Детско родительские отношения варга столин. Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Обработка результатов теста-опросника родительского отношения

Инструкция:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, с которыми вы согласны или не согласны. Если вы согласны с утверждением, то напротив него напишите «верно» («+»), если же не согласны, то напишите «не верно» («-»).

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чём думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения..

15. Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании трудно научить моего ребенка хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой

умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребёнок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был ещё совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребёнка, но и сами приспосабливаться к нему, относится к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка ― это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное- чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка ― это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то

обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребёнок должен дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Ниже указаны номера суждений для каждой шкалы.

Принятие-отвержение ребенка: 3 , 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» - 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы - о том, что они сравнительно слабо развиты. Оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале принятие-отвержение - от 24 до 33 - говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация - 7-8 баллов - признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз - 6-7 баллов - позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребностипо этой шкале - 1-2 балла - признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль - 6-7 баллов - показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла, - напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка - 7-8 баллов - признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Родительское отношение - это «система или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».

Семья - это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок). Между родителем и ребенком складываются взаимоотношения, взаимовлияния, взаимодействия. Ребенок считает семью средой, в которой формируются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка. Они обеспечивают удовлетворение почти всех его потребностей, в том числе в любви и привязанности, в безопасности и защите. Стиль семейного воспитания является некой реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя.

Понятие «родительское отношение» имеет в основе своей общий характер и указывает на взаимную связь и зависимость между родителем и ребенком. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, определяющее черты родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

1.2. Типы родительского отношения.

Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребенком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. Родительское отношение позволяет охарактеризовать определенный стиль (тип) поведения, который оба родителя демонстрируют в отношении ребенка. Стиль поведения или стиль взаимоотношений родителей с ребенком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания - воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы.

В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:

“Принятие - отвержение”. Отражает эмоциональное отношение к ребенку.
Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему, одобряет его интересы, планы.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, ему кажется, что он не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, дурных наклонностей, небольшого ума.
По большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

“Кооперация”. Отражает социально желаемый образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных; родитель доверяет ребенку, старается принять его точку зрения в спорных вопросах.

“Симбиоз”. Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родитель старается удовлетворить все его потребности, постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

“Авторитарная гиперсоциализация”. Отражает форму и направление контроля над поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения; пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

“Маленький неудачник”. Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. В родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом; интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Тип отношения к ребенку зависит не только от особенностей родителей, но и от особенностей самого ребенка, при этом любая типология родительского отношения находится в прямой зависимости от стиля семейного воспитания, характерного для той или иной системы детско-родительских отношений. Под стилем семейного воспитания также подразумеваются отношения родителей к ребенку, характер и контроль над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрений и наказания.

Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы - влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка.

Анализ литературы выявил, что изучению детско-родительских отношений во все времена уделяется много внимания. Проводились исследовательские работы по проблеме влияния личности родителя на стиль отношения к ребенку. Так А.И. Захаровым и его коллегами (А.И.Захаров, 1998) исследовались семьи детей, больных неврозами, и полученные результаты сравнивались с результатами обследования контрольных семей, здоровых в нервно-психическом отношении. Проведенные сравнения позволяют считать, полученные данные характерными для семей, в которых дети больны неврозами. В этих семьях по личностным особенностям родителей, особенностям воспитания и преморбидным чертам характера детей можно с известной долей вероятности предсказать риск невротического заболевания у детей.

В данной курсовой работе, самоцелью хотелось бы выделить тот факт, что любой родитель использует тот или иной стиль отношения к ребенку, неосознанно направляемый личностными чертами, свойственными его характеру. Разница состоит лишь в том, что совокупность черт характера одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие, а у другого родителя доминируют такие черты, которые ведут к неприемлемому, с точки зрения психологии и педагогики, стилю воспитания и отрицательно сказываются на формировании личности ребенка.

Исходя из вышесказанного целью практической части работы поставим: изучить влияние личностных особенностей на развитие ребенка. Исходя из цели, определим задачи :

  • 1) Обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения характерологический черт личности родителей, стилей взаимодействия и отношения с ребенком.
  • 2) Организовать и провести психологический эксперимент.
  • 3) Сформулировать основные выводы и практическую значимость проведенного исследования.

Гипотеза: Мы предполагаем, что совокупность определенных характерологических черт в личности родителя влияет на психическое развитие ребенка.

Практическая работа по изучению характера взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов:

  • · Беседа с родителями и детьми;
  • · Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин) Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2. - С. 17. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Отношение родителей, это система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов по отношению к ребенку, его восприятия и характера. Инструкции и текст опросника в приложении 1. Опросник "Взаимодействие родитель--ребенок". Инструкции и текст опросника - смотри приложение.
  • · наблюдение.

Ход исследования

В ходе исследования, были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей младшего дошкольного и школьного возраста. Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей младшего школьного возраста.

Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа. Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст).

Общий анализ данных выглядит следующим образом:

1. 90% из 10 семей имеет полный состав. 10% (1 семья - 06) формально полная. В этой семь отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.

По количеству детей:

  • 10% (04) имеет 3 детей.
  • 40% (02, 05, 06, 08) - 2 детей.
  • 50% (01, 03 07, 09, 10) - 1 ребенка.

С целью выявления детско-родительских взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, был проведен тест "Клинический рисунок семьи" (КРС) Р. Бенса и С.Кауфмана.

Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. После того, как дети заканчивали рисунок, нами отдельно проводилась беседа по следующей схеме:

  • 1). Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?
  • 2). Где работают и учатся члены семьи?
  • 3).Как в семье распределяются домашние обязанности?

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов.

Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс семейной ситуации.

Выделяют 5 симптомокомплексов:

  • 1). Благоприятная семейная ситуация.
  • 2). Тревожность.
  • 3). Конфликтность в семье.
  • 4). Чувство неполноценности в семейной ситуации.
  • 5). Враждебность в семейной ситуации (см. Приложение 2).

В результате проведения КРС с детьми младшего школьного возраста мы получили следующие результаты:

1. В семье 01 симптомокомплексы по I - 0,3 балла, II- 0,4 балла, III - 0,1 балл, IV - 0,1 балла, V - 0,2 балла. Из этого видно, что в семье ребенок чувствует тревожность 0,4 (II), что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией.

В семье 02 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,4 балла, II- 0,4 балла, III - 0,3 балл, IV - 0,5 балла, V - 0,5 балла. В этой семье самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации - 0,5 баллов (V).

В семье 03 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,3 балла, II- 2,5 балла, III - 0,2 балл, IV - 0 баллов, V - 0,2 балла. Семейная ситуация ребенком воспринимается как тревожная.

В семье 04 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,7 балла, II- 0,1 балла, III - 0,2 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Семейная ситуация благоприятная - 0,7 баллов.

В семье 05 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,5 балла, II- 0,5 баллов, III - 0,1 балла, IV - 0,2 балла, V - 0,2 балла. Несмотря на общую благоприятную ситуацию ребенок ощущает тревожность.

В семье 06 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,8 балла, II- 0,5 балла, III - 0,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0,4 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье - 2,6 балла.

В семье 07 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,2 балла, II- 4,5 балла, III - 2,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье.

В семье 08 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,3 балла, II- 0,3 балла, III - 2,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье - 2,6 балла. В этой семье очень высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность.

В семье 09 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,6 балла, II- 0,3 балла, III - 0 баллов, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Благоприятная семейная ситуация.

В семье 10 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,63 балла, II- 0,6 балла, III - 0 баллов, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Несмотря на благоприятную ситуацию, ребенок проявляет тревожность.

Для того чтобы представить общую картину результатов, разделили испытание семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 30% 0 (семья 09, 06, 04) - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.

II группа - это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 50% (семьи 01, 02, 03, 04, 07, 08).

III группа - это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. Это 20% от общего количества (семьи 05, 10).

Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по II симптомокомплексу - тревожность - наибольшее количество баллов - 10,4, затем идет I симптомокомплекс - благоприятная семейная ситуация - 45 баллов; III - конфликтность - 3,1 балла; IV - чувство неполноценности - 1,4 балла; V - враждебность - 2,2 балла.

Таким образом, можно заключить, что в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

Далее родителями был выполнен тест-опросник родительского отношения (Варга, Столина) . Здесь следует отметить: опросник выявляет отношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку, исследуемому нами.

Данный тест предусматривает собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.

Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли оба родителя из каждой семьи. По количеству утверждений по таким параметрам как: I - "принятие - отвержение"; II - "кооперация"; III - "симбиоз"; IV - "авторитарная гиперсоциализация"; V - "маленький неудачник" получили следующие результаты:

Таблица 1

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей

01-ая семья

  • 11 баллов
  • 68,35%
  • 31,19%
  • 86,63 %
  • 95,74 %
  • 99,83 %
  • 15 баллов
  • 90,50%
  • 9,77%
  • 39,06 %
  • 83,79 %
  • 45,57 %
  • 19,22 %
  • 39,06 %
  • 45,54 %
  • 5,67 %
  • 5,76 %
  • 32,13 %
  • 70,25%
  • 88,60%
  • 7,88%
  • 57,96%
  • 96,83%
  • 31,01%
  • 19,22%
  • 57,96%
  • 13,86%
  • 84,81%
  • 80,33%
  • 57,96%
  • 32,13%
  • 45,57%
  • 0,63%
  • 12,29%
  • 86,63%
  • 4,41%
  • 70,25%
  • 12,29%
  • 4,72%
  • 13,86%
  • 45,57%
  • 7,88%
  • 74,97%
  • 4,41%
  • 14,55%

6-ая семья

  • 80,33%
  • 19,53%
  • 13,86%
  • 45,57%

7-ая семья

  • 84,17%
  • 48,92%
  • 57,96%
  • 95,74%
  • 70,25%
  • 9,77%
  • 57,96%
  • 32,13%
  • 14,55%

8-ая семья

  • 31,01 %
  • 31,19%
  • 5,67%
  • 74,49%
  • 14,55%
  • 31,01%
  • 31,19%
  • 86,63%
  • 13,86%
  • 70,25%

9-ая семья

  • 3.79 %
  • 19,22%
  • 74,97%
  • 13,86%
  • 70,25%
  • 7,88%
  • 74,97%
  • 13,86%
  • 93,04%
  • 90,50%
  • 12,23%
  • 92,93%
  • 95,74%
  • 99,37%
  • 31,01%
  • 7,88%
  • 39,06%
  • 53,87%
  • 45,57%

В 1 семье по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр - авторитарная гиперсоциализация.

Во 2 семье - V параметр - "маленький неудачник", инфантилизация.

В 3 семье - V параметр - "маленький неудачник", инфантилизация.

В 4 семье - III параметр, симбиоз.

В 5 семье III параметр, симбиоз.

В 6 семье - II параметр, социальная желательность.

В 7 семье - IV параметр, гиперсоциализация.

В 8 семье - III параметр, симбиоз.

В 9 семье - V параметр, "маленький неудачник".

В 10 семье - IV параметр, гиперсоциализация.

Общий анализ:

По I параметру - 0 семей

По II параметру одна семья, 10% - с. № 6

По III параметру - три семьи, 30% с. № 4, № 5, № 8.

По IV параметру - три семьи, 30% № 1, № 7, № 10

По V параметру - 3 семьи, 30% № 2, № 3, № 9

В исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее были рассмотрены особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту. Данное направление проводилось с помощью теста, обработанного для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений выделили следующие факторы:

1 - доброта, 2 - согласие, 3 - теплота, 4 - готовность прийти на помощь, 5 - сотрудничество.

Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:

1 - несогласие, 2 - равнодушие, 3 - частые конфликты, 4 - отсутствие сотрудничества, 5 - холодность. (см. Приложение 5).

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.

В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 02 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 03 взаимоотношения носят негативный характер.

В семье 04 взаимоотношения адекватные, позитивные.

В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 06 взаимоотношений позитивные.

В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.

В семье 08 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.

В семье 10 Взаимоотношения позитивные.

Итак, у 60% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 40% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные (03).

Исходя из этого, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка. Результаты полученные при подсчетах, подтверждает выводы, сделанные в ходе эмпирического анализа.

Шкалы: принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка

Назначение теста

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение - это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Тест

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка - это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка - это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

. Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
. Кооперация : 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
. Симбиоз : 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
. Контроль : 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
. Отношение к неудачам ребенка : 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» - 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” - 0 баллов.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка . Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация . Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это - своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль . Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка . Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

Шкала "Принятие / Отвержение"

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) - говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала "Кооперация"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) - говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) - являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала "Контроль"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) - напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Источники

Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152.

Данный опросник представляет собой проверенный поколениями способ, позволяющий выявить родительское отношение к ребенку, наклонности матери или отца к конкретному виду воспитания. Тест позволяет определить меру гармоничности отношений с ребенком, возможные трудности в отношениях и способы их разрешения.

Понятие о родительской позиции в тесте

Родительская позиция в опроснике Варги и Столина понимается в качестве совокупности определенных стереотипов, практикуемых в общении с ребенком. Также к этому понятию относятся и особенности восприятия ребенка, понимания его характера и личности.

Разработан опросник отечественными психологами А. Я. Варгой и В. В. Столиным. Можно встретить и другие названия данного теста. К примеру, «Методика ОРО», «Опросник родительского отношения» и другие.

Материалом для создания данного теста послужили результаты масштабного опроса, проведенного среди 197 родителей здоровых детей. Возраст детей в семьях составлял от 7 до 11 лет. Также принимали участие и 93 семьи, которые обратились за помощью к психологам в Консультативный центр при факультете психологии МГУ.

О создателях теста

Анна Варга в то время впервые за историю СССР вела психологическую консультацию. Прием проводился при том же факультете. Ею было и организовано Общество семейных консультантов и терапевтов. Много лет Анна Варга занималась преподаванием в Ленинском институте. Но при первой же возможности оставила госслужбу и занялась консультированием.

Владимир Викторович Столин - отечественный психолог, а также предприниматель. Под его научным руководством проводилась разработка описываемого теста. В 1970 г. В. В. Столин окончил факультет психологии МГУ. Обладает учебными степенями: профессор, доктор наук. Его кандидатская диссертация была выполнена под руководством А. Н. Леонтьева. В работе исследователь изучал вопросы восприятия пространства.

В 1989 году В. В. Столин основал консалтинговую компанию «Экопси консалтинг». Главное направление ее деятельности - управление человеческими ресурсами, а также мотивационные программы для менеджеров. Исследователь является автором более чем 100 научных работ, включая 3 монографии.

Инструкция

Опросник родительского отношения Варги и Столина содержит в себе 61 вопрос. Отвечать на вопросы необходимо согласием или же несогласием. Предназначен тест для родителей малышей в возрасте от 3 до 10 лет. Данный тест надежен и достаточно точно отображает особенности отношения родителя к ребенку.

Однако следует помнить, что опросник родительского отношения Варги и Столина позволяет выявить только наиболее общие моменты в отношениях с сыном или дочерью. Для того чтобы интерпретировать результаты наиболее точно, необходимо обсудить их с психологом, специализирующимся на семейных отношениях. Но и это еще не все.

Участники опросника родительского отношения должны давать исключительно правдивые ответы. Это позволит получить наиболее точный результат в тестировании. Ответы на вопросы записываются, а затем результаты подсчитываются по каждой шкале.

Вопросы

Тест состоит из следующих вопросов:

  1. Я всегда испытываю сочувствие к моему малышу.
  2. Мой долг - быть осведомленным о том, что он думает.
  3. На мой взгляд, поведение моего ребенка существенно отклоняется от нормы.
  4. Детей следует держать подальше от реальных жизненных трудностей, так как они могут травмировать их.
  5. Я испытываю искреннее чувство симпатии по отношению к моему ребенку.
  6. Я уважаю свое чадо.
  7. Нормальные родители должны ограждать ребенка от трудностей повседневной жизни.
  8. Нужно признать, что мой сын (моя дочь) нередко вызывает у меня раздражение.
  9. Я всегда стремлюсь помочь моему ребенку.
  10. Иногда бывает и так, что строгое, недоброе отношение идет ребенку на пользу.
  11. По отношению к нему я постоянно испытываю разочарование.
  12. Кто-кто, а мой ребенок вряд ли в этом мире добьется успеха.
  13. На мой взгляд, другие дети любят потешаться над моим сыном (дочерью).
  14. Иногда мое чадо творит такое, за что можно только отругать.
  15. В психологическом развитии мое чадо не догоняет сверстников.
  16. Он (она) намеренно выводит меня из себя.
  17. Мой ребенок, подобно губке, впитывает в себя только плохое.
  18. Как ни старайся, а моего ребенка крайне сложно научить хорошим манерам.
  19. Детей надо с самого мальства держать в жестких рамках. Только в таком случае из них смогут вырасти хорошие люди.
  20. Мне нравится, когда друзья моего ребенка приходят в гости.
  21. Я с удовольствием участвую в играх моего сына (дочери).
  22. Все дурное мой ребенок схватывает на лету.
  23. Мое чадо вряд ли добьется в жизни существенных высот.
  24. Когда мои знакомые говорят о своих детях, в душе мне становится неловко, что мой ребенок не так умен и талантлив.
  25. Я часто жалею свое чадо.
  26. В сравнении с другими детьми мой ребенок намного менее умен и воспитан.
  27. Мне нравится проводить с ребенком выходные и вечера.
  28. Я нередко сожалею о том, что скоро мой ребенок повзрослеет, и с нежностью вспоминаю те времена, когда он был еще младенцем.
  29. Нередко я ловлю себя на мысли, что ненавижу ребенка.
  30. Я мечтаю, чтобы мой ребенок смог достичь успеха в тех сферах, в которых мечтал реализоваться я сам.
  31. Родители должны и быть строгими к ребенку, и относиться к нему с уважением.
  32. Я стремлюсь исполнять все мечты моего ребенка.
  33. Во время принятия решений в семье нужно учитывать мнение сына (дочери).
  34. Мне интересна жизнь моего чада.
  35. В своих претензиях мой ребенок часто бывает по-своему прав.
  36. Дети очень рано понимают, что и родители делают ошибки.
  37. Я считаюсь с моим ребенком.
  38. По отношению к моему чаду я испытываю дружеские чувства.
  39. Причины, по которым мой ребенок капризничает - это самовлюбленность, лень и упрямство.
  40. В отпуске с ребенком невозможно отдохнуть по-человечески.
  41. Главное, чтобы у моего чада детство было спокойным и счастливым.
  42. Нередко мне кажется, что мой ребенок совершенно неспособен ни на что дельное.
  43. Мне тоже интересны хобби моего ребенка.
  44. Мое чадо кого угодно может вывести из равновесия.
  45. Огорчения моего сына (дочери) мне близки, я их понимаю.
  46. Нередко мой ребенок вызывает во мне агрессию.
  47. Воспитание детей - это одна нервотрепка.
  48. Дисциплина с ранних лет развивает характер.
  49. Я не доверяю своему чаду.
  50. За строгое воспитание уже взрослые дети всегда благодарны родителям.
  51. Иногда кажется, что я испытываю только ненависть к нему (ней).
  52. В моем ребенке больше минусов, нежели плюсов.
  53. Хобби моего ребенка вызывают интерес и у меня.
  54. Мое чадо ничего не может сделать как следует.
  55. Он (она) вырастет неприспособленным к реальной жизни.
  56. Я люблю ребенка таким, какой он есть.
  57. Я стараюсь тщательно следить за здоровьем моего ребенка.
  58. Мой сын (дочь) вызывает у меня восхищение.
  59. У ребенка не должно быть своих секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о талантах моего чада, и не скрываю этого.
  61. Водить дружбу ребенок должен с теми детьми, которых одобряют его родители.

Обработка результатов теста-опросника родительского отношения

Состоит тест из пяти шкал. За каждый из полученных положительных ответов испытуемому начисляется 1 балл. За ответ «нет» - 0 баллов. Если перед номером вопроса стоит знак «-», то, наоборот, за ответ «нет» за данный вопрос начисляется 1 балл, а за ответ «да» - 0 баллов.

  1. Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
  2. Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  3. Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
  4. Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  5. Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Описание шкал: «Принятие-отвержение»

Высокими считаются баллы по первой шкале опросника родительского отношения Варги и Столина - «Принятие - отвержение», начиная от 24 и до 33. Это указывает на то, что у тестируемого сложилось положительное отношение к своему малышу. Взрослый не отвергает ребенка даже в том случае, если у чада есть очевидные недостатки. Он также способен хвалить чадо за достижения, что позволяет ребенку чувствовать себя любимым вне зависимости от своих действий. Низкие баллы - от 0 до 8 - указывают на негатив по отношению к ребенку.

Данная шкала в методике диагностики родительских отношений позволяет оценить общее эмоциональное отношение к ребенку. На одном из полюсов родитель любит и принимает ребенка таким, какой он есть. Мать или отец уважает неповторимую личность ребенка, испытывает к нему симпатию. На другом полюсе данной шкалы чадо всегда представляет плохим. Родитель думает, что ребенок не сможет добиться жизненного успеха по причине наличия дурных склонностей.

«Кооперация»

Данная шкала обнажает желательный образ отношения матери или отца к ребенку. Родитель заинтересован в делах ребенка, всеми силами старается помочь малышу. Умственные и творческие способности оцениваются высоко. Инициатива поощряется родителем, общение происходит практически на равных.

Высокие показатели по шкале «Кооперация» - 7-8 баллов. Это говорит о том, что родитель интересуется жизнью ребенка, хорошо оценивает его способности. Низкие показатели говорят о том, что из родителя вряд ли получится хороший педагог.

Шкала «Симбиоз»

Отражает дистанцию в общении. Если по данной шкале баллы высоки, то можно считать, что мать или отец стремится к психологическому слиянию с ребенком. Он чувствует себя с чадом единым целым, стремится удовлетворить любые его потребности.

Статистические показатели опросника родительского отношения в 6-7 баллов по шкале «Симбиоз» считаются достаточно высокими. В таком случае родитель не способен выстроить психологической дистанции между собой и ребенком. А небольшие цифры - 1-2 балла - указывают на большую дистанцированность родителя от ребенка.

Шкала «Контроль»

Отражает уровень контроля поведения ребенка. Если показатели по данной шкале высоки, то в поведении родителя просматривается авторитаризм. От чада требуется безоговорочное послушание. За любые проявления своеволия чадо наказывают.

Высокие показатели по шкале «Контроль» - 6-7 баллов - говорят о том, что родитель ведет себя чересчур авторитарно по отношению к своему чаду. Он постоянно требует от него безоговорочного послушания. Низкими считаются показатели 1-2 балла. В таком случае контроль за действиями ребенка практически не осуществляется.

Шкала «Маленький неудачник»

Позволяет оценить особенности воспитания родителем. Если по данной шкале баллы высоки, родитель чрезмерно инфантилизирует ребенка. Мать или отец уверены, что их дитя никогда психологически не повзрослеет и не станет достойным членом общества. Ребенок представляется родителю совершенно неприспособленным к внешнему миру.

Что касается результатов шкалы «Маленький неудачник», то здесь высокими считаются цифры 7-8 баллов. В таком случае мать или отец действительно расценивают своего ребенка как мало на что способного. А низкие показатели, напротив, свидетельствуют о вере родителя в силы чада. Такие матери и отцы могут стать хорошими учителями и воспитателями.

Данный тест может широко использоваться как психологами и педагогами, так и для самодиагностики. При чрезвычайно низких показателях авторитарности, психологического слияния или же непринятия ребенка рекомендуется обратиться к специалисту за консультацией.