Правильный массаж для ребенка в первые три месяца жизни

Мамин массаж детям от 1,5 до 3 месяцев и от 3 до 4 месяцев

Итак, вы ознакомились с приемами массажа, лежащими в основе всех комплексов упражнений, которые мы рекомендуем для занятий с детьми. Напоминаем: возрастной комплекс можно выполнять только при наличии соответствующих предпосылок, т. е. нужно быть абсолютно уверенным, что ребенок здоров и его нервно-мышечный аппарат созрел для выполнения упражнений. В противном случае набор упражнений должен быть индивидуальным. Для занятий с младенцами необходимо положить на стол вчетверо сложенное одеяло, клеенку и пеленку.

От 1,5 до 3 месяцев

Если ваш ребенок здоров, спокойно реагирует на то, что вы держите его раздетым 1-2 мин, улыбается в ответ на вашу улыбку, прислушивается к звучанию погремушки, сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, пытается поднять голову, когда лежит на животе, и если вы прислоните свою ладонь к его пяткам, разгибает ноги, как бы пытаясь отползти, то ему уже вполне можно начинать делать массаж.

Так как в этом возрасте у малышей повышенный тонус мышц (их готовность к сокращению), рекомендуется делать только поглаживающий массаж и рефлекторные упражнения.

Комплекс № 1

1-Поглаживающий массаж ног.
2-Поглаживающий массаж рук.
3-Укладывание на живот.
4-Массаж спины.
5-Массаж живота.
6-Массаж стоп. Рефлекторные упражнения для стоп.
7-Рефлекторное разгибание позвоночника в положении на боку.
8-Укладывание на живот.
9-Рефлекторное ползание.

Техника выполнения

1-Поглаживающий массаж ног.

Исходное положение - ребенок лежит на спине, ногами к вам. Возьмите левую ногу ребенка в свою левую руку. Действовать будут указательный, большой и средний пальцы (безымянный палец и мизинец можно загнуть). Указательный палец разместите вдоль задней поверхности голени ребенка, а средний и большой - по боковым поверхностям стопы. Теперь ножка оказалась в своеобразном замке, т. е. хорошо зафиксирована, а суставы свободны. Этот прием особенно пригодится вам в дальнейшем, когда ребенок подрастет и станет более подвижным, а делать массаж и упражнения необходимо точно, так как мы воздействуем на определенные мышцы.

Можно (особенно у самых маленьких) зафиксировать ножку и другим способом - дать малышу возможность ухватиться своей стопой за средний палец вашей руки (указательный палец при этом будет на тыльной стороне, а средний на подошве).

Итак, зафиксировав левой рукой левую ногу, начинайте осторожно поглаживать правой рукой наружную и заднюю поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя каждый раз коленную чашечку (чтобы избежать толчков в области коленного сустава). Затем переходите к массажу правой ноги: держите ногу ребенка правой рукой, а массируйте левой. Во время процедуры движения в вашем правом лучезапястном суставе идут против часовой стрелки, а в левом - по часовой. Приемы поглаживания повторяем 8-10 раз.

2-Поглаживающий массаж рук.

Исходное положение - ребенок на спине, ногами к взрослому. Вложите большой палец правой руки в правую руку ребенка. Левой рукой осторожно поглаживайте руку ребенка от кисти к плечу, стараясь обойти локтевой сустав (движения такие же, как при массаже ног).

3-Укладывание на живот.


Руки ребенка должны находиться под грудью, лицо слегка повернуто в сторону. При этом срабатывает защитный рефлекс - ребенок поднимает голову, заставляя работать мышцы спины.

4-Массаж спины.


Исходное положение - ребенок лежит на животе, ногами к взрослому, руки под грудью. Поглаживая спину тыльной стороной обеих ладоней, продвигайтесь от ягодиц к голове, а затем поверните руки ладонями вниз и поглаживайте спину от головы к ягодицам.

До 3 месяцев, когда ребенок еще неустойчиво сохраняет положение на животе, удобнее массировать спину одной рукой, другой придерживая ноги.

5-Массаж живота


Поглаживание. Исходное положение - ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Ладонью правой руки по ходу часовой стрелки поглаживайте живот ребенка, не надавливая на область печени (край печени располагается справа под ребрами) и не задевая половых органов у мальчиков.

Растирание. Ладони обеих рук подведите под поясницу ребенка, затем обе руки одновременно перемещайте по ходу наружных косых мышц живота, начиная с боков до соединения ладоней над пупком ребенка. Это растирание косых и поперечных мышц.

Для растирания прямых мышц живота (укрепление пупочного кольца) обе ладони поместите на животе ребенка около пупка и, двигая руки одну вверх до ключиц, другую вниз до лобка ребенка, растирайте прямые мышцы. Заканчивайте массаж поглаживанием.

6-Массаж стоп. Рефлекторные упражнения для стоп .


Исходное положение - ребенок на спине, ногами к взрослому. Возьмите левой рукой левую ногу ребенка так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растирайте стопу. Указательный и средний пальцы при этом лежат на наружной поверхности стопы. Ими похлопывайте ее тыльную сторону.

Сгибание и разгибание стоп. Исходное положение - то же, что и при массаже стоп.

Держа ногу ребенка между большим и указательным пальцами левой руки, кончиком правого указательного пальца нажмите на ступню малыша у основания пальцев, в ответ на это он сгибает стопу. Затем таким же коротким нажимом указательного пальца на пятку в области прикрепления ахиллова сухожилия стимулируйте разгибание стопы (такого же эффекта можно достигнуть похлопыванием по подошвенной поверхности указательным и средним пальцами от пятки по направлению к пальцам).

Можно вызвать круговые движения в голеностопном суставе, поглаживая кончиком указательного пальца круговой мышечный валик стопы в том и другом направлении.

Все эти упражнения способствуют формированию нормального свода стопы.

7-Рефлекторное разгибание позвоночника в положении на боку.


Исходное положение - ребенок лежит на правом боку, ногами к взрослому. Левой рукой придерживайте таз ребенка, а правой (большим и указательным пальцами) осторожно ведите снизу вверх по околопозвоночным линиям. В ответ на это воздействие ребенок прогибает позвоночник вперед.

То же самое проделайте в положении ребенка на левом боку, только придерживайте малыша правой рукой, а ведите вдоль позвоночника левой.

Запомните!

А) Это упражнение рефлекторное, и если рефлекторная возбудимость у ребенка понижена, то упражнение не получится.

Б) Рефлекторные упражнения не повторяются многократно, так как рефлексы угасают.

В) Ни в коем случае не пытайтесь раздражать кожу в области остистых отростков - это очень больно. Воздействовать следует только по околопозвоночным линиям. (Околопозвоночные линии - это линии, параллельные центральной линии позвоночника, идущей от затылка до крестца.)

8-Укладывание на живот (см. описание выше).

9-Рефлекторное ползание.


К 2—3 месяцам у ребенка постепенно угасает рефлекс врожденного ползания. Но пока он еще существует, его можно использовать для упражнения мышц, разгибающих ноги. Это поможет ребенку лучше подготовиться к прямохождению.

Рефлекторные упражнения не только помогают укреплять мышцы, но и служат своеобразным диагностическим тестом: если не получается рефлекторное упражнение, значит, у ребенка что-то не в порядке и его нужно показать врачу.


Исходное положение - малыш лежит на животе, ногами к взрослому, бедра притянуты к животу, голени - к бедрам (обычная поза ребенка в возрасте до 2,5-3 месяцев). Осторожно, не прикасаясь к стопам, подведите четыре пальца обеих рук под тыльную поверхность стоп ребенка, вслед за этим большими пальцами прикоснитесь одновременно к обеим его стопам. В ответ на прикосновение ребенок энергично отталкивается, разгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах и продвигаясь при этом вперед, если руки взрослого плотно прижаты к столу. Если руки взрослого не на столе, ползания не получится - ребенок будет просто отталкивать руки массажиста, а сам останется на месте.

Прикасаться к стопам следует только тогда, когда они зафиксированы, иначе ребенок может соскользнуть со стола.

От 3 до 4 месяцев

Ваш ребенок уже тянется за игрушкой, пытается повернуться на бок, хорошо держит голову, лежа на животе (опираясь при этом на предплечья) и находясь в вертикальном положении на руках взрослого, а если взять его под мышки, крепко опирается ногами о стол. Малыш может развести руки в стороны и сложить их на груди, значит, тонус мышц-сгибателей уже снизился настолько, что возможны пассивные движения и можно переходить к комплексу № 2. Но если тонус все еще повышен, усложнять (проводить) занятия нельзя, надо обратиться к врачу.

В этом возрасте для массажа рук и ног вводятся новые приемы - растирание и разминание.

Комплекс № 2

1-Скрещивание рук на груди.

2-Массаж рук.

3-Массаж ног.

4-Поворот со спины на живот при поддержке за левую руку.

5-Массаж спины.

6-«Положение пловца» (разгибание головы назад в положении на весу).

7-Массаж живота.

8-Массаж стоп. Рефлекторные упражнения для стоп.

11-Поворот со спины на живот при поддержке за правую
руку.

Техника выполнения

1-Скрещивание рук на груди.


Исходное положение - ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Вложите свои большие пальцы в его ладони, остальными пальцами придерживайте кисти. Руки ребенка разведите в стороны на 90° по отношению к туловищу, а затем сведите. При перекрещивании сверху должна ложиться попеременно то левая, то правая рука. Движения повторяйте 6-8 раз. Темп их ускоряется и замедляется постепенно.

Это упражнение пассивное и предназначено для развития мускулатуры рук и плечевого пояса. После 4 месяцев можно не придерживать кисть ребенка, приучая его самостоятельно держаться за пальцы взрослого.

Данное упражнение очень полезно: во-первых, укрепляются мышцы рук и кисти (ребенок лучше будет хватать и держать игрушки), во-вторых, малыш учится правильно и ритмично дышать, в-третьих, когда он начнет понимать слова, сформируется связь движений со словами «вдох» и «выдох».

2-Массаж рук.


Сначала проводится поглаживание (уже вам знакомое), а затем растирание и разминание. Держа в левой руке левую руку ребенка, сначала одним, потом двумя и тремя пальцами растирайте ее. Затем следует разминание и опять поглаживание.

3-Массаж ног .

Проводится так же, как описано в комплексе № 1. Последовательность приемов: поглаживание, растирание, разминание, поглаживание.

4-Поворот со спины на живот при поддержке за левую руку. Большим, указательным и средним пальцами правой руки зафиксируйте голени ребенка снизу (чуть-чуть повыше голеностопных суставов), а большой палец левой руки вложите в левую руку ребенка, дайте ему ухватиться. Правой рукой двигайте ноги ребенка так, чтобы его таз слегка повернулся вправо. Вслед за этим ребенок повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону (рефлекс на поворот таза). Осторожно помогайте ему, держа за руку, завершить поворот и оказаться в положении на животе, руки под грудью.

Второй поворот на живот влево выполняется точно так же, только ноги фиксируются пальцами левой руки и движение таза идет влево.

Упражнение пассивно-активное и основано на врожденном вестибулярном рефлексе. Работают мышцы таза, плечевого пояса и всего туловища.

Последовательность отдельных моментов, составляющих данное сложное упражнение, такая же, как и при самостоятельном поворачивании здорового ребенка со спины на живот в более позднем возрасте (4,5-5 месяцев):

1) малыш запрокидывает одну ногу на другую;

2) поворачивает голову и плечевой пояс в ту же сторону (вестибулярный рефлекс);

3) вытаскивает из-под себя руку и ложится на живот.

Не следует тянуть малыша за руку и ноги одновременно - тогда он не научится сам поворачиваться на живот. Кроме того, ослабленные дети изобретают свой механизм поворота: лежа на спине, ребенок упирается затылком и ягодицами в стол, на котором лежит, прогибает позвоночник вперед, изменяет положение центра тяжести и переворачивается на живот. В результате усиливается поясничный лордоз, что нежелательно.

5-Массаж спины.

После 3 месяцев массируйте спину двумя руками и добавляйте другой прием массажа: разминание.

Тремя пальцами обеих рук (указательным, средним и безымянным) делайте одновременно круговые и поступательные движения, энергично разминая длинные мышцы (расположенные по обеим сторонам позвоночника) в направлении от поясницы к шее. Заканчивайте процедуру поглаживанием.

6-«Положение пловца»


(разгибание головы назад в положении на весу). Исходное положение - ребенок лежит на животе, ногами к взрослому. Зафиксируйте правой рукой ноги ребенка в нижней части голеней так, чтобы большой палец лег слева, указательный - между ногами, а остальные - справа. Приподнимая правой рукой ноги, подведите левую ладонь под грудь и поднимите ребенка над столом.

Малыш принимает положение пловца, лежащего на воде: голова и плечевой пояс приподняты, позвоночник в состоянии разгибания. Это упражнение активное. Оно осуществляется на базе безусловного рефлекса, проявляющегося к 2,5 месяца жизни. Работают все мышцы спины, разгибатели позвоночника, бедра и голени. Упражнение проводится один раз и длится несколько секунд.

7-Массаж живота (см. комплекс № 1, упражнение 5).

8-Массаж стоп. Рефлекторные упражнения для стоп (см.
комплекс № 1, упражнение 6).

9-Вибрационный массаж грудной клетки.

Этот вид массажа будет полезен не только как оздоровительный, но и в тех случаях, когда малыш нездоров (респираторные заболевания, кашель, насморк).

Исходное положение - ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Обхватите грудь ребенка так, чтобы большие пальцы легли спереди на уровне сосков, к наружной стороне от них (не надавливайте на грудь!), а остальные пальцы - сзади по околопозвоночным линиям. Затем снизу вверх производите быстрые ритмичные движения (как бы играя на клавишном музыкальном инструменте). Если вы все сделали правильно, ребенок весело смеется; если же ему что-то не нравится, значит, вы делаете массаж слишком энергично и он испытывает болевые ощущения.

10-Сгибание и разгибание рук (бокс).


Исходное положение - ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Дайте малышу ухватиться за ваши большие пальцы (остальными пальцами вы будете поддерживать кисти ребенка в случае необходимости) и попеременно сгибайте и разгибайте его руки в локтевых суставах, т. е. при сгибании одной руки другая разгибается, и наоборот. При разгибании двигайте руку ребенка вперед и к средней линии, слегка приподнимая плечо. При сгибании пальцы взрослого должны прикасаться к плечу ребенка, но не к груди. Таким образом, во время упражнения ребенок слегка поворачивается с боку на бок.

Упражнение пассивное, но может быть и активным. Работают сгибатели и разгибатели рук и мышцы плечевого пояса.

11-Поворот со спины на живот при поддержке за правую руку (см. упр 4).

Продолжение следует!

Голубева Лидия Георгиевна
Прилепина Ирина Антоновна

Массаж для детей — это мягкое, размеренное поглаживание тела ребёнка своими руками. Вы можете использовать масло или , чтобы руки могли плавно скользить по кожному покрову крохи.

Как часть процесса массажа, можете нежно манипулировать лодыжками вашего ребёнка, запястьями и пальцами, тем самым проводя пассивную суставную гимнастику. Во время массажа говорите мягко, гулите или пойте своему малышу. Это сделает ваши манипуляции ещё более успокаивающим для младенца.

Успокаивающие поглаживания руками активизируют производство гормона счастья, окситоцина, у всех участников сеанса массажа.

Положительные свойства массажа грудным детям

Есть много достоинств детского массажа, которые могут оказать положительное воздействие не только на новорождённого ребёнка, но и на его родителей.

Массаж поможет вашему ребёнку:

  • развиваться физически, когнитивно, социально;
  • оставаться расслабленным и не расстраиваться;
  • плакать и суетиться меньше;
  • спать лучше.

Одно исследование показало, что массаж новорождённого может помочь ему быстрее оправиться от желтухи.

Сеансы массажа особенно полезны для недоношенных детей, по результатам чего будет наблюдаться несколько улучшений:

  1. Более быстрая прибавка массы тела, особенно при использовании масел. Массаж активизирует ключевой нерв, называемый блуждающим, который соединяет мозг с главными частями организма, включая желудок. Активизация этого нерва улучшает пищеварение и опорожнение кишечника, помогая малышу набирать массу тела.
  2. Стабильная частота сердечных сокращений. Массаж улучшает функционирование нервной системы, которая регулирует работу наших органов. Таким образом, массаж может помочь поддерживать постоянную частоту сердечных сокращений ребёнка.
  3. Более спокойное поведение при стрессе и боли.
  4. Более стабильная деятельность мозга. Преждевременно рождённые дети, получающие массаж, как правило, имеют нормально развивающуюся активность мозга. У недоношенных детей, которым не делали массаж, наблюдается снижение активности мозговой деятельности.

Массаж малышу от 0 до 3 месяцев заключается, прежде всего, в том, чтобы тренировать тело ребёнка для различных движений, снижать ног, рук, а также активно развивать шейные мышцы, усиливая верхние грудные, спинные мышцы и плечевой пояс.

Массаж ребёнку в 1 месяц проводится также для того, чтобы способствовать нормальному функционированию внутренних органов, расслаблению мышц и улучшению метаболизма.

Непозволительны резкие и жёсткие надавливания, когда делается массаж месячному ребёнку. Особенно это значимо при массировании лица и головы малыша. Ведь кости младенца ещё только формируются, и они весьма чувствительны и хрупки.

  • массаж для грудничков с 1 месяца включает в себя мягкие поглаживания, потихоньку переходящие на лёгкие надавливания;
  • массаж ребёнку в 2 месяца содержит мягкие поглаживания, а также может включать растирание, разминание и вибрацию. Массаж для 2-месячного ребёнка предназначен для ослабления колик, расслабления мышц ног, рук, ещё находящихся в тонусе. Также массаж должен способствовать успокоению нервной системы. Растирания следует проводить осторожно, потому что кожа детей ещё очень нежная и тонкая. От растираний следует воздержаться, если вы заметили на кожном покрове младенца высыпания;
  • регулярный массаж для ребёнка в 3 месяца позволяет предотвратить появление , и колик, благотворно влияет на состояние нервной системы, укрепляет мышцы и суставы, улучшает кровообращение. Массирование ладоней и ручек оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики, следовательно, на речевые и когнитивные навыки ребёнка в будущем. Общий массаж для трёхмесячного ребёнка включает мягкие поглаживания, растирания и гимнастические упражнения.

Как сделать массаж для новорождённых в домашних условиях?

Прежде чем решать, как делать массаж новорождённому, выберите место, которое безопасно для массажа малыша. Оно должно быть комфортно и для вас, чтобы удобно было помассировать ребёнка, и для самого младенца.

До той поры, пока ваш малыш не умеет переворачиваться или много двигаться, нужно просто удостовериться, что он лежит на устойчивой поверхности.

Как только ребёнок сможет переворачиваться, лучше выбрать поверхность, с которой он не сможет упасть. Младенцы могут перевернуться в мгновение ока, особенно если ребёнок покрыт маслом и будет скользким.

Середина кровати или даже пол вполне подойдут. Просто положите под ребёнка чистое полотенце или простыню. И никогда не оставляйте младенца без присмотра.

Удостоверьтесь, что в помещении комфортная температура, нет прямых воздушных потоков или сквозняков. Если погода жаркая, не делайте ребёнку массаж непосредственно под вентилятором или под прямым ударом кондиционера. Младенцу не понравится массаж, если он почувствует холод.

Поскольку это особенный момент для вас и вашего ребёнка, удостоверьтесь, что в помещении нет отвлекающих моментов. Если есть домашнее животное, уберите его в другую комнату и переведите свой мобильный телефон в беззвучный режим. Возможно, вы даже захотите включить расслабляющую музыку на низкую громкость, чтобы ребёнок мог услышать, как с ним общаются.

Имейте всё, что пригодится для массажа, под рукой.

Необходимо подготовить:

  • масло для массажа;
  • полотенца, чтобы вытереть излишки масла или крема;
  • одежду для переодевания ребёнка;
  • обычный набор для смены подгузников;
  • ребёнка и полотенце, если вы купаете малыша после массажа.

Как делать массаж новорождённому? Основные приёмы массажа

Младенцы любят установленный распорядок и повторения.

Поэтому если вы каждый раз массируете своего ребёнка одинаковым образом, он знает, чего ожидать, и наслаждается процедурой.

  1. Начните массаж младенца с ног, постепенно переходя к телу, заканчивая головой. Ноги — отличное место для начала сеанса массажа, потому что грудничок привык, что его ног касаются, когда меняют подгузник.
  2. Налейте несколько капель крема или масла на руки. Нагрейте масло или крем, растирая его между ладонями.
  3. Очень аккуратно втирайте его в кожу малыша, начиная с ног.
  4. Продвигайтесь по ногам. Затем можно мягко погладить от бедер до пальцев ног.
  5. Следуйте такой же очередности и на руках. Массируйте их от плеч до пальчиков. Массаж полезно сочетать с лёгкими упражнениями.
  6. Упражнение для пальчиков рук. Легонько зажмите какой-нибудь пальчик между своими большим и указательным пальцами и медленно согните и разогните его. Повторите с каждым пальчиком. Такие упражнения полезно сопровождать потешками.
  7. Упражнения для грудной клетки и животика включают круговые поглаживания по часовой стрелке. Круговые поглаживания животика, сделанные с нежным давлением, помогают пище перемещаться по пищеварительному тракту.
  8. Держите ноги ребёнка ниже колена и, поднимая ноги вверх, осторожно нажимайте коленями на живот. Это поможет выйти лишним газам.
  9. Закончите массаж передней части тела ребёнка обширными поглаживаниями от груди до бёдер.
  10. Поверните малыша на живот, чтобы помассировать спину. Используйте большие круговые движения против часовой стрелки, поднимаясь по спине от её основания к плечам.

    Не надавливайте на область позвоночного столба. Это может навредить вашему ребёнку.

  11. Закончите массаж спины поглаживаниями с большой амплитудой от плеч до бёдер, как вы это делали на передней части тела.

Массаж головы ребёнка

В Индии никакой детский массаж не делается без массажа головы.

Некоторые дети больше любят, когда касаются их головы, чем какой-либо другой части тела.

Если ваш ребёнок является одним из тех, кому не нравится прикосновения к голове, не настаивайте на таком массаже. Подождите, пока малыш немного вырастет, а затем повторите попытку. По мере того, как ребёнок станет более знаком с массажем, он может полюбить и массаж головы тоже.

Как следует массировать голову ребёнка?

Необходимо быть очень нежным с головой новорождённого, так как кости черепа ещё не срослись.

При осмотре можно заметить мягкие места, которые иногда пульсируют. Они называются родничками. Есть два родничка, один расположен на темени (большой родничок), другой — на затылке (малый родничок) ребёнка. Задний родничок закрывается, когда вашему малышу около 6 недель, но родничок на верхушке головы закрывается к 18 месяцам.

В первые шесть недель не делайте надавливающих движений, проводя массаж головы. Просто погладьте мягко все части головы с использованием масла, дайте ему впитаться самостоятельно.

Как только голова ребёнка закостенеет, вы можете мягко надавливать пальцами, делая маленькие круговые движения, продвигаясь вокруг головы малыша.

Но никогда не применяйте давление к верхней части головы младенца, где более крупный родничок еще мягкий.

Роднички закрываются и твердеют сами по себе, так как кости головы ребёнка растут и срастаются между собой.

Пока ребёнок не умеет держать голову самостоятельно, наносите масло на голову, когда малыш лежит на спине. Так любое масло, которое капает, не упадет на его лицо. Когда ребёнок самостоятельно держит голову, вы можете наносить масло, когда он лежит на животе. Это сделает положение для упражнений ещё более удобным.

Если у малыша есть себорейный дерматит, не вычёсывайте корку во время нанесения масла. Вы обнаружите, что если масло оставить на голове ребёнка на ночь, это поможет смягчить корку, которая затем может отпасть сама собой при купании, либо во время мытья головы или расчёсывания волос ребёнка.

Даже если это не так, себорейный дерматит не мешает малышу и весьма распространён среди детей. Он часто проходит сам, когда малыш вырастает.

Вычёсывая корочку, вы рискуете повредить кожу головы и занести инфекцию.

Как часто нужно делать массаж?

Традиционно ребёнку делается массаж каждый день перед или после купания. Некоторые родители в первые три месяца делают массаж два раза в день. Но идеального количества сеансов массажа нет.

Как часто вы это делаете, зависит от времени, которое есть, и от самочувствия ребёнка во время массажа. Если вы — работающая мама, то, вероятнее всего, ежедневно делать массаж малышу будет трудно.

Даже если ребёнок получает массаж только время от времени, все преимущества массажа будут иметь свое действие.

Продолжительность сеанса массажа

Продолжительность массажа изменяется с возрастом ребёнка. Некоторые малыши любят его с самого рождения, и тогда на массаж всего тела уходит до 30 минут.

Если вашему малышу изначально массаж не нравится, делайте сеансы короткими. Когда ребёнок начнет ползать или ходить, вы сможете заметить, что он не захочет так долго лежать. Тогда нужно сделать массаж в течение 5 — 10 минут.

Просто «читайте» знаки, которые подает ваш ребёнок. Они сообщат вам, нравится ему массаж или нет.

Делайте массаж ребёнку, когда он не голоден и не устал. Так массаж ему понравится больше. Это может происходить в любое время дня.

Младенцы любят предсказуемость, поэтому если вы делаете что-либо в одинаковое время и в одинаковой последовательности, они чувствуют себя в безопасности и счастливыми. Например, если вы начинаете с массажа, затем следует купание, кормление и, наконец, сон, ребёнок научится распознавать этот порядок действий и будет ждать его.

Это может быть трудно сделать с новорождённым, когда необходимо частое кормление и младенец практически все время спит. Когда он вырастет и будет больше времени бодрствовать, вы сможете не торопиться.

Поскольку массаж расслабляет ребёнка, можете даже сделать его частью ритуала подготовки ко сну. Массаж перед сном поможет малышу расслабиться после активного дня и успокоиться, быть готовым к отдыху.

Если младенец часто плачет ночью, вечерний массаж сможет помочь уменьшить вероятность плача. Со временем вы лучше узнаете ребёнка и сможете найти подходящее время для массажа и купания. Пусть малыш станет вашим проводником.

Когда массаж противопоказан?

Если у ребёнка сыпь, не наносите крем или масло на кожу без предварительной консультации с доктором.

Если станет понятно, что сыпь вызвана кремом или маслом, которые использовали для массажа ребёнка, прекратите его использовать, обратитесь к доктору, чтобы узнать, какие масла или кремы подойдут вашему малышу лучше всего.

Некоторые эксперты считают, что лучше не проводить массаж, когда у ребёнка или он болен. Другие же утверждают, что нежный массаж во время вирусного заболевания может помочь унять боли в теле.

Если у ребёнка повысилась температура, посоветуйтесь с доктором, прежде чем делать массаж.

Всегда принимайте и объясняйте для себя сигналы от ребёнка. При болезни он может стать суетливым и отказаться от массажа. С другой стороны, если ваше прикосновение облегчит боль в теле, малыш сможет успокоиться, быстрее заснет с вашими нежными поглаживаниями.

Если лихорадка ребёнка возрастает, он может почувствовать холод. Так что вы можете просто погладить и порастирать его поверх одежды, не раздевая. Однако, если лихорадка снижается, малыш может чувствовать жар и предпочтёт снять одежду.

Следите за ребёнком. Всегда старайтесь понять, что делает его состояние наиболее комфортным.

Зимой также надо проводить массаж. Но малышу это понравится, только если он не почувствует холода. Поэтому удостоверьтесь, что в помещении достаточно тепло, прежде чем раздевать ребёнка.

Как делать массаж грудничку, во многом определяется самим ребёнком. Умение читать сигналы его поведения является важнейшим из моментов массажа. Ваш ребёнок сам покажет, когда он должен закончиться, какие поглаживания малыш любит, а какие — нет.

Исходное положение: тоже. Ноге следует придать положение легкого сгибания в суставах, для лучшего расслабления мышц.

Ладонью одноименной (с ногой) руки, массажист берет ногу ребёнка за голеностопный сустав. Поверхностное поглаживающее движение проводится ладонью другой руки по наружной и задней поверхности голени и бедра, по направлению от ступни к паховой области. Над областью коленного сустава, рука проходит снаружи и снизу с наименьшим давлением или приподнимается над суставом.

Делается 8-10 поглаживающих движений.

Массаж стоп

Сначала, осуществляется поглаживание тыльной поверхности стопы. Массажист, поддерживает ногу ребёнка одноименной рукой, а большим и указательным пальцами другой руки, делает поверхностные поглаживающие движения тыльной поверхности стопы, от ногтей пальцев ножки к голеностопному суставу (вверх).

Затем делается поглаживание боковых поверхностей стопы, так же, как и тыльной поверхности.

После этого, делается поглаживание подошвенной поверхности стопы, которое выполняется в направлении от пальцев ноги — к пятке.

Поглаживания делаются 5-6 раз.

После поглаживающих движений можно применить прием растирания. Растирание тыльной поверхности стопы делается указательным пальцем, при этом палец «рисует» на стопе спираль, то есть осуществляется спиралеобразное растирание. Растирание боковых поверхностей и подошвы стопы делается аналогично.

Растирания делаются 4-6 раз. После приема растирания обязательно нужно сделать 3-4 поглаживающих движения.

Рефлекторное упражнение для стоп

Исходное положение: ребёнок лежит на спине.

Делается упражнение 2-4 раза. Указательным пальцем слегка надавливают на подошву стопы ребёнка, у основания первого-третьего пальцев стопы, при этом ребенок сгибает пальцы ноги. Это нижний хватательный рефлекс.

Упражнение для отведения стопы. Массажист пальцем делает штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам. При этом происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение второго-пятого пальцев с отведением стопы. Это рефлекс Бабинского.

Массаж живота

Исходное положение: ребёнок лежит на спине.

Выкладывание ребенка на живот

Исходное положение: ребенок лежит на животе так, чтобы его ручки находились перед грудной клеткой, голова слегка повернута в сторону, под грудь ребёнка можно подложить валик их пеленки. Упражнение лучше делать с 2-2,5 месяцев.

В таком положение ребенок пытается поднимать и удерживать голову, в поднятом состоянии. Продолжительность упражнения 15-20 секунд.

Массаж спины

Исходное положение: ребёнок лежит на животе ногами к массажисту, руки под грудью, голова слегка повернута на бок. Возраст ребенка старше 2,5 месяцев.

Движения должны быть поверхностными поглаживающими, кисть массажиста расслаблена. Движения делаются: в начале от надплечий, вдоль и по обеим сторонам позвоночника, огибают внутренний и нижний край лопаток, заканчиваются на границе подмышечной области. Затем делаются движения в направлении о шеи к крестцу и далее в обратном направлении он крестца, параллельно позвоночнику вверх и в сторону.

Массажные движения делаются 4-6 раз.

Рефлекторное упражнение «пловец»

Массажист одной рукой обхватывает голеностопные суставы ребёнка, вторую проводит под живот и приподнимает ребёнка над поверхностью стола. При этом ребёнок рефлекторно отводит голову и плечи назад. Это лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову. Делается один раз.

Упражнение «поисковый рефлекс»

Делается 1-2 раза.

Нежно погладьте щёчку ребёнка своим указательным пальцем, и малыш сразу же повернет голову в эту сторону.

Рефлекторное упражнение «ползание»

Исходное положение: ребёнок лежит на животе.

Массажист плотно приставляет свои ладони к пяткам малыша. Малыш поднимает голову и отталкиваясь от рук массажиста, пытается поползти вперед. Это упражнение укрепляет и тренирует мышцы спины.

Рефлекторное упражнение » ходушки»

Исходное положение: массажист удерживает ребёнка двумя руками за грудную клетку, в вертикальном положении над поверхностью стола.

Массажист опускает ребёнка так, чтобы его стопы коснулись поверхности стола. Ребёнок при этом будет пытаться оттолкнуться от поверхности стола, как бы выпрыгивая вверх и делая переступания ножками. Достаточно нескольких шагов. Это рефлекс опоры и автоматической походки.

открываем угадайку к очередному писательскому конкурсу. основная тема - Группа, усложняющих элементов ноль.
рассказы тут
12 конкурсных + 3 вне
авторы вот
Юка
Ящер
Аноним
Арсалана
Некоторые люди
Надин Губер
Божья Коровка
Айрини
Му-Му
Зоя Калашникова
Коза Агата
Инесса Федоровна

Поехали! (и махнул рогОм!)

269

Вероника Соловых

Рассудите права я или нет.
Мои родители и бабушка живут в 30 км от нас. Машина есть. Каждые выходные они приезжают в наш город. То в театр, то в гости к родственникам, то на выставку какую, то погулять просто, кафе, тц там....то есть как бы расстояние не проблема совсем. Раньше заезжали к нам периодически. Ну раз в 2-3 недели где-то. 2 минуты потискают внучку, кофе попьют и дальше тусить. Оставляя мне грязные чашки. Ну ладно, я не в обиде. Помогают все таки - привозят иногда подгузники, ползуночки. Ок.
Т.е. в основном мы с мужем одни занимаемся ребёнком. Точнее муж весь день на работе, он с детем вечером. А я днем. Ребёнок днем не спит практически. Ну вот не уложишь никак. Регресс сна, зубы еще намечаются... То есть я не могу порой спокойно поесть, помыться, прибраться по дому, и, извините, в туалет сходить, потому что стоит исчезнуть из поля зрения, сразу ор...
Ну ладно. Последний раз родители с бабушкой приезжали 8 марта. Как оказалось, у матери была температура, но бабушка (старики как дети) закапризничала "почему это мы не поедем" и они приехали. И ребёнок заразился и заболел. Потом от неё я. Потом муж.
Я спокойно, но всё-таки высказала матери, что, мол, если болеете, не надо приезжать. Ребёнку 4 месяца тогда было. Лечить толком ничем нельзя. Сопли рекой, температура. Ну вот нахрена это??? Почему нельзя было визит на неделю передвинуть. Что за слезы от бабушки на пустом месте?! Что за капризы? Как детё...
Ну ладно. С тех пор не приезжают. Видимо обиделись, хотя я спрашивала, говорят нет.

Так вот. Как я уже сказала, ребёнок не спит. Весит она уже 8 кг. Таскать тяжело. Плюс после беременности у меня грыжа. Устаю. Хочется посидеть просто в тишине попить горячий чай. Думаю, многие поймут меня. Бабушка звонит иногда. Я чисто физически не всегда могу ответить. То кормлю и ребёнок только только начинает закрывать глаза... Конечно, я надеюсь, что он уснёт и не беру трубку. То мы купаемся. То ещё что-то. Да даже просто я могу, извините, сидеть на унитазе. Или мыть попу ребёнку. Да мало ли что...нет. Она начинает безостановочно названивать пока я не возьму трубку. А взяв, она начинает как со школьницей со мной отчитывать меня "ТЫ ПОЧЕМУ НЕ БЕРЁШЬ ТРУБКУ! Я ЗВОНИЛА!"
Желание разговаривать пропадает, конечно. Заезжать родители перестали щас. Хотя на фото в соц.сетях я вижу, что они регулярно в нашем городе бывают. Я же могу дойти только до ближайшего магазина, вот и все развлечения мои))). Настроение портится, конечно. Но я никому не жалуюсь, я не высказываю недовольство. Я занимаюсь своими обязанностями и никому не навязываю своего ребёнка. Занимаемся им только я и мой муж.
Так вот звонит мама, я начинает с претензий, "что вообще происходит??? Что у тебя с настроением??? ты не звонишь! не пишешь! я-то вот звоню тебе!" А когда мне звонить? Регресс сна, зубы наметились..дете не спит вообще. Я не грублю, я говорю сухо и только по делу... Недосып и усталость берут своё.
Я спросила "я имею право устать? Я имею право на плохое настроение?" Ответ утвердительный. Мать свернула разговор и положила трубку. Теперь она обиделась, а я чувствую себя виноватой.
Я повторю, что я никогда не высказывала претензий им. Это мой ребёнок, я родила его для себя, и занимаюсь им сама вместе с мужем. Но родители могут помогать, могут найти один час в месяц, чтоб приехать, взять коляску и прогуляться часок с ребёнком по парку. Пока я дома спокойно поем, или помою пол, и помоюсь сама, да просто вздремну может. А раз нет, раз не приезжаете, не хотите или не можете, то тогда какие обиды ко мне почему не звоню да почему не пишу...? Когдаааа?? И никаких допросов почему не брала трубку!. Не могла, значит.
Мне есть чем заняться. Я считаю так.
К слову, я росла с бабушкой и дедом. Родители брали меня на выходные только. Типа им надо было работать, а за мной и учёбой следить было некогда. Короче получается с их ребёнком занимались их родители.
В общем, рассудите... Может я не права. А может у кого-то было так. Обязана я кидаться к телефону и отчитываться, как первоклашка, почему не брала трубку или почему не звоню?? Обязана оправдываться за своё плохое настроение и усталость??

Извините за целую простыню.. Накипело просто

205

Ekaterina

Ситуация такая, дочери совсем недавно исполнилось 15 лет, учится на отлично, обычно обо всём со мной делится, и я буквально совсем недавно узнала о том, что у неё уже есть какие-то отношения.
В общем, так как она в 8 классе, проводилось родительское собрание по поводу дальнейшей аттестации и т.д., не суть. Конечно же, помимо этого, разговор шёл и о детях. Классная руководительница выдала информацию о том, что в классе дочери уже есть такие, кто встречается с мальчиками - с девочками. Среди них она назвала и мою дочь, но встречается она с мальчиком не из своего класса, и даже не из параллели, а из 9. Мне стало интересно, и после собрания я решила подойти к руководительнице, и спросить насчёт этого мальчика.
Оказалось, он тоже учится у неё, учился не очень до поры - до времени, позже, когда моя дочь и её уже парень начали встречаться, по 2м предметам классной(русский и литература) стал подтягиваться, может ещё по каким-то, этого даже учительница не знала, зато узнала, что курил раньше, также завязал, когда они встречаться начали.
В чём вопрос-то, как поговорить с дочкой о парне об этом, тем более у которого были вредные привычки? Переживаю, что может, не дай Бог, попасть не в ту компанию. И стоит ли заводить подобный разговор вообще?

159

Подошел к концу первый год жизни ребенка. За это время он превратился из беспомощного, кричащего комочка в полноценную личность.

Годовалый проказник встает на четвереньки, сидит, ползает, а в большинстве случаев уже ходит самостоятельно.

Массаж годовалого ребенка делают для общего развития, а также при нарушениях формирования важных навыков.

В этом возрасте акцент делается на спинке и прессе , а также ножек: ступней, голени, бедер.

При помощи занятий укрепляются мышцы, принимающие непосредственное участие в прямохождении, развивается координация движений и ловкость конечностей.

После годика увеличивается риск нарушения работы органов дыхательной системы. Ежедневный массаж уменьшает вероятность сбоя их функционирования.

Еще одна не менее важная цель – это профилактика искривления позвоночника, нижних конечностей и нарушения осанки в целом.

Положительными свойствами обладает даже непрофессиональный массаж, который каждая мама может . Важно просто соблюдать несколько простых правил и внимательно прислушиваться к реакции малыша во время процедуры.

Особенности процедуры этого возраста

  • Перед началом сеанса комнату проветривают 15–20 минут. Максимальная температура воздуха в помещении – 22 градуса.
  • Комплекс занятий с годовалым ребенком обязательно состоит из массажа и гимнастики. Начинать всегда лучше с упражнений, потому что массаж часто расслабляет малыша, и он засыпает
  • Гимнастика прорабатывает все группы мышц ребенка.
  • Положение для повзрослевшего крохи допустимо любое – стоя, сидя, лежа. Единственное условие существует по поводу массажа спинки : его делают лежа или сидя.
  • Оптимальное время сеанса – 40–45 минут. Это в теории, на практике чаще всего все по-другому. Ребенку в возрасте одного года тяжело долго сидеть на одном месте, поэтому длительность процедуры может достигать полутора часов.
  • Количество повторов – пять раз. Знакомить малыша с упражнением нужно, повторив его сначала 2–3 раза.
  • Все движения используются в активной форме . Если малыш сам в состоянии сделать упражнение, то взрослый позволяет ему это. Кроме того, мама или папа тоже повторяют упражнение, показывая таким образом малышу пример. К активным занятиям подключают всех детей, которые есть в семье.
  • После годика массаж начинают со спины, животика, потом переходят к конечностям.
  • Порядок массажа ручек: плечо, предплечье, кисть.
  • Ножки прорабатывают в следующем порядке: бедро, голеностоп, ступня.
  • Каждый ребенок требует индивидуального подхода.
  • Сеанс проходит в игровой форме.
  • Одежда для занятий подбирается в соответствии с сезоном: летом – футболка и шортики, зимой – хлопковые штанишки и кофточка. На время массажа ребенка раздевают до плавок.

Техника массажа

Исходное положение – лежа на животе, под голень кладут небольшой валик. Начинают процедуру с поглаживаний.

Спинка
После поглаживаний приступают к растиранию поясничной области подушечками указательного, среднего и безымянного пальца.

Пальцы расставляются подобно граблям и растирают межреберные промежутки. Следующие элементы – активное разминание, похлопывание и пощипывание.

Ягодицы
Растирают каждую ягодицу отдельно. Потом разминают, задействуя при этом обе руки. Далее делают легкие ударные движения по каждой из ягодичных мышц.

Ножки
Ножки массируют поочередно. Сначала заднюю поверхность бедра левой, потом правой ножки, далее переднюю часть бедра левой и правой ножки.

Также продолжают использовать все знакомые элементы: поглаживание, растирание, пиление, разминание.

Животик
Круговыми движениями гладят область живота, делают встречные поглаживания. Отлично стимулируют кровообращение легкие пощипывания области вокруг пупка.

Нужен ли ? И какое влияние он оказывает на вегетативные центры головного мозга ребенка.

Это видео расскажет Вам о приемах массажа и развивающей гимнастики для ребенка в возрасте 1 года.

Заключение

Первый год жизни остался позади. Родители сделали очень многое для того, чтобы их кроха развивался согласно возрасту, а желательно и опережал сверстников.

Но впереди малыша ждут новые свершения, на которые ему понадобятся силы. Для этого важно не прекращать заниматься с ребенком даже после того, как он перешагнул годовалый рубеж.