Существуют вампиры и были они раньше. Существуют ли вампиры на самом деле

На сегодняшний момент существует большое количество разнообразных легенд о различных мифических существах. К этому числу человечество стало относить мифы и легенды о вампирах и вампиризме в целом. Только вопрос о том, существовали ли на самом деле вампиры, до сих пор остаётся открытым.

Научное обоснование

Как у любого другого или предмета, у вампиров также есть научное обоснование появления на свет различных фольклорных произведений с их участием. По мнению большинства исследователей, слово «вампир» и сведения о всех его свойствах начали появляться в низшей мифологии европейских народов. Стоит также обратить внимание на тот факт, что люди-вампиры есть в других культурах практически по всему миру, но имеют свои названия и индивидуальные описания.

Вампир - это мёртвый человек, который в ночное время выбирается из своей могилы и начинает пить кровь у Иногда нападает на бодрствующих жертв. Эти существа предстают перед жертвой в виде человека, практически ничем не отличающегося от простых людей, и в образе летучей мыши.

Древние народности считали, что вампирами становились люди, за свою жизнь сотворившие большое количество зла. К этому контингенту относились преступники, убийцы, самоубийцы. Также ими становились люди, которые умерли насильственной преждевременной смертью, и после того момента, когда был произведён укус вампира.

Литературные представления и кинообразы

В современном мире люди-вампиры стали широко известны общественности благодаря созданию многочисленных мистических фильмов и книг. Только стоит обратить внимание на один немаловажный факт - мифических образ немного отличается от литературного.

Наверное, сначала стоит сказать несколько слов о произведениях Александра Сергеевича Пушкина «Вурдалака» (стихотворение) и Алексея Константиновича Толстого «Семья Вурдалаков» (ранний рассказ писателя). Стоит обратить внимание, что создание этих произведений относится к XIX веку.

Известные вышесказанные писатели воссоздали ужасы про вампиров немного в ином образе - внешности вурдалака. В принципе, вурдалаки ничем не отличаются от своих прародителей. Только этот образ пьёт кровь не любых людей, а только родных и самых близких. В результате такой, если можно так это назвать, привередливости в еде, вымирали целые деревни. Также он обгладывает кости убитых или умерших естественной смертью людей.

Наиболее правдоподобный образ смог воплотить в своем герое Брэн Стокер, создав Дракулу. Можно обратиться к истории создания образа и истории мира одновременно - собирающим образом для произведения писателя стал реально живший человек. Этим человеком был Влад Дракула, правитель Валахии. Исходя из фактов истории, это был довольно кровожадный человек.

Характерные черты художественных вампиров

Как уже было сказано ранее, художественное описание вампира отличается от мифологического. А далее будут рассмотрены существа, какими их изображают в литературе и кино.

Характерные черты:


Аналоги вампира в других народностях

Ужасы про вампиров существовали не только в фольклоре народов Европы, но и в других древних культурах. Только они имеют другие названия и описание.

  • Даханавар. Это название возникло в древнеармянской мифологии. Исходя из мифологических данных, этот вампир живёт в горах Ултиш Альто-тэм. Стоит обратить внимание, что этот вампир не трогает людей, которые живут на его территории.
  • Веталы. Эти существа относятся к индийским рассказам. Вампироподобные создания вселяются в умерших.
  • Хромающий труп. Китайский аналог европейского вампира, только первый питается не кровью, а эссенцией жертвы (ци).
  • Стрикс. Птица, бодрствующая в ночное время и в качестве пищи употребляющая человеческую кровь. Римская мифология.

Также вопрос о том, существовали ли на самом деле вампиры, поднимались в разные времена у разных народов.

Споры о вампирах

В истории были случаи, когда объявлялась охота на вампира. Это происходило в XVIII веке. На территории начиная с 1721 года, начали появляться жалобы жителей на нападения вампиров. Причиной были странные убийства местных жителей. Самое интересное было то, что тела у убитых были обескровлены.

После этих случаев известный учёный Антуан Августин Кальме в своих книгах поднял вопрос о том, существовали ли на самом деле вампиры. Он собрал необходимую информацию и написал трактат о данных случаях. Многие учёные начали задаваться данным вопросом, стали вскрывать могилы. Всё закончилось запретом императрицы Марии-Терезии.

Современные вампиры

Существует большое количество народных рассказов, мифов, фильмов о вампирах. Всем известно, что это выдумки, но влияние и мифологии, образно говоря, подарило кровь вампира некоторым современным людям. Эти представители являются участниками одной из многочисленных субкультур современности - вампиризма.

Люди, считающие себя вампирами, ведут себя наподобие выдуманных кровососущих существ. Одеваются в черную одежду, устраивают собственные мероприятия, а также пьют человеческую кровь. Только последнее действие не относится к убийствам. Обычно жертва самостоятельно отдаёт часть себя, чтобы современные вампиры, если можно так сказать, смогли подкрепиться.

Энергетические вампиры

Вопрос о том, существовали ли на самом деле вампиры,задаётся многими людьми. С большей степенью вероятности можно сказать о существовании настоящих вампиров с энергетической точки зрения. Иначе говоря, о существовании энергетических вампиров.

Этими существами являются люди, которые питаются энергетической силой других людей. Обычный человек пополняет запасы энергетики доступными способами: еда, развлечения, просмотр фильмов и т. п. А энергетическим вампирам этого не хватает, они также питаются энергетикой других людей, ухудшая состояние своих жертв.

Заключение

Можно долго разговаривать на данную тему, но всё это останется неподтвержденным. В этом мире множество фактов остаются за гранью современной науки и данные мифы и рассказы также будут всего лишь предположениями и догадками. Современному человеку остаётся только читать интересную мистическую литературу и смотреть фильмы, размышляя над этими вопросами.

Вас интересуют вампиры? Нет, не те, которые по болотам сидят, пиявками называются. А настоящие? Что ж, существуют и такие. Только для встречи с ними нужно немалое мужество, граничащее с самоубийственным бесстрашием.

Где же найти реального вампира?

Немного теории. Это только в ужастиках вампиров можно найти на кладбищах и в могилах, где они подстерегают случайных прохожих, чтобы напугать их до полусмерти и полакомиться свежей кровью. По-настоящему делать им там нечего. Трупы кровососов интересуют так же, как обычного человека протухшая селедка.

Их скорее нужно искать там, где есть их еда – кровь. Но, это не основное условие. Самое страшное для вампира – свет. Значит, место обитание его должно быть защищено от прямых лучей Солнца. Это вопрос принципиальный. Как известно вампиры – существа бессмертные. Они могут погибнуть только от воздействия ультрафиолет, которого огромное количество в солнечных лучах. Вот они от него и прячутся.

Поэтому, сам собой напрашивается вывод. Найти вампиров можно вдали от дневного света, вблизи множества беззащитных жертв. Но где это? Вы когда-нибудь читали в новостях о жертвах вампиров? Имеется в виду не сплетни журналистов, а реальные события. Надо признать, таковых случается немного. Да и те, что проникают в прессу или интернет, удаляются или признаются «уткой». Да зачастую такими и бывают.

Дело в том, что небольшое их племя очень сильно оберегает себя от публичности. Питаться каждый день им совершенно не обязательно. Одной трапезы на несколько лет – вполне достаточно. Таковую им обеспечивают беспрерывно появляющиеся на планете «горячие» точки. Вот то место, где демоны ночи появятся обязательно!

Резня в Сирии или Украинский майдан – для них самое то место! Пиршество без публичности гарантировано. Да кто будет разбираться, от чего жертва умерла: от пули или от укуса. Там, где много жертв с причинами не сильно разбираются. Особенно, если дело идет о политической ситуации! Идеальная ситуация для вампира. Пока СМИ накручивают народ, можно творить все, что хочется.

Опасности и преимущества встречи с вампиром

Есть, конечно, странные личности, которые жаждут найти вампира с целью самому пополнить их ряды. Некоторым кажется, что это круто. Их личное дело. Только существование демонических сущностей не сладко. Да и примут они в свое племя далеко не каждого желающего. Так, что если вы хотите , нужно будет пройти ряд испытаний, которые под силу далеко не каждому!

Чаще встречи ищут с целью получения ответов на различные вопросы. Кровососы, как и любые сущности, связанные с Дьяволом, имеют практически неограниченный источник информации. Любая загадка для них не проблема, так как черпают они познания прямо из энергетического поля планеты, контролируемого Темными силами. Например, узнать все о замысле врагов, ухищрениях конкурентов, планах мести, можно именно у вампиров.

Дело это опасное. Так как придется пробираться в место , где за жизнь вашу и так не дадут и гроша ломаного. Да тут еще и под покровом ночи придется общаться с существом, реакции которого непредсказуемы.

Кроме того, кровососа придется уговаривать вам помочь. Что он захочет взамен – совершенно не определено. Чаще всего они требуют золото, реже – драгоценные камни. Благородный металл им необходим не для обогащения. Они делают из него различные приспособления, которые защищают их от вредоносного ультрафиолета. Иногда – платят Гномам за приют в подземных пещерах. Надо сказать, что вампиры не интересуются деньгами в нашем понимании этого слова. Это племя и так может получить все, но богатства их не привлекают.

Чаще всего найти вампира практически никогда не удается именно потому, что живой человек, которого нельзя укусить, больше ничем его не привлекает. Так зачем ему раскрываться и идти на сомнительные «переговоры»?

Про вампиров снято множество фильмов и сериалов. Но помимо всей поп-культуры, средневековых легенд и мифов, среди нас живут люди, которые на самом деле называют себя вампирами. И они действительно питаются человеческой кровью! В последние годы несколько учёных, преподавателей вузов и врачей изучали современных вампиров, и сейчас вы узнаете о них самое интересное!

15. Они очень щепетильны в плане безопасности крови

Человеческая кровь, похоже, не оказывает на вампиров никаких побочных эффектов. По словам врачей, большое содержание железа в крови, которую они пьют, может быть токсичным, но то количество крови (и железа), которое они пьют, похоже, не представляет для них никакого риска и опасности.

Доктор Томас Ганц (Tomas Ganz) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California Los Angeles) утверждает, что хотя вампиры тщательно соблюдают все гигиенические требования, они всё равно не могут полностью избежать риска заражения крови.

Алексия (Alexia), вампир из сообщества вампиров в Великобритании, утверждает, что вампиры их сообщества в целом крайне внимательно, осторожно и тщательно заботятся о здоровье и безопасности. Она также утверждает, что изучала кровопускание, прежде чем начать пить кровь из вены. Питание кровью, по её словам, совершено отчуждённый акт — что-то вроде приёма таблеток.

14. Они отчасти нормальные люди

Джон Эдгар Браунинг (John Edgar Browning) из Технологического института Джорджии (Georgia Institute of Technology) занимается изучением вампиров в реальной жизни в течение почти 10 лет, и провёл этнографические исследования реальных вампиров, живущих в Новом Орлеане и Буффало. Он признается, что их не так уж и легко найти, но если постараться, то они на поверку могут оказаться весьма дружелюбными и открытыми людьми.

Они обычные люди, имеющие обычную работу барменов, секретарей и медсестёр, некоторые из них воцерковленные христиане, другие — атеисты. Настоящие вампиры далеки от субкультуры готов, и являются вполне нормальными людьми, ведущими вполне нормальную жизнь.

13. Многие из них занимаются благотворительностью

Работая над своим исследованием, Браунинг имел возможность встретиться со многими реальными вампирами и понял, что в Новом Орлеане существуют целые организации вампиров, которые кормят бездомных (обычной едой), служат добровольцами в группах по спасению животных, а также занимаются целым рядом социальных проблем, в самом прямом смысле помогая обществу, которое их окружает.

Ассоциация вампиров Нового Орлеана (New Orleans Vampire Association (NOVA)) регулярно проводит праздничные благотворительные мероприятия, и члены сообщества вампиров собираются вместе, чтобы приготовить еду для бездомных в особые даты, такие как, например, Пасха или День благодарения.

12. Они не кусают — они разрезают

Существует много легенд о вампирах, и, согласно одной из них, они выпивают кровь из человека, предварительно кусая его. Однако вопреки всему тому, что мы привыкли видеть на экране, можно смело утверждать, что они пьют кровь не так, как показывают голливудские фильмы — со следами укуса и морем крови.

Современные вампиры XXI века получают свою регулярную порцию крови с помощью надреза длиной 25 мм, который делается стерилизованным скальпелем на особом участке тела и который не оставляет шрамов, рубцов и вообще никаких следов.

Вампир может пить кровь непосредственно из "источника", но обычно процедуру забора крови выполняет медицинский персонал, придавая особое внимание гигиене и стерильности в течение всего процесса.

11. Они считают свой вампиризм генетическим заболеванием

Многие из сегодняшних вампиров не идентифицируют себя с тёмной, готической субкультурой, стереотипы которых прослеживаются во многих голливудских фильмах. Наоборот, они твёрдо убеждены, что у них — таинственная болезнь, в результате которой они испытывают потребность в регулярной подпитке человеческой кровью. Не получая свою обычную дозу крови, они становятся слабыми, больными, нередко страдают от головных болей и спазмов желудка.

По словам доктора Браунинга, члены вампирского сообщества — это люди, у которых развилась (обычно в период полового созревания) неясная и неизученная разновидность дефицита энергии, а позже они обнаружили, что после употребления крови чувствуют себя лучше.

По словам вампирши, известной под ником CJ!, синдром раздражённой толстой кишки, которым она страдает, можно вылечить только кровью. "После употребления значительного количества крови (где-то от 7 шотов до чашки) моя пищеварительная система реагирует, восстанавливается и работает прекрасно", - говорит она.

Социолог Дж. Уильямс из Государственного университета Айдахо (Idaho State University), в 2014 году ставший автором исследования о реальном вампиризме, говорит, что большинство вампиров считают, что существует какое-то ещё не найденное генетическое или медицинское объяснение такого их состояния. Другими словами, они рассказывают, что чувствуют непреодолимую потребность в дополнительной энергии, которая полностью определяет их вампирскую сущность.

10. Реальные вампиры, возможно, живут по соседству с вами

Реальные вампиры очень скрытны по поводу своей частной жизни и не хотят раскрывать свою тайну. Согласно проведённому ряду исследований, в США живёт, по крайней мере, 5000 человек, считающих себя настоящими вампирами.

Доктор Браунинг распознал 50 реальных вампиров, живущих в одном только Новом Орлеане, поэтому он считает, что приблизительно такое же число вампиров живёт в большинстве крупных городов США. Они имеют обычную работу (бармены, медсёстры, клерки и т.д.) и ведут типичный американский образ жизни, за исключением своей привычки регулярно питаться кровью.

Реальные вампиры не знают государственных границ: они есть в любой стране. Живя в эпоху Интернета, в XXI веке, вампиры часто прекрасно приспособлены к решению проблем своего сообщества.

9. Они пьют только донорскую кровь

39-летний реальный вампир Мертикус (Merticus) из Атланты живёт открытой жизнью с 1997 года. Он является одним из основателей Альянса вампиров Атланты (Atlanta Vampire Alliance), организации, которая поддерживает вампиров-новичков и содействует сплочённости между её членами.

Он подробно рассказал, как именно вампиры питаются кровью. Этот процесс на удивление систематический и начинается с "живых доноров", людей, которые позволяют вампирам пить их кровь. Найти донора не так-то просто, но когда это удаётся, большинство вампиров просят их пройти тщательное медицинское обследование, чтобы предотвратить риск заражения заболеваниями, передающимися через кровь.

Мертикус питается кровью раз в неделю, употребляя где-то от одной до двух столовых ложек. Он также говорит, что иногда вампиры, живущие в реальном мире, могут прибегнуть к крови животных, если живой донор не может утолить их голод.

8. Вампиры осознают, что они вампиры, в подростковом возрасте

Согласно исследованиям доктора Браунинга, большинство вампиров осознают, что они хотят или чувствуют потребность пить кровь в подростковом возрасте. Большинство опрошенных им вампиров рассказали, что переживали продолжительный период чрезвычайного спада энергии, а затем, совершенно случайно употребив кровь (скажем, после того как случайно укусили губу), почувствовали себя лучше и впоследствии поняли, что употребление крови помогает им поддерживать своё состояние.

7. Они знают свою вампирскую историю

Мифы о вампирах начались не с Дракулы, Сажателя-на-кол или Влада Цепеша (три имени одного и того же человека). Первые мифы и легенды о вампирах отслеживаются в древних культурах Китая, Греции и других, которые повествуют о мертвецах, воскрешающих и приносящих вред обычным людям. Мифы о вампирах, убивающих живых людей, были популярны в Восточной Европе, начиная с XI века.

Первый вампир в Европе был в XVIII веке в Сербии. Его звали Петар Благоевич (Petar Blagojevic). В 1725 году стали ходить слухи, что мёртвый и похороненный Благоевич по ночам покидает свою могилу и убивает местных жителей. Согласно протоколу вскрытия трупа, его тело не имело никаких характерных признаков и запахов разложения.

Что касается сексуальности образа вампира в изящной викторианской одежде, то это исходит из короткого рассказа под названием "Вампир", опубликованного в 1819 году Джоном Уильямом Полидори (John William Polidori). До появления рассказа Полидори вампиров всегда описывали, как зловонных существ или болезненных вурдалаков.

6. Они знают, что их укус не превратит другого человека в вампира

Вампиры, живущие в реальной жизни, являются обычными людьми. Большую часть времени они скрывают свою вампирскую сторону жизни и тщательно прячут её из страха быть непонятыми и чтобы защитить свою жизнь, семью и друзей от расправы со стороны нетерпимых к ним людей.

А несколько веков назад люди думали, что вампир — это человек, который родился со зловещей родинкой или другим "уродством" на теле. Это означало, что он связан с дьяволом. К счастью, сегодняшние реальные вампиры — это обычные люди, умные и эрудированные, которые не верят в суеверия.

5. Правда про Дракулу

Большинство людей знают, что Брэм Стокер (Bram Stoker) написал свой роман и создал образ графа Дракулы, вдохновившись румынским правителем XV века Владом III Цепешем, князем Валахии. В период своего правления он был известен особой жестокостью по отношению к своим врагам.

Он с особым наслаждением и удовольствием сажал своих врагов на кол. Его самым известным (вернее, печально известным) деянием считается то, что произошло в 1462 году: Влад Цепеш заполнил поле битвы тысячами насаженных на кол жертв.

Влад Цепеш также был известен под другим именем — Влад Дракула. И именно слово "Дракула" обратило на себя внимание Стокера. Недавно историки доказали, что Брэм Стокер почти ничего не знал о Владе Сажателе-на-кол и его склонности сажать на кол. Стокер просто нашёл имя Влада Дракулы в примечании и подумал, что оно будет идеальным для его персонажа-вампира, над которым он работал. На самом же деле имя "Дракула" происходит от румынского "drac", что в переводе означает "дьявол".

4. Они игнорируют поп-культуру

Одним из самых удивительных выводов, который сделал доктор Джон Эдгар Браунинг в процессе своих исследований, является то, что живущие в реальном мире вампиры имеют чрезвычайно недостаточные знания о вампирах в поп-культуре. Они почти не обращают внимания на то, как их "сородичи" описываются или изображаются в литературе, фильмах и так далее. По мнению Браунинга, это означает, что большинство этих людей не стали кровопийцами под влиянием прочитанных книг или просмотренных фильмов.

39-летний "открытый" вампир Мертикус прекрасно резюмирует то, что является вампиризмом, а что — нет: "Это не культ, не религия, не вредная привычка, это не парафилия, не ответвление сообщества БДСМ, не сообщество разочарованных подростков и, безусловно, это не то, что описывается в беллетристических книгах, фильмах или сериалах".

3. Они боятся дискриминации

Мифы о вампирах с самых древних времён рассказывают истории о мертвецах, которые воскрешают, покидают свои могилы и терроризируют мирных и невинных граждан. Но в реальной жизни настоящие вампиры — это люди, которые просто испытывают потребность в человеческой крови, чтобы чувствовать себя хорошо.

Современный вампир имеет гораздо меньше общего с Дракулой и больше похож на обычного человека. Доктор Браунинг выяснил, что люди, которые называют себя вампирами, живут в глубоком страхе преступлений на почве ненависти и дискриминации.

Может быть, если бы они называли себя как-то совсем иначе, их восприятие в обществе было бы совсем другим. Независимо от этого, каждый раз, когда реальные вампиры упоминали о своих особых проблемах со здоровьем в разговоре с врачами, то почти всегда ощущали к себе подозрительное отношение со стороны медицинских работников.

2. Существуют три типа вампиров

Внутри мирового сообщества реальных вампиров все знают, что существует 3 типа вампиров. Вампиры образа жизни — это своего рода "лёгкие вампиры". Это люди, которых привлекает вампирская эстетика, но они не испытывают никакого интереса к употреблению крови. Их можно описать, как людей, заинтересованных только в готическом образе (или викторианском образе). Они носят чёрную одежду, протезные клыки, цветные контактные линзы, то есть всё, что связано с готическими/зловещими стереотипами о вампирах. Их также можно определить, как "модные вампиры", потому что для них важен лишь образ, внешний вид.

Второй тип — это сангвинарные вампиры. Они не принимают вампирскую эстетику. Сангвинарным вампирам нужно питаться человеческой кровью или кровью животных. Они не могут без крови: существует много задокументированных случаев, когда они, проведя длительное время без стандартной дозы крови, становятся вялыми, хилыми, впадают в депрессию и испытывают физический дискомфорт.

Третий тип — это энергетические вампиры. Это люди, которые не способны адекватно поддерживать своё физическое, психологическое и душевное здоровье, не подпитывая свою энергию жизненной силы из других источников. Эти вампиры питаются, делая массаж или держась за руки со своими "донорами". Они питаются жизненной энергией.

1. Современная медицина их не признаёт

Доктор Браунинг разъяснял в своих докладах, что, хотя многие вампиры и пытались получить лечение или диагноз от медицинских специалистов, результат всегда был одинаковым: "Никакого нарушения или отклонения не обнаружено". Таким является окончательное заключение многих профессионалов от медицины.

Реальные вампиры считают, что они не выбирали себе такое состояние. Это был сложный процесс познания или "пробуждения", в основном, в подростковом возрасте, пока они не осознали свою биологическую потребность в употреблении крови. Иными словами, они рассказывают, что испытывают непреодолимую потребность в дополнительной энергии, что определяет их вампирскую особенность и всё их существование как здоровых людей.

Вампиры или подобные им существа встречаются в мифах всех народов. В России их также называют упырями или вурдалаками. Интересно, есть ли в преданиях о пьющей кровь нечисти хоть доля истины?

Теории происхождения вампиров

В Восточной Европе вампирами называли оживших покойников, пивших по ночам кровь живых людей. Вампиром мог стать самоубийца, преступник или колдун, а также человек, которого постигла насильственная смерть. Кроме того, к вампиризму, согласно поверьям, могло привести рождение ребенка в «рубашке» (плодной оболочке), зачатие, совершившееся в определенные дни, отлучение от церкви или неправильное исполнение похоронных ритуалов.

Потенциальными вампирами считали и тех, кто появлялся на свет с зубами или хвостом (иногда такая патология случается). И, разумеется, укус вампира превращал в вампира и его жертву…

Как «вычисляли» вампиров и что с ними делали?

О вампирах говорили, что они не стареют, обладают сверхъестественной физической силой, не отбрасывают тени и не могут отражаться в зеркале. Верили также в то, что вампиры боятся чеснока и не могут войти в дом без приглашения.

Свидетельством присутствия в окрестностях вампира считалась гибель домашней скотины и людей, чаще всего близких предполагаемого вампира. При подозрении на вампиризм могилу вскрывали. Если мертвец выглядел как живой, то есть щеки у него были румяными, возле рта виднелась кровь, и так далее, то его старались уничтожить. Для этого нужно было отрезать усопшему голову, вбить в его тело осиновый кол или сжечь… Порой обходились более мягкими обрядами вроде повторного похоронного ритуала, обрызгивания святой водой или изгнания из мертвого тела нечистой силы (обряда экзорцизма).

Естественнонаучные версии

Пожалуй, первую попытку дать научное объяснение феномену «вампиризма» сделал в 1725 году исследователь Майкл Ранфт в своей книге «De masticatione mortuorum

in tumulis» . Он написал, что смерти при контакте с «вампиром» могли происходить из-за того, что «контактеры» заражались трупным ядом или тем заболеванием, от которого страдал при жизни этот человек. Помимо этого, у впечатлительных близких «вампира», верящих в его «воскрешение», мог начаться бред, в результате чего им казалось, что умерший выходит из могилы, общается с ними и проч.

Только во второй половине XX столетия была открыта болезнь под названием порфирия. Она встречается у одного на 100 тысяч человек, но при этом носит наследственный характер. При порфирии организм не может производить красные тельца, являющиеся основным компонентом крови. В результате в крови возникает дефицит кислорода и железа, нарушается пигментный обмен, и под воздействием ультрафиолета начинается распад гемоглобина – отсюда и миф о том, что вампиры боятся солнечного света

Кожа у больных порфирией приобретает коричневый оттенок, истончается и на солнце покрывается шрамами и язвами. Из-за того, что кожа вокруг губ и десен высыхает и становится жесткой, обнажаются резцы, и создается эффект оскала, что порождает, в свою очередь, легенды о «вампирских клыках». Зубная же эмаль может стать красноватой или красновато-коричневой. Наконец, порфирики не могут есть чеснок, так как содержащаяся в нем сульфоновая кислота усугубляет недуг. В отдельных случаях заболевание сопровождается и психическими расстройствами.

Что же касается «живых» трупов, которые наблюдались при эксгумации, то это может быть объяснимо некоторыми особенностями разложения. Например, тело может разлагаться с разной скоростью, в зависимости от таких условий, как температура, влажность и так далее. В процессе разложения труп распухает от газов, а кожа становится более темной, изо рта и носа может течь кровь… Под влиянием разложения тело может и шевелиться, отчего возникает иллюзия, что мертвец двигается…

Наконец, существует психическое расстройство под названием «синдром Ренфилда», при котором больного тянет пить кровь людей или животных. Им страдали некоторые серийные маньяки, например, Петер Кюртен из Дюссельдорфа и Ричард Трентон Чейз из США. Они убивали своих жертв и пили их кровь.

Так что поверье о вурдалаках, встающих из могил по ночам – скорее всего, не что иное, как вымысел. Вампиризм как явление действительно существует, но это чисто медицинская проблема, в которой нет ничего мистического.

Сейчас очень популярны стали книги и фильмы о вампирах, их жизни и взаимодействии их с простыми людьми. После прочтения книги или просмотра фильма подростки часто задаются вопросом — существуют ли вампиры в наше время ? Откуда вообще взялись они, где было первое о них упоминание и грозят ли нам чем то подобные культы? Сегодня мы узнаем мнение одного ученого, а так же рассмотрим пару важных аспектов этого увлечения.

Для начала предлагаем вам ознакомиться с видео, записанного с американского телеканала, в котором поднимается вопрос увлечения вампирами среди подростков. Что может быть в этом опасного?

Откуда же взялись сами вампиры с точки зрения истории? Существуют ли они на самом деле?
Вампиры - мифологическая или фольклорная нечисть. Являются нежитью, питающимися человеческой и/или животной кровью. Они также являются частым объектом кино или художественной литературы, хотя вампиры из художественных произведений приобрели некоторые отличия от вампиров мифологических (см. Характерные черты вампиров из художественных произведений). В фольклоре термин обычно используется по отношению к кровососущему существу из восточноевропейских легенд, но часто вампирами называют и схожих созданий из других стран и культур. Характерные черты вампира в различных преданиях сильно разнятся. Некоторые культуры имеют истории о нечеловеческих вампирах, например летучих мышах, собаках и пауках.

Народные поверья о вампирах
Похоже, что до XIX века вампиры в Европе описывались как ужасные монстры из могилы. Вампирами обычно становились самоубийцы, преступники или злые колдуны, хотя в некоторых случаях ставшее вампиром «порождение греха» могло передать свой вампиризм на невинных жертв. Однако иногда вампиром могла стать и жертва жестокой, несвоевременной или насильственной смерти. Большинство румынских верований в вампиров (за исключением стригоев) и европейские истории о вампирах имеют славянское происхождение. Вампира можно убить, вонзив кол или что-то серебряное (пулю, кинжал) в сердце или сжечь.

Славянские вампиры
В славянских верованиях причинами вампиризма могло быть рождение в водной оболочке («рубашке») плода, с зубами или хвостом, зачатие в определённые дни, «неправильная» смерть, отлучение от церкви и неправильные похоронные ритуалы. Чтобы мертвец не стал вампиром, следовало положить распятие в гроб, поместить какой-либо предмет под подбородком, чтобы не дать телу съесть похоронный саван, пригвоздить одежду к стенкам гроба по этой же причине, положить в гроб опилки (вампир пробуждается вечером и должен посчитать каждую крупинку этих опилок, что занимает целый вечер, так что он умрёт, когда наступит рассвет), или проколоть тело шипами или кольями. В случае с кольями основная идея была в том, чтобы вбить кол сквозь вампира в землю, прибивая таким образом тело к земле. Некоторые люди предпочитали похоронить потенциальных вампиров с косами над их шеями, чтобы мертвецы обезглавили себя, если начнут подниматься.
Свидетельства того, что в окрестностях есть вампир, включают в себя смерть рогатого скота, овец, родственников или соседей, эксгумированное тело, которое словно живое с отросшими ногтями или волосами, тело, вздувшееся как барабан, или кровь на рту в паре с румяным лицом.

Вампиры, как и остальная «нечистая сила» славянского фольклора, боялись чеснока и любили считать зёрна, опилки и т. д. Вампиры могли быть уничтожены с помощью кола, обезглавливания (кашубы клали голову между ступнями), сожжения, повторения похоронной службы, обрызгивания тела святой водой (либо экзорцизма, обряда изгнания нечистой силы).
С именем сербского вампира Савы Савановича (Sava Savanović) широкую общественность ознакомил Милован Глишич (Milovan Glišić) в своём романе «Девяносто лет спустя» («Posle devedeset godina», «Ninety Years Later»). Другой «Дунайский вампир» Михайло Катич стал известен благодаря своему древнему роду, который когда-то состоял в «Ордене Дракона» (там же состоял и отец Дракулы), а ещё благодаря своей привычке - очаровывать женщин и пить из них кровь после полного их подчинения ему. Предположительно родился в XV веке, но дата смерти неизвестна. По одной из версий он до сих пор блуждает где-то неупокоённым.

В старорусской анти-языческой работе Слово Святого Григория (написанной в XI-XII веке) заявляется, что русские язычники приносили жертвы вампирам.

Румынские вампиры
Предания о вампирических существах были также обнаружены у древних римлян и у романизированных жителей Восточной Европы, румын (известных как валахи в историческом контексте). Румыния окружена славянскими странами, так что не удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры называются стригои, от древнегреческого термина strix, означающего кричащую сову, который также стал обозначать демона или ведьму.
Существуют различные типы стригоев. Живые Стригои - это живые ведьмы, которые становятся вампирами после смерти. Ночью они могут посылать свои души на встречи с другими ведьмами или с стригоями, которые являются ожившими телами, возвращающимися, чтобы сосать кровь членов своей семьи, домашнего скота и соседей. Другие виды вампиров в румынском фольклоре включают мороев и приколичей.

Рождённые в «рубашке», с лишним соском, лишними волосами, рождённые слишком рано, рождённые у матери, которой перешла дорогу чёрная кошка, рождённые с хвостом, внебрачные дети, а также умершие неестественной смертью или умершие до крещения были обречены стать вампирами, так же как и седьмой ребёнок того же пола в семье, ребёнок беременной женщины, которая не ела соль или на которую посмотрел вампир или ведьма. Более того, быть укушенным вампиром означало несомненный приговор к вампирскому существованию после смерти.

Вырколак (Vârcolac), который иногда упоминается в румынском фольклоре, больше относится к мифическому волку, который мог поглотить солнце и луну (так же как Skoll и Hati в скандинавской мифологии), и позже больше стал ассоциироваться с оборотнями, нежели с вампирами. (Человек, страдающий ликантропией, мог обращаться в собаку, свинью или волка).
Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому, 6 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе.

Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за теми, кто его не ел. Могилы часто были открыты три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего на вампиризм.

Меры, помогающие предотвратить превращение в вампира включали снятие «рубашки» с новорождённого и уничтожение её до того как младенец мог съесть хотя бы малую её часть, бережную подготовку к похоронам мёртвых тел, включая недопущение того чтобы животные переступали через труп. Иногда в могилу клали тернистый стебель дикой розы, а чтобы защититься от вампира, на окна клали чеснок и натирали чесноком скот, особенно в день Св. Георга и Св. Андрея.
Чтобы уничтожить вампира, его обезглавливали, клали чеснок ему в рот, а затем в его тело вбивали кол. К 19 веку некоторые также простреливали гроб пулей. Если пуля не проходила насквозь, тело расчленяли, сжигали части, смешивали с водой и давали членам семьи как лекарство.

Цыганские верования в вампиров
Даже сегодня цыганам отводится особое внимание в художественных книгах и фильмах о вампирах, без сомнения под влиянием книги Брэма Стокера «Дракула», в которой цыгане обслуживали Дракулу, нося его коробки с землёй и охраняя его.

Традиционные цыганские верования включают идею о том, что душа умершего попадает в мир, похожий на наш, за исключением того, что там нет смерти. Душа остаётся неподалёку от тела и иногда хочет вернуться. Цыганские легенды о живых мертвецах обогатили легенды о вампирах в Венгрии, Румынии и славянских землях.

Прародина цыган, Индия, имеет множество вампирских личностей. Бхут или Прет - это душа человека, умершего несвоевременной смертью. Ночью она бродит вокруг оживших мёртвых тел и нападает на живых, как и вампир. В Северной Индии, согласно легендам, может быть обнаружена Брахмаракшаса (BrahmarākŞhasa), вампироподобное создание с головой, увенчанной кишками и с черепом, из которого оно пило кровь. Ветала и пишача (pishacha) - немного другие существа, но в некоторой форме имеют сходство с вампирами. С тех пор как индуизм верит в переселение душ после смерти, полагается, что через ведение порочной или распутной жизни, а также через грех и самоубийство душа реинкарнируется в подобный тип злых духов. Это перевоплощение не определяется при рождении и т. д. но «зарабатывается» непосредственно в течение жизни, и судьба такого злого духа предопределена тем, что они должны достигнуть освобождения от этого yoni и войти заново в мир смертной плоти при следующем перевоплощении.

Наиболее известное индийское божество, связанное с питьём крови - это Кали, которая имеет клыки, носит гирлянды из трупов или черепов и имеет четыре руки. Её храмы находятся возле земель, где проводят кремацию. Она и богиня Дурга (Durga) сражались с демоном Рактабиджа (Raktabija), который мог размножаться с помощью каждой капли пролитой крови. Кали выпила всю его кровь так что не пролилось ни капли, выиграв таким образом битву и убив Рактабиджу.
Что интересно, имя Кали является приложением к официально непризнанной цыганской святой Саре (Sara). По легенде, цыганка Сара прислуживала Деве Марии и Марии Магдалине и вместе с ними высадилась на берегу Франции. Цыгане до сих пор проводят церемонию в ночь на 25 мая в той самой французской деревне, где, как предполагается, произошло это событие. Поскольку святилище Сары Кали находится под землёй, местные жители издревна с подозрением относились к ночному поклонению «цыганской святой», и среди выдвигаемых ими версий были причастность культа Сары Кали к сатанизму и устраиваемые цыганами вампирские оргии.

Вампиров в цыганском фольклоре часто называют просто мулло (mullo) (мертвец, покойник). Считается, что вампир возвращается и делает злобные вещи и/или пьёт чью-нибудь кровь (обычно родственников, которые стали причиной их смерти или не соблюли должную погребальную церемонию, или которые сохранили имущество покойного вместо того чтобы уничтожить его, как того требует обычай). Женщины-вампиры могут возвращаться, вести обычную жизнь и даже выходить замуж, но будут изнурять мужа.

Вообще, в цыганских легендах вампиры отличаются повышенным сексуальным аппетитом.
Любой, кто имел необычную внешность, например, тот, у кого отсутствовал палец или были придатки, свойственные животным, была заячья губа или волчья пасть, ярко-голубые глаза и т. д. мог стать вампиром. Если никто не видел, как человек умер, то умерший становился вампиром; так же как если труп распух до того как его успели похоронить. Растения, собаки, кошки и даже инструменты для земледелия могли стать вампирами. Если тыкву или дыню держать в доме слишком долго, она начнёт двигаться, шуметь или на ней покажется кровь.

Чтобы защититься от вампира, цыгане вставляли стальные иглы в сердце трупа или клали кусочки стали ему в рот, на глаза, уши и между пальцев во время похорон. Они также клали боярышник в носок трупу, либо вбивали колья из боярышника в ноги. Дальнейшими мерами были вбивание кольев в могилу, проливание над ней кипящей воды, обезглавливание трупа или его сжигание.

Согласно покойному сербскому этнологу Татомиру Вукановичу ((Tatomir Vukanović)), цыгане из Косово верили, что вампиры невидимы для большинства людей. Однако они могли быть увидены «братом и сёстрой, которые близнецы, родились в субботу и надели свои подштанники и рубашки шиворот навыворот». Так что поселение могло быть защищено от вампиров, если найдут таких близнецов. Эта пара ночью могла увидеть вампира на улице, но сразу после того, как вампир их увидит, ему придётся убегать.

Некоторые общие черты вампиров в фольклоре
Сложно сделать общее описание фольклорного вампира, так как его особенности очень разнятся у разных культур.
Вампир - относительно бессмертное существо, убить его можно, но он - не стареет. В различных произведениях европейского фольклора упоминаются вампиры, возраст которых составляет более 1000 лет. Вампир - это сверхъестественное существо и обладает физической силой, которая во много раз превосходит силу человека, не говоря уже о сверхъестественных способностях.

Внешность европейского вампира состоит в большей степени из особенностей, по которым его можно отличить от обычного трупа, стоит только вскрыть могилу подозреваемого вампира. Вампир имеет здоровый вид и румяную кожу (возможно и бледную), он часто бывает пухлым, у него отросшие волосы и ногти и ко всему прочему он совершенно не разложившийся.
Наиболее обычные способы уничтожить вампира - это вонзить осиновый кол в его сердце, обезглавить и полностью испепелить тело. Чтобы не дать тому, кто мог стать вампиром, восстать из могилы, тело хоронили вверх ногами, перерезали сухожилия в коленях или клали маковые семена на могильную землю предполагаемого вампира, чтобы заставить его считать их всю ночь. Китайские рассказы о вампирах также утверждают, что если вампир наткнётся на своём пути на мешок риса, он/она пересчитает все зёрна. Подобные мифы записаны и на индийском полуострове. Южноамериканские рассказы о ведьмах и других видах злых или вредных духов и существ также говорят о подобной склонности их героев. Известны случаи, когда людей, подозреваемых в вампиризме, хоронили вниз лицом, а в рот заталкивали большой кирпич, либо камень. Такие останки обнаружила в 2009 году итало-американская группа ученых-археологов в историческом центре Венеции. Останки предполагаемого вампира с вбитым в рот кирпичом.

Предметами, защищающими от вампиров (так же как и от других сверхъестественных существ) были чеснок (в большей степени свойственно европейским легендам), солнечный свет, стебель дикой розы, боярышник и все священные вещи (крест, святая вода, распятье, чётки, звезда Давида и т. д.), а также алоэ, подвешенный за дверью или возле неё, согласно южноамериканским суевериям. В восточных легендах от вампиров часто защищали священные вещи типа печати Синто.

Иногда считается, что вампиры могут менять форму, не ограничиваясь распространённым стереотипом летучей мыши из фильмов и мультфильмов. Вампиры могли превращаться в волков, крыс, мотыльков, пауков, змей, сов, воронов и многих других. Вампиры из европейских легенд не отбрасывают тени и не имеют отражения. Возможно, это связано с отсутствием души у вампира.

Есть поверье, что вампир не может войти в дом без приглашения. В частности, это упоминается в романах С. Лукьяненко «Ночной дозор» и «Дневной дозор», Стивена Кинга «Жребий», сериалах «Дневники вампира», «Баффи истребительница вампиров», «Ангел», «Настоящая кровь» и аниме-сериале «Усопшие» (Shiki). А также в фильмах «Участь Салема», «Впусти меня» и «Ночь страха».
В христианской традиции вампиры не могут входить в церковь или другое священное место, так как они слуги дьявола.

Споры о вампирах в XVIII веке
В XVIII веке в Восточной Европе была серьёзная паника по поводу вампиров. В охоту на вампиров втягивали даже государственных служащих.

Всё началось со вспышки жалоб на нападения вампиров в Восточной Пруссии в 1721 году и в Габсбургской монархии с 1725 по 1734. Два известных (и впервые полностью задокументированных властями) случая затрагивали Петера Благоевича (Peter Plogojowitz) и Арнольда Паоле (Arnold Paole) из Сербии. Согласно истории, Благоевич умер в 62 года, но возвращался пару раз после своей смерти, прося еды у сына. Сын отказал и был найден мёртвым на следующий день. Вскоре Благоевич вернулся и напал на некоторых соседей, которые умерли от потери крови.
В другом известном случае Арнольд Паоле, бывший солдат, ставший фермером, на которого несколько лет назад якобы напал вампир, умер во время сенокоса. После его смерти люди стали умирать и все считали, что это Паоле охотится на соседей.

Эти два инцидента были очень хорошо задокументированы. Государственные служащие изучили случаи и тела, описали их в докладах и после случая Паоле были изданы книги, которые распространились по всей Европе. Споры бушевали целое поколение. Проблема обострилась из-за деревенской эпидемии о так называемых нападениях вампиров, и местные жители стали откапывать могилы. Многие учёные утверждали, что вампиры не существуют, и ссылались на бешенство и преждевременные похороны.

Тем не менее Антуан Августин Кальме (Antoine Augustine Calmet), уважаемый французский богослов и учёный, собрал всю информацию и в 1746 году отразил её в трактате, в котором, если не подтверждал существование вампиров, то по крайней мере допускал его. Он собрал сообщения о вампирских инцидентах и многочисленные читатели, включая как критически настроенного Вольтера, так и поддерживающих его демонологов восприняли трактат как утверждение, что вампиры существуют. Согласно некоторым современным исследованиям и судя по второму изданию работы в 1751 году, Кальме был в некоторой степени скептичен по отношению к идее о вампирах как таковой. Он признал, что некоторые части доклада, например, сохранность трупов, могли быть правдой. Какими бы ни были личные убеждения Кальме, его явная поддержка веры в вампиров имела в то время значительное влияние на других учёных.

В конце концов, австрийская императрица Мария Терезия отправила своего личного доктора, Gerhard van Swieten, расследовать это дело. Он заключил, что вампиры не существуют, и императрица издала закон, запрещающий вскрытие могил и осквернение тел. Это был конец вампирской эпидемии. Хотя к этому времени многие знали о вампирах и вскоре авторы художественных произведений переняли и адаптировали идею о вампирах, сделав её известной большинству людей.

Новая Англия
В XVIII-XIX веках вера в слух про вампиров дошла не только до ушей короля Англии, но и распространилась по Новой Англии, в частности в Род-Айленд и Восточный Коннектикут. В этих районах есть множество задокументированных случаев, когда семьи выкапывали тех, кого раньше любили, и вынимали у трупов сердца, веря в то, что усопший был вампиром, ответственным за болезни и смерти в семье (хотя слово «вампир» никогда не употреблялось, чтобы описать его/её). Полагалось, что ночные визиты умерших от смертельного туберкулёза (или «чахотки», как его называли в те времена) к членам своей семьи становились причиной заболевания этой болезнью. Наиболее известный (и последний записанный) случай был с девятнадцатилетней Мерси Браун, которая умерла в американском Эксетере в 1892 году. Её отец, которому помогал семейный доктор, вытащил её из гробницы через два месяца после её смерти. Её сердце было вырезано и сожжено в пепел. Запись об этом случае была найдена среди бумаг Брэма Стокера, и история имеет близкое сходство с событиями в его классическом романе «Дракула».

Современные верования в вампиров
Вера в вампиров существует до сих пор. Хотя некоторые культуры сохранили их оригинальные верования в нежить, большинство современных верящих находятся под влиянием художественного образа вампира, каким он предстаёт в фильмах и литературе.

В 1970-х годах были слухи (распространяемые местной прессой) об охотящемся вампире на кладбище Хайгейт (Highgate Cemetery) в Лондоне. Взрослые охотники на вампиров в большом количестве толпились на кладбище. Среди нескольких книг, описывающих этот случай, можно отметить книги Шона Манчестера (Sean Manchester), местного жителя, который один из первых предположил существование «Вампира Хайгейта» и который заявлял, что изгнал и уничтожил всё вампирское гнездо в районе.

В современном фольклоре Пуэрто Рико и Мексики чупакабра считается тем созданием, что питается плотью или пьёт кровь домашних животных. Это даёт основание считать её ещё одним видом вампира. «Истерия из-за чупакабры» часто связывалась с глубокими экономическими и политическими кризисами, в частности в середине 1990-х.

В конце 2002 и начале 2003 истерия по поводу так называемых атак вампиров распространилась по африканской стране Малави. Толпа забила насмерть камнями одного и напала по крайней мере ещё на четверых, включая губернатора Эрика Чивайя (Eric Chiwaya), основываясь на убеждении, что правительство было в сговоре с вампирами.

В Румынии в феврале 2004, некоторые родственники покойного Тома Петре (Toma Petre) опасались, что он стал вампиром. Они вытащили его труп, вырвали его сердце, сожгли его и смешали пепел с водой, чтобы потом это выпить. В январе 2005 года появились слухи, что кто-то укусил нескольких людей в Бирмингеме, Англия. Следом появились слухи о вампире, блуждающем по окрестностям. Однако местная полиция утверждала, что о подобных преступлениях не сообщали. Видимо, этот случай был городской легендой.

В 2006 году американский математический физик Костас Эфтимиу (англ. Costas J. Efthimiou) (доктор философии по математической физике, доцент Университета Центральной Флориды) вместе со своим учеником Сохангом Ганди (англ. Sohang Gandhi) издали статью, которая использовала геометрическую прогрессию, чтобы попытаться разоблачить особенности питания вампиров, утверждая, что если каждое кормление вампира порождает ещё одного вампира, то это лишь вопрос времени, когда всё население Земли будет состоять из вампиров, либо когда вампиры вымрут. Однако идея о том, что жертва вампира сама становится вампиром, появляется не во всём вампирском фольклоре, и не является общепризнанным среди современных людей, верящих в вампиров.

Природный феномен, распространивший веру в вампиров
Вампиризм из фольклора обычно связывался с серией смертей из-за неопределённых или загадочных заболеваний, обычно в одной и той же семье или в одном маленьком сообществе. Эпидемиальный характер очевиден в классических случаях с Петером Плогожовицем и Арнольдом Паоле, а также в случае с Мерси Браун и в вампирских суевериях Новой Англии в целом, когда специфическое заболевание, туберкулёз, ассоциировалось со вспышками вампиризма (см. выше).
В 1725 году Майкл Ранфт (Michaël Ranft) в своей книге «De masticatione mortuorum in tumulis» впервые сделал попытку объяснить верования в вампиров естественным путём. Он говорит, что в случае смерти каждого крестьянина, кто-то другой (скорее всего человек, имевший какие-либо отношения с умершим), кто видел или трогал труп, в конце концов умирал либо от этого же заболевания, либо от безумного бреда, вызванного одним только видом покойного.

Эти умирающие люди говорили, что умерший являлся им и пытал их различными способами. Другие люди в этой деревне выкапывали труп, чтобы посмотреть, что он делает. Ранфт дал следующее объяснение, когда говорил о случае Петера Плогожовица: «Этот храбрый человек погиб внезапной насильственной смертью. Эта смерть, какой бы она ни была, могла спровоцировать у выживших видения, которые были у них после его смерти. Внезапная смерть породила беспокойство в семейном кругу. Беспокойство было в паре со скорбью. Скорбь приносит меланхолию. Меланхолия становится причиной бессонных ночей и мучительных снов. Эти сны ослабляли тело и дух до тех пор, пока болезнь в конце концов не приводила к смерти».

Некоторые современные учёные возражают, что истории о вампирах могли появиться под влиянием редкого заболевания, называемого «порфирия». Эта болезнь портит кровь, нарушая воспроизводство гема. Считалось, что порфирия была наиболее распространена в маленьких деревнях Трансильвании (примерно 1000 лет назад) где возможно имело место близкородственное размножение. Утверждают, что если бы не эта «болезнь вампиров» - не было бы мифов ни о Дракуле, ни о прочих кровопиющих, светобоящихся и клыкастых персонажах. Практически по всем симптомам больной, страдающий от запущенной формы порфирии - это типичный вампир, а найти её причину и описать протекание болезни смогли только во второй половине XX века, чему предшествовала беспощадная многовековая борьба с вурдалаками: с 1520 по 1630 (110 лет) годы в одной только Франции казнили более 30 тысяч человек, признанных вервольфами.

Считается, что этой редкой формой генной патологии страдает один человек из 200 тысяч (по другим данным, из 100 тысяч), причём, если она зафиксирована у одного из родителей, то в 25 % случаев ею заболевает и ребёнок. Также считается, что болезнь является следствием инцеста. В медицине описано около 80 случаев острой врождённой порфирии, когда болезнь была неизлечима. Эритропоэтическая порфирия (болезнь Гюнтера) характеризуется тем, что организм не может произвести основной компонент крови - красные тельца, что в свою очередь отражается на дефиците кислорода и железа в крови. В крови и тканях нарушается пигментный обмен, и под воздействием солнечного ультрафиолетового излучения или ультрафиолетовых лучей начинается распад гемоглобина. Более того, в процессе болезни деформируются сухожилия, что в крайних проявлениях приводит к скручиванию.

При порфирии небелковая часть гемоглобина - гем - превращается в токсичное вещество, которое разъедает подкожные ткани. Кожа начинает приобретать коричневый оттенок, становится всё тоньше и от воздействия солнечного света лопается, поэтому у пациентов со временем кожа покрывается шрамами и язвами. Язвы и воспаления повреждают хрящи - нос и уши, деформируя их. Вкупе с покрытыми язвами веками и скрученными пальцами, это невероятно обезображивает человека. Больным противопоказан солнечный свет, который приносит им невыносимые страдания.

Кожа вокруг губ и дёсен высыхает и ужесточается, что в результате приводит к тому, что резцы обнажаются до десен, создавая эффект оскала. Ещё один симптом - отложение порфирина на зубах, которые могут становиться красными или красновато-коричневыми. Кроме того, у пациентов сильно бледнеет кожа, в дневное время они ощущают упадок сил и вялость, которая сменяется более подвижным образом жизни в ночное время. Надо повторить, что все эти симптомы характерны только для поздних этапов болезни, кроме того, существует множество других, менее ужасающих её форм. Как уже писалось выше, болезнь была практически неизлечима вплоть до второй половины XX века.

Есть сведения, что в Средние века, якобы, больных лечили свежей кровью, дабы пополнить дефицит красных телец, что, конечно, невероятно, так как употреблять в таких случаях кровь «перорально» бесполезно. Страдающие порфирией не могли есть чеснок, так как сульфоновая кислота, выделяемая чесноком усиливает повреждения, вызываемые заболеванием. Заболевание порфирии может быть вызвано и искусственным путём, путём употребления некоторых химических препаратов и ядов.

Некоторые формы порфирии связаны с неврологическими симптомами, которые могут вызвать психические расстройства. Однако предположение что страдающие порфирией страстно желают гема из человеческой крови или что потребление крови может уменьшить симптомы порфирии, основаны на серьёзном недопонимании заболевания.

Бешенство - это ещё одно заболевание, связанное с вампирским фольклором. Страдающие этой болезнью избегают солнечного света и не смотрят в зеркала, а возле рта у них вспенившаяся слюна. Иногда эта слюна может быть красной и напоминать кровь. Однако, как и в случае с порфирией, нет свидетельств, указывающих на то, что бешенство могло вдохновить на легенды о вампирах. Некоторые современные психологи выделяют расстройство, называемое «клинический вампиризм» (или синдром Ренфилда (англ. Renfield), в честь поедающего насекомых приспешника Дракулы из романа Брэма Стокера) при котором жертва одержима питьём крови людей или животных.

Было несколько убийц, которые осуществляли похожие на вид вампирские ритуалы над своими жертвами. Серийных убийц Петера Кюртена (нем. Peter Kurten), терроризировавшего окрестности Дюссельдорфа (иногда его называли немецким Джеком Потрошителем), он подстерегал своих жертв на просёлочных дорогах, убивал их и выпивал их кровь, и Ричарда Трентона Чейза (англ. Richard Trenton Chase) в бульварной прессе называли вампирами, после того как их обнаружили пившими кровь убитых ими людей. Были и другие случаи проявления вампиризма: в 1974 году был пойман 24-летний Вальтер Локк, похитивший 30-летнего электрика Хельмута Мэя он прокусил вену на его руке и выпил чашку крови. В том же году полиция Англии даже получила приказ о патрулировании кладбищ и о поимке подобных субъектов. До этого, в 1971 году, случился судебный прецедент, имеющий отношение к проявлению вампиризма, в одном из городков Северного Уэльса местный магистрат вынес судебное решение, запрещающие рабочему фермы Алану Дрейку пить кровь.

Поиски вампиров в могилах
Когда гроб подозреваемого в вампиризме вскрывали, иногда обнаруживалось, что труп выглядел необычным образом. Это часто воспринималось как доказательство вампиризма. Однако трупы разлагаются с разной скоростью, в зависимости от температуры и состава почвы, и некоторые признаки разложения не являются широко известными. Это приводило охотников за вампирами к ложному выводу, что мёртвое тело не разлагалось вовсе, или к интерпретации признаков разложения как признаков продолжающейся жизни.

Трупы распухают из-за того что газы от разложения собираются в туловище, и кровь пытается покинуть тело. Это придаёт телу «пухлый», «откормленный» и «румяный» вид - изменения, которые наиболее заметны, если при жизни человек был бледен и худ. В случае с Арнольдом Паоле, эксгумированный труп старой женщины по словам соседей выглядел более упитанным и здоровым, чем она была при жизни. Следует отметить, что фольклорные записи почти всегда отмечают, что подозреваемый в вампиризме имеет румяную или тёмную кожу. Потемнение кожи также вызывается разложением.

У разлагающегося трупа можно увидеть кровь, текущую изо рта и носа, что может создать впечатление, будто труп - это вампир, недавно пивший кровь. Если вбить в тело кол, то тело может начать кровоточить, а накопившиеся газы начнут покидать тело. Может послышаться стон, когда газы начнут проходить мимо голосовых связок или характерный звук, когда газы будут выходить через анус. Официальные доклады о случае Петера Плогожовица говорят о «других диких признаках, которые я не буду упоминать из-за высшего уважения».

После смерти кожа и дёсны теряют жидкость и сжимаются, обнажая часть волос, ногтей и зубов, даже тех, которые были скрыты в челюсти. Это создаёт иллюзию того, что волосы, ногти и зубы отросли. На определённой стадии, ногти отпадают, кожа сходит, как было в докладе о случае Плогожовица - появившаяся кожа и ногти были восприняты как «новая кожа» и «новые ногти». Наконец, при разложении тело начинает двигаться и искривляться, добавляя иллюзию того, что труп двигался.