Малыша с окружающим миром помогая. Особенности социализации дошкольников

В пору бурного расцвета идей супер-раннего развития, очень многие заняты поиском и покупкой различных пособий и карточек, но в этом ажиотаже, как-то теряется то, что действительно важно и актуально для ребенка именно сегодня.

Мы, взрослые, часто видим во всем обыденность, и за внешней простотой не можем разглядеть удивительное. А у ребенка все вокруг удивительное! Каждый новый день – это увлекательнейшее приключение, и каждый ребенок будет счастлив взять в такое путешествие своего родителя. А вы уж, пожалуйста – не отказывайтесь!!

Ребенок – это еще неиспорченный нашими запретами и невозможностями частичка природы. Он очень хорошо чувствует её и хорошо себя чувствует, когда ею окружен.

И вместо того, чтобы обложиться пособиями по знакомству с окружающими миром, я вам рекомендую окунуться в этот мир.

Даже ходить далеко не надо, можно начать и дома. А уж, если вышли на улицу, то здесь есть все: и явления природы, и процессы и жизнь, есть все, только наблюдайте.

Тогда любая прогулка превращается в супер развивающею, при этом ненавязчиво и интересно для обеих из сторон. Для мам это также полезно, поскольку общение с природой снимает с глаз «шоры», расслабляет и успокаивает НС, что для женщины сверхактуально.

Итак, начнем с дома:

Проращиваем семена: сначала замачиваем водой сухие зерна и наблюдаем, как семя набухает, как у него появляется росток. Затем его можно посадить, он начнет показывать зеленые листочки.

Заботимся и поливаем их, если повезет, то наблюдаем цветение, семена, и увядание.

Семена можно взять любые: пшеницу, овес, ячмень, маш, фасоль и т.д. Берем различные семена, и наблюдаем их отличия, когда они начинают прорастать.
Кстати? такие проростки можно и кушать – живые витамины.

А теперь, выходим на улицу .

Сейчас такое замечательное время года, весна, не пропустите это самое наглядное живое пособие природы.

А уж, какое многообразие трав, цветов, деревьев и кустарников.

Смотрим, как появляется первая травка, каждый день смотрим насколько она подросла.


Наблюдаем первые цветы, ежедневно обращайте внимание, как раскрываются бутоны. В этот момент можно даже ничего не говорить, просто смотрите. Ощутите запах, который исходит от цветов.

Смотрим, как с каждым днем листочки на деревьях становятся все больше.

Наблюдаем как высыхают лужи – вот только вчера была здесь на полдороги, а сейчас нет.

Как начинают цвести деревья, а потом образуются завязи.

Как прилетают птицы, как они щебечут и прыгают по траве. Прислушайтесь к пению птиц, попробуйте определить откуда исходит звук, одинаковые или разные птицы его издают.
Обратите внимание на гнезда, прислушайтесь к писку птенцов.

Наблюдайте, как появляются первые жучки, муравьи, бабочки, шмели. Окунитесь в траву и прислушайтесь к этому тихому жужжанию. Обратите внимание ребенка, как плетут паутину пауки, какая она липкая, и как в неё попадаются маленькие насекомые.

В конечном итоге – это огромный материал для творчества. Рисуйте, лепите увиденное.

Зарисовывайте процессы, например, развития бабочек или проращивания семени, приносите домой травы, делайте гербарий, ищите похожие в книгах, определяйте как это называется. Читайте об этом, приводя это в системное знание. Но уже подкрепленное наглядными и очень яркими образами.

Не усложняйте жизнь себе и ребенку, пытаясь следовать принципу: «После трех уже поздно». Просто постарайтесь прожить день внимательно, замечая удивительное вокруг.

Этот навык для ребенка будет самым ценным и пригодится гораздо больше в жизни, научит быть более чутким к окружающему миру, поможет остаться в гармонии с природой, чуть больше чем нам.

Не забывайте, дети обделённые общением с природой — несчастные дети!

На данном этапе развития происходит накопление внешних представлений об окружающем мире, осознание действительности произойдет гораздо позднее. Поэтому от вас, дорогие родители, зависит, какие знания и впечатления приобретет ваш ребенок.

Все дети от природы любопытны. И вам следует всячески поощрять любопытство, так как оно является изначальным двигателем человеческого сознания.
Покажите малышу насекомых. Разрешите потрогать цветы, траву, кусты, деревья... Разумеется, из любопытства он будет постоянно обрывать растения, чтобы их исследовать. Расскажите ему, что растения - тоже живые существа, и им больно, поэтому относиться к ним нужно бережно.

Познакомьте ребенка с различными природными явлениями. Весной обратите внимание на ласковое солнышко, потемневший тающий снег, лужицы; летом, в пасмурную погоду - на темные тучки на небе, дождь; зимой - на медленно падающие пушистые снежинки, хрустящий под ногами снег.

Ежедневно закрепляйте полученные малышом сведения, объясняйте ему, что, когда идет дождь, кругом лужи, мокро, гулять нужно под зонтиком; зимой, когда дует холодный ветер, идет снег, надо надевать шубу, шапку, теплые сапожки; летом, когда тепло, ярко светит солнце, можно долго гулять.
Расскажите малышу потешки, которыми развлекали своих дётишек наши прапрародители.

Ваш малыш уже достаточно окреп для того, чтобы более или менее сопротивляться инфекции.
Поэтому вы можете уже пройтись с ним по магазинам или выбраться в гости. Пришло время привыкать к обществу, чтобы обилие незнакомых людей впоследствии не пугало ребенка.

Посещайте со своим малышом места игр детей: детскую площадку, школьный двор. Конечно, он еще не сможет участвовать в играх более старших детей, но с удовольствием понаблюдает за ними. Ребенок поймет, что мир населен не только взрослыми.
Сходите со своим чадом в городской парк во время какого-нибудь праздника. Помимо радостной обстановки вы, наверняка, найдете там аттракционы для самых маленьких. Возможно, ваш ребенок захочет на них прокатиться. Предоставьте ему такую возможность. Малыш будет в восторге!

Да, не забудьте запечатлеть эти счастливые моменты с помощью фотоаппарата или видеокамеры.
На прогулках по улицам города обращайте внимание на трудовые действия людей различных профессий: маршрутку ведет водитель, расчищает двор от снега дворник, газеты разносит почтальон.
Ребенку в 2 года уже доступно понимание движения транспорта: «Вот поехал большой красный трамвай, а это - маленькая желтая машина.
А вон высоко в небе летит самолет, на земле он большой, а в небе - маленький».

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение - при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. {11;34}.

Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.

Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Наблюдения в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание ребят, предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На наблюдения у ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

Организация наблюдений.

Наблюдение как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой наблюдения определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих наблюдений - знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе. Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки {11;43}.

Дидактическая игра

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе{6;28}.

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Во время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережное отношение к ним.

Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается,а из мокрого можно лепить и.т.д.

В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок».

Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).

Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.

В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д.

В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?».

Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет в него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе.

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т.д.), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Проводя игру, например «Узнай, чей лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с листьями, имеющимися у растений.

В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение{7;48}.

Словесные дидактические игры, например «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это?» или «Кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного.

Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке ив уголке природы, иногда на занятиях. Но нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или закреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом дети должны рассмотреть семена (форму, размер, цвет), перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки).

У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, посадку черенков, доливку воды в аквариум и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями.

Если всю деятельность детей свести к механическому проведению тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет воспитательно-образовательную ценность. Любой новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его повторяют двое-трое детей средней группы и один или двое старшей и подготовительной к школе групп. Только после этого можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применение одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка и тем обеспечивает успешное выращивание растений и уход за животными.

К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группой{7;65}.

Труд на земельном участке. Подготавливают участок к выращиванию растений работники детского сада и родители. Они вскапывают землю под огород и цветник, готовят грядки. Дети участвуют в очистке участка и в работах по выращиванию растений.

Дети младших групп собирают при уборке участка камешки, щепки и складывают их в кучу, с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена, наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют в сборе выращенного урожая.

Дети средней и старшей групп принимают более активное участие в работе. Они сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках. С помощью воспитателя они сеют крупные семена гороха, фасоли, свеклы, овса, настурции и других растений, поливают клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают прополку, собирают спелые овощи.

Детей подготовительной к школе группы привлекают к участию в перекопке земли и разбивке ее комков, к посеву семян, высадке рассады, поливке, рыхлению, прополке растений, сбору урожая, посадке саженцев деревьев.

В педагогическом процессе используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда - при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Знакомство с окружающим миром детей 2-3 лет

Знакомство ребенка с окружающим миром происходит в трех направлениях: введение в мир предметов (их назначение, строение, материалы и т.п.), приобщение к трудовой деятельности (знакомство с трудом людей и посильная помощь) и познание мира живой и неживой природы.
Познание окружающего мира осуществляется в повседневном общении и дидактических играх.


Советы по организации знакомства с окружающим миром:

Во время прогулок отмечайте сезонные изменения, понаблюдайте за окружающей природой, за жизнью растений и животных, работой людей, машинами и т.д.

Разнообразьте ежедневные прогулки с малышом сюрпризами (например, приподнимите листик, под которым прячется жучок), наблюдениями, дидактическими играми, трудовыми занятиями.

Какие у городского малыша могут быть трудовые занятия на прогулке? Зимой, например, можно «расчистить» от снега небольшую тропинку, подсыпать в птичью кормушку хлебных крошек, осенью или ранней весной - сделать сточную канавку для лужи, сгрести в кучку листву и палочки, весной и летом можно сажать и поливать растения на газончике рядом с детской площадкой. Если у вас есть дачный участок, то посильных занятий для ребенка можно придумать еще больше.

Позволяйте ребенку активно действовать с предметами и материалами, подсказывайте, как можно применить в жизни сделанные ребенком открытия. Например, губка впитывает воду. Поэтому ею можно вытирать стол, если что-то пролил.

Позаботьтесь о том, чтобы предметная среда, в которой растет ваш малыш, была развивающей. Желательно, чтобы ребенку были доступны предметы, различные по своей природе и свойствам, в том числе природные материалы: песок, глина, вода, камешки.
Если вы живете в городской квартире, то дома должны быть комнатные растения.
В этом возрасте для ребенка можно приобретать карточки с иллюстрациями животных и растений, перекидные календари с видами природы, первые энциклопедии и иные познавательные книжки.

У малыша уже могут быть свои инструменты и «технический инвентарь» для «работы» по дому: маленький молоточек (для помощи папе), маленькая метелочка, лейки, совки, перчатки, фартук и т.д.

В освоении предметного мира свою роль сыграют картинки и книжки с предметными изображениями и дидактические игры.

В двух-трехлетнем возрасте у многих детей проявляется потребность заботиться о ком-то. Поэтому самое время поселить в своём доме маленького питомца: хомячка, морскую свинку, попугайчика, черепашку и т.п. Покажите ребенку, как кормить маленького друга и менять ему воду.

Некоторые дети после 3-х лет испытывают по отношению к некоторым представителям живой природы (жукам, паукам, червякам, улиткам, слизнякам, лягушкам, жабам) неоправданную брезгливость или страх. Поэтому изначально старайтесь демонстрировать свое позитивное отношение к ним и поддерживайте в ребенке интерес ко всем живым существам. Давайте прикоснуться к ним, стимулируйте его наблюдение за их жизнью.

Воспитывая в ребенке любовь к живой природе, в то же время учите его осторожности и предупреждайте о возможных неприятных последствиях некоторых действий.
Кроха должен усвоить, что нельзя гладить незнакомых собак и уличных кошек, что крапиву лучше не трогать, а пчела или оса способны ужалить. Что нельзя собирать и есть незнакомые ягоды, а знакомые - лучше помыть. Что, несмотря на привлекательный вид, мухомор ядовитый, а очаровательный пони может укусить. Но не стоит «перегибать палку», все хорошо в меру.

Показатели знаний ребенка об окружающем мире

2 года - 2года 6 месяцев

Малыш этого возраста может длительное время наблюдать за интересующим его объектом, например, как гусеница передвигается по листочку.

Имеет представление о людях, животных, растениях, некоторых явлениях общественной жизни (семья, детский сад, профессии).

Интересуется миром взрослых, их поступками, переживаниями.

Запоминает и оценивает поступки персонажей, а также события из книг или мультфильмов, рассказывает о них.

2 года 6 мес. - 3 года

Ребенок этого возраста способен длительное время удерживать внимание на заинтересовавшем его объекте.

Знает и называет части тела человека, их функции.

. Знает названия частей тела животных и способен сопоставить их с человеческими: крылья - руки, рот - клюв.

Правильно называет предметы быта (из мебели, одежды, посуды и т.д.), знает их назначение.

Разбирается в названиях некоторых растений и плодов: деревьев, цветов, овощей, фруктов.

Знает названия многих животных, правильно называет их детенышей, знает их «голоса», различает домашних и диких животных.

Знает названия некоторых профессий: врач, воспитатель, учитель, строитель - водитель; может сказать, что они делают. Различает виды транспорта.

(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).

Материал к занятию.

Как научить ребенка узнавать и показывать 35 животных

Недавно мы со своей доченькой Машей (которой 1год и 4 месяца) гостили у бабушки. Я перебирала старые добротные издания советской типографии и наткнулась на книгу "Животный мир земли" На одном из разворотов этой чудесной книги дружной толпой брели куда-то на фоне Земного шара слоны, бегемоты, жирафы, львы... Всего около двадцати животных.

"Машуля, а где слоник?" - показываю я картинку дочери, зная, что слоника она наверняка найдет. А вот как с остальными? К нашему удивлению, маленький пальчик безошибочно указал всех животных, которых мы поочередно перечисляли. Самое любопытное, что эту картинку Маша видела первый раз, а значит животных она не просто узнала, а научилась определять по соответствующим признакам. Если кроме млекопитающих вспомнить птиц, насекомых и рыб, наберется ещё пара десятков узнаваемых Машей в любом виде (на улице, на картинке, в телевизоре) живых существ.

Откуда взялись эти знания? Может, я задалась целью сделать из годовалой малышки доктора биологических наук и круглыми сутками пичкала её соответствующей информацией? Нет, всё получилось само собой, без напряжения и особых усилий с моей стороны, с искренним интересом и участием доченьки.

Итак, откуда малыш может получить знания о животном мире? Рассмотрим источники по порядку, в порядке убывания их значимости на субъективный взгляд автора.

Во-первых, из непосредственного общения с окружающим миром . Этот неиссякаемый источник познания доступен малышу с самого рождения, если, конечно, Вы ему в этом поможете. Сделайте Ваши прогулки созерцательно-познавательными, а не в-коляске-засыпательными. Выносите малыша на прогулки на руках и рассказывайте обо всем, что видите вокруг: собачки у подъезда, голуби, которым вы насыпете семечек, синички в лесу "трень-трень"! Чернокрылые вороны каркают, ласковые киски греются на солнышке, над цветами порхают бабочки.... Не зависимо от того, зима сейчас или лето, в мире для малыша найдется столько интересного!

Если есть возможность показать малышу деревенских домашних животных, обязательно сделайте это! Мы с шестимесячной доченькой ходили подкармливать бабушкину живность - кур, овечек, кроликов. Проезжая на машине мимо стада коров обязательно останавливались посмотреть и послушать. Я отмечала, что любят кушать животные, акцентировала внимание на том, как они "говорят", и Маша здорово копировала лай, мяуканье и мычание.

В большом городе возможностей увидеть корову в живую мало, но есть возможность отвести малыша в зоопарк, террариум, океанариум. Поход в океанариум поразил нашу годовалую дочу, она до сих пор с удовольствием смотрит видео "про рыбок".

Во-вторых, как можно больше читайте малышу подходящих для него по возрасту книг . Рассматривайте картинки, показывайте животных. Раньше я старалась показывать доченьке только самые правдоподобные изображения животных. Меня смущали неузнаваемые компьютерные зайцы, гигантские мыши, синие лисы... Но оказалось, что деткам легко даются определяющие признаки и даже в мало похожих изображениях они способны узнать кису или собаку.

В первый год жизни на ура пойдут книжки-картонки с русскими народными потешками про животных. Сделайте чтение ярким. Читая потешку, показывайте каждого называемого героя на картинке, разыгрывайте небольшое представление, например, прячьте ладошкой малыша гусей от серого волка, показывайте жестами слова "ДА", "НЕТ", "БРЫСЬ", хлопайте, отбивайте ритм потешки.

Тень-тень-потетень

Села кошка на плетень

Налетели воробьи,

Хлопни им в ладоши!

Улетайте воробьи,

Берегитесь кошки!

Стишок "Где обедал, воробей?" Самуила Маршака познакомит малыша сразу со львом, лисой, моржом, слоном, носорогом, кенгуру, медведем, крокодилом. Чуть не забыла, и с воробушком конечно! Особенно нравится малышам слушать этот стишок, когда каждый персонаж изображен отдельно.

Третий способ ненавязчиво познакомить малыша с фауной нашей планеты – развесить картинки с животными на стенах. Тут уж можно расстараться и подобрать красивые фотографии зверей, птиц, насекомых, купить плакаты «домашние животные», «кто как говорит». Конечно, рассматривать всё это великолепие вы должны вместе.

Можно устроить на несколько недель выставку – «заповедник», прикрепив изображения животных в коридоре или в комнате. Пронося малыша мимо «заповедника», рассказывайте о его обитателях, их окраске, повадках.

Внизу повесьте плакаты и картинки, к которым малыш сможет подползать самостоятельно. Увидев интерес ребенка, подойдите и прочитайте ему забавный стишок про животных или спойте короткую песенку.

«Козонька рогатая, козонька бодатая

Убежала за плетень, проплясала целый день

Роками коза – топ-топ, глазками коза – хлоп-хлоп»

Подберите качественные и интересные презентации про животных. Сейчас в Интернете можно выбрать презентации на любой вкус. Список наших любимых презентаций про животных:

«Как спят звери»

«Как говорят животные»

«Животные дома»

«На ферме»

«Дельфины»

При просмотре презентаций не забывайте рассказывать о животных и птицах, чтобы у малыша возникали чувственные ассоциации.

Например, когда мы смотрим презентацию «птицы», я попутно озвучиваю ворону, воробья. Показываю сложенными ладошками, какая «маленькая-маленькая» колибри.
Рассказываю стишок про сову:

Совушка-сова, большая голова

На дереве сидела, во все стороны глядела.

Глазками сова луп-луп, (выразительно лопаем глазками)

Ножками сова туп-туп …

Играйте с малышом в игрушечных животных. Почему этот пункт оказался на последнем месте? Просто о нем как правило все родители помнят без подсказок в первую очередьJ. На игрушечных зверьках хорошо изучать части тела (глазки, ротик, ушки, животик, спинка, хобот, шея….) С игрушками хорошо разыгрывать представления, кормить их, мыть, укладывать спать…

К сожалению, сейчас трудно найти хорошие наборы с животными, похожими на настоящих. Обычно из пакета с резиновыми коровами ужасно пахнет краской и химией. Но, возможно вам удастся отыскать что-то стоящее и устроить на столе настоящую ферму, джунгли или саванну!