Социальные и биологические потребности человека список. Какие потребности есть у человека

Классификация потребностей.

Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные . Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

Вторая классификация(по уровню сложности) разделяет потребности набиологические , социальные идуховные .

Биологические потребности - стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

Социальные потребности - потребности человека в общении, в популярности, в господстве над другими людьми, в принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Биологические (витальные) потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей.

Духовные потребности (познавательные и социальные) являются не насыщаемыми. Их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя сложную иерархическую структуру, известную, как пирамида А . Маслоу .



Уровень потребностей Содержание
Физиологические (биологические) потребности. Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и прочее.
Потребность в безопасности и стабильности. Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.
Потребность к приобретению, накоплению и захвату. Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости.
Потребность в любви и принадлежности к группе. Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.
Потребность в уважении и признании. Стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе. Желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти.
Потребность к независимости. Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств.
Потребность в новизне. Стремление к получению новой информации. Сюда относится потребность что-то знать и уметь.
Потребность к преодолению трудностей. Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей.
Потребность в красоте и гармонии. Потребность к порядку, гармонии, красоте.
Потребность в самореализации. Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что нравиться, к чему есть способности и таланты.

Человек сознает свободу своих действий, и ему кажется, что он волен поступать, так или иначе. Но познание человеком истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Человек далеко не всегда осознает истинные мотивы своих поступков и глубинные причины его поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс «люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей».

Классификации потребностей человека:

1. По сферам деятельности :

a) Потребности труда.

b) Потребности познания.

c) Потребности общения.

d) Потребности отдыха.

2. По объекту потребностей :

a) Материальные.

b) Биологические.

c) Социальные.

d) Духовные.

e) Этические.

f) Эстетические и другие.

3. По значимости :

a) Доминирующие/второстепенные.

b) Центральные/периферические.

4. По временной устойчивости :

a) Устойчивые.

b) Ситуативные.

5. По функциональной роли :

a) Естественные.

b) Обусловленные культурой.

6. По субъекту потребностей :

a) Групповые.

b) Индивидуальные.

c) Коллективные.

d) Общественные.

Американский психолог У . Мак -Дугал полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.

Мотивационные факторы Гилфорда:

1. Факторы , соответствующие органическим потребностям :

a) Голод.

b) Общая активность.

2. Потребности , относящиеся к условиям среды :

a) Потребность в комфорте, приятном окружении.

b) Педантичность (потребность в порядке, в чистоте).

c) Потребность в уважении к себе со стороны окружающих.

3. Потребности ,связанные с работой :

a) Честолюбие.

b) Упорство.

c) Выносливость.

4. Потребности , связанные с социальным положением :

a) Потребность в свободе.

b) Независимость.

c) Конформизм.

d) Честность.

5. Социальные потребности :

a) Потребность находиться среди людей.

b) Потребность угождать.

c) Потребность в дисциплине.

d) Агрессивность.

6. Общие интересы :

a) Потребность в риске или в безопасности.

b) Потребность в развлечениях.

Виды потребностей согласно подходу Б . И . Додонова по классификации эмоций:

1. Акизитивные (потребность в накоплении, приобретении).

2. Альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия).

3. Гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности).

4. Глорические (потребность в признании собственной значимости).

5. Гностические (потребность в познании).

6. Коммуникативные (потребность в общении).

7. Праксические (потребность в результативности усилия).

8. Пугнические (потребность в соревновании).

9. Романтические (потребность в необычном, неизведанном).

10. Эстетические (потребность в прекрасном).

Согласно Х . Мюррею , потребности делятся на первичные и вторичные . Различаются потребности явные и латентные ; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и экстравертные . Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне ; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими .

Общий список потребностей:

1. Доминантность - стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать.

2. Агрессия - стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить.

3. Поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия.

4. Отвержение других - стремление отвергнуть попытки сближения.

5. Автономия - стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и прочего.

6. Пассивное повиновение - подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности.

7. Потребность в уважении и поддержке.

8. Потребность достижения - стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным.

9. Потребность быть в центре внимания.

10. Потребность игры - предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью.

11. Эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; сливается с потребностью в агрессии или отвержении.

12. Социальность (социофилия) - забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других.

13. Потребность поиска покровителя - ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения.

14. Потребность оказания помощи.

15. Потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением

16. Потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок.

17. Потребность преодоления поражения , неудачи - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях.

18. Потребность избегания опасности.

19. Потребность порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте.

20. Потребность суждения - стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и прочее.

Потребности делятся на:

1. Врожденные.

2. Простые приобретенные.

3. Сложные приобретенные.

Простые приобретённые потребности - потребности, сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида.

Сложные приобретённые потребности - потребности, сформированные на основании собственных умозаключений и представлений не эмпирического происхождения.

Основные виды поведения (потребности) , описывающие жизнедеятельность высших животных и человека , в рамках этологического подхода (по Ф . Н . Ильясов):

1. Пищевое.

2. Половое (сексуально-репродуктивное).

3. Статусное (коллективное, социальное).

4. Территориальное.

5. Комфортное.

6. Ювенильное (игровое).

В рамках этологического подхода - дающего самый «низкий» уровень описания полагают, что эти потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей.

Потребность (англ. necessity, need) - состояние нужды в чём-либо (предметах, объектах, тех или иных условиях), необходимом для жизнедеятельности организма, личности.
Потребности являются изначальной движущей силой, источником и первопричиной активности личности. Возникшая потребность переживается человеком как психическое состояние, которое активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. В этой активации и заключается основная функция потребностей.
При рассмотрении вопроса о физиологических основах потребностей необходимо учитывать три аспекта.
Во-первых, физиологическую основу органических потребностей составляет совместная деятельность отделов вегетативной нервной системы и коры больших полушарий головного мозга. Основной причиной возникновения органических потребностей является нарушение постоянства внутренней среды организма (уровня сахара, белка, жиров и т.д.). Например, при снижении в крови уровня питательных веществ возбуждаются хеморецепторы, информация от которых поступает в «центр голода» в гипоталамусе, а от него - в кору головного мозга, результатом чего является ощущение голода. Возбуждение постепенно захватывает всё большие и большие участки коры, что способствует формированию поведения, направленного на поиск или приготовление пищи.
Во-вторых, в основе социальных, материальных и др. потребностей человека лежат более сложные физиологические механизмы, в обеспечении которых преимущественная роль принадлежит коре больших полушарий головного мозга.
В-третьих, одинаковым для всех потребностей является возникновение возбуждения трёх типов:
. специфического - определённых центров мозга при воздействии - изнутри организма или из внешней среды - тех или иных раздражителей. В приведённом выше примере его следствием является ощущение голода;
. частично специфического - подкорковых отделов мозга, участвующих в эмоциональной регуляции поведения. Так, его следствием у голодного человека может быть переживание в форме чувственного тона неудовольствия;
. неспецифического - ответственных за общую активацию мозга подкорковых отделов и коры больших полушарий головного мозга. Следствием общей активации мозга является психическое напряжение, «требующее» своего разрешения.
Свойства потребностей. Потребности характеризуются рядом специфических свойств:
. силой - потребности создают психическое напряжение разной степени интенсивности. Причём если потребность долго не удовлетворяется, то напряжение постепенно возрастает;
. периодичностью возникновения - многие потребности возникают с определённой частотой через относительно равные промежутки времени;
. наличием предметного содержания. Потребность - это всегда потребность в чём-то. В широком смысле то, в чём возникла нужда, и составляет «предметное содержание» потребности. В качестве такового могут выступать самые разнообразные объекты и процессы - от еды до самосовершенствования человека. Но человек осознаёт потребность как нужду не в белках, жирах и углеводах, а в приготовленной определённым образом пище, не в кислороде, а в воздухе и т.д. В узком смысле, когда говорят о «предметном содержании», то подразумевают, что у человека формируются условно-рефлекторные связи между потребностями и образами тех конкретных объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых они могут быть удовлетворены. Во многих стереотипных ситуациях вслед за появлением нужды и её осознанием у человека сразу же, по механизму ассоциации, «всплывают» образы тех объектов, которые удовлетворяли данную потребность ранее;
. наличием определённого способа удовлетворения - удовлетворение каждой потребности человека предполагает выполнение определённого типа действий. Когда потребность оказывается удовлетворённой, человек испытывает удовольствие, облегчение.
Потребности характеризуются рядом особенностей:
1) потребности обусловливают избирательность реагирования человека именно на то, что составляет их предметное содержание. Например, едущий в автобусе проголодавшийся человек, глядя в окно, будет непроизвольно обращать внимание на продуктовые магазины и палатки, кушающих что-либо людей и т.д.;
2) не все потребности осознаются человеком. Во-первых, некоторые потребности организма, связанные с недостатком минеральных веществ, витаминов и т.п., обладают настолько малой силой, что не могут вызывать ощущения и создавать сколько-нибудь заметное психическое напряжение. Во-вторых, иногда напряжение, создаваемое потребностью, осознаётся как эмоциональное состояние неудовлетворённости, но при этом человеку требуется приложить волевое усилие, чтобы определить (понять, осознать), с чем оно связано. В таком случае неосознаваемые или недостаточно осознаваемые потребности называют влечениями. В-третьих, нередко даже характеризующиеся значительной силой потребности не осознаются человеком в связи с использованием им того или иного механизма психологической защиты;
3) для своего удовлетворения потребность должна быть осознана, причём в сознании человека должно отразиться её предметное содержание. Только после понимания человеком того, в чём возникла потребность, он может направить свою активность на поиск цели (предмета и т.п.), которая способна её удовлетворить.
При рассмотрении данной особенности потребностей необходимо учитывать следующее. Во-первых, ещё до осознания её предметного содержания потребность побуждает психическую активность человека, а именно - активность, направленную на понимание (осознание) того, чем вызвано испытываемое им психическое состояние. Во- вторых, запускающийся после осознания возникшей потребности процесс поиска и постановки цели довольно сложен, хотя, как уже упоминалось, в сознании человека нередко сразу появляются образы объектов, способных удовлетворить данную потребность. Дело в том, что у взрослого человека эти образы, как правило, слишком обобщены, в связи с чем перед ним предстаёт весьма абстрактная цель (нужна еда, жидкость и т.д.), которую ещё нужно конкретизировать с учётом условий, текущей ситуации. Данный процесс максимально упрощается, если человек испытывает органическую потребность и находится в привычных условиях, и наоборот, усложняется, если он испытывает потребность другого вида и (или) находится в необычной ситуации. В- третьих, осознание потребности и постановка цели означают формирование у человека желания достичь этой цели или, другими словами, мотива деятельности, направленной на удовлетворение данной потребности. В-четвёртых, осознание потребности не гарантирует её немедленного удовлетворения. Осознав свою потребность, человек оценивает её значимость с учётом обстоятельств, на основе чего принимает решение о том, когда он будет её удовлетворять. Необходимо отметить, что на принятие решения может повлиять сила возникшей потребности;
4) пережитые человеком осознанные потребности запоминаются им. Поэтому у человека постепенно накапливаются знания о свойственных ему потребностях. Необходимо подчеркнуть ошибочность отождествления тех потребностей, о которых человек знает, что они ему свойственны, и актуальных, испытываемых им в настоящий момент. «Здесь и сейчас» только последние обладают побудительной силой;
5) осознанные потребности образуют собой иерархию, т.е. упорядоченно располагаются по степени их важности для человека. Наиболее важные для нормального самочувствия и благополучного существования человека потребности занимают верхнюю, самую высокую ступень в иерархии. Они тесным образом связаны с целью и смыслом жизни человека, поэтому он уделяет их удовлетворению больше всего внимания, времени и сил. Наименее важные для человека потребности занимают последнюю, самую низкую ступень в иерархии. Человек уделяет их удовлетворению минимум внимания, времени и сил.
Иерархия потребностей представляет собой достаточно устойчивое образование, а потому выступает как свойство личности. Она неодинакова у разных людей, поскольку зависит от их образа жизни. У гармонично развитой личности высшую ступень в иерархии занимают потребности в самосовершенствовании, в творчестве и т.д., а, например, у зависимого от алкоголя, наркотиков или т.п. человека - физиологическая потребность в психоактивном веществе;
6) предметное содержание потребностей может трансформироваться в ценности человека. Это происходит в том случае, когда у человека формируется положительное отношение, например, к тому объекту, который неоднократно удовлетворял его потребность и гарантированно, с его точки зрения, будет удовлетворять её и впредь;
7) удовлетворение потребностей предполагает вступление человека в определённые отношения с окружающим миром (рис. 27).

С одной стороны, в этих отношениях проявляется зависимость человека от конкретных условий существования - ведь потребности удовлетворяются с помощью объектов окружающего мира. С другой стороны, потребности определяют «запросы» человека к миру, его ценностное отношение к разным объектам, то, на достижение каких целей направляет он свою активность;
8) неудовлетворённая или не до конца удовлетворённая потребность вызывает у человека негативные переживания той или иной степени интенсивности (остроты). Человеку свойственно субъективно оценивать степень полноты удовлетворения своих потребностей. В отношении органических потребностей этот процесс достаточно прост (наелся или нет, выспался или нет и т.д.). Что касается других потребностей (например, в профессиональном росте, уважении окружающих), то человек сравнивает результат своих усилий по их удовлетворению со своими ожиданиями. Именно расхождение полученного результата с ожидаемым обусловливает возникновение негативных переживаний человека. На остроту этих переживаний, помимо степени указанного расхождения, оказывает влияние и то, какое место неудовлетворённая или не до конца удовлетворённая потребность занимает в иерархии потребностей человека, насколько она значима для него.
Виды потребностей. Существует множество подходов к классификации потребностей человека:
1. По предмету потребностей:
1) по обобщённым характеристикам предметного содержания выделяют потребности в веществе, энергии и информации1;
2) потребности разделяют на материальные (потребности в пище, одежде, жилище и т.п.) и духовные (потребности в познании окружающего мира, общении, эстетическом наслаждении, в творчестве, познании смысла своего существования, самоуважении, самореализации и т.п.) ;
3) потребности разделяют на органические, материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и самосовершенствования.
Органическими называют потребности, предметным содержанием которых является то, в чём нуждается организм человека (в пище, воде, кислороде, определённом температурном режиме, активности, продолжении рода, во сне и т.п.). Органические потребности человека отличаются от таковых у животных рядом признаков. Во-первых, человек благодаря сознательному контролю над своим поведением может отложить, отсрочить их удовлетворение. Во-вторых, он удовлетворяет их в специфических условиях (например, гигиениче- ских) и специфическими способами.
Материальными называют потребности в вещах, созданных трудом людей, в предметах материальной культуры (потребности в одежде, жилище, инструментах, разного рода приборах, машинах, книгах и т.д.).
Социальными называют потребности, связанные с жизнью человека среди других людей (потребности в общении, внимании со стороны окружающих, признании, уважении, принадлежности к какой-либо группе, дружбе, любви, лидерстве, самоутверждении и т.д.). Иногда социальные потребности делят на потребности «для себя» и «для других».
Творческими называют потребности, связанные с созиданием, преобразованием человеком окружающего мира, которые удовлетворяются в различных видах творческой деятельности - художественной, технической, научной.
Потребностями психологического развития и самосовершенствования называют потребности человека в самореализации, в развитии своих способностей, в приобретении определённых знаний, умений и навыков, в культурно-психологическом росте, в том, чтобы стать нравственно совершенной личностью и т.п.
2. По происхождению потребности делят на первичные и вторичные.
Первичными называют органические потребности. Они являются врождёнными. Однако у человека предметное содержание первичных потребностей, способы их удовлетворения являются общественно обусловленными, «приобретёнными» в течение его жизни.
Вторичными называют все остальные потребности человека - материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и самосовершенствования. Они формируются в течение жизни человека в процессе социализации6,7. Вторичные потребности могут побуждать активность человека вместе с первичными (например, потребность в красивой сервировке стола не имеет значения без потребности в пище), но нередко сам человек этого не осознаёт, поскольку в «фокусе» его сознания находится только вторичная потребность.
3. По временным характеристикам вторичные потребности делят на кратковременные и устойчивые.
Кратковременными называют потребности, которые возникают у человека под влиянием определённых факторов, периодически стимулируют его поведение в течение некоторого непродолжительного времени, а затем перестают актуализироваться.
Устойчивыми называют потребности, которые, сформировавшись, регулярно стимулируют соответствующее поведение человека на протяжении длительного времени. Именно такие потребности выступают как психические свойства, позволяющие достаточно чётко характеризовать личность человека. Их формирование происходит в деятельности и общении с другими людьми.
4. По «назначению» выделяют потребности сохранения и потребности развития.
Потребностями сохранения называют потребности, которые служат сохранению здоровья организма и нормальной жизнедеятельности личности (в пище, воде, сне, активности, сексе, безопасности, изобилии - как полноте удовлетворения органических потребностей и др.).
Потребностями развития называют потребности, которые служат развитию личности человека (в эмоциональных контактах, уважении и любви, самоуважении, самоактуализации, познании окружающего мира, самопознании и т.д.).
5. По иерархическому расположению выделяют следующие потребности (рис. 28).


Согласно автору приведённой «пирамиды» потребностей, каждая более высокая в иерархии потребность может быть удовлетворена лишь после удовлетворения всех предшествующих низших. Однако многие учёные, соглашаясь с тем, что данная «пирамида» соответствует иерархии потребностей гармонично развитой личности, считают это правило ошибочным. Действительно, оно не позволяет объяснять героические поступки человека, самопожертвование людей в годы лишений.

Наверняка каждый читатель сможет без особых усилий дать определение потребности. В бытовом общении мы используем это слово как синоним слов «нужда», «необходимость». И такое обыденное понимание не так уж далеко от научного.

Впрочем, понятие потребности изучается в большом количестве дисциплин, потому везде будут свои нюансы. Посмотрим, что говорит на эту тему психология.

Определение и разновидности

Итак, потребность - это ощущение недостатка в чем-либо, которое испытывает один человек или группа, объективная нужда, которая выражается субъективно. Такое противоречие между объективной надобностью и субъективным ее выражением ведет к состоянию дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения. Эти состояния человек может осознавать, а может и не осознавать, но, так или иначе, они будут проявляться в словах и поступках личности.

Мотивы, эмоции, потребности и интересы человека тесно связаны. Интересы и мотивы формируются на основе потребностей. Также они выступают как источник активной деятельности человека. Это значит, что для их удовлетворения человек осознанно и целенаправленно действует.

Связь с эмоциями проявляется в том, что, с одной стороны, определенная эмоция может выступать как побудительный мотив к деятельности, вызывать необходимость в ней, а с другой – напротив, потребность сама может порождать эмоции и чувства.

Какие потребности есть у человека? Без удовлетворения каких из них невозможно существование организма, а какие направлены на улучшение качества жизни? Единственный ли это критерий классификации?

Виды потребностей человека могут разграничиваться на самых разных основаниях. Так, в одной типологии выделяются первичные и вторичные потребности, в другой - социальные, материальные и духовные потребности. Из школьного курса обществознания наверняка вспомнится пирамида, организующая потребности по концепции . Довольно популярна также теория потребностей Макклелланда.

В этих типологиях довольно много сходств, но в каждой есть и свои особенности. Большое количество разнообразных классификаций, вероятно, объясняется тем, что все основные потребности человека связаны между собой и влияют друг на друга.

Самые объемные группы - это первичные потребности и вторичные. Почему они так называются? Первые присутствуют у человека от рождения и связаны с физиологической составляющей, они необходимы для выживания организма. Пища, вода, естественные нужды, размножение, отдых, безопасное убежище - таковы самые важные базовые потребности человека, данные ему природой.

Вторичные, наоборот, не врожденные, а приобретенные. Это уже психологические потребности: они формируются в процессе взросления человека, когда он все больше отделяется от живой природы, становясь личностью. Растет его способность к разным видам деятельности и увеличивается необходимость во взаимодействии с окружающими людьми: появляются потребность в общении, уважении, признании, самореализации…

В следующей классификации (впрочем, очень близкой к уже рассмотренной) уже насчитывается три группы: материальные потребности, духовные и социальные. Первые означают необходимость в жилище, одежде, пище и так далее, то есть в том, без чего опять-таки невозможно существование человека.

Вторые включают стремление к творчеству, знаниям, освоению культуры - неслучайно духовные потребности человека еще называют идеальными. Именно благодаря этой группе движутся вперед наука и искусство.

Наконец, последняя группа отражает общественное начало личности: это желание общения, общественной деятельности, признания своих заслуг другими. Социальные потребности человека очень многогранны, поэтому их делят на более мелкие подвиды.

  • «Для себя» - те личные потребности, которые человек удовлетворяет за счет окружающих. Сюда, конечно же, относятся желание самоутвердиться, обрести власть, авторитет, статус, найти свое место в социальной группе и тому подобные.
  • «Для других» - общение, помощь слабому, внимание к окружающим и забота о них. Высшая стадия развития такого рода надобностей - самопожертвование.
  • «Вместе с другими» - стремление к общечеловеческим целям: безопасности, свободе, коллективной работе ради единой цели и так далее.

Социальную и духовную группу иногда объединяют в одну - эмоциональные потребности.

Авторские концепции

Пирамида потребностей, созданная на основе исследований американского психолога Абрахама Маслоу, стала, пожалуй, самой популярной типологией. Потребности человека, по мысли Маслоу, организованы как иерархическая структура. Без устойчивого нижнего уровня (то есть удовлетворенных нужд и желаний) невозможно выстроить верхний.

Итак, прежде всего нуждаются в удовлетворении физиологические потребности. Что они собой представляют, уже должно быть ясно из предыдущих типологий: голод, жажда, баланс отдыха и движения, воспроизведение себе подобных.

Далее проявляется важность безопасности, которая подразумевает комфортные условия жизни в целом, без постоянных тревог и страхов. Таким образом, эти нужды (физиологические и экзистенциальные) не что иное, как первичные, по предыдущим классификациям.

На следующем уровне - принадлежность и любовь (общение, принятие другими и так далее). Затем следуют уважение и признание, общественное одобрение (вспомним о социальных потребностях из уже рассмотренных типологий). Еще выше - жажда познания и исследования, за ней идет удовлетворение чувства прекрасного.

На самой вершине - потребность в самовыражении и самоактуализации (те же самые духовные потребности человека). Маслоу считал, что осознанное желание самовыразиться возникает у очень немногого числа людей.

Такая иерархия потребностей кажется достаточно логичной, однако критики небезосновательно находят в ней множество спорных моментов. Так, уже сам исследователь говорил о том, что все индивидуально: представленная последовательность изменчива, и у разных людей некоторые уровни могут занимать другое место. Кроме того, затруднительно количественно выразить показатель, необходимый, чтобы перейти к следующему блоку пирамиды. Не проводились опыты, которые могли бы на практике доказать теорию Маслоу.

Мы упоминали теорию Дэвида Макклелланда. Она, если проводить аналогию с пирамидой Маслоу, сосредоточена на высших ее уровнях. Для Макклелланда были важны три стремления: к успеху, к власти и к сопричастности. Эта теория имеет ярко выраженную практическую направленность и особенно ценится представителями бизнеса, потому как дает много пищи для размышления в области управления персоналом, выбора лидера, выстраивания эффективной стратегии взаимодействия между сотрудниками, выбора действенных способов поощрения и наказания.

Интересна также концепция Генри Мюррея. Он также выстраивал иерархию, однако самой нетривиальной частью его теории оказалось выделение в структуре личности около двух десятков психогенных стремлений, которые свойственны каждой личности, но в разной степени. Среди них, например, (то есть завязывание отношений с другими), а также автономия (обратное аффилиации желание независимости).

Достижение выражает желание выигрывать и преодолевать препятствия, приобретение означает накопление материальных благ, созидание - это ощущаемая необходимость творить и создавать. Доминантность и выражены у тех, кто стремится контролировать и подчинять себе других, а также уничтожать конкурентов и подавлять их.

Целый комплекс стремлений связан с избеганием неприятностей: избегание неудач, избегание наказания, избегание опасности. Личность также испытывает необходимость того, чтобы ей уделяли внимание, а кроме того, нуждается в развлечениях, снятии стресса - «игре».

Все стремления могут как поддерживать друг друга, так и взаимно конфликтовать. Это, конечно же, отражается на поведении человека. Также важен фактор, который Мюррей называл давлением, то есть влияние среды. Автор: Евгения Бессонова

«Мы – это наши желания» - сказал однажды отец психоанализа Зигмундт Фрейд. Согласитесь, трудно с этим поспорить, ведь каждое желание берет свое начало в потребности, и поэтому именно потребности могут говорить за людей гораздо красноречивей, чем они сами. Проще говоря: «Скажи мне, что тебе необходимо, и я скажу тебе, кто ты» - перефразируем всем известную поговорку. Пробегитесь мысленно по кругу своих друзей и знакомых. С большей долей вероятности среди них найдется коллега, вечно ноющий о том, что он перерос свою должность, или подруга, одержимая идеей, во что бы то ни стало, выйти замуж. Да и мы сами, чего уж греха таить, иной раз так похожи в своих желаниях. И сколь уникальными мы бы ни были, но, как и многие, мы хотим быть сытыми, любимыми и уважаемыми людьми. Наверное, пришло время разобраться, какие потребности есть у человека.

В 1943-м году увидела свет, так называемая, теория мотивации Абрахама Маслоу, которая описала, какие бывают потребности у человека, и представила их в виде пирамиды с пятью ступенями. В ее основе легли базовые, физиологические потребности, на верхушке же расположились потребности духовные. Смысл теории заключается в поэтапной реализации потребностей – от простых к сложным. Проще говоря, до тех пор, пока мы не удовлетворим потребность соответствующую ступени, на которой мы находимся, то переход на следующую, более высокую, будет невозможен. Итак, какие потребности бывают у человека?

Физиологические потребности

К ним относятся самые примитивные, такие как: пища, питьё, жильё, одежда, сексуальное удовлетворение. Словом, всё то, что является базовым набором, способным обеспечить комфортную физиологическую сторону жизни человека. Неудовлетворенные низменные потребности человека становятся доминантой в его поведении, делая невозможным восхождение человека на вторую ступень пирамиды.

Потребность в безопасности и стабильности

Роль этой потребности в жизни человека столь велика, что в ходе ее изучения . К потребностям этого уровня была отнесена как потребность в безопасности самого индивида, основанная на инстинкте самосохранения, так и потребности более высокого уровня, такие как безопасность его близких, основанная на эмпатии. К ним так же можно отнести потребность в законности, системности и уверенности в будущем. Только спокойный и уверенный в завтрашнем дне человек начнет испытывать потребности следующего порядка.


Потребность в принадлежности

Говоря о потребностях в принадлежности, прежде всего стоит обратить внимание на потребность в обретении социальных и эмоциональных связей. К ним можно отнести потребность в общении, потребность быть частью общности – семьи, группы или трудового коллектива, испытывать привязанность, желание быть любимым и заниматься с кем-либо совместной деятельностью. Потребности этой ступени считаются переходными от примитивных к высшим.

Потребность в уважении

Для этой ступени характерны потребности, которые выделяют человека из общности и персонализируют его достижения. В первую очередь это потребность в самоуважении и признании со стороны значимых для индивида людей – родных, коллег, друзей. К потребностям этой ступени можно отнести так же доверие, обретение социального статуса и престижа, карьерное продвижение.

Потребность в самореализации

Потребности этой ступени считаются наивысшими и носят нравственный и духовный характер. К ним относится реализация накопленных знаний и умений, выражение себя в творчестве, развитие собственной личности и реализация своих целей.

На практике это выглядит приметно так: человек, удовлетворивший голод и обзаведшийся кое-каким жильем, начинает подумывать, с кем бы это жилье разделить, и создает семью. Тем самым, совершает переход на более высокую ступень своей собственной потребностно-мотивационной пирамиды шаг за шагом, до тех пор, пока не найдет достойную работу и не добьется признания и уважения. Такой человек доберется до самой ее верхушки. Все удовлетворенные потребности упраздняются сами собой и открывают дрогу новым, более высокого порядка, при этом , тем самым, человек растет и совершенствуется. Но иногда в этой отлаженной системе что-то ломается. Не реализовав свою потребность в чем-то важном, человек рискует «застрять» на достигнутом, и преждевременно завершить свое восхождение к вершине этой условной пирамиды.

И если Вы до сих пор не понимаете, почему Вашу одинокую сотрудницу больше занимают банальные сплетни о новом симпатичном начальнике отдела, чем обсуждение выставки концептуального искусства, просто вспомните, какие потребности есть у человека. И не требуйте большего от того, кто пока ещё не ступил с Вами на одну ступень.