Тематическая неделя "камни". Занятие - Неживая природа. Камни

Здравствуйте, дорогие читатели!

Я уже писала, что в наших планах в октябре сходить в геологический музей . Сейчас он участвует в проекте «Всей семьей в музей». Так что если вы с нами, то читайте, играйте и присоединяйтесь!

Думаю, Глеб мало что поймет и оценит , если его просто привести, поэтому мы уделили целую неделю подготовке к этому событию . О самих играх, занятиях, поделках из камней , я напиши в .

А сегодня расскажу о том, что нам понадобилось купить, перед тем как заняться этой темой.

Книги о камнях

Для начала решили немного поговорить об астрономии, потому что геология и строение планеты и солнечной системы неразрывно связаны. С Глебом мы уже углублялись в космическую тему, так что это было скорее повторение.

Детям об астрономии

Эту книгу я не нашла в печатном виде, но нашла в свободном доступе в интернете. Так что мы ее просто распечатали и читали (если кому-то надо я могу прислать на почту, просто напишите мне письмо). Несмотря на черно-белый вариант, было интересно и что-то понятно даже Марку. Хорошо, если вы сможете некоторые их описанных экспериментов (там папа рассказывает и показывает детям некоторые опыты с солнечным светом) сделать вместе с ребенком.

Книги о космосе и строении Земли

Я уже писала немного о космических играх и книгах. Ничего нового не покупали: особенно ребятам нравится Йен Грем: Путешествие в космосе. Школа открытий . Здесь есть объемные модели лунохода и марсохода и много интерактивных фишек. А еще очень красивые иллюстрации, позволяющие оценить красоту звёздного мира.

Геология. Большая детская энциклопедия

Эта книга о камнях и строении Земли тяжеловата для чтения дошкольникам: много материала в обычной энциклопедической форме с трудными предложениями и оборотами. Но она очень пригодилась мне. Многое что прочитала, я просто пересказывала ребятам и показывала картинки.

Малахитовая шкатулка и другие сказки Бажова

Я очень любила эту сказку в детстве и вот решили почитать ее Глебу. Тем более, что речь здесь об одном очень необычном камешке, которые добывают в нашей стране, на Урале. Вообще многие сказки Бажова касаются темы минералов, руды и их месторождений. В следующей статье расскажу об играх вокруг этих сказок.

Наборы для творчества

Кроме книг о камнях я купила несколько наборов для творчества. В больших детских магазинах их сейчас великое множество и по химии, и по физики, и по геологии тоже нашлись.

Выращиваем кристалл

Во-первых, мы решили попробовать вырастить собственный кристалл. Как я поняла можно просто насобирать камешков на дороге и купить медный купорос в магазине для садоводов. Но так как я сама плохо знаю химию, делали мы это первый раз, и очень хотелось, чтобы все получилось, мы купили набор для выращивания кристалла. Написано, что необходимо ждать около 1-4 недель. У нас пока прошло пару дней, так что показывать пока нечего =)

Но набор очень полезен, потому что закрепляет понимание того, как образуются минералы в природе, почему их особенно много рядом с вулканами, почему они имеют разный цвет и разные свойства.

Набор «Самоцветы»

Второй тоже интересный набор называется «Самоцветы». Здесь предлагается детям почувствовать себя геологами и добыть камни из гипса. В наборе есть молоточек, лопатка, кисточка и специальный мешочек, куда камешки можно складывать. Еще одни плюсом является то, что после окончания работы у вас будет набор из 8 кристаллов, которые можно рассматривать в лупу, играть, изучать.

Вулкан

Еще один набор, который должен помочь понять, что такое — вулкан . Я ждала, что опыт будет основан на поджигании бихромата натрия, но видимо производители считают это слишком опасным для детей. Поэтому в наборе есть красители и сода с лимонной кислотой, все это смешивают в пропорции 1 к 2, кладут в специальную вулканоподобную пластмассовую емкость и заливают водой. В итоге все это шипит, поднимается и течет вниз, подобно лаве. Но, во-первых, можно сделать самому дома, во-вторых, зрелищность процесса не велика. Единственный плюс по сравнению с домашним изготовлением – пластмассовая форма вулкана и ощущение торжественности и необычности происходящего, когда открываешь и начинаешь делать вулкан.

Роспись по камню

Я, честно говоря, была удивлена обилием выбора на лабиринте. А когда смотришь, на то, какое чудо может получится, невольно хочется добавить еще и еще в корзину =) Вообще мы уже расписывали с Глебом камни, привезенные с моря. Об этом я писала в статье «Как научить ребенка рисовать», там же есть фото. Надеюсь, что эти тоже выйдут красивыми и надолго останутся среди игрушек у ребят.

Камни

Еще мы купили несколько интересных камешков в магазине минералов, который находится на Щелковском шоссе, в большом павильоне «Город хобби». Еще читала, что такой магазин можно найти где-то на ВДНХ. Кроме того каждый последний выходной месяца там проходят ярмарки и выставки самоцветов.

Еще нашла, что в лабиринте продают камешки в мешочки по 4 штуки. Вот в такой серии:

Кстати, я очень советую сходить сначала именно в магазин камней и минералов . Потому что Глеб смог потрогать много-много разных камешков, подержать их, сравнить по весу, цвету, блеску. В музее этого часто нельзя сделать. А именно это интересно детям!
Еще минералы можно найти в журналах союз печати «Минералы. Сокровища земли». Сами журналы можно просто скачать в интернете, а покупать стоит, конечно, ради камешка, но не знаю настоящий ли он там =)

В следующий раз я планирую рассказать о том какие игры хорошо использовать для закрепления знаний о камнях . Так как у нас вышло по несколько игр на день, то думаю статья будет объемной и насыщенной. Чтобы получить ее на почту, подписывайтесь .

И отдельное спасибо, за нажатие кнопок соц.сетей!

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.Цикл включает в себя три занятия. 1.ПРОСТЫЕ И ЦЕННЫЕ КАМНИ В ПРИРОДЕ. 2.КАМНИ,КОТОРОЕ ПОДАРИЛО МОРЕ. 3. КАМЕНЬ,РОЖДЁННЫЙ ДЕРЕВОМ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познание. Из опыта работы.

Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного - возраста - одна из актуальных проблем современности.

Одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно- экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, происходит положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укреплении здоровья.

Представляем вашему вниманию конспекты цикла занятий «Удивительные камни».

Занятие №1 «Простые и ценные камни в природе»

ЦЕЛЬ: Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств. Называть свойства и особенности (крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.) Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений. Дать детям первое представление о поделочных камнях. Расширять словарный запас.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Набор речных и морских камней

- кусочки мрамора и гранита

Сосуд с водой, лупа, салфетки (на каждого ребёнка)

Иллюстрации: могила неизвестного солдата, станция московского метро, набережная Москвы-реки, Красная площадь

Коллекция различных камней

Аудиозапись «шум волн»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: ребята, сегодня получила посылку, но открыть её сможем только тогда,когда отгадаем загадку.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто поможет предмет по приметам узнать?

Дети: камень

Воспитатель: давайте о камнях и побеседуем

Опыт: (камень, кусочек дерева, молоток, гвоздь, сосуд с водой)

Твёрдость, прочность (пытаемся вбить гвоздь)

Плавучесть (опускаем в сосуд с водой)

ИГРА: «морские камешки»

Звучит «шум волн», дети превращаются в «морские камешки»

Воспитатель: посмотрите на них и расскажите, какие они?

(форма, цвет, какая у них поверхность, какие края: гладкие, овальные, круглые, твёрдые, холодные, красивые, разного цвета)

Как вы думаете, почему они такие?

Дети: (варианты ответов)

Воспитатель: ребята, предлагаю подняться в горы.

(иллюстрации: горы, скалы, вулкан, вулканическая лава)

В результате остывания и затвердевания вулканической лавы за тысячи лет образуются горные породы (горные камни)

И сейчас хочу познакомить вас с одним интересным камнем. (дети садятся за столы)

Внимательно посмотрите на него. Это камень- ГРАНИТ.

Дети: рассматривают через лупу, высказываются.

Воспитатель: гранит-это горная порода. Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету. В состав гранита вошли три камня (сверкающий кварц, тёмная слюда, цветной полевой шпат)

Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный

Воспитатель: (показывает МРАМОР)

У гранита есть давний соперник – это мрамор.

Мрамор - тоже горная порода. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

Дети: гладкий, блестящий, красивый

Мрамор для строителей - главный отделочный материал. Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в метро- им украшены многие станции.

Воспитатель: как вы думаете, нужен ли камень человеку? Где?

(показывает иллюстрации)

Воспитатель: одни камни применяются в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро. Но есть особые камни – поделочные, драгоценные. (Рассматривание коллекции)

Как вы думаете, где их используют?

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(камень)

Воспитатель: вы можете стать КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ и собрать свою коллекцию камней

Занятие из цикла «Удивительные камни»

Занятие №2 «Камни, которые подарило море».

ЦЕЛЬ : познакомить детей с камнями, которые подарило море: коралл, жемчуг, известняк. Дать представление о жизни полипов, мидий и о том, как образуются кораллы, жемчуг, известняк. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности. Развивать сенсорные ощущения детей, поддерживать интерес к опытнической работе. Учить детей видеть разнообразие, красоту камней, любоваться ими, рассказать об использовании человеком. Расширять словарный запас.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Глобус.

На каждого ребенка: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка.

Коллекции: кораллов, жемчужин, ракушек, кусочки мела (достаточно для всех детей)

Аудиозапись «Звуки моря», видеофильм «Духи моря»- отрывок о коралле

Иллюстрации: коралловые рифы, коралловые рифы с их обитателями, жемчужина в раковине, залежи известняка.

Выставка украшений из жемчуга и кораллов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:- Ребята, как называется планета, на которой мы живем? Дети: планета Земля - огромный каменистый шар

Что такое глобус?

Дети: модель планеты Земля

Что вы видите на глобусе?

Дети: моря, океаны, горы, леса, города…

Мы с вами уже путешествовали по нашей планете. На прошлом занятии мы поднимались высоко в горы. Ребята, что мы там нашли?

Дети: камни, вспоминают какие, какими свойствами обладают, для чего они нужны…

Сегодня я вас приглашаю отправиться к теплым морям и океанам (показ на глобусе: Красное море, Атлантический океан, Тихий…). Показать линию экватора, пояснить, что вдоль нее самые теплые места нашей планеты.

Аудиозапись «Звуки моря»

Воспитатель: Мы отправляемся в морское царство. Вы готовы. Закрывайте глаза и представляйте. Морской царь, что ты нам подаришь?

Показ коллекции кораллов. Раздать каждому ребенку. Ребята, кто знает, что это такое?

Что вы о нем можете сказать? (цвет, форма, твердость, поверхность, на что похож…)

Они очень разнообразные. Все это – разные виды кораллов, их насчитывается на земле около шести тысяч.

Какие бы слова вы могли сказать своему кораллу?

Дети: Великолепный, прекрасный, сказочный, резной, белоснежный, узорчатый, причудливый, граненый, игольчатый, сверкающий).

Воспитатель:- Ребята, пойдемте в нашу «лабораторию», садитесь на свои места и еще раз с помощью лупы рассмотрите этот удивительный камень, а я расскажу вам, как рождаются кораллы.

Если приглядеться к кораллу, то можно заметить, что он весь состоит из множества мелких ячеек. Вы нашли их? Кораллы создают живые, маленькие, морские животные – полипы, которые сидят в этих ячейках. Вместе они подстерегают добычу, вместе ее поедают, вместе отдыхают. Все кораллы - прожорливые ночные хищники. У полипов мягкое тело, поэтому они делают вокруг себя прочный скелет-домик. Когда полипы умирают, эти домики остаются и на них надстраиваются следующие домики. Так образуются коралловые рифы. Показ иллюстраций. Это место жизни множества морских обитателей. Они там прячутся, живут, питаются.

Некоторые морские существа едят кораллы - это морской еж, морская звезда (показ).

Причудлив и красив собой подводный камень, не земной.

Неторопливо он растет, с годами рифы создает.

Он без садовника возник природы сказочный цветник.

Подводный мир он украшает, но кораблям ходить мешает.

Обычно корабли любые обходят цветники такие.

Ребята, у вас на столах стакан с водой – маленькое море, опустите туда свой коралл. Что произошло?

Дети: утонул, потому, что это камень.

Рассмотреть и повесить на выставку украшения из кораллов.

Физкультурная минутка : Танцуют под мелодию моря.

Ребятки одевайте маски, ныряйте поглубже, поищите еще что - нибудь.

Находят большую раковину, слушают шум моря в ней.

Воспитатель: Посмотрите, какая у меня коллекция ракушек, какие они красивые и разнообразные. Ракушки есть очень крупные, а есть малюсенькие. Как вы думаете, что такое раковины, откуда они берутся? (обсуждение, рассказ).

Ребята выберете себе одну раковину и проходите на свои места. Я вам расскажу про еще один удивительный камень, который нам тоже дарят мидии. Жемчуг- камень удивительной красоты находят в раковинах.(демонстрация, пополнение выставки украшений)

Откуда берется в раковине жемчужина?

Давайте повнимательнее рассмотрим нашу ракушку, можно и через лупу. Потрогайте ее внутри, что вы можете сказать?

Дети: гладкая, скользкая, перламутровая.

Как вы думаете для чего мидии нужен такой гладкий слой внутри? (обсуждение - чтобы быстро прятаться, для чего?)

Что происходит, когда попадает в раковину песчинка? (обсуждение, рассказ, раздать жемчужины).

Ребята бросьте в свое маленькое море жемчужину, что наблюдаете?

Воспитатель: С каким третьим камнем я вас сегодня познакомлю, вы сейчас отгадаете сами. Подойдите ко мне и внимательно послушайте загадку.

Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки. Растворяется легко:

Опусти комочек в речку – утечет как молоко.

Молодцы правильно догадались это мел. Возьмите по кусочку, рассмотрите, потрогайте, можно порисовать на доске. Что можете сказать про него?

Дети: белый, матовый, твердый, но помягче, чем другие камни, мажется, крошится, значит хрупкий.

Воспитатель: возвращаемся в «лабораторию»

Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде?

Опустите его в свое маленькое море. (утонул- камень, пузырьки- пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность, если потереть – распадается на крупинки вода мутнеет).

Мел - это очищенный камень известняк (демонстрация). Известняк – это то, что отложилось на морском дне. Давайте вспомним, что мы нашли на морском дне? (ракушки, кораллы, водоросли, морской ил, скелеты морских обитателей). Все это спрессовалось, отвердело под слоем песка. Море отступило и в этих местах нашли залежи известняка. Мы можем точно сказать, что там, где залежи известняка, там когда то было море. Если вы после занятия внимательно рассмотрите известняк, то сможете увидеть много удивительного.

Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. В промышленности: для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.

Сегодня мы узнали много интересного об удивительных камнях, которые нам подарило море, морские обитатели.

На этой неделе мы будим изучать наши коллекции. Я покажу вам очень интересный фильм про жизнь на коралловых рифах. Мы с вами их нарисуем (выдувая воздух из трубочек на краску). Мы порисуем также мелками и оформим выставку наших работ.

Занятие из цикла «удивительные камни»

Занятие №3 «камень рождённый деревом»

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей об объектах неживой природы. Познакомить с камнем, рождённым деревом - солнечным янтарём: цвет, происхождение, его свойства, использование. Учить видеть красоту камня. Познакомить со свойствами и происхождением каменного угля. Дать детям представление о том, как добывают каменный уголь, как используется человеком. Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Развивать их сенсорные ощущения. Продолжать учить детей приёмам работы с лупой. Развивать их словарный запас.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Глобус

На каждого ребёнка: лупа, прозрачный стакан с водой,салфетка

Иллюстрации: смола, янтарь (застывшие насекомые)

Янтарь, каменный уголь (раздаточный материал)

Выставка украшений из янтаря

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: ребята, путешествуя по нашей планете (вращаем глобус). Вы уже познакомились со многими разными камнями.

Мы поднимались высоко в горы (грант, мрамор)

Мы опускались глубоко под воду (жемчуг, коралл, известняк)

Вот Балтийское море. После шторма волны оставляли на берегу россыпи загадочного камня. Давайте с ним познакомимся.

(отправляемся в «лабораторию»)

Воспитатель: кто знает, как он называется? Это ЯНТАРЬ.

Полюбуйтесь этим солнечным камнем. (Дети рассматривают)

Что вы можете сказать?

Дети: (золотистый, солнечный, жёлтый, гладкий, блестящий)

Воспитатель: ребята, янтарь – это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку.

Как вы думаете, что произойдёт, если какое - нибудь насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет) смола- липкая, вязкая. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя.

Возьмите лупы и повнимательнее, приглядитесь к янтарю, что вы увидели?

Чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землёй, под навалившимся тяжёлым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарём.

Воспитатель: возьмите в одну руку кусочек янтаря, в другую –простой камень и одновременно осторожно опустим их в воду

Что вы видите? (они утонули)

Одновременно ли? (нет, янтарь медленнее) Почему?

Воспитатель: а как же янтарь попал в море? Через лес протекала река, янтарь - камень лёгкий и воды реки вымывали из земли и несли его с собой. Река впадает в море. И янтарный клад оказывался в море. Шторм и волны выносили камень на берег.

Ребята, как вы думаете янтарь - это морской или лесной камень?

Затвердевшая смола украшеньем стать смогла.

Как красивые украшения дарят их на день рождения

Пришло время пригласить вас на выставку предметов из янтаря.

Воспитатель: На выставке увидели ещё один камень.

С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом,

Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки - это в шахте горняки.

Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)

ФИЗМИНУТКА: шахтёры (с закрытыми глазами) опускаются (приседают), поднимаются наверх (встают, открывают глаза)

Воспитатель: возвращаемся в «лабораторию».

Возьмите каменный уголь, рассмотрите его и расскажите о нём

Дети: чёрный, блестящий, мелкие кусочки….

Воспитатель: каменный уголь не очень твёрдый камень. От удара он рассыпается на мелкие кусочки.

Каменный уголь - это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Погибшие древние деревья и растения гниют, разлагаются и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.

Воспитатель: Нужен ли человеку каменный уголь?

(он хорошо горит и даёт много тепла, энергия заставляет работать двигаться - ПАРОВОЗ, ПАРОХОД)

Воспитатель: и так путешествуя, вместе с глобусом, мы собрали целую коллекцию камней, каждый камень со своей интересной историей. Предлагаю рассмотреть нашу коллекцию.


Удивительные создания природы -драгоценные камни и минералы всегда привлекали и привлекают к себе людей.

Много сведений о их лечении людей и как сильных оберегах,различных защитах.Что пишется о камнях,это одно-ГЛАВНОЕ самому почувствовать любовь к камню,потребность иметь его.До определенного времени меня совсем не интересовали камни, бусы из них. Хотя моя бабушка бусы из камней любила и носила, моя мама любила бусы, у нее было много различных бус, но носила она до конца своих дней бусы из янтаря,практически не снимая их почти совсем.В настоящее время у есть несколько пирамидок, жеода из агата, /представляет слои,как бы очертания подземных пустот/.Внук привез мне щетку из аметиста.бусы из различных камней.Назвать дорогими их нельзя по цене,а по моему расположению к ним,можно.Они для меня как хорошие друзья.О Них тоже нужно заботиться,хотя бы раз в 1-2 недели промывать под струей холодной воды.Они с вами могут разделить холодные зимние вечера и своим блеском порадовать в жаркие летние дни.В общем у меня совершенно не астрологический подход к камням и изделиям из них. Вот что о камнях пишут:
——-АВАНТЮРИН.,

является разновидностью кварца тонкозернистого.Цветом бывает желтым,синим,зеленым и даже почти черным.Авантюрин считается счастливым талисманом,носят его для сохранения радостного настроения.Он может усилить у вас оптимизм и уверенность.О нем говорят,как о камне который снижает давление,им лечат бронхиты и простуды,им можно делать аппликации.Постоянно носить нельзя.
——-АГАТ-

СИМВОЛ ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ,СИЛЬНЫЙ ЦЕЛИТЕЛЬ,представляет собой разновидность халцедонов имеющих слоистую окраску.На Востоке особенно ценились «моховые» агаты,которые имеют узоры,похожие на лесные заросли.В зависимости от окраски различают «облачные,радужные,пламенные,крепостные,дендритовыми/дерево/» агаты.Цвета агатов разные»молочно-белые,желтоватые,зеленоватые и до черного цвета.Агаты в Древнем Риме были камнями богини плодородия Помоны,которая покровительствовала садоводству и урожаю. Поэтому камень хорошо дарить тому,кто занимается сельским хозяйством,фермерам.Он придает владельцу мужество и долголетие.Считается,что агат может защитить от энергетических атак,принимая на себя отрицательную энергию.В Европе он был символом долголетия,здоровья,процветания В Индии считается,что агат способен успокоить младенца,помогает раньше встать ему на ноги.Агат считали оберегом от колдунов.Во время крещения в Грузии новорожденным одевали белую бусинку агата на запястье.Черный агат считается талисманом ДЛЯ МУЖЧИН,он защищает от злых сил его владельца.От бессонницы и страха носят перстень с агатом на правой руке.Голубые бусы из агата носят при болезнях щитовидной железы желтые-при болезнях дыхания и пищеварения,печени и желчных путей.Красный-при заболеваниях сосудистой системы Глазковые агаты -считаются талисманом от «сглаза»,что они могут уберечь владельца своего от удара молнии и спасти от землетрясения.
Широко применяются помимо обычных украшений для лечения и очищения агатовые шары и агатовые пирамидки.
——-АМЕТИСТ-Кварц,


одна из его разновидностей.Имеет фиолетовую окраску различных оттенков.При нагревании до +200 градусов цвет исчезает,при охлаждении снова появляется.В воде,в отличии от искусственных по краям аметисты обесцвечиваются.Аметист по преданиям является символом преданности и камнем укрепляющим волю,чистоты и непорочности,миролюбия.Аметистом гладят морщины,используют для улучшения кровообращения,зрения,для защиты от колдовства.Чтобы приснились приятные сны на ночь кладут под подушку.Помогает от пьянки.В торговле приносит удачу,оберегает имущество.Камень духовности.
——-БИРЮЗА-называют «КАМНЕМ СЧАСТЬЯ»


За яркий голубой свет бирюзу прозвали «небесным»камнем.Она бывает также зеленоватой,желтовато-зеленой и тд.Камень меняет свой цвет при непогоде.болезнях его владельца.Помогает понять смысл жизни,сосредоточиться,определить цели
Бирюза в средние века считалась мощным оберегом,была символом удачи и победы.Считается,что украшения из бирюзы сопутствуют успеху в финансовых делах и привлекают деньги. Украшения из бирюзы советуют носить тем,кто не боится риска и стремиться к победе.
Считается,что бирюза укрепляет зрение,избавляет от бессонницы,помогает при головных болей.Помогает только настоящая бирюза. Искусственные камни не помогают.
——-ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ-кварц/двуокись кремния/представляет собой от прозрачных камешков до метровых залежей.


Считается,что он как амулет очищает любое пространство вокруг владельца от негативных влияний,особенно помогают хрустальные щетки,по острым концам которых в пространство стекает светлая и чистая энергия,хрусталь также великий проводник космической энергии.От негатива нужно подержать призму хрустальную в руке 10 -15 минут.Хрустальный шар стимулирует память,избавляет от дурных снов и мыслей и помогает в деловых переговорах.В Китае хрустальные шары применяют для массажа,мелкими кристалликами стимулируют биологически активные точки человека.
———ГРАНАТ-прозрачные красные камни -альмандины и пиропы,но они могут иметь и другие цвета.

Гранат,камень который веселит душу,возбуждает.Камень любви.Считается символом верности,преданности и силы.Верят,что гранаты хорошо влияют на дыхание,кровообращение,воспаления горла,головных болей.
——-КВАРЦ-/двуокись кремния/Примеси,которые встречаются с кварцем-это полевые шпаты,соединения железа и алюминия.


КВАРЦ- обычно называют горным хрусталем.Разновидности кварца-фиолетовый аметист,Желтые кристаллы называют цитрином.Бывает голубой,розовый,молочный,дымчатый.Считается,что хорошо омывать лицо водой настоянной из кристалликов кварца.
——-ЛАЗУРИТ-это алюмосиликатом натрия и кальция.Цвета — синего,фиолетового.

голубого-зеленого,фиолетово-синего.Его используют для восстановления зрения,всматриваясь в течении нескольких минут в камень.Для снижения давления,спокойствия,от бессонницы носят бусы.Камень притягивает успех,удачу,благополучие.Считался Божественным,с его помощью обращались к богу.Йоги применяют его для очистки ауры от негативных влияний.Считается,что он помогает воплощению планов и проектов.С его помощью освобождаются от прошлых негативных воспоминаниях.В прошлые времена верили,что браслет из лазурита защитит ребенка от болезней.Лазурит рекомендуют для стимуляции всего организма,глазных болезней.Настаивают воду и промывают.Это один из позитивных камней. ——-ЛУННЫЙ КАМЕНЬ-полупрозрачные голубовато-серебристые шпаты,они могут быть голубоватыми,молочно-белыми с внутренним золотым мерцанием. Считается,что камень связан с луной,его сила увеличивается при полнолунии.Он притягивает любовь,пробуждает в людях мечтательность и нежность.Считается,что лунный камень способен снять внутреннее напряжение и устранить гнев.
——-НЕФРИТ-соединение кремнезина с примесями магния,железа,никеля,хрома.


В Европе его называли почечным камнем.Имеет полупрозрачный цвет зелено-белой окраски.При ударе пластинка из нефрита издает мелодичный звон,не свойственный камням.Нефрит в Китае считается национальным «божественным»,»вечным» камнем.Считается,что он защищает от молний,пожаров,землетрясений,отравлений,стихийных бедствий.Его называют камнем «поясницы»,носят в течение года на пояснице,по поверью -хронические боли исчезают.Спят на подушке из нефрита,помогает кровообращению.Прикладывают к лицу,для разглаживания морщин.Прочность нефрита больше в 2 раза,чем у стали.Чтобы его не спутать с другими в старину предлагалось «смотри на огонь,если сквозь камень заметишь свет,как бы восходящее солнце,камень настоящий нефрит».В Европе камень олицетворял порядочность,честность,верность.Его советуют носить людям,думающим изменить свою жизнь,вступить в ее новый период.Камень перемен,который помгает выходить из житейских тупиков.
——Оникс-/SiO2 / — агат с различными по цветам окрасками полосок.


Он упоминается в самом начале Библии-камень вождей и борцов.Считается,что он дает способность влавствовать над другими людьми,позволяет проникать в замыслы противника.Оникс способствует накоплению энергии,поглощает негативную энергию вокруг владельца камня.Это камень уверенных в себе людей.В Индии считался символом везения и удачи.Изделия из оникса омолаживают,обостряют слух,укрепляют память.Считается,что амулеты с ним на уровне солнечного сплетения помогают печени,при ревматизме.Советуют прикладывать к больным местам -улучшается работа всех органов,кто носит постоянно.Камень снимает стрессы,способствует эмоциональному равновесию.Советуют к воспалившимся местам прикладывать полосатые ониксы.
——-РОДОНИТ.-поделочный камень,после малахита.


На розовом фоне тонкие прожилки,состоящие из окислов марганца образуют интересные рисунки Считается,что он пробуждает скрытые таланты и способности,способствует развитию умений и ловкости.Камень родонит,считался посланцем высших сил.Считается,что он помогает при заболеваниях печени,стимулирует сердечную чакру и солнечное сплетение.
——-СЕРДОЛИК-разновидность халцедона,двуокиси кремния.


По преданиям целебная сила камня большая,его использовали еще целители Древнего Египта.,считая этот камень одним из самых магических и оздоравливающих.Оранжевый цвет,считалось,этого камня способен восстановить нервную ткань,полагает при заболеваниях мочеполовой и легочных систем,стимулирует работу эндокринных желез,улучшает мозговое кровообращение.,снимает головную боль,помогает при заболеваниях щитовидной железы. СЕРДОЛИКОТЕРАПИЯ- это отдельное направление лечения камнями.Камень служит символом верной любви.Способствуют богатству,придают владельцу силы,в том числе и творческие. НЕ случайно золотое кольцо с вставкой из камня сердолика было любимым талисманом А,Пушкина.

Коррекционная цель: формировать представления детей о различных полезных ископаемых и драгоценных камнях, их использовании в народном хозяйстве.

Задачи:

  • Формировать первоначальные представления детей о горных ландшафтах;
  • Учить выделять особенности разных камней и сравнивать их с другими предметами;
  • Познакомить с использованием различных камней человеком;
  • Познакомить с профессиями: геолог, ювелир, с туристами-альпинистами;
  • Воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым.

Форма проведения: групповая.

Методы: наглядные, словесные, практические, метод моделирования, методы проблемного обучения.

Приемы: наблюдения, обследование предметов (камней), иллюстративный материал, ТСО, чтение, рассказывание, поисковые действия детей, движения, переключение видов деятельности детей, смена наглядности.

Предшествующая работа: Наблюдения на прогулках, сбор камешков и оформление коллекций. Наблюдение за различными постройками из камня. Опыты с различными камнями. Чтение рассказов: Г.Р. Лопздынь «Живой камушек», А.Е. Ферсман «Моя коллекция», сказки «Белоснежка и семь Гномов». Игры с камнями: «Найди похожий», «Узнай на ощупь». Обследование различных ювелирных украшений, скульптур малых форм.

Оборудование: карта России, картинки с изображением гор, магнитофон, легкий платок песочного цвета, мелкие фигурки животных, деревьев. Коллекция камней и ювелирных украшений, пластилин, картинки с изображением домов, Красной площади, первобытных людей.

Ход занятия

Предлагаю детям послушать стихотворения:

«Любимый край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса, и горы …»

«Цепью вздымаясь, уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи

В их глубине изумруд и топаз-

Это у нас! Это у нас!»

Показываю детям карту России.

Россия - самое большое государство мира. Давайте вспомним, какими цветами окрашена карта и что означает каждый цвет. (Голубой-реки и моря, озера, зеленый-леса, желтый-пустыни, степи.)

Что же окрашено всеми оттенками коричневого? (Горы.) Чем цвет темнее, тем горы выше.

Если горы низкие, то летом снег в таких горах тает, и увидеть высокие заснеженные вершины летом в таких горах мы не можем. В нашей стране это Уральские горы. (Показываю на карте.)

В нашей стране есть и высокие горы, называются эти горы Кавказ, Кавказские горы. На вершинах этих гор никогда, даже летом, не тает снег. (Если есть картинка, показываю Кавказ.)

В горах очень красиво, поэтому люди отправляются в горы путешествовать. Называют таких людей туристами-альпинистами. Наверху уже нет дорог, туда не могут проехать машины с продуктами, одеждой, лекарствами, поэтому все что нужно, люди несут с собой в рюкзаках – еду, палатки, спальные мешки.

Как вы думаете, какие вещи нужно обязательно взять с собой, отправляясь в горы. Предлагаю детям подумать, какую посуду лучше выбрать-глиняную, деревянную, металлическую, стеклянную или пластмассовую. (Ответы детей.)

Говорю детям о том, что прямо сейчас можно создать и увидеть горы. Приглашаю 2-х детей, которые хотели бы «побыть горами» (остальные дети встают вокруг стола, на котором происходит моделирование горы). Звучит музыка.

Дети, участвующие в опыте, встают с разных сторон расстеленного на столе платка, просовывают под платок кисти обеих рук и по-разному складывают пальцы: кто в кулачок, кто растопырив пальцы. После этого дети приподнимают руки вместе с платком. (Получается горный рельеф с ущельями, складками, горами.) Вверху и внизу рельефа расставляю, вместе с детьми, камешки, фигурки животных, раскладываю ленточки там, где могут протекать реки. (Читаю отрывок из рассказа Н.И. Сладкова « В горах» под музыку.)

«На горы, как на море, можно смотреть без конца! Все в горах необычно. Облака и птицы, бывает, пролетают не над головой, а …глубоко под ногами. Когда внизу хлещет дождь – вверху ясное солнце. У подножий гор жаркое и зеленое лето, а на вершинах – белая ледяная зима. И от зимы до лета рукой подать! Интересно в горах!»

А еще горы прячут много богатств. В Уральских горах под землей добывают полезные минералы, из которых человек делает железо (железная руда) и другие металлы (сталь, чугун и т.д.).

Здесь же находят уральские самоцветы: малахит, змеевик, родонит, яшма.

Уже очень-очень давно люди научились добывать камни из-под земли и обрабатывать их, делать из них разные красивые вещи; вазы, броши, кольца, подставки, ожерелья, подвески и т.п.

Физ-минутка: Давайте вспомним, какие сказочные герои добывали драгоценные камни? (Гномы из сказки «Белоснежка и семь Гномов».)

Предлагаю станцевать танец гномов «Танец».

Предлагаю детям рассмотреть коллекцию камней. Даю каждому ребенку потрогать, прижать к щеке эти камни, сжать в ладошке. Рассказываю детям о том, что знатоки камней говорят, что камень может быть «твоим». Такой камень быстро согреется в ладошке, а если он останется холодным, то этот камень лучше держать подальше от себя.

Дети внимательно рассматривают камни, выясняют, какими бывают камешки, находят самый большой и самый маленький, самый гладкий и самый неровный, самый красивый и т.д.

Почему округлые камешки – из рек и морей? (Острые углы трутся о песок и становятся округлыми.) Ребенок берет в одну руку камешек, в другую –кусочек пластилина и сжимает обе ладони. Сравнивает, что произошло с камешком, а что с пластилином, и объясняет почему? Пробует постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница? Рассказываю, что раньше у людей не было спичек, но зато был камень кремень. Показываю, как можно получить огонь ударом двух камешков друг о друга. Видна ли искра? Определяют запах после удара. Предлагаю детям выяснить, каким камешком лучше всего рисовать на фанерке. Дети делают это мелом, углем, графитом. Делаем вывод: камни бывают разные, они отличаются по цвету, форме, величине, др. качествам.

Зачем нужны камни? (Из камня строят дома, мосты, выкладывают дороги. Булыжники использовались до того, как люди научились делать асфальт. Ими выложены улицы в старинных городах. Дома не только строили из камней, но и отделывали мрамором или гранитом.)

Как «склеивают» камни между собой? (С помощью цемента. Измельчают камень-известняк, добавляют глину, воду, песок, подогревают, и получается цемент.)

Рассказываю детям, что внутри каждого простого карандаша есть грифель, который делают из графита (показываю).

Показываю «каменный уголь» - его добывают в шахтах глубоко под землей. Он горит и дает тепло. Есть даже камень, который мы едим,- это каменная соль. Человек с давних пор использует богатства земных кладовых. Одни – в строительстве, другие – в изготовлении украшений. Люди, которые изучают и находят полезные ископаемые называются геологами. (Повтор детей.)

Может быть, когда вы вырастите, то станете геологами. Можно попробовать прямо сейчас, на прогулке.

Предлагаю поиграть в сюжетно-ролевую игру «Геологи».

(Поискать на нашем участке различные камни и пополнить ими коллекцию.)

Список использованной литературы:

  1. Е.А.Пермяк «Сказка о стране Терра-Ферро». Рипол – Классик, 2010.
  2. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» / Под редакцией Л.А.Парамоновой. Москва. ОЛМА Медиа Групп, 2008.
  3. М.Ильин «Сто тысяч почему». Детская литература. Ленинград, 1989.
  4. Л.Л.Сикорук «Физика для малышей». Педагогика, 1983.

Проект « Эти удивительные камни»

Образовательная область – познание.

Вид проекта – групповой, информационно-познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта – сентябрь 2014 г. - май 2015 г.

Участники проекта – дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта

Предметно – развивающая среда

Изготовление макета «Горы и вулкан».

Оформление выставки «Фотоматериалы «Эти удивительные камни».

Изготовление поделок из природного материала «Что из чего?».

Раскраски «Украшения».

Экскурсия в магазин «Мир камня».

Оформление альбома по итогам экскурсии «Мир камня».

Рассматривание коллекции камней.

Чтение художественной литературы

П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: «Что такое вулкан», «Что такое подземные богатства?», «Сказка про каменный уголь», «Что внутри шахты», «Откуда берется бензин?», «О чем шептались камешки?»

Просмотр мультфильмов

«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история», «Алеша Попович».

Составление картотеки игр по проекту «Эти удивительные камни».

3-й этап. Заключительный (подведение итогов)

Итоговое интегрированное занятие «Путешествие к Хозяйке медной горы».

Оформление в группе «Музея камня». Презентация музея.

Конспекты занятий (интеграция познавательной и продуктивной деятельности):

«Удивительные камни» (познавательное, нетрадиционное ИЗО);

«Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты);

«Кладовая гномов» (познавательное).

Опыты и практические задания:

«Вода и ветер камень точит»;

«Что у гор внутри»;

«Вулкан».

«Что для чего»

Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие к Хозяйке медной горы».