Вы думаете гуманные отношения между людьми. Гуманистическое отношение человека к человеку

Гуманистическое отношение человека к человеку.

Гуманистические идеи отношения человека к человеку в социальной педагогике требуют особого внимания.

Это ярко отразил в своих произведениях А.В. Суворов. Рассматривая понятие гуманизма , он сравнивает его с понятиями милосердия и благотворительности . Милосердие - это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; благотворительность - деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждающемуся в ней.

Казалось бы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное общество должно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия. Однако в своих работах А.В. Суворов иначе оценивает эти проявления общества. Милосердие по отношению к инвалиду он понимает как жалость. Гуманизм же - это сочувствие ему как человеку, попавшему в несколько более сложное положение, чем другие люди.

Рассмотрим принцип гуманизма на примере отношения к людям с ограниченными физическими и психическими возмозностями.

"Милосердие - это односторонняя опека инвалида, превращающая его в объект обслуживания. Тем самым инвалид лишается всех прав, кроме одного - "права" на благодарность за благодеяние, за то, что вообще из "милосердия" ему позволено физически существовать. Гуманизм - это совместное (помогающих и нуждающихся в помощи) осмысление и решение всех возникающих проблем. Милосердие, по его мнению, фактически разделяет людей инвалидов и неинвалидов: "они"- большой мир нормальных людей и "мы» - убогий инвалидный мирок, общечеловеческая культура и инвалидная субкультура.

Гуманизм - наоборот - это интеграция, объединение. Слияние всех людей в одном общечеловеческом коллективе, где у каждого временно или постоянно могут быть какие-либо трудности, проблемы, независимо от того, какой это человек. Только решение этих проблем может происходить по-разному с учетом особенностей того или иного человека. Гуманизм — это принципиальное признание равенства всех и личностной полноценности, осуществляемое вопреки, но с учетом тех или иных отклонений.

Таким образом, по мнению А.В. Суворова, инвалид воспринимается милосердием как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма - как активный и даже главный решатель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окружающих.

К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в милосердии. Такое отношение общества к людям с проблемами, действительно, выделяет их в особую группу, в то же время это формирует определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей, ориентированную на получение от общества и конкретных людей каких-либо привилегий, льгот, благотворительности.

Гуманное отношение к этой категории людей требует, прежде всего, достойного, равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодолении трудностей, возникающих у инвалида.

То же самое можно отнести к детям, имеющим отклоняющееся поведение. Такие дети у большинства населения вызывают чувства жалости и сострадания и поэтому первое желание - проявить благотворительность. Не случайно дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции детей) от каждого посещения взрослых ожидают, какие подарки им принесут. И на это направлена деятельность общества. Представители различных конфессий, представители властных структур, просто граждане, желающие помочь таким детям, прежде всего, оказывают им материальную помощь, тогда как гуманное отношение к этим детям требует уважения к ним, признания их человеческого достоинства, поиска путей, помогающих им преодолеть свои проблемы. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в способности ребенка, общение с детьми, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

1. достойного отношения общества ко всем людям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

2. признания права каждого человека быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать - значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

3. помощи человеку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции "Я сам", желания самому решать свои проблемы;

4. понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь людям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для людей и люди открыты для общества;

5. стремления не выделять людей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных людей; если мы хотим подготовить инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких людей с другими людьми.

Итак, гуманистическое отношение человека к человеку предполагает признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития человека, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.

Гуманность в наше время стала редким явлением. Некоторые люди даже не знают, что значит это слово. Вообще в переводе с латыни гуманность означает человечность, то есть умение уважать и признавать ценности человечества, достоинство каждой личности.

Чтобы убедиться в том, что современное общество очень далеко от гуманности, стоит просто проехаться в общественном транспорте в «час пик», когда уставшие и агрессивно настроены друг против друга пассажиры готовы подраться за свободное место. В такие моменты начинает казаться, что такая черта характера, как гуманность, лишь красивая выдумка, но, к счастью, это не так. В мире до сих пор остались лица, способные бескорыстно жертвовать чем-то ради общества, способных уважать и любить не только близких, но и незнакомых людей. Например, гуманной, по моему мнению, можно назвать известную актрису Анжелину Джоли, выполняющая обязанности посла доброй воли ООН и действительно заботится о детях-сиротах, жертвует большие средства на их содержание и даже усыновила нескольких малышей.

Тема гуманности широко отражена в мировой литературе. Например, в рассказе М. Горького «Данко» главный герой вырывает свое сердце из груди для того, чтобы осветить путь людям. Также проблему человечности поднял в своем бессмертном произведении «Фауст» гениальный немецкий писатель Гете. Он показал, что человек становится на самом деле счастливым лишь тогда, когда посвящает себя труду в пользу других.

Итак, я считаю, что гуманность — это чрезвычайно редкий дар, который нужно беречь потому что, имея его, человек действительно становится Человеком.

Гуманность — это уважительное, доброжелательное, сочувственное отношение к людям, умение быть сдержанным в оценке их поступков.

Развитие гуманизма уходит своими корнями во времена Возрождения. Именно тогда высказали мнение о том, что человека надо уважать и ценить таким, каков он. В наше время эти идеи через средства массовой информации широко пропагандируют и политики, и звезды.

Гуманность, прежде всего, предполагает снисходительное отношение к проступков окружающих, ведь ни один человек не застрахован от ошибок. Даже преступники имеют право на второй шанс, право искупить свою вину. Поэтому, я считаю, что отмена смертной казни стала еще одним шагом на пути развития гуманного общества.

Синонимом гуманности есть человечность, т.е. способность сочувствовать и помогать окружающим. В международном масштабе этот аспект проявился после Чернобыльской катастрофы. Тогда Куба абсолютно бесплатно организовала специальные лагеря для лечения и оздоровления украинских детей, пострадавших в результате той страшной аварии.

Важной и наше время является пропаганда гуманного отношения к ВИЧ-инфицированных, потому что общество за недостаточной информированности об этой болезни просто отворачивается от таких людей.

Поага национальных и общечеловеческих традиций и ценностей тоже является составной гуманности. Например в поэме И. Котляревского «Энеида» сказано, что во время войны между туром и Энеем по их взаимной договоренности бои на время прекращали, чтобы каждый народ мог достойно похоронить погибших воинов.

Следовательно, гуманность — это, прежде всего, взаимное уважение и человеческое отношение друг к другу. А без этого невозможно построить высоконравственное общество и крепкое государство.

Нравственный мир человека

Знаете такую пословицу: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Мне бы хотелось немного ее изменить: "Скажи мне, есть ли у тебя друзья, и я скажу, кто ты".
Когда наступает праздник - Новый год, Первое мая, Седьмое ноября, - людям хочется встретить его вместе. Собираются так называемые компании. Они бывают очень разные у людей разного возраста. Девушки и юноши, естественно, хотят познакомиться с новыми людьми, и часто именно на таком праздничном вечере завязываются отношения, которые могут продолжаться всю жизнь: и дружба, и любовь...
Как обогатить свою жизнь радостью дружбы? "Товарищество - дружба - любовь" - вечная, излюбленная тема молодежных

Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений.
Н. А. ДОБРОЛЮБОВ

диспутов, разговоров, вопросов, сомнений. Чего только не прочитаешь в сочинениях о дружбе!
"Друг - это тот, кому можно рассказать про себя все-все, и он поймет, не осудит, никому не перескажет". Верно? Кое-что, пожалуй, верно. Но не это, по-моему, главное в дружбе.
"Друг у человека бывает один-единственный. Это тот, для кого человек может забыть сам себя". Верно? По-моему, не очень.
"Если у человека много друзей - значит это очень хороший человек. Потому что в дружбе, как и в любви, нельзя только брать, не отдавая. А если у человека хватает сердца, чтобы отдавать его многим людям, - значит, он очень хороший". Верно? Да, очень, очень, на мой взгляд, правильно.
Три мнения, казалось бы, сходных и в то же время очень разных. Почему другу нужно обязательно рассказывать "все-все"? Помните Лермонтова: "...а душу можно ль рассказать?" И нужно ли? Даже самому близкому человеку можно не успеть или не суметь рассказать о себе всего, но, если он действительно друг, он так тебя знает, что и сам может догадаться, как ты поведешь себя в том или ином случае! Хорошо, что друг тебя поймет. Но - не осудит?! А кто же нас осудит, если не друзья? Кому же мы так поверим, как не нашим друзьям? От кого нам не обидно выслушать резкое слово, если не от друзей?
Другое мнение: друг бывает один-единственный. Почему? Разве оттого, что мы будем любить и уважать, скажем, трех наших друзей, каждый из них получит только треть нашей привязанности? Здесь арифметика не помогает. Как в сердце матери с каждым новым ребенком рождается новая любовь, так каждый друг занимает свое полноправное место в нашей жизни. И не надо для друзей забывать себя. Надо помнить их - только и всего. Но об этом мы еще поговорим - чуть позже.

Вот очень, по-моему, верно сказано: если у человека много друзей - значит, он хороший... Да, дружба требует душевных сил, и немалых. ...Она требует умения помнить - всегда, во всякую минуту жизни, - о том, что твои мысли, чувства, твоя забота, твое внимание, твои дела нужны и важны друзьям. И каждый твой поступок оказывается не только твоим: ответственность за него твои друзья разделяют с тобой, а ты - с ними.

Главное в дружбе, на мой взгляд, - безусловная вера. Вера в то, что мои, собственные мои дела важны для моих друзей, как их собственные. И вера моих друзей в то, что их дела важны для меня. Вера в то, что мы всегда в трудную минуту примем одно и то же решение. Что, если я ошибусь, друзья скажут мне об этом резко и прямо. Что мы никогда не сможем стыдиться друг друга. Что мои друзья гордятся мною, так же как я горжусь ими. Вот что такое, на мой взгляд, дружба.
Так дружить нелегко. Но "своя ноша не тянет", - говорит пословица. И мне жалко людей, которые растеряли где-то в молодости своих друзей, пожалели на них душевных сил. Я верю: у настоящего человека всегда есть силы для дружбы. Скажи мне, есть ли у тебя друзья, и я скажу, кто ты...

"Имя этой теме..."

Не смоют любовь ни ссоры, ни версты. Продумана, выверена, проверена.
Подъемля торжественно стих строкоперстый,
клянусь -
люблю
неизменно и верно!

Знаете, кто это написал? Конечно, Маяковский. Человек, который пронес через жизнь любовь, огромную, как его поэзия, как его голос, как его стремление к счастью.
Каждому ли это дано? Почему один человек проносит через всю жизнь одно чувство, высокое, благородное и счастливое, а другой мечется, калечит жизнь себе и другим, никому не приносит радости и так и умирает, не познав настоящей любви? Как ее найти, настоящую, единственную? Как сохранить ее, если нашел?
На все эти вопросы нельзя дать определенного, исчерпывающего ответа. Сотни книг величайших писателей, гениальные стихи, музыка, картины великих мастеров рассказывают нам о любви по-своему, не так, как 19*
рассказывали до них. Приходят новые поэты, новые художники, музыканты, философы и говорят свое, новое. Любви нельзя научить. Нельзя дать готовый рецепт: как завоевать любовь, как удержать, сохранить ее.
Но можно и нужно думать о любви, готовиться к ней, понять раз и навсегда: любовь - серьезная, и трудная, и счастливая проверка человека, его нравственных качеств.
Когда человеку двенадцать-тринадцать лет, он презрительно говорит о любви: "Чепуха, выдумки, очень мне это надо!" И, бывает, подсмеивается над влюбленными, пишет в неподходящих местах знаменитую формулу: "Галя + Витя = ?", кричит вслед проходящим юноше и девушке: "Жених и невеста!"
Через два-три года человек молчит. Он читает книги: у всех героев - любовь! Он смотрит фильмы: Гамлет любит Офелию, это понятно. А вот мать Гамлета королева Гертруда - она почему любит подлого Клавдия? Везде любовь: и в "Войне и мире", и в "Разгроме" Фадеева, в "Сереже" Пановой, и в том фильме, на который не пускают до шестнадцати лет. А почему не пускают? Значит, в любви есть что-то плохое, о чем нельзя знать детям?
У Маяковского есть такие строчки: "Это сквозь жизнь я тащу миллионы огромных чистых любовей и миллион миллионов маленьких, грязных любят". Вам надо знать об этом. Любовь бывает разная - в огромной, чистой любви нет ничего плохого, есть только прекрасное, только высокое. В "маленьких, грязных любятах" все низко, все мелко, все недостойно Человека.
12 августа 1964 г. в газете "Комсомольская правда" была напечатана большая статья известного вам всем драматурга Виктора Розова "Счастливой любви!" Писатель, знающий и любящий молодежь, поделился с ней своими мыслями о самом прекрасном, но и самом трудном из человеческих чувств. Что же пишет В. С. Розов?
"...Если любить способен каждый, то далеко не все умеют любить. Пожалуй, даже

Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.
Л. Н. Толстой

Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает. I Но и любовь - мелодия...
А. С. Пушкин

редко можно встретить человека, умеющего любить. У многих любовь протекает по принципу: "плыви, мой челн, по воле волн..." Уметь любить - это прежде всего умение не распускать себя".
И дальше В. С. Розов говорит: "Я рассматриваю любовь прежде всего как акт творчества. Настоящая и естественная любовь особенно способствует выявлению индивидуальности, особенности человека. И когда я говорю о любви, как об акте творчества, то включаю сюда и повышенную деятельность человека в самых разных ее проявлениях.
...Любовь может быть созидательной и
может быть разрушительной......Уметь в любви оставаться человеком благородным далеко не всегда легко. Здесь от человека требуются большие внутренние усилия. И красота, и достоинство измеряются в жизни и тем, как человек любит".
Вот обо всем этом вам нужно, необходимо задуматься. Оказывается, и любовь, как товарищество, как дружба, не приходит сама - ее надо заслужить, ее надо добиться, надо научиться любить. Можно создать свою любовь - чистую и возвышенную, а можно и разрушить. Зависит это от нас самих.

Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.
А. И. ГЕРЦЕН

Посмотрите на эту девчонку. Вот она собирается на вечер. У нее самое модное платье, самые красивые туфельки, великолепная прическа. Она оживлена, глаза блестят, щеки горят - она прелестна, привлекательна. Конечно, она понравится кому-то. Конечно, кто-то проводит ее сегодня с вечера, а может, и завтра, и послезавтра, и через год. И кто-то из девушек, грустно стоящих сегодня у стены, позавидует ей, скажет: "Вот - родилась красивой, ей и счастье!"
Нет, красивыми не рождаются. Красивыми становятся. И мы еще ничего не знаем об этой девчонке. Может быть, любовь к ней погаснет так же быстро, как вспыхнула: с ней скучно, у нее ничего нет за душой - она вся на виду: платье, туфельки, прическа, а дальше что? Пустота. Может быть, так. А может, за внешней красотой скрыта в н у т р е н н я я, та, которую человек создает в себе сам. Может, жизнь ее полна интересов, дерзаний, мыслей, поисков, добра, благородства. И тот, счастливый, кому откроется этот мир внутренней красоты, уже не сможет уйти от

него, забыть о нем - он разделит этот мир. Возникнет любовь, огромная, чистая.
Вы поняли, как заслужить любовь? Внутренним, духовным. богатством, которое можно отдать любимому человеку. Отдавать не жалко. Ведь столько получаешь взамен! Это - простой секрет. Но не все о нем знают, вернее, хотят знать.
Чем духовно богаче человек, чем полнее его жизнь, тем интереснее, привлекательнее он для других людей. Чем больше может человек отдать добра, внимания, заботы, тепла, мысли, знаний, чувств, тем больше он и получит от других. Значит, умение любить - это прежде всего умение отдавать накопленные тобой духовные богатства. Научиться любить - значит научиться быть хорошим человеком.
Тот, кто не умеет любить, никогда не поймет этого. Он тоже может испытать любовь, но она не будет благородной, не поможет ему жить, работать, проявлять свою индивидуальность в творчестве. Она не принесет радости. А настоящая любовь - всегда радость, даже если она не взаимная. Потому что это радость отдавать себя любимому человеку, думать о нем, заботиться, помнить каждую минуту, нести перед ним внутреннюю ответственность за свои поступки! И в настоящей любви нет места недоверию, отчаянию, обидам, злобе... Настоящая любовь благородна: она вся-стремление к счастью того, кого ты любишь.
Есть люди, не испытавшие настоящей любви и потому в нее не верящие. Для них все просто. Чего там - внутреннее богатство, духовная близость, умение быть другом любимому человеку, отдавать ему свои мысли, чувства, свое время, свое творчество. Это все слова! А на самом деле: понравились друг ДРУГУ - полюбили; разонравились - разлюбили, чего тут сложного! Эти люди - циники. Они ни во что не верят.
Есть другие. О эти борцы за нравственность! Ходят, например, мальчик с девочкой вместе в школу и из школы - "Ах, бесстыдники! С таких лет влюбляться! Безобразие!" А может, дружат, да и все! Этого наши защитники нравственности не понимают. Или: полюбил седеющий человек немолодую женщину. "Интересно, какую выгоду он преследует"? А может, в жизни этих немолодых людей столько было боли и радости, и одиночества, и поисков - такое накопили они богатство, так щедро одарили им друг друга, такое счастье друг другу принесли... "Еще бы, счастье! Просто у нее отдельная квартира. Нехорошо, стыдно: как это можно - полюбить в сорок лет!" Люди, которые так говорят, - ханжи. Они вредны, потому что на словах защищают любовь, а на деле губят ее. Не надо верить ни циникам, ни ханжам. Не надо их слушать.
Есть любовь! И в шестнадцать лет и в сорок. И, пожалуйста, не смейтесь над влюбленными - уважайте их. Ничего нет выше любви, недаром Горький сказал: "Все прекрасное на земле произошло от любви к женщине".
А та строчка, которой названа эта глава, - знаете, откуда она? Ею кончается один из самых потрясающих гимнов любви, созданных человечеством: вступление к поэме Маяковского "Про это". Вот конец вступления:

Эта тема пришла,
остальные оттерла
и одна
безраздельно стала близка.
Эта тема ножом подступила к горлу.
Молотобоец!
От сердца к вискам.
Эта тема день истемнила, в темень
колотись - велела - строчками лбов.
Имя
этой
теме
.....

Каждый, кто читает эти стихи, договаривает в уме - нет, не в уме, а скорее в сердце своем: "Имя этой теме - любовь". Но поэт не написал слова, которое мы договариваем в своем сердце. Оно слишком высоко и чисто, чтобы произнести его... Подумайте над этим. Не нужно "болтать" о любви, лучше хранить в своем сердце бережное уважение к ней, тогда она придет к тебе, счастливая и чистая.

Мама, папа и я...

От разговора о любви мы, естественно, перейдем к разговору о семье; ведь именно в семейных отношениях полнее всего проявляется это чувство: и материнская, и отцовская, и братская любовь, и, конечно, прежде всего любовь между мужчиной и женщиной.
Вы слышали, вероятно, рассказ о маленькой девочке, сказавшей матери: "Тебе легко было выходить замуж, ты ведь за папу выходила, а мне надо будет за чужого!" Эта девочка маленькая. Но и в более взрослом возрасте нам бывает трудно представить себе, что наши родители были когда-то чужими людьми, настолько они едины в нашем представлении. Как достигается это единство? Как создается семья? И не рано ли вести разговор об этом с вами, еще даже не имеющими паспорта? Да и не принято как будто говорить об этом с подростками... Мне кажется, с вами нужно говорить обо всем, о чем вы сами думаете. А разве вы не думаете о семье, о браке, разве вас не волнует, как построить и сохранить семью?
То естественное единство, которое вы видите у ваших родителей: единство взглядов, вкусов, мнений, образа жизни, даже привычек - оно не пришло само, оно создавалось долгие годы, создавалось потому, что мама и папа старались в чем-то уступить друг другу, в чем-то убедить друг друга, потому что каждый из них учился больше думать и заботиться о другом, чем о себе.
А сколько семейных трагедий происходит именно потому, что люди не умеют быть внимательными друг к другу, ставить интересы другого выше своих! Этому умению можно научиться и в вашем возрасте - вот почему имеет смысл говорить с вами о семейных проблемах уже сейчас.
Умеем ли мы думать о наших родителях больше, чем о себе? Мы так часто обижаем их невниманием просто потому," что не научились быть внимательными. Мелочи, пустяки: сын не пришел вовремя обедать, обещал сходить в магазин и не сделал этого, забыл убрать свой стол или свою комнату... А ведь у матери были свои дела, ей пришлось бросить или отложить их, чтобы "подстроиться" к сыну. Мать сумела подумать о сыне - а он о ней? Это мелочи, да, но они воспитывают характер. Научившись преодолевать себя в мелочах, помнить о родителях, об их времени, об их беспокойстве за тебя, ты готовишь себя к тому, чтобы и в своей будущей семье уметь заботиться и помнить о другом человеке!
Вы видели не раз, наверное, как встречают мальчики мам, пришедших в школу: проходят мимо, бочком, сторонкой, как незнакомые. А почему? Да из самого обыкновенного страха: чтобы не сказал кто-нибудь, что они маменькины сыночки. Страх перед глупой мальчишеской болтовней оказывается сильнее желания сделать приятное матери!
Однажды я видела, как встретил в школе свою мать мой ученик, девятиклассник. Он бросился навстречу матери, снял с нее пальто, бережно повел по лестнице... Этот мальчик гордился своей матерью, и мать гордилась им - так приятно было смотреть на них!
В семье их было четверо: отец, мать и два сына. Отец научил своих мальчиков с детства: мать в семье главная. Нас трое, а она - одна. Мы ее оберегаем, мы ею гордимся, мы помогаем ей чем можем. Все хозяйственные дела были в этой семье поделены поровну - у матери оставалось время, чтобы читать, интересоваться искусством, заниматься спортом, думать, дружить с разными людьми, в том числе с собственными сыновьями, любить отца...
В хорошей семье непременно есть свои традиции: семейные праздники, обычаи, распределение обязанностей... Но часто дети, подрастая, ломают эти традиции: перестают помогать родителям, нарушают семейные привилегии. Бывает и так: выросший сын намекает родителям, чтобы они ушли куда-нибудь, у него, видите ли, день рождения, у него соберутся товарищи, маме с папой незачем при этом присутствовать... И не понимает этот сын, что сам, своими руками разрушает то, что с любовью, с вниманием создали родители: семью.
В вашем возрасте иногда кажется, что любовь бывает в двадцать, ну, в двадцать пять лет. А у более старших людей какая уж там любовь! Приглядитесь к своим родителям. Вы увидите: они любят друг друга. Они сохранили и пронесли эту любовь через годы и трудности, теперь вы выросли и должны тоже охранять, тоже беречь их чувство.
Дело не только в том, чтобы освободить маму и папу, дать им побыть вдвоем, хотя и это важно. Уважайте их любовь, храните ее: не заставляйте своих родителей волноваться, ссориться, беспокоиться из-за вас. Берегите созданные ими семейные традиции и обычаи. А когда станете взрослыми, когда у вас самих будут дети, научите их с детства: семью надо строить, сама она не построится. Научите их беречь и уважать любовь, вашу и свою, будущую.

Что такое счастье?

Мы подходим к концу нашего разговора. Помните, мы уже задавали себе этот вопрос: для чего живет человек, в чем его счастье?
"Человек создан для счастья, как птица для полета" - сказал на рубеже нашего и прошлого веков писатель огромной доброты и честности - В. Г. Короленко. А вот эти слова Гайдара вы и сами прекрасно помните: "Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной".
Карл Маркс на вопрос, что такое счастье, ответил кратко: борьба!
Что же - все они говорили о разном? Нет, об одном и том же. Потому что все они настоящие люди. Счастье настоящего человека - в борьбе за честность, за справедливость, за яркую, полную и богатую жизнь для всех; счастье в том, чтобы любить свою страну и свой труд отдавать ей! В том, чтобы с каждым днем делаться лучше, добрее, благороднее, чище, больше знать, больше уметь; счастье - в дружбе, в любви, которая помогает тебе жить, работать, думать, искать и творить.
Мы с вами уже видели, как изменялся с веками нравственный мир человека. Изменялось и его представление о счастье. Для далеких наших предков счастье было очень, с нашей точки зрения, узким: добрая природа - вот, пожалуй, и все. Чем богаче становился нравственный мир человека, тем шире, разностороннее, богаче становилось и его представление о счастье: возникла мечта о справедливости, о равенстве, о братстве всех людей, о мирных и честных отношениях между ними, о взаимопомощи людской...

...Самое великое счастье в жизни человека - это те чувства, которые ты можешь дать людям и люди тебе - твои близкие и далекие, тебе подобные.
Ф. ДЗЕРЖИНСКИЙ

Мы с вами живем в стране, где эта мечта человечества осуществилась. Что же, значит, людям уже не о чем мечтать, некуда развиваться? Что же ждет нас в будущем?
"Я выхожу из дому и сажусь в автобус. Он, конечно, бесплатный. Приезжаю в город. Иду по городу - все магазины, столовые, кафе, рестораны, кино, театры - все открыто и все совершенно бесплатно. В магазине каждый берет что хочет. Я выбираю новый радиоприемник. Робот отнесет его ко мне домой... Выхожу из магазина, иду в кино. По дороге встречаю товарища, он невеселый: съел шесть порций мороженого и простудился. Я его провожаю в аптеку. Там робот выдает нам лекарство, мой товарищ моментально поправляется, и мы идем в кино".
Так описал картину счастливого будущего один - правда, небольшой - мальчик. А мне что-то так скучно стало читать это описание! Роботы, магазины, бесплатное мороженое - разве это и все, к чему мы стремимся? Неужели только за это мы боремся?
В журнале "Костер" за 1963 год напечатаны главы из книги Юрия Яковлева "Зеленая лампа и Красная звезда". Эта книга рассказывает о жизни в будущем, и вот там тоже некоторые "юные наблюдатели" увидели в будущем только кнопки, которые надо нажимать. Нажал раз - обед, нажал другой - убрали посуду, нажал третий - готов костюм. А дальше почитаем вместе:
"...и вдруг я чувствую, что привык к бесплатной жизни. Привык не лезть за деньгами в карман. Привык не ждать сдачу. Бесплатный хлеб стал для меня таким же, как бесплатная вода, бесплатный воздух, даровое солнце. И я уже позабыл, как выглядят деньги. И научился нажимать кнопки.
И то, что вокруг меня все бесплатно и легко, не делает меня счастливым. А коммунизм - это же счастье!"
Но вот герои книги видят еще кое-что в будущем: плачущую старую женщину - у нее пропал сын, улетевший на далекую планету; ученого - он трое суток работал, "его валит с ног усталость, а он не покидает своего рабочего места". Никто не заставляет

Никогда еще невежество никому не помогло!
К. МАРКС

людей будущего идти навстречу опасностям и усталости; они сами делают это - в этом жизнь, счастье! Герои книги увидели в будущем людей, "которым предстоит бороться, открывать, творить. А это никогда не было легким делом".
Мне очень понравилась эта книга; в ней сказано самое важное: коммунизм - это счастливая жизнь, но это не легкая жизнь. Счастье в том, чтобы было трудно, чтобы преодолевать эти трудности, бороться с ними - и побеждать. А чтобы победить, надо быть сильным, честным и благородным, надо многое знать, уметь дружить и любить-
Значит, и человеку будущего будет нужно все то, о чем мы с вами говорили. А ведь люди будущего - это вы. Вам предстоит жить в коммунистическом обществе. Готовьте же себя к тому, чтобы построить это общество и войти в него полноправными членами. Обогащайте свой нравственный мир сегодня, сейчас. Этим вы приблизите наступление коммунизма.

Подведем итоги...

Все ли мы сказали о нравственном мире человека? Разумеется, нет! Ведь эта тема безгранична, над ней можно думать, о ней можно спорить, ее можно исследовать целую жизнь. Мы только наметили проблемы, над которыми каждому еще не раз придется задуматься.
К каким же выводам мы пришли?
Прежде всего: нравственный мир человека не остается неизменным. Он изменяется в зависимости от условий жизни общества. И, значит, самый чистый, самый богатый, самый прекрасный нравственный мир будет у человека коммунистического общества.
Нравственный мир человека нашей эпохи, нашей страны богат и разнообразен. Понять его помогает нам Программа КПСС, моральный кодекс строителя коммунизма. Выполняя требования Программы, морального кодекса, мы готовим себя к будущему.
Гражданин нашей страны должен быть духовно богат. В его нравственный мир должно входить творческое отношение к труду, образованность, умение выбрать свое призвание, любовь к природе, понимание искусства...
Гражданин нашей страны должен л ю-бить людей, уметь заботиться о них, быть хорошим товарищем, верным другом, уметь любить, строить семью.
Счастье гражданина нашей страны - это борьба за светлое будущее всех людей на земле.

Н.Г. Долинина

Размещение фотографий и цитирование статей с нашего сайта на других ресурсах разрешается при условии указания ссылки на первоисточник и фотографии.

Нравственная культура - это часть духовной культуры человека, причем главная часть. В этом ее особенность. Как и всякая культура, нравственная культура складывается из нескольких элементов. Каких - подумаем вместе.

Мораль и выгода . Немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) провозгласил: «Доверие к жизни утрачено, сама жизнь потеряла смысл». Если слово «жизнь» заменить здесь словом «мораль», то фраза эта замечательно отразит настроение определенной части общества сегодня.

Психологически это объяснимо. Иному человеку, вечно спешащему куда-то, вообразившему, что он покорил природу, когда на самом деле только потерял с ней связь, даже в голову не приходит остановиться и подумать о таких «пустяках», как мораль.

Этот человек, судящий о книгах великих писателей по плохим фильмам, а о картинах мастеров - по тусклым иллюстрациям в популярных журналах, разуверился в способности разума установить правильность норм и идеалов человеческого поведения. Он отрицает, отбрасывает «вечные истины», выстраданные человечеством, и говорит: «Все мои поступки должны определяться только одним - моей выгодой».

Проведем эксперимент. Поставим себя на место этого человека, на минуту примем его взгляды и попытаемся понять, что же нам придется в этом случае выбросить как ненужный хлам и к чему это нас приведет. Раз мы становимся на его точку зрения, прежде всего придется вновь вернуться к понятиям добра и зла. В разные времена их смысл понимали по-разному, однако есть поступки, человеческие качества, которые всегда оценивались одинаково. Например, предательство, подлость, клятвопреступление во все века считались занятиями малопочтенными. И наоборот - честь, совесть, милосердие признавались благом. Но мы подчас во все это не верим и предполагаем, что новая высшая ценность - наша выгода, наш эгоизм. В таком случае добро только то, что приносит выгоду, а следовательно, сюда можем записать и бесчеловечность, и предательство, и даже убийство (почему бы и нет, если это принесет нам звонкую монету и повышение по службе?). В окружающих нас людях мы больше не видим родных, любимых, друзей, они для нас средство подняться еще на ступеньку выше, мы шагаем по головам и процветаем.

Но вот тут-то и начинается неувязка. Если мы ставим себя вне морали, то те, «глупые», люди, которые продолжают ориентироваться на общечеловеческие ценности, в конце концов отойдут от нас, оставляя нас в обществе таких же, как мы, предельных себялюбцев. Ни истинной любви, ни дружбы у нас отныне не будет - только вечная погоня за богатством и удачей, пока... кто-то более ловкий не перегрызет горло нам. Потому что если мы взяли на себя право топтать других, то кто-то получает точно такое же право в отношении нас. А предавая, не стоит надеяться, что по отношению к нам будут поступать честно. Сиюминутная выгода от какого-либо аморального поступка может оборачиваться невыгодой в перспективе. Хотя было бы не совсем верным полагать, что в жизни злой поступок обязательно будет наказан.

Итак, решайте сами: являются ли гуманные отношения между людьми чьей-то случайной выдумкой или естественной необходимостью, на основе которой общество только и может нор-мально развиваться? Выбор здесь невелик: или гуманные, человеческие отношения, или атмосфера всеобщей вражды в постоянном ожидании удара из-за угла.

Эти-то «вечные ценности», которые так лихо отбросил наш герой, и составляют один из элементов нравственной культуры человека, ее теоретическое содержание.

Все изменяется, вечным остается вопрос, неизбежно встающий перед каждым человеком: добро или зло, мораль или неразборчивость в средствах достижения выгоды для себя?

Выбирать вам.

Человек - творец самого себя . «Выбирать? - спросите вы.- Но способен ли человек что-либо выбирать и творить себя? Ответствен ли он за то, что из него в конце концов получилось, ведь есть еще жизненные обстоятельства?»

Вопрос серьезный. Полной свободы, как вы уже знаете, в жизни человека быть не может: мы живем в обществе, и оно в чем-то ограничивает нас. И все же в создании себя человек наиболее свободен. Вашему стремлению прокатиться в Париж или познакомиться с любимой кинозвездой могут помешать реальные жизненные условия. Но ответьте, что или кто может помешать вам попытаться совершить добро, от которого вы не получите никакой выгоды, или мелкую подлость, за которую не последует никакого наказания?

Если вы задумаете стать министром, а станете дворником, в этом, возможно, будут виноваты обстоятельства. Но если вы решите прожить жизнь честным человеком, а превратитесь в подлеца - кого в этом винить? Можно, конечно, свалить все на жизненные обстоятельства. Мешают, мол, они быть хорошим. Это, однако, легче всего.

Почти каждый день человек оказывается перед выбором сделать что-либо так, как удобней или как должно. В этом выборе и заключается творение самого себя.

Ни один человек не рождается ни подлецом, ни героем. Но как гениальный скульптор высекает из бесформенной глыбы мрамора статую, так и каждый из нас своими повседневными, часто почти незаметными делами творит себя, а подвиги или преступления являются результатом этой работы.

Итак, мы вольны творить из себя все, что угодно, однако есть у этой свободы и оборотная сторона: ответственность за сделанное лежит целиком на нас.

Но главное даже не в этом. Важно оставить после себя добрую память. А для этого надо иметь душу, не запятнанную шкурными интересами и подлостями различного калибра. Таким образом, получается, что для нравственной культуры одних знаний о моральных ценностях мало. Нужно еще что-то...

Моральные знания и практическое поведение личности . Гарантирует ли знание законов, что человек непременно станет их исполнять? Общеизвестно, что нет. Как же тогда мораль? Ведь в отличие от закона за нарушение ее норм (правил) даже официального наказания не предусмотрено.

Давайте же поразмышляем, что может обеспечить выполнение норм морали.

Простейший на первый взгляд выход - взять и превратить их в законы. Просто, но глупо. Глупо по нескольким причинам.

Во-первых, можно ли подогнать под какие-нибудь законодательные нормы такие понятия, как «сострадание», «честь», «совесть»? А во-вторых, даже если бы это удалось, все ли исполняющие их люди становились бы моральными?

Был у нас долгое время и такой подход: большинство всегда право, всегда морально. А раз так, то оно быстро разберется с теми, кто мораль захочет нарушить. Но так ли это? Подумайте и сами ответьте на поставленный вопрос.

Было, наконец, и еще одно разрешение проблемы, правда ориентированное в будущее. Нарушения моральных норм, да и вообще преступления, говорили сторонники такой точки зрения, есть результат имущественного неравенства. Когда будет создан такой строй, при котором потребности всех людей будут удовлетворяться, исчезнут и причины преступлений. Но как же быть тогда со стремлением некоторых людей к власти любой ценой, с завистью к таланту другого (легенда о Моцарте и Сальери)? Ведь эти чувства не устранишь, обеспечив людей материально. И что заставило дочь американского газетного короля Патрицию Херст, у которой было решительно все, что бы она ни пожелала, собрать банду и грабить банки, убивая при этом людей? В то время как доктор Альберт Швейцер бросил налаженную жизнь и блестящую карьеру, чтобы уехать в Центральную Африку и организовать там лепрозорий для лечения прокаженных. Две судьбы, два выбора.

Очевидно, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантии - в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально. Это еще один элемент нравственной культуры.

Критический анализ собственных помыслов и поступков . Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актером, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актер он был никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя свою злую судьбу и императора, которому приходят в голову такие бредовые идеи.

Здесь перед нами встают сразу две проблемы:

  1. Проблема оценки и самооценки. «Человек... есть лишь то, что сам из себя делает»,- считал французский философ Ж.-П. Сартр (1905-1980). Человек таков, каким он проявляется в своих поступках. И что бы он сам о себе ни думал, мир будет его оценивать именно по ним (чтобы ни у кого из нас не возникло комплексов «непризнанного гения»). Не взять ли это же правило и для самооценки?
  2. Проблема «быть или казаться». Хотите ли вы действительно чем-то быть в этом мире или только казаться? Второе легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но в то же время, избрав такой путь, вы рискуете оказаться в положении Нерона с той лишь разницей, что если недовольство им люди скрывали, так как он был императором, то недовольство вами будет выражаться открыто, в конкретных действиях и неприязни. Но, кроме того, может быть, это и есть самое главное: для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, неподлинности, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования отличается от остальных тем, что он бесконечен. Можно довольно быстро достичь своего потолка в спорте, науке, искусстве - это определяется мерой отпущенных тебе возможностей. Но совершенствование моральное зависит целиком от тебя, определяется только тем количеством добра, которое ты несешь в мир. Как добро, так и зло, отданное тобой людям, к тебе же и вернется. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».

Подведем итог. Мы говорили о нравственной культуре. Она складывается из нескольких элементов: из наших знаний о моральных ценностях, из умения критически оценивать свои помыслы и поступки. И конечно же, из наших практических действий, умения поступать морально, т. е. быть порядочным человеком, господином самому себе.

    Основные понятия

  • Культура, культура внутренняя и внешняя, духовная культура.

    Термины

  • Нравственная культура.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему то, что бывает выгодно, не всегда можно назвать добром?
  2. Как вы думаете, гуманные отношения между людьми - чья-то случайная выдумка или естественная необходимость? Объясните.
  3. Волен ли человек творить из себя все, что захочет? Объяс-ните.
  4. Какова роль практического поведения человека в развитии его нравственной культуры?
  5. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?

Задания

  1. Объясните, как вы понимаете слова Христа о том, что не хлебом единым жив человек.
  2. Римский император и философ Марк Аврелий сказал: «Какие уж выпали обстоятельства, к тем и прилаживайтесь, и какие пришли люди, тех любите». Дайте вашу оценку этому утверждению.
  3. Раскройте смысл слов современного французского философа Ж.-П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».
  4. «Рисуя, он создал себя таким, каков он есть...» - сказал Ж.-П. Сартр о художнике Пабло Пикассо. Выскажите ваше мнение, что хотел выразить этим философ.
  5. «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швейцер). Объясните, как вы понимаете это утверждение.
  6. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление к карьере сочетаться с моралью? Если да, то при каких условиях?

Любая встреча в жизни - не случайна. Каждая для чего-то и почему-то дана вам. Каждая откладывает свой отпечаток в вашей судьбе.

По Закону связей, все встречи в жизни условно делятся на девять категорий по степени влияния на судьбу человека и по степени приближения связей:

1. Дети (oни - самые близкие и самые важные люди в жизни);
2. Любимые;
3. Супруги;
4. Родители, братья и сестры;
5. Родственники;
6. Друзья;
7. Сослуживцы;
8. Знакомые;
9. Случайные прохожие.

Начнем с самой дальней категории, воздействующей на нас наиболее слабо, к ней относятся люди, с которыми мы имеем самые минимальные судьбоносные связи.

Законы связей

ПРОХОЖИЕ

Первым встречным мы не отдаем все до копейки и не идем на край света. Cо случайными прохожими иметь только контакты, соответствующие данной категории, - толку будет больше. Основной способ взаимодействия с прохожим - равноценный обмен, что является показателем нашего доброжелательного отношения к миру.

Если вам необходимо принять какое-то решение в отношении человека, которого вы видите впервые, например, оказывать ли помощь, о которой вас просят, покупать ли вещи, которые вам предлагают, - прислушайтесь к своим ощущениям.

Постарайтесь понять, приятный или неприятный энергетический импульс идет от человека и как этот импульс в вас откликается. Например, от тех, кто навязывает свой товар на улице, часто идет неплохой энергетический импульс (они специально этому учатся), но если прислушаться к себе, то возникает смутное неприятное ощущение.

ЗНАКОМЫЕ

Это люди, с которыми мы часто или не очень часто, но встречаемся по жизни. В категорию друзей мы их записать не можем, потому что не чувствуем большой близости с ними. В целом мы не знаем их достаточно хорошо, чтобы понять, кто они для нас, кроме того, что просто знакомые.

Это приятели, соседи, постоянный парикмахер, банщик, школьные учителя наших детей и родители школьных друзей наших детей. Категория эта самая обширная в нашей жизни. И насколько по-разному мы ведем себя в бане и на родительском собрании, настолько по-разному мы строим свои энергетические взаимоотношения с разными знакомыми.

Все мы, жители Земли, едины и похожи, и у нас есть общие задачи. От того, как живет каждый человек, зависит вся жизнь общества в целом, а значит, каждого из нас.

Энергетическое взаимодействие с категорией знакомых самое разнообразное. Знакомых мы можем воспринимать как очень близких и приятных людей, любить их больше, чем родственников, быть с ними духовно едиными, а можем воспринимать кого-то из них даже враждебно. В зависимости от этого мы и строим свои отношения с ними.

СОСЛУЖИВЦЫ

Люди, связанные с нами по делу, ближе, чем просто знакомые. Но их ни в коем случае нельзя путать с друзьями и родственниками. В противном случае могут очень пострадать и деловые отношения, и дружеские, и родственные. Не говоря о том, что само дело может рассыпаться в прах. Взаимодействие с сослуживцами может идти только на равноценном обмене.

Почтенная дама, директор обувного магазина, «по дружбе» берет на работу дочку своей школьной подруги. По странному стечению обстоятельств девочка попадает в ситуацию, когда становится причиной огромных неприятностей. Директор магазина едва не попадает под суд. Все в шоке. Школьная подруга переходит в разряд ненавистных врагов. А между тем виновата лишь сама почтенная дама. Деловые отношения должны строиться только на деловой основе.Но дама до конца не поняла своей ошибки, потому что вывод, который она извлекла из урока, гласил: не делай добра людям.

ДРУЗЬЯ

Судьбоносная категория друзей открывает серию близких и родных людей. А с ними отношения строятся совершенно по-другому. В трех предыдущих категориях отношения строились на основе взаимовыгодных обменов. Взаимоотношения друзей предполагают бескорыстную поддержку, помощь без оглядки на то, что вы получите взамен.

Почему нас сводит судьба? Почему, встречая среди тысяч людей одного человека, вдруг ощущаем родство наших душ? Потому что это родство действительно есть. Мы это не всегда помним и понимаем, но всегда чувствуем, что мы - цыплята из одной корзинки. Мы понимаем друг друга, мы похоже мыслим, у нас одни и те же жизненные ценности. Мы космически из одной корзинки. Как и почему так происходит? Вопрос пока что завтрашнего дня.

Существует древняя истина: лучше быть обманутым друзьями, чем всю жизнь не доверять им. Если друзья вас обманули, что ж, значит, вы ошиблись и не тех людей принимали за своих друзей. Виноваты лишь вы. Учитесь различать категории!

РОДСТВЕННИКИ

Мы пришли в этот Мир не случайно, а по космическим законам, постичь которые до конца нам не дано. Мы - частичка всего общества планеты Земля, поэтому от состояния нашей души зависит состояние всего общества в целом.

Прямо и непосредственно это выражается в том, что мы «очищаем» судьбу своего рода. То естьмы обязаны (по рождению) решать проблемы своей семьи, помогать родственникам, накапливать положительную энергию рода, освобождая последующие поколения от родовых болезней и проблем.

Род, в который мы пришли, взаимодействует с нами по-разному. Одним он дан как охранитель. Род оберегает от напастей, помогает на жизненном пути, направляет и в трудную минуту дает силы. Значит, мы чем-то заслужили такую поддержку! Такие корни необходимо сохранять, передавать по наследству, умножая традиции.

Другим род дан как испытание. В преодолении родовых проблем, а иногда и проклятий, которые на нем лежат, крепнет душа, закаляется, набирает силу и тем самым очищает корни, ведь сам человек - частица рода. Преодолевая негатив в себе, он тем самым очищает род в целом.

Однако есть люди, которые очень мало зависят от судьбы своего рода. Видимо, потому, что у них весьма серьезная личная задача и нелегкое жизненное предназначение по своей собственной судьбе. Такие люди рано покидают родительский кров, уезжают далеко от дома, быстро приобретают самостоятельность и независимость, даже с близкими родственниками поддерживают очень слабую связь. У них часто непростой жизненный путь, и обычно их ждут большие сложные дела.

К сожалению, слишком много людей, играя на родственных чувствах, готовы морально уничтожить своих близких и даже не почувствовать, что сделали нехорошо. Это энергитические «вампиры», от них следует закрываться. И все же, как бы то ни было, если даже самый дальний родственник обращается к вам с просьбой - не откажите, сделайте все, что в ваших силах. Это ваша родовая структура, ее понесут ваши дети и внуки, от вас зависит, насколько чистые, благоприятные и крепкие корни им достанутся.

С родственниками редко возможен равноценный энергообмен. Либо мы пользуемся их энергией, либо даруем им свою. Нередко перерабатываем негативы друг друга. Приходится иногда и закрываться. И все это нормально для данной категории отношений в силу специфичности родовых энергетических процессов.

РОДИТЕЛИ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ

Взаимоотношения, которые складываются у вас с ближайшими родственниками, - самый яркий показатель вашего отношения к родовой судьбе. Если в семье несколько детей, то у каждого из них могут быть свои отношения с семьей и, следовательно, свой показатель связи с родовой судьбой.

Так устроен наш мир, что один из детей может быть полным носителем судьбы отца, другой - матери, а третий остается чистым от этих долгов. Возможны и гораздо более сложные переплетения линий семьи между братьями и сестрами. Две дочери могут нести судьбу матери, а отец передает чистую генетическую линию своему внуку. Брат и сестра наследуют отцовские проблемы, а мать передает внуку свои творческие дарования. Вариантов здесь столько, сколько семей на белом свете.

Благоприятные отношения между братьями и сестрами, бескорыстные и доброжелательные, - большой подарок судьбы и бесценная поддержка, дарованная небом.

Но если отношения складываются плохо и даже очень плохо, не забудем и тогда, что это наши братья и сестры, данные нам свыше. И что бы ни случилось, мы должны смиренно принять то, что нам дано. Будем разумной поддержкой нашим близким - это то, что мы задолжали им где-то и теперь отдаем.

Если алкоголик-брат просит денег, чтобы пропить их, наш долг не отдать ему все, что у нас есть, но сделать все, чтобы спасти его. Однако не против его воли. Все, что делается против воли человека, делается во зло.

Если случилась размолвка между сестрами и братьями, простим обидчиков, мы заслужили эти обиды, может быть, мы виноваты больше в нашем обоюдном непонимании друг друга. Уступим и пойдем на примирение - это отработка судьбы нашего рода. Отрабатывая, расчистим путь нашим детям и внукам.

Как бы ни складывались наши отношения с родителями - простим их и попросим прощения за то, что не понимаем их. Что бы ни было, эти люди даны нам Богом, - стало быть, мы именно этого заслуживали и должны смиренно принять то, что дано.

СУПРУГИ

Браки совершаются на небесах. Супруги - это люди, которым предстоит строить вместе свою судьбу. Зависимость от супруга гораздо больше, чем зависимость от родителей. Неудача в супружестве переживается зачастую гораздо тяжелее, чем «трудное» детство. Она воспринимается как крушение планов и надежд молодости. Не всем удается найти силы, чтобы все начать сначала, подчас уже в не молодом возрасте. Совместные дети продолжают связывать супругов и в разводе.

Вы выбрали человека себе в супруги, а теперь он (или она) вас категорически не устраивает. Но вы сами выбрали - значит, этот человек чему-то соответствовал? Получается, что вы выбрали то, чему соответствовали сами в тот момент! Теперь нужно разобраться, зачем вас свела судьба. Что вы должны дать друг другу, чему научить и научиться через вашу встречу.

Энергетические отношения между супругами не знают границ. От супруга практически невозможно «закрыться». Судьба двоих срастается и становится общей. Энергия гармоничной супружеской пары так велика, что они практически неуязвимы. Чуждые, дисгармоничные влияния могут вторгаться лишь на время, энергия двоих вытесняет все мешающее, разрушает все негативы.

Но если вы на второй день или второй год после свадьбы обнаружили серьезную дисгармонию в отношениях с супругом, значит, ваша задача - сделать все, чтобы они стали как можно более гармоничными. Вы не можете просто взять и уйти. Супруг - не случайный прохожий. Это другой уровень отношений.

Когда вы ответите себе на все вопросы и совершите всю сложную душевную работу, у вас появится ощущение пустоты. Не будет ни раздражения, ни досады, не будет обиды, вы будете знать, что во всем виноваты сами. Тогда вы станете свободными, вы будете вправе сделать выбор, вправе разорвать отношения, которые никому не приносят радости. Но ваша работа должна быть выполнена «на все сто», нельзя обмануть себя. Проблема решена, когда уходят эмоции и остается разумное, светлое отношение ко всему происходящему.

Супружество - это опыт служения другому человеку. Это проверка способности любить и сопереживать, способности принимать чужую точку зрения, прислушиваться к ней, несмотря на любую разницу взглядов.

Как много приобретает ваша душа, если вы служите старательно и бескорыстно, со смирением и любовью к человеку. Как счастливы бывают люди, когда, съев вместе пуд соли, они наконец-то гармонично врастают друг в друга, принимая супруга таким, каков он есть, любя всем сердцем его достоинства и его недостатки. Не нужно думать, что это простое смирение перед жизнью или страх перед ней. Если люди достигают гармонии, это всегда результат огромной внутренней работы обоих.

ЛЮБИМЫЕ

Хорошо, когда любимые и супруги совпадают в одном лице. Сложнее, когда это разные люди. Взаимоотношения с любимыми строятся почти так же, как с супругами. Но если супружество может быть сложной судьбой, любовь - это всегда счастье, и дается она в награду, ее надо беречь как бесценный дар.

Если истинная любовь оказывается не взаимной, она дарит нам еще более высокие состояния души, когда мы в состоянии пожелать любимой счастья с другим, с тем, кого она любит.

Энергетическое взаимодействие между возлюбленными может быть только одно - дар. Дарить весь мир, дарить себя, дарить каждую каплю своей энергии. Чувствовать, как с каждым новым дыханием бесценный дар не исчезает, а лишь множится, нарастает, приобретая новую силу.

ДЕТИ

Главный долг живущего на Земле человека - долг перед ребенком. С родительской подачи обычно усваиваются понятия о Мире, Добре и Зле, они впитываются где-то глубоко, на ощущениях даже тогда, когда об этом не говорится вслух.

Какой способ взаимодействия с ребенком вы выберете - дело вашего вкуса, характера, образования, но главное, спрашивайте себя почаще: «Что я стимулирую в нем данным действием, данным конкретным словом?»

Вы наказали свое дитя - что показали вы ему? Пример жестокости, твердость руки, имеющей власть, или то, как нужно быть свободным и нести ответственность за свои поступки? Сколько чуткости, сколько тонкости требуется родителю, чтобы почувствовать, что именно откликается в маленьком человеке в ответ на поступки и слова взрослых. Только бесконечная энергия любви к ребенку может помочь в этой тяжелой, подчас интуитивной работе души.

В завершение можно сказать, что такое деление на категории очень условно. Один и тот же человек может быть для нас в одном случае сослуживцем, в другом случае - другом, в третьем - любимым человеком, родственником, братом. Дело не в том, чтобы навесить на каждого конкретного человека ярлык «случайный прохожий» или «самый любимый из всех любимых». Задача в том, чтобы в моменты общения всякий раз понимать, что происходит, что допустимо и что недопустимо с данным человеком в данной ситуации. опубликовано

Эль Тат

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet