Занятие любимое время года устанавливают последовательность. Конспект открытого занятия " Времена года" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Подвижная игра “Гнёздышко”

1.воспитательная задачи:

3.Задачи на развитие речи:

Тема занятия: «Четыре времени года».

1.воспитательная задачи:

Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;

Учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

2. Задачи на развитие познавательных способностей:

Закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;

Развивать мышление, фантазию при выполнении аппликационной работы с осенними листочками.

3.Задачи на развитие речи:

Закреплять умение описывать предмет по его основным признакам;Тема занятия: «Четыре времени года».

1.воспитательная задачи:

Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;

Учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

2. Задачи на развитие познавательных способностей:

Закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;

Развивать мышление, фантазию при выполнении аппликационной работы с осенними листочками.

3.Задачи на развитие речи:

Закреплять умение описывать предмет по его основным признакам;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Четыре времени года».

Программное содержание:

1.воспитательная задачи:

Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;

Учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

2. Задачи на развитие познавательных способностей:

Закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;

Развивать мышление, фантазию при выполнении аппликационной работы с осенними листочками.

3.Задачи на развитие речи:

Закреплять умение описывать предмет по его основным признакам;

Материал к занятию:

Музыка, овощи и мешочек, подбор картинок, игрушка Буратино, мяч, листочки, пуговки, клей, салфетки, ягоды рябины, фломастеры.

Предварительная работа:

Поход в лес, к реке, по улицам села. Уборка территории детского сада вместе с воспитателем и родителями. Чтение стихов, рассказов о природе, рассматривание иллюстрационного материала, рисование пейзажей.

Ход занятия:

Дети заходят в группу под песенку В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам»:

Дружат солнце и весна,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли!

Вос – ль: В нашей группе дружат все дети и взрослые.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. С вами мы подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.

Вос – ль: Сегодня мы с вами поговорим о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем. А природа наградит нас чудесными дарами.

С давних пор человек наблюдал за природой: собирал приметы, придумывал стихи, загадки, пословицы и поговорки и передавал их от отца к сыну, от матери к дочери. Вот и получается, что мы не только о временах года поговорим, но и о нашей земле – России, о нашей Родине. Почему? Потому что такая зима, такая весна, такие лето и осень бывают только у нас. В других землях и странах все по иному.

Вос – ль: Какое сейчас время года?

Д: Осень.

Вос – ль: Какая внашем краю осень?

Д: Холодная, теплая, пасмурная, солнечная, дождливая, разноцветная (просмотр картин осени)

Вос – ль: что хорошее вы знаете о осени? Что осенью плохо? Что такое урожай?

Игра «Чудесный мешочек»

Вос – ль: Прислала вам осень свои дары – спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопаты, выкопайте ими овощи. Опустели сады и огороды, а все овощи фрукты оказались в чудесном мешочке. Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке. Достаньте это и опишите.

Вос – ль: Вот прошла осень и наступила…(Зима)

Вос – ль: Какая зима в нашем краю?

Д: Снежная, холодная, долгая, белая, веселая.

Физкультминутка «Зимние ветры»

Вос – ль: Какие зимние игры вы знаете?

Д: Санки, лыжи, снежки, коньки.

Вос – ль: А какой бывает зимой праздник?

Д: Новый год

Вос – ль: Устали от снегов и буранов

И из под снега очень нежно

Появляется подснежник.

Растопило солнце лед,

В гости к нам весна идет.

Вос – ль: что происходит весной?

Д: Все просыпается, появляются первые цветы, все оживает: животные, насекомые, птицы. Все радуется весне.

Загадки о весне.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

(весной)

Что вниз вершиной растет?

(сосулька)

Синенькая шубка покрыла весь мир.

(небо)

Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна

Пробуждается от сна.

(медведь)

Вос – ль: За собой ведет весна какое время года?

Д: Лето.

Вос – ль: Какое лето в нашем краю?

Д: Теплое, солнечное, ясное, красное, ласковое, зеленое, долгожданное.

Вос – ль: Что хорошего приносит с собой лето? Что летом может быть плохо? Приглашает нас лето поиграть.

Игра «Кто лишний» (выбрать несоответствующую картинку)

Слышится стук в дверь, появляется Буратино.

Бур – о: Ой – ой – ой! Я так спешил, так бежал, а все равно опоздал! Мы с друзьями помогали взрослым красить заборчик около дома. А вы, ребята, что сделали полезного для своего садика?

Д: Сажали цветы на участке, убирали листья, собирали семена цветов, поливали цветы.

Бур – о: Я вот нашел листья, но знаете, они какие – то очень грустные. Посмотрите на них. Они не умеют улыбаться. А вы умеете? Ну скорее улыбнитесь. А как же нам их развеселить? Что такое радость? Покажите, рассмешите.

Вос – ль: А давайте, ребята, сделаем веселое лицо листочкам и оставим в нашей теплой группе, чтобы им всегда было весело. Давайте сначала попробуем сделать глазки. А теперь что мы сделаем? (носик) Но и конечно дорисуем улыбку. Пусть теперь это все подсохнет, а мы посмотрим, что у нас получилось. Листочки получились у нас очень веселыми.

Бур – о: А я на прощанье хочу поиграть с вами в мяч. Я буду вам его бросать, а вы рассказывать, что вам на этом занятии понравилось. (Буратино прощается с детьми)

Вос – ль: Вот какие чудесные времена года побывали у нас. И мы с вами тоже молодцы. Все мы знаем о нашей природе, о нашей погоде.


Программное содержание:

Закрепить умение детей различать понятия «звуки», «слоги», «слово», «предложение».

Составлять предложения по схеме и наоборот, изображать предложение схематично.

Закрепить умение детей самостоятельно определять гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Пользуясь схемами составлять небольшие рассказы о временах года, месяцах, погоде, животных, растениях.

Закрепить знания дошкольников о профессиях взрослых (писатель, синоптик, биолог, математик, художник).

Выразительно декламировать стихи, пословицы, поговорки.

Закрепить знания детей о счете, составление и решение задач в пределах десяти.

Умение называть геометрические фигуры, ориентироваться на листе бумаги.

Формировать умение детей работать подгруппами, цепочкой.

Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность.

Ход занятия в старшей группе детского сада

(Дети под словесное сопровождение заходят в зал).

Когда в садик я иду

Утром по дорожке

Здравствуй всем я говорю

Даже соседской кошке

Здравствуй небо голубое

Здравствуй солнце золотое

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И все дружно улыбнемся

Дети все мы умные

Умеем петь и рисовать

И обо всем рассказывать.

Воспитатель. — А это мы сейчас проверим! (Показывает напечатанные буквы «К», «О», «В»)

Что это? (Буквы)

Что я говорю: «А», «М», «О», «С» (Звуки)

Какие бывают звуки? (Гласные, согласные)

Дидактическая игра «Отметить звук символом»

Воспитатель. Прочитайте?

ДА-ДЕ-ДУ-ДИ- это слоги!

Из слогов состоят? (Слова)

Со слов, состоит? (Предложение)

Из предложений что состоит? (Стих, загадка, сказка, рассказ)

Воспитатель. Прошу вас закрыть глаза и послушать, что я прочитаю.

«Посмотрите в окно. Вся стекло разрисованное белыми узорами — это мороз его так разрисовал. Холодно на улице. Все вокруг покрыто снегом — и земля, и крыши домов, даже на деревьях — снег. Озера и реки покрыты льдом, заметены снегом поля и леса. Ночи стоят длинные, а дни короткие … »

О каком времени года этот рассказ? (Зима) Какие слова автора вам стали подсказкой? (Дети рассказывают предложения из рассказа)

Воспитатель. Давайте вместе с вами составим свой небольшой рассказ о зиме. Я начну, а вы продолжайте.

Упражнение «Составляем рассказ о зиме»

Наступила. (холодная зима)

Выпал. (белый, пушистый снег)

Снег покрыл. (землю, деревья, дома)

Все деревья.(стоят голые)

Только. (елки, сосны стоят зеленые)

Перелетные птицы. (полетели в теплые края)

Остались зимующие птицы. (воробьи, синицы, голуби)

Люди. (беспокоятся о них)

Они мастерят. (кормушки) (Насыпают в них зерно, крошки хлеба)

Зима. (любимое время года)

Воспитатель. Мне нравится зима! А вам нравится это время года?

Воспитатель. Кому нравится зима? Прошу вас, займите свое место под зонтиком синего цвета, весна — зеленого, лето — красного, осень — оранжевого.

Воспитатель. Сегодня мы с вами станем учеными. А исследовать будем четыре времени года. Работать сегодня у нас будут четыре исследовательских центра «ЗИМА», «ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ ».

В каждом центре работают: синоптик, писатели, художники, биологи, математики (дети).

Прошу выбрать себе желаемую профессию. Будем начинать.

Воспитатель. Приглашаю наших писателей описать время года над которыми они работают. (мнемотаблицы времена года)

Загадки для детей на тему Времена года

Писатель от центра «ЗИМА»

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла… (зима)

Писатель от центра «ВЕСНА»

Где весна приходит

Значит, к нам пришла…(весна)

Писатель от центра «ЛЕТО»

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь поспевает, когда это бывает? (лето).

Писатель от центра «ОСЕНЬ»

Юбочка ярко красочная

И оранжевые ленты

И темно-красное ожерелье

И желтые как воск сапожки

Это ….. по саду гуляет

В золотое пальто сад одевает (Осень)

Воспитатель. Каждое время года имеет свои месяцы. Кто их знает тот и называет!

Дети находят карточки обозначающие месяца и называют их

Воспитатель. Наши месяцы перепутались, нужно им найти свое место.

Дидактическая игра «Времена годы»

Воспитатель. Приглашаю синоптиков рассказать о погоде, ожидающей нас в разные времена года.

Приглашаю синоптиков рассказать о погоде

Синоптик от центра «ЗИМА» — Послушайте, пожалуйста, прогноз погоды.

Сегодня ожидается холодная погода. Вечером на небе появятся облака, возможны осадки в виде снега.

Синоптик от центра «ВЕСНА» — В начале весны мороз трещит, а днем вода бежит. В этом году прохладный будет март и апрель. Синоптик от центра «ЛЕТО» — Летом солнце поднимается высоко над землей. Погода летом ожидается с различными перепадами температуры от 20 до 30 градусов. В июне пройдут дожди с грозами.

Синоптик от центра «ОСЕНЬ» — Осенью солнце опустится низко над Землей и плохо будет греть. На небе часто будут появляться облака и будет идти дождь.

Дыхательное упражнение «Сильный ветер дует»

Пальчиковая разминка «Соберем листочки».

Будем листочки собирать

листочек каштана

(Дети одевают маски на пальчики, начиная с мизинца)

Акации, кленовый, березовый, тополиный

Листочки мы возьмем

В букетик их соберем.

Воспитатель. Назовите, с какого дерева листочек, начиная с большого пальца

(Дети снимают листочки и называют)

Воспитатель. Наши исследователи исследовали бобы. Давайте их послушаем.

(Эксперимент с бобами)

Исследователь от центра «ЗИМА»

Зимой жил в сумке на стене

На самом дне

Исследователь от центра «ВЕСНА»

Весной из чашки воду пил,

Белый побег он пустил,

В рыхлую землю упал —

Стебелек зеленым стал.

Исследователь от центра «ЛЕТО»

Летом пустил обильные цветки,

Связал тугие стручки.

Исследователь от центра «ОСЕНЬ»

Недаром его посадил —

Сто бобов он мне родил

Воспитатель. Я знаю, что наши биологи, исследовали жизнь животных. Что нового вы узнали о диких животных?

Упражнение для пальчиков «Дикие животные»

Все дикие животных

Водятся в лесу

Там можно увидеть: (По очереди встречаются пальчики левой и правой руки) Зайца, лису, волка, медведя и дикого кабана

Все звери скрылись, вот чудеса!

Воспитатель. А белочка осталась, вот она. Составьте рассказ о ней.

Дети составляют рассказ «цепочкой», передавая друг другу игрушку.

Дети. Это белочка. Она живет в лесу. Белочка маленькая, быстрая она быстро прыгает с ветки на ветку. У нее пышный, красивый, серый мех. В белочки есть туловище, голова, 4 лапы и пушистый хвост. Ушки у белочки с кисточками. Глаза черненькие крохотные. Ест белочка орешки, шишки и грибы.

Воспитатель. Давайте мы белочке подарим грибы, которые мы с вами собрали осенью. Расскажите белочке о грибах в вашей корзине.

Физминутка «Собираем грибы»

По грибы мы в лес ходили

Их в корзину положили

Полную корзину с верхом

Мы накрыли лопухом

Есть в нем сыроежка,

И опенок тонконожка,

И толстый Боровичок,

И загорелый Моховичек.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю каждой группе выложить коллаж на определенное время года. Внимание! Художник подписал где, что находиться. Поэтому нужно сначала прочитать, найти и приклеить изображения.

(Дети составляют коллажи)

Воспитатель. Понравилось вам наше путешествие? Что запомнилось? Спасибо малыши за ваши интересные изобретения о временах года.

Тема урока : Времена года. Смена времён года.

ЗАДАЧИ:

  • Сформировать в учащихся представление о смене времен года;
  • Показать учащимся, что движение Земли вокруг Солнца - причина смены времен года на планете;
  • Развивать в учениках наблюдательность, внимательность и исследовательские навыки;
  • Продолжить развивать умение работы с учебником;
  • Привить бережное отношение и любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Теллурий (модель Солнце-Земля-Луна) - движущаяся модель взаимного расположения Солнца, Земли и Луны в различных фазах их вращения. Позволяет наглядно продемонстрировать: смену времен года, смену дня и ночи, фазы Луны, солнечные и лунные затмения;
  • Иллюстрации природы в различное время года
  • Глобус;
  • Учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания:

  • Почему меняется день и ночь на планете?
  • Какие явления природы повторяются каждые сутки?
  • Сколько раз оборачивается Земля за сутки?
  • Меняется ли продолжительность ночи и дня зимой?

III . Объявление темы и основных задач урока.

Выберите вывод, - единственно правильный из этих следующих трех:

  1. Ночь наступает потому, что на небе появляется Луна.
  2. Солнце вращается вокруг планет.
  3. День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем. (Последний вывод правильный.)

Закрепление новой информации методом «вопрос-ответ»:

  • Какие движения Земли вам известны?
  • (Движение вокруг своей оси, движение вокруг Солнца.)
  • К чему приводит движение вокруг своей оси?
  • (К смене дня и ночи.)
  • К чему приводит движение Земли вокруг Солнца?
  • (Мы пока не знаем.)
  • Как вы считаете, чему будет посвящен урок?
  • (Мы узнаем, что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца.)

На доске висят 4 иллюстрации, изображающие времена года. Учитель загадывает детям загадки.

Обернулась в лёд вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.

Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” - приглашаю.

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.

Отгадывание загадок, сопровождается показом иллюстраций. Молодцы ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о временах года и постараемся ответить на вопрос: По какой причине всё-таки происходит их смена?

IV . Изучение нового материала

Человеку издавна было интересно знать, почему летом тепло, а зимой холодно, почему летние дни длинные, а ночи короткие. По истечении времени, стало известно, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу справа налево (по часовой стрелке). Именно поэтому и происходит на Земле смена дня и ночи, а также смена времён года (рекомендуется показать визуально, с помощью глобуса и фонарика - очень эффективно!).

Если вообразить линию от Северного полюса к Южному, то мы получим основание, собственно на котором и держится Земля - это земная ось. Она наклонена к плоскости орбиты Земли под углом и направлена всегда на Полярную звезду. Оттого, что положение оси Земли наклонено постоянно в одном и том же направлении, Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов, а вокруг своей оси за 24 часа.


В связи с этим, на Земле и существует 4 времени года. Давайте их назовём (весна, лето, осень, зима). Если летом Северное полушарие повёрнуто к Солнцу, лучи падают прямо, мы оказываемся на хорошо освещенной поверхности Земли, соответственно с длинным днём и короткой ночью. В этот период начинается активный рост и размножение растительного мира. А зимой Северное полушарие, проходя по орбите, отворачивается от Солнца, солнечные лучи слегка касаются Земли, соответственно день короткий, а ночь длинная. Происходит затишье, природа спит. Когда лучи Солнца освещают Северное и Южное полушарие равномерно, там наступает осень и весна.

Ещё одним главным моментом является наличие таких дней, когда Солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом.

Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов. Мы знаем, что в году 4 времени года, в каждом по три месяца. Назовите их. Наши предки имели совсем другие названия месяцев, попробуйте, отгадайте, объяснив некоторые названия (сечень, лютень, берёзозол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень).

Далее рекомендуется провести практическую работу, используя глобус и фонарик. Дети с учителем ищут на глобусе место, где они проживают. Коллективно выясняют, как должна быть расположена модель земли, в разное время года, описывая при этом главные отличительные особенности каждого времени года (погода, природа, температура, жизнь животных и людей).

Вопросы для закрепления информации:

  • Какие движения осуществляет наша Земля?
  • Сколько дней длится год?
  • Объясните, почему бывают времена года. Назовите их.
  • Вспомните, что вам известно о движении Земли вокруг своей оси.
  • Какие бывают времена года?
  • Издавна люди заметили, что когда солнце поднимается высоко на небосклоне, - на земле тепло, а когда опускается низко, - холодно.
  • Почему теплое время года (весна, лето) изменяются холодными (осень, зима)?
  • Почему Земля получает от Солнца в разные времена года неодинаковое количество тепла и света?
  • Когда солнечные лучи падают прямо, солнце жарче. Если же лучи солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее. Вот почему меняются времена года на Земле. За какое время Земля вращается вокруг Солнца? Как это время называют?

2 . Физкультминутка

V. Систематизация знаний

Демонстрация смены времен года на Земле с помощью теллурия:

  • Дети! Посмотрите на этот прибор.
  • Кто из вас знает, как он называется?
  • (Теллурий)
  • Произнесите слово хором.
  • Вы сегодня сумеете раскрыть тайну, почему на этот урок я принесла именно этот прибор.
  • (Учитель включает теллурий.)
  • Я хочу выслушать ваши мнения.
  • Какие предположения?
  • (Модель Земли и Солнца, -теллурий изображает, как вращается Земля относительно Солнца.)
  • Какую роль будет играть лампа?
  • (Лампа играть роль Солнца.)
  • Сделаем вывод. Расскажите о том, как падают лучи на руку.
  • (В первом случае лучи падают прямо на руку, а в иных случаях лучи падают наискосок.)
  • Так почему в первом положении руке было теплее?
  • (Потому что лучи были прямые, а рука находилась ближе к источнику тепла.)
  • Выполним такой же опыт с глобусом - моделью Земли. В глобусе есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.
  • Проследим за вращением глобуса.
  • Куда «смотрит» ось Земли: на Солнце или в направлении от него?
  • (От Солнца).
  • Как вы считаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?
  • (И свет, и тепло.)
  • Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в Африке или в Антарктиде.
  • (В Африке больше тепла.)
  • Продолжим наблюдение за вращением глобуса вокруг Солнца.
  • Ось земли « смотрит» на Солнце или в направлении от Солнца?
  • (На Солнце.)
  • Пока наше полушарие повернуто к Солнцу, дни у нас длинные, лучи прямые,время года - лето. Пока наша полушарие обращено от Солнца - дни у нас короткие, лучи косые, время года - зима.
  • За какой период произойдет полное обращение Земли вокруг Солнца?
  • (За год.)
  • Сколько длится год?
  • (12 месяцев).
  • Итак, что происходит при вращении Земли вокруг Солнца?
  • (Смена времен года.)
  • Какова главная причина смены времен года?
  • (Наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца.)
  • Почему летом день длится дольше?
  • (Солнце поднимается высоко над горизонтом.)
  • Почему зимой холодно?
  • (Солнце низко над горизонтом.)

VI . Подведение итогов

  • Как движется наша Земля?
  • Какая причина времен года?
  • Какие есть времена года?
  • Сколько дней в году?

На Земле существует 4 климатических пояса:

  • Экваториальный пояс - самый жаркий, где весной и осенью происходит засуха, а летом и зимой повышенная влажность.
  • Тропический пояс - практически весь год жарко и засушливо. Однако, один раз в год происходит сезон дождей - самый холодный сезон года.
  • Умеренный пояс - к нему можно отнести Западную Европу, Центральную часть России. Весной и летом относительно сухо с кратковременным выпадением осадков, осеню и зимой их выпадает огромное множество, в виде дождя и снега.
  • Арктика и Антарктида - в этой части времена года не меняются, происходит только смена дня и ночи, так как погодные условия одинаковые в течении года, температура всегда ниже нуля.

VII. Закрепление пройденного материала.

Путь, которым Земля вращается вокруг Солнца, называют орбитой. Смена времен года - вечное и неизменное явление природы. Его причиной является движение Земли вокруг Солнца, который длится 365 дней, или год.

  • Почему происходит смена дня и ночи?
  • Почему происходит смена времён года?
  • Когда в Северном полушарии лето, какое время года будет преобладать в Южном? (зима).
  • Если в Северном полушарии весна, то в Южном полушарии?(осень)
  • Где в течение года Солнце светит одинаково? (в районе экватора)
  • Объясните, что было бы, если земная ось была расположена вертикально? (времен года бы не существовало. Потому что любая точка на земном шаре, на освещаемой стороне, были бы одинаково удалены Солнца. Соответственно воздух прогревался равномерно).
  • На каком климатическом поясе мы проживаем?

VIII. Решение естественных задач

  • Вы вымыли в классе доску. Она мокрая. Куда исчезла вода?
  • Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой.
  • (Ответы учащихся.)
  • Может вода испаряться при низких температурах?
  • (Нет)
  • Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное белье на улицу?
  • (Сушить)
  • Оно высыхает?
  • Значит, вода испаряется.
  • В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.
  • Зимой в виде чего возвращается вода на землю?
  • (В виде снега).
  • А снег - это вода. Круговорот воды бесконечен!

X. Итог урока.

Поблагодарить детей за урок, выставить оценки.

Коррекционно-развивающее занятие «Времена года» предназначено для детей 5-6 лет, на развитие основных психических процессов.

На данном занятии использованы активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность детей, направленные на развитие самостоятельности, инициативности, свободной реализации способностей воспитанников и их образовательных потребностей.

В течение коррекционного занятия детям предлагается смена видов деятельности путем включения игровой физкультминутки. Для активизации внимания детей использовано художественное слово. Продолжительность коррекционного занятия: 25 минут.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие занятие для дошкольников "Времена года"»

МБДОУ «Детский сад №16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

конспект коррекционно-развивающего занятия

тема: «Времена года»

психолого-педагогическое сопровождение дошкольников

педагог-психолог, Дунаева Н.А.

г. Новочебоксарск, 2017

Программное содержание.

Цель: систематизировать представления детей о времени года.

Задачи:

Образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках присущих временам года; учить находить признаки самостоятельно; расширять словарный запас.

Развивающие: развивать мышление, внимание; память; умение сравнивать; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать художественные и творческие способности;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Продолжительность занятия: 25 минут

Ход занятия.

Дети заходят в зал под музыку.

Психолог : Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас.

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас.

А в какое, вы узнаете из сюжета (СЛАЙД)

О чем же мы будем говорить с вами? Как выдумаете?

(Ответы детей. О временах года).

Сколько времен года? (Ответы детей. 4).

Какие времена года вы знаете?

Отгадайте, о каком времени года говорится в загадках?

    Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

    Тает снежок,

Ожил лужок,

Подснежник расцветает

Когда это бывает?

    Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

    Несу я урожай,

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек

Я …….. (Осень).

Психолог : Молодцы, как вы и сказали всего 4 времени года (весна, лето, осень, зима).

Все времена года сменяются по очереди, за летом идет осень, за зимой весна.

игра «Назови соседей»

Назовите мне, пожалуйста, соседей ко времени года весна …, зима … ,те которые идут до и после указанного.

Конверт с письмами от времен года

Игра «Бывает-небывает»

Ой, какое необычное письмо поступило на электронную почту от времен года. Ребята вам, нужно быть особенно внимательными. Времена года нарочно допустили ошибки в своем письме, когда вы услышите, что данные признаки не подходят к времени года, должны фиксировать ошибки хлопком в ладоши.

Послушайте

Летом я: загораю, купаюсь, катаюсь на лыжах , играю в песке, леплю снеговика , хожу в шортах, отмечаю женский праздник 8 Марта , собираю в лесу землянику.

Осенью я: собираю опавшие листья, выкапываю картошку в огороде, встречаю Новый год , хожу в лес за грибами, вешаю скворечники, хожу в валенках .

Весной я: снимаю теплую одежду, встречаю перелетных птиц, купаюсь в речке , сажаю рассаду в огороде, собираю в лесу подснежники, заготавливаю на зиму овощи .

Зимой я: катаюсь на коньках, катаюсь на лыжах, загораю , чищу дорожки от снега, играю в снежки, катаюсь с горы на ледянке, собираю в лесу ягоды и грибы, жду в гости Деда Мороза.

Психолог: Молодцы, вы были очень внимательными

Игра «Чего не достаёт?»

Психолог : Вот такие дары принесла осень, как вы думаете, какого предмета недостает во втором ряду. Посмотрите внимательно, подумайте. Предметы в ряд и в столбец не должны повторятся. (СЛАЙД)

(Ответ детей)

Игра «Что лишнее?»

Психолог : Еще одно задание приготовили нам времена года. Ребята, вам нужно посмотреть, и определит какая одна из четырех картинок лишняя, и почему? (Ответы детей)

Посмотрите, пожалуйста, и скажите мне, какая из этих картинок лишняя и почему? (СЛАЙД мальки катающийся на лыжах )

(Ответы детей)

Как вы думаете, что здесь лишнее (СЛАЙД мальчик вешающий кормушку для птиц )

(Ответы детей)

А, что же здесь лишнее (СЛАЙД мужчина сметающий листву)

(Ответы детей)

Физкультминутка «Бабочка» .

Психолог призывает детей к себя, и стоя выполняют движения.

Дети садятся за столы. Работа на индивидуальных бланках.

Психолог: Ребята, найдите в первом ряду картинку наиболее подходящую к времени года «Осень» и обведите в кружок,

Во втором - лето

В третьем – зима

В четвертом - весна.

Проверим?

Молодцы справились.

бланк « Найди и вычеркни и обведи »

Ребята, посмотрите внимательно, вот такие дары принесла нам осень вам нужно зачеркнуть одной чертой все овощи, все фрукты обвести в кружок. (СЛАЙД бланк «Найди вычеркни и обведи »)

Давайте проверим, сколько предметов вы вычеркнули и обвели в первом ряду назовите (Ответы детей) во втором и т.д.

Бланк «Что нужно мальчику?»

Раскрасьте, пожалуйста, предметы красным цветом, что пригодится мальчику летом, а синим, то что зимой.

Давайте проверим. Правильно.

Молодцы.

Психолог: . Ай, да молодцы, вы были очень внимательными (психолог смотрит на время). Ой как уже много времени, нам пора возвращаться в детский сад. И так, устраивайтесь по удобнее на своих стульчиках, закрывайте глазки (звучит музыка)

1,2,3, - в детский сад скорей лети!

Вот мы с вами и снова в нашем любимом детском саду. Сколько же много интересного и познавательного мы с вами узнали в необычном путешествии. Вам понравилось такое путешествие?

Обратная связь .

Вопросы к детям:

Назовите самое холодное время года?

А какие вам еще известны времена года?

Какие природные явления происходят в это время года?

Что нового и интересного вы узнали на занятии.

Спасибо. До свидания .

Обведи в кружок соответствующие осени, лету, зиме, весне.

Найди вычеркни и обведи

Название: Конспект занятия «Четыре времени года»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий НОД,интегрированное занятие, Подготовительная группа

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МДОУ ЦРР д/с № 13
Месторасположение: Костромская область, г.Галич

Четыре времени года.
(совместно-образовательная деятельность детей старшего возраста)

Цель : Проверить знания детей о временах года.

Программные задачи: Закрепить представление детей о годовом цикле, как о непрерывной смене времен года. Развивать творческие способности в разных видах деятельности: музыке, танцевальной импровизации, декламировании стихов, театрализованной деятельности, художественно – ручном труде. Развивать воображение, формировать словарный запас детей.

Оборудование: Оформление музыкального зала «Четыре времени года»; дидактическая игра «Собери пейзаж»; цветные шарфики, подносы с песком, влажные салфетки, карточки для разделения на подгруппы, аудиозаписи, экран, проектор, 12 слайдов для каждого месяца, картонные маски для каждого месяца.

Дети входят в зал под музыку, подходят к оформлению, разглядывают его.

Музыкальный руководитель:

Сегодня у нас необычная встреча, в нашем зале встретились все четыре времени года. Давайте мы с вами вспомним название сказки, где тоже встречаются все месяцы?

Дети: Сказка « 12 месяцев».

Музыкальный руководитель :

Правильно, вот и у нас с вами будет удивительная встреча, а начнем мы ее с самого вашего любимого времени года – это Лето.

На экране появляется первый летний слайд.

Выходят трое детей в масках: Июнь, Июль, Август.

Июнь:

Весна уходит, лишь успела

Махнуть сиреневым платком

И тополиным пухом белым

Июнь влетает в каждый дом.

Июль:

И вот уже в разгаре лето

Июль печет во всю, жара!

Но во дворах забыв про это

С утра резвиться детвора!

Август:

Совсем другое дело – август,

Прохладней среднего он брата.

В садах так много груш и яблок

Поспело! Радуйтесь ребята!

Музыкальный руководитель:

Летние месяцы все правильно рассказали о себе, а что еще мы любим делать летом?

Дети: — Купаться, кататься на велосипедах, собирать ягоды, гулять, играть.

Педагог ИЗО: — Дети, когда художник рисует времена года, он старается подбирать правильные нужные цвета. Вот, например, какими красками можно изобразить лето?

Дети: Яркими, солнечными, разноцветными…

Педагог ИЗО : — Правильно, но если под рукой нет красок, и карандашей, а нарисовать лето очень хочется, можно нарисовать его просто — на песке. Давайте попробуем?


Дети рисуют на песке пальцем или палочкой.

Музыкальный руководитель :

Я вам предлагаю поиграть в веселую летнюю игру.

Игра « Ищи»

Музыкальный руководитель :

Закончилось звонкое лето, в лесу полетели легкие паутинки, дунули прохладные ветры. И все деревья вдруг надели красивый наряд. Какое же время года наступило?

Дети: — Осень.

Музыкальный руководитель :

Осень очень красивое время года, особенно та пора, которую называют «золотая осень».

Почему ее так называют?

Дети: ……………

Осенью мы любуемся разноцветным убранством деревьев, наблюдаем, как звери готовятся к зиме. Вот и к нам пришли три ее брата: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Выходят трое детей, меняются слайды.

Сентябрь:

Лето кончилось привольное,

Наступило время школьное,

И по правде говоря,

Он любимый и желанный

Звонкий праздник сентября.

Октябрь:

Листья опали, птицы пропали,

Все что цвело притаилось в опале,

Заняты норы, замерли споры.

Заиндевели утром заборы.

Что же так сладко в этой поре,

В сердце сжимающем на октябре?!

Ноябрь:

И вот уже зима спешит,

Чтоб встретить осень на пороге

А за окошком снег кружит,

Ноябрь месяц к нам приходит.

Педагог ИЗ О: — Дети, а если бы вы рисовали осень, какими бы красками вы её изобразили?

Дети: — Жёлтую, оранжевую…………

Музыкальный руководитель:

Ребята, а как вы думаете, какой танец больше всего соответствует летящим осенним листьям?

Дети: — Вальс.

Беседа с детьми «Почему это именно вальс?».

Детям раздаю осенние листья и предлагаю потанцевать.

Импровизация с осенними листочками.

Музыкальный руководитель:

Следом за осенью наступает…

Дети: — Зима.

Дети вспоминают о ее признаках, о том какие трудности будут у зверей и птиц зимой,

как им можно помочь зимой, о зимних праздниках. Перечисляют зимние месяцы.

Выходят дети, меняются слайды.

Декабрь:

У декабря полно забот-

Как все успеть не знает

Он провожает старый год

И Новый год встречает

Он должен елку нарядить

Последний день сегодня,

Чтоб всех на свете пригласить

На праздник новогодний.

Январь:

Под снегом спят

Кусты и сад, и пруд и огород

Открыл январь наш календарь

И начал новый год.

Февраль:

Февраль последний зимний месяц

Но, февралю какая жалость

Не потому ль он так невесел?

Лишь двадцать восемь дней досталось.

Педагог ИЗО : — Дети, а если бы вы рисовали зиму, какие бы краски вы взяли?

Дети: — Белую, голубую……

Музыкальный руководитель : сейчас я вам предлагаю взять в руки голубые и белые шарфы, цвет выбирайте сами, и под музыку А. Вивальди выложить зимнюю картину.

(дети вместе с педагогом по изо выкладывают картину)

Песня о зиме (по желанию детей)

Музыкальный руководитель:

— И вот после долгой, холодной зимы наступает долгожданная…

Дети : — Весна.

Дети называют приметы весны, перечисляют весенние месяцы.

Выходят трое детей в масках- 3 весенних месяца, меняются слайды.

Март:

Снег тает и бежит ручьями,

Весна-красавица идет.

С весною месяц март встречаем!

Нам звонкая капель поет.

Апрель:

За ним апрель спешит и греет,

И вот уже из-под земли

На тонкой ножке, словно феи,

Цветы подснежники взошли.

Деревья в мае зеленеют,

И все вокруг вдруг зацвело

А солнце с каждым сильнее

Нам дарит летнее тепло.

Педагог ИЗО : — Дети, а какие бы краски вы взяли, если бы весну рисовали?

Дети: — Светлую, зелёную, голубую……

Музыкальный руководитель:

Сейчас мы с вами послушаем знакомое музыкальное произведение и по характеру произведения подберем соответствующие музыкальные инструменты.

Звучит «Подснежник» П.И.Чайковского , дети вспоминают композитора, рассказывают о характере произведения. В беседе используются эпитеты: музыка прозрачна, просветленная, лирическая, возвышенная.

Дети выбирают соответствующие характеру музыкальные инструменты и озвучивают отрывок из музыкального произведения.

Педагог ИЗО: — Дети, я вижу, вы хорошо разбираетесь во временах года и их красках. И сейчас я предлагаю вам доказать это ещё раз. Составьте четыре картины о каждом времени года. Для этого нам надо разделиться на 4 подгруппы.

Дети разбирают жетончики и расходятся за столы: 1 стол – бабочка,

2 стол – осенний листок, 3 стол – снежинка, 4 стол – подснежник.

Практическая деятельность.




Дети составляют композицию под звучание спокойной музыки. По окончании работы взрослые и дети рассматривают картины, делятся впечатлениями.

Музыкальный руководитель:

Наше путешествие по временам года подошло к концу. Каждое время года неповторимо и прекрасно по- своему. Что бы сохранить красоту природы, нужно ее беречь. Ведь это такое счастье почувствовать на ладошке первую снежинку, подставить лицо первому весеннему дождику, увидеть летнюю радугу, поймать упавший с дерева осенний листок.

Педагог ИЗО:

Вы так хорошо рассказали о каждом времени года, пели, танцевали, у вас получились прекрасные картины, что у нас не осталось никакого сомнения в том, что вы любите каждое из них.

Дети прощаются и уходят в группу.