Свадебные традиции армянской свадьбы. Современные армянские свадебные традиции. Фото свадебных обрядов. Видоизменение семейных традиций

Армянская свадьба ассоциируется с веселым шумом и многолюдным торжеством.

Действительно, вне зависимости от страны проживания, социального статуса, уровня обеспеченности армяне всего мира стремятся сохранить свадебные традиции своего народа. Конечно, время привносит изменения в некоторые армянские традиционные обряды, таких как ритуальное закалывание быка для свадебного стола — оно невозможно в крупных мегаполисах, но армянская свадьба всё равно остается одним из самых веселых праздников.

Свадебный цикл у армянского народа

Вообще ранее свадьба в Армении была очень долго готовящимся событием, очень ответственным событием. К созданию молодой семьи родители мальчиков и девочек начинали готовиться буквально с рождения своих детей.

Именно в Армении такая традиция, как сговор родителей о свадьбе, имела место быть. Сейчас, конечно же, традиция упростилась и не всегда между родителями молодых происходит сговор, все чаще молодые выбирают пару себе сами.

В древности армяне очень тщательно следили за тем, чтобы брачными узами связывали себя только те люди, кому можно. Нельзя было жениться кровным родственникам до седьмого колена.

Причём кровным родственниками считались и приемные дети, и кумовья, и молочные дети. Зачастую в провинциях и сейчас ещё следят за родословной для того, чтобы родство не повторилось.

Но вообще сейчас запрещены браки только между кровными братьями и сестрами. Запрещались браки между представителями разных вероисповеданий. Особенно осуждали браки между православными армянами и мусульманами.

Невесту выбирали соответственно статусу семьи, то есть богатые, зажиточные армяне выбирали невесту своему сыну из такой же семьи.

«Нестатусные» браки осуждались. Ранее старались соединить брачными узами молодых, проживающих примерно в одной территории — из близлежащих сел, городов. Сейчас эта традиция совсем не соблюдается.

Брачным возрастом для девочек был возраст от 12 лет. Не вышедшая до 17 лет замуж девочка считалась старой девой. А молодые люди женились не раньше 24 лет.

Это объяснялось тем, что молодой муж должен был содержать свою семью самостоятельно. Принять помощь от родителей либо каких-то родственников считалось позором. Такого мужчину осуждали и позорили.

Армянская свадьба состоит из нескольких ритуалов. Это , сговор, обручение и собственно свадебные ритуалы.

Сватовство, сговор и помолвка

В армянской свадебной традиции было заведено не соглашаться сразу же отдавать свою дочь замуж, потому сваты наведывались к невесте минимум еще один раз.

Сваты не торопились делать предложение, разговаривали с семьей невесты о том о сём, о погоде и о политике; и в иносказательной форме делали предложение.

Например: » Мы хотим, чтобы ваша горлица перелетела в наш дом». Позднее точно также иносказательно отец невесты даст ответ сватам.

Если сватали совсем еще маленькую девочку — даже в двадцатом веке бытовало ещё «люлечное венчание», то на люльку вешали подаренный родственниками жениха слиток золота или серебра.

Традиция такого раннего сговора существовала в Армении очень долго. Прекратилась она только в связи с тем, что святая церковь запретила священникам проводить такое венчание — между несовершеннолетними детьми.

Если священник всё же проводил такое венчание, то его наказывали. Сейчас, конечно же, нигде уже не «сговаривают» маленьких детей.

После сговора проводилась собственно сама помолвка, на которой жених и невеста обменивались . Невесте преподносили украшения в подарок. Застолье начиналось в доме жениха, а затем со сладостями, фруктами и вином вся процессия направлялась в дом невесты и продолжалась там.

Именно к помолвке уже выбирались кавор и каворкин — ею была жена кавора. Крестные играют незаменимую роль, как на самой свадьбе, так и в дальнейшей жизни молодоженов.

Каворкин — это практически духовный руководитель семьи, он будет крестить будущих детей молодоженов.

Если сговор и помолвка проведены, то свадьбы, как правило, уже не расстраивались. Даже если до свадьбы должно было пройти еще 10 лет. Ранее было принято после помолвки не встречаться жениху и невесте — максимум один раз в сопровождении каворкин. Сейчас, конечно же, эта традиция совсем не сохранилась.

Сейчас свадьбы менее многолюдны. Однако всё же меньше 50 гостей не приглашают. Такие свадьбы считаются уже чересчур скромными.

Армянская свадьба насчитывает огромное количество традиций: это и ритуальное закалывание быка на свадьбу и традиция осматривать все, подаренное на свадьбу, традиция первой брачной ночи, осыпание молодых орехами, ягодами, сладостями, буквально каждое слово, каждое действие в свадебной армянской традиции было предписано и строго соблюдалось.

Некоторые традиции и сейчас чтутся. К таковым относятся присутствие на свадьбе подруги невесты, и друга жениха — азаббаши. Он обязательно должен быть не женат, а подруга невесты — незамужняя.

В доме невесты гостей встречают песнями и танцами. Девушки собираются в отдельной комнате, где одевают невесту во все свадебные одежды. В современное время, конечно же, невеста встречает гостей уже в свадебном платье.

Весь процесс сопровождается песнями и шутками. Например, подружка объявляет, что невеста выйти не может, так как у неё украли туфли. И только после денежного выкупа туфли невесты «находятся».

При выходе из дома младший брат невесты, обычно взяв в руки кинжал, не отпускает сестру и требует . После получения выкупа жених и невеста вместе со всеми родными едут в церковь, где проходит обряд венчания.

В армянской свадьбе официальная регистрация брака играет второстепенную роль. В некоторых армянских семьях и до сих пор регистрируют брак официально только после рождения первого ребенка. Если же детей в семье нет, то супруги так и живут без юридического оформления своего брака.

Ритуал венчания в Армении не меняется на протяжении многих уже столетий. И выглядит он примерно таким образом: в середине церкви, у алтаря стоят жених и невеста.

Слева от невесты стоит ее подружка, справа от жениха — его друг, а кавор со своей женой стоят позади молодых. Священник читает «Отче наш» на армянском языке, после чего освящает кольца и молодые обмениваются ими. Обручальные кольца носят в Армении на левой руке.

После венчания молодые едут в ресторан для празднования свадьбы. Раньше для продолжения свадьбы ехали в дом жениха. Их встречала мать жениха, торжественно возлагала лаваш на плечи молодоженов и угощала их медом.

На пороге дома были перевернутые тарелки, которые жених и невеста должны разбить. Их разбивают для того, чтобы отпугнуть злых духов ещё на пороге семейного очага и не впустить их в дом.


Отец жениха открывает праздник: говорит слова благодарности гостям, после чего слово передается крёстному, он тоже благодарит за честь быть крестным, после этого слово передается одному из центральных персонажей армянская свадьбы — тамаде. Раньше обязанности брал на себя один из родственников или из друзей.

Раньше свадебные подарки были очень и очень богаты. Все подарки объявляли и демонстрировали для всех гостей, их рассматривали. Армянин готов последнюю копейку был отдать для счастья молодых.

Сейчас первый подарок невесте вручает мама жениха. Второй подарок вручает крестный, но сами подарки уже не объявляются и не показываются.

Танцуют на празднике все: жених и невеста, старики и молодые, дети. На армянских свадьбах всегда звучат армянские песни и мелодии.

Интересным является тот факт, что на армянских свадьбах «Горько!» не кричат.

Послесвадебные обряды

Передача приданого невесты. сегодня уже не играет такую важную роль, как ранее, тогда это было материальным началом будущего хозяйства семьи.

Приданое перевозилось в дом жениха и рассматривалось всеми родственниками. Сегодня приданое может содержать символичное лишь постельное белье. Хотя некоторые родители дарят в качестве приданого машины или квартиры.


Обряд мытья головы невесты очень специфичен.
Ровно через неделю после свадьбы впервые мать молодой жены приходила в гости к своей дочери и зятю.

Она приносила с собой повседневную одежду невесты, ее расчёску, полотенца и мыльные принадлежности и помогала ей мыть голову.

Этот обычай строго соблюдался: мать не видела дочь всю неделю до этого дня. Сейчас, конечно же, это символический визит в гости к молодым матери невесты.

12 традиций армянской свадьбы


Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело - вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее. Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», - то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй к ним идти, скорее всего, не имеет смысла. Причем способов мотивировать отказ и псевдоотказ была уйма. Если на руку девушки было несколько претендентов, то сваты могли договориться между собой и заявиться в дом избранницы одновременно. Мужчины рассаживались за столом и раскладывали подарки для невесты - украшения, сладости, шали, ткани, которые свидетельствовали о достатке семьи жениха. Окончательное решение было за невестой - чей подарок она пред- почтет, тому и быть ей мужем. Правда, девушка не имела права вымолвить слова при мужчинах. Этикет предписывал ей изъясняться жестами. Нередко застенчивая невеста выбирала подарок, так и не выяснив, от кого он, тогда жених выпадал как жребий. Более проворные девушки успевали договориться с приглянувшимся парнем и уверенно останавливались на его подношении. Когда выбор был сделан, накрывали на стол.

Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно – главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края. Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видется со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невечты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки. В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том. Что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык (отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек – буквально «поставить метку») – мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй пловины XX века.

Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру - парни и девушки обсыпали друг друга мукой. Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

Важным ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение - езнмортек (ез - вол, мортел - зарезать). Произошло это потому, что именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами и плодородием. Собиралась чисто мужская компания - друзья и родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как тагавор - король, а невесту соответственно тагуи - королева. Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши - главного дружку - и обливали их водой. Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей. В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами - яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом - деньгами и конфетами - украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой - свадебное дерево.

Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж - свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, - Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней - непременно первым - в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених. Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Счи- талось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех - первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансфор- мировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин - родственниц жениха и двух подруг невесты, - под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды. Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически - одной или нескольких косичек - на женскую - две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение - символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя - невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли.

У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них - жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними. В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот - переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом - и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа. Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку - поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, - когда мать жениха встречает новобрачных хлебом - покрывает им плечи лавашем, - сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу подходили со всей серьезностью. Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60-70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3-4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец - их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы. Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

На армянской свадьбе обряды и традиции предков трепетно соблюдаются вне зависимости от географии торжества. Такой глубины понимания важности свадебного ритуала, пожалуй, больше нигде не встретить. Армянские невесты нежны и женственны; женихи – бесконечно мужественны. Армянская свадьба – торжество жизни, роскошный праздник, который запоминается на всю жизнь.

Красивый обряд венчания на армянской свадьбе.

Сватовство армянского жениха

Ни один парень из хорошей армянской семьи не возьмет девушку в жены против воли родителей. Конечно, случаются истории, когда Арам Монтекян и Джульета Капулетян женятся вопреки мнению родни. Один классик даже описывал подобную ситуацию.

Давно это было, но нешуточные страсти кипят и по сей день. Так что тридцатидвухлетний, преуспевающий банковский служащий, армянин из Нью-Йорка и в XXI веке, надумав жениться, обязательно сначала расскажет о своем выборе матери (именно матери, а не отцу).

Выбор невесты для армянского жениха – процесс не из легких…

Мама в тот же день начнет обзванивать подруг, родных и знакомых, соберет всю информацию (вплоть до детских болезней), проверит родословную до седьмого колена, и только после этого даст свое согласие. Вы даже не представляете себе, с каким жаром и пылом кинутся помогать матери жениха дальние и близкие родственницы, как они будут обсуждать прадеда Ашота и бабушку Аревик будущей снохи!

Будет выпита не одна чашечка кофе с ароматной кятой (сладкое печенье), пока обсудят все: образование, воспитание, внешность (прошли те времена, когда главным для невесты было благосостояние, скромность и здоровье), умение одеваться, родительский дом, кулинарные способности невесты и ее матери, основательность отца и положение в обществе братьев.

И это еще максимально нетрадиционный вариант. Скорее, сценарий будет таков: наш банковский служащий придет к маме и скажет, что его повысили в должности, и он теперь может позволить себе содержать семью. Нет ли у нее на примете милой, красивой девушки? У мамы, будьте уверены! – уже давно есть кандидатуры. Ведь что может быть в жизни важнее женитьбы сына?! Ну, если только рождение внуков…

После того, как невесту выберут, обсудят и одобрят, в ее дом посылают «миджнорд кин» – общую знакомую, которая идет «на разведку». Минджорд говорит с матерью невесты и договаривается о дне официального визита. Через несколько дней происходит само сватовство, «ншанадрутюн». Сваты, только мужчины, приходят в дом невесты вечером, в темное время суток (чтоб без лишних глаз). Сватовство начинается с обсуждения политического и экономического положения в мире.

Второй этап – разговоры о родственниках и знакомых. И только обсудив Обаму, Путина, Сержа Саргсяна, всех родственников и знакомых, начинаются само сватовство. Родители невесты своего согласия отдать дочь сразу не дают (мол, такая доченька и самим нужна). Во время сватовства и сговора назначают день обручения. «Точка», «печать» на соглашении – это разломленный на две части лаваш. Одну половину берет отец невесты, вторую – отец жениха: в знак того, что с этого момента у них общий хлеб.

Ншандрек: обручение по армянским свадебным традициям

В доме невесты накрываются столы, собираются родственники. Жених с делегацией из самых близких и уважаемых членов семьи приходит в дом к невесте с подносами фруктов, вином, коньяком и – внимание! С дорогим, красивым кольцом, которое жених одевает избраннице на безымянный палец. Размер бриллианта и количество золота значение имеет. Раньше в этот день дарились серебряные браслеты и украшения, но сегодня бриллианты стали обязательными.

Подарки несут на красиво оформленных подносах, так, чтобы было видно издалека.

Потом молодых выставляют за порог, обильное, веселое застолье продолжается без них: это праздник старшего поколения, родителей, которые воспитали и вырастили детей. Им есть чему порадоваться и что отпраздновать! Во время обручения следует череда взаимных подарков. На второй день после обручения невеста приходит с визитом в дом жениха. Но к не нареченному, а к его матери. Свекровь дарит невестке золото, родители невесты тоже одаривают будущего зятя. Во время обручения обговаривается дата свадьбы и начинается бурная подготовка.

Армянская свадьба: три дня празника!

Если вам посчастливилось быть гостем на армянской свадьбе, вы на всю жизнь запомните это событие. Раньше свадьбу праздновалось семь дней. Целых семь! Сегодня ритуал сокращен до двух-трех суток.

Первый день армянской свадьбы

Друзья и родственники жениха идут в его дом, друзья и родственники невесты – в ее. Веселье и застолье в обоих домах продолжается с утра до вечера; жених посылает невесте подносы и корзины с фруктами, вином, угощением со своего стола. Невеста в ответ посылает выпечку собственного приготовления. Раньше в первый день в доме жениха резали ритуального быка, его кровью смачивали нить (нарот), которой связывали руки нареченных на свадьбе. Сейчас сложно представить заклание тельца во дворе многоэтажного ереванского дома, и быка вполне заменяет петух.

Второй день армянской свадьбы

Утром жених идет в дом кавора (крестного), где собирался некий мальчишник и совершалось ритуальное омовение; после совершения всех обрядов жених вместе с родней едет в дом невесты. По обычаям женихам полагается прикреплять с левой стороны пиджака красный бант. Сейчас его заменил элегантный, даже гламурный красный платок в кармашке. По правую и левую руку молодожена следуют посаженные родители: кавор и каворакин (главные действующие лица на армянской свадьбе, распорядители). На блюдах и подносах несут богатые подарки (выкуп). И все это – под веселую, зажигательную музыку!

Так, под музыку, забирают невесту из дома

Родственницы жениха сами наряжают невесту в принесенные наряды (да, именно родня жениха должна выбирать и покупать свадебное платье). Современные девушки, все же, предпочитают выбирать платье сами, по своему вкусу. Из дома жениха ей приносят только фату, перчатки и туфли.

Жених в другой комнате за накрытым столом вместе с мужчинами ждет нареченную. Невеста готова и можно ехать в церковь? – Нет! Брат девушки держит дверь кинжалом и требует выкуп. Сейчас это чисто символическая сумма; но раньше выкуп был очень значительным. Деньги отдает кавор (крестный отец). После выхода пары мать девушки раздает гостям круглую кяту и поднос с отварной курицей, накрытый шелковым платком. С этой курицей едут в ЗАГС, а потом на венчание в церковь.

Обязательный обряд венчания в церкви.

Азербайджанская свадьба

Азербайджанская свадьба - масштабное красивое событие, способное вызвать бурю эмоций у каждого. Раньше свадебное торжество, как и у многих кавказских народов, состояло из многочисленных этапов, но с течением времени они видоизменились или вовсе прекратили свое существование.

«Из сохранившихся можно выделить, например, хяри (согласие): в дом будущей невесты приходит семья жениха, которая заявляет о намерениях молодого человека. Сторона девушки либо соглашается, либо отказывает, но в современном мире это, скорее, дань традициям, и родители уже заранее знают ответ. Завершается застолье сладким чаем, поданным в национальных стаканах (армудах), что и означает хяри, то есть согласие на брак.

После хяри будущие молодожены готовятся к нишану (обручению). Сегодня это торжество мало чем отличается от обычной помолвки, однако по традиции невесте преподносятся подарки от стороны жениха - хончи. В украшенных подарочных корзинах приносят ювелирные украшения, одежду, косметику, парфюм и нижнее белье», - рассказывает Сабина Минзейн из Баку.

У азербайджанских невест есть прекрасная традиция девичников под названием хна-яхты, которая жива и по сей день. Подруги невесты собираются у нее дома, приносят национальную еду, веселятся и танцуют, а затем рисуют хной прекрасные узоры на руках - считается, что это обряд перехода девушки во взрослую замужнюю жизнь, а хна защищает от сглаза и порчи в важный день. Место, где проводится обряд, украшают в красных тонах, а невеста облачается в красное платье.

Проводы невесты - тоже яркое событие. Друзья жениха приезжают за девушкой, а в это время невесту подготавливают: подруги вручают ей шах - украшение со свечами и зеркалами - против несчастья и сглаза, а брат или близкий родственник, приговаривая традиционные пожелания о долгой, счастливой и благополучной семейной жизни, повязывает девушке на пояс красную ленту - символ непорочности.

На любой азербайджанской свадьбе кульминацией события становится вынос плова, без этого не проходит ни одно торжество. Причем сопровождается вынос блюда танцами, музыкой и песнями - все это выглядит очень колоритно. Плов символизирует изобилие, богатство, процветание и достаток в семье. Чем вкуснее и красивее плов, тем зажиточнее будет жить молодая пара.

Помимо торта, часто на свадьбах можно увидеть традиционный атрибут азербайджанской свадьбы - кялля гянд, сахарную башню, символизирующую сладкую жизнь. Эту пирамиду молодожены потом разбивают после рождения первенца.

В основном на свадьбах звучит национальная музыка, однако все чаще и чаще молодые люди разбавляют плейлист современными хитами, но соблюдая при этом баланс - ведь старшее поколение будет танцевать только под знакомые им композиции. Вообще танцы и веселье сопровождают все время свадебного праздника.

При этом разрезание торта, дискотека с диджеем и бросание букета также являются неотъемлемой частью современной азербайджанской свадьбы. Покидают торжество молодые муж и жена ближе к полуночи под национальную композицию «Мирзаи» (более известную как «Вагзалы»).

Старая азербайджанская традиция брачной ночи может сейчас показаться для современных невест удивительной, но в некоторых местах, особенно в деревнях, она все еще сохраняется. Зрелая женщина - енге - провожает молодоженов до их дома, готовит брачное ложе и рассказывает молодой жене все подробности того, что будет происходить. Потом удаляется в другую комнату, а на утро проверяет простыни, чтобы удостовериться, что девушка вышла замуж девственницей, и приносит первую еду новобрачным.

Грузинская свадьба

О грузинской свадьбе рассказывает жена фронтмена группы «Мгзавреби» Гиги Дедаламазишвили, Марина Карпий.

Ни одна грузинская свадьба в принципе не считается свадьбой, если не идет речь о венчании. Так что, если молодые хотят только расписаться, это в Грузии не свадьба, а просто некое официальное оформление отношений, которое может даже не получить благословения родителей. Грузинская свадьба не бывает без венчания, поскольку брак для грузин - это что-то безусловно высокое, то, что должно происходить перед Богом, в церкви. Я, например, верующая, но никогда не думала, что буду венчаться. Думала, что распишусь, и все. Но когда познакомилась с Гиги, когда поняла, насколько в Грузии люди верят в Бога и насколько это все важно и серьезно, мне самой захотелось прийти в церковь вместе со своим будущим супругом и попросить благословения перед Господом. Я никогда не забуду свое венчание. Оно меня настолько тронуло, что я разрыдалась. А ребята, которые были на нем - друзья Гиги из ансамбля «Мгзавреби» и вообще все поющие - после нашего венчания, когда обряд завершился, начали петь, и эхо их голосов, раздающееся в церкви, буквально проходило сквозь тело. Я этого никогда не забуду, это было настоящее волшебство. И мои родители, и остальные гости - все плакали.

У нас было четыре дня свадьбы. Это обычное для грузин дело. Сейчас, конечно, часто сокращают до двух, но бывает по-разному. Гиги был в национальном грузинском костюме чоха, я сначала была в традиционном белом платье, а потом, вечером, переоделась в национальное грузинское.

На плече Гиги, как и у большинства женихов, был нашит герб семьи. Не в каждой семье, конечно, сохранились гербы. Если его вдруг нет, то пришивается символический герб.

Самый яркий момент свадьбы - это, конечно, традиция, когда пара выходит из церкви, и все гости-мужчины, одетые в национальный костюм чоха, обязательным элементом которого является кинжал, который висит на поясе в специальных ножнах, становятся в два ряда и, перекрещивая свои кинжалы, создают как будто коридор или арку. И не просто статичную - клинки бьют друг о друга, создавая звон. Молодые должны пройти под этой аркой. Звон стоит такой! Мне казалось, что арка у нас была длиной в километр - из всех наших друзей. Смысл этого ритуала в том, что пара получает благословение и защиту от всех своих близких. А звон клинков отгоняет все плохое, и остается только хорошее.

Свидетелей на свадьбе может быть много. В принципе, сколько угодно. И всегда главные свидетели на свадьбе - крестные родители будущего ребенка. Просто друзья или родственники крестными стать не могут. Поэтому свидетелей всегда выбирают очень внимательно.

Когда молодожены после венчания входят в торжественный зал, их встречают песней. В этой песне встречающие спрашивают: «Чья это девушка?». А им отвечают: «Наша, наша», - что символизирует окончательный и узаконенный переход невесты из одного дома в другой.

Грузинскую свадьбу ведет только тамада. Как правило, это близкий друг семьи. Просто так тост никто не может сказать, право на это надо получить у тамады, все самые важные тосты говорит только он. Всегда одними из первых произносятся тосты за Бога, за мир.

Обязателен танец молодоженов. Он всегда и у всех одинаковый, под определенную музыку, с определенными движениями. Это давно устоявшаяся традиция, и никаких вариаций тут не предусмотрено.

На грузинских свадьбах нет никакой программы, никаких фокусов и развлечений. Есть только песни, танцы и веселье.

Традиционные подарки в Грузии - это украшения для невесты в большом количестве.

Обычно грузинские свадьбы очень многочисленные. Особенно, если деревенские, то гуляет вся деревня - это и 400, и 500 человек - сколько есть. И свадьба на 2,5 тысячи человек - вполне регулярное действо, потому что нельзя же, играя свадьбу в селе, кого-то не позвать.

Грузинский свадебный стол - это тоже отдельная тема. Свадьбы без поросенка не существует. Торт разрезается кинжалом.

Разумеется, поскольку, как мы уже говорили, грузинская свадьба - это обязательно венчание, следовательно, никаких свадеб в посты не играется. Поэтому выбор даты - дело тонкое, ведь не так много времени остается, не занятого разными постами и подходящего для свадьбы.

Чеченская свадьба

Чеченцы очень трепетно относятся к своим традициям, в том числе и свадебным.

В день торжества к невесте приезжают близкие родственники и друзья жениха, что интересно, без самого жениха. С ними также мулла, который разговаривает с невестой и ее отцом и после подтверждения согласия на брак проводит обряд. В присутствии двух замужних женщин происходит церемония, во время которой девушка должна повторять за муллой суры из Корана. Затем такой же обряд мулла проводит с женихом, в его доме и в присутствии друзей - неважно, женаты они или нет. По сути брак заключается между двумя людьми по отдельности.

Родственники жениха забирают невесту из ее дома и везут на торжество.

По дороге от дома невесты до места банкета проходят традиционные гонки машин: каждый автомобиль пытается занять место прямо за машиной невесты. Но в любой момент дети могут преградить кортежу дорогу, чтобы потребовать выкуп. Чеченская свадьба - свадьба для всех. Выстрелы в воздух тоже присутствуют - считается, что это отгоняет злых духов.

На свадьбу не принято приглашать гостей - все желающие могут сами явиться на праздник, поэтому чеченские свадьбы всегда масштабные и шумные.

Но при этом близкие невесты на празднике не присутствуют - считается, что для них это грустный день, и он символизирует прощание с одной семьей и соединение с новой. Сама невеста также должна быть печальна на свадьбе. Кроме того, в течение всего дня она стоит в углу, не ест и не пьет прилюдно. Периодически невесту отводят в отдельную комнату, где она может поесть, чтобы с новыми силами вернуться на свое место.

Что интересно, жених тоже не показывается на свадьбе, а празднует со своими друзьями в другом месте. На свадьбе же пьют и веселятся остальные гости, конечно же, много танцуют, в том числе и лезгинку. Во время танцев, кстати, часто завязываются знакомства девушек и молодых людей.

Также на чеченской свадьбе есть традиция, когда мужчины подходят к невесте и пытаются ее разговорить, предлагая деньги за возможность испить воды из чаши, которую она держит в руках. Если невесту устраивает сумма - мужчина может выпить воды, а если нет - торг продолжается. Деньги за такой обычай зачастую отдают свекрови.

Виктория сощенко,
совладелица компании Florist Gump и компании BLT

Сейчас столичные национальные свадьбы проводятся с минимальным сохранением старых обрядов. Одной из важных традиций на мусульманских свадьбах остается сватовство, когда родственники жениха приходят просить руки невесты. Раньше они всегда приходили домой к невесте, а теперь часто это мероприятие устраивают в ресторане. Осталась традиция дарить подарки - сладости и украшения для невесты и ее родственников. Вообще, это большой праздник и часто программа на этом мероприятии не хуже, чем на свадьбе.

Те свадьбы, которые делают в Москве, проводят в больших красивых банкетных залах и обычно это общее торжество - европейское по формату. Приглашают и артистов русской и западной эстрады, и национальные коллективы. Конечно, всегда танцуют лезгинку.

Чаще всего молодые танцуют национальный танец в костюмах, и это очень красиво. Жених и невеста не пьют алкоголь и должны себя вести очень скромно, активно радоваться считается неприличным.

Еще есть нюанс с платьем невесты - плечи и руки должны быть закрыты хотя бы до локтей, иначе невесту посчитают одетой очень вызывающе. Часто платья шьют на заказ, либо выбирают дизайнеров с восточными корнями. Состоятельные кавказские невесты предпочитают платья Zuhair Murad и Elie Saab.

Самый строгий стол у евреев. Если свадьба кошерная, то еда на столе - это целая история! Если стол мясной, то нельзя ставить ничего молочного, даже сыр или соус со сливками. Исключается свинина, есть определенные требования к самим продуктам и способу их приготовления. За этим должен следить раввин, который будет находиться на кухне. Также нельзя ставить живые цветы на стол. Зато в остальном еврейские свадьбы очень простые, красивые, веселые, и все танцуют и зажигают много часов подряд.

Армянская свадьба

На протяжении многих веков армяне сумели сохранить свое истинное духовное богатство - религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые соблюдаются ими вне зависимости от своего местонахождения. Армянские свадьбы являются тому ярким примером.

Помолвка .

Один из важнейших этапов армянской свадьбы - ншандрек (помолвка). Семья жениха собирается в доме невесты с ценными подарками и обручальным кольцом. Родители жениха ставят на стол коньяк, если родители невесты его открывают, значит, они дают свое согласие и благословляют союз молодых.

Участники свадьбы.

До свадьбы невестой и женихом назначаются арснакур (подруга невесты, у армян - незамужняя сестра) и азапбаши (друг жениха, у армян - неженатый брат). Родители выбирают кавора и каворакин (крестный отец и крестная мать жениха и невесты, обычно это муж и жена, близкие одной из сторон).

День свадьбы. Сборы невесты.

Оказавшись во дворе дома невесты, сторона жениха сообщает о своем приезде громкой музыкой и танцами. Родственники жениха танцуют с подносами и корзинами, в которых находятся подарки, фрукты и сладости. В это время идут сборы невесты, которую одевает замужняя родственница, у которой первенец - сын. Одевание невесты сопровождается песнями. После того как невеста надела свадебное платье, каворакин крутит фату над ее головой 7 раз, чтобы жизнь у новой семьи была счастливой. Невесте обувь обычно надевает брат и кладет туда деньги, чтобы в новую жизнь она вступала обеспеченной и приносила своему мужу только благополучие.

Венчание и свадьба.

Традиционно армянские свадьбы предусматривают обряд венчания в церкви. Во время венчания невеста дает обещание быть покорной женой для своего мужа, а жених, в свою очередь, обещает быть опорой для своей будущей жены. По церковным обычаям во время церемонии над головой молодоженов крестные держат короны.

При выходе из церкви новобрачные отпускают в небо голубей как символ любви и мира.

Свадебную делегацию встречает мать жениха, она кладет на плечи молодых лаваш и кормит с ложечки медом, чтобы жизнь их была сладкой и благополучной. Затем молодоженов осыпают конфетами и изюмом для достатка.

Перед тем как зайти домой, жених и невеста разбивают тарелки и переступают через ее осколки. Чем больше осколков, тем более счастливой и длинной будет их совместная жизнь.

К концу торжества, молодожены передают неженатым и незамужним гостям таросики - маленькие декоративные сувениры, которые принесут им благополучие и скорую свадьбу.

Красное яблоко.

На следующий день после свадьбы в знак невинности невесты ее матери посылают красные яблоки, сладости и бутылку коньяка.

Еврейская свадьба

Еврейские свадьбы очень традиционны и всегда проходят по одному и тому же сценарию. Различаться они могут только в деталях, в зависимости от того, к какому сообществу относятся молодожены.

Обряд бракосочетания совершается под хупой - свадебным балдахином. Хупа представляет собой четырехугольный кусок светлой ткани на четырех шестах и символизирует дом, создающийся бракосочетанием этой пары, отсутствие стен - гостеприимство открытого дома и напоминание о хрупкости всего в жизни и возможных ветрах-невзгодах, а также то, что главное в доме - живущие в нем люди, а не вещи. Шесты могут быть на земле, на помосте или возвышении, либо их могут держать четверо гостей посильнее (друзей/родственников). Ставится хупа обычно под открытым небом, но можно и в помещении. Хупа - настолько основообразующая традиция, что это слово - практически синоним свадьбы. К хупе невесту и жениха (порознь) торжественно ведет «свита», обычно родители. Либо каждая пара родителей свое чадо, либо мамы сопровождают невесту, а отцы - жениха.

До начала свадебной церемонии жених закрывает лицо невесты фатой. Предположительно, в память о том, как закрыла лицо библейская Ревекка, встретив Исаака. Закрывает лицо фатой именно жених, памятуя, как Иаков женился на Лее вмес-то Рахили, так как лицо невесты было скрыто вуалью, то есть, чтобы точно не ошибиться. Невеста обходит жениха семь раз - это означает создание дома, очага, символизирует завершенность, так как число «7» в библейской традиции означает совершенство, некую законченность. Невеста становится возле жениха, рядом родители.

Начинается церемония, которую проводит раввин. Жених надевает невесте на указательный палец простое гладкое кольцо стоимостью не меньше самой мелкой серебряной монетки эпохи Талмуда, о чем раввин, скорее всего, пошутит, и повторяет за раввином формулу бракосочетания. «Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по обычаю Моисея и Израиля». После чего раввин или особо уважаемые гости произносят семь благословений. Обязательно зачитывается традиционный брачный договор - ктуба. В нем говорится, что муж обещает любить, уважать и кормить жену, а в случае развода выплатить ей энную сумму. Ктубу подписывают заранее два свидетеля. Оформление ктубы - тоже ритуал, проходит до, собственно, хупы. Ктуба может представлять собой красиво оформленный манускрипт. Потом жених и невеста отпивают вино из бокала и жених разбивает его или раздавливает правой ногой, произнося: «Если забуду тебя, о Иерусалим...», - в память о разрушенном Иерусалимском храме. Поскольку грусть всегда соседствует с весельем, все кричат «Мазл тов» (Счастливой судьбы), поют и танцуют. Танцы с подниманием на стуле сейчас уже необязательная часть веселья в честь новобрачных. Хотя во многих диаспорах до сих пор соблюдается. Вообще, веселить невесту - это неизменная часть праздника, так что даже самые суровые старцы пускаются в пляс. Конечно, ортодоксальные свадьбы отличаются от более светских свадеб. Поэтому в каждом сообществе свои традиции и обряды.

Дагестанская свадьба

Говорить непосредственно о дагестанских свадебных традициях - в корне неправильно. В самой многонациональной республике у каждого народа есть свои нюансы празднования свадьбы. Аварцы, лезгины, даргинцы - у каждой национальности есть как общие традиции, так и принципиально разные.

Сегодня во многих семьях в Дагестане все еще принято совершать сговор между родителями жениха и невесты. Но решение о свадьбе все равно остается за молодыми людьми.

На улицах Дагестана все еще можно услышать выстрелы при встрече молодых, направляющихся на свадебный банкет. А дети на улице часто останавливают вереницу красиво украшенных машин, чтобы выпросить конфеты или деньги.

Интересная традиция, которая жива и по сей день, - проверка жены приготовлением хинкала (национального блюда) сразу после свадьбы. Муж и его друзья могут прийти в дом молодоженов и попросить жену приготовить хинкал и, если жена хорошая, то и блюдо приготовит правильное.

До сих пор многие свадьбы делят на мужскую часть и женскую, хоть теперь их проводят в один день. Сначала происходит празднование с гостями невесты, затем - жениха. При этом на банкете жених с невестой сидят отдельно от гостей на пьедестале, а столы поделены на «мужские» и «женские».

На свадебном банкете преобладают национальные блюда: хинкал, курзе, чуду и т. д. И, конечно, у каждой народности свои способы приготовления этих блюд.

Конечно, ни одна свадьба в Дагестане не обходится без лезгинки, причем у каждой национальности она своя. Девушек на танец приглашают с помощью цветка - просто подойти и пригласить ее никак нельзя. Цветок передается между гос-тями свадьбы, таким образом, в центре зала всегда есть танцующие пары.

Когда танцует невеста, на нее обязательно бросают деньги (бумажные, ни в коем случае не монеты). Затем подруги их собирают и передают невесте.

Помимо танца жениха с невестой, традиционным считается танец подруги невесты и друга жениха.

В Дагестане принято дарить на свадьбу деньги. За отдельным столом на торжестве сидит человек с коробкой, который собирает деньги гостей и записывает суммы и имена в специальную книгу - учет ведется точный.

Моя большая лакская свадьба

Тамари, 25 лет

«Вообще, свадьба проходит в несколько этапов, среди которых сватовство, или же помолвка, которое может проходить как небольшая свадьба. У меня были приглашены только близкие - всего 80 человек. На помолвку обычно дарят невесте золотые украшения, а до свадьбы жених обновляет гардероб невесты. В моем случае мне просто подарили деньги, на которые я и купила себе одежду, обувь, сумки, шубу. Свадьба проходила в два дня, сначала играли мои родители, где были в основном мои родственники, потом его. Всего приглашенных гостей было около 500 - это нормально для лакцев».

Текст: Лика Длугач, Ольга Бебекина

Армянская свадьба интересна тем, что древние свадебные традиции живы по сей день, хотя претерпели некоторые изменения. Все свадьбы у армян проводятся в строгом соблюдении исторически сформированных канонов. Этот народ трепетно относится к такому событию: армянин готов выложить все до последней копейки ради счастья молодых. Армянские свадебные традиции незабываемо яркие и красочные, а свадьба – просто феерический праздник с играми, состязаниями, выкупами.

Свадебные традиции Армении

Брак в армянских семьях издавна заключался строго по старшинству: пока не женился старший брат, не имел права заводить семью младший. Существовал ряд запретов и на заключение брака:

  • Строго запрещалась женитьба между кровными родственниками, вплоть до четвертого, а иногда даже седьмого колена.
  • Также не допускался брак между двумя родными братьями и двумя родными сестрами.

По армянским канонам усыновленные дети и кумовья также считались кровными родственниками, на них распространялись общие запреты. Поэтому нельзя было заключать брак не только между самими кумовьями, но также между их потомками.

Строго осуждался брак армян с мусульманами.

По исторической армянской традиции невесту выбирали из своего родного или близлежащего села или города. Армяне заключали брак не более трех раз, причем третий раз женились только на вдове. Существовали случаи отступления от общеустановленных армянских свадебных традиций, но они резко осуждались обществом.

Для Армении ранее были характерны ранние браки. Девушку считали готовой для брака в возрасте 12-16 лет, юношу – в 14-20 лет. Достигшая 17 лет девушка была уже старой девой, а после 20 лет ее называли перезрелой. Жена по традиции должна была быть моложе мужа на несколько лет. Разница в возрасте между молодыми могла достигать 15 лет. Армянского юношу пытались женить сразу после службы, а девушку выдать замуж после окончания школы.

По традиции сама свадьба была главным фактором в создании новой армянской семьи, а официальная регистрация брака производилась уже после рождения ребенка, а потому считалась делом второстепенным. Если супружеская пара оставалась бездетной, то отношения между ними оставались юридически неоформленными.

Когда армянские парень с девушкой любили друг друга, а родители по каким-то причинам не хотели благословить брак, молодые попросту убегали из дома. Брак у армян считался нерушимым, разводы встречались крайне редко, а вот поводом для развода мог служить факт супружеской неверности.

Основными армянскими свадебными традициями, сформировавшимися много лет назад, можно назвать «брак по сговору» и «похищение невесты». Ранее эти традиции строго соблюдались, в наши дни они не столь актуальны, но еще существуют.

Остановив свой выбор на понравившейся девушке, родители армянского жениха готовятся к сватовству. Они выбирают посредницей в переговорах с будущими сватами одну свою близкую родственницу. Задача посредницы – получить согласие отца невесты на предстоящую женитьбу. Во время пребывания посредницы в доме у невесты, жених по традиции вешал у себя дома на столбе расческу или большую ложку. Узнав о намерениях парня жениться, мать девушки советовалась поначалу со своим родным братом.

Основное сватовство по традиции происходило через несколько дней, дата оговаривалась заранее. Домой к родителям невесты шли мужчины – близкие родственники по мужской линии, с ними посредница, а иногда мать жениха. Стороны обменивались обычными приветствиями, говорили о совсем посторонних вещах – политике, погоде, урожае, после чего в иносказательной форме при помощи различных пословиц и прибауток сваты сообщали, зачем пришли. Например: «Мы пришли, чтобы зачерпнуть горсть воды из вашей реки в нашу реку».

Предложение сватов по армянской традиции никогда не принималось сразу, даже если родители невесты были согласны. Они находили повод оттянуть время, говорили, что им надо все взвесить, обдумать. Сватам приходилось ходить так не один раз.

Свой положительный ответ отец невесты, посоветовавшись с родственниками, спросив согласия дочери, также высказывал в иносказательной форме: «Не будем пререкаться, пусть наша горлица летит в ваш сад». Этот момент у армян назывался официальным сговором, он по традиции обязательно скреплялся подарком – кольцом или другим украшением для невесты. После этого накрывался стол, выпивалось принесенное сватами вино.

«Брак по сговору»

Много лет назад среди народов Кавказа, в том числе и у армянского народа, был широко распространен «брак по сговору», причем могли обручаться младенцы, малолетние и даже еще не родившиеся дети (так называемое «люлечное обручение»). Родители, желающие через много лет породниться, заключали уговор, который фиксировался тем, что на люльку с девочкой вешался кусок серебра или золота, а иногда просто на люльке делалась отметка.

Эта традиция была запрещена армянской церковью, твердившей, что никто не имеет права венчать детей, пока на то не будет их воля. Если дети по достижению совершеннолетия захотят создать семьи с другими людьми, нельзя им препятствовать. Когда священник все же проводил такое венчание, его предавали наказанию. Но в народе даже не допускалась мысль о том, что такой брак не состоится. Постепенно традиция «люлечного обручения» стала терять популярность, к концу ХХ века она полностью исчезла.

Брак по сговору как армянская свадебная традиция еще существует в наши дни. Суженую для армянского парня выбирают его родители, особая роль отводится матери жениха. Облюбовав понравившуюся ей девушку, она советовалась с мужем, родным братом, другими родственниками. Семейство собирало всю информацию о девушке, ее семье.

Положительными качествами невесты считались:

  • трудолюбие,
  • крепкое здоровье,
  • скромность,
  • уровень образования,
  • хорошая специальность.

Внешность девушки не играла большой роли, главное, чтобы она была хорошей женой и хозяйкой. О ее характере и перспективности судили по матери. Какова мать – такой когда-то будет и ее дочь.

Веселые гуляния

Армянская свадьба по традиции справлялась поздней осенью или зимой, после сбора урожая. Главные действующие лица свадебного гулянья – посаженные отец и мать («кавор» и «каворкин»), холостые дружки жениха («азаб»). Главный дружка назывался «азаббаши» – «брат жениха». Со стороны невесты действующие лица – ее брат и сестра. Для ведения свадебного гулянья обязательно приглашали тамаду, который провозглашал тосты, предлагал гостям спеть, станцевать.

Хозяином армянской свадьбы считали отца жениха. Свадьба длилась от трех дней до недели, длительность ее зависела от материальных возможностей родителей молодых. Начиналась она в пятницу, а заканчивалась в воскресенье. Армянская свадьба включает ряд интересных обрядов. Один из них – предсвадебное купание молодоженов, символизирующее очищение:

  • юношу купали в хлеву его дружки,
  • девушку – дома ее подруги.

Ритуал купания невесты был эмоциональным, торжественным, сопровождался песнями, танцами.
Еще одна армянская традиция – выпечка свадебного хлеба. Хлеб пекли как дома у жениха, так и у невесты. Друзья под звуки песен просеивали муку, месили тесто в специальных деревянных корытах, выпекал хлеб.

Начиналась армянская свадьба необычно – одновременно в обоих домах. Когда гости жениха, угостившись вдоволь, уходили домой, жених в сопровождении свадебной свиты и музыкантов шел к невесте и вел с собой быка, украшенного гирляндой яблок. По свадебной традиции этого быка закалывали под звуки музыки и ритуальные пляски, а его кровью смазывали жениху лоб.

Жених смачивал кровью быка нож или кинжал, складывал его и клал себе в карман. Открывался нож только на брачном ложе. Так как бык по армянским преданиям считается символом плодородия, данный свадебный обряд должен был способствовать крепкой семье, рождению множества детей.

Покидая дом жениха, процессия идет к его будущей жене, несет на подносе ее свадебный наряд, а сама невеста, согласно древней традиции, сидит дома в углу комнаты за специальным занавесом. Родные у ворот требуют за нее выкуп. После того, как жених добирался до своей ненаглядной, начиналось свадебное застолье, которое длилось несколько часов. Затем гости шли домой, а жених с главным дружкой оставались ночевать. С невестой же ночевала ее подружка.

Как в наше время приезжает армянский жених за своей суженой, смотрите в предоставленном видео:

Следующий день свадьбы начинался с одевания невесты за занавесом. Подружки надевали на девушку свадебный наряд под печальную мелодию армянской зурны. Он мало чем отличался от повседневного, разве что был сшит из дорогой ткани. Лицо молодой закрывали вуалью. Посмотрите на фото, как она очаровательна!

Женатый мужчина, имеющий детей, выводил невесту и ставил рядом с женихом. Он желал паре семейного счастья, здоровья, много детей.

Молодожены обязательно должны были пройти обряд венчания, без этого они не имели права ложиться на семейное ложе.

На третий свадебный день будущую жену перевозили домой к жениху. С утра он вместе с родственниками шел за суженой. Отец невесты передавал дочь из рук в руки будущему зятю, наказывал беречь ее. Молодая жена прощалась с родительским домом под грустные песни, а затем вместе с приданым отправлялась домой к будущему мужу. Там их встречали родственники: по армянскому обычаю они сыпали на молодых зерно, конфеты, орехи, мелкие деньги, что символизировало достаток и счастье.

Все армянские свадебные обряды сопровождались щедрым угощением, свадебными песнями, зажигательными танцами. Свадебный стол отличался обильным угощением, хорошим вином, коньяком, вкуснейшими сладостями, разнообразными фруктами, а еще – остроумными тостами.