Правила безопасности дорожного движения для детей. Правила дорожного движения для детей. «О чем говорит светофор?»

Правила дорожного движения для детей-пешеходов

Ежедневно по городу идут тысячи людей, и ездит не меньшее количество транспорта. Чтобы в городе царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. Подрастающих малышей важно обучить правилам дорожного движения, чтобы быть спокойными за них, когда они выйдут на улицу без родителя. Обучать ребенка правилам поведения на дороге, можно в игровой форме или стихотворной, чтобы ему не было скучно.

Правила дорожного движения для пешеходов

Если каждый человек будет соблюдать правила дорожного движения, в городе будет царить слаженность и уменьшится количество происшествий, связанных с транспортом. Помимо правил, существуют и дорожные знаки для детей, суть которых также важно им объяснить.

Правило 1: Двигаться по переходным дорожкам и тротуарам можно с правой стороны

Правило 2: Движение в темное время суток

    При движении по краю проезжей части или по обочине в темное время суток, необходимо иметь на одежде светоотражающие полоски или фонарь в руке, чтобы водители могли видеть человека.

Правило 3: Переход дороги

    Чтобы перейти через дорогу, следует найти светофор, и переходить на зеленый его свет.

    Если светофор отсутствует, можно найти знак «Зебры». Переходя по зебре необходимо посмотреть сначала влево, чтобы не было машин, после вправо.

    Существуют для перехода улиц подземные переходы с соответствующим знаком, там можно проходить спокойно, транспорт в них отсутствует.

    Если ребенок маленький, он обязательно должен держаться за руку взрослого человека.

    Переходя дорогу, нельзя останавливаться на ней и задерживаться. Если перейти вовремя не удалось, следует дождаться зеленого сигнала светофора заново, находясь на линии, разделяющей две проезжие части.

    Если светофор или переход отсутствует, необходимо дождаться полного прекращения движения машин, и переходить дорогу быстро и под прямым углом.

    Переходить дорогу с велосипедом можно только везя его рядом с собой.

Правило 4: При выходе из общественного транспорта

    При выходе из автобуса на нужной остановке, следует обходить его сзади, перед этим убедившись, что за ним не едет другой транспорт.

    Выходя, из трамвая, можно дождаться пока он отъедет от остановки. Если ожидать нет времени, можно обойти его спереди, предварительно посмотрев, нет ли другого трамвая, двигающегося навстречу первому.

Правило 5: Движение групп людей

    Движение больших групп людей должно быть организованным, по колоннам.

    Если места на тротуаре мало, можно идти на проезжей части навстречу транспорту.

    Впереди и позади колонны на расстоянии 10 – 15 метров должны идти сопровождающие лица с красными флажками и фонариками в руках (при сумерках и в темноте). Впереди человек должен нести белый фонарик, сзади – красный.

    Колонны детей можно вести только по тротуарам или пешеходным дорожкам. В крайних случаях можно выйти на обочину навстречу транспорту, но не в темное время суток.

Правило 6: Пешеходам запрещено

    Выходить или выбегать на дорогу или пешеходный переход внезапно, машина может не успеть затормозить.

    Выходить на проезжую часть, предварительно не посмотрев налево и не убедившись, что опасность отсутствует.

    Переходить проезжую часть не на светофоре или не по «зебре», если на дороге больше трех полос движения в обоих направлениях.

    Задерживаться или останавливаться на проезжей части при переходе.

    Самостоятельно выходить детям дошкольного возраста на проезжую часть без взрослых.

    Играть возле проезжей дороги детям запрещается даже возле дома, для этого есть игровые площадки.

Правила дорожного движения в стихах

Правила дорожного движения – очень важны для безопасности детей. Чтобы обучение проходило увлекательно и хорошо запоминающее, можно читать и учить вместе с малышами стихи о правилах и знаках дорожного движения.

Стих 1:

Город, в котором

Мы с тобой живем,

Можно по праву

Сравнить с букварем.

Азбукой улиц,

Проспектов, дорог

Город дает нам

Все время урок.

Вот она, азбука,-

Над головой:

Знаки развешаны

Вдоль мостовой.

Азбуку города

Помни всегда,

Чтоб не случилась

С тобою беда.

Стих 2:

Светофор нас в гости ждет.

Освещает переход.

Загорелся красный глаз:

Задержать он хочет нас.

Если красный – нет пути.

Красный свет – нельзя идти.

Желтый свет – не очень строгий:

Жди, нам пока нет дороги.

Ярко-желтый глаз горит:

Все движение стоит!

Наконец, зеленый глаз

Открывает путь для нас.

Полосатый переход

Пешеходов юных ждет!

Стих 3:

Встали мы на переходе,

Перед нами светофор.

И при всем честном народе

Смотрит на нас он в упор.

Красный глаз его открылся,

Значит, хочет он сказать:

Как бы ты не торопился,

Должен сейчас ты стоять!

Вот мигает желтым глазом.

Приготовься, говорит!

Как закрою этот – разом

Будет третий глаз открыт.

Третий глаз горит зеленым,

Все машины встали в ряд.

Можем мы идти, (имя),

Мама с папой говорят.

Стих 4:

Через лес бежит дорога,

Светофор моргает строго.

К переходу все спешат:

От лосей и до мышат.

Иногда через дорогу

Пешеходов очень много

Ходит, скачет, пролетает,

Пробегает, проползает.

Мама ежика учила,

Мама пальчиком грозила: -

Помни правила, малыш!

Если красный свет – стоишь!

Если желтый – просто жди,

На зеленый – проходи!

Непослушный пешеход

Сделал все наоборот!

Ежик сильно торопился

И клубочком покатился

Прямиком на красный свет!

Можно так? Конечно, нет!

Завизжали тормоза,

И зажмурил еж глаза.

Толстый старый самосвал,

Забибикал, зарычал: -

Еле я остановился,

Чуть с дороги не свалился!

Что, не знаешь правил ты?!

Ну-ка быстро марш в кусты!

Дам я, еж, тебе совет:

Не ходи на красный свет!

Еж тихонько пропыхтел: -

Извините, не хотел.

Рассказал нам светофор:

Еж исправился с тех пор.

Лучше всех порядок знает,

Ничего не нарушает!

Стих 5:

И проспекты, и бульвары -

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу

Запрещается!

Быть примерным пешеходом

Разрешается.

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем», как известно,

Запрещается!

Уступить старушке место

Разрешается.

Если ты просто гуляешь,

Все равно вперед гляди,

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете

Запрещается!

При зеленом даже детям

Разрешается.

Стих 6:

Если надо перейти

Тебе через дорогу,

С этой целью по пути

Всегда есть переходы!

Переходы могут быть

Разными, ребята!

Чтобы это не забыть

Надо знаки изучить:

Есть знак «Подземный переход» -

Ступеньки вниз ведут!

Спускайся смело и иди –

Ведь нет движения тут.

С дорожкой полосатой

Стоит у «зебры» знак

Должны вы знать, ребята,

Что это не пустяк:

Переходя по «зебре»

Сначала убедись,

Что все стоят машины –

Затем поторопись!

Стих 7:

Иногда у остановок перехода нет

Надо перейти дорогу?

Знай один секрет:

Из автобуса ты вышел

Сзади обходи,

Если хочешь ты дорогу

Сразу перейти.

Если ехал ты в трамвае,

Все наоборот –

Спереди трамвай обходим,

Смотрим и вперед.

А вообще еще надежней –

Лучше обожди,

И когда отъедет транспорт,

Вот тогда иди.

Стих 8:

Улицу нужно нам перейти,

Но, светофора нет на пути.

С шумом мимо несутся машины.

Но, для волнения нет причины:

Есть специальный для нас переход,

«Зеброй» его называет народ.

Смело идем полосатой дорожкой,

Водители, вы подождите немножко!

Вправо и влево посмотрим сначала,

Чтобы опасность не угрожала,

И полосатый друг-переход

Через дорогу нас поведет.

Стих 9:

Думаешь, велосипед

Настоящий транспорт?

Нет! Помни: на проезжей части

Трудно избежать несчастья!

Если есть велосипед,

Но, не дорос до нужных лет,

Катайся лучше во дворе.

Там безопасно детворе.

Стих 10:

Для тех, кто в городе живет,

Нужен подземный переход.

Дорогу проще перейти

Нам по подземному пути.

Машинам нет там хода,

Там только пешеходы.

Чтобы обучить ребенка правилам дорожного движения, необходимо много времени и усилий. Каждый раз на улице следует повторять с ребенком основные правила в ненавязчивой форме. Мягкие беседы дадут больше позитивных плодов, чем крики и плач.

Автомобильная и железная дорога представляют собой источник повышенной опасности для любых пешеходов, а особенно для детей, у которых неразвито чувство опасности перед движущимся транспортом. Врожденный оборонительный рефлекс человека в дорожных условиях может сыграть злую шутку. Вместо того чтобы не выбегать на проезжую часть, ребенок отпрыгивает от движущегося автомобиля и попадает под колеса, едущей следом машины. Родители должны обеспечивать безопасность на дороге для детей, держа их за руку, двигаясь по переходу. Самый опасный возраст – один-два года. Головной мозг ребенка развит недостаточно. При появлении одной доминанты высшая нервная система не может моментально переключаться на иной вид деятельности. Если мячик вырвался из рук и укатился, необходимо его догнать и подобрать. При этом совершенно неважно, в какую сторону придется бежать. У малыша формируется только одна мысль, большего количества его головной мозг обработать не в состоянии. Движущегося автомобиля увлекшийся ребенок попросту не заметит. Аналогичная ситуация с детьми постарше, которые пытаются спасти котенка, выскочившего на проезжую часть. Безопасность на дороге для детей предусматривает ряд запретительных мер, необходимость которых нужно разъяснять ребенку с того возраста, как он начинает понимать речь. Малышу нужно знать, что машина не может остановиться моментально, она обязательно проедет ещё несколько метров, а тормозной путь железнодорожного транспорта намного длиннее. Поэтому игры вблизи железнодорожных путей строго запрещены.

Малыш должен знать следующие правила безопасности детей на дороге, которые направлены на предотвращение телесных повреждений:

  • Ни при каких условиях не нужно выбегать на проезжую часть;
  • Нельзя пытаться трогать движущийся на малой скорости автомобиль;
  • Не прикасаться к колесам стоящей во дворе машины, тем более, не использовать её для игр в прятки;
  • Стоящий автомобиль необходимо обходить сзади или спереди только на таком расстоянии, что можно отбежать в сторону при внезапно начавшемся движении;
  • Увидев движущийся во дворе автомобиль, необходимо отойти в сторону, лучше, вернуться в подъезд и подождать, пока машина проедет.

Обеспечением безопасности на дороге для детей должны заниматься находящиеся рядом взрослые, независимо от того, кем им приходится ребенок.

Правила безопасности детей на дороге

С раннего детства необходимо разъяснять ребенку правила дорожного движения для пешеходов, укрепляя знания собственным примером. Детям нужно знать следующие положения, которые важно выполнять при любых обстоятельствах:

  • Переходить улицу нужно только в тех местах, где имеется дорожная разметка: «зебра», и на зеленый цвет светофора;
  • Лучше всего обеспечивают взрослые безопасность на дороге для детей, идущих самостоятельно, важно подождать любых взрослых, и вместе с ними перейти дорогу;
  • Ни в коем случае нельзя перебегать проезжую часть – движение на дороге должно быть только шагом;
  • Не следует торопиться выходить на дорогу, пропустив первый же движущийся автомобиль, за ним могут ехать другие машины;
  • С целью безопасности на дороге, для детей, следующих в организованной группе, разработаны специальные правила. Это движение колонной в сопровождении взрослых воспитателей: во главе и замыкающим. При этом у ребят должны быть опознавательные предметы – флажки, воздушные шары и пр.;
  • Если имеется подземный переход, им необходимо пользоваться даже при острой нехватке времени;
  • Переходя проезжую часть, согласно требованиям безопасности на дороге, для детей важно знать, что в первую очередь следует посмотреть налево, после пересечения половины дороги – направо;
  • Автомобили общественного транспорта: автобусы, трамваи, маршрутные такси, – опасно обходить с любой стороны, как спереди, так сзади. Перейти улицу лучше по переходу, пройдя «лишние» метры вправо или влево вдоль дороги;
  • Согласно требованиям безопасности на дороге для детей, на остановках общественного транспорта нельзя стоять на обочине, но нужно находиться на специальной площадке.

Каждому ребенку важно уяснить, что дорога представляет собой опасность для жизни. Это положение наиболее действенно для детей, поскольку они больше боятся смерти или увечья, чем опоздания.

Безопасность дорожного движения для детей

Водители должны проявлять особую бдительность в отношении малолетних пешеходов и пассажиров, в том числе, собственных детей. Согласно концепции безопасности дорожного движения для детей, принятой во всех странах Европы, ребенок до 12 лет при росте до полутора метров должен находиться в салоне автомобиля только пристегнутым к специальному креслу на заднем сиденье. Детское кресло фиксируется к пассажирскому сиденью и выполняет функцию фиксации тела на случай резкого торможения.

При движении водителям необходимо снижать скорость вблизи учебных и дошкольных учреждений, независимо от того, имеются ли предупреждающие дорожные знаки и «лежачие полицейские».

Особую бдительность следует проявлять при движении по жилому массиву. Прежде чем парковаться или начинать движение, в целях безопасности на дороге для детей следует убедиться, что никого из малышей нет поблизости. Близость эта должна быть не менее десяти метров.

Родителям важно знать, что психика ребенка устроена таким образом, что родители для него никогда не могут причинить зла. Поэтому малыши безбоязненно подходят к машинам родителей, считая их настолько же безопасными, как папу с мамой. Ребенку следует объяснить, что безопасность на дороге для детей обязательно должна выполняться, независимо от того, чья машина движется рядом. У каждого автомобиля существуют определенные «мёртвые точки», которые остаются невидимыми при движении. Поэтому прежде чем начать движение, рекомендуется обойти автомобиль вокруг и убедиться, что позади машины никого нет.

Видео с YouTube по теме статьи:

В наш скоростной век все больше автомобилей появляется на дорогах, что становится большой опасностью для детей. Растет число дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают ребятишки всех возрастов. Малыши пока еще охвачены вниманием взрослых, а вот школьники начальных классов часто оказываются в рискованных ситуациях. Родители, беспокоясь за детей, проводят с ними беседы, учат правильно переходить дорогу. Но зачастую такое обучение бывает запоздалым, так как определенное поведение получается из навыка. Сиюминутно это сделать невозможно, так как должно пройти достаточное время для выработки навыка. Поэтому специалисты советуют начинать обучение детей правильному поведению на улице уже в раннем детстве. В такой работе можно использовать различные средства: малышам ‒ игровые упражнения, дошколятам - тренировочные задания.

Всех ребят без промедления учим правилам дорожного движения!

Даже маленький ребенок
Должен знать уже с пеленок,
Как таблицу умножения,
Азбуку дорожного движения!

Всем, кто находится в окружении маленького ребенка, надо четко представлять, какие знания и умения входят в правила дорожного движения для детей, чтобы обучение сделать легким и доступным занятием. Главное, чему должны научить родители свое чадо ‒ это ориентировке в уличном передвижении, оценке ситуации на дороге, узнаванию дорожных знаков. Когда такое поведение будет сформировано у дошколят, тогда можно удостовериться, что дети усвоили пдд.

Важно: прежде чем обучать дошкольников правилам дорожного движения, родители обязаны сами хорошо их выучить и сознательно выполнять, чтобы стать примером подражания своему ребенку. А еще лучше, выполнение пдд сделать образом жизни всей семьи.

  • Маленького ребенка учим отличать движущийся автомобиль от неподвижно стоящего. С этой целью взрослый побуждает ребенка внимательно рассматривать машины на дорогах, в книжках, детских фильмах. Целесообразно показать малышу при поездке в собственном автомобиле, что он сразу не остановится, а продолжит двигаться еще какое-то время.
  • Дошколятам, хотя они уже имеют небольшой жизненный опыт, еще трудно определять скорость движения разных транспортных средств. Например, автомобиля и велосипеда, грузовика и автобуса. Поэтому учим их определять скорость, с которой движутся разные виды транспорта, например, автомобиль быстрее грузовика. Это поможет в дальнейшем правильно оценивать дорожную ситуацию.
  • Нужно учитывать, что ребятишкам еще трудно распределять свое внимание в оценке ситуации. Поэтому в сложных случаях они зачастую действуют спонтанно, например, бегут за санками или мячом, выкатившимся на дорогу. Убеждаем детей, что это очень опасно и ни в коем случае нельзя бежать за игрушкой, какой бы любимой она не была.
  • В преддверии школы старшие дошкольники четко обязаны усвоить:
    1. Построение дороги (проезжая часть, тротуары, пешеходный переход);
    2. Ориентировку на улице (по правой и левой сторонам);
    3. Каждый цвет светофора обозначает определенное действие: красный - стой! Желтый - приготовься! Зеленый - иди!;
    4. Для пешеходов есть переход, обозначенный специальным знаком;
    5. Нужно быстро реагировать на действия взрослого в дорожной ситуации;
    6. Существуют правила езды на велосипеде, роликах и самокате.

Игры и упражнения на правила дорожного движения

Какие средства помогут детворе быстро и легко усвоить правила безопасности на дороге? Специалисты советуют для занятий с детьми подбирать такие техники, которые доступны ребятишкам по возрасту, уровню их психического развития: памяти, внимания, мышления. В соответствии с их возрастными особенностями это будут игры и упражнения. Домашние занятия желательно начинать уже в раннем детстве, так как обучение детей правилам дорожного движения требует длительного времени, идет последовательно, тщательно отрабатывается в реальной обстановке (прогулка, поездка, семейный досуг).

«Какие машины едут по дороге?»

Игровое задание расширяет знания детей о разных видах наземного транспорта, скорости автомобиля, грузовика, спецмашины, мотоцикла, велосипеда, как быстро они могут остановиться. В игре , произвольное внимание, . Для задания можно использовать разрезные картинки, пазлы, пластмассовый конструктор. Взрослый предлагает ребенку собирать изображения разных машин и рассуждать:

  • Какие машины ездят по дороге?
  • Что они перевозят?
  • Какие автомобили ездят быстрее?
  • Как должны вести себя водители?
  • Что должны делать пешеходы?

В результате у малыша должны сформироваться представления о разных видах наземного транспорта, проезжей части, тротуаре. После того как ребенок научится различать разные автомобили и особенности их передвижения, можно усложнить тренировку, перенеся на игровом поле («проезжую часть»). Игроки при помощи игрушечных машинок «разъезжают» по полосам с разной скоростью, останавливаются перед дорожными знаками.

«Мы - пешеходы»

Упражнение закрепляет навык безопасного поведения на улице. Чтобы заинтересовать ребенка, взрослый рисует игровое поле с проезжей частью и тротуарами (можно использовать настольную игру на пдд). Затем играющие передвигают фишки «по тротуару», обращая внимание на дорожные знаки. Например, обучаем ребенка правильно переходить проезжую часть. Как вариант, в игру вводят соревновательный момент: если встречается препятствие (красный цвет светофора), игрок возвращается к финишу. Побеждает игрок, быстрее всех дошедший до старта. Такую игру можно ввести в семейный досуг.

«Правильно - неправильно»

Тренировочное упражнение для детей всех возрастов. Помогает закрепить правила дорожного движения, развивает ориентировку в дорожных ситуациях, формирует внимание, память, обогащает словарный запас. Для тренировки подбираем сюжетные картинки с изображением пешеходов в разных ситуациях, например: мальчик выскакивает на дорогу за мячом, дети остановились перед светофором. Игрок вытаскивает картинку и рассказывает, правильно ли поступают пешеходы. За правильный ответ игрок получает балл, за неправильный - отдает фант (какой-либо предмет). Побеждает набравший большее количество баллов и получает приз. Затем разыгрываются . Для малышей в игре можно использовать разрезные картинки, собирая которые ребенок вместе с взрослым обсуждает различные ситуации на дороге.

Тренировка пдд для старших дошколят

Для старших ребятишек обучение будет больше напоминать тренировку, так как многократное повторение необходимо для приобретения устойчивого навыка, переходящего затем в привычное поведение. Но для поддержания интереса вводим игровые моменты и поощрения.

«О чем говорит светофор?»

Игровое упражнение закрепляет знания о работе светофора, тренирует в узнавании его сигналов. Задание полезно для развития памяти и внимания дошколят. Взрослый подбирает иллюстрации со светофором и сюжетные картинки с уличными ситуациями. Детей заинтересует рассказ о происхождении самого главного знака на дороге (впервые светофор появился в Англии в 19 веке; сначала было только два сигнала; управлялся вручную; в Москве появился в 1930 году). Дошкольник внимательно рассматривает светофор, чтобы запомнить правильное расположение его сигналов. Можно использовать задание в нескольких вариантах:

  • собрать светофор при помощи разрезных картинок,
  • нарисовать картинку по памяти,
  • сделать аппликацию из цветной бумаги.

Использование какого-либо варианта зависит от возраста, подготовленности и желания ребенка. Затем рассматриваются сюжетные картинки с улицами города, чтобы понять, как работает светофор. Полезно и загадки:

Красный - остановка,
Желтый - подготовка,
А зеленый дает ход!
Иди смело, пешеход!

Три разноцветных друга
Моргают друг за другом!
И зимой, и летом,
Светят разным цветом!

Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый - для предупреждения:
Жди сигнала для движения.

Интересны для домашних занятий подвижные игры, которые помогут тренировать правила дорожного движения для детей. Ребятишки любят двигаться, поэтому такие игры можно организовать на прогулке, даче, в лесу. В них могут играть дети всех возрастов, они отлично подойдут для семейного досуга. Для поддержания интереса вводятся поощрительные призы, соревновательные элементы: кто быстрее, кто больше.

«Ассоциации»

Упражнение с мячом поможет закрепить правила движения, произвольное внимание, память, словарный запас. Взрослый бросает мяч ребенку с обозначением каких-либо понятий. Ребенок ловит мяч только тогда, когда произносится слово, относящееся к правилам. Ответить он должен словом - ассоциацией:

  • тротуар - пешеходы,
  • автомобили - светофор,
  • красный сигнал - путь закрыт,
  • пассажиры - автобус,
  • пешеходы - переход.

В такой сложной игре обязательно надо поощрить ребенка за правильно подобранные слова.

«Не урони мяч»

Тренировочное упражнение на правила движения для детей всех возрастов, правила игры будут зависеть от возраста ребенка, знаний о пдд. Игра очень хорошо закрепляет знание дорожных правил, развивает внимательность, навык соотнесения действия и слова. На земле чертится дорожка, по ней идет игрок, отбивая мяч о землю. При этом он называет понятие, означающее дорожное правило. Побеждает игрок, который не уронил мяч и назвал правильные понятия.

Сегодня выпускается много настольных, развивающих игр, которые помогают детям закрепить знания о правилах дорожного движения. Популярны такие игры, как «Чудо - светофор», «На улицах города», «Путешествие пешеходов», «Дорожное лото» и многие другие. Обязательно надо приобрести их для семейного досуга, чтобы играть с ребенком как можно чаще. Это станет действенной поддержкой родителям в домашних занятиях с дошколятами. Можно также в обучении детворы использовать детские книжки, мультфильмы, кинофильмы, герои которых научат ребятишек справляться с неожиданными ситуациями на улицах города. Желаем вам и вашим детям безопасных дорог!

Сайт «Мама может все!» собрал самые интересные стихи про ПДД для детей. Они помогут малышам запомнить правила дорожного движения. А для того что бы обучение происходило еще интереснее мы подготовили стихи в картинках.

Читает книжку глупый слон
На самой мостовой,
И невдомек ему, что он
Рискует головой.

Нужно слушаться без спора
Указаний светофора:
Нужно правила движения
Выполнять без возражения.

Везде и всюду правила, их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам полярник и пилот.
Свои имеют правила шофёр и пешеход.
Как таблицу умножения, как урок,
Помни правила движенья назубок!
По городу, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд:
Свои имеют правила шофёр и пешеход!

У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Cвет зеленый- проходи!
Желтый — лучше подожди!
Если свет зажжется красный —
Значит,
Двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай,
наберись терпенья.
Изучай и уважай правила движенья.

И проспекты и бульвары -
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом
Разрешается…

Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем», как известно,
За-пре-ща-ет-ся!
Уступить старушке место
Разрешается…

Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.

Переход при красном свете
За-пре-ща-ет-ся!
При зеленом даже детям
Разрешается…

Есть подземный переход
И надземный переход.
По нему идем мы смело
От машин он сбережет!

Мчат колеса
По дороге.
Над дорогой
Мчатся ноги.
Это еду я
Бегом!
Это я бегу
Верхом!
Я и сидя
Бегу!
И сижу
На бегу!
И машины качу,
И качусь,
Куда хочу!

Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.

Светофор - дорожный друг-
Управляет всем вокруг.
Красный свет - грозный вид.
Он опасности таит.
Если свет горит такой,
Значит, как солдатик, стой!

Здесь на посту в любое время
Дежурный ловкий - постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.

Зебра в Африке живет,
Полосата очень.
Воду пьет, траву жует,
Порезвиться хочет.

А на улице у нас,
Здесь у перекрестка,
Точно зебра в самый раз —
Переход в полоску.

Свет зеленый лучик шлет,
Он тебе как мама.
Взяв за ручку, проведет
По полоскам прямо.

Если знак в каемке красной —
Значит - делать так нельзя!
Значит - действие опасно!
Слушайтесь его, друзья!

Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.
Это всё вам подтвердит
Добрый доктор Айболит.

Скрылись под снегом газоны с травой,
Скользко машинам на мостовой.
Льдом затянуло русло реки,
Плюшевый Мишка встал на коньки.

Только катается не на котке:
Вышел на улицу с клюшкой в руке.
Мчатся машины невдалеке.
Трудно машинам зимой тормозить,
Шины по снегу станут скользить.

Долго ли, дети, тут до беды?!
Есть для хоккея катки и пруды.
Только ботинки с коньками надень,
Лед будет петь под ногами весь день.
А мостовая — опасный каток,
Нужно во двор возвращаться, дружок.


Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход!
Глубокий подземный,
Как зебра, наземный.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!


Здесь на посту в любое время
Дежурный ловкий - постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.

Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете
Через улицу идет!

Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете
Через улицу идет!

Правила движения,
Все без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,

Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать.

Тормози водитель. Стой!
Знак — запрет перед тобой.
Самый строгий этот знак,
Чтоб не въехал ты впросак.
Должен знак ты соблюдать,
«Под кирпич» не заезжать.


Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались улицей водители!

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.

Вот она, азбука, над головой:
Знаки развешаны над мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!

Площадка детская у дома
По Правилам – жилая зона.
Подскажет знак водителю –
Во дворе — будь бдительным.
Едешь тихо, осторожно,
Припаркуйся, там, где можно.


Нарисован человек.
Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть, здесь ищут клад?
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь.
Мне сказали: «Что ты, что ты!
Здесь дорожные работы!»

Круглый знак, похож на мяч
Он движение запрещает.
Не успеет тот на матч,
Кто запреты нарушает.

Правила дорожные
Не так уж и сложны,
Только в жизни правила
Очень всем нужны.


Замечательный знак -
Восклицательный знак!
Значит, можно здесь кричать,
Петь, шуметь, озорничать?
Или бегать босиком!
Или ехать с ветерком!
Отвечают люди строго:
«Здесь опасная дорога!»
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно!

Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может:
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.

Закрутилась голова
В круговом движении.
Разыгралась детвора —
В парке развлечения.
А водитель не играет –
В круговом движении,
Путь по стрелке продолжает –
По Правилам вождения.

Санки, лыжи и коньки
Скрасят зимние деньки.
Но кататься, это ясно,
Нужно в месте безопасном.

Говорят с подъемным краном вдалеке
На каком-то иностранном языке.
Он звучит необычайно:
«Вира! Майна!
Вира! Майна!»
«Майна» - груз поехал вниз.
«Вира» - он вверху повис.
Кран отлично понимает.
Опускает, поднимает.
Все, что скажет крановщик,
Выполняет в тот же миг.


Машинам тоже надо кушать-
Бензином, газом заправлять.
А то не будет ездить, слушать,
Без топлива начнут чихать.
От доктора рецепт и справка,
Тут не помогут, не спасут.
Спасение – АЗС – заправка,
Бензин зальют, вам, только тут.

Девочки и мальчики,
Все, без исключения,
Изучайте правила
Дорожного движения!

Делали ребятам предостережение:
«Выучите срочно, Правила движенья!
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители».

Едет папа на охоту-
Едет в Ниве – «Русский Джип».
Вдруг за голову схватился,
Позабыл ружье – вот влип!
Указатель только прямо,
Повернуть домой нельзя,
Говорила папе мама,
Что торопится он зря.

Красный — «Стой!» «Готовься!» — желтый.
А зеленый свет — «Иди!»
Будь внимательным и стойким,
Не беги - сигнала жди!

Правила дорож­ного движе­ния обяза­ны знать все его участ­ники - водители и пешеходы, взрослые и дети. Незна­ние этих правил не освобождает нас от обязан­ности их придерживаться, в противном случае может случить­ся беда.
Цель занятий с учащимися по ПДД - чтобы все уче­ники хорошо ориентировались на дороге, понимали принципы движе­ния автомобилей и знали свои действия в различ­ных нестандарт­ных ситуациях, которые могут произойти.

Как не попасть в типичные дорожные «ловушки»

Главная опасность - стоящая машина! Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади! Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

Умейте предвидеть скрытую опасность! Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

И у светофора можно встретить опасность. Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: « Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят ». Они ошибаются!

Машина приближается медленно. И все же надо пропустить ее. Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя. На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.

Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина! Дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад - прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности .

На улице крепко держите ребенка за руку! Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.

Арки и выезды из дворов - места скрытой опасности! В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.

Общие положения

«Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Велосипед» - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

«Водитель» - лицо, управляющее каким либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Механическое транспортное средство» - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. См и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

«Организованная пешая колонна» - обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Пассажир» - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Пешеход» - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

«Пешеходный переход» - участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками "Пешеходный переход":

«Тротуар» - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

«Участник дорожного движения» - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Обязанности пешеходов

1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

Обязанности пассажиров


1. Пассажиры обязаны:

* при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;
* посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

2. Пассажирам запрещается:

* отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
* при поездке на грузовом автомобилей с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
* открывать двери транспортного средства во время его движения.