Занятие по временам года подготовительной группе. Конспект открытого занятия " Времена года" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. I. Организационный момент

Тема: Времена года
Цель: Систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков. Познакомить учащихся с особенностями времен года и изменениями в природе в течения года.
Задачи:
1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
2. Развивать мышление, речь, умение сравнивать, анализировать увиденное и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, сознательность в усвоении учебного материала.
Оборудование: учебник, иллюстрации времён года, предметные картинки, музыка Чайковского, Ход урока.

    Орг. момент

Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня!

Здравствуйте, все, кто верит доброте!

Здравствуйте, все, кто не жалея сил,

Делится счастьем своим

    Проверка Д/З
На прошлом уроке мы с вами работали над темой «Погода» - Что такое погода? На столе разложены условные обозначения, учащиеся подходят, берут карточку и её объясняют. - Что такое горизонт? Расскажите четверостишие. Он и летом и зимой Между небом и землёй Хоть всю жизнь к нему иди - Он всё будет впереди.
    Открытие новых знаний.
Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок. Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали, о чем будем сегодня говорить, слушайте внимательно. В саду царском стоит дерево райское
На одном боку цветы расцветают,
На другом боку - плоды созревают,
На третьем - листы опадают,
А на четвертом - снег да вьюга гуляет! Сообщение темы и цели урока.
Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, и повторим все, что знаем.
Усвоение новых знаний.
В путешествие отправимся вместе с Лесовичком. Путь наш лежит через волшебный лес «Лес времен года». С приходом каждого месяца мы будем составлять пазлы и определять время года.
    Вот мы заходим в лес… и вдруг подул сильный ветер, стало холодать. Птички улетают в теплые края, деревья вокруг разноцветные стоят, а у некоторых листочки уже опали. И встречает нас хозяйка этого леса… -К кому же в гости мы попали, в какое время года? (осень)

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется!



-Назовите осенние месяцы?
-Какие осадки бывают осенью?
-Что происходит с растениями?
-Как осень влияет на деревья и кустарники?
-А что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?
-Что делают люди?
-А животные чем занимаются?
Раскрасить
    Побывали в гостях у осени, продолжаем путь…
    выходит Солнышко то прячется за тучки, то снова, Повеяло сильным холодом, кругом лес белый-белый и повсюду гуляет метель и вьюга. И встречает нас хозяйка леса.
- Где же мы очутились? В какое время года попали? (Зима)

Ну, зима!.. Сугробит, стужит,
Заметает, крутит, вьюжит,
Жжет морозом, душит льдом,
Загоняет в жаркий дом.
Новогодней елкой броской
В дом впорхнет почти стрекозкой.
Распушится, рассмеется,
Снежной влагою прольется.


-По каким приметам вы узнали это время года?
-Назовите зимние месяцы?
-Какие изменения происходят в неживой природе?
-Что происходит с растениями, деревьями?
- Что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?
-Что делают люди? -А животные?
Раскрасить
    Не успели побывать в гостях у зимушки, как снова начало пригревать солнышко.
    Голубое чистое небо и ручьи,
    В синих лужах плещутся стайкой воробьи,
    На снегу прозрачные льдинки-кружева,
    Первые проталинки. Первая трава.
    И встречает нас хозяйка этого леса, раскрасавица…..(Весна)

Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла весна....


-Как она изменяется?
-Что происходит в природе: с растениями, деревьями, животными.
-Какие осадки выпадают весной?
-А температура как меняется?
Т.е., значит природа начала оживать, повсюду бегут ручейки, слышится звон капель, появляется травка.
Раскрасить
    Ну что ж, а нам пора дальше…
    Идем мы, идем…и вдруг лес стал снова меняться…кругом сочная зеленая травка, высокие стройные деревья. Шелестящие листвой, повсюду красивые цветы и пение птиц.
    -В какое время года мы попали? (Лето)

Если в небе ходят грозы, Если травы расцвели, Если рано утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной Вплоть до ночи гул пчелиный, Если солнышком согрета Вся вода в реке до дна – Значит, это уже лето! Значит, кончилась весна!...


-Докажите, назовите признаки лета в неживой природе:
-Какие выпадают осадки?
- Какие природные явления можем наблюдать летом?
- А ветер какой?
-Как изменяется температура воздуха летом?
-Назовите летние месяцы?
-Назовите признаки, относящиеся к живой природе.
-Деревья. Растения. Что с ними происходит?
-Чем занимаются люди?
Раскрасить Лето просит нас остаться у него в гостях, отдохнуть с дороги.
    Физминутка. Закрепление изученного материала.
Лесовичок принёс рюкзачок с картинками «Когда это бывает?», помогите ему их разложить по временам года. Игра: Закончите фразы. Листопад - осень Снегопад – зима Цветет подснежник – весна Гроза – весна Мороз – зима Ледоход – весна Появление почек – весна Прилет птиц – весна Спячка животных – зима
    Итог урока. Вот и подошло наше путешествие к концу! Лесовичок предлагает вам сложную загадку, попробуем её отгадать
    Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеяли холод и мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показалась трава и цветы. Махнул старик-годовик третий раз – и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно… Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
    Д/З загадку про время года вашего рождения, рисунок отгадку в тетрадь.
    Дополнительная работа. По описанию определить время года.


Конспект занятия для детей

Старшего дошкольного возраста

По познавательному развитию на тему

«Времена года»

ст. Кущевская

МБДОУ д/с ОВ №4

Воспитатель: Арсеньева Е.Е.

2014г.

Образовательная область: познавательная

Вид деятельности: непосредственно - образовательная

Возрастная группа : старшая

Тема: «Времена года»

Цель : формировать первичное представление об объектах окружающего мира.

Программное содержание

Образовательные задачи : познакомить детей с временами года, месяцами.

Развивающие задачи : развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем загадок.

Воспитательные задачи : воспитывать у детей любовь к природе и видеть ее красоту.

Предварительная работа: чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», загадки о временах года, рассматривание альбомов «Времена года», « Зимующие и перелетные птицы», репродукций картин, дидактическая игра «Полезные продукты», « Овощи и фрукты».

Словарная работа : зимующие птицы: синица, снегирь, клест, дятел; перелетные птицы: трясогузка, иволга, скворец, зяблик, дрозд, жаворонок, ласточка, соловей, кукушка, грач; полезные продукты; сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация

«Времена года», муляжи: фрукты, овощи; воздушные шары, мяч, картинки перелетных и зимующих птиц, макет дерева, две корзинки, подносы, значки достижения, фонограмма «Времена года»,

Ход деятельности.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом - улыбнитесь друг другу.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у нас на экране?

Дети: Замок

Воспитатель: Как вы думаете, кто в нем живет?

Ответы детей.

Воспитатель: Далеко-далеко, высоко- высоко, в удивительном воздушном дворце живут - поживают Круглый год и четыре его дочери (слайд 1). А как их зовут, вы узнаете из моих загадок (слайд 2) . Если вы ответите правильно, то они появятся на экране.

Воспитатель: Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

Дети: Осень

Воспитатель: Почему вы думаете, что это осень?

Дети: Потому что, осенью листья желтеют, идет дождь.

Воспитатель: Правильно, ребята - это осень (слайд 5).

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Зимой

Дети: Зимой холодно, вода превратилась в лед, медведь впал в спячку, заяц стал белым.

Воспитатель: Молодцы. А на экране появилась картинка зимы (слайд 5)

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Дети: Весной

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Весной тает снег, появляются первые цветы, день прибавляется.

Воспитатель: Правильно, на экране вы видите картинку весны (слайд 5)

Солнца яркого лучи,

Так приятны, горячи,

На полях цветут цветы,

Необычной красоты.

Рубином ягоды горят,

Пора каникул для ребят.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Летом.

Воспитатель: Какие молодцы - это лето (слайд 5). Ребята, о чем эти загадки?

Дети: О временах года.

Воспитатель: А вы хотели бы отправиться в сказку к Круглому году и его дочерям?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня?

Дети: Воздушные шары.

Воспитатель: Сколько их?

Дети: 4 шара.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Оранжевого, белого, зеленого, красного.

Воспитатель: А что напоминают вам эти шарики?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте полетим в путешествие на воздушных шариках. Для того чтобы отправиться в сказку нам надо произнести волшебные слова и тогда мы отправимся и тогда мы отправимся в путешествие!

Звучит музыка. Реснички опускаются - глазки закрываются,

Реснички открываются – сказка начинается.

Воспитатель: А куда же мы попали? Наверно во дворец к Круглому году и его дочерям.

Ответы детей.

Воспитатель: А к какому времени года подходит цвет этого шарика?

Дети: К осени.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что листья на деревьях желтого, оранжевого, красного цвета.

Воспитатель: Правильно, мы попали в гости к осени (слайд 6).

А вы знаете, что каждое время года имеет трех сыновей. А как вы думаете, кто эти сыновья?

Дети: месяцы.

Воспитатель: А сколько их?

Воспитатель: Назовите трех сыновей осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Правильно (слайд 7).А вот и сыновья осени. А чем встречает нас осень?

Дети: Осенними листьями.

Воспитатель: Ребята, а что это на осенней полянке?

Дети: Клубок.

Воспитатель: Он говорит, что хочет с вами поиграть в игру « Продолжи предложение»

Воспитатель: Осенью птицы улетают…(в теплые края),

Листья осенью…(желтеют и опадают),

Звери готовят…(запасы на зиму),

Люди собирают…(урожай),

Воспитатель: А что нам дарит осень?

Дети: Осень дарит нам урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: А чем полезны для нас овощи и фрукты?

Дети: В них содержится много витаминов.

Воспитатель: А зачем нужно кушать овощи и фрукты?

Дети: Чтобы не болеть зимой.

Воспитатель: Клубок предлагает подойти к осенней полянке,и поиграть в игру «Полезные продукты». Давайте, разделимся на 2 команды. Первая команда - выберет фрукты и овощи, из которых можно приготовить полезный, витаминный сок. Вторая команда выберет продуты,из которых можно приготовить вкусный, полезный салат.

Воспитатель: Какой сок получится из этих фруктов?

Дети: Яблочный, грушевый, ананасовый, виноградный, апельсиновый.

Воспитатель: Какой салат получится из этих овощей?

Дети: Морковный, капустный, огуречный, свекольный.

Воспитатель: Молодцы, обе команды справились с заданием.

Воспитатель: А теперь мы продолжаем наше путешествие на белом шаре. С каким временем года связан этот цвет?

Дети: С зимой.

Воспитатель: Правильно. И на экране мы видим….?

Дети: Зиму (слайд 8).

Воспитатель: А чем встречает нас зима?

Дети: Снегом, снежинками.

Воспитатель: Ребята, зима приглашает нас в гости на свою снежную полянку. Ой, на полянке лежит клубок! Каким он цветом?

Дети: Белый.

Воспитатель: А почему?

Воспитатель: Он хочет задать вам вопросы по своему времени года.

Зимой бывает сильный…(мороз),

Река покрыта прозрачным…(льдом),

Зимой дети играют в…(снежки),

На крышах висят…(сосульки).

Воспитатель: Ой, сколько холодных слов вы назвали, я даже немного замерзла! А вы?

Дети: Да.

Воспитатель: Я предлагаю вам немного погреться и поиграть.

«Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим,

И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы,

Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы».

Воспитатель: Ну, что согрелись? Теперь можно и сыновей зимы назвать.

Дети: Декабрь, январь, февраль (слайд 9) .

Воспитатель: Встречайте, вот они!

Воспитатель: Ну, что ж, а кто уже догадался, какого цвета будет следующий шарик?

Дети: Зеленого.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что после зимы идет весна.

Воспитатель: Посмотрите, на экране появилась картинка весны (слайд 10). Какого цвета больше на картине?

Дети: Белого.

Воспитатель: А почему мы тогда взяли все-таки зеленый, а не белый шарик?

Дети: Потому, что на картинке изображены белые цветущие деревья.

Воспитатель: А когда цветут деревья?

Дети: Весной.

Воспитатель: Назовите мне сыновей весны?

Дети: Март, апрель, май (слайд 11).

Воспитатель: Ребята, смотрите, у нас появился опять волшебный клубок! Из какого он времени года?

Дети: Из весны.

Воспитатель: А давайте научим его играть в нашу знакомую игру « Продолжи предложение»

Весной на деревьях появляются…(почки),

Весной появляются первые…(цветы),

Начинает расти зеленая…(трава),

Птицы начинают вить…(гнезда),

Воспитатель: А как называются птицы, которые прилетают из теплых краев?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Назовите перелетных птиц?

Дети: Иволга, ласточка, жаворонок, зяблик, кукушка, скворец, трясогузка, соловей.

Воспитатель: А кроме перелетных птиц - есть еще и…?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц?

Дети: Синица, снегирь, клест, дятел.

Воспитатель: А каких птиц можно поселить в наш весенний сад?

Дети: Перелетных.

Воспитатель: Я предлагаю подойти к весенней полянке, выбрать одну из птиц и посадить на дерево.

Воспитатель: Как можно назвать, одним словом этих птиц?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Послушайте, как красиво поют птицы.

Воспитатель: Обратите внимание, у меня остался последний воздушный шарик. Какого он цвета?

Дети: Красного.

Воспитатель: Правильно, а к какому времени года он подходит больше всего?

Дети: К лету.

Воспитатель: Почему вы так думает?

Дети: Летом светит красное солнышко, жарко, цветут яркие цветы, загорелые лица детей.
Воспитатель: Правильно мы попали в гости к лету! (слайд12).А какие летние месяцы вы знаете?

Дети: Июнь, июль, август (слайд 1)

Воспитатель: Ребята, а вот и летняя полянка нас встречает! Ой, среди цветов спрятался волшебный клубок. Давайте с ним поиграем?

Дети: Да

Воспитатель: Назови самое жаркое время года?

Назови летний месяц?

Какие еще летние месяцы ты знаешь?

В какое время года можно купаться в реке?

Как ты думаешь, каким природным явлением лето выражает радость?

Как ты думаешь, каким природным явлением лето выражает печаль?

Можно ли летом играть в снежки?

Можно ли летом ходить без головного убора? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: На экране появляется воздушный замок, путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нам нужно произнести волшебные слова

Реснички опускаются – глазки закрываются,

Реснички открываются – садик появляется.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Круглый год и его дочери очень рады, что у них побывали такие знатоки. Они с нами прощаются и ждут нас в гости каждый в свое время.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста:

Чему вы сегодня научились?

Что нового узнали?

Что тебе удалось больше всего?

Что было самым тяжелым (веселым, интересным)?

Кого можно похвалить?

Что не хотелось делать и почему?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе лежат картинки достижений.

Солнышко – я старался, все получилось.

Солнышко с тучкой – я старался, но не все получилось.

Каждый из вас выберет ту картинку, которая подходит для него. Поднимите ее вверх.

Воспитатель: Вы сегодня все очень старались, и я дарю вам эти солнышки.

Чтобы солнце всем сияло,

Чтобы горя не бывало,

Все мы за руки возьмемся

И друзьям мы улыбнемся.


Цель:

  • Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, ориентироваться на окончание слов при согласовании существительных и прилагательных в роде;
  • активизировать словарный запас, упражнять в подборе определений;
  • развивать связную речь, внимание;
  • упражнять в прямом счете, сравнении групп предметов;
  • уточнять представления детей о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек, появление цветов, возвращение перелетных птиц;
  • закреплять знания о перелетных и зимующих птицах;
  • воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие;
  • закреплять навыки работы с гуашью;
  • развивать творческое мышление и воображение при придумывании сюжета для рисования;
  • закреплять умение слушать музыку и понимать характер музыкального произведения.

Предварительная работа:

1) наблюдение примет наступающей весны в природе;

2) дидактические игры “Телефон”, “Запомни, назови” на закрепление названий ранних весенних цветов;

3) игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие зимующих и перелетных птиц).

Словарная работа: закрепить термины – фон, теплые и холодные цвета.

Материал: фонограмма П.И.Чайковского из цикла “Времена года” “Подснежник” (апрель); фонограмма пения птиц; карточки с изображением цветов, птиц; 2 мольберта; эмблемы (снежинка, весенняя проталинка); “следы” весны; тонированный рулон обоев для рисования; гуашь; “печатки”; кисти; мокрые тряпочки.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал. Их встречает воспитатель.

Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами! Мне очень нужна ваша помощь. Смотрите, чей-то след! Но вот я никак не пойму, кто же его оставил? Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

Так вот, кто след оставил! Ребята, давайте присядем на весеннюю полянку.

Дети садятся вокруг “полянки”. Звучит фонограмма: пение птиц.

Слышите: птицы шумят, поют, хлопочут.

О чем? (О весне, о солнышке, о гнездах)

Весна. Какая она? (Нежная, радостная, звонкая…)

Что за чудеса происходят весной, когда пригревает солнышко? (Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы)

Чем пахнет весна? (Цветами, талым снегом)

Отгадайте: из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)

Какие еще весенние цветы вы знаете?

Проводится дидактическая игра “Весенние цветы”. Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют. Цветы - карточки выкладываются на “поляну”.

Как называется этот цветок?

Подсчитайте, сколько весенних цветов на поляне?

Сколько на проталинке подснежников?

Подснежников много, потому что они самые первые, ранние, весенние цветы.

Дети, кто весну на крыльях приносит? (Птицы)

Как называются эти птицы? (Перелетные)

Почему их называют перелетными?

А как называют птиц, которые не улетают? (Зимующие)

Физминутка. Подвижная игра “Зимующие и перелетные”.

Давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетную птицу –“летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”.

Молодцы, хорошо знаете птиц. Садитесь на стулья.

Собрались все птицы на полянке и не разобрать – где перелетные, где зимующие. Давайте их разделим. На одну полянку нужно поместить перелетных птиц, на другую – зимующих.

Стоят два мольберта. На одном эмблема – снежинка, на другом – весенняя проталинка. Задание выполняют 2-4 ребенка.

Пока дети выполняют задание, предлагаю вспомнить и рассказать весенние приметы, пословицы и поговорки.

Март февралю – бокогрею меньший брат.

В марте сзади и спереди зима.

Март и снегом сеет и солнцем греет.

В марте курица из лужи напьется.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Молодцы! А теперь посмотрим, как справились с заданием дети (проверить задание на мольбертах).

Сколько зимующих птиц?

Сколько перелетных?

Каких птиц больше?

На сколько?

Что нужно сделать, чтобы перелетных птиц стало столько, сколько зимующих? (Ответы детей)

Дети сидят на стульчиках. Появляется воспитатель по рисованию, в руках у нее “след” весны.

Здравствуйте, ребята! Кто-то так тихо прошел, остались только следы. Вы не знаете, чьи они? (Весны)

Да! Весна – время удивительных перемен: природа пробуждается, все вокруг становится светлым, чистым, прозрачным. Появляются насекомые. А давайте поиграем и расскажем, какие насекомые? Выходите на полянку.

Физкультурная минутка “Пчела”.

Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами нарисуем картину о весне. А помогут нам в этом краски, в которых спрятаны и солнышко, и ручеек, и голубое небо… Мы должны их освободить. Кого можно освободить из коричневой краски? (Воробья, муравья) А из желтой? (Одуванчик) и т.д.. Пофантазируем, добавим чуточку любви – и сказка оживет.

Пол застелен газетами. Поверх их лежит тонированный рулон обоев для рисования. Разведены гуашевые краски в тарелочках. Сделаны “печатки” из картофеля, есть кисти, мокрые тряпочки.

Дети приступают к рисованию картины. Работают все вместе над одной картиной (10-12 мин.).

Чем мы нарисовали нашу картину? (Дети перечисляют)

Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского из цикла “Времена года” – “Подснежник” (апрель).

Ребята, вы узнали это музыкальное произведение?

Какая музыка по характеру?

Как музыка рассказывает о природе?

Тихонько в зал входит Весна. Читает стихотворение.

Я, Весна – красна!

Бужу землю ото сна.

Набухайте на веточках почки,

Распускайтесь неслышно листочки.

Снег, побыстрей в ручейки превращайся,

Травка-муравка, вставай, поднимайся!

Дети, вы сегодня дружно, хорошо работали, старались. Ребята, приглашайте гостью на выставку и расскажите о своей картине.

Весна хвалит детей и приглашает в хоровод народной закличкой “Матушка – Весна”.

Идет Матушка – Весна,

Открывайте ворота,

Первый март пришел –

Всех детей привел,

А за ним и апрель –

Отвори окно и дверь.

А уж как пришел май –

Сколько хочешь гуляй.

Дети уходят в группу.

Литература:

  1. Интегрированное обучение в детском саду: Учебно-методическое пособие \ Сост. И общ.ред. Г.Н.Гришковой. – Омск: ООИПКРО, 2000.
  2. Методические советы к программе “Детство”. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2001.

Цель. Формирование понятия о характерных признаках времён года, знакомство детей с месяцами года.

Задачи. Уточнить . Закрепить их знания о месяцах года через игровую деятельность.

В инсценировке участвуют 16 детей (4 времени года и 12 месяцев). Исполнители вместе с родителями готовят костюмы для данного занятия.

Используется реквизит: реальные или самодельные листики и цветы, образ солнышка, изготовленные снежинки и др.

Зал украшен элементами всех времён года в последовательности их наступления.

После завершения фрагмента, посвящённого определённому времени года, можно включить номера художественной самодеятельности (песни, танцы, игру на музыкальных инструментах и т.п.). В этом случае игровое занятие может быть расширено до праздничного мероприятия.

В занятии можно использовать музыку П.И. Чайковского из цикла “Времена года”, либо другие мелодии, посвящённые временам года.

В подвижных играх принимают участие все дети, присутствующие в зале.

Весна красна!

Звучит музыка. В зал входят трое детей в нарядных костюмах весенних месяцев. Они становятся с интервалами, берутся за руки и, продвигаясь вперёд, зазывают Весну.

Весенние Месяцы. Весна красна! Весна красна! Весна красна!

Вперёд выходит девочка в костюме Весны и обходит каждый Месяц по кругу. Потом, она возвращается в центр и становится впереди.

Весна. Стали дни светлее,

Ярче и длиннее, –

Дети, взявшись за руки, поднимая их вверх, приветствуют Весну.

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Солнышко лучится,

А зверькам не спится, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Лопаются почки,

Вырастут листочки, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Птицы прилетают,

Гнёздышки свивают, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Мячики, скакалки,

Игры и считалки, –

Месяцы идут по кругу вокруг Весны и повторяют:

Весенние Месяцы. Это Весна красна! Это Весна красна! Это Весна красна!

Затем Весенние Месяцы и Весна уходят, уступая место педагогу.

Педагог задаёт вопросы детям, сидящим в зале, о признаках и приметах весны. Они отвечают.

Исполняется хореографический номер, посвящённый этому времени года.

Подвижная игра “Гнёздышко”

Дети садятся в круг, взявшись за руки. Это гнёздышко. Внутри сидит Птичка, которая выбирается по считалке:

Над землёю солнце встало

И лучами заиграло.

Будет солнышко сиять,

Будешь птичкой ты летать.

Снаружи “летает” другая Птичка (ведущая), избранная по той же считалке, и подаёт команду: “Птичка вылетает!”. При этом гнездо “рассыпается”, первая Птичка “вылетает” из гнезда, вместе с ней все дети “летают” как птицы. Ведущий командует: “В гнездо!”. Дети опять приседают и берутся за руки, изображая гнёздышко. Кто не успел присесть, становится ведущим.

Золотое Лето

Звучит музыка. В зал входят трое детей в нарядных костюмах Летних Месяцев. Они становятся с интервалами, берутся за руки и, продвигаясь вперёд, зазывают Лето.

Летние Месяцы. Золотое Лето! Золотое Лето! Золотое Лето!

Выходит ребёнок в костюме, представляющем Лето. В руках у него букет полевых цветов. Он дарит эти цветы зрителям. После Лето произносит свои реплики, обыгрывая их соответствующими движе ниями.

Лето. Жаркая погода,

Вся в цветах природа, –

Месяцы держат руки на поясе и, приседая, поворачиваясь то влево, то вправо, говорят свои реплики.

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Тёплая водица,

Дома не сидится, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Бабочки танцуют,

Дети их рисуют, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Мы в походе нашем

Варим щи и кашу, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Ягодки поспели,

Вкусно люди ели, –

Дети становятся вокруг Лета, делают проходку по кругу, произнося слова:

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето! Это Лето, золотое Лето! Это Лето, золотое Лето!

Педагог спрашивает у детей, сидящих в зале, что они запомнили про лето. Дети отвечают.

Педагог задаёт вопросы о том, любят ли дети тёплый летний дождь, нравится ли им бегать по лужам? Дети отвечают.

Звучит песня “Дождик” – сл. Зинаиды Александровой, муз. Александры Даньшовой.

Исполняется хореографическая композиция “Летний дождь” .

Подвижная игра “Бабочка и цветы”

Все дети становятся по кругу, они изображают Цветы. Можно проговорить названия цветов. По первой считалке выбирается Бабочка:

Лето, солнышко, цветы,

Поиграй со мною ты.

Я, дружочек, не шучу,

Поднимусь и улечу!

По второй считалке выбирается Мальчик с сачком, который ловит Бабочку:

День сегодня интересный,

У меня сачок чудесный.

Буду тихо я шагать,

Чтобы бабочку поймать.

По команде водящего Бабочка убегает от Мальчика, выбирает любой Цветок, чтобы отдохнуть, становится позади Цветка. Тогда Цветок превращается в Бабочку и убегает от Мальчика с сачком. Игра завершается, когда Мальчик ловит Бабочку.

Осень

Педагог, обращаясь к детям, задаёт вопрос: “Что вы знаете про осень?”. Дети отвечают.

Звучит музыка. В зал входят трое детей в костюмах осенних месяцев и Осень.

Сентябрь. Спит в природе лето,

Значит осень это, –

Осень. Это осень.

Сентябрь. Выросли в лесочке

С шапочкой грибочки, –

Осень. Это осень.

Октябрь. Дождик вдруг закапал,

Долго-долго плакал, –

Осень. Это осень.

Октябрь. Листики резные,

Все они цветные, –

Осень. Это осень.

Ноябрь. Ветер часто дует,

С листьями танцует, –

Осень. Это осень.

Ноябрь. Машут “До свиданья!”

Птицы на прощанье, –

Осень. Это осень.

Осенние Месяцы. Праздник урожая,

Труд мы прославляем,

Осень. Это осень.

Осенние Месяцы. Это Осень! Это Осень! Золотая Осень!

Осень угощает своих братьев – Месяцев плодами.

Исполняется хореографическая композиция, посвящённая осени.

Подвижная игра “Солнышко и туча”

Дети берутся за руки и становятся в хоровод. Педагог говорит детям: “Осенью солнышко приходит к нам в гости не каждый день, будьте внимательны! Внезапно может появиться тучка”.

Дети идут по кругу, педагог говорит слова:

– Снова утренней порой

Встало солнце над горой.

Заискрилось, а потом

Осветило каждый дом.

Внезапно звучит команда “Тучка плывёт, дождик пойдёт!”. Дети находят место, куда можно спрятаться. Если в зале присутствуют родители, они могут исполнять роль “домиков” или “зонтиков”, куда прячутся их дети.

Игра повторяется 2-3 раза.

У игры может быть другой вариант. Участники делятся на две команды: “Дети” и “Домики”. Каждый член первой команды запоминает свой “домик”. “Дети” собираются в свой круг, “Домики” – свой. По команде педагога оба круга начинают движение.

Когда звучит команда “Тучка плывёт, дождик пойдёт!”, дети круга “Домиков” разбегаются в разные стороны. Члены команды “Дети” должны найти свои “домики”.

Зимушка-зима

Звучит музыка. В зал входят трое детей в костюмах зимних месяцев и Зима.

Звучит песня “Осторожный снег” — сл. Владимира Степанова, муз. Александры Даньшовой.

Исполняется “Танец снежинок” .

Братья-Месяцы изображают тройку лошадей. Через их плечи перекинуты цветные ленты (поводья), которые держит в своих руках Зима. Слышится звон колокольчиков. Импровизированная тройка проезжает по кругу и останавливается. Зима выходит в центр, братья – рядом с ней становятся в одну линию.

Зима. Спит в снегу природа,

Замерзают воды, –

Декабрь. Это Зимушка-зима.

Зима. Рано сядет солнце,

Глянет ночь в оконце, –

Январь. Это Зимушка-зима.

Зима. Кружатся снежинки –

Крошечные льдинки, –

Февраль. Это Зимушка-зима.

Зима. Звери в тёплых норках,

Дети мчатся с горки, –

Декабрь. Это Зимушка-зима.

Зима. Новый Год встречаем,

Песни распеваем, –

Зимние Месяцы. Это Зимушка-зима! Это Зимушка-зима! Это Зимушка-зима!

Подвижная игра “Зимние забавы”

По команде ведущего “Лыжи!” дети изображают лыжников. По команде “Коньки” они изображают катание на коньках. По команде “Санки” дети становятся парами. Ребёнок, стоящий впереди, изображает санки, а ребёнок, стоящий сзади, изображает катающегося на этих санках. При этом второй ребёнок держит первого за руки, они бегут друг за другом. Потом дети меняются местами. По команде “Снежки” дети изображают игру в снежки. По команде “Снеговик!” изображают создание снеговика. Команды могут повторяться.

Хоровод Месяцев

Педагог предлагает детям назвать признаки и приметы всех времён года и повторить очерёдность наступления 12-ти месяцев. После этого приглашает всех детей-Месяцев встать в хоровод. Каждый Месяц держит в руках табличку со своим порядковым номером месяца в году. Остальным детям, присутствующим в зале, раздаются карточки с числами от 1 до 12-ти. На определённое количество детей может быть использовано несколько комплектов цифр, чтобы каждый принял участие в игре, например, на 60 детей необходимо иметь 5 числовых комплектов.

Игра “Времена года”

Под музыку дети танцуют. Как только звучит команда какого-то времени года, в круг собираются Месяцы указанной поры, а также дети, у которых на карточках стоят числа этих месяцев.

Команды дают дети в костюмах времён года. Например, звучит команда “Зима!”. Вокруг Зимы собираются Декабрь, Январь, Февраль, а также дети с карточками, на которых изображены числа 1, 2, 12.

Игра повторяется несколько раз. В конце звучит команда “Год!”. Выстраивается хоровод или несколько хороводов в зависимости от количества участников игры, в каждом из которых представлено 12 месяцев. Если, например, использовались 5 комплектов чисел, то и хороводов будет 5.

В завершение занятия можно использовать праздничные спецэффекты по усмотрению организаторов.

Ведущий благодарит всех за активное участие в мероприятии.

Листопадова Г.В., Даньшова Г.Я.

Ольга Сапожникова
Конспект занятия «Времена года» в подготовительной группе

Цели : закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе; продолжить формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года ; развивать речевые умения, мышление, память; воспитывать интерес к изучению родной природы.

Оборудование : интерактивная доска, ноутбук.

Ход занятия;

Сообщение темы

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг (природа)

Ребята, мы сегодня с вами отправимся на природу. Вам знакома слово «природа» .

А что она означает? (растения, птицы, животные)

А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

– Сегодня мы поговорим о сезонных изменениях в природе в разные времена года .

Послушайте внимательно загадки

1) Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко-красном

Шагает по земле. (весна) .

2) Посмотрите. Что за сказка?

Всё вокруг в цветах и в красках.

Сколько золотого света!

Ну конечно, это -. (лето) .

3) Серые тучи по небу плывут.

Клин журавлей улетает на юг.

В небо взметнулись верхушки сосен.

Бродит уныло за окнами. (осень) .

4)Снег танцует и кружится.

Королева-вьюга мчится

На санях, а с ней сама

Раскрасавица-. (зима) .

Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года .)

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Явления природы» .

– В природе постоянно происходят изменения : то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов, поэтому они и называются сезонными

– Сейчас мы разобьемся на четыре группы . Каждая группа будет описывать одно из времен года . Группа должна выявить не менее 5 сезонных явлений.

Н а п р и м е р. Осень : 1) идет дождь; 2) начинается листопад; 3) первый снег; 4) птицы улетают в теплые края; 5) похолодание.

Выслушиваются выступления всех групп . Воспитатель еще раз обращает внимание детей на предметы живой и неживой природы. Подводится итог работы групп .

К о н к у р с ч т е ц о в.

Дети читают наизусть стихотворения, в которых говорится о признаках лета, осени, зимы или весны.

Унылая пора! Очейочарованье! Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса.

В их сенях шум и свежее дыханье, и мглой волнистой покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте) .

За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам) .

Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы к верху и «тянутся к солнышку).

И их лучики согрели.

Бабочки летали.

Крыльями махали. (Машут крыльями) .

Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши) .

Ногами топаем! (Топают ногами) .

Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делаютвдох- выдох) .

И немножечко устали! (Дети садятся на свои места) .

Игра «Назови месяцы года » .

У каждого времени года есть свои месяцы ?

Давайте их вспомним.

(показ слайдов)

В и к т о р и н а «Явления природы (сезонные явления) ».

1) Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идет мокрый снег. Реки, озера и пруды покрываются льдом. (Время года – поздняя осень .)

2) Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, бурыми, а затем опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Время года – осень .)

3) Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная . Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Время года – зима .)

4) Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Время года – весна .)

5) Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая . Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Время года – лето .)

Игра» Белки, зайцы, мышки».

Все участники делятся на з группы . Группам даются названия : «Белки» , «зайцы» , «Мышки» . Выбирается водящий. На расстоянии 5 метров друг от друга кладут три обруча. Это домики «зверушек» . Ведущий дает команду, допустим «Белки- мышки!» .Названные группы должны поменяться «домиками» . Игрок, пойманный водящим, становится водящим, а тот присоединяется к команде из которой был пойманный. Ведущий может подать и такой сигнал : «Мышки- белки- зайцы!» . Тогда все три команды должны покинуть свой домик.

Игра «Когда это бывает?»

Деревья сбросили наряд

И обнажённые стоят.

Но что за чудо? Как цветок.

На ветке маленький. (листок) .

(Листопад - осенью.)

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый, самый нежный, -

Чистый маленький. (подснежник) .

(Весной.)

Много снега намело.

Птичкам стало голодно.

Смастерю для них кормушку,

Дам им зёрен, дам ватрушку.

Прилетай ко мне скорей,

Забияка-воробей.

Прилетай ко мне, сестрица,

Желтогрудая. (синица) .

(Зимой.)

Это - девочка Наташка

В ярко-розовой рубашке.

Над Наташкой вьётся пташка.

В поле зацвела. (ромашка) .

(Летом.)

Игра «Пантомима» .

В каждое времени года люди придумали интересные занятия – забавы .

Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?

Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы.

Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки.

Весна - пускание корабликов, игра в классики.

Лето - плавание, игра в футбол.

Осень - сбор осенних листьев.

Ребята, какое сейчас время года ? (Весна)

Правильно! Давайте споем веселую песенку об этом времени года .

Исполняется песня «Пришла весна»

Итог занятия .

– Что нового вы узнали на занятии ?

Что понравилось вам на занятии ?

– Какое время года вы любите ?

Занятие окончено . Спасибо всем за активную работу