Развитие ребенка 3 6 мес. Упражнения для ножек

15 517








Индивидуальный иммунитет и иммунный статус как его отражение.

Когда мы употребляем такие понятия, как «нормальный иммунитет» или «нарушение иммунитета», надо понимать, что это понятия обобщённые, а у каждого человека существуют свои возможности иммунной системы. Для определения этих индивидуальных характеристик используется понятие «иммунный статус ».
Иммунный статус – это комплексный показатель, характеризующий состояние иммунной системы отдельно взятого человека в конкретный момент времени. Для его определения проводится общеклиническое обследование и ряд специальных лабораторных анализов. С их помощью оценивают количественные и качественные характеристики функциональной активности всех звеньев иммунной системы. В итоге определяется индивидуальная реактивность организма , которая определяет границы взаимодействия с внешней средой, выйдя за которые, нормальная реакция иммунной системы превращается в патологическую.

Дисфункции иммунной системы и их проявления.

Мы ежедневно контактируем с миллионами микроскопических обитателей вокруг нас, и при этом даже не замечаем как ловко иммунная система их обезвреживает. Но так бывает в норме.
Почему же иногда малейшая царапина вызывает абсцесс , а любая респираторная инфекция заканчивается пневмонией? Речь идёт о нарушении работы иммунной системы, которое называется «дисфункция иммунной системы». Однако понятие «дисфункция» очень широкое, как и последствия, которыми она чревата.
Есть несколько проявлений дисфункции иммунной системы :

  • Избыточная активность иммунной системы (гиперреактивность), которая характеризуется неадекватно повышенным иммунным ответом и является причиной аллергий.
  • Извращенная аутоиммунная реактивность которая возникает при срыве иммунологической толерантности к антигенам тканей собственного организма. При этом иммунная система пытается избавиться от собственных тканей, принимая их за чужие.
  • Дисбаланс иммунной системы — состояние, при котором одни иммунные реакции неадекватно понижены, а другие повышены.
  • Недостаточная активность иммунной системы (иммунодефицит или иммунная недостаточность ), которая характеризуется неэффективным иммунным ответом. Это наиболее часто встречающаяся разновидность дисфункций иммунной системы. Дисфункции иммунной системы являются причиной возникновения и развития аутоиммунных и аллергических заболеваний, а также опухолевой патологии.

Иммунодефицит и его виды.

Иммунодефицит – состояние, при котором происходит угнетение иммунитета, обусловленное уменьшением количества иммунных клеток, иммуноглобулинов или нарушением функции любого звена иммунной системы. Т.е. это количественная или функциональная недостаточность некоторых компонентов иммунной системы.
Иммунодефицитные состояния приводят к снижению эффективности иммунного ответа или неспособности иммунной системы организма к разрушению, обезвреживанию и выведению чужеродных антигенов. Организм теряет способность сопротивляться любым инфекциям и устранять нарушения, возникшие в своих органах (в том числе удалять раковые клетки).
Все иммунодефициты в зависимости от происхождения можно разделить на:
— Первичные и вторичные иммунодефициты
По характеру нарушений различают:
— Структурные и функциональные иммунодефициты
Функциональные иммунодефициты в свою очередь делятся на:
— Физиологические и патологические
Схематически вышеуказанное разделение иммунодефицитов можно представить следующим образом:

Иммунодефициты

↓ ↓

Первичные (генетические) Вторичные (приобретённые )

↓ ↓ ↓

Структурные Функциональные Структурные (органические)

↓ ↓

Физиологические Патологические

В своей повседневной жизни мы чаще всего имеем дело с вторичными (приобретёнными) иммунодефицитами, носящими функциональный характер.
А теперь рассмотрим подробнее, что же представляет из себя каждый из этих видов иммунодефицитов.

Первичные и вторичные (приобретённые) иммунодефициты.

1. Первичные иммунодефициты (наследственные, генетические) — такие, в которых дефект иммунной системы обусловлен наследственно. Они встречаются редко и лежат в основе иммунодефицитных заболеваний, сопровождая человека на протяжении всей его жизни. Проявляются они в раннем детском возрасте и чаще всего страдающие первичными иммунодефицитами погибают от всевозможных инфекций в первые годы жизни. Это достаточно редкая патология , поэтому останавливаться на ней мы не будем.
2. Вторичные иммунодефициты (приобретенные) иммунная недостаточность , обусловленная повреждением первоначально здоровой системы иммунитета и развивающаяся при воздействии неблагоприятных внешних факторов или уже существующих болезней. Это означает, что исходно геном человека содержит благоприятный набор генов, отвечающих за иммунный ответ , но организм попадает в неестественно тяжёлые условия существования. Приобретённые иммунодефициты чаще всего не сопровождаются повреждением компонентов иммунной системы, а являются функциональными.
Именно приобретенные иммунодефициты ввиду своей распространённости являются наиболее актуальной проблемой в настоящее время.
Эти иммунодефициты появляются на протяжении жизни человека в результате воздействия определённых повреждающих факторов на организм, который при рождении имел здоровую иммунную систему. Такими повреждающими факторами могут являться:
— неблагоприятная экологическая обстановка (загрязнение воздуха, воды, радиация и т. д.);
— частые или длительные стрессы;
хронические заболевания;
— нарушения питания, голодание, нерациональные диеты;
— не полностью излеченные острые бактериальные и вирусные инфекции;
— заболевания органов, участвующих в детоксикации организма (печень и почки);
— нерациональная лекарственная терапия, др.
В результате длительного воздействия этих факторов, в организме накапливаются токсичные вещества и продукты обмена веществ в такой концентрации, при которой нарушаются функции иммунной системы и развиваются хронические заболевания. В основе любого хронического инфекционно-воспалительного процесса лежат изменения в иммунной системе.

Таким образом, вторичная иммунная недостаточность – это не болезнь, а обратимое преходящее состояние, обусловленное временными нарушениями в иммунной системе , развившиеся под влиянием каких-либо причинных факторов. Именно при вторичных иммунодефицитах есть возможность исправить ситуацию, поэтому предметом нашего рассмотрения будут именно они.

Структурные и функциональные иммунодефициты.

1. Структурные иммунодефициты – такие, при которых имеются органические повреждения структуры органов, клеток или других факторов иммунной системы человека. Они чаще бывают наследственными. Однако иногда повреждение иммунных структур может появиться и при вторичных иммунодефицитах. Это происходит если процессы самоочищения и самообновления организма не поспевают за темпами его повреждения. Такой дисбаланс со временем может привести к возникновению новообразований, аутоиммунным заболеваниям и СПИДу. При структурных иммунодефицитах изменения со стороны иммунной системы всегда можно выявить при проведении специальных инструментальных и лабораторных исследований.
Структурные иммунодефициты лежат в основе иммунодефицитных заболеваний.

2. Функциональные иммунодефициты — временные (преходящие) нарушения иммунитета, которые возникают у исходно здорового человека при несоответствии между текущими возможностями его иммунной системы и чрезмерно высокой микробной нагрузкой или неблагоприятными условиями окружающей среды. Они хорошо поддаются коррекции, особенно у детей. При функциональных иммунодефицитах изменения в иммунограмме могут отсутствовать.
Функциональные иммунодефициты лежат в основе иммунодефицитных состояний и при своевременном выявлении легко восстанавливаются до нормы.

Все функциональные иммунодефициты можно разделить на:
— Физиологические иммунодефициты
— Патологические иммунодефициты

Физиологические и патологические иммунодефициты.

1. Физиологические иммунодефициты – такие, которые обусловлены физиологическими особенностями организма в разные периоды жизни или действием естественных факторов внешней среды. Такая естественная иммуносупрессия бывает необходимой для организма в определённых ситуациях. (см. статью «Физиологические иммунодефициты»).
В эти периоды у абсолютно здорового человека происходит временное снижение иммунитета, и это не зависит от воздействия негативных факторов внешней среды или существующих болезней.
Это происходит при естественных процессах формирования иммунной системы у детей, её инволюции в пожилом возрасте, при беременности и процессах адаптации.
Такие состояния, к примеру, могут быть связаны с сезонными явлениями (снижение солнечной активности, повышенная влажность), что приводит к эпидемическим вспышкам респираторных заболеваний, гриппа.
Физиологические иммунодефициты являются периодами риска развития патологических состояний, характерными для вторичных иммунодефицитов.

2.Патологические иммунодефициты — такие, которые обусловлены воздействием неблагоприятных факторов на организм или же уже существующим основным заболеванием. Эти нарушения отмечаются при воздействии очень сильных повреждающих факторов, когда текущие компенсаторные возможности организма превышаются:

  • Патологические иммунодефициты возникают при переохлаждении и гиперинсоляции, голодании, обширных травмах и ожогах, полостных операциях.
  • Причиной приобретённой иммунной недостаточности может быть приём медикаментов, которые обладают свойствами иммуносупрессии (глюкокортикоиды, антибиотики, цитостатики, антигистаминные препараты и др.). Например, при длительном приёме глюкокортикоидов отмечаются рецидивирующие бактериальные инфекции (стафило- и стрептодермии, фурункулёз, синуситы, ангины и др.) и хронический кандидоз слизистых оболочек. Это связано с тем, что стероиды приводят к угнетению иммунных клеток.
  • Патологические иммунодефициты также наблюдаются при некоторых заболеваниях: муковисцидоз , фенилкетонурия, болезнь Дауна и болезнь Гиршпрунга, синдром Тернера, серповидно-клеточная анемия , алкогольный цирроз печени, декомпенсированный сахарный диабет и др.

Однако синдром патологической иммунной недостаточности мы относим к функциональным, т.к. даже при выраженных клинических проявлениях он является временным и после устранения причинного фактора или заболевания наблюдается его полная обратимость.
В случае, если причинный фактор устранён (произошло заживление ран и травм, нормализован сахар крови, отменён приём лекарств и т.д.), а симптомы инфекционных, аллергических или аутоиммунных проявлений сохраняются или даже прогрессируют, скорее всего такой приобретённый иммунодефицит развился при необратимом повреждении иммунных органов или произошла декомпенсация иммунных механизмов (например, после воздействия радиации).

Основные проявления иммунодефицитов.

Иммунодефициты могут проявляться следующими клиническими синдромами:

  1. Инфекционный синдром . Именно это состояние чаще всего ассоциируется с иммунодефицитами, т.к. является наиболее частым и типичным его проявлением.
  2. Аллергический синдром обычно присоединяется к инфекционному.
  3. Аутоиммунный синдром также чаще развивается на фоне инфекционного синдрома, особенно в критические периоды, когда происходит гормональная перестройка в организме, – во время пубертата или в период климакса.
  4. Нарушение репродуктивной функции . У пациентов с иммунодефицитами часто отмечается бесплодие, причина которого состоит в запуске антиспермального иммунитета, а также в невынашивании плода из-за ТОРЧ -инфекции или развития аутоиммунной патологии — антифосфолипидного синдрома. В некоторых случаях при инфекциях (аднексит, эпидидимит, орхит и др.) бесплодие связано с повреждением половых желез в результате воспаления.
  5. Опухолевый синдром – это тяжёлое осложнение иммунодефицита. Чаще всего, опухоли появляются в те периоды, когда в норме наблюдается физиологическая иммунная недостаточность (ранний детский возраст или примерно в 45-60 лет). Для профилактики новообразований необходимо своевременно лечить иммунодефициты.
  6. Вторичные психические расстройства . Довольно часто единственным признаком наследственного иммунодефицита у детей является задержка психомоторного развития. При синдроме хронической усталости также наблюдаются психические расстройства – от стойкого снижения настроения до тяжёлой депрессии с проявлениями суицида. При СПИДе развивается деменция. Дело в том, что при иммунодефицитах ткань мозга может поражаться инфекционными агентами или развиваются аутоиммунные расстройства.
  7. Накопление органических изменений во внутренних органах или преждевременное старение . При этих состояния появляются структурные изменения кожи, слизистых оболочек и внутренних органов, что обусловливает явное несоответствие между текущим состоянием организма и его календарным возрастом. При этом рано формируется «возрастная патология » — дисциркуляторная энцефалопатия, атеросклероз, кардиосклероз и аритмии сердца, МКБ и ЖКБ, пневмосклероз. Частые инфекции кожи обусловливают наличие рубцов и зон атрофии, а это придаёт коже «старый» вид.

Выводы.

  • В большинстве случаев, в том числе при частых простудах и хронических воспалительных процессах, мы имеем дело с приобретёнными иммунодефицитами, т. е. врожденный был нормальным, но под воздействием внешних факторов он начал угнетаться.
  • Приобретённая иммунная недостаточность – это не болезнь, а обратимое преходящее состояние, обусловленное временными нарушениями в иммунной системе.
  • Функционирование иммунной системы зависит, прежде всего, от внешних воздействий.
  • Прежде чем приступать к активному медикаментозному лечению и пытаться приспособить организм к внешней среде, сначала нужно постараться изменить окружающую среду под возможности своего организма (например, согреть и увлажнить воздух, потеплее одеться, лишний раз не прибегать к агрессивным лекарствам и т.д.).
  • У каждого человека текущие возможности иммунной системы являются индивидуальными. Состояние иммунитета у каждого человека может меняться в разные периоды индивидуальной жизни, и эти особенности нужно учитывать при выборе способов поддержки иммунной системы. Так, например, если Вы только что перенесли грипп, не стоит сразу идти в тренажерный зал и заниматься до изнеможения.

Иммунодефицитные состояния (ИДС) – это состояния, характеризующиеся снижением активности или неспособностью организма к эффективному осуществлению реакций клеточного и/или гуморального звена иммунитета.

По происхождению все ИДС подразделяются на:

1) физиологические;

2) первичные (наследственные, врожденные);

3) вторичные (приобретенные).

По преимущественному повреждению клеток иммунокомпетентной системы различают 4 группы ИДС:

1) с преимущественным повреждением клеточного иммунитета («Т-зависимые», «клеточные»);

2) с преимущественным повреждением гуморального иммунитета («В-зависимые», «гуморальные»);

3) с поражением системы фагоцитоза («А-зависимые»);

4) комбинированные, с поражением клеточного и гуморального звеньев иммунитета.

Физиологическая (транзиторная) гипогаммаглобулинемия новорожденных

К моменту рождения у здоровых детей в крови содержатся материнские IgG и небольшое количество собственных IgG, IgM, IgA. Иммуноглобулины, полученные от матери, содержат антитела против всех видов микробов, с которыми контактировала мать, благодаря чему ребенок оказывается защищенным против них на протяжении первых месяцев жизни. Уровень материнских иммуноглобулинов постепенно снижается. Максимально дефицит их наблюдается через 2 – 3 месяца после рождения. Затем уровень собственных иммуноглобулинов ребенка в крови начинает постепенно повышаться и количество IgM достигает нормального уровня взрослого человека в конце 1-го (мальчиков) или 2-го (девочек) года жизни, IgG – после 6 – 8 лет, IgA – после 9 – 12 и IgE – лишь спустя 10 – 15 лет.

Первичные ИДС

Первичные ИДС – это генетически обусловленная особенность организма реализовать то или иное звено иммунного ответа. Они обусловлены генетическим блоком на различных уровнях преобразования стволовых клеток в Т– и В-лимфоциты или на последующих этапах их дифференцировки. От уровня дефекта зависит проявление ИДС.

ИДС с преимущественным нарушением клеточного звена иммунитета

Синдром Ди-Джорджи – возникает при гипо– и аплазии вилочковой железы. Синтез гуморальных антител не нарушен, но отмечается дефект в дифференцировке стволовых клеток в Т-клетки. Характерны частые инфекции дыхательных и мочевыводящих путей, упорные расстройства пищеварения.

Лимфоцитарная дисгенезия (синдром Незелофа) – количественная и качественная недостаточность Т-системы в результате атрофии тимуса и лимфатических узлов. Характеризуется гнойно-воспалительными очагами во внутренних органах и в коже. Дети чаще погибают в первые месяцы жизни от сепсиса.

ИДС с преимущественным повреждением В-системы

Болезнь Брутона – возникает при дефекте созревания предшественников В-клеток в В-лимфоциты. Болеют только мальчики. Содержание γ-глобулинов в сыворотке крови составляет менее 1 %. Резко снижена резистентность к условно-патогенным бактериям, грибам. Часто возникают воспалительные заболевания слизистых оболочек, кожных покровов и паренхиматозных органов, в то время как резистентность к вирусам не нарушена. Антигенная стимуляция не приводит к усилению синтеза антител. Содержание лимфоцитов в периферической крови соответствует норме, однако в лимфоидных органах не обнаруживаются плазматические клетки.


Селективные проявления иммунодефицита

Возможно развитие ИДС с селективным нарушением синтеза IgG, IgA или IgM. В основе их формирования могут лежать как блокада развития отдельных субпопуляций В-лимфоцитов, так и повышение активности супрессорных Т-лимфоцитов (что бывает чаще).

У больных с селективным иммунодефицитом наблюдаются рецидивирующие инфекции слизистых оболочек верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта. Дефицит секреторных IgA в слизистых оболочках пищевого канала проявляется как рецидивирующий герпетический стоматит, хронический гастрит, кишечные инфекции.

ИДС с поражением системы фагоцитоза – см. лекцию «Патология фагоцитоза».

Комбинированные ИДС характеризуются нарушением дифференцировки стволовых клеток, блоком созревания Т– и В-лимфоцитов и их дефицитом.

Синдром ретикулярной дисгенезии характеризуется уменьшением в костном мозге количества стволовых клеток. Характерна внутриутробная гибель плода, или дети гибнут вскоре после рождения. Швейцарский тип иммунодефицита – характеризуется поражением Т– и В-систем и, следовательно, отсутствием клеточных и гуморальных реакций иммунологической защиты. В его основе лежит дефект на уровне фермента аденозиндезаминазы, что ведет к нарушению метаболизма аденозина, блокаде синтеза гипоксантина, накоплению в тканях АТФ и в результате этого блокаде созревания Т-клеток.

Проявляется на 2 – 3-м месяце жизни и характеризуется злокачественным течением. В периферической крови отмечаются лимфопения, снижеие всех классов иммуноглобулинов, возникает неспособность проявлять реакции гиперчувствительности замедленного типа. Дети редко доживают до 2-летнего возраста.

Синдром Луи-Бар обусловлен дефектом созревания, снижением функции Т-лимфоцитов, уменьшением их числа в крови (особенно Т-хелперов), дефицитом иммуноглобулинов (особенно IgA, IgE, реже IgG). Наблюдаются атаксия, телеангиэктазия склер и кожи, поражение ЦНС и хронические воспалительные процессы в верхних дыхательных путях и легких, злокачественные новообразования.

Синдром Вискотта – Олдрича характеризуется дефицитом периферических Т-лимфоцитов, нарушением их структуры и физико-химических свойств мембран, уменьшением клеточного иммунитета при отсутствии изменений в морфологическом строении тимуса. Продукция IgM часто снижена. Характерно снижение продукции антител к антигенам-полисахаридам, но эти больные нормально реагируют на белковые антигены. Дети страдают частыми вирусными и бактериальными инфекциями.

Принципы лечения первичных ИДС

Лечение зависит от типа первичной иммунологический недостаточности и включает в себя целенаправленную заместительную терапию (пересадка иммунокомпетентных тканей, трансплантация эмбрионального тимуса, костного мозга, введение готовых иммуноглобулинов – γ-глобулинов, концентрированных антител, прямое переливание крови от иммунизированных доноров, введение гормонов тимуса).

Применяется активная иммунизация против частых инфекций с помощью убитых вакцин, вводятся сульфаниламиды.

Вторичные ИДС

Вторичные ИДС развиваются под влиянием различных экзогенных воздействий на нормально функционирующую иммунную систему.

Перечень основных заболеваний, сопровождающихся вторичным иммунодефицитом, предложенный экспертами ВОЗ.

1. Инфекционные заболевания:

а) протозойные и глистные болезни – малярия, токсоплазмоз, лейшманиоз, шистозоматоз и др.;

б) бактериальные инфекции – лепра, туберкулез, сифилис, пневмококковые, менингококковые инфекции;

в) вирусные инфекции – корь, краснуха, грипп, эпидемический паротит, ветряная оспа, острый и хронический гепатиты и др.;

г) грибковые инфекции – кандидоз, кокцидиодомикоз и др.

2. Нарушения питания – истощение, кахексия, нарушения кишечного всасывания и др.

3. Экзогенные и эндогенные интоксикации – при почечной и печеночной недостаточности, при отравлении гербицидами и др.

4. Опухоли лимфоретикулярной ткани (лимфолейкоз, тимома, лимфогрануломатоз), злокачественные новообразования любой локализации.

5. Болезни обмена (сахарный диабет и др.).

6. Потери белка при кишечных заболеваниях, при нефротическом синдроме, ожоговой болезни и др.

7. Действие различных видов излучения, особенно ионизирующей радиации.

8. Сильные, длительные стрессорные воздействия.

9. Действие лекарственных препаратов (иммунодепрессанты, кортикостероиды, антибиотики, сульфаниламиды, салицилаты и др.).

10. Блокада иммунными комплексами и антителами лимфоцитов при некоторых аллергических и аутоиммунных заболеваниях.

Вторичные ИДС можно разделить на 2 основные формы:

1) системные, развивающиеся вследствие системного поражения иммуногенеза (при лучевых, токсических, инфекционных, стрессорных поражениях);

2) местные, характеризующиеся регионарным поражением иммунокомпетентных клеток (локальные нарушения иммунного аппарата слизистой, кожи и других тканей, развившиеся вследствие местных воспалительных, атрофических и гипоксических нарушений).

Принципы лечения вторичных ИДС

1. Заместительная терапия – использование различных иммунных препаратов (препаратов γ-глобулина, антитоксических, антигриппозных, антистафилококковых сывороток и др.).

2. Коррекция эффекторного звена. Включает воздействие на иммунную систему фармакологическими препаратами, корригирующими ее работу (декарис, диуцефон, имуран, циклофосфамид и др.), гормонами и медиаторами иммунной системы (препараты тимуса – тимозин, тималин, Т-активин, лейкоцитарные интерфероны).

3. Выведение ингибирующих факторов, связывающих антитела и блокирующих эффект иммунокоррекции (гемосорбция, плазмаферез, гемодиализ, лимфоферез и др.).

Ярким примером вторичного ИДС является синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), или ВИЧ-инфекция

Этиология СПИДа . Возбудитель СПИДа относится к ретровирусам и его обозначают как ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) или ЛАВ (лимфоаденопатический вирус). Заболевания в Европе, Америке, Австралии и Центральной Африке вызываются вирусом ВИЧ-1, а заболевания в Западной Африке – вирусом ВИЧ-2.

В организм вирус проникает с кровью, с клетками при пересадке органов и тканей, переливании крови, со спермой и слюной через поврежденную слизистую или кожу.

Через 6 – 8 недель после инфицирования появляются антитела к ВИЧ.

Патогенез СПИДа . Возбудитель СПИДа внедряется в клетки, имеющие рецептор Т4, к которому гликопротеиды вирусной оболочки имеют высокий аффинитет (Т-хелперы, макрофаги, клетки нейроглии, нейроны). Затем происходит освобождение от вирусной оболочки и вирусная РНК выходит из сердцевинной структуры. Под влиянием обратной транскриптазы вирусная РНК становится матрицей для синтеза двунитевой ДНК, которая попадает в ядро. Далее происходит интеграция вирусспецифической ДНК в хромосомы клетки хозяина и переход вируса в следующие клеточные генерации при каждом клеточном делении. Массовая гибель Т-хелперов происходит и в связи с взаимодействием вирусного белка на поверхности зараженных клеток. Одна зараженная клетка может присоединить к себе до 500 незараженных, именно поэтому развивается лимфопения. Кроме того, подавляется способность Т-хелперов продуцировать интерлейкин-2. Снижается количество и функциональная активность естественных клеток-киллеров. Число В-лимфоцитов, как правило, остается в пределах нормы, а функциональная их активность нередко снижается. Количество макрофагов обычно не изменяется, однако наблюдается нарушение хемотаксиса и внутриклеточного переваривания чужеродных агентов.

Клетки гибнут также вследствие деятельности самой иммунной системы (выработка нейтрализующих антител к белкам ВИЧ, выработка аутоантител к Т-хелперам). Все это выводит из строя иммунную защиту в целом и лишает организм способности противостоять каким-либо инфекциям.

Клинические варианты заболевания СПИДом

1. Легочный тип . Характеризуется развитием пневмонии, вызванной сопутствующей инфекцией, чаще пневмоцистами.

2. С преимущественным повреждением ЦНС по типу энцефалита или менингита .

3. Желудочно-кишечный тип . Характеризуется признаками поражения ЖКТ, в первую очередь диареей (у 90 – 95 % больных).

4. Лихорадочный тип . Характеризуется возникновением длительной лихорадки, не связанной с другими заболеваниями, сопровождающейся значительным снижением массы тела, слабостью.

При всех формах течения СПИДа отмечается повышенная склонность к образованию опухолей.

Лечение СПИДа . Методов эффективной терапии СПИДа не существует. Лечебные мероприятия при СПИДе:

1) блокада размножения ВИЧ (подавление репликации его нуклеиновой кислоты путем ингибирования ревертазы; супрессия процессов трансляции и «сборки» вируса);

2) подавление и профилактика инфекций и опухолевого роста;

3) восстановление иммунной компетентности организма (введение препаратов тимуса, ткани костного мозга, интерлейкина-2).

Чтобы понять как повысить иммунитет нужно понять как работает иммунная система человека.

Иммунная система контролирует работу всех органов тела человека. От того, насколько она крепкая, насколько хорошей иммунной системой наградили ребёнка родители зависит его здоровье. И если она функционирует хорошо, человеку не страшны ни какие инфекции и нарушения. И наоборот, нарушения в работе иммунной системы могут привести к большому числу заболеваний в организме человека.

Нарушения иммунной системы

Какие болезни проявляются за счёт снижений функций иммунитета?

Первым, самым тяжёлым и страшным нарушением в этом ряду идут опухоли . Причины опухолей в том, что иммунитет длительное время работает плохо и не следит за тем, что происходит в организме. И те клетки, которые мутируют, изменяются, становятся на путь злокачественного разрастания. Они не распознаются иммунной системой, вырастает опухоль, и в конце концов человек умирает.

Но есть ещё множество нарушений, связанных с понижением имунитета - это хронические инфекционные заболевания . Часто болеющие дети и взрослые, не зависимо от возбудителя болезни, имеют плохо работающую иммунную систему.

Если это аутоиммунное заболевание - иммунная система начинает воспринимать ткани и клетки своего организма, как чужие и начинает на них соответствующим образом реагировать - вызывать воспалительные заболевания. Грубо говоря, она начинает отторгать свои органы и ткани.

Например, когда человеку пересаживают орган, иммунная система может распознать его, как чужой и отторгнуть. Точно также и в процессе - иммунная система ошибается и начинает отторгать свои собственные ткани. Таких заболеваний много: ревматоидные артриты, системная красная волчанка, и ещё около ста. Т.е., по видимому, иммунная система может ошибиться в отношении любого органа и ткани и вызвать их поражение.

Аллергические заболевания - здесь нарушение иммунитета заключено в том, что иммунная система перевозбуждена и иммуноглобулин E продуцируется в повышенных количествах и за счёт этого идёт повышенная реакция на какой то аллерген. И это сопровождается развитием или или атопического дерматита или иных подобных обострений.

Во всех этих трёх случаях - опухоли, аутоиммуныые и аллергические заболевания - функции иммунной системы человека нарушены, то ли снижены, то ли неправильно работают, толи слишком активны. Но это - уже клинические, явно наблюдаемые проявления - то, с чем больной приходит к врачу. Но есть ещё один этап - когда нет видимых нарушений иммунной системы. И в профилактике клинических проявлений, то есть явно наступивших болезней, большую роль играет приём Трансфер Фактора.

Строение иммунной системы человека

Говоря простым языком - это коллективный орган, состоящий из центральных и периферических органов. Центральные органы иммунной системы - это вилочковая железа (тимус) , которая находится за грудиной. И второй - костный мозг . Вот два центральных органа иммунной системы человека.

Сейчас много говорят о стволовых клетках . Так вот, в отношении иммунной системы: стволовые клетки образуются в костном мозге. Затем часть их перемещается на дальнейшее созревание в вилочковую железу (и превращается в Т-лимфоциты), а часть остаётся в костном мозге и, созревая, превращаются в B-лимфоциты. У T-лимфоцитов и B-лимфоцитов есть свои строго разграниченные функции. Когда они созревают на их поверхности появляется много различных молекул - инструментов, необходимых для выполнения своей главной функции - защиты человека. Одни инструменты позволяют распознавать свой это организм или не свой, нужно ли реагировать на то, что попадается. Другие инструменты помогают мигрировать лимфоцитам по организму - из кровеносных сосудов в ткани, из тканей в лимфатические сосуды. Через лимфатический проток снова возвращаться в кровь И так они мигрируют по всему телу, ощупывая всё, что им попадается по пути - свои клетки, инфекционные агенты, отжившие клеточки (помогает их убирать из организма). Ещё одни инструменты - рецепторы, помогающие лимфоцитам обмениваться информацией с другими клетками, эти сигнальные молекулы на поверхности лимфоцитов называются цитокины . Именно они позволяют иммунным клеткам разговаривать, и это очень важный момент для иммунной системы.

И после того как T-лимфоциты и B-лимфоциты созрели они переходят в периферические лимфоидные органы: селезёнку, лимфоузлы, слизистые оболочки.

Иммунная система человека очень сильна в слизистых оболочках. Они занимают около 400 кв.м поверхности. Слизистые оболочки - это пограничная зона, через которую каждую секунду проходит и плохое и хорошее. Это первая линия защиты, на которой иммунные клетки встречаются с различными инфекционными агентами и передают дальше информацию для развития иммунного ответа.

T-лимфоциты, созревшие в тимусе неоднородны, они имеют различную специализацию - хелперы, киллеры -со своими наборами инструментов. Они составляют клеточное звено иммунитета.

B-лимфоциты, созревшие в костном мозге при встрече с антигенами* вырабатывабт антитела или иммуноглобулины. Они представляют собой гуморальное звено иммунитета (то, что в жидкости).

Иммунитет - это способность иммунной системы распознавать чужое или изменённое своё.

Очень важно убрать из организма изменённое своё, чтобы оно не стало причиной развития опухоли. Иммунная система состоит из двух основных элементов - врождённый иммунитет , с которым мы рождаемся, и второй - приобретённый иммунитет , который иммунная система приобретает, встречаясь с каким то антигеном.

С врождённого неспецифического иммунитета начинается работа иммунной системы при попадании в организм инфекционных агентов. И если он не справляется, тогда он подключает уже специфический приобретённый иммунитет. И тогда в бой вступают T-лимфоциты и B-лимфоциты.

И один и другой элементы иммунитета не могут друг без друга и должны работать в связке. В течении суток в организме рождается очень много иммунных клеток и много погибает. Врождённый неспецифический иммунитет не обладает памятью, то есть не запоминает антигенов, с которыми сталкивался. А приобретённый иммунитет специфичен - он запоминает каждый антиген, который был распознан Т-клетками и антителами. Вот для чего делается вакцинация - для того чтобы иммунная система ответила на эту вакцину и осталась память. И тогда эта память обеспечит очень быстрый ответ при последующей встрече с таким антигеном и будет обеспечен мощный защитный эффект.

Клеточки неспецифического иммунитета: макрофаги (пожирают всё на своём пути, их открыл Илья Мечников и получил Нобелевскую премию за разработку иммунных теорий), дендридные клетки (своими длинными щупальцами ощупывают всё, что им попадает), естественный киллер (первая линия защиты от опухолей и от клеток, поражённых вирусами) по другому называемый натуральным киллером (по-английски natural killer).

Роль цитокинов

Когда их открыли это была целая эпоха в цитологии (науке о строении живых клеток), поскольку стало понятно, как клетки между собой общаются и кооперируют.Цитокины - это вещества белковой природы, которые вырабатываются и клетками иммунной системы и другими клетками крови. Клетки эпителиальной ткани также могут вырабатывать цитокины.

Чтобы передать информацию цитокинам на поверхности клетки должны быть специальные инструменты, рецепторы. Цитокинов очень много, они разделены на семейства; многие цитокины существуют в форме фармацевтических препаратов и специалисты используют их в лечении различных заболеваний: интерлейкины (от ИЛ-1 до ИЛ-31), интерфероны (альфа, бетта и гамма), ростовые факторы (эпидермальный, эндотелиальный, инсулино-подобный, фактор роста нервов), опухоль некротирующие факторы (ОНФ альфа и бетта), хемокины, трансформирующие факторы роста (ТРФ альфа и бетта).

Роль цитокинов очень важна на всём жизненном пути клетки - от момента деления, далее в процессе созревания тоже играют роль цитокины, затем, клетка может погибнуть под влиянием апоптоза** (генетически запрограммированного процесса) - и это тоже делается пол влиянием цитокинов. И наоборот - клетку можно сделать бессмертной (тоже "дело рук" цитокинов).

Цитокины делят на три отряда: провосполительные цитокины, которые вызывают воспаление и поддерживают его, многие воспалительные заболевания, особенно суставные связаны с тем, что вырабатывается много провоспалительных цитокинов бесконтрольно и это запускает процесс воспаления и потом поддерживает его дажу уже в отсутствии всякого микробного агента. Далее - антивоспалительные цитокины, они погашают воспаление. И наконец, что очень важно, - это регуляторные цитокины, вырабатываемые регуляторными, супрессорными клетками. Регуляторные цитокины регулируют работу иммунной системы, чтобы она не выходила за пределы, за которыми начинаются аутоиммунные и аллергические заболевания.

Фактически это то, что положено в основу работы трансфер фактора.

Интегральная (комплексная во взаимосвязи элементов) работа иммунитета при попадании какого то агента в организм

Когда попадает микробный агент , то начинает работать неспецифическое звено иммунитета, прежде всего макрофаги. Которые начинают продуцировать свой цитокин. Этот цитокин нужен для того, чтобы Т-хелпер (помощник) - та клетка, которая пока существует в девственном состоянии - Т-хелпер-0, и которая под действием цитокина-12, выработанного макрофагом, превращается в Т-хелпер-1. И это важно, потому, что начинают вырабатываться свои цитокины, которые реализуют развитие иммунного ответа по клеточному пути - защиту, прежде всего, от опухолей и вирусов. Поэтому для организма человека важно, чтобы хорошо работал клеточный иммунитет, хорошо работали Т-хелперы 1-го типа, потому, что это жизнеобеспечивающая защита, защита от опухолей и вирусов. Чтобы сохранить жизнь индивидууму важно, чтобы работали Т-хелперы-1.

Если в организм попадает аллерген начинает работать тучная клетка, она выделяет свой цитокин, четвёртый. И тогда нулевой Т-хелпер начинает созревать в Т-хелпер второго типа, который в свою очередь начинает вырабатывать собственные цитокины, которые вызывают развитие аллергии. И то, что касается детей: когда рождается ребёнок берут анализ крови пуповины, и если в нём много четвёртого цитокина (а также 5-го и 13-го), то за младенцем рекомендуется наблюдать в том плане, что он является кандидатом в аллергики. И важно, чтобы у него вовремя произошла девиация - Т-хелперы второго типа снизили уровень активности и начали работать Т-хелперы первого типа.

Очень мощная иммунная система в области слизистой оболочки кишечника, на поверхности которой находится до 80% B-клеток всей иммунной системы. Это так, потому что большая часть болезнетворных агентов попадает в организм с пищей. Часть с воздухом.

Сегодня выделяют три основные участка лимфоидной ткани, ассоциированной со слизистыми оболочками: кишечника (GALT), носоглотки (NALT), бронхов (BALT). В рамках этих лимфоидных систем иммунный ответ реализуют T- и B-клетки, их популяции и субпопуляции. Эти структуры получили название интегральной иммунной системы слизистых, или общая мукзальная иммунная система (ОМИС).

На территории этих слизистых иммунными клетками распознаётся всё, что туда ни попадёт. И затем эти Т- и B-клетки, распознав, отправляются в лимфоузлы и оттуда через брюшной лимфопоток рассеиваются по крови и распространяют эту информацию по всем слизистым, не зависимо от того, в какой слизистой был распознан агент. Иммунная система слизистой оболочки молочной железы очень мощная - укомплектована большим количеством иммунных составляющих - иммуноглобулины, лизоцин, лактоферин, T-лимфоциты (в основном T-хелперы),B-лимфоциты, дендридные клетки, гормоны ицитокины. Всё это попадает в молоко матери, когда она начинает кормить своего ребёнка. Всё это - вот этот коктейль - необходим для того, чтобы запустить работу иммунной системы родившегося организма, запустить её созревание. Надо сказать, что мы рождаемся с недоразвитой иммунной системой и она зреет примерно до 15-летнего возраста. Иногда это бывает очень болезненно для детей. Существует такой термин в педиатрии: "поздний старт" иммунной системы. Ребёнок родился и 1-2 месяца не болел, т.к. была защита мамина, а потом заболел, т.к. не созрела его иммунная система и не смогла его защитить. И всё, что ребёнок получает с молоком матери, начиная с молозива - очень важно для получения организмом информации о правильном созревании иммунной системы, правильном её функционировании.

4 типа физиологических иммунодифицитных состояний

Иммунодифицитные состояния или состояния со сниженной функцией иммунной системы бывают и физиологические. Т.е. так задумано природой, что в определённый момент иммунная система работает вполсилы. Это бывает: во-первых, в раннем возрасте до 15 лет, и на самом деле когда дети болеют, это способствует созреванию иммунной системы. Давать ребёнку в ответ на малейший чих антибиотик - это самая губительная для иммунитета и здоровья вцелом ошибка . Потому, что это нарушает созревание иммунной системы и может привести к развитию иммунодифицитных состояний или развитию аллергических заболеваний.

Во-вторых, в геронтологическом возрасте, лет после 45, в этом возрасте фунция иммунной системы начинает снижаться вместе со старением всего организма. Уменьшается вилочковая железа, плохо вырабатывает гормоны, она не успевает варабатывать нужное количество созревших иммунных клеток, иммунная система запаздывает с ответом. В геронтологическом возрасте повышается количество аутоиммунных и инфекционных заболеваний, и повышается количество опухолей. И всё это потому, что иммунная система начинает стареть вместе с организмом. И здесь, безусловно, необходима профилактика здоровья и иммунитета. Надо назначать профилактические препараты, которые повышают функциональную активность иммунной системы.

В-третих, физиологический иммунодифицит бывает сезонного характера - осень, весна. Когда это ещё накладывается и на возрастной фактор риск увеличивается.

В-четвёртых, это беременность. Природой задумано, что в этот период иммунная система женщины работает слабее. Это естественно, ведь плод наполовину папин и если бы не это ослабление, иммунная система оттаргала бы его.

*Антиген - всё, что попадает в организм и заставляет иммунную систему отвечать.

**Апоптоз (от греческого "апоптозис" - опадание листьев) - явление программируемой клеточной смерти.

Продуктов, повышающих иммунитет естественным образом.

21.03.2014. Анна.
Вопрос: как принимать ТФ, в каком порядке и количестве? Ребёнку 14 лет. 3 года назад перенёс ишемический инсульт на фоне нескольких операций по тотальному удалению опухоли и шунтирование, после инсульта - спастический тетрапарез.
Ответ: В Вашем таком непростом случае необходимо принимать Трансфер Фактор в больших количествах в течение длительного периода. Порядок таков: Трансфер Фактор Классик по 9 капсул в день в течении 10 дней. Затем одновременно ТФ Плюс (9 капсул в день), Эдванс (9) и Кардио (4) в течение как минимум 9 месяцев. Позитивные изменения Вы можете заметить и раньше, но очень важно продолжать не менее 9 месяцев, чтобы процесс не вернулся. После 9 месяцев переходите на профилактическую дозировку: ТФ Плюс (3 капсул в день), Эдванс (2) и Кардио (4).

Иногда родители слишком увлекаются новомодными методиками развития, и совсем забывают об огромном наследии, которое оставили нам наши предки. Зачем придумывать велосипед? Если его уже создали.

Смотри – ка, что я вижу

Малыши очень любят рассматривать новые лица, игрушки, предметы и т.д. Надо взять несколько ярких игрушек. Водите ими из стороны в сторону, привлекая внимание малыша. Кроме того, детишки в этом возрасте обожают рассматривать свои ручки, открывают для себя, что могут ими управлять. Помогите малышу. Возьмите ручки малыша в свои и похлопайте ими перед его личиком. Поем присказку:

Ладушки, ладушки,

Хлопаем в ладошки.

Мамочку … (называйте свое имя) погладь по щечке.

Хлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп

Попробуйте поиграть в такие похлопывания с малышом. Указательным и средним пальцами нежно похлопывайте ребенка по разным частям тела, каждый раз называя каждую из них. Пойте присказку:

Хлоп, хлоп, хлоп

По щечке малыша.

Хлоп, хлоп, хлоп

По щечке малыша (Возьмите его ручку и дотроньтесь ею до его щечки.)

Повторяйте это маленькое стихотворение, дотрагиваясь до различных частей тела малыша. Можете детской ручкой дотрагиваться до своего лица, называя то, до чего дотрагивайтесь. Тактильные ощущения позволяют детям знакомиться с окружающим миром.

Давай посмотрим

Дети безумно счастливы, если в поле их зрение попадают движущиеся предметы. Малыши как завороженные наблюдают как крутится барабан стиральной машинки. Можно выйти на улицу, сесть на скамеечку и наблюдать за всем, что происходит вокруг. Ребенку это занятие понравится. Он будет упоенно и радостно наблюдать за птичками, собачками, кошечками, машинами, прохожими и т.д. Говорите малышу названия предметов, на которые он смотрит. Можно поставить кроватку возле окна, чтобы малыш видел птиц, деревья и т.д. Малыш, сидя у вас на руках и наблюдая за миром вокруг, получает позитивные эмоции. Так он чувствует себя уверенно, спокойно, в безопасности.

Курносый носик

Возьмите ребенка на руки и говорите: «Носик, носик, курносый носик». На слове «курносый» потритесь о носик малыша своим носом. Продолжайте эту игру, и каждый раз, проговаривая «курносы», тритесь носами. Такие нежные прикосновения позволят малышу почувствовать себя в безопасности, а это развивает уверенность в себе.

Где мой малыш?

Такая игра укрепит спинку и шею малыша. Лягте на спину, положите ребенка себе на живот. Обхватив ребенка крепко под мышки, поднимите осторожно его вверх так, чтобы ваше лицо было напротив его лица. Говорите присказку:

Где мой малыш?

Вот где он. (Поднимите его вверх).

Вот где он (Снова поднимите его вверх)

Где мой малыш? (Опустите ребенка на живот)

Высоко, высоко, высоко. (Высоко поднимите ребенка)

Так развивается сила, чувство равновесия.

Высоко, высоко вверх

В игре можно укрепить мускулатуру ребенка, развить координацию движений. Положите ребенка на спину. Поднимите одну ножку, повторяя при этом: «Высоко, высоко, высоко вверх. Раз, два вниз.» Опустите ножку. Повторите упражнение со второй ножкой. Не надо заставлять делать ребенка движения, если он не хочет!

Упражнения для ножек

Необходимо положить малыша на спину на твердую поверхность. Придерживая его за лодыжки, сгибайте и выпрямляйте ножки, припевая песенку:

Раз, два, три,

Коленочки согни.

Раз, два, три,

Коленочки согни.

Такое упражнение укрепит мышцы и подготовит ребенка к ходьбе. Не надо заставлять ребенка делать упражнения, если он сопротивляется.

Вверх по эскалатору

Возьмитесь за детские пальчики и осторожно приподнимите ручки малыша вверх, приговаривая:

Вверх везет нас эскалатор,

Вверх, вверх, вверх.

Вниз везет нас эскалатор.

Вниз, вниз, вниз.

Затем приподнимите ножки, напевая стишок. Поднимайте ножки, ручки ребенка, припевая песенку. Постарайтесь закончить упражнения, подняв малыша вверх, а затем опустив. Обязательно обнимайте и целуйте ребенка.

Поговорим вдвоем

В этом возрасте дети лепечут. Имитируйте звуки ребенка. Составляйте из лепетных слов малыша предложения. Если вы будете обращать внимание на определенные звуки ребенка, типа «ма-ма» ли «па-па», то малыш станет произносить их чще. Повторение лепета ребенка – это поощрение его речевой деятельности.

Аудиозаписи

Запишите на пленку лепетание вашего малыша. Включите воспроизведение и понаблюдайте за его реакцией. Волнуют ли малыша эти звуки? Начинает ли он отвечать магнитофону? Если ребенку нравятся подобные записи, попробуйте поставить ему другие звуки. Например, звуки природы. Это обеспечит отличные языковые возможности в будущем.

Связь через беседу

Разговаривайте с малышом, начиная с коротких предложений вроде «Какой сегодня чудный день». Когда малыш отреагирует каким – нибудь лепетом, перестаньте говорить и посмотрите ему в глаза, отвечайте ему улыбкой и кивайте. Малыш так поймет, что его понимают, слушают. Говорите дальше и сделайте паузу. Так ребенок поймет, что пришла его очередь лепетать и вам это нравится. Таким образом развивается речь ребенка.

Читай по губам

В три месяца ребенок произносит огромное количество звуков. Отвечая на его лепет, вы поощряете его произносить новые звуки. Повторяя за ним то, что он произносит, приложите его пальчик к своим губам. Пусть он почувствует их движение и воздух, выходящий изо рта во время разговора. Приложите ваши пальцы к его губам и подбадривайте малыша издавать побольше звуков.

Ба-ба-ба

Пойте любую песню, заменяя все слова одним слогом. Выберите для этих целей слог, чаще всего употребляемый вашим ребенком. Например, «ма» или «ба». Пойте песни, используя только эти слоги, вставляя иногда несколько слов. Можете таким образом петь любые песенки, которые вам нравятся. Чем больше вы повторяете звуков, издаваемых вашим малышом, тем больше новых звуков он будет произносить.

Давай брыкаться

Детишки любят брыкаться. Кроме того, это занятие способствует развитие двигательных навыков. Можно привязать к лодыжкам ребенка цветные ленточки, чтобы малышу было интересно. Можно купить специальные детские башмачки с яркими игрушками и погремушками.

Олимпийский переворот

Игры, позволяющие малышам перекатываться с живота на спину, способствует развитию грудной клетки и мышц рук. Поэтому надо поощрять ребенка переворачиваться. Положите ребенка на живот на мягкий ковер. Поднесите к его лицу любимую игрушку, например, медвежонка. Привлеките внимание ребенка к игрушке стишком или песенкой. Когда вы добьетесь внимания ребенка, уведите игрушку в сторону так, чтобы малыш проследил за ней глазами и повернулся к ней всем телом. Так проделывайте несколько раз, чтобы малыш поворачивался за игрушкой. Постоянное упражнение мышц спины и живота укрепляет их и делает эластичными.

Потанцуем

Крепко возьмите ребенка од мышками и сделайте несколько танцевальных движений. Попробуйте потанцевать под любимую песенку или стишок.

Жили у бабуси два веселых гуся

Детям нравится музыка и ритм. Находясь в материнском чреве, ребенок ощущает биение сердца и движение крови по телу. Возьмите две деревянные ложки и, постукивая ими друг о друга, напевайте песенку про двух гусей. Постукивайте ложками тихонько, увеличивая громкость, когда произносите слово «два». Скоро ребенок будет ждать этого громкого слова. Помогите малышу удерживать ложки. Пойте эту же песенку, когда он держит ложки в руках.

Жили у бабуси

Два веселых гуся,

Один серый, другой белый,

Два веселых гуся.

Музыка и пение помогает соединять нервные связи в мозгу.

Идет коза рогатая

Существует огромное количество развивающих игр (раньше их называли потешками), которые прошли проверку временем, причем не десятками, а сотнями лет. Одной из таких игр является игра «Коза рогатая». В нее играли наши бабушки и дедушки, наши мамы и папы, в нее будут играть наши дети, наши внуки. Она подходит деткам от четырех – пяти месяцев жизни. Эта игра благотворно влияет на развитие речи; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; тренирует ловкость, способность управлять своими движениями, терпеливость; развивает познавательные способности (внимание, память, творческое мышление), реакцию предвосхищения, фантазию; закладывает основы творческой личности; способствует развитию способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности; а кроме этого отлично развлекает и поднимает малышу настроение.

1. Положите ребенка на спинку в кроватку или посадите себе на колени.

2. Сложите пальцы на своей руке в виде «рогов» (мизинец и указательный пальцы выпрямить, безымянный и средний согните, придерживая их большим пальцем).

3. Начните водить возле малыша рукой – «рогами», медленно приговаривая

«Идет коза рогатая,

Забодаю, забодаю!!! (последние слова говорите быстро, «бодая» в животик малыша)»

«Идет коза рогатая,

За малыми ребятами (девчатами).

Кто соску сосет,

Молоко не пьет,

Того я на рога,

На рога посажу!»

Раз, два – раз, два

Крепко прижмите ребенка к себе и двигайтесь с ним по комнате, напевая любимые песенки и стихи. Ребенок почувствует вашу радость и хорошее настроение, и сам будет доволен. Попробуйте перейти на военный шаг. Вышагивая по комнате, отсчитывая «раз, два – раз, два». Можно раскачиваться, поворачиваться кругом, ходить на цыпочках или делать широкие размашистые шаги.

Давай качаться

Покачивания на коленях доставляет детям немало удовольствия. Кроме того, так малыши учатся удерживать равновесие. Вы можете покачивать малыша, сидящего или лежащего у вас на коленях на животе или спине. Всегда крепко придерживайте ребенка!!! Можно припевать такой стишок:

Мы ездили на рынок,

Купили пару свинок,

Сапожки, платья, шубки –

Вот и все покупки.

Ту – туу!

Проговаривая предложенный стишок, передвигайте пальцы сначала вверх по детской ручке, а затем – вниз:

Едет поезд – чух-чух-чух,

Колесами стуча.

Едет поезд – ту-тууу,

А теперь назад.

Повторите тоже со второй ручкой. Выразительно произносите «чух-чух» и «ту-тууу». Выразительная речь помогает детям эмоционально реагировать. Это активизирует мозг и способствует развитию памяти.

Изгибания и извивания

В своей кроватке маленькие детки постоянно ворочаются и извиваются. Эти движения подготавливают их к ползанью. Положите малыша животом на пол и понаблюдайте за ним. Положите перед ребенком любимую игрушку так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Перекатывайте игрушку туда – сюда. Малыш будет стремиться дотянуться до игрушку и будет двигаться. Дайте ему возможность дотянуться до игрушки и похвалите его. Такое упражнение развивает у ребенка уверенность в себе.

Подтолкните малыша

Положите ребенка на живот. Встаньте позади него и положите ладони ему на стопы. Почувствовав ваши руки, он постарается продвинуться вперед, отталкиваясь от ваших ладоней. Это подготовительное упражнение перед ползанье. Можете аккуратно подтолкнуть малыша.

Меняем руки

В этот период ребенок начинает перекладывать предметы из одной руки в другую. Вы можете помочь укрепить нервные связи, помогая малышу перекладывать предметы. Эта игра развивает простые двигательные навыки и координацию движения. Вложите ребенку в руку погремушку. Потрясите ручку с вложенной игрушкой. Покажите ему, как нужно перекладывать предмет в другую ручку. Для этого положите свободную ручку на погремушку, и ребенок автоматически ухватится за нее. Разожмите пальчики другой ручки и поцелуйте ее.

Куда подевалась игрушка

Подержите перед глазами ребенка его любимую игрушку. Затем спрячьте ее. Поощряйте малыша на поиск при помощи вопросов вроде: «она наверху?» Посмотрите вверх. «Она внизу?» – посмотрите вниз. Потом спросите: «может она у меня в руках? И правда, в руках!». Как только ваш малыш подрастет, он начнет сам искать игрушку, исчезнувшую из его поля зрения. Когда он начнет обращать внимание на то, куда вы спрятали игрушку, то будет следить за вашими движениями, когда вы станете убирать руку.

Лифт

Ребенок от трех месяцев, начинает чувствовать себя увереннее, лучше контролирует свое тело (держит голову), поэтому они еще больше изучают окружающий мир. Но то, что они видят лежа в кроватке или колясочке, уже их не устраивает. Именно с этого возраста они любят «перебирается» на руки к маме или папе (ведь отсюда лучше и больше всего видно). Самое время начинать с малышом играть в развивающую игру «Лифт».

Эта игра развивает органы чувств; способствует когнитивному развитию (память, внимание, творческое мышление, экспрессия); отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; учит ребенка сознавать положение своего тела в пространстве; стимулирует сенсорный аппарат; развивает умение оценивать расстояние и свое положение в пространстве, а также среди окружающих людей и предметов.

1. Крепко, но аккуратно возьмите малыша под мышками.

2. Поднимите его так, что бы его глаза были на уровне ваших глаз. Расскажите, во что будете сейчас с ним играть.

3. Медленно поднимайте ребенка вверх, приговаривая:

«Едем-едем вверх!

4. Также медленно опускайте вниз до пола:

«Едем-едем вниз!»

5. Поднимитесь и опуститесь «лифтом» несколько раз.

6. Можно останавливаться, так чтобы глаза ребенка видели ваши, и говорить «Встали в середине!»

7. Как только ребенок устанет, прекращайте игру. Скажите:

«Стоп, приехали!».

Игра с зеркальцем

Детям в любом возрасте интересно смотреться в зеркало. Для них это, наверное, самый загадочный предмет, в котором, если к нему подходишь, появляется такой же человечек, как и он. Почему бы не превратить это занятие в интересную развивающую игру «Свет мой, зеркальце».

Эта игра подходит детям от трех месяцев и до шести (хотя эту игру можно использовать и с детками более старшего возраста, если она им будет интересна, а она им будет интересна еще долго, уж поверьте!).

Эта игра помогает малышу узнать свое тело; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; вырабатывает навыки контроля движений разных частей тела; учится узнавать свое отражение; обучает определять левую и правую сторону; развивает познавательные способности.

1. Возьмите ребенка на руки и подойдите к зеркалу.

2. Обратите внимание малыша на отражение в зеркале.

3. Когда ребенок заметит свое отражение, возьмите ручку ребенка и помашите в виде приветствия. Скажите: «Смотри, малыш с нами здоровается!»

4. Выполняйте различные движения перед зеркалом (машите ручками, кивайте головой, кривляйтесь, показывайте различные мордочки, гримасничайте), принимайте различные позы (поворачивайтесь боком, стойте прямо, подержите ребенка на одной руке, потом на другой).

5. Как только вы заметите признаки усталости малыша, прекращайте игру.

Велосипедик

Одной из самых полезных развивающих игр для первых трех месяцев жизни, является игра «Велосипедик». Она помогает малышу учиться ощущать свое тело, укрепляет ножки, развивает моторику, чувство ритма, познавательные способности (внимание, память, экспрессию, творческое мышление), обучает синхронизации движений, помогает отрабатывать новые движения и улучшает уже имеющиеся двигательные навыки.

В эту игру лучше играть после смены подгузника.

1. Положите ребеночка на спинку. Аккуратно возьмитесь за пяточки и по очереди осторожно сгибайте и разгибайте ножки, имитируя движения велосипеда. Старайтесь, чтобы ваши движения были ритмичными.

2. Чтобы внести разнообразие: меняйте скорость «езды», чередуя быстрый темп с медленным; сгоните и разогните обе ножки вместе; пойте, рассказывайте потешки.

3. Игру необходимо закончить по требованию малыша. В конце игры поцелуйте его. Приласкайте.

Кач-кач

Подходящей игрой для детей от трех и до шести месяцев является игра «Качалка».

Она не только развивает ребенка, но и успокаивает и расслабляет, готовит его ко сну. Во время этой игры малыш учится принимать и удерживать позу; укрепляет вестибулярный аппарат; развивает органы чувств, а также чувство равновесия; приобретает моторные навыки, совершенствует уже имеющиеся двигательные навыки, а также ощущает чувство уверенности при совершении различных движений.

1. Сядьте на пол. Вытяните ноги и соедините их, слегка согнув их в коленях.

2. Положите малыша спинкой себе на ноги, так чтобы ножки ребенка упирались вам в нижнюю часть живота, а голова лежала на ваших коленях.

3. Возьмите за ручки ребенка. Медленно лягте на спину, не разгибая ног, так чтобы малыш оказался в стоячем положении.

4. Медленно сядьте.

5. Повторяйте «качающие» движения несколько раз, приговаривая:

«Кач-кач, Кач-кач,

Тише, маленький, Не плачь.

Кач-кач, Кач-кач, Купим Эммочке

Самолетик

Когда ребенку исполнится три месяца, он уже будет хорошо держать свою головку. Самое время приступать к новым развивающим играм, хотя старые, которые нравятся малышу забрасывать не стоит. Одной из самых подходящих игр для детей от трех месяцев и до шести является игра «Самолетик».

В нее лучше всего играть тогда, когда малыш хорошо выспался и у него хорошее настроение. Эта игра еще лучше познакомит его с окружающим миром (ведь с высоты все лучше видно), а также укрепит чувство равновесия и вестибулярный аппарат; улучшит зрение; поможет лучше ощущать свое тело; будет способствоватьразвитию способности находить и узнавать предметы из окружения ребенка, развитию органов чувств, психомоторному развитию и когнитивному развитию (памяти, вниманию, творческому мышлению).

1. Возьмите ребенка на руки. Аккуратно возьмите малыша за бока под ручками лицом к себе;

2. Сосчитайте до трех и медленно поднимите вверх на вытянутые руки;

3. И начинайте не спеша поворачивать вокруг собственной оси, потом обойдите с ним по комнате. Пусть ребенок рассмотрит все вокруг.

4. Во время игры издавайте звуки, похожие на гул самолета, называйте предметы, на которые смотрит малыш, здоровайтесь со всеми, кто встречается на вашем пути.

5. Сразу же «идите на посадку», как только увидите, что ребенок начал уставать

Колокольчик динь-динь-динь

Вам понадобится колокольчик или бубенцы на прищепке. Как только малыш научится сам направлять руку к своей другой руке или ступне и захватывать их, усложните игровую задачу,

Для этого используйте колокольчик или бубенцы, прикрепленные к прищепке. Прикрепите звеня­щую прищепку к рукавчику кофточки малыша, позвените, привлекая его вни­мание, научите малыша направлять руку к колокольчику.

Игра «Кто зовет малышку?»

Играйте в эту игру втроем. Положите малыша на диван или на большую кровать, а сами прилягте рядом, но так, чтобы он вас не видел.

Пусть вначале мама позовет малыша по имени, нежно и ласково, нараспев произнеся его имя. Когда малыш повернет голову, скажите: «Вот мамочка».

Предоставьте ребенку возможность порадоваться и еще раз услышать, как вы ласково и нежно зовете его.

Затем пусть папа позовет ребенка, а когда малыш повернет голову к нему, он скажет: «Вот папочка». И вновь позовет малыша. Играйте в эту игру снова и снова, и ваш малыш начнет различать вас по голосу.

Игра «Погремушка»

Приготовьте для игры погремушки с разнообразными ручками: в виде кольца, рукоятки, петли или гантели. Предложите ребенку погремушку, про­тягивая ее над рукой ребенка (поочередно правой и левой).

Если он не пытает­ся ее захватить, легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игруш­кой, а когда пальчики малыша раскроются, дотроньтесь до них кончиком по­гремушки -- ребенок обязательно попытается ее взять.

Обхватите кулачок ма­лыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу.

Встань, малыш, еще разок!

Малыш находится на полу.

Предварительно проверьте, достаточно ли безопасно для малыша это про­странство, нет ли твердых и острых углов, посторонних предметов.

Поставьте малыша на ножки, наклонитесь к нему, потянув вперед за обе ручки, позовите его к себе: «Иди ко мне, иди, топ-топ!» Желательно, чтобы рядом был диван или спинка кровати, которая может стать опорой для ребенка.

Маните малы­ша к себе, приговаривая:

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок.

Топ-топ! Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом, Топ-топ .

Покажите малышу, как нужно, придерживаясь за диван, спинку кровати, а потом стул, переходить от предмета к предмету. Отметьте радостными эмоциональ­ными возгласами успехи малыша, его любые активные действия, поддержи­те и помогите ему научиться двигаться по комнате среди предметов.

Игра с машинкой

Положите малыша на животик чтобы ваша нога служила ему порой для груди, а если ваш ма­нн умеет самостоятельно сидеть, кладите его лицом к себе.

Вам понадобится небольшая пластмассовая машинка. Подтолкните машинку по направлению к малышу, потом - от него.

Толкайте ма­жу туда и сюда, приговаривая:

Автомобиль по улице бежит, Пыхтит, спешит, в рожок гудит. Би-би-би, берегись, берегись, Би-би-би, бе-ре-гись, посторонись!

Возьмите автомобиль в руки, покрутите его колесики, сказав: «Это машинка - би-би». Помогите малышу научиться толкать игрушку, вначале вместе с вами, затем - подражая вам.

А где у нас …?

Когда ребенку исполнится 5-6 месяцев, то можно с ним начинать в еще одну развивающую игру «А где у нас …?». Эта игра рассчитана на взаимодействие родителей и ребенка. Она знакомит с собственным телом, с их названиями; развивает сенсорный аппарат, органы чувств, познавательные способности (память, творческое мышление, внимание); отрабатывает основные моторные навыки; знакомит с социальными нормами и учит общаться с другими людьми; способствует развитию способности к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности; устанавливает эмоциональный контакт и взаимопонимание между ребенком и родителями.

1. Задайте вопрос, где находится та или иная часть тела: «А где у Эмилии носик?»

2. Коснитесь данной части тела, в данном случае носика, и радостно скажите: «А вот он!»

3. Потом спросите: «А где мамин (папин, бабушкин, дедушкин) носик?

4. Возьмите ручку малыша и ею коснитесь своего носа. И снова радостно: «А вот он!»

5. Продолжайте игру, называя различные части тела (ротик, глазки, ушки, щечки, лобик, шейка, ручки, ножки и т.д.).

Буль-буль

Чтобы не тратить время для развития своего малыша, можно купание превратить в веселую, развивающую игру. Игра «Буль-буль» отрабатывает новые движения; улучшает моторику; развивает память, внимание, творческое мышление; знакомит с причинно-следственными отношениями (если ударить по воде – появятся брызги); прививаетлюбовь к водным процедурам; дает выход энергии ребенка; вырабатывает способность к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности.

1. Наберите в ванночку воды. Аккуратно, но крепко, возьмите малыша и посадите его в ванночку.

2. Возьмите его ручки и покажите, как можно шлепать по воде, чтобы получались брызги. Эти действия малышу очень понравятся, и он с радостью начнет шлепать своими ручками по воде.

3. Во время этих действий можно приговаривать:

«Буль-буль-буль,

Кораблики,

Кораблики плывут.

Буль-буль-буль,

Издалека,

Издалека плывут.

Буль-буль-буль,

На бережке,

На бережке ждут!

4. Во время игры весело восклицайте. Смейтесь, тогда и ребенок будет смеяться, и радоваться вместе. Конечно, вокруг ванночки образуется лужа воды, да и вы хорошенько промокнете, но радость и удовольствие вашего малыша стоит таких небольших «неприятностей».

Жонглер

Развивающая игра «Жонглер» отлично подходит для детей от пяти месяцев жизни. Эта игра вырабатывает моторные навыки (отрабатывает новые движения и улучшает уже имеющиеся двигательные навыки), упражняетноги; развивает познавательные способности и зрительно-моторную координацию и общую подвижность; обучает обращаться с твердыми и плотными предметами; знакомит с пространственными отношениями (близко – далеко).

Для этой игры необходим маленький пластиковый мячик.

1. Положите малыша на спинку в кроватку.

2. Покажите ему мячик. Дайте ему хорошо рассмотреть его.

3. Поднимите ножки малыша вверх и положите ему на ступни мячик.

4. Старайтесь сделать так, чтобы мячик не упал, хотя малыш будет подталкивать его, двигая ножками.

5. Если мячик упадет. Радостно сообщите ему об этом. И снова продолжайте игру.

6. Можно поместить мячик недалеко от ножек ребенка – он с огромным удовольствием будет стукать ножками по мячику.

7. Попробуйте научить малыша подбрасывать мячик и даже крутить его ножками.

По кочкам, по кочкам

Как только ваш малыш научится сидеть, с ним можно играть в подвижную игру «По кочкам, по кочкам». Эта игра, всегда сопровождается громким смехом, является не только развлечением, но и тренировкой, которая учит ребенка удерживать позу; укрепляет вестибулярный аппарат и двигательный контроль; вырабатывает чувство ритма и моторные навыки и совершенствует уже имеющие; развивает органы чувств, внимание, творческое мышление, память, а также музыкальные способности, но кроме этого способствует развитию реакции предвосхищения.

1. Посадите себе малыша на колени лицом к себе, так чтобы его ножки свешивались по разные стороны ваших ног.

2. Крепко, но аккуратно возьмите ребенка за руки или под мышки.

3. Начинайте совершать ногами движения вверх-вниз, отталкиваясь пятками от пола, так, чтобы ребенок подпрыгивал, словно он едет на лошадке. Движения должны быть ритмичными. Во время игры свои движения комментируйте – рассказывайте стишки. Их существует несколько вариантов. Выбирайте тот, что больше понравится, или, для разнообразия, используйте разные по очереди.

«Пан – едет, (медленные, аккуратные подскоки)

Пан – едет, (медленные, аккуратные подскоки)

Мужики, мужики!» (более резкие, быстрые подскоки)

«Едем-едем

На лошадке,

Едем-едем тихо, гладко (медленные, аккуратные подскоки)

По ровненькой дорожке, (медленные, аккуратные подскоки)

По камушкам, (более резкие, быстрые подскоки)

По кочкам, (более резкие, быстрые подскоки)

По кочкам!» (более резкие, быстрые подскоки)

«По кочкам,

По кочкам,

По маленьким цветочкам,

Прямо в ямку –

БУХ! (раздвигаете свои ноги и ребеночек, как бы, падает в «ямку». Естественно, вы его держите и не даете упасть. Сначала малышу будет немного страшно, но он быстро поймет, что вы его не уроните. И, вскорости, он уже со смехом будет ждать заветное «БУХ!»).

Ловкие ручки

Если ваш малыш хорошо сидит, то уже можно с ним перед кормлением поиграть в игру «Ловкие ручки». Эта игра хорошо тренирует способность ребенка удерживать в руках различные предметы; обучает манипулировать различными предметами; развивает координацию движений; устанавливает эмоциональный контакт и взаимопонимание между ребенком и родителями; знакомит его с социальными нормами и учит общаться с другими людьми; дает ребенку возможность чувствовать себя личностью.

1. Посадите ребенка на стульчик для кормления.

2. Покажите ему ложку, которой вы будете его кормить. Он сразу же схватит ее своими ручонками.

3. Покажите, как вы будете его кормить. Пусть он повторяет за вами. Если у него не получается, ненавязчиво помогите ему.

4. Когда ребенок наиграется, приступайте к кормлению. Не мешайте ему пытаться самому кушать. В этом возрасте он себя, конечно же, еще не накормит, он больше разбросаетпищу по стульчику, полу, но для него важен будет полученный опыт и сознание того, что он «сам» кушал.

5. Давайте ложку малышу то в одну руку, то в другую. Учите ребенка брать и отдавать. Давайте различные предметы ему в руки, а потом попросите, чтобы он отдал вам этот предмет назад. Постепенно, учите ребенка слаживать предметы в определенные места или доставать их откуда-нибудь.

Разноцветные огоньки

Если вашему малышу пять месяцев и больше, то можно с ним поиграть в развивающую игру «Разноцветные огоньки». Эта игра развивает органы чувств, познавательные способности (внимание, память, творческое мышление); отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся двигательные навыки; вырабатывает умение следить взглядом за движущимися субъектами; упражняет мышцы шеи; учит небояться непривычной ситуации; знакомит и тренирует различать и узнавать разные цвета; способствует выработке способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности.

Для игры необходим фонарик, целлофан разных цветов (одноразовые пакетики), небольшие картонные фигурки (квадратик, треугольник, кольцо, круг, цветочек, звезда и другие), резинка.

1. Наденьте на фонарь пакетик и закрепите его резинкой.

2. Оставьте в детской слабое освещение и сядьте рядом с ребенком.

3. Включите фонарик и покажите на световые пятна, которые появятся на потолке.

4. Поводите фонариком, чтобы ребенок заметил, как эти пятна двигаются.

5. Скажите какого цвета свет. Называйте предметы, которые осветил фонарик.

6. Пускай ребенок возьмет в руки фонарик и попускает световых «зайчиков».

7. На следующий раз возьмите пакетик другого цвета.

8. А позже поиграйте с фигурками. Положите фигурку на стекло фонарика, оберните целлофан и закрепите резинкой. И посмотрите, какое световое пятно получится в этот раз.

mam2mam.ru/articles/children/article.php?ID=723

С 4 месяцев у ребеночка проходит физиологическая гипертония мышц. Движения становятся уже более менее осознанные, сформированные и при этом свободные.

Играя, малыш тянется к игрушкам , стремится достать их, делая при этом разные движения свои телом.

В 4 месяца может перевернуться на бочек, в 5 — на животик и в таком положении проводит большую часть времени бодрствования, а это хорошая подготовка к формированию навыка ползания. К концу второго квартала (к 5-6 месяцам) малыш когда лежит на животике, опирается на свои ладошки прямых рук, и при этом поднимает голову и грудь. Он уже без особых усилий вертится в разные стороны и осматривает комнату и вещи вокруг него.

Ему это очень нравится и способствует нервно-психическому развитию. Ваш малыш в этом возрасте уже может вставать на ножки если его при этом держать под мышки , если ребенку протянуть руку, он схватится за нее и будет подниматься, а так же делает попытки ползать.

К 6 месяцам ребенок сам еще не садится, но попытки к этому уже есть. По истечении 3 месяцев жизни малыша обратите внимание, как у него ручки развиваются. Не так давно Ваш малыш случайно касался игрушки, а в 4-4,5 месяца при виде висящей игрушки он уже сам тянет ручки к ней.

В этом возрасте малыша учат брать игрушку (погремушку), которая находится над грудью у него или сбоку. Для этого надо приблизить игрушку к ладошке ребенка и вызвать желание взять ее (пассивное вкладывание игрушки в ручку ребенка дает меньший эффект). Научившись брать игрушку из Ваших рук, ребенок, лежа на животике, машет этой игрушкой и даже постукивает. Так вот, формируется первичная основа действий с игрушкой.

Ребенок теперь бодрствует гораздо активнее , он занят игрушками и не просит брать его на руки. Занятие игрушками вызывает у ребенка интерес к ним, предупреждает образование нездоровых привычек (например, сосание пальцев). В этом возрасте стимулирует его развитие так же как и до этого и гимнастика. Используется специальный комплекс, которому мать обучается на профилактических приемах в поликлинике, посещая комнату здорового ребенка Продолжительность упражнений 5-6 минут, проводят их ежедневно через 30-40 минут после кормления.

Развитие ребенка — от 3 до 6 месяцев

К 4 месяцам

— ребенок при общении с ним смеется громко,

— улыбается частенько,

— оборачивается на услышанный звук и находит того, кто этот звук произнес,

— узнает свою мамочку;

— хватает игрушку которая висит у него над грудью, а так же внимательно рассматривает и изучает эту игрушку;

— при кормлении придерживает своими ручками титю мамы или бутылочку.

К 5 месяцам

— различает звуки разных людей и среди них легко определит звук мамы,

— он может отличить строгую интонацию от ласковой когда к нему обращаются.

— По разному относится к знакомым ему людям и незнакомым, и выражает с разными людьми разные эмоции;

— может гулить певуче;

— из рук взрослого берет игрушку и держит ее;

продолжительное время лежит на животе, при этом голова высоко поднята и выпрямленными ручками опершись на ладошки;

— переворачивается со спины на живот;

— достаточно устойчиво стоит на ногах, взрослый при этом держит его под мышки.

К 6 месяцам

— на свое имя начинает реагировать;

— ему уже не составляет особого труда дотянуться до игрушки из любого положения (из положения лежа, лежа на животе или из рук взрослого) и длительное время занят этой игрушкой;

— переворачивается с живота на спину;

— пытается подползать к игрушке;

— начинает что-то балякать (какие-то слоги уже может произносить);

— кушает с ложечки, губками снимает пищу.

Показатели физического развития очень важны для оценки состояния ребенка . Обычно к 4,5-5 месяцам ребенок удваивает первоначальную массу тела. Ежемесячная прибавка длины тела (роста) во втором квартале составляет около 2,5 см.

Итак, ребенок прожил довольно важный период своей жизни - это его первые полгода . Во 2-ом полугодии он так же быстро развивается и растет, а родителям и воспитателям (если ребенок находится в яслях) надо снова решать какие-то новые задачи, чтобы воспитательный процесс был организован правильно и обеспечивал все стороны развития ребенка. Во втором полугодии мы будем рассматривать 2 квартала жизни малыша: с 6 до 9 месяцев и с 9 до 12 месяцев.