Как оторвать подростка от компьютера. Как отучить подростка от компьютера? Как оттащить ребенка младшего школьника от компьютера – проявляем чудеса изобретательности и инициативы

Дети любят проводить своё время за играми. Психологи считают, что игра позволяет ребёнку моделировать окружающий мир и социальные отношения. Взрослые привыкли ограничивать детей в плане занятий с игрушками, хотя бы потому, что с пола надо всё убрать, разложить по ящичкам и полочкам, и только потом готовиться ко сну.

С компьютером всё по-другому: его не надо никуда убирать, он всегда стоит на своём месте. Поэтому первое время родители могут только порадоваться тому, что ребёнок чем-то занят самостоятельно, никого не дёргает, а в комнате нет беспорядка.

Но через некоторое время можно заметить, что оттащить от монитора ребёнка становится всё труднее и труднее. И тогда родители не понимают, как ребёнка отучить от чрезмерного увлечения компьютерными играми. Запреты перестают действовать, ребёнок кидается в истерику, и родителям становится понятно, что легче уступить. В то же время они понимают, что это путь в никуда.

Как отучить дошкольника от компьютерных игр

Самое простое правило, полагают психологи, именно в таком возрасте ребёнку пояснить, что компьютер – не игрушка, а рабочий инструмент. В той семье, где малыш видит, что взрослые за компьютером большую часть времени работают, он сам начнёт понимать, что имеет дело с серьёзной техникой. Если маленький человечек тянется к вычислительной аппаратуре, то надо научить его… работать на ней.

Есть множество программ, написанных в игровой форме, которые, на самом деле, являются обучающими. Можно подобрать их под возраст и способности чада, не рассказывая ему о том, что есть ещё «бродилки» и «стрелялки». Даже в этой ситуации следует ограничить время на компьютере , сославшись на то, что он нужен для работы папе или маме.

Но бывают ситуации, когда отец малыша приходит с работы и тут же кидается к компьютеру «избавлять мир от монстров», пока мать на кухне готовит ужин. Если в семье растёт девочка, то попросить её помочь маме, чтобы отвлечь от процесса папиной игры, легче, чем проделать тот же фокус с мальчиком.

Всё-таки рефлекс подражания построен так, что мальчик больше склонен копировать поступки мужской половины семьи – отца, деда, брата. Если в компьютер заигрывается мама, то дочка будет делать то же самое.

В таких семьях ребёнку проще пристраститься к играм, а вот отучить его будет непросто. Для этого родителям придётся начать с самовоспитания. Например, папа тоже может помочь с ужином маме: взять с собой сына и вместе накрыть стол, а то и приготовить соус к основному блюду.

Потом, после еды, можно сесть всей семьёй за настольную игру. Это тоже игра, но в неё играют все дружно, следовательно, происходит общение между членами семьи. Если перед этим ужин прошёл в столь же дружественной обстановке, то ребёнок увидит, что получать положительные эмоции можно и без компьютера – от простого и радостного общения.

Как отучить подростка от компьютерных игр

Если с малышом можно справиться частичными запретами, частичным перенесением акцентов на другие виды досуга, то с подростками дело обстоит иначе. Некоторые из них совсем не играют, но при этом их не оттащишь от общения в социальных сетях. Но это отдельная тема для разговора. Ведь даже через те же самые соцсети можно получить от собеседника дурной пример – заразиться компьютерной игроманией.

Если вы уже смогли добиться того, что ваш отпрыск использует компьютер в большей степени для учёбы, то вам никогда не удастся лишить сына или дочку вычислительной техники.Подросток вам аргументировано объяснит, что он не сможет подготовить доклад, который ему задали по географии, или подготовиться к математической олимпиаде.

В этой ситуации вам даже не удастся отключить интернет. Но вот ограничить те сайты, где есть вредная для неокрепшей психики информация, вы можете. Особенно, если в квартире стоит роутер, который раздаёт сеть по комнатам и на Wi-Fi.

Запрету должны подлежать не только сайты непристойного содержания, но и культивирующие в душе человека жестокость, непримиримость, расизм и нацизм. Как на компьютере подростка, так и на его смартфоне должны быть установлены антивирусные программы. А вот что надо поощрять, так это творческую работу за компьютером:

уроки рисования;
занятия по иностранному языку;
комплексы физических упражнений;
уроки танцев или игры на музыкальных инструментах.

С развитием ребёнка за компьютером тоже не надо перебарщивать, иначе может пострадать зрение и осанка. любую работу за столом надо чередовать с физической активностью. Если вам позволяют средства, то можно взять подростку абонемент в фитнес-центр. Если же нет – то можно просто отдать ребёнка в бюджетную секцию. Даже подростка можно заинтересовать некоторыми видами спорта или танцами.

Почему ребёнку вредно сидеть за компьютером

Начнём с того, что любая нагрузка должна быть дозированной. Если заставить человека с непривычки бежать марафонскую дистанцию, у него может пострадать сердце. Когда мы занимаемся за компьютером, то не замечаем, что перегружаем себя, потому что у нас не нарушается дыхание, не учащается пульс, а усталость наступает медленно.

Оценить, насколько страдают наши глаза, как сильно падает зрение, как на спине «растёт горб», трудно, потому что это происходит не сразу, а как бы исподволь. Медленно, но верно.

Страдает и психика. Это тоже процесс, до поры, до времени, незаметный. Это может проявляться в нарушении сна, излишней раздражительности или пребывании человека как бы в другом мире. Последний вариант – самый сложный для психолога.

Подмена реальности её виртуальным аналогом может свидетельствовать не только об увлечении ребёнка компьютером, но и об отсутствии у него коммуникативных навыков, а также – о неблагополучии в самой же семье.

Это может начаться с того, что родителям есть дело только друг до друга, что каждый вопрос крохи находит только один ответ: «Не смей перебивать старших и не влезай в разговоры взрослых!».

Демонстративное невнимание к чаду, которое старательно прикрывается стремлением научить ребёнка уважать старших, приводит к тому, что он начинает искать сам себя в той реальности, где он что-то может изменить к лучшему.

Таким миром часто оказывается компьютерная игра, где он себя проявляет как супергерой. И вернуть ребёнка к настоящему миру потом бывает сложно.

Чем компьютер привлекает детей

Мы рассмотрели только один момент – возможность почувствовать себя востребованным. Малышей ещё привлекают яркие эмоциональные игры, в которых часто используются образы героев любимых мультфильмов.

Лёгкость управления компьютером, равно как и лёгкость получения информации, масса возможностей, заключённых «в один ящик» – всё это привлекает ребёнка к компьютеру. Поэтому, чтобы отучить ребёнка от компьютера , надо найти что-то имеющее настолько же яркую эмоциональную окраску, как виртуальная реальность.

Компьютер как вредная привычка

Понять, что в жизни ребёнка компьютер стал вредной привычкой, получится тогда, когда вы заметите, что ваше чадо может проигнорировать такие само собой разумеющиеся вещи, как заправить постель, умыться, причесаться, почистить зубы и позавтракать, а первым делом мчится к компьютеру.

Если у чада есть детский планшет , и оно укладывает его рядом с собой «спать», то это можно принять за элемент игры, а не за зависимость от компьютера. Но когда ребёнок играет с планшетом вместо сна, то это уже тревожный симптом.

Если обстановка в вашей семье далека от идеала, то ребёнок хочет перенести точку опоры на виртуальный мир. Но если малышу взять кролика, котёнка или попугая – любое живое существо, за которым нетрудно ухаживать, но можно общаться, то тяга к компьютеру у малыша может пропасть. Ребёнок будет чувствовать себя востребованным, потому что кормит зверька или птицу. Он сам теперь выступает как родитель, и живность для него – тоже более счастливая реальность.

Если ребёнок растёт некоммуникабельным, можно к нему приглашать в гости своих знакомых с их детьми, а заодно познакомиться с родителями, чьи дети гуляют на вашей детской площадке и устроить совместные походы на природу, в парк или кафе-мороженое. Ребёнку надо доказать, что он что-то может в реальности сам, что общение бывает не только виртуальным, и что красивые картины природы можно увидеть, если куда-то поехать, а не смотреть их с экрана монитора.

С точки зрения детей - родители настоящие тираны. Что бы ты ни делал, всему ты посвящаешь слишком много времени. Гуляешь долго, компьютер и телевизор - вообще первые враги. И невдомек детишкам, что родители обеспокоены не тем, что ребенок играет в компьютер, а тем, что играет ВСЕ ВРЕМЯ. Как легко и без истерик отучить его от этого?

Доступ запрещен
По мнению ученых, чрезмерное общение с телевизором или компьютером влечет за собой множество страшных болезней, которые могут развиться у ребенка. Среди них ухудшение зрения, неврологические и психические проблемы и многое другое. Американские ученые рекомендуют проводить за компьютером не более двух часов в день. Российские медики более суровы - до трех лет и телевизор, и компьютер строго запрещены, а затем до семнадцатилетнего возраста, оба «ящика» разрешены по час-два в день. Но для большинства родителей компьютер и телевизор все-таки остаются проблемой, потому что рекомендации врачей их чада напрочь игнорируют. «Все время играет! Ничего не нужно!» - жалуются родители. Впрочем, психологи склонны винить в детских пристрастиях самих родителей. Подобное происходит только потому, что на телевизор и компьютер родители благополучно переложили свои воспитательные функции. И радикальными запретами в духе «Я тебе сказала!» проблемы не решить. Ограничения на просмотр должны быть законом, уважение к которому воспитывается с самых малых лет. Если раньше, когда ваш ребенок был совсем крохой, вам было проще включить ему мультики, чем почитать сказку или поиграть, то теперь не стоит удивляться, что, повзрослев, он стал все сильнее сближаться с «ящиком» и отдаляться от вас.
Что делать?
Понимать изначально, что ребенку нужно посвящать время. Если вместе с ним гулять, постоянно подкидывать ему интересные хобби, вроде рисования, лепки, музыки или спорта, малыш сможет переключиться на реальный мир. Затем рекомендуется пообщаться с ним на тему вреда, который причиняют телевизор и компьютер. Причем не только физического. Например, можно попробовать убедить ребенка, что делать что-то руками гораздо лучше, ведь это можно потрогать, это может получиться красивым, это можно показать окружающим. А компьютерная игра, будь она даже самой красивой и навороченной, всего лишь временное развлечение, которым можно изредка побаловаться. Специалисты рекомендуют быть мягким в этом разговоре и включать «родительский авторитет» только в самом крайнем случае. И особо отмечают, что речь идет не о полном запрете, а о расстановке приоритетов. О том, чтобы воспитать в ребенке понимание разницы между реальной и виртуальной жизнью.
Я московский озорной…
С улицей все гораздо сложнее. Потому что именно она представляется альтернативой компьютерным играм и просмотрам телепередач. Но если ребенок «блуда» и постоянно пропадает невесть где, родители тоже начинают беспокоиться. Здесь проблема лежит далеко не в «разгульном» образе жизни вашего чада. А, во-первых, в безопасности ребенка, во-вторых, в его пунктуальности и, в-третьих, в авторитете родителей. Ведь каждый родитель перед тем как выпустить ребенка на прогулку, обязательно оговаривает время. И если юнец считает возможным не предупредить о том, что задерживается, у старшего поколения намечаются явные проблемы с воспитанием в нем пунктуальности и ответственности. Если хочется погулять еще, необходимо предупредить об этом. Родители либо разрешат, либо нет. К такой дисциплине приучать необходимо с самых первых дней, когда ребенок начинает гулять еще с мамой или кем-то из старших: домой надо идти во столько, во сколько было запланировано, и не поддаваться на уговоры ребенка, который еще не доиграл. Когда ваше чадо начинает гулять самостоятельно, научите его планировать свое время и пользоваться часами. Небольшие недорогие наручные часики не повредят. Желательно чтобы они были противоударными. В крайнем случае, мама, зовущая ребенка домой, тоже подходит.
Обсудите с малышом «маршрут» его путешествия, познакомьтесь с ребятами из компании, с которой он гуляет, напоминайте о правилах поведения на дороге и правила поведения с незнакомыми людьми. Лучше всего, если вы сможете постоянно поддерживать прямую связь с ребенком. Недорогой сотовый телефон также сможет подойти, а заодно и заменит часы. Делать это рекомендуется твердо и ненавязчиво, чтобы постоянные напоминания не вызывали раздражения и, как правило, обратной реакции.
Дисциплинированность и уважение к родительскому мнению - не только основа детского послушания, но и залог здоровья и безопасности. Но внедрять их следует не драконовскими, а либеральными методами. Ребенок должен понимать, что данные ограничения - это закон, а не наказание.

У современных детей полно соблазнов - телевизор, виртуальные игры, всяческие 3D и 7D кинотеатры. Это все заменяет им реальность и создаёт много сложностей в развитии. Большинство родителей порой чувствуют беспомощность и не знают как отучить ребёнка от компьютера.

Причины

Для начала попробуем рассмотреть причины, по которым возникает эта зависимость и каковы последствия, к которым она приводит:

  • Может возникать при неудовлетворённости окружающим миром. У детей высокая потребность в самовыражении. И не всегда они умеют направить свою энергию в продуктивную реализацию себя и своих мыслей. Они легко могут подпадать под влияние и увлекаться. В игре им хорошо, они там сильные и успешные. Ведь в крайнем случае можно вернуться и переиграть. Со временем игровой мир меняет их мировоззрение и вытесняет реальность. Последствиями служит то, что в реальности они испытывают сложности в общении со сверстниками и ощущают себя слабыми.
  • Напряжённая атмосфера в семье толкает их на побег в виртуальный мир. Сложные отношения с родителями или друзьями - для ребёнка это колоссальный стресс. Он нуждается в месте, где сможет расслабиться и забыть о проблемах. Социальные сети или игры помогают им самоизолироваться от окружающей и сложной для них действительности.

Последствия

Последствия психологического характера

  • Со временем ребёнок становится раздражительным, агрессивным, очень быстро устаёт. Пропадают ощущения радости, беззаботности и прелести детства.
  • Может возникать мнимое превосходство над другими. Как полярность их реальной очень низкой самооценки.
  • Наблюдаются нарушения сна.
  • Теряется интерес к другим занятиям и людям.
  • Даже если в данный момент ребёнок не за компьютером он всеми мыслями погружен в игру. Он размышляет о том, какой уровень его ожидает, что он дальше будет делать…
  • При угрозе, что любимую игрушку отберут или выключат, может ощущать панику или проживать депрессивные состояния.

Физические заболевания

  • При длительном контакте с экраном монитора ухудшается зрение, возникает синдром «сухого глаза».
  • Проявляется искривление позвоночника, и соответственно нарушение осанки.
  • При нарушении питания могут возникать запоры или диарея.
  • Малоподвижный образ жизни вполне может спровоцировать ожирение.
  • Дети с компьютерной зависимостью страдают хронической усталостью.

Влияние компьютерной реальности на неокрепшую психику ребёнка достаточно существенны, более подробно вы можете ознакомится с последствиями в предыдущей . И более подробно о влияние такой зависимости на здоровье ребёнка в другой .

Признаки зависимости

  • Когда родители зовут, а ребёнок выражает нежелание отвлекаться от компьютера.
  • Становится раздражительным, если всё-таки отвлекли или забрали электронную игрушку.
  • Не может точно сказать, через сколько освободится или закончит игру.
  • Забывает об учёбе, других увлечениях, друзьях. Пренебрегает отношениями с другими.
  • Ест только за компьютером.
  • Ощущает эмоциональный подъём в основном во время игр в виртуальной реальности. Может даже испытывать эйфорию.

Стадии зависимости

Существуют стадии развития привязанности к виртуальной реальности:

  1. Стадия лёгкой увлечённости. Носит ситуационный характер. Игра пока не составляет список ценностей, но при этом уже хочется повторить действия, благодаря которым испытал удовольствие. Вследствие этого ребёнок начинает играть все чаще, уже не случайным образом попадая к монитору.
  2. Стадия увлечённости. В это время формируется новая потребность, которой прежде не было в системе ценностей ребёнка - виртуальная реальность. Процесс игры уже носит систематический характер. Активно может предпринимать действия для того, чтобы всегда был доступ к компьютеру.
  3. Стадия зависимости. Становится раздражительным и вспыльчивым. Меняется ценностная система. Могут играть совместно с другими игроками по сети, конкурируя таким образом. В таком случае поддерживается связь с социумом и маловероятно, что удастся уйти от реальности. А могут самоизолироваться. Тогда нарушается взаимодействие с окружающим миром. Игра для них становится базовой потребностью. Психика начинает отражать виртуальную реальность. Если отбирают компьютер – могут возникнуть депрессия. Порой приводит к патологиям, вплоть до .
  4. Стадия привязанности. Начинает проявляться угасание в игровой потребности. Полностью отказаться от компьютера ещё невозможно, но при этом играет намного реже. Эта стадия может никогда и не завершиться. При выходе новой игры зависимость может активизироваться, а после её прохождения снова угасать.

Итак, как отвлечь ребёнка от компьютера, если он успел познакомиться с виртуальной реальностью или телепередачами, что в общем-то схоже?


Будьте готовы к тому, что это длительный процесс. Он требует много энергии и внутренних ресурсов. И прежде всего вашей готовности меняться и вкладываться в процесс воспитания. Ребёнок в силу своей несамостоятельности не может устроить свой досуг правильно, он выбирает пути наименьшего сопротивления — садиться за гаджеты. Поэтому обеспечить здоровый досуг, в том числе и личным примером, — обязанность родителей.

Положительный пример родителей играет важную роль. Ведь как отвлечь ребёнка от компьютера, если вы сами постоянно проводите время за монитором или имеете другие вредные привычки? Совместный активный образ жизни поможет добиться результатов.

Если ребёнок не реагирует на ваши предложения и замечания, и предыдущие рекомендации не помогли – в таком случае стоит обратиться к специалисту. Речь идёт о серьёзной зависимости, с которой сложно справиться в одиночку. Психологи и психотерапевты помогут с помощью коррекционных методик преодолеть такой сложный период вашей жизни и жизни ребёнка.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Компьютерная зависимость в среде детей и подростков давно приобрела угрожающие масштабы. Школьники сутки напролет могут проводить в Сети, общаясь в соцсетях или играя. Чтобы притупить бдительность родителей, они с легкостью заявляют, что ищут в Интернете необходимую для школы информацию или же проходят квест, развивающий их логическое мышление.

Как правило, игровая компьютерная зависимость у подростков появляется в том случае, если у них нет интересного и значимого занятия. Родители должны обеспечить ребенка возможностью выбрать род деятельности, который его увлек бы.

Что делать, если подросток зависим от компьютера

Для того чтобы бороться с компьютерной зависимостью как можно эффективнее, найдите подростку другое увлекательное занятие. После спортивной тренировки, танцев, посещения кружков и дополнительных занятий стрелять в движущиеся по экрану объекты точно будет неинтересно. А главное, подростку будет жалко тратить время на эти действия. Если на следующий день ему предстоит обсудить с друзьями не способ прохождения очередного уровня игры, а какие-то более серьезные вещи, то именно к этому он и будет готовиться. Разумеется, для этого у ребенка должны быть друзья, которым тоже есть чем заняться.

Только в подростковом возрасте есть возможность научиться играть на музыкальном инструменте, освоить сложные навыки спортивных и танцевальных действий, составлять композиции и чувствовать цвет.

Сколько детей утонули в подростковом возрасте, потому что не умели плавать и стыдились это показать?

Сколько подростков стали аддиктами, потому что у них не было возможности заниматься спортом, музыкой, живописью, театром и еще многим другим?

Зависимость от компьютера не грозит тому подростку, который имеет важное занятие и им самим поставленные задачи.

Тем не менее, стоит соблюдать некоторые предосторожности.

Чтобы не столкнуться с проблемой компьютерной зависимости у подростков, сделайте так, чтобы Интернет был только на том компьютере, который стоит в общем помещении. Тогда, проходя мимо, всегда можно было мельком увидеть сайты, которые посещает подросток.

Одинокая девочка может познакомиться с молодым человеком, который будет нежно и долго писать о том, что так ей близко. В каждом предложении он покажет ей, что хорошо ее понимает. Он может даже купить ей билет в Турцию или Сирию и предложить приехать к нему втайне от родителей. Что делать в этом случае? Если у вас есть взаимопонимание с дочерью, и вы с ней регулярно разговариваете, то вовремя уловите изменение в ее поведении, найдете причину и предотвратите ее попадание в сети сексуального рабства или ИГИЛ, убережете от встреч с незнакомцами. Кроме того, необходимо поговорить с девочками-подростками о существовании таких угроз. В Интернете легко найти информацию о том, что Россия - один из главных источников сексуальных рабынь для Ближнего Востока. Новая угроза - ИГИЛ, исламское государство - не виртуальная реальность, а реальность, в которой работают высококлассные специалисты, вербующие молодежь в свои ряды.

Например, скажите девочке, что вы узнали эту страшную статистику. Попросите найти доказательства, подтверждающие ее. Подросток должен искать не опровержения (это ослабит результат), а именно доказательства. Тогда вы сможете быть более спокойны в отношении данного вопроса. Конечно, другие проблемы требуют иных конкретных решений, но общая последовательность действий может быть такой же.

Допустим, у подростка в вашей семье есть компьютерная зависимость. Вы пришли с работы вечером, а подросток не выполнил домашнее задание, потому что вчера вы начинали его делать с ним после ужина. Вы осознаете, что он завтра не выспится, а потому быстро садитесь с ним и сами решаете примеры. Это очень удобно для подростка: весь день он играл на компьютере, а вечером вы за него сделали домашнее задание.

Чтобы отучить подростка от компьютера, как показывает практика, нужно изменить тактику. Укладывайте подростка спать в десять вечера с невыученными уроками. Пусть он либо встает на следующий день рано утром и сам их доделывает, либо идет в школу с невыполненным заданием и отвечает перед учителем за результат. Весьма часто это ведет и к изменению тактики подростка. Необходимо помнить, что если он не делал уроки сам, то может уже не понимать заданный материал. Поэтому в выходной вместо запланированных развлечений стоит объяснить ребенку несколько тем, чтобы удостовериться, что сын или дочь понимают суть заданий. Тогда тактика отхода ко сну в 10 часов вечера будет работать.

Как правило, избавиться от компьютерной зависимости самостоятельно подростку крайне сложно. Поэтому стоит передать ответственность за выполнение уроков ребенку достаточно рано. В то же время необходимо постоянно контролировать осознание подростком того, что он делает, и, если он чего-то не понимает, проходите материал вместе с ним.

Советы родителям, как избавить подростка от компьютерной зависимости:

  1. Компьютер с подключением к Интернету должен стоять в общей комнате, чтобы вы видели, проходя мимо, на каком сайте находится подросток.
  2. Возложите на подростка обязанность выполнения домашних заданий.
  3. Спрашивайте у ребенка, что интересного он узнал за прошедший день, и внимательно слушайте, задавая уточняющие вопросы. Поощряйте его интерес к знаниям и подталкивайте к критической оценке того, что он прочитал.

Статья прочитана 533 раз(a).