Особенности воспитания еврейских мальчиков. Секреты еврейского воспитания. Доверие - лучшая похвала

Глава 8. Воспитание по-еврейски

Нет плохих детей, есть дети, которым плохо.

Народная мудрость

Воспитание – это процесс взращивания из младенца человека, процесс созидания полезных привычек – потому что там, где нет полезной привычки, потом обязательно возникнет вредная.

Начнем с утверждения, что уже сам факт рождения в еврейской традиционной семье – это безусловная фора перед многими другими детьми. Ни в одной культуре воспитанию и образованию потомства не уделяется столько внимания. Даже «отголоски» еврейской культуры в смешанных браках и нерелигиозных семьях позволяют воспитать у детей мотивацию к обучению, вежливость и уважение к взрослым, равнодушие к модным вещам и бережливость, которыми не могут блеснуть их сверстники. В этой главе мы не будем рассматривать разницу в менталитете и субъективное восприятие людей другой национальности, когда русскому не хватает в еврее широты души, а еврея бесит русская бесшабашность и расточительность.

Как сказал один мой знакомый, которому я предложила почитать главу «Не буду – и не уговаривай. Не хочу, чтобы мой ребенок вырос жидом». Успех и богатство могут достигаться разными путями, у них нет «национальной принадлежности», главное – умение достигать желаемого, результат, и он станет для нас «путеводной звездой» в рассмотрении вопросов воспитания.

Для сравнения с еврейской традицией, безусловно, придется обращаться к популярным тенденциям в воспитании и обучении и проблемам, которые сегодня встают перед родителями вне зависимости от страны проживания и национальности. Вы можете принимать или отвергать опыт других культур, но отказываться можно только от того, о чем имеешь представление. Вот с этой точки зрения я и предлагаю вам посмотреть на еврейское воспитание – как на эффективную систему, складывавшуюся веками.

Евреи поколение за поколением учатся педагогической практике, передавая все лучшее потомкам. Главный постулат еврейских родителей – учиться быть родителями. Инструкция по построению семьи дополняется инструкцией по воспитанию детей.

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира и в России. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

Рождение ребенка – это «точка невозвращения», огромная ответственность. Родитель – это роль, не менее важная, чем муж или жена, и евреям не стыдно постоянно «повышать родительскую квалификацию». Вполне очевидная истина – если ты не можешь воспитать себя, как ты можешь воспитать кого-то? И закономерный вывод – воспитание детей начинается с самовоспитания родителей.

Конечно, можно воспитывать своих детей по примеру семьи, в которой вырос сам . Но состоятелен ли этот путь?

Мир меняется, и часто перенести свой опыт в настоящее оказывается очень трудно, да и воспитать ребенка сегодня, когда он больше времени проводит у телевизора и компьютера, чем за чтением и общением со сверстниками, труднее, чем раньше. Влияние средств массовой информации, сверстников, других родственников, учителей, огромный поток информации не позволяет воспитывать ребенка в рамках старой, патриархальной системы воспитания, где ребенок был обязан беспрекословно слушаться старших, почитать их, учиться «из-под палки».

Второй путь – отдать ребенка «в руки системы» , не устанавливая авторитет, обеспечивать всем необходимым, ничего не запрещая, не устанавливая обязанностей. Не заставлять ребенка учиться, если не хочет. Такая мягкая система воспитания необычайно популярна в последние годы: дать ребенку все, чтобы он был доволен. Оба эти пути, как показала практика, не способствуют воспитанию гениев, ведут в тупик.

Все взрослые хотят в итоге получить более воспитанных детей, чем они сами, свою улучшенную копию. Мы лепим клонов с себя и пытаемся подогнать малыша под некий идеал из телевизора и книжек про гениев. Как говорится, «яблочко от вишенки». А если к этим честолюбивым желаниям добавляется эгоизм и собственные нереализованные мечтания…

Эгоист больше заботится о себе, а не о ребенке, не прислушивается к его желаниям и склонностям. На практике это вовсе не значит, что родители занимаются своими делами, а дети предоставлены самим себе, эгоистичная мамаша может топить ребенка и его желания в своей заботе – она ведь лучше знает, что ему нужно, она может душить его своей любовью, ограждая от всего в мире и замыкая на себе – это тоже эгоизм.

Надо всегда помнить, что ребенок – это наше отражение, и если он растет потребителем и эгоистом, надо уметь увидеть в нем себя. Если у родителей заниженная самооценка, ребенок не вырастет уверенным в себе. Психологи говорят, что если родители приходят с проблемами с ребенком, это значит, что лечить надо их, а ребенок на голову здоровее всех в семье. Потому-то постулат воспитания родителями самих себя так важен!

Первые мысли об «особенном» еврейском воспитании зародились у меня при знакомстве с одной русско-еврейской семьей (отец был евреем, а мать – русской), в которой старший сын с 15 лет самостоятельно зарабатывал на свои нужды, играя по вечерам на скрипке в кафе. Днем мальчик учился, после учебы сам готовил себе обед и выполнял обязанности по дому. Но самое удивительное, что через несколько лет, когда первые изменения в государственной системе и образовании проявились в сумасшедших конкурсах на экономический и юридический факультеты, этот самый еврейский мальчик, не желая всю жизнь развлекать уважаемую публику и имея «блестящую» подготовку в виде музыкального училища и диплома об окончании восьми классов «на 3–4», меньше чем за год подготовился и поступил на экономический факультет одного из самых престижных вузов, обойдя медалистов и коммерческий набор. Мне, отличнице с пеленок, родители и думать запретили об этих факультетах, а тут – музыкант-недоучка! Пройдя все стадии праведного возмущения, я задумалась, что именно позволило обычному мальчику из небогатой семьи поступить и закончить престижный факультет, а после стать самым молодым из известных мне директоров банка? Тогда я как историк начала интересоваться традициями воспитания разных народов, анализировать их с точки зрения современной психологии и педагогики. Результаты исследования во многом оказались неожиданными и удивительными.

Взять, к примеру, образ еврейской мамы, выступающий в любых фильмах, книгах, анекдотах как символ чрезмерной опеки, гипертрофированного материнского инстинкта и полной отдачи своему, порой даже весьма великовозрастному, дитятке. По всем законам психологии у такой мамы может вырасти только совершенно инфантильный, беспомощный и подверженный всевозможным зависимостям ребенок. Но ведь такого результата нет! Ведь еврейские дети раньше взрослеют, чувствуют себя в жизни более уверенно и достигают большего! Но о секретах «еврейской мамы» мы еще поговорим…

Еще один парадокс – практически все еврейские дети с раннего детства приучены не мотать круги по окрестным переулкам, а ходить во всевозможные музыкальные школы, секции, на курсы и занятия. Казалось бы, ограниченные в общении со сверстниками с детства, с подросткового возраста они должны были бы «срываться с цепи» и убегать от влияния жестоких родителей, заставлявших их часами играть нудные этюды. Но и этого не происходит! Даже наоборот – привыкший к определенному графику, выполнению не всегда приятных обязанностей и получивший навыки овладения каким-либо умением, еврейский ребенок чувствует себя на голову выше сверстников. Развитая на проигрывании все тех же этюдов память позволяет ему меньше времени тратить на учебу, дисциплина – четко планировать день и ставить перед собой задачи. Ему с детства внушили, что евреи умнее и богаче других, он научился переносить насмешки и продуктивно действовать даже в условиях, когда он сам и его действия не вызывают восторга окружающих… Это ли не начало того самого, третьего и самого правильного пути, по которому мы можем пойти за руку с нашими детьми, провожая их в большую, интересную и счастливую жизнь?

Часто вопрос правильного воспитания встает при столкновении родителей с результатами воспитания неправильного, когда они, совершенно беспомощные, не могут всей гвардией «мама-папа-бабушки-дедушки» справиться с маленьким, но очень громко заявляющем о себе ребенком. Маленькие тираны – как их остановить? Беспомощность в воспитании перерастает в «затыкание рта» и тотальные запреты, потакание капризам сменяется руганью и наказаниями. Выход в такой ситуации только один – взгляд на проблемы с ребенком как на проблемы всей семьи и создание в доме общей и всеохватывающей «атмосферы правильного роста», ограждая ребенка от всего, что может уничтожить его будущее.

Как известно многим «продвинутым» родителям, в большинстве случаев ребенок растет САМ, ему нужно только создать условия для раскрытия личности. Поэтому часто говорят, что для того чтобы получить ребенка, похожего на себя, не нужны хитрые воспитательные методы. Как говорила одна моя знакомая, человек – как кувшинчик. Сначала в него все вливается, потом бродит, а затем выплескивается. Что набралось, то и выплескивается.

У воспитанных родителей растут воспитанные дети, и трудно привить ребенку любовь к чтению, если родители не читают. Нельзя радикально изменить ребенка, но можно максимально развить его таланты. Главная задача родителя – не стремиться вылепить ребенка по своим радужным представлениям или воплотить в нем собственные нереализованные желания, а дать ему вырасти во что-то самостоятельно.

Евреи считают, что ребенок приходит в мир, полный соблазнов, с множеством желаний, но с чистой душой.

С рождения идет формирование личности – ребенок впитывает все вокруг, растет, наполняется впечатлениями, родительскими утверждениями, оценками, критериями. Мнения ребенка формируются из мнений людей, его окружающих. Потому первые впечатления и мнения – это самое важное. И чем меньше случайных людей в жизни ребенка в ранние его годы, тем лучше. Тем точнее будут его ориентиры на будущее. Дурная дорожка начинается с маленького шага, как и хорошая. Важно всегда видеть ту дорожку, по которой идет ребенок.

Царь Давид сравнивал воспитание со стрельбой из лука: первый этап – выбор цели (определение приоритетов воспитания), затем натягивание лука (пока ребенок маленький, 5–7 лет, в нем нужно подавить животное и развить духовное), третий – наводка стрелы на цель (без погрешности, уступки, чтобы не случилось отклонения), четвертый – иметь мужество отпустить (от повеления перейти к уважению, не упустить возраст подростка), пятый – стрела в полете (иметь мужество закончить воспитание, ничего не делать).

Воспитание не заканчивается никогда, но после 13–14 лет ребенок «самовоспитывается», а родители только подбадривают, подсказывают, делятся своим опытом, но всячески ограничивают родительское воспитание в традиционном его понимании. В этом и заключается успех воспитания – если ребенок стремится к саморазвитию и после выхода из родительского дома и окончания периода опеки, это безусловное достижение его семьи.

На пути воспитания детей перед взрослыми встает множество задач. Да-да, не проблем, а именно задач, которые можно и нужно с любовью, юмором и смекалкой решать день за днем. Например, трудно не становиться ребенком рядом с ребенком. Трудно рядом с маленьким зверенышем оставаться человеком. Мама, целый день проводящая с детьми, порой так «молодеет», что ей с трудом удается о чем-то говорить с мужем. Понимание того, что происходит с тобой и твоими близкими, уверенность в том, что тебя принимают и любят, в отдельные периоды семейной жизни помогают не потерять связи внутри семьи, общую атмосферу родного дома.

Одинокие матери часто замыкают мир ребенка на себе, формируют у него чувство вины за оставление родительского дома, в результате уничтожая будущее ребенка, лишая его личного счастья и самореализации. Бабушки – отдельная тема, внуки обеспечивают их смысл жизни, бывает, что бабушка всячески отодвигает маму. Бабушка балует ребенка, лишает его самостоятельности. Кому незнакома ситуация, когда все педагогические достижения родителей исчезают за пару дней, проведенных ребенком у бабушки? Она унижает родителей и их методы воспитания, кормит ребенка сладостями и колбасой и делает еще много всего совершенно возмутительного. Что делать в такой ситуации? Во-первых, понимать, что ребенок вскрывает и делает более явными старые конфликты, недоработанные в прошлом ситуации с родителями. С помощью ребенка можно много узнать о себе, своей семье и людях вообще – его взгляд на мир более открытый, ясный и доброжелательный. Часто только с появлением собственного ребенка удается во многом понять и простить собственных родителей.

Что рекомендуют в этой ситуации евреи? Устанавливать правила и дистанцию, помнить, что ответственность за ребенка лежит на родителях, а не на бабушке. Разбалованных детей жизнь не учит, а калечит. Никому не позволено баловать ребенка и лишать его будущего, а значит, стоит поговорить с бабушкой об общих правилах воспитания, помочь ей найти занятия в жизни, позволяющие не зацикливаться на внуках. И уж точно, как это сегодня часто бывает, не отдавать ребенка на воспитание бабушкам-дедушкам. Во всех знакомых мне еврейских семьях бабушки строго «дозировались». К ним относились с любовью и уважением, но авторитет всегда оставался на стороне родителей.

Еще одна частая ситуация. Столкнувшись с проблемой, родители часто испытывают растерянность, нервничают, а то и впадают в панику. Тысячу лет назад реакция была такой же, правда, детей больше, а свободного времени у родителей – меньше.

Чему учат нас еврейские мудрецы?

Если не уверен в действии, лучшая тактика – это бездействие. Не все время, а в конкретной ситуации. К следующему разу можно будет подумать и подготовиться, продумать свою реакцию на происходящее. Но без потери контроля и самообладания. В нервном и раздраженном состоянии воспитание невозможно! Как избежать гнева и всплеска эмоций? И здесь евреи дают простую рекомендацию – если не смотреть на своего ребенка как на свое имущество, взгляд будет более непредвзятым, объективным, а раздражения меньше. Часто надо просто наблюдать, как ребенок получает свой опыт, а не ограждать его, не навязывать свой взгляд, и тогда есть большая вероятность, что он сам сделает выводы, и сложные воспитательные методики не понадобятся вовсе.

Мы подошли к интересному вопросу – невмешательству в воспитании. Во многих детях творчества, фантазии, любознательности столько, что специально развивать их – пустая трата родительского времени. Стоит направить свои усилия на любознательность, личные склонности и таланты, доброту и открытость, искренность, любовь к чтению и многое другое, но не на то, что развивается «само по себе». Игры во дворе заменяют секции, а бабушкину заботу можно легко развернуть в сторону обучения ребенка азбуке и счету. Рациональная во всем нация и в воспитании находит рациональные пути. Еврей, прежде чем отдать ребенка в секцию, обязательно поинтересуется:

Действительно ли ребенку нужен этот вид спорта или умение, или это дань моде, подражание сверстникам?

Есть ли в городе бесплатные секции?

Каков уровень обучения в них?

Есть ли такая секция рядом с домом, чтобы к стоимости занятий не добавлялся транспорт? и т. д.

Вот это – реальная забота о ребенке, своевременная (пока желание не «перегорело»), четкая, с включением нужд ребенка в собственный график и пониманием того, что его желания не менее важны, чем желания взрослы.

Если пойти еще дальше, стоит подумать, что же такое воспитание по-еврейски? Часто «воспитанный ребенок» подразумевает «удобный ребенок». Но хорошо ли это для самого ребенка? Чему научится тихий и послушный во всем малыш? Где любопытство и тяга к экспериментам?

Воспитание у евреев – это воспитание совести, «прививка совести», как ее называет раввин Кушнир. Если у человека есть совесть, он не уклонится от выбранного направления ради соблазна, не бросит на полпути. Воспитание – это устранение привычек, которые препятствуют развитию ребенка. Цель воспитания - не удобство и тишина в доме, а развитие любознательности и самостоятельности. Другое дело, что воспитанный человек – это культурный человек, ведь от природы в ребенке нет культуры, и в еврейских семьях огромное внимание уделяется именно культуре, потому, что именно она делает человека человеком.

Как говорил один еврей, упрекать просто, привить – сложно.

На практике еврейское воспитание – это прививание хороших привычек. Если полезная привычка сформирована с детства, она не вызывает дискомфорта, ощущения ограничения прав и свобод. Чем больше полезных привычек, тем быстрее они формируют стремление души ко всему хорошему. Если не заниматься воспитанием как формированием привычек, то вместо полезных привычек их место займут другие, которые вряд ли понравятся не только родителям. Дети, которые с детства занимались спортом, имеют больше шансов сохранить хорошую форму будучи взрослыми. Целеустремленность, честность, организованность – все это из детства. Дети, которые в детстве занимались музыкой, день за днем, год за годом проигрывая упражнения, повзрослев, не бегут от нудной и однообразной работы, чтобы получить желаемый результат.

Главное в воспитании – воспитание желания САМОСТОЯТЕЛЬНО что-то делать, самомотивации. Не из-под палки, не из страха, не для получения призов, а просто потому, что не научили по-другому (есть дети, которые НЕ УМЕЮТ плохо учиться), а все новое ужасно интересно.

Многие путают воспитание с дрессировкой, хотя еще великий дрессировщик Дуров доказал, что хорошее отношение к питомцам и похвала создают атмосферу, в которой животное САМО придумывает трюки и с удовольствием их демонстрирует. Кнут и пряник – вечный родительский выбор, но самое главное – это не инструменты «дрессировщика», а умение выстроить отношения с воспитуемым, а уж потом выбирать, с помощью чего на него воздействовать.

Другой метод – «собака Павлова» – тоже всем знаком из учебников и анекдотов. Порой воспитание идет по принципу «вода камень точит», и выигрывает самый терпеливый из родителей (а иногда у ребенка оказывается больше терпения, чем у родителей). Но ведь ребенок – не животное! И у этого метода есть оборотная сторона: у многих детей на всю жизнь формируется устойчивое отвращение (условный рефлекс) нате занятия, которые были им навязаны родителями. Отвращение к обучению, к образованию, которое заканчивается навсегда с получением корочки – знакомая ситуация? Без желания самого ребенка любое действие превращается в «пустые хлопоты», не участвующее в построении его будущего. Правильное воспитание – сформировать не автоматическое действие, а мотивацию хороших поступков, которая будет только усиливаться и развиваться с годами.

Чему не стоит обучать ребенка? Что развивать? Что хорошие родители должны дать детям? Самостоятельность, трудолюбие, ответственность, совестливость, желание учиться и достигать целей и т. д. Но главное – это воспитать в ребенке стремление к успеху, многого добиться в жизни. Успех по-еврейски – это самосовершенствование и развитие ребенка после выхода из родительского дома. Успех – это умение прожить жизнь, используя все свои таланты и возможности.

Еще одна составляющая еврейского воспитанияэмоциональная интеллигентность - умение контролировать чувства, решать проблемы, планировать и достигать поставленных целей, гибкость ума, позитивное отношение к жизни и многое другое. Перечислим основные постулаты еврейского воспитания.

Любопытство, пытливость - основа успешности. Его не подавляют, ребенок может спросить что угодно. Но к воображению отношение другое – развивать его не нужно и даже в отношении некоторых детей вредно. Выдумки ребенка – это естественно, и порой грань между реальностью и выдумкой очень тонка. Фантазии ребенка не нужно высмеивать, но можно попробовать привязать их к реальности, чтобы ребенок не привыкал уходить в иллюзии. Важно приучить ребенка жить в реальном мире, не витать в облаках.

Целеустремленность. Не удовлетворение сиюминутных желаний, от которых только пустота и вечная неудовлетворенность, а достижение далеких и больших целей. Евреи говорят: кто не достигает, тот не сильно хочет. Целеполагание – это привычка. Если с детства научить ребенка ставить цели, эта привычка перейдет в его взрослую жизнь. Взрослые должны проследить, чтобы ребенок не останавливался на трудностях и достигал результата, и тем больше его ценил, чем больше усилий приложено.

Преодоление сиюминутных желаний и необдуманных действий. Только так можно бороться с вечной неудовлетворенностью и несчастливостью. Умение ждать, думать наперед, иметь терпение, отказывая себе в чем-то сегодня и не страдать от этого – важные качества для будущего. Современный постулат «здесь и сейчас», лозунг современной психотерапии, хорошо работает в отношении прошлого, когда человек тянет с собой обиды и опыт неудач, но губителен в отношении реализации стратегических целей. Отказывая себе в удовлетворении сиюминутных слабостей и желаний, человек способен получить несоизмеримо большее удовлетворение от достижения больших целей, решения трудных задач, чувства собственного превосходства и нужности.

Воспитание самостоятельности и инициативности. Не делать за ребенка то, что он сам в состоянии делать. Не решать его проблемы, чтобы те же проблемы не перешли во взрослую жизнь. Жить за ребенка – то же самое, что решать за него все домашние задания до выпускного экзамена. Можно помочь ребенку найти самостоятельное решение, но не принимать решение вместо него. Гибкость ума в поиске вариантов решения проблемы можно тренировать, и умные родители постоянно делают это, а не дают готовые решения. Еврейский отец дает детям не рыбу, а удочку. Второй момент – дать ребенку выбор, всегда задавать ему вопросы – что он будет делать в ближайшие несколько часов, как это сделать иначе, более эффективно, чтобы сделать счастливыми других людей, удобно, легко, интересно и т. д. Тренировка бесконечного подбора вариантов решения вопроса – огромное подспорье для человека, который уже выбрал свой путь и «осуществляет тактическое планирование».

Воспитание религиозности. Чем жизнь и поступки верующего человека отличны от действий атеиста? Верующий ощущает на себе постоянный взгляд Господа, и этот взгляд не дает ему нежиться в постели, совершать, когда его никто не видит, неблаговидных поступков и некрасивых действий. Общение с Царем царей воспитывает более высокий уровень общения и в кругу семьи, и в других сферах жизни. Для ребенка ощущение, что за ним наблюдает кто-то незримый и великий, даже когда родителей нет рядом, с одной стороны, дисциплинирует, а с другой – дает чувство защищенности и высшей справедливости.

Воспитание ответственности. Именно чувство безответственности часто является неотъемлемой частью детства и самым приятным воспоминанием о первых годах жизни. Евреи считают, что с раннего детства у ребенка должны быть обязанности – чем старше он становится, тем больше должно быть обязанностей. Пусть он чувствует ответственность за свои вещи, домашних питомцев или покупку хлеба для всей семьи. Избыточные требования могут сломать ребенка, охладить его стремление быть взрослым, поэтому «грузить» ребенка нужно по принципу тренировки спартанских воинов: ключ от дома, порядок действий перед уходом из дома, ответственность за младших.

Развитие уверенности в себе. Человек, уверенный в себе, не попадает в аварии за рулем, не получает производственные травмы, не ищет до бесконечности спутника жизни. Если родители сформируют у ребенка высокую самооценку он в дальнейшем будет действовать в соответствии с этой высокой самооценкой. Хорошее мнение о самом себе проецируется на каждый прожитый день – проснулся с довольством собой и миром, заснул с удовлетворением прошедшим днем. Уверенность родителей в том, что ребенок со всем справится, со временем перерастает в его уверенность в себе. В психологии есть такое понятие как «печать успеха», когда позитивный опыт и уверенность в успехе программируют будущие достижения. Окружающие своей реакцией и уверенностью в победе или поражении тоже формируют «форму и размер печати». Постоянные сомнения, одергивания, сравнения не в пользу ребенка формируют «печать неудачи» – боязнь всего нового и своих неудачных решений.

Этот, конечно же, далеко не полный список дверей, которые предстоит открыть для себя взрослеющему ребенку. Какие ключи должны дать ему родители? Что за секреты воспитания используются в еврейской традиции – отдельный разговор, речь об этом пойдет в следующей главе.

Есть такое убеждение, что евреи - очень умный народ. Мой тезис: евреи особым врожденным интеллектом не отличаются ни от какого другого народа. Разница в воспитании. Да-да. Именно в воспитании. Они воспитывают своих детей гениальными. Закладывают в них гениальное начало, то есть ребенок с младенчества постоянно слышит по обращению к нему то, что он гениален. Вы только задумайтесь над этим... Сколько возможностей дает ребенку такая позиция! Маленький человек растет уверенным в себе, своих силах. Его не ругают за какую-то промашку. На нее просто не обращают внимание или спокойно объясняют, как нужно было сделать правильно. При этом его постоянно хвалят за любой правильный и активный шаг.


Что делает умный родитель таким методом? Он мотивирует свое чадо работать, экспериментировать и развиваться. Маленький человек живет с ощущением того, что все, что он делает – гениально! Это накладывает определенную ответственность на него. Например, негоже гениальному ребенку плохо учиться, с гениальным умом получить двойку или не понять какое-то правило. Раз ты гениален - ты должен это постоянно подтверждать. Мы же тобой гордимся и верим в тебя.


А как принято воспитывать наших детей? Сразу оговорюсь – не все родители так обращаются со своими детьми. Не все. Есть и у нас умные и думающие на несколько шагов вперед родители, знающие о силе внушения и о важности закладки фундамента в человека с младенчества.


К сожалению, иногда слышим и такое (из подслушанного на детских площадках, в магазинах и общественном транспорте):


Куда ты лезешь?!


Кто тебя просит?!


Сидел бы уже!..


Глаза мои тебя бы не видели!


И попробуй только принести двойку - получишь!

Ты нормальный?!


Лучше бы я тебя не рожала!


Все дети, как дети - а ты...!


Руки у тебя из одного места выросли!


Еще раз сделаешь - я тебя прибью!


Весь в своего отца!


Я тебе сказала - заткнись!


Ремень сам принесешь?


И за что мне такое наказание?!


На этом, пожалуй, остановлюсь. Пока писала - самой плохо стало. А если на секундочку представить себя на месте ребенка, который все это слышит? Да еще видит при этом разъяренное лицо любимого родителя?... Только подумайте, что происходит с психикой ребенка? Будет ли он после сказанного знать, что двигаться вперед - хорошо? Что мир дружественен? Что любое его начинание будет поддержано и у него все получится? Или пойдет пить пиво с сотоварищами, потому, что есть в голове убеждение в своей никчемности и неудачливости?..


Забываем, вычеркиваем из своего лексикона все подобные демотиваторы. Вместо этого засеиваем в себя привычку хвалить и поддерживать ребенка.


Ниже приведу фразы, которые делают наших детей сильными, смелыми, позитивными, активными, думающими, заботливыми - гениальными:


Папа, посмотри, какой наш ребенок молодец!


Ты обязательно сдашь экзамен ( контрольную)!


Ты же такой умный


У тебя все получится!


Пробуй еще - ты обязательно справишься!


Ты обязательно победишь (выиграешь)!


Какое хорошо, что ты у меня есть!


А как ты думаешь, сын?



Расскажи мне о своих планах.


Мы с папой (мамой) тебя очень любим!


Ты делаешь уникальные вещи (рисуешь, пишешь, конструируешь)!


Ты - наша гордость!


Не знаю, как у вас, а у меня такие слова вызывают теплую улыбку на лице, желание делать и... счастье. Внушайте, дорогие родители, своим детям желание жить и любить! И ваши дети вырастут гениальными!


Если вы в комментариях продолжите список мотивирующих фраз, то окажете большую помощь родителям, которым для начала, для тренировки, очень нужны хорошие примеры.

Простые и логичные принципы воспитания в еврейских семьях, которые пока не прижились у нас! Как жаль…

Воспитывая ребенка, родители мечтают, чтобы он вырос умным, организованным, самостоятельным, целеустремленным. Папа и мама желают, чтобы их дитё добилось успеха и прожило счастливую жизнь. Поэтому в процессе воспитания они стараются дать только лучшее, используя все рычаги влияния, будь то поощрения, наказания или уговоры.

В этом плане еврейские родители вряд ли выделяются. Но вот решают свои задачи они непривычным для нас образом — обожают своих детей и позволяют им очень многое. Но не всё!

И сегодня мы рассмотрим, чем же отличается еврейское воспитание. Возможно, нам удастся раскрыть секрет, почему еврейские дети самые гениальные и успешные из всех.


Дети евреев

Не создай комплексов

Еврейская мама твердо уверена, что у ее ребенка нет недостатков. Дурной поступок тут считают не признаком плохого воспитания, а единичной глупостью, в причинах которой нужно разобраться. Вслух никто из родителей не станет говорить о недостатках ребенка, чтобы не создавать комплексы в его голове.

Дай свободу

Чтобы ребенок рос уверенным в себе, еврейские родители дают ему полную свободу действий, ограничивая жесткими требованиями. Как говорится: «ребенку можно всё, кроме того, что нельзя».

В еврейских семьях детей не ругают по малейшему поводу и не кричат на них. Шалости тут вполне допустимы до тех пор, пока они не переходят грань. Так превыше всего ценится уважение к старшим. При всей свободе ребенок не может перешагивать эту границу и демонстрировать неуважение к старшим. А пожилых родителей тут и вовсе обожают и принимают за образец для подражания.

Хвали за всё хорошее

Родители всегда хвалят ребенка, причем с самого рождения. За любой неуклюжий рисунок, за новое освоенное слово или за первые неловкие шаги малыш удостаивается бурных поздравлений. Еврейские дети привыкают к похвалам с ранних лет. Мама и папа не стесняются на людях хвалить ребенка за любую мелочь. Более того, такие похвалы у евреев считаются нормой.

Учи ответственности и самостоятельности

В еврейских семьях детям незнакомо чувство лени. Они постоянно заняты делом: обучаются игре на скрипке, изучают иностранный язык или ходят на другие дополнительные занятия. Они умеют ценить время, поэтому им некогда праздно болтаться по дворам. Они учатся быть ответственными за свои слова и поступки.

Культивируй любовь в семье

Еврейские традиции дают четко понять, что основу семьи составляют отец и мать. Дети с ранних лет видят, что отношения мамы и папы пропитаны взаимоуважением, заботой и любовью. Ребенок будет чувствовать уверенность и защищенность. И в своей собственной семье будет культивировать те же ценности.

Еврейское образование и воспитание закладывают мощный фундамент, позволяя детям стать полноценными и самостоятельными личностями. И эта система у евреев прекрасно работает. Возможно, так происходит потому, что еврейские женщины всегда на первое место ставят дом и семью, жертвуя собственными мечтами.

Такие простые и логичные принципы воспитания, но как же часто ими пренебрегают родители. А потом, на старости лет, они сокрушаются, что дети не оправдывают их ожиданий.

На написание этой статьи меня натолкнула недавняя поездка в Израиль. Я обратила внимание на одну небольшую, но очень существенную разницу в воспитании детей в еврейских семьях и наших.

Делюсь своими умозаключениями.

Есть такое убеждение, что евреи - очень умный народ.
Мой тезис. Евреи особым врожденным интеллектом не отличаются ни от какого другого народа.
Разница в воспитании.
Да-да. В воспитании. Они воспитывают своих детей ГЕНИАЛЬНЫМИ. Закладывают в своих детей гениальное начало.

То есть ребенок с младенчества постоянно слышит и видит по обращению к нему то, что он гениален.
Вы только задумайтесь над этим…
Сколько возможностей дает ребенку такая позиция!!!
Ребенок растет уверенным в себе, своих силах. Его не ругают за какую-то промашку. На нее просто не обращают внимание или спокойно объясняют, как правильно.
При этом его постоянно хвалят за любой правильный и активный шаг.

Что делает умный родитель таким методом? Мотивирует свое чадо работать, экспериментировать и развиваться.
Маленький человек живет с ощущением того, что все, что он делает - гениально!
Это накладывает определенную ответственность на него. Например, негоже гениальному ребенку плохо учиться, с гениальным умом получить двойку или не понять какое-то правило.
Раз ты гениален - ты должен это постоянно подтверждать. Мы же тобой гордимся и верим в тебя.
А? Как вам?

А как принято воспитывать наших детей? Сразу оговорюсь - не все родители так обращаются со своими детьми. Не все. Есть и у нас умные и думающие на несколько шагов вперед родители. Родители, знающие о силе внушения и о важности закладки фундамента в человека с младенчества.

Забываем, вычеркиваем из своего лексикона все подобные демотиваторы.

Засеиваем в себя привычку хвалить и поддерживать ребенка.

Ниже приведу фразы, которые делают наших детей сильными, смелыми, позитивными, активными, думающими, заботливыми - гениальными:

Папа, посмотри, какой наш ребенок молодец!
- Ты обязательно сдашь экзамен (напишешь контрольную) - ты же такой умный
- У тебя все получится
- Пробуй еще - ты обязательно справишься!
- Ты обязательно победишь (выиграешь)!
- Какое хорошо, что ты у меня есть!
- А как ты думаешь, сын?

Как здорово, когда ты помогаешь!
- Расскажи мне о своих планах
- Мы с папой (мамой) тебя очень любим
- Ты делаешь уникальные вещи! (Рисуешь, пишешь, конструируешь)
- Ты - наша гордость!

Не знаю, как у вас, а у меня такие слова вызывают теплую улыбку на лице, желание делать и… счастье.
Внушайте, дорогие родители, своим детям желание жить и любить!
И ваши дети вырастут гениальными!

Еще раз сформулируем основные 7 правил воспитания:

1. Нельзя создавать детям комплексы

Еврейская мать никогда не скажет- ты плохой, она скажет- как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость?
«У моего ребенка нет, и не может быть недостатков» - такая позиция еврейских матерей. Возможно, они их и видят, но кроме них об этом никто не узнает.

2. Разумная свобода

Современное еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами.

В еврейских семьях детишки хотят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой — не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка — не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать.
Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черты недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот бить бабушку по голове нельзя.

3. Хвалить ребенка по любому поводу

Мама всегда хвалит своего ребенка. Эта хвала начинается с самого рождения ребенка. Еврейская мама восторгается даже самыми малейшими успехами, достижениями малыша, пусть это будет всего лишь новый слог или первая неумелая клякса в качестве первого рисунка. Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное ребенок должен увидеть, что его хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезнее, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.

Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.

4. Высокая степень ответственности за свое поведение

Евреи верят, что даже самое незначительно слово, брошенное второпях и мелкий проступок, совершенный родителем на глазах ребенка, может иметь необратимые последствия, поэтому своим примером и очень ответственным поведением по отношению ко всему сказанному и сделанному еврейские родители направляют своих детей.

5. Любовь и уважение в семье — залог психического здоровья ребенка

Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена — отец и мать. Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери. Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным. А, кроме того, подобное поведение родителей — прекрасный пример для подражания. Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет.

6. Учиться быть родителями

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера - дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира. Вот вам и первый закон успешного воспитания - оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

7. Учить детей правильно распоряжаться временем

Еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам: скрипка, английский, математика — все одновременно и помногу. С малолетства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым делом — это нормально.

Меня давно занимает вопрос, в чём секрет жизненной успешности евреев. Может быть есть что-то важное и полезное для всех нас в особенностях их традиции и воспитания? Некоторые секретные принципы воспитания евреев мне поведала интересная женщина Хана Ериш – мама 9 детей, ортодоксальная (хабад) еврейка, автор и модератор сайта «Расти хабадником», «Воспитание и образование евреев»

Что является самым ценным для еврейской семьи? Как воспринимаются дети, с точки зрения иудаизма? Что является задачей воспитания?

Х.Е: Самая большая ценность еврейской семьи – это мир, гармония, взаимопонимание. Потому что без этого невозможно ее полноценное функционирование, передача знаний и духовных ценностей из поколения в поколение, нормальное взаимодействие каждого ее члена с внешним миром. Поэтому, например, во время свадебной церемонии жениху и невесте желают, чтобы их союз был «вечным зданием».

С точки зрения иудаизма дети – это Главный проект. Есть предание о том, что, вручая Тору на горе Синай, Всевышний потребовал гарантов: кто поручится, что принимающая сторона достойна такого подарка? Еврейский народ предлагал в качестве поручителей праотцов и праведников, но эти кандидаты «не подошли». Только сказав «наши дети – поручители за нас», евреи удостоились дарования Торы. В человеке есть два начала: доброе и злое. В душе ребенка изначально заложен определенный набор качеств. Задача родителей – научить ребенка отличать хорошее от плохого, укреплять его сильные стороны и работать над исправлением недостатков. При этом, та или иная душа приходит конкретно в эту семью неслучайно. Воспитывая детей, родители и в себе что-то исправляют, совершенствуют. Поэтому можно сказать и то, что дети – это наше продолжение. Ведь человек жив, пока живы его потомки.

Еврейское совершеннолетие начинается у девочек в 12, у мальчиков – в 13 лет. Это означает, что с этого момента они сами несут ответственность за свои поступки перед Высшим Судом. Конечно же, воспитание на этом не заканчивается. Наоборот: новоиспеченный «совершеннолетний» нуждается в большой помощи и поддержке в своем личном взрослом противостоянии злому началу. На эту тему есть известный рассказ о том, как один мальчик накануне своего еврейского совершеннолетия пришел к Любавичскому Ребе за благословением. И Ребе сказал ему: «Ты ведь любишь бейсбол? – Да, конечно. – А какая игра интереснее: когда играют мальчишки во дворе, или настоящие профессионалы? – Конечно, профессионалы. В твоей душе тоже есть две «команды» – доброе и злое начало, которые соревнуются друг с другом. До сих пор все происходившее было детской игрой. С сегодняшнего дня начинается настоящая борьба профессионалов. И запомни: выигрывает тот, кто играет лучше». Научить ребенка «играть лучше» – это и есть конечная цель еврейского воспитания.

Д.О: Какие принципы лежат в основе иудейского воспитания и каким образом они реализовываются?

Х.Е: Важнейший принцип еврейского воспитания: не быть идеальным, а быть настоящим. Ощущая ответственность за доверенную свыше душу (или даже несколько душ!), человек может подумать: кто я такой, чтобы выполнять такую миссию! Я сам несовершенен и полон недостатков – чему я могу научить других? Проблема в том, что совершенство, скорее всего, так и останется недостижимым. Поэтому это совсем не повод откладывать процесс воспитания в долгий ящик. Родители – это не памятники на пьедестале, а живые люди. Они совершают ошибки и имеют на это право. Когда дети видят, как родители работают над собой, исправляют свои недостатки – это для них лучший урок, красноречивее тысячей нравоучений.

«Быть настоящим» подразумевает самокритику, умение дать самому себе объективную оценку, сделать правдивый самоотчет. Прежде чем воспитывать других, человек должен отдавать себе отчет о реальных плюсах и минусах своего характера, не выдумывая себе мнимых достоинств и не скрывая слабых мест.

Следующий принцип – известный «закон зеркала». Если мы замечаем в другом человеке недостаток – это говорит о том, что он есть в нас самих. Прежде чем начать «исправлять» и «воспитывать», очень важно найти это же качество у себя – пусть даже в «гомеопатических дозах». Это поможет понять ребенка лучше, почувствовать на себе то, что чувствует он, и, главное, – помочь ребенку найти выход из ситуации. Есть интересный рассказ на тему. Известно, что Ребе принимал посетителей на аудиенции. Люди приходили к нему за советами, за благословениями, и, часто – с просьбами указать путь исправления. Во время одной из таких личных бесед Ребе вдруг прервался, попросил всех оставить его на несколько часов, и закрылся в кабинете. Это было нетипичным для него поведением. Удивленные хасиды, приникнув к замочной скважине, видели, что Ребе читает Псалмы, сотрясаясь от рыданий. Через несколько часов Ребе, как ни в чем не бывало, продолжил прием. Позже он пояснил: один из посетителей рассказал о таких недостатках, которые Ребе не мог найти в своей душе даже в микроскопических дозах. Это повергло его в ужас: ведь если зло не обнаружено – значит, оно скрыто от его сознания, что во много раз хуже! Ребе потребовалось несколько часов уединения и напряженной работы, чтобы обнаружить этот недостаток в себе и найти путь его исправления!

Еще один важнейший принцип еврейского воспитания – хорошо знать своего воспитанника. Не тот придуманный образ, каким нам бы хотелось его видеть, а реального человека с его набором склонностей качеств, привычек. Только исходя из этого знания, из глубокого понимания того, что именно хорошо для него (а не для удовлетворения своих амбиций и т.д.) можно выбирать, какие методы будут эффективными конкретно для этого ребенка.

Наши мудрецы советуют не пытаться исправить больше одного качества за один раз. Часто бывает, мы делаем замечание за замечанием: и то плохо, и это никуда не годится, а вот это – вообще прекрати немедленно. В итоге ребенок в лучшем случае просто перестает реагировать на нескончаемый поток критики. А в худшем – почувствует агрессию в свой адрес и попытку «сломать» его: ведь в этих привычках и недостатках – его личность, он просто не в состоянии избавиться от всего и сразу, оставаясь при этом собой. Поэтому из всех негативных качеств выбираем то, что, на наш взгляд, больше остальных мешает ребенку расти и продвигаться, и начинаем с него, не ожидая мгновенного результата.

Следующий принцип: четкие границы. После того, как мы узнаём себя, узнаём ребенка, тщательно продумываем, что для него хорошо и как этого достичь, выбранной линии надо придерживаться ЖЕЛЕЗНО. Не должно быть никаких поблажек, отговорок, непоследовательностей. Ребенок должен знать, что таковы правила игры, и по-другому не будет. Что то или иное требование родителей – это не каприз «под настроение», а взвешенное решение, направленное на его благо.

И, наверно, самый важный принцип, без которого невозможно все остальное – принятие и любовь. Детям жизненно необходимо быть любимыми: не за особые достижения, не за хорошее поведение. Просто за то, что они есть, без всяких условий. Эта любовь даст им силы становиться лучше, уверенность в своей нужности и ценности, без которой невозможен рост и максимальное раскрытие потенциала.

Д.О: Нужно ли поощрять и хвалить детей? Нужно ли ругать и наказывать детей? Как это правильнее делать с позиции иудаизма?

Х.Е: О методе «кнута и пряника». Мудрейший из людей, Шломо (Соломон) сказал: «Пусть правая рука приближает, а левая отталкивает». Обычно правая рука сильнее, поэтому правильно, чтобы поощрения, проявления любви в воспитании преобладали над наказаниями. В поощрениях, как мне кажется, важны внимание и искренность: чтобы ни малейшее достижение ребенка не оставалось незамеченным, и чтобы похвала исходила из чистого сердца.

В наказаниях – свои нюансы. Первое и главное – это внутреннее спокойствие. Наказание – это не срыв плохого настроения, в нем не должно быть примеси агрессии и гнева. Второе – это принцип «мера за меру»: наказание должно быть соразмерно проступку и логически вытекать из него. Цель наказания – не «насолить» ребенку, а подтолкнуть его к нужным выводам, помочь исправить проступок. Третье – лучше не наказать вообще, чем «переборщить» и наказать слишком жестко.

В балансировании между похвалой и наказанием не стоит впадать в крайности. В истории еврейского народа были три праотца-праведника. Авраам был воплощением доброты, и один из его сыновей вырос разбойником. Ицхак (Исаак) символизирует строгость и дисциплину. Один из его сыновей стал злодеем. Яаков – это гармония между добротой и строгостью, «средняя линия». В результате все 12 его сыновей стали праведниками. Мы учим из этого, что залог верного воспитания – держаться «золотой середины».

Немного из личного опыта: сделав что-то не так, ребенок внутренне очень ждет, что мы будем на его стороне. Когда я вижу, что мои дети «не справляются с управлением», я предлагаю им: «давайте вместе будем прогонять йецер» (в переводе с иврита – злое начало). Человеку – и маленькому, и взрослому тоже – важно чувствовать, что он – это его чистая святая душа, не ассоциировать себя с нехорошими чертами своего характера. Важно осознавать, что поступки – это не суть его личности, а своего рода одежда, которую можно сменить на чистую, если она испачкалась. Гораздо легче меняться к лучшему так, чем изнемогая под тяжестью вины.

Д.О: Расскажите подробнее о системе воспитания?

Х.Е: В еврейском языке слово воспитание – однокоренное с названием праздника Ханука, и это не случайно. Ханука – это праздник света. И о человеке говорят наши мудрецы, что он – свеча, которая освещает мир. По крайней мере, в идеале нужно к этому стремиться. Мы не закрываемся в своем замкнутом мирке, а стараемся привносить святость во все обыденные дела, которыми нам выпадает заниматься. Святость – это не только ходить в синагогу или не включат свет в субботу. Вернуть потерянную вещь – святость. Помочь младшему братику или сестричке – святость. Уметь прощать и просить прощения – тоже оно. Наши дети воспитываются на основах Торы, они знают, что у нас свои особенности и законы, во многом не похожие на то, что их окружает. Они знают, что у каждой нации, как и у каждой личности, есть свое предназначение и уникальная, только ей одной присущая и только ею выполнимая задача. Думаю, именно в этом кроется залог успеха человека – в понимании своего места в обществе, в доверии к Всевышнему, Который это место дает, в уважении к другим и понимании того, что и их путь – такой непохожий ни на чей другой – тоже дан Свыше.

В нашей традиции принято приучать детей к заповедям с самого нежного возраста. Есть анекдот о том, как родители новорожденного малыша приходят к раввину за советом: как воспитывать сокровище? На что раввин отвечает: вы опоздали на 9 месяцев.

Принято, чтобы будущая мама еще во время беременности ограждала себя от всего, что может негативно сказаться на душе малыша. Новорожденного ребенка с первых минут окружают святостью: ему принято омывать ручки сразу после рождения. Как только ребенок начинает произносить первые слова – родители учат его нескольким отрывкам из Торы. С трех лет начинается «возраст воспитания», когда мы приучаем детей к исполнению заповедей: произносить благословения до и после еды, специальную молитву по утрам и перед сном, скромно одеваться. Параллельно в этом же возрасте приучаем к чистоте, аккуратности, уважению к старшим… Иудаизм не призывает прятаться от материального мира. Наоборот – обязывает освещать каждый его уголок. Как говорят наши мудрецы, Всевышний хочет иметь жилище в нижнем мире, и мы – «строители» этого самого жилища.

Д.О: Какие советы можете дать читателям, чтобы процесс воспитания шёл на благо маленького человечка и общества в целом?

Д.О: Я не чувствую себя настолько мудрой и многоопытной мамой, чтобы быть вправе давать советы. Пользуясь случаем, просто поделюсь с читателями интересными и полезными мыслями, которые почерпнула из Торы, и которые, на мой взгляд, носят общечеловеческий характер.

Воспитание – это определенный талант. Если у вас есть кого воспитывать – значит, и способности к этому имеются. Ведь не бывает такого, чтобы человеку давались непосильные испытания. Более того: способности к воспитанию можно развивать. Спортсмен, регулярно тренируясь, укрепляет свои мышцы и улучшает результаты. Так и родители, уделяя внимание вопросу воспитания, давая ему постоянное место в своем сердце и разуме, в конечном итоге добьются успеха.

Воспитывая детей, учеников, да и самих себя, мы часто сталкиваемся с отрицательными проявлениями характера – грубостью, черствостью, хамством, ленью. Эти трудности не должны нас обескураживать. Есть красивая притча о том, как у человека было два участка земли: плодородный и каменистый. На первом все росло буквально само собой и не требовало особых усилий. Второй же отнимал все силы и время, и только спустя много лет человек увидел плоды своего тяжелого труда. Отгадайте, урожай с какого из двух участков доставил бОльшую радость хозяину?

Все эти (и не только эти) правила по воспитанию – хороши и красивы на бумаге, в теории. На деле же не всегда все так гладко. Кроме того, каждый раз, узнавая что-то новое и интересное по теме, родители испытывают смешанные чувства. С одной стороны – «вау, как здорово, непременно буду впредь это использовать». С другой стороны – чувство вины и понимание того, сколько ошибок по незнанию было сделано. Как лекарство от этого – еще одна цитата напоследок: «Если веришь, что можно испортить – верь, что можно исправить». Пусть воспитание всегда идет рука об руку с радостью – ведь радость ломает все преграды!

Беседу вела — Дарья Орлова