Масленица: народные обычаи и традиции. Масленица: традиции, история, интересные факты

Масленичные обряды перед праздником на Руси

Праздновать и провожать зиму начинали еще в субботу — называлось это «малая Масленка». В деревне ребята бегали по домам и собирали лапти, а каждого встречного спрашивали «Везешь ли Масленицу?»

В воскресенье было принято ходить в гости или же приглашать родственников и соседей к себе в дом. В масленичную неделю мясо не ели, поэтому последний день перед праздником называли «мясное воскресенье», когда можно было вдоволь полакомиться мясом и птицей перед началом Великого поста. Сейчас во время Масленицы допускается есть мясо, ведь начинается после нее.

Масленичные обряды на неделю


Какие же традиции соблюдались непосредственно во время масленичной недели? Давайте вспомним.

    Понедельник — «встреча». В первый день было принято кататься с горок. Согласно поверью, чем дальше уедут санки и чем громче будет веселье — тем лучше будет урожай в этом году. Также на Руси было принято качаться на качелях. А мы в этот день традиционно начинаем печь блины!

  • Вторник — «заигрыш». Начало игр и народных гуляний! Блины, конечно же, продолжаются. Это отличный повод попробовать новые рецепты блинного теста и начинок.
  • Среда — «лакомка». В этот день было принято ставить на стол все самое вкусное. Есть даже поговорка для среды «Что есть в печи — все на стол мечи!». Во главе стола, конечно же, должна стоять большая стопочка блинов.
  • Четверг — «разгуляй». Народные гуляния к четвергу достигали самого большого размаха. Все делалось для того, чтобы прогнать зиму — устраивались катания на лошадях, взятие снежных крепостей и другие игры.
  • Пятница — «тещины вечерки». Ездить к теще на блины — обряд масленичной недели, который популярен до сих пор. В пятницу теща должна приготовить как можно больше вкусных ажурных блинчиков, чтобы порадовать зятя!
  • Суббота — «золовкины посиделки». Походы в гости к родственникам продолжаются. А вы знаете, почему принято печь блины? Блин — это символ золотого, круглого солнца. С горячими блинчиками встречают весну!
  • Воскресенье — «прощеное». Еще одна традиция, сохранившаяся до наших дней — просить прощения у всех вокруг. Отвечать на просьбу принято так: «Бог простит». И, конечно, в воскресенье принято сжигать чучело зимы, прощаясь с надоевшими морозами.
  • Еще один важный день — первый понедельник после «сырной недели» — «чистый понедельник». Было принято мыть дом после праздника, очищать посуду от скоромного, а также обязательно ходить в баню.

В целом, во время всей недели многие традиции касались семьи и молодоженов. Родители молодых совершали визиты друг к другу, а сами молодожены ездили по селу в нарядных санях, пели песни и участвовали в народных гуляниях. Также на Масленицу часто устраивали смотрины, а свадьбу играли уже после Великого поста.

В момент окончания холодной зимы и пробуждения природы от зимних холодов, появился у славянских народов необыкновенно красочный, богатый на обряды и традиции, самый вкусный праздник - Масленица. Из поколения в поколение передавали наши предки замечательные традиции этого разухабистого народного веселья, соединив их с проводами зимы.

Главным атрибутом праздника помимо песен, хороводов, ряженых, катаний и чучела Масленицы стали блины. Круглая форма их символизировала солнце. Помимо этого блины использовались в поминальных обрядах, т.к., русичи в этот период вспоминали, а вернее будет сказать, поминали духов предков.

Картинка. История возникновения и традиции масленицы.

Точной дата начала Масленицы не существует. Гулянья стартуют за семь недель до Пасхи. Обычно это припадает на конец зимы, а иногда, на начало весны. На протяжении недели продолжаются шумные гулянья, связанные с этим шумным и вкусным праздником. Именно эти семь дней и называются масляной или сыропустной неделей.

А знаете ли Вы историю появления столь светлого торжества? История и традиции праздника уходят в дохристианские времена. Да, Масленица существовала еще до появления христианства на наших землях, во времена язычества. Отмечали её в весеннее равноденствие, когда день отбирал лидерство у ночи и сумерки отступали.

Любой элемент праздника в те далекие времена имел свое значение из которых потом и сложились традиции. Например, чтобы прославлять яркое солнце, приносящее тепло и жизнь в дома людей, а также, продемонстрировать необратимость жизненного цикла. Как уже упоминалось, не маловажное значение играли и при поминании душ усопших. В славянской культуре с особым почитанием относились к умершим предкам и за традицией первый блин даровали нищим, чтобы те поминали их покоящихся родственников.

Картинка. Гулянья на Масленицу.

Еще нашим предкам было свойственен культ очищения огнем. Поэтому, сжигание опостылевшей соломенной куклы Морганы (Зимушки), было главнейшим мероприятием на этих гуляньях. Древние язычники верили, что таким бесхитростным способом они прогоняют зиму и приближают наступление тепла. Разряженное и разукрашенное олицетворение зимы, проносили через все селение, а после, с веселыми игрищами и гуляньями бросали в костер, освещая землю. Реже её могли погрузить в прорубь либо измельчали на кусочки и разбрасывали по поверхности земли. Для людей, живших в то время, природа была одушевленной. Поэтому, Масленицу отмечали для задабривания богов земли, для урожая получше.

Картинка — История и традиции Масленицы. Сжигание чучела зимы.

В Великий Пост необходимо избегать употреблять определенную пищу, нельзя предаваться веселью. А Масленицу испокон веков считали самым веселым, шумным мирским праздником, шутливо называя ее неделей «блиноедов». И название ее возникло не случайно. Ведь по христианским традициям перед началом Великого поста мясные продукты есть было уже нежелательно, а употребление молочных приветствовалось. Вот и выпекали масляные блины, напоминающие солнечный круг, которыми задабривали дремлющее Ярило-Солнце!

Дни проведения Масленичной недели ежегодно меняются в зависимости от празднования Пасхи.

Праздновать Масленицу всегда начинали с понедельника. Вечером в воскресенье — накануне праздника, молодое поколение выходило на ледяные горки, чтобы встретить ее звонкими, веселыми песнями, которыми Масленицу зазывали в гости.

Масленичные обряды необычно интересны, ведь в них сочетаются праздничные ритуалы, посвященные завершению зимнего надоевшего периода и открытию долгожданного весеннего периода. Поэтому встречи-проводы, ставшие основой Масленицы, прослеживается во всех обрядах, от кукольных комедий до выпекания блинов.

Среди них особенно актуальны следующие обряды:

  • брачно-семейный
  • земледельческий
  • поминальный

Брачно-семейные обряды

Судя по названиям дней: » Лакомка» в среду, золовкины посиделки в субботу, тещины вечёрки — в пятницу — Масленицу расценивали как женское празднество. Каждой хозяйке хотелось удивить своих родных уникальными блинами, рецепт которых она никому не рассказывала. Но одно было общее в их выпекании: они непременно должны были быть рыхлые, пышные, желтые, вкусные.

К первому важнейшему масленичному комплексу обрядов этнографы относят брачно-семейные обычаи. Они объяснили, что семейные дружные отношения помогают пробудиться земле от зимней спячки и росту, расцвету растений, что являлось основой для будущего хорошего урожая.

Новобрачным устраивались «смотрины». Их ставили у ворот возле столба и заставляли много раз целоваться на виду у всей толпы. Женщины-крестьянки, состоящие в браке всего год, подвергались более сложным испытаниям. Запряженные в сани, громко напевая песни, рассказывая прибаутки, они вынуждены были катать по селу своих подруг.

В пятницу теща приглашала в гости молодого зятя — «на блины». Она его угощала, ласково приговаривала при этом «умасливала», смазывая его голову коровьим маслом, чтобы он был нежным с женой и послушным ей.

Еще один традиционный масленичный обряд — наказание холостых парней. Не вступившим до масленицы в брак парням подвешивались колодки на шею. Наказанным на шею привязывали полено, символизировавшее сидящую на шее «половинку». С этой недостающей «парой» они ходили весь день до самого вечера и подвергались бесконечным насмешкам.

А в прощеный день — в воскресенье брачно-семейным обрядом завершали Масленицу, целью его было помирить поссорившуюся родню и закрепить идеальные взаимоотношения. В прощеный день старались все состряпанное доесть, раздать нищим. В это день поклонялись на кладбищах праху родственников, оставляя им блины на могилах.

Поминальные обряды

Они связаны со сжиганием чучела Масленицы, с выпеканием блинов и с приготовлением различной поминальной еды. Традиционно готовили рыбу, которую в народной культуре соизмеряли с душами покойников через ее немоту. Снег использовали для гаданий, считая его тоже олицетворением душ скончавшихся, а в гречневую муку для блинов вливали талую снежную воду.

С поминальной совокупностью обрядов связывались запреты на женские виды работ, такие как ткачество, прядение и т.д.

Эти странные запреты в древности соблюдались из-за боязни случайно причинить зло неощутимо присутствующим поблизости душам родных умерших предков. Особенно в эти запреты верили вечером, из-за этого все вечерние часы в Масленичную неделю считали святыми.

Несоблюдение запретов могло навлечь массу несчастий и напастей.

Масленичный костер относится тоже к поминальному обряду, ведь он служит накануне поста своеобразным приглашением на обильный ужин умерших предков

То есть, целью древнерусской масленицы являлось задобрить духов на все последующие дни года.

Земледельческие обряды

Земледельческие ритуалы относятся к третьему комплексу масленичных обрядов.

Древние славяне первый испеченный блин обязательно выносили во двор в дар Весне и Яриле. Его укладывали на землю, чтобы Весна-красна не задерживалась, а Солнце быстрее прогревало поля.

Обряды проводились с целью вырастить и собрать много льна и конопли. В настоящий момент коноплю лучше не выращивать. Карается законом.

В такие ритуалы-гадания относилось катание девушек и молодых женщин со снежных горок. В древности была стойкая примета, что у тех, кто скатится с горки больше всех и у кого сани дальше всех проехали, у тех льна будет больше. Поэтому славянские крестьянки говорили, что они идут накатывать долгий лен.

В семидневную Масленицу народ не скупился. Самой примечательной чертой ее являлось » обжорство». Традиция Масленую встречать богато имела подоснову. Ведь хорошо отмеченные праздничные дни символизировали сытую жизнь в течение всего года. Плохо отмеченная масленая неделя вела к горькой беде и нищете.

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли “ДОЛГИМИ” (ВЫСОКИМИ), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п. Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись.

Обрядовая еда

Повсеместно пеклись блины, лепешки, ватрушки, жарились яичницы, варились кисели (клюквенный и овсяный). Готовилась и специальная обрядовая еда - сырница (творог с маслом, переложенные слоями). Со стола не убирали на ночь - оставляли "родителям поесть". С трапезой было связано и ритуальное угощение молодых - "зять к теще на блины" приезжал.

Катание

КАТАЛИСЬ всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей - для того, "чтобы лен долгий, хороший вырос". Праздничная форма катаний - "наперегонки".

Катания РЯЖЕНЫХ - "потешный мужик запрягал лошадь в корыто и ехал, распевая песни"; персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в сокращенном виде.

Сожжение чучела зимы

СОЖЖЕНИЕ МАСЛЕНИЦЫ - в последний день. "Хлам" и дрова на костер собирали по деревне. Участники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле берещенники, солому, веники, корзины с сеном, снопы, бочки, колеса, часто укрепляя на высоких кольях, жердях, стволах сухих деревьев (сосен). "ЧУЧЕЛО" - пук соломы в платке, завязанном "по-бабьи" и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь. С заранее подготов-ленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали (часто также встречается упоминание о пляске на перекрестках). У костра кричали:"Прощай, Маслена ерзовая!", "Гори-гори, Масленца, чтобы не погасла! Куды дым, туды блин, туды Масленка!" и прощались друг с другом. Зажигание костров могло объединяться с катаниями: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошадях. Основные сюжеты песен на Масленицу:

"Дорогая ты наша Масленица, полюбовная наша катаница"

"Дорогая-та наша Масленица да дорогие и гостечки"

"Широкая наша Масляна, дотянися до Петрова дня"

Ритуальные игры

Одна из обрядовых игр в Масленицу - " шелыга "("хохлатая шелёга"). Ритуальные бесчинства - таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали.

Чистый понедельник

С чистым понедельником связано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос хороший лен.

Проводы масленицы

Кульминационным моментом всего празднества были проводы Масленицы. Они совершались в последний день - "прощеное" воскресенье.

Сожжение (похороны) Масленицы происходило за околицей деревни, в поле. В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем - обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия.

Об обряде встречи весны у русских напоминали "жаворонки", испеченные из теста в виде птички, с которыми 9 марта (день сорока мучеников по христианскому календарю) дети бегали по улице и выкрикивали стишки о весне:

Кулики, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам Весну-красну.
Нам зима надоела,
Весь хлебушек поела,
И кормок подобрала,
И скотину согнала.

23 апреля - в Егорьев день (день Св. Георгия, Юрия, покровителя скота) при первом выгоне скота проводились некоторые обрядовые действия - обереги, например, окуривание стада с целью предохранения его от порчи и болезней. Это был праздник пастухов, наиболее уважаемых людей в деревне, и самой скотины. Но в целом после масленицы общественная жизнь замирала и вновь оживлялась с Пасхой.

Карнавал

В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу древний священный образ божества. Сначала ее (т.е. куклу) с почестями водили по деревне, а затем, под хохот и народное веселье "убивали" разрывали на части, жгли на костре, топили в воде. Дикость? Ни в коем случае. И вообще никогда и ничто не стремитесь сразу огульно оговаривать и охаивать. Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение.

Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.

Кстати, вот вам еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье - в последний день праздника (к сожалению этот ритуал праздника почти утрачен).

"Сударыню-Масленицу" взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный "поезд": целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего "Сударыня-Масленица" сжигалась на костре со словами: "Гори, блины, гори, Масленица!" Блинами как бы хоронили Масленицу (блины исстари были, кроме всего прочего, символом поминовения усопших), принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия. Как мы уже говорили, ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

С чем связан обычай печь на масленицу блины

Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод.

Праздник масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", писал А. Куприн. Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.

Игра "в Калашникова"

Есть два варианта. Вариант первый - двое садят друг другу в грудь кулаками по очереди, пока кто-нибудь не сдастся. Вариант второй - на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить (или улететь:) за палку. Наносить удар в область сердца считается неэтичным. По горлу тоже не бьют. Принимая удар, нельзя разворачивать корпус. В живот можно если договорятся. Вперед шагать тоже нельзя.

Играли не только в деревнях, но и в городах - и кадеты, и взрослые. Некоторые обходились с противником весьма вежливо, некоторые били со всей дури. Было сразу видно, умеет человек принимать удар или нет.

Следующую забаву особо представлять не надо. С каждой строны по двое - "Конь и Всадник". Думаю, еще в школе все в неё играли. Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит.

Масленица песни

Хороводные песни

Хороводные песни исполнители отчетливо разделяют на: весенний, летний и осенне-зимний циклы. Бытовало три типа хороводных построений: движение по кругу, взявшись за руки; извилистой линией - змейкой (т.н. "кривой танок") и "стенка на стенку" (Рисунок хоровода, в котором участники встают в два ряда, один против другого, и поочередно, исполняя куплеты песни, подходят к противоположному ряду, кланяются и отступают на свое место. Содержание такого хоровода строится по типу: вопрос-ответ). Если того требовало содержание песни, то внутри круга разыгрывался какой-либо традиционный сюжет.

Протяжные песни

Самыми глубокими и содержательными были протяжные песни. Среди них особенно интересны исторические, рекрутские, а также, особенно любимые в народе лирические песни о безответной любви, которые научно принято называть "жестокими" романсами.

Самарская Лука, Жигулевские горы издавна были местом, где находила свое убежище так называемая "волжская вольница", а попросту говоря, разбойничьи шайки беглых людей, которые занимались грабежами и наводили страх на местное население. Может быть поэтому, среди протяжных песен так много разбойничьих, тюремных, балладных, которые сами исполнители называют "тревожными".

Наиболее известными из них по всей России являются песни "Утес Стеньки Разина" и "Свадьба" (или "Из-за острова на стрежень...").

Кроме песен народом слагались многочисленные легенды, предания, сказки и т.д.

Встреча масленицы

Понедельник - встреча
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали
.

Величальные песни

Вот одна из распространенных величальных песен в честь Масленицы:

Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ласткй красные,
Лапти частые головастые,
Портянки белые, набеленные!


О купце Калашникове

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажен
Для охотницкого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
LОй, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку,
Выходите-ка в широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит,
кто будет побит, того бог простит!¦

М. Лермонтов

Масленица

Масленица называется различно, и все эти названия означают одно и то же. По причине воздержания от мяса произошло название мясопуста; от употребления сыра - сырной недели; от повсеместного употребления масла - масленицы, которая продолжается целую неделю перед Великим постом. В святцах и церковных книгах употребляется название сырной недели. В это время не едят ничего мясного; рыба, молока, яйца и сыр есть общее для всех. Известное название этой недели по всей России - Масленица.

Масленица - праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Масленица проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощёным воскресеньем.
По канонам Православной Церкви сыропустная неделя предназначалась для подготовки верующих людей к посту, когда каждый из них должен был проникнуться настроением, соответствующим наступающему времени телесного воздержания и напряженных духовных размышлений (см. ). В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи».
В деревнях в ней принимали участие все жители, независимо от возраста и социального положения, за исключением больных и немощных. Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде». Празднества начинались встречей масленицы в воскресенье перед масленой неделей. Однако этот обряд не был широко распространен. Там, где он был известен, масленицу встречали блинами, которые раскладывали на возвышенные места с призывами: «Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!», а также пением песен: Масленица годовая, Гостья наша дорогая! Она пешей к нам не ходит, Все на конях приезжает. У ней кони вороные, Слуги молодые. Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье - дни широкой масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице.
В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди - девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи - все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах - передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и «медвежьим потехам» - выступлениям вожака с медведем.
Масленичный комплекс включал в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, различные обряды чествования молодоженов, кулачные бои, шествия ряженых, военные игры, как, например, «Взятие снежного городка» и т. д. Характерной особенностью масленицы было употребление большого количества жирной пищи, а также пьянящих напитков. Из напитков предпочитали пиво, а из пищи - сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, пряженцы, хворост, лепешки. Преобладание молочной еды обусловливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту.
В масленицу звучало множество песен, прибауток, приговоров, большая часть которых не имела обрядового значения, это были веселые песенки, посвященные масленице и масленичному гулянью:
Ах ты, масленка дорогая,
Дорогая, лели, дорогая. К нам в гости приезжала,
Приезжала, лели, приезжала. Да сыр с маслицем привозила,
Привозила, лели, привозила. А мы масленку прокатили,
Прокатили, лели, прокатили. На вороненком коне катались,
Мы катались, лели, катались.

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица».
Понедельник - встреча
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день «встречи», очень жизнерадостны.
Вторник - заигpыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.
Среда - лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг - разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один». Велись и «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно. И все-таки это была игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда. Если и вы хотите следовать древним русским ритуалам и обычаям, если у вас сильно чешутся руки, можно слегка и позабавиться, наверное, дракой - снимутся заодно и все негативные отрицательные эмоции, наступит разрядка (может, в этом и был какой-то тайный смысл кулачных боев), а заодно это и поединок сильнейших. Только не забывайте обо всех ограничениях и, главное, о том, что это все-таки праздничный, игровой поединок.
Пятница - тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота - золовкины посиделки
Золовка - это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой «масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.
Воскресенье - проводы, целовальник, прощеный день.
Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

Прощались с масленицей в воскресенье. В этот день в северных и центральных районах Европейской России жгли костры, а в южных - хоронили соломенное чучело Масленицы. Масленица - явление сложное и неоднозначное. Этот праздник восходит к весенним аграрным обрядам дохристианской эпохи жизни славян, когда масленица приурочивалась к дню весеннего равноденствия - рубежу, отделяющему зиму от весны. Обрядовые действия были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились и наступила весна, а за ней теплое лето с обильными хлебами. В XIX-начале XX в. в праздновании масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.