Обучение простому предложению по методике нуриевой (с карточками для скачивания) - коррекция и обучение - каталог статей - особенный мир. Как научить общению невербального ребенка? Невербальная имитация у детей с аутизмом

Коммуникация происходит, если один человек посылает сообщение другому человеку, словами, жестами, мимикой. Общение происходит, когда двое людей, например, взрослый иребенок, отвечают друг другу- это двухсторонняя коммуникация.

Желание общаться неразрывно связано сразвитием общественных отношений, вкоторых дети саутизмом испытывают значительные трудности. Для того, чтобы научить столь важному навыку, нужно создать условия для увеличения мотивации кобщению. Всоответствии сэтим принципом, общение начинается синициативы ребенка, анескоманды взрослого.

Очень важно запомнить, что коммуникация иобщение необязательно включают язык иречь. Убольшинства детей сРАС есть задержка речи, либо они избегают пользоваться речью для общения. Поэтому очень важно использовать другие методы коммуникации еще допоявления речи, аиспользование языка последует заними.

Как правило, дети с аутизмом начинают говорить намного позже своих сверстников. При появлении первых слов и фраз выясняется, что многие аутичные дети не в состоянии использовать свои языковые навыки в целях коммуникации. Часто произнесенные первые слова нетипичны, вместо ожидаемых «мама» или «папа» ребенок вдруг произносит «телевизор» или «уйди». Причем, прозвучавшие один раз, эти слова могут не повторяться в дальнейшем.

Отмечено, что после появления первых слов в возрасте 11–18 месяцев ребенок затем вообще замолкает на длительный период времени. Примерно к трехлетнему возрасту у части аутичных детей вновь наблюдается усиление речевой активности, которая выражается в том, что ребенок просто повторяет слова за окружающими, - эхолалии. Характерным является то, что аутичный ребенок может отражать не только слова, но и темп речи и интонацию. О себе он, как правило, говорит во втором и третьем лице или использует инфинитивную форму («хочешь пить!» вместо «хочу пить!», «дать Егору!» вместо «дай мне!»), т. е. так, как слышит от окружающих. Часто высказывания ребенка содержат отрывки из услышанного по телевизору.

Немалая часть аутичных детей вообще не пользуется речью. Вместо речи ребенок использует вокализации, сигнализирующие о комфорте или дискомфорте, которые родители нередко называют «пением» или «мычанием». Характерным в таких случаях является появление в потоке вокализаций звуков, скопированных из неречевого окружения ребенка, а иногда и абрисы слов, различить которые способны только наблюдательные близкие.

В тех случаях, когда словарный запас аутичного ребенка с возрастом начинает бурно пополняться, возникают речевые проблемы, которые называются семантико-прагматическим нарушением. Этот вид речевого нарушения характеризуется неумением адекватно пользоваться речью для общения, он является специфичным при высокофункциональном аутизме и включает в себя следующие признаки:

  • ребенок, как правило, имеет быстрый темп речи,
  • не умеет слушать собеседника, постоянно его перебивает,
  • не умеет поддерживать беседу и соблюдать очередность,
  • не умеет донести информацию, навязывает свою собственную, как правило, одну и ту же тему;
  • не понимает контекст беседы за счет конкретности восприятия речи;
  • не понимает, что можно говорить и что нельзя.

Как взрослые могут повлиять на коммуникацию ребенка с РАС

Примите на себя роль не только помощника, но и учителя

Когда ребенок неспособен сообщить о своих потребностях, у взрослых может возникнуть искушение делать все за него. Например, принести его ботинки и завязать шнурки. Тем не менее, если вы будете так поступать, вы сократите количество возможностей, когда ребенок может сделать что-то самостоятельно. Если ребенок до сих пор находится на стадии самодостаточности, то особенно трудно определить, что может, а что не может сделать ребенок. В подобной ситуации лучше всегда спрашивать ребенка, нужна ли ему помощь, затем подождать, потом спросить второй раз, и только потом начать помогать ребенку.

Вместо того, чтобы позволять ребенку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми

Может возникнуть искушение поверить, что ребенок просто проявляет свою независимость, когда он не показывает никакого интереса к общению со взрослым. Тем не менее, крайне важно, чтобы ребенок научился общаться, и поэтому нельзя предоставлять его себе самому.

Основной прием состоит в следующем - настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребенок, например, если он играет с веревкой или достает игрушки из коробки и складывает их обратно. Даже если ребенок реагирует на такие попытки присоединения злостью и агрессией, продолжайте пытаться. Злость - это тоже разновидность общения, и это лучше, чем полное отсутствие коммуникации. По мере продолжения общения ребенок может со временем осознать, что взаимодействие с другим человеком может быть связано с весельем.

Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребенку возможность вступить в коммуникацию

Забота о ребенке с РАС - это тяжелая работа, которая требует много времени. Часто у взрослого возникает желание поторопить ребенка, который выполняет повседневные задачи, например, ест завтрак или одевается. Однако ребенку с РАС полезно предоставлять несколько лишних минут на выполнение таких задач - ему нужно дополнительное время, чтобы осознать, что происходит вокруг него, и подумать о том, что он может сказать во время подобных занятий.

Во время игр с ребенком принимайте на себя роль партнера, а не лидера

По мере того, как ребенок становится все более компетентным в коммуникации, ему нужно все меньше руководства. Если задавать ребенку слишком много вопросов или предложений, то ему станет сложно инициировать собственный разговор. Важно следовать за ребенком и реагировать на то, что он сам делает.

Предоставляйте ребенку положительную обратную связь

Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребенок попробует это снова. Вы можете использовать простые описательные фразы, которые комментируют достижения ребенка. Таким образом ребенок сможет установить связь между собственными действиями и вашими конкретными словами.

Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации

Если ребенок с РАС без труда получает все, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения. Поэтому во многих случаях необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребенка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению.

Поощрение просьб

Для этого можно располагать любимые игрушки/еду в таких местах, где ребенок сможет видеть их, но не сможет до них достать, например, на высокую полку. В качестве альтернативы можно поместить любимый предмет ребенка в контейнер, который ребенку трудно открыть, например, в банку из-под варенья или упаковку из-под мороженого. Это будет поощрять ребенка обращаться за помощью и приведет к общению между взрослым и ребенком.

Дайте ребенку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно

Сложно устроенные игрушки или игры, которые нужно нажимать, чтобы они заработали, могут представлять сложность для маленького ребенка, но также они могут его заинтересовать. Как только ребенку дали игрушку/игру, предоставьте ему время, чтобы определить, как ею пользоваться. Когда ребенок начнет испытывать раздражение, потому что у него не получается сделать так, чтобы игрушка заработала, взрослый подходит и помогает ему.

Играйте с ребенком в игрушки «повышенного интереса»

К игрушкам повышенного интереса относятся воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей. Простые игры, такие как надувание шарика, а затем его отпускание, чтобы он улетел в воздух, могут очень понравиться ребенку. Надуйте шарик наполовину и ждите реакции ребенка, прежде чем надувать его до конца - это простой способ поощрить общение между взрослым и ребенком. Аналогичного эффекта можно достичь с помощью мыльных пузырей - выдуйте несколько пузырей в сторону ребенка, и как только вам удастся привлечь его внимание, закройте контейнер с жидкостью и ждите реакции ребенка, прежде чем выдувать новые пузыри.

Давайте предметы постепенно

Если ребенок сразу получает все, что он хочет, то у него нет причин, чтобы просить взрослого о чем-то еще. Если вы будете ограничивать количество еды/игрушек, которые вы даете ребенку, то у него появиться возможность выражать свои желания и потребности. Например, если ребенок хочет печенье, разломайте печенье на маленькие кусочки и дайте ему только один кусочек, а затем давайте ему еще, как только он сообщит о данном желании.

Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то или иное занятие

Если ребенок участвует в каком-то занятии со взрослым, продолжайте это занятие, пока ребенок сам не покажет, что его надо прекратить. Следите за гримасами недовольства или за тем, когда ребенок оттолкнет от себя предметы для занятия. В этом случае ребенок был вынужден сообщить о том, что он готов прекратить занятие. Если ребенок не пользуется речью для того, чтобы показать, что он закончил, сопровождайте его невербальную коммуникацию словами, например, «ну вот и все» и «хватит». Подобное сопровождение будет поощрять речевое развитие ребенка.

Увеличивайте объем общения, следуя за ребенком

Очень важно скорее следовать за ребенком, а не руководить им. Это позволит ребенку проявлять коммуникацию, когда он делает что-то вместе с другим человеком, и увеличит их объем общения. Если ребенок играет лидирующую роль в своих занятиях, то он будет уделять деятельности больше внимания, это научит его сосредотачиваться на чем-то одном и делать самостоятельный выбор.

Если вы следуете за ребенком, то наилучшая позиция - это взрослый лицом к лицу с ребенком, таким образом, взрослый сможет легко наблюдать за тем, что заинтересовало ребенка. Это также поможет приучить ребенка к контакту глазами - с ним у ребенка с РАС обычно возникают трудности. Также важно находиться на одном зрительном уровне с ребенком - это позволит ему наблюдать за различными мимическими выражениями на вашем лице, которые используются во время коммуникации. Ребенку с РАС часто сложно уловить невербальное коммуникативное поведение во время разговора, а потому важно как можно раньше привлекать его внимание к невербальным знакам. Можно надеяться, что со временем ребенок привыкнет к тому, что взрослый играет с ним на одном уровне, и он начнет рассчитывать на присутствие взрослого, даже будет звать его поиграть.

Для развития двухсторонней коммуникации полезно имитировать действия ребенка и повторять за ним его слова. Например, если ребенок бьет ложкой по столу, а взрослый начинает делать то же самое, то ребенок с большой вероятностью обратит внимание на взрослого. Эту же идею можно использовать в отношении звуков, которые издает ребенок, или сенсорного поведения ребенка, например, тряски руками или вращения на месте. Как только ребенок установит, что взрослый имитирует его действия, то он может начать имитировать взрослого в ответ. Это создает возможность добавить в общение что-то новое, что будет повторять ребенок.

Если ребенку с РАС неинтересно играть ни с одной предложенной игрушкой или он предпочитает раскладывать игрушки в линию, а не играть с ними, то в этой ситуации все равно есть возможности для коммуникации и общения. Например, если ребенок раскладывает свои машинки в одну линию, то взрослый может присоединиться к ребенку и подавать ему следующую машинку. Таким образом, у взрослого появляется своя роль в игре, а ребенку приходится включать его в свою деятельность. Если ребенку интересно только бросать игрушки на пол, то взрослый может собирать игрушки в корзину, а потом отдавать их обратно ребенку, чтобы тот их снова разбросал. Таким образом, устанавливается схема общения и коммуникации с ребенком.

Как взрослые могут помочь ребенку с РАС лучше понимать то, что ему говорят

Ребенку с РАС нелегко дается обработка информации. Это происходит потому, что ему трудно понять окружающий его мир. Даже когда ребенок с РАС понимает ситуацию, он все равно может не понимать слова, которые сопровождают ситуацию. Иногда взрослым только кажется, что ребенок понял их слова, так как он выполняет данную ему инструкцию. Тем не менее, ребенок просто мог знать, что нужно делать в определенной ситуации, независимо от словесных инструкций, только потому, что он выполнял эти действия множество раз в прошлом.
Есть несколько методов, которые помогают ребенку лучше понимать, что говорят ему другие люди.

Говорите как можно меньше и как можно медленнее

Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребенком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. В каждой специфической ситуации выделяйте ключевые слова и делайте на них акцент.

Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов, например, показывайте на предмет, который обозначает ключевое слово. Сассман (1999) использует следующую подсказку, чтобы взрослые не забывали, как облегчить ребенку с РАС понимание речи:

«Меньше слов, больше акцентов, говорите медленно и показывайте!»

Если ребенок только недавно начал пользоваться речью для коммуникации, то взрослый должен использовать одиночные слова для коммуникации с ребенком. Например, просто обозначать любимые игрушки и еду ребенка. Если вы пользуетесь этим видом коммуникации, очень важно тут же давать ребенку то, что вы обозначили. Если внимание ребенка переключилось на что-то другое, то слово потеряет для него свой смысл.

Необходимо делать паузы между произнесенными словами и предложениями. Это предоставит ребенку с РАС время, чтобы осознать, что именно ему сказали. Взрослый должен использовать паузы, чтобы у ребенка было время обработать произнесенную информацию, а также обдумать свой ответ.

Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребенка понять, что ему говорится. Например, предлагая ребенку попить, взрослый должен сделать жест, притворяясь, что он держит стакан и пьет. То же самое можно сделать, если вы говорите о еде. Для этой же цели можно использовать преувеличенные выражения лица, а также жесты - кивок головой при слове «да», мотание головой при слове «нет», махание рукой при словах «привет» и «пока». Когда вы говорите с ребенком о других людях, например, «бабушка остается здесь», то лучше одновременно показывать на фотографию человека, о котором вы говорите с ребенком.

Другие визуальные методы также могут увеличить понимание, включая расписания в картинках, рисунки, карточки-подсказки и последовательность действий в картинках.

Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК)

Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств ВАК для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Поэтому очень важно, чтобы решение о выборе ВАК для конкретного ребенка было результатом командной работы, когда ВАК оценивается совместно с родителем ребенка до принятия какого-либо решения. Критерии при выборе устройства ВАК включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению.

Применение устройств ВАК может быть чрезвычайно эффективным для детей с РАС. Если ребенок с РАС никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение устройства ВАК предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Если было решено, что данному ребенку подходит устройство ВАК, то ответственность всех людей в его окружении - моделировать систему общения.

Существуют различные типы ВАК, которые подходят ребенку с РАС, включая:

Система PECS - коммуникационная система обмена картинками (Frost and Bondy, 1994)

Жестовый язык

Существует несколько систем жестового языка, например, американский жестовый язык, британский жестовый язык, Макатон ™, жестовая речь Пагет Гормана (ТМ) и точный жестовый английский. С ребенком с РАС жестовый язык обычно применяется в рамках подхода тотальной коммуникации.

Тотальная Коммуникация - это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка.

Интерактивные коммуникационные доски

Интерактивные коммуникационные доски - это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.

Карточки-подсказки

Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребенку с РАС нужно что-то сообщить, находясь в состоянии стресса.

Книги разговоров

Книга разговоров может состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги - повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым. Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей - это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора.

Довольно часто дети с аутизмом не говорят совсем, либо речь развивается у них с большой задержкой. Иногда это связано с медицинскими проблемами, такими как нарушение работы языка или апраксия. Однако гораздо чаще это обусловлено нарушениями в областях мотивации и социального взаимодействия. Задержки в развитии речи также могут быть вызваны запущенными инфекциями уха, которые могут привести к снижению слуха и затруднить речевое развитие в критически важный период.

Термин «невербальный» обозначает человека, который не использует голос для общения (клиническим термином является «невокальный», потому что вербальное поведение может включать коммуникацию без звуков, например, жестовый язык). В большинстве случаев вместо языка эти дети используют неэффективные или неподходящие способы общения. Большинство ребят, с которыми я работала, были невербальными, когда мы познакомились. Обычно эти дети общались, указывая на что-либо пальцем, подводя меня к нужному месту или (что происходило чаще всего) выражая свои потребности с помощью поведения. В моей практике я наблюдала за несколькими малышами, которые не говоря ни слова могли получить все, что только пожелают. Родители понимали, что два крика означают «включи телевизор», плач - «возьми меня на ручки», а отталкивание брата или сестры - «я не хочу играть» и т.д.

Когда работаешь с невербальными детьми, ваша цель не сводится к тому, чтобы ребенок начал говорить. Главная задача - научить ребенка эффективной коммуникации . Даже вербальные дети не всегда способны на коммуникацию. Если я научу пятилетнего ребенка называть цвета и части тела, но при этом он не в состоянии сказать мне, что хочет есть, то это пример ребенка, который может говорить, но не использует речь для коммуникации.

Важно осознать, что «невербальный» - это не просто тот, кто не умеет говорить. Как общается ребенок? Создается ли у вас впечатление, что он понимает на слух гораздо больше, чем может сказать? Напевает ли ребенок себе под нос, называет части слов, поет песни или мелодии? Кричит ли ребенок, когда расстроен или издает немые звуки? Из своего опыта могу сказать, что если у невербального ребенка есть вокальные стереотипии или эхолалия (повторение чужих слов и фраз), то это повышает вероятность того, что он станет вербальным. Ребенок, который эхом повторяет слова, поет или лепечет, скорее всего, сможет заговорить.

Работа с поведением играет огромную роль в развитии коммуникации. Это приходится повторять снова и снова: для невербальных или не способных на коммуникацию детей характерны самые проблемные и трудно поддающиеся коррекции виды поведения. Почему это так? Попробуйте представить, что вы оказались в обществе, где никто не говорит на вашем языке. Если вы говорите по-английски, то все окружающие говорят по-французски. Если вы говорите на арабском, то все окружающие говорят на немецком. А теперь представьте, что вы хотите есть, и вам нужно как-то убедить этих людей покормить вас. И как долго вы сможете указывать на предметы и жестикулировать, прежде чем станете толкать людей и бросать вещи?

Если ребенку не хватает врожденной мотивации для социального взаимодействия, и окружающие люди не мотивируют его для этого дополнительно, то ему будет гораздо проще добиваться своего с помощью нежелательного поведения. У ребенка, которому позволяют в конце обеда бросить тарелку на пол, что значит «я поел», нет никаких причин думать о том, как это выразить словами, как произнести и сообщить окружающим.

Огромную роль играет поощрение за коммуникацию. Когда ребенок с аутизмом учится общаться с другими людьми, у вас под рукой всегда должны быть желанные для него награды. Возможно, вы подумаете: «Почему я должен(а) поощрять своего ребенка за речь? Ведь мои старшие дети просто начали говорить и не получали за это шоколадки M&M’s». Ключевая особенность аутизма - качественные нарушения в сфере коммуникации. Это может означать, что ребенок совсем не говорит, у него есть речевые задержки, либо он владеет языком, но у него нет мотивации использовать его.

Существует несколько подходов к обучению невербальных детей коммуникации (и поведенческие аналитики/консультанты зачастую советуют применять несколько методов сразу):

Методы обучения коммуникации

Вербальный поведенческий подход (ABA) В области прикладного анализа поведения (ABA) существует множество направлений и вербальный поведенческий подход является одним из них. Данный метод сосредоточен на развитии функциональной речи. Отправной точкой в этом подходе служит внутренняя мотивация ребенка, который получает награды для подкрепления различных видов коммуникации (просьб, называния и так далее). В рамках этого подхода языку обучают точно так же, как и любому другому поведению, и каждый компонент речи делится на небольшие шаги. Например, если ребенок очень любит мороженое, то первое, чему его учат, это произносить слово «мороженое». Таким образом, желание ребенка заполучить то, чего ему хочется, используется для стимуляции у него речи. Говоришь «мороженое» - получаешь мороженое. Вербальный поведенческий подход также использует многократные повторения, подсказки и постепенное формирование желательного ответа. Если ребенка учат просить мяч, то сначала в качестве просьбы принимается «ма». Со временем, при тщательном сборе и анализе данных, критерии становятся более строгими до тех пор, пока ребенок не сможет отчетливо говорить «мяч».

Логопедия. Из десяти клиентов, с которыми я работаю, 6-7 обычно также посещают логопеда. Многие родители считают, что логопедия - единственный способ помочь невербальному ребенку заговорить. Логопеды работают с такими проблемами как заикание, нарушения артикуляции, сложностями при приеме пищи/глотании и тому подобное. Я знаю детей, которые достигли больших успехов с помощью логопеда, и я работала с теми, на кого эти услуги не оказали никакого влияния. Они получали логопедическую помощь годами, а начинали говорить после нескольких месяцев АВА-терапии. Как клиенту, вам важно найти логопеда, у которого есть знания и опыт именно в области аутизма или поведенческой терапии. Также важно обратить внимание на интенсивность занятий. Многие из детей, с которыми я работаю, занимаются с логопедом лишь час-полтора в неделю. Для невербального низкофункционального ребенка-аутиста такой терапии недостаточно, чтобы произошли какие-то значимые изменения.

Язык жестов. Когда вы называете окружающие предметы всегда сопровождайте их жестом, чтобы когда ребенок слышит слово, он одновременно учил соответствующий жест. Рассматривая язык жестов как вид коммуникации всегда нужно учитывать возраст ребенка и его навыки мелкой моторики. Если у ребенка есть проблемы с мелкой моторикой, и он не может выполнить последовательность из сложных жестов, то жестовый язык - не лучший вариант. Возраст важен потому, что вам нужно учитывать широту круга общения ребенка. Если ему два года, и он весь день проводит с мамой и папой, то, вероятно, язык жестов вполне подойдет. А если ребенку 11 лет, он ходит в школу, группу продленного дня, а затем на секцию карате, тогда все люди, с которыми он общается, должны понимать его жесты. Если ребенок подходит к учителю на школьной площадке и с помощью жестов просит «красную записную книжку», поймет ли это учитель? В случае, когда дети не получают быстрого ответа на свои жесты, они могут просто перестать их использовать. Другой распространенной ошибкой при обучении ребенка языку жестов становится застревание на жесте «еще». Многие специалисты и родители учат ребенка жесту «еще», и, к сожалению, он переносит этот жест на все ситуации. Ребенок начинает подходить ко всем подряд и повторять жест «еще», когда окружающие понятия не имеют, чего он хочет. «Еще» чего? А теперь представьте, как расстраивается ребенок, когда его не понимают. Если вы решили научить ребенка жесту «еще», то обязательно учите его использовать жест только в паре с названием того, что он хочет.

Коммуникационная система обмена изображениями (PECS). С помощью системы PECS ребенок учится обменивать фотографии нужных ему предметов на сами предметы. Изображения PECS легко использовать, всегда можно взять с собой, и они могут подробно описывать все, что есть в окружении ребенка. С помощью PECS можно научить ребенка сформулировать просьбу целым предложением, попросить о нескольких вещах сразу, рассказать, как прошел день, просто поговорить и т.д. Преимущество PECS по сравнению с жестами в том, что картинки или фотографии сможет понять любой человек. Если ребенок неточно показывает жест, то никто не поймет, чего же он хочет. С системой PECS вы можете использовать картинки или реальные фотографии предметов в зависимости от того, что больше подходит вашему ребенку. Еще одним плюсом PECS по сравнению с жестами является то, что эта система подходит для общения с ровесниками. Обычный трехлетний ребенок может не понять жеста «играть», но он точно поймет, что карточка с изображением кукольного дома означает «Хочешь поиграть с кукольным домом?» Недостатки этой системы, о которых мне сообщали родители, включают трудности с постоянным добавлением различных фотографий/картинок, и если у ребенка быстро меняются интересы, то приходится также быстро менять карточки.

Вспомогательные коммуникационного устройства. Использование вспомогательного коммуникационного устройства позволит ребенку создавать речь с помощью голосового синтезатора. Ребенок вставляет картинки, печатает или нажимает на кнопки, а устройство воспроизводит соответствующие слова с помощью искусственного голоса. Так как это технологическое устройство, необходимо, чтобы ребенок обладал достаточными интеллектуальными способностями, чтобы пользоваться им независимо от взрослых. Однако если у вас есть Ipad, то для него существуют отличные приложения для коммуникации (такие, как Proloquo 2 Go), с помощью которых невербальные дети могут общаться лишь несколькими движениями пальцев. Преимущество таких технологий в том, что они подходят людям с разными физическими возможностями, так как их можно модифицировать и адаптировать для детей, которые плохо видят, не могут печатать или плохо слышат. Такие приложения и устройства легко взять с собой, и они позволяют ребенку быстро сообщить, что он хочет, о чем он думает, как относится к чему-либо, и в чем нуждается. Некоторые устройства можно программировать по мере необходимости, наполняя специфической информацией, для которой нельзя подобрать фотографию (например, длинной шутки про «тук-тук»). Другие устройства более ограничены и их трудно запрограммировать для продолжительных разговоров или диалога.

Языковое погружение. Этот метод обычно применяется в дошкольных учреждениях или детских садах, в которые принимают детей с особыми потребностями. На протяжении всего дня в группе ребенок погружается в среду, мотивирующую его для речи. Каждый предмет четко называется, и каждый ребенок вовлекается в разговор, даже если не может разговаривать («Дэвид, мой пиджак синего цвета? Кивни, если мой пиджак синего цвета»). Педагоги работают индивидуально с каждым ребенком, обучая его играть по очереди, поддерживать контакт глазами и обращать внимание на то же, что и другой человек. На мой взгляд, такие занятия очень напоминают метод Кегеля или обучение базовым реакциям, один из подходов АВА. Преимущество языкового погружения, как и обучения базовым навыкам для коммуникации, в том, что родители могут легко применять этот метод в общении со своим ребенком. Подобные техники сосредоточены на тех этапах развития, которые обычно ведут к появлению первых слов, таких как лепет, различение звуков, имитация, реакция на устные инструкции и общение с помощью жестикуляций. Индивидуальная работа с ребенком включает естественное общение и поощрение. Например, вы можете реагировать на лепет ребенка так, как будто это слова, и поддерживать с ним разговор. Описывайте свои действия и то, что делает ребенок, даже если он никак вам не отвечает («Мы идем вверх по лестнице. Давай считать ступеньки: 1, 2, 3, 4… »). Когда вы это говорите поддерживайте контакт глазами, опирайтесь на общие с ребенком интересы и превращайте обучение в веселую игру.

Огромное разнообразие программ, книг, ресурсов и клиник, которые обещают научить детей-аутистов говорить, может приводить родителей в замешательство. Подходите к выбору программы очень ответственно и доверяйте только тем методам, которые прошли исследования и были одобрены, а также тем, которые понятно и четко описывают, как работает данный метод, и что он включает. Если вам нужно оплатить лечение или заказать книгу, чтобы разобраться, как работает метод, то это повод для подозрений.

Какой бы вариант для обучения вашего ребенка коммуникации вы не выбрали, он будет эффективен в разных местах и с разными людьми, только если вы обеспечите поддержку нужного поведения. Ребенок должен усвоить, что отныне окружающие не будут принимать ничего, кроме его системы коммуникации. Это значит, что если вы научили ребенка просить печенье жестом, то он больше не может забираться на кухонный стол, чтобы достать банку с печеньем с холодильника. Превратите общение с вами в обязательное требование, или ребенок так и не будет общаться.

Ребенок также должен понять, что общение с людьми приводит к хорошим результатам. Если ребенок только что научился просьбе «сок», то каждый раз, когда он говорит «сок», нужно дать ему немного сока. Ребенок должен увидеть, что с помощью общения можно быстро получить то, что ему нужно или хочется.

Если вы начали использовать систему коммуникации для ребенка с аутизмом, но результаты оказались неудовлетворительными, то задайте себе вопрос: «Эта система коммуникации является единственным для ребенка способом получить то, что он хочет/в чем нуждается?» Если нет, то, возможно, это и есть причина отсутствия улучшений.

** Важный совет: Для обучения и развития речи очень важно начинать вмешательство на самых ранних стадиях. Если вы хотите добиться наилучших результатов, то нужно начать заниматься с ребенком как можно раньше. Однако исследования показывают, что надежда не потеряна и для невербальных детей с аутизмом старшего возраста. Ребенку постарше будет сложнее научиться говорить, но, тем не менее, это возможно. Наиболее эффективные методы для работы с детьми старше 5 лет включают применение устройств, генерирующих речь (которые не подавляют язык), и развивающие подходы, которые направлены на формирование разделенного внимания.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Все люди могут общаться, но не все могут говорить. Некоторые люди говорят мало, и не используют речь для коммуникации. Некоторые люди могут произносить только отдельные фразы и слова, которые, на самом деле, значат совсем не то, что они хотели сказать.

Иногда я использую устную речь, но я по-прежнему очень невербален. Я не всегда могу подобрать нужные слова или произнести их вслух. Я часто говорю очень неразборчиво, и я произношу слова не так, как их произносят большинство людей. Мне гораздо удобнее общаться, используя буквенную доску или Proloquo2Go .

Очень часто я говорю нелепые вещи, вроде «мальчик Ларри» или «возвращайся в зеленый дом». Я повторяю эти фразы многократно, без всякой на то причины. Я слышу свои слова и думаю о том, как нелепо все это звучит; я хочу замолчать, но не знаю, как остановиться.

Когда люди спрашивают меня о чем-то, то между моим разумом и ртом появляется непреодолимый барьер, и я не могу сказать то, что хотел. Вы можете себя представить, как это сильно меня раздражает!

Особенно неприятно, когда люди считают, что мой интеллект значительно ниже, чем он есть на самом деле, потому что я реагирую на все не так, как от меня ожидают. Я помню, как моей маме сказали, что у меня очень низкий IQ — около 40, и я хотел закричать – нет, это неправда! Но я не мог этого сделать. Ужасно, когда ты не можешь даже вступиться за себя.

И я искреннее, всем сердцем надеюсь на то, что как можно больше учителей, врачей и специалистов по вопросам аутизма пойму, что из-за аутизма человеку может быть сложно заставить свое тело и мозг работать так, чтобы он мог отвечать окружающим. И чтобы они поняли, что возможность отвечать никак не связано с пониманием. Я молюсь об этом, потому что это поможет специалистам оказывать аутистам более качественную помощь.

Автор рассказывает о себе в своем блоге: Меня зовут Генри. Мне 14 лет, и у меня невербальный аутизм. Это мой блог. Я пишу свои посты на алфавитной доске, а мама переписывает их на бумагу, а затем перепечатывает сюда. Все, что здесь написано – это мои слова, если нигде не указано ничего иного.

Главная задача этого блога – рассказать людям о том, что значит быть невербальным аутистом, и положить конец негативным идеям об аутизме.

(Описание изображения: Черноволосый светлокожий мальчик-подросток. Он одет в черный свитер и джинсы. У него синие наушники. В руках у него планшет — устройство для альтернативной коммуникации)

Три из них рассказаны другими аутичными подростками.
Одна из них рассказана нейротипичной матерью аутичного подростка.
И еще три – взрослыми невербальными аутистами с самыми разными навыками использования речи: от тех, кто может говорить, но кому гораздо легче писать, до тех, кто не говорил никогда. Надеюсь, это поможет вам понять невербальных аутистов, и избавиться от вредных предрассудков.

Истории невербальных аутичных подростков:
1) Эмма Зутчер Лонг: Я — Эмма
2) Филип Рейс: Мой голос — это все, что у меня есть
3) Генри Фрост: Любовь вместо страха

История мамы невербального аутичного ребенка:
1) Керима Чевик.

Я знаю, ты меня не слышишь, но я с тобой говорю.
И я слышу все, что ты мне говоришь.

Я слышу, как ты смеешься, когда я делаю что-то забавное.
Я слышу, как ты кричишь "ура",

Когда я так стараюсь.
Я слышу, как ты говоришь другим, что ты меня не променяешь на целый мир,
даже несмотря на все испытания, которые пришли вместе со мной… И я знаю, что ты знаешь: я все понимаю.
И знаешь, что я слушаю, когда ты со мной разговариваешь.
Но я хочу, чтобы ты знала, мама...
Я говорю с тобой. ("Я с тобой говорю"
Автор Jessica Soukup,(перевод))

Об особенностях невербальной коммуникации у детей с аутизмом.

С каждым годом в школу приходит все больше детей с расстройством аутистического спектра. Имея достаточно большой опыт логопедической работы с различными речевыми нарушениями у детей, мы начинаем работать с ребятами, в анамнезе которых стоит РАС. С этого года в нашей школе функционируют два автономных ресурсных класса. Достаточно большое количество методических, цифровых ресурсов обработано за сравнительно короткий временной отрезок. Происходит некое погружение, понимание и осознание проблем, обусловленных состоянием аутичного ребенка. Безусловно, возникает желание помочь. Пытаемся обобщить и структурировать некоторые блоки знаний. Итак, попробуем разделить понятия общения и коммуникации. Общение - взаимодействие двух и более лиц, которое основывается на взаимообмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. Связь, в процессе которой осуществляется обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе, есть коммуникация. Коммуникация является более широким понятием, чем общение, в связи с чем эти понятия разграничивают. Коммуникация может осуществляться с помощью речевых и неречевых способов. К неречевым способам коммуникации относят: оптико-кинетические способы (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистические способы (качество и диапазон голоса, тональность), экстралингвистические способы (паузы, плач, смех, темп речи), пространственно-временные способы (расположение партнеров, временные задержки начала общения и т.д.)

В основе невербальной коммуникации лежит полисенсорная природа, то есть восприятие через слух, зрение, обоняние, тактильную чувствительность и т.д. разных видов невербальной информации (эмоциональной, эстетической, биофизической, социально-групповой, пространственной, психологической). В процессе общения эта информация передается в пределах невербального канала от говорящего к слушателю, независимо от содержания словесного сообщения.

Известно, что невербальная коммуникация является неотъемлемой частью межличностных отношений и социальных взаимодействий. Так, у ребенка–аутиста может быть нарушено формирование всех форм невербального и вербального общения. Прежде всего, у него не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает руки с просьбой взять его на руки, как это делает малыш с нормальным психофизическим развитием уже на ранних этапах социально-эмоционального развития. В некоторых случаях дети могут протягивать руки в соответствующем направлении, но без попыток назвать нужный предмет, без обращенного взгляда на взрослого, без речевого или звукового проявления своего желания. Во взаимодействии со взрослым у ребенка с аутизмом отмечается недостаточность использования мимики, жестов, интонации в голосе. Мимика ребенка маловыразительна, характерен взгляд вдоль или сквозь собеседника. Такие дети могут неадекватно использовать взгляд, жесты, выражение лица, им тяжело регулировать оптимальную дистанцию, они неспособны развивать отношения со сверстниками, понимать переживания, эмоции, мысли других людей, приобретать и закреплять социальный опыт.

Особенности невербальной коммуникации ребенка с аутизмом проявляются в неспособности ориентироваться и самостоятельно инициировать обращение, выражать интерес к взрослому, как к новой личности, в трудности поддержки контакта, отсутствии попыток к взаимодействию, направленности поведенческой активности преимущественно на манипуляции с предметами, а не с собеседником, в трудности использования адекватных способов общения, среди которых преимущественно нецеленаправленные стереотипные движения тела, совместно с невыразительной мимикой, прикосновениями, вокализациями или отдельными словами.

Ведущая роль в процессе невербального общения с ребенком-аутистом принадлежит взрослому. Он устанавливает, налаживает взаимодействие, отталкиваясь от коммуникативных невербальных показателей, которые ему удалось распознать в поведении каждого конкретного ребенка.

Какие бы то ни было невербальные действия аутичного ребенка имеют коммуникативный потенциал, несут коммуникативную информацию. То есть проявления поведения аутичного ребенка можно рассматривать как способы его общения, попытки что – либо сообщить окружающим. При этом для невербального общения не важен когнитивный компонент, как при речевой коммуникации, наличие осознанного обозначения жестов.

Важным становится наполненность коммуникативного процесса, качественные характеристики движения и способы невербального самовыражения через общение.

Детям с аутизмом присуща высокая сенсорная чувствительность, они переполнены сенсорными ощущениями и часто не могут отделить себя от них. На специфику их коммуникативной деятельности могут влиять полисенсорность невербальной информации и неспособность ее интегрировать, регулировать поток сенсорной информации. В таких случаях использование с целью подкрепления неречевых способов коммуникации (жест, рисунок, пиктограмма, картинка пекс), позволяет ребенку с аутизмом лучше воспринимать и понимать словесное сообщение. Следовательно, невербальное общение не требует от ребенка сформированных артикуляторных, фонематических умений и навыков и имеет полисенсорную природу.

Об особенностях вербальной коммуникации у детей с аутизмом

Нарушения речи занимают значительное место среди характерных признаков раннего детского аутизма, как отображение несформитрованности коммуникативного поведения. В ряде исследований подчеркивается связь речевых нарушений с дефицитом психической активности и диссоциацией между аккустической и смысловой сторонами речи. Формирование речи у детей с аутистичными нарушениями имеет ряд особенностей. Часто у таких детей отсутствуют этапы гуления и лепета, а если гуление и присутствует, то оно механическое, лишенное интонационного компонента. Нередко речь ребенка появляется задолго до начала ходьбы. Первые слова не имеют адресного содержания и не служат способом общения, произносятся спонтанно, без учета ситуации и создают впечатление игры словами. Иногда проговаривание отдельных слов приобретает ритуальный характер, облегчает выполнение того или иного действия.

Часто в речи используются неологизмы. Происходит нарушение смысловой стороны слов. Речь часто скандирована, императивна, интонацинный компонент не отображает эмоциональное состояние ребенка и окружения в котором он находится. Почти у всех детей с аутистичными нарушениями отмечается неправильное использование местоимений, особенно «я», большинство детей говорят о себе в третьем лице, либо называют себя по имени, некоторыене не проявляют желания говорить о себе и заявлять о своих потребностях.

Нередко, после появления первых слов, у ребенка развивается мутизм и сохраняется достаточно длительное время. Ребенок с подобным нарушением речи не может реагировать на обращенную речь, в том числе и на собственное имя, или обращать внимание на речь больше чем на какие-либо шумы.

Такие дети внешне могут быть как будто совсем индеферентны к речи взрослых и речь взрослых далеко не всегда может регулировать их поведение. Однако, наряду с этим, дети, часто спонтанно, без учета ситуации, сразу или через некоторое время воспроизводят услышанное, даже с сохранением интонационного компонента (непосредственная или отсроченная эхолалия).

Эхолалию можно рассматривать как одно из качеств метода целостной структуры развития речи, когда ребенок использует части вербальных фрагментов как одно целое. Эхолалия может быть некоммуникативной, т.е. использоваться для получения слухового и тактильного удовлетворения, и коммуникативной, т.е. выполняет несколько функций:

Обозначение непонимания окружающей ситуации;

Способ осмысления и обработки информации, который помогает перевести произносимые слова во внутреннюю речь;

Просьба – в единственно доступной форме.

Эхолалия также может использоваться в качестве социальной стратегии. Эхолалия становится формой коммуникации, маршрутом в направлении к более правильным формам самовыражения. При таком подходе к проблеме, эхолалия становится не элементом речи, который должен быть выключен, как раньше считалось, а формой речи, которая имеет соединительную функцию.

У речевого ребенка может быть много стереотипий, словесных штампов взрослых слов. Эти дети могут иметь большой словарь, они нередко произносят длинные монологи, но испытывают огромные трудности при обычном разговоре. Отдельные слова, которые ребенок уже использовал в речи, могут исчезать на длительное время, а потом снова появляться.

Дети с аутистичными нарушениями иногда способны к многоразовым повторениям действий или фраз, но со специфической для них избирательностью, т.е. ребенок может стереотипично и неутомимо выполнять одну и ту же серию движений, не перенося полученный опыт в иную ситуацию, повторять одни и те же слова и фразы, придавая им определенный смысл или просто играя ими.

Детям с аутизмом свойственно использование просьбы в необычной форме, воспроизведение фактического визуального материала, определенные истеричные или аутоагрессивные проявления, направленные на яркий эмоциональный отклик-реакцию окружающих, а также возможно, попытка установления контакта, осуществляемого с помощью эхолалий. Ребенок часто вообще не может направленно обратиться к другоу человеку, просто позвать маму, попросить ее о чем нибудь, выразить свои потребности, но способен непроизвольно повторять слова и словосочетания, не закрепленные за ситуацией.

Для детей с аутизмом характерна чрезмерная буквальность в понимании слов, прерстановки местоимений, подтверждения с помощью повторения, требовательность к одному и тому же вербальному повторению, метафоричная речь (заключается в переносном использовании слова или выражения на основе аналогии, схожести или сравнении), которые отображают нарушения в социальной, когнитивной и коммуникативной сферах.

Используя для деятельности только мизерный набор речевых штампов, ребенок с аутизмом может одновременно проявлять острую чувствительность к речевым формам слов как таковых. Для такаих детей обычно пристрастие к рифмам, стихам, чтение их наизусть. Музыкальный слух и чувствительность к ритмизированной речи, внимание к высокой поэзии –удивляет всех, кто окружает таких детей в жизни.

О. Никольской выделены три группы детей по степени тяжести и характеру вторичных нарушений речевого развития. В иследованиях ученых по развитию речи детей с аутизмом, А.В. Аршатского, О.С. Аршатской, Е.Р. Баенской, В.М. Башиной, С.С. Морозовой, О.С. Никольской, Л.Г. Нуриевой, Л.М. Шипицыной и другими отмечено нарушение коммуникативной функции речи, что проявляется как в неспособности полноценно воспринимать вербальную информацию (слабость или полное отсутствие реакции на речь взрослого одновременно с повышенной чувствительностью к неречевым звукам, непонимание простых бытовых инструкций и обращенной речи), так и в невозможности адекватно формировать речевое высказывание и взаимодействие с окружающими людьми соответственно ситуации.

В целом, нарушения коммуникативной сферы при аутизме достаточно разнообразны. У детей с аутизмом с самого детства наблюдается значительная задержка в формировании невербальных способов общения, а также речевого развития, что проявляется системным недоразвитием всех его сторон. В дальнейшем формирование речи происходит специфично и имеет ряд особенностей, вариативность и неравномерность речевого развития, недостаточное понимание обращенной речи использование эхолалий, наличие неологизмов, перестановка местоимений, использование необычной интонации, отсутствие обращений к собеседнику с целью коммуникации.

Обозначенные особенности развития невербальной и вербальной коммуникаци безусловно усложняют взаимодействие ребенка с окружающими. Однако при условии длительной и квалифицированной коррекционно – развивающей работы, можно заметить значительные сдвиги в социальной, коммуникативной, речевой сферах.

Подготовлено учителем-логопедом Ю.Е. Новак

Литература:

1.Башина В.М. Аутизм в детстве – М.: «Медицина», 1999

2. Иванов Е.С., Демянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Уч.пособие. СПб. Дидактика плюс, 2004.

3. Морозов В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения. Психофихзиологические и психоакустические основы. –М.:Изд. ИП РАН, 1998.

4. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А. и др. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение.-М.:Теревинф. 2005.

5. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Монография. – СПб.; Речь, 2009.


У аутичного ребенка может достаточно интенсивно накапливаться пассивный словарь номинативного характера, т. е. состоящий в основном из существительных. При этом становление фразовой речи у ребенка может быть замедленно, он испытывает трудности в овладении семантическими компонентами речи, не может самостоятельно оформить свою мысль вербально. Особую трудность вызывает актуализация глагольного словаря.

В этом случае нужно начинать работу по использованию глаголов и формированию предикативного словаря, на основе специально подобранных речевых конструкции. Подробно с методикой работы над структурой простого предложения и развития речи у детей с РАС можно ознакомиться, изучив книгу Л. Г. Нуриевой (скачать книгу Нуриевой + наглядные материалы можно на сайте aut-kniga.ru, или же купить в магазине лабиринт ). Я предлагаю скачать готовые карточки для занятий, с описанием того, как их необходимо использовать. Простые задания помогут ребенку овладеть глубинно-семантической структурой предложения из 2-3 слов, вводить уже усвоенные фразы-штампы в новые предложения и использовать их в другом контексте.

Задание 1

Начинать работу над структурой простого предложения Нуриева рекомендует с глаголов, обозначающих предметные действия. Для этой цели подберите игрушки в виде человечков или животных в различных позах, имитирующих действия людей (к примеру, вы можете взять игрушки из «киндер-сюрпризов») и подготовьте карточки с нужными глаголами (ест, идет, ползет, стоит и т.д.), скачать карточки можно по ссылке ниже. Предложите ребенку подобрать карточки с глаголами к каждой игрушке и озвучить, что человечек делает («Она стоит», «Он идет» и т. д.). Затем можно попросить ребенка показать игрушку, повторяющую движение логопеда или сымитировать действие игрушки.

Затем вместо игрушек берут плоскостные изображения людей в разных позах. С карточками выполняют те же инструкции, что и в предыдущем задании. При этом, картинки с животными и предметами помогают сформировать понимание того, что глаголы могут обозначать не только действия людей, но и других существ и неодушевленных предметов (самолет летит, мяч прыгает, собака сидит, змея ползет).

Задание 2

Вам понадобится набор фигурок и игровые поля. Разложите игровые полях с известными ребенку глаголами и расположенными под ними овалами, которые будут служить местами для игрушек. Работа строится следующим образом: к примеру, вы спрашиваете у ребенка: «Кто сидит?», он отвечает «кукла сидит» и ставит куклу на соответствующее место. Таким образом заполняются игровые поля.

Задание 3

Отрабатывается понимание общности действий людей, предметов, животных, изображенных на картинках. В задании дифференцируются по два глагола.

Для того чтобы понять, насколько ребенок усвоил лексический материал (в данном случае — глаголы), Нуриева рекомендует использовать задания с глагольными загадками, выполнение которых требует от ученика невербальной произвольной деятельности.

Задание 4

В своей методике Нуриева предлагает применять двусторонние карточки, на одной стороне которых изображены картинки людей, животных или предметов, а на другой - напечатаны глаголы, которые обозначают действия на картинках. Необходимо разложить карточки перед ребенком картинками вверх. А затем задавать ему вопросы по картинкам. Например: «Кто плавает и молчит?» Ребенок должен ответить на вопрос или указать на картинку: «Корова». Затем нужно сразу перевернуть карточку и проверить ответ.

Вы можете скачать образец таких карточек и использовать их для занятий, или заменить глаголы (изображения и тексты), если они не знакомы ребенку (как заменить картинки в word можно узнать ).

Образец карточек с глаголами

Вот образец нескольких карточек:

В архиве собраны 24 карточки по глаголам:

  • лает, сторожит — собака,
  • плавает, молчит — рыба,
  • скачет, ржёт — лошадь,
  • цветет, растет - цветок,
  • прыгает, квакает — лягушка,
  • летает, чирикает — воробей,
  • кудахчет, клюет — курица,
  • мурчит, царапается — кошка,
  • пищит, скребется — мышь,
  • плавает, крякает — утка,
  • жужжит, летает — муха,
  • прыгает, стрекочет — кузнечик,
  • висит, закрывает — замок,
  • режет, затупляется - нож,
  • светит, греет — солнце,
  • греет, стоит - радиатор,
  • тикает, звенит — будильник,
  • звенит, блестит - колокольчик,
  • прыгает, сдувается — мяч,
  • сушит, гудит — фен,
  • гудит, едет — паровоз,
  • плывет, гудит — пароход.

Скачать глаголы и карточки для занятий.

Скачать карточки для работы по методике Нуриевой 2 можно . Другие карточки - архив скачать можно .

Продолжение (взято из статьи

В 4 главе книги «Развитие речи у аутичных детей», Л. Г. Нуриевой описаны примеры заданий для работы над структурой простого предложения. И одним из заданий является введение слов с частицей «не», имеющих антонимичную пару (бегает - не бегает, ползает - не ползает, скачет - не скачет). Я подготовила набор карточек, которые можно использовать для нескольких заданий.

Задание № 1

Положить перед ребенком карточку с напечатанным крупным шрифтом глаголом, под ней разложить картинки с изображениями животных. Отдельно положить карточку с частицей НЕ, набранной ярким цветом и крупным шрифтом. Спросить у ребенка: летает ли (прыгает/плавает и т.д.) это животное? Если ответ утвердительный, ребенок должен назвать утвердительную форму глагола — летает (прыгает/плавает…), если отрицательный - тогда придвинуть к слову карточку с частицей «не» и прочитать антоним. (Неговорящий ребенок использовать указательный жест.)

Можно использовать синонимы (прыгает — скачет, идет — ходит).

Задание 2

Разложить несколько больших карточек с разными по значению глаголами и изображениями пиктограмм, обозначающие особенности зверя или птицы (летает, бодается, плавает) и отображающих ту часть тела животного, с помощью которой оно выполняет действие (крылья, рога, плавники).

Ниже разложить маленькие карточки с изображением животных, рыб, птиц. Задавать ребенку вопросы по картинкам: «Кто летает?» «Бодает?» «Плавает?» Ребенок должен ответить: «Голубь летает». «Коза бодает». «Рыба плавает», и разложить картинки рядом с соответствующими пиктограммами.

Затем можно отрабатывать антонимичные варианты, добавив большую карту с частицей «не» + карточка с глаголом: воробей не бодает, черепаха не клюет, жаба не кусает и т. п. Это задание поможет расширить кругозор ребенка, обратить его внимание на то, что способ действия птиц, рыб, животных во многом определяют особенности строения их тела.

Скачать картинки для изучения глаголов с частицей «не»

Чтобы скачать картинки «частица не с глаголами», перейдите