо слышали.

Воспитатель: Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие артисты. Сядьте все прямо, выпрямите спину, положите руку на живот.

Дыхательная гимнастика

Вдохнули носом и медленно выдыхаем через рот (1 раз).

Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с-с-с (так свистит ветер).

Вдохнули – выдыхаем со звуком ш-ш-ш-ш (так шумят деревья).

Воспитатель: - Молодцы!

Теперь внимательно посмотрите на эту иллюстрацию и разыграйте сюжет из сказки!

(Дети проходят и готовятся, и разыгрывают)

Воспитатель: Какие же вы талантливые у меня, голосом, мимикой и жестами передали настроение героев! Молодцы! Положите маски обратно в коробочку.

Звучит музыка П.И. Чайковского «вальс».

Воспитатель: Дети я предлогаю вам продолжить путь под красивую музыку, постараться передать характер музыки различными красивыми движениями. Во время выполнения упражнения представьте, что вы на сцене, на вас смотрят восхищённые зрители.

по ходу воспитатель даёт оценку: как ты пластично двигаешься! Какие красивые у тебя движения! …..

Дети импровизируют под музыку

Воспитатель: А теперь всем предлагаю присесть.

(надевает маску деда)

Здравствуйте, ребята!

Я - забавный старичок

А зовут меня - Молчок

Мне, ребятки, помогите.

Сказку расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

Воспитатель: Поможем дедушке? Нам поможет загадка!

Кошка, внучка,

Мышь, ещё собачка Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Дети: сказка «Репка»)

Воспитатель: Я предлогаю вам перед показом сказки поработать над дикцией и проговорить скороговорку: - Наши мыши ваших тише.

(произносить тихо, громко, с ускорением) (или голосом мышки, медведя и лягушки)

Воспитатель:

В кулачке, как в домике,

Скрыты пальцы - гномики.

Домик открывается,

Сказка начинается!

Подошла к концу разминка, артисты готовы к показу пальчикового спектакля!

Зрители с нетерпением ждут начало сказки!

Подобрать муз сопровождение сказки «Репка» (Музыка)

Воспитатель: Молодцы артисты, вы заслужили бурные апплодисменты!

Предлагаю продолжить наш путь, смотрите, что это впереди

дети : ширма.

Воспитатель: Я предлагаю Вам заглянуть за ширму, Как вы думаете что там нас ждёт?

Дети : нас ожидает ещё одна сказка)

Звучит музыка из сказки «Три порасёнка»

Воспитатель: Расскажет каждый из ребят

про трёх веселых поросят:

как дружно жили – не тужили,

И злого волка обхитрили! (Дети: это сказка «Три порасёнка»)

Воспитатель: Я предлагаю вам показать интересную сказку магнитного театра!

Дети расскажите, какими умениями должен владеть артист при показе сказки магнитного театра?

Дети: артист должен уметь ориетироваться на ширме, и точно передвигать героев сказки,

Он должен эмоциями передать настроение и характер героев.

Уважаемые артисты займите свои места!

(Дети показывают отрывок сказки из трех поросят)

Танец «Поросят»

Воспитатель: Давайте поаплодируем нашим артистам, за их прекрасный спектакль, который они показали нам с помощью магнитного театра!

Воспитатель: Я хочу обратить ваше внимание на домик, который стоит на нашем пути, кто там может жить?

Дети : герои сказок, маски, куклы

Воспитатель: Да, там действительно живут куклы, театра «Живая рука» или по- другому можно назвать платковые куклы. Почему они так называются?

Дети: у этих кукол всегда свободные руки для жеста,

для того чтобы взять любую игрушку,

лицо может показывать разные эмоции,

артист может двигать ногами.

Воспитатель: Да, у этих кукол нет рук, Платковые куклы удобны тем, что дают возможность артисту свободно двигаться, танцевать. Наши руки, ноги делают куклу «живой», давайте кукол из сказки «Снегурочка» «оживим» и покажем отрывок из этой сказки!

Фонопедическое упражнение.

Буря мглою небо кроет

вихри снежные крутя

То как зверь она завоет (низкий регист уууууууууууууууу)

то заплачет как дитя (верхний регистр уууууууууу)

(дети проходят готовятся к показу отрывка из сказки)

Воспитатель:

Тише, гости, вы сидите!

И сюрприз наш не спугните!

Сказку мы сейчас расскажем,

И сказку вам покажем.

(Отрывок из сказки)

Воспитатель: Спасибо! Я думаю, что вы сегодня все старались, стать настоящими артистами!

Но наше путешествие подошло к концу и нам пора возращаться в д/сад.

Давайте, скажем «Повернись, повернись и в д/саду очутись!»

Музыка короткая .

Воспитатель:

Дети, давайте вспомним:

Какие виды театра нам сегодня встречались на пути?

Что есть внутри театра (сцена, зрительные места).

Что помогает людям стать артистами?

Дети : умение с помощью мимики передавать настроение, владение жестами,

Как называется веселая пьеса – комедия.

Воспитатель:

Если вам понравилось наше путешествие,

покажите большой палец, подняв его вверх,

Если не понравилось - опустите вниз.

Я очень рада, что путешествие всем понравилось.

Воспитатель: А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра, и за вашу хорошую игру, я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы.

И надеюсь, что кто-то из вас когда-нибудь по-настоящему будет хорошим артистом.

Всем гостям мы на прощанье Дружно скажем: «До свиданья!»

(Дети выходят на поклон)