Учим малыша не говорить с чужими. Ребенок не хочет знакомиться. Станьте своим среди детей

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вас просят присмотреть за соседским ребёнком, пока родители отлучились по неотложным делам. Или же вы зашли в гости, и, пока хозяйка на кухне, ваша задача - развлечь ребёнка. А может быть, ваша работа предполагает общение с детьми - частое или не очень (к примеру, воспитатель или парикмахер).

Как вы будете налаживать контакт с ребёнком в подобных ситуациях?

Мы подготовили список практических советов, которые помогут вам быстро найти общий язык с ребёнком. Эти советы для тех, кто не имеет профессионального опыта работы с детьми. А под словом «дети» в большей степени имеем в виду детей дошкольного возраста.

1. Относитесь к ребёнку как к обычному человеку, только маленькому

Пожалуй, это самый важный совет, который лежит у истоков остальных советов из этой статьи.

Обратите внимание, что те люди, кто наиболее успешен в установлении контакта с детьми (я наблюдал это на примере воспитателей, докторов, тренеров, с которыми контактирует мой ребёнок), общаются с ними спокойно, уравновешенно, нормальным тоном объясняя им сложные вещи. Эти люди с самого начала воспринимают ребёнка как полноценного человека, только делают скидку на то, что он ещё маленький. И такой подход подкупает детей.

Вы можете взять эту стратегию на вооружение и перестать сюсюкаться с детьми, если это уже далеко не младенцы. Ведите с ними полноценный диалог, только не с позиции «взрослый - взрослый», а с позиции «ребёнок - ребёнок». Заметьте, что дети всегда легко находят общий язык друг с другом, сложности начинаются тогда, когда мы взрослеем. Поэтому «понизьте» себя на время до уровня ребёнка. Это значит, что не нужно открыто сомневаться, если услышите подобные заявления: «Вчера огромный самолёт прилетел к нам в огород». Вместо этого развивайте разговор: «Серьёзно? Хочешь рассказать мне об этом?».

2. Опуститесь на уровень глаз ребёнка

Когда мы приходим с ребёнком на занятие в детский клуб, преподаватель всегда наклоняется или приседает, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. По её словам, это помогает ей отойти от шаблона общения «взрослый - ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и равенство. Судя по тому, насколько хорошо у неё получается налаживать контакт с детьми, это отличный совет.

3. Не хвалите ребёнка напрямую

Если при встрече хотите сделать комплимент ребёнку, акцентируйте внимание на его одежде или на предмете, который он держит в руках. Когда посторонние люди затрагивают что-то личное, они рискуют сделать ребёнка ещё более застенчивым.

Всё, что требуется при первой встрече, - это снять напряжение, которое возникает у ребёнка при контакте с незнакомым человеком. Например, вы можете построить диалог следующим образом:

- Вау, какой у тебя красивый грузовик! Наверное, он песок на стройку возит.

Так вы переключите взгляд ребёнка на игрушку вместо пугающего лица незнакомца. Этот трюк поможет выиграть время, чтобы ребёнок привык к вашему голосу.

Или вот ещё один трюк, который может помочь. Если видите на одежде или в руках у ребёнка персонажа из мультика, который знаком вам обоим, это отличный предлог завести разговор.

- Ух ты, это фиксик? - спрашиваете вы.

- Фиксик, - отвечает ребёнок после небольшой паузы.

- А как зовут этого фиксика? - развиваете диалог вы.

Предмет общего интереса - это всегда хороший повод найти взаимопонимание как со взрослыми, так и с детьми.

Или ещё один способ, который использует наш дедушка, когда в гости заходят мои приятели со своими детьми. Он намеренно включает ошибку в то, о чём говорит:

- Какие у тебя красивые жёлтые сандалии, - обращается он к ребёнку.

- Они ведь синие, - отвечает тот.

- Точно, синие. Я потерял свои очки, а без них плохо вижу. Ты их не видел?

- Они же у вас на носу, - с улыбкой отвечает ребёнок.

После этой шутки дети легко идут с ним на контакт.

4. Выражайте эмоции ребёнка на своём лице

Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».

В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.

5. Говорите о его вещах и игрушках

Если вы оказались дома у ребёнка, интересуйтесь его игрушками и книжками: «Любишь читать? Какая твоя любимая книга? Можешь показать?».

Этот трюк отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, ведь все мы любим повышенный интерес к своей персоне.

Или же, если нужно чем-то занять ребёнка, пока его родители отлучились, отличный выход - предложить порисовать. А если вдруг ребёнок находит это занятие слишком скучным, предложите ему рисовать с закрытыми глазами. А затем вместе угадывайте, что он нарисовал.

6. Станьте своим среди детей

Самый лучший способ ладить с детьми - это дать волю тому ребёнку, который живёт внутри вас.

Станьте своим среди детей, которые вас окружают. Примите их правила, а не навязывайте свои. Играйте в те игры, в которые они хотят играть. Говорите с ними о том, о чём им интересно слушать. Читайте те книги, которые нравятся им.

7. Универсальный способ поладить с детьми во всех ситуациях

Есть одна уловка, которая срабатывает практически всегда и со всеми детьми. Наверняка вы видели, как её используют другие взрослые, а может быть, и сами ею пользовались.

Закройте глаза руками. Держите их так некоторое время. Затем медленно раздвиньте пальцы и посмотрите на ребёнка. На его лице появится улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.

Этот список не может быть закончен без вашего участия. Если вам есть что добавить, напишите об этом в комментариях ниже.

Одна из основных ошибок родителей - попытаться запугать ребенка, вместо того чтобы научить его основам безопасной коммуникации. Самое первое правило, которому мы учим детей, - не разговаривать с незнакомыми, ведь они могут украсть, причинить вред, сделать больно. В результате мы получаем напуганного ребенка, при этом не умеющего противостоять потенциальной опасности. Вместо того чтобы научиться общаться и выстраивать границы, говорить «нет» и быть уверенным в себе, ребенок начинает бояться вообще окружающих. Другой вариант развития событий - ребенок вообще не усваивает это правило: не так просто осознать разницу между знакомым и незнакомым. Если ты общаешься с детьми на детской площадке, можно ли говорить с их родителями? А с другими взрослыми на той же площадке? Как определить, кто родитель, а кто нет? Если человек назвал тебя по имени, он уже знакомый?

The Village поговорил с Ольгой Бочковой, руководителем Академии детской безопасности Safekids Academy , о том, как научить детей безопасному поведению и какие навыки для этого необходимо привить детям и их родителям.

- Вообще, готовы ли взрослые помочь незнакомому ребенку?

Недавно мы провели эксперимент «Не волнуйся, мама». В эксперименте приняли участие 38 детей в возрасте от 4 до 11 лет. Сценарий: незнакомый человек уводит ребенка из магазина или с площадки фактически на глазах других родителей и детей. Результат: 28 из 38 детей ушли, причем произошло это в течение считанных секунд. Аргумент, с помощью которого уводили детей, мы не раскрываем по понятным причинам. Тем не менее общая картина выглядит устрашающе.

Одна из вещей, поразивших во время эксперимента, - то, что взрослые, видя, что что-то происходит, никак не реагируют. Максимум уводят с площадки своих детей. Один папа качал на качелях своего ребенка. За это время с соседних качелей наш «незнакомый человек» увел троих детей. А мужчина вообще никак не отреагировал.

Этот эксперимент был не первым. И всегда ситуация одинаковая - люди не реагируют. Даже если все происходит заметно, очевидно. Только один раз вызвали полицию. Но ведь полиция - это долго. Намного проще схватить за руку здесь и сейчас. Спросить ребенка, знает ли он этого человека. Так что важно вообще менять культуру отношения к безопасности: учить не только детей, но и взрослых.

- Сейчас вы ведете такие тренинги по безопасному поведению для детей и их родителей. Почему вы вообще взялись за это? Считаете, родители сами не в состоянии научить детей правильному поведению на улицах?

Когда я решила заняться темой детской безопасности, я сдружилась с одной американской организацией. И мне очень понравился их подход. У нас в обществе еще не назрела эта потребность: родители не знают и не думают о том, что маленького ребенка можно и нужно научить безопасному поведению. Они уверены, что достаточно объяснить через страх, что может случиться. В Штатах же, конечно, знают, что страшные вещи случаются. Но не пугают ими детей, а дают конкретные инструменты безопасного взаимодействия, определения потенциально опасной ситуации и ухода от нее.

- Но как вообще рассказать, зачем соблюдать некие правила поведения, если не объяснить, чем чревато их несоблюдение? Как тогда аргументировать необходимость следования правилам?

Дело в том, что аналитический ум - это прерогатива взрослых людей: мы хотим знать предысторию, причину и последствия. У детей все устроено немного иначе. Маленькие дети очень доверяют родителям. Им вполне достаточно того, что так сказала мама. И это нормально. Мы даем набор правил безопасного поведения: не трогать горячее, не выбегать на дорогу, определенным образом вести себя с посторонними людьми. Вполне достаточно объяснить, что если мы не знаем человека, то не можем предугадать заранее, как он себя поведет. Так что безопаснее переспросить родителя.

Детям постарше уже можно рассказать больше. Что бывают люди, которые делают плохие вещи. Но, на самом деле, их не много. Нужно быть осторожным, потому что по внешности и поведению человека невозможно понять его настоящие намерения.

Чтобы ребенок понял это, с ним нужно работать. Нужно дать ему возможность попробовать на примере сказок и мультфильмов определить, кто положительный герой, а кто отрицательный. Подобрать сюжеты, когда человек кажется хорошим, а потом неожиданно совершает плохие поступки. Дать ребенку самому сделать вывод о непредсказуемости поведения других людей.

Общение с незнакомым не должно быть долгим, разговор не должен быть подробным.

Как вообще ребенок должен реагировать на окружающих? Вот он подрос, начал сам ходить из школы домой, в магазин, на дополнительные занятия. Взрослых вокруг много, ситуации общения возникают постоянно. Ребенок уже один, но при этом еще не до конца уверен в себе. Он же все еще считает взрослых более важными, умными и главными. Как ему правильно себя вести, если к нему обращаются?

Первый и главный момент - это то, что где бы ни находился ребенок, он должен знать, где у него безопасный тыл, куда ему безопасно убегать. Если он вышел из школы - возвращаться обратно в школу, если из дома - домой. Если он один в городе - в ближайший магазин, людное место, где можно обратиться к сотруднику учреждения.

Для проигрывания такой ситуации мы используем на тренингах взрослых. Спрашиваем их: если есть выбор, к кому на улице обратиться с вопросом или за помощью, к другому взрослому или ребенку, к кому вы обратитесь? В ответ всегда звучит: к взрослому. И дети слышат это. А если нет взрослых, а есть только ребенок, что тогда? Одни отвечают, что к ребенку не обратятся в любом случае, другие - что только с простым вопросом вроде: «Где здесь, как пройти?». Это - в пределах безопасной коммуникации. Когда можно коротко ответить «в той стороне» - и уйти.

Мы учим держать и физическую дистанцию. Ребенок должен понять, на каком расстоянии от человека ему комфортно находиться и научиться не подпускать ближе: важно объяснить ребенку, где заканчивается его личное пространство и что вторжение другого человека в это личное пространство - тревожный звонок.

- Не правильнее ли научить ребенка кричать, когда он чувствует опасность?

Наверное, большая часть родителей предпочли бы такой вариант. В этом есть что-то победное: ребенок закричал, и его спасли, а похитителя поймали. Но это не похоже на правду в реальности.

Как психолог и как тренер, я не думаю, что ребенок будет кричать. Даже взрослому трудно крикнуть. Да и до последнего не ясно, нужно ли это делать. Поэтому и учить его нужно не кричать (он все равно этого не сделает), а правильно уходить. Учить надо тому, что для ребенка естественнее и скорее будет использовано.

- Что вообще чаще всего случается с детьми на улицах города?

Чаще всего это даже не похищения, а преступления против детей, по большей части, сексуального характера. Причем это могут быть и незнакомые, и знакомые люди. И иногда знакомые даже опаснее: сосед по дому, взрослый, с которым здороваются на улице родители. Именно поэтому нужно делать упор не на «не говорить с незнакомыми», а на выработку определенных навыков и правил безопасного общения в целом, с любым человеком.

- Расскажите, пожалуйста, про эти правила. Чему нужно научить ребенка?

В первую очередь это «подумай» и «спроси». Мы идем не от запрета конкретного действия, потому что ситуации могут быть слишком разными. Мы идем от общих принципов. Безопаснее всего спросить родителя.

Подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то».

- И до какого возраста ребенок должен спрашивать? Они же постепенно взрослеют. Подростка уж точно не заставишь спрашивать разрешения.

По-хорошему, чем дольше, тем лучше. Просто постепенно «спросить» перерастает в «предупредить». Да, подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то». Ребенка нужно учить предупреждать, а родителя – слышать и благодарить за соблюдение этого правила.

- Этому вы тоже учите на тренингах?

Да, обязательно. И мы всегда приглашаем совместно детей и родителей. Они работают в парах. Почему важен родитель? Потому что он должен уметь сказать ребенку «спасибо» за то, что тот спросил и предупредил. За каждое уточнение «можно?» нужно говорить ребенку «спасибо». Благодарить за соблюдение договоренности, правил. Причем не хвалить - в похвале есть что-то иерархичное, как будто родитель оценивает действия ребенка, - а благодарить. Это более равная позиция.

- Как же быть с самостоятельностью? Когда-то же ребенок должен взрослеть и сам принимать решения.

Развитию самостоятельности это не мешает. Ребенок сам решает, что он будет делать. И ставит в известность родителя. Он принимает решение, он о нем уведомляет. И тут наши родители совершают еще одну очень частую ошибку. Они начинают ругать ребенка за то, что он пошел не туда, сделал не то. Но ведь в следующий раз ребенок просто не предупредит и не расскажет. А значит, выслушав нравоучения, он начнет вести себя не более безопасно, а, наоборот, подвернется лишней опасности.

Недавно в интернете ходила история о том, как папа с сыном договорились о специальном сигнале: если у ребенка что-то не так, и он не может об этом открыто написать, он присылает СМС-кой определенный значок. Например, смайлик с «поцелуйчиком». Так, оказавшись в неприятной ситуации, он может попросить помощи, даже когда открытый звонок родителям воспринялся бы окружающими в штыки. И получив сигнал, родитель уже сам звонит с вопросом: «Ты нам срочно нужен. Где ты? Мы сейчас подъедем». Согласитесь, выглядит совсем иначе. Ребенок имеет возможность сбежать, не став при этом предметом насмешек.

- А это не слабая позиция? Бежать, жаловаться родителям?

Что очень важно и о чем забывают наши родители, - это то, что необходимо учить ребенка уходить от проблемы. У нас ведь что зачастую слышишь? Получил - дай сдачи. То есть родители учат конфликту. Но почему бы в той ситуации, когда ты уже «получил», не сообразить, что дальше может стать хуже. Может стать реально опасно и закончиться, как угодно. Что есть моменты, когда нужно просто уйти. Всегда может найтись противник сильнее. Или несколько противников. Может, и здорово выглядит образ «наказания хулигана». Но ведь может статься и так, что в итоге сам и пострадаешь. И ради чего?

Мы учим, как не реагировать на провокацию, агрессию. Как не допустить вспышки конфликта и контролировать свои эмоции. Отдавать себе отчет в том, что злишься, но сейчас уйдешь от конфликта, потому что он может представлять угрозу. Особенно это важно во взаимоотношении со сверстниками, для предотвращения буллинга, травли.

- То есть учить не столько защищаться, сколько анализировать ситуацию и прогнозировать последствия?

Именно. На тренингах мы как раз обыгрываем разные ситуации, показываем разные исходы, проигрываем ситуации травли, когда все кричат на одного. Это дает возможность почувствовать себя и тем, кого травят, и агрессором. Понять, как ты будешь выглядеть, если ты уйдешь, если не ответишь. Что будешь чувствовать ты, что будут чувствовать окружающие. Мы проговариваем, какой из вариантов самый конструктивный.

Важно вообще менять культуру отношения к безопасности. Учить не только детей, но и взрослых.

- Как заговорить с ребенком о безопасности? Когда начинать объяснять?

Нужно с самого малого возраста показывать все на своем примере, с объяснениями. Например, чем меньше ребенок, тем чаще его угощают на улице. Объясните, что если угостили, посмотри на маму, она скажет - можно или нет. Также важно при ребенке показывать недопустимость нарушения личных границ. Многие жалуются, что малышей часто трогают, треплют за щечки. И родители в гневе срываются на оскорбления и недовольство. В то время как намного конструктивней просто сказать «пожалуйста не надо, нам это неприятно». Спокойно и уверенно. Цель - не рассказать окружающим, что мы думаем о них, а избежать конфликта и неприятной ситуации. Таким образом мы даем ребенку инструмент. Показываем, как он сможет сделать то же самое. Ведь оскорбить взрослого он все равно не сможет. А научиться спокойно возразить - вполне.

- В нашем детстве дети часто гуляли одни, сейчас же родители не выпускают на улицу даже школьников. Как вы считаете, мир правда стал опаснее?

Я не думаю, что стало намного опаснее. По крайней мере, мое детство не было таким уж безопасным. Вспоминаю разные истории, о которых просто не знали мои родители. Потому что родителям было страшно сказать. Да, число преступлений растет, но растет и количество людей в городе. И в целом сейчас работает больше правил, за ситуацией больше следят. Если раньше эксгибиционист мог гулять по улице достаточно долго, сейчас это все-таки пресекается.

Растет осведомленность. Раньше знали, что происходило во дворе и о чем писали в газетах. А в газетах писали далеко не обо всем. Теперь есть интернет, мы знаем очень много. И больше боимся. Есть в этом свои плюсы, есть и минусы. Опять же, преступники стали изощреннее: раньше заманивали на конфетку, потом на щеночка, теперь зовут к маме. Потом придумают еще что-нибудь.

Именно поэтому мы не пугаем детей конкретными ситуациями, а учим безопасным принципам поведения в целом. Приемам, которые сработают в любой ситуации, с какими бы новыми словами не подошел тот самый «незнакомый».

Чему нужно научить ребенка:

1. Держать безопасную дистанцию. Повторяющиеся попытки ее нарушить - это сигнал опасности.

2. Уточнить у взрослого, которому доверяешь. Если не спросить разрешения, то хотя бы поставить в известность.

3. Оценить ситуацию. Помнить: взрослый никогда не попросит помощи у ребенка, а родители никогда не пошлют за ребенком незнакомого.

4. Уходить в безопасное место. Домой, в школу, в любое учреждение (например магазин).

Чему нужно научить ребенка, чтобы не волноваться каждый раз о детской безопасности, отпуская на прогулку или отправляя в школу.

Источник: pixabay

Когда ваш ребенок учился ползать и ходить, вы оберегали его от острых углов, розеток, горячих чашек, предупреждая о том, что может случиться «беда». Ребенок подрос, и теперь самое главное - чтобы он бережно относился к себе и без вашего присутствия. Всем известно, что дети, которые гуляют сами без родителей, могут стать легкой добычей преступников. О безопасности детей и правильном взаимодействии с «чужими» взрослыми рассказывает Анна Носач. А еще предлагает сыграть с детьми в три психологические игры.

Объясните ребенку, кто такой незнакомец

Расскажите малышу, что незнакомец - это тот, кого он не знает. Большинство незнакомых людей добрые, но иногда встречаются опасные, которые могут обидеть. Это может быть мужчина, женщина, дедушка, бабушка или другой ребенок. Главное, что должен понимать малыш, - это чужой человек, с которым никуда и никогда нельзя уходить, даже если он знает его имя или говорит, что знает родителей. Объясните: если ребенок познакомился на площадке с другим ребенком, играть с ним можно только там, где разрешили родители.

Можно ли ребенку доверять незнакомцу?

Есть дети, которые сами с удовольствием идут знакомиться со всеми прохожими, рассказывают им о себе. До трех лет такое поведение можно считать нормальным, здесь просто нужно активное участие родителя и напоминание важного правила: если ты хочешь познакомиться с кем-то, сначала спроси у меня. Но если ребенок и в семь лет абсолютно открыт ко всем окружающим, никогда не сторонится чужих и не отделяет посторонних от близких, то стоит проконсультироваться с психологом.

Научите ребенка

Если подошел незнакомец, то нужно сразу отойти от него подальше, подойти к тому, кого знаешь, и рассказать о том, что к тебе подошел чужой человек. Даже если тебе хотят что-то подарить или просят о помощи - всегда говори «нет» и уходи. Если гуляешь возле дома, не забегай в подъезд, лучше позвони в домофон или позови родителей или знакомых.

Детей помладше можно попросить сообщать о своих перемещениях по квартире или игровой площадке - это сформирует привычку держать родителей в курсе своего местонахождения.

Поиграйте

Инсценируйте встречу ребенка с незнакомцем. Один из родителей может играть роль незнакомца, который что-то дружелюбно предлагает крохе. Ребенок должен сразу отойти и подбежать к другому родителю, рассказав ему о встрече с «чужаком». Разнообразьте игру различными «приманками». Пусть ваш «незнакомец» будет добрым, беспомощным или, наоборот, грозным, требующим, чтобы ребенок подчинился и пошел с ним.

1Агрессивный взрослый Опасно, если чужой человек начинает уводить ребенка силой. В таком случае ребенку понадобятся силы и смелость, чтобы громко кричать. Главное - делать это правильно! Просто слезы и крики не помогут. Окружающие могут не понять, что происходит, и подумать, что перед ними обычная картина, когда родитель пытается усмирить капризного малыша.

Научите ребенка Если кто-то схватил за руку, то нужно отбиваться и кричать, что ты этого человека не знаешь. Например, так: «Помогите! Это не мой папа!»

Поиграйте Выберите любую игру, в которой присутствует захват. Пусть взрослый догоняет и ловит ребенка, а тот должен громко звать на помощь. Здесь важно помочь ребенку не стесняться громко кричать.

2Знакомые «незнакомцы» К сожалению, около 80 % случаев насилия по отношению к детям совершают знакомые им люди. Поэтому иногда знакомые даже опасней чужаков. Ребенок должен знать, кто имеет право забрать его из детского сада, занятий в клубе или из школы. Обязательно уточните в учреждениях, которые посещает ребенок, как действуют воспитатели, если за ребенком пришел кто-то, кого они не знают или кого они не ожидали, или составьте список тех, кому можно забирать вашего ребенка, и договоритесь, что вам сразу позвонят, если за чадом придет кто-то другой.

Научите ребенка Если ты встретил знакомых людей (друзей, соседей, тренера, знакомых твоей семьи) и они тебя куда-то зовут, то всегда сначала нужно рассказать об этом родителям и идти только с их разрешения! Если кто-то из знакомых взрослых делает что-то неприятное, что тебя смущает, трогает за части тела, которые закрываются нижним бельем, заставляет хранить от родителей секреты - обязательно расскажи нам, мы защитим тебя и прекратим это.
Конечно, чтобы объяснить такие вещи ребенку, понадобится не просто одноразовая беседа. Необходимы истории, примеры, которые не напугают его, но помогут реагировать правильно. Хорошо вместе с родителями посетить специальные занятия, где малыш в компании с другими детьми сможет научиться правильно действовать.

Поиграйте Попробуйте с ребенком вспомнить сказки, в которых знакомые или малознакомые персонажи поступили с героем нехорошо. Например, Лиса Алиса и Кот Базилио, которые подружились с Буратино, только чтобы получить золотые монетки, мачеха Гензеля и Гретель, которая бросила их в лесу… Только обязательно напомните ребенку, что большинство людей хорошие, но встречаются и плохие. Поэтому всегда нужно говорить родителям или опекающему взрослому, если кто-то зовет с собой.

3.Потерялся! Какими бы внимательными ни были родители, это может произойти: вы оборачиваетесь и видите, что ребенка рядом нет, хотя только что он был рядом! Немного спокойнее тем родителям, которые знают, что их малыш умеет правильно себя вести в таких ситуациях.

Научите ребенка Если ты понял, что потерялся, то сделай две вещи: первое - остановись; второе - громко зови того, кого потерял. Никуда не уходи и жди родителей на месте. Если кто-то предложит пойти поискать твоих близких или скажет, что он знает, где они, - не соглашайся уходить с другим человеком. Скажи: «Я буду ждать родителей здесь!»

Поиграйте Пусть ребенок играет роль «потеряшки», остановится и громко зовет вас. Подойдите к нему в роли незнакомца и предложите поискать родителей, пойти подождать их в кафе, где есть вкусное мороженое. Ребенок должен отказываться. Игра поможет крохе запомнить алгоритм действий. Попробуйте поменяться ролями, чтобы ребенок стал «незнакомцем» и пытался позвать с собой «потеряшку». Так малыш поймет, что есть люди с разными мотивами, и вы сможете ему продемонстрировать правильную модель поведения.

Советы родителям, которые хотят обучить ребенка безопасному поведению:

  • С раннего детства старайтесь вместо запретов формулировать просьбы. Вместо «Не убегай далеко» говорите: «Будь там, где сможешь видеть меня, а я - тебя» или просто «Иди рядом со мной».
  • Демонстрируйте детям пример осторожного и безопасного поведения: пристегивайтесь в автомобиле, не перебегайте улицу на красный свет, не разговаривайте с незнакомцами.
  • Уважайте ребенка, его чувства, мнения, не высмеивайте его и не учите слушаться кого-то только потому, что он взрослый. Тогда ребенок привыкнет, что его должны уважать и другие взрослые, и не позволит чужим манипулировать собой.
  • Не запугивайте сына или дочь страшными историями. Лучше играйте и формируйте нужное поведение. Если не знаете, как и во что играть, - сводите ребенка на специальные занятия и тренинги по безопасности.
  • Не принуждайте ребенка к объятиям, когда ему этого не хочется. Не заставляйте его целовать кого-то из вежливости.

Три года - возраст переломный, даже если оставить в стороне пресловутый кризис «я сам». Именно сейчас родители отдают отпрысков в детский садик - начинается первый этап «взрослой» жизни. Но так уж повелось, что в школу детей усиленно «готовят», а в детский сад - нет. Возможно, первые «приступы» самостоятельности у наших детей создают иллюзию, что они уже все понимают: стоит им сказать, что детский сад - это их «работа», и они поймут, легко войдут в детский коллектив и будут с удовольствием общаться с «коллегами». Однако на деле…

Экстра или интро?

Как вы думаете, что должен уметь ребенок, чтобы начало детсадовской жизни не было связано с истериками, слезами и даже невротическими расстройствами? Правильный ответ - общаться со сверстниками и со взрослыми. И зачастую мы ожидаем от своего чада открытости и инициативы в общении - ведь дома он такой бойкий! Но в садике он вдруг становится застенчивым, стесняется подойти к детям на площадке, прячется за вашей спиной, отворачивается от воспитательницы… Недоверие к чужим людям в наше время у детей встречается куда чаще, чем готовность подойти к любому незнакомцу. Но если ваш малыш плачет при попытке незнакомого взрослого заговорить, молчит, когда чужой ребенок предлагает ему вместе поиграть, помогите своему крошке «социализироваться» - адаптироваться к новой среде, к новым условиям, научиться общаться с посторонними людьми. Притом сделайте это до того, как малыш пойдет в садик.

Вспомните свой первый визит в детский сад, спросите у родителей, как вы вели себя, когда вас впервые оставили в группе. Попросите супруга - пусть и он напряжет память и расскажет, как проходило его «боевое крещение». Многие психологические черты «переходят по наследству», и если кто-то из родителей был застенчивым, малообщительным, то, возможно, ваш малыш унаследовал это.

Однако даже если вы знаете, что сами были душой компании, не стоит бить тревогу и требовать от сына или дочки, чтобы те общались, общались и еще раз общались. Наши дети очень разные. Если ваше чадо - экстраверт, то есть живет «вовне», черпает информацию об окружающем от других людей, ему будет трудно играть самому, и он найдет себе партнеров по игре. Ну а если детка - интроверт, то есть живет «внутрь», информацию об окружающем получает через свои переживания, он охотно будет играть в одиночку, не испытывая при этом дискомфорта. У экстраверта, как правило, нет проблем в общении - ему скорее нужно будет учиться самостоятельной произвольной деятельности. Во время учебных занятий он будет лучше усваивать материал, если учитель организует игры, «соревнования» с другими детьми. Интроверту же нужно будет научиться общаться с окружающими взрослыми и детьми. И в учебе у него другие мотивы: соревнование с самим собой. Каждый психотип имеет право на существование. И нужно смириться с тем, что даже социально адаптированный интроверт никогда не будет столь же коммуникабельным, как его «зеркальный» тип.

Знакомиться готовсь!

Как же вести себя, чтобы малыш без затруднений вливался в коллектив? Не нужно избегать поездок в гости, на праздники, устраивайте «детские комнаты» с соседскими детьми, приглашая их в гости. Даже застенчивые малыши потихоньку «оттаивают» и учатся общению: радуются новым игрушкам, обществу друг друга. Показывайте пример знакомства уже тем, что при ребенке заговаривайте с другими взрослыми и детьми. И, конечно, с раннего детства введите в обычай прогулки на игровые площадки, где будет возможность пообщаться с разными детьми. Даже для годовалого малыша такая прогулка - целая школа познания. Где еще он научится делиться своими игрушками или просить у кого-то понравившуюся лопатку? Где еще узнает, как выстроиться в очередь у горки, чтобы все могли покататься, как отвоевать свой совочек и как попросить разрешения покатать чужой самосвал, как спасти от разрушения только что слепленный куличик и как познакомиться с этой славной девочкой, у которой нарядная кукла и добрая бабушка, как рассказать о случившемся, чтобы мама не назвала тебя ябедой…

Если же время первого похода в детский садик неминуемо приближается, а вы обнаружили, что ваш малыш не умеет знакомиться и общаться с другими детками, в первую очередь - успокойтесь! Ваши переживания, даже выраженные не словами, а движениями, взглядами, вздохами - источник напряжения для ребенка. Если вы видите, что он хочет поиграть, но не знает, как подойти к «незнакомцу», подойдите вместе с ним, скажите: «Давай спросим у мальчика, как его зовут и можно ли с ним поиграть». Так ребенок получает опыт начала общения.

С пользой для дела

Как еще вы можете помочь своему ребенку? Прежде всего - организуйте для него игры с игрушками и со знакомыми взрослыми и детьми.

Игры для расслабления

В обычную утреннюю гимнастику включайте упражнения для чередования напряжения и расслабления. Это нужно делать для того, чтобы на уровне движений ребенок смог запечатлеть расслабленное состояние. Если у человека мышцы расслаблены - за этим следует и психологическое снятие напряжения.

«Штангист». Пусть ребенок представит себе, что он поднимает тяжести, а потом расслабленно «отдыхает», бросив штангу.

«Надуватель шаров». Ребенок «надувает шар», а потом отдыхает. Он может быть и шариком: его надувают, он все больше напрягается, а потом воздух резко выходит, а «шарик» медленно расслабляется.

Игры-тренировки

Знакомство игрушек с котенком. Дайте ребенку игрушку (например, котенка), лучше такую, которая надевается на руку. Разложите разные игрушки на диване. Пусть котенок знакомится с ними. Поясните ребенку ритуал знакомства: нужно поздороваться, сказать, как тебя зовут, спросить, как зовут его. И можно предложить что-то сделать вместе, например, поиграть.

Для детей постарше игру можно усложнить: после того, как новый знакомый назовет свое имя, нужно ласково это имя повторить (для того, чтобы лучше запомнить его, и для отработки навыка интонационной речи).

Групповые упражнения

Конечно, невозможно приобрести навыки общения вне коллектива. Потому используйте все ситуации, в которых ваш малыш может познакомиться с новым ребенком. Возьмите на себя роль массовика-затейника - предложите деткам, уже знакомым между собой, поиграть в «знакомство», или просто организуйте игру со всеми детьми на площадке.

Знакомство со зверюшками. Предложите детям «стать» зверюшками (зайчиками, белочками, ежиками). Пусть придумают себе имена и познакомятся друг с другом. Даже застенчивые детки смогут раскрепоститься и рассказать что-то о себе: ведь через игру детям легче отрабатывать навыки знакомства.

Знакомство с выдуманными детьми. Это более сложное упражнение. Предложите детям выбрать или придумать себе новые имена. Потом малыши должны перезнакомиться, рассказать что-то о себе «новых». Следующий этап - разыгрывание различных ситуаций знакомства.

Знакомство с девочкой, у которой есть кукла (мальчиком, у которого есть машинка). Вести игру будете вы сами. Взрослый: «Давайте поиграем. Кто-то из нас будет девочкой, которая пришла на площадку с куклой (назначить ребенка на эту роль). А остальные с нею будут знакомиться».

Пусть дети сами придумают, какие слова нужно сказать. Потом можно поменять роли. Пусть тот, кто был «девочкой», скажет, у кого лучше получилось с ней познакомиться. Взрослый может корректировать высказывания ребят: «Меня зовут Сережа. А тебя как? Давай поиграем!"…

Знакомство с мальчиком, который пришел без игрушек. Для застенчивого малыша еще труднее войти в общую игру, если он не может предложить другим деткам даже игрушку. Пусть тогда они сами проявят инициативу и помогут ему войти в игру. Если ваш малыш застенчив и оказывает помощь в знакомстве еще более скромному сверстнику - это дает неоценимый опыт. Что нужно учесть: обычно «безигрушечный» ребенок - грустный. Как нужно познакомиться? «Тебя как зовут? Меня - Оксана. Хочешь со мной поиграть?»

Знакомство с девочкой, которая не хочет знакомиться. Три года - возраст отрицания. Часто дети на какие-то предложения или вопросы отвечают «нет» не потому, что не хотят чего-то делать, а просто из чувства противоречия. Это - достаточно трудное упражнение. Не ожидайте, что ребенок сам придумает выход из этой ситуации. Чаще всего отказ знакомиться вызывает разочарование. Но это упражнение можно использовать для того, чтобы подобная ситуация в реальности не стала неожиданной для ребенка. Предложите детям познакомиться с девочкой, которая молчит в ответ (не говорит, как ее зовут, не хочет играть). Подскажите ребенку, что нужно сказать: «Хорошо, когда тебе станет скучно, приходи к нам».

Конечно же, если ваш малыш попал в такую реальную ситуацию, вы ему поможете - хотя бы своим увлеченным участием в игре. А пока подобные игры воспитают в ребенке терпение, способность откладывать и ожидать выполнения своего желания. А карапуз, который несколько минут назад не хотел знакомиться, может подойти и какое-то время наблюдать, а потом молча присоединится к вам. Через некоторое время можно еще раз спросить, как его зовут.

Когда мы учим ребенка ритуалу знакомства, и он повторяет его, «знакомясь» с игрушками, воображаемыми и настоящими детьми, важно еще настроение, с которым малыш произносит знакомые слова. Ведь если сказать «Давай с тобой играть» с угрюмым выражением лица, если показать, что ты боишься, то другие детки вряд ли захотят играть с тобой. Потому во время игры обязательно обращайте внимание ребенка на то, что лицо должно быть добрым, голос - веселым и приветливым. Пусть малыш потренируется. А на площадке с другими детьми можно тренироваться «знакомиться» с разным настроением (грустным, веселым, сердитым) - пускай кроха сам выберет, какое знакомство ему больше понравилось.

: Время прочтения:

Проблема безопасного поведения детей — боль всех родителей. Как научить ребенка быть осторожным там, где нас нет рядом, и самому беспокоиться о своей безопасности?

Рассказывать страшилки про злых дядь и теть — бесполезное занятие, убежден детский психолог Олег Зерницкий . Он поясняет, почему в данном случае гораздо эффективнее развить у детей навыки самостоятельно мыться и готовить.

Чем больше мы пытаемся оградить детей от опасностей и разных неприятных вещей, тем с большей вероятностью они в них «влезут». Ведь когда мы стремимся «постелить соломку» на каждом шагу ребенка, то лишаем его возможности развить знание о самом себе: границах своего тела, собственных страхах, своих возможностях и потребностях.

Дети, которые не воспринимают предупреждения родителей об опасности, как правило, воспитываются не согласно возрасту, а как более младшие. Родители решают за них элементарные проблемы, обслуживают там, где они уже могут проявлять самостоятельность. А если у ребенка нет достаточного уровня зрелости, он не сможет понять ваше предостережение, что нельзя доверять незнакомым людям, вступать с ними в диалог и уходить за ними.

Конечно, здесь речь еще и про доверие между родителем и ребенком. Вопрос о том, пойдет ли ребенок с чужим дядей или тетей, тесно связан и с тем, насколько он склонен доверять родителям, точнее — той информации, которую они сообщают. Если ребенок доверяет родителю, он всерьез воспринимает его предупреждения.

Но доверие/недоверие ребенка родителям во многом также зависит от того, насколько родители сами доверяют ребенку: позволяют ему принимать решения, быть самостоятельным. То есть мы опять упираемся в необходимость развивать и подпитывать у детей навыки самостоятельности.

Как научить ребенка защищать свои границы

Ребенок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое». Только осознавая все это, он начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ. Для МОЕГО здоровья. Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».

  • приготовить простое блюдо;
  • оказывать себе элементарную медицинскую помощь (помазать порез зеленкой, заклеить пластырем);
  • самостоятельно помыться;
  • следить за своим расписанием и планировать день;
  • самостоятельно встать и собраться в школу.

Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять — семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу, это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.

Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно:

1 Над границами тела. Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.

2 Над самостоятельными перемещениями. Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.

3 Над ответственностью и управлением временем. Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.

4 Над взаимодействием с окружающими. Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.

Как правильно рассказать ребенку об опасности

Безопасному поведению нельзя научить через картинки, плакаты и страшилки. Ему нужно учиться в жизни, на примерах, в общении со взрослыми, в совместной деятельности.

Начинать разговоры о безопасном поведении стоит также с пяти лет. Но страшилки приводят исключительно к страхам и тревоге. Это неэффективный путь борьбы за его безопасность. Не запугивайте ребенка, объясняйте.

1 На собственном примере. Гуляя вместе, обращайте внимание малыша на то, что происходит вокруг вас и на свое поведение. Ведете через дорогу — почему не идете на красный свет, а ждете зеленого?

Задавайте ребенку вопросы, чтобы удостовериться, что он понимает, почему вы делаете что-то связанное с опасностью тем или иным образом. «Почему нельзя идти на красный свет?», «Что нужно сделать, когда переходишь дорогу? Почему нужно посмотреть именно в эту сторону?».

2 В игре. Ситуации также можно разыгрывать в сюжетно-ролевой игре. Например, кому-то из персонажей предлагают вкусную конфету и заманивают с собой. Он соглашается или отказывается. Мы обсуждаем с ребенком возможные последствия и опасность такого решения. Зайчик пошел за волком, который обещал морковку, а тот его съел.

3 В наблюдении за другими. Ситуацию с «нехорошими дядями и тетями» я бы рекомендовал объяснять следующим образом: «Обычно люди нормальные и доброжелательные. Заметь, они без дела не подходят к нам, не лезут в чужую жизнь. Но бывают люди, которым что-то нужно от других. Они могут подходить и предлагать тебе что-то, что обычно другие незнакомцы предлагать не станут. Они могут вести себя как родные или хорошо знакомые. Не стоит соглашаться на их предложения. Надо обезопасить себя и на всякий случай бежать от них в сторону, где ты видишь скопление других людей. Или звать на помощь».

Ребенок в шесть лет должен знать свое полное имя, домашний адрес и помнить (или носить с собой) номер телефона родителей.

Безопасность подростков

Для детей раннего подросткового возраста (с десяти-одиннадцати лет) ключевую роль играет сохранение контакта с ребенком. Доверительные отношения — это высокая вероятность, что ребенок расскажет правду о том что с ним происходит. Мы не можем застраховать детей от всех ошибок. Наша задача хотя бы знать, что ребенок помнит о наших предостережениях и доверяет тем знаниям, которые мы ему дали.

Повторюсь, проблема в том, что у родителей во времена нашей всеобщей занятости нет времени научить ребенка узнавать себя: свои интересы, свои границы, свои возможности. Становясь подростком, он начинает пробовать и определять эти рамки, но уже на другом уровне — гораздо менее безопасном, чем в дошкольном возрасте.

Безопасность в интернете

В интернете действуют следующие правила:

  • не добавлять в друзья незнакомых людей и не вступать с ними в переписку;
  • играя в игры онлайн использовать псевдоним и не сообщать о себе подробную информацию;
  • если вдруг случается знакомство в сети в какой-либо игре и планируется встреча, обязательно сообщать об этом родителям, говорить куда и с кем ты идешь, брать с собой кого-то из родственников.

Запомнить

Ребенок должен научиться понимать и принимать ответственность за себя, свои границы, свои вещи. Это начинается с элементарных задач — протирать свою полку раз в неделю, убирать игрушки, следить за готовностью к занятиям в кружках.

Ребенок должен доверять тому, что говорит родитель, у него должен быть опыт того, что мама и папа не «накручивают» его просто так, а говорят «по делу».

Только при таких условиях вы сможете объяснить ребенку, почему так важно следовать правилам безопасности.